Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. То есть это нарушение взаимосвязей человека со средой, которое характеризуется неосуществимостью им своей положительной социальной роли в определенных социальных условиях, соответственной его потенциалу.

Социальная дезадаптация характеризуется несколькими уровнями, которые отражают ее глубину: латентное проявление явлений дезадаптации, дезадаптивные «пертурбации», разрушение ранее сформированных приспособительных механизмов и связей, закрепившаяся дезадаптация.

Социально-психологическая дезадаптация

Адаптация дословно означает приспособление. Это одно из самых значимых понятий в биологии. Широко используется в концепциях, трактующих отношения индивидов с его окружением в качестве процессов гомеостатического уравновешивания. Она рассматривается с точки зрения двух ее направленностей: адаптация индивида к внешней новой среде и приспособление как формирование на этом базисе новых качеств личности.

Выделяют две степени адаптированности субъекта: дезадаптация или глубокая адаптированность.

Социально-психологическая адаптация заключается во взаимодействии социальной среды и личности, приводящее к идеальному соотношению ценностей и целей группы в общем и личности в частности. В ходе такой адаптации осуществляются потребности и стремления, интересы личности, обнаруживается и формируется ее индивидуальность, индивид входит в социально-новое окружение. Итогом такой адаптации является образование профессиональных и социальных качеств коммуникаций, деятельности и поведенческих реакций, принятых в определенном обществе.

Если рассматривать приспособительные процессы субъекта с позиции социально-психологического процесса включаемости в деятельность, то в качестве главных моментов деятельности следует выделить фиксацию интереса к ней, налаживание контактов с индивидами, которые окружают, удовлетворенность такими отношениями, включение в социальную жизнь.

Понятие социальная дезадаптация личности обозначает срыв процессов взаимодействия субъекта с окружающей средой, которые направлены на поддержание баланса внутри организма, между организмом и окружающей средой. Данный термин появился сравнительно недавно в психологии и психиатрии. Применение понятия «дезадаптация» достаточно противоречиво и неоднозначно, что можно проследить, главным образом, в оценивании места и роли дезадаптационных состояний относительно таких категорий как «норма» или «патология», так как параметры «нормы» и «патологии» в психологии пока еще мало разработаны.

Социальная дезадаптация личности – это явление достаточно разностороннее, в основе которого лежат определенные факторы социальной дезадаптации, затрудняющие социальное приспособление индивида.

Факторы социальной дезадаптации:

  • относительная культурно-социальная депривация (лишение необходимых благ или жизненных потребностей);
  • психолого-педагогическая запущенность;
  • гиперстимуляция новыми (по содержанию) общественными стимулами;
  • недостаточная подготовленность к процессам саморегуляции;
  • потеря уже сформировавшихся форм наставничества;
  • утрата привычного коллектива;
  • низкая степень психологической готовности к овладению профессии;
  • ломка динамичных стереотипов;
  • когнитивный диссонанс, который был вызван вследствие несовпадения суждений о жизни и положении в реальности;
  • акцентуации характера;
  • психопатическое формирование личности.

Таким образом, говоря о проблемах социально-психологической дезадаптации, подразумевается изменение внутренних и внешних обстоятельств социализации. Т.е. социальная дезадаптация личности – это сравнительно кратковременное ситуативное состояние, которое является следствием влияния новых, непривычных раздражающих факторов изменившейся среды и сигнализирует о нарушении баланса между требованиями среды и психической деятельностью. Ее можно определить в качестве затруднения, осложненного какими-либо приспособительными факторами к трансформирующимся условиям, которое выражается в неадекватных реакциях и поведении субъекта. Она является важнейшим процессом социализации индивида.

Причины социальной дезадаптации

Социальная дезадаптация личности не является врожденным процессом и никогда не возникает спонтанно или неожиданно. Ее образованию предшествует целый поэтапный комплекс отрицательных новообразований личности. Также различают 5 значимых причин, влияющих на возникновение дезадаптационного нарушения. К таким причинам относят: социальные, биологические, психологические, возрастные, социально-экономические.

Сегодня большинство ученых считают первоисточником отклонений в поведении социальные причины. Вследствие неправильного семейного воспитания, нарушения межличностного общения происходит так называемая деформация процессов накапливания общественного опыта. Данная деформация чаще происходит в подростковом и детском возрастах по причине ошибочного воспитания, плохих взаимоотношений с родителями, отсутствия взаимопонимания, травмы психики в детском возрасте.

К биологическим причинам относят врожденную патологию или травму головного мозга, что воздействует на эмоционально-волевую сферу детей. Дети с патологией или перенесенной травмой характеризуются повышенной утомляемостью, затруднением коммуникативных процессов, раздражительностью, неспособностью к длительным и регулярным нагрузкам, неспособностью проявлять волевые усилия. Если такой ребенок растет в неблагополучной семье, то это только усиливает тенденции к девиантному поведению.

Психологические причины возникновения обуславливаются особенностью нервной системы, акцентуациями характера, которые при неблагоприятных обстоятельствах воспитания образуют аномальные черты характера и патологии в поведении (импульсивность, высокая возбудимость, неуравновешенность, безудержность, чрезмерная активность и др.)

Возрастные причины – это характерные возрасту подростка лабильность и возбудимость, ускоряющие образование явлений гедонизма, стремление к праздности и беспечности.

К социально-экономическим причинам относят чрезмерную коммерциализацию общества, небольшой доход семьи, криминализацию социума.

Социальная дезадаптация детей

Значимость проблем социальной дезадаптации детей определяется сложившейся ситуацией в социуме. Современную ситуацию, которая сложилась в обществе, следует рассматривать как критическую. Последние исследования показывают резкий рост среди детей таких негативных проявлений, как педагогическая запущенность, отсутствие желания обучаться, задержка психического развития, быстрая утомляемость, плохое настроение, истощение, чрезмерная активность и подвижность, отсутствие целенаправленности в умственной деятельности, проблемы с концентрацией внимания, ранняя наркотизация и алкоголизация.

Очевидно, что на образование перечисленных проявлений непосредственно воздействуют биологические и социальные обстоятельства, тесно взаимосвязанные и обусловленные, в первую очередь, трансформирующимися условиями жизнедеятельности детей и взрослых.

Проблемы социума непосредственно отображаются на семье в целом и детях в частности. Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод, что сегодня 10% детей характеризуются различными отклонениями в развитии. Большинство детей от младенчества и до подросткового возраста имеют какую-либо болезнь.

На социальную адаптацию взрослого молодого человека воздействуют условия его формирования в детском и подростковом возрастах, его социализация в социальной детской среде. Поэтому и возникает существенная проблема социальной и школьной дезадаптации ребенка. Главной ее задачей является предотвращение – профилактика, и коррекция, т.е. методы, направленные на исправление.

Дезадаптированный ребенок – это ребенок, который отличается от своих сверстников по причинам проблем с адаптацией в жизненной среде, отразившихся на его развитии, процессах социализации, способности находить решения естественным для его возраста задачам.

В принципе большинство детей довольно быстро и легко, без особых трудностей, преодолевают состояния дезадаптации, с которыми они встречаются в процессе жизнедеятельности.

