Если бы учителей не обязали делать столько отчетов, школа бы действительно "дышала" и учили бы и астрономии и черчению.
glori7 , ну как астрономия "не важна"? Четверть россиян уверены, что Солнце вращается вокруг Земли. Считаю, что 4 часа в месяц уж можно выделить этому предмету, вместо дурацких ФГОС - предметов (занимательная математика, занимательный русский и пр.), слава Богу некоторые учителя проводили в это время программные русский и математику.
Кто-то выше писал, что биологию можно в 10-м закончить, так у тех кто в медицину собирается, не у всех есть возможность в профильную школу попасть (не знаю как в Н-ске, а у нас в Барнауле по пальцам пересчитать можно хим-био профильные школы (классы). Конкурс в них , поэтому худо-бедно пусть и в традиционной старшей школе дают по плану 1 раз в нед.
А с физкультурой - да, перебор. Действительно, как выше писали, кто занимается спортом (танцами), тот и посещает уроки. После 8-го класса на уроках присутствует примерно треть класса (у девочек сплошь и рядом у всех месячные каждый урок ). А учителю, чем меньше детей, тем проще вести урок. На первую и последнюю (в расписании) физ-ру мало кто ходит. А если не ходишь, оценки можно получить, сделав реферат на тему спорта.
Добавлено спустя 3 минуты 16 секунд:

Другое дело, что действительно преподавателей на так называемые "пустые", "никчемные" предметы днем с огнем не сыщешь, часов минимум и оплата, соответственно отработанным часам. Кто пойдет? Дети в 1 классе, на окружающем мире изучали планеты. Кадры действительно решают все.
И тут важно знать - наш ПЕД университет пытается раскочегарить чиновничью систему.
Была создана программа переподготовки учителей физики, чтобы они могли преподавать астрономию, с упором на самые последние достижения.
Программа на стадии утверждения.
А вот что касается Планетария... тут без слез говорить трудно.
Г-н Масликов так обласканный автором статьи превратил учреждение доп образования в
кинотеатр совмещенный с цирком.
Раз в час показывают фильм, причем зачастую содержание откровенно прозападное. Взять того же Гагарина после приземления показанного на фоне коров (фильм Рассвет космической эры - уже снят с показа) вроде мелочь но образ то какой?
Кроме фильмов - театрализованные представления. Сами сотрудники планетария, без актерского образования, наряженные в костюмы (а-ля раздача флаеров на улице)
выступают перед детьми дошкольного возраста.
ЭТО АСТРОНОМИЧЕСКОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ???
Или платные программы наблюдения за звездами? За пару часов возле телескопа человек усвоит что-то из астрономии как науки? К слову Тротуарная астрономия показывает звезды бесплатно...
Да разумеется на базе планетария есть кружки и факультативы, но во первых это не 150 тыс детей в год, а от силы 600-800 учеников, а во вторых 80% занятий проходит не в планетарии а на территории учебных заведений с которыми заключен договор. То есть по сути функционал доп образования существует только на бумаге. А по факту люди для того чтобы заработать деньги должны прыгать в набивных костюмах.
И пара слов о состоянии - организация начала работать в 2012г с того времени купол звездного зала ни разу не чистился, а по тех условиям это должно происходить раз в полгода. я уже скромно промолчу про обновление контента 10 фильмов за 5 лет - смех.
И ведь люди там работают золотые. Да вот только рыба как известно с головы...
Может хоть НГПУ сможет обеспечить нормальную почву для возвращения этого удивительного предмета.
Ведь где еще вы узнаете что находясь на бледно-голубой точке Вы видите прошлое глядя в усыпанную бриллиантами бархатную тьму неизменно удаляющегося от нас пространства-времени... на самом деле астрономия это не самое важное, я думаю. некоторым детям нравится, тогда родители должны показать эту науку, так сказать. но нравится не всем и я не очень понимаю тогда, зачем в школьную программу вводить?

Еще латынь и греческий (хорошо тренируют память) Есть в нашей школе астрономия, только преподает физичка, толку ноль, учитель по тому что такой, вот черчение бы ввели в обязаловку с каллиграфией толку бы больше было, а то дети к концу школы пишут хуже чем в первом классе У нас была астрономия в школе. Я школу 13 лет назад закончила.видимо как Факультатив оформлено было.
На мой взгляд, с физкультурой перебор сейчас в школах. Особенно в старших классах.
Ну насколько я могу судить по детям знакомых - достаточно много. Насчет прям вот очень активно - не берусь утверждать, но активность всяко выше, чем школьные уроки физкультуры . А кто не хочет заниматься спортом, те и в школе освобождены от физ-ры .

