Человека, обладающего приятной грамотной речью и хорошим словарным запасом, всегда хочется слушать. Собеседники воспринимают такого человека как очень образованного и интеллигентного, так как он умеет доступно и слаженно выражать свои мысли, а его речь предельно понятна.

Напротив, человека с недостаточной речевой грамотностью и небольшим словарным запасом всерьез никто не воспринимает, к его точке зрения не прислушиваются. Малограмотная речь вызывает у людей негативную реакцию, отторжение. Люди предпочитают иметь дело с благозвучными интеллигентными собеседниками.

В деле обучения поставленной речи неоценимую помощь оказывает чтение. Несмотря на компьютеризацию нашей жизни, сегодня все же следует находить достаточно времени для чтения. Книги - лучший источник грамотно построенных фраз, кладезь русского языка. Чтение книг помогает в правописании.

Конечно, читать нужно книги, которые приносят радость. Этот процесс должен быть в удовольствие. Прежде всего, это касается детей. Заставлять детей подолгу просиживать за чтением не стоит. Может возникнуть нежелательная отрицательная реакция.

Вводя в личный словарь новое затейливое слово, узнайте его точное значение, поинтересуйтесь, откуда оно пришло в русский язык и когда. Витиеватыми словами также не стоит злоупотреблять. Всё хорошо в меру.

Очень полезная привычка - постоянное пользование словарем. Словарь помогает разобраться с ударениями, найти для слова синонимы, выяснить его значение.

Написанные тексты нужно обязательно проверять. Следует контролировать как орфографию, так и пунктуацию, а также логику высказываний. Ваши мысли должны быть ясны для читающих.

Замечательно тренируют интеллект шарады, кроссворды, ребусы. Всё это помогает овладеть мастерством красиво и складно говорить.

Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее – важнейший навык любого современного человека. В одной из прошлых статей я рассказывал про умение слушать и слышать, а сегодня приведу несколько простых советов о том, как сделать свою речь более грамотной .

2. Перестаньте материться

Нет, конечно же если ваши основные собеседники – это уличная гопота, то без мастерского жонглирования матерными словами не обойтись. Но при общении с нормальными людьми мат – это показатель низкого культурного уровня. Мало кому понравится общаться с человеком, который не может выразить свои эмоции грамотным русским языком.

3. Грубые жаргонизмы – ваш враг

Жаргонизмы и грамотная речь – это два почти несовместимых понятия. Почти – потому что жаргон бывает разный. Конечно, два системных администратора намного быстрее поймут друг друга, если будут использовать в своей речи “свитч”, а не “сетевой коммутатор”, но в остальных случаях вещи лучше называть своими именами. Особенно сильно раздражает полу-уголовный и “падонкаффский” сленг – это неприятно и неинтересно. Избавьте свою речь от этих вредных оборотов. Скажите как есть: “мы быстро добрались, т.к. нам повезло – на светофорах горел зеленый сигнал”, вместо “епта, мы ща ваще прочухали досюда по зелененькой”.

4. Краткость – сестра таланта

Если вы можете выразить суть вашей мысли в двух предложениях, то совершенно незачем “растекаться ею по древу”. Грамотная речь предполагает умение изъясняться кратко и по делу. Но будьте аккуратны, когда ситуация требует детального уточнения, лучше потратить несколько минут на дополнительные объяснения, чем оказаться непонятым. Изучите также правила культурного общения.

5. Варьируйте свою речь в зависимости от ситуации

Вашему начальнику вряд ли понравится. если его будут очно называть “Витек”, да и друг, на обращение “Вячеслав Леонидович…”, услышанное от вас, в лучшем случае покрутит пальцем у виска. Научитесь говорить с собеседником на “одном языке”, и общение будет более продуктивным.

6. Перестаньте постоянно извиняться

У многих людей есть привычка строить свои фразы заранее извиняющимся тоном. Им кажется, что так они быстрее вызовут расположение к себе. Это не верно. Уверенная, прямолинейная (в умеренных, конечно, пределах) речь подействует на собеседника намного лучше, чем “Мне не очень удобно просить, но, может быть вы согласитесь…” и т.п. Будьте увереннее и напористей.