Основными причинами нарушения в социальной адаптации детей, их конфликтности могут быть особенности личности или психики, такие как:

  • остутсвие элементарных коммуникационных навыков;
  • неадекватность в оценивании себя в процессах общения;
  • завышенные требования к людям, которые их окружают. Это проявляется особенно остро в тех случаях, когда ребенок интеллектуально развит и характеризуется умственным развитием выше среднего в группе;
  • эмоциональная нестабильность;
  • преобладание установок, которые препятствуют коммуникативным процессам. Например, унижение собеседника, проявление своего превосходства, что превращает общение в соревновательный процесс;
  • боязнь общения и тревожные состояния;
  • замкнутость.

В зависимости от причин возникновения нарушений в социальной дезадаптации ребенок может или пассивно подчиняться выталкиванию сверстниками из своего круга, или сам уходить озлобленным и с желанием отомстить коллективу.

Отсутствие коммуникационных навыков является довольно значимой преградой для межличностного общения детей. Навыки можно развить при помощи поведенческих тренингов.

Социальная дезадаптация часто может проявляться в агрессии ребенка. Признаки социальной дезадаптации: заниженная самооценка наряду с завышенными требованиями к сверстникам и взрослым, отсутствие желания общаться и боязнь общения, неуравновешенность, проявляющаяся в резкой смене настроения, демонстрации эмоций «на людях», замкнутость.

Дезадаптация довольно опасна для детей, так как она может привести к следующим негативным последствиям: личностным деформациям, задержке физического и психического развития, возможным дисфункциям мозга, типичным расстройствам нервной системы (подавленности, заторможенности или возбудимости, агрессивности), одиночеству либо самоотчуждению, проблемам во взаимоотношениях со сверстниками и другими людьми, к подавлению инстинкта самосохранения, .

Социальная дезадаптация подростков

Процесс социализации – это в введение ребенка в социум. Данный процесс характеризуется сложностью, многофакторностью, разнонаправленностью и слабым прогнозированием в конечном итоге. Процесс социализации может длиться всю жизнь. Не стоит отрицать также воздействие врожденных качеств организма на личностные свойства. Ведь происходит становление личности только по мере включения человека в окружающий социум.

Одни из обязательных условий для формирования личности является взаимодействие с другими субъектами, передающими накопленные знания и жизненный опыт. Это свершается не посредством простого овладения общественными отношениями, а как результат сложного взаимодействия социальных (внешних) и психофизических (внутренних) задатков развития. И представляет собой сплоченность социально-типических черт и индивидуально-значимых качеств. Из этого следует, что личность социально обусловлена, развивается только в процессе жизнедеятельности, в смене детского отношения к окружающей реальности. Отсюда можно сделать вывод, что степень социализации индивида обуславливается множеством компонентов, которые в соединении складывают общую структуру влияния социума на отдельно взятого индивида. А наличие определенных дефектов в каждом из таких компонентов ведет к образованию в личности социальных и психологических качеств, которые способны привести личность в конкретных обстоятельствах к конфликтным ситуациям с социумом.

Под воздействием социально-психологических условий внешней среды и при присутствии внутренних факторов у ребенка появляется дезадаптация, проявляющаяся в виде анормального — девиантного поведения. Социальная дезадаптация подростков зарождается при нарушениях нормальной социализации и характеризуется деформацией референтных и ценностных ориентаций подростков, снижением значимости референтного характера и отчуждением, в первую очередь, от воздействия педагогов в школе.

В зависимости от степени отчужденности и глубины образовавшихся деформаций ценностных и референтных ориентаций различают две фазы социальной дезадаптации. Первая фаза заключается в педагогической запущенности и характеризуется отчуждением от школы и потерей референтной значимости в школе при сохранении достаточно высокой референтности в семье. Вторая фаза более опасная и характеризуется отчуждением и от школы, и от семьи. Теряется связь с главными институтами социализации. Происходит усвоение искаженных ценностно-нормативных представлений и появляется первый криминальный опыт в юношеских группировках. Результатом этого будет не только отставание в учебе, плохая успеваемость, но и возрастающий психологический дискомфорт, которые испытывают подростки в школе. Это толкает подростков на поиск новой, нешкольной среды общения, другого референтного коллектива сверстников, который впоследствии начинает играть ведущую роль в процессе социализации подростков.

Факторы социальной дезадаптации подростков: вытеснение из ситуации роста и развития личности, пренебрежение личностным стремлением к самореализации, самоутверждению общественно приемлемым способом. Последствием дезадаптации будет являться психологическая изоляция в коммуникативной сфере с потерей ощущения принадлежности к свойственной ей культуре, переходом на установки и ценности, доминирующие в микросреде.

Неудовлетворенные потребности могут привести к повышенной социальной активности. А она, в свою очередь, может вылиться в социальном творчестве и это будет позитивным отклонением, или проявится в антиобщественной деятельности. Если она не найдет выхода, то может устремиться на поиски выхода в пристрастии к спиртным напиткам или наркотикам. В самом неблагоприятном развитии – суицидальная попытка.

Сложившаяся социальная, экономическая нестабильность, критическое состояние систем здравоохранения и образования не только не способствует комфортной социализации личности, но и усугубляет процессы дезадаптации подростков, связанные с проблемами в семейном воспитании, которые ведут к еще большим аномалиям в поведенческих реакциях подростков. Поэтому все больше процесс социализации подростков приобретает негативный характер. Усугубляется ситуация духовным прессингом криминального мира и их ценностей, а не гражданских институтов. Разрушение основных институтов социализации приводит к росту преступности среди несовершеннолетних подростков.

Также на резкий рост количества дезадаптированных подростков влияют следующие социальные противоречия: безразличие в средней школе к курению, отсутствие действенного метода борьбы с прогулами, которые сегодня практически стали нормой школьного поведения наряду с длящимся сокращением воспитательной и профилактической работы в государственных организациях и учреждениях, которые занимаются досугом и воспитанием детей; пополнение несовершеннолетних группировок преступников за счет подростков, которые бросили школу и отстают в учебе наряду со снижением социальных взаимосвязей семьи с педагогами. Это облегчает установление контактов подростков с преступными группировками несовершеннолетних, где свободно развивается и приветствуется противоправное и ; кризисные явления в социуме, которые способствуют росту аномалий в социализации подростков наряду с послаблением воспитательного влияния на подростков общественных коллективов, которые должны осуществлять воспитание и общественный контроль за действиями несовершеннолетних.

Следовательно, рост дезадаптации, девиантных поступков, подростковой преступности — это результат глобального социального отчуждения детей и молодежи от общества. А это является следствием нарушения непосредственно процессов социализации, которые стали носить неуправляемый характер, стихийную направленность.

Признаки социальной дезадаптации подростков, связанные с таким институтом социализации как школа :

Первым признаком является неуспеваемость по школьной программе, которая включает в себя: хроническую неуспеваемость, второгодничество, недостаточность и отрывочность усвоенной общеобразовательной информации, т.е. отсутствие системы знаний и навыков в учебе.

Следующий признак – это систематические нарушения эмоционально окрашенного личностного отношения к обучению в целом и некоторым предметам в частности, к педагогам, жизненным перспективам, связанным с обучением. Поведение может быть равнодушно-безучастным, пассивно-негативным, демонстративно-пренебрежительным и др.

