НГУ реализует собственный подход к адаптации иностранных студентов, который, заимствуя базовые компоненты адаптационной работы из опыта зарубежных вузов, имеет и свои оригинальные компоненты.

Одним из результатов участия НГУ в программе топ-100 стало увеличение в его стенах числа иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, которые обучаются в бакалавриате, специалитете, магистратуре разных факультетов на русском и английском языках. Увеличение числа студентов из других стран привело к увеличению числа обязанностей университета, так как спектр услуг (сервисов), которые принимающий университет должен оказывать иностранным студентам, шире спектра услуг, оказываемых российским студентам.

Опыт зарубежных университетов, давно принимающих иностранных студентов, показывает, что в спектр оказываемых услуг, помимо образовательных услуг и оформления документов, входит также помощь и поддержка иностранным студентам в адаптации к новой образовательной и социокультурной среде. Наличие системы такой поддержки в вузе способствует успеху обучения студентов и поднимает публичный рейтинг университетов, являющийся одним из компонентов общего рейтинга вуза.

Однако для многих российских университетов помощь в адаптации - это новый фронт работ, поэтому для них актуален вопрос:

Какую именно помощь в адаптации должен оказывать вуз иностранным студентам?

Анализ сайтов российских университетов показывает, что суть помощи в адаптации понимается по-разному. В одних вузах организованы студенческие клубы, где российские и иностранные студенты знакомятся с культурами друг друга, и студенты-волонтеры помогают иностранцам решать их бытовые проблемы. В других вузах работа по адаптации «по старинке» сводится к изучению русского языка и проведению национальных праздников, либо вообще не проводится.

Таким образом, процесс становления такой работы только идёт. Поэтому, выстраивая систему помощи в адаптации в своём вузе, более продуктивно опираться на опыт зарубежных вузов, где работа по адаптации ведется давно и системно. Кроме того, более профессионально выстраивать собственную систему помощи иностранным студентам на теоретических и практических научных исследованиях процесса адаптации, которые давно проводятся российскими и зарубежными исследователями.

В НГУ с 2013 года в рамках одного из проектов топ-100 реализуется собственный подход к адаптации иностранных студентов, который опирается на результаты научных исследований, заимствует базовые компоненты адаптационной работы из опыта зарубежных вузов и при этом имеет оригинальные компоненты, отличающие его от подходов других вузов. Цель подхода - помочь в социокультурной адаптации иностранным студентам. В чём суть этого подхода? Как в его рамках понимается «адаптация» и помощь в адаптации?

Согласно теории, «адаптация» - это процесс приспособления индивида к новой образовательной и социальной среде, в результате которого должна быть достигнута совместимость индивида с этой средой, должны быть усвоены новые «способы выживания» - определенные знания и нормы поведения, должна быть достигнута определенная интеграция индивида в новую среду.

Если взглянуть на процесс адаптации шире и констатировать, что новая среда имеет свои культурные особенности, то можно считать, что адаптация иностранных студентов в российских вузах есть адаптация к русской культуре. При этом культура в этом случае должна пониматься не эстетически (как искусство) и не этнографически (как традиции и обычаи), а как «ценностно-нормативная система», включающая в себя менталитет, ценности, нормы поведения. Именно эта система определяет особенности остальных компонентов культуры (образования, стиля жизни, взаимоотношений), и знакомство именно с этим аспектом культуры помогает в адаптации к новой среде.

Соответственно, помощь иностранным студентам в адаптации обязательно должна включать в себя передачу знаний о ценностно-нормативной системе русской культуры, помощь в усвоении новых способов выживания, а также помощь в интеграции в новую среду.

Каким образом теория претворяется в практику? Какие услуги предлагают иностранным студентам в рамках этого подхода?

В системе адаптации, действующей в НГУ, есть «универсальные» (общие) и «уникальные» (оригинальные) компоненты.

«Универсальные» компоненты заимствованы из опыта зарубежных вузов и представляет собой «обязательный набор» адаптационных услуг, которые с момента запуска проекта топ-100 по адаптации системно оказываются иностранным студентам НГУ. К ним относятся:

1) Электронные источники информации

В рамках проекта по адаптации для иностранных студентов созданы 2 страницы сайта: «Adaptation to Russian Culture», «Welcome Information», содержащие полезную для иностранцев информацию. Созданы материалы: «Information Letter for Newcomers» и электронный пакет информации «Welcome Pack» (на русском, английском, китайском языке), разработанный специально для иностранцев и содержащий актуальную для них информацию, включая сведения о проблемах адаптации, способах их преодоления, системе поддержки. На основании анкетирования студентов-иностранцев созданы также адаптационные материалы «International Students - Case Studies», «Why Choose NSU? International Students - Real Life Experiences». Сняты 2 видео «А на Пирогова - русско-китайская версия», «Welcome Party - 2014».По созданию подобных электронных ресурсов лидируют такие национальные исследовательские университеты, как НГУ и ВШЭ.

2) Программа первичной адаптации

Для новых иностранных студентов НГУ проводится программа первичной адаптации «Orientation Session» по аналогии с подобными программами в зарубежных вузах (Orientation Week, Welcome Week, Welcome Days). Цель этой программы, состоящей из нескольких мероприятий - максимально подготовить новичков к жизни и учёбе в России. Во время туров-ориентаций по НГУ, кампусу, Академгородку, иностранным студентам показывают местонахождение жизненно необходимых объектов. На беседах-инструктажах Welcome Talk дают самую важную информацию о жизни и учебе в России. На Вечере знакомств - Welcome Party - помогают найти друзей среди российских и других иностранных студентов. «Ориентационная сессия» включает в себя также обзорную экскурсию-ориентацию по Новосибирску.В Ориентационных сессиях в 2014, 2015 гг. принимало участие около 230 иностранных студентов.

3) Консультационная служба (Counseling)

Для иностранных студентов в течение всего срока пребывания в НГУ организована работа специальных консультантов International Student Advisers, которые помогают решать вопросы академического, социального, культурного и личного характера, а в некоторых случаях выступают «адвокатами» иностранных студентов, отстаивая их интересы перед университетским сообществом. Консультанты либо самостоятельно решают вопросы студентов, либо направляют их в другие университетские службы. К консультантам можно обращаться лично в часы приёма, по e-mail и по телефону. В случае опасности студенты могут звонить по телефону «горячей линии» 24 часа в сутки.

Системную консультационную поддержку иностранным студентам помимо НГУ оказывают в ВШЭ.

