- предмет изучения как наук о природе (естествознания), так и наук о духе (гуманитарного и социального познания). Между естественными и гуманитарными науками ведется непрерывный диалог по проблеме человека, обмен информацией, теоретическими моделями, методами и т.п.

В настоящее время в науке утвердилось представление, что — биосоциальное существо, соединяющее в себе биологическую и социальную компоненты. Следует учитывать также, что не только человек обладает социальной формой существования, но и многие животные.

С точки зрения современной науки более точно разделять биологическую предопределенность существования человека и его (собственно человеческую) сущность. Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука в изучении человека находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания.

Таким образом, можно определенно утверждать, что проблема человека имеет междисциплинарный характер, а современный естественнонаучный взгляд на человека представляет собой комплексное знание, получаемое в рамках различных дисциплин. Целостный взгляд на человека, его сущность и природу невозможен также без привлечения данных гуманитарного и социального познания и философии.

Возникновение научной антропологии. Теория происхождения человека от антропоидных обезьян

Антропология — наука о происхождении и эволюции человека. Антропогенез — эволюционный процесс формирования человека. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и факторах, соотношении антропогенеза и социогенеза.

Первоначальное представление о происхождении человека и общества отражены уже в древних мифологиях. Позднее появились различные версии религиозного взгляда на происхождение человека.

Так, например, в христианстве считается, что первый человек Адам был создан Богом из праха, а первая женщина Ева — из ребра Адама. Независимо от конкретной версии сущность религиозного ответа на вопрос о происхождении человека остается единой: человек есть творение Бога, а конкретные вопросы, сопровождающие и составляющие творческий, божественный акт, есть тайна.

Однако уже в античной философии появляется идея естественного происхождения человека. Но античные представления о происхождении человека имели умозрительный, а порой и просто фантастический характер, будучи не столько результатом обобщения объективных данных, сколько порождением изощренного воображения древних философов.

Бурное развитие антропология получила во второй половине XIX в. после создания Ч. Дарвиным теории эволюции.

Немецкий биолог Геккель выдвинул гипотезу о существовании в прошлом промежуточного между обезьяной и человеком вида, который он назвал питекантропом (обезьяночеловек). Он же высказал предположение, что предками человека были не современные обезьяны, а дриопитеки (древние обезьяны). От них одна линия эволюции пошла к шимпанзе и гориллам, другая — к человеку. Двадцать миллионов лет назад под влиянием похолодания джунгли отступили, и одной из ветвей дриопитеков пришлось сойти с деревьев и перейти к прямохождению. Их останки найдены в Индии.

В 1960 г. английский археолог Л. Лики нашел в Восточной Африке «человека умелого», возраст которого 2 млн лет. Объем мозга составлял 670 см 3 . В этих же слоях были найдены орудия труда из расколотой речной гальки, заостренной при помощи нескольких сколов. Позднее в Кении были обнаружены останки существ того же типа возрастом 5,5 млн лет.

После этого укрепилось мнение, что именно в Восточной Африке в четвертичном периоде кайнозойской эры произошло разделение человека и человекообразной обезьяны. Именно тогда разошлись эволюционные линии человека и шимпанзе.

Современные данные молекулярной биологии позволяют установить, что у человека и современных шимпанзе 91% сходных генов, у человека и гиббона — 76%, у человека и макаки — 66%. В генетическом смысле шимпанзе считается наиболее близкой к человеку современной человекообразной обезьяной. Однако исследование морфологических признаков свидетельствует о том, что больше всего сходства у человека с гориллой — 385. Далее идет шимпанзе — 369, орангутанг — 359 и гиббон — 117.

Человекообразные обезьяны более сходны с человеком, чем с низшими обезьянами, однако, поскольку предки у низших и высших обезьян были общие, между ними все же обнаруживается сходство, тогда как при сравнении низших обезьян с человеком сходство отсутствует.

Что было причиной появления человека в конкретном месте? В Восточной Африке отмечены выходы урановых пород и зафиксирована повышенная радиация, что, как доказано генетикой, вызывает мутации. Таким образом, здесь эволюционные изменения могли протекать более быстрыми темпами.

Возникший вид, физически более слабый, чем окружающие, должен был, чтобы выжить, начать изготавливать орудия, вести общественный образ жизни. Все это способствовало возникновению разума — мощного инструмента слабого от природы существа, не обладающего достаточными естественными органами защиты.

«Человека умелого» («южная обезьяна») относят к австралопитекам, останки которого впервые найдены в Африке в 1924 г. Объем мозга австралопитека не превышал объема мозга человекообразных обезьян, но, по-видимому, этого было достаточно для создания орудий труда.

В 1891 г. на острове Ява были обнаружены останки питекантропа, предсказанного Геккелем. Существа, жившие 0,5 млн лет назад, имели рост более 150 см, объем мозга примерно 900 см 3 . Они уже применяли ножи, сверла, ручные рубила.

В 1920-е годы в Китае был найден синантроп («китайский человек») с близким к питекантропу объемом мозга. Он использовал огонь и сосуды, но еще не обладал речью.

В 1856 г. в Германии обнаружены останки существа, жившего 150-40 тыс. лет назад, названного неандертальцем. Он имел объем мозга, сравнимый с мозгом современного человека, покатый лоб, надбровные дуги, низкую черепную коробку. Неандерталец жил в пещерах, охотился на мамонтов. Умерших сородичей неандертальцы хоронили, что было отмечено впервые.

Наконец, в пещере Кро-Маньон во Франции в 1868 г. были найдены останки существа (названного кроманьонец), близкого по облику и объему черепа (до 1600 см ") к современному человеку, имеющему рост 180 см. Возраст его определен — от 40 до 15 тыс. лет. Это — человек разумный. В ту же эпоху появились расовые различия. У изолированных групп складывались особые признаки — светлая кожа у белых и т.п.

Итак, линия эволюции человека выстраивается следующим образом: «человек умелый» (австралопитек), «человек прямоходящий» (питекантроп и синантроп), «человек неандертальский», «человек разумный» (кроманьонец).

После кроманьонца человек не изменялся генетически, тогда как его социальная эволюция продолжалась.

Антропологи начала XXI в. утверждают, что человек современного типа возник более 100 тыс. лет тому назад в Восточной Африке. Эта гипотеза получила название «Ноева ковчега», потому что, по Библии, все расы и народы произошли от трех сыновей Ноя — Сима, Хама и Иофета.

В соответствии с этой версией, питекантроп, синантроп и неандерталец — не предки современного человека, а различные группы гоминид (человекообразных существ), вытесненных «человеком прямоходящим» из Восточной Африки. В пользу этой гипотезы свидетельствуют генетические исследования, однако они признаются ненадежными некоторыми антропологами и палеонтологами.

Альтернативная точка зрения мультирегиональной эволюции человека утверждает, что только архаичные люди возникли в Восточной Африке, а современные — возникли там, где они живут сейчас. Человек покинул Африку не менее 1 млн лет назад. Эта гипотеза основывается на пачеонтологическом сходстве между современными людьми и далекими предками, жившими в тех же местах.

Какая из этих гипотез справедлива, сказать пока невозможно, так как палеонтологическая летопись неполна, и промежуточные виды до сих пор в полном объеме не известны. Невозможно обнаружить ту точку, в которой биогенез сменился антропогенезом, долгое время биологические и социальные факторы действовали параллельно. Несмотря на многочисленные археологические и палеонтологические данные, картина антропогенеза остается все еше неполной, многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами остаются неизвестными. Сложности возникают еще и потому, что процесс антропогенеза не имел линейного характера.

Эволюция не только человека, но и всего живого осуществляется путем постепенного возникновения боковых ответвлений, многие из которых почти сразу же исчезают, другие уводят в сторону, и только одна линия приводит, в конце концов, к появлению человека разумного. Графически эволюцию гоминид можно представить в виде дерева с множеством ветвей, некоторые из них давно мертвы, другие до сих пор живы.

Несомненно, научные представления об антропогенезе будут не только пополняться, но, возможно, и существенно меняться.

Гипотеза происхождения людей от проточеловека (Homo pre-Sapiens)

Десять вопросов без ответа

Теория происхождения людей от человекообразных обезьян в естествознании в целом считается установленной. Однако например, осмотрительный Ч. Дарвин не употреблял формулировки «человек произошел от обезьяны». В его книге «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.) этой формулировки нет. Даже спустя 12 лет в специальной работе «Происхождение человека и половой отбор » он пишет лишь об эволюции вообще, совершенно не касаясь «промежуточного звена».

О происхождении человека от обезьяны заявили в 1863 г. дарвинисты Фохт, Гексли и Геккель. Именно Геккель говорил о «недостающем звене» между высшими приматами и человеком, имея в виду описанного Линнеем «человека троглодитового», названного Геккелем «обезьяночеловек, лишенный речи».

Вместе с тем такой подход к истории возникновения человека вызывал и продолжает вызывать множество вопросов, остающихся и до настоящего времени без ответа. Вся костно-мышечная система человека, его чересчур большие и негибкие ноги, и слабые руки явно не приспособлены для быстрого лазания и скачков по деревьям.