Третий признак – регулярно повторяющиеся аномалии поведения в процессе школьного обучения и в школьной среде. Например, пассивно-отказное поведение, неконтактность, полный отказ от школы, устойчивое поведение с нарушением дисциплины, характеризующееся оппозиционно-вызывающими действиями и включающее в себя активное и демонстративное противопоставление своей личности другим ученикам, учителям, пренебрежение к принятым в школе правилам, вандализм в школе.

Коррекция социальной дезадаптации

В детском возрасте основными направленностями коррекции социальной дезадаптации личности должны быть: развитие коммуникационных навыков, гармонизация межличностного общения в семье и в коллективах сверстников, корректировка некоторых свойств личности, препятствующих общению или трансформация проявлений свойств таким образом, чтобы в дальнейшем они не могли негативно воздействовать на коммуникационную сферу, корректировка самооценки детей для приближения ее к нормальной.

В настоящее время особой популярностью в коррекции социальной дезадаптации пользуются тренинги: психотехнические игры, направленные на развитие различных функций психики, которые связаны с трансформациями в сознании, и ролевой социально-психологический тренинг.

Данный тренинг направлен на разрешение внутренних противоречий субъекта в условиях отработки определенных навыков выполнения конкретных социальных функций (формирование и закрепление нужных социальных и культурных норм). Тренинг проходит в виде игры.

Основные функции тренинга:

  • обучающая, заключающаяся в развитии навыков и умений необходимых для обучения, таких как: внимание, память, воспроизведение полученной информации, навыки владения иностранной речью;
  • развлекательная, служит для создания более благоприятной атмосферы на тренинге, которая трансформирует обучение в увлекательное и занимательное приключение;
  • коммуникативная, заключающаяся в установлении эмоциональных контактов;
  • релаксационная – направлена на снятие эмоциональных напряжений;
  • психотехническая, характеризуется формированием навыков для подготовки своего собственного физиологического состояния с целью получения большего объема информации;
  • профилактическая, направленная на предотвращение нежелательного поведения;
  • развивающая, характеризующаяся развитием личности с разных сторон, развитием черт характера посредством проигрывания всяческих возможных ситуаций.

Социально-психологический тренинг заключается в специфическом психологическом воздействии, которое основано на активных способах работы в группах. Он характеризуется интенсивностью подготовки индивида к более полноценной и активной жизни. Сутью тренинга является специально организованное обучение с целью самосовершенствования личности индивида. Он направлен на решение таких задач, как: освоение социально-педагогических познаний, формирование способностей познания себя и других, приумножение представлений о своей значимости, формирование разнообразных способностей, умений, навыков.

Тренинг – это целый комплекс последовательных занятий с одной группой. Задачи и упражнения подбираются для каждой группы индивидуально.

Профилактика социальной дезадаптации

Профилактика – это целая система социально, экономически, гигиенически направленных мер, которые проводятся на государственном уровне, отдельными индивидами и общественными организациями для обеспечения более высокой степени здоровья населения и предотвращения заболеваний.

Профилактика социальной дезадаптации – это научно обусловленные и своевременные действия, которые направлены на предупреждение потенциальных физических, социокультурных, психологических столкновений у отдельных субъектов, принадлежащих группе рисков, сохранение и предохранение здоровья людей, поддержку в достижении целей, раскрытие внутреннего потенциала.

Концепция профилактики заключается в том, чтобы избежать определенных проблем. Для решения данной задачи следует устранить уже существующие причины риска и увеличить защитные механизмы. Существует два подхода в профилактике: один направлен на индивида, другой – на структуру. Для того чтобы эти два подхода были максимально эффективными следует использовать их в комплексе. Все профилактические меры должны быть направлены на население в целом, на определенные группы и на отдельных индивидов, находящихся в опасности.

Существует первичная, вторичная и третичная профилактика. Первичная – характеризуется направленностью на предотвращение возникновения проблемных ситуаций, на ликвидацию негативных факторов и неблагоприятных условий, которые вызывают определенные явления, а также на увеличение устойчивости индивида к воздействию таких факторов. Вторичная – призвана распознавать ранние проявления дезадаптивного поведения индивидов (существуют определенные критерии социальной дезадаптации, способствующие раннему выявлению), его симптомов и уменьшать их действия. Такие профилактические мероприятия принимаются по отношению к детям из групп рисков прямо перед появлением проблем. Третичная – заключается в проведении мероприятий на стадии уже появившейся болезни. Т.е. данные меры принимаются для ликвидации уже возникшей проблемы, однако наряду с этим, они также направлены и на предупреждение возникновения новых.

В зависимости от того, какими причинами была вызвана дезадаптация, различают следующие типы профилактических мер: нейтрализующие и компенсирующие, мероприятия, направленные на предотвращение появления ситуаций, способствующих возникновению дезадаптации; ликвидации таких ситуаций, контроль проводимых профилактических мероприятий и его результатов.

Эффективность профилактической работы с дезадаптированными субъектами в большинстве случаев имеет зависимость от наличия развитой и комплексной инфраструктуры, которая включает в себя такие элементы: квалифицированные специалисты, финансовая и организационная поддержка со стороны контролирующих и государственных органов, взаимосвязь с научными подразделениями, специально созданное социальное пространство с целью решения дезадаптивных проблем, в котором должны развиваться свои традиции, способы работы с дезадаптированными людьми.

Основной целью социальной профилактической работы должна служить психологическая адаптация и ее конечный исход – успешное вхождение в социальный коллектив, возникновение ощущения уверенности во взаимоотношениях с членами коллективной группы и удовлетворенность собственным положением в такой системе отношений. Таким образом, любая профилактическая деятельность должна быть целеустремленна на личность как субъекта социальной адаптации и заключаться в увеличении его адаптивного потенциала, на среду и на условия наилучшего взаимодействия.

Проблема дезадаптации состоит в том, что невозможность приспособления к новой ситуации не только ухудшает социальное и психическое развитие человека, но и приводит к рекурсивной патологии. Это значит, что дезадаптированная личность при игнорировании данного психического состояния будет не способна проявить активность в любом обществе в будущем.

Терминология

Дезадаптация - это психическое состояние человека (чаще - ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления.

Выделяют три вида:

  • Патогенная дезадаптация - это состояние, возникающее в результате нарушения работы психики человека, при нервно-психических заболеваниях и отклонениях. Такая дезадаптация лечится в зависимости от возможности излечения болезни-причины.
  • Психосоциальная дезадаптация - это невозможность приспособиться к новой обстановке вследствие индивидуальных социальных особенностей, половозрастных изменений, становления личности. Этот вид дезадаптации обычно временный, однако в отдельных случаях проблема может ухудшиться, и тогда психосоциальная дезадаптация перерастет в патогенную.
  • Социальная дезадаптация - это явление, характеризующееся асоциальным поведением и нарушением процесса социализации. К ней также относится учебная дезадаптация. Границы между социальной и психосоциальной дезадаптацией весьма размыты и заключаются в особенности проявления каждой из них.

Дезадаптация школьников как вид социальной неприспособленности к обстановке

Останавливаясь на социальной дезадаптации, стоит упомянуть, что особенно остро эта проблема проявляется в ранние школьные годы. В связи с этим появляется еще один термин, такой как «школьная дезадаптация». Это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособен как к построению отношений «личность-социум», так и к учебе в принципе.