Я бы предпочла (да и ребенок тоже), чтобы вместо этих бесполезных 2-3 часов у моего ребенка было лишних свободных 2-3 часа, которые она могла бы потратить на катание на роликах/коньках/велосипеде на свежем воздухе, а не на бесполезную игру в пионербол в душном и пыльном зале

Реформ полно, начиная с ЕГЭ, который за десять лет породил подготовку к нему, начиная с 1 класса. Теперь в образовании правят тесты. Но не просто тесты, а тесты, составленные бывшими школьными троечниками. Например детям, написавшим в тестах по окр. миру, что гусь - перелетная птица, снижают баллы, так как в методичке к тесту написано, что гусь - птица не перелетная (!). Следствия только одного этого копятся и растут, как снежный ком. И следствия изучения "Истоков" с 1 по 11 класс тоже будут. Пусть и не совсем такие, как задумывалось авторами..И единый учебник истории, и многое-многое другое, что есть и идет сейчас в школу, и, дальше, в ВУЗ, не пройдет бесследно.

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/457/ (Наука и жизнь, Пятое правило арифметики)
Скрыть

Реформаторы тоже изучали..историю КПСС. И, похоже, им это сильно нравилось.. Поэтому все реформы школьного образования двигают его или "вбок" или "назад". А между тем жизнь банально не стоит на месте. И хотелось бы больших перспектив для наших детей, чем изучение "Истоков" и иже с ними. А также НЕ изучение прекрасных и нужных предметов по программам, которые, порой, "бессмысленны и беспощадны".

О какой реформе образования вы говорите? Видимость одна. От перемены мест слагаемых..
Просто стало чуть свободней, и школа задышала чуть-чуть.

Реформаторы тоже изучали..историю КПСС. И, похоже, им это сильно нравилось.. Поэтому все реформы школьного образования двигают его или "вбок" или "назад". А между тем жизнь банально не стоит на месте. И хотелось бы больших перспектив для наших детей, чем изучение "Истоков" и иже с ними. А также НЕ изучение прекрасных и нужных предметов по программам, которые, порой, "бессмысленны и беспощадны".


Скрыть

Я и в школе, и потом ещё в институте, изучала историю КПСС, и тогда от этого было не отвертеться. А сейчас (пока по крайней мере) вы можете отказаться от этого предмета, да и вообще от школы. Хотя я, конечно рада, что почти все мои дети успели отучиться в школе в короткий промежуток между....

По мере массированного продвижения РПЦ в школу отдать детишек для альтернативного развития в кружок при дацане/синагоге?

Или потребовать вместо основ православия вести "истоки"


Скрыть

5 школьных часов на изучение сохи+5 на изучение топора+ 5 на одну икону+5 на Соловки..А мы тут о часах на биологию-астрономию спорим

А что, только в школе такие чудеса?

Школа от обычной жизни взрослого человека "слегка отличается", не?
Ну школьные проблемы решить в наших силах - на что-то забить, найти что-то вне школы...

Добавлено спустя 4 минуты 9 секунд:

Баяна писал(а):

Повлияет ли как-то количество отведенных на астрономию часов на качество преподавания, почему физик не подойдет для преподавания астрономии и насколько решение вернуть уроки астрономии в школу было продуманным?.

Сегодня министр образования и науки РФ Ольга Васильева о возвращении астрономии в среднюю школу. Убранный шесть лет назад предмет появится в программе уже с сентября. Однако пройдет это в «режиме экономии»: вести астрономию будут учителя физики, а дополнительных часов на нее не выделят.

«Напомню вам, что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного, астрономия читалась в курсе физики, у нас есть учебники, они были всегда в федеральном перечне, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс уже не в рамках предмета "Физика", а в рамках отдельно астрономии. Никаких часовых изменений не происходит», - отметила министр.

