История любой страны – это взлёты и падения, мирные времена и времена кровавых войн, эпохи культуры и просвещения, а также Смутные времена, во время которых разворачивались междоусобные войны за право руководить страной. Одной из эпох Смутного времени на Руси по праву считается конец 11 ого начало 12 ого века, когда личные амбиции наследников Ярослава Мудрого и регулярные набеги кочевников на пограничные территории сильно ослабляли русское государство.

Предпосылками междоусобных воин послужил лествичный порядок передачи престола, который заключался в том, что власть передаётся от брата к брату и если сыновей Ярослава Мудрого все устраивало, то его внуков такое положение дел не устраивало в корне. Само разделение страны на отдельные наместничества для сыновей Ярослава Мудрого не сулило ничего хорошего.

Для того чтобы остановить кровопролитие и разруху в 1097 году был организован общий сход великих князей в городе Любеч .

Цель любечского съезда и его участники

Любеч - развитой город того времени, раскинувшийся на берегах Днепра. Место это было выбрано неслучайно. Именно в Любече находились родные земли Владимира Мономаха, инициатора съезда. Любечский съезд был созван для того, чтобы решить ряд проблем, две из которых (междоусобная братоубийственная война и необходимость в единой армии для противостояния внешним врагам) стояли особенно остро.

Участниками его были прямые потомки Ярослава Мудрого, его внуки и правнуки . О каждом из них ещё будет сказано в этой статье.

Следует понимать, что сход князей в те времена можно приравнять к современному политическому форуму и помимо князей в нём участвовала вся политическая элита того времени, хотя решения принимали только князья (в отличие от Долобского съезда).

Основные решения любечского съезда князей:

  • Окончательно закрепить земли за каждым из правителей.
  • Сформировать дружину для борьбы с общими врагами.
  • Закрепить право наследования от отца к сыну.

Итоги любечского съезда

По итогам - спорные земли поделили между участниками. А также были достигнуты договорённости по поводу границ территорий влияния, была подготовлена база для осуществления формирования единой армии для противостояния иностранным захватчикам, в частности, для противостояния половцам (Половцы - кочевой народ тюрского происхождения враждовавший в те времена с Русью).

Участники Любечского съезда, в знак соблюдения решений, целовали крест и клялись что не будут посягать на чужую землю, а на того кто посягнёт и нарушит клятву, обрушится кара остальных князей. Также на съезде были оговорены и закреплены принципы наследования разделённых земель от отца к сыну.

Политическое значение любечского съезда князей

Проще говоря, Русь перестала быть единым государством и распалась на несколько княжеств, решение в которых принимал единоличный правитель . Так начиналась эпоха феодальной раздробленности на Руси, она имела огромное значение и продолжалась до конца 15 ого века завершившись при Иване III (При котором был принят знаменитый Судебник).

Последующие события

Как это не печально, но мир между князьями просуществовал недолго. Давид Игоревич внёс смуту в отношения между Святополком Изяславовичем и Василько Ростиславичем подослав гонца к первому с сообщением о готовящемся захвате Киева вторым. Поверивший навету Святополк позвал Василько в Киев, где сначала заключил его под стражу, а после ослепил. Тем временем Давид Игоревич вторгся в Теребовельское княжество (вотчину Василько Ростиславича) и захватил главную крепость Теребовель и близлежащие земли.

Прослышав о вопиющих попираниях клятв данных князьями, Владимир Мономах собирает войско и идёт на Киев. Осадив город, Владимир Мономах добивается от Святополка Изяславовича освобождения Василько Ростиславича, а также его согласия идти в совместный поход против Давида Игоревича. Вспыхнувшая с новой силой междоусобная война продлилась до 1110 года.

С этим периодом связано как минимум два съезда:

  • Съезд в Уветичах . Проходил в августе 1110 ого года близ города Уветичи. Цель-примерение князей и суд над отступником Давидом Игоревичем. Он лишился своего княжества, однако, не был казнён, напротив, Святополк отдал ему на княжение Дубну и Черторижск, а Святославичи выделили крупную сумму денег. Мудрое решение князей позволило избежать нового витка кровопролитной войны и позволила на время прекратить войну.
  • Долобский съезд . Съезд князей, который состоялся в 1103 году у Долобского озера близ Киева. Отличительной чертой этого съезда являлось то, что в решениях участвовали не только великие князья, но и представители дружины. Долобский съезд позволил объединить дружины и совершить несколько удачных походов на Половцев.

