Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) В древности и Средневековье путешественники нечасто предпринимали дальние морские и сухопутные экспедиции. (2)Дошедшие до наших дней свидетельства их маршрутов и впечатлений часто неточны и непоследовательны. (З)Однако значение их открытий неизвестных ранее земель и народов, _____, велико и бесценно.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Свидетельства маршрутов и впечатлений путешественников древности и Средневековья часто неточны и непоследовательны.

2. Несмотря на то, что свидетельства путешественников древности и Средневековья часто неточны и непоследовательны, значение их открытий велико и бесценно.

3. В древности и Средневековье путешественники нечасто предпринимали дальние морские и сухопутные экспедиции.

4. Значение открытий путешественников древности и Средневековья неизвестных ранее земель и народов велико и бесценно.

5. Значение открытий путешественников древности и Средневековья, несмотря на их неточность и непоследовательность, велико и бесценно.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. возможно

2. к счастью

3. как правило

4. безусловно

5. впрочем

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВИДЕТЕЛЬСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВИДЕ ТЕЛЬСТВО, -а, ср.

1. Показание свидетеля. С. очевидцев.

2. То, что подтверждает, удостоверяет какое-н. событие. Исторические свидетельства.

3. Документ, удостоверяющий что-н. Брачное с. С. о рождении.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опОшлить

прИнятый

мЕстностей

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.

2. Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.

3. Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

4. Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.

5. После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

для КУХОНЬ

пара ЧУЛОК

СЕМЬЮСТАМИ рублями

быстро ВЫЗДОРОВИТ

СЛАЩЕ мёда

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1) Голубой горький дымок стелется вниз по течению реки, шелестит листва старых тополей.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Более восьми минут необходимы, чтобы солнечный свет дошёл до Земли.
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) Старик подбросил в костёр свежих щепок и ведёт пальцем по острию топора.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришёл первым.
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) В журнале «Смене» сообщается о самых ярких литературных открытиях года.
6) Дети редко прислушиваются и выполняют советы родителей.
7) Повесть «Последний поклон» Виктор Астафьев называет своей лучшей книгой.
8) Общество обеспокоено проблемой вымирания крупных животных: слонов, тигров и других.
9) Согласно утверждений учёных, сейчас на Земле около шестисот действующих вулканов.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

заг...рается

предв....щать

укр...титель

к...ндитер

опр...вдать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с...ёмка, в...южный

пр...тензия, пр...ставка

от...гнать, пр...дедушка

раз...грать, от...скать

ра...колоть, ра...бить

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

смущ...нный

холщ...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

слыш...мый

выдерж...шь

провер...вший

расстав...шь

навева...мый

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Я н(1)как н(2) могу понять, как можно н(3) восторгаться, н(4) любить, а то и просто н(5) знать истории родной страны.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ВСЮДУ лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне (НА)ВСТРЕЧУ пронеслись звуки колокола.

2. Егор очнулся (ОТ)ТОГО, что КТО(ТО) пытался вывернуть ему руку.

3. ЧТО(БЫ) жить хорошо, (ПО)ЧЕЛОВЕЧЕСКИ, надо хорошо работать.

4. Он хотел было выехать со мною к тебе (НА)ВСТРЕЧУ, да ПОЧЕМУ(ТО) раздумал.

5. (ПО)ТОМУ, как человек ведёт спор, можно определить его характер, а ТАК (ЖЕ) его намерения.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2. Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

4. Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5. Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой

16

Мелодия замерла на головокружительной высоте (1) будто в последний раз озирая небесную округу (2) сорвалась и помчалась (3) ускоряя и ускоряя темп (4) вздрогнула освобождённо и затихла (5) в изнеможении повиснув где-то на задворках небес.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Иными словами (1) романтизм (2) по выражению В. Г. Белинского (3) - это «исключительный характер в исключительных обстоятельствах». Впрочем (4) для многих это и так (5) очевидно.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мне казалось (1) что я каким-то чудом попал из двадцатого века во времена Ивана Калиты (2) и что (3) если сойти с парохода (4) то тут же пропадёшь.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В почтовом ящике оказалось сразу несколько писем (1) и (2) если бы не строгий запрет командира (3) то вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения проверить (4) нет ли весточки из дома.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

