Янычары в Османской империи - часть регулярной армии, а именно пехота. Слово «янычар» с турецкого переводится как «новый воин». Появились такие воины из-за необходимости изменений в армии. Та, что была ранее, не могла полноценно выполнять свои функции - устаревшие методы себя изжили. Изначально янычары имели мало прав. Но к началу XVII века они стали мощной силой, приведшей к разладу и бунтам в империи, по причине чего и были расформированы указом султана Махмуда II. Кто такие янычары? Когда они появились? Что входило в их обязанности? Обо всем этом - в статье.

Кто такие сипахи и янычары

За годы существования Османская империя повидала много сражений. Перед тем как подробно рассмотреть, кто такие янычары, стоит подробней узнать, кто, кроме янычар, входил в основу вооруженных сил Османской империи и какие у них были функции.

  • Акынджи - непостоянная легкая конница. Использовались преимущественно для разведки или набегов на различные области, не желающие подчиняться султану. Их платой за работу были трофеи. Особой униформы или вооружения не было. Чаще всего они имели простые доспехи из прочной ткани или кожи, а в качестве оружия использовались луки. В 1595 голу были расформированы.
  • Сипахи в некоторых источниках упоминаются как спаги - тяжелая кавалерия. Сипахи в Османской империи были основой силой армии вместе с янычарами, благодаря хорошему вооружению и обучению. Изначально были вооружены лишь булавами. Но с XV века сипахи в Османской империи перешли на огнестрельное оружие, а в XVII веке использовали сабли и пистолеты, щиты. Амуницией всадника, как правило, был доспех (кольчато-пластинчатый), шлем, наручи.

Как появились и куда пропали янычары?

Кто такие янычары? История их начинается в далеком 1365 году. Именно султан Мурад I создал их как главную ударную силу войска. Причиной тому было то, что в армии султана была только легкая и тяжелая конница, а пехота для войн набиралась временно, из народа или наемников. Эти люди были ненадежными, могли отказаться, сбежать или даже переметнуться на другую сторону. Поэтому было решено создать пехоту, которая будет всецело предана своей стране.

Ближе к XVII веку началось постепенное упразднение янычар. У них появились всевозможные права, которые дали им некую свободу и силу. Однако эта сила не всегда была направлена на защиту или благосостояние султана. Краткая история Османской империи указывает на то, что в 1622 и в 1807 годах проходили бунты под предводительством янычар, которые привели к кончине и смещению правителей. Это уже были не послушные рабы, а заговорщики.

В 1862 году корпус янычар был упразднен указом Махмуда II. Разумеется, это привело к очередному янычарскому бунту, который был жестоко подавлен верными силами султанской армии.

Кто мог стать янычаром?

Кто такие янычары, читателю уже известно. А кто мог стать ими? В пехотную армию не брали кого попало. Туда отбирались исключительно молодые мальчики 5-16 лет, разных национальностей. Причиной столь раннего призывного возраста было, скорее всего, то, что малых детей проще переучить, чем взрослых. Чем старше человек, тем сильнее его вера. А детей можно обратить в любую религию и верование правильным воспитанием. Такой была задача тех, в чьи руки попадали отобранные мальчики.

Поначалу лишь христианские дети призывались для такой службы. Именно с этой части народа взималась кровная дань (девширме) - у родителей насильно отнимали детей, дабы в будущем они были личными рабами султана. Забирали каждого пятого ребенка мужского пола. Но в 1683 году, после того как эта «должность» получила свои преимущества (янычары могли добиться высокого положения в обществе), многие мусульманские семьи запросили у султана право отдавать своих детей на перевоспитание в янычары. И получили на это официальное разрешение.

Но для того чтобы стать янычаром, нужно было соответствовать определенным критериям.

  1. Родители должны были быть из знатного рода.
  2. Ребенок должен был быть в меру скромным и не очень разговорчивым, чтобы не болтал лишний раз.
  3. Желательной чертой внешности была жесткость. Парни с нежными чертами не могли испугать врага.
  4. Рост также имел значение, так как все в армии должны были быть примерно одинакового роста.

Обучение

После того как их забирали от родителей, мальчикам приказывали забыть все свое прошлое: религию, семью, привязанности. Затем отправляли в столицу, где осматривали и отбирали определенное количество сильнейших и способнейших. Их отделяли и обучали отдельно по определенным правилам, чтоб они могли прислуживать во дворце или лично охранять султана. Остальных пересылали в янычарские корпуса.

Для янычара было важно не только быть сильным и знать свое дело, но и быть покорным, послушным. Поэтому воспитание составляло основу обучения. Чтобы привить детям основные нормы мусульманского права, традиций, обычаев, а также обучить языку, их отправляли в исламские семьи. Тут детей нарочно подвергали физическим и моральным лишениям, чтобы выработать стойкость ко всему, что им придется пережить в будущем.

