Родителям будущих первоклассников посвящается...


Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили», третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах. Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь научный стиль и терминологию педагогических текстов.

Так что давайте будем вместе разбираться и пытаться понять.

Во-первых, существует педагогическая система и педагогическая программа.

Систем всего три: система Занкова (развивающая), система Эльконина-Давыдова (развивающая) и традиционная (см. Приказ Минобрнауки РФ от 21.10.2004 N 93).

Программ же значительно больше. Кроме официально признанных, существует множество экспериментальных систем, а также авторских, внутришкольных, которые мы не будем рассматривать в данной статье.

Схематично это будет выглядеть примерно так:

Все одобренные Минобразом системы и программы отвечают главному требованию: они позволяют ученику усвоить обязательный минимум знаний. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Так как программа, по задумке авторов, перекликается с системой Эльконина-Давыдова, пригодятся все те качества, которые были описаны выше. Но так как это все же традиционная программа, рассчитанная на «среднего ученика», практически любой ребенок сможет по ней успешно учиться.

«Школа России» (Плешаков)

Это тот комплект для начальной школы, по которому мы все учились, с некоторыми изменениями.

Цель: как граждан России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задачи. Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи:

  • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому
  • обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности
  • формирование естественной мотивации учения

Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: Никаких особых качеств от ребенка не требуется. Конечно, чем больше способностей развито у ребенка, тем лучше. Например пригодится способность к самооценке, готовность работать в проблемных ситуациях. Но по данной программе хорошо учатся даже самые неподготовленные к школе детки.

«Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой

Эта система соотносится с основными идеями развивающего обучения и в частности с системой Занкова, в которой Наталья Борисовна Истомина сама очень долго работала.

Цель: многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.

Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов, создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

http://nsc.1september.ru/articlef.php?ID=200300905 — очень хорошо, с примерами, изложена информация о программе.

«Начальная школа 21 века» (Виноградовой)

Цель: организация учебной деятельности младших школьников таким образом, чтобы обеспечить комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.

Задачи:

  • формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).
  • организация учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Принципы: основной принцип обучения — начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник — не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь».

Содержание: в соответствии с главным принципом (природосообразности) особое внимание авторы уделили реализации функции «мягкой» адаптации детей к новой деятельности. Разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Во всех учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, дав возможность каждому работать в соответствии со своими возможностями (например, введение в учебник с самого начала обучения интересных текстов на материале полного алфавита для хорошо читающих детей).

Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

Выбор за нами. Надеюсь, нам с Вами удалось хотя бы приблизительно разобраться «что за зверь такой» — программа. И теперь мы сможем осознанно подходить к выбору школы, класса, учителя. Примерно представляем себе, какие вопросы задать, чтобы оценить, сможет ли данный учитель в данной школе в полной мере реализовать принципы выбранной программы... Сможем правильно подготовить ребенка к началу школьных занятий, по возможности учитывая склонности и характер наших маленьких, но личностей.

Елена Аристархова

Родители очень тщательно выбирают школу для своего первоклашки. Не последнюю роль в списке отбора, как правило, они отводят программам обучения. А вы уже изучили существующие образовательные программы начальной школы?

Обучающие программы для начальной школы

На сегодняшний день существуют образовательные программы для начальной школы двух типов. Это традиционные образовательные программы («Школа России», «Классическая начальная школа», «Школа 2100», «Планета знаний», «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа » и «Перспектива») и развивающие образовательные программы (Эльконина – Давыдова и Занкова).

В одной школе возможно использование различных программ обучения в разных классах, но, не зависимо от того, какая программа обучения в начальной школе применяется, все ученики получают те знания, которые предусмотрены государственным стандартом (ФГОС).

Некоторые традиционные образовательные программы начальной школы (к примеру, «Школа 2100», «Начальная школа XXI века» или «Гармония») в последнее время были доработаны таким образом, что и в них широко применяются методики развивающего обучения, кроме того, дополнительные задания повышенной трудности есть в любой программе обучения, а не только в развивающих, как принято думать.

В связи с этим родителям не стоит сразу отдавать предпочтение развивающим программам, категорически отвергая традиционные, к выбору нужно подойти ответственно, взвесив все «за» и «против».