Следы двух стоп в окаменевшем вулканическом пепле (Танзании), датируемые 3,5 млн лет назад, доказывают, что выпрямленное двуногое хождение на миллионы лет предшествовало труду. Труд привел к совершенствованию прямохождения, но прямохождение — предпосылка для освобождения передних конечностей для труда. Почему обезьяньи предки, спустившись с деревьев, выбрали столь странный способ передвижения, хотя четвероногий ход более легок, быстр и используется всеми нынешними обезьянами?

Почему так укоротились и ослабели передние конечности людей, хотя сильные руки дают явные преимущества в охоте и труде, особенно с примитивными орудиями?

Почему не перешли к труду живущие шимпанзе или вымершие австралопитековые, хотя они миллионы лет были полу прямоходящими, употребляли мясо и часто использовали палки и кости? Следовательно, не труд создал человека (как полагал Энгельс), а труд и речь.

Если предки человека были охотниками (известная картина «Охота древних "людей" на мамонта») и питались мясом, то почему их челюсти и зубы были слабы для сырого мяса, а кишечник относительно тела почти вдвое длиннее, чем у плотоядных животных? Причем челюсти уменьшены у самых ранних прямоходящих животных (пре- зинджантропов), хотя они не знали огня и размягчать на нем пищу не могли. Чем же тогда питались предки человека?

Почему у человека исчез шерстный покров на теле? Хотя ночи в Юго-Восточной Африке весьма прохладные и все, живущие там обезьяны, сохраняют шерсть.

Как животные, предки людей, при медлительности передвижения и отсутствия орудий, кроме жалких палок и камней, спасались от хищников?

Почему разумные люди в массовом порядке (войны) убивают друг друга?

Почему человек расселился по всей Земле?

Столь многочисленные тайны в реконструкции исходной формы человека свидетельствуют о том, что в современной теории антропогенеза есть какой-то крупный пробел.

На все перечисленные и многие другие вопросы о происхождении человека дала убедительные ответы гипотеза, выдвинутая в 1970-е годы советским исследователем, профессором Б.Ф. Поршневым.

Кто мы?

Тридцать пять миллионов лет назад от древних насекомоядных млекопитающих обособилась группа первичных животных (рис. 4.1), от которой между десятью и семью миллионами лет назад образовался предковый ствол африканских человекообразных обезьян (гиббон, горилла).

Между семью и шестью миллионами лет назад общий с африканскими человекообразными обезьянами предковый ствол разделился на две части: гоминоидную линию (семейство троглодитидов) и понгидную линию (высшие древние антропоидные обезьяны: бонобо, шимпанзе).

Прямоходящие, двуногие, двурукие, но бессловесные троглодитиды были еще не люди, но уже и не обезьяны.

Если непредвзято поставить вопрос об отличительных признаках человека, данных опытом истории, и которые не могут быть распространены на животных, то таких признаков оказывается только два.

  • Люди — единственный вид, внутри которого систематически практикуется крупномасштабное, рационально не объяснимое, взаимное умерщвление.
  • Люди — единственный вид, способный к абсурду, а логика и синтаксис, практическое и теоретическое мышление — его деабсурдизация.

Организм же животного ведет себя в любой, даже в искусственно созданной, ситуации с физиологической точки зрения совершенноправильно — дает картину нервного срыва, сконструировать абсурд его нервная система не способна.

Рис. 4.1. Вариант схемы процесса антропогенеза: А — гоминидная линия; Б — гоминоидная линия; В — понгидная линия; Г — предковый ствол африканских обезьян; 1 — ископаемый гиббон; 2 — древняя горилла

В семействе троглодитидов отчетливо выделяются три рода: австралопитеки, археоантропы и палеоантропы (см. рис. 4.1). Низшая форма, австралопитеки, по объему и строению мозга, по морфологии головы, — весьма похожа на антропных обезьян, но радикально отличается от них прямохождением.

Высшая форма прямоходящих палеоантропов, по строению тела, черепа, мозга — в высшей степени похожа на человека.

Троглодитиды, начиная с австралопитековых и кончая палеоантроповыми, умели лишь находить и осваивать кости и трупы умерших и убитых хищниками животных. Но и это было для них весьма сложной задачей. Ни зубы, ни ногти, как жевательные мышцы и пищеварительный аппарат, не были приспособлены к подобному «трудовому занятию». Овладеть же костным и головным мозгом и пробить толстые кожные покровы помог им лишь навык, восходящий к инстинкту разбивания камнями орехов, моллюсков, рептилий, проявляющийся повсеместно в филогенезе обезьян. Это была чисто биологическая адаптация к принципиально новому способу питания — некрофагии.

Троглодитиды не только не убивали крупных животных, но и имели жесткий инстинкт ни в коем случае не убивать, иначе разрушилась бы их хрупкая биологическая ниша в биоценозе.

Прямоходящие высшие приматы-разбиватели одновременно должны были оказаться и носильщиками, поскольку им приходилось или нести камни к местонахождению мясной пиши, или нести пишу к камням. Поэтому троглодитиды и были прямоходящими: верхние конечности должны были быть освобождены от функции раскачивания (на деревьях) для выполнения функции ношения. Так что «орудия труда» в нижнем и среднем палеолите были средствами разделки останков крупных животных и абсолютно ничем более. В этом процессе выделяются три больших этапа.

Первый этап — на уровне австралопитеков. Время богатейшей фауны хищников-убийц. И австралопитеки, видимо, использовали тогда даже не обильные запасы мяса, оставляемые могучими хищниками, а только костный и головной мозг, для чего только требовалось лишь расчленить и разбить кости. Для этого достаточно было использовать обычные камни, поэтому-то ископаемые австралопитеки и не оставили «орудий своего труда», им этого умения пока еще не требовалось.

Костный мозг травоядных составляет величину порядка 5% их массы, так что у того же умершего древнего слона этого высокопитательного вещества было 200-300 кг, плюс столько же весил головной мозг. Претендентов на эту богатую протеином пищу практически не было, за исключением грызунов и насекомых.

Во втором этапе проявился глубокий кризис хищной фауны, отмеченный полным вымиранием хищников-убийц. Следовательно, и австралопитеки то же были обречены на вымирание. Лишь одна ветвь триглодитид пережила кризис и дала совершенно обновленную картину экологии и морфологии — археоантропы. Роль собирателей и аккумуляторов относительно свежих трупов сыграли широко разветвленные течения рек. Все достоверно локализованные нижнепалеолитические стоянки расположены у изгибов рек, у древних отмелей и перекатов и т.п., — природных ловушек для плывущих и волочащихся по дну туш. Задачей археоантропов было пробивать их шкуры и рассекать связки камнями в форме рубил (рис. 4.2).

Рис. 4.2. «Орудия труда» археоантропов

Таким образом, на этом этапе развилось поедание не только мозга, но уже и мяса, вероятно, в соперничестве с пернатыми хищниками-стервятниками.

Третий этап характеризуется наступлением кризиса в связи с разрастанием фауны так называемых пещерных хищников (пещерные львы, медведи). На долю рек стала приходиться малая часть общей массы умирающих травоядных животных. Род археоантропов был обречен тем самым на затухание. И снова лишь одна ветвь вышла из кризиса морфологически и экологически обновленной — палеоантропы (троглодиты). Их источники мясной пищи уже нельзя описать однозначно. Их камни все более приспособлены для резания и разделки мяса животных и рыб, поврежденных хищниками, хотя их по- прежнему привлекает извлечение мозга. Этот род уже способен расселяться в поисках пищи, но они по-прежнему ни на кого не охотились.

Однако и этому третьему этапу приходит конец вместе со следующим зигзагом флуктуации фауны и флоры в позднем плейстоцене.

В четвертичном периоде кайнозойской эры (плейстоцене) наступило похолодание (рис. 4.3), что привело к оледенению большойчасти Земли. Наступил ледниковый период с распространением льдов на значительной части даже Южного полушария. Погибли многие виды древесных растений. Шла интенсивная эволюция млекопитающих со сменой фауны и вымиранием видов. Новые формирующиеся в конце среднего плейстоцена биогеоценозы вытеснили прямоходящих плотоядных высших приматов, несмотря на всю их изощренную приспособляемость

Рис. 4.3. Ландшафт плейстоцена

Этим удивительным животным, так быстро развившимся и теперь обреченным на вымирание, природа оставляла лишь очень узкий выход. Он заключался в том, чтобы нарушить тот самый, до этого спасительный, принцип «не убей», который составлял глубочайшую основу, сокровенный секрет их пребывания в разнообразных формах симбиоза с животными. Первое условие их беспрепятственного доступа к остаткам мертвого мяса состояло в том, чтобы живое и даже умирающее животное их не боялось.

Решение биологического парадокса состояло в том, что инстинкт не запрещал им убивать представителей своего собственного вида, т.е. можно было использовать часть своей популяции (поедание собратьев) как самовоспроизводящийся источник корма.