4) Культурно-экскурсионная программа

Студентам-иностранцам НГУ помогают также организовать досуг, предлагают участвовать в культурно-экскурсионной программе, цель которой сформировать положительный образ Новосибирска и сибирского региона в целом, познакомить студентов-иностранцев с достопримечательностями. Для студентов организуют экскурсии, поездки в зоопарк, планетарий, походы в музеи, театры, концертные залы, посещение различных культурных и спортивных мероприятий.В культурно-экскурсионной программе 2014, 2015 гг. принимало участие около 300 иностранных студентов и преподавателей.

Кроме универсальных компонентов в системе адаптации НГУ есть свои оригинальные, не менее значимые компоненты, которые реализуются только в НГУ. Эти компоненты, разработанные на базе теоретико-методологического аппарата дисциплин «межкультурная коммуникация» и «культурология», направлены на передачу таких знаний о русской культуре, которые помогают иностранцам лучше адаптироваться и способствуют решению стратегической задачи - формированию положительного отношения к России и русской культуре.

5) Курсы лекций по русской культуре

Иностранным студентам предлагается 2 курса лекций по русской культуре.

В первом семестре читается учебно-адаптационный курс «Особенности русской культуры», цель которого - формирование межкультурной компетенции. Именно в рамках этого курса иностранные студенты знакомятся с теми аспектами ценностно-нормативной системы русской культуры, с которыми они имеют дело в повседневной жизни: спецификой академической культуры, спецификой русского менталитета, поведения, коммуникации. Информация о русской культуре даётся в сравнении с особенностями родной культуры студентов.

Во втором семестре студентам предлагается цикл открытых лекций «Феномен русской культуры», цель которого несколько иная - сформировать положительное отношение к России, русским и русской культуре. В рамках этого курса иностранных студентов знакомят с достижениями россиян в разных сферах деятельности: в науке, философии, искусстве, литературе, объясняют суть феноменов НГУ и Академгородка, знакомят с национальными героями и историческими фигурами России.

Такие курсы могут предлагаться не только иностранным, но и российским студентам и преподавателям, а также сотрудникам НГУ, работающим с иностранцами. Так в прошлом семестре несколько лекций прослушали сотрудники общежитий, в которых живут иностранцы.

За 2014, 2015 гг. курсы по русской культуре прослушали 340 иностранных студентов.

6) Студенческий Интерклуб «Глобус»

Особенность Интерклуба «Глобус» состоит в том, что это не разговорный языковой клуб, а своего рода экспериментальная площадка для реализации специально разрабатываемых интернациональных студенческих программ («Spotlight on Russian culture», «Встречи на перекрёстке культур»), целями которых являются: расширение блока знаний о русской культуре, знакомство с особенностями других культур, формирование терпимого отношения к культурным различиям, а также интеграция иностранцев в студенческую среду.

На встречах клуба обсуждаются различные аспекты культур, проходят дискуссии на актуальные темы, организуются мастер-классы и встречи с интересными людьми. Помимо того, Интерклуб проводит для иностранцев праздники на адаптированном (упрощенном) русском языке, например, «День русской народной культуры», с тем чтобы студенты могли не только наблюдать, но и понимать, что происходит.

Участвуя в мероприятиях клуба, иностранные студенты лучше интегрируются в российское студенческое сообщество. Помощь в интеграции необходима, так как практика показывает, что студентам-иностранцам (особенно из азиатских стран) бывает нелегко найти друзей в чужой стране. Наличие же друзей из числа российских студентов важно для успеха адаптации и интеграции иностранцев. «Русские друзья» оказывают поддержку, являются «проводниками» культуры, в некотором смысле, «инструментами» успешной адаптации.

За 2014, 2015 гг. в мероприятиях Интерклуба участвовало около 200 иностранных студентов.

Кроме того, подход к адаптации НГУ предполагает проведение периодических исследований круга проблем, испытываемых иностранными студентами. За время существования проекта проведены 3 анкетирования студентов, проводится интервьюирование.

Критически оценивая подход к адаптации, разработанный и действующий в НГУ, можно констатировать, что проделана большая работа: создан качественный профессиональный продукт - система адаптации иностранных студентов. Все компоненты этой системы теоретически обоснованы, проверены на практике, для каждого компонента системы определены более эффективные формы работы, выявлены трудности реализации и способы их преодоления, сформулированы возможные пути совершенствования и развития. В частности, запланировано создание электронных ресурсов “Pre-Arrival Guide”, “International Student Handbook” и ряда учебных видеофильмов, проведение новой программы Интерклуба «Глобус», дальнейшая разработка учебных программ курсов по русской культуре. В целом, имеющийся в НГУ подход к системной адаптации иностранных студентов можно развивать как научно-исследовательское и как практическое направление, можно сделать еще одной «визитной карточкой» НГУ, позволяющей университету лидировать в этом виде деятельности среди других вузов

На основе анализа экспертного интервью и факторов влияния на выбор иностранных студентов в пользу обучения в Российских университетах, рекомендую:

  • 1. В связи с тем, что иностранными студентами был отмечен факт порой низкого взаимодействия с русскими студентами, благодаря дополнительному вопросу о том, что наиболее понравилось / не понравилось во время обучения в Российском университете, предлагаю добавить в программу обучения академические часы для общения студентов. Это могут быть различные тренинги, психологические игры, кейсы, направленные на совместную работу, именно иностранных студентов с русскими. Таким образом, это поможет преодолеть барьер между студентами, повысить их коммуникабельность и поможет избежать проблем межрасовых коммуникаций. Но хочу заметить, что данный фактор, не имеет большого влияния на общую удовлетворенность студентов.
  • 2. Культурные особенности и традиции разных стран влияют на менталитет человека, поэтому нельзя не брать этот факт во внимание, это касается оказания административных услуг для представителей различных рас и вероисповеданий.
  • 3. Внедрение полноценных программ на иностранных языках, несомненно, повысит уровень заинтересованности иностранных студентов, поскольку они играют важную роль в удовлетворенности иностранных студентов. (Г6)
  • 4. Внедрение грантовой системы обучения иностранных граждан.
  • 5. Формирование имиджа университета, согласно международным стандартам.
  • 6. Проводя рекламную компанию образовательного учреждения, следует делать акцент на преимущества Вуза на международном рынке образовательных услуг, качество его образовательных программ, программ повышения квалификации.
  • 7. Организация международных конференций, форумов с последующим установлением контакта с участниками, поскольку вовлеченность преподавателей в процесс обучения и их взаимодействие со студентами имели большой коэффициент влияния на удовлетворенность иностранных студентов.