Традиционные программы обучения в начальной школе

  1. «Школа России» – программа начальной школы, знакомая многим, по ней училось не одно поколение. После 2000 года содержание программы было серьезно изменено, но задачи обучения и его цели остались прежними.
  2. «Гармония» (под ред. Истоминой Н.Б.). Название этого проекта говорит само за себя: в этой программе достаточно гармонично определены приоритеты в методиках обучения и форме организации самого процесса обучения, а также выделены для всех предметов единые задачи и цели. Кроме того система обучения «Гармония» включает в себя методики развивающего обучения Занкова Л.В. (по этой системе довольно продолжительное время работала и Наталья Борисовна Истомина).
  3. «Начальная школа XXI» (под ред. Виноградовой Н.Ф.). В этой системе особое внимание уделено проблеме адаптации младших школьников в самом начале учебной деятельности. Это единственный учебно-методический комплект, включающий в себя параллельную программу «Учебная деятельность». Школьная программа 21 век также использует развивающие методики обучения.
  4. «Школа 2100» (под ред. Леонтьева А.А.). Около 12 лет назад по этой системе педагоги начинали преподавать предмет «Литературное чтение». С годами все больше учителей стали использовать эту программу в своей работе, она стала одной из самых распространенных. Стоит отметить, что эта школьная программа успешно решает проблему преемственности дошкольного обучения и образования в начальных и средних классах. Все учебники с 1 по 7 класс имеют гриф Министерства образования РФ.

Программа обучения "Начальная школа 21 века" и "Школа 2100"

Развивающие программы начальной школы

Развивающая система Занкова имеет принцип обучения, прямо противоположный традиционной системе. Здесь приоритет отдается самостоятельности учеников, которые должны сами делать теоретические выводы, исходя из предлагаемых им заданий. Усвоенные знания закрепляются с помощью практических занятий.

Особенность этой системы обучения в начальной школе заключается в достаточно быстром освоении материала, при его высоком уровне сложности, ведущая роль при этом отдается теоретическим знаниям. Например, учащиеся изучают части речи уже в первом классе и, благодаря пониманию системных взаимосвязей, с успехом достигают самостоятельного постижения этих понятий.

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – одна из спорных развивающих систем, которая делает упор в основном на развитие в ребенке глубины и необычности мышления, уделяя особое внимание не столько усвоенным знаниям, сколько способам, которыми эта цель достигается. Так, например, допускается, что ученик может не помнить какой-либо ранее изученный материал, но при этом он обязательно должен знать, с помощью чего, каким образом ему восполнить этот пробел в знаниях.

Отличает эту систему и отсутствие оценивания качества знаний, но при этом педагог составляет портфолио творческих работ учащихся (которое и должно отражать их успеваемость), а также, с целью контроля, сообщает все необходимые пожелания и рекомендации родителям.

Одна из особенностей этой развивающей системы обучения – дети не только изучают и усваивают школьные истины, а вместе с этим постигают почему, например, дважды два будет именно четыре, иными словами знание правил подкрепляется пониманием их причин.

Еще один упор авторы программы для начальной школы Эльконина – Давыдова делают на выработке коммуникативных способностей у детей, отдавая предпочтение коллективной работе. Небольшими группами по 5-7 человек учащиеся проводят своеобразные исследования, затем, обсуждают их результаты с педагогом и приходят к общим выводам.

При всех преимуществах, существенным недостатком описанных развивающих обучающих систем Эльконина – Давыдова и Занкова является отсутствие их соответствующего продолжения в следующих ступенях обучения в школе (средней и старшей). Родители, выбравшие для своего ребенка одну из таких образовательных систем, должны быть готовы к тому, что после окончания обучения в начальной школе, их ребенку все равно придется адаптироваться к одной из традиционных программ, что может создать определенные проблемы в учебе.

Еще важно отметить, что при выборе начальной школы следует обращать внимание не только на используемую в ней систему обучения. Не последнюю роль при выборе школы должны играть и ее оснащение, квалификация педагогов и директора, степень комфортности классов, качество знаний. В этой ситуации большую пользу могут оказать отзывы родителей учеников, к которым стоит прислушаться, ведь не зависимо от используемой системы обучения, хороший, квалифицированный педагог даст ребенку все необходимые знания, и в тоже время бездарному учителю не поможет даже самая «продвинутая» развивающая система.

Программы начальной школы

Программа «Школа России» для начальной школы - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». Это комплект для начальной школы, по которому мы все учились в советское время, с некоторыми изменениями. В качестве единого целого УМК «Школа России» работает с 2001 года. Авторы программы «Школа России» - ученые, чьи имена известны всем, кто работает в системе начальноо образования: В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др.


