Это основной закон казахского языка. Коротко звучит так:
в составе казахского слова, как правило, могут быть
или только твердые гласные звуки - а, о, ы, ұ,
или только мягкие гласные звуки - ә, ө, і, ү, е.

Соответственно твёрдые дифтонги у [ұу], и [ый], ю [йұу], я [йа] употреблются в словах с твёрдыми гласными, а мягкие дифтонги у [үу], и [ій], ю [йүу], я [йә] в словах с мягкими гласными.

И по такому же принципу слово продлевается. То есть мы добавляем к нему окончания или только с твердыми гласными, или только с мягкими гласными, ориентируясь на гласную в последнем слоге слова.

Примеры слов с твердыми гласными:
ата-лар-ыңыз-ға (вашим дедушкам), жұмыс-тан (с работы), бала-лар-ыңыз (ваши дети), ұя-лар-дан (из гнезд), уақыт-ы-нда (вовремя), қою-лау (густоватый), жиналыс-қа (на собрание) и т.д.

Примеры слов с мягкими гласными:
әдемі-леу (красивее), киім-іміз (наша одежда), мектеп-тен (из школы), үйлен-ген-дік-тен (от того, что женился), жиен-дер-іміз-ді (наших племянников), келін-дер-іңіз-ден (от ваших снох), әже-лер-іңіз-ге (вашим бабушкам) и т.д.

Вы можете самостоятельно проверить соответствие казахских слов закону сингармонизма, просмотрев, например, какой-нибудь словарь или текст.

НО ЕСТЬ И ИСКЛЮЧЕНИЯ. Во всех нижеприведенных случаях в одном слове могут присутствовать и твердые, и мягкие гласные звуки. Это:

1. слова, вошедшие в казахский язык в раннем средневековье из арабского и персидского языков и воспринимаемые в настоящее время как исконно казахские:
рақмет (спасибо), кітап (книга), мұғалім (учитель), тарих (история), емтихан (экзамен), мейрам (праздник), қызмет (служба), құзырет (компетенция) и т.д.;

2. слова, вошедшие в казахский язык из европейских языков, в том числе из русского языка:
волейбол, виолончель, энциклопедия, элемент, компьютер, сканер, маркер, телефон и т.д.;

3. слова, образованные слиянием двух самостоятельных слов:
он (десять) + күн (день) = онкүндік (декада);
өмір (жизнь) + баян (изложение) = өмірбаян (биография);
сенім (вера) + хат (письмо) = сенімхат (доверенность);
дәрі (лекарство) + хана (помещение) = дәріхана (аптека).
Демалыс, баспасөз, бойжеткен, қыз-келіншек, жоғары-төмен.

4. слова, отвечающие на вопросы Кіммен? (С кем?), Немен? (Чем?, На чем?), Қалай? (Как?), то есть стоящие в творительном падеже. Они имеют окончания -мен, -бен, -пен, -менен, -бенен, -пенен.
Ата-мен (с дедушкой), бор-мен (мелом), пияз-бен (с луком), баж-бен (с пошлиной), дос-пен (с другом), хат-пен (письмом), ат-пен (на лошади);

5. слова, отвечающие на вопросы Кімдікі? (Чей? Кому принадлежит?), Ненікі? (К чему относится?), то есть обозначающие принадлежность. Они имеют суффиксы -нікі, -дікі, -тікі.
Ата-нікі (дедушкин), қыз-дікі (девочки, для девочки), дос-тікі (друга), ыдыс-тікі (от посуды), шалбар-дікі (от штанов), қала-нікі (города, относится к городу).

6. слова, образованные путем добавления к исходному слову суффиксов -гер, -кер, -паз, -тай, -қой, -қор, -кеш, -хана, -стан, -күнем, -еке, -жан, -кент.
Заң (закон) – заң-гер (юрист), мұра (наследие) – мұра-гер (наследник), қарыз (заем) – қарыз-гер (заемщик), жауын-гер (воин, солдат), жауап-кер (ответчик), білім (знание) – білім-паз (знаток), өнер (искусство) – өнер-паз (умелец, искусник), әке-тай (папенька), ерке-тай (любимица), әуес-қой (любитель), бәле-қор (зловредный, скандалист), жем-қор (1. жадный до корма (о скоте); 2. взяточник (перен.)), дәрі-хана (аптека), Өзбек-стан, мас-күнем (пьяница), Ас-еке (уважительная форма имени, например, Айсұлтан), әке-жан (папенька), Шым-кент.

7. если слово заканчивается на «х», то к нему добавляются только твёрдые окончания:
Цех-та, тарих-та, нивх-тар, шейх-қа.

8. слова, заканчивающиеся на: -ог, -уг, -рг, -рк, -нг, -нк, -кс, -кт, -ск, -лк, -рн, -нкт, -кль, -фт, -бль, -брь, -ик, -ель, -мк, -нс, -окт. К ним добавляются только мягкие окончания, даже если в последнем слоге стоит твердая гласная. Это заимствованные слова.
Педагог-тер, хирург-тен, банк-ке, ноктюрн-і, айсберг-ке, ансамбль-дің, кокс-ті.

ЗАКОН ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ

Этот закон определяет порядок употребления согласных звуков.

Согласные звуки қ, ғ, х, һ употребляются только в словах с твердыми гласными а, о, ы, ұ и твёрдыми дифтонгами у [ұу], и [ый], ю [йұу], я [йа].

Например:
Қазақстан, құлын (жеребенок), мылтық (ружье), қызыл (красный), құлақ (ухо), қиын (трудный), қуыс (полость), қуат (мощь, сила), дастарқан (скатерть).
аға (ст. брат, дядя), балға (молоток), алға (вперед), шағын (небольшой), соғым (скот на зимний убой, а также его мясо), шығыс (восток), ғасыр (век).
халық (народ), хат (письмо), хабар (сообщение), хайуан (животное), хатшы (секретарь), хауыз (бассейн), хақы (право).
жиһаз (мебель), қаһарман (герой), қаһар (гнев), жиһан (мир, вселенная), айдаһар (дракон), шаһар (город).

Согласные звуки к, г употребляются только в словах с мягкими гласными ә, ө, і, ү, е и мягкими дифтонгами у [үу], и [ій], ю [йүу], я [йә].

Например:
келін (сноха), кейбір (некоторый), көпір (мост), киім (одежда), көктем (весна), күміс (серебро), күзет (охрана), кісі (человек).
жеңге (жена старшего брата), теңге, белгі (знак), гүл (цветок), мерген (стрелок), егер (если), жергілікті (местный), мезгіл (сезон).

Остальные согласные пишутся и с твёрдыми, и с мягкими гласными. Но с твёрдыми гласными они произносятся твёрдо, а с мягкими гласными – мягко. То есть в казахском языке гласные звуки оказывают влияние на согласные и делают их или твёрже, или мягче. Это тоже особенность казахского языка.

