Вопросы по столыпенским реформам. 1.Вопросы по столыпенским реформам.





В.В Шултгин, политический деятель, твердый сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила в России под лозунгом: "Все для народа - вопреки народу" Согласны ли вы с ней!?

Вопросы по столыпенским реформам.

1. Каковы политические,социальные и экономические причины разрушения крестьянской общины?
2. Как отнеслось к аграрной реформе крестьянство? Объясните позицию разных слоев крестьян.
3. Какими были цели и результаты переселенческой политики?
4. Каковы были конкретные результаты столыпинцкой аграрной реформы?
5.(не обязательно, но желательно) В.В Шултгин, политический деятель, твердый сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила в России под лозунгом: "Все для народа - вопрек народу" Согласны ли вы с ней!?
Заранее огромное спасибо, с меня "спасибо" и максимальная оценка.

Какое мероприятие включала в себя аграрная реформа Столыпина:

А –отмену паспортного режима б –организацию переселенческого движения

В –ликвидацию монастырского землевладения г –передачу государственных земель в частную собственность

2. Целью аграрной реформы Столыпина было:

А –укрепление крестьянской общины б –усиление стабильности в обществе

В –уничтожение помещичьего землевладения г –ликвидация частной собственности на землю

3. Понятие «столыпинский вагон» появилось в связи с:

А –перевозкой войск на западный фронт б –увеличением экспорта зерна
за границу в –активным железнодорожным строительством г
–проведением переселенческой политики в 1907 -1914гг.

4. Аграрная реформа Столыпина способствовала:

А –освоению сибирских земель б –началу разведения картофеля

В –прекращению процесса раскрестьянивания г –полному исчезновению крестьянской общины

5. Формирование белогвардейской Добровольческой армии начал:

А –Краснов б –Алексеев в –Деникин г –Колчак

6. Вся полнота государственной власти во время Гражданской войны сосредотачивалась в руках:

А –Реввоенсовета республики б –Совета рабочей и крестьянской обороны

В –Совета народных комиссаров г –ЦК РСДРП(б)

7. Какое из событий произошло раньше других:

А –расстрел царской семьи б –мятеж чехословацкого корпуса в
–высадка английского десанта в Мурманске г –наступление на Петроград
Юденича

8. Договор о мире с Германией был подписан:

А -7.11.1918г. б -23.02.1918г. в -3.03.1918г. г -9.12.1917г.

9. В конце 1920г., в отличие от 1918 -1919гг.:

А –началась интервенция стран Антанты б –белое движение добилось
наибольших успехов в –главное сопротивление большевикам оказало
крестьянство

Г –Белое движение находилось в стадии организационного оформления

10. В 1918г. произошло выступление войск:

А –Чехословацкого корпуса б –адмирала Колчака в –генерала Юденича

11. Главную роль в разгроме армии Колчака сыграл полководец:

А –Брусилов б –Фрунзе в –Буденный г –Тухачевский

12. Причинами поражения Белого движения стали:

В –сотрудничество со всеми антибольшевистскими силами г –политика
террора к населению страны д –приверженность к старой неделимой России

13. Какое мероприятие относится к политике «военного коммунизма»:

А –ускоренная национализация отраслей б –увеличение заработной платы рабочим

В –разрешение частной собственности г –отмена бесплатных услуг

14. Что стало результатом проведения «военного коммунизма»:

А –повышение производительности труда б –развитие товарно –денежных
отношений в –строгая централизация народного хозяйства г –укрепление
международного авторитета советской власти

15. Раскрой понятия:

А –отруб б –национализация в –сепаратный мир г –коалиционное правительство

16. По какому принципу образован ряд? Корнилов, Алексеев, Колчак, Врангель.

3. Период февраль-октябрь 1917 г.называют:

1) конституционная монархия 2) двоевластие
3) абсолютная монархия 4) демократическая республика
4.. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?
1) принятие решения о замене продразверстки продналогом
2) разгон Учредительного собрания
3) антибольшевистское выступление моряков в Кронштадте
4) заключение Брестского мира
5. Какое из перечисленных событий произошло в период двоевластия?
1) убийство Г.Е. Распутина
2) аграрная реформа П.А. Столыпина
3) июньский политический кризис
4) создание Совета народных комиссаров
6. ВЧК – это аббревиатура, обозначающая созданный большевиками
1) чрезвычайный орган управления армией в условиях Гражданской войны
2) временный высший орган управления страной в 1917 г.
3) чрезвычайный орган для борьбы с саботажем и контрреволюцией
4) орган по подготовке переворота в октябре 1917 г., штаб их выступления
7. Для внешнеполитических взглядов большевиков в 1918-1919гг. было характерно
1) желание наладить связи с правительствами западных стран с целью вывода Советской России из международной изоляции
2) стремление возродить российское государство, вернув в его состав все бывшие территории Российской империи
3) представление о неизбежности мировой революции в самое ближайшее время
4) мнение о возможности сосуществования двух систем – социалистической и капиталистической
8. Прочтите отрывок из статьи, написанной в апреле 1917 г., и укажите, программные установки какой партии нашли в ней отражение.
«В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов. Конфискация всех помещичьих земель.
Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет».
1) кадетов 2) октябристов 3) эсеров 4) большевиков
9. По своей идейной направленности партию «Союз17 октября» можно считать:
1) либеральной 2) социалистической 3) монархической 4) революционной
10. Сторонников власти большевиков в Гражданской войне называют:

Проверочный тест по истории России для 9 класса.
Великая российская революция. Вариант 2
Часть А
1. Учредительное собрание в России было созвано в
1) октябре 1917 2) январе 1918 г. 3) марте 1918 г. 4) декабре 1919 г.
2. Брестский мир был подписан
1) в марте 1917г. 2) в марте 1918 г. 3) в мае 1917 г. 4) в мае 1921 г.
3. Какое понятие характеризует важное явление в российской истории 1917 г?
1) денационализация промышленности 2) дворцовый переворот
3) раскрестьянивание 4) двоевластие
4. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?
1) II Всероссийский съезд Советов
2) разгром войск П.Н.Врангеля в Крыму
3) мятеж чехословацкого корпуса
4) подписание Брестского мира
5. Какой из перечисленных органов власти был создан в 1917 году?
1) Государственная дума
2) Государственный совет
3) Сенат
4) Временное првительство
6. Как называлось первое советское правительство?
1) ПСР 2) ВЧК 3) СНК 4) ВЦИК
7. Что из названного относилось к последствиям Приказа №1 Ретроградского совета?
1) восстановление смертной казни в армии
2) введение принципа единоначалия в армии
3) роспуск выборных солдатских комитетов
4) падение воинской дисциплины
8. Прочтите фрагмент из документа и укажите его название
«…Всенародное стремление довести мировую войну до решительной победны лишь усилилось, благодаря сознанию общей ответственности всех и каждого…Само собой разумеется…Временное правительство, ограждая права нашей Родины, будет вполне соблюдать обязательства, принятые в отношении наших союзников».
1) «Нота Милюкова»
2) Апрельские тезисы
3) Приказ №1 Петросовета
4) »Манифест 1 августа 1914 г.»
9.Какая партия в начале XX века считала возможным использовать тактику террора?
1) октябристы 2) кадеты 3) эсеры 4) РСДРП
10. Сторонников власти императорской власти в Гражданской войне называют:
1) красные 2) белые 3) зеленые 4) чернорубашечники
Часть В
1. Расположите следующие события в хронологической последовательности.
А) начало заседаний II Всероссийского съезда Советов
Б) создание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов
В) «корниловский мятеж»
Г) провозглашение России республикой

Вариант 2
2. Какие три из перечисленных являлись командующими Красной армией?
1) С.М. Буденный
2) М.Н. Тухачевский
3) М.В. Фрунзе
4) А.И. Деникин
5) П.Н.Врангель
6) П.Н. Милюков
3. Какие из перечисленных органов власти были созданы в 1917 г.
1) Совет Народных Комиссаров
2) Комитет министров
3) Временное правительство
4) Государственная дума
5) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов
6) Верховный совет
4. Установите соответствие между названием органа советской власти и фамилией политического деятеля, возглавлявшего его работу.
ОРГАНЫ ВЛАСТИ ДЕЯТЕЛИ
А) Первый СНК 1) В.И. Ленин
Б) ВЧК 2) И.В. Сталин
В) РВСР 3) Л.Д. Троцкий
Г) ВЦИК 4) Ф.Э.Дзержинский
5) Я. М. Свердлов

Индийский политический деятель Джавахарлал Неру писал: "Капитализм приводил к имперализму... Возник новый тип империй, испытывающих ненасытную потребность

в сырье и рынках... Говорил, что "торговля следует за флагом", но довольно часто флаг следовал за Библией. Религия, наука, любовь к родине - всё использовалось ради одной цели, ради эксплуатации более слабых и отсталых в промышленном отношении народов Земли... Христианский миссионер, отправлявшийся в путь ради истины и любви, часто оказывался аванпостом империи...
Капитализм вёл к усилению нациальнастических чувств, так что это столетие можно назвать веком национализма. Этот национализм выражался не только в любви к своей родной стране, но также и в ненависти ко всем другим странам. Следствием этого прославления своего клочка земли и презрительного отношения к чужим землям, безусловно, должны были явиться трения и осложнения между различными странами".
В чём отличие колониализма 19 - ого века от колониализма 16-ого - 18-ого века?

К 100-летитю русских революций 1917 года

Эпиграмма В. М. Пуришкевича
на В. В. Шульгина

В 2017 году будет отмечаться 100-летие двух русских революций преобразивших не только Россию, но и весь мир.

Об активных участниках тех событий написано немало. Значительно меньше — о тех, кто был по другую сторону баррикад в этих революциях.

Одним из таких «героев контрреволюции» был Василий Витальевич Шульгин, убежденный монархист, государственник, депутат трех Государственных Дум Российской империи, идеолог и один из основателей Белого движения в России, лидер эмигрантского движения и наконец, персональный пенсионер Всесоюзного масштаба.

Уже сам факт того, что он принимал отречение у последнего императора России, свидетельствует о значимости этой личности уже в тот период. Но для самого Шульгина это был лишь один из эпизодов его яркой, насыщенной событиями многогранной жизни, творцом которой был он сам.

Василий Витальевич Шульгин прожил почти столетие – 98 лет, наполненное трагическими событиями истории, требующими осмысления и оценки. Он родился 1 (13) января 1878 года в Киеве в семье историка Виталия Яковлевича Шульгина (1822 – 1878).

На формирование взглядов человека оказывает огромное влияние его семья и ближайшее окружение. Когда Василию ещё не было года, его отец умер, и мальчика воспитывал отчим, учёный-экономист Дмитрий Иванович Пихно, редактор газеты «Киевлянин» (он сменил на этой должности отца Василия Шульгина). С отчимом у Василия Шульгина сложились тёплые, дружеские отношения. Как впоследствии утверждал сам Шульгин, формирование его политических взглядов и мировоззрения произошло под влиянием отчима, и до самой его смерти на все политические события в стране Шульгин «смотрел его глазами». Интересен тот факт, что крёстным отцом Василия Шульгина был профессор Университета Святого Владимира, впоследствии министр финансов Российской империи Н.Х. Бунге.

Василий Шульгин окончил Вторую киевскую гимназию в основном с удовлетворительными оценками, однако был очень эрудированным человеком: он знал несколько иностранных языков, играл на многих музыкальных инструментах: гитаре, фортепиано и скрипке.

По окончанию гимназии Василий Витальевич учился на юридическом факультете Киевского Императорского университета святого Владимира, где у него сформировалось отрицательное отношение к революционным идеям, что впоследствии сказалось на его мировоззрении.

В Государственную Думу В.В. Шульгин избирался как помещик от Волынской губернии, поскольку имел 300 десятин земли. Таким образом, он был избран сначала во II, а позже в III и IV Думы, где был одним из лидеров фракции «правых», а затем умеренной партии русских националистов – Всероссийского национального союза и его киевского отделения – Киевского клуба русских националистов.