Целью данного исследования была необходимость определить степень влияние 7 составляющих образования на общую удовлетворенность студентов. В ходе исследования было установлено, что только 4 из 7 составляющих - учебно-методические программы, окружающая обстановка, административные услуги, образовательные программы,- оказывают влияние на формирование общей удовлетворенности студентов своим учебным заведением. В результате чего, было рекомендовано, чтоб ВУЗы сосредоточили свое внимание на этих 4 составляющих. Такая целенаправленная работа должна напрямую повлиять на общую удовлетворенность, что в результате должно привлечь больше новых студентов (через рекомендации и «сарафанное радио» от учащихся), а также привлечь выпускников к повышению квалификации.

Для ВУЗов становится важным уделять больше внимания иностранным студентам, не только предоставляя им услуги питания, но также стараясь более тщательно оценивать степень их удовлетворенности. В данном исследовании были приведены фактические доказательства о важности этой оценки. Также были предоставлены данные об услугах, на которые стоит особо обратить внимание при создании маркетингового обращения с целью привлечения иностранных студентов.

Ограничения.

Приоритетной целью этой работы было исследование удовлетворенности иностранных студентов Российскими университетами, было опрошено 269 иностранцев из 20 вузов. На данный момент в России имеют право принимать иностранных студентов 126 университетов, что говорит о достаточно малом вариативном выборе. При дальнейшем исследовании удовлетворенности иностранных студентов образовательными услугами в Российских Университетах следует увеличить разнообразие и количество Университетов, поскольку в работе не было определено, зависит ли уровень удовлетворенности от конкретного университета. Подразумевая, что удовлетворенность исходит из ожиданий и полученных результатов, стоит предположить, что оценка уровня удовлетворенности может определяться университетом, так как предлагаемые услуги могут отличаться среди 20 университетов, участвующих в исследовании. Данный факт стоит принять во внимание перед тем, как использовать данные исследования.

1

В статье рассматриваются особенности социально-педагогической адаптации иностранных студентов, обучающихся в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете на подготовительном факультет. В данной статье анализируются проблемы социально-педагогической адаптации иностранных студентов с учетом этнической и культурной специфики. Эффективность обучения иностранных студентов зависит от того, насколько успешно они адаптируются к новой социокультурной среде. Проблемы адаптации иностранных студентов можно рассмотреть через призму адаптации деятельности, обучения, общения, самосознания. Работа с иностранными студентами в вузе подразумевает повышение учебной мотивации студентов, выработку самостоятельности, пробуждение интереса и уважения к новой стране и ее социокультурным особенностям. Помощь в социальной адаптации иностранцев является немаловажной задачей современного вуза. Условием успешной адаптации иностранных студентов служит также контакт студента с преподавателем.

подготовительный факультет

иностранные студенты

социально-педагогическая адаптация

адаптация

1. Зайцева, Н.К. Социально-педагогическая адаптация студентов педагогического колледжа как объект проектирования / Н.К. Зайцева // Проектная деятельность в образовательном процессе: новый ресурс личностно-развивающего образования: материалы науч.-практ. конф. 26 янв. 2007 г.: в 3 ч. – Волгоград: Колледж, 2007. – Ч. II. – С. 45–51.

2. Камардина О.Л., Корчагина О.В. К вопросу о взаимоотношении параметров, определяющих дидактическую адаптацию.  Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. Вып.2. Воронеж, Воронежский университет, 1998. С. 71-74.

3. «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.

4. Логинова В.В. Психологические особенности взаимодействия и поведения иностранных студентов в образовательной среде российского вуза (на материалах исследования китайцев и арабов).  Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – № 3.– 2008. – М.: Изд-во МГОУ. – 178 с.

5. Павлюкова Ю.В. Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в вузе. Международное образование и сотрудничество: сборник материалов международной научно-практической конференции «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан» 28–30 мая 2015 г. В 3 т. Т. 2. – М.: МАДИ, 2015. – С. 273-276.

6. Рахимов Т.Р. 2011. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития. В сб.: Дефиниции культуры: сборник трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. Томск: Издательство Томского университета. 9: 406–411.

Проблема адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе представляет собой одну из актуальных проблем, которую приходится решать руководству вуза и преподавателям.

Адаптация к образовательной среде вуза ¾ одна из форм приспособительного поведения человека, и имеет те же компоненты, что и любой другой адаптивный процесс. Адаптация студентов-иностранцев ¾ многофакторный процесс вхождения, развития и становления личности студента-иностранца в образовательном пространстве. Адаптация иностранного студента ¾ это сложный, динамический, многоуровневый процесс перестройки уже сложившегося комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для него условиями.

Социально-педагогическая адаптация студентов ¾ сложный, многофакторный процесс включения бывших школьников в новую педагогическую систему, а для многих ¾ и в новую жизнедеятельность, связанную с принятием новых ролей, отражающих различные стороны процесса обучения.

Социокультурная адаптация ¾ сложный многоплановый процесс взаимодействия личности с новой социокультурной средой, в ходе которого иностранные студенты преодолевают разного рода психологические, социальные, нравственные, религиозные барьеры, осваивают новые виды деятельности и формы поведения.

Адаптация иностранных граждан к новым условиям при поступлении в высшее учебное заведение является основополагающим фактором, определяющим в большинстве случаев эффективность образовательного процесса в целом.

На сегодняшний день прослеживается тенденция увеличения числа иностранных студентов в России.

Как указывалось в утверждённой Правительством РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» , необходимо создавать условия для привлечения в Россию иностранных студентов. Это должно быть одной из приоритетных задач в деятельности Министерства образования и науки и самих российских высших учебных заведений с тем, чтобы к 2020 году доля иностранных граждан достигла 5% в общем контингенте учащихся вузов, а доходы от их обучения составляли не менее 10% от объема финансирования системы образования». Достижение указанных плановых показателей будет доказательством повышения международной конкурентоспособности российского образования и станет критерием его высокого качества, а также позволит России стать одним из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

Приток иностранных студентов в российские вузы подтверждает высокий уровень и высокий статус системы образования России, сумевшей выдержать сложности, связанные с ее реформированием. В настоящее время во многих вузах России обучаются студенты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Таким образом, иностранные студенты являются неотъемлемой частью современной системы образования в России. Присутствие иностранных студентов в вузах России демонстрирует востребованность учебных заведений, повышает их рейтинг, а также способствует включению России в международную образовательную систему.

