Часть I. Общие вопросы организации и деятельности школьной психологической службы (И.В. Дубровина)

Глава 2. Содержание работы школьного психолога

I.2.1. С чего начинать работу?

Что можно посоветовать психологу, только пришедшему в школу? Прежде всего, не спешить, осмотреться.

Первый период работы практического психолога можно условно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к школе, а школа - к психологу. Ведь они очень плохо знают друг друга. Здесь будут уместны беседы с администрацией школы, учащимися, их родителями, посещение уроков, внеклассных мероприятий, пионерских сборов, комсомольских собраний, заседаний педсоветов, родительских собраний, изучение документации и пр. Одновременно в беседах, на собраниях необходимо знакомить учителей, учащихся и их родителей с задачами и методами работы школьного психолога (в самой общей форме).

Психолог в школе - явление для нас новое, и многие учителя могут признать психолога не сразу. Нужны терпение, благожелательное спокойствие, тактичное отношение ко всем. Каждый человек имеет право на сомнение , а учитель, классный руководитель, директор школы - тем более. Почему они сразу должны поверить в психолога? Все зависит от него самого и, главное, от его профессиональной подготовки и умения профессионально работать. Поэтому начинать, на наш взгляд, следует с того, что психолог лучше всего знает и умеет. Например, если у него большой опыт в работе с младшими школьниками, то, значит, с них и надо начинать, если раньше приходилось иметь дело с развитием интеллектуальной сферы детей, то следует попробовать себя в работе с отстающими или способными детьми и т.п.

Но во всех случаях не надо торопиться, стремиться во что бы то ни стало как можно скорее показать, на что способен. Психолог пришел в школу надолго, навсегда, и сразу следует сформировать у педагогического коллектива установку на то, что психолог - не волшебник, не все сразу может решить. А такие психологические процессы, как коррекция, развитие, вообще длительны по времени. Да и выяснение причин той или иной психологической проблемы требует каждый раз разного времени - от нескольких минут до нескольких месяцев.

По опыту работы школьных психологов, такой адаптационный период может занимать от трех месяцев до года.

I.2.2. Итак, зачем же приходит в школу практический психолог?

Взрослые люди, работающие в школе, все вместе решают одну общую задачу - обеспечивают обучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них занимает свое определенное место в учебно-воспитательном процессе, имеет свои конкретные задачи, цели и методы. Например, конкретные задачи и методы работы учителя истории отличаются от задач и методов работы учителя биологии, математики, физической культуры, труда и пр. В свою очередь задачи и методы деятельности всех учителей-предметников принципиально меняются, когда они выступают в роли классных руководителей.

Итак, у каждого педагога школы есть свои функциональные обязанности, основанные на профессиональной специализации. А как же практический психолог? Может быть, правы в школе те, кто воспринимает его или как "скорую помощь" для учителя, или как "няньку" для учеников, т.е. как человека полезного, даже в чем-то интересного, но без определенных, четко обозначенных обязанностей - его хорошо иметь, но можно без него и обойтись? Конечно, это совершенно не соответствует смыслу его деятельности.

Практический психолог приходит в школу тоже как специалист - специалист в области детской, педагогической и социальной психологии. В своей работе он опирается на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека, о психологических условиях становления личности в онтогенезе. Психолог - равноправный член школьного коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно - контролирует психическое развитие учащихся и максимально способствует этому развитию.

Эффективность работы школьного психолога определяется прежде всего тем, насколько он может обеспечить основные психологические условия, способствующие развитию учащихся. В качестве основных условий можно назвать следующие.

1. Максимальная реализация в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов развития (сеизитивиость того или иного возрастного периода, "зоны ближайшего развития" и пр.). Практический психолог должен способство- o вать тому, чтобы не просто учитывались возрастные особенности (к этим словам в школе уже привыкли), но эти особенности (или новообразования) активно формировались и служили основой дальнейшего развития возможностей школьников.

Так, в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание ребенка. Основным видом его деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Именно этот возраст сензитивен для развития таких психологических новообразований, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности или склонность к познавательной деятельности, овладение учебными умениями и навыками. Иными словами, к концу младшего школьного возраста ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верить в свои возможности.

Оптимальной основой для успешного учения является гармоническое соответствие учебных и интеллектуальных навыков и умений с такими параметрами личности, как самооценка и познавательная или учебная мотивация . Это соответствие закладывается именно в младшем школьном возрасте. Практически все проблемы;(в том числе неуспеваемость, учебные перегрузки и пр.), возникающие на последующих ступенях обучения, определяются тем, что ребенок либо не умеет учиться, либо учение ему неинтересно, не видна его перспектива.

Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Формирование способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов или неудач в той или иной деятельности. Психическое развитие ребенка невозможно без развития его способностей. Но становление этих способностей требует терпения со стороны взрослых, внимания и бережного отношения к малейшим успехам ребенка, а этого взрослым часто не хватает! И они успокаивают свою совесть расхожей формулой о том, что способности - это исключение, а не правило. Имея подобное убеждение, школьный психолог работать не может, его основная задача - выявление и развитие способностей каждого на индивидуальном уровне достижений.