Психологи по-разному трактуют такую ситуацию: как подвид социальной дезадаптации или как самостоятельное явление, в котором социальная дезадаптация - лишь причина школьной. Однако, исключая эту взаимосвязь, можно выделить еще три основные причины, из-за которых ребенок будет чувствовать себя в учебном заведении некомфортно:

  • недостаточная дошкольная подготовка;
  • отсутствие навыков поведенческого контроля у ребенка;
  • неприспособленность к темпу обучения в школе.

Все три из них сводятся к тому, что школьная дезадаптация - распространенное явление среди первоклассников, однако иногда она проявляется и у детей постарше, например, в подростковом возрасте вследствие перестройки личности или же просто при переходе в новое учебное заведение. В таком случае дезадаптация из социальной перерастает в психосоциальную.

Последствия школьной дезадаптации

Среди проявлений школьной дезадаптации выделяют следующие:

  • комплексная неуспеваемость по предметам;
  • прогуливание занятий по неуважительным причинам;
  • пренебрежение нормами и школьными правилами;
  • неуважение к одноклассникам и преподавателям, конфликты;
  • замкнутость, нежелание идти на контакт.

Психосоциальная дезадаптация - проблема интернет-поколения

Рассмотрим школьную дезадаптацию с точки зрения школьного возрастного периода, а не учебного в принципе. Данная дезадаптация проявляется в виде конфликтов со сверстниками и учителями, иногда - аморального поведения, нарушающего нормы правил поведения в учебном заведении или в обществе в целом.

Чуть более полувека назад среди причин, вызывающих данный вид неприспособленности, не было такой, как Интернет. Сейчас же именно он - основная причина.

Хиккикомори (хикки, хикковать, от японск. «отрываться, быть заточенным») - современный термин для описания расстройства социальной адаптации у молодых людей. Трактуется как полное избегание любых контактов с обществом.

В Японии определение «хиккикомори» - болезнь, но в то же время в социальных кругах это может использоваться даже как оскорбление. Кратко можно обозначить, что быть «хиккой» - плохо. Но так дела обстоят на Востоке. В странах же постсоветского пространства (включая Россию, Украину, Беларусь, Латвию и др.) с распространением явления социальных сетей образ хиккикомори был возведен в культ. Сюда же относится популяризация мнимой мизантропии и/или нигилизма.

Это привело к повышению уровня психосоциальной дезадаптации среди подростков. Интернет-поколение, переживая пубертатный период , беря за пример «хикковство» и подражая ему, рискует на самом деле подорвать психическое здоровье и начать проявлять патогенную дезадаптацию. В этом суть проблемы открытого доступа к информации. Задача родителей - с раннего возраста научить ребенка фильтровать получаемые знания и отделять полезное и вредного, чтобы не допустить излишнего влияния со стороны последнего.

Факторы психосоциальной дезадаптации

Интернет-фактор хоть и считается основой психосоциальной дезадаптации в современном мире, но не является единственным.

Остальные причины дезадаптации:

  • Эмоциональные нарушения у школьников подросткового возраста. Это личностная проблема, проявляющаяся в агрессивном поведении, или, напротив, в депрессии, вялости и апатии. Кратко такую ситуацию можно описать выражением «из крайности в крайность».
  • Нарушение эмоциональной саморегуляции. Это значит, что подросток часто не в состоянии себя контролировать, что приводит к многочисленным конфликтам и столкновениям. Следующий шаг после этого - дезадаптация подростков.
  • Отсутствие взаимопонимания в семье. Постоянное напряжение в семейном кругу воздействует на подростка не лучшим образом, и кроме того, что данная причина вызывает две предыдущие, семейные конфликты - не лучший пример для ребенка, как вести себя в обществе.

Последний фактор затрагивает извечную проблему «отцы-дети»; это в очередной раз доказывает, что за предотвращение проблем социальной и психосоциальной адаптации ответственны родители.

Классификация. Подвиды психосоциальной дезадаптации

В зависимости от причин и факторов условно можно составить следующую классификацию психосоциальной дезадаптации:

  • Социально-бытовая. Человека могут не устраивать новые условия быта.
  • Правовая. Человека не устраивает его место в социальной иерархии и/или в обществе вообще.
  • Ситуационно-ролевая. Кратковременная дезадаптация, связанная с неподходящей социальной ролью в определенной ситуации.
  • Социокультурная. Неспособность принять менталитет и культуру окружающего социума. Чаще проявляется при переезде в другой город/страну.

Социально-психологическая дезадаптация, или неприспособленность в личных отношениях

Дезадаптация в паре - очень интересное и малоизученное понятие. Малоизученное в смысле как раз классификации, поскольку проблемы дезадаптации зачастую волнуют родителей по отношению к их детям и практически всегда игнорируются по отношению к ним самим.

Тем не менее, хотя и редко, данная ситуация может возникнуть, ведь за это в ответе дезадаптация личности - обобщенный термин нарушений приспособленности, как нельзя лучше подходящий для использования здесь.

Дисгармония в паре - одна из причин расставаний и разводов. К ней относятся несовместимость характеров и взглядов на жизнь, отсутствие взаимных чувств, уважения и понимания. Вследствие этого появляются конфликты, эгоистичное отношение, жестокость, грубость. Отношения становятся «больными», особенно если из-за привычки никто из пары не собирается отступать.

Психологи также заметили, что в многодетных семьях такая дезадаптация проявляется редко, зато ее случаи учащаются, если пара живет вместе с родителями или другими родственниками.

Патогенная дезадаптация: когда болезнь мешает приспособиться в обществе

Этот вид, как уже было указано выше, возникает при нервных и психических расстройствах. Проявление дезадаптации из-за болезни порой становится хроническим, поддающимся лишь временному купированию.

Так, например, олигофрения отличается отсутствием психопатических наклонностей и расположений к преступлениям, однако умственная отсталость такого больного, несомненно, мешает его социальной приспособленности. Именно поэтому данная категория детей вынесена психологами в отдельную программу, по которой должна производиться профилактика дезадаптации:

  • Диагностика болезни до ее полного прогрессирования.
  • Соответствие учебного плана возможностям ребенка.
  • Ориентированность программы на трудовую деятельность - доведение трудовых навыков до автоматизма.
  • Социально-бытовое обучение.
  • Педагогическая организация системы коллективных связей и отношений детей-олигофренов в процессе какой-либо их деятельности.

Проблематика воспитания «неудобных» учеников

Среди исключительных детей особую ступень занимают также и одаренные дети. Проблема в воспитании таких ребят заключается в том, что талант и острый ум - не болезнь, поэтому особого подхода к ним не ищут. Зачастую педагоги лишь усугубляют ситуацию, провоцируя в коллективе конфликты и обостряя взаимоотношения между «умниками» и их сверстниками.

Предупреждение дезадаптации детей, опережающих остальных в интеллектуальном и духовном развитии, заключается в правильном семейном и школьном воспитании, направленном не только на развитие имеющихся способностей, но и таких черт характера, как этичность, вежливость и гуманность. Именно они, точнее, их отсутствие, в ответе за возможное «зазнайство» и эгоизм маленьких «гениев».

Аутизм. Дезадаптация аутичных детей

Аутизм - это нарушение социального развития, которое характеризируется стремлением уйти «в себя» от мира. У этой болезни нет начала и конца, она - пожизненный приговор. У больных аутизмом могут быть как развитые интеллектуальные способности, так и, наоборот, малая степень отсталости в развитии. Ранним признаком аутизма называют неумение ребенка принимать и понимать других людей, «считывать» с них информацию. Характерным симптомом является избегание взгляда «глаза в глаза».