Все признаки каннибализма у троглодитов, какие известны антропологии, прямо говорят о посмертном поедании черепного и костного мозга, вероятно, и всего трупа подобных себе существ. Такая тенденция все же не могла решить проблему пищи: вид, питающийся самим собой, бесперспективен. Поэтому возникло совершенно новое явление — зачаточное расщепление самого вида на почве специализации особой пассивной, поедаемой части популяции, которая, однако, затем очень активно отпочковывается в особый вид, с тем, чтобы стать, в конце концов, и особым семейством.

Таким образом, от прежнего вида сравнительно быстро и бурно откололся новый, становящийся ему экологической противоположностью.

Если палеоантропы (троглодиты) не убивали никого, кроме себе подобных, то эти другие (новый видHomopre - Sapiens - человек формирующийся (см. рис. 4.1) представляли собой инверсию: по мере превращения в охотников, они не убивали именно палеоантропов. Они сначала отличались от других троглодитов только тем, что не убивали этих прочих троглодитов. Однако много позже, отделившись от троглодитов, они уже не только убивали последних, как и всяких иных животных, как «нелюдей», но и убивали подобных себе, т.е. другихHomo pre - Sapiens .

Об открытии огня вообще не приходится говорить — он появился (при ударе камней) помимо воли и сознания троглодитов и причинял им большие неудобства (тление подстилки логова троглодитов). От них потребовалось «открытие» иного рода: как сделать так, чтобы огонь вообше не возникал.

В ходе борьбы с огнем обнаружились и его полезные свойства: от кострищ, огня в угольной яме, до ямы — печи и светильника.

Кроме того, пользование огнем способствовало потере троглоди- тидами волосяного покрова, этому столь загадочному явлению. Подобный способ терморегуляции практически уникален среди млекопитающих. Однако сочетание таких экологических факторов, как сбор костей в полуденный зной (во время отдыха настоящих хищников) и воздействие тепла кострищ (угольных ям), и привело к этому способу теплообмена, эффективному лишь в условиях солнцепека да постоянного контакта с жаром огня. Волосяной же покров на голове сохранился, вероятно, в качестве зашиты от воздействия солнечных лучей в полуденный зной (см. выше).

Куда мы идем?

Пора отбросить все те несуразицы, которыми замусорена проблема становления Homo sapiens. Научной несообразностью является взгляд, будто все особи предкового вида превратились в людей. Еше бессмысленнее думать, что они перестали рождаться на свет с тех пор, как некоторые путем эволюции стали людьми.

Что касается человека (Homo sapiens ), то он появился (см. рис. 4.1) всего лишь 35-40 тысяч лет тому назад. История людей — взрыв! Толчком к взрыву послужила бурная дивергенция двух видов -Trog - lodites иHomo pre - Sapiens , стремительно отодвигавшихся друг от друга до различных уровней организации материи — биологической и социальной. Только крайне напряженные экологические отношения между обоими дивергирующими видами могут объяснить столь необычную быстроту отпочкования нового, прогрессивного вида. Следовательно, перед нами продукт действия некоего особого механизма отбора, противоположного дарвиновскому, «естественному».

«Загадка человека» полностью включена в неисчерпаемо сложную тему дивергенции палеоантропов иHomo pre - Sapiens . В переводе на хронологию длина этого интервала всего лишь 15-25 тыс. лет, на нем- то и укладывается все таинство дивергенции, породившей людей.

Совершив патологический переход к хищному поведению по отношению к своему же виду, палеоантроп — агрессор — привнес в мир гоминид страх перед «ближним своим». Закрепляясь генетически, этот страх стал врожденным (и сейчас ребенок 5-7 месяцев испытывает страх при приближении незнакомого человека).

Лишь очень немногие, отбираемые палеоантропами (троглодитами) по «большелобости», могли уцелеть и попасть в число тех взрослых, потомки которых потом отпочковались от палеоантропов, образовав изолированные популяции данников этих палеоантропов. Однако в итоге они все же были уничтожены, но это сделал ужеHomo pre - Sapiens . Этот ароморфоз был достаточно локальным феноменом: по данным современных генетических исследований человеческого гемоглобина выяснилось, все человечество является потомками всего лишь 600-1000 предковых мужских особей.

Есть и еще один совершенно специфический факт: расселение ранних Homo Sapiens чуть ли не по всей пригодной к обитанию территории Земли, включая Америку, Австралию, Океанию. Им не стало «тесно» в хозяйственном смысле, им, несомненно, стало тесно в смысле трудности существования с себе подобными. Они бежали и от соседства с теми популяциямиHomo pre - Sapiens , которые сами не боролись с указанными факторами, а перекладывали их тяготы на часть своей и окрестных популяций.

Наконец земной шар перестал быть открытым для свободных перемещений, и его поверхность покрылась системой взаимно обособленных ячеек, пользующихся своим собственным языком (помощь непонимания) как средством защиты от чужого поведения и агрессивных устремлений. И все же это взаимное избегание было слишком запоздалым средством для того, чтобы таким образом защититься от скрещивания с троглодитами - адельфофагами (братоубийцами). Следовательно, «уйти честно» из животного мира, «не замаравшись», «человеку разумному» не удалось.

Именно видовая неоднородность делает жизнь человечества (часть которого составляют внедрившиеся троглодиты) столь нестабильной и чреватой самыми ужасными последствиями.

Хищные гоминоиды сегодня — так называемые «сильные мира сего». И их неразумное владычество привело все живое на Земле на грань гибели. Однако путь к спасению — в руках самого Человека.


Современная наука считает человека животным, который занимает четко определенное место в классификации живых организмов: класс – млекопитающие, отряд – приматы, надсемейство – гоминоиды, семейство – гоминид, вид – человек разумный. Его ближайшими «родственниками» считаются соседи по надсемейству гоминойдов – семейство погнидов, то есть человекообразных обезьян, которое делится на 2 подсемейства: гиббонов и настоящих человекообразных (сюда относятся гориллы, шимпанзе и орангутанги).

В 1871 году Чарльз Дарвин опубликовал книгу «Происхождение человека и половой отбор», в которой попытался доказать, что современный человек произошел в результате отбора женскими особями мужчин, обладавших определенными признаками. Однако уже в то время данная теория вызывала массу вопросов. Совершенно неясно, почему женщины отбирали какие-либо определенные признаки. Кроме того, теория полового отбора не объясняет, как у человека увеличивался объем мозга, возникали определенные пропорции тела, членораздельная речь. Впоследствии было создано множество других теорий, пытавшихся дать научное объяснение появления человека на Земле. Серьезные ученые предполагают, что важнейшей причиной стало прямое хождение, то есть тот момент, когда обезьяна перестала передвигаться на четырех конечностях и встала на две. Так же предполагается, что большую роль могли сыграть мутации, вызванные радиоактивным облучением. Так или иначе, научно обоснованного ответа на вопрос, как появился человек, до сих пор нет. Однако в ходе генетических исследований было доказано биологическое родство человека и обезьян. Оказалось, что человек только на 2,5% отличается от шимпанзе и чуть больше – от гориллы, причем разделение человека и человекообразных обезьян произошло около 5 млн. лет назад.

Во 2-й половине XIX века многие ученые с восторгом приняли идею Дарвина и начали искать ее доказательства. В принципе, в науке теория строится на основе собранных данных, но с вопросом о происхождении человека все получилось наоборот: сначала появилась гипотеза, а потом начали искать материал, который мог бы ее подтвердить. Немецкий биолог Эрнст Геккель, увлеченный идеями Дарвина, составил теоретическую схему эволюции человека, которая состояла из 22 стадий. Самой низшей ступенью был питекантроп (обезьяночеловек), так называемое «недостающее звено» – переходный этап от обезьяны к человеку. Постепенно выяснилось, что эта схема неправильна, но в то время она воодушевила на поиски голландского профессора анатомии Дюбуа. В ходе раскопок на острове Ява начиная с 1890 года он обнаружил фрагменты скелета существа, которое было названо питекантроп эректус – обезьяночеловек прямоходящий. К тому времени в Германии близ Дюссельдорфа уже были найдены останки более совершенного человека – хомо сапиенс неандерталенсис. В 1924 году Раймондт Дарт нашел в Африке кости существа, более примитивного, чем питекантроп, – австралопитека, то есть южного. Спустя 3 года в Китае около Пекина были найдены части скелета существа, очень похожего на питекантропа, которого назвали синантроп. Современная схема развития человека, принятая большинством специалистов, выглядит так:

древнейшая обезьяна → австралопитек → хомо хабилис (человек умелый, переходная стадия) → архантроп (хомо эректус, древнейший человек) → палеантроп (неандерталец, древний человек) → неоантроп (кроманьонец, хомо сапиенс, человек современного типа).

Первобытнообщинный строй делится на следующие этапы:

Палеолит (Древний каменный век): Нижний (ранний) палеолит:

Олдувайская эпоха – 3 млн. – 700 тыс. лет до н. э.

Ашельская эпоха – 700 тыс. – 150–100 тыс. до н. э.

Средний палеолит (Мустьерская эпоха) – 150–100 – 40–35 тыс. лет до н. э.

Верхний (поздний) палеолит – 40–35 – 10 тыс. лет до н. э.

Мезолит (Средний каменный век) – 11 – 10 – 8 – 6 тыс. лет до н. э.