С этого возраста у цыплёнка начинают выпадать его первоначальные маховые перья, заменяясь новыми, которые несколько отличаются от прежних по своей формулировке: новые, настоящие маховые перья имеют закруглённые концы.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. (2)Он работал в кузнице при большой московской дороге. (З)Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. (4)Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

(5)Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

(6)Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. (7)А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.

(8)А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

(9)- Вон Юшка идет! (10)Вон Юшка!

(11)Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

(12)- Юшка! - кричали дети. (13)- Ты правда Юшка?

(14)Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шёл тихо и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

(15)По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. (16)Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. (17)Никто не знал, кем они ему приходились. (18)В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. (19)Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. (20)Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. (21)Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

(22)По дороге Юшка отдыхал: он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. (23)Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. (24)Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

(25)И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.

(26)Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. (27)Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.

(28)Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.

(29)Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тела и истощала его, из-за неё он и умер.

(30)Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. (31)В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

(32)- Какого Ефима Дмитриевича? - удивился кузнец. (ЗЗ) - У нас такого сроду тут и не было.

(34)Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. (35)Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. (36)Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался.

  • КАЗА́ТЬСЯ , кажу́сь , ка́жешься ; прич. наст. ка́жущийся ; несов.

    1. (сов. показаться). Иметь какой-л. вид, производить какое-л. впечатление. На вид она казалась лет двадцати двух или двадцати трех. Тургенев, Яков Пасынков. [Дочь] была вся в черном. Талия ее, очень тонкая, казалась еще тоньше. Л. Толстой, Смерть Ивана Ильича. Безлюдным казался каменистый берег. Катаев, Флаг. | в безл. употр. Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно. Чехов, Бабье царство. || чем. Вызывать, внушать мысли о чем-л. Смерть начинает казаться избавлением, но я еще цепляюсь за жизнь. Нагибин, Переулки моего детства.

    2. (сов. показаться) безл., кому. Представляться воображению, мысли. - Мне иногда кажется, что я люблю Алексея Абрамовича, Глафиру Львовну, Мишу, сестру, - но я себя обманываю. Герцен, Кто виноват? [Сизокрылову] казалось, что он улавливает отдаленный гул, подобный далекому рокоту прибоя. Казакевич, Весна на Одере. | в знач. вводн. сл. каза́лось . Казалось, его энергии хватит для того, чтобы разбудить тундру и расплавить вечную мерзлоту Заполярья. А. Н. Толстой, Нельзя убить будущее. || обычно безл. Чудиться, мерещиться. Силки, да коршуны, да громы только мне Казаться будут и во сне. И. Крылов, Два Голубя. Ей казалось теперь, что и на юбке, и на чулках, и на ботинках черные пятна крови. Горбатов, Непокоренные.

    3. в знач. вводн. сл. ка́жется . Как будто, по-видимому. Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, была. Пушкин, Евгений Онегин. Народ лежал вповалку и, кажется, не спал, так как все как будто шевелилось. Гл. Успенский, Очерки переходного времени.

    4. Прост. Появляться перед кем-л., показываться кому-л. [Кочетов:] А что ж твоя красавица Наталья Не кажется гостям? А. Островский, Комик XVII столетия.