После этого тех, кто выдержал первый этап, не сломался, переправляли в учебные корпуса, где они целых шесть лет учили военное дело и занимались трудной физической работой. Обучали детей и некоторым другим предметам, например языкам, каллиграфии, - всему тому, что могло им потребоваться в будущем.

Единственная возможность «выпустить пар» для молодых янычар представлялась во время мусульманских праздников, когда им разрешалось измываться над иудеями и христианами.

Обучение заканчивалось, когда воину исполнялось 25 лет. В этот момент юноши либо становились янычарами, либо нет. Тех, кто не прошел 6-летнее испытание, называли «отвергнутыми» и навсегда исключали из военной службы.

Особенности жизни янычар

Жизнь янычар была непростой, но имела свои привилегии. Они официально считались рабами султана и он мог делать с ними все, что душа пожелает. Жили янычары в казармах, которые чаще всего располагались рядом со дворцом султана. До 1566 года у них не было права жениться, заводить детей, хозяйство. Жизнь проходила в битве и службе империи. Стоит отметить, что при отсутствии разного рода утех, вроде женщин, семьи, ремесла, они могли всецело отдаваться лишь одной радости жизни - еде. Приготовление пищи было своего рода церемонией. Над приготовлением трудилось много народу. Была даже отдельная должность - человек, отвечающий за приготовление супа!

После серьезного ранения, когда службу продолжать уже было невозможно, или по причине старости янычар выходил на пенсию и получал пособие от империи. Многие из таких пенсионеров делали хорошую карьеру, что вполне понятно, учитывая их знания и образование. Когда янычар погибал, все его имущество переходило в руки полка.

Судить или оценивать янычар могли исключительно их начальники во главе с султаном. Если янычар серьезно провинился, его приговаривали к почетной казни - удушению.

Функции

Помимо различной военной и армейской службы, янычары в Османской империи выполняли и другие функции:

  • выступали в качестве народной полиции;
  • могли тушить пожары;
  • карали вместо палачей.

Но, кроме того, они были частью охраны султана, считающейся его личными рабами. Охраной становились только лучшие, кто был готов ради султана на что угодно.

Структура

Янычарские корпуса состояли из оджаков (полков). Полка делились на орты. В полку была примерно тысяча воинов. Количество оджаков в разные периоды истории империи было неодинаковым. Но в годы расцвета империи их численность доходила почти до 200. Полки были не одинаковыми, они имели разные функции.

Состоял полк всего из трех частей.

  • Белюк - личная гвардия султана, состоявшая из 61 орты.
  • Джемаат - простые воины (сюда же был записан сам султан), включали 101 орту.
  • Секбан - 34 орты.

Главой всех этих полков был султан, но фактическое управление осуществлял ага. Главными приближенными к нему были секбанбаши и кул кяхьясы - высшие офицеры корпуса. Адепты дервишского ордена бекташей были для янычар полковыми священниками, главным из которых считался оджак имамы. Учебными подразделениями и гарнизоном Стамбула управлял Истанбул агасы. А за обучающую работу с мальчиками отвечал талимханеджибаши. Имелся там и главный казначей - бейтюльмалджи.

Полки также имели разные чины, и их было довольно много. Так, например, был человек, отвечающий за готовку супа, за воду, начальник казармы, главный повар, его помощники и так далее.

Форма и вооружение

Янычары как отдельная часть военных сил Османской империи имели свое собственное вооружение и униформу. Их можно было легко узнать внешне.

Янычары носили усы, но начисто сбривали бороду. Одежда делалась преимущественно из шерсти. Старшие офицеры имели на костюмах меховую оторочку, чтобы выделяться среди других янычар. Высокий статус владельца подчеркивали также ремни или кушаки. Частью формы был войлочный колпак, с которого сзади свисал кусок материи. Его также называли берк или юскюф. Во время походов и войн янычары надевали доспехи, но позже от них отказались.

Вооруженные силы Османской империи любили использовать в войнах и битвах разные технологические новинки, но и от традиционного оружия никогда полностью не отказывались. Изначально они весьма искусно стреляли из лука. Кроме этого оружия, у них имелись малые копья. Позже они вооружились пистолетами, хотя лук из обихода полностью не ушел. Его использовали в качестве церемониального оружия. Некоторые янычары сменили луки на арбалеты. Кроме того, обязательным вооружением были мечи и другие виды колюще-режущего оружия. Иногда вместо них использовали булаву, топоры и тому подобное.

