Внеклассное занятие «Помнит мир спасённый…» /посвящённый 30- летию Чернобыльской трагедии/

Цель: познакомить учащихся со случившейся трагедией в нашей стране; : показать значимость экологической трагедии на примере аварии Чернобыльской АЭС; в оспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за людей, проявивших смелость и отвагу в этой трагедии.

Задачи:

  • формировать чувство ответственности по отношению к окружающей природе, патриотизм;
  • развивать позитивную активную жизненную позицию;
  • воспитывать чувство сострадания, умение сопереживать другим людям и по достоинству оценивать их вклад в жизнь страны.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, запись метронома, презентация

Ход занятия:

Подвиг - это тот поступок, который совершается во имя жизни и безопасности абсолютно незнакомого мне человека? Или подвиг – это что – то другое? То, что выше нормальных человеческих возможностей

Более двадцати семи лет отделяет нас от трагедии двадцатого столетия,

От апрельской ночи, когда атом мощь свою познав,

Потерял контроль, потряс зловещим взрывом спящую планету,

Показал неукротимый нрав.

Сегодня мы поговорим о трагедии, произошедшей в Чернобыле. Последствия этой катастрофы могли бы быть ещё более непредсказуемыми.

Но навстречу смертельной опасности шагнуло 28 работников пожарной охраны.

Уже через 7 минут после сигнала тревоги на приехали пожарные расчеты. Они оказались первыми, кто встретил вселенскую беду.

Лейтенант Правик, прибыв на объект, правильно оценил обстановку. Он пошёл в разведку сам. Право на главное решение было лишь у него, а ошибиться в выборе последующих действий было нельзя. Действуя за пределом, всех человеческих возможностей, 28 бойцов пожарной охраны сумели справиться с пожаром – ценой собственной жизни, – спасая нашу с вами жизнь!

Святые люди! Понимая, что вокруг них бушует радиация, они боролись с огнем, отсекали ему путь к соседнему реактору. Боролись, пока не укротили пламя, но то голубое, что было вокруг них, не просто исчезло, а затаилось внутри них. Получившие страшную дозу радиации, они были помещены в лучшую клинику Москвы, где их, казалось бы, должны были спасти. Слишком велика была доза облучения...

Чернобыль унёс жизни мужчин и женщин, отцов и матерей. Он забрал любовь….

Их любовь – гимн мужеству мужчины, защищавшему Человечество, и любви женщины, спасавшей дорогого ей человека.

У вас на столах горестные письма. Прочтите их нам

Письмо 1.

«Я не знаю, о чём рассказывать…О смерти или о любви? Или это одно и тоже…О чём?

…Мы недавно поженились. Ещё ходили по улице и держались за руки. Я говорила ему: «Я тебя люблю». Но я ещё не знала, как я его любила…Не представляла…

Жили мы в пожарной части, где он служил. На втором этаже. А на первом стояли красные пожарные машины. Это была его служба. Всегда я в курсе: где он? Что с ним?

Письмо 2.

Среди ночи слышу сильный шум. Муж увидел меня: «Закрой форточки. Ложись спать. Скоро буду. Семь часов утра. Он в больнице. Все жены бежали туда. Я увидела его. Отекший весь. Опухший, глаз почти нет.

Письмо 3.

Москва. Я просила и молила врачей пустить меня к мужу. Я его нашла. Мне не разрешали быть с ним. Я осталась с ним до самого конца».

«Не целуй и не обнимай меня!» - говорил он мне

Письмо 4.

«Американский профессор сделал моему сыну операцию. Утешал меня и говорил, что есть маленькая надежда. У меня в памяти встреча с человеком, лица которого не помню: «Перед вами уже не сын, не родной человек, а радиоактивный объект с высокой плотностью заражения. Вы же не самоубийца. Возьмите себя в руки».

Мой сын, получил тысячу шестьсот рентген. Смертельная доза для человека – 400. Он умер на 14 день. Ему было 23 года. Мне принесли его орден.».

Это письма жён, матерей пожарных, защитивших своей жизнью нашу с вами жизнь…

Подвиг пожарных Чернобыля вызвал чувства глубокого восхищения и благодарности не только у граждан Советского Союза, но и у жителей всей планеты.

Давайте ещё раз вспомним их имена и почтим память погибших пожарных, минутой молчания

Дети, это наша история, наше прошлое. Давайте поговорим о настоящем и будущем

Вы объединены в микрогруппы. Я предлагаю вам, используя маркеры, на листе ватмана составить проект «Что такое подвиг?»