    Не казаться на глаза (прост. ) - не появляться где-л., у кого-л.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):


Посольство Украины в Республике Индонезия и в Султанате Бруней Даруссалам (по совместительству): Адрес: WTC Building, 8th floor Jl.Jenderal Sudirman kav. 29-31,Jakarta 12084 Телефон: (8-10-6221) 521-17-00, (8-10-6221)

Когда в России начали праздновать день Европы
День Европы празднуют 5 мая. В 1950 г. министр иностранных дел Франции, Робер Шуман, выступил с заявлением, в котором выдвинул идею Европейской интеграции, поэтому именно 5 мая отмечается как день рождения идеи Евросоюза. Начало ему положил договор о европейском объединении угля и стали 1951 года - именно тогда возникла первая «шестерка», которая

Каковы основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова
Основные темы и мотивы творчества М.Ю. Лермонтова: тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества); тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности); тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом); тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой душ

Что такое оскомина
Переносное значение выражения «набить оскомину», о котором идёт речь, происходит от его прямого: оскомина - это неприятное чувство нытья зубов от чего-то кислого, съеденного в большом количестве. Глагол «набивать» в данном случае значит «натирать, причиняя болезненное раздражение».

Какие правила банкетного этикета
Банкет (франц. banquet) - это торжественный званый обед или ужин, устраиваемый в честь кого-либо, чего-либо, рассчитан на небольшое количество гостей. Если планировать, продолжительное мероприятие с выступлениями организаторов и приглашенных гостей, насыщенной программой, то гости должны иметь возможность присесть. В формате банкета принято проводить

Есть ли официальный сайт города Череповца
cherinfo.ru — информационно-новостной сайт, делающий ставку на оперативную информацию, достоверность, интерактивность. Немного истории Официальный сайт города Череповца cherinfo.ru создан в 2003 году. В ноябре 2009 г. была запущена новая версия. Проект по созданию нового сайта, стартовавший в начале года, включ

Какие религиозные (православные и католические) праздники отмечают 3 января
Праздники, которые омечают 3 января (по Григорианскому календарю) Национальные праздники Беларусь: День банковских и финансовых работников; Эстония: День памяти борцов освободительной борьбы. Религиозные (православные и католические) праздники Православные День памяти мученицы Иулиании девы и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострад

Какой телефон Хованского кладбища Москвы
Хованское кладбище Адрес: Московская обл., Киевское шоссе, 21-й км (ближайшая ст. метро: Теплый Стан, Юго-Западная) Тел.: 339-61-22, 339-81-77 - На странице info.dtis.ru/kdd.php (надо выбрать Хованское кладбище в открывающемся списке категории кладбища) можно узнать адрес, телефон, краткую информаци

Какова классификация морских берегов
Берег, полоса взаимодействия между сушей и водоёмом (морем, озером, водохранилищем) или между сушей и водотоком (рекой, временным русловым потоком). Главными факторами формирования Б. водоёмов служат волны и прибойный поток, в наиболее яркой форме проявляющиеся в береговой зоне моря. Классификация морских берегов Морские берега отличаются большим разнообразием. В связи с тем, что на перв

Кто написал роман "Человек напротив"
Вячеслав Михайлович Рыбаков — учёный-востоковед, историк, доктор исторических наук, переводчик с современного китайского и древнекитайского языков, известный писатель. Литературная деятельность Рыбакова отмечена следующими наградами и премиями: Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1987) Премия «Интерпресскон»

«Я, каким кажусь себе»?

В психологии существует метод парного сравнения. Суть его в том, что сопоставляются результаты выполнения некоторого задания, теста попарно у людей, которые похожи между собой во всем, кроме того, что интересует исследователя. В каждой паре подростки отличаются друг от друга тем, что один растет в семье и учится в обычной школе, а другой воспитывается и обучается в школе - интернате (5, стр. 164)

ю 1 пара.

На самоподготовке я не всегда делаю уроки. По утрам редко смотрюсь в зеркало. Я всегда встаю после пяти минут. Я ухожу за территорию интерната без разрешения всегда, как только удается. Я думаю только о себе, а ни о ком другом думать не хочу, и если это кому-то надо, все равно не хочу. Я неаккуратный. После школы я пойду в ПТУ, в какое пошлют. Но потом все равно займусь тем, чем хочу. А чем - не скажу. Из уроков мне нравится физкультура и география. У меня часто в голове не бывает никаких мыслей, только песни. В людях мне нравится гордость и смелость. Я считаю себя человеком так себе. Мне нравится в себе неумение ладить с людьми и воспитателями. Но с ребятами я умею ладить. Я люблю играть в карты.