7. Следите за отдачей

8. Пополняйте свой словарный запас

Читайте больше литературы (“дамские детективы” и бесплатные анекдоты” не в счет) и старайтесь выявлять какие-либо интересные речевые обороты или фразы, запоминайте их. Возьмите также за правило хотя бы пару раз в неделю открывать орфографический словарь и находить там неизвестные вам или мало используемые слова. Но будьте аккуратны с этим советом – используйте новые фразы только в необходимом контексте. Когда человек на вопрос “что ты делаешь сегодня вечером?”, отвечает: “Занимаюсь сиестой”, – это выглядит как минимум глупо (для тех, кто не в курсе, сиеста – это послеобеденный отдых”).

9. Изучайте специализированную литературу

Если же вы хотите не просто повысить грамотность своей речи, а стать по-настоящему искусным оратором, то без хорошей, специализированной литературы не обойтись. Какой? Лично мне в этом плане очень нравятся материалы Радислава Гандапаса – без лишний воды и действительно по делу. Также могу порекомендовать книгу “Секреты стилистики” от авторов И.Голуб и Д.Розенталя.

Умение говорить красиво будет полезно каждому человеку, независимо от профессии. Собеседники всегда позитивно реагируют на поставленный голос, хорошую дикцию, грамотно построенные фразы и оправданные интонации. Осваиваем вступление к искусству риторики.

Среди профессий, востребованных в последнее время, большинство основаны на умении красиво и правильно говорить. Адвокаты, политики, дикторы на многочисленных теле- и радиоканалах, преподаватели, те, кто работает с клиентами - словом, представители огромного числа успешных людей должны говорить так, чтобы их слушали, им внимали, ими восхищались.

Поэтому работа над своей речью включает три основных направления:

  • тренировка дикции (чёткого произношения);
  • работа над техникой и содержанием речи;
  • увеличение своего словарного запаса и развитие речи.

Помимо вербальных (словесных) есть невербальные средства речи: , интонация, мимика, общение взглядом и т. д. Правда, эти средства начнут «работать», если основное орудие - ваша красивая речь - будет давать свои плоды.

Правильность речи, чёткость происхождения гласных и согласных звуков, смена интонаций, выделение голосом - все эти характеристики вашей речи помогут вам оказывать воздействие практически на любого человека, расположить его к себе, убедить в своей правоте или в необходимости продолжить с вами дальнейшее сотрудничество.

Тренировка дикции

Начинать тренировку нужно с правильного дыхания. Если неправильно дышать, то это может повлечь за собой срыв голоса, затянувшиеся паузы, искажение смысла фразы. Поэтому во время публичных выступлений ораторы пользуются не обычным дыханием, а речевым. Обычного дыхания может просто не хватить, поэтому важно учиться правильно расходовать воздух и вовремя его восстанавливать. В этом случае пользуются диафрагменным дыханием. Оно развивается целой системой дыхательных тренировок, но они требуют упорства и большого терпения.

  • Записать на диктофон ваше прочтение любого текста.
  • Прослушать получившуюся запись.
  • Дать прослушать её другим.
  • Сопоставить своё мнение и чужое.
  • Выделить основные недостатки.

Наиболее часто встречаются следующие ошибки произношения:

  • неправильное произношение гласных звуков в слабой позиции (без ударения);
  • «съедание» отдельных согласных звуков;
  • утрата гласных звуков;
  • неправильное соединение согласных звуков при их соединении;
  • нечёткое произнесение шипящих и свистящих звуков;
  • неправильное произнесение мягких звуков и т. д.

Заниматься исправлением дикции желательно с помощью специалистов. Сейчас есть множество организаций, где работают логопеды. Конечно, в основном, занятия рассчитаны на детей, но можно брать частные уроки, чтобы быстрее достичь нужного эффекта.

Все занятия нужно начинать с упражнений на расслабление мышц, отвечающих за правильную артикуляцию. Лучше соблюдать определённую последовательность выполнения упражнений. Начинать упражнения нужно с самых простых, постепенно переходя к более сложным. Заниматься необходимо каждый день. Переходить к отработке следующего упражнения только после полного усвоения предыдущего. Каждый день нужно ставить новые цели и задачи. Достигнутые результаты время от времени нужно поддерживать повторением основных упражнений.

Работа над содержанием и техникой своей речи

Одна из частых ошибок речи - чересчур быстрая речь. Когда человек торопится, что называется, тараторит, его трудно воспринимать. Нужно научиться контролировать темп своей речи. Для начала можно произносить в очень медленном темпе какой-нибудь речевой материал, не требующий особого понимания. Это может быть последовательность цифр, например, до ста, названия месяцев, городов или стран, список мужских или женских имён.