После небольшого размышления каждая группа учащихся высказывает свои мысли, которые записаны на плакате. Посмотрим на ваши проекты и выберем слова, которые хорошо определяют слово «Что такое подвиг?»

Нам ни на миг нельзя о мужестве и подвиге забыть –
И в безмятежный мирный час, и в нелюдимой стороне, и в самой будничной рутине.

Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о, каким надо быть человеком, чтобы суметь пожертвовать своей жизнью ради жизни других

На память о нашей встрече я хочу вам подарить белых журавлей, символизирующих мир на всей планете, память павших, символ миролюбия и бережного отношения к нашей истории

Видеозаставка.
Музыкальное сопровождение.

Ведущий. Была тёплая апрельская ночь, одна из лучших ночей года, когда листья зелёным туманом вдруг проступают на деревьях. Спал город Припять, спала Украина, вся страна спала, ещё не ведая об огромном несчастье, пришедшем на нашу землю.
Владычествует страшная беда
Над водной зябью и земною твердью,
Чернобыля полынная звезда
Всё отравила, пронизала смертью.

Музыкальное сопровождение переходит сразу в сюжетный танец «Судьба» в исполнении ансамбля современной пластики.

Уже четверть века прошло с той страшной ночи. Кажется, позабылись подробности и детали. Уже вроде бы и не так страшно. А между тем есть среди нас люди, правда, их с каждым годом все меньше, для которых слово «Чернобыль» не что-то абстрактно-размытое, а настоящая боль. Быль. Черного цвета.

Документальный фильм-нарезка (4-5 минут) о трагедии в Чернобыле.

Ведущий. Сегодня наша встреча посвящается памяти тех, кто четверть века назад, не жалея своей жизни, принял участие в ликвидации последствий крупнейшей техногенной катастрофы XX века - аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Чернобыль - чёрная быль нашей истории. К сожалению, техногенные катастрофы - это печальная реальность нашего времени.
Взрыв на Чернобыльской атомной электростанции имел очень тяжёлые последствия. Потребовалось проведение крупных эвакуационных мероприятий, привлечение значительного количества сил для ликвидации последствий радиационной катастрофы.
Вспомним и поклонимся тем, кто принял на себя первые радиационные удары, кто отдал свои жизни, участвуя в ликвидации самой страшной катастрофы XX столетия.

Объявляется минута памяти, минута молчания.
Минута молчания.

Помните!
Через века, через года -
Помните
О тех, кто уже не придёт никогда,
Помните.
Песню свою отправляя в полёт,
Помните
О тех, кто уже никогда не споёт,
Пожалуйста, помните.

Студия эстрадной песни исполняет «Есть только миг» (муз. Л. Зацепина, сл. Л. Дербенева).

Ведущий. В первые дни после аварии, не зная реальной обстановки, боролись со стихией работники станции, пожарные, прибывшие на помощь военные. И мы не устанем благодарить этих отважных людей.
Катастрофы, происходящие в мире, под стать войнам, которые, к сожалению, не обходятся без жертв. Но есть в них и свои герои. Мы их сегодня чествуем.
Дети вручают ликвидаторам памятные подарки, цветы.

Солистка исполняет песню «Опустела без тебя земля» (репертуар Анны Герман).

История сохранила для нас воспоминания тех, кто ценой своей жизни устранял последствия катастрофы и поспешно эвакуировал людей с родной земли. Трудно представить себе все горе тех, кто навсегда прощался с домом, где родился и вырос, с родной околицей, с землей, на которой прожил всю жизнь.

Солист(ка) исполняет песню «Колокола» (муз. Г. Старкова, сл. Л. Дубинской).

Катастрофа, как и война, не щадит никого. Она не выбирает, какого вы пола, возраста или национальности. Чернобыль - беда не одного конкретного народа, а беда всеобщая.

Этноблок в исполнении вокального ансамбля.
Русская песня «Верила».
Украинская песня «Ой, маю, маю».
Белорусская песня «Ой, у лузи, пры дарози».

