В связи с ростом индустриального развития городов в 20 века население мира постепенно переместилось в города.

Так под конец 20 веке горожан на планете стало почти 50%, в то время, как в начале века численность городского населения составляла ничтожных 13% от населения Земли.

На данный момент горожан на планете более 50% и все стремятся к жизни в мегаполисе.

В этой статье я хочу рассмотреть 10 самых крупных в Мире агломераций, которые приютили в своих границах более 230-ти миллионов жителей.

Самым крупным городом-агломерацией является Токио с населением 37.7 миллионов жителей, что равно населению Польши.

Общая территория занимаемая агломерацией Токио 8677 км? и плотность населения 4340 человек на км?. Агломерация Токио является столь большой, потому что объединяет в себе 2 крупных города Токио и Йокогама и ряд других более мелких населенных пунктов.

Второе место в этом списке принадлежит столице Мексики -Мехико.

Количество жителей агломерации Мехико достигает 23,6 миллиона человек, которые уживаются на площади 7346 км?. При этом плотность населения составляет 3212 человек на км?. Городская агломерация Мехико расположена выше всех остальных над уровнем моря из тех, кто находится в этом списке.

Третья по количеству жителей агломерация — это город Нью-Йорк, в котором живет 23,3 миллиона человек на площади 11 264 км?. Плотность населения составляет 2 070 жителей на км?. Город является самым крупным финансовым центром мира.

На четвертом месте находится агломерация города Сеул — столица Южной Кореи. Население сотавляет 22.7 миллионов жителей. Общая площадь занимаемая агломерацией составляет 1943 км? и плотность населения 11 680 человек на км?.

Пятое место в этом списке принадлежит городу-агломерации Мумбаи (до 1995 года Бомбей). Количество жителей в агломерации составляет 21,9 миллионов. Территория — 2 350 км? и плотность населения 9 320 жителей на км?. Сам город и вся агломерация очень быстро развиваются.

Шестой в нашем списке оказалась городская агломерация Сан-Паулу (Бразилия). Количество жителей живущих в рамках этой административной единицы составляет 20,8 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 7944 км? и плотность населения 2620 жителей на км?.

Филиппинская столица Манила занимает седьмое местов списке городских агломераций и насчитывает 20,7 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 4863 км? и плотность населения 4256 человек на км?.

Столица Индонезии Джакарта находится на 8 месте в этом списке с численностью населения 19,2 миллиона жителей. Площадь городской агломерации Джакарты составляет 7 297 км? и плотность населения 2631 человек на км?.

Девятое место среди самых крупных в Мире городских агломераций занимает столица Дели. Численность населения в этой агломерации составляет 18,9 миллонов человек при площади 1425км?. Плотность населения — 13 265 жителей на км?, что выводит эту агломерацию на первое место по плотности населения.

Храм Лотоса в Дели

Всё в этом мире имеет свойство изменяться. Причем иногда эти изменения происходят очень стремительно. Еще столетие назад большинство жителей планеты проживали в селах. Сегодня же города становятся локомотивами научно-технического прогресса, центрами экономической, политической и культурной жизни. Города увеличиваются в своих размерах, разрастаются и в конце концов сливаются друг с другом, формируя крупные агломерации.

Значение слова «агломерация»

Этот термин на сегодняшний день используется в трех научных дисциплинах - биологии, геологии и урбанистике. Однако считается, что первоначально он появился в лоне геологической науки.

В геологическом деле агломерация - это термическая обработка руды и рудного концентрата.

Позже этот термин перекочевал в социальную географию, урбанистику и демографию. Здесь, по аналогии, агломерация - это слияние городских поселений в единое целое. Во второй половине ХХ века урбанисты начали активно использовать это слово для обозначения общих мировых тенденций, спровоцированных процессами глобальной урбанизации.

Городская агломерация

Города увеличиваются, обрастают новыми заводами и предприятиями, привлекают к себе все большее количество новых жителей. Как результат - на окраинах строятся всё новые и новые жилые кварталы, спальные районы… Незаметно для себя и для своих жителей город начинает «поглощать» некогда самостоятельные села и поселки, расположенные рядом. Так рождается процесс соединения.