Неолит (Новый каменный век) – 8–6 – 4 тыс. лет до н. э.

Энеолит (Медный век) – 4 тыс. – начало 3 тыс. до н. э.

Бронзовый век – 3 тыс. – 2 тыс. до н. э.

Железный век – начало 1 тыс. до н. э. – середина 1 тыс. н. э.

Палеолит и мезолит

Австралопитек

Первый австралопитек был найден профессором Йоханнесбургского университета Дартом еще в 1924 году. Вскоре ученые обнаружили в Африке другие останки ископаемой «южной обезьяны», которую признали первым предком человека. Австралопитеки жили 4,5 – 1 млн. лет назад в африканской саванне и передвигались на задних конечностях. Поскольку их передние конечности оказались свободными, они могли брать в них ветки или камни, с помощью которых охотились на мелких животных или защищались от нападения. Предполагается, что австралопитеки жили первобытными стадами и охотились вместе. Однако их охота носила неорганизованный и крайне примитивный характер, часто они питались падалью. Вообще, у австралопитека было больше черт обезьяны, чем человека.

Первые каменные орудия австралопитек изготавливал, раскалывая гальку так, чтобы получались острые края. Умение изготавливать орудия дало древнему человеку имя «хабилис». Внешне он был похож на австралопитека: рост имел небольшой по сравнению с ростом современного человека (120 – 150 см), походку сутулую. Но мозг по размерам превосходил мозг австралопитека. Однако главным отличием от австралопитека была чрезвычайно умелая рука «хабилиса», ею он мог держать орудие не только силовым сжатием, но и ловко манипулировать большим и указательным пальцами.

«Хабилисы» умели изготавливать орудия, которые их первооткрывателем Лики были названы «чопперам», что в переводе с английского означает «сечки». Это были гальки, слегка заостренные с одного края. Гальки, заостренные с двух сторон, Лики назвал «чоппингами». Эти каменные орудия с острыми краями помогали «хабилисам» разрезать на куски мясо добытых животных, разбивать кости, чтобы достать костный мозг. Пищей «хабилисам» служили также плоды, птичьи яйца. Мясо древний человек употреблял сырым, так как еще не знал и боялся огня.

Архантроп

Следующим этапом эволюции человека считается архантроп, или хомо эректус – человек прямоходящий. Каким именно образом хомо хабилис перешел в хомо эректус, неизвестно. Мы знаем только то, что примерно 1 млн. лет назад австралопитеки исчезли и их место заняли существа, которых с полным основанием можно назвать первыми людьми. Главным критерием этого служил уровень развития мозга. Уже австралопитек отличался от обезьян тем, что умел изготавливать простейшие орудия труда. Человек прямоходящий изготавливал орудия намного лучше своего предшественника, был способен организовывать совместную охоту, а также использовал огонь, чтобы греться и приготавливать пищу. Хомо эректус мог разговаривать, хотя его речь была крайне примитивна. Кроме того, на теле человека прямоходящего не было волосяного покрова и ниже шеи он выглядел почти как современный хомо сапиенс. Но череп с лишенной подбородка массивной нижней челюстью, покатый лоб и выступающий вперед надбровный валик составляли его коренное отличие от современного человека.

Вскоре после находки Эженом Дюбуа первых останков хомо эректуса на Яве в 1907 году в Германии при земляных работах была обнаружена нижняя челюсть существа, названного гейдельбергским человеком. Позже был обнаружен синантроп. В ходе длительных исследований выяснилось, что человек прямоходящий возник в Восточной Африке около 1 млн. лет назад и в течение последующих 300–400 тыс. лет расселился на просторах Евразии от Явы до Испании.

Еще в пещерах синантропов были найдены большие кучи золы, что означало только одно: синантроп умел пользоваться огнем и поддерживать его постоянно. Это стало коренным отличием людей от животных – все животные боятся огня, и только человек смог использовать его в своих целях. Разведя первый костер, человечество противопоставило себя всему остальному животному миру. Люди перестали быть просто частью природы, они встали над ней и начали подчинять себе остальной мир.

Скорее всего, поначалу хомо эректус не умел сам добывать огонь, а брал горящие в лесном пожаре ветки и угли, приносил на свою стоянку и там поддерживал его постоянное горение. Обнаружив, что попавшее в огонь мясо намного вкуснее сырого, древнейшие люди теперь стали употреблять в пищу только поджаренное.

Поскольку хомо эректус не умел добывать огонь, его необходимо было постоянно поддерживать в очаге на стоянке. Очаг, от которого зависела жизнь людей, стал центром человеческой группы. Под защитой яркого пламени они могли спокойно, не боясь диких зверей, изготавливать орудия, готовить пищу, есть и спать. Сидя у костра, люди общались между собой и постепенно превращались в одну семью, общину.

Человек прямоходящий научился изготавливать массивные ручные рубила, которые стали признаком так называемой ашельскои культуры (названной по имени французского селения Сен-Ашель), которая охватывает все время существования хомо эректус. Ручное рубило представляет собой камень удлиненной яйцевидной формы, обработанный с двух сторон так, чтобы обе стороны сходились к острому концу. По-видимому, это орудие было универсальным. Кроме рубил из цельных камней люди стали использовать и более тонкие и изящные отщепы – пластинки, сколотые с большого камня, называемого нуклесом. Эти острые пластины скалывались с нуклеса при помощи орудий из дерева или кости.

Неандерталец

Первые останки неандертальца были найдены англичанами в 1848 году во время строительства крепости в Гибралтаре. В 1856 году в Германии близ города Дюссельдорфа в долине реки Неандер, очищая небольшую пещеру для каменоломни, рабочие наткнулись на останки существа, принятые ими сначала за пещерного медведя. Они нашли черепную крышку и фрагменты кости конечностей – все это отнесли местному учителю Иоганну Фульротту, который определил, что останки принадлежали древнему человеку. В 1908 году в гроте близ деревни Ла Шапель-о-Сен на юго-западе Франции был обнаружен скелет старика неандертальца, а неподалеку в пещере Ле-Мустье раскопали множество каменных орудий. По месту находок европейский тип неандертальцы был назван шапельским, а его культура – мустьерской. С его появлением на Земле наступил средний палеолит.

Считается, что неандертальцы возникли эволюционным путем из хомо эректус в период 300–150 тыс. лет назад. Их останки находят на всей территории Европы, на Ближнем и Среднем Востоке и в Узбекистане. Неандертальцы, жившие в разных областях, отличались друг от друга и изменялись с течением времени. Неандерталец был коренастым, с мощной мускулатурой и массивным скелетом. Рост его был небольшим, у мужчин он доходил до 165 см. Великолепно развитый мозг неандертальца позволил назвать его человеком разумным. Объем его мозга был равен объему мозга современного человека.

Основным оружием неандертальцев, видимо, было копье. В мустьерскую эпоху старые орудия труда, известные еще в Ашель, достаточно сильно изменились и к ним прибавились новые. Ранее массивные ручные рубила, вес которых достигал порой 2 кг, теперь значительно уменьшились в размерах, и техника их изготовления стала более утонченной. Новые, придуманные неандертальцами орудия делят на два основных вида: остроконечники и скребла. Возможно, именно неандертальский человек придумал, как самому добывать огонь. Неизвестно, где именно и когда человек впервые изобрел этот способ и какой это способ, но неандертальцы знали его в совершенстве в самых различных областях земного шара.

Неандерталец не жил, как его предки, первобытным стадом, на смену стаду приходит родовая община. В отличие от животного, человек заботился не только о самом себе и не только о своих собственных детях, но и обо всей общине. Вместо того, чтобы съесть всю добычу на месте охоты, неандертальцы несли ее в пещеру, туда, где у пылающего костра оставались занятые ведением домашнего хозяйства женщины, а также дети и старики.

Самым главным признаком разумности неандертальца стало возникновение у него отвлеченного мышления. Оно нашло свое выражение в появлении религиозных представлений, о чем свидетельствует появление обряда погребения умерших.

Неандерталец умел разговаривать. Однако исследования показали, что если шапельские неандертальцы не могли произносить большую часть согласных и гласных звуков, то их собратья, жившие на Ближнем Востоке, обладали достаточно связной речью.

Кроманьонцы

В 1868 году при строительстве железной дороги между городами Ажен и Периге во Франции под скальным навесом Кроманьон рабочие нашли останки человека. Ученый установил, что обнаруженные кости принадлежат человеку современного типа – хомо сапиенс (человек разумный), который был назван кроманьонцем.

Древнейшие останки хомо сапиенс были обнаружены в пещерах Борден и Класис Ривер Маунт на юге Африки, их возраст – 90–100 тыс. лет. Современные исследования ДНК 148 человек, принадлежащих 14 народам из различных частей света, показали, что все эти люди имеют общего предка – женщину, жившую в Африке около 150 тыс. лет назад. Другое исследование ДНК 38 мужчин установило, что нижняя граница появления на Земле хомо сапиенс – 270 тыс. лет назад. Появившись на юге Африки, в течение 100 тыс. лет человек современного типа расселился по всему континенту и примерно 90 тыс. лет назад проник в Азию. Около 40 тыс. лет назад он попал в Европу, 50 тыс. лет назад добрался до Австралии и примерно 40 тыс. лет назад по существовавшему тогда на месте Берингова пролива перешейку достиг Северной Америки.