Для того чтобы помочь аутичному ребенку приспособиться в мире, родителям необходимо запастись терпением и толерантностью, ведь им часто придется сталкиваться с непониманием и агрессией со стороны окружающего мира. Важно понимать, что их маленькому сыну/дочке еще тяжелее, и он/она нуждается в помощи и опеке.

Ученые предполагают, что социальная дезадаптация аутичных детей возникает из-за нарушений работы левого полушария мозга, отвечающего за эмоциональное восприятие личности.

Существуют основные правила того, как наладить общение с ребенком, больным аутизмом:

  • Не предъявлять повышенных требований.
  • Принимать его таким, какой он есть. В любых обстоятельствах.
  • Запастись терпением при его обучении. Тщетно ожидать быстрых результатов, необходимо радоваться и маленьким победам также.
  • Не осуждать и не обвинять ребенка за его болезнь. Собственно, никто не виноват.
  • Подавать ребенку хороший пример. Не имея навыков общения, он будет стараться повторять за родителями, и потому следует тщательно выбирать круг общения.
  • Смириться с тем, что чем-то придется жертвовать.
  • Не скрывать ребенка от общества, но и не мучить его им.
  • Уделять больше времени его воспитанию и становлению личности, а не интеллектуальному обучению. Хотя, разумеется, важны обе стороны.
  • Любить его, несмотря ни на что.

Неприспособленность к социуму вследствие нервных и психических расстройств личности

Среди наиболее часто встречаемых расстройств личности, одним из симптомов которых является дезадаптация, выделяют такие:

  • ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). Описывается как навязчивая идея, иногда противоречащая даже моральным принципам больного и потому мешающая росту его личности и, следовательно, социализации. Больные ОКР склонны к излишней чистоплотности и систематизации. В запущенных случаях пациент способен «очистить» свое тело до кости. Излечением ОКР занимаются психиатры, психологических показаний к нему нет.
  • Шизофрения. Еще одно расстройство личности, при котором больной не способен контролировать себя, что приводит к его неспособности нормального взаимодействия в обществе.
  • Биполярное расстройство личности. Ранее ассоциировалось с маниакально-депрессивным психозом. Человек с БРЛ эпизодически испытывает либо тревожность, смешанную с депрессией, либо взбудораженность и подъем энергии, вследствие чего проявляет экзальтированное поведение. Это также мешает ему адаптироваться в социуме.

Девиантное и деликвентное поведение как одна из форм проявления дезадаптации

Девиантным называют поведение, которое отклоняется от нормы, является противоречащим нормам или вовсе отрицает их. Проявление девиантного поведения в психологии называют «поступком».

Поступок направлен на:

  • Проверку собственных сил, способностей, умений и навыков.
  • Испытание методов достижения определенных целей. Так, агрессия, с помощью которой можно добиться желаемого, при успешном результате будет повторяться вновь и вновь. Также ярким примером являются капризы, слезы и истерики.

Девиация не всегда подразумевает плохие поступки. Положительное явление девиации - это проявление себя в творческом плане, раскрытие своего характера.

Дезадаптация же характеризируется отрицательной девиацией. К ней относятся вредные привычки, недопустимые действия или же бездействие, ложь, грубость и т. д.

Следующим этапом девиации является деликвентное поведение.

Деликвентное поведение - это протест, осознанный выбор пути против системы установленных норм. Оно направлено на разрушение и полное уничтожение устоявшихся традиций и правил.

Поступки, связанные с деликвентным поведением, нередко очень жестоки, антисоциальны, вплоть до уголовных преступлений.

Профессиональная адаптация и дезадаптация

Напоследок немаловажно рассмотреть дезадаптацию в уже зрелом возрасте, связанную со столкновением личности с коллективом, а не конкретным несочетаемым характером.

По большей части за нарушение адаптации в рабочем коллективе ответственен профессиональный стресс.

В свою очередь его (стресс) способны вызвать следующие моменты:

  • Недопустимая продолжительность рабочего времени. Даже оплачиваемые внеурочные часы не способны вернуть человеку здоровье его нервной системы.
  • Конкуренция. Здоровая конкуренция придает мотивацию, нездоровая - урон этому самому здоровью, вызывает агрессию, депрессию, бессонницу, снижает эффективность работы.
  • Очень быстрое продвижение по службе. Сколь ни приятно человеку повышение, постоянная смена обстановки, социальной роли, обязанностей редко идет ему на пользу.
  • Негативные межличностные отношения с администрацией. Не стоит даже объяснять, как влияет на рабочий процесс постоянное напряжение.
  • Конфликт между работой и личной жизнью. Когда человеку приходится делать выбор между сферами жизни, это оказывает негативное влияние на каждую из них.
  • Нестабильное положение на работе. В малых дозах это позволяет держать начальству подчиненных «на коротком поводке». Однако через какое-то время это начинает сказываться на отношениях в коллективе. Постоянное недоверие ухудшает работоспособность и выработку всей организации.

Интересны также понятия «переадаптации» и «реадаптации», оба отличающиеся перестройкой личности вследствие экстремальных трудовых условий. Переадаптация направлена на изменение себя и своих действий на более подходящие в предоставленных условиях. Реадаптация же помогает человеку вернуться в его обычный ритм жизни.

В ситуации профессиональной дезадаптации рекомендуют прислушаться к народному определению отдыха - смене вида деятельности. Активное времяпровождение на воздухе, творческая самореализация в искусстве или рукоделии - все это позволяет личности переключиться, а нервной системе - совершить своего рода перезагрузку. В острых формах нарушения рабочей адаптации длительный отдых следует сочетать с психологическими консультациями.

В заключение

Дезадаптацию зачастую воспринимают как проблему, не требующую внимания. Но она его требует, причем в любом возрасте: от самых маленьких в детском саду до взрослых на работе и в личных отношениях. Чем раньше начать профилактику дезадаптации, тем проще будет избежать подобных проблем в будущем. Коррекция дезадаптации проводится при помощи работы над собой и искренней взаимопомощи других.

Тотальная или частичная утрата индивидуумом способности к приспосабливанию к условиям социума называется социальной дезадаптацией.

Также под этим термином понимают разрушение взаимосвязи между человеком и окружающей средой, что выражается в невозможности сопоставимости социальных условий и необходимости его индивидуального самовыражения.

Дезадаптация в социуме располагает различной степенью проявления и выраженности, а также может протекать в несколько этапов, среди которых выделяют латентную дезадаптацию, разрушение прежде сформировавшихся социальных связей и механизмов, укрепившуюся дезадаптацию.

Причины дезадаптации в социуме

Нарушение социальной адаптации – это процесс, который никогда не возникает спонтанно, без видимых на то причин, и не является врожденным. Формированию этого сложного механизма может предшествовать целый этап различных психологически-отрицательных образований индивидуума. Причина дезадаптации в социуме зачастую скрывается в ряде факторов, например, социальном, социально-экономическом или сугубо психологическом, возрастном.

В наше время наиболее актуальным фактором развития дезадаптации специалисты называют социальный. К нему относят ошибки в воспитании, серьезные нарушения в межличностных взаимосвязях субъекта, в результате чего происходит целый каскад так называемых ошибок накопления социального опыта. Такие последствия, чаще всего, формируются уже в детском или подростковом возрасте, на фоне недопонимания между ребенком и родителями, конфликтов со сверстниками, различных травм психики в раннем возрасте.