Агломерация - это компактное слияние нескольких городов, которые отныне становятся единым целым, одной органичной системой со своими внутренними устойчивыми связями.

Чтобы более живо представить себе, что такое агломерация, вообразите, что вы поднимаетесь на самолете высоко в небо в ясную безоблачную ночь. Посмотрев вниз, вы увидите на земной поверхности, в некоторых её участках, плотные и яркие световые сгустки, обозначающие места компактной городской застройки. Именно по этим пятнам света и можно определить крупнейшие городские агломерации.

Все агломерации делятся на два типа:

  • моноцентрические (те, которые сформировались вокруг одного крупного ядра);
  • полицентрические (сформировавшиеся из нескольких центров).

Исторический аспект

Процесс формирования городских агломераций очень интересный и порой неожиданный. К примеру, город Васильков, основанный в 988 году, когда-то был таким же важным городом Киевской Руси, как и Киев. Сегодня же он является всего лишь частью крупной Киевской агломерации.

Самые первые агломерации, как ни странно, появились еще в древнем мире. Это были Рим, Александрия и Афины. В 17-м веке к числу городских агломераций присоединился Лондон и Париж. Правда, это были крохотные (по современным меркам) агломерации, насчитывающие всего 700 тысяч жителей.

В начале ХХ века кварталы зданий, тянущиеся вдаль на много километров, казались совершенной дикостью. Сегодня же это воспринимается весьма прозаично. Более того, дети из крупных мегаполисов могут годами не видеть леса, широкого поля и обычной деревни. Всё это - реалии нашего века.

К 1970 году в США уже существовало 16 крупных агломераций, в которых было сконцентрировано около 40% населения страны. Однако агломерации продолжают расти и в наши дни! И если раньше сливались друг с другом отдельные города, то сегодня уже срастаются целые городские агломерации. Ученые уже даже придумали название и для этого феномена - конурбации.

Формирование российских агломераций

Все агломерации России - детища ХХ столетия. Раньше условий для их формирования просто не было. Неким исключением здесь можно считать лишь Санкт-Петербург, агломерация которого начала формироваться несколько ранее.

На рубеже 19-20-го веков, в эпоху индустриального бума, возле крупных городов России стали возникать заводы и фабрики. Поселки, закономерно возникающие рядом, стали основой для будущих городов-спутников. Так, вокруг Москвы уже в начале ХХ века «родились» Мытищи, Люберцы, Кусково, Орехово-Зуево и другие.

Крупнейшие агломерации в России

По современным российским нормативам, агломерация - это группа населенных пунктов с населением в её центральном городе (ядре) не менее 100 тысяч жителей. При этом на расстоянии в 1,5-часовой транспортной доступности от него должно находиться еще как минимум два города или поселка.

В России доминируют моноцентрические агломерации с одним центральным городом-ядром. Такой центр, как правило, намного превосходит свое окружение как по размерам, так и по уровню экономического развития. Для российских агломераций не чужды общемировые характеристики и тенденции: высокая плотность населения, высокая степень индустриализации, а также обилие научных и учебных комплексов.

На сегодняшний день в России насчитывается 22 агломерации-миллионера (то есть в каждой из них живет свыше одного миллиона человек). Самая крупная российская агломерация, само собой разумеется, - Московская с населением около 16 миллионов человек. За ней следует Санкт-Петербургская (приблизительно 5,5 миллиона), Ростовская (около 2,5 миллиона), Самарско-Тольяттинская (2,3 миллиона), Екатеринбургская и Нижегородская (по 2 миллиона жителей в каждой агломерации).

ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ (от латинского aggloméra - присоединять, накапливать, нагромождать), компактная территориальная группировка поселений (главным образом городских), объединённых многообразными и интенсивными связями (хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и др.). Городская агломерация как целостное территориальное социально-экономическое образование возникает на основе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или нескольких городов-ядер). В окружении крупного города формируются поселения разных типов (пригороды, города-спутники и т.п.), служащие его производственными, транспортными, рекреационными, коммунально-хозяйственными и другими дополнениями. Пространственная сближенность и взаимодополняемость поселений городской агломерации способствуют созданию благоприятных условий для развития в них разнообразных сфер деятельности.