Мне уже 14 лет. Я многое умею - умею копать, строгать, делать любую физическую работу. Я очень люблю работать топором, рубанком, но люблю еще чинить часы. Я умею водить автомобиль, ездить на мотоцикле. Я занимаюсь в секции «хоккей - футбол», но больше люблю футбол. В людях мне нравится честность и смелость. Мой характер мне очень нравится. Он у меня всякий, но чаще средний. Что мне в себе нравится - это то, что я умею дружить. Я дружу со многими (но не со всеми). Еще я очень люблю петь. Я думаю, что я смогу выполнить все свои мечты, если смогу пересилить себя.

ю 2 пара.

Самоописание мальчика из интерната. Я, Л.А., ученик 7 класса. Я высокий, нравлюсь девочкам, у меня хорошая спортивная фигура. Я считаю себя не совсем хорошим человеком, но все-таки не так уж, чтобы и совсем плохим. Раньше мне казалось, что я многое могу и умею, а теперь нет. Мой воспитатель говорит, что я врун, грубый, недобрый, полный эгоист. Но я могу прийти другому на помощь, сделать другому что-нибудь хорошее. Я люблю физкультуру и спорт. Я смелый, хотя в это и не верят. Я считаю, что я вполне умный. Я хотел бы стать шефом дальних перевозок, но, наверное, пойду в ПТУ - 36. Я не выполняю правил внутреннего распорядка, но делаю все так, чтобы меня ругали пореже. Я не коллективист, но люблю сборы и обсуждения.

Самоописание мальчика из массовой школы. Я мальчик, мне 14 лет. Я увлекаюсь плаванием (в бассейне), настольным теннисом, футболом. Я учусь в музыкальной школе. Я очень хочу иметь настоящего друга. Но у меня это плохо получается. Я думаю, что если люди дружат, то они должны дружить всю жизнь и помогать друг другу. Мне нравятся люди смелые, сильные. Когда я закончу школу, я пойду в военное училище. Я люблю заниматься спортом, играть и ходить в школу. У меня много недостатков: главный мой недостаток, у меня нет силы воли и очень плохой, драчливый характер. Но я воспитываю свой характер, стараюсь сделать сначала все дела, а потом идти гулять. Я хочу стать человеком, которого уважают. Мне хочется быть полезным.

Анализ содержания самоописания дает возможность составить представление об образе Я, имеющемся у подростков. Содержание образа Я выражает то, что человек считает в себе наиболее значимым, что, по его мнению, может отличить его от других. Поэтому с психологической точки зрения образ Я имеет ценностно-различительный характер. Из приведенных протоколов видно, что в школе, и в интернате встречаются различные самоописания подростков. И выбраны они были не случайно, так как отражают некоторые типичные для сравниваемых групп тенденции.

А сейчас, мне бы хотелось более подробно остановиться на рассмотрении вопроса о психологических проблемах детей , проживающих в различных условиях (дети из школ - интернатов, лишенных родительского попечительства и дети из массовых школ).