Лучше записывать эту последовательность, чтобы можно было произносить слова в прямом и обратном порядке. Со временем, запомнив эту последовательность, лучше воспроизводить по памяти, одновременно тренируя и память. Потом нужно переходить к повторению текста на слух. Причём он должен быть записан в быстром темпе, а вот повторять нужно будет в медленном темпе.

Как «поставить» голос

Конечно, термин «постановка голоса» больше относится к музыкантам, актёрам и другим творческим профессиям. Он означает, что нужно тренировать силу голоса, его диапазон и тембр. Силу голоса можно натренировать, если громко и чётко произносить тексты различного характера: стихотворения, басни, оды, стихи в прозе.

Диапазон вполне можно расширить, если произносить разнообразные текстовые упражнения на самых высоких или самых низких тонах. При этом голос в идеале должен становиться выше или ниже, в зависимости от конечной цели. Тембр же голоса зависит от обертонов, то есть от добавочного тона, звучащего как своеобразное эхо. Обертон появляется в момент отражения звука от стенки естественного резонатора (собственного черепа, грудной полости, гортани и прочих).

Развитие речи

К сожалению, современные люди всё больше становятся косноязычными, не могут грамотно выразить мысль, путаются в значениях слов. Это объясняется множеством причин.

Во-первых, сейчас мало читают, так как больше проводят время у монитора компьютера или экрана телевизора.

Во-вторых, слишком мало слышат образцы грамотной речи. Ведь не секрет, что даже с экрана телевизора редко услышишь образцы правильной и красивой речи. О радиостанциях вообще говорить не приходится: диджеи общаются с радиослушателями так же, как привыкли общаться с друзьям, - пересыпая свою речь жаргонными словами и выражениями.

В-третьих, редко смотрят театральные постановки. Ведь для театра требуется особый стиль одежды, там нужно вести себя культурно, самое главное - понимать содержание отдельных мизансцен, сложность характера героев. Всё это требует от людей лишних усилий, поэтому гораздо проще сходить в кино, поесть попкорн и «поржать».

Однако если вы твёрдо уверены, что ваша речь отличается бедностью словаря, обилием речевых ошибок и неправильным построением предложений, а вы намерены научиться владеть вниманием аудитории, то вам просто необходимо срочно начинать работу над собственной речью.

Учимся говорить красиво

Итак, вот советы, которые помогут научиться овладеть красивой и грамотной речью.

1. Стройте правильно предложения

Неграмотную и однообразную речь выдают прежде всего неправильно построенные предложения. Когда человек мучительно подбирает слова для продолжения начатой мысли, делает длинные паузы, а в результате получает «корявую» мысль, это говорит о том, что он не владеет техникой правильного построения предложений.

Учиться правильному построению нужно начинать с письменных упражнений, записывая в отдельную тетрадь интересные мысли, наблюдения, афоризмы. В дальнейшем, непосредственно перед выступлением, нужно составить текст заранее на бумаге, пересказывая по готовому плану, повторяя отдельные выражения.

Можно вообще вести дневник (это модно, судя по сериалам вроде «Дневника доктора Зайцевой» и подобных ему), записывая впечатления за день, какие-то свои наблюдения, рассуждения. Всё это способствует в целом развитию речи, ну и правильному построению предложений в частности.

2. Увеличивайте словарный запас

Бедность речи выдаёт скудный словарный запас. Если человек выражает свои оценки, суждения, замечания одними и теми же словами, это говорит о том, что ему трудно выражать свои мысли из-за отсутствия знаний. Поэтому подобная речь производит отталкивающее впечатление, а сам человек не будет иметь авторитет, особенно среди тех, кто хорошо владеет речью.

Согласитесь, в наше время, скажем, косноязычный директор школы - это нонсенс. Он просто не сможет выступать перед учителями, а значит, не сможет завоевать авторитет ни среди коллег, ни среди учеников своей же школы. Ведь даже безграмотные ученики понимают, что учителя, а уж тем более директор, должны быть грамотным во всех смыслах этого слова.

Как же разнообразить свою речь? Конечно, в первую очередь, работать с толковым словарём. Услышав новое для себя слово, нужно найти его значение в словаре, выписать и запомнить. Причём запоминать слово нужно только в контексте, то есть в предложении. Употреблённое без контекста, слово может быть непонятным или восприниматься в искажённом значении.

Неплохо разгадывать хотя бы кроссворды или сканворды, ведь там тоже даются значения слов, причём иногда в иносказательном или ироничном смысле, что помогает научиться понимать многозначность слова. Ещё важно читать статьи в различных журналах - не только в глянцевых.