Главное назначение начальной школы, по мнению авторов — воспитательное. Отсюда и задачи: развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому обучение ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки, обучить основам безопасной жизнедеятельности формирование естественной мотивации учения.

Программа начальной школы «Школа России» считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.

Мнение специалиста

«Я работаю в школе с детьми много лет по традиционной программе «Школа России»,– говорит учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы Татьяна Михайловна Бобко. – По этой программе учились и наши родители, и я, и мои дети. Все выросли достаточно образованными людьми. Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика».

Начальная школа ХХI века


Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХI века» (под ред. Н. Виноградовой) направлен на обеспечение «мягкой» адаптации детей к новым для них условиям школьной жизни. Программа разработана коллективом ученых Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта - заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна. Систему УМК «Начальная школа XXI века» выпускает издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».

Основными задачами программы являются: формирование основных компонентов учебной деятельности (если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы «зачем я учусь», «что я должен делать, чтобы решить эту учебную задачу», «каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю», «каковы мои успехи и что у меня не получается»).

Организация учебного процесса построена таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Основной принцип обучения - начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации. Школьник - не просто «зритель», «слушатель», а «исследователь». Исходя из принципов, можно предположить, что по данной программе будет комфортно обучаться детям, которым требуется мягкая адаптация ко всему новому для них, будь то коллектив или вид деятельности. Во всех курсах предусмотрен длительный подготовительный период.

Мнение специалиста

«По этой программе работаю третий год, мне она очень нравится, – говорит Ирина Владимировна Тябирдина, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы № 549 г. Москвы. – Скажу откровенно, материал рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является – научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)».

Мнения родителей о программе

«Мы закончили учиться по программе Виноградовой. Сначала долго ждали когда дети действительно начнут учиться. Ко второму классу поняли, что не такая она и легкая. Есть у нее и некоторые минусы: большое количество тетрадей, которые они полностью не успевают проходить. Ну и нам, учившимся еще по советским программам, не все нравится в нынешнем обучении, поэтому придираемся по мелочи».

« Перспективная начальная школа»

«Перспективная начальная школа» - результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПК и ППРО, МГУ, МГПУ. УМК «Перспективная начальная школа» выпускает издательство «Академкнига/Учебник».

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

«Планета знаний»

Первый комплект учебников и программ для начальной школы, в которых полностью реализован государственный стандарт – «Планета знаний». Среди авторов – 4 заслуженных учителя России.

Программа разработана с учётом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития.

Система заданий комплекта предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении.


Мнение специалиста

«Программа интересная, – комментирует педагог начальных классов средней общеобразовательной школы № 353 им. А.С. Пушкина г. Москвы Наталья Владимировна Черносвитова. – Отлично подобраны разнообразные тексты по русскому языку и чтению. Помимо хороших текстов по чтению, составлены интересные вопросы, развивающие задания. Ребенок должен сам придумать сказку, домыслить текст, сделать рисунок. Математика интересна тем, что каждое задание подводит ученика самостоятельно к ответу. Не как в стандартной программе: учитель объяснил – ученик выполнил. Здесь другой подход. Обращу внимание на то, что существует мягкий переход из «Планеты знаний» на традиционную программу. Ученикам четвертого класса, мы вводим задания из пятого класса, поэтому, на мой взгляд, в этой программе одни плюсы. Что касается чтения, то все хором говорят: «Дети отлично читают».

Отмечу, что опережая стандартную программу, «Планета знаний» не перегружает учащихся. Если брать всеми любимую математику по Л.Г. Петерсон, то она требует физического и интеллектуального подхода. Чтобы учиться по «Программе 2100» или «Гармония», ребенок должен быть уже подготовленным. По «Планете знаний» можно учить любых детей с детсадовской подготовкой и в малышовом возрасте в том числе. Учась по этой программе, дети заметно отличаются от тех, которые учатся по классической. Эти дети творческие. Минус в этой программе только один – перестроиться учителю, который много лет проработал по традиционной программе. Хотя для таких учителей в Центральном округе проводятся специальные курсы.

«РИТМ»

Комплекс учебников «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление» («РИТМ») предназначен для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Авторы учебников – известные ученые и методисты, оказывающие серьезное влияние на становление современного начального образования. Учебно-методический комплект (УМК) «РИТМ» выпускает издательство «Дрофа».

Основные принципы программы заключаются в том, что каждый ребенок: должен быть успешен; включается в активную учебно-познавательную деятельность; получает возможность раскрыть свою индивидуальность; учится мыслить творчески и самостоятельно, содержательно общаться со сверстниками и взрослыми.