Твёрдое произношение согласных:
барлық, жаңа, жол, амал, барыс, соғыс, қорық.

Мягкое произношение согласных:
бәрі, және, жел, әлем, дәріс, сөгіс, көрік.

ЗАКОН АССИМИЛЯЦИИ

Существует три вида ассимиляции: прогрессивная (ілгерінді ықпал), регрессивная (кейінді ықпал) и прогрессивно-регрессивная (тоғыспалы ықпал). Приведу несколько примеров.

ПРОГРЕССИВНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ

Это влияние предыдущего звука на последующий звук.

а) После гласного, сонорного или звонкого звука глухие звуки [к], [қ] произносятся как [г], [ғ] (озвончаются). Халіңіз қалай? – [хәліңіз ғалай], әркім – [әргім], Меңдіқыз – [меңдіғыз].

б) И наоборот, после глухого звука звонкий звук оглушается. Кеш жарық! – [кеш шарық], Серікбай – [Серікпай], Бақытжан – [бақытшан].

г) Если корень слова заканчивается на [ш] , а окончание начинается на [с] , то эта [с] произносится как [ш]. Көшсін – [көшшін], ұшса – [ұшша], шашса – [шашша], ішсін – [ішшін].

д) В пункте, касающемся звука [е] уже говорилось, что если в слове есть [ү] или [ө] , то [е] произносится как [ө] . Дүкен – [дүкөн], үлкен – [үлкөн], үркер – [үркөр], өсек – [өсөк], өлең – [өлөң], төсек – [төсөк].

е) Аналогично, [о] влияет на последующий звук [ы] и он произносится как [ұ] , [ө] влияет на последующий звук [і] и он произносится как [ү] .
Болды – [болдұ], тобық – [тобұқ], жорық – [жорұқ], қоқыс – [қоқұс].
Көлік – [көлүк], төзім – [төзүм], шөміш – [шөмүш], үшін – [үшүн].

РЕГРЕССИВНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ

Это влияние последующего звука на предыдущий звук.

а) Если последний звук основы слова глухой согласный [к], [қ], [п], а прибавляемый к основе суффикс или окончание начинаются с гласного, то глухие согласные озвончаются: [к] меняется на [г], [қ] – на [ғ], [п] – на [б] . Здесь меняется даже написание.
Кітап – кітабы, доп – добы, көлік – көлігі, есік – есігі, мылтық – мылтығы, шырақ – шырағым, тап – табу, жақ – жағу, шық – шығу, кешік – кешігу.

Есть исключения: әріп – әрпі, тарап – тарапы, қауіп – қаупі, құлып – құлпы, ғұрып – ғұрпы, қаріп – қарпі. Здесь [п] на [б] не меняется.

б) Звук [з] [с] произносится как [с] .
Ұстазсыздар – [ұстассыздар], қызсыңдар – [қыссыңдар], сөзсіз – [сөссүз], сазсырнай – [сассырнай], жүз сом – [жүс сом], жазса – [жасса].

в) Звуки [н] и [ң] [б] и [п] произносятся как [м] .
Сенбе – [сембе], он бес – [ом бес], сәрсенбі – [сәрсембі], Жанпейіс – [жампейіс], жаңбыр [жамбыр], Құрманбек [құрмамбек].

г) Звук [н] под влиянием последующих звуков [к], [қ], [ғ], [г] произносится как [ң] .
Түнгі – [түңгү], бір күнгі – [бір гүңгү], Дүйсенғали – [дүйсөңғалій].

д) Звуки [c] и [з] под влиянием последующего звука [ш] произносятся как [ш] .
Құрылысшы – [құрылышшы], сөзшең – [сөшшөң], таныс шығар – [таныш шығар], Бозшағыл – [бошшағыл], Тасшайнар – [ташшайнар].

е) Звук [з] под влиянием последующего звука [ж] произносится как [ж] .
Оразжан – [оражжан], күз жақын – [күж жақын], құз-жартас – [құж-жартас], арыз жазбау – [арыж жазбау].

ж) В некоторых слитных словах или словосочетаниях под влиянием последующей гласной предыдущая гласная выпадает при произношении.
Сарыөзек – [сарөзөк], Сарыарқа – [сарарқа], қарсы алу – [қарсалу], жеті ешкі – [жетешкі], шеткі үй – [шеткүй].

ПРОГРЕССИВНО-РЕГРЕССИВНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ

Это взаимовлияние двух соседних звуков, в результате которого оба звука изменяются при произношении.
а) Сочетание [сж] произносится как [шш] .
Досжан – [дошшан], Есжан – [ешшан], тасжүрек – [ташшүрөк].

б) Сочетание [нқ] произносится как [ңғ] .
Жанқара – [жаңғара], Қазанқап – [қазаңғап].

в) Сочетание [нк] произносится как [ңг] .
Күн көру – [күң гөру], Есенкелді – [есеңгелді], Аманкелді – [амаңгелді].

ПРИНЦИП ДОБАВЛЕНИЯ АФФИКСОВ К СЛОВАМ, ОКАНЧИВАЮЩИМСЯ НА [Ә]

Таких слов немного. Күнә (вина, грех), кінә (вина, проступок), куә (свидетель), шүбә (сомнение), сірә (вероятно), иә (да) и др. Но есть ещё слова, оканчивающиеся на мягкий дифтонг я [йә] , в т.ч. имена. Т.е. в таких словах фактически последний звук [ә] . Әлия [әлійә], Сәния [сәнійә] и т.д. В отличие от слов с твердым дифтонгом я [йа] , где фактически последний звук [а] .
Выше говорилось, что аффиксы добавляются к слову согласно закону сингармонизма. Ориентиром служит гласный звук последнего слога. Если он твердый, то добавляются аффиксы с твердыми гласными, если он мягкий, то с мягкими. Но со словами, оканчивающимися на [ә] ситуация иная. Возьмем существительные куә, күнә и шүбә , а также имя Әлия .
Аффиксы будут добавляться следующим образом.

ТВЁРДЫЕ АФФИКСЫ

1. Окончание множественного числа.
Добавляется твердое -лар: куә-лар, күнә-лар, шүбә-лар.

2. Падежные окончания.
Добавляются твердые варианты (кроме творительного падежа, у которого их нет): куә-ға, күнә-ның, шүбә-ны и т.д.

3. Если из этих слов образовывается глагол, то добавляются твердые глагольные аффиксы: куә-ландыру, күнә-лау, шүбә-ландыру.

МЯГКИЕ АФФИКСЫ

1. Притяжательная форма (Тәуелдік жалғау), если притяжательный аффикс идет сразу после корня. Куә-сі, күнә-міз, шүбә-ңіз и т.д.

Если вначале идет окончание множественного числа, то притяжательный аффикс твердый: күнә-лар-ы, шүбә-лар-ымыз и т.д.