Что касается сугубо биологических причин, то они не так часто становятся фактором развития дезадаптации сами по себе. К ним относят различные врожденные патологии, травмы, последствия вирусных и инфекционных заболеваний с повреждением центральной нервной системы, которые затронули функции эмоциональной-волевой сферы. Такие индивидуумы более склонны к различного рода девиантному поведению, им сложно идти на контакт с окружающими, они агрессивны и раздражительны. Ситуация может усугубиться, если такой ребенок растет и воспитывается в неполноценной или неблагополучной семье.

К психологическим факторам можно отнести специфику формирования нервной системы и некоторые черты личности, которое в условиях неправильного воспитания или отрицательного социального опыта могут стать основанием для дезадаптации. Это выражается в постепенном формировании «аномальных» черт, таких как агрессивность, замкнутость, неуравновешенность.

Факторы социальной дезадаптации

Как уже говорилось, механизм нарушения способности приспосабливаться к условиям социума – достаточно сложный и разносторонний.

Таким образом принято выделять целый ряд факторов социальной дезадаптации, которые обуславливают специфику и выраженность этого процесса:

  • Культурная и социальная депривация по отношению к общему уровню социума. Речь идет о лишении индивидуума определенных благ, жизненно необходимых потребностей.
  • Банальная педагогическая запущенность, отсутствие культурного и социального воспитания.
  • Чрезмерная стимуляция новыми для себя «особенными» общественными стимулами. Тяга к чему-либо неформальному, бунтарскому. Такое часто характерно в подростковом возрасте.
  • Недостаток подготовки индивидуума к способности к саморегулции.
  • Утрата ранее сформированных вариантов наставничества, руководства.
  • Потеря индивидуумом ранее привычного для него коллектива или группы.
  • Низкий уровень психической или же интеллектуальной подготовки к освоению индивидуумом профессии.
  • Психопатические свойства личности субъекта.
  • Развитие когнитивного диссонанса, который мог возникнуть на фоне несовпадения личностных суждений о жизни и реальным положением субъекта в окружающем мире.
  • Внезапное нарушение ранее привязавшихся стереотипов.

Перечень данных факторов подразумевает некоторую особенность процессов дезадаптации. Точнее, подчеркивается тот факт, что когда идет речь о дезадаптации в социуме, то понимают ряд как внутренних, так и внешних нарушений привычных процессов социальной приспосабливаемости. Таким образом, социальная дезадаптация представляет собой не столько продолжительный процесс, сколько кратковременной ситуативное положение субъекта, ставшее следствием влияния на него некоторых травмирующих раздражителей внешней среды.

Эти непривычные для индивидуума факторы, внезапно возникающие в окружающих его условиях, по сути являются специфическим знаком того, что наблюдается дисбаланс между психической деятельностью самого субъекта и требованиями внешней среды, социума. Такую ситуацию можно охарактеризовать как некоторое затруднение, возникающие на фоне ряда приспособительных факторов к внезапно трансформирующимся условиям среды. Впоследствии это выражается неадекватной реакцией и поведением субъекта.

Корректировка дезадаптации в социуме

Специалистами разработан ряд различных методик, которые широко применяются в воспитании с целью предусмотреть возможные осложнения социализации будущего полноценного индивидуума. Корректировка дезадаптации в социуме, чаще всего, осуществляется посредством тренингов, основной задачей которых является развитие коммуникативных навыков, поддержание гармонии в семье и коллективе, исправление некоторых психологических свойств личности, которые могут препятствовать ее полному раскрытию, контакту с окружающими, саморегуляции, самоконтролю и самореализации.

Таким образом, основными функциями тренингов можно назвать:

  • Обучающая часть, которая заключается в формировании и воспитании различных черт и умений личности, которые станут основными для дальнейшего развития памяти, умения слушать и говорить, изучения языков, передачи полученной информации.
  • Развлекательная часть представляет собой подоплеку создания максимально комфортной и расслабляющей атмосферы на тренинге.
  • Заключение и развитие простых эмоциональных контактов, доверительных отношений.
  • Профилактика, направленная на пресечение ряда нежелательных реакций, склонности к девиантному поведению.
  • Всестороннее развитие личности, заключающееся в формировании и поддержание разных положительных черт характера путем моделирования всех возможных жизненных ситуаций.
  • Релаксация, целью которой является полный самоконтроль, избавление от возможного эмоционального напряжения.

Тренинги всегда основываются на различных специфических методиках работы с группой. Это также подразумевает индивидуальный подход не только к каждой группе, но и к каждому участнику группы. Такие тренинги являются своеобразной подготовкой каждого индивидуума к самостоятельной и полноценной социальной жизни, с возможностью самореализации посредством активного приспосабливания к условиям социума.

Этот термин прочно вошел в жизнь современного человека. Удивительно, но с развитием информационных технологий множество людей чувствуют себя одинокими и неприспособленными к внешним условиям действительности. Некоторые теряются в совершенно обыденных ситуациях и не знают, как им лучше поступить в том или ином случае. В настоящее время участились случаи депрессии у молодых людей. Казалось бы, впереди целая жизнь, но не каждый хочет действовать в ней активно, преодолевать трудности. Получается, что взрослому человеку приходится заново учиться радоваться жизни, потому что он стремительно утрачивает этот навык. То же касается и , у которых отмечается дезадаптация. Сегодня подростки предпочитают , реализовывать в интернете свои потребности в общении. Компьютерные игры и социальные сети отчасти заменяют нормальное человеческое взаимодействие.

Под социальной дезадаптацией обычно понимают полную или частичную неприспособленность личности к условиям окружающей действительности. Человек, страдающий дезадаптацией, не может эффективно взаимодействовать с другими людьми. Он либо постоянно избегает всяческих контактов, либо демонстрирует агрессивное поведение. Социальная дезадаптация характеризуется повышенной раздражительностью, неумением понять другого и принять чужую точку зрения.

Социальная дезадаптация наступает тогда, когда конкретный человек перестает замечать, что происходит во внешнем мире и полностью погружается в придуманную реальность, частично заменяя ею отношения с людьми. Согласитесь, ведь нельзя полностью сосредоточиться только на самом себе. В таком случае утрачивается возможность личностного роста, поскольку негде будет черпать вдохновение, делиться с окружающими своими радостями и печалями.

Причины социальной дезадаптации

У любого явления всегда есть весомые основания. У социальной дезадаптации тоже имеются свои причины. Когда внутри человека все хорошо, он вряд ли станет избегать общения с себе подобными. Так что дезадаптация в той или иной мере, но всегда свидетельствует о некотором социальном неблагополучии личности. Среди основных причин социальной дезадаптации нужно выделить следующие наиболее часто встречающиеся.