Различают: моноцентрические городские агломерации с одним городом-ядром, на который ориентировано развитие и функционирование окружающих поселений, расположенных в его пригородной или в так называемой внешней, периферийной зоне (например, крупнейшие городские агломерации России - Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская и др.); полицентрические городские агломерации, имеющие в качестве ядер несколько расположенных относительно недалеко друг от друга крупных городов-центров [например, Нижнерейнско-Рурская агломерация в Германии, её главные центры - фактически слившиеся города Дуйсбург, Эссен, Бохум и Дорт-мунд (так называемый Рурштадт), а также Кёльн, Дюссельдорф и Бонн; смотри Конурбация]. В крупных городских агломерациях часто формируются локальные гнёзда расселения - агломерации 2-го порядка (например, Ногинско-Электростальская, Орехово-Зуевская, Коломенская, Серпуховская и другие агломерации в окружении Московского мегаполиса). В местах с наиболее благоприятными условиями для территориальной концентрации различных видов деятельности и населения разрастающиеся городские агломерации соединяются в мегалополисы. К ним относятся: цепь агломераций атлантичного побережья США, протянувшаяся от Бостона до Вашингтона (Босваш), тихоокеанского побережья Калифорнии - от Сан-Франциско до Сан-Диего (Сан-Сан); Японии - от Токио до Осаки (Токайдо) и др.

Городская агломерация, как ареал взаимосвязанного расселения, обычно замыкает в себе недельный цикл жизнедеятельности населения. Внешние границы городской агломерации, как правило, определяются 1,5-2,0 часа затрат времени для достижения города-центра; по мере совершенствования путей сообщения и транспортных средств границы городской агломерации раздвигаются.

Формирование городской агломерации способствует более полному использованию потенциала крупных городов, одновременно являясь эффективным средством решения их проблем. Неупорядоченный рост городской агломерации ведёт к негативным последствиям (в более крупных масштабах и с большей остротой воспроизводящим недостатки больших городов): чрезмерной скученности населения и концентрации сфер хозяйственной деятельности на ограниченной территории, резкому обострению экологических и транспортных проблем, острому дефициту водных ресурсов и др. Совершенствование пространственной организации городской агломерации на плановой основе - важная задача государственной политики в области градостроительства.

В большинстве стран мира в 20 веке (особенно во 2-й половине 20 века) городские агломерации становятся важнейшими звеньями территориальной организации хозяйства, мощными узлами в опорном каркасе расселения. В высокоразвитых странах рост городских агломераций происходит в результате «разгрузки» городов-ядер от чрезмерно разросшихся в них сфер хозяйственной деятельности за счёт разрастания их пригородных зон - развития процессов субурбанизации (смотри в статье Урбанизация); численность населения пригородных зон обычно превышает людность городов-центров.

В России развитие городских агломераций происходит главным образом путём привлечения в зону тяготения крупных центров новых объектов промышленности и сферы услуг, а также населения (в том числе из других регионов страны). Практика постоянного расширения городской черты, то есть поглощения городами-ядрами поселений пригородных зон, затушёвывает реальную картину развития агломерационных процессов в стране. В среднем доля пригородов и городов-спутников в численности населения российских городских агломераций составляет около 20% (середина 2000-х годов), этот показатель не изменяется с начала 1990-х годов. Всего в России насчитывается 53 крупных городских агломерации (с численностью населения центральных городов не менее 250 тысяч человек; 2002, перепись). В них проживают 66,0 миллионов человек (45,5% населения страны), в том числе в городах-центрах агломераций - 46,2 миллионов человек, в пригородных зонах - 19,8 миллионов человек. За 1989-2002 число городских агломерацих не увеличилось, а их население сократилось на 2,1% (городов-центров - на 1,1%, пригородных зон - на 4,3%).

Лит.: Дубровин П. И. Агломерации городов (генезис, экономика, морфология) // Вопросы географии. М., 1959. Сб. 45; Лаппо Г. М. Развитие городских агломераций в СССР. М., 1978; Проблемы изучения городских агломераций. М., 1988; Анимица Е. Г., Власова Н. Ю. Градоведение. Екатеринбург, 1998; Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации. М., 1999.