Работая в Думе, у Шульгина менялось отношение к своей работе. Будучи депутатом IV Думы, он писал в письме своей сестре Л. В. Могилевской в 1915 году: «Не думайте, что мы не работаем. Государственная Дума делает всё, что может; поддерживайте её всеми силами – в ней жизнь», а в апреле 1917 года, когда в результате революции Россия вообще осталась без представительного органа, Шульгин замечал, что «мыслить Россию без народного представительства… не решится ни один фанатик». На наш взгляд, в этом проявляется консервативная позиция мыслителя.

Безусловно, Василий Шульгин был великолепным оратором. Выступая в Думе, он говорил негромко и интеллигентно, был невозмутимым, ироничным, за это у него появилось прозвище «очковая змея». Во II и III Думах Шульгин поддерживал правительство П.А. Столыпина как в реформах, так и в подавлении революционного движения.

Для Шульгина П.А. Столыпин был образцом государственного деятеля. Василий Шульгин не мог точно сформулировать определение понятия «русская нация» и «настоящий русский». Для него главным критерием принадлежности к русской нации была любовь к России. При этом он не мыслил сильной России без мощного государства, при этом сама форма власти в России (монархизм, республика или что-то другое) не имела значение. Однако он считал, что для России наилучшей формой правления, обеспечивавшая сильную власть, являлась монархия.

По мнению Василия Шульгина, революция в России победила, поскольку произошло физическое и духовное вырождение классов, которые должны прийти к власти. Революцию Василий Шульгин не принял. Большевики, по мнению Шульгина, пришедшие к власти, утратили свои национальные чувства. Василий Шульгин писал, что «чем дороже нам русский народ в метафизическом смысле, тем отвратительнее должен быть реальный русский народ начала XX века» и что главным лозунгом русского народа в период Гражданской войны было «моя хата с краю – ничего не знаю».

Василий Шульгин полагал, что в русском национальном характере есть ещё такие недостатки: «Надо всегда отдавать себе отчет, что „кое-какство“, т. е. небрежность, неточность, недобросовестность – есть один из основных факторов русского народа… Второй фактор тоже не из веселых. Среди русской интеллигенции, в силу причин, о которых не стоит сейчас говорить, огромный процент озлобленных… Они ненавидят всякое творчество и живут только разрушением. Еще одна почтенная порода: утописты. Едва ли какая-нибудь страна страдала так от мечтателей, как родина Пушкина. К этой огромной клике чистых утопистов постоянно примазывались озлобленные, и союз мечтателя с желчью напоенным человеком вставал над Россией грозной тенью».

Народ, проживающий на юге России, В.В. Шульгин называл «малороссами», а край «Малороссией», не употребляя слова «Украина». Так же Шульгин считал украинский язык галицким диалектом. Уже тогда он говорил о проблеме украинского сепаратизма. К глубокому сожалению, данная проблема очень актуальна на нашем историческом этапе, когда Украина (а вернее, некоторые политические деятели) мыслят существование своей страны только в отрыве от братского русского народа, ориентируясь на чуждые ей западные идеалы. Об этом писал Василий Шульгин, предвидев возможный исход отрыва Украины от России.

Он отмечал: если «…на вопрос о народности будущие обитатели южной России будут отвечать: «Нет, мы не русские, мы – украинцы»… наше дело будет проиграно». Каждый житель Киевщины, Полтавщины и Черниговщины на вопрос, какой ты национальности, будет отвечать: «Я дважды русский, потому что я украинец». Единство русских, с точки зрения Шульгина, было необходимо и потому, что оно выступало залогом сохранения национальной силы, потребной для выполнения огромной задачи, возложенной на русскую нацию: «…и Север, и Юг в раздельности слишком слабы для тех задач, которые перед ними поставила история. И только вместе… северяне и южане смогут выполнить своё общее мировое предназначение».

На страницах «Киевлянина» Василий Шульгин писал, что Малороссия – часть России. Так как этнических и расовых отличий между великороссами и малороссами Шульгин не видел, для него «украинский вопрос» был политическим вопросом. Как истинный патриот, националист Шульгин приветствовал любовь к родному краю. Вообще же он считал, что все особенности каждой из трёх ветвей русского народа должны не нивелироваться властью, а повсеместно развиваться и подчёркиваться, и что только на таком местном патриотизме и при учёте местных культурных особенностей и возможно будет создать действительно крепкий союз между ними. Отделение Малороссии от Великороссии Шульгин считал шагом назад и в культурном отношении: «…мы не можем себе представить, чтобы один Шевченко, как бы он ни был своеобразно прекрасен, мог свалить Пушкина, Гоголя, Толстого и всех остальных русских колоссов».

В августе 1917 года в речи на Московском Государственном совещании Василий Шульгин выступил против предоставления Украине автономии, заявив, что малороссы «дорожат своим русским именем, которое заключается в слове «Малая Россия», сознают свою тесную связь с великой Россией, не желают слышать до конца войны ни о каких автономиях и хотят сражаться и умирать в единой русской армии. Василий Шульгин отрицательно относился к инициативе Центральной рады о создании в Русской армии украинских национальных частей. Он полагал, что такие первые части были сформированы ещё в 1914 году в Австро-Венгрии специально для войны с Россией. Василий Шульгин писал: «Одновременное формирование украинских полков в Австрии и в России под теми же самыми знамёнами, под теми же самыми лозунгами, теми же самыми приёмами (одни сманивают русских военнопленных, другие русских, ещё не пленных), — что это, глупость или измена? …Для одних измена, для других глупость».

Позиция большевиков по украинскому вопросу, по мнению Шульгина, спасла идею независимой Украины. Василий Шульгин объяснял это тем, что в первые месяцы нахождения большевиков у власти, когда ещё действовали условия Брестского мира, навязанные большевикам Германией, «немцы обещали большевикам оставить их в Москве, если они не будут мешать созданию Украины. Он считал, что после поражения Германии в Первой мировой войне, когда большевики ещё верили в реальность мировой революции, отдельная «Украинская республика» была им нужна в пропагандистских целях, чтобы примером «независимой Украины» убеждать иные страны присоединяться к «международному интернационалу. Это сделало Шульгина ещё большим противником большевизма – «никогда я не был столь антибольшевик, как сейчас», — писал он в 1939 году в брошюре «Украинствующие и мы». Украина, как мы видим, всегда была разменной монетой в руках прозападных политиков, а страдал, переживая тяготы и невзгоды, всегда украинский народ.