При этом психологу следует иметь в виду, что у детей существуют разные основания для оценки способностей: товарищей они оценивают по их успешности в занятиях (объективный критерий), себя - по своему эмоциональному отношению к занятиям (субъективный критерий). Поэтому достижения детей и нужно рассматривать в двух планах - в плане объективной и субъективной их значимости.

Объективно значимые достижения хорошо видны окружающим: учителям, родителям, товарищам. Например, ученик усваивает материал быстро, "с хода", сразу понимает объяснение учителя, свободно оперирует знаниями. Он выделяется среди одноклассников, его самооценка совпадает с реальной высокой успешностью, постоянно подкрепляется.

Субъективно значимые достижения - это такие успехи, которые окружающим часто незаметны, однако имеют высокую ценность для самого ребенка. Есть дети (это основная масса учащихся - так называемые "средние" ученики), у которых каких-то больших, заметных достижений в определенной области знаний нет, в классе они не только не лучше, а хуже многих усваивают данный предмет, но испытывают к нему большой интерес, с удовольствием выполняют задания по нему. Субъективно, для себя, они добиваются каких-то успехов в этой области знания в отличие от других. Самооценка возможностей такого ребенка часто подкрепляется лишь его собственным положительным отношением к предмету. Таким образом, мы можем говорить о том, что существуют разные условия формирования самооценки - под влиянием и при поддержке учителя или вопреки оценке учителя (и тогда ребенку приходится преодолевать значительные трудности для самоутверждения, или он "сдается").

В школе, к сожалению, недостаточно правильно подходят к так называемому "среднему" ученику. У большинства "средних" младших школьников есть уже свои любимые предметы, есть (определенные области, где они добиваются сравнительно высоких результатов. Но общий уровень развития у многих из них недостаточно высок в силу целого ряда обстоятельств (например, недостатки развития воображения и пр.). Если сразу не обратить на них внимания , не поддержать их интереса и успехов в той или иной области, то они могут (как это часто и бывает) остаться "средними" до конца школьного обучения, утратив веру в свои способности , интерес к занятиям.

Подход к проблеме способностей, основанный на признании существования не только объективно, но и субъективно значимых способностей ребенка, позволяет построить воспитательный процесс с учетом субъективно наиболее успешной для каждого учащегося области знаний или деятельности. Обычно основное внимание при обучении и развитии предлагается уделять наиболее слабым местам, зонам отставания, имеющимся у ребенка. Между тем опора именно на субъективно успешную для ребенка область оказывает наиболее прогрессивное влияние на формирование личности, позволяет развиться интересам и способностям каждого, подтягивает отстающие способности не прямо, а косвенно.

3. Создание в школе благоприятного для развития детей психологического климата , который определяется прежде всего продуктивным общением, взаимодействием ребенка и взрослых (учителей, родителей), ребенка и детского коллектива, ближайшего окружения сверстников.

Полноценное общение менее всего ориентируется на любого вида оценки или оценочные ситуации, для него характерна именно безоценочность. Высшая ценность в общении - это другой человек, с которым мы общаемся, со всеми его качествами, свойствами, настроениями и пр., т.е. правом на индивидуальность.

Благоприятный психологический климат и взаимоотношения имеют свою специфику в каждом возрасте.

В младших классах характер общения учителя формирует у детей различное отношение к нему: положительное , при котором ученик принимает личность учителя, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним; отрицательное , при котором ученик не принимает личность учителя, проявляя агрессивность , грубость или замкнутость в общении с ним; конфликтное , при котором у учащихся возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к его личности. При этом существует тесная связь между особенностями общения младших школьников с учителем и формированием у них мотивов учения. Положительное отношение, доверие к учителю вызывают желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения; отрицательное отношение не способствует этому.

Отрицательное отношение к учителю у младших школьников встречается довольно редко, а конфликтное - весьма часто (около 30% детей). У этих детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях - с боязнью его. Эти дети чаще всего замкнуты, ранимы или, наоборот, равнодушны, невосприимчивы к указаниям учителя, безынициативны. В общении с учителем они проявляют вынужденную покорность, смирение, порой стремление приспособиться. Причем обычно дети сами не осознают причин собственных переживаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, это нередко не осознают и взрослые. Первоклассники в силу недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со стороны учителя. Это явление нередко недооценивается учителями на самом начальном этапе обучения детей. Между тем это чрезвычайно важно: в последующих классах отрицательные эмоции могут закрепиться, могут быть перенесены на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и товарищами. Все это приводит к серьезным отклонениям в психическом и личностном развитии школьников.

Во взаимоотношениях подростков наиболее значимы чувства симпатии и антипатии, испытываемые ими к сверстникам, оценки и самооценки способностей. Неудачи в общении со сверстниками ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах жизнедеятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто очень важное: об этом свидетельствуют их чуткое внимание к форме общения, попытки осмыслить, проанализировать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Именно в общении со сверстниками берет начало формирование ценностных ориентации подростков, которые являются важным показателем их социальной зрелости. В общении со сверстниками получают удовлетворение такие потребности подростков, как стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и собеседника, понять окружающий мир, отстоять независимость в мыслях, поступках и действиях, проверить собственную смелость и широту знаний в отстаивании своего мнения, показать в деле такие личностные качества, как честность, сила воли, отзывчивость или суровость и пр. Подростки, у которых по той или иной причине не сложилось общение со сверстниками, часто отстают в возрастном личностном развитии и уж во всяком случае чувствуют себя в школе очень неуютно.