2. Суффикс отрицания сіз: куә-сіз, күнә-сіз, шүбә-сіз . Производные от них: күнәсіздан-күнәсіз, күнә-сіздік.

3. Форма личного местоимения (Жіктік жалғау): куә-мін, куә-сің, куә-сіз, куә-міз.

4. Если образуется прилагательное, то аффиксы мягкие: күнә-лі, шүбә-лі.
И производные от них слова: күнә-лі-лік, шүбә-лі-лік.

После мягкого притяжательного окончания все равно идёт твёрдое падежное окончание: куә-сі-на, куә-сі-нан, күнә-сі-на, күнә-сі-нан.

Есть ещё: куә-гер, куә-лік, күнә-кар, күнә-карлық.

Теперь имя Әлия . Получается, согласно выше приведённым примерам, слова и имена, оканчивающиеся мягким дифтонгом я [йә] будут продлеваться следующим образом.

ТВЁРДЫЕ АФФИКСЫ

1. Кеше бізге Әлия-лар келіп кетті.

2. Әлия-ға айт. Әлия-дан сұра. Әлия-ның кітабы.

МЯГКИЕ АФФИКСЫ

1. Біздің Әлия-міз қайда жүр?

Но, Әлия-лар-ымыз.

2. Сабақты Әлия-сіз қалай өткіземіз?

3. Мен Әлия-мін, сен Әлия-сің, Сіз Әлия-сіз.

Сагадат Муканов

Данную книгу можно приобрести в г.Астане в следующих книжных магазинах:
«Абай», ул. Мамбетова, 30
«Алаш», ул. Сыганак, 18/3
«Эльдорадо», пр-т Абая, 45
«Атана-кітап», ул. Сейфуллина, 29
«Учебники», ул. Күйші Дина, 7

Принцип соголового сингармонизма начал действовать в ранний период развитий праслав языка. Суть состоит в том, что звуки в пределах одного слога должны были быть артикуляционно близки друг другу. За мягкими и полумягкими согл должны были слеовать гласн переднего ряда, за твердыми гласн непереднего ряда. Но нередко при образовании новых слов, в процессе склоения. спряжения твердые согл оказывались перед гласн переднего ряда или в сосесдвте с исконно мягкими (палатальным) й. Это противоречило принципу слоговорого сингармонизма. И лбо согл должен был стать мягким (палаталньым), либо гласный должен был перейти в непередний ряд. В праславянском языке позиция последующего звука была сильне, поэтому происхдила смягчение (палатализация) вперед стояищх согласных.

В любых условиях палатализации непереходному смягчению подвергались сорнорные согл р л н. Оказавшись перед гласными переднего ряда, они становились полумягкими гора-горе, мал-мали, звон-звенети. Под влинием последующего й р л н становились мягкими море конь.

Все прочие согласные, кроме заднеязычных перед гласн переднего ряда становились полумягкими, а перед й смягчаясь, меняли свою природу. Ловъ-ловити-ловля.

Задненебные только твердые были. По закону слогового синагрмонизма не могли употербляться в 1ом слоге рядом с гласным переднего ряда (е, и и др) Согл должен был присопособляться к месту произношения гласного, поэтому спинка языка продвигалась вперед. Мгкое небо притягивало согл при произношении. Смягчение согл в результате изменения артикуляции - палатализация.

Смягчение без изменения звука-неорганическое (н, нь, м, мь, з, зь). Смягчение с изменением звука организческое. При этом менялась артикуляция и природа звука. Заднеязычные г, к, х. меняли свою природу, т.е подвергались органическому смягчению. В истории слав языков 3 проесса такого смягчения-3 закона палатализации.

Первая палатализация.Действовал в праслав язке, до ЗОС-продлился до 10-11века. - переход к-ч, г-ж, х-ш перед гласными переднего ряда е, и, ь, ен (юс малый) (овьчя – овца, служьба – слуга)), пеку-печешь, око-очи, друг-дружить; Таким образом, в слав языках появилось чередование согл к ч, г ж, х ш.И под действие этого закона попали группы согл кт гт, под действим 1 ЗП эти группы изменились. Перед гласным переднего ряда в ССЯ-щ, в ДРЯ ч. пекти-пещи, печи, могу-мощи, мочи.

вторая палатализация. Происходила во время ЗОС (пралсав период-10-12в). Действовала тогда, когда дифтонги ой, ай, по ЗОС изменились в многофтонги е или и. в заивисомти от интонации. Из-за образования новых гласных - переход г-з, к-ц, х-с перед и, ять дифтонгического происхождения (пастуси – пастух, рози - рога, друг-друзья, гвоизда-гвезда-звезда, квоити-кветъ-цветъ, каина-цена);

третья палатализация. дйствовала 7-10 в. тогда, когда в праславянском стало вомзожно взаимодействие звуко, находившихся в соседних слогах. Был между слогами, потому что г, к, х имзенился после гласного переднего ряд. (прогрессивная; прошла непоследовательно и не во всех славянских диалектах) - переход г-з, к-ц, х-с после и, ь, ен (юс малый) перед гласными, кроме ъ ы. стига-стьза, ликон-лице. Ик, иц, ец, ьц суффиксы 3 палатализации. девица, синица, молодец, старьц, мышьца.

В результате 3 законов палатилазции образовались мягкие шипящих согл и мяг свистящие согл на мест г, к, х и групп согл вместе с ними. В совр РЯ чередования:

к ч ц. г ж з. Х ш с -исторические. друг-дружить-друзья. скакать-скачу. ухо-уши.

Большинство фонетических изменений в праславянском языке были вызваны действием двух законов: закона открытого слога (о нем было сказано и закона слогового сингармонизма .

Чтобы понять, что представляет собой второй закон, необходимо сделать теоретическое отступление.

Гласные делятся на звуки переднего, среднего и заднего ряда в зависимости от того, какая часть языка (передняя, средняя или задняя) приподнимается при их артикуляции (произнесении). Применительно к праславянскому и древнерусскому языку говорят о гласных переднего и непереднего ряда .

Закон слогового сингармонизма заключался в следующем: согласный и гласный в слоге стремились сблизиться по тембру, по зоне своей артикуляции (либо передняя, либо непередняя). Это значит, например, что перед гласными переднего ряда : [i] (и), [e] (є), [ę] (ѧ), [ĕ] (ь), [ě] (ѣ) – в слоге могли находиться только мягкие или полумягкие согласные . Почему? Дело в том, что мягкость согласных достигается с помощью дополнительного поднятия языка к твердому нёбу, т. е. их артикуляция «сдвинута» в переднюю зону ротовой полости. А твердые согласные сочетались с гласными непереднего ряда : [а], [о], [ы], [ǫ] (ѫ), [ŏ] (ъ), [u] (у). Здесь не требовалась дополнительная артикуляция в передней зоне.

Рассмотрим примеры.

В слове даръ было два слога: да-ръ . Первый состоял из твердого согласного и гласного непереднего ряда. То же наблюдалось и во втором слоге.