«Перспектива»

Автор программы - научный руководитель, д.п.н., директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования - Л.Г. Петерсон. К слову, ее личные учебники в список государственных не входят.

Образовательная программа «Перспектива» создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России.

Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового.

В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем.

Отзывы родителей

«Программа слишком простая, слабая математика, мало времени уделяется письму. В школе будущего первоклассника занимались по Петерсон, ребенок узнал больше, чем за весь первый класс по "Перспективе". Но отлично подойдет деткам, с которыми до школы не особо занимались. Все темы длительно "разжевываются" учителем. Домашние задания легко выполняются без участия родителей, кроме окружающего мира. По нему систематически задают доклады или презентации, которые ребенок выполнить сам не в силах, приходится все делать мне».

Развивающая система Л.В.Занкова

Программа Л.В. Занкова направлена на развитие ума, воли, чувств, духовных потребностей младших школьников, пробуждение у них интереса к познанию широкой картины мира, увлеченности учением, развитию любознательности. Задача обучения – дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства.

Эта программа направлена на обеспечение условий для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира. Одна из важнейших задач - воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».

Отличительной особенностью системы Занкова является обучение на высоком уровне трудности, прохождения учебного материала «по спирали». При выполнении заданий дети учатся делать теоретические выводы, творчески постигать материал.

Мнение специалиста

«Очень люблю систему Л.В. Занкова, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 148 г. Москвы Надежда Владимировна Казакова. – Дети, которых я учила по этой программе, сейчас в седьмом классе. Как специалист, в учебе вижу прекрасный результат. Школьники отлично умеют рассуждать, спорить, развитие их кругозора выгодно отличается от сверстников, у них выше работоспособность».


«Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую, - дополняет о системе Л.В. Занкова руководитель методического объединения учителей начальной школы № 148 г. Москвы Татьяна Владимировна Корсакова. – Заканчивая начальную школу по этой системе, дети становятся более раскрепощенными, они имеют примерно в три раза больше знаний, чем их сверстники».

Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Образовательная система Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году Решением Коллегии Министерства образования РФ образовательная система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных систем. Особое место в этой системе уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов – предельно сложный.

Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.

Основной принцип этой системы - научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

В системе Эльконина-Давыдова, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Школа России», «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Перспектива», «Планета знаний». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично - ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две. Первая - в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая - мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно. Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения - более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ - научить ребенка мыслить нестандартно.

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Итак, рассмотрим все программы.

Программа «Школа России»

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. «Школа России» - это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения - то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа решает следующие задачи:

· личностное развите младших школьников;
· гражданско-ориентированное образование младших школьников;
· формирование глобально-ориентированного мышления;
· обеспечение экоадекватного образования.

Учебники программы “Школа России”:

Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

Русский язык (2 линии). Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Литературное чтениe. Климанова Л.Ф.

Математика. Моро М.И. и др.

Окружающий мир. Плешаков А.А.

Изобразительное искусство (2 линии):

· 1-я линия. Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс).

· 2-я линия. Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Плюсы этой программы: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Программа "Гармония" успешно решает такие задачи как:

· формирование приемов умственной деятельности - анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение;
· приоритет самостоятельной работы учащихся;
· активное включение в познавательную деятельность путем наблюдения, выбора, преобразования, конструирования;
· соблюдение баланса между интуицией и знанием;
· опора на опыт ребенка;
· единство интеллектуальных и специальных умений.

Учебники программы «Гармония»:

Русский язык, Обучение грамоте, Букварь. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.

Литературное чтение. О.В. Кубасова.

Математика. Н.Б. Истомина.

Окружающий мир. О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин.

Технология. Н.М. Конышева.

Английский язык. М.З. Биболетова, Е.А. Ленская, Н.В. Добрынина и др.

Изобразительное искусство. Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев

Музыка. М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева

Физическая культура. Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин

Программа «Начальная школа 21 века»

Эта программа является результатом многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования. Руководитель проекта – Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

В этой программе очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является - научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть.

Задачи, которые решает программа «Начальная школа 21 века»:

· использование наглядно-образного мышления, соответствующего детям этого возраста;
· включение игровых методов обучения.

Учебники программы «Начальная школа 21 века»

Учитывая все вышеизложенное, авторский коллектив создал средства обучения для учащихся – учебники, рабочие тетради. А для учителя книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др. Здесь предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».

