«Я помню, любимая, помню…» начинается с характерной для поэта интонации светлой грусти. Именно такие интонации встречаются в его лирике разных лет, посвящённой переживанию чувства любви, которая уже «отговорила», но оставила в его душе неизгладимый след. Особенно лиричны стихи более зрелого Есенина, способного не только на удалое хулиганство и страстные порывы в любви, но и глубокое осознание бренности человеческой жизни, хрупкой природы отношений между мужчиной и женщиной.

Есенин написал стихотворение «Я помню, любимая, помню…» в 1925 году, чуть больше, чем за год до своей гибели. В нём поэт обращается к своей бывшей возлюбленной с нежностью и, несмотря на то, что отношения остались в прошлом, называет её «любимой» . По свидетельству современников поэта, произведение было написано об актрисе Августе Миклашевской, которой он посвятил цикл из семи стихотворений с ироничным названием «Любовь хулигана».

Стихотворение нельзя назвать лиро-эпическим: в нём не просматривается чётко выраженный сюжет . Это лирика. Но всё же присутствуют некоторые наброски событий, связанных с развитием любви героев и их расставанием. Так, можно прочитать об осенних ночах, когда Он и Она встречались среди «березового шороха теней» , о тоскливом предчувствии героини забвения чувств в душе «милого» . Слышно признание лирического героя о том, что именно ему «привелось» «покинуть» возлюбленную и что «цветущая липа» в настоящем вызвала в его душе дорогие сердцу воспоминания…

По своему жанру стихотворение относится к элегии. Печаль, характерная для этого жанра, - доминирующее настроение есенинских поэтических строк. Но расставание - это не трагедия для поэта. Из заключительной строфы ясно, что сердце его, хоть и не готово остыть, но отчасти принадлежит уже другой женщине, и прежние чувства он вспоминает, «как будто любимую повесть» . Из этого следует вывод, что происходящее для Есенина - часть его литературного восприятия мира, а прообраз лирической героини - прежде всего поэтическая муза.

Биографические свидетельства рассказывают о том, что спустя время поэт пытался восстановить отношения с Августой Миклашевской, но она была жестоко оскорблена его изменой и не захотела возвращаться к болезненному прошлому. Но для потомков остался поэтический этюд о тонкой грани между любовью и расставанием, забвением и верностью воспоминаниям.

Из каких нитей соткано это изумительное полотно чувств? В чём секрет особой игры слов и музыки стиха? Произведение написано трехстопным амфибрахием (стихотворным размером с ударением на втором слоге), и это делает звучание произведения особенно мелодичным. Рифма перекрёстная: окончание первой строки совпадает с окончанием третьей строки, вторая совпадает с четвёртой. Общее настроение гармоничное. Используемые автором художественные средства выразительности речи подчёркивают мягкую грусть лирического героя.

Здесь есть характерный для песенного жанра повтор : «Я помню, любимая, помню…» «Я помню» - это вообще лейтмотив всего стихотворения. В последней строфе происходит градация чувств, что выражается в повторе союза «и» :

И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя…
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

И сравнение :

Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.

Звучит обращение поэта к возлюбленной («любимая» , «ты» ), поэтому стихотворение может рассматриваться как романтическое послание. Его возвышенный тон поддерживается инверсией : «Не радостно и не легко мне / Покинуть тебя привелось» , «Пусть дни тогда были короче» , «И сердце, остыть не готовясь, / И грустно другую любя» . Композиция стихотворения двухчастная, делит его на «вчера» (1–3 строфа) и «сегодня» (4–5 строфы).

Эпитеты позволяют передать отношение автора к событиям («Не радостно и не легко» , «нежно» «сыпал» «цветы» , «любимая повесть» ) или переменам в природе, которые во всём сопутствуют возлюбленным в разные периоды их жизни: «осенние ночи» , «березовый шорох» , «голубые года» , «цветущая липа» ). Оживают душа и природа в олицетворениях : «липа напомнила» , «сердце, остыть не готовясь» . Метафоры здесь не часты, но весьма ярки. Восхищение красотой лирической героини выражено в словах «сиянье твоих волос» , тонкое восприятие окружающего мира - в метафоре «шорох теней» .

Стихотворение затрагивает тему воспоминаний о былой любви, но одновременно оставляет в душе светлое ощущение. Да, известно, кто был адресатом, но тот факт, что Есенин, разорвав связь, не акцентировал внимание на посвящении стихов Августе Миклашевской, а также общечеловеческий смысл строк Есенина дают право каждому читателю воспринимать их как глубоко личные.

Морозова Ирина

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
Сергей Есенин
«Я помню, любимая, помню...»

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
"Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда".