Для взаимоотношений старшеклассников характерно особое внимание к общению с представителями противоположного пола, наличие или отсутствие неформального общения с учителями и другими взрослыми. Общение со взрослым является основной коммуникативной потребностью и основным фактором нравственного развития старшеклассников. Общение со сверстниками, несомненно, и здесь играет свою роль в развитии личности, однако чувство собственной значимости, уникальности и самоценности может возникнуть у юноши (да и у подростка) только тогда, когда он чувствует уважение к себе человека, обладающего более развитым сознанием и большим жизненным опытом. Родители и учителя выступают, следовательно, не только как передатчики знаний, но и как носители нравственного опыта человечества, который может быть передан только в непосредственном и даже неформальном общении. Однако как раз с этой своей ролью родители и учителя фактически не справляются: удовлетворенность учащихся неформальным общением со взрослыми крайне низка. Это свидетельствует о неблагополучном духовном состоянии общества, о разрыве духовной связи между старшим и младшим поколениями.

В современной школе не соблюдаются психологические условия, обеспечивающие полноценное общение учащихся со взрослыми и сверстниками на всех этапах школьного детства. Отсюда у некоторых учащихся младшего школьного возраста и у многих подростков и старшеклассников формируется негативное отношение к школе, к учению, неадекватное отношение к самим себе, к окружающим людям. Эффективное обучение и прогрессивное развитие личности в таких условиях невозможны.

Поэтому создание благоприятного психологического климата, в центре которого личностное, заинтересованное общение взрослых и учащихся - одна из главных задач школьного психолога. Но успешно решать ее он может только в совместной работе с учителями, в творческом общении с ними, задавая определенное содержание и продуктивные формы такого общения.

Школьный психолог находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют и развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений учителей, учащихся и их родителей. Он видит каждого ребенка или учителя не самого по себе, а в сложной системе взаимодействия (см. рис.1).

Это своеобразное "поле" взаимодействия практического психолога с учащимися разного возраста, их учителями и родителями, в центре которого находятся интересы ребенка как формирующейся личности. Ясно, что на всех стадиях работы и с отдельными учащимися и с детским коллективом необходимо тесное сотрудничество психолога со всеми взрослыми, имеющими отношение к данным детям.

I.2.3. Основные виды работы школьного психолога.

К основным видам деятельности школьного психолога относятся:

  1. психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям;
  2. психологическая профилактика , состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников;
  3. психологическое консультирование , состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами (или им рекомендуют прийти, или их об этом просит психолог) учителя, учащиеся, родители. Часто они осознают существование проблемы после просветительной и профилактической деятельности психолога;
  4. психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним;
  5. психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника;
  6. работа по развитию способностей ребенка , формированию его личности.

В любой конкретной ситуации каждый из видов работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог, и от специфики того учреждения, где он работает. Так, в интернатах для детей, лишенных попечения родителей, психолог прежде всего разрабатывает и осуществляет такие развивающие, психокоррекционные и психопрофилактические программы, которые компенсировали бы неблагополучный опыт и обстоятельства жизни этих детей и способствовали развитию их личностных ресурсов.

Психологи, работающие при роно, в основном выполняют следующие виды деятельности:

  • организация циклов лекций для учителей и родителей с целью повышения их психологической культуры. Опыт показывает, что именно после прослушанного курса лекций учителя и родители чаще обращаются к психологу, видят больше проблем, лучше их формулируют. Лекции дают возможность усилить мотивацию учителей и родителей к выполнению рекомендаций психолога, так как анализ сходного случая показывает взрослым реальные пути решения той или иной проблемы. При этом важно, чтобы психолог останавливался на актуальных вопросах, интересных аудитории, иллюстрировал лекции примерами из практики (разумеется, без указания имен и фамилий). Это повышает заинтересованность не только в психологических знаниях, но и в консультировании; родители и учителя начинают представлять себе, в чем состоит работа психолога, перестают пугаться, когда их приглашают на беседу с психологом по поводу учебы или поведения их ребенка;
  • проведение консультаций для учителей, родителей по интересующим их психологическим проблемам и оказание информационной помощи. К психологу часто обращаются с просьбой рассказать о том, где можно получить консультацию по специальным вопросам, затрагивающим интересы ребенка. В зависимости от запроса психолог рекомендует специализированные психологические, дефектологические, юридические, медицинские и иные консультации;
  • осуществление углубленной работы в каком-либо классе с целью помощи классному руководителю в выявлении конкретных причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, определении совместно с учителями возможных форм коррекции поведения и развития школьников;
  • помощь в подготовке и проведении педагогических консилиумов в отдельных школах;
  • организация постоянно действующего семинара для учителей района по детской и педагогической психологии, психологии личности и межличностных отношений;
  • создание психологического "актива" из числа учителей школ района. Это обязательное условие работы районной психологической службы. Если в каждой школе или по крайней мере в большинстве школ района не будет хотя бы одного учителя, умеющего грамотно ставить психологические вопросы, определить, каких детей и по каким проблемам целесообразно показать для обследования психологу, то районному психологическому центру работать будет практически невозможно: несколько человек, которые в нем есть, не смогут самостоятельно определить трудности и проблемы, которые возникают у учащихся в школах;
  • участие в наборах в первые классы для определения уровня готовности детей к обучению в школе.