Например, чтение экономических новостей поможет разобраться в финансовой и юридической сферах и значительно обогатит вашу речь терминами из этих областей. Если интересоваться медициной, пусть даже глядя передачи вроде «Жить здорово» и подобных ей, можно разобраться во множестве медицинских понятий, начиная от элементарной инъекции и заканчивая узкоспециальными терминами.

Читая статьи по психологии, можно расширить своё словарный запас множеством достаточно современных понятий, ведь у нас сейчас почти каждый или сам себе психолог, или сам себе врач. В идеале, лучше расширять круг своего общения. Ведь поддерживая отношения с юристами, специалистами в области IT-технологий, врачами, учителями и т. д., вы вольно или невольно будете слышать новые для вас слова, начиная постепенно разбираться в их смысле, а потом и вводя в свою собственную речь.

3. Учитесь выделять главное

Внимание к деталям хорошо для наблюдения. А вот , особенно публичных, излишняя детализация может привести к ослаблению интереса и скуке. Поэтому важно научиться сжимать любую информацию. С помощью компьютерных программ сжимать объём информации довольно просто. А как это сделать с текстом?

Вам же нужно научиться контролировать темп речи, чтобы было время остановиться перед тем, как успели что-то подобное ляпнуть. Пусть лучше будет небольшая пауза, чем «эканье» и «беканье». Это требует от человека самодисциплины, постоянного самоконтроля, но результат, безусловно, стоит таких жертв.

5. Расширяйте разговорную практику

Сейчас, в век тестирования и списывания готовых домашних заданий, редко предоставляется возможность выступать с монологической речью. Поэтому-то бывшие школьники и студенты и приходят потом на работу косноязычными. Поэтому, если задаться целью научиться говорить правильно, важно уже в школе использовать все возможности для публичного выступления.

Устные ответы на уроках, выступления на различных научно-практических конференциях, выступления перед одноклассниками, на сцене - всё это поможет не только стать уверенным в себе, но и заставит говорить связно, грамотно, убедительно.

Конечно, поможет и чтение классической художественной или научно-популярной литературы, потому что вы всегда сможете приводить примеры из книг или современной действительности. А ничто не делает речь более убедительной, как приведение большого количества аргументов.

Используйте жесты, которые позволят и вам ощущать больше комфорта, находясь перед аудиторией, и слушателей вызовут правильные ассоциации. Если сначала вы будете выступать, подглядывая в конспект, то частые и продолжительные выступления в скором времени помогут вам чувствовать себя уверенно даже во время непосредственного общения с залом или определённым кругом людей.

Грамотная речь никогда не выйдет из моды. Людям всегда приятно иметь дело с тем, кто не только блещет внутренней красотой, но и умеет наиболее точно придать своей мысли речевую форму. К тому же отменно поставленная не является чем-то наподобие дара природы. Ее можно и нужно развивать.

Грамотная устная и письменная речь

Каждый язык обладает уникальным богатством, свойственным именно ему и грех не воспользоваться этим. Особенно это касается языка, являющегося родным для человека. Когда слышишь грамотную речь или же перед глазами лежит идеально оформленный текст, без единой ошибки, то сразу формируется положительное впечатление об авторе, собеседнике.

Вырабатывать в себе культуру письменной и устной речи – обязанность каждого. И происходит это ежедневно в процессе коммуникации, обучения. Ведь не зря говорят, что с умным человеком не то что беседовать приятно, но и просто молчать.

Критерии грамотной речи

Если перейти к более детальному рассмотрению данного понятия, то следует отметить, что под речевой культурой подразумевают:

  • уместность сказанного;
  • грамотность написанной или произнесенной информации;
  • доступность в понимании фраз собеседника, ясность;
  • богатство, заключающееся в применении различных эпитетов, фразеологизмов, метафор и пр.;
  • разнообразие, отсутствие тавтологии, ненужных повторений, загрязняющих смысл сказанного;
  • эстетичность.

Отсутствие навыков грамотной речи

Все эти ошибки ощутимо режут слух и не несут абсолютно никакой ценной информации о говорящем, не создают образ грамотной .

Как развить грамотную речь?

Качества грамотной речи необходимо ежедневно улучшать, доводить до совершенства. Ведь даже если человек интеллектуально развит, начитан, обладает глубоким внутренним миром, но, увы, не способен ясно выразиться, то о том, что он говорит, будет известно только ему.

Так, развитие грамотной речи требует выполнения нескольких несложных правил:

Как построить речь для выступления правильно? Делюсь своими секретами...

