В сложном механизме взаимодействия стран НАТО особую роль всегда играли две скандинавские страны - Швеция и Финляндия. Не являясь членами НАТО, они всегда отличались повышенной активностью соучастия в деятельности Альянса, являясь, по сути, его форпостом у северных рубежей России.

Считается, что Евросоюз (ЕС) и НАТО - родственники. Ведь из 28 членов Альянса только 6 не входят в ЕС. Так что связь между ними кровная. И всякое колебание, тем более - потрясение в одном из них масштаба brexit, резонирует в другом. Неудивительно, что после британского референдума появились разные версии на тему, как он аукнется в Альянсе. По одной из них - ЕС ослабнет, а НАТО - укрепится.

Подобно ЕС, НАТО - структура, не ограничивающаяся прямым членством: она окружила себя разнообразными орбитами, на которые притягивает в сферу своего влияния. Существуют такие хорошо или менее известные формы сотрудничества с ним, как партнерство ради мира (ПРМ), индивидуальный партнерский план, ускоренный диалог, план действий по членству. При этом три последних можно рассматривать как подготовительные ступени к членству. Ну а Партнерство - оно и есть партнерство. В этом качестве вплоть до апреля 2014 была даже Россия. Если посчитать участников всех этих форм интеграции, то к 28 членам добавляется еще 21 страна, из которых 10 считаются кандидатами (в том числе Казахстан, Армения, Азербайджан, Молдова, не говоря уже о Грузии и Украине).

В этом сложном механизме особую роль всегда играли две скандинавские страны - Швеция и Финляндия. Она выражается в том, что, в отличие от Норвегии, не будучи членами НАТО, а будучи всего лишь участниками ПРМ, они всегда отличались повышенной активностью соучастия в деятельности Альянса. Особенно Швеция.

Нейтралитет по-шведски

После поражения в войне с Россией 1808-9 годов Швеция вышла из баталий. И объявила «политику неприсоединения и нейтралитета» сакральной ценностью, которой придерживается уже более двух веков. Это - ее конституционная позиция.

Одним из атрибутов такой позиции считается наличие крепкой армии, способной к эффективной обороне. Подобно швейцарской, она строится на началах ополчения. То есть на основе краткого срока обязательной службы, но с регулярной переподготовкой. Это позволяет иметь небольшой постоянный контингент и мощный резерв. После реформы 2010, взявшей курс на профессиональную армию, ее численность сократилась примерно до 30 тыс. Но в случае конфликта можно мобилизовать от 570 до 600 тыс. человек. Шведские ВВС имеют более 160 боевых и 100 вспомогательных самолета, ВМС - 50 надводных судов и пять подлодок.

Другим условием является способность страны самой обеспечить себя оружием. И в этом шведы тоже преуспели. Ее ВПК производит практически все виды вооружения, за исключением ядерного. Начиная от винтовок Ak 5 и Ak 4 до истребителей JAS 39 Gripen. У Швеции собственные танки Strv 121 и Strv 122 и самоходные артиллерийские установки (в этом году военные приняли на вооружение первую серийную партию 155-мм САУ «Арчер» - совместная разработка с Норвегией, которая придет на смену буксируемой гаубице FH-77), переносные зенитно-ракетные комплексы, артиллерийские и морские радары.

Судоверфи страны выпускают военные корабли, включая корветы класса Visby и подводные лодки. Качество дизельных субмарин Gotland с двигателем Стирлинга столь высоко, что их даже на год арендовали американцы. Швеция является седьмым в мире экспортером оружия. Среди покупателей Норвегия, Нидерланды, Индия, ЮАР…и даже США и Великобритания.

Впрочем, в кругах шведского истеблишмента в последнее время зреет мнение, что в случае столкновения с Россией она вряд ли сможет сама себя защитить. И даже продержаться до прихода помощи. Да и придет ли она вообще?

Мы не в состоянии защитить себя в случае нападения русской армии. НАТО же ясно дала понять, что Швеция не может рассчитывать на военную помощь, если не будет являться членом организации. Мы не можем больше закрывать глаза на эту ситуацию. - говорится в заявлении либеральной Партии Центра.

И это притом, что, будучи страной внеблоковой, Швеция, однако, вряд ли может считаться нейтральной. Ее отношение к Альянсу - и на словах, и в поведении - всегда было заинтересованным. Вместе с финнами она сразу же (в 1994) подписалась под платформой ПМР, а в 2006 вошла в состав Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане. При этом активность ее участия в таких структурах всегда несколько зашкаливала за дипломатические рамки. Как в части географии: Афганистан, Ирак, Босния, Косово, Ливия, Конго и т.д., так и по ее интенсивности. Например, во время натовской операции в Ливии она занималась уже отнюдь не миротворческой деятельностью. Ее самолеты Griрen и Gulfstream IV совершили более 570 вылетов и обеспечили треть разведывательной информации (2,7 тыс. донесений). Это участие, в сущности, проводилось под полным патронажем НАТО - от размещения шведских самолетов на его военной базе на Сицилии до полной координации всех действий с его командованием.

Примечательно, что решение о применении ВВС за пределами страны легко проскользнуло через парламент, поскольку общественное мнение было враждебным к Кадаффи.

Особая роль Швеции во взаимоотношениях с НАТО проявляется и в форме созданного еще в 2009 г. Северного оборонного сотрудничества (Nordic Defence Cooperation - NORDEFCO), куда входят, помимо ее и Финляндии, три члена НАТО (Дания , Исландия Норвегия). Особенно интересна ее роль в качестве военного куратора стран Балтии. Не парадоксально ли, что, не будучи членом Альянса, шведы не только обеспечивают львиную долю поставок вооружения трем ее членам, но и занимаются реформированием их вооруженных сил под натовские стандарты!

Так что как часть Западного мира Швеция всегда консолидировалась с ним, а Россию рассматривала лишь как соседа, с которым стоит быть в добрых отношениях. И когда случился Крымнаш, она, не колеблясь, осудила Москву, присоединившись к санкциям. Реакция на новую ситуацию проявилась во множестве шагов. Вот только некоторые из них.

В апреле 2014 года скандинавские страны - Швеция , Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия - подписали документ о более тесном военном сотрудничестве. Этот пакт уже прозвали «Атлантическим мини-НАТО».

Шведы и финны одновременно запустили проекты милитаризации своих островов - Готланда и Аландских соответственно. Финский военный министр Юсси Ниинисте напрямую связал решение о размещении войск там с украинским кризисом и аннексией Крыма.

Обе страны в 2015 году участвовали в двух крупных учениях НАТО, Швеция предоставляла воздушное пространство для еще одного.

25 мая с.г. Риксдаг ратифицировал договор с НАТО о сотрудничестве, согласно которому его военные допускаются для участия в учениях на шведской территории. Кроме того, в случае начала войны в регионе Стокгольм готов одобрить размещение контингента НАТО.

Со своей стороны Россия, впавшая в имперско-реваншистскую истерику, ответила угрозами и демонстрацией силы. Полеты российских самолетов в провокационной близости от шведского воздушного пространства стали едва ли не повседневной забавой. Чего стоит, например, инцидент в июле прошлого года, когда были подняты в небо истребители для перехвата двух российских стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М вблизи острова Готланд .

Другой темой «выяснения отношений» стали российские субмарины, якобы шныряющие в шведских водах и обнаруживаемые то там, то здесь. В частности, вспомним ажиотаж в октябре 2014, когда в операции в поисках подлодки в зоне Стокгольмского архипелага была задействована целая флотилия. Чаще всего такие истории заканчиваются либо признанием в ложной тревоге, либо концы канут в воду, но сами по себе и мания куража, и мания преследования свидетельствуют о резком повышении градуса напряженности в отношениях двух стран.

Более резким стал и язык дипломатического общения. Когда в сентябре прошлого года пресс-дама российского МИД Мария Захарова предупредила о военно-политических последствиях присоединения к НАТО, шведский МИД вызвал российского посла в Стокгольме, где ему шведская дама - министр Маргот Валльстрем сделала внушение: «Мы являемся суверенным государством и самостоятельно принимаем решения относительно нашей политики в области безопасности» - объяснила она.

Это отразилось и на настроениях рядовых шведов. Социологи отмечают рост числа «атлантистов»: их стало около 40%. Но всё же пока они в меньшинстве. Поэтому голоса «атлантистов» публично звучат лишь на уровне отдельных партий или «частных мнений». Примером может служить предложение либералов (Партии Центра) пересмотреть нейтральный статус страны. А власти продолжают повторять мантру о приверженности табу на военные блоки. Оно подтверждено и в программе нынешнего правительственного кабинета Стефана Левена. Эту установку он подтверждает и сейчас, объясняя тем, что Риксдаг все равно не утвердил бы вхождение в НАТО.

Примечательно, что даже после утверждения парламентом договора о сотрудничестве с НАТО нынешний военный министр Петер Хульквист счел нужным заверить:

Эта сделка не изменит ни наших отношений с НАТО, ни основ нашей оборонной политики. Мы не будем вступать ни в какие альянсы, и ни один солдат НАТО не ступит на шведскую землю без приглашения.

Нейтралитет по-фински

Еще сложней ситуация в Финляндии. Казалось бы, историческая память, причем совсем свежая, должна толкать финнов навстречу НАТО гораздо сильней, чем шведов. Однако вместо обид и старых счетов в послевоенный концепт они заложили внеблоковую парадигму с еще большей основательностью, чем их сосед. Со своей стороны, СССР и Россия поспособствовали тому, чтобы превратить «дружбу с Финляндией» в эталон двусторонних отношений.

Договор 1948 и его новая редакция 1991 года позволили финнам сохранить себя как часть западного мира. И одновременно получить ренту в виде обильных заказов для своей промышленности и сырье для нее по бросовым ценам, по совокупности немало способствующими «финскому экономическому чуду». Такой опыт закрепил в сознании упертых по характеру финнов убеждение, что именно «нейтралитет» является гарантом их безопасности.

Как и в Швеции, Крымнаш стал катализатором порчи этих отношений. Тогдашний премьер Юрки Катайнен (2011-2014) заявил в марте 2014 в интервью немецкой газете Der Tagesspiegel, что его страна не является нейтральной стороной российско-украинского конфликта.

Более того, он едко прокомментировал совет Генри Киссинджера Украине придерживаться «финляндизации» и сохранять нейтралитет. Он сказал, что Киссинджер видит Финляндию страной времен холодной войны, хотя она уже почти двадцать лет входит в ЕС. «Мы больше не занимаем нейтральную позицию, хоть и не входим ни в какой военный союз», - сказал он. Катайнен добавил также, что Финляндия рассматривает возможность вступить в НАТО в качестве полноправного члена, и решение о вступлении в североатлантический союз не зависит от желания страны сохранить хорошие отношения с Россией.

Социологи (в частности, из агентства Taloustutkimus) зафиксировали, что Крымнаш отразился и на отношении к НАТО. Число «атлантистов» подросло. Особенно это заметно среди офицерства (до 50%). Но в целом абсолютная доля их остается еще ниже, чем в Швеции (рост с 20 до 30%).

И это является главной причиной того, что политическая элита все еще проявляет сдержанность в части смены курса. Парадокс состоит в том, что даже будучи «атлантистами» (а к таковым можно отнести и бывшего премьера Александра Стубба (2014-15) с его военным министром Карлом Хаглундом, и нынешнего президента Саули Нийнисте), ее представители, встав у руля, вынуждены подтверждая верность классическому курсу.

«Пусть лично я и выступаю за членство моей страны в НАТО, однако не думаю, что для этого наступил подходящий момент. К тому же надо понимать, что эту идею одобряют лишь 25% финнов», - заявил Стубб, придя к власти. На выборах 2006 Нийнисте агитировал за НАТО. Но тогда победил нейтрал Таря Халонен. А сегодня в ранге президента он вынужден объяснять «младшим братьям» эстонцам, что такой вопрос можно решать только путем референдума. Только какой смысл его затевать, когда отрицательный ответ итак очевиден. Поэтому президент считает, что благоприятный момент для вступления в НАТО был в начале 90-х. Но он был упущен.

Вот и нынешний премьер Юха Сипиля настроен весьма скептически: «Маленькие страны не так часто меняют свои базовые политические принципы, долгосрочность для них более значима, чем для крупных государств», - заявил он в одном из своих интервью.

Однако сегодня, как и в шведском случае, внеблоковость Финляндии вовсе не означает ее нейтралитет. Как и Швеция, она вступила и в ЕС, и присоединилась к ПРМ, а в 1997 - к Совету Евроатлантического сотрудничества в качестве страны-партнера. Соответственно, как и шведы, финны добросовестно отправляли своих солдат в самые разные миротворческие миссии НАТО и ЕС. А ее армия по оценкам экспертов полностью соответствует натовским стандартам.

Кстати, финская армия оценивается экспертами как более мощная, чем шведская. В ней 35 тыс. чел. регулярных сил и до 900 тыс. резерва, 60 боевых самолетов (истребители - финская калька американского FA-18 Hornet), около 250 танков и других боевых машин, более 40 судов. Правда, техника в основном импортная, а флот намного уступают шведскому (в основном катера и полное отсутствие подводных лодок). Но этих сил едва ли достаточно, чтобы выдержать вторжение со стороны России. Поэтому приобщение к 3,3-миллионным силам НАТО, конечно, тот весомый аргумент, который используют «атлантисты».

Ну и…

Так насколько вероятно продвижение НАТО к России с севера? Этот вопрос в который раз уже задают себе и авторы специального доклада финского МИД, в котором по полочкам разложен пасьянс «за» и «против» НАТО. Как и в нашем раскладе, в нем, в сущности, аргумент «против» лишь один. Но он свинцово перетягивает все «за»: скандинавы боятся и не хотят ссориться с Россией. Уходя от прямого ответа, авторы текста заключают его в форме пожелания: если уж входить, то непременно нужно вместе со шведами.

Это, кстати, фиксируют и понимают с той стороны, что проявляется в сочетании все более страшных пугалок с советами быть с соседями помягче и повежливее. Практически это выражается в рекомендации не сильно распространяться на счет активности участия соседей в натовских мероприятиях. Мол, чем бы ни тешились, лишь бы не перешли красные метки.

Метки имеются в виду две. Невступление. И табу на размещение натовских баз.

Эти две метки, особенно - вторая, и есть психологические и политические табу, которые вгрызлись в менталитет шведов и финнов. И пока нет признаков того, что в ближайшей перспективе со стороны скандинавских элит последуют какие-то резкие движения в части формализации отношений - просто потому, что они не получат электоральной поддержки.

Другой вопрос - насчет нейтралитета. Но как явствует из реальной практики, его давно уже де факто не существует. И тут возможны самые тесные формы «работы с НАТО», не будучи в нем. Причем, возможно, даже с тайного одобрения самого Брюсселя. Ведь вступление Швеции и Финляндии чревато реальной военной конфронтацией, которая в Европе никому не нужна. Но есть ведь еще американский игрок.

Что возобладает - «мягкая» или жесткая сила? И загнется ли натовская подкова на Север? Нынешний процесс - с двусторонним движением. И пока у самих скандинавов критическая точка еще не пройдена. Так что альтернативность путей сохраняется.

Если взглянуть на карту Балтийского моря, где обозначены участки проведения учений, окажется, что… кораблей НАТО и сотрудничающих с ним Швеции и Финляндии там больше, чем кораблей Балтийского флота. Если подсчитать военных, которые принимают участие в сентябрьских учениях Запада, их окажется больше, чем официальных участников учений России и Белоруссии. В странах Балтии и северо-восточном регионе Польши находится, правда, меньше самолетов, чем на маневрах восточных соседей, но их в любом случае больше, чем обычно.

НАТО не стало безучастно следить за шагами потенциального противника а, какое совпадение, решило провести серию учений со странами-партнерами, которые покажут России, что Балтийское море и прибрежные территории — это не ее собственность. Роли поменялись: теперь уже Москва с показной тревогой следит за Западом и распространяет в своих СМИ тревожные сообщения о масштабе западных учений.

Швеция нужна НАТО, НАТО нужно Швеции

Больше всего шума наделало военное пробуждение Швеции. Сентябрьские учения Aurora не просто стали самыми крупными с момента окончания холодной войны: они в беспрецедентном масштабе интегрируют оборонную систему Швеции с НАТО и соседней Финляндией, с которой Стокгольм подписал специальное временное соглашение.

Шведы, суровый народ с военными традициями, с которыми мы познакомились на собственном опыте, не на шутку испугались, когда после того, как Россия напала на далекую Украину, российские бомбардировщики и подлодки стали появляться в окрестностях Стокгольма. Это совпало с появившимися в прессе алармистскими статьями, рассказывавшими о бедственном состоянии шведских вооруженных сил. Поэтому шведы взяли себя в руки и запланировали учения с привлечением 19 000 человек, чтобы отработать план действий на случай атаки с востока и захвата агрессором острова Готланд, который считается стратегически важным пунктом для контроля над Балтикой. Разнообразные военные сценарии показывали, что захват Готланда и размещение там мобильных ракетных систем дальнего действия заблокирует возможность проведения авиационных и морских операций в радиусе 500 километров и перекроет коридор доступа к странам Балтии и северу Польши. В гипотетической битве за так называемый Сувалкский перешеек это может оказаться вопросом жизни и смерти.

Швеция, конечно, не входит в НАТО и, в отличие от Финляндии, даже не рассматривает сейчас перспективу членства, однако, для интегрированного в военном плане Запада она остается дружественно-нейтральной страной, которая в случае серьезного кризиса или войны наверняка поведет себя достойно. Взвесив все за и против, шведы сами признали, что без американцев и НАТО противостоять российской агрессии они не смогут. Поэтому в своей оборонной политике они (вне зависимости от отношения к нынешнему президенту США) делают ставку на американцев и укрепление двусторонних отношений с членами Альянса. Появляются сообщения, что именно Швеция после Румынии (и раньше, чем Польша) получит зенитно-ракетные комплексы Patriot, которые, впрочем, принимают участие в учениях Aurora в виде одной батареи, приехавшей из Германии.

Контекст

ВоенТВ 15.09.2017

Ответ Украины на учения «Запад-2017»

День 14.09.2017

«Запад-2017» vs учения НАТО

TUT.BY 14.09.2017

«Запад-2017»: кто нагнетает панику

Delfi.lv 14.09.2017
Карта не даст соврать: без помощи шведов НАТО не сможет сохранить полный контроль над Балтийским морем. В свою очередь, Швеция без НАТО, а в особенности Дании, Германии и расположенной ближе всего Норвегии не сможет обеспечить себе такой уровень безопасности, к какому она привыкла. В сентябре проходят также морские учения Northern Coasts, благодаря которым силы НАТО в Балтийском море превосходят по численности российские. Это 50 кораблей из 16 стран, в том числе постоянная военно-морская группа Альянса (три фрегата), а также силы специального назначения, самолеты и вертолеты, которые способны проводить самые разные надводные и подводные операции в условиях интенсивного конфликта, то есть столкновения с Россией. Если задуматься, когда в Балтийском море в последний раз появлялось столько натовских моряков, окажется, что это было… в июне при проведении учений Baltops.

Если Альянс во второй раз за несколько месяцев отправляет в один и тот же регион такие морские силы, это означает, что роль Балтики возросла, а усиленное присутствие Альянса приобретает там постоянный характер. Омрачил эти учения лишь инцидент в порту Карлскруна, унесший жизнь польского моряка.

Американские военные в Польше

Лучше всего, однако, решили подразнить Россию в свойственном им стиле американцы. Не обращая особенного внимания на учения «Запад», они начали перебрасывать в Польшу новую смену своей танковой бригады, которая находится у нас на ротационной основе. 3-я бригадная боевая группа 4-й пехотной дивизии США из Колорадо, которая провела на польской земле девять месяцев, отправится домой, а к нам прибудет 2-я бригадная боевая группа 1-й дивизии пехоты из Форта Райли в Канзасе.

Пребывание в Польше для американцев — это все еще новый опыт, поэтому в социальных сетях появляются записи с тревожными вопросами. Впрочем, я не нашел ни одного, который бы касался учений «Запад». Речь идет, скорее, о том, будет ли зарядное устройство для iPhone работать в польских розетках, стоит ли взять с собой дополнительный матрас или одеяло и, в целом, дикая ли страна эта Польша. Более опытные коллеги отвечают: все работает, морозов нет, а страна прекрасная. Об угрозе российского нападения — ни слова.

Особенного внимания заслуживает, однако, не то, что происходит в интернете, а то, что мы видим в воздухе и на воде. Когда в январе на свое первое дежурство заступала бригада из Колорадо, ролкеры доставили танки Abrams, БМП Bradley и самоходные гаубицы Paladin в известный со времен холодной войны безопасный западно-немецкий порт Бремерхафен. Между тем накануне учений «Запад», которые наводят на всех страх, огромный корабль, скрывающий в своем брюхе американскую технику, прибыл в польский Гданьск.

Это вдвое ближе к Жагани, чем Бремерхафен, а, напомню, что скоро американцам придется перебросить в Польшу машины для еще одной бригады, которые разместят в Повидзе. Так что лучше своевременно отработать выгрузку «железа» в гданьском порту, где подобных операций никогда раньше не проводилось. В течение всего сентября в Польшу будут прилетать зафрахтованные американской армией самолеты, которые привезут 3 500 военных. С аэродромов на базы их доставят автобусы, заказанные у частных польских перевозчиков. Если бы солдатам угрожала какая-то опасность, ни полетов, ни таких поездок мы бы не увидели.

Между тем американцы на всякий случай повышают бдительность. На натовское дежурство в Литве они отправили не, как обычно, четыре, а семь истребителей F-15. Эти дьявольски быстрые и отлично вооруженные машины будут способны перехватить любой самолет военно-воздушных сил России. Пилоты окрестили их mighty-mighty, что, пожалуй, не требует перевода.

По стечению обстоятельств в то же самое время британцы направили в Эстонию два своих истребителя Eurofighter, которые составят компанию бельгийским F-16. Они тоже способны развить достаточную скорость, чтобы прогнать российские Су-30. Миссия НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии внезапно начала разрастаться, хотя формального приказа наращивать силы, не было. Кроме того, польские F-16, которые должны были вернуться на базу Познань-Кшесины на несколько недель остановились в Мальборке. До Калининграда оттуда чуть больше 100 километров, для летящих на полной скорости F-16 — одно мгновение. Интернет-пользователи сообщают, что у белорусской границы появились какие-то невероятные лагеря наших военных радиотехников. Можно верить, можно не верить: на фотографиях видны какие-то палатки и антенны. Но это все наверняка чрезвычайно секретно.

Польша проводит собственные учения

Впрочем, можно сказать, что Польша сама устраивает более масштабные учения, чем «Запад». В маневрах Dragon примут участие 17 тысяч человек. Напомню, что по официальным сообщениям России и Белоруссии, в их учениях задействовано чуть меньше 13 тысяч военных. Никто в НАТО, конечно, в это не верит, но именно такие данные они сообщили ОБСЕ, которая следит за учениями в Европе.

Формально польские учения — это не ответ на «Запад», однако, в военном плане они будут в общих чертах повторять прошлогодние маневры Anaconda, которые очень рассердили Россию. Она увидела, что американские десантники могут сесть на родине в свои самолеты и высадиться в поле под польским Торунем; что на строительство переправы через Вислу нашим союзникам нужно полчаса, а пройти через нее может целая танковая бригада; что американские танки Abrams отлично чувствуют себя в условиях Центральной Европы и все, что им требуется, — это камуфляж в цветах нашего леса, а не иракской пустыни. Учения Dragon будут не столь масштабными, но в них примут участие военные, только что приплывшие из США в Гданьск. Балтийское море вновь окажется в центре внимания, поскольку на маневрах будут отрабатывать сценарий конфликта вокруг поставок энергоресурсов.

НАТО начало реагировать на российские военные учения. Однако оно до сих пор не может перебросить за три дня сто тысяч человек или внезапно поднять на ноги любую бригаду. В плане поддержания постоянной боевой готовности Россия продолжает сохранять преимущество. Тем не менее Кремль наверняка заметит пробуждение Альянса и, возможно, придет к выводу, что конфронтация не имеет смысла. Важно, чтобы НАТО не решило почить на лаврах и не позволило обмануть себя российской «деэскалацией», симптомы которой мы наблюдаем.

Зачем России «Запад»

Если учения «Запад» будут иметь именно такой размах, как россияне обещали ОБСЕ, в западных странах могут решить, что Россия заслуживает доверия, а с санкциями пора покончить. Вслед за этим может последовать согласие на появление в Донбассе «голубых касок». После того, как позиция Асада в разрушенной Сирии укрепится, россияне будут готовы уйти с Ближнего Востока, такую показную операцию они уже однажды устраивали. Если одновременно они обещают Дональду Трампу «решить» дело с Северной Кореей, американский президент сможет пойти на сделку. Очевидно, что военная составляющая «Запада» не имеет особого значения, ведь России и так постоянно проводит учения. «Запад» — это карта, которую Москва использует в широкой, возможно, даже глобальной игре. Но карточный стол мы должны контролировать сами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Исследование шведского сотрудничества с другими странами в области обороны и безопасности показало, что членство в военном альянсе повлечет за собой определенные последствия.

Новостное агентство TT ознакомилось с докладом посла Кристера Брингеуса (Krister Bringéus), который в скором времени будет представлен общественности. Брингеус не занимает конкретной позиции по вопросу о том, следует ли Швеции стать членом НАТО, но это и не было целью его работы. Напротив, он разбирает плюсы и минусы такого решения.

Контекст

Угроза для Швеции - терроризм, а не Россия

Dagens Nyheter 08.08.2016

Нейтралитет - лучшая защита от России

Nyheter24 02.06.2016

Финляндия - пример для Швеции

Expressen 17.04.2016

Сдерживающий эффект

Самым очевидным последствием станет устранение неопределенности вокруг действий Швеции в сотрудничестве со странами НАТО в случае конфликта на Балтийском море. «Судя по всему, способность совместно сдерживать конфликты возрастет», говорится в исследовании.

Но трудно сказать, насколько значительным будет этот эффект, замечает Брингеус. По его словам, надо обдумать и вероятное развитие нынешнего сотрудничества Швеции с НАТО и внеблоковой Финляндией. Эксперт считает, что углубление военного сотрудничества с Финляндией также может дать серьезный сдерживающий эффект в регионе.

Российский удар?

Предположение, что Россия нападет именно на Швецию, с практической точки зрения не выдерживает никакой критики. Более реальный сценарий, который, однако, тоже представляется маловероятным — это втягивание Швеции в военный конфликт вследствие нападения России на страны НАТО Эстонию, Латвию и Литву.

По оценкам экспертов, у России есть военная возможность подчинить себе Прибалтику всего за несколько дней. Тогда, а может, и на более ранней стадии, Россия захочет разместить свои системы ПВО на территории Швеции, например, на острове Готланд, чтобы не пускать самолеты НАТО в воздушное пространство над Балтикой.

Недостатки шведской обороны

Автор исследования констатирует, что общее изучение шведской обороноспособности сегодня выявляет «значительные недостатки», несмотря на то, что страна имеет высококлассные боевые самолеты и подводные лодки. По оценкам, Швеция зависима от помощи иностранных партнеров. Однако пройдет не менее трех недель, прежде чем Америка сможет доставить в Швецию подкрепление с тяжелой наземной техникой.

Но членство в НАТО — не панацея для решения шведских оборонных проблем. «Первая линия обороны стран НАТО — это национальные ресурсы», подчеркивается в докладе.

Страна получит гарантии

Даже если Швеция вступит в НАТО, размер военного бюджета все равно устанавливается парламентом страны. Конечно, НАТО призывает всех членов стремиться к расходам на оборону в размере 2% от ВВП, но это лишь рекомендация. Всего пять из 28 стран НАТО придерживаются заданного уровня.

С другой стороны, Швеция как член НАТО получит гарантии защиты и сможет участвовать в оперативном планировании в свете вероятных конфликтов в Балтийском регионе. Оперативное планирование показывает потенциальному агрессору, что принимаются меры, чтобы противостоять угрозе, так что оно тоже действует как средство сдерживания.

Швецию охотно примут

По мнению эксперта, Швецию охотно примут в НАТО, и весь процесс рассмотрения шведской заявки займет 12-15 месяцев. Но, скорее всего, это приведет к политическому кризису в отношениях с Россией, причем «масштаб сложно предугадать».

Однако российская реакция, вероятно, не выйдет за пределы жестких высказываний, попыток воздействия, экономических мер и военных угроз. В конце концов, Россия смирится с фактом расширения НАТО, предполагает автор исследования.

Если вступление Швеции в НАТО приведет к размещению натовских установок на шведской земле, Россия может начать стягивать силы в Балтийский регион. Но сейчас, по мнению автора доклада, нет никаких признаков того, что НАТО заинтересована в размещении ядерного оружия на территории Швеции.

Выводы исследования

Совместная способность Запада сдерживать конфликты возрастет.

Вступление Швеции в НАТО заставит Россию наращивать вооружения.

Нет признаков того, что НАТО захочет разместить в Швеции ядерное оружие.

Как член НАТО Швеция сможет выстраивать оборонную политику в рамках альянса.

Вступление в НАТО не восполнит недостатки шведской обороноспособности.

Вступление в НАТО не вызовет значительных экономических последствий в военной сфере.

Заявка Швеции на членство в НАТО приведет к политическому кризису в отношениях с Россией.

Область политической и дипломатической деятельности Швеции уменьшится незначительно.

Как члену НАТО Швеции станет сложнее продвигать идею о международном запрете ядерного оружия.

Финские власти не собираются отказываться от своего нейтрального статуса, сообщили «Известиям» в министерстве обороны Финляндии . Присоединение страны к НАТО поддерживает не более 30% населения. Кроме этого, в Хельсинки не считают, что Россия представляет угрозу национальной безопасности страны. Однако, как полагают эксперты, Запад так или иначе попытается заставить Финляндию примкнуть к Североатлантическому альянсу.

Финляндия - одна из немногих европейских стран, которая входит в состав ЕС , но при этом не является членом НАТО. Так же как Ирландия , Швеция и Австрия , Хельсинки придерживается нейтралитета. Несмотря на это, финское правительство периодически заявляет, что не исключает присоединения страны к НАТО. Впрочем, специальный советник министра обороны Финляндии Юха Мартелиус заявил «Известиями», что страна никогда всерьез не рассматривала возможность присоединения к военно-политическому блоку.

Идею вступления в НАТО поддерживает приблизительно 25–30% населения, но не более того. Поэтому потенциальное присоединение Финляндии к Североатлантическому альянсу не находится в политической повестке дня. Такое решение не может приниматься без явной поддержки большинства населения. Кроме этого, Россия никогда не рассматривалась в Финляндии как угроза. Даже в новой Белой книге по обороне, которая вышла несколько месяцев назад, о России как об угрозе не говорится, - пояснил Юха Мартелиус.

Окончание холодной войны и расформирование Организации Варшавского договора не остановили политику экспансии НАТО на восток. В результате расширений в 1999, 2004 и 2009 годах натовские базы и военнослужащие оказались у самых границ России. Несмотря на озабоченность, которую неоднократно выражала Москва , представители военного альянса продолжают убеждать Кремль в том, что принятие новых членов не нацелено против России, а осуществляется лишь для укрепления общей безопасности. Продолжая поглощать одну европейскую страну за другой, НАТО фактически создает «разделяющую линию» между Европой и Россией. А формируя на территории вновь присоединившихся государств натовскую военную инфраструктуру, альянс провоцирует напряженность, ведь Москва вынуждена принимать необходимые контрмеры для удержания баланса сил.

Финляндия имеет с Россией границу длиной 1340 км. Именно этот фактор играет ключевую роль для НАТО.

Безразличие натовских чиновников к мнению граждан демонстрирует недавнее решение о вступлении в альянс Черногории - страны, где большая часть населения весьма негативно относится к подобной перспективе. Поэтому нельзя ожидать, что антинатовские настроения в финском обществе будут служить стопроцентным препятствием для присоединения страны к альянсу. Тем не менее пока финское правительство сохраняет нейтралитет, который предоставляет стране более широкие возможности сотрудничества с другими государствами. Однако нельзя исключать, что в перспективе США усилят давление на Хельсинки с целью добавить в натовскую копилку еще одну страну, граничащую с Россией.

11/01/2018

По прошествии двадцати лет сотрудничества с НАТО, начав с «Партнерства ради мира» в 1994 году, Швеция стала одним из пяти партнеров, которым были предоставлены расширенные возможности для диалога и сотрудничества с НАТО на саммите организации в Уэльсе в 2014 году, в котором мне впервые довелось участвовать в качестве посла Швеции при НАТО. Статус партнера с расширенными возможностями предоставил платформу для развития более гибких и индивидуальных отношений, помимо других форматов партнерства. Это совпало с российской незаконной аннексией Крыма и военным вмешательством на востоке Украины, а также с принятием нашего закона об обороне на период с 2016 по 2020 годы. Необходимость пересмотреть нашу собственную оборонную политику в сочетании с серьезным сигналом, свидетельствующим о готовности европейской страны нарушить существующий порядок безопасности с помощью военной силы, придали импульс новой платформе партнерства.

Восстановление равновесия в национальной обороне

В Швеции, как и в большинстве европейских стран, события 2014 года снова вывели политику обороны и безопасности на первый план политической повестки дня. С окончанием «холодной войны» зародилась концепция воцарения вечного мира, и в последовавшие за этим десятилетия национальной обороне уделялось меньше внимания. В связи с отсутствием четких угроз нашей национальной безопасности мы постепенно отказались от предыдущей концепции мощной национальной обороны, призванной не допустить и предотвратить возможное полномасштабное вторжение. Сменившие затем друг друга правительства сокращали оборонный бюджет. Первоочередной задачей стало внесение вклада в международные миссии, нацеленные на обеспечение стабильности в Европе и в соседних регионах. Оборона страны была переведена на более гибкие и скромные рельсы, при этом особый упор делался на экспедиционные войска.

Шведская офицер по связи и взаимодействию служит в составе Международных сил содействия безопасности под руководством НАТО в Афганистане, миссия которых закончилась в декабре 2014 г. © Министерство обороны Швеции

В настоящий момент наш самый крупный международный военный вклад – в Мали (МИНУСМА). За истекший период более 80 000 шведских мужчин и женщин служили в миссиях по поддержанию мира, проводившихся ООН, ЕС и НАТО в различных точках мира. Швеция участвовала во всех операциях под руководством НАТО, проводившихся по мандату ООН, и по-прежнему оказывает активную поддержку Силам для Косово на Западных Балканах и миссии «Решительная поддержка» по учебной подготовке, консультированию и содействию национальным силам безопасности и учреждениям в Афганистане. Это имеет принципиальное значение для повышения оперативной совместимости между вооруженными силами Швеции и международными партнерами, и это также должно восприниматься как проявление международной солидарности.

По окончании эпохи «холодной войны» (1949-1989) и в последующие десятилетия НАТО уделяла основное внимание международным миссиям по кризисному регулированию, и наш новый статус партнера с расширенными возможностями также совпал с решением НАТО адаптироваться и перенаправить свое внимание в соответствии с новыми реалиями. Ухудшение условий безопасности и необходимость для НАТО сосредоточиться на коллективной обороне и обороне Европы подчеркнули нашу общую заинтересованность в еще более тесной совместной работе. Тот факт, что район Балтийского моря надо воспринимать как один стратегический район, стал естественным движущим фактором расширения нашего сотрудничества.

Швеция наметила три первоочередных направления: политические консультации, учения и обмен информацией. За последние три года мы проделали огромную работу по всем ним. На встрече на высшем уровне в Варшаве в 2016 году НАТО подчеркнула, что необходимо развивать регулярные политические консультации, обмениваться информацией об обстановке и проводить совместные учения с Финляндией и Швецией. Работа с коллегами из стран НАТО и сотрудниками НАТО по данной повестке дня была для нас поучительной и полезной.

Вызовы миропорядку

Общие вызовы, стоящие перед нами, масштабны и сложны, как никогда за последние десятилетия. Региональные державы и негосударственные субъекты проверяют свою силу на соседях, других государствах и международных учреждениях. Угроз множество, и они более сложны. Готовность и боеспособность вооруженных сил будут и впредь сохранять жизненно важное значение, но их будет недостаточно, чтобы действовать в ответ на террористические, кибернетические или гибридные угрозы. С ними можно справиться только расширяя международное сотрудничество, а не сворачивая его.

Шведские войска участвуют в учениях НАТО «Балтопс – 2015».

В этой связи отрадно отметить недавние шаги вперед в сотрудничестве между НАТО и ЕС. Швеция вместе с рядом других государств-членов ЕС заявила о своем намерении присоединиться к новому Постоянному структурированному сотрудничеству (ПЕСКО) – структуре и процессу, в основе которых лежит договор и которые призваны углубить сотрудничество в области обороны и безопасности в Европейском союзе между теми государствами, которые способны и готовы к этому. Европейский союз, НАТО и США, вместе с глобальными партнерами должны и впредь отстаивать миропорядок, основанный на международном праве и уважении прав человека. Прочная трансатлантическая связь важна для стабильности НАТО и Европы. Действуя вместе на международных площадках, при проведении операций и учений мы повышаем порог, ограждающий нас от агрессии.

Наряду с уставом ООН принципы и обязательства Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) образуют нормативно-правовую основу европейской безопасности. При этом важнейший элемент – право всех государств на территориальную целостность и на самостоятельный выбор политики безопасности, включая принцип, согласно которому границы стран нельзя менять с помощью силы. Швеция приветствует Европейскую инициативу сдерживания, выдвинутую США, а также усиленное присутствие НАТО в районе Балтийского моря, что способствует региональной стабильности в целом. Среди ответных мер, принятых Швецией в связи с агрессивной военной линией и непредсказуемыми действиями России: укрепление национальной обороны и расширение сотрудничества в области безопасности. В сочетании с активной дипломатией посредством диалога это дает возможность вновь заявить о нашей неизменной поддержке международного права, демократических ценностей и принципов.

Преобразование оборонной политики Швеции

Обеспечение безопасности нашей страны – наша основная обязанность, и это непосредственно связано с миром и стабильностью на севере Европы. В этом году правительство Швеции приняло стратегию национальной безопасности – рамочный документ, в котором определены национальные интересы и угрозы в различных областях. Оборонная политика Швеции сосредоточена на двух направлениях: модернизация военного потенциала страны и углубление сотрудничества с другими странами и организациями. Эта политика пользуется широкой поддержкой со стороны парламента.

Швеция инвестирует в новые силы и средства, в частности новое поколение самолетов-истребителей Gripen («Грипен»). Фото любезно предоставлено Luftstridsskolan and Forsvarsmakten

С 2015 года наметилась новая тенденция в оборонных расходах Швеции. Тогда правительство впервые за более чем два с половиной десятилетия приняло решение об увеличении оборонных расходов на 11 процентов до 2020 года. В этом году с заключением многостороннего соглашения бюджет вырос еще больше, и таким образом за пять лет он увеличится в общей сложности на 17 процентов.

В настоящий момент Швеция создает сеть оборонного сотрудничества. У нас давно сложились особые отношения с Финляндией – страной, которая, как и мы, не присоединилась к военным союзам и является партнером с расширенными возможностями. Вместе мы планируем совместные действия в мирное время и не только. Мы работаем в тесной увязке с североевропейскими и балтийскими странами, а также с Германией, Польшей, Соединенным Королевством и США.

Призыв, силы и средства, устойчивость

В этом году правительство Швеции решило вновь ввести систему набора по призыву. Призыв для мужчин и женщин начнется 1 января 2018 года, и в первый год планируется набрать около 4000 человек.

Среди примеров наших первоочередных задач – обеспечение вновь военного присутствия на острове Готланд и более активная учебная подготовка и учения. Участие в самых продвинутых и комплексных учениях НАТО принципиально важно для повышения оперативной совместимости и подготовки к возможной координации в будущем со странами-партнерами. Строятся две подводные лодки следующего поколения. Будут вложены дополнительные инвестиции в силы и средства противолодочной борьбы. Что касается противовоздушной обороны, мы и впредь будем вкладывать средства в создание нового поколения самолетов-истребителей Gripen («Грипен»), и недавно правительство приняло решение о начале процесса закупок комплекса ПВО «Патриот». Окончательное решение о закупках ожидается в 2018 году.

Основной приоритет в законе об обороне – повысить боеспособность вооруженных сил, что также предусматривает возрождение подхода к обеспечению безопасности с участием всего правительства, укрепление устойчивости в соответствии с семью базовыми требованиями, принятыми НАТО на встрече на высшем уровне в Варшаве.

Все эти меры четко обозначают, что мы серьезно подходим к вопросу безопасности.

Неприсоединение к военным союзам не означает нейтралитет

Хотя Швеция до сих пор не присоединилась к военным союзам, она больше не стремится к нейтралитету в случае конфликта, как во время «холодной войны». Тогда наша доктрина гласила, что в мирное время мы не состоим в военных союзах, чтобы сохранять нейтралитет в случае войны. Когда в 1995 году мы вступили в Европейский союз, наша бывшая доктрина нейтралитета устарела, особенно с подписанием в 2007 году Лиссабонского договора и статьи 42.7 этого договора (которая обязывает государства-члены ЕС оказывать содействие и поддержку всеми средствами государству-члену, подвергшемуся нападению, в соответствии со статьей 51 Устава ООН).

С 11 по 29 сентября 2017 года Швеция провела свои самые крупные за более чем двадцать лет военные учения – «Аврора – 17». На фото – батальон морского десанта передвигается в боевом порядке по южному архипелагу Швеции, географическое местоположение которого имеет важнейшее стратегическое значение для защиты столицы страны – Стокгольма.
© Вооруженные силы Швеции

В 2009 году парламент Швеции единодушно принял заявление о солидарности, которое с тех пор стало частью нашей доктрины безопасности. В заявлении в частности сказано: «Швеция не состоит ни в одном военном союзе. Оптимальный способ избежать угроз миру и нашей безопасности – действовать сообща и сотрудничать с другими странами. Невозможно представить себе военные конфликты в нашем регионе, которые коснулись бы лишь одной страны. Швеция не будет оставаться пассивной, если какое-либо государство-член ЕС или североевропейская страна пострадает от бедствия или подвергнется нападению. Мы ожидаем, что эти страны поступят аналогичным образом, если пострадает Швеция. И поэтому Швеция должна быть способна предоставлять военную поддержку и получать ее. »

В 2016 году правительство приняло закон о «Меморандуме о взаимопонимании о поддержке принимающей страны». Цель этого меморандума с НАТО – сделать так, чтобы Швеция как принимающая страна могла оказывать эффективную поддержку военным мероприятиям на территории Швеции в связи с учениями, кризисами или военными операциями в Швеции и в близлежащем районе. В сентябре этого года мы провели учения «Аврора», в которых участвовали ряд европейских стран и США. Эти учения стали самыми крупными военными учениями Швеции более чем за двадцать лет: в них было задействовано почти 20000 военнослужащих и более 40 организаций. При планировании и проведении этих учений мы руководствовались принципом транспарентности. В соответствии с Венским документом (соглашение между государствами-участниками ОБСЕ, предназначенное для осуществления мер укрепления доверия и безопасности), были приглашены международные наблюдатели, в том числе из России и Беларуси.

Надежный партнер, но не член

В результате положительной оценки первых лет нашей работы в качестве партнера с расширенными возможностями этот статус был продлен еще на три года. Я убежден, что мы сможем продолжать развивать наше сотрудничество дальше. Хотя в основе лежит общность наших интересов и ценностей, мы также должны учитывать политические и военные ограничения, проводящие различие между странами-партнерами и странами-членами НАТО. Мы с нетерпением ждем консультаций со странами НАТО и должностными лицами организации о возможных последующих шагах и первоочередных задачах. В заключение позвольте высказать признательность за щедрую поддержку, оказанную нам коллегами из стран НАТО и сотрудниками организации в деле дальнейшего продвижения вперед нашего партнерства!

Посол Малмквист поступил на дипломатическую службу Швеции в 1984 году; в 2014 году назначен послом при НАТО; до этого недавно занимал должности генерального директора по странам Северной и Южной Америки в МИДе Швеции и посла Швеции в Греции.

Публикации «Вестника НАТО» необязательно отражают официальную позицию или политику правительств государств-членов НАТО или самой организации.

Посол Малмквист поступил на дипломатическую службу Швеции в 1984 году; в 2014 году назначен послом при НАТО; до этого недавно занимал должности генерального директора по странам Северной и Южной Америки в МИДе Швеции и посла Швеции в Греции.