Теперь вам известно, кто такие янычары, что входило в их обязанности в Османской империи. В завершение еще несколько интересных фактов:

  • Несмотря на то что янычары, кроме прочего, были рабами султана, а некоторые изначально родились в христианских семьях, преданность султану на первых порах была безукоризненной. Эти воины славились своей жестокостью, а за свою родину готовы были на любые жертвы.
  • Сбривание растительности на лице было необычно для мусульман, поэтому в толпе этих людей было легко заметить.
  • По образцу Османской империи в Речи Посполитой были созданы польские янычары. Примечательно то, что они копировали абсолютно все у турецкого образа, включая форму, оружие. Только цвета сделали другие.

На протяжении всей своей истории она была одним из главных элементов османского могущества. Можно выделить три основных этапа ее эволюции.

С XIV по XVI в. это могущественная армия. Султаны создали армию, полностью связанную с личностью монарха, опирающегося на местных беев, достаточно могущественных, но исполнявших всего лишь роль «приграничных сеньоров» (удж бей-лери), которым вменялось вести «священную войну» на подступах к империи. Широкое использование артиллерии на полях сражений, боеспособность пехоты, в особенности янычар, разумное использование кавалерии - все эти факторы и обеспечивают превосходство Османской империи над ее противниками.

В XVII в. армия находится в состоянии кризиса. Больше нет завоеваний, значит, нет добычи и меньше доходов, а между тем надо содержать все более многочисленные войска (48 000 человек в 1595 г., 85 000 -в 1652 г.). Некоторые воинские подразделения, особенно янычары, не смогли приспособиться к техническому и тактическому прогрессу вооруженных сил европейского противника, в то время как сами растеряли былую доблесть. Они превратились в неэффективную и высокомерную милицию, в ревнивых защитников своей правовой и фискальной неприкосновенности. Чтобы противостоять следующей одной за другой опасности, правительство вынуждено демобилизовать военные и полувоенные (народное ополчение) отряды и вербовать наемников, которых нужно не только содержать, но и контролировать. Находящиеся в несравнимо худших условиях, чем былые правительственные войска, увольняемые без содержания, как только миновала опасность, эти новые войска склонны к мятежам и являют собой массу, которой могут манипулировать изгнанные военачальники и авантюристы всех мастей.

В XVIII в. вопрос реформы армии, ее модернизации и оснащения, вооружения, а также вопрос о командовании вооруженными силами, становится для империи ключевым. Султаны начинают звать западных инструкторов, таких как граф де Бонневаль в 1731 г. или барон Тотт в 1773 г. Но каждое действие в этом направлении очень рискованно, поскольку старые войска Порты чувствуют опасность и ожесточенно сопротивляются. Остается один выход: уничтожить их. В июне 1826 г. последний мятеж подавлен, янычары арестованы, казнены, их корпус официально упразднен.

До ликвидации корпуса янычар в 1826 г. Османская империя располагает в основном двумя типами войск:«рабы Порты» (капыкулары); провинциальные войска.

«Рабы Порты» (Капы кулары)

Эта основная часть османской армии представляла собой постоянные отряды милиции, набиравшиеся в рамках девширме и получавшие жалованье из государственной казны. Войска в подавляющем большинстве расквартированы в столице, поблизости от султанского дворца. Они славятся дисциплиной (вначале военнослужащие не могли даже вступать в брак), абсолютной преданностью и боевым духом.

а) Корпус янычар, йепичери.

Он представлял самую большую часть «рабов Порты» и состоял из трех подразделений (йайа, дже-маат, секбап), разделенных на 135 рот, называемых орта. Корпусом командовал могущественный ага янычар, подчиняющийся непосредственно султану. Его окружают многочисленные офицеры, составляющие его диван.

При Мехмеде II янычар примерно 6000, при Су-леймане Великолепном - 12 000, в конце XVI в. - 35 000. До XVII в. они представляют собой самую большую боевую силу империи. Когда янычары не участвуют в походах, они должны охранять безопасность стратегических объектов империи. Некоторая их часть по очереди служит в провинциальных крепостях. В Стамбуле, во время заседаний Дивана, они стоят в карауле, а также служат, кроме отведенных молитвам ночи и вечера пятницы, городскими пожарными и полицейскими.

б)Артиллерийский корпус.

Появившаяся в вооруженных силах османской армии в XVI в. артиллерия быстро окрепла и развилась, что позволило османам одерживать блестящие победы над египетскими мамлюками, над персидскими Сефевидами и над армиями христиан. Были созданы различные корпуса: артиллеристов (топчу), литейщиков пушек (декюджю), мобильной артиллерии (топ арабаджи), к которым были прикомандированы оружейники (джебеджи), саперы-минеры (ла-гимджи) и бомбардиры (хумбараджи). Все артиллерийские орудия были отлиты в Стамбуле, в арсенале Топхане.