Образ Я

Сравнивая содержание Я у воспитанников интерната и учащихся массовой школы, обнаружилось, что только в той части, которая касается взаимоотношений подростка с другими людьми, оно сходно. Это, по-видимому, отражает сензитивность подросткового возраста к данной проблематике, так как для подростков общение со сверстниками, равна как и перестройка взаимоотношений со взрослыми. При детальном анализе здесь нашлись различия. Школьники, как правило, акцентируют внимание на тех своих качествах, которые помогают или мешают им стать хорошим другом, на своих умениях, я точнее неумениях, трудностях в понимании других людей. У воспитанников интерната такие темы совершенно непопулярны. Сравнение образа Я в данном аспекте создает впечатление, будто воспитанники детского дома более социализированы, лучше умеют подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях. На деле это не так. Они значительно более инфальтильны, зависимы в поведении, в самооценке от окружающих. В образе Я это, в частности, ярко проявляется в том, что если школьники открыто выражают свое стремление к самостоятельности, протест против опеки и контроля, то и интернате в качестве ценности выделяется прямопротивоположное - признание необходимого контроля над собой. При сравнении самооценок подросток обращает внимание на себя то, что у воспитанников интерната они в большинстве случаев негативны и относятся к личности в целом. Основой для такой самооценки служат отрицательные нравственные качества («злой», «грубый», «врун», «непослушный», «ленивый», «полный эгоист»). У школьников, как правило, отношение к себе положительное, а самооценка обычно носит весьма сложный характер, включая общее принятие - неприятие себя по типу «Я себя люблю - я себя не люблю», оценки своих отдельных умений, достижений, недостатков, а также оценки своего характера как чего-то относительно автономного от Я , с чем подросток ведет борьбу, воспитательную работу и т.п. Типичным высказыванием может служить: «Я хороший, умный и добрый человек, но у меня просто невыносимый характер; больше всего в моем характере мне не нравится его вспыльчивость и вредность, поэтому я воспитываю свой характер».

Любовь к себе

Психологические исследования свидетельствуют, что любовь к себе - одна из важнейших, базовых потребностей человека. На психологическом языке вместо «любви к себе» чаще используются другие слова: принятие себя, Я - концепция, высокая самооценка и т.д. Психологи отмечают, что воспитанники детских учреждений в большинстве в своем имеют негативную Я - концепцию, не уверены в себе. Как показывают исследования, при наличии устойчивой негативной Я - концепции у человека возникает так называемый дискомфорт успеха, когда ему бывает неуютно и даже неприятно, что его хвалят. Дискомфорт успеха объясняются тем, что человеку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное. В психологии есть такое понятие - идентичность , или самоидентичность . Имеется при этом в виду чувство тождества самому себе, чувство постоянства своего Я. Самоидентичность, чувство Я, формируется у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем у воспитанников детских учреждений этот процесс протекает иначе, чем у «семейных» детей.

Самоидентичность

Центральный кризис идентичности - кризис подросткового возраста. Главным его симптомом считается обостренность, аффективная значимость чувства Я. Как показали данные, у воспитанников интерната это чувство Я практически не выражено. Если разделить высказывания о себе, даваемые подростками в самоописаниях на три категории: 1) типичные для детей дошкольного и младшего школьного возраста; 2) типичные для подростков; 3) типичные для взрослых. И в группе подростков из массовой школы, и в группе воспитанников интерната встречались высказывания всех трех категорий, но если в первой из этих групп высказывания из категории 1) были единичны, а основное их число относилось к категории 2) , то у воспитанников интерната все три категории высказываний по численности оказались примерно равными

Мультипликация материнской заботы

Основную причину развития негативной Я - концепции является то, что ребенок из учреждений с раннего детства имеет дело не с одним любящим и заботливым взрослым, каковым для ребенка обычно является мать, а с множеством постоянно меняющихся взрослых, очень разных и по особенностям своего поведения, и по характеру эмоционального отношения к ребенку. Распределение материнской функции между несколькими воспитателями многие ученые считают не только источником неправильного формирующейся самоидентичности, или Я - концепции, но и вообще фактором, определяющим практически все дефекты психического развития ребенка из детского учреждения. Наиболее однозначны в такой оценке представители психоаналитического направления, полагающие, что мать ничем не заменима для маленького ребенка.