Василий Шульгин выступал против проведённой большевиками реформы русского правописания, полагая, что реформа не учитывала особенности «малороссийского диалекта» и с её введением «малорусы получают новые – и серьёзные – основания к тому, чтобы указывать, что русская графика им не подходит». Василий Шульгин считал важным делом говорить европейцам о существовании иной точки зрения на украинскую проблему, чем та, о которой усиленно заявляли сторонники украинской независимости. В 1930-х годах Шульгин занимался переводом на французский язык своих работ на эту тему. Украинская эмигрантская община болезненно относилась к появлению на европейских языках книг Василия Шульгина. Особенно не понравилось название брошюры «Украинствующие и мы», изданной во Франции. Украинцы-эмигранты выкупили весь выпуск и уничтожили все эти экземпляры.

У Василия Шульгина отношение к «еврейскому вопросу» было очень противоречивым. Он открыто считал себя антисемитом и полагал, что во всех революционных потрясениях в России главную роль играли евреи. Василий Шульгин считал евреев разрушителями традиционных устоев русского государства. Но при этом для него была характерна принципиальная позиция о недопустимости обвинения евреев «во всех смертных грехах».

Подписав поначалу запрос крайне правых думских депутатов от 29 апреля 1911 года, усмотревших в смерти русского мальчика ритуальное убийство, Василий Шульгин впоследствии резко критиковал дело Бейлиса, поскольку несостоятельность обвинения в убийстве была очевидной и провокационной. В газете «Киевлянин» он писал: «Обвинительный акт по делу Бейлиса является не обвинением этого человека, это есть обвинение целого народа в одном из самых тяжких преступлений, это есть обвинение целой религии в одном из самых позорных суеверий. Не надо быть юристом, надо быть просто здравомыслящим человеком, чтобы понять, что обвинения против Бейлиса есть лепет, который любой защитник разобьет шутя. И невольно становится обидно за киевскую прокуратуру и за всю русскую юстицию, которая решилась выступить на суд всего мира с таким убогим багажом…» Номер газеты был конфискован властями, а сам Шульгин за «распространение заведомо ложных сведений» был приговорен к трем месяцам тюрьмы. Шульгин неоднократно выступал также против еврейских погромов.

В Думе (вплоть до 1920 года) Василий Шульгин и его фракция «Прогрессивных националистов» выступали за отмену черты оседлости и снятие всех прочих ограничений с евреев. Он говорил на одном из заседаний Думы: «Все ограничения и высылки, которым подвергают евреев, приносят один только вред; распоряжения эти полны всякого вздора и противоречий, и вопрос этот тем более серьёзен, что полиция, благодаря ограничениям, живёт среди Диаспоры на взятках, получаемых ею от евреев». Такая позиция Шульгина послужила поводом для его критики более радикальными националистами, которые обвиняли его в личной финансовой заинтересованности от еврейского капитала, в частности, М.О. Меньшиков назвал его «еврейским янычаром» в своей статье «Маленький Золя».

В начале Первой мировой войны Шульгин как истинный патриот своей родины ушёл добровольцем на Юго-Западный фронт в качестве прапорщика 166-го Ровненского пехотного полка, был ранен так сильно, что о дальнейшей службе в армии нельзя было говорить. Защищать свою Родину Василий Шульгин был готов всегда.

27 февраля (12 марта) 1917 года Шульгин был избран в состав Временного комитета Государственной думы, а уже 2 (15) марта 1917 года он вместе с А. И. Гучковым был направлен в Псков для переговоров с Николаем II об отречении. Интересен тот факт, что он присутствовал при подписании Николаем II манифеста об отречении от трона, поскольку, как и многие представители высших слоёв общества, считал выходом из ситуации конституционную монархию во главе c Алексеем Николаевичем (при регентстве дяди – брата царя великого князя Михаила Александровича). 3 (16) марта 1917 года Шульгин присутствовал при отказе Михаила Александровича от престола.

В состав Временного правительства он отказался войти, но старался его поддержать.

С ноября 1920 Василий Шульгин находится в эмиграции, сначала в Константинополе, затем в 1922-1923 – в Болгарии, Германии, Франции, с 1924 – в Сербии. Он много работает и публикуется в периодических изданиях эмигрантов. В 1921 выходят его мемуарные очерки «1920» (София), затем «Дни» (Белград, 1925). Уже в конце 1920 – начале 1921 Василий Шульгин выдвигает идею, что «белая мысль» победит красное движение, что большевики фактически ведут дело к возрождению единой и неделимой России.

Помимо политики, Василий Шульгин занимался вопросами сохранения и развития русской культуры. Его всегда волновала возможная утрата русской эмиграцией своей национальной идентичности, поэтому он принимал участие в подготовке и издании литературно-публицистического сборника «Благовест». Кроме того, Шульгин был членом «Союза писателей и журналистов» Югославии.

В 1925 –1926 годах Василий Шульгин по фальшивому паспорту тайно посетил Советский Союз для налаживания связей с подпольной антисоветской организацией «Трест» и в попытке найти пропавшего сына. Он всегда тосковал по России, которую так любил.