Ведущий. За пять лет, прошедших после катастрофы более 600 тысяч ликвидаторов и более миллиона людей было задействовано в различных спасательных работах в 30-километровой зоне вокруг станции и города.
Один из ликвидаторов, Анатолий Подлесный, вспоминает: «Повсюду работали специалисты: военные, пожарные, инженеры, строители, физики и медики. В район катастрофы я приехал вместе с другими добровольцами на автобусе; из окна видел весь тот хаос, который творился там - везде одни развалины. Каждый день все работали до полного изнеможения и спали всего по четыре часа в сутки».
Еще одно воспоминание - Геннадия Галкина: «Первым объектом был город Припять: пожелтевшие сосны, пустынные улицы. Ноги отказывались ступать на эту землю. Казалось, здесь даже воздух отравлен. Мы промывали здания, автострады, асфальт. Снимали верхний слой земли, который потом зарывали... А часа через два ветер нагонял новое облако пыли, которая опять заражала улицы, дома, дороги... Все нужно было делать заново. И так - изо дня в день».

Сюжетный танец «Спасите наши души» в исполнении ансамбля современной пластики.

Ведущий. Вот, что вспоминают военные:
«Ужас от звенящей в ушах тишины деревень. Когда нас везли в часть, мы проезжали несколько деревень, где дома были заколочены и население вывезено. А поскольку мы ехали зимой, на деревьях висели не убранные летом черные фруктовые плоды. Воплощенная мертвая зона.
Мы стояли в одной из деревень Иванковского района - это в тридцатикилометровой зоне. Каждый день в пять утра подъем, строимся в колонну и выезжаем. Работали на самой станции, на вырубке «рыжего» леса. Лес порыжел еще летом, но тогда до него руки не доходили, сперва надо было сооружать саркофаг над реактором. Зимой лес начали вырубать, распиливать и закапывать».

Солист исполняет песню «Отчего так в России березы шумят» (репертуар группы «Любэ»).

Ведущий. Вспоминая те дни, ликвидаторы, все, как один, сходятся, пожалуй, в главном: с одной стороны, было тревожное состояние, ведь никто не знал, что это такое, а с другой стороны - была собранность и готовность выполнять поставленную задачу. В этом и есть героизм, который подарил жизнь последующему поколению и дарит надежду современному веку. Ведь с какими бы трудностями ни приходилось сталкиваться нашему народу, он всегда достойно, мужественно справлялся с ними.

Вокальный дуэт исполняет песню «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова).

Ведущий. Чернобыльский взрыв произошел в центре Европы. Бесспорно, что с Чернобыля началась новая точка отсчета в отношениях людей друг к другу. Мы все теперь прекрасно понимаем, что живем в одном доме на планете Земля. И каждый должен научиться чувствовать себя не просто русским, англичанином или американцем, а гражданином мира. И если жители зоны - «заложники Чернобыля», то все мы - заложники более 400 атомных электростанций мира. Об этом нужно помнить: ведь тот, кто не знает своего прошлого, не имеет и будущего. Мы еще раз говорим вам «спасибо».

Финальный танец ансамбля современной пластики.

«Беда..

Чернобыль….

Человек…»

Слова звучат за кулисами
Стон Земли.

    Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

    Не год, не два, а миллиарды лет,

    Я так устала…Плоть моя покрыта

    Рубцами ран -живого места нет.

    Терзает сталь мое земное тело,

    И яды травят воды чистых рек,

    Все то, что я имела и имею,

    Своим добром считает человек.

    Мне не нужны ракеты и снаряды,

    А ведь на них идет моя руда,

    А что мне стоит только штат Невада,

    Его подземных взрывов череда.

    Зачем друг друга люди так боятся,

    Что позабыли о самой земле?

    Ведь я могу погибнуть и остаться

    Обугленной песчинкой в дымной мгле.

    Не потому ли, загораясь мщением,

    Я против сил безумных восстаю,

    И, сотрясая Твердь землетрясеньем,

    На все обиды свои ответ даю

    И не случайно грозные вулканы

    Выплескиваю с лавой боль земли…
    Очнитесь, люди!

    Призовите страны,

    Чтобы меня от гибели спасти.

И было солнце! И была весна!
И жить хотелось! Ах, как жить хотелось!
Воспрянула природа ото сна,
И все в весеннем вальсе завертелось.
И отовсюду разливался детских смех
Звенящей песней будущего счастья!
Он обещал цвести земле вовек!
Весной так трудно верится в ненастье…

Музыка замолкает. Громкий взрыв... На экране видео взрыва, стоп- кадр.
Медленно выходят ведущие и чтец. Чтец читает на ходу.