Общение со взрослыми

>

Внешний рисунок этого общения у воспитанников школ - интернатов значительно отличается то наблюдаемого в обычной школе, в семье. Необходимо отметить два момента в общении воспитанников детского дома со взрослыми: с одной стороны, напряженность данной потребности, а с другой - примитивность и неразвитость форм общения. Д. Боулби и У. Голдфарб зафиксировали подобные факты трудностей в общении со взрослыми и объясняли их тем, что ребенок в детском учреждении с раннего возраста сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях (5, стр. 122)

w Реакция на фрустрацию

«Фрустрация» - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния. Она нередко является причиной неврозов. В связи с этим особое значение имеет проблема толерантности (устойчивости) личности к фрустрации. Ситуация фрустрации возникает в жизни каждого человека, но реагируют на нее люди по-разному. Сопоставление данных по группам интерната и массовой школы выявляет следующие различия между ними: реакции на фрустрацию потребности у детей из массовой школы более разнообразны. В интернате доминируют ответы, содержащие враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим. Специальный анализ реакций воспитанников в ситуациях конфликтов со взрослыми выявил, что у них доминируют экстрапунитивные реакции, в то время как в массовой школе в аналогичных ситуациях преобладают интропунитивные реакции. Этот факт выглядит как минимум странно на фоне отмечавшейся выше потребности в общении со взрослыми, характерной для детей, воспитывающихся вне семьи.

w Общение с другими детьми

Учитывая особенности жизни в детском учреждении, где дети поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтов. Это действительно характеризует общение в школе - интернате. Но воспитанники интернатов менее успешны в решении конфликтов в общении и со взрослыми, и со сверстниками, чем учащиеся обычных школ. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е., по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях соответственно неспособность конструктивно решить конфликт. Чтобы понять причины, по которым возникают описанные особенности поведения лишь у воспитанников школы - интерната, недостаточно лишь указать на узость, ограниченность их контактов со взрослыми, с одной стороны, и высокую интенсивность контактов со сверстниками, с другой. Необходим качественный анализ специфики общения детей со взрослыми и сверстниками в условиях детского учреждения. Наблюдения за воспитанниками, у которых не было опыта общения со старшими братьями и сестрами, показали, что дети не имеют к ним родственной привязанности, а в процессе общения их отношения находятся на очень низком уровне (им нечем заняться друг с другом, они не проявляют ни доброжелательности, ни заботы, ни заинтересованности). Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение, нуждаясь в любви и внимания, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

w Профессиональное самоопределение

Подростковый возраст - последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычной опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому. Различия социальных ситуаций развития подростков из массовой школы и их сверстников из интерната обуславливается не только тем, что одни дети воспитываются в семье, а другие - вне семьи, в детском учреждении интернатного типа, но и занимаемым ими неодинаковым «местом в системе доступных им общественных отношений». Важная сторона временной перспективы и у подростков из школы, и у подростков из интерната - представление о будущей профессии, однако их формирование идет разными, по существу противоположными путями. В интернате подростки часто не указывают какую-то конкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность». Для учеников массовой школы подобное совершенно не характерно. Это может свидетельствовать о том, что учащиеся массовой школы более ориентированы на содержательную сторону выбираемой профессии и меньше задумываются об ее материальной стороне, а выпускники интерната демонстрирует более практичное отношение к данному вопросу. В интернате намного чаще встречаются высказывания, связанные с желанием иметь в скором или более отдаленном будущем материальные ценности: часы, велосипед, автомашину, много денег и т.д.

w Половой вопрос

Дети, социально выбитые из колеи, довольно часто рано развертывают свою половую жизнь. Причиной этого избыточного возбуждения (гиперсексуальности) является невозможность для детей в современной противоречивой социальной и педагогической среде использовать свою энергию по правильным, творческим, радующим ребенка путям. Моментом, благоприятствующим чрезмерно раннему половому развитию, является повышенная врожденная общая возбудимость ребенка (повышенная эмоциональность, реактивность). Большую роль играет также и раннее, социально-половое подражание половой жизни окружающих (при скученности семьи в одной комнате или в условиях беспризорности). Гиперсексуальные дети часто отличаются повышенной невропатичностью, неуровнавешанностью, что объясняется как отрывом их от многих областей окружающей повседневности.