Ранее министерство разработало поправки в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования, в котором, в частности, было выдвинуто предложение ввести перечень требований к тому, чему должны научиться школьники на уроках астрономии. Так, на базовом уровне, согласно проекту, ученики должны вынести для себя понимание о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, знать основные астрономические термины. На углубленном уровне школьники должны понимать связь физических законов, открытых в земных условиях, и явлений во Вселенной.

сайт опросил астрономов, преподавателей физики и руководителей школ и узнал, что они думают об этой мере.

Георгий Арабули, учитель физики в Лицее «Вторая школа» (Москва):

«Когда отменяли уроки астрономии несколько лет назад, это было большой трагедией. Олимпиадное движение осталось, а предмета вроде бы и нет. И дети занимаются только в кружках, а на уроках астрономия только в нескольких уроках физики всплывала - в примерах. Потому новость о ее возвращении - это хорошо.

Но тут есть подводные камни, потому что учитель физики должен преподавать. Это как МХК (мировую художественную культуру, - прим. сайт) преподавал учитель литературы, который в МХК не идеально разбирается. Астрономию должен преподавать астроном, а не физик. В моей школе есть астроном, есть кому поставить и вести. Но в большинстве школ с этим будут большие проблемы.

Да и идея взять часы из физики - это совсем печально. В советское время на физику выделялось четыре урока в неделю, и исходя из этого строилась программа. Сейчас программа осталась той же, но время сокращено до двух часов в неделю. Отнимать часы у физики уже некуда».

Олег Угольников, старший научный сотрудник Института космических исследований РАН, заместитель председателя Центральной предметно-методической комиссии по астрономии Всероссийской олимпиады школьников:

«К сожалению, я никак в процессе возвращения астрономии в школу не участвовал. Не уверен, что принятая схема будет жизнеспособна. На наш взгляд, астрономию нужно было ввести отдельным курсом на год и не позже, чем в 7-8 классе. А его возвращают в качестве приложения к физике в 11-м, абсолютно в том же виде, что и в последние годы Советского Союза. И все проблемы повторятся. Учителя будут использовать этот час для дополнительных занятий по физике, и дети будут с ними полностью согласны, потому что проблемы перед ними стоят совершенно другие».

Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109 (Москва):

«Лично я не вижу тут никакой угрозы или опасности, нормальная мера. А что касается того, что преподаватели считают ее половинчатой, что часов на астрономию выделено недостаточно… Каждый предметник - это такой туннельщик, если использовать метафору. Дайте мне триста часов на историю! Триста часов на физику! Я вам больше скажу: у меня целое подразделение - дети, которые лечатся, с онкологией, с почками на гемодиализе. Там очень жесткий медицинский протокол, их нельзя перегружать. Тем не менее они успешно сдают ГИА, ЕГЭ, поступают в вузы. Значит, дело не в количестве часов, а в технологии преподавания.

Но при этом базовые представления об астрономии надо иметь. Иначе у нас, как по данным социологических исследований, чуть ли не 60% считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Но есть общекультурные представления, а есть тонкости, которые нужны тем, кто решил связать свою судьбу с данной специальностью».

Сергей Попов, астрофизик, популяризатор науки, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга:

«Это слишком кавалерийский наскок на вопрос. Такая решительная мера, как введение общеобязательного предмета в школе, требует серьезной подготовки. В данном случае, как мне кажется, ее не было, решение выглядит непродуманным. Поэтому я думаю, что в подавляющем большинстве школ это будет профанацией. И еще: пока неизвестно, в каком классе будет астрономия, комментировать сложно. Но, если это будет в выпускном классе, я остаюсь противником такой меры».

Сергей Данилов, учитель физики и астрономии (Санкт-Петербург):

«Мне пока что не очень понятно, откуда возьмут часы и учителей. Говорят, что их переподготовят. Снова вопрос: кто именно. И еще один важный вопрос: учебник. Воронцов-Вельяминов? Так еще в наше время в нем больше сотни ошибок находили».

В российские школы возвращается астрономия, причем не вариативным курсом, а обязательным. Предмет внесли в федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Минобрнауки России дало местным образовательным организациям год на раскачку. У каждой школы есть право самостоятельно принять решение - включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь - фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета. Предполагается, что вести астрономию будут учителя физики, для этого им придется пройти курсы повышения квалификации. Подробнее - в материале «Реального времени».

Иммунитет к лженауке

В учебный план астрономия как самостоятельный предмет была введена в советских школах в 1932 году. На изучение отводился 1 час в неделю в 10-м классе. Особо тогда отмечалось идеологическое значение предмета.