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя.
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

Сергей Александрович Есенин. "Я помню, любимая, помню…" 1925
По словам С. А. Толстой-Есениной, существовал черновой автограф, который имел "посвящение - А. М. ‹Августе Миклашевской›. В дальнейшем посвящение было снято автором. Миклашевская Августа Леонидовна (1891-1977), актриса Камерного театра. Ей посвящен цикл "Любовь хулигана" - из семи стихотворений. С ней Есенин познакомился вскоре после своего возвращения из зарубежной поездки в августе 1923 г. Она была известной московской актрисой, с 1915 г. выступала на сцене Камерного театра, была занята в ведущих партиях: Сакунтала (в очередь с А.Г.Коонен), заглавная роль в "Принцессе Брамбилле", Арикия в "Федре" и др. В феврале 1923 г. Камерный театр отправился в длительную гастрольную поездку за рубеж. А.Л.Миклашевская осталась в Москве, поскольку ей некому было поручить своего пятилетнего сына. Во время знакомства с Есениным она уже не была актрисой Камерного театра, выступала на эстраде, играла в кабаре "Не рыдай", в театре "Острые углы" и т.п. После возвращения Камерного театра она осталась вне его, играла на различных московских и провинциальных сценах и вернулась в Камерный театр только в 1943 г.

И еще кое-что:

«Я помню, любимая, помню...». Тема – опять же любовь. Про любовь, как добрую память. Очень похоже на то, что описывается первая любовь, ведь именно она разогревает наши сердца, но часто не остаётся с нами навечно.

Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».

Возможно, под словосочетанием «голубые годы» имеется в виду юность, молодость, неопытность. Но очень похоже на то, что любовь эта не ушла в небытие, а живёт также в сердце, и что отношения закончились не из отсутствия любви, а из-за необходимости в этом, что совсем не доставило радости влюблённым, а очень их огорчило.

Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.

Если анализ стихотворения наложить на происходившее в это время в жизни Есенина, то можно сделать такое интересное умозаключение: а не погиб ли этот великий поэт из-за любви к первой девушке или женщине в соей жизни? Ведь его последняя жена Софья Толстая так и не смогла облегчить его жизни и помочь ему выбраться из депрессии...
Есенин – действительно великий поэт. В свои стихотворения он вложил частицу своей души, и это ощущается при чтении, очень уж они эмоциональны и глубоки в мысли. Его единственного я признаю как очень талантливого в этом деле человека.

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь,
И грустно другую любя.
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя.

Анализ стихотворения «Я помню, любимая, помню» Есенина

Стихотворение Есенина «Я помню, любимая, помню…» посвящено неудавшемуся роману поэта с актрисой А. Миклашевской. Оно было написано в 1925 г. и вошло в знаменитый цикл «Любовь хулигана». Отношения Есенина и Миклашевской так и не переросли в серьезный роман. Поэт испытывал сильную страсть и настойчиво ухаживал за актрисой. Но она признавалась, что ей просто интересно проводить время с талантливым человеком. Между ними происходили бурные объяснения, заканчивавшиеся очередным запоем Есенина.

В начале произведения поэт описал момент первой встречи с Миклашевской, состоявшейся в 1923 г. Она произвела на него неотразимое впечатление. Он не может забыть «сиянье волос» возлюбленной. Есенин не говорит прямо об отказе актрисы от любовных отношений, он просто замечает, что ему пришлось ее покинуть, испытывая тяжелые чувства. Поэт все равно хранит воспоминания о прогулках и разговорах с Миклашевской. Ему казалось, что даже природа способствует их роману («луна нам светила длинней»).

Указанием на неудачу служат слова главной героини. Она утверждает, что не верит в искренность и нерушимость чувств поэта. Пройдет время, и он забудет о ней, испытав очередное увлечение. В действительности она оказалась права. Есенин окончательно запутался в жизни, он мучительно искал выход и за несколько месяцев до гибели пережил несколько бурных романов и успел еще раз пожениться.

В конце стихотворения Есенин возвращается в настоящее время. «Цветущая липа» пробудила в нем давно забытые воспоминания. Вероятно, что поэт находился в нормальном состоянии и с грустью оценивал свое поведение, размышляя об ошибках и неудачах. Даже события двухлетней давности он расценивает как очень далекие годы, когда еще было возможно «сыпать цветы». Есенин действительно очень быстро старел, прежде всего, душевно. Он был еще относительно молодым человеком, но в произведениях этого периода уже чувствуется огромная усталость от жизни.

Поэт признается, что «грустно» любит другую женщину, но его сердце под впечатлением ярких воспоминаний вновь ожило. Автору бесконечно жаль, что его возможное счастье не сложилось. Сравнивая любимую с «грустной повестью» он утверждает, что никогда не забудет тех мгновений, которые провел наедине с ней.

Уже после смерти Есенина Миклашевская признавалась, что тоже жалеет о своем отказе, сильно повлиявшем на душевное состояние поэта. Возможно, он хоть на какое-то время смог бы обрести счастье и его жизнь не оборвалось бы так трагически рано.