В начале 1930 года Василий Шульгин окончательно переселился в Югославию, где попеременно проживал в Дубровнике и Белграде, в 1938 году переехал в Сремские Карловцы, где жили ветераны Русской армии. В декабре 1944 он был арестован советской контрразведкой и доставлен в Москву, где его осудили за прежнюю контрреволюционную деятельность на 25 лет тюремного заключения, которые он отбывал во Владимирской тюрьме. В 1956 был освобожден и направлен в дом инвалидов в Гороховце. Ему позволили поселиться вместе с женой, которой разрешили приехать из ссылки в Венгрии (где она находилась, будучи высланной из Югославии, как «советская шпионка»). Василию Шульгину разрешили вернуться к литературному труду, и в доме для престарелых в 1958 году он написал первую после освобождения книгу «Опыт Ленина», изданную только в 1997 году. В ней он постарался осмыслить результаты социальных, политических и экономических изменений, которые начались в России после революции. Однако затем официальные власти решили его использовать в пропагандистских целях. Ему была дана квартира во Владимире, организовано путешествие по стране, после которого появились статьи, изданные в брошюре «Письма к русским эмигрантам» (1961). В этой книге Василий Шульгин подчеркивал заслуги большевиков в воссоздании сильной России и призывал отказаться от борьбы с ними. В 1961 был гостем XXII съезда КПСС. Будучи русским националистом и истинным патриотом своей родины Василию Шульгину нравилось растущее влияние Советского Союза в мире, поскольку он видел в социализме черты, свойственные общинной организации, даже атеизм, он воспринимал как своеобразную модификацию православной веры. Василий Шульгин, тем не менее, не идеализировал советскую жизнь, говорил о будущих этнических проблемах, об угрозе сепаратизма, о низком жизненном уровень в СССР, особенно в сравнении с уровнем жизни в развитых странах Европы. Василий Шульгин не принял советского гражданства. Живя за границей, он так же не принимал иностранного гражданства, оставаясь подданным Российской империи, себя в шутку называл апатридом. После кончины жены Шульгин поселился рядом с кладбищем в деревне Вяткино под Владимиром и 40 дней прожил там, рядом со свежей могилой. В этом и проявилась его искренняя любовь. За одиноким стариком ухаживали соседи по дому.

Прожив столь долгую жизнь, Василий Шульгин навсегда остался честным человеком, ценящим закон и порядок, который нужно проводить в стране не путём насильственных действий, насилия и террора, как мы видим, сейчас происходит в Украине, а законным путём. Он до конца своей жизни остался монархистом и консерватором, в силу своего воспитания и образа жизни. Он всегда разоблачал коррупцию власти, оставаясь честным и справедливым человеком. Без сомнения, личность Василия Шульгина – яркая, противоречивая, многогранная, но этим она очень интересна и требует пристального внимания для изучения её историками. Некоторые события, которые сейчас происходят в нашей стране и за её пределами, Василий Шульгин предвидел и постарался написать об этом. Заслуживают внимание его мысли о государственной власти, о русском национальном характере, об украинском вопросе, актуальном во все времена. Идеи патриотизма пронизывают всё его творчество.

Василий Витальевич Шульгин умер во Владимире 15 февраля 1976 года от приступа стенокардии. По воспоминаниям современников, Василий Шульгин до последних дней жизни сохранил ясный ум и хорошую память и остался навсегда русским патриотом.

Шульгин В.В. Украинствующие и мы // Свободное слово Карпатской Руси. – 1986. – № 9 – 10.
Там же.
Зайдман И. Памяти антисемита. http://www.rubezh.eu/Zeitung/2008/
Бабков Д. И. Политическая деятельность и взгляды В. В. Шульгина в 1917– 1939 гг. : Дисс. канд. ист. наук. Специальность 07.00.02. – Отечественная история. – 2008.

Овсянникова Ольга Александровна

Удивительная судьба Василия Шульгина-дворянина, националиста, депутата Государственной думы царской - была переполнена историческими парадоксами. Кем же был этот человек, монархист, принявший отставку Николая II, один из основателей Белого движения, в конце жизни примирившийся с советской властью?

Большая часть жизни Василия Шульгина была связана с Украиной. Здесь, в Киеве 1 января 1878 года он родился, здесь учился в гимназии. Его отец, известный историк и преподаватель, умер, когда сыну не было еще и года. Вскоре мать вышла замуж за известного учено-го-экономиста, редактора газеты «Киевлянин» Дмитрия Пихно (отец Василия, Виталий Шульгин, тоже был редактором этой газеты).

Дворянин с безупречным прошлым

Традиции потомственных дворян, крупных землевладельцев заложили в Василии, помимо горячей любви к России, страсть к свободомыслию, независимому поведению и определенную непоследовательность, диктуемую излишней эмоциональностью в ущерб логике и трезвости мышления. Все это привело к тому, что уже в университете Василий, невзирая на повальное увлечение мнимой революционностью, не только отверг эти идеалы, но и стал горячим монархистом, националистом и даже антисемитом.

Шульгин изучал право в Киевском университете. Отчим устроил его на работу в свою газету, где Василий быстро заявил о себе как о талантливом публицисте и литераторе. Правда, когда власти «раскрутили» дело Бейлиса, придав ему антисемитскую окраску, Шульгин выступил с его критикой, за что ему пришлось отбыть трехмесячное тюремное заключение. Так уже в молодости Василий Витальевич доказал, что ему не так важна политическая окраска происходящего, как истина и фамильная честь.

После окончания университета он недолгое время служил в армии, а в 1902 году после увольнения в запас переехал в Волынскую губернию, обзавелся семьей и занялся сельским хозяйством. В 1905 году, в период Русско-японской войны он служил младшим офицером в саперном батальоне, потом снова занимался сельскохозяйственной деятельностью, совмещая ее с журналистикой.

Но в 1907 году жизнь его круто изменилась - Василия Шульгина избрали членом II Государственной думы от Волынской губернии. Провинциальный помещик выехал в Петербург, в котором и произошли главные события его бурной жизни.

Дума моя, дума...

Уже с первых своих выступлений в Думе Шульгин проявил себя умелым политиком и прекрасным оратором. Он избирался во II, в III и IV Государственные думы, где был одним из лидеров «правых». Шульгин всегда говорил негромко и вежливо, всегда оставался спокойным, за что его называли «очковой змеей». «Я как-то был в бою. Страшно? - вспоминал он. - Нет... Страшно говорить в Государственной думе... Почему?

Не знаю... может быть, потому, что слушает вся Россия».

Во II и III Думах он активно поддерживал правительство Петра Столыпина, как в реформах, так и в курсе на подавление восстаний и забастовок. Несколько раз его принимал Николай II, который на тот момент ничего, кроме восторженного уважения, не вызывал.

Но все изменилось с началом Первой мировой войны, когда Василий ушел добровольцем на фронт. Думский депутат и богатый помещик впервые в жизни увидел изнанку действительности: кровь, хаос, распад армии, ее полную неспособность воевать.

Уже 3 ноября 1916 года он в своей речи выразил сомнения в том, что правительство способно довести Россию до победы, и призвал «бороться с этой властью до тех пор, пока она не уйдет». В следующем выступлении он договорился до того, что назвал царя противником всего того, «что, как воздух, необходимо стране».