С каждым годом количество иностранных учащихся в российских вузах растет. Так и в ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ) с каждым годом увеличивается количество иностранных студентов, расширяется их география. В центре предвузовской подготовки иностранных граждан (ЦППОИГ) ННГАСУ на протяжении 20 лет иностранные студенты стремятся получить высшее образование по реализуемым направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. На подготовительном факультете ННГАСУ период 1996-2015 гг. обучалось 760 студентов из 40 стран. Большая часть иностранных студентов, прошедших обучение в центре предвузовской подготовки иностранных граждан в ННГАСУ, из арабских стран Северной Африки (государства Магриба) (48%) и Центральной и Южной Африки (27%), далее идут страны Азии (11%), и студенты, приехавшие из арабских стран Ближнего Востока (7%) и Турции (6%). Иностранные студенты разных стран представляют разные этнические группы, в связи с этим наблюдается огромное разнообразие в культурном, религиозном, языковом отношениях. Преподавателям приходится работать со студентами различных конфессий. Различное религиозное мировоззрение, культурное воспитание, различный уровень подготовки, разные возрастные категории (от 17 до 40 лет) ¾ все это значительно осложняет работу преподавателя.

С первых дней пребывания в российском вузе иностранные студенты находятся в непривычной для них социокультурной, языковой и национальной среде, в которой им предстоит адаптироваться в кратчайшие сроки. На подготовительном факультете студенты обучаются от 6 до 9 месяцев. Конечно, большое затруднение в социальной адаптации студентов-иностранцев связано с изучением совершенно нового и необычного для них языка ¾ русского. Все это способствуют возникновению трудностей адаптации иностранных студентов и значительно снижают качество обучения .

Абсолютное большинство иностранных студентов по приезде в Россию сталкивается со множеством трудностей как физиологического (привыкание к климату, кухне), так и социально-психологического характера (приспособление к бытовым условиям, нормам поведения и требованиям учебной деятельности).

В основном контингент ЦППОИГ ННГАСУ составляют студенты из стран Африки, особенно из Северной Африки (Марокко, Алжир, Тунис, Египет). Они владеют как минимум одним иностранным языком (французским) помимо арабского. А зачастую и еще одним: английским или испанским. Студенты из Иордании и Палестины не владеют иностранными языками на должном уровне, что обедняет их культурный уровень.

Различия в национальной и российской образовательных системах могут вызывать у иностранного учащегося растерянность, дискомфорт, а как следствие ¾ нежелание учиться. Важной задачей на начальном этапе становится построение взаимоотношений внутри коллектива: с одногруппниками и, в первую очередь, с преподавателем.

Преподаватель русского языка должен учитывать национальный психологический склад и культуру учащихся, должен быть знаком с их культурой и национальным языком. Всё это позволит строить с ними максимально благоприятные взаимоотношения и тем самым добиться лучших результатов в учебной работе.

Существует проблема адаптации иностранных студентов к процессу обучения в российском вузе; она сопровождается развитием стресса и негативных ощущений на фоне большой учебной нагрузки, которая, как правило, не соответствует ожиданиям иностранных студентов. Некоторые студенты не готовы к таким нагрузкам, и, к счастью, лишь немногие уезжают обратно. Такие учащиеся добровольно покидают университет и Россию спустя месяц, максимум полгода.

Опыт показывает, что способности к обучению у арабских студентов разных стран также различны. Студенты из Марокко, Алжира и Туниса в основном умеют учиться гораздо лучше студентов из других арабских стран. Это объясняется сохранившейся в этих странах со времен колонизации французской системы образования. Студенты умеют выделять главную мысль из текста, грамотно ведут конспект, умеют работать самостоятельно. Арабские студенты, владеющие минимум одним иностранным языком, достаточно быстро овладевают русским языком, легче воспринимают на слух иноязычную информацию. Такие студенты исполнительны, умеют работать самостоятельно, что положительно влияет на результаты их обучения. Арабские студенты быстрее адаптируются к условиям нашей страны, города, университета, общежития, легко находят язык с русскими людьми, быстро находят русских друзей. В межэтническом взаимодействии с другими людьми арабские студенты становятся более уверенными в себе, проявляют самостоятельность, стремятся к доминированию в межличностных отношениях, проявляется стремление к независимости суждений, упорство в отстаивании собственной точки зрения. Основными мотивами их поведения в этом случае становятся сохранение ими собственного достоинства и отстаивание национальных интересов .

Арабские студенты не любят монотонной, однообразной работы и склонны строить свою работу на отвлечениях - отдают предпочтение общению. Они воспринимают преподавателя как человека, который вступает с ними в коммуникацию и интересен как носитель новой неосвоенной информации

Религия также откладывает свой отпечаток на образование арабских студентов. Арабы, исповедующие Ислам, в разной степени способны воспринимать и усваивать научный материал. Мусульманство в умеренных количествах оказывает положительное влияние на процесс обучения. В некоторых арабских странах вообще нет женщин преподавателей, поэтому студентам из таких стран приходится ещё привыкать к российским женщинам-педагогам. В последние годы летняя сессия и вступительные экзамены совпадают с Рамаданом (месяц обязательного поста, когда в дневное время мусульмане отказываются от всего даже от воды и еды). Поэтому для студентов физически и психологически тяжело заниматься и сдавать экзамены.

Обеспечение психологической готовности к учебной деятель-ности в условиях новой социально-культурной среды предполагает также адаптацию к новым формам организации учебного процесса, принятого в России, т.е. дидактическую, или академическую, адаптацию. Стресс могут вызвать и необычные формы и методы организации учебного процесса. Так, во многих странах принята 10-балльная система оценки знаний. Студенты, получающие привычные нам оценки, испытывают затруд-нения в определении уровня собственных знаний и предъявляют претензии преподавателям. Кроме того, привыкшие к тестовой форме контроля знаний, студенты часто с трудом воспринимают контрольные работы и устные экзамены. 6-дневная рабочая неде-ля, точнее занятия по субботам, вызывают недоумение у иностранных учащихся.

Африканские студенты условно делятся на «англоговорящих» и «франкоговорящих». В ННГАСУ прибывают студенты из стран, население которых говорит на португальском (Ангола, Мозамбик), испанском (Экваториальная Гвинея), арабском (Марокко, Алжир, Тунис, Египет, Судан) языках или как на английском, так и французском государственных языках (Камерун, Конго). Деление африканских студентов на «англоговорящих» и «франкоговорящих» вполне уместно, так как они отличаются друг от друга иной раз больше, чем от представителей иных регионов.

Таблица 1 - Главные особенности различных региональных групп студентов и специфика педагогического общения с ними

Особенности студентов

Студенты

арабских стран

Ближнего Востока

  • открытость, интерес к другим людям;
  • отсутствие боязни критики;
  • вспыльчивость, недисциплинированность,
  • быстро схватывают учебный материал.

Африканские

Студенты (англоговорящие)

  • склонность к более медленному обучению и усвоению новых понятий;
  • повышенная реакция на «опасность»;
  • завышенная самооценка, уверенность в себе.