Первые люди современного типа почти ничем не отличались от нас, они были только немного выше и шире в плевах. Придя в Европу из Азии через Балканы, они истребили неандертальцев и заселили освободившиеся территории. Так примерно 35 тыс. лет до н. э. началась эпоха верхнего палеолита.

С появлением человека современного типа стали не только все быстрее и быстрее нарастать темпы развития культуры, но и открылись неизвестные ранее области творческой деятельности, которые были неизвестны людям нижнего палеолита. Кроманьонцы умели изготавливать разные по форме и более совершенные по обработке орудия труда.

Основным оружием охотников стало копье. Некоторые орудия для удобства и усиления действий снабжались оправами и рукоятями. Рукоять к кремню привязывали. Так появились составные орудия, переход к которым был важным этапом в развитии и усложнении техники изготовления орудий. Копьеметалка стала первым механическим средством, увеличивающим силу удара. Она служила для метания дротиков и представляла собой стержень с крючком на конце. Удлиняя размах руки, копьеметалка тем самым намного увеличивала и дальность полета дротика. Из кремня выделывались наконечники с боковой выемкой в основании и изящной лавроволистной формы крупные наконечники.

Ученые обнаружили немало свидетельств того, что в период верхнего палеолита древние люди широко применяли различные, в том числе и механически действующие ловушки и западни для добычи животных.

В этот период на смену временному потеплению вновь приходит похолодание, и, судя по находкам кремневых и костяных проколок, а также костяных игл с миниатюрными отверстиями для ниток, человеку пришлось научиться шить более совершенную одежду из специально выделанных шкур.

В эпоху верхнего палеолита человек заселил Америку, которая до этого времени была необитаема. Существует множество разных теорий относительно пути, по которому люди пришли в Америку. Считается общепризнанным, что не ранее 40 тыс. лет назад люди проникли в Новый Свет через Берингию – полоску суши, существовавшую тогда на месте одноименного пролива, заселили Аляску и начали медленно проникать на юг. Этот процесс затянулся примерно на 30 тыс. лет. Около 20 тыс. лет назад человек достиг Южной Америки и спустя еще 10 тыс. лет расселился на всей ее территории.

Мезолит

Примерно 11 тыс. лет назад в Европе началось потепление. Изменение климата привело к тому, что пространства, занятые ранее степью и тундрой, на которых паслись стада оленей и мамонтов, покрылись лесами. Это оказало огромное влияние на образ жизни человека, которому теперь пришлось охотиться не на открытых пространствах, а в чаще леса, в результате чего на смену копью пришли лук и стрелы. Изменение орудий труда послужило началом новой эпохи в истории человечества – мезолита (среднего каменного века). Главной чертой мезолитической культуры стало господство микролитов, которые использовались как наконечники для стрел.

Микролиты являлись рабочим краем орудий и оружия. Составное орудие, оснащенное микролитами, было легче и по своим качествам не уступало орудию, сделанному целиком из кремня, изготовление которого было делом трудоемким и требовало большого количества материала. Вкладыш, который сломался, можно было легко заменить, а поломка же цельнокремневого орудия не устранялась.

Изобретение лука и стрел было огромным завоеванием человека. У него появилось скорострельное, дальнобойное оружие, меткость и сила боя которого выгодно отличали его от копья.

В конце мезолитического периода появляются макролиты – грубо обитые рубящие орудия для обработки дерева, типа топора. Топорищами для таких каменных топоров служили рога. Однако в северных областях они найдены и на более ранних стоянках. Там их распространение, очевидно, было связано с приспособлением к послеледниковым условиям жизни среди леса. Немного позже появляются крупные каменные орудия, изготовленные совершенно новыми, неизвестными до этого в каменном веке способами: точечной ретушью, то есть последовательным выкраиванием частиц камня, а затем и сверлением.

Человек мезолитического времени изобрел лодку, сеть, крючок с бородкой-то, что было необходимо для ловли рыбы в глубоких водоемах. Широкое распространение гарпунов, наличие сетей, лодок, обилие на стоянках костей рыб – все это указывает на интенсивное развитие рыболовства, которое к концу мезолита становится основной отраслью хозяйства по всей Европе.

В мезолите началось одомашнивание диких животных. Скотоводство возникло из охоты в результате приручения, а потом и разведения тех самых животных, на которых раньше люди охотились. Одомашненные животные стали размножаться в неволе и давать новые породы скота.

В мезолите появляются зачатки земледелия. Его признаки находят в верхнем слое пещеры Шанидар, в поселении Зави-Чеми в Ираке 11 – 13 тыс. лет назад, в Палестине и Иордании – 10 тыс. лет назад. Найденные там жатвенные ножи, ступки, мотыжки, песты служили, скорее всего, для сбора и обработки дикорастущих злаков. Следов ткачества в мезолите не обнаружено. Судя по наскальным рисункам, на юге люди носили набедренные повязки, на севере шили одежду из шкур животных.

Неолит

Около 12 тыс. лет назад в Юго-Западной Азии и Египте начался переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, то есть от присваивающего хозяйства к производящему. Переход к производящему хозяйству занял довольно долгое время и происходил постепенно. Сам термин «неолит» характеризует эпоху, когда основу экономики составляло скотоводство и земледелие, люди открыли керамику, но еще не знали металла и продолжали пользоваться каменными орудиями труда.

Неолитическое производящее хозяйство возникло в нескольких отдельных регионах планеты, откуда затем распространилось на более обширные территории. Такими земледельческими и скотоводческими центрами были: часть Западной Азии от Леванта на западе до гор Тавр на севере и подножия горной цепи Загрос на востоке, Верхний Египет и юго-восточная часть Сахары, долины рек Хуанхэ и Янцзы в Китае, в Новом Свете – Центральная Америка и Анды. В этих областях независимо друг от друга люди перешли от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. До сих пор неизвестно, почему это случилось именно в этих областях и как именно происходил этот процесс. По-видимому, главную роль сыграли климатические условия.

Неолит начал свое шествие по Европе из Анатолии, перекинувшись через Босфорский пролив сначала на Балканы, затем в. Грецию и далее. Колонисты, переселившись из Анатолии на Балканы, каким-то образом повлияли на мезолитическое население Европы, побудив его перейти к неолиту.

Коренным образом изменилось питание. Если раньше люди ели в основном жареное и вяленое мясо, то теперь их рацион дополнился хлебом и другими продуктами питания, приготавливаемыми из злаковых культур, а также молочными продуктами, в частности маслом и сыром. Кроме того, изобретение керамики позволило варить пищу, в том числе и мясо. Это привело к тому, что люди начали употреблять в пищу соль, которая очень скоро стала предметом торговли. Такие перемены в питании вызвали бурный рост населения Земли.

Благодаря земледелию в эпоху неолита человечество перешло к оседлому образу жизни. Если в верхнем палеолите и мезолите охотники-собиратели сооружали только временные стоянки, поскольку были вынуждены кочевать вслед за стадами животных, то в неолите повсюду появляются деревни – постоянное место жительства. Перейдя к оседлому образу жизни, человек начал строить долговременные жилища. На смену ветхим хижинам и шалашам пришли каменные, глиняные и кирпичные дома.

Началось социальное расслоение общества и специализация, то есть разделение профессий. В племени первобытных охотников был только один «специалист» – жрец-шаман, исполнявший религиозные и магические обряды. Племя, вернее та его часть, которая занималась охотой, также имела вождя – самого сильного и опытного охотника. Однако этот вождь не имел никакой власти, был первым среди равных и занимался только организацией охоты. Кроме того, должность вождя не была наследственной. Вообще, в верхнем палеолите и мезолите отсутствовали такие понятия, как «власть», «неравенство» и «собственность». Добыча на охоте делилась поровну между всеми членами племени, которые имели общее весьма незамысловатое имущество – шкуры и орудия. В неолитической деревне все стало по-другому. Кроме людей, занимавшихся только сельским хозяйством, там жили гончары, мастера, изготавливавшие орудия труда, ткачи и плотники. Вскоре к ним добавились мастера, изготавливавшие повозки на колесах, и люди, занимавшиеся торговлей. Постепенно эта специализация привела к появлению профессиональных воинов, защищавших деревню, и наследственного правителя, обладавшего политической, военной и религиозной властью.

С началом неолита, отказавшись от охоты и собирательства, у человека появился свой собственный дом, свой скот, свои орудия для обработки земли и своя земля. Появление собственности вызвало к жизни неведомые ранее явления – грабеж и войну. Община, урожай которой погиб, а скот скосила болезнь, могла поправить свои дела, только напав на более удачливого соседа, который, однако, защищал свои владения и имущество с оружием в руках. Так большинство неолитических деревень были укреплены на случай подобного нападения.