w Феномен «мы»

У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть фамильное «мы» - чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственная сила, которая создает условие защищенности ребенка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим». Однако внутри своей группы детей, живущие в интернате, чаще всего также обособлены: они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам: из - за неразвитой и искаженной потребности в любви и признании; из - за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.

w Особая психологическая проблема - отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, передохнуть от взрослых и других детей. Каждый человек с детства нуждается в общении с другими людьми, но одновременно - в одиночестве и обособлении от других, так как именно в этом состоянии происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потребность в жизненном пространстве для психологического обособления приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы соседних кварталов. У детей, живущих в сложившихся условиях воспитания в интернате на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствует бережливость и ответственность.

Попробую подытожить результаты проведенного исследования. Для этого предельно схематично представлю данные в таблице, где в первом столбце выпишем изучавшиеся стороны психического развития, личности и поведения, а во втором и третьем - соответственно выводы по интернату.

Предмет исследования

Интернат

Интеллект

1. Ситуационность, наглядность мышления

2. Классификационное мышление

1. Образный характер мышления, наличие идеального плана

2. Творческое мышление

Мотивация

1. Узость и бедность содержания мотивов

2. Привязанность к ситуации

1. Разнообразие и богатство содержания мотивов

2. Свобода от ситуации

Произвольность

Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю

Ориентация на самоконтроль, произвольная саморегуляция

Временная транспектива

Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего

Глубокая перспектива прошлого и будущего

Самосознание

1. Чувство «Мы»

2. Неопределенная идентичность

3. Неприятие себя, недоверие себе

4. Ориентация в самооценке на мнение других

5. Опора на отрицательный эталон в развитии сексуальной идентичности

1. Чувство «Я»

2. Определенная идентичность

3. Принятие себя, доверие к себе

4. ориентация в самооценке на собственные критерии

5. Опора на положительный эталон в развитии сексуальной идентичности

1. Недоверие к другим людям

2. Зависимость

3. Деструктивная агрессия

1. Доверие к другим людям

2. Самостоятельность

3. Конструктивная агрессия

В данной главе я показала, какие психологические проблемы встречаются у детей из школы интерната в сравнении с детьми из обычной школы, как они сами себя оценивают, что они чувствуют и, что переживают, когда рядом нет родных им людей. Если рассмотреть результаты работ о развитии детей в учреждениях, можно отметить:

ю их большинство указывает на невыгодные стороны учреждения, как воспитательной среды для ребенка, плохое развитие детей из учреждений в области интеллекта, чувств, характера.

ю дети практически от своего рождения, подвергаются поражениям значительно больше, чем те дети, которые поступают в учреждение только в школьном возрасте.

ю при обычных условиях, существующих в учреждениях, развитие детей задерживается более всего в области речи и в социальном поведении, однако это не относится абсолютно ко всем случаям; здесь бывают отклонения как в связи с возрастом, так и с возможностью учения.

Все материалы, полученные при изучении особенностей психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, свидетельствуют о том, что личность в этом понимании у них оказывается несформированной или слабо сформированной. У них отмечается: привязанность к ситуации, зависимость от нее, неумение опираться на собственное мнение, реактивность, импульсивность, непосредственность поведенческих реакций, низкий творческий потенциал при преобладании классификационных форм мышления и т.п. Этот общий радикал - дефект личности , проявляется практически во всех сторонах психического развития и поведении детей, лишенных родительского попечительства.

Я не смотрю сериалы и не читаю желтую прессу. я не знаю в лицо своих соседей по площадке, и в моем подъезде всегда горит свет.

Я выстроил события в окружающем мире так, чтобы мое ускорение было постоянным. Меня окружают тщательно отфильтрованные временем друзья, имеющие четко запротоколированные недостатки подчиненные и надежные партнеры. У меня есть своя, хоть и небольшая, но Империя. Я знаю, сколько каждый служитель моей Империи приносит мне, сколько я даю ему и насколько я могу ему доверять.