Что такое агломерация и почему это понятие встречается все чаще? Данный термин имеет определение как групповые формы городского расселения, которые связаны с историческим разрастанием городов и ростом населения.

Агломерации – это системы поселений, размещающихся рядом и связанных между собой постоянными трудовыми, организационными или хозяйственными связями. Центром городской агломерации является ядро. Что это такое? Обычно это крупнейший населенный пункт на рассматриваемой территории.

Вконтакте

Общие понятия

Экономическая литература определяет данную форму заселения территории как концентрацию промышленных предприятий, а география – как систему поселений, поэтому их делят на:

  • городские;
  • промышленные.

Такая система поселений выводит производительность труда на новый уровень, обеспечивает людей разнообразными и качественными услугами и повышает конкурентоспособность национальной экономики, что ведет к росту благосостояния населения.

Промышленная агломерация сосредотачивает в себе также множество предприятий , и является важной частью экономики государства.

Формируется подобное поселение на основе , возникающего между различными городками и поселками, и крепко связывающего их торговыми связями. Изначально все функции рынка сосредоточены в центре городской агломерации , и лишь со временем перемещаются в периферийные города. В окружающих большой центр населенных пунктах, создаются объекты производства, обеспечивающие необходимыми вещами центр, и на этой основе возникает единая рыночная система.

Исторические данные

Процесс урбанизации шел достаточно давно, но только за последние 100 лет начал стремительно развиваться. Еще на начало 19 века городские жители составляли 13 % от общего населения страны, а к началу 20 века их количество выросло до 50 %. Урбанизация продолжается и сегодня, однако агломерации были и в древности: в Риме, Афинах, Вавилоне. В Европе их появление замечено только в 17 веке, например, вокруг Парижа, а в Северной Америке — лишь в 19 веке.

Данный термин придумал географ М. Руже, который утверждал, что агломерация – это вовлечение ближайших поселков в несельскохозяйственную работу за пределами их границ. Несмотря на то, что сегодня существует множество определений данного термина, главным принципом его остается процесс расширения и увеличения города.

Критерии определения

Повсеместный процесс урбанизации создал достаточно большое количество развитых больших городов, количество жителей в которых превышает несколько миллионов. Является ли каждый такой город агломерацией? Да, если соблюдаются следующие пункты:

  • от 100000 чел. на 1 квадратный метр;
  • менее 20 км неиспользованной территории между центром и периферией;
  • от 5 и более поглощенных спутников;
  • высокая интенсивность движения населения с окраин в центр и обратно;
  • общая инфраструктура;
  • логистическая сеть;
  • высокий процент людей, занятых промышленными работами.

На основе таких формирований можно подробно рассмотреть концентрацию промышленности в определенных районах и отследить миграцию работоспособного населения.

Процесс урбанизации

Городские агломерации

Такую форму поселений можно подразделить на типы:

  • моноцентрические – формирующиеся в области большого города (Нью-Йорк, Париж);
  • полицентрические (конурбация) – с несколькими центрами, т.е. те, которые формируются вокруг нескольких городов сразу (Рурский бассейн).

Моноцентрические агломерации в количественном плане преобладают над полицентрическими , поскольку крупный город легче «обрастает» спутниковыми поселками и формирует крепкие логистические и промышленные связи. Рост центрального города сопровождается поглощением поселков в его округе и определением направления для их развития.

Полицентрическая агломерация встречается гораздо реже, поскольку включает сразу несколько городов-ядер. Рурский бассейн, к примеру, сосредотачивает в себе независимые субъекты (Дортмунд, Эссен) со своими спутниками. Полицентрическая агломерация включает в себя полностью самостоятельные ядра, объединенные лишь единой территорией.

Структура и развитие

Крупнейшие городские агломерации исторически сформировались на базе древних столиц , чей возраст превышает сотню лет. Исключение составляют населенные пункты в Америке, которые заранее строились, как крупные населенные и промышленные центры.