Африканские

студенты

(франкоговорящие)

  • открытость, контактность;
  • склонность к тревожности;
  • недостаток самоконтроля;
  • обостренное чувство социального и национального неравенства,
  • медленно усваивают материал, медленно работают на занятиях.

Совокупность культурологических, политических, религиозных, социальных, образовательных факторов существенно влияет на образовательные и адаптационные характеристики студентов.

Ус-пешная адаптация напрямую зависит не только от психофизио-логических возможностей личности, уровня мотивации и уровня самоорганизации, но и от учета национально-культурных особен-ностей всех участников педагогического процесса. Прежде всего, для нее требуется целенаправленная работа преподавателя по минимизации психологических стрессоров: правильная организация учебных занятий, установление ком-фортного микроклимата в учебной группе и т.д. .

Адаптация иностранного студента ¾ это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для него условиями .

Поэтому возникает необходимость создания программы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации иностранных студентов, включающего совокупность социально-психологических и педагогических воздействий, основанных на единстве составляющих ее научного, прикладного, практического и организационного аспектов. Каждый из обозначенных аспектов имеет свои специфические цели и задачи.

В ННГАСУ созданы все условия для успешной социально-педагогической адаптации иностранных студентов. Им необходимо привыкнуть к новому социальному окружению, к новой образовательной системе, к новому языку общениян, к интернациональному характеру учебных групп и т.д.

Для успешного управления учебно-воспитательным процессом иностранных студентов необходимо учитывать, что с поступлением в ВУЗ они попадают в непривычную для них социальную, языковую и национальную среду, к которой им предстоит адаптироваться. Организация успешной адаптации способствует более быстрому включению их в студенческую среду, облегчает процесс обучения и воспитания.

В нашем центре уверены, что достижение социальной, психологической и педагогической интеграции в новую среду, а также освоение профессиональных компетенций иностранными студентами должно проходить в неразрывном контакте с собственной культурой и ценностями.

Главным условием довузовской подготовки иностранных студентов является быстрое овладение русским языком. Чем лучше усваивается язык, тем эффективнее адаптация, тем быстрее студент перестаёт стесняться общаться с русскими, а значит, легче и проще происходит его адаптация. К сожалению, в силу национальных особенностей лишь небольшой процент иностранных учащихся заводят знакомство с русскими людьми уже через 2-3 месяца после приезда в Россию. Это помогает иностранным студентам быстрее знакомиться с Россией, её культурой, традициями, менталитетом. Однако большая часть иностранных студентов ведет замкнутый образ жизни и круг их общения это: соотечественники, преподаватели, одногруппники, соседи по общежитию. В нашем центре преподаватели оказывают большую помощь студентам в адаптации, в решении их бытовых проблем, поддерживают их в учебе (объясняют подробно материал на английском, французском языке), поддерживают психологически. Поэтому процент адаптированности иностранных студентов ННГАСУ к университету, к социальным условиям достаточно велик.

Таким образом, можно считать, что социально-педагогическая деятельность по сопровождению процесса адаптации иностранных студентов - есть сложное, психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающая как единая система, в которую входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно - деятельностный и оценочно-результативный компоненты. Это целенаправленный, планируемый и особым образом организуемый воспитательно-образовательный процесс, направленный на создание необходимых условий, способствующих полноценной самореализации личности и ее интеграции в социуме.

Рецензенты:

Повшедная Ф.В., д.п.н., проф. кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.

Шестакова Лариса Анатольевна, д-р пед. наук, проф. заведующая кафедрой профессиональной психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Павлюкова Ю.В., Дрягалова Е.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ АРАБСКИХ СТУДЕНТОВ В ЦЕНТРЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23732 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

А.Л. Арефьев

В ближайшие годы российские высшие учебные заведения будут испытывать трудности с набором абитуриентов из-за депопуляции населения и сокращения численности молодежи. За последние 10 лет число россиян в возрасте до 17 лет уменьшилось с 40.1 млн. до 31.5 млн. человек, и эта тенденция, к сожалению, не меняется. Приближающаяся «демографическая яма», а также планируемое принятие закона об обязательном призыве на срочную военную службу студентов дневных отделений ставит перед вузами вопрос о поиске абитуриентов за пределами страны, дабы избежать сокращения преподавателей и закрытия самих образовательных учреждений. Решение этой задачи в определенной мере затруднялось тем обстоятельством, что российские дипломы во многих странах не признавались. В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию, что означает признание в ближайшей перспективе российских вузовских дипломов в Европе. Болонский процесс, рассчитанный до 2010 г., выдвигает перед отечественными вузами новые серьезные требования, среди которых - переход на двухступенчатую форму бучения (бакалавриат и магистратура), систему зачетных единиц ECTS, принятую в европейских университетах, введение системы контроля качества образования, использование унифицированных приложений к дипломам (Diploma Supplement) и т.д. Это облегчит трудоустройство выпускников российских вузов различных странах, что особенно важно для иностранных студентов, обучающихся в России.

В ходе опроса, проведенного в мае-июне 2004-2005 гг. Центром социологических исследований Минобразования России по заказу Управления международного образования и сотрудничества (опрошены 2784 студента из 123 стран, обучавшихся на дневных отделениях в 127 вузах 30 российских городов), выявлены основные тенденции в подготовке кадров для зарубежных государств, сложившиеся в отечественной высшей школе к настоящему времени.

1 По ряду показателей результаты исследования 2005 г. сопоставляются с данными социологического опроса 894 иностранных студентов, проведенного Центром социологических исследований в 2001 г. в 47 российских вузах в 21 городе.

Согласно данным исследования1, около 2/3 иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на дневных отделениях в течение последних пяти-шести лет, составляют выходцы из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Остальные студенты - граждане СНГ, а также стран Европы, Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии.

По сравнению с советским периодом, доля студентов из стран Восточной Европы значительно снизилась. Большую роль здесь сыграло вступление этих стран в ЕС, в связи с чем молодые люди переориентировались на получение высшего образования в западноевропейских университетах.

Средний возраст опрошенных иностранных студентов - 22.8 года. Из них 68.8% - мужчины. Доля женщин постепенно увеличивается: в 2001 г. она составляла 28.9%, в 2003 г. - 31.2%.

За последние три года возросла доля иностранных студентов - выходцев из семей со средним уровнем дохода (с 76.5 до 81.9%) и снизилась доля выходцев из семей с высоким уровнем дохода (с 15.8 до 10.0%). Исследование выявило новую тенденцию - увеличение среди иностранных студентов, обучающихся в России, детей советских и российских эмигрантов, уехавших в свое время на постоянное жительство в Германию, Израиль, США, Канаду, Австралию. Получение ими высшего образования в России обходится в 3-4 раза дешевле по сравнению с затратами на аналогичное образование на Западе.