в)Кавалерия «рабов Порты» (Капикулу сювари-лери).

Самый престижный и наиболее оплачиваемый, этот род войск состоит из 6 дивизионов (алты бе-люк), отличающихся строгой иерархией, а самый почетный среди них - корпус «сыновей сипахи» (сипахи оглап), всадники которого гарцуют справа от султана. В бою роль кавалеристов заключается в прикрытии флангов пехотинцев-янычар. Вне походов кавалеристы рассеиваются по окрестностям Стамбула, Эдирне и Бурсы в поисках пастбищ для своих коней. Лишь часть конницы находится в столице (в районе мечети Сулеймание и в квартале Чемберлиташ). В XVI в. насчитывается 6000 конников капыкулу, в конце XVII в. - 20 844, в начале XVIII в. - 22 769.

Из «рабов Порты» формируется постоянная милиция. Этим они отличаются от провинциальных войск, мобилизуемых по сезонному принципу и оплачиваемых прощением налогов со своих владений (тимар).

Солдаты капыкулу (янычары, сипахи, оружейники, артиллеристы)

1451-148110 000-12 000

1481-152012 000-16 000

1520-159016 000-30 000

1590-163030 000-70 000

1630-167060 000-50 000

Провинциальные войска

В отличие от войск Порты, сосредоточенных по большей части поблизости от султана, остальная часть османской армии рассеяна по территории империи, оставаясь в стороне от походов.

Главную составляющую провинциальных войск формирует кавалерия сипахи. К ней надо добавить «легкую кавалерию» (акипджи) и другие вспомогательные корпуса военного и полувоенного типа и разного статуса.

а) Всадники, держатели тимара (тимарлы сипахи).

Большинство всадников, служивших султану в походах, живет благодаря системе тимаров. Введение тимара реализовались как одна из основ военной и социально-экономической системы империи. Согласно своему предназначению, эта система отвечает необходимости содержать многочисленную армию, когда финансовых ресурсов не хватает. Держатели тимара, тимариоты, живут в большинстве случаев за счет обработки земли крестьянами, мусульманами и немусульманами, реайа. Государство прощает им, временно, свои фискальные налоги с тем, чтобы располагать значительной кавалерией и обеспечивать себе другие услуги. Сипахи и их люди готовы, таким образом, сражаться, имея при себе оружие, различный скарб и продовольствие, необходимые в походах, и не отягощая государственную казну дополнительными расходами.

Тимариоты подразделяются на многочисленные подгруппы в зависимости от размера годового дохода, который им уступает Порта. Простой тимариот получает лишь несколько сот аспр, тогда как глава провинции имеет доход в несколько тысяч аспр в год.

За небольшими исключениями, османский тимариот не получает вотчину с правом наследования, но начиная с XVI в. Порта иногда вынуждена соглашаться с тем, чтобы тимариот смог передать своему сыну вотчину, которой он пользуется.

Таким образом, тимариот не является собственником, он только временно (обычно три года) пользуется - в обмен на службу - доходами по большей части фискального свойства. Османский тимар не имеет ничего общего с ленными владениями, или вотчинами, и многообразием других привилегий европейской феодальной системы.

В начале XVI в. «тимариотская» армия насчитывает порядка 90 000 человек. Вооружение конницы остается традиционным: лук, щит, сабля, пика и палица. В армии сезонный режим: походы обычно проводятся в теплое время года, зиму сипахи проводят у себя в тимарах.

б)Легкая кавалерия (акииджи).

Речь идет о легкой на подъем и стремительной в атаке иррегулярной кавалерии, призванной совершать короткие опустошительные набеги на территорию противника с тем, чтобы подготовить более глубокое проникновение. Из поколения в поколение они грабят и убивают, захватывают скот и рабов и живут за счет своей добычи (некоторая часть из них, впрочем, имеет земельные наделы).

в)вспомогательные корпуса.

В крепостях они образуют различные ремесленные объединения и обеспечивают нужды армии: кузнечные цеха, мастерские по изготовлению доспехов, луков, стрел, щитов, копий. К тому же военные походы и армейские операции вызывают необходимость рытья окопов, строительства насыпей, все это с применением гужевого транспорта и т.д.; такие работы иногда поручаются различным вспомогательным корпусам.

Сердцевину армии, представляет прослойка «рабов султана», важнейшей составной частью которой являются янычары. Они служат своему повелителю на полях сражений. Они воспитаны в духе подчинения и абсолютной дисциплины. Нарушение порядка карается палочными ударами, разжалованием и переводом в провинциальные крепости, в исключительных случаях - смертной казнью. Изначально янычары не имеют права жениться.