Городская агломерация структурирована в пределах города (границы его условны) и разделяется на участки:

  1. Центр (исторический район) с высокой посещаемостью. Здесь располагаются памятники архитектуры и истории, городская ратуша.
  2. Деловой центр, который кольцом окружает центр – здесь находятся офисные здания, множество мест общественного питания и торговые центры.
  3. Жилая зона (возможно старые застройки), которая преобразуется в деловые кварталы — высокая стоимость земли под старыми постройками становится причиной их сноса или модернизации в офисные и прочие здания.
  4. Массовая застройка – это спальные районы и промышленные зоны. Тут располагаются места социальной значимости (больницы, детские сады, школы и пр.).
  5. Пригород – здесь часто располагаются зеленые и промышленные зоны, начинаются поселки-спутники.

Как происходит формирование городской структуры? В несколько этапов:

  1. Индустриальный – начинает формироваться промышленная связь между центром и округами. Пока отсутствуют торговые связи и общая территория.
  2. Трансформационный – создается единый рынок, начинаются и увеличиваются маятниковые миграции.
  3. Динамичный – производство переносится на дальние участки спутников, формируется устойчивая логистическая связь. Слияние ядра и периферии ускоряется. Возникает единая инфраструктура.
  4. Постиндустриальный — процессы слияния заканчиваются. Связи упрочняются и начинается процесс формирования единой деятельности, с одновременным повышением статуса.

Процесс развития и структура не зависит от территориального расположения формирований.

Важно! Функциональное соединение ряда городских агломераций приводит к формированию мегалополиса.

Формирование городской структуры

Агломерации России

Отдельные государства отличаются по типу формирований подобных поселений из-за различных исторических процессов. В России они формировались исключительно по индустриальному типу. Во время СССР использовалась стратегия плановой экономики, которая и подразумевала индустриальную основу для всех процессов урбанизации, но с принятием парадигмы возникли определенные , поэтому сейчас рост и развитие агломераций требует активного участия государства.

Важно! В России такие формы заселения территории нуждаются в полной модернизации, восстановительных работах и перемещении промышленных баз.

В России существует 22 крупнейшие городские агломерации, сформировавшиеся по моноцентрическому типу. Если располагать их по численности населения, получится такой список:

  • Московская;
  • Санкт-Петербургская;
  • Ростовская;
  • Самарско-Тольяттинская;
  • Нижегородская;
  • Новосибирская;
  • Екатеринбургская;
  • Казанская;
  • Челябинская;
  • Волгоградская.

Агломерации России находятся еще на индустриальном уровне, и все еще развиваются, поскольку их обеспеченность трудовыми ресурсами это позволяет. Для них характерно слияние на основе ресурсов или интересов промышленности, а не только из-за наличия крупных городов.

Екатеринбургская агломерация

Крупные агломерации мира

В мире насчитывается огромное количество крупных агломераций, но самыми большими считаются следующие 10:

  • Токио-Иокогама — 37,5 млн чел. и 8677 квадратных метров;
  • Джакарта – 19,2 млн чел. и 7297 квадратных метров;
  • Дели – 18,9 млн чел. и 1425 квадратных метров;
  • Сеул-Инчхон – 22,7 млн чел. и 1943 квадратных метра;
  • Манила – 20,7 млн чел. и 4863 квадратных метра;
  • Шанхай – 18,6 млн чел. и 7037 квадратных метров;
  • Карачи – 18 млн чел. и 3530 квадратных метров;
  • Нью-Йорк – 23,3 млн чел. и 11 264 квадратных метра;
  • Мехико – 23,6 млн чел. и 7346 квадратных метров;
  • Сан-Паулу – 20,8 млн чел. и 7944 квадратных метра.

Внимание! В десятке самых крупных агломераций мира проживают более 230 миллионов людей!

На территории Европы отличным примером может стать Миланская агломерация с населением более 5 млн чел. и площадью в 1 982 км². Многие мировые агломерации по площади и численности населения превосходят некоторые страны.

Крупнейшие агломерации мира

Плюсы и минусы подобных форм поселений

Как и любое современное явление, городская агломерация имеет свои преимущества и недостатки. К первым относятся:

  • увеличение рабочих мест;
  • рост благосостояния населения;
  • сокращение транспортных путей между промышленными объектами;
  • культурный рост населения;
  • развитие рыночных отношений;
  • упрощение логистических связей;
  • ускорение всех экономических процессов на территории.