ЧТЕЦ1: Земля и воздух зло в себе таят,-
Плоды и злаки, и цветы, и травы –
Всё смерть несёт, всё истощает яд,
Дыхание губительной отравы.
Чернобыля зловещая звезда,
Незримая, как рок, горит над нами.
В тревоге и печали города,
И цепенеет страх над деревнями.
ВЕДУЩИЙ 1: Добрый день, дорогие друзья!

С тех пор прошло немало вёсен,

Закончился двадцатый век,

Но не закрыта ещё тема:

Беда…

Чернобыль…

Человек…

ВЕДУЩИЙ 2:: 26 апреля 1986 года произошла страшнейшая катастрофа в истории человечества. И спустя 30 лет этот день заставляет нас задуматься о возможных последствиях деятельности человека, о нашем неоплатном долге перед теми, кто, рискуя собственной жизнью, спас мир от радиоактивной катастрофы. Память о трагедии незаживающей раной останется в душе нашего народа.

ВЕДУЩИЙ 1: Подвиг, который осуществили ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, никогда не будет забыт. Горько осознавать, что с каждым днём этих героев становится все меньше. Об их подвиге должны помнить мы все.

ВЕДУЩИЙ 2: Мера ужаса для нас – война. Чернобыль – страшнее.
ВЕДУЩИЙ 1: Это война с незримым противником. Война без стрельбы и пуль.
ВЕДУЩИЙ 2: Мы хотим рассказать вам, как это было…
ЧТЕЦ2:
Второй час ночи. Все спокойно…
Вдруг взрыв и выброс пара ввысь…
И взвыли бешено сирены,
В борьбу вступили смерть и жизнь.
Мир содрогнулся. Весть эфиром.
Гудит на разных языках.
Не над Чернобылем, над миром,
Повис радиационный страх.

Пауза. Ведущие-чтецы остаются на сцене. Звучит колокольный набат на его фоне.
ЧТЕЦ3: Бьет колокол глухой,
Чуть слышный дальний.
Я слушаю, я плачу и молчу…
ВЕДУЩИЙ 1: 1 час 23 минуты 40 секунд - 187 стержней системы управления и защиты вошли в активную зону для глушения реактора. Цепная реакция должна была прерваться. Однако через 3 секунды зарегистрировано появление аварийных сигналов по превышению мощности реактора, росту давления. А еще через 4 секунды - глухой взрыв, сотрясший все здание. Стержни аварийной защиты остановились, не пройдя и половины пути.

ЧТЕЦ4: Взметнулся в небо столб огня.
И взрыв разбрызгал блока глыбу.
Застыла в ужасе земля,
Бедой поднятая на дыбу.

ВЕДУЩИЙ 2: С крыши четвертого энергоблока, как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Это было похоже на фейерверк. Сгустки рассыпались многоцветными искрами и падали в разных местах. Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную тучу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких-мелких капель.

ВЕДУЩИЙ 1: На территории ЧАЭС люди перешагивали через обломки, позже из-за высокого уровня радиации там не могли пройти роботы: «сходили с ума».

ВЕДУЩИЙ 2: А в это время внутри еще работали люди. Крыши нет, часть стены разрушена… Погас свет, отключился телефон. Рушатся перекрытия. Пол дрожит. Помещения заполняются то ли паром, то ли туманом, пылью. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Повсюду течет горячая радиоактивная вода.
ЧТЕЦ5: Огонь и мрак - невидим враг.
До смерти шаг - потом бессмертие.
Ни перестрелок, ни атак.
Но жить лишь так - ценою смерти.

На экране электронные часы отсчитывают секунды.
ВЕДУЩИЙ 1: 1 час 26 минут 03 секунды - сработала пожарная сигнализация.
ВЕДУЩИЙ 2: 1 час 28 минут - к месту аварии прибыл дежурный караул станции. Через 7 минут прибыл караул г. Припять.
ЧТЕЦ6: Борьба со стихией шла на высоте от 27 до 72 метров, а внутри помещений четвертого энергоблока тушением занимался дежурный персонал станции. О том, что реактор раскрыт, пожарные не знали.

ВЕДУЩИЙ 1: 2 часа 10 минут - сбит огонь на крыше машинного зала. Через 20 минут подавлен очаг пожара на крыше реакторного отделения.
ВЕДУЩИЙ 2: 4 часа 50 минут - огонь в основном локализован.
ВЕДУЩИЙ 1: 6 часов 35 минут - пожар ликвидирован.