В слове дѣва (дева) два слога: дѣ-ва . Первый состоял из полумягкого согласного (нечто среднее между твердым и мягким; в абсолютно мягкий, как в современном русском языке, он превратился позже) и гласного переднего ряда. Второй слог – сочетание твердого согласного и гласного непереднего ряда.

В слове чаша два слога: ча-ша . В обоих слогах согласные были абсолютно мягкими, а звук [а] отличался от своего варианта в слове даръ тем, что произносился немного иначе, был «сдвинут» к переднему ряду под влиянием мягких согласных. Подобное изменение наблюдается и в современном русском языке: сравните звучание [а] в том же слове дар и, например, в первом слоге слова няня . Во втором случае оно, если можно так выразиться, более «мягкое», а язык чуть больше приподнимается вверх.

В результате действия закона слогового сингармонизма в праславянском языке звуки внутри слога преобразовывались: твердые согласные смягчались, если сочетались с гласными переднего ряда, а под влиянием мягких согласных гласные могли передвигаться из непереднего ряда в передний.

В древнерусском языке все шипящие согласные и [ц] всегда были мягкими.

Твердое нёбо по-латински – palatum , отсюда смягчение согласных называется в лингвистике палатализацией .

Пожалуй, один из самых известных и ярких результатов действия закона слогового сингармонизма – палатализация заднеязычных согласных [г], [к], [х]. В слогах с гласными переднего ряда их артикуляция настолько «сдвинулась вперед», что эти согласные не просто смягчились, а превратились в другие звуки. Это привело к появлению многочисленных чередований в русском языке.

Подробнее о палатализации заднеязычных будет рассказано в .

Литература:

Галинская Е. А. Историческая фонетика русского языка. – М., 2009.

Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. - М., 1963.

Розенталь Д. Э. Современный русский язык. – М., 2017.

Иллюстрация: В. М. Васнецов «Гусляры» (1899).

1.2.5. Фонетические процессы праславянского периода

Ключевые слова: палеославистика, древнерусский язык, языковая система, протославянский язык, фонетические процессы, праславянский период

Тенденция к восходящей звучности

На протяжении всей праславянской эпохи в языке происходит ряд изменений, весьма различных внешне, но имеющих в своей основе одну общую тенденцию, которую можно охарактеризовать как тенденцию к восходящей звучности - установление в пределах слога обязательного распределения звуков в соответствии с их акустико-артикуляционными характеристиками по принципу увеличения звучности каждого последующего звука.

Эта тенденция была отмечена еще Ф. Ф. Фортунатовым, который писал о стремлении языка в праславянскую эпоху «избегать ». Однако такое объяснение было неполным, односторонним, так как ничего не говорило о судьбе консонантных групп. Более широкую трактовку указанного явления дал Н. Ван Вейк, рассматривая его как тенденцию к построению слога по принципу восходящей звучности, то есть к установлению в слоге обязательного распределения звуков в соответствии с их акустико-артикуляционными характеристиками по принципу увеличения звучности каждого последующего звука: установление обязательного следования от более «слабого» к более «сильному».

Именно действием тенденции к восходящей звучности определяются такие фонетические процессы, как:

  • утрата конечных согласных;
  • упрощение консонантных групп;
  • переразложение слогов;
  • монофтонгизация дифтонгов и дифтонгических сочетаний;
  • судьба дифтонгических сочетаний с носовыми согласными;
  • изменение сочетаний гласных с плавными согласными

Звучность определяется целым рядом факторов: работа голосовых связок, степень напряженности артикуляционных органов, большая или меньшая плотность преграды при артикуляции согласных.

Остается необъясненной сама тенденция. Очевидным является то, что сложилась она не сразу. Возможно, что начинающая свое действие в языке тенденция к восходящей звучности определяла те или иные фонетические изменения, результаты которых, в свою очередь, укрепляли тенденцию, вызывая необходимость дальнейших изменений. Видимо, первоначальным импульсом действия тенденции явилось стремление языка максимально противопоставить гласные и согласные . Полная реализация этой тенденции, которая не была достигнута, должна была привести к тому, что все согласные оказались бы в интервокальном положении, а все гласные - в интерконсонантном (т.е. к структурам типа CVCV или VCVC). Тем не менее группы согласных сохранились, и в них складывается определенные иерархические отношения, которые проявляются в четких и строгих правилах сочетаемости в пределах одного слога.

Действие "тенденция к восходящей звучности" функционально было связано с другой фонетической тенденцией праславянского периода - тенденцией слогового сингармонизма; между ними существовало определенное типологическое сходство.

Правила сочетаемости согласных в пределах консонантных групп в праславянский период

В праславянский период в результате действия тенденции к восходящей звучности внутри консонантных групп складываются определенные иерархические отношения, регламентирующие возможный порядок следования согласных в зависимости от их качества - четкие и строгие правила сочетаемости согласных в пределах одного слога .

  1. Особенно важной была позиция начала слова ввиду ее стабильности, определяемой тем, что именно начало слова связано с корнем, с основным носителем лексического значения. В начале слова в праславянский период были возможны следующие сочетания согласных:
  • Таким образом, в начале слова складывается четкая регламентация сочетаемости согласных, не распространившаяся еще на другие позиции. В начале слова возникает определенный фонематический ритм в организации консонантной группы. В итоге устанавливается следующая последовательность согласных и слогообразующих в начале слова: фрикативный – смычный – сонорный (включая и ) – слогообразующий . Этот порядок следования становится моделью для структуры консонантных групп и слогообразующих в других частях слова.
  • В позиции конца слова происходит утрата конечных согласных.
  • В позиции середины слова в группах соласных происходят различные изменения, которые могли сопровождаться изменением слоговых границ, что позволяло звукам в пределах одного слога выстроится по принципу восходящей звучности.
  • Закон слогового сингармонизма

    Ряд фонетических процессов праславянской эпохи (согласных), а также некоторые процессы более раннего, протославянского периода (судьба лабиализованных гласных в сочетании c *j) являются результатом действия единой тенденции, получившей название тенденции к слоговому сингармонизму . Суть ее состоит в том, что звуки в пределах одного слога должны были быть артикуляционно близки друг другу. Слог стремился выстроиться по моделям: непалатальный согласный + гласный непереднего; палатальный согласный + гласный переднего ряда . Качество звуков в пределах одного слога в данном случае может быть охарактеризовано терминами.

    В силу этого в словах, противоречивших этой тенденции, происходили соответствующие изменения, направленные на локализацию слога в единой артикуляционной зоне:

    • передвижение вперед артикуляции гласного под влиянием палатальности согласного;
    • палатализация согласного под влиянием гласного переднего или [j].

    В противоположность более раннему, протославянскому периоду, характеризующемуся иной структурой слога, возникает активное взаимодействие между звуками в пределах одного слога, интенсивная и палатализация .