Постепенно некоторые неолитические деревни начинают превращаться в первые города, которые становились политическими и религиозными центрами. Вокруг таких центров объединялись деревни, находящиеся в округе. Существовали три основные причины, благодаря которым деревня превращалась в город. Это – развитие технических средств и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, конец экономической самодостаточности неолитической деревни, концентрация политической и военной власти в руках военных и жрецов.

В неолите сельскохозяйственная техника развивалась довольно быстро. 9 тыс. лет назад по берегам Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Янцзы и Хуанхэ появились первые ирригационные системы, которые обеспечивали бесперебойное снабжение полей водой. Около 7 тыс. лет назад было изобретено колесо, на основе которого была создана не только повозка, но и гончарный круг. Примерно в это же время был изобретен парус. В принципе, лодки были известны довольно давно, но только теперь люди научились использовать для их движения силу ветра. Развивалось горное дело, благодаря чему добыча кремния превратилась в целую индустрию. Все это способствовало развитию производства, что привело к появлению излишков продуктов и предметов, которые можно было обменять на нужные вещи. Если первоначально неолитическая деревня полностью обеспечивала себя почти всем необходимым, то с появлением подобных излишков, колесного транспорта и парусных лодок стала возможна оживленная торговля. В неолите люди создали целую систему торговли солью, керамикой и обсидианом, который наряду с кремнием использовался для изготовлений орудия труда.

Торговля вела к накоплению богатств и созданию господствующей группы воинов и жрецов, над которыми возвышался вождь, превратившийся в наследственного монарха. Это подтверждается археологами, которые находят в неолитических городах богатые погребения и дома знати. В результате усиления их власти общинники перестали быть собственниками земли и превратились в арендаторов, отягощенных налогами. В то же время бурное развитие хозяйства еще больше стимулировало рост населения, особенно в городах.

Возникновение сильной власти и сосредоточение большого количества людей на довольно небольшом пространстве привело к следующему. В заболоченных долинах рек были созданы большие ирригационные системы, поддерживать в рабочем состоянии которые было под силу только сильной политической власти. Это вело к улучшению плодородия земель и увеличению урожаев. Власть предержащие заставляли крестьян-арендаторов работать еще больше, производить еще больше продукта, чтобы увеличивать свои богатства. Ремесленники работали в основном на заказ для воинов и жрецов, хотя довольно часто делали вещи и для простых крестьян. Так зарождались первые государства, которые окончательно оформились уже в следующую эпоху – энеолит, то есть медный век, когда на земле появилась металлургия.



Происхождение человека объясняют представители естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология, философия) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. Большинство наук рассматривает человека как систему, соединяющую в себя биологические и социальные компоненты. Существует четыре основные концепции о происхождении человека: креационистическая (идеалистическая), биологическая, трудовая и мутационная.

Идеалистическая теория.

В зависимости от развития религии, можно выделить несколько вариантов происхождения человека. В мифах бесписьменных народов повествуется о том, что тотемный предок (обычно это животное) превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, австралийцы считают своим предком ящерицу.

В языческих религиях, которые верили во множество богов, человека считают творением этих богов . Например, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины , чтобы те им служили. Древние греки считали себя потомками богов. В монотеистических религиях, таких как христианство и ислам существует единый Бог , который считается творцом мира и человека. В Библии отмечается, что Бог создал мир и человека за шесть дней . Он создал Адама из праха земного и дал ему жизнь, затем из ребра Адама он создал Еву. Из всех религий выходит, что человек есть творение Бога. Однако есть множество научных доказательств, показывающих безосновательность религиозных доводов .

Биологическая теория.

Карл Линней , в книге «Системы природы» (1735 г.) отнес человека к животному миру и отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Ламарк , в книге «Философия зоологии» (1809 г.) излагает гипотезу о происхождении человека от обезьян, возможно, человек произошел от шимпанзе. Дарвин , в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) обосновал естественное происхождение человека от узконосых человекообразных обезьян без вмешательства Бога. Во второй половине XVIII века Ж. Бюффон показал сходство основных органов человека и животных.

В 1840 - 1850 годах, французский археолог Буше де Перт собрал каменные орудия труда и показал, что их возраст значительно больше (более 2 млн. лет), чем время появления человека согласно Библии (200 тыс. лет назад). В середине XIX века, эти находки были признаны мировыми научными сообществами. Современные научные данные показывают, что человек и антропоиды произошли от общего предка - ископаемого африканского обезьяноподобного существа, похожего на долгопятов. Палеонтологи нашли промежуточные формы между человеком и высшими обезьянами - это питекантропы, синантропы, неандертальцы и, наконец, людей современного типа - кроманьонцы. В конце ХХ века, с помощью биохимии, физиологии, иммунологии и генетики удалось получить доказательства родства человека с животным миром. Из современных антропоидов, т.е. человекообразных обезьян (шимпанзе, горилла, орангутанг и гиббон) ближе всего человеку является шимпанзе .


Эволюционная теория антропогенеза Дарвина и Тейяра де Шардена согласуетсястеорией самоорганизации материи. По мнению де Шардена, появление «гомо сапиенс» - это скачок в антропогенезе. В рамках эволюционной концепции, он обосновал единство биологической и социальной природы человека.История гомо сапиенса показала, что человеческий разум не имеет предела совершенствования и развития.

Трудовая теория.

Энгельс, в книге «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» объяснил, что труд превратил обезьяноподобных предков в людей. Начало изготовления орудия труда совпадает с возникновением речи и мышления. Около 5 млн. лет назад австралопитеки начали трудиться и при этом развивали свои руки и мозг. Прямохождение перестроило организм, освободив передние конечности, тем самым было создано условие для совершения труда, изменения положения головы и глаз. Это привело к возрастанию зрительной информации. Труд привел к зарождению и развитию социальных отношений, сознания, мышления, языка, и тем самым превратил обезьяну в человека .

Жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению, из-за чего существующие инстинкты (генетически заложенные программы поведения в определенных условиях) постепенно отмирали. Поэтому возникла необходимость в небиологическом способе хранения и передачи информации. Так появилась символическая деятельность - применение символов в качестве образов объектов при хранении и передаче информации и при речи. Все это развивало мозг, и привело к возникновению абстрактного мышления.

С появлением труда, человек перестал подчиняться биологическим факторам эволюции, т.е. триадам Дарвина. В дальнейшем эволюция человека начала зависеть от социальных факторов : трудовой деятельности, общественного образа жизни, речи и мышления. Социальные факторы начали влиять на человека современного вида (кроманьонца) около 40 тысяч лет назад.

Мутационная теория.

В начале ХХ века, появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза . Согласно этой теории, новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в геноме.

Ученые считают, что биологическая основа появления человека - это полезные мутации . Причины возникновения полезных мутаций могут быть разными. Еще в 30 годы ХХ века, ученый А. А. Чижевский доказал, что периодические колебания интенсивности излучения Солнца влияют на биосферу Земли.

Причиной мутаций могла стать геологическая активность Земли. Например, в Восточной Африке около 20 млн. лет назад в земной коре образовались трещины. Благодаря этим трещинам, на поверхности Земли возникли залежи урановых руд. Урановые руды значительно повышают естественную радиацию в Восточной Африке. Вероятно, радиация положительно влияла на приматов, живших в пещерах, расположенных вблизи урановых руд, вызывая мутации разного рода.

Следующей причиной возникновения мутаций ученые считают нервные запредельные нагрузки, т.е. стресс. Стресс - это острая гормональная реакция организма на внешние раздражения. При этом возникают резко отрицательные эмоции, вспышки страха, гнева и т. д.

Согласно мутационной теории, человек - это обезьяний мутант . Однако мутанта в природных условиях ждала неминуемая гибель. Но мутант сумел выжить, используя орудия труда, живя в обществе, творя культуру, и стал человеком.

Вопросы для самоконтроля

1. Сколько существует, в основном теории о происхождении человека?

2. Как объясняет происхождение человека идеалистическая теория?

3. Как объясняет происхождение человека мусульманская религия?

4. Как объясняет происхождение человека христианская религия?

5. За сколько дней, бог сотворил мир и человека?

6. Кто и когда написал книгу «Система мира»?

7. Кто и когда написал книгу «Философия зоологии»?

8. Кто и когда написал книгу «Происхождения человека и полевой отбор»?

9. Когда и на основании чего, французский археолог Буше де Перт доказал, что возраст появления человека значительно больше, чем по Библии?

10. Как объясняет происхождение человека биологическая теория?

11. Какие промежуточные формы нашли палеонтологи между человеком и высшими обезьянами?

12. Какие обезьяны относятся к числу современных человекообразных обезьян?

13. Какая из человекообразных обезьян самая близкая к человеку?

14. Кто написал книгу «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»?

15. Как объясняет происхождения человека трудовая теория?

16. Сколько миллионов лет назад австралопитеки начали трудиться и при этом развивали свои руки и мозг?

17. Что привело к зарождению сознания, мышления, языка, и тем самым превратило обезьяну в человека ?

18. С появлением чего, человек перестал подчиняться триадам Дарвина?

19. Сколько тысяч лет назад, начали влиять на человека социальные факторы ?

20. Как объясняет происхождения человека мутационная теория Хуго де Фриза?