И хотя каждый съезд призывал к объединению и прекращению распрей и междоусобиц, эффективность договорённостей была довольно низкая и, в конце концов, как мы видим из истории, более сильное и развитое княжество поглощало более мелкое и слабое пока не осталось одно – Московское которое вновь объединило Русь воедино.

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ, принятый в научной литературе термин для обозначения периодических княжеских встреч-советов (снемов, сеймов) - одного из ключевых политических институтов в Древнерусском государстве, русских землях и княжествах в 11 - начале 15 века. Основные функции княжеских съездов: организация власти внутри рода Рюриковичей (выбор киевского князя, раздел и установление порядка наследования владений; примирение отдельных князей, урегулирование конфликтов княжеских кланов и коалиций), а также проведение внешнеполитических акций, урегулирование внешнеполитических вопросов, в частности, с половецкими ханами (в кочевом мире бытовал типологически идентичный институт периодических встреч ханов и нойонов), с польскими, чешскими и венгерскими правителями.

Княжеские съезды были советами правящей династии Рюриковичей (или отдельных её «домов»), каждый представитель которой обладал потенциальным правом на власть и возможностью обратиться к общему для всех собратьев «княжому праву». В 11 - 1-й трети 13 века проводились согласно устойчивой процедуре и при соблюдении устоявшейся обрядности. Князья встречались в заранее условленном или определённом самой ситуацией месте, затем начиналось «стояние на конях» напротив друг друга, переговоры через послов; в случае их благоприятного исхода начиналась сама встреча. Иногда для этого подавался специальный знак - «билинч» (от тюркского - знак, примета). Князья зачастую встречались вне городских стен (в шатрах), в небольших городах и сёлах, реже - в столицах княжеств (Киеве, Чернигове, Владимире, Ростове). Места для княжеских съездов выбирались с особым смыслом; например, черниговские Ольговичи в 12 веке неоднократно собирались в селе Ольжичи (возможно, их родовое владение). Формула летописи «сесть с братьями на едином ковре» (как предложил князь Владимир Всеволодович Мономах князю Давиду Игоревичу на Витичевском съезде 1100), по всей видимости, являлась не только метафорическим обозначением коллективного совета, но и отражала реальную «походную» обстановку съезда. Речи князья произносили в соответствии с переговорным этикетом, который предусматривал использование устойчивых риторических и правовых формул. Междукняжеская дипломатия до середины 13 века носила преимущественно изустный характер, затем чаще стали употребляться письменные грамоты, фиксировавшие договоры. По достижении консенсуса каждый князь целовал крест, что скрепляло договор: князья предъявляли кресты клятвопреступникам или лицам, их представлявшим, в случае нарушения клятвы. Княжеские съезды нередко сопровождались или завершались пиром и взаимными подарками.

В историографии высказывались различные взгляды по вопросу о роли лиц некняжеского достоинства, присутствовавших на княжеских съездах. Б. Д. Греков и его последователи считали, что на княжеских съездах на равных выступали не только князья-Рюриковичи, но и другие представители феодальной элиты, прежде всего, бояре и епископы. Другие исследователи (в частности, Я. Н. Щапов) пришли к выводу, что в большинстве съездов 11-12 веков участвовали князья и иногда их представители (послы, советники), но не духовные лица. Бояре и дружинники чаще всего выступали на переговорах как советники, послы или телохранители князя; при этом они, вероятно, обладали правом «совещательного голоса». Ситуация принципиально изменилась во 2-й половине 13 - начале 15 века, когда княжеские съезды окончательно трансформировались в советы феодальной знати.