Страстное и последовательное неприятие личности Николая II стало одной из причин того, что 2 марта 1917 года Шульгина вместе с Александром Гучковым, лидером октябристов, направили в Псков для переговоров с Николаем II об отречении. С этой исторической миссией они справились превосходно. Экстренный поезд с 7 пассажирами -Шульгиным, Гучковым и 5 солдатами охраны - прибыл на станцию Дно, где Николай II подписал манифест об отречении от трона. Среди множества деталей в памяти Шульгина запечатлелась одна, казалось бы, совсем маловажная. Когда все уже было кончено и Гучков с Шульгиным, усталые, в помятых, как приехали, пиджаках вышли из вагона бывшего царя, к Шульгину подошел кто-то из свиты Николая. Прощаясь, он тихо сказал: «Вот что, Шульгин, что там будет когда-нибудь, кто знает. Но этого "пиджачка"мы вам не забудем...»

И в самом деле, этот эпизод стал едва ли не определяющим всю длинную и, безусловно, трагическую судьбу Шульгина.

После всего

После отречения Николая Шульгин не вошел во Временное правительство, хотя активно его поддерживал. В апреле он произнес пророческую речь, в которой были такие слова: «Нам от этой революции не отречься, мы с ней связались, спаялись и несем за нее моральную ответственность».

Правда, он все более приходил к убеждению, что революция идет неверным путем. Видя неспособность Временного правительства навести порядок в стране, в начале июля 1917 года он переехал в Киев, где возглавил «Русский национальный союз».

После Октябрьской революции Василий Шульгин был готов сражаться с большевиками, поэтому в ноябре 1917 года он отправился в Новочеркасск. Вместе с Деникиным и Врангелем он создавал армию, которая должна была вернуть то, что он в течение всей предыдущей жизни активно разрушал. Бывший монархист стал одним из создателей белой Добровольческой армии. Но и здесь его ждало глубокое разочарование: идея Белого движения постепенно шла на убыль, участники, погрязшие в идейных спорах, проигрывали красным по всем статьям. Видя разложение Белого движения, Василий Витальевич писал: «Белое дело начиналось почти что святыми, а кончили его почти что разбойники».

Во время развала империи Шульгин потерял все: сбережения, двоих детей, жену, а вскоре и Родину - в 1920 году, после окончательного поражения Врангеля, он отправился в эмиграцию.

Там он активно работал, писал статьи, мемуары, продолжая бороться с советской властью своим пером. В 1925-1926 годах ему предложили по фальшивому паспорту тайно посетить СССР для налаживания связей с подпольной антисоветской организацией «Трест». Шульгин поехал, рассчитывая найти пропавшего сына, а заодно своими глазами увидеть, что творится на бывшей Родине. Вернувшись, он написал книгу, в которой предсказал скорое возрождение России. И тут грянул скандал: оказалось, что операция «Трест» была провокацией советских спецслужб и проходила под контролем ОГПУ. Доверие к Шульгину в среде эмигрантов было подорвано, он переехал в Югославию и окончательно прекратил политическую деятельность.

Но политика и здесь его догнала: в декабре 1944 года он был задержан и вывезен через Венгрию в Москву. Как оказалось, «отец народов» ничего не забыл: 12 июля 1947 года Шульгина приговорили к 25 годам заключения за «антисоветскую деятельность».

Больше он СССР никогда не покидал, невзирая на то, что после смерти Сталина его освободили и даже дали квартиру во Владимире. Впрочем, Василий Витальевич за рубеж не очень и стремился. Он уже был слишком стар, и с возрастом его отношение к социализму несколько смягчилось.

В самом социализме он видел дальнейшее развитие присущих русскому обществу черт - общинной организации, любви к авторитарной власти. Серьезной проблемой, по его мнению, был очень низкий жизненный уровень в СССР.

Шульгин был гостем на XXII съезде КПСС и слышал, как принималась Программа построения коммунизма, когда Хрущев произнес историческую фразу: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»

Удивительно, но еще в 1960-х годах Шульгин в одной из своих книг написал: «Положение советской власти будет затруднительное, если, в минуту какого-нибудь ослабления центра, всякие народности, вошедшие в союз Российской империи, а затем унаследованные СССР, будут подхвачены смерчем запоздалого национализма... Колонизаторы, вон из ! Вон из Крыма! Вон из ! Вон с Кавказа! Вон из ! ! Татарии! Сибири! Вон, колонизаторы, из всех четырнадцати республик. Мы оставим вам только пятнадцатую республику, Российскую, и то в пределах Московии, набегами из которой вы захватили полсвета!»

Но на эти слова тогда никто не обратил внимания - казалось, что это не более чем бред престарелого монархиста.

Так что Василий Шульгин, умерший 15 февраля 1976 года, ушел не услышанным ни царской Россией, ни Советским Союзом...

Российский политический деятель, публицист Василий Витальевич Шульгин родился 13 января (1 января по старому стилю) 1878 года в Киеве в семье историка Виталия Шульгина. Его отец умер в год рождения сына, мальчика воспитывал отчим, ученый-экономист Дмитрий Пихно, редактор монархической газеты "Киевлянин" (сменил на этой должности Виталия Шульгина), впоследствии — член Государственного Совета.

В 1900 году Василий Шульгин окончил юридический факультет Киевского университета, еще год учился в Киевском политехническом институте.

Был избран земским гласным, почетным мировым судьей, стал ведущим журналистом "Киевлянина".

Депутат II, III и IV Государственной думы от Волынской губернии. Впервые избран в 1907 году. Первоначально входил во фракцию правых. Участвовал в деятельности монархических организаций: являлся действительным членом Русского собрания (1911-1913) и входил в состав его совета; принимал участие в деятельности Главной палаты Русского народного союза им. Михаила Архангела, являлся членом комиссии по составлению "Книги русской скорби" и "Летописи погромов смутных 1905-1907 годов".

После начала Первой мировой войны Шульгин пошел на фронт добровольцем. В звании прапорщика 166-го Ровенского пехотного полка Юго-Западного фронта участвовал в боях. Был ранен, после ранения возглавлял земский передовой перевязочно-питательный отряд.