    Между двумя основными фонетическими тенденциями праславянской эпохи, определивших фонетическую систему диалекта, который лег в основу старославянского языка, а также формирование фонетических систем других славянских языков, - тенденцией к восходящей звучности и законом слогового сингармонизма - существует определенная связь.

    Типологическое сходство между двумя основными тенденциями праславянского периода

    Основными фонетическими тенденциями праславянского периода являются тенденция к восходящей звучности и закон слогового сингармонизма. Между ними обнаруживается определенное типологическое сходство:

    • Обе тенденции были направлены на превращение слога в единую целостную структуру, на автоматизацию и унификацию артикуляционной программы в пределах одного слога; тенденция к восходящей звучности вырабатывает строгий порядок следования сегментов в слоге. Тенденция к слоговому сингармонизму определяла единую зону артикуляции в пределах слога (переднюю - непереднюю).
    • Можно считать, что тенденция к восходящей звучности во многом обусловила действие тенденции к слоговому сингармонизму, так как именно она привела к объединению гласных и согласных в пределах слога в единую целостную структуру, что создало предпосылки к синтагматическому взаимодействию между ними, к максимальной их. В пользу данного утверждения говорит тот факт, что все изменения, связанные со слоговым сингармонизмом, происходят в пределах нового слога, уже выстроенного по принципу восходящей звучности. Воздействия через границы слогораздела практически нет. Исключением является третья палатализация задненебных согласных, но это явление достаточно позднее.

    Качественная дифференциация долгих и кратких гласных фонем

    В праславянском языке начинают постепенно утрачиваться количественные противопоставления в системе гласных, характерные для исходной вокалической системы. Это был длительный процесс, завершившийся уже в истории отдельных славянских языков.

    Исходные гласные Длительность Ст.-сл. гласные
    *a, *o [o]
    [a]
    *e
    [ê]
    *u [ъ]
    [y]
    *i [ь]
    [i]

    Таким образом, количественная противопоставленность гласных исходной фонетической системы в праславянском была утрачена. Однако поскольку праславянские гласные восходят к гласным, противопоставленным по длительности-краткости, можно предположить, что разные по происхождению гласные сохраняли количественные характеристики в фонетических системах и праславянского, и старославянского языка.

    Происхождение гласного [о]

    Вероятно, в праславянский период на месте индоевропейских кратких * - * был известен лишь один краткий гласный [о]: славянскому [о] соответствуют * - * в других:

    Происхождение гласного [a]

    Вероятно, в праславянский период на месте индоевропейских долгих * - * был известен лишь один долгий гласный [a]: славянскому [a] соответствуют * - * в других:

    Происхождение гласного [e]

    Индоевропейский краткий гласный в праславянский период не претерпевает качественных изменений:

    Происхождение гласного

    Судьба Индоевропейского долгого гласного после твердых и мягких согласных была различной. После твердых согласных он давал , а после мягких согласных он совпал с ["a]:

    Обычно разная судьба после твердых и мягких согласных объясняется диспалатализацией [’] , [’] . Ср.:

    Происхождение гласного [ъ]

    Индоеврпейскому * в соответствовал гласный [ъ]:

    В некоторых окончаниях славянский [ъ] происходит из *, развившегося из индоевропейского * в позиции конечного закрытого слога:

    Происхождение гласного [y]

    Индоеврпейскому * в праславянском языке соответствовал гласный [y], если он находился перед согласным и на конце слова:

    Происхождение гласного [ь]

    На месте исходной фонетической системы в праславянском имеем гласный [ь]:

    Происхождение гласного [i]

    Индоевропейский [i] в праславянском языке сохраняется без каких-либо качественных изменений:

    Переразложение слогов

    В праславянском яыке закономерность, согласно которой шумные не могли прикрывать слог, распространялась на слоги середины слова. Под влиянием тенденции к восходящей звучности в середине слова происходит переразложение слогов: шумные согласные, прикрывавшие слог, повсеместно отходят к следующему слогу, т.о. слоги становились открытыми:

    В результате согласные, ранее бывшие по разным слогам, теперь объединяются в пределах одного слога и стали образовывать фонетические сочетания, которые должны были строиться по правилам, регламентирующим построение консонантных групп. В подобных группах согласных происходят разные изменения, которые в целом могут быть охарактеризованы как упрощение консонантных групп.

    Упрощение консонантных групп

    Под влиянием действия тенденции к восходящей звучности в праславянский период складываются определенные правила, регламентирующие возможный порядок следования согласных звуков в пределах консонантных групп в середине слова. Группы согласных, не соответствовавшие этим правилам, подвергались упрощениям:

    • Консонантные группы, состоящие из взрывных согласных разного места образования , утрачивали первый согласный:

    • "смычный+фрикативный": упрощение группы шло в пользу спиранта:
    *ks > *kch >
    НО:

    *kst >

    • "взрывной+носовой": упрощение шло за счет первого звука

    • "носовой+носовой": утрачивался, как правило, первый согласный:
    • "губной+губной": упрощение осуществлялось за счет утраты второго согласного:
    • "*tl, *dl": судьба этих сочетаний в славянских языках была различной. Это свидетельствует о том, что процесс происходил позже других и в его результатах отразились диалектные различия:
    Южные и
    восточные языки
    Западные языки

    Монофтонгизация дифтонгов

    Дифтонги, унаследованные из протославянской эпохи, противоречили тенденции к восходящей звучности: в их составе более звучный элемент (слоговой гласный) предшествовал менее звучному неслоговому гласному. На праславянской почве они подверглись монофтонгизации, результат которой зависел от дифтонга в словоформе.

    Если дифтонг оказывался перед гласным , то дифтонг распадался на два элемента и неслоговой его компонент отходил к следующему слогу:

    В то же время перед согласным и в конце слова дифтонг сохранял свою целостность. Важным в данном случае является то, что на базе формирования новой структуры слога возникает предпосылка к более интенсивному взаимодействию звуков в пределах слога, их ассимиляции. Это еще более усугубляется функциональной слитностью дифтонга, что и привело в конечном счете к ассимилятивному слиянию его компонентов : неслоговой полугласный звук сливался воедино со слоговым гласным:

    Утрата дифтонгов привела к существенным изменениям в фонетической системе.

    Судьба дифтонгических сочетаний с носовыми гласными

    Судьба дифтонгических сочетаний с [n], унаследованных из протославянской эпохи, аналогична судьбе дифтонгов: они сохранились в положении перед гласными (пережив распадение на два элемента и перераспределение по слогам), но изменились перед согласными и в конце словоформы : они монофтонгизировались путем ассимилятивного слияния. При этом носовой элемент, ассимилируясь с гласным, сообщал последнему носовой призвук, в результате чего образовались долгие носовые гласные.