Опыт работы районного психологического центра позволяет говорить о нем как о полезной форме психологической службы, учитывая, что обеспечить психологами в ближайшее время все школы трудно.

Несмотря на то что более эффективной формой организации психологической службы является работа практического психолога непосредственно в школе, психологический центр или кабинет при роно мог бы оказать определенную психологическую помощь школам района. Для развития школьной психологической службы очень важно взаимодействие психолога в школе с психологами из районных (городских) психологических кабинетов.

С тех пор как в российских школах появились психологи, отношение к ним особенно не изменилось: родители и учителя по-прежнему сомневаются в эффективности и результативности их деятельности. Педагог-психолог Манана Захаренкова рассказала «Мелу», в чем миссия школьного психолога и при каких условиях его работа с детьми будет успешной.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Наличие психолога в школе - это порой единственная возможность вовремя заметить проблемы ребенка и оказать ему оперативную поддержку. Но все же далеко не все уверены, что штатный психолог необходим учебному заведению, а многие со скепсисом относятся к работе психолога в принципе. О том, кто такой психолог и чем он должен заниматься, существует несколько заблуждений. Вот самые расхожие:

1. «Психолог и психиатр - одно и то же»

Психолог и психиатр - это разные профессии. Психиатр - это врач, который работает с психическими заболеваниями, назначает лекарства. Психолог - не врач. Он не ставит никаких диагнозов и работает со здоровыми людьми, помогая им разрешить возникшие трудности.

Например, если девушка недовольна своей внешностью, у нее сниженная самооценка, то тут поможет психолог. А вот если имеются признаки анорексии или булимии, то это уже сфера психиатра (так как это заболевания). Но в данном случае именно психолог может вовремя отличить одно от другого и порекомендовать необходимого специалиста. А время - это один из самых ценных ресурсов.

2. «Лучший психолог - это подружка (мама, соседка, старшеклассница)»

Конечно же, совет близких людей может нам помочь справиться с трудной ситуацией. Но зачастую этого мало, и нужен взгляд со стороны от человека, который не только не вовлечен в нашу жизнь, но и владеет инструментом психологической помощи, понимает происходящие процессы. В конце концов, можно и соседа-боксера попросить удалить больной зуб одним точным ударом, но мы все же идем к стоматологу.

3. «Психолог даст правильный совет и решит все проблемы»

А вот советов психолог не дает. Его задача - помочь клиенту самому справиться с трудностями, а не решить их за него. Иными словами, он не вручает человеку удочку, чтобы тот не остался голодным, а приводит его к мысли, что для пропитания ему нужно добыть эту самую удочку и порыбачить, а не ждать рыбного дождя с небес.

4. «Психолог сразу решит все проблемы»

Не решит. Без труда (участия, желания) со стороны клиента ничего не произойдет. Очень часто ребенка приводят с запросом: «Сделайте с ним что-нибудь!» И хочется ответить: «У меня нет волшебной палочки!»

Простых решений в психологии нет и результата без усилий, которые должен прикладывать не только ребенок, но и его близкие, тоже. Только совместная и систематическая работа даст желаемый результат. Не стоит пропускать занятия и бросать работу на середине; если психолог задает домашнее задание, его надо выполнить. Ведь жизнь за «невыученные уроки» не двойки ставит.

Самое важное в работе школьного психолога - оказание поддержки (детям, родителям, учителям) в трудной ситуации. Психолог - это главный помощник в конфликтах, ссорах и просто жизненных неурядицах

Именно к нему могут прийти, чтобы «излить душу», выговориться. Это индивидуальная работа, зачастую длительная, ведь специалист не только разово помогает, снимая симптом, облегчая состояние здесь и сейчас, но и сопровождает человека в течение необходимого времени. А это может быть и две, и пять, и пятьдесят встреч.

Семье, в которой годами испытывали трудности взаимодействия, явно не хватит 60 минут для решения всех проблем. Если в помощи нуждается ребенок старшего возраста, то можно с ним работать индивидуально. Если же с проблемами сталкивается учащийся начальной и средней школы, то работа должна вестись в основном с родителями. Все, что с ребенком происходит, - следствие жизни в семье.

5. «Психолог не принимает участия в образовательном процессе»

Несмотря на то что психологи не входят в основной педагогический состав, к образовательному процессу они имеют непосредственное отношение.

Все поголовно (и школьники, и дети, и учителя) боятся ЕГЭ. Существуют тренинги по психологической подготовке, которые помогут не только справиться со стрессом, но и освоить техники развития памяти, внимания, мышления. Причем в идеале эта работа начнется не в одиннадцатом классе, а намного раньше. Ведь выработать стрессоустойчивость за пару месяцев до экзамена не просто. Тут важно уделить внимание как приемам экстренной самопомощи в ситуации, когда «накатывает паника» (хороший способ - маленькими глотками попить воды, помассировать точки у основания больших пальцев рук), так и профилактической части (режим дня, здоровый образ жизни, позитивный настрой, отношение к ЕГЭ, как к занятному приключению, которое обязательно закончится хорошо).