21. Сколько миллионов лет назад, в Восточной Африке в земной коре образовались трещины?

22. Какая теория считает, человека обезьяним мутантом?

23. Благодаря чему, обезьяний мутант сумел выжить и стал человеком?

Происхождение человека - загадка. Даже теория Дарвина не считается полностью доказанной, из-за отсутствия переходных звеньев в эволюции. Как еще люди объясняют свое появление с древнейших времен до наших дней.

Тотемизм

Тотемизм относят к древнейшим мифологическим представлениям и считают первой формой осознания человеческого коллектива, а также его места в природе. Тотемизм учил, что у каждой группы людей был свой собственный предок – тотемное животное или растение. К примеру, если тотемом служит ворон, то он является действительным прародителем рода, а каждый ворон – сородичем. При этом тотемное животное является только покровителем, но не обожествляется, в отличие от более позднего креационизма.

Андрогины

К мифологическим можно отнести древнегреческую версию о происхождении человека от Андрогинов – перволюдей, сочетавших в себе признаки обоих полов. Платон в диалоге «Пир» описывает их как существ с шаровидным телом, у которых спина не отличалась от груди, с четырьмя руками и ногами и двумя одинаковыми лицами на голове. По легенде, наши предки не уступали титанам в силе и умении. Возгордившись, они решили свергнуть олимпийцев, за что были разрезаны пополам Зевсом. Это поуменьшило их силу и самоуверенность вдвое.
Андрогинность присутствует не только в греческой мифологии. Идея о том, что мужчина и женщина представляли собой изначально одно целое, близка многим мировым религиям. Так, в одном из талмудических толкований первых глав Книги Бытия говорится о том, что Адам был создан андрогином.

Авраамическая традиция

К Авраамическим религиям восходят три монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам), восходящие к Аврааму – патриарху семитских племен, первому человеку, который уверовал в Господа. Согласно авраамической традиции, мир был создан Богом – Сущим из Небытия, в буквальном смысле «из ничего». Бог создал и человека – Адама из праха земного «по образу и подобию нашему», чтобы был человек истинно добрым. Стоит отметить, что и в Библии, и в Коране о сотворении человека упоминается не один раз. Например, в Библии о сотворении Адама вначале говорится в 1-й главе, что Бог сотворил человека «из ничего по образу и подобию своему», во 2-й главе, что он создал его из пыли (праха).

Индуизм

В индуизме есть как минимум пять версий сотворения мира и человека соответственно. В Брахманизме, например, творцом мира является бог Брахма (в более поздних версиях отождествляется с Вишну и ведийским божеством Праджапати), который появился из золотого яйца, плавающего в мировом океане. Он рос и приносил себя в жертву, создавал из своих волос, кожи, мяса, костей и жира пять элементов мира - земля, вода, воздух, огонь, эфир, - и пять ступеней жертвенного алтаря. Из него же были созданы боги, люди и прочие живые существа. Таким образом, в брахманизме, принося жертвы, люди заново воссоздают Брахму.
А вот согласно ведам – древнему священному писанию индуизма, сотворение мира и человека окутано мраком: «Кто воистину знает, кто здесь провозгласит. Откуда родилось, откуда это творение? Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира).
Так кто же знает, откуда он возник?»

Каббала

Согласно каббалистическому учению, творец Эйн Соф создал душу, получившую имя Адам Ришон - «первый человек». Это была конструкция, состоящая из множества отдельных желаний, связанных между собой подобно клеткам нашего организма. Все желания находились в гармонии, так как изначально в каждом из них было заложено стремление поддерживать друг друга. Однако находясь на высочайшем духовном уровне, подобном творцу, Адам принял на себя огромный духовный свет, что равнозначно «запретному плоду» в христианстве. Не сумев достигнуть одним этим действием цели творения, первичная душа раскололась на 600000 тысяч частей, и каждая из них еще на множество частей. Все они сейчас находятся в душах людей. Путем многих кругооборотов они должны провести «исправление» и вновь собраться в общий духовный комплекс, называемый Адамом. Иными словами, после «разбиения» или грехопадения все эти частицы – люди не равны друг другу. Но возвращаясь в первоначальное состояние, они вновь достигают одного уровня, где все они равноценны.

Эволюционный креационизм

По мере развития науки, креационистам пришлось идти на компромисс с естественно-научными концепциями. Промежуточной стадией между теорией творения и дарвинизмом стал «теистический эволюционизм». Теологи-эволюционисты не отвергают эволюцию, но считают ее инструментом в руках Бога – творца. Проще говоря, Бог создал «материал» для появления человека – род Homo и запустил процесс эволюции. В итоге получился человек. Важным моментом эволюционного креационизма является то, что хоть тело и менялось, дух человека оставался неизменным. Именно такой позиции официально придерживается Ватикан со времен папы Иоанна Павла II (1995 год): бог создал обезьяноподобное существо, вложив в него бессмертную душу. В классическом креационизме человек со времен создания не изменялся ни телом, ни душой.

«Теория древних космонавтов»

В XX веке была популярна версия о внеземном происхождении человека. Одним из родоначальников идеи палеоконтакта в 20-е года стал Циолковский, заявивший о возможности посещения инопланетянами земли. Согласно теории палеоконтакта, когда-то в далеком прошлом, примерно в каменном веке, Землю по каким-то своим делам посетили пришельцы. То ли их интересовала колонизация экзопланет, то ли ресурсы Земли, то ли это была их пересадочная база, но так или иначе часть их потомков обосновалась на Земле. Возможно, они даже смешались с местным родом Homo, и современные люди представляют собой метисов инопланетной формы жизни и аборигенов Земли.
Основные аргументы, на которые опираются сторонники этой теории – сложность технологий, используемых при строительстве памятников древности, а также геоглифы, петроглифы и другие рисунки древнего мира, на которых якобы изображены инопланетные корабли и люди в скафандрах. Матес Агрес – один из основателей теории палеовизитов, даже утверждал, что библейские Содом и Гомора были разрушены не Божьим гневом, а ядерным взрывом.

Дарвинизм

Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо.

Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.

Реферат: Теории происхождения человека. Реферат по дисциплине: История. На тему:Теории происхождения человека.P... Он является автором многих трудов: «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859), обобщив результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекционной практики; «Происхождение человека и половой отбор» (1871) обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. По теории эволюции, которую предложил Ч.Дарвин, многообразие видов растений и животных, населяющих Землю, является результатом частых, абсолютно случайных мутаций, которые, суммируясь за тысячелетия, через так называемые «переходные звенья» приводят к появлению новых видов. Затем в д... Hide

теория эволюции. . стр.4


теория создания (креационизм) . . стр.7


теория внешнего вмешательства. . . .str.10 .


Заключение. . . С. 11 Литература. . с.12


Люди с древности заинтересованному в его происхождении. Для того, чтобы понять и попытаться объяснить, как человек возник, что мы можем найти в самых различных народов в их верованиях, легендах и преданиях. растут с развитием потребности человека в познании ее истоков и корней. Понимание и перспективы шире. Человек начал разработку способа спрашивать, но сознательный и направление. На протяжении веков человеческой эволюции, и многих ученых, писателей, авторов, исследователи несколько высказали свое мнение о происхождении человеческой расы. Он посвятил много легенд, мифов, легенд и незыблемых истин выдающихся ученых из разных стран, времен и народов, начиная с библейских героев и мыслителей и заканчивая нашими современниками.


Есть открыты целый ряд различных теорий, объяснить происхождение человека на земле. В этой статье мы рассмотрим наиболее важными из них являются:


Теория эволюции; Теория создания; Теория внешних помех

Попытка происхождения видов протекал объясняет Чарльз Дарвин (1809-1882), английский Природа, создатель теории эволюции. Он является автором многочисленных работ, «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), в котором результаты его собственных наблюдений и достижений современной биологии и селекции методов; «Происхождение человека» (1871) поддерживает гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков. Согласно теории эволюции, предложенной Чарльзом Дарвином, разнообразие видов растений и животных, населяющих землю, она является результатом частых, совершенно случайных мутаций, которые складывает в течение тысячелетий, через так называемые «переходные формы» привели к появлению новые виды. Тогда естественный отбор вступает в игру. Межвидовая бой уничтожен или перемещенная периферию видов, которые не приспособлены к условиям жизни в данном биологическом«Ниша» при данных внешних условиях, в то же время она позволяет быстро развить виды, которые лучше всего подходят для выживания случайно. В мире науки существует группа ученых, занимающихся проблемой появления человека, создавшего науку, основанную на теории антропологии Дарвина, которая имеет нечто вроде «антропогенеза». Антропогенез - это то, что ученые Дарвина называют процессом отделения людей от животного мира. Эволюционная теория антропогенеза прошла несколько этапов развития по пути, имеет обширное предложение различных свидетельств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других, Однако многие из этих доказательств можно трактовать неоднозначно, позволяя противникам эволюционной теории бросать им вызов. Согласно этой теории, следующие основные этапы человеческой эволюции происходят: период постоянного существования человеческих антропоидных предков (Australopithecus); Австралопитекус или «Южные Обезьяны» - высокоорганизованные, честные приматы, они считаются оригинальными формами человеческого спуска. Australopithecus унаследовал от своих предков, многие характеристики древесины, наиболее важным из которых является способность и стремление к разному манипулированию предметами вручную (манипуляция) и высокому развитию социальных отношений. Они были совершенно земными существами, относительно маленькими - в среднем 120-130 см длиной, 30-40 кг тяжелыми. Их характерной чертой была двуглавая походка и поза, выпрямленная, о чем свидетельствует тазовая структура, скелет конечностей и черепа. Свободные верхние конечности позволили использовать палочки, камни и т. Д. Краниальная область черепа была относительно большой, а передняя часть была укорочена. Зубы маленькие, плотно расположенные, без диастемы, с рисунком зубов, характерным для человека. Они жили на открытых уровнях типа Саванны.