    В старославянскую эпоху нашли отражение 2 носовых гласных:

    В ряде случаев в позиции конца слова назализация не происходила; влияние позиции конца слова могло приводить к сужению гласного, изменению его ряда и, что препятствовало образованию носового гласного. В качестве примера можно привести образование окончаний 1-го лица ед. числа и 3-го лица мн. числа аориста:

    Изменение дифтонгических сочетаний с носовыми гласными оказало влияние на фонетическую систему (возникли новые чередования).

    Изменения в фонетической системе праславянского языка, обусловленные монофтонгизацией дифтонгов и дифтонгических сочетаний

    В результате монофтонгизации дифтонгов и аналогичным изменениям дифтонгических сочетаний в фонетической системе праславянского периода произошли следующие изменения:

    Изменение сочетаний гласных с плавными согласными

    Тенденции к восходящей звучности не соответствовали дифтонгические сочетания с плавными сонорными согласными [r] и [l]. Эти дифтонгические сочетания испытывали воздействие тенденции, однако ее реализации препятствовала гораздо меньшая способность к ассимиляции [r] и [l], по сравнению с носовыми согласными и и . Поэтому они еще сохранялись в период монофтонгизации дифтонгов, однако под влиянием всех предшествующих процессов позиция конца слова начинает восприниматься исключительно как позиция гласного (а не согласного или дифтонга). Внутри тенденции к восходящей звучности формируется закон открытых слогов, как бы доводящий тенденцию до ее полной реализации.

    В новых условиях сочетания с плавными осознаются уже как закрытые слоги с нисходящей звучностью, которые подлежат удалению как несоотвествующие основным системным фонетическим закономерностям. В этом смысле изменение сочетаний с плавными является вершиной реализации тенденции к восходящей звучности.

    Судьба дифтонгических сочетаний с плавными складывалась различно в зависимости от следующих факторов:

    • качество слогового гласного в сочетании;
    • позиция начала или середины слова;
    • качество звука, находившегося после сочетания (гласный или согласный).

    Если сочетание находилось в позиции перед гласным, то согласно общей тенденции к переразложению слогов происходило изменение границы слогораздела, и, как следствие, перераспределение гласных и согласных между слогами:

    После завершения изменений сочетаний с плавными принцип, возникший в рамках тенденции к восходящей звучности, оказался полностью реализованным: в языке не оказалось. С другой стороны, открытие слогов - результат полной реализации и завершения тенденции к восходящей звучности.

    Судьба дифтонгических сочетаний с плавными в середине слова между согласными

    Изменение дифтонгических сочетаний с плавными в середине слова между согласными (сочетания типа , где t - любой согласный) былo по-разному отраженo славянскими языками.


    Близость результатов изменения сочетаний типа *tort в восточных языках и западных языках лехитской группы можно объяснить определенным сближением между этими диалектами в определенный период.

    Результаты изменения дифтонгических сочетаний с плавными по типу *tort > trat принято называть неполногласием, а по типу *tort > torot - полногласием.

    По поводу объяснения механизма данных изменений в литературе существуют различные мнения.

    Развившиеся на месте дифтонгических сочетаний с плавными неполногласие совпали с исконными сочетаниями , которые находились между согласными в одной морфеме в словах типа .

    Чтобы различать эти сочетания, следует помнить о том, что исконные одинаково звучат во всех славянских языках; если же слово содержит неполногласие, развившееся в результате преобразования дифтонгического сочетания с плавным, то ему в других славянских языках будут соответствовать иные сочетания звуков (в частности, полногласие в восточных славянских языках).

    Объяснение механизма изменений дифтонгических сочетаний с плавными

    Некоторые исследователи (например, Р. Нахтигал) полагали, что в силу невозможности убедительно объяснить механизм изменения сочетаний типа *trt и др. следует фиксировать лишь начальный и конечный этапы развития. Ф. Ф. Фортунатов связывал историю этих дифтонгических сочетаний с тем, на каком элементе сочетания сосредотачивалась долгота слога. Он показал, что в языках южных славян, также у чехов и словаков долгота слога сосредотачивалась на гласном, потому происходили изменения типа *trt > *trt, а далее для ликвидации закрытости слога происходило перераспределение элементов дифтонгического сочетания между разными слогами: *trt > *t-rt. В этом случае возникала позиционная слоговость плавного *t--t, но она была неустойчивой в силу кратости , в результате происходила и удлинение гласного: *trt . В языках же восточных и северо-западных (лехитских) языков долгота было сосредоточена на втором элементе дифтонга - на плавном [r], [l] - и утрачивалась за счет развития вокалического элемента после плавного: *trt > *t-rt > *t--t > *tr o t. Этот гласный был подобен гласному, находящемуся перед плавным. Далее гласные количественно уравнивались *tor o t > tor o t. В лехитских же диалектах развитие нормального гласного после плавного было связано с редукцией и позднейшим исчезновением гласного перед плавным.

    Судьба сочетаний *r, *l в начале слова

    Судьба дифтонгических сочетаний *r, *l в начале слова перед согласными (в корне или приставке) отлична от судьбы этих сочетаний в середине слова.

    В положении перед гласными сочетания не подверглись изменению, так как плавный согласный отходил к началу следующего слога, и оба звука сохранялись в исходной последовательности:

    В положении же перед согласными под влиянием тенденции к восходящей звучности эти дифтонгические сочетания подверглись изменению:

    В немногих словах предков южных славян возник и другой результат: происходила метатеза без удлинения гласного: *rt > rt: в Супрасльской рукописи, отражающей черты говоров восточной Болгарии, наряду , находим:

    В языке предков болгар отразилась и еще одна тенденция – после плавного развивался [ъ]: *lt > lъt:

    Предполагается, что метатеза в начальных *rt, *lt произошла позже, чем аналогичные изменения сочетаний типа *trt.

    После завершения изменений сочетаний с плавными принцип в рамках сформировавшейся ранее тенденции к восходящей звучности оказался полностью реализованным: в языке не осталось.

    Сочетания плавных согласных с редуцированными гласными *, *

    Сочетания плавных согласных с редуцированными гласными в позиции между согласными *trt , *tlt , *trt , *tlt не соответствовали тенденции к восходящей звучности.

    В старославянском языке последовательность "плавный согласный + редуцированный гласный" обозначала звуки, разные и по своему качеству, и по происхождению:

    Различить эти написания помогают факты современного русского языка.