Религиозный фанатизм янычар поддерживался войсковым имамом и дервишами бекташи, мистическим орденом, тесно связанным с янычарами. Перед боем солдаты читают молитву гюлъбапк, в которой взывают к Аллаху и к своему духовному отцу Хаджи Бекташ Вели.

Янычары символически организованы вокруг кухни. «Священный котел» (казап-игиериф) служит их эмблемой, головной убор украшен ложкой, высшие офицеры называются чорбаджи, буквально «тот, кто раздает суп» (чорбу). Нижний чин назывался «ашчи-суповар». В каждом полку свой собственный котел, а «главный повар» - самый влиятельный из унтер-офицеров. Вокруг «священного котла» проходят собрания и принимаются важные решения; опрокидывание котла означает бунт, тогда как принятие пищи от кого-либо свидетельствует о подчинении.

Амуниция

Превосходство постоянно совершенствовавших себя османских воинов проявляется в их умении владеть традиционными видами оружия: луком, кривой саблей {ятаган или кылыч), кинжалом, копьем или секирой. В начале XVI в. они берут на вооружение аркебузу, затем мушкет и ружье. На голове они иногда носят конусовидный шлем с прорезями для глаз, рта, слуха и с защитой для затылка. В основном шлемы из стали, но известны и из позолоченной меди. Щиты сделаны из ивовых ветвей, концентрично расположенных вокруг деревянной середины.

В центре щита находится металлическая бляха (умбо), иногда богато украшенная.

Денежное довольствие и питание

Каждые три месяца перед корпусным диваном янычарам торжественно выплачивается жалованье. На собрании каждый командир получает в кожаном мешке (кисе) соответствующую его подразделению сумму, а затем председательствует при раздаче денег. Янычарам платили от 2 до 8 аспр в день, командир корпуса янычар (ага) получал 400 аспр. Каждый, кроме того, ежегодно получает две штуки салоникского сукна для одежды. Старые янычары получают пенсию от султана и регулярно - подарки.

В период войн солдаты ведут аскетический образ жизни. Немного хлеба (или лепешки, пексимет), иногда баранина с рисом (плов, пилав), но чаще всего вяленая говядина, лук и другие подобные продукты составляют, вместе с водой, основу их питания. Такая умеренность делает османского солдата, и на это указывают западные источники, менее подверженным болезням и более выносливым, чем его христианский противник. Достоверно и то, что турецкий солдат, по крайней мере описанный европейцами в XVI в., не знал алкоголя.

Стратегия

Из-за необходимости преодолевать огромные расстояния для того, чтобы достичь территории противника, военные походы длятся в течение всего теплого времени года, обычно с марта - апреля по октябрь - ноябрь. Они требуют длительной подготовки: надо организовать стоянки (меизил-хаие) вдоль дорог, где пойдет войско, для хранения запасов зерна, собрать транспортные средства и мобилизовать войска.

Мобилизация

По случаю начала военной экспедиции проводился тщательно продуманный церемониал. Два конских хвоста, туг, из шести, свидетельствующих о высочайшем ранге султана, доставляются в первый двор дворца Топкапы в Стамбуле. Если это не султан, а великий визирь, кому поручено возглавить военный поход, то на публику выставляется один туг из трех принадлежащих ему конских хвостов. К исходу шести недель этот туг доставляется на место сбора войск, район Давуд-паша неподалеку от Стамбула, если война планируется в Европе; и в Ускюдар, на азиатском берегу Босфора, если военные действия должны развернуться в Азии. На следующий день в лагерь торжественной процессией входят сопровождающие войска ремесленники (мельники, булочники, мясники, шорники и т.д.). Через два дня к ним присоединяются янычары, затем прибывают другие армейские части и, в конце, великий визирь, который принимает от султана командование походом.

Во времена своего расцвета османы соблюдают строжайшую дисциплину в походах. Причинение малейшего ущерба виноградникам, садам или полям, простиравшимся вдоль дорог, сурово карается. Но со временем дисциплина в войсках постепенно ослабевает.

Доступ к пастбищам и воде для людей и животных - фактор первостепенного значения при выборе места для разбивки лагеря. Обычно войска продвигаются с раннего утра до полудня, затем делают остановку. В центре лагеря находится большой красный шатер султана, шатры свиты и других руководителей; вокруг них располагаются янычары, алты болюк и артиллеристы со своими пушками. Поодаль группируются главы провинций (бейлербей, санджак бей, сипахи и т.д.) со своими войсками.