Каждый второй опрошенный из стран Балтии и СНГ - этнический русский. Много русских также из восточных областей Украины и Крыма. Растет число русских студентов из Туркмении и других среднеазиатских республик СНГ. Поэтому более чем для 15% иностранных студентов дневных отделений русский язык является родным.

2 B 2003/2004 учебном году китайская «прослойка» среди иностранных студентов составляла от 54% в Иркутском государственном университете до 75% в Новосибирском государственном техническом университете и 100% в Читинском государственном техническом университете.

Граждане стран Балтии предпочитают вузы Санкт-Петербурга и Северо-Запада России (в том числе Калининграда); представители Беларуси, Молдовы, Украины - вузы Москвы, Санкт-Петербурга и Урала; выходцы из Казахстана - вузы Сибири и Урала (особенно Омской и Оренбургской областей), а из Европы - столичные вузы. Китайцы (это наиболее крупная национально-этническая община в контингенте иностранных студентов) рассредоточены в различных городах страны, но особенно много их в вузах Дальнего Востока2. Что касается специальностей, то студенты из стран Балтии предпочитают осваивать профессии в области менеджмента, управления, предпринимательства, бизнеса, маркетинга, а также юриспруденции и гуманитарно-социальных специальностей; из Беларуси, Молдовы, Украины - менеджмента, управления, информатики и вычислительной техники, естествознания и точных наук, наук о Земле; из Казахстана - в области естествознания, точных наук и юриспруденции.

Выходцы из среднеазиатских республик отдают предпочтение экономике; приехавших из Закавказья, а также Индии привлекает медицина; приоритетными специализациями европейских студентов и китайцев являются экономика и русский язык. Вьетнамцы тяготеют к техническим и экономическим специальностям, а студенты из арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока - к фармацевтике.

Результаты опроса свидетельствуют, что среди мотивов выбора той или иной специальности первое место занимают личные наклонности - 29.8%. Далее следуют престиж профессии - 26.9%, уровень оплаты - 14.2%, благоприятные возможности трудоустроиться по профессии - 11.5%, ее творческий характер - 10.4%.

Каждый второй опрошенный узнал о российском вузе от тех, кто учился здесь раньше. Для четверти иностранных студентов источником информации стало национальное министерство образования, для каждого десятого - сайты соответствующих российских вузов в Интернете. Эффективность СМИ и рекламных проспектов вузов, а также усилий российских посольств и культурных центров в информировании иностранцев о возможностях обучения в России крайне мала.

Причины выбора конкретного вуза распределились следующим образом: престижность диплома (20.9%); направили на учебу национальное министерство образования, компания, фирма, приехали по контракту, в рамках обмена студентами, по гранту (17.3%); привлекло высокое качество обучения в данном вузе (15.9%); рекомендовали выпускники этого вуза (12.1%); решили поступать по совету родителей, родственников, друзей, знакомых (11.8%); низкая стоимость обучения и несложные условия поступления (8%); желание остаться в России, где живут родственники, подходит климат, традиции, культура, хорошая система образования и т.п. (5%); хорошие условия учебы и проживания (наличие общежития), хорошее отношение к иностранным студентам (2.5%); убедила реклама вуза (2.1%); интересующую специальность можно получить только в этом вузе (2.0%); географически удобное местонахождение вуза (1.1%); выбор был случайным (3.3%).

Обращает на себя внимание - если шесть лет назад высокое качество обучения привлекало 20.2% иностранных студентов, то сейчас аналогичный показатель снизился до 12.8%.

Мотивы, повлиявшие на решение опрошенных получить высшее образование в России, имеют определенные регионально-страновые различия. Так, на отсутствие возможности обучения на родине по интересующей специальности указали прежде всего студенты, приехавшие из стран Черной Африки и Казахстана, а направлялись в российские вузы национальным министерством образования чаще всего граждане Вьетнама.

У тех иностранцев, которые хотели учиться именно в России, наиболее популярными являются факультеты машиностроения, транспорта, обработки материалов, металлургии, ветеринарии. А наибольший дефицит в подготовке кадров в странах, из которых приехали опрошенные, ощущается прежде всего в области электронной техники, радиотехники и связи,энергетики.

По признанию 39.1% опрошенных, у них не было возможности получить высшее образование в другом государстве. Примечательно, что в 2001 г. аналогичный показатель был больше - 58.4%. Это, на наш взгляд, признак усиления конкуренции на международном рынке образовательных услуг и растущей экспансии зарубежных систем высшего образования, «перехватывающих» абитуриентов, потенциально ориентирующихся на обучение в российских вузах.

Основные причины отсутствия альтернативы обучения в России следующие: 37.6% респондентов отметили, что в других странах учеба в вузах значительно дороже и на это у них нет денег; 18.8% - что выбирать место получения высшего образования самим им фактически не пришлось: их направили в Россию национальное министерство образования, фирма или так решили родители; 20% - что другие возможности даже не рассматривались; 12.6% - хотели учиться только в России; 2.4% - был нужен именно российский диплом; у 2.9% в России живут родственники; 5.7% - назвали другие причины («здесь легче поступить в вуз», «в других местах большой конкурс», «дома нет обучения по интересующей профессии», «здесь обучение на русском языке» и т.д.).

Сравнение результатов исследований 2001 и 2004-2005 гг. приводит к выводу, что иностранные студенты по-прежнему сталкиваются по приезде в нашу страну с трудностями, причем некоторые из них (незнание русского языка, бытовые проблемы, национализм и расизм) становятся даже острее.

Ясно, что лучше всего адаптируются выходцы из стран СНГ и Балтии. Им практически не приходится преодолевать языковой барьер, они лучше знают российские законы, более приспособлены к российскому климату и т.д. Доля респондентов, полностью удовлетворенных учебным процессом, достаточно высока - 68.3%.

Однако многим не нравятся условия проживания в общежитии (30.2%), организация досуга (28.5%), медицинское обслуживание (26.6%), условия для занятий спортом (25.1%), работа столовой, кафе, буфета (22.0%).

За последние три года ухудшился уровень подготовки по русскому языку, что существенно осложняет освоение изучаемых дисциплин и зачастую приводит к отчислению студентов. Чаще всего это представители Вьетнама, Китая, Индии, Монголии, некоторых африканских стран. Опрошенные предлагают предоставлять им возможность больше находиться в русской языковой среде, размещать иностранных студентов в общежитиях вместе с русскими студентами, выделять больше учебных часов на языковую подготовку, организовать дополнительные курсы русского языка. Многие считают, что им, кроме того, необходима более основательная довузовская подготовка по истории и культуре России, математике, физике, химии, биологии, иностранным языкам (прежде всего - английскому), информатике.