Убрали из перечня обязательных предметов астрономию в 1993 году. Хотя в отдельных школах ее продолжали изучать, но в рамках факультатива. В большинстве же учебных заведений до сегодняшнего дня знания о космосе дети получали в рамках интегрированных курсов. Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших - в курс по физике.

В 2017 году предмет возвращается, причем не вариативным курсом, а обязательным. Астрономия, как сказано в презентации Минобрнауки, помимо понимания устройства мира, в том числе за пределами Земли, мотивирует к изучению физики и математики, а также прививает «иммунитет» к лженауке и псевдонаучным сенсациям.

Астрономия в форме простейших представлений о мире в начальных классах включалась в программу по окружающему миру, в старших - в курс по физике. Фото petrsu.ru

ЕГЭ по астрономии не планируется, но вопросы из курса включат в ЕГЭ по физике

Минобрнауки России дало школам год на раскачку. У каждого учебного заведения есть право самостоятельно принять решение - включить астрономию в расписание с 1 сентября 2017 года или же с 1 января 2018-го. Определяющий фактор здесь - фактическая готовность школы к преподаванию этого предмета. В методических рекомендациях, которые Минобрнауки России направило в регионы, специально акцентировано внимание на том, что изучение астрономии как обязательного предмета «вводится по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий».

При этом в школах, где астрономия изучалась в рамках вариативной части (по Закону об образовании 50 процентов часов формируется федеральным центров и по 25 процентов - регионом и школой), предмет, согласно рекомендациям министерства, целесообразно ввести для одиннадцатиклассников с 1 сентября 2017 года.

Объем курса астрономии не должен быть менее 35 часов в год. То есть это один урок в неделю, при условии, что предмет изучается в 10-м или 11-м классе, и один урок в две недели, если курс растянут на два года - такой вариант тоже возможен. Как поступить, должна решать школа.

ЕГЭ по астрономии, в том числе на добровольной основе, не планируется. Но с 2019 года будут проводиться всероссийские проверочные работы по астрономии, а задания по предмету будут включены в ЕГЭ по физике.

К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. Фото kpfu.ru

Когда Солнце вращается вокруг Земли

Закон сохранения энергии никто не отменял, и приведет ли добавление одного предмета в расписание уроков к исключению другого - этот вопрос Министерство образования и науки России отдало на откуп школам: «Образовательная организация самостоятельно осуществляет перераспределение часов внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки». К перегрузке школьников астрономия не приведет, считает завкафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, наоборот, будет способствовать обогащению знаниями. К введению предмета он относится положительно.

Пробелы в знаниях действительно есть, соцопросы показали, что утеряны некоторые мировоззренческие аспекты. Многие - не только дети, но и взрослые - на вопрос, что относительно чего вращается, отвечали, что Солнце вращается вокруг Земли. Это, конечно, печально было нам слышать. Другое дело - кто будет преподавать? - говорит Бикмаев.

Согласно опросу ВЦИОМ , каждый четвертый россиянин думает, что не Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце вокруг Земли. Исследование длилось на протяжении нескольких лет, и каждый раз россияне демонстрировали удивительные «знания».

В астрономы переквалифицируют физиков

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры - в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Скорее всего, новым предметом нагрузят физиков.

Мы будем с Министерством образования обсуждать, как методически организовать эти занятия, наша кафедра будет оказывать содействие. Программа школьного курса утверждена, известен даже учебник, его автор - Виктор Чаругин. Скорее всего, астрономию будут преподавать учителя физики, они наиболее близки к этому предмету. В этом году планируется поэтапно ввести курс, может быть, не весь сразу. Будет ли это во всех школах или в качестве эксперимента в некоторых - это решит Министерство образования Татарстана, - говорит Бикмаев.

Готовить будущих преподавателей астрономии поручили КФУ, речь идет не о выпускниках профильной кафедры - в школу их не отправят, а о переобучении учителей. Фото presnya.mos.ru

В Минобразования республики прокомментировать, как будет осуществляться внедрение нового предмета в образовательную программу, не смогли - все специалисты заняты подготовкой к республиканскому педсовету, который 15 августа пройдет в Муслюмово.