Программа «Школа 2100»

«Школа 2100» под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Задачи, решаемые в рамках программы "Школа 2100":

· непрерывность и приемственность образования по всем школьным предметам;
· самостоятельное открытие детьми нового знания;
· формирование единой картины мира;
· ориентация на творческое начало в учебной деятельности;
· возможность для каждого ребенка продвигаться в своем темпе.

Учебники программы «Школа 2100»:

Информатика в играх и задачах. А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова.

Букварь, Русский язык, Прописи. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, М. А. Яковлева.

Окружающий мир. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, О. А. Куревина.

Литературное чтение. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

Детская риторика. Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина.

Математика. Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких; и т.д.

Программа «Классическая начальная школа»

В основе программы «Классическая начальная школа» - целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе - классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа - это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Задачи, решаемые в рамках программы «Классическая начальная школа»:

· сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Учебники программы «Классическая начальная школа»:

Литературное чтение. Чтение и литература. Джежелей О.В.

Русский язык. Рамзаева Т.Г.

Математика. Александрова Э.И.

Окружающий мир. Мир и человек. Вахрушев А.А. и др.

Окружающий мир. Введение в историю (3-4 класс). Саплин А.И., Саплина Е.В.

Изобразительное искусство. Кубышкина Э.И., Кузин В.С.

Технология. Своими руками. Малышева Н.А.

Музыка. Кичак Т.Н., Алеев В.В.

Программа «Перспективная начальная школа»

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Учебники программы «Перспективная начальная школа»:

Азбука. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

Русский язык. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

Литературное чтение. Чуракова Н.А.

Математика. Чекин А.Л.

Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

Музыка (1-2 класс). Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

Технология. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.

Информатика (2-4 класс). Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа «Перспектива»

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

Задачи образовательной системы «Перспектива»:

· формирование умения учиться, включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
· изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный;
· развитие логического и образного мышления, воображения, интуиции;
· формирование системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации в жизни.

Учебники программы «Перспектива»:

– Русский язык. Азбука. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

– Литературное чтение. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Английский язык 2-4 класс «Английский в фокусе» («Spotlight») и «Звездный английский» (“Starlight”). Дули Д., Быкова Н.И., Эванс В., Поспелова М.Д., Баранова К.М., Копылова В.В., Мильруд Р.П.

– Немецкий язык 2-4 класс. Рыжова Л.И., Фомичева Л.М., Бим И.Л.

– Испанский язык 2-4 класс. Бухарова Ю.А., Воинова А.А., Морено К.В.

– Французский язык 2-4 класс. Белосельская Т.В., Касаткина Н.М., Береговская Э.М.

– Математика. «Учусь учиться». Гусева А.В. Петерсон Л.Г.

– Информатика. Семёнова А.Л., Рудченко Т.А.

– Окружающий мир. Новицкая М.Ю., Плешаков А.А.

– Музыка. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.

Программа «Планета знаний»

Основная особенность этой программы заключается в ее целостности - в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий.

Задачи образовательной системы «Планета знаний»:

· умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций;
· работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами;
· овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации;
· самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
· определять способы контроля и оценки деятельности;
· определять причины возникающих трудностей и пути их устранения;
· умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Учебники программы «Планета знаний»:

– Обучение грамоте и чтению. Букварь. Андрианова Т.М.

– Русский язык. Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс), Желтовская Л.Я. (2-4 класс) –

– Литературное чтение. Кац Э.Э.

– Математика. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

– Окружающий мир. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс), Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплин А.И., Саплина Е.В. (3-4 класс) .

– Английский язык (2-4 класс). Ларькина С.В., Горячева Н.Ю., Насоновская Е.В.

– Музыка. Бакланова Т.И.

– Изобразительное искусство (1-2 класс). Сокольникова Н.М., Ломов С.П.

– Технология (1 класс). Нефедова Е.А., Узорова О.В.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы - это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали».

Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Задачи обучения по системе Занкова:

· формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства;
· создание условий для осознания процесса учения каждым школьником;
· реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия;
· актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся;
· развитие информационной культуры – проведение исследовательских и проектных работ.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения.

Уровень преподаваемых предметов - предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Задачи, решаемые системой Эльконина-Давыдова:

· создание комфортной атмосферы обучения (отсутствие отметок: оценка работы учеников происходит на качественном уровне в виде рекомендаций);
· дети не переутомляются, перегружая память многочисленными новыми сведениями;
· развитие способности необычно, глубоко мыслить.