Первый надёжно зафиксированный в источниках княжеский съезд состоялся в 1026 году в Городце (скорее всего, в городе Городец-Остерский, ныне Остёр), где заключили мир киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый и черниговский князь Мстислав Владимирович. На этой встрече были подведены итоги многолетней войны за власть сыновей киевского князя Владимира Святославича, а достигнутые договорённости стали прецедентом мирного урегулирования междукняжеских отношений (ссылки на условия мира использовались в политических переговорах русских князей даже в 1195). На съезде в Вышгороде (1072) осуществлялось, по предположению ряда исследователей, составление и редактирование Русской правды. В конце 11 - начале 12 века княжеские съезды стали проводить чаще, что было связано как с решением ключевых вопросов политической жизни Древнерусского государства, так и с усилившейся половецкой опасностью. Особое место занял Любечский съезд 1097, после него прошли Витичевский съезд (10.8.1100), съезд на реке Золотча (1101), Долобские съезды (1103 и 1111), к этому же периоду относится съезд на реке Желянь, запись о котором входит в комплекс граффити Софийского собора в Киеве.

На Витичевском съезде 1100 года, собранном для урегулирования конфликта вокруг Теребовльского и Владимиро-Волынского княжеств, возникшего после Любечского съезда, киевский князь Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах, черниговский князь Давид Святославич и новгород-северский князь Олег Святославич заключили между собой мир. 30 августа на встречу явился князь Давид Игоревич, инициатор нападения на теребовльского князя Василъко Ростиславича в 1097. Однако переговоры зашли в тупик, после чего все князья демонстративно отдалились от Давида Игоревича, встав отдельно «на конях» со своими дружинами. Князья, вместе обсуждая его судьбу, не допускали его к себе, лично к нему больше не обращались, а решение съезда сообщили ему через своих приближённых. Давид Игоревич стал «отречённым», то есть князем-изгоем, потерял право речи на съезде. На том же съезде Василько Ростиславич был лишён Теребовля и должен был остаться на попечении брата - Володаря Ростиславича - или киевского князя (братья Ростиславичи не подчинились этому решению и отстояли свои владения). Решения съезда 1100 подтвердили политико-юридическую норму княжеского права, согласно которой «муж» отвечает за преступление «головой», а князь - волостью. На Долобском съезде 1103 Владимир Всеволодович Мономах, Святополк Изяславич и их советники-дружинники приняли решение организовать поход против половцев весной, когда кочевники ослаблены после зимовки. К походу присоединились и другие русские князья. На Долобском съезде 1111 Святополк Изяславич и Владимир Мономах вновь настояли на внеурочном (весной, в разгаре посевной) походе на половцев, который снова завершился разгромом кочевников. На Долобских съездах сложилась новая военная доктрина русских князей, предполагавшая отказ от оборонительной тактики и организацию дальних походов для уничтожения половецких кочевий.

В 12 - 1-й трети 13 века традиция проведения княжеских съездов сохранилась. Проводились и масштабные съезды старших князей (1115, 1135, 1145, 1150, 1154, 1155, 1159, 1170, 1195, 1203, 1223), и встречи представителей отдельных князей, княжеских кланов и коалиций (1142, 1147, 1158, 1159, 1194, 1206, 1207, 1216/17).

Помимо собственно княжеских съездов, русские князья регулярно проводили съезды совместно с половецкими ханами (каждой весной и при смене киевского князя). Впервые в «Повести временных лет» подобный съезд упоминается в 1054/55, когда мир заключили переяславский князь Всеволод Ярославич и половецкий хан Болуш.

После монголо-татарского нашествия княжеские съезды проводились в Северо-Восточной Руси вплоть до начала 15 века. В историографии они изучены недостаточно, отсутствует их полный перечень, не проведена реконструкция процедуры. На них в качестве полноправных участников присутствовали не только князья-Рюриковичи, но и представители боярства, церковные иерархи, татарские послы (нередко контролировали организацию и ход княжеских съездов от имени ханов Золотой Орды) и др. А. Н. Насонов отметил типологическую близость княжеских съездов этого времени и монгольских курултаев. Представительные княжеские съезды прошли в 1296 году во Владимире, в 1300/01 в Дмитрове, в 1340 в Москве; в ноябре 1374 в Переяславле, в марте 1375 (на них вырабатывалась общая позиция русских князей по отношению к Мамаю). Одним из последних зафиксированных в летописях княжеских съездов стал съезд 1.11.1380 после Куликовской битвы 1380.

Институт княжеских съездов, наряду со схожими польскими институтами, стал прообразом аристократических сеймов в Великом княжестве Литовском. Традиция совместно решать важнейшие внутри- и внешнеполитические вопросы воплотилась в деятельности совещательных органов - Боярской думы, а позднее - Земских соборов и др.