Европейцы были поражены организацией османских лагерей, царившей там тишиной и образцовой чистотой, как на территории, так и в войсках.

На протяжении XV-XVI вв. османские войска демонстрировали более совершенную стратегию по сравнению с их противниками. На полях сражений центр формируется из янычар и других элитных подразделений, он защищен траншеями, пушками и другими боевыми орудиями, снабженными цепями в соответствии с «вагенбургской тактикой»; с каждой стороны мощный фланг конников сипахи. Тактика проста: перед легкой кавалерией акииджи ставится задача как можно глубже проникнуть на вражескую территорию, чтобы дезорганизовать сообщение и не дать подготовиться к обороне; изматывание противника, засады, внезапные атаки, ложные отступления, просачивание по флангам и с тыла и, наконец, широкая атака кавалерии. Затем на сцену выходит пехота янычар и разбивает вражескую армию. Если успех очевиден, победители преследуют разбегающиеся войска.

Между тем, особенно начиная со второй половины XVII в., условия войны меняются. Прежняя османская тактика уже не столь успешна перед лучшей координацией европейских армий, перед плотностью огня их пушек и мушкетов. Проявляются основные недостатки: некомпетентность высшего командования, недостаток эффективной артиллерии, пренебрежение тактикой и искусством маневрирования.

Осаждая крепости, османы используют подразделения, специализирующиеся на подкопах под стенами окруженных крепостей. Эти специальные войска, набиравшиеся в основном из числа шахтеров, чаще всего состояли из балканских христиан.

Отметим, что боевые расположения османов опираются на широкую сеть крепостей и цитаделей. Но сами они мало строят, большинство их крепостей досталось им от предыдущих режимов. И османы ограничиваются тем, что подновляют их, ликвидируют бреши и слабые места.

С XVI в. султан обладал мощным военно-морским флотом на Средиземном море. Этому способствовали два обстоятельства: с одной стороны, на территории империи есть все необходимые ресурсы для сооружения такого флота; с другой стороны, власть обращается к незаменимому опыту и навыкам моряков, а также умело использует силы обращенных в ислам корсаров. Среди самых прославленных корсаров XVI в. - знаменитый Барбаросса (Хайред-дин паша), Тургут Рейс (Драгут-паша), Килич Али-паша и Улудж Хасан-Паша.

Османский флот включает в себя в основном галеры (кадырга), на каждой из которых служит 150 гребцов, фрегаты (фирката), галиоты (калите) и кайики (общее название, данное гребным лодкам).

В качестве каторжан-гребцов используются взятые в плен, но больше уголовные преступники, лица, виновные в самых различных правонарушениях, и реайя, рекрутированные в провинциях в качестве воинской повинности. Для перевозки вещей и лошадей использовали грузовые челны (кайики больших размеров).

Начиная с 1682 г. парусные суда постепенно заменяют весельные галеры. Среди них: галион (кали-оп), с 3 мачтами и 2-3 палубами, корвет (курвет), фрегат (фиркатейи) и бриг. В крупных экспедициях участвует от 100 до 150 судов. Наконец, в 80-е годы XVIII в. появляются шлюпки-канонерки (шалюпа), которые позволяют подниматься по рекам - Нил, Дунай и Евфрат - и в случае необходимости подавлять местное сопротивление.

Главный арсенал, Касимпаша, построенный Мех-медом Завоевателем, находится в Стамбуле. Он служит также резиденцией капудап-паши, полного адмирала флота, командующего османским военно-морским флотом. Со времен весельных судов в его заместителях - командующий подразделениями, рейс, и командующие эскадрами, капудапы; с появлением парусных судов для командного состава османского флота, по-прежнему под властью капудаипаши, введены три адмиральских чина: капудаи (адмирал), патпроиа(вице-адмирал) и рийяли(контр-адмирал).

Вне столицы империя располагает более скромными арсеналами: Гелиболу (Галлиполи), где, кстати, строятся галеры; Суэц, где строили суда для плавания в Красном море; Рущук, центр дунайской флотилии; Биреджик - верфь малых судов для навигации по Евфрату. Есть также судоремонтные мастерские в Синсше на Черном море, в Измите (Никомедия) на Мраморном море и в Инебахти (Лепанто, Наупакт) в Греции.

Главная слабость османского флота заключается в отсутствии специализированных военно-морских соединений. Часто приходится обращаться к иностранным военным за опытом и знаниями по морскому делу.



Сипах. Рис. неизвестного греческого художника. 1809 г.

С уменьшением доходности земельных участков в связи с революцией цен в Европе в XVI века, прекращением активной завоевательной политики империи и коррупцией сипахи стали в массовом порядке уклоняться от службы. Также участились попытки перевода тимаров в частную или религиозную собственность.