Мы не думаем, что надо с места в карьер. Мероприятия по возвращению астрономии в школы должны проводиться поэтапно. Последние 15 лет этот предмет отсутствовал, и за один месяц его вернуть трудно, - говорит Ильфан Бикмаев.

За звездами - из села Новые Чечкабы

Впрочем, какими темпами и в каком качестве астрономия вернется в школы, больше зависит даже не от Минобразования. В Татарстане есть удивительный пример, когда ученики сельской школы становились призерами Всероссийской олимпиады по астрономии, даже несмотря на отсутствие этого предмета в расписании.

Несколько лет назад теперь уже бывший директор Ново-Чечкабской школы Буинского района открыл в школе кружок по астрономии. На собственные деньги купил телескоп и предлагал школьникам посмотреть на звезды. Постепенно забава переросла в интерес к науке. Школа выиграла грант, на который приобрела телескоп посерьезнее, оборудовали кабинет астрономии, в котором вечерами занимались десятки школьников. Нынешний директор школы Рустем Бикмуллин считает, что внедрить новый предмет школам будет несложно.

В том, чтобы организовать один урок в неделю, ничего сложного нет. Региональный компонент есть, за счет которого этот час можно выкроить, ресурсы можно найти, - говорит Рустем Бикмуллин.

В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 20 человек на место. Впрочем, мест немного - всего 15, средний балл абитуриентов - 230-240. Фото Романа Хасаева

«Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы она развивалась и в России тоже»

Несмотря на многолетнее отсутствие астрономии в школьной программе, интерес к предмету не был потерян. В минувшую приемную кампанию конкурс на кафедру составил 7 человек на место. Впрочем, мест немного - всего 15, средний балл абитуриентов - 230-240. «Конечно, общий уровень из-за отсутствия астрономии в школе был несколько понижен, но мы на первых курсах его восстанавливали», - говорит завкафедрой. С введением астрономии в школах, надеется он, увлеченных абитуриентов станет больше.

Интерес к астрономии в последние годы возрос во всем мире - запускаются новые космические аппараты, строятся телескопы, обсерватории. Астрономия во всем мире развивается, и нам хотелось бы, чтобы астрономия как наука развивалась и в России тоже, - говорит Ильфан Бикмаев.

Кафедра астрономии КФУ в ближайшее время готовится к участию в проекте международной российско-германской орбитальной обсерватории «Спектр-Рентген-Гамма» под эгидой Института космических исследований РАН. КФУ будет осуществлять наземную оптическую поддержку с телескопа, который установлен в Турции. Планируется, что запуск «Спектра» на орбиту состоится в сентябре 2018 года. Цель проекта - изучение черных дыр, нейтронных звезд, вспышек сверхновых и галактических ядер. Предполагается, что в ходе исследования будет открыто более миллиона новых активных ядер галактик и до 100 000 новых скоплений галактик.

Дарья Турцева

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ "Санкт-Петербургская Школа "Тет-а-Тет"

Учитель Математики Высшей категории с правом преподавания Астрономии

АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

В российских школах предмет "астрономия" начиная с 2008 года фактически поставлен вне закона - под предлогом того, что ни один из действующих учебников астрономии не был разрешен и допущен к использованию в школах.А правило сейчас такое - нет разрешенного учебника, следовательно, данный предмет преподавать нельзя. Видимо, чиновники от Министерства образования и науки посчитали, что знания о Вселенной и космических законах для наших детей являются совершенно излишними.

Прямого запрета изучать астрономию в школах нет, в некоторых школах астрономию всё же преподают в качестве спецкурсов, но ни один из написанных недавно учебников не имеет грифа Министерства образования, рекомендующего использовать учебник в образовательном процессе. Да и учителей, которые могут преподавать астрономию в старших классах, катастрофически не хватает.

Напомню, что парадоксальным образом, ликвидация астрономии как обязательного предмета в российских школах состоялась как раз накануне 2009года, объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международным годом астрономии. На словах постоянно заявляя о своем стремлении стать частью международного сообщества, заявляя о желании вступить в ВТО, на деле Россия проигнорировала резолюцию ООН. Такое неадекватное поведение чиновников от образования вызвало бурную реакцию многих учителей, преподавателей вузов и научного сообщества.