В августе 1915 года Шульгин вышел из фракции националистов в Государственной думе и образовал Прогрессивную группу националистов. Одновременно он вошел в состав руководства Прогрессивного блока, в котором видел союз "консервативной и либеральной части общества", сблизившись с бывшими политическими противниками.

В марте (феврале по старому стилю) 1917 года Шульгин был избран в состав Временного комитета Государственной думы . 15 марта (2 марта по старому стилю) он, вместе с Александром Гучковым, был направлен в Псков для переговоров с императором и присутствовал при подписании манифеста об отречении в пользу великого князя Михаила Александровича, о чем впоследствии подробно написал в своей книге "Дни". На следующий день — 16 марта (3 марта по старому стилю) он присутствовал при отказе Михаила Александровича от престола и участвовал в составлении и редактировании акта отречения.

По заключению Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 ноября 2001 года он был реабилитирован.

В 2008 году во Владимире на доме №1 по улице Фейгина, где Шульгин жил с 1960 года по 1976 год, установлена мемориальная доска.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Политический деятель, публицист. Родился в семье профессора истории Киевского университетата, основателя правой газ. "Киевлянин", умершего в год рождения Шульгин.


Отец - ВЯ. Шульгин -проф. истории Киевского ун-та. в 1864 создал газ. "Киевлянин" (передовая статья 1-го номера заканчивалась словами: "Это край русский, русский, русский!"; впоследствии они стали жизненным девизом для сына). В год, когда родился Шульгин, отец умер; мать вскоре вышла замуж за проф. Д.И. Пихно. преподавателя полит. экономии того же ун-та и взявшего на себя редактирование "Киевлянина". Шульгин всегда относился к отчиму с почтением, разделял его убеждения (неограниченная власть царя, борьба с коррупцией и несправедливостью по отношению к подданным). Окончил 2-ю Киевскую гимназию и юрид. ф-т Киевского ун-та (1900). Был избран земским гласным, стал ведущим журналистом "Киевлянина.

Дел. 2-4-й Гос. Дум от Волынской губ. (имел там 300 десятин земли). Прослыл реакционером. В Думе зарекомендовал себя одним из издеров правых - монархич. группы националистов-прогрессистов Как оратор выделялся подчёркнуто корректными манерами. говорил медленно, сдержанно, искренне, но ядовито, иронично. В 1908 выступил против отмены смертной казни. Был убеждённым сторонником ПА Столыпина и его реформ. С 1911 ред. "Киевлянина".

Выступал против евр. погромов, считал, что бесправие евреев развращает полицию. Во время процесса М. Бейлиса (сент- окт. 1913) обвинил прокуратуру в предвзятости и писал в "Киевлянине": "Обвинит, акт по делу Бейлиса является не обвинением этого человека, это есть обвинение целого народа в одном из тяжких преступлений, это есть обвинение целой религии в одном из самых позорных суеверий" (цит. по изданию: Шульгин В.В, Дни. 1920, М., 1990, С. 26). За эту статью Шульгин был приговорён к тюремному заключению на 3 мес.. а номер газеты был конфискован. Написанные им поэмы, рассказы остались незамеченными (вышли отд. книгой "Недавние дни". Харьков, 1910); автор ист. романа "В стране свобод" (К., 1914).

В 1914 пошёл добровольцем на фронт; участвуя в атаке. был ранен; оправившись, стал нач. земского передового перевязочно-питательного отряда. В авг. 1915 в рук-ве Прогрессивного блока Гос. Думы, член Особого совещания по обороне. В 1915 с трибуны Думы протестовал против ареста и осуждения по уголов. статье с.-д. депутатов, назвав этот незаконный акт "крупной гос. ошибкой" (там же, с. 32). Сблизился с П.Н. Милюковым, М.В. Родзянко и др. "левыми", призывал "бороться с властью до тех пор. пока она не уйдёт" (там же).

27 февр. 1917 Шульгин избран Советом старейшин Думы во Врем. К-т Думы. Своё отношение к Февр. событиям позднее выразил словами: "Пулемётов - вот чего мне хотелось" (там же, с. 181). Как вспоминал Шульгин, 1 марта он дважды "настойчиво просил Милюкова" "заняться списком министров" (там же, с. 222), участвовал в его составлении (Шульгин "лично стоял за Родзянко" в качестве премьера) и обсуждении с делегацией исполкома Петрогр. Совета РСД целей и программы Врем. пр-ва: "Я не помню, сколько часов это продолжалось. Я совершенно извелся и перестал помогать Милюкову.- Остальные тоже уже совершенно выдохлись. Один Милюков сидел упрямый и свежий... Против него эти трое [Н.Д. Соколов, Н.Н. Суханов, Ю.М. Стеклов - члены исполкома Совета- Автор] сидели неумолимо..." (там же. с. 230). Врем. К-т решил, что Николай II должен немедленно отречься от престола в пользу сына Алексея при регентстве вел. кн. Михаила. С этой целью К-т направил 2 марта в Псков для переговоров с царём делегацию (А.И. Гучков и Шульгин). Но царь подписал Акт отречения от престола в пользу брата Михаила Александровича 3 марта в Петрограде Шульгин участвовал в переговорах с ним, в результате к-рых вел. князь отказался принять престол до решения Учред. Собр. Шульгин был в числе тех, кто готовил и редактировал Акт отказа Михаила Александровича от престола.

27 апр. на торжеств, заседании депутатов Гос. Думы всех 4 созывов Шульгин заявил, что Врем. пр-во находится как бы под домашним арестом: "К нему в нек-ром роде как бы поставлен часовой, к-рому сказано: "Смотри, они буржуи, а поэтому зорко следи за ними и, в случае чего, знай службу"... Ленин - это фирма, а вокруг него ютится целая свора людей, к-рые проповедуют всё, что им в голову взбредет. Не забудьте, что наш народ не так уж подготовлен к политической деятельности и с трудом разбирается в этих вещах..." ("Рев-ция 1917", т. 2, с. 76-77), 4 мая на частном совещании членов Гос. Думы Шульгин утверждал, что если агитация против союзников будет продолжаться. то им придется "порвать с нами", что Франция и Англия заключат мир с Германией за счёт России и что "единств, путь к спасению лежит через войска, лежит в том, чтобы эти войска загоревшись всем жаром, всем пылом рев. воодушевления, перешли в наступление против врага всякой свободы, против Германии" (там же, с. 105).