Конная часть капыкулу включала в себя 6 корпусов:

  • силяхдары
  • сипахи
  • улюфеджиян-и йемин - носили красно-белые знамёна.
  • улюфеджиян-и йесар - носили жёлто-белые знамёна.
  • гариба-и йемин - носили зелёные знамёна.
  • гариба-и йесар - носили белые знамёна.

В XV-XVI веках численность конницы сипахов насчитывала около 40 000 воинов. Более половины из них были выходцами из европейских провинций империи (Румелии). С конца XVII века по конец XVIII века за 100 лет численность сипаев уменьшилась в 10 раз: на войну с Россией в 1787 году с трудом удалось собрать 2 тысячи всадников .

Регулярная кавалерия сипахов была упразднена в ходе военной реформы Махмуда II в 1834 году, а в середине 1840-х годов бывшие сипахи были включены в модернизированную регулярную кавалерию . Заодно в 1831-1839 годах была ликвидирована военно-ленная система тимаров и зеаметов с передачей всех земель государству и выплат денег бывшим ленникам напрямую из бюджета .

Любопытные факты

  • От того же персидского слова «sepāh» происходит Spahi (спаги) - название частей колониальной лёгкой кавалерии во французских и итальянских войсках , а также Sepoy (

Дели
Тимариоты
Яя
Янычары
Низам-и Джедид
Хамидие
Мансуры
Флот
Авиация

С уменьшением доходности земельных участков в связи с революцией цен в Европе в XVI в., прекращением активной завоевательной политики империи и коррупцией сипахи стали в массовом порядке уклоняться от службы. Также участились попытки перевода тимаров в частную или религиозную собственность.

Конная часть капыкулу включала в себя 6 корпусов:

  • силяхдары
  • сипахи
  • улюфеджиян-и йемин - носили красно-белые знамена.
  • улюфеджиян-и йесар - носили желто-белые знамена.
  • гариба-и йемин - носили зеленые знамена.
  • гариба-и йесар - носили белые знамена.

В XV-XVI вв. численность конницы сипахов насчитывала около 40 000 воинов. Более половины из них были выходцами из европейских провинций империи (Румелии).

Любопытные факты

  • От того же персидского слова "sepāh" происходит Spahi (спаги) - название частей колониальной лёгкой кавалерии во французских и итальянских войсках , а также Sepoy (сипаи) - британские колониальные войска в Индии, укомплектованные туземцами.

См. также

Напишите отзыв о статье "Сипахи"

Примечания

Литература

  • D. Nicolle, A. McBride «Armies of the Ottoman Turks 1300-1774»
  • Военно-исторический журнал «Воин» № 12.

Ссылки

  • i-cias.com/e.o/sipahi.htm (english)