ВЕДУЩИЙ 2: В результате ядерной аварии произошла крупнейшая катастрофа современности, повлекшая многочисленные человеческие жертвы, радиоактивного загрязнения территории Украины, Беларуси, России. Чернобыльский взрыв выбросил в окружающую среду не менее 130 миллионов кюри самых разнообразных радиоактивных веществ, разбросав их на площади более 56 тысяч квадратных километров.

ЧТЕЦ7: Да, многое зависит от людей!
На ниточке висит моя планета
Толчок – и нет ни взрослых, ни детей,
Ни снежных зим, ни солнечного лета…
ВЕДУЩИЙ 1: У каждого времени - свои герои. Но в этот раз люди столкнулись с врагом страшнее чумы, наводнения, землетрясения и даже страшнее вооруженного до зубов агрессора. Этот враг был неощутим и невидим. Он жесток и коварен, безжалостен и смертельно опасен.
ВЕДУЩИЙ 2: Они выполняли свою работу. А ситуация была необычной - рядом «дышал» смертельным дыханием реактор. Огонь расползался по крыше машинного зала. Страшная невыносимая жара заставила снять респираторы. Битум плавился и тек, наполняя воздух отвратительным удушающим перегаром. Огромный потолок над машинным залом и вспомогательным корпусом с треском падал. Расплавленное покрытие прожигало обувь, одежду, обжигало тело.
ВЕДУЩИЙ 1: Но не было времени думать о своей безопасности. Нужно было спасать станцию. Люди слабели от страшного дыма, невыносимой жары, огромнейшей дозы радиации, боли. Они теряли силу, падали. Но выстояли! Они спасли станцию, закрыли ее собой и предотвратили еще большую беду, которая могла случиться. Но это было только началом беды.
ВЕДУЩИЙ 2: Со всей страны, бывшего СССР, на ликвидацию последствий этой аварии были посланы добровольцы. Они смывали водой радиактивную пыль с транспорта, обеззараживали крыши домов и асфальт.

ВЕДУЩИЙ 1: Опасность витала в воздухе!.. Спасатели получали большую дозу облучения. И это отразилось на их здоровье. Последствия не заставили себя долго ждать. Многие из ликвидаторов, так их и называют и сейчас, ушли из жизни, а многие стали инвалидами.
ВЕДУЩИЙ 2: Невозможно представить глубину последствий, которые могла бы принести чернобыльская беда, если бы не мужество и героизм людей, принявших участие в ликвидации последствий катастрофы.
ЧТЕЦ8: Запомним тех, кто гнал каскады,
На крыше был, щиты стропил.

Запомним тех, кто был на кранах,
Свинец грузил, бетон возил.

Ведущ 2 Памяти погибших посвящается –

Минута молчания.

Танец Огня

С каждым днём всё больше ликвидаторов пополняют этот список. Нельзя допустить, чтобы оборвалась память сердца, чтобы потомки, забыв прошлое, ещё раз прошли по пути ошибок! Помните Чернобыль! Не дайте повториться где-нибудь на Земле второму Чернобылю!

ВЕДУЩИЙ 1: В ликвидации аварии принимали участие 20 тысяч граждан Орловской области. В их числе наши земляки. к 30-й годовщине аварии На Чернобыльской АЭС их осталось всего 10 человек:

ВЕДУЩИЙ 2: из пос. Долгое: Эльбрус Акопян

Дмитрий Власов

Николай Петухов

Евгений Петров

Николай Распопов

Александр Сухинин

ВЕДУЩИЙ 1 из Кровцовой Плоты: Николай Степанов

Иван Ягупов

Михаил Животов из К. Демьяновского

Михаил Доронин из с. Никольское

Эти люди, сильные духом, способные на великое самопожертвование. Почти все имеют ордена и награды правительства, а также медали «За спасение погибавших». Хвала им, честь и слава!.