Кроме этого, существует масса ситуаций, не имеющих прямого отношения к учебному процессу, но так или иначе влияющих на успеваемость и отношение к школе.

  • Если ребенок только-только пришел в школу или перешел из начальной в среднюю, психолог помогает ему адаптироваться;
  • Если в классе часто возникают конфликты между детьми, психолог сталкивается с необходимостью развития навыков общения и групповой сплоченности (ролевые игры, тренинги, экскурсии, внеклассные мероприятия);
  • Если учителя начинают часто болеть или наступает «горячий» период года (экзамены, аттестации и так далее), психолог проводит для них тренинги на снятие стресса.

Кстати, о работе с учителями. Она занимает далеко не последнее место. Там, где спокоен и счастлив учитель, спокойны и счастливы дети. В современном обществе учитель поставлен в позицию «обслуживающий персонал», а ученик - «хозяина положения». Поэтому учителям помощь сегодня крайне необходима.

6. «Психолог только диагностику и проводит»

Действительно, для тех, кто не вникает в работу психолога, слово «диагностика» ее характеризует. Возможно, именно поэтому психолога часто называют врачом. Однако диагностика стоит далеко не на первом месте. Потому что она - инструмент, но никак не направление работы. Диагностика ради диагностики бессмысленна.

7. Школьный психолог - это человек «на побегушках»

В хорошо организованных учреждениях психолог работает в соответствии со своими должностными обязанностями. Но бывают и такие, в которых психолог кроме своей основной работы выполняет ту, которую в школе никто не успевает делать. К сожалению, это зависит от руководителя, который либо понимает, либо не понимает ответственность, которая лежит на школьном психологе, и его задачи. Это, как говорится, «человеческий фактор». Бывают, что и талантливого экономиста ставят бумажки разгребать. Хотя и здесь грамотный психолог сможет повернуть все в свою сторону. Отправили с классом на экскурсию? Хорошая возможность понаблюдать за взаимодействием ребят в неформальной обстановке. Поставили на замену? Отлично, появился целый урок для работы с этим классом. Везде можно найти свои плюсы.

8. «Школьный психолог из года в год делает одно и то же и не растет профессионально»

Путей для профессионального роста у школьного психолога, пожалуй, даже больше, чем у кого бы то ни было. У нас есть возможность бесплатно посещать курсы повышения квалификации, конференции, семинары, мастер-классы и прочие мероприятия, где можно пообщаться с другими специалистами, обменяться опытом, получить новые идеи и навыки. Не говоря уже о практическом опыте, который нарабатывается изо дня в день.

Другой вопрос - желание. Но здесь, как и в любой другой профессии, - есть вечно ищущие и идущие вперед, а есть пассивно сидящие всю жизнь на одном стуле.

Мифы рождаются от незнания и отсутствия опыта. Сколько бы их не было в профессии психолога, детям и родителям важно понять одну простую вещь: психолог - это тот человек в школе, который всегда на вашей стороне. Если тяжело, обидно или страшно - приходите! Будем искать выход из ситуации вместе.

ИНТЕРЕСНОЕ НА «МЕЛЕ»:

Глухова Елена Анатольевна


Будем знать!

Кто такой «психолог»?

Достаточно часто можно услышать: «А, психолог, это тот, что психов лечит?», «Какой ещё психолог!? Мой ребёнок здоров, это вы не умеете с ним обращаться!». Подобная реакция на упоминание профессии психолога весьма распространена до сих пор даже в среде образованных людей. Это связано в основном с тем, что психологов путают с врачами, и считают, что обратиться к психологу означает признать собственное душевное неблагополучие (болезнь). На самом деле, психолог – это специалист с высшим гуманитарным образованием в области психологии, который работает со здоровыми людьми, испытывающими определенные трудности в конкретный момент своей жизни.

Чем психолог отличается от психиатра?

Многие не отличают психолога от психиатра. А отличия есть, и притом существенные. Психиатр - это человек с высшим медицинским образованием, врач, в обязанности которого входит помочь человеку, прежде всего, через медикаментозное лечение. Психолог же никого не лечит, он не имеет на это права. Психолог помогает словом, анализом ситуаций. В отличие от психиатра психолог работает только с психически здоровыми людьми, нуждающимися в поддержке.

Чем занимается психолог в школе?

В работе школьного психолога можно выделить следующие направления:

1. Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.

2. Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.

3. Коррекционно-развивающая работа проводится в виде индивидуальных или групповых занятий, ходе которых психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.

4. Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

5. Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).

С какими вопросами нужно обращаться к школьному психологу?

К психологу (как школьному, так и любому психологу-консультанту) имеет смысл обращаться с конкретным запросом по поводу систематически повторяющихся (типичных) трудностей ребенка. При этом желательно четко формулировать, в чем состоят затруднения, например:

1. «Ступор» при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных при хорошем выполнении таких же заданий дома.

2. Ребенок систематически нарушает правила поведения, хотя знает их.

3. У ребенка трудности в общении со сверстниками или учителем (конфликты) и т.п.

4. На прием к психологу желательно принести хотя бы несколько детских работ (рисунки в разные периоды жизни, продукты творчества, школьные тетрадки).

ВНИМАНИЕ!!!