Важнейшим показателем эффективности учебного процесса и уровня конкурентоспособности отечественных вузов на международном рынке образовательных услуг является качество профессиональной подготовки иностранных студентов. Судя по полученным данным, оно полностью соответствует ожиданиям лишь 47% опрошенных (соответствует частично - 34.9%, совсем не соответствует ожиданиям 12.8% опрошенных). Студенты сетуют на то, что им приходится изучать много лишних предметов, ненужных с точки зрения будущей профессии; что в вузе нет современного оборудования, не хватает специальной литературы; что, читая лекции, преподаватели не учитывают слабое знание иностранцами русского языка; что многие преподаватели консервативны, пользуются устаревшими учебными методами, наконец, мало практических занятий, на которых приобретаются профессиональные навыки, и мало научной работы.

Претензии весьма серьезные, и не случайно поэтому 12.6% респондентов сомневаются в целесообразности завершения своего обучения в России, а 3.1% студентов твердо решили, несмотря на затраченные ими средства на учебу, вернуться на родину. Среди первых больше всего жителей Индии и стран Латинской Америки, а среди вторых - граждан Южной Кореи и Японии.

По статистике, сейчас на платной основе в российских вузах обучаются 72.9% иностранных студентов. За последнее десятилетие увеличилась доля тех, кто оплачивает учебу самостоятельно (таковых почти 60%), и сократился удельный вес обучающихся за счет средств российского федерального бюджета (17.6%). Остальным учебу оплачивает государство, из которого они приехали, или направившее их предприятие.

Больше всего тех, кто платит за учебу сам, среди студентов из стран Балтии, Китая, Индии. Граждане стран Западной Европы, США, Канады чаще других пользуются грантами, системами двустороннего обмена студентами между университетами, программами межгосударственных соглашений. Учебу афро-азиатских студентов зачастую оплачивают национальные министерства образования, а также Минобразования РФ. Представители республик СНГ стараются использовать бесплатные формы обучения (бюджетные места). Система образовательных кредитов (студенческих займов) в России, в отличие от западных стран, к сожалению, пока не развита.

Что касается профессий, то за свой счет обучаются прежде всего фармакологи, провизоры, фармацевты, стоматологи, хирурги, врачи-лечебники, специалисты по технологии машин и оборудования, русисты, юристы.

Средняя стоимость годичного обучения в России для иностранного студента составляла в 2003/2004 учебном году 1985 долл. США. За этой усредненной суммой кроются значительные региональные различия. Самые высокие цифры в вузах Москвы - 2980 долл. и Санкт-Петербурга - 2080 долл. в год. Учеба в вузах других городов европейской части России обходится иностранным студентам в 1510 долл., в вузах Урала, Сибири, Дальнего Востока - 1190 долл. в год. Наиболее высокой является оплата на факультетах авиационной и ракетно-космической техники (2830 долл.), экономики, финансов, менеджмента, управления (2270 долл.), робототехники и комплексной автоматики, в том числе биомедицины (2270 долл.), а также на медицинских факультетах (в среднем 2210 долл. в год). Наиболее «скромная» оплата на факультетах машиностроения, транспорта, обработки материалов, металлургии (1520 долл.), ветеринарии (1560 долл.), русского языка, литературы, перевода (1570 долл.).

3 B экспертном опросе, проведенном в мае 1994 г. Центром социологических исследований Госкомвуза России, участвовали 172 ректора, 106 проректоров по международным связям и деканов по работе с иностранными студентами российских вузов.

Для сравнения: в 1993/1994 учебном году, согласно экспертным оценкам руководителей российских вузов3, средняя оплата одного года учебы на коммерческой основе иностранных граждан составляла 1250 долл., в том числе в вузах гуманитарно-социального профиля - 1150 долл., технического - 1350 долл., иного отраслевого профиля - 1350 долл.

Иначе говоря, за последние 10 лет стоимость одного года обучения в российской высшей школе увеличилась всего на 750- 900 долл. Поступления от оплаты иностранных граждан составляли в 1994 г. в среднем 3.5% от общевузовского бюджета. В 2004 г. эта пропорция существенно не изменилась.

Согласно нашим расчетам, совокупная оплата всех иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах на договорной основе (слушателей подготовительных отделений, стажеров, аспирантов, докторов, студентов и аспирантов заочных и вечерних отделений), составила в 2002/2003 учебном году 128 млн. долл. (включая оплату за проживание в общежитиях). Учитывая, что общий объем мирового рынка образовательных услуг оценивается примерно в 50 млрд. долл., на долю российской высшей школы приходится 0.26% стоимостной части международных образовательных услуг. Эта цифра коррелирует с долей России в производимой во всем мире наукоемкой продукции. В этой связи оптимистический прогноз о возможности увеличения в ближайшее время размеров прибыли (платы) от обучения иностранцев в отечественной высшей школе до 2 млрд. долл. (то есть более чем в 15 раз), сделанный на Всероссийском совещании-семинаре «Вопросы реализации государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран и поддержки экспорта образовательных услуг российскими образовательными учреждениями», представляется утопичным. Дело в том, что 9/10 иностранных студентов - из семей со средним и низким уровнем дохода и большинство из них просто «не потянут» многократное увеличение платы за учебу. По мнению 25.1% опрошенных (прежде всего тех, кто платит из своего кармана), стоимость их обучения чрезмерно высока (на это чаще всего сетуют студенты из среднеазиатских республик СНГ, Казахстана и Монголии, реже всех - выходцы из европейских стран, США, Канады, Турции), вполне нормальной считают размер оплаты за учебу 64.4% иностранных студентов, и лишь 8.5% (преимущественно те, за кого платит национальное министерство образования) оценивают ее как невысокую. Добиться резкого увеличения прибыли от подготовки кадров для зарубежных стран за счет значительного роста численности иностранных студентов в настоящее время сложно ввиду определенной ограниченности материальнотехнической базы отечественных вузов (недостаток учебных аудиторий, библиотечных фондов и учебного оборудования, мест в общежитиях), вытекающей из общей скудности средств, выделяемых на нужды высшего образования, в том числе заработную плату преподавательского состава, содержание и ремонт учебных зданий и общежитии и т.д. Далеко не все иностранные студенты уверены, что легко устроятся на работу с российским дипломом. Наиболее скептически оценивают возможность применения на родине российского диплома о высшем образовании выходцы из стран Балтии и Индии, более оптимистично - студенты, приехавшие из стран СНГ, Восточной Европы, Турции и Африки.