Недостатки агломераций заключаются в:

  • большой растянутости коммуникаций;
  • снижение комфорта граждан за счет перегрузок ЖКХ;
  • затруднениях в транспортных и логистических системах (пробки, долгие транспортировки грузов);
  • упадок сельскохозяйственной промышленности;
  • загрязнение окружающей среды;
  • миграции из отдаленных городов, что приводит к проблеме трудоустройства;
  • сложности в управлении.

Самые большие населённые городские агломерации. Самые большие города.

Юрий КРУПНОВ — Агломерация и Урбанизация — Как выжить людям в городе?

Вывод

Формирование агломераций – это неизбежные урбанистические процессы, которые имеют свои преимущества и недостатки. В рамках агломераций можно реализовывать массу инвестиционных проектов, которые помогут повысить эффективность производства, создать новые рабочие места и увеличить конкурентоспособность рынков сбыта и услуг.

Городская агломерация — это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций — одна из стадий урбанизации.

Различают моноцентрические (сформировавшиеся вокруг одного крупного города-ядра, например, Нью-Йоркская агломерация) и полицентрические агломерации (имеющие несколько городов-ядер, например, скопления городов в Рурском бассейне Германии).

Близость населённых пунктов иногда даёт так называемый агломерационный эффект — экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в городских агломерациях.

  • 1Критерии объединения
  • 2Конурбация
  • 3Крупнейшие агломерации
  • 4См. также
  • 5Примечания
  • 6Литература

Критерии объединения

Критерии объединения территорий в разных странах различны. Но основными общепринятыми критериями объединения городов и поселений в одну агломерацию являются:

  • непосредственное примыкание густонаселенных территорий (городов, поселков, поселений) к основному городу (ядру города) без существенных разрывов в застройке;
  • площадь застроенных (урбанизированных) территорий в агломерации превышает площадь сельскохозяйственных угодий, лесов;
  • массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции) — не менее 10-15 % от числа трудоспособного населения, проживающего в городах и поселениях агломерации работают в центре основного города.

Не учитываются:

  • существующее административно-территориальное деление;
  • прямое расстояние собственно (без учёта других факторов);
  • близкие подчинённые поселения без прямой связи по транспортным коридорам;
  • неблизкие самодостаточные города.

Примером установленных критериев агломерации может служить определение термина «агломерация», принятое Федеральным статистическим управлением Швейцарии, а именно:

а) агломерации объединяют несколько муниципалитетов, по крайней мере, 20 тыс. жителей;

б) каждая агломерация имеет основную зону, ядро города, включающее в себя, по крайней мере, 10 тыс. жителей;

в) каждая община агломерации имеет, по крайней мере, 2 тыс. человек трудоспособного населения, из которых как минимум 1/6 заняты в основном городе (или группы основных городов для полицентрической агломерации),

г) для полицентрической агломерации дополнительными критериями могут быть:

  • отсутствие разрывов в застройке (сельскохозяйственные угодья, леса) более 200 метров,
  • превышение площади застроенной территории над незастроенной в агломерации составляет 10 раз,
  • рост численности населения в предыдущие десятилетия был не менее чем на 10 % выше среднего.

Агломерации в развитых странах концентрируют значительные массы населения. Рост агломераций отражает территориальную концентрацию промышленного производства и трудовых ресурсов. Стихийный рост агломераций иногда приводит к образованию мегалополиса (суперагломерации или сверхагломерации), к наиболее крупной форме расселения.

Конурбация

Конурбация — (от лат. con — вместе и urbs — город),

  1. городская агломерация полицентрического типа имеет в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего (например, скопления городов в Рурском бассейне, Германия).
  2. в некоторых странах — синоним любой городской агломерации.

Наиболее значительные конурбации (полицентрические агломерации) сформировались в Европе — Рурская в Германии (по разным оценкам в зависимости от состава включаемых городов от 5 до 11,5 млн жителей), Рандстад Холланд в Нидерландах (около 7 млн).