В 2009 году российские астрономы попросили власти: «вернуть преподавание астрономии в школы, восстановить астрономическую подготовку в педагогических ВУЗах, и обеспечить господдержку популяризации этой науки» - говорится в принятом за основу тексте резолюции конференции. В заявлении российских учёных говорилось:«ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создаёт благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире, астрологии, магии, колдовства, в условиях, когда научно-популярная литература недоступна широким кругам населения из-за высоких цен. Мы считаем, что необходимость всеобщего астрономического образования обусловлена важностью вклада астрономии в создание научной картины мира и формирование научного мировоззрения современных людей. Естествознание - часть единой общечеловеческой культуры и естественнонаучные знания должны стать достоянием любого образованного человека. В настоящее время в мире бурно развиваются астрономия и исследование космоса, однако в России выпускники общеобразовательных учреждений "обрекаются на астрономическую безграмотность"

Эту инициативу поддержал и ректор Московского Государственного Университета Виктор Садовничий. «Астрономия должна вновь войти в число обязательных школьных предметов» - сказал он - «а в ВУЗах необходимо возродить подготовку учителей астрономии. Человек, глядя на небо, должен иметь элементарные представления о том, что оно собой представляет. Астрономия - это культура, это знания, которые должен иметь каждый культурный человек. Что такое звёзды, что такое планеты, что такое материя, что такое космос, почему он бесконечен».

Так почему же в школах надо изучать астрономию?

На протяжении тысячелетий основы астрономических знаний - основы представлений о Вселенной входили в систему подготовки подрастающих поколений. Еще в монастырских школах средневековья астрономия наряду с арифметикой, геометрией и музыкой входила в «квадривиум» - высшую ступень семи свободных искусств, обязательных для изучения предметов. Отсюда эта схема перешла в возникшие в XII-XIII веках первые университеты.

В гимназиях России существовал обязательный курс описательной астрономии - космография. Астрономия как обязательный предмет входила и в учебные планы советской средней школы. Впрочем, были и в те годы попытки изъять астрономию из программы средней школы. Незадолго до начала Великой Отечественной войны некие «мудрецы» из тогдашнего Наркомпроса попытались убрать астрономию из программ средней школы. Тогда ведущие астрономы страны обратились к академику А. А. Благонравову, являвшемуся тогда Президентом Академии артиллерийских наук (существовала в свое время такая академия), а он имел право непосредственно обращаться к И. В. Сталину. И вот достаточно было одного телефонного звонка Благонравова Сталину - и вопрос о восстановлении астрономии в школе был немедленно решен.

Почему же так актуально изучение астрономии в средней школе? Это необходимо современному образованному человеку в силу тех важных социальных функций, которые выполняет астрономия на протяжении всей истории человечества и в которые современная эпоха вносит новые грани. Первая из этих функций - прикладная. Это разработка методов ориентации во времени и пространстве, что является необходимым условием производственной деятельности человека, его социального бытия и его повседневной жизни. Вторая функция - общекультурная: это определение места и роли человека в структуре Вселенной. Астрономическая картина мира на протяжении тысячелетий была и есть неотъемлемой составной частью научной картины мира в целом; той ее частью, которая дает человеку представление о пространственно-временной структуре мира, в котором он живет и действует. Здесь следует подчеркнуть и то обстоятельство, что при всех своих тесных связях с физикой, астрономия является самостоятельной целостной наукой со своими специфическими объектом и методом исследования.

Да и вообще, что нужно доказывать, если мы первые создали космические корабли, первые преодолели земное притяжение! Мы первые покорили космос! Мы первые вышли в открытый космос! Именно наши ракеты "Протон" выводят спутники любых стран на орбиты! Россия готовит космонавтов любых стран! Космонавтика - одно из немногих направлений науки, где мы ещё сохраняем лидирующие позиции в мире.

И всё это потому, что астрономия, преподаваемая в школах, открывала детям прекрасный и загадочный мир Вселенной! Именно из бывших школьников, влюбившихся в звездное небо, вышли талантливые конструкторы и космонавты! Учёные международного уровня! И очень обидно, что именно теперь, когда весь остальной цивилизованный мир увлекся астрономией, мы - перестали преподавать её в школе.