Отрывок, характеризующий Сипахи

Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.
В Москве, как только он въехал в свой огромный дом с засохшими и засыхающими княжнами, с громадной дворней, как только он увидал – проехав по городу – эту Иверскую часовню с бесчисленными огнями свеч перед золотыми ризами, эту Кремлевскую площадь с незаезженным снегом, этих извозчиков и лачужки Сивцева Вражка, увидал стариков московских, ничего не желающих и никуда не спеша доживающих свой век, увидал старушек, московских барынь, московские балы и Московский Английский клуб, – он почувствовал себя дома, в тихом пристанище. Ему стало в Москве покойно, тепло, привычно и грязно, как в старом халате.
Московское общество всё, начиная от старух до детей, как своего давно жданного гостя, которого место всегда было готово и не занято, – приняло Пьера. Для московского света, Пьер был самым милым, добрым, умным веселым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином. Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех.
Бенефисы, дурные картины, статуи, благотворительные общества, цыгане, школы, подписные обеды, кутежи, масоны, церкви, книги – никто и ничто не получало отказа, и ежели бы не два его друга, занявшие у него много денег и взявшие его под свою опеку, он бы всё роздал. В клубе не было ни обеда, ни вечера без него. Как только он приваливался на свое место на диване после двух бутылок Марго, его окружали, и завязывались толки, споры, шутки. Где ссорились, он – одной своей доброй улыбкой и кстати сказанной шуткой, мирил. Масонские столовые ложи были скучны и вялы, ежели его не было.
Когда после холостого ужина он, с доброй и сладкой улыбкой, сдаваясь на просьбы веселой компании, поднимался, чтобы ехать с ними, между молодежью раздавались радостные, торжественные крики. На балах он танцовал, если не доставало кавалера. Молодые дамы и барышни любили его за то, что он, не ухаживая ни за кем, был со всеми одинаково любезен, особенно после ужина. «Il est charmant, il n"a pas de seхе», [Он очень мил, но не имеет пола,] говорили про него.
Пьер был тем отставным добродушно доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни.
Как бы он ужаснулся, ежели бы семь лет тому назад, когда он только приехал из за границы, кто нибудь сказал бы ему, что ему ничего не нужно искать и выдумывать, что его колея давно пробита, определена предвечно, и что, как он ни вертись, он будет тем, чем были все в его положении. Он не мог бы поверить этому! Разве не он всей душой желал, то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона? Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства? Разве не он учреждал и школы и больницы и отпускал своих крестьян на волю?
А вместо всего этого, вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и расстегнувшись побранить легко правительство, член Московского Английского клуба и всеми любимый член московского общества. Он долго не мог помириться с той мыслью, что он есть тот самый отставной московский камергер, тип которого он так глубоко презирал семь лет тому назад.
Иногда он утешал себя мыслями, что это только так, покамест, он ведет эту жизнь; но потом его ужасала другая мысль, что так, покамест, уже сколько людей входили, как он, со всеми зубами и волосами в эту жизнь и в этот клуб и выходили оттуда без одного зуба и волоса.
В минуты гордости, когда он думал о своем положении, ему казалось, что он совсем другой, особенный от тех отставных камергеров, которых он презирал прежде, что те были пошлые и глупые, довольные и успокоенные своим положением, «а я и теперь всё недоволен, всё мне хочется сделать что то для человечества», – говорил он себе в минуты гордости. «А может быть и все те мои товарищи, точно так же, как и я, бились, искали какой то новой, своей дороги в жизни, и так же как и я силой обстановки, общества, породы, той стихийной силой, против которой не властен человек, были приведены туда же, куда и я», говорил он себе в минуты скромности, и поживши в Москве несколько времени, он не презирал уже, а начинал любить, уважать и жалеть, так же как и себя, своих по судьбе товарищей.

Сипахи

Сипахи в битве при Вене, 1683

Литература

  • D. Nicolle, A. McBride «Armies of the Ottoman Turks 1300-1774»
  • Военно-исторический журнал «Воин» № 12.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сипахи" в других словарях:

    - (спахи) 1) турецкие феодалы, получавшие земельные пожалования (тимар, зеамет) за несение военной службы.2) Воины султанского кавалерийского корпуса … Большой Энциклопедический словарь

    Спахи, спахии, спаги (тур. sipahi, от перс. сипахи воин, солдат), в Османской империи: 1) общее название военных ленников тимариотов и займов, получавших от султана земельные пожалования (Тимары и Зеаметы) и обязанных нести за это военную …

    Спахии, спаги (тур. sipahi, от перс. сипахи воин, солдат), в Османской империи: 1) Общее назв. воен. ленников тимариотов и заимов, получавших от султана зем. пожалования (тимары и зеаметы) и обязанных нести за это воен. службу, выступая в поход с …

    Спахи, 1) в Турции держатели земских пожалований (тимар, зеамет) за несение военной службы. 2) Воины султанского кавалерийского корпуса. * * * СИПАХИ СИПАХИ (спахи), турецкие феодалы, получавшие земельные пожалования (тимар, зеамет) за несение… … Энциклопедический словарь

    сипахи - і/в, мн., іст. 1) В Османській імперії – назва військовослужбовців, що одержували земельні наділи за військову службу. 2) В Османській імперії – назва одного з корпусів регулярної армії (важка артилерія) … Український тлумачний словник

    Сипахи, в Османской империи военные ленники, а также воины кавалерийских полков. См. Сипахи … Большая советская энциклопедия

    Сипахи, спахии, в Османской империи воен. ленники (тимариоты и займы), а также название одного из корпусов тур. армии. См. ст. Сипахи … Советская историческая энциклопедия

    Турецкая Республика (Türkiye Cumhuriyeti), гос во на З. Азии и частично в Европе. Площ. 780,6 км2, в т. ч. 23,6 тыс. км2 в Европе. Европ. часть Т. отделена от азиатской черноморскими проливами (Босфор, Мраморное м., Дарданеллы). В Азии граничит с … Советская историческая энциклопедия

    Упадок турецкого военно-феодального государства - К середине XVII в. ясно обозначился упадок Османской империи, начавшийся уже в предыдущем столетии. Турция все еще владела обширными территориями в Азии, Европе и Африке, располагала важными торговыми путями и стратегическими позициями, имела в… … Всемирная история. Энциклопедия

    Изображение артиллерийских войск Османской империи на её гербе Армия Османской империи вооружённые силы Османской империи, история которых рассматривается с момента её образования в начале XIV века до образования Турецкой … Википедия