Крупнейшие агломерации

Крупнейшей в мире является агломерация, возглавляемая Токио, в которой насчитывается 38 млн жителей. По оценке ООН в 2010 году на Земле насчитывалось около 449 агломераций с числом жителей более 1 млн, в том числе 4 — более 20 млн, 8 — более 15 млн, 25 — более 10 млн, 61 — более 5 млн. 6 государств имеют более 10 агломераций-миллионеров: Китай (95), США (44), Индия (43), Бразилия (21), Россия (16), Мексика (12).

По некоторым оценкам в России насчитывается до 22 агломераций-миллионеров, в том числе 7 при городах-немиллионерах. Крупнейшая в России Московская агломерация имеет по разным оценкам от 15 до 17 млн и находится на 9—16 месте в мире. Ещё одна (Санкт-Петербургская) российская агломерация имеет от 5,2 до 6,2 млн человек, три (полицентрическая конурбация Самара-Тольятти, Екатеринбургская, Нижегородская) — более 2 млн, Новосибирская — около 1,8—1,9 млн чел.

Вид на Большой Токио(агломерация с населением 38 миллионов человек)

Примеры объединения городов

1. Объединение Чебоксар и Новочебоксарска — проект по объединению столицы Чувашии города Чебоксары и его города-спутника Новочебоксарска.

Проект обсуждается начиная с 1990-х годов.

В 2008 году вопрос об объединении двух городов был вынесен на референдум. На референдуме, состоявшемся 2 марта 2008 года, за объединение проголосовали 75,21 % жителей Чебоксар, принявших участие в голосовании. В то же время, против объединения городов проголосовали 60,31 % жителей Новочебоксарска, принявших участие в голосовании. Объединение не состоялось.

Наблюдатели расценили итоги референдума как провал идеи объединения, однако с 2008 года вопрос неоднократно поднимался вновь.

Предполагалось объединить троллейбусные системы двух городов, а также пустить линию скоростного трамвая между городами (районами) через так называемый 40-тысячный Новый город, застраиваемый на свободной территории между Чебоксарами и Новочебоксарском.

2 Идея слияния Саратова и Энгельса имеет богатую историю . Впервые она была озвучена еще в конце 1980-х. Одним из главных плюсов объединения считалась возможность строительства метрополитена.

Следующая компания по объединению крупнейших городов области стартовала в 2007 г.

Сторонники идеи об объединении обратились в Саратовскую областную думу с просьбой о проведении всенародного референдума. 20 декабря 2007 г. депутаты отклонили предложение. Одной из причин отказа значилось то, что в референдуме было заложено два вопроса: об объединении и названии, в то время как, по закону, вопрос в бюллетене должен быть поставлен так, чтобы ответить на него можно было только «да» или «нет».

Идею объединения не одобряют власти Энгельса, статус которых в таком случае будет понижен до районного. Мнение населения в данном случае осталось не услышанным.

Города имеют очень близкое географическое расположение. В настоящее время города имеют общую инфраструктуру: общими являются энергосети, информационные и оптоволоконные линии, дамбы, общая окружная автодорога. До 2004 года имелась общая троллейбусная система (разъединена она была из-за технических проблем). Кроме того, официальных карт Саратова и Энгельса в отдельности с 2001 года не выпускается.

Слияние де-факто уже практически произошло и остается лишь признать его официально, так как многие жители этих городов уже считают их придатками друг к другу.

См. также

  • Агломерации свыше миллиона жителей
    • Агломерации-миллионеры России
  • Агломерации России
  • Мегалополис
  • Метроплекс
  • Экуменополис

Примечания

  1. Вопросы развития городской агломерации. // lib.vscc.ac.ru. Проверено 31 августа 2012. Архивировано 14 октября 2012 года.
  2. http://www.bfs.admin.ch/bfs/portal/de/index/regionen/11/geo/analyse_regionen/04.parsys.0002.downloadList.00021.DownloadFile.tmp/agglodefdt.pdf
  3. United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division. World Urbanization Prospects, the 2011 Revision. Population of urban agglomerations with 750,000 inhabitants or more, 1950—2025
  4. В вышедшем в 2012 году издании Demographia World Urban Areas даны оценки численности населения, оценки площади городов и плотности городского населения почти 850 городских агломераций мира с населением в 500 и более тысяч человек.