Педагогическая запущенность

Другой причиной являются требования общества, которые конкретный индивид никак не может оправдать. Социальная дезадаптация в большинстве случаев появляется там, где имеет место быть невнимательное отношение к ребенку, отсутствие должного ухода и заботы. Педагогическая запущенность подразумевает, что с детьми мало занимаются, и потому они могут уходить в себя, чувствовать себя ненужными взрослым. Став старше, такой человек наверняка замкнется в себе, уйдет в свой внутренний мир, закроет дверь и никого туда не пустит. Дезадаптация, конечно, как всякое явление, формируется постепенно, в течение нескольких лет, а не мгновенно. Дети, которые испытывают субъективное ощущение ненужности в раннем возрасте, впоследствии будут страдать от того, что их не понимают окружающие. Социальная дезадаптация лишает человека моральных сил, отнимает веру в себя и собственные возможности. Причину следует искать в окружении. Если у ребенка имеет место быть педагогическая запущенность, высока вероятность того, что он, став взрослым, станет испытывать колоссальные трудности с самоопределением и с тем, чтобы найти свое место в жизни.

Утрата привычного коллектива

Конфликт с окружением

Случается, что конкретный индивид бросает вызов целому обществу. В таком случае он чувствует себя незащищенным и уязвимым. Причина заключается в том, что на психику ложатся дополнительные переживания. Такое состояние приходит в результате дезадаптации. Конфликт с окружающими невероятно выматывает, держит человека на расстоянии от всех. Формируется подозрительность, недоверие, в целом ухудшается характер, возникает вполне закономерное чувство беспомощности. Социальная дезадаптация – это только следствие неправильного отношения человека к миру, неумения выстроить доверительные и гармоничные отношения. Говоря о дезадаптации, не следует забывать о личном выборе, который ежедневно совершает каждый из нас.

Виды социальной дезадаптации

Дезадаптация, к счастью, происходит с человеком не молниеносно. Требуется время для развития неуверенности в себе, для того, чтобы в голове поселились значимые сомнения по поводу внешности и выполняемой деятельности. Выделяют две основные стадии или виды дезадаптации: частичную и полную. Первый вид характеризуется началом процесса выпадения из общественной жизни. Например, человек в результате болезни перестает ходить на работу, не интересуется происходящими событиями. Однако он поддерживает связь с родственниками и, возможно, друзьями. Второй вид дезадаптации отличается утратой веры в себя, сильным недоверием к людям, потерей интереса к жизни, любым ее проявлениям. Такой человек не знает как вести себя в обществе, не представляет ее норм и законов. У него создается впечатление, что он постоянно что-то делает не так. Нередко обоими видами социальной дезадаптации страдают люди, имеющие какую-либо зависимость. Любая аддикция предполагает отрыв от общества, стирание привычных границ. Девиантное поведение всегда в той или иной степени сопряжено с социальной дезадаптацией. Человек просто не может оставаться прежним, когда его внутренний мир разрушается. Значит разрушаются и многолетние выстроенные связи с людьми: родственниками, друзьями, ближайшим окружением. Важно не допустить развития дезадаптации ни в каком виде.

Особенности социальной дезадаптации

Говоря о социальной дезадаптации, следует иметь в виду то обстоятельство, что имеются некоторые особенности, которые не так легко победить, как это может показаться на первый взгляд.

Устойчивость

Человек, подвергнувшийся социальной дезадаптации, не может быстро опять войти в коллектив даже при сильном желании. Ему необходимо время для выстраивания собственных перспектив, накопления положительных впечатлений, формирования позитивной картины мира. Чувство ненужности и субъективное ощущение разорванности с обществом – главные особенности дезадаптации. Они будут еще долго преследовать, не отпускать от себя. Дезадаптация на самом деле причиняет много боли личности, поскольку не дает ей расти, продвигаться вперед, верить в имеющиеся возможности.

Сосредоточенность на себе

Другой особенностью социальной дезадаптации является чувство замкнутости и опустошенности. Человек, у которого наблюдается полная или частичная дезадаптация, всегда крайне сконцентрирован на собственных переживаниях. Эти субъективные страхи формируют чувство ненужности и некоторой отстраненности от общества. Человек начинает бояться бывать среди людей, строить определенные планы на будущее. Социальная дезадаптация предполагает, что личность постепенно разрушается и утрачивает все связи со своим ближайшим окружением. Потом становится трудно общаться с любыми людьми, хочется куда-то убежать, спрятаться, раствориться в толпе.

Признаки социальной дезадаптации

По каким признакам можно понять, что у человека имеется дезадаптация? Существуют характерные признаки, указывающие на то, что личность является социально изолированной, переживает некоторое неблагополучие.

Агрессия

Самым ярким признаком дезадаптации является проявление негативных чувств. Агрессивное поведение свойственно для социальной дезадаптации. Поскольку люди находятся вне всякого коллектива, они со временем утрачивают навык общения. Личность перестает стремиться к взаимопониманию, ей становится гораздо проще получить желаемое с помощью манипуляции. Агрессия опасна не только для окружающих людей, но и для того человека, от которого она исходит. Дело в том, что постоянно проявляя недовольство, мы разрушаем свой внутренний мир, обедняем его до такой степени, что все начинает казаться безвкусным и блеклым, лишенным смысла.

Уход в себя

Другим признаком дезадаптации человека к внешним условиям становится ярко выраженная замкнутость. Человек перестает общаться, рассчитывать на помощь других людей. Ему становится гораздо проще потребовать чего-то, нежели решиться попросить об одолжении. Социальная дезадаптация характеризуется отсутствием прочно выстроенных связей, отношений и стремлений завязать новые знакомства. Человек может долгое время находиться один, и чем дольше это продолжается, тем сложнее ему становится вернуться в коллектив, суметь восстановить прерванные связи. Уход в себя позволяет личности избежать ненужных столкновений, которые могли бы негативно повлиять на настроение. Постепенно человек привыкает прятаться от людей в привычной для него обстановке и не хочет ничего менять. Социальная дезадаптация коварна тем, что поначалу никак не замечается личностью. Когда человек сам начинает осознавать, что с ним что-то не в порядке, то становится уже поздно.

Социофобия

Она является следствием неправильного отношения к жизни и почти всегда характеризует любую дезадаптацию. Человек перестает строить социальные связи и со временем у него не остается близких людей, которым было бы интересно его внутреннее состояние. Общество никогда не прощает личности инакомыслия, желания жить только ради себя. Чем больше мы склонны замыкаться на своей проблеме, тем труднее впоследствии становится выходить из своего уютного и привычного мирка, который уже функционирует, казалось бы, по нашим законам. Социофобия является отражением внутреннего уклада жизни человека, подвергнувшегося социальной дезадаптации. Страх перед людьми, новыми знакомствами обусловлен необходимостью менять отношение к окружающей действительности. Это признак неуверенности в себе и того, что у человека наблюдается дезадаптация.

Нежелание подчиняться требованиям общества

Социальная дезадаптация постепенно превращает личность в раба самого себя, который боится выйти за рамки собственного мира. У такого человека существует огромное количество ограничений, которые мешают ему почувствовать себя полноценным счастливым человеком. Дезадаптация заставляет избегать всяческого контакта с людьми, а не только выстраивать с ними серьезные отношения. Иногда доходит до абсурда: надо куда-то сходить, а человек боится выйти на улицу и придумывает себе различные оправдания, чтобы только не покидать безопасного места. Происходит это еще и потому, что общество диктует личности свои требования. Дезадаптация заставляет избегать подобных ситуаций. Человеку становится важно только защитить свой внутренний мир от возможных посягательств со стороны других людей. В противном случае он начинает чувствовать себя крайне некомфортно и неуютно.