Лит.: Любавский М. К. Литовско-русский сейм. М., 1900; Тельберг Г. Г. Несколько замечаний о междукняжеских снемах в древней Руси // Журнал Министерства народного просвещения. 1905. №6; Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб., 1912. Т. 3; Новицький В. Снеми Руської Зeмлi Х-XIII в. // Праці Koмiciï для виучування icторii зaxiдньo-руського та вкpaїнcькoгo права. Kиїв, 1927. Вып. 3; Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940; Греков Б. Д. Киевская Русь // Греков Б. Д. Избранные труды. М., 1959. Т. 2; Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965; Russocki S. Zjazdy ksizeçе // Slownik starozytnoäci slowianskich. Warsz., 1982. Т. 7. Gz. 1; Кизилов Ю. А. Княжеские съезды Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. и их место в процессе централизации (традиции и действительность) // Общество, государство, право России и других стран. Норма и действительность. Ранний и развитой феодализм. М., 1983; Пашуто В. Т. Опыт периодизации истории русской дипломатии (ранний и развитый феодализм) // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1981. М., 1983; Лихачев Д. С. Русский посольский обычай XI-XIII вв. // Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986; Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси Х-XIII вв. М., 1989; Зимин А. А. Правда Русская. М., 1999; Водаtyrev S. The Sovereign and his counsellors: ritualised consultations in Muscovite political culture, 1350s - 1570s. Hels., 2000; Щавелев А. С. Съезды русских князей с кочевниками как механизм политического решения конфликтов XI - начала XIII в. // Славяне и их соседи: Исторические корни этноконфессиональных конфликтов в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Средние века - начало Нового времени. М., 2003; он же. Съезды князей как политический институт Древней Руси // Древнейшие государства Восточной Европы. 2004 г. М., 2006; он же. Процедура съезда князей // Восточная Европа в древности и средневековье. Политические институты и верховная власть. М., 2007; он же. К вопросу о первом съезде князей Рюриковичей // Ярослав Мудрый и его эпоха. М., 2008.

Одной из первых попыток прекратить междоусобные войны за восточные русские земли и договориться о внутреннем мире и совместном отпоре внешним набегам стал Любечский съезд князей в 1097 году.

В конце XI века Любеч, что на берегу Днепра, стал центром политической жизни. Здесь были приняты эпохальные решения. Сегодня этот древнерусский город находится на территории Черниговской области Украины и является поселком городского типа.

Причины

К концу XI века лествичная система наследования, созданная , привела к путанице между потомками, бесконечным перемещениям владельцев с «младшего» стола на «старший». В этом заключены причины, потребовавшие созыва съезда.

Князья получали надел лишь во временное пользование, поэтому у них не было стимула развивать хозяйство, городское и храмовое строительство, ремесленничество.

Разобщенные княжества, раздираемые взаимными претензиями, подвергались к тому же многочисленным разорительным набегам сначала , а затем половцев. Противостоять им поодиночке не позволяли скудные возможности дружин, о создании мощного боеспособного войска тогда не заботились.

Важно! Положение усугублялось с каждым новым поколением: количество княжеских потомков увеличивалось, каждому нужно было выделить волость «для кормления», система перемещения по лествице все более усложнялась.

Междоусобная война 1093–1097 годов завела взаимоотношения в тупик, требовалось найти выход, устраивающий все воюющие стороны, и позаботиться, наконец, об обороне от внешнего врага.

С 1093 года в Киеве правил Святополк Изяславич. К этому времени он был старшим из внуков Ярослава.

Инициатор и участники встречи

Созвал любечский съезд князей Владимир II Мономах. Он добровольно принял решение не претендовать на Киевский стол в обход старшего брата.

В то время, когда был съезд, он княжил во втором по значению княжестве – Переяславском и в Залесской Руси – Ростово-Суздальской земле.

На встречу «в верхах» были приглашены все русские князья. Явились шесть из них, все – внуки Ярослава Мудрого.

Приглашенные на съезд князья съехались в Любеч в октябре 1097 года.

Цель

Главной целью любечского съезда было прекращение разорительной, опустошительной междоусобицы и защита от внешнего врага.