    Слоговость , развивается уже на славянской почве. Как известно, слоговые согласные исходной фонетической системы были утрачены в протославянский период. Можно предположить следующую схему развития слоговости плавными в, отражающую переход - в редуцированные сверхкраткие [ь], [ъ], а также их последующую ассимиляцию с плавными:

    Слоговые согласные развились в южных и и ряде западных славянских диалектах (чешского и словацкого ареала). В восточных и северо-западных диалектах завершающая стадия - развитие слоговости плавного сонорного согласного - не была, вероятно, достигнута, в результате чего достаточно рано восстановилось сочетание гласного с плавным, о чем свидетельствуют факты:

    Палатализация согласных

    Палатализация согласных перед *j

    Одно из проявлений тенденции к слоговому сингармонизму в заключалось в том, что консонантная группа в пределах слога стремилась к артикуляционной однородности, прежде всего связанной с зоной артикуляции. В связи с этим, если в составе консонатной группы был [j] (единственный палатальный согласный системы консонантизма протославянского периода), то вся консонантная группа подвергалась качественным изменениям. Процесс мог иметь только регрессивный характер, так как в исходной фонетической системе [j] (]) мог быть только в конце консонантной группы. [j] сообщал предшествующему согласному (или группе согласных) палатализованный характер, при этом сам исчезал, как бы растворялся в артикуляции предшествующего согласного. подвергались все согласные без исключения; зона их образования при этом смещалась в сторону среднего неба:



  • Губные согласные [m], [b], [p], [v] в позиции перед [j] развивали [l]-образный призвук, который затем превратился в согласный полного образования - .
  • Этот процесс отразился во всех славянских языках, если группа "губной + [j]" была внутри корня. На стыке корня и суффикса или флексии процесс происходил позднее, и его результаты были неодинаковыми в разных славянских языках: в ряде говоров здесь также развилось сочетание губного с, в других говорах (болгарском, македонском и западнославянских) [j] смягчил предшествующий согласный и ассимилировался с ним: ср. русск. земля , польск. ziemia , чешск. zeme , болгар. земя . Утрата неначального l-epenteticum явилось одним из позднейших изменений системы консонантизма старославянского языка, отраженным в ряде старославянских памятников.

    Изменение групп согласных перед [j]

    В случае, если перед [j] была группа задненебных и зубных согласных, она в целом имела тенденцию к палатализации. Проявлялось это по-разному в разных группах:


    Палатализация согласных перед гласными переднего ряда

    Палатализирующее воздействие гласных переднего на согласные было аналогичным воздействию [j], однако отличалось значительно меньшей интенсивностью, что, вероятно, связано с особенностями слоговой структуры праславянского периода, - установлением в пределах слога обязательного распределения звуков в соответствии с их акустико-артикуляционными характеристиками и, как следствие, - фонематической противопоставленностью гласных и согласных. Общая тенденция, обуславливаемая законом слогового сингармонизма, в данном случае была реализована только по отношению к задненебным согласным, которые были наиболее чувствительны к палатализационным процессам. Задненебные согласные в сочетании с гласными переднего ряда повсеместно подвергались палатализации. Что касается всех остальных согласных, то если палатализирующее воздействие гласных переднего ряда и имелось, - оно не привело к изменению их основной артикуляции. Большинство исследователей вслед за Н. Ван-Вейком считают, что в этой позиции происходило частичное смягчение согласных, в результате чего они становились полумягкими.

    задненебных была процессом, актуальным в течение длительного времени, в силу чего он прошел несколько стадий.

    Особая судьба была у групп согласных перед гласным ; они также подвергались определенным изменениям.

    Первая палатализация задненебных согласных

    Первая палатализация задненебных согласных - это процесс изменения твердых задненебных согласных [k], [g], в мягкие шипящие передненебные согласные , (через стадию ), в позиции перед древнейшими гласными переднего (до монофтонгизации дифтонгов), который явился результатом действия тенденции к слоговому сингармонизму:


    Образованные звуки , , по своему происхождению были позиционными вариантами заднеязычных (их появление было полностью обусловленной). Но со временем они стали самостоятельными фонемами. Обретение ими самостоятельного фонематического статуса еще в определялось особенностями фонетической системы того периода:

    Переход позиционных чередований задненебных и шипящих в морфологические, вероятно, окончательно завершился после падения редуцированных, когда шипящие оказались в позиции перед согласным: .

    Первая палатализация задненебных согласных обусловила появление в славянских языках чередования задненебных и шипящих согласных в тех случаях, когда в корне были представлены древнейшие чередования гласных, а также на конце морфем при словообразовании и словоизменении:

    Первая палатализация охватила все случаи положения [k], [g], перед гласными переднего недифтонгического происхождения – , , , . После монофтонгизации дифтонга задненебные согласные оказались в позиции перед гласными переднего ряда, но действие первой палатализации к этому времени уже закончилось, поэтому заднеязычные согласные подверглись иным изменениям.

    Переход * в ["а] в процессе палатализации задненебных согласных

    Смягчение задненебных согласных в ходе первой палатализации перед * привело к тому, что происходила диспалатализация и гласный изменял свое качество по и. Таким образом, вместо , который возникал в результате качественной дифференциации гласных на месте исходного *, в данном случае имеем [a]:

    Вторая палатализация задненебных согласных

    Вторая палатализация задненебных согласных - это процесс изменения твердых задненебных согласных [k], [g], в свистящие согласные [c], [z] (через стадию ), [s] перед гласными переднего дифтонгического происхождения. У была особая судьба - результатом его изменения мог быть и :



    Действие второй палатализации задненебных было обусловлено тем, что после монофтонгизации дифтонга *, начинавшегося на гласный непереднего, изменилась позиция для задненебных согласных: они вновь оказались перед гласными переднего ряда [i], . Поскольку действие тенденции к слоговому сингармонизму сохраняло актуальность, твердые задненебные должны были подвергнуться палатализации.

    Не имеет однозначного решения вопрос о степени смягченности звуков [c], [z], [s], , появившихся в результате второй палатализации, что отличает их от звуков, появившихся в процессе третьей палатализации. Можно думать, что в артикуляционном отношении результаты второй палатализации представляли ту степень смягчения, которую принято называть полумягкостью: , , , [ . ]

    Судьба в процессе второй и третьей палатализаций

    Результаты второй и третьей палатализации задненебных для оказались различны по диалектам: в южных и восточных диалектах мы находим , в западных - :

    Третья палатализация задненебных согласных

    Третья задненебных согласных - это процесс изменения твердых задненебных согласных [k], [g], в мягкие (палатализованные) свистящие согласные , , под воздействием предшествующих гласных переднего. Так же, как и в процессевторой палатализации результатом изменения мог быть и . Палатализация *g шла через стадию :

    Третья палатализация имеет особый характер, прогрессивный. В отличие от первой и второй палатализаций здесь процесс идет не под влиянием последующего гласного, а предыдущего. Поскольку в эту эпоху действовал закон, то мы имеем в данном случае межслоговое воздействие.

    • по мнению А. М. Селищева, некоторые глагольные формы переживают бóльшую степень редукции, чем формы имен;
    • значительной редукции подвергаются частицы;
    • наречия могли подвергаться сильной редукции в зависимости от частотности их употребления (при этом редуцироваться мог не только конец слова, но и все наречие в целом);
    • такие же изменения могли касаться имен счета и имен, употребляемых при обращении к кому-либо.