Коррекция социальной дезадаптации

Над проблемой дезадаптации обязательно нужно работать. В противном случае она будет только стремительным образом увеличиваться и все больше препятствовать развитию человека. Дело в том, что дезадаптация сама по себе разрушает личность, заставляет переживать ее негативные проявления тех или иных ситуаций. Коррекция социальной дезадаптации заключается в возможности проработать внутренние страхи и сомнения, вытащить на свет болезненные мысли человека.

Социальные контакты

Пока дезадаптация не зашла слишком далеко, следует как можно скорее начинать действовать. Если вы утратили все связи с людьми, начинайте снова знакомиться. Общаться можно везде, со всеми и о чем угодно. Не надо бояться показаться глупым или слабым, просто будьте самими собой. Заведите себе хобби, начните посещать различные тренинги, интересующие вас курсы. Высока вероятность того, что именно там вы встретите единомышленников и людей, близких по духу. Не нужно ничего опасаться, позвольте событиям развиваться естественным образом. Чтобы постоянно быть в коллективе, устройтесь на постоянную работу. Без общества жить трудно, а коллеги помогут вам решать различные рабочие моменты.

Проработка страхов и сомнений

У того, кто страдает дезадаптацией, обязательно имеется целый набор нерешенных вопросов. Как правило, они касаются самой личности. В таком тонком деле поможет грамотный специалист – психолог. Дезадаптацию нельзя пускать на самотек, необходимо контролировать ее состояние. Психолог поможет вам разобраться со своими внутренними страхами, увидеть окружающий мир под другим углом зрения, удостовериться в собственной безопасности. Вы и не заметите, как проблема вас покинет.

Профилактика социальной дезадаптации

Лучше не доводить до крайности и не допускать развития дезадаптации. Чем раньше будут предприняты активные меры, тем лучше и спокойнее вы начнете себя ощущать. Дезадаптация – это слишком серьезно, чтобы можно было с этим шутить. Всегда есть вероятность того, что человек, уйдя в себя, больше никогда не вернется к нормальному общению. Профилактика социальной дезадаптации состоит в систематическом наполнении себя позитивными эмоциями. Следует как можно больше взаимодействовать с другими людьми, чтобы оставаться адекватной и гармоничной личностью.

Таким образом, социальная дезадаптация – это сложная проблема, требующая к себе пристального внимания. Человек, который избегает общества, обязательно нуждается в помощи. Поддержка ему необходима тем сильнее, чем больше он чувствует себя одиноким и ненужным.

Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психологической литературе появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Его употребление достаточно неоднозначно, что обнаруживается, прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптацией по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда - трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкание к другим, отмечают Т.Г.Дичев и К.Е.Тарасов .

Ю.А.Александровский определяет дезадаптацию как «поломки» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций .

В широком смысле под социальной дезадаптацией подразумевается процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

Для более глубокого понимания проблемы важно рассмотреть соотношение понятий социальной адаптации и социальной дезадаптации. Понятие социальной адаптации отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социальная адаптация личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования.

Понятие социальная дезадаптация рассматривается большинством авторов: Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Т.Г.Дичев, С.Раттер как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям .

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

В процессе социальной адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социальной адаптации к социуму, успешность ее протекания.

Интересна позиция А.В.Петровского определяющего процесс социальной адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников .

При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде.

Противоречие между целью и результатом, как предполагает В.А.Петровский, неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимают эгоцентричную позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения», отмечают А.В.Петровский и В.В.Непалинский .

Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом уровне, Р.Б.Березин и А.А.Налгаджян выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности) :

а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки - это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятиях, социальных и внутри психических действий, что соответствует неустойчивой адаптации.

в) общая устойчивая дезадаптированность, являющаяся состоянием фрустрированности, наличие которого активизирует становление патологическими защитные механизмы.

Результатом социальной дезадаптации является состояние дезадаптированности личности .

Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Началом является дезориентация ребенка: он теряется, не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Таким образом, на начальной стадии ребенок как бы дестабилизирован. Через некоторое время эта растерянность пройдет и он успокоится; если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, который ведет к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.

Этой точки зрения придерживаются многие отечественные психологи (Б.Н.Алмазов, М.А.Аммаскин, М.С.Певзнер, И.А.Невский, А.С.Белкин, К.С.Лебединская и др.) Авторы определяют отклонения в поведении через призму психологического комплекса средового отчуждения субъекта, и, следовательно, не имея возможности сменить среду, пребывание в которой тягостно для него самого, осознание своей некомпетентности побуждает субъекта к переходу на защитные формы поведения, созданию смысловых и эмоциональных барьеров в отношении с окружающими, снижению уровня притязаний и самооценки .

Эти исследования лежат в основе теории, рассматривающей компенсаторные возможности организма, где под социальной дезадаптированностью понимается психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей, выражающееся в недостаточной активности индивида, в затруднении реализации его основных социальных потребностей (потребность в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения, в искажении социального статуса дезадаптированного ребенка.

Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить.

Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок .

В рамках зарубежной гуманистической психологии критикуется понимание дезадаптации как нарушения адаптации - гомеостатического процесса и выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды.

Форма социальной дезадаптации, по их понятиям, такова: конфликт - фрустрация - активное приспособление. По К. Роджерсу дезадаптация - это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека .

Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят :

· индивидуальные;

· психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

· социально-психологические факторы;

· личностные факторы;

· социальные факторы.

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Одним из проявлений индивидуального фактора социальной дезадаптации является возникновение и существование психосоматических расстройств. В основе формирования психосоматической дезадаптации человека лежит нарушение функции всей системы адаптации .

Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер. Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности является школа как целая система значимых для подростка отношений. Под определением школьной дезадаптации подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, также адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует. В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация является одной из форм более сложного явления - социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Личностные факторы, которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом - когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом - уровне .

Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Социальная запущенность по сравнению с педагогической характеризуется, прежде всего, низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни.

Оказание профессиональной социально-психолого-педагогической поддержки дезадаптированным подросткам требует серьезного научно-методического обеспечения, включая общетеоретические концептуальные подходы к рассмотрению природы и характера дезадаптации, а также и разработку специализированного коррекционного инструментария, который может быть использован в работе и подростками разного возраста и разными формами дезадаптации.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Коррекция социальной дезадаптации - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков социально значимых качеств и поведения человека с помощью специальных средств, психологического воздействия.

В настоящие время существуют различные психосоциальные технологии коррекции дезадаптированных подростков. При этом основной упор сделан на методы игровой психотерапии, графические техники, используемые в арт-терапии и социально-психологические тренинги, направленные на коррекцию эмоционально-коммуникативной сферы, а также на формирование навыков бесконфликтного эмпатийного общения. В подростковом возрасте проблема дезадаптации, как правило, связана с неблагополучием в системе межличностных отношений, поэтому развитие и коррекция коммуникативных умений и навыков важное направление общей коррекционно-реабилитационной программы .

Коррекционное воздействие осуществляется с учетом положительных тенденций развития по «сотрудничающему-конвенциональному» и «ответственно-великодушному» типам межличностных отношений, выявленных в «Я-идеальное» подростков, которые выступают как личностные копинг-ресурсы, необходимые для овладения более адаптивными стратегиями совладающего поведения при преодолении критических ситуаций существования.

Таким образом, социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.