Песня Ликвидаторам

ВЕДУЩИЙ 1: Авария вызвала крупномасштабное радиоактивное заражение местности не только на Украине, но и далеко за её пределами. Радиоактивное загрязнение зафиксировано более чем в 30 странах мира.
ВЕДУЩИЙ 2: Одной из важнейших задач ликвидации последствий аварии была изоляция разрушенного реактора и предотвращение поступлений радиоактивных веществ в окружающую среду. Первым этапом её решения было сооружение укрытия, которое назвали саркофаг.
ЧТЕЦ9: Отвернувшись от рыжего леса,
Излучая тревогу и страх,
В центре зоны над раной ЧАЭСа
Замер серый, как слон, саркофаг.
ВЕДУЩИЙ 1: Высота «саркофага» составила 61 метр, наибольшая толщина стен – 18 метров. По характеристикам безопасности саркофаг рассчитан лишь на 20-30 лет и постепенно разрушается.
ВЕДУЩИЙ 2: Сейчас ведётся работа над сооружением нового укрытия над объектом «Арка». Оно рассчитано на 100 лет безопасной эксплуатации.
ВЕДУЩИЙ 1: Для работ в районе Чернобыльской АЭС применялась бронированная техника с повышенной защитой от радиации, но это практически не помогало. Через неделю использования их приходилось хоронить в могильниках, так как металл начинал буквально «светиться» от радиации. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха – в 25 км от атомной станции.
ЧТЕЦ10: Забытый колодец, безлюдной деревни хранитель,
Некошеный, серый, под солнцем стареющий луг.
И купол вдали золотится, святая обитель,
И город пустой, перед ним возникающий вдруг.
И странные люди, одетые не по сезону,
И всё, что ты видишь вокруг, называется зона.
ВЕДУЩИЙ 2: Из зоны радиусом 30 км от взорвавшегося реактора была проведена полная эвакуация жителей.
ВЕДУЩИЙ 1: На окраине города Хойники есть монумент погибшим в результате чернобыльской катастрофы деревням. Скульптура скорбящей женщины на фоне полукруглой стены с названиями мёртвых деревень Хойникского района. На стене 21 населённый пункт. Это только относительно крупные нежилые деревни – маленьких намного больше…
ЧТЕЦ11: Остановилось всё и замерло внезапно,
Чернобыля раздался страшный стон.
Стоят с тех пор забытые деревни,
На жизнь глядя проёмами окон.

ВЕДУЩИЙ 2: Чернобыль. Сейчас это слово знает весь мир. До сих пор мы ощущаем последствия этой трагедии. Мутации на зараженных территориях, рождение детей с врожденными потологиями, рак и лейкемия. Это очень страшно! Враг невидим и он не дремлет!

ВЕДУЩИЙ 1: Тридцатикилометровая зона так и остается незаселенной. Потому что пострадал не только человек, но и природа - луга, поля, леса, птицы и звери. Все, что раньше радовало глаз и приносило пользу человеку, стало для него опасным.
ВЕДУЩИЙ 2: Чернобыльская зона вычеркнута из жизни на 500, а может быть, и на тысячу лет, никто не знает, что и когда удастся сделать науке, чтобы вернуть её к жизни.

ЧТЕЦ 12: Мертвым городом стала Припять,
Больше людей там не отыскать.
Трагедии страх все еще жив там,
И на историю не повлиять.

Пусто в домах, не слышны разговоры,
Больше не ездят туда поезда.
И не стихают о горе том споры,
Погасла над станцией счастья звезда.

Мы поскорбим о несчастно погибших,
Вспомним героев Чернобыля лет.
Годы идут, о трагедиях бывших
Все еще свеж тот мучительный след.

Раскинулось эхом Чернобыля горе,
И пострадал невинный народ.
Мигом мирились те, кто был в ссоре
Но беспощадным для всех стал исход

ВЕДУЩИЙ 1: Сегодня там среди многих тонн брошенной техники, которую невозможно дезактивировать и потому даже в переплавку не отправишь, бродят дикие кабаны, скачут одичавшие табуны лошадей, а из пруда бывшего охладителя реактора выныривают гигантские головы сомов-мутантов.
ВЕДУЩИЙ 2: Печально, но участь зоны определена: ей суждено стать местом захоронения жидких и твердых ядерных отходов…Украины… Европы.
ЧТЕЦ13: Есть священный обычай славян:
Оставлять свою землю потомкам.
Я предатель своей земли,
Умирает мой сад.
Сытой тяжестью яблок ласкает он взор,
Нелегко примириться со смертью.
Мы корнями вросли в эту землю,
От нее отчуждаемся страхом.
Даже враг не сумел нашу землю отнять,
Как спастись от нее теперь нам?
Я надел на нее терновый венец
Этой мертвой Чернобыльской зоны.

ВЕДУЩИЙ 2: Как в Японии символом мира стал журавлик в руках ребёнка, так и у Чернобыля появился символ, им стал Чернобыльский аист.
5. «Чернобыльский аист» (одноимённый клип)
ВЕДУЩИЙ 1: После Чернобыля атомная энергетика испытала сильнейший удар, но