Психолог не может за родителей (в обход родителей и учителя) исправить нарушения детской деятельности. Внести коррективы в собственное поведение и во взаимодействие с ребенком могут лишь сами родители и учителя. Поэтому все получится лишь в том случае, если они будут готовы это сделать и приложат все усилия к изменению действий и отношений. Всё зависит от вас самих!

В каких случаях психолог может отказать в психологическом консультировании?

Психолог должен отказать в консультировании в случае, если:

Есть хоть малейшие сомнения в адекватности клиента;

С первой встречи не находит общего языка с клиентом;

Клиент не придерживается предложенной психологом схемы коррекционной работы;

Есть родственные, близкие или дружеские отношения с клиентом;

Клиент обращается с вопросом или проблемой, которая носит не психологический характер и в решении которой психолог не считает себя компетентным.

Что еще нужно знать о школьном психологе?

1. Психолог не решает Ваши проблемы за Вас, не «выписывает рецепт». Он объясняет ситуацию и совместно с Вами ищет возможные пути решения проблемы. Изменить ситуацию развития ребенка могут только родители, учителя и другие близкие ребенку взрослые!!!

2. Как правило, то, что поначалу родителям кажется исключительно «школьной» проблемой ребенка, на самом деле является следствием либо семейных, либо перекочевавших с более ранних этапов развития ребенка проблем. В таких случаях психолог работает не только и не столько с самим ребенком, сколько с парой «родитель-ребенок».

3. При работе с психологом Вы и Ваш ребенок занимаете не пассивную позицию «пациентов», а позицию активных, заинтересованных соучастников.

4. Психолог соблюдает конфиденциальность, он не разглашает информацию, полученную от Вас или от ребенка.

5. Изучив полученную информацию, психолог может дать рекомендации учителю относительно того, как эффективнее работать с Вашим ребенком.

Роль школьного психолога – создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он сам выбрал (в соответствии или в противовес) требованиям школы и семьи, конструктивно решать неизбежные конфликты, возникающие в результате этого выбора. Деятельность психолога задается во многом социальной, семейной, педагогической системой, в которой реально находится ребенок (реальным социальным окружением ребенка). Деятельность психолога в школе включает анализ школьной среды совместно с педагогическим составом, возможности развития и требований к школьнику, определение критериев эффективности обучения и развития; разработку и внедрение мероприятий, форм и методов, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития, приведение этих условий в постоянно действующую систему.

Сопровождение – система профессиональной деятельности психолога для создания социально-психологических условий успешного обучения и развития ребенка:

  • следование за естественным развитием ребенка (безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка);
  • создание условий для самостоятельного творческого развития;
  • вторичность психологического сопровождения по отношению к среде жизни ребенка (не активное направленное воздействие на социальные условия и систему обучения);
  • осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы обучения и воспитания.

Идеи психологического сопровождения ребенка в школе включают следующие направления:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития (накопление информации связанной с особенностями ребенка, его проблемами и трудностями).
  2. Создание психолого-педагогических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения:
    • индивидуальные и групповые программы психологического развития, создающие условия успешного развития ребенка, причем необходимой предпосылкой является гибкость программы и педагога.
  3. Создание психолого-педагогических условий для оказания помощи проблемным детям, разработка и внедрение системы компенсационных мер.

Направления деятельности психолога в школе с детьми:

I. Прикладная диагностика. Зачастую у дирекции школы и учителей возникает представление, что работа психолога с ребенком включает в себя только тестирование, тогда как диагностика – прикладная форма деятельности школьного психолога. Возникает несколько проблем, связанных с диагностической работой психолога в школе: что делать с результатами тестирования, как привести методики в соответствие с конкретными учебными проблемами. Методы диагностики должны быть еще и развивающими, использоваться как развивающие.

Условия диагностики детей в школе ставят требованием экономичность процедуры, которая должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени от школьных занятий, должна быть многофункциональной, одновременно служа как средством диагностики, так и развития психических функций, давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка. Результаты диагностики должны давать возможность судить о причинах трудностей ребенка и создавать условия преодоления их, прогнозировать особенности развития ребенка, тогда как большинство методик позволяют только констатировать наличие чего-либо.

Цели диагностики:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей оказания помощи «трудным» школьникам;
  • выбор средств и форм психологического сопровождения;

Выделяют три вида прикладной психодиагностики в условиях школы:

  • диагностический минимум,
  • дифференциация нормы и патологии (интеллекта),
  • углубленная психодиагностика личности «по запросу» (индивидуальная).

Диагностический минимум позволяет отделить «проблемных» детей (1, 3-5, 8, 10-11 классы), проводить лонгитюдные исследования развития детей. Диагностический минимум проводится как плановое мероприятие и в основном опирается на экспертные опросы педагогов и родителей, и минимально затрагивает детей. Цели проведения диагностического обследования детей:

а) Выявление детей с низким уровнем развития, для которых невозможно организовать обучение в стандартной школе.
б) Выявление детей, нуждающихся в специальной психолого-педагогической или социальной помощи, детей с частичным нарушением когнитивных процессов. Для таких детей необходимо проводить коррекционные занятия (педагогическая запущенность, проблемы социально-педагогической адаптации, нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д.).
в) Выявление детей с особенностями развития, с целью профилактики возможных трудностей.