Построение твоей речи для публичного выступления имеет некоторое созвучие со строительством дома:
Что нам стоит дом построить —
Нарисуем — будем жить...
или
Что нам стоит речь построить —
Взяли тему — и в народ...

Здесь, как и при строительстве дома, необходим крепкий и глубокий фундамент, иначе она, речь, может рассыпаться, как карточный домик. Фундаментом выступают твои знания, а цементом — твои навыки ораторского искусства, твоя мимика, жестикуляция, поза, движение по залу или сцене.

4-е Секрета Взаимоотношений Оратор/Слушатели:

1. Представь себе, что ты – отличный оратор, но темой, которую должен раскрыть в своём выступлении, абсолютно не владеешь. Это всё равно, как бы меня вывели на сцену рассказать о влиянии магнитного поля Земли на размножение кроликов в землях Новой Зеландии. Каким бы я не была супер-пупер продвинутым оратором, ничего полезного от меня публика не услышит – у меня нет знаний по данному вопросу.

2 . Второй случай – ты отлично знаешь все нюансы размножения этих самых новозеландских кроликов под влиянием магнитного поля, ибо ты сам участвуешь в этом процессе …. Но у тебя нет навыков выступления , ты не умеешь донести информацию слушателям. И они не смогут узнать о твоей компетенции – ты не оратор и не можешь раскрыть эту тему.

3. Ты – отлично владеешь навыками выступления перед публикой, ты – профессионал в своей, заявленной для выступления, теме, но в зале собралась не целевая аудитория, которую твои кролики не интересуют вообще. Как слушатели встретят твоё выступление? В лучшем случае – безучастно….

4. Следующий пример: ты – отличный оратор, ты – профессионал в выбранной теме и в зале сидит твоя целевая аудитория, которая ждёт – не дождётся, пока ты ей раскроешь свои секреты в разведении кроликов в перечисленных выше условиях. И только в этом примере совпадает всё, что необходимо, чтобы ты хорошо выступил и публика тебя отлично приняла. И только в этом примере — твой дом построения речи будет крепким и долговечным…

Итог: Ещё до того, как ты выберешь тему выступления, продумай эти 4 пункта.

— Степень твоей компетенции в выбранной теме. Помни слова Сократа: если у тебя в сердце нет того, что на языке, то тебе никто не поверит.
— Твой уровень профессионализма как оратора – только каждодневные тренировки превращают любителя в профессионала.
— Кто твоя целевая аудитория для заявленной темы.
— Насколько интересна твоя тема для целевой аудитории или чем ты можешь привлечь и удержать её внимание. Всегда работай в зоне интересов аудитории.

Секретный Рецепт Приготовления Речи

Каждая хозяйка знает, как испечь слоёный пирог: приготовить три слоя (можно больше) и перемазать их кремом или ещё чем-нибудь.
Точно такой же принцип приготовления твоей речи: печём три слоя (вступление, основная часть и заключение) и перемазываем их взбитым интересом, помадкой из внимания, добавляя цукаты юмора и изюм эмоциональной открытости.

Как видишь – слои разные. Рассмотрим рецепт приготовления каждого из них.

Слой №1. Вступление.

1. Вступление, как и заключение, желательно тщательно продумать до мельчайших деталей. От первого впечатления, которое ты произведёшь на публику, зависит, будет ли публика тебя внимательно слушать или продолжит заниматься другими своими делами. Вызвал ты в неё интерес и доверие или – нет.

2. Самое главное – завоевать внимание публики. Ты вышел перед аудиторией, не спрятался за трибуну, а стал так, что тебя все видят из зала и держишь паузу. При этом спокойно, но требовательно, смотришь в зал, постепенно осматривая всё пространство и всех сидящих людей. И только когда наступит ПОЛНАЯ тишина – ты улыбаешься аудитории, и проговариваешь свою первую фразу.

Подчёркиваю – не говори до тех пор, пока все не закроют рты, не перестанут шуршать и шептаться. Только тогда ты открываешь свой рот….

3. Придумай интригующее начало. Не стоит начинать с обыкновенных фраз: «Сегодня я Вам расскажу то-то и то-то». Лучше всего начать с вопроса к аудитории – это привлечёт её внимание. Лично я люблю провокационные вопросы:

«Скажите, как вам удалось покинуть уютное домашнее кресло у телевизора и прийти в этот зал слушать абсолютно неизвестного вам человека?! Что заставило вас это сделать?»