Намного легче будет найти работу обучающимся на сельскохозяйственных и инженерно-технических факультетах, так как именно здесь наиболее высок удельный вес приехавших на учебу по направлениям национальных министерств образования, обязанных после получения диплома трудоустроить своих «целевиков». Гарантировано трудоустройство и иностранным студентам, обучающимся на деньги и по направлениям фирм и предприятий.

Основные причины, по которым многим опрошенным будет тяжело трудоустроиться, следующие:

на родине не признают российских дипломов о высшем образовании (15.9%);

в тех странах, в которых хотел бы работать будущий выпускник (в США, Западной Европе, Канаде, Австралии, арабских странах), не признают российских дипломов (7.8%);

на родине нет работы по изучаемой в российском вузе профессии (9.2%);

дома придется подтверждать российский диплом, сдавать специальный экзамен (50.5%).

Часть иностранных студентов не слишком беспокоится о своем профессиональном будущем с российским дипломом. Это объяснимо, ибо каждый второй опрошенный из стран СНГ и Балтии, каждый пятый китаец и выходец из Восточной Европы, каждый четвертый турок, каждый десятый вьетнамец, а также каждый шестой представитель западноевропейских стран выразил намерение трудоустроиться после окончания вуза в России. Больше всего таких с дипломами менеджеров и экономистов.

Среди граждан стран СНГ 10% опрошенных хотят остаться в России на постоянное жительство и почти каждый пятый - на некоторое время. При этом мотивы следующие:

Россия более динамичная, перспективная страна, здесь больше возможностей найти работу и хорошо зарабатывать (на это указали 16% опрошенных иностранных студентов в целом, а среди тех, для кого русский язык является родным, - 55%);

нравится в России (25%);

хотелось бы некоторое время поработать в России по полученной профессии, чтобы приобрести производственный опыт, который не удалось получить в период обучения (17%);

хотели бы продолжить обучение в России на более высоком уровне (в аспирантуре, ординатуре), собрать научный материал для диссертации (11%).

Таким образом, российская высшая школа, обучая иностранных граждан из стран СНГ и Балтии, в определенной степени готовит кадры специалистов для самой России.

Иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, можно условно разделить на две группы - тех, кто решил учиться в нашей стране не только, чтобы получить знания и приобрести профессию, но и попытаться остаться на постоянное жительство, и тех, кто приехал с целью обрести за недорогую плату (или вообще бесплатно - по направлению национального Минобразования) специальность, а затем либо вернуться на родину, либо трудоустроиться в какой-то третьей стране (в основном в Европе).

По мере ознакомления с российскими реалиями, с организацией и содержанием учебного процесса доля иностранных студентов, намеренных рекомендовать своим землякам учиться в России, уменьшается, а доля скептиков растет. Так, если среди опрошенных в 2004 г. студентов первого курса лишь каждый десятый указал, что вообще не будет советовать никому учиться в России, то среди студентов последнего курса - уже каждый пятый. В их числе 29% студентов, приехавших из Индии, 21% из стран Черной Африки, 20% - из стран Латинской Америки, 18% - из стран Ближнего Востока и Северной Африки, 14% из Турции и 11% из Китая.

Больше всего отрицательно оценивают свое пребывание в России студенты, обучающиеся в вузах провинциальных городов европейской части России (16%), Поволжья и Северного Кавказа (17%).

Помимо претензий к качеству образования, иностранных студентов беспокоит собственная безопасность, рост национализма и расизма, с чем довелось столкнуться каждому второму опрошенному и прежде всего гражданам афро-азиатских (более 77%) и латиноамериканских (более 55%) государств, республик Закавказья (49%), представителям титульных наций из среднеазиатских республик СНГ (48%).

Чаще всего с откровенным расизмом со стороны местного населения сталкивались иностранные студенты, обучающиеся в провинциальных городах европейской части России, Поволжья и Северного Кавказа (Воронеж, Тверь, Волгоград). Значительно меньше подобных проявлений на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Каждый десятый студент из стран Ближнего Востока и Северной Африки, республик Закавказья, каждый пятый чернокожий африканец становились жертвами физического насилия, каждый четвертый-пятый студент с неевропейской внешностью подвергался словесным оскорблениям и другим формам бытового национализма и расизма. Это главная причина, по которой часть иностранной молодежи не намерена после возвращения домой советовать друзьям и знакомым ехать учиться в Россию.

Тенденцию небывалого роста этнофобий в России подтверждают и результаты двенадцатилетнего социологического мониторинга ВЦИОМ (1990-2002 гг.). Ситуацию усугубляет широко распространенная практика противоправных действий со стороны российской милиции. Вместо необходимой помощи и защиты от нападений и оскорблений местных расистов и националистов милиционеры, вероятно считая иностранных учащихся потенциальными миллионерами, при первом же удобном случае стараются придраться к ним под предлогом проверки документов, поиска наркотиков, оружия и т.п. с целью вымогательства денег. Вопрос безопасности жизни и учебы иностранных граждан в России сегодня весьма актуален и требует дополнительных мер не только со стороны вузовских администраций, но и руководства территориальных правоохранительных органов. События в Воронеже осенью 2005 г. еще раз подтвердили это. Можно предположить, что в связи с присоединением России к Болонской конвенции количество желающих учиться в российских вузах увеличится, особенно из развивающихся стран и СНГ. Однако рассчитывать на резкий рост численности контингента иностранных студентов в ближайшее время преждевременно. В системе отечественного высшего образования должны произойти значительные структурные и качественные перемены, в частности - повышение требований к уровню знаний абитуриентов. Желательно, на наш взгляд, стимулировать приток талантливой русскоязычной молодежи из бывших советских республик для учебы на дневных отделениях с предоставлением ей определенных льгот по оплате обучения и возможностей после окончания вуза трудоустроиться в России, а также получить российское гражданство. Заочная форма обучения иностранных граждан (именуемая на Западе корреспондентской), как правило, не обеспечивает должного уровня профессиональной подготовки. В других странах она широко не практикуется и ведет к определенной дискредитации российских дипломов. Ее необходимо заменить более передовой и распространенной за рубежом формой дистанционного образования.

Повышение конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образовательных услуг предполагает прежде всего приведение качества подготовки специалистов в соответствие с международными образовательными стандартами. Оно включает в себя повышение качественного уровня (профессионализма) преподавательского состава и его заработной платы, улучшение содержания и организации учебного процесса, его ресурсного обеспечения,качества условий жизни и безопасности иностранных граждан. И лишь совокупность решения этих задач (предусматривающая значительные капиталовложения в сферу образования) способна обеспечить дополнительный приток желающих учиться в России не только из развивающихся, но и промышленно развитых стран, а также заметно увеличить доходы вузов от подготовки специалистов для зарубежных стран.