Углубленное диагностическое обследование включает в себя следующие направления:

  • дифференцирование нормы и патологии,
  • изучение особенностей познавательной сферы в рамках возрастной нормы,
  • изучение зоны и содержания конфликта.

II. Психокоррекционная и развивающая работа

а) Развивающая работа – создание социально-психологических условий для целостного психологического развития (для психологически «благополучных» школьников).
б) Коррекционная работа – решение конкретных проблем обучения, поведения (для психологически «неблагополучных» школьников).

Диагностика, проводимая психологом как плановое мероприятие или по запросу педагогов и родителей, служит основой для определения направления коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа – целостное воздействие на личность ребенка (не «разделяя» ребенка на различные психические сферы), процесс воздействия на все стороны личности, опирающаяся на

  • добровольность участия ребенка в психокоррекционной работе (согласие родителей для детей до 5-6 классов),
  • учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей,
  • последовательность и преемственность форм и методов работы.

Развивающая работа – ориентирована на познавательную, социально-личностную, эмоциональную сферы психической жизни ребенка.

Формы развивающей работы: организация развивающей среды, тренинг, обучающие встречи с психологом, психологические технологии на учебных занятиях и внешкольных встречах; обучающая психодиагностика – самопознание.

в) Психокоррекционная работа проходит как групповая и индивидуальная работа, опирается на набор коррекционных программ, разработанных с учетом возраста и проблем детей.

III. Консультирование и просвещение школьников. Просвещение проводится как ответ на определенный запрос с учетом возрастных потребностей, ценностей, уровня развития, реальной групповой ситуации школьников. Консультирование в основном ориентировано на старшеклассников и проводится как по запросу школьника, так и по запросу родителей при обязательном выполнении требования добровольности и конфиденциальности. Консультирование проводится как индивидуальная работа со школьниками и чаще всего по следующему кругу вопросов:

  • трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии;
  • обучение подростков навыкам самопознания и самоанализа;
  • оказание психологической помощи и поддержки школьникам в сложных ситуациях.

Изредка консультирование начинается по инициативе психолога или педагога, при этом психологу сложнее выйти на контакт с подростком.

Добрый день, уважаемые учителя, ученики и родители!

"Меня зовут Мелешкевич Кристина Сергеевна, я - школьный педагог-психолог. На этой странице вы узнаете, чем я занимаюсь, а также в каких случаях можно обратиться ко мне за помощью".

Так же внизу страницы вы сможете найти психологическую почту доверия.

График работы педагога – психолога на 2018-2019 гг.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

ВЫХОДНОЙ

Школьный психолог является своеобразным связующим звеном между педагогами, родителями и детьми. Психолог помогает ребенку приобрести и усвоить социальный опыт через осознание своего поведения и построение собственной позиции – это помогает ребенку вырабатывать осознанное восприятие мира.

Главной позицией психолога является создание условий жизненных систем и выбор этих систем для детей. При совместной работе психолога и педагогов у ребенка формируются условия для создания личностной позиции: осознание собственного «я», уверенность в себе и умение формировать собственное мнение. Школьный психолог выступает в роли организационного звена между детьми и педагогами, так как это необходимо для защиты интересов и выявления возможностей школьников.Взаимодействие психолога и администрации, а также педагогического коллектива приводит к созданию условий для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, работников и других участников образовательного процесса.

Основные направления работы школьного психолога:

  • психолого–педагогическая диагностика;
  • коррекционно–развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • психолого–педагогическое консультирование учащихся, учителей и родителей;
  • психологическая профилактика и просвещение;
  • методическая работа.

В каких случаях следует обратиться за помощью к психологу?

1. Трудности в учёбе

Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2. Взаимоотношения в классе

Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями

Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути

Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5. Самоуправление и саморазвитие

Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

Деятельность педагога-психолога в школе

Особое внимание при подготовке психолога-специалиста уделяется знанию им своих прав, обязанностей и профессиональной этики. Психолог, нарушивший профессиональную этику, может лишиться права практической деятельности навсегда.

Песочная терапия

Что такое песочная терапия?

Песочная терапия – это один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии, которая учит общению с миром и самим собой; это также прекрасный способ для снятия внутреннего напряжения и воплощения его на бессознательно-символическом уровне, к тому же этот метод повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия открывает глубинное, подлинное «Я», восстанавливает психическую целостность ребенка, дает возможность собрать собственный уникальный образ картины мира.

Цель песочной терапии

Цель песочной терапии состоит в том, чтобы дать возможность ребенку быть самим собой, а не менять и переделывать его. Именно игра является символическим языком для самовыражения ребенка, поэтому, управляя игрушками, он может лучше показать себя, чем смог бы выразить в словах свое собственное отношение к себе, к взрослым, к событиям в своей жизни и к окружающим. Песочная терапия выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, а также в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать сенсорные навыки ребенка, снизить эмоциональное напряжение. К тому же этот метод можно использовать в качестве психопрофилактического, развивающего средства для ребенка.

Какие дети нуждаются в песочной терапии

Песочная терапия больше всего подходит для работы с детьми младшего школьного возраста, а также для детей с задержкой психического развития. Такие дети часто затрудняются в выражении своих переживаний, так как у них недостаточно развит вербальный аппарат, наблюдается бедность представлений.

Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и чрезмерной застенчивостью охотно выбирают различные фигурки и переключают на них свое внимание.

Для детей, переживших психическую травму, такая игра также очень полезна: она помогает им заново пережить травматичное событие и избавиться от переживаний, связанных с ним.

Песочная терапия не может избавить ребенка от всех проблем, но она помогает им изменить отношение к ним и к самому себе.

Зачем нужен психолог и кто он такой?

За время работы психологов в образовательных учреждениях зародилось много «мифов» о самих психологах и их клиентах. Попытаемся развеять эти мифы и по-новому взглянуть на содержание работы психолога.

Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с «психами». Психолог и психиатр - одно и то же».
Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения.
Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, конфликтные ситуации и многое другое). ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.

Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за Вами.

Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом Вы обратились к психологу. Это относится и к результатам психологического тестирования, которое проводится в школе. О Ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т. д.).

Этические принципы деятельности психолога:

  1. Безусловное уважение к личности клиента.
  2. Честность, искренность.
  3. Конфиденциальность информации за исключением случаев, когда ее сокрытие может навредить клиенту.
  4. Защита прав клиента.
  5. Психопрофилактическое изложение результатов.
  6. Психолог обязан сообщать цель психодиагностики и называть лиц, кому будут доступны результаты диагностики.
  7. Психолог обязан принять отказ клиента от психологической работы с ним.
  8. Психолог обязан препятствовать использованию психологических методик некомпетентными лицами.
  9. Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.
  10. Психолог не должен давать советы, конкретные указания. Главное – расширить восприятие ситуации клиентом и вселить в него уверенность в своих силах.
  11. Психолог несет ответственность за использование определенных психологических методов и методик и дачу рекомендаций. За выбор действий и результат ответственность несет клиент (если клиент – ребенок, то родитель).
  12. Профессиональная независимость психолога. Его окончательное решение не может быть отменено администрацией. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.

Здесь вы можете найти полезную информацию, которая поможет вам наиболее полно раскрыть способности своего ребенка, решить его возможные трудности на разных этапах развития и способствовать построению наиболее гармоничных с ним отношений.

"Здравствуйте, уважаемые родители!
Я рада приветствовать вас на своей страничке!
Здесь вы можете найти полезную информацию, которая поможет вам наиболее полно раскрыть способности своего ребенка, решить его возможные трудности на разных этапах развития и способствовать построению наиболее гармоничных с ним отношений.
Также в разделе «Методическая копилка» будут представлены психодиагностические методики, тесты, презентации и просто полезные ссылки.
Воспитание – дело нелегкое, но вместе мы сможем многое!
Удачи вам и терпения!"

  1. Рекомендации родителям первоклассников по процессу адаптационного периода
  2. Ваш ребенок часто бывает капризен в школе, не слушает замечаний учителя, дерется и обзывается
  3. Как избежать серьезных срывов и болезней в первый год обучения
  4. Рекомендации по вопросам профилактики школьной дезадаптации
  5. Информация для родителе по информационно-психологической безопасности несовершеннолетних
  6. Как распознать и предотвратить надвигающийся суицид. Роль родителей в профилактике суицидальных попыток

Вы часто задаете вопросы на интересующие вас темы, и это просто замечательно! Теперь, для вашего удобства, полезная информация будет размещаться в этом разделе!

"Привет, мои дорогие школьники!
Вы часто задаете вопросы на интересующие вас темы, и это просто замечательно! Теперь, для вашего удобства, много полезной информации будет размещаться в этом разделе!
И, как всегда, жду вас на консультации в своем 35 кабинете! Помните: все наши беседы остаются только между нами!
Успехов вам в учебе!
Душевного равновесия и побольше творческих идей!"

  1. Как успешнее готовить домашнее задание самостоятельно

Для того, чтобы решить важные для вас вопросы по гармонизации отношений между вами и вашими учениками, вашему профессиональному самосовершенствованию и способах противостоять «профессиональному выгоранию», в этом разделе будут собраны необходимые практические рекомендации.

Здравствуйте, уважаемые учителя!
Все мы понимаем, что быть учителем – это сложное и ответственное дело! Но для тех, кто по-настоящему любит свою профессию, нет никаких границ! Нужно лишь научиться почаще давать себе некую «передышку», способствующую более продуктивной реализации ваших новых идей и приливу сил. Для того, чтобы решить важные для вас вопросы по гармонизации отношений между вами и вашими учениками, вашему профессиональному самосовершенствованию и способах противостоять «профессиональному выгоранию», в этом разделе будут собраны необходимые практические рекомендации.
Успехов вам!!!

  1. Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога
  2. Как вести себя и что делать в конфликтной ситуации c родителями
  3. Как общаться с пассивным ребенком (памятка педагогам и родителям)
  4. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будете успевать сегодня.
  5. Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.
  6. Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.
  7. Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожатся. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.
  8. Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день, скрючившись, в одном и том же положении.
  9. Высыпайтесь.
  10. Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.
  11. Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
  12. Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.
  13. Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
  14. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. Ну и, конечно же, обратите внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения.
  15. Если вы боитесь сказать о серьезной проблеме, то можно позвонить!

    В школе созданная электронная психологическая почта доверия, на которую можно обратиться со своими проблемами!!!

    Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.