Я внимательно слушаю один — два ответа и плавно перехожу к комплименту: «Я восхищаюсь Вами: только такие целенаправленные люди и достигают успеха в любом начинании! Давайте поприветствуем друг друга громкими аплодисментами!»
Таким способом ты убил несколько зайцев:

— легко поймал лучики внимания аудитории;
— разговорил зал, а значит, установил контакт;
— сделал комплимент слушателям;
— показал, что ты умеешь руководить залом и мягко заставил выполнить твои требования (аплодировать).

4. Если ты боишься, что тебе никто не ответит – начни своё выступление с цитаты известного человека. Например: « Суворов говорил: тяжело в ученье – легко в бою! И поэтому объявляю наше сегодняшнее ученье открытым!»

Как вариант, можно начать рассказом из личного опыта, но лёгким и коротким.

5. Оговори временные рамки мероприятия. Если оно длинное и с разными выступающими ораторами – лучше раздать при входе расписание всех выступлений и время перерывов.

6. Обязательно проговори цель твоего выступления и что полезного из него получат слушатели . Другими словами – чем ты будешь их сегодня кормить и потчевать. Если у тебя несколько целей в рамках одной темы – скармливай их по очереди.
Обязательно раздели явные цели – ты их проговоришь публике, и скрытые цели – ты их проговоришь только себе. Пример скрытой цели: улучшить качество пауз во время выступления.

7. Помни, что только голодная публика может проглотить всё подряд, а требовательная захочет запить пищу компотом эмоций. Поэтому – приготовься к эмоциональному стриптизу – открывайся перед публикой, делись собой, своим отношением к ней и тому, о чём ты говоришь, кому ты говоришь и как ты говоришь. Делись своими эмоциями – они имеют намного большее влияние, чем слова!

Слой №2. Основная часть.

1. Главное – не переусердствуй с количеством тем, которые ты хочешь вывалить на головы слушателей . Пусть меньше, но, лучше, качественнее!

Ведь если ты печёшь настоящий слой пирога, ты же не бросаешь в него всё, что есть в доме: от мёда до красной икры. Ты делаешь слой с одним главным ингредиентом, например, орехами и 2-3 дополнительными (изюм, ваниль, цукаты). Так же и при выступлении – в основной части ты раскрываешь главную, ключевую мысль и несколько – дополнительных (2-3).

2. Не забудь вставить соответствующую теме, короткую историю. Этим ты добиваешься принятия изложенных в истории фактов теми, кто – не согласен с твоей точкой зрения.

3. Продумай, как лучше — в логическом порядке, расположить модули , которые раскрывают тему.

4. Используй схемы, картинки, графики и диаграммы, как техническое дополнение к своему выступлению. Подавай их через слайды на экран. Обязательно сделай надпись под каждым слайдом, но не зачитывай её вслух.

5. При переходе от одного модуля к другому, используй паузы, тем самым привлекая внимание зала . Научись соответствующим тоном подчёркивать самое важное предложение или мысль. Только – не слишком сурово, слушатель может испугаться….

6. Сделай себе карточку с тезисами и время от времени в неё подглядывай. Также – следи за временем. Регламент никто не отменял, да и ты сам в начале выступления его оговорил. Будь добр – придерживайся!

7. Именно в этой части выступления важно время от времени тормошить слушателя неожиданным высказыванием или смешным предложением – внимание через каждые 15 минут слабее т и твоё задание – опять его поймать.

8. Уверенность в себе – это твой взгляд в зал, твоя ровная осанка с чуть поднятыми и отведёнными назад плечами, твои свободные жесты и передвижение по сцене. Это размеренный темп речи и умение в любой момент переключить внимание слушателя на то, что в данный момент тебе необходимо показать или сказать.

9. Будь внимателен к залу. Будь приятен залу. Люби своих слушателей и дай им возможность это прочувствовать. Полюби вопросы – это значит, что тебя слышали, а не только слушали.

10. Не тяни кота за хвост! Если есть возможность чётко и кратко изложить свою мысль – сделай это! Люди устают от большого количества ненужных слов. Слушатели – это не мельница, на которую надо лить воду.

11. Время от времени обращайся к слушателям с вопросами:

— А Вы как считаете?
— Вы согласны со мной?
— Как меня слышно на задних рядах?
— У кого есть вопросы?
— Кто понял, подымите, пожалуйста, руки! — и первым подымаешь свою...
— У кого есть вопросы по теме?

Слой №3. Заключение.