Владимир Мономах предложил:

  • закрепить за каждым из князей землю, передавать ее по наследству и делить между своими потомками;
  • объединить силы для отпора изнуряющим половецким набегам и создать общее войско.


Решения съезда

Ярославичи условились о мире между собой, договорились избегать междоусобных конфликтов. Закрепили уделы, каждому достались земли его отца:

  • Великокняжеский Киевский стол остался за Святополком Изяславичем, ему же передали Пинск Туров;
  • Владимир Мономах в придачу к Переяславскому и Ростово-Суздальскому княжествам получил Белоозеро и Смоленск;
  • Давиду Святославичу и Олегу Святославичу кроме Чернигова отошли во владение Тмутаракань, Рязань, Муром, Северск;
  • Давыд Игоревич закрепил за собой не только Владимир-Волынский, но и Луцк;
  • Теребовльским Василько Ростиславичу и его брату Володарю выделили еще Червень и Перемышль.

Князья решили объединять войска, чтобы при необходимости отразить очередной набег половцев или решить другую военную задачу.

Итоги съезда эпохальны для своего времени. Он подвел черту под лествичным правом, земля Руси перестала быть общим владением дома князей Киевских и распалась на наследственные отчины отдельных ветвей династии Рюриковичей .

Значение

Обобщая, чему способствовали решения любечского съезда, следует отметить два основных момента.

Междоусобицы решения съезда полностью прекратить не смогли, но на время снизили их интенсивность, частично снизив накал взаимных претензий.

Решения любечского съезда князей в части объединения военных сил позволили сводной дружине Святополка, Мономаха и соратников уже через четыре года нанести серьезное поражение половецкой орде. Это стало переломным моментом в борьбе с кочевниками. А в 1111 году союзники разгромили мощное половецкое войско.

Политическое значение

Политическое значение любечского съезда князей сложно переоценить. Решения, актуальные в сложившейся в то время ситуации, заложили основы будущей раздробленности Руси.

Вследствие принятой системы наследования, каждая волость делилась между наследниками, появлялись все более мелкие наделы.

Если удельный князь передавал одному из наследников землю неделимой, другие потомки оказывались безземельными князьями-изгоями.

Все это вело к разорению и обнищанию княжеских семей, а вместе с ними и всего населения.

Важно! Кроме экономической слабости нарастала и политическая разобщенность. Русские земли уже не могли сообща противостоять внешнему влиянию, отражать угрозы, зато внутринациональные проблемы со временем усугублялись и вели к новым многочисленным столкновениям.

Кратко о главном

Кратко о Любечском съезде:

  • Состоялся в Любече на Днепре в 1097 году.
  • Кроме инициатора — Владимира II Мономаха — участвовали еще пять внуков Ярослава Мудрого: Святослав II, Давид Игоревич, Давид Святославич, Олег Святославич, Василько Игоревич.
  • Собран с целью договориться об установлении внутреннего мира и объединения сил в борьбе с половцами.
  • Договорились о разделе и закреплении за каждым из князей вотчины, передаваемые по наследству от отца к сыну.
  • Положен конец лествичному праву, прекращено совместное владение потомками Ярослава киевским княжеством, сделаны первые шаги к раздробленности Руси.

Перемирие нарушено уже через год ослеплением Василька Игоревича и новыми конфликтами. Объединенное войско союзников смогло нанести сокрушительное поражение половецким ордам.

Полезное видео: Любечский съезд князей

Вывод

Съезд князей в Любече в XI веке изменил внутренние границы государства, создал новый порядок наследования, заложил основу для грядущей раздробленности Руси. Одновременно заменил устаревшее лествичное право и создал условия для объединения войск и совместного противостояния внешней агрессии.

Съезд русских князей под Киевом. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Осенью 1097 г . в городе Любеч на Днепре собрался съезд князей Киевской Руси. На нём присутствовали шесть самых влиятельных князей. Съездом руководили и . Было решено прекратить междоусобные войны и провозглашено, что каждый князь должен владеть землями, полученными в наследство от отца, и не имеет права претендовать на чужие территории, то есть был сформулирован принцип вотчинной собственности .
Таким образом, Киевская Русь была разделена на удельные княжества, которые закреплялись за определёнными ветвями династии Рюриковичей.
Князья провозгласили на съезде объединение сил против половецкой угрозы и решили организовать общий поход против половцев.
Но съезд не смог прекратить княжеские междоусобицы.
В том же году Волынский князь Давид Игоревич пленил и ослепил теребовлянского князя , требуя от него родительскую вотчину. В результате общего возмущения населения Давид был наказан. Его изгнали из Волыни.
После Любечского съезда состоялись еще несколько княжеских съездов, но полностью своей цели они так и не достигли. В Киевском государстве междоусобные войны утихли, но не прекратились.