При выборе места обучения для дошкольника родителям нужно учесть множество различных факторов: удаленность учебного заведения от дома, квалификация учителей, условия обучения. Теперь этот список пополнится еще одним пунктом – школьная программа, по которой обучают детей в начальных классах в 2019-2020 году.

Какой тип программы выбрать

Программ обучения младших школьников разработано много. Помимо известных, таких как «Школа России», «Перспектива», «Гармония», есть авторские, экспериментальные, внутришкольные. Официально к развивающим системам относятся только два комплекса: Л.В. Занкова и Эльконина Д.Б – Давыдова В.В. Все остальные программы обучения в начальной школе 2019-2020 года – традиционные.

Учителя начальных классов могут самостоятельно выбрать не только способ обучения, но и книги из . Весь комплект УМК, подобранный для учеников начальной школы 2019-2020 годов должен быть в рамках одной образовательной системы. Смешивать различные комплексы не рекомендуется. В традиционной системе материал излагается так, что школьник сначала осваивает простые вещи, а затем более сложные. Полученные знания усваиваются путем решения однотипных задач. Ученики просто запоминают механизм решения и дальше уверенно его применяют.

В последнее время такой подход часто критикуют. За пределами учебного заведения дети не могут воспользоваться полученной информацией, а попадая в нестандартную ситуацию, теряются. Однако у этой методики образования наработан многолетний опыт, а ее эффективность доказана временем. По такой системе учились практически все нынешние взрослые люди.

Развивающие программы начальной школы 2019-2020 годов предполагают абсолютно другую структуру обучения. В учебниках нет четкого деления на темы, правил, однотипных заданий. Подразумевается, что школьники будут достаточно эрудированы и любознательны, чтобы добывать необходимые знания из других источников. Учитель не просто рассказывает о предмете, но и направляет ход мыслей ребенка. Такие подход к обучению призван развить у детей возможность решать нестандартные задачи.

Недостаток развивающих школьных программ начальной школы 2019-2020 в том, после выпуска из 4 класса, ребенку придется переходить к традиционному обучению. Хорошо проработанных УМК по этой системе в старших классах нет.

«Школа России» — это традиционная подача материала, используемая на протяжении последних десятилетий. Именно так учились еще в Советском Союзе. Со временем в эту программу вносились небольшие изменения, но принцип остался тем же.

«Школа России ориентирована на:

  • развитие человека как личности;
  • осознание общечеловеческих ценностей;
  • формирование глобального образа мыслей;
  • обеспечение качественного разностороннего образования.

При поступлении в 1 класс ребенок может не уметь читать и писать. Никакой дополнительной подготовки для дошкольников не требуется.

Учебно-методический комплекс этой программы – результат многолетнего опыта сотрудников Центра начальной школы и Российской академии образования. Основная цель – научить школьника учиться. УМК рассчитан на эрудированных детей. Школьники должны уметь самостоятельно добывать материал и применять его на практике. Начальная школа 21 века содержит игровые методики и наглядные материалы. В УМК входят такие книги, как «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».

С 2015 года – одна из самых популярных программ. Основные преимущества – преемственность и непрерывное образование. Учебники разработаны не только для начальных классов, но и для следующих ступеней образования. Дети могут обучаться по этой системе с 3 лет и до поступления в высшее учебное заведение. Весь комплекс разработан с учетом специфики возраста обучающегося. Характерная особенность программы в том, что ребенку дается максимум материала, а освоить он должен хотя бы минимум. Таким образом, каждый школьник может обучиться настолько, насколько позволяют его способности.

Планета знаний – это инноваций подход к учебным программам начальной школы 2019-2020 года. Все учебники взаимосвязаны между собой. У них единые цели, задачи и подход к процессу обучения. Помимо печатных изданий разработаны электронные приложения. Во время обучения дети занимаются проектной деятельностью. Это стимулирует учащихся к глубокому познанию предлагаемого материала.

Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Данная методика направлена на развитие логических способностей. Неподготовленные малыши с этой программой не справятся. Подразумевается, что дети, поступающие в первый класс, могут уже самостоятельно читать и считать до 10. Во время обучения школьники учатся самостоятельно анализировать материал, проверять собственные догадки, взаимодействовать с коллективом. В этой системе не используются оценки. Вместо дневника у детей формируется портфолио с творческими работами. Об успехах ребенка учитель информирует родителей и дает рекомендации по дальнейшему развитию.

Какую бы программу родители ни выбрали для начальной школы в 2020 году, следует помнить, что многое зависит не только от учебного заведения и учителя, но и от помощи взрослых дома.