1. Заключение играет такую же огромную роль в твоей речи, как и вступление. Раскрыв тему в основной части, ты в заключении подводишь итог того, что раскрыл в своей речи .

2. Ты перечисляешь по пунктам, чем полезным ты сегодня поделился со слушателями. Ещё раз проговариваешь, почему этот материал может быть им полезен и где они могут применить то, что узнали от тебя. Я считаю этот пункт очень важным!

3. Закончи своё выступление краткой историей или смешным предложением. Сделай комплимент аудитории за то, что она была во время твоего выступления внимательна и тепло тебя приняла.

4. Если есть возможность по теме выступления – сделай призыв к действию. Например, у меня по данной теме можно сделать следующий призыв:

Помните – ораторами не рождаются, ими – становятся! Практика, практика и ещё раз практика! Владеющий речью, владеет людьми! Желаю Вам как можно чаще выступать! Постоянно улучшайте свой навык привлечения и удержания внимания слушателей!

5. Постарайтесь не употреблять слов, что Вы на этом закончили своё выступление. Призыв к действию сам по себе об этом говорит. Бывают выступления, когда призыв не уместен – предложите слушателям просто поблагодарить друг друга аплодисментами.

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Сегодня в комментариях мне оставили ссылку на рассказ Ираклия Андроникова «Первый раз на эстраде » , и поскольку там одна сплошная простыня, я не уверенна, что люди это творение дочитают до конца.
Поэтому я даю возможность почитать отрывок, где начальник описывает своё видение всего того, что произошло на сцене... Я читала — и рыдала!!! Вот этот кусок текста:

Если ты действительно ничего не помнишь, — позволь напомнить тебе некоторые эпизоды. В тот момент, когда инспектор подвел тебя к контрабасам, ты внезапно брыкнул его, а потом выбросил ножку вперед, как в балете, и кокетливо подбоченился. После этого потрепал контрабасиста по загривку — дескать: «Не бойсь, свой идет!»- и въехал локтем в физиономию виолончелиста. Желая показать, что получил известное воспитание, повернулся и крикнул: «Пардон!» И зацепился за скрипичный смычок. Тут произошел эпизод, который, как говорится, надо было «снять на кино».

Ты отнимал смычок, а скрипач не давал смычок. Но ты сумел его вырвать, показал залу, что ты, дескать, сильнее любого скрипача в оркестре, отдал смычок, но при этом стряхнул ноты с пюпитра. И по узенькой тропинке между виолончелей и скрипок, по которой нужно было пройти, прижав рукой полу пиджака, чтобы не зацепляться, ты пошел какой-то развязной, меленькой и гаденькой походочкой.

А когда добрался до дирижерского пульта, стал засучивать, штаны, словно лез в холодную воду. Наконец взгромоздился на подставку, тупо осмотрел зал, ухмыльнулся нахально и, покрутив головой, сказал: «Ну и ну!» После чего поворотился к залу спиной и стал переворачивать листы дирижерской партитуры так, что некоторые подумали, что ты продирижируешь симфонией, а Гаук скажет о ней заключительное слово.

Наконец, тебе подсказали из оркестра, что недурно было бы повернуться к залу лицом. Но ты не хотел поворачиваться, а препирался с оркестрантами и при этом чистил ботинки о штаны — правый ботинок о левую ногу — и при этом говорил оркестрантам: «Все это мое дело — не ваше, когда захочу, тогда и повернусь». Наконец, ты повернулся. Но... лучше бы ты не поворачивался! Здесь вид твой стал окончательно гнусен и вовсе отвратителен. Ты покраснел, двумя трудовыми движениями скинул капли со лба в первый ряд и, всплеснув своими коротенькими ручками, закричал: «О господи!»

И тут твоя левая нога стала выделывать какое-то непонятное движение. Ты стал ею трясти, вертеть, сучить, натирал сукно дирижерской подставки, подскакивал и плясал на самом краю этого крохотного пространства... Потом переменил ногу и откаблучил в обратном направлении, чем вызвал первую бурную реакцию зала. При этом ты корчился, пятился, скалился, кланялся... Публика вытягивала шеи, не в силах постигнуть, как тебе удалось удержаться на этой ограниченной территории. Но тут ты стал размахивать правой рукой.

Размахивал, размахивал и много в том преуспел! Через некоторое время публика с замиранием сердца следила за твоей рукой, как за полетом под куполом цирка. Наиболее слабонервные зажмуривались: казалось, что рука твоя оторвется и полетит в зал. Когда же ты вдоволь насладился страданиями толпы, то завел руку за спину и очень ловко поймал себя кистью правой руки за локоть левой и притом рванул ее с такой силой, что над притихшим залом послышался хруст костей, и можно было подумать, что очень старый медведь жрет очень старого и, следовательно, очень вонючего козла.