существование самых старых людей: питекантроп (самый древний человек или архантроп);


Впервые в 1890 году голландец Э. Дюбуа на острове Ява обнаружил ископаемые останки самых старых людей, так называемых архантропов. Pithecanthropus - будучи двуногим, средним ростом и строгим построением, тем не менее, хранит множество особенностей обезьяны, как в форме черепа, так и в структуре лицевого черепа. Неандертальская стадия, то есть древние люди или палеоантропы.


1856 в неандертальском в Германии обнаружил остатки живых существ,который жил от 150 до 40 тысяч лет назад, назывался неандертальцем. В ископаемой форме они встречаются в четырехстах местах в северном полушарии Евразии. В эпоху неандертальцев эпоха Великого оледенения совпала. У него был мозговой объем около современного человека, но наклонный лоб, брови арки, низкий череп; жил в пещерах и охотился на мамонтов. Неандертальцы впервые обнаружили захоронения трупов.


Развитие современных людей (Neantpropinen).


Время появления человека современного вида находится в начале позднего палеолита (70-35 000 лет назад). Это связано с резким скачком в развитии производительных сил, появлением племенного общества и прекращением процесса биологической эволюции Homo sapiens. Неантропы были большими, пропорционально построенными. Средний рост мужчин - 180-185 см, женщин - 163-160 человек см.Первый современный образ под названием Кро-Маньон-Люди (припаркованный на неантропинах в Кроманьоне, Франция). Кромёнцы отличались длинноногими из-за большой длины большеберцовой кости. Сильное верхнее тело, широкий сундук, выраженный мышечный рельеф, производит сильное впечатление на современников. Нантропопы - это комплексные парковочные места и поселки, кремневые и костные инструменты, жилые здания. Это сложная церемония захоронения, украшения, первые шедевры изобразительного искусства и т. Д. (35-10 тыс. Лет) переход человеческого общества к верхнему палеолиту совпал с завершением Воплощения - формированием современного физиологического типа человека.


Так это линия эволюции человека строится следующим образом: «Человек умелый» (Australopithecus) - «человек прямоходящий» (питекантропа) - «неандертальцев» (палеоантропов) - «гомо сапиенс» (кроманьонец).


Модель этого торийского происхождения человека от обезьян, вполне удовлетворенная большинством ученых сто лет назад, сегодня разрывается на швах, неспособная справиться с волной новых открытий, а также существование других человеческих Теории происхождения, которые мы обсудим ниже.


Креационизм (искусственное слово творения - творения) - философско-методическое понятие, в котором основные формы органического мира (жизни), человечества Планета Земля, как и мир в целом, создается как сознание определенной сверхъестественности или божества. Сторонники креационизма разрабатывают множество идей - чисто теологических и философских, притворяющихся научными, но в целом современная наука критически относится к таким идеям.


Самая известная версия Библии после созданный в Боге kotoroychelovek .. Таким образом, Бог в христианстве создал первый человек на шестой день творения после образа и образа своего собственногоон владел всей страной. Создав Адама из праха земли, Бог вдохнул в него дыхание жизни. Позже первая женщина, Ева, была создана из ребра Адама. Эта версия имеет древние египетские корни и ряд уникальных в мифах других народов.Религиозная концепция происхождения человека не является научной, мифологической по своей природе и поэтому не во многом подходит ученым.


Представлены различные доказательства этой теории, наиболее важным из которых является сходство мифов и легенд разных народов, в которых рассказывается о создании человека. Теория креационизма последователями почти всех наиболее распространенных религиозных учений (особенно христиан, мусульман, евреев).


Креационисты склонны отвергать эволюцию, приводя к неоспоримым фактам. Например, сообщается, что эксперты в области компьютерных технологий зашли в тупик, чтобы воспроизвести человеческое видение. Им приходилось осознавать, что искусственно не воспроизводить человеческий глаз, в частности сетчатку с ее 100 миллионами стержней и конусов, а также нейронные слои с операцией не менее 10 миллиаров арифметических операций в секунду. Даже Дарвин признал: «Предположение о том, что глаз. может быть выработано естественным отбором, может показаться, я честно признаюсь, крайне нелепо».


Сравнительный анализ обоих уже изучал теории:


1) Процесс создания Вселенной и возникновения жизни на Земле


Модель эволюции на Основываясь на принципе постепенного изменения, он полагает, что жизнь на Земле достигла сложного и высокоорганизованного государства в процессе естественной эволюции. Творческая модель определяет особый, первый момент создания, когда основные неживые и живые системы создаются в полной и совершенной форме.


2) Движущие силы.


Эволюционная модель утверждает, что движущие силы являются неизменными законами природы. Благодаря этим законам осуществляется восстановление и улучшение всех живых существ. Модель создания основана на том факте, что природные процессы в настоящее время не создают жизнь, не приводят к образованию видов и не улучшают их, креационисты утверждают, что все живые существа были созданы сверхъестественными способами. Это предполагает существование высшей разума во вселенной, способное осмыслить и признать все, что есть сейчас.


3) Движущие силы и их проявление в настоящем.


Эволюционная модель: благодаря неизменности и прогрессивной движущей силе, которая создала законы природы, все живые существа сегодня. Поскольку он является производным, его развитие продолжается.Модель создания, после того как акт создания процесса творения уступил место процессу сохранения, сохранить вселенную и обеспечить соблюдение определенной цели. Поэтому в окружающем мире мы больше не можем наблюдать процессы творения и совершенства.


4) Связь с существующим мировым порядком.


Эволюционная модель, теперь существующий мир изначально находилась в состоянии хаоса и беспорядка. Со временем, благодаря эффекту законов природы, он становится все более организованным и сложным. Процессы, которые подтверждают постоянный порядок мира, также должны иметь место в настоящем. Творческая модель представляет мир в уже завершенной форме. Поскольку работа была изначально идеальной, тем лучше он не может и должен потерять за ее выдающуюся производительность с течением времени.


5) Факторы времени.


Эволюционная модель, вселенная и жизнь на Земле в современном сложном состоянии через естественные процессы, необходимые для достижения довольно долгого времени, поэтому возраст вселенной эволюционистов до 13,7 миллиардов лет, а возраст земли определяется - 4,6 миллиарда лет. Модель дизайна, мир был создан в невообразимо короткое время. По этой причине креационисты управляют несравнимо меньшими числами, чтобы определить возраст земли и жизнь на ней.


В последние годы предпринимались попытки создать научное знание, описанное в Библии. Примером здесь может служить знаменитый физик, написавший две книги Джона. Шредер, в котором он утверждает, что библейские и научные данные не противоречат друг другу. Одна из самых важных задач заключалась в том, чтобы разобраться с библейской историей создания Шредера за шесть дней - с научными доказательствами существования Вселенной более 15 миллиардов лет. Поэтому, несмотря на ограниченную научную способность вообще признать в выяснении проблем человеческой жизни, необходимо должным образом учитывать тот факт, что ряд видных ученых (в том числе - лауреатов Нобелевской премии) Реализация Творцом того, как вся окружающая среда - это мир и разные формы жизни на нашей планете.


Гипотеза о создании не может быть доказана или опровергнута, и она всегда будет связана с научной гипотезой о происхождении жизни. Креационизм понимается как творение Бога. В настоящее время, однако, некоторые видят это в результате деятельности передовой цивилизации для создания различных форм жизни и наблюдения за их эволюцией.


Эта теория становится все более и более преданными каждый день.


Согласно этой теории, появление человека на земле, во всяком случае, из-за


деятельность других цивилизаций. Впростейшая версия чужой теории человеческого происхождения человека - прямые потомки инопланетян, приземлившихся на земле в предыстории (в качестве доказательства этой теории предлагаются фотографии Марса, где вы можете увидеть остатки зданий, похожие на египетские пирамиды). Но есть более сложные варианты. Как пересечение номинантов с предками людей; генерация умного человека с помощью методов генной инженерии; Управление эволюционной эволюцией земной жизни силы чужого сверхразума и эволюционная эволюция земной жизни и разума, следуя программе, первоначально построенной чужим сверхразум. Кстати, последние две версии их концепции мало в том, что они отличаются от теории божественного вмешательства. Кроме того, существуют другие антропогенетические фантазии, которые различаются в разной степени в сочетании с теорией внешнего вмешательства. Наиболее распространенной гипотезой пространственных аномалий является