    Результаты ослабления (редукции) конца слова проявились в следующих фонетических явлениях:

    Утрата конечных согласных

    Утрата конечных согласных [t], [d], [s], [r], [n] - достаточно ранний процесс праславянской эпохи, вызванный действием тенденции к восходящей звучности. Он состоял в том, что группы согласных в конце слова начинают изменяться.


    В результате утраты согласных в конце слова появляется большое количество открытых слогов.

    Отвердение конечных согласных

    В связи с общей тенденцией к ослаблению конечного слога происходило отвердение согласных в его пределах. Этот процесс происходил в славянских языках в разное время. В качестве примера можно привести отвердение t" в окончании 3 л. ед. и множ. числа настоящего времени глаголов:

    В указанных глагольных формах фонетические явления позиции конца слова могли приводить к полной утрате конечного [t], что также в разных славянских языках происходило не одновременно. В среднеболгарскую эпоху, как об этом свидетельствуют памятники, чаще употреблялись формы без [t]; в современных болгарских говорах формы 3-го лица единственного числа не имеют [t]. Только говоры на западе Македонии до сих пор представляют форму 3-го лица единственного числа с [t].

    Качественные изменения конечных гласных

    В позиции конца слова происходило усиление лабиализации гласного среднего [*], что приводило к тому, что он становился гласным верхнего подъема . Гласный [*] переходил в в следующих конечных сочетаниях:

    Редукция конечных долгих гласных

    Долгие гласные, оканчивавшие слово, достаточно рано сократились в славянских языках:

    Чередование гласных

    В исходной индоевропейской фонетической системе гласные вступали в непозиционные качественные и количественные чередования (). унаследовал эту систему, но в результате качественной дифференциации гласных в праславянском языке появляются новые чередования, при этом качественно-количественные чередования исходной фонетической системы изменяются в качественные.

    В результате в сформировался новый (по сравнению с индоевропейской системой) ряд чередований, явившийся итогом длительного исторического развития:

    Морфемы с полным набором всех чередующихся монофтонгов – явление исключительно редкое. Обычно чередуются несколько монофтонгов:

    Чередующиеся гласные могли оказываться перед сонантами, и монофтонгизация дифтонгов и дифтонгических сочетаний произвела коренные изменения в ряду чередований, если сонорные находились перед согласными.

    Если сонорные находились перед гласными, ряд чередований мог выглядеть следующим образом:

    Однако известно, что в праславянский период самым существенным фактором, обусловившим глубокие преобразования в системе, явилась тенденция к построению слога по принципу восходящей звучности: перед согласными и в конце слова сочетания гласных с сонорными изменились в монофтонги или изменили свою структуру иным способом:

    Чередование согласных

    Если чередования гласных в корне возникли в индоевропейский период и, претерпев изменения, нашли отражение в старославянских памятниках, то чередования согласных возникли в процессе развития в результате действия закона слогового сингармонизма:


    «ЗАКОН СИНГАРМОНИЗМА

    В БАШКИРСКОМ И ТАТАРСКОМ ЯЗЫКАХ»

    Башкирскому языку, как и многим тюркским языкам, присущ закон сингармонизма. Сингармонизм – фонетическое явление, характеризующееся тем, что гласный первого слога определяет характер гласных последующих слогов. В соответствии с этим законом сингармонизма башкирские гласные делятся на две группы. Гласные а, о, у, ы являются гласными заднего ряда. В башкирском языке эти гласные обозначаются термином « ҡалын », что дословно обозначает «толстый». Гласные ө, ә, ү, э(е), и относятся к гласным переднего ряда (по-башкирски «н әҙек » - тонкий). Почти все гласные (кроме и ) имеют сингармонические параллели: а- ә, о-ө, у-ү, ы – э(е). .

    В слове гласные звуки бывают только одного ряда: или переднего, или заднего. Характер гласного в корне сохраняется и в последующих слогах при добавлении к слову других аффиксов.

    Практически все аффиксы и частицы имеют два варианта: твердый и мягкий. Если в корне слова только твёрдые гласные, то прибавляются аффиксы и частицы с твёрдой гласной. Если в слове только мяг кие гласные, то прибавляются аффиксы и частицы только мягкой гласной. Например:

    бала – балалар – балаларға

    әсәй – әсәйем – әсәйемдең

    В сложных словах, состоящих из двух или более корней, твердость/ мягкость аффиксов зависит от характера гласного последнего корня.

    Ағиҙелдең һыуы йомшаҡ. – Вода Агидели мягкая.

    Ағиҙел = Аҡ (белая) + иҙел (река)

    Билбауымды бир әле. – Дай-ка мой пояс.

    Билбау = бил (талия) + бау (веревка)

    В башкирском языке есть и губной сингармонизм. После губных гласных корня о,ө в падежных аффиксах (в притяжательном и винительном падежах) должны следовать о или ө :

    г ө л – г ө лд ө ң,

    т о рм о ш – т о рм о шт о ң

    Если за губным слогом с о, ө имеются слоги с у, ү, то в таких случаях гармония прекращается:

    өс әү – өсә ү ҙе

    көл үө – көлөү е

    Некоторые языковеды считают, что на татарском языке нет губной гармонии. Чтобы выяснить это я изучила разговорную речь татар нашего города. На татарском языке губной сингармонизм сохраняется только в устной речи. Стоящие в первом слоге губные гласные о огубляют стоящие во втором (и частично в третьем) слоге гласные ы , е . Все эти звуки произносятся кратко:

    сол ы [сол о ] - овес

    кор ы [къор о ] - сухо, сухой

    сөлг е ө лг ө ] - полотенце

    төнг е ө ңг ө ] - ночной

    На письме данный вид гармонии не отображается .

    В башкирском языке существует и приспособление согласных к ряду гласных. В зависимости от сочетания с гласными заднего или переднего ряда каждый согласный звук имеет твердое или мягкое произношение. В словах с гласными заднего ряда (ҡалын) согласные произносятся твердо, в словах с гласными переднего ряда (нәҙек) – мягко :

    ҡул (рука) – күл (озеро)

    тоҙ (соль) – төҙ (прямо)

    там (капай) – тәм (вкус )

    Некоторые слова,заимственные с русского языка тоже подчиняются закону сингармонизма :

    капуста – кәбеҫтә

    дуга – дуға

    бревно –бүрәнә

    Исключением из закона сингармонизма являются лишь сложные слова самого башкирского языка или заимствованные из арабского, персидского, русского, западноевропейских и других языков. Например:; билбау - пояс; Г ө лна ҙ - букв. цветок+ласка; китап – книга ; диктант, академия , математика, физика и т.д.

    Таким образом, и на башкирском, и на татарском языках есть закон сингармонизма. Оба языка имеют свои особенности. Это особенно заметно в орфографии этих языков. Зная закон сингармонизма ученики, которые изучают башкирский государственный и татарский языки, смогут легче усвоить орфографию этих языков.