Наконец ты сказал: «К сожалению, Сергея Ивановича сегодня нету среди нас. И он не состоит членом Союза композиторов». И ты сделал при этом какое-то непонятное движение рукой так, что все обернулись к входным дверям, полагая, что перетрусивший Танеев ходил и фойе выпить стакан ситро и уже возвращается. Никто не понял, что ты говоришь о покойном классике русской музыки. Но тут ты заговорил о его творчестве. «Танеев не кастрюли паял, — сказал ты, — а создавал творения. И вот его лучшее детище, которое вы сейчас услышите».

И ты несколько раз долбанул по лысине концертмейстера виолончелей, почтенного Илью Осиповича, так, что все и подумали, что это — любимое детище великого музыканта, впрочем, незаконное и посему носящее совершенно другую фамилию. Никто не понял, что ты говоришь о симфонии. Тогда ты решил уточнить и крикнул: «Сегодня мы играем Первую симфонию до-минор, це-моль! Первую, потому что у него были и другие, хотя Первую он написал сперва... Це-моль — это до-минор, а до-минор — це-моль. Это я говорю, чтобы перевести вам с латыни на латинский язык». Потом помолчал и крикнул: «Ах, что это, что это я болтаю? Как бы меня не выгнали!..» Тут публике стало дурно одновременно от радости и конфуза. При этом ты продолжал подскакивать.

Я хотел выбежать на эстраду и воскликнуть: «Играйте аллегро виваче из „Лебединого озера“ — „Испанский танец“...» Это единственно могло оправдать твои странные телодвижения и жесты. Хотел еще крикнуть: «Наш лектор родом с Кавказа! Он страдает тропической лихорадкой — у него начался припадок. Он бредит и не правомочен делать те заявления, которые делает от нашего имени». Но в этот момент ты кончил и не дал мне сделать тебе публичный отвод...

Почему ты ничего не сказал мне? Не предупредил, что у тебя вместо языка какой-то обрубок? Что ты не можешь ни говорить, ни ходить, ни думать? Оказалось, что у тебя в башке торичеллиева пустота. Как при этом ты можешь рассказывать? Непостижимо! Ты страшно меня подвел. Не хочу иметь с тобой никакого дела! Я возмущен тобой!..

А в это время играли первую часть симфонии, которую я страшно любил. Потом вдруг слышу — снова появилась первая тема; она уже предвещает финал. Вот в зале зааплодировали, в гостиную вошел Гаук, очень довольный... Я стал озираться, чтобы куда-нибудь спрятаться. И не успел.

Комнату наполнили музыканты, стали спрашивать: «Что с вами было?» Я хотел отвечать, но Соллертинский шепнул: — Никогда не потакай праздному любопытству. От этих лиц ничего не зависит. Второе: наука еще не объяснила, что было с тобой. И в-третьих: мы еще не придумали, как сделать, чтобы тебя уволили по собственному желанию. Что было потом, помню неясно.

Знаю только, что возле меня сидит человек, которого до этого я видел, наверное, не больше двух раз, — известный ныне искусствовед Исаак Давидович Гликман, коего числю с тех пор среди своих лучших друзей. Он похлопывает меня по плечу, говорит, что не я один, но и филармония виновата. Надо было прослушать сперва, а не так выпускать человека. И он подмигивал Соллертинскому. И Соллертинский уже смеялся и, желая утешить меня, говорил:

— Не надо так расстраиваться. Конечно, теоретически можно допустить, что бывает и хуже. Но ты должен гордиться тем, что покуда гаже ничего еще не бывало. Зал, в котором концертировали Михаил Глинка и Петр Чайковский, Гектор Берлиоз и Франц Лист, — этот зал не помнит подобного представления. Мне жаль не тебя. Жаль Госцирк — их лучшая программа прошла у нас. Мы уже отправили им телеграмму с выражением нашего соболезнования. Кроме того, я жалею директора. Он до сих пор сидит в зале. Он не может войти сюда: он за себя не ручается. Поэтому очистим помещение, поедем ко мне и разопьем бутылочку кахетинского, которую я припас на случай твоего триумфа. Если б я знал, что сегодня произойдет событие историческое, я бы заготовил цистерну горячительного напитка. Но, прости, у меня не хватило воображения!..


С уважением,