И есть только один человек, о доверии к которому я не задумывался уже много лет. Он настолько же близок мне, насколько неожиданны были бы сомнения относительно него.

Это моя жена.

Она была рядом со мной, когда я был никем. Рядом, когда я становился, рядом и сейчас… Рядом ли?

Я достигал того, чего хотел, думая, что наши желания едины. Я чувствовал ее любовь и полностью доверял, когда поднимался. Достигнув масштабов иного порядка, я перестал обсуждать с ней дела, затрагивая только действительно знаковые события.
Я дал ей все. Я дал НАМ и нашим детям все!

Любишь ли ты меня?

И ведь в ее глазах это "Да" отражается заглавными буквами. Так почему же она мне ИЗМЕНЯЕТ?!!




Я знаю имя, фамилию, отчество, адрес, возраст, семейное положение, номер телефона, номер машины, место работы, метраж квартиры, размер противогаза и стоимость оторвать этому человеку оба его стремления к приятной жизни. Мне это несложно. Я не могу понять ее! Если я сейчас вышвырну ее за порог, она окажется на уровне той многолетней давности, когда букет цветов был величайшим подарком в жизни, а показанная полярная звезда - приобщением к общей тайне. Но ей-то уже далеко не восемнадцать, и трубочки уже не по 22 копейки... О чем она думает?

Ладно, пусть это будет месть. Да, она у меня далеко не единственная в жизни. Да, у меня были женщины, с которыми складывались более-менее длительные отношения. Да, черт возьми, я ей изменял! Но не надо забывать, кто я, а кто она. И кто мы друг для друга в этой жизни!

Так какого же черта я вдруг узнаю о том, что она "встречается" и "проводит время"? Мы достаточно долго живем вместе, чтобы взаимодействие из тактильно-вербальной сферы перешло в область ощущений. Я вижу ее. Я "вижу" ее насквозь. Я видел ее рост и тот момент, когда она остановилась. Нас слишком много связывает, чтобы я мог просто так ее выкинуть. Раньше мы росли вместе, сейчас - только я.

Меняясь, я научился приспосабливаться к ней, любить ее, "остающуюся" со мной, и я всегда к ней возвращаюсь. Получается, что, допуская эту женщину в собственный мир, я рисковал. И чем дальше, тем рисковал все больше и больше, открываясь ей. Узнавая меня, она обретала дополнительные рычаги воздействия на меня для получения желаемого. Я создал ей спокойную жизнь, так какого хрена ей надо?

Может быть, просто секс? У мужчины самая эрогенная зона - это мозги, у женщины самая эрогенная зона - это мужчина. Более эрогенного, чем я, для нее не существует, это без сомнения. Тогда может интрига, опасность, игра? А во что играем, Солнышко?

Основной женский инстинкт удовлетворен, дом - полная чаша, дети в надлежащих им сотах, ручей рядом и климат перманентно субтропический. То есть, задница полностью прикрыта, и переживать за ближайшие несколько поколений потомков не стоит. Но что же тогда свербит в этом объекте прикрытия?

Может врожденное, Дарвиным и Фрейдом неистребимое женское блядство, основанное на множественности самцов и стремлении к увеличению вероятности зачатия, так удачно купированное эволюцией до множественности оргазмов?

И трижды прав Ерофеев, произнося: "Каким бы ты ни был гением, ты не лишен вероятности того, что твоя жена может оказаться гулящей"? Я жил с ней много лет. Я растил ее под себя и думал, что знаю все, чего от нее можно ожидать… а выясняется, что проморгал самое главное.

И в какой момент пропала любовь? Я воспринимаю это только так. А может любовь не пропала? В безвыходной ситуации человек мобилизуется и открывает порою для самого себя целый ряд собственных возможностей. Я не ожидаю от своих людей квазипрорывов. Все они мною изучены и классифицированы. И я знаю, чего ожидать от них в критических ситуациях. Но собственную жену я так не анализировал.