Хотя,следуя логике наших правителей, зачем нашим детям знать законы мироздания, иметь научное представление о мире? Достаточно им компьютерных игр-стрелялок на тему "звёздных войн", фантастических фильмов о пришельцах типа "Скайлайна" да курса закона божьего... Да "Фабрик звёзд"... В итоге сейчас мало кто из современной молодёжи может ответить на простейшие вопросы: кто такой Циолковский, чем отличаются планеты от звёзд и почему случаются солнечные затмения...

В 2009г. мир отметил 400-летие наблюдения звездного неба с помощью телескопов. В 1609г. Галилео Галилей направил, созданный им телескоп, в сторону Луны, Солнца, звезд и планет и обнаружил, что на Луне есть горы, а на Солнце пятна, что у Юпитера есть спутники, у Сатурна кольца, а Млечный путь состоит из звезд. В настоящий момент астрономия переживает еще одну революцию. Сегодня это одна из наиболее бурно развивающихся наук, где открытия следуют один за другим. В России со времен Петра I астрономия была обязательным предметом в школах и училищах. В начале XX века именно интерес к астрономии привел Фридриха Цандера к конструированию межпланетного реактивного самолета. В 60-ые гг. XX века невозможно было себе представить, что астрономия будет изгнана из программы среднего образования. Тогда космические аппараты, созданные нашими учеными, открывали для всего человечества новые знания о Луне, Венере, Марсе. Сегодня, увы, фундаментальными космическими исследованиями занимаются другие страны: Европа, США, Япония, Китай, Индия, а в России чиновники считают, что с нас хватит космического извоза за и космического туризма за бабки....

Генассамлея ООН в своей резолюции отмечала, что астрономия является одной из старейших фундаментальных наук, что она оказывает серьезнейшее влияние на развитие других наук, прикладные исследования, культуру, философию и т.д., что астрономия является совершенно необходимой наукой, которую следует изучать, начиная с детского возраста.

И сведение на нет изучения астрономии в российских школах идет параллельно с уходом России из области фундаментальных наук и из таких областей высоких технологий, как космос. На словах власти ратуют за инновационное развитие России, а на деле занимаются разрушением фундаментального образования, убирая из школ и вузов астрономию и заменяя теорию эволюции бредовыми мифами о семи днях творения. Особо знаково, что это происходит именно сейчас, в годы грандиозного научного прорыва в области астрономии и физики космоса ведущих стран мира...

Приказываю:

Утвердить прилагаемые , которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39 и от 31 января 2012 г. N 69 и от 23 июня 2015 г. N 609.

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 7 июня 2017 г. N 506

Изменения,
которые вносятся в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089

1. В части II "Среднее (полное) общее образование":

1.1. В разделе "Общие положения":

а) в абзаце двенадцатом после слова "Физика," дополнить словом "Астрономия,";

б) абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"Учебные предметы Астрономия и Естествознание представлены только на базовом уровне. По выбору образовательного учреждения учебный предмет Естествознание может изучаться вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология.";

в) в абзаце четырнадцатом после слов "Физическая культура" дополнить словом ", Астрономия".

1.2. После раздела "Стандарт среднего (полного) общего образования по физике" дополнить разделом следующего содержания:

"Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии

Базовый уровень

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Предмет астрономии

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.

Основы практической астрономии

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.

Законы движения небесных тел

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.

Солнечная система

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

Методы астрономических исследований

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

Звезды

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

Наша Галактика - Млечный Путь

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.".

1.3. В разделе "Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию" (базовый уровень):

а) в абзаце третьем позиции "Современные естественно-научные знания о мире" подраздела "Обязательный минимум содержания основных образовательных программ" слова "Эволюция Вселенной (большой взрыв, разбегание галактик, Эволюция звезд и планет, Солнечная система)" исключить;

б) в подразделе "Требования к уровню подготовки выпускников" (базовый уровень):

в позиции "знать/понимать" слова "эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика," исключить;

в позиции "уметь" слова ", разбегание галактик" исключить.

2. В подразделе "2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования в контексте модернизации российского образования" раздела "Пояснительная записка":

а) в абзаце двадцатом после слова "Физика," дополнить словом "Астрономия,";

б) дополнить новым абзацем двадцать вторым следующего содержания:

"Астрономия - введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом";

в) абзацы двадцать второй - двадцать шестой считать соответственно абзацами двадцать третьим - двадцать седьмым.

Обзор документа

Утвержден стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии. Это обусловлено введением астрономии в качестве отдельного учебного предмета.

Определены обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.