Из “Повести Временных Лет”.

В год 6605 (1097) . Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир – Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав – Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду – Владимир, Ростиславичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль». И на том целовали крест: «Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: «Да будет против того крест честной и вся земля Русская». И, попрощавшись, пошли восвояси.

Мир велик, чтобы удовлетворить нужды человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

Махатма Ганди

Русь, раздираемая междоусобными войнами, бесконечными жестокими набегами половцев нуждалась в перемирии, как минимум внутри страны, чтобы избавиться от всех противоречий между князьями. Именно с этой целью и был созван съезд князей в Любече , на берегу реки Днепр, в 1907 году. В нем приняло участие 6 князей.

Любеческий съезд князей - цель

Идейным вдохновителем этого съезда был Владимир Мономах. Он держал речь перед братьями, призывая их забыть вражду, примириться и вместе избавить Русь от общего врага – половцев. Любеческий съезд князей прошел успешно и удолось договориться о самом главном: каждый должен править только в своих землях . Билы определены сферы влияния, кто какими городами будет управлять. Пример всем подал сам Владимир Мономах, который добровольно, отдал Олегу Святославичу город Чернигов, город, которым он сам управлял, но который в давние времена уппринадлежал равлялся родителем Олега. В остальном было решено следующее:

  • Святополку съезд князей в Любече передал в управление Киев, а вместе с ним и тутул Великого Князя.
  • Владимир Мономах стал властителе Смоленска. Белоозерска, Переяслявля и Суздальско0Ростовских земель.
  • Олег и Давит Святославичи по общему решению получили в удел Чернигов, Муром, Разань и Тмутаракань.
  • Давид Игоревич закрепил свое право на правление Владимир-Волынскиий.
  • Василько Ростиславич же получил в правление Теребовль, Перемышль, а также Червень.

Таким образом, съезд русских князей в Любече главной своей задачей имел решение вопроса о сферах влияния в Киевской Руси. Это острый вопрос, который породил немало войн. В результате все участники съезда признали права других на города, которые были за ними закреплены в результате устного соглашения.Завершился любеческий съезд целованием креста и присягой всех участников на вечный мир и дружбу.

Съезд князей в Любече - итоги

Результаты, которых достиг съезд, должны бил стать основой, прочным фундаментом, для строительства нового, мощного государства. И этого можно было добиться, если бы не коварство Давида Игоревича, правителя города Владимиро-Волынского. Он тайно сообщил Святополку о том, что Мономах и Василько Ростиславич задумали захватить киевский престол и тайно сговорились за спинами других. Святополк поверил и пригласил Василько в Киев. Василько отправился в Киев. Въезжая в Киев ему сообщили о коварстве Давида, но Василько не поверил, сказав: «Мы крест целовали, не мог Святополк заподозрить меня в предательстве ". В Киеве Василько был встречен Давидом, который силой посадил его в темницу, а его слуги выкололи Василько глаза. Так началась на Руси новая междоусобная война. А любеческий съезд князей из благого начинания перерос в убийства.

Второй съезд - завершение междоусобицы

Видя необходимость остановить Давида Игоревича, дабы остановить междуусобную войну на Руси, Владимир Мономах решил собрать новый съезд князей. На нем присутсвовал сам Мономах, Святополк, Олег и Давид Святославичи, а также сам Давид Игоревич. Съезд этот прошёл 30 июня 1110 года вблизи Киева. Мономах, посовещавшись с другими участниками, объявил, что они прошают Давида Игоревича и не хотят мстить ему. Они заверили его, что тот может жить спокойно на земле русской. В знак своей дружбы Святополк отдал Давиду Игоревичу города Черторижск и Дубна. Владимир Мономах, Олег Святослави и Давид Святославич предоставили со своей стороны по 200 гривен золота каждый. На этом междоусобная война прекратилась.