Поддерживая А.Ф. Керенского, к-рый в его глазах был верхом радикализма. Шульгин на том же совещании членов Гос. Думы бросил в адрес социалистов: "Мы предпочитаем быть нищими, но нищими в своей стране. Если вы можете нам сохранить эту страну и спасти её, раздевайте нас, мы об этом плакать не будем" (Шульгин В.В, указ. соч., с. 5). 26 апр. Шульгин признавался "Не скажу, чтобы вся Дума целиком желала рев-ции; это было бы неправдой- Но даже не желая этого, мы рев-цию творили- Нам от этой рев-ции не отречься, мы с ней связались, мы с ней спаялись и несём за это моральную ответственность" (там же, с. 35).

10 авг. на частном Совещании обществ, деятелей в Москве Шульгин вошёл в состав бюро по орг-ции обществ, сил. 14 авг. на Гос. совещании высказался против отмены смертной казни, против выборных к-тов в армии, за "неограниченную власть", против автономии Украины. Отвечая на вступит, речь Керенского и явно прикрывая Л.Г. Корнилова, говорил: "Кем-то было упомянуто здесь "знаменитое столыпинское "Не запугаете". А зачем здесь оно приведено? Так во второй Гос. Думе пугали. Кто и кого пугают здесь? Почему всё время говорят о том, что надо спасать рев-цию, когда никакой угрозы нет. По крайней мере, она здесь не раздаётся. Почему говорят, что откуда-то грозит пока невидимая контррев-ция? Надо дать себе в этом отчёт. Пять месяцев тому назад каждого, кто осмелился бы что-нибудь сказать против рев-ции, растерзали бы на части. Почему же теперь настроение у всех изменилось? Причина тут в ошибках пр-ва": "Я хочу, чтобы вся власть [Врем. пр-ва]. власть. среди к-рой, я не знаю, есть или нет лица, к-рые чуть ли не подозревают меня в контррев-ции, чтобы эта власть была действительно сильной"; "Я заявляю, что мы (малороссы), как и 300 лет тому назад, жители этого края, желаем держать с Москвой крепкий и нерушимый союз" ("Гос. совещание", с. 107, 109, III). 30 авг., при очередном посещении Киева, Шульгин был арестован, как редактор "Киевлянина", по постановлению К-та охраны рев-ции, а газета была закрыта, но вскоре был освобожден.

В нач. окт. Шульгин переехал в Киев, возглавил "Рус. нац. союз". Публично отказался участвовать в работе Предпарламента. Монархич. союз Южного берега Крыма выдвинул его кандидатуру на выборах в Учред. Собр.

17 окт. в Киеве под его председательством состоялся съезд рус. избирателей губернии; в принятом наказе говорилось, что мир может быть заключён лишь в полном согласии с союзниками, что одной из главнейших задач Учред. Собр. должно быть создание твёрдой гос. власти и прекращение опытов проведения в жизнь соц. программы.

После Окт. рев-ции Шульгин в Киеве создал в нояб. секретную орг-цию под назв. "Азбука". Его влиятельные единомышленники (и штатские, и офицеры) исповедовали борьбу с большевизмом, верность союзникам и монархии. Легально же Шульгин боролся в "Киевлянине" с укр. нац. движением, с парламентаризмом, Учред. Собранием. И даже написал заявление: "Я, нижеподписавшийся, если буду избран в Учред. Собр., ...буду считать решение этого Учред. Собр. для себя необязательным" (Шульгин В.В., указ. соч., с. 38). В нояб- дек. Шульгин побывал в Новочеркасске, участвовал в формировании Добровольч. армии. Был возмущён Брестским миром.

Когда в февр. 1918 в Киев пришли немцы. Шульгин в знак протеста отказался издавать газету и в последнем номере "Киевлянина" (от 10 марта) писал: "...Так как мы немцев не звали, то мы не хотим пользоваться благами относительного спокойствия и нек-рой политической свободы, к-рые немцы нам принесли. Мы на это не имеем права... Мы всегда были честными противниками. И своим принципам не изменим. Пришедшим в наш город немцам мы это говорим открыто и прямо. Мы - ваши враги. Мы можем быть вашими военнопленными, но вашими друзьями мы не будем до тех пор, пока идёт война" (там же, с. 38). Из его письма ген. М.В. Алексееву: "Добровольч. армия должна покончить со всякими колебаниями, оставить мысль об Учред. Собр. и народоправстве, к-рым из мыслящих людей никто не верит, и сконцентрировать все силы на одной задаче - вырвать рус. императорский дом из физич. обладания немцев и поставить его в такое положение, чтобы, опираясь на наступающую Японию, от имени вступившего на престол государя объявить священную войну против немцев, завладевших Родиной" (там же, с. 40). Как вспоминал А.И. Деникин, "для Шульгина и его единомышленников монархизм был не формой гос. строя, а религией. В порыве увлечения идеей они принимали свою веру за знание, свои желания за реальные факты) свои настроения за народные" (там же).

Когда образовался "Нац. центр" (май - июнь 1918) со своей воен. орг-цией, Шульгин сотрудничал с ними. В авг. 1918 он прибыл в Добровольч. армию, где при участии ген. А.М. Драгомирова разработал "Положение об Особом совещании при Верх. руководителе Добровольч. армии" (с янв. 1919 возглавлял его Комиссию по нац. делам). С кон. 1918 редактировал в Екатеринодаре газ. "Россия" (затем "Великая Россия"), воспевая монархич. и националистич. принципы и чистоту "белой идеи".

После окончания Гражд. войны - в эмиграции. В 1925-26 нелегально побывал в России. Выпустил книги: "Дни" (Белград, 1925), "1920" (София, 1921), "Три столицы" (Берлин, 1927), "Приключение князя Воронецкого" (1934). С 30-х гг. жил в Югославии. В 1937 отошёл от политической деятельности. В гитлеровском нашествии на СССР Шульгин увидел прежде всего угрозу России. В 1945 Шульгин был препровожден в Москву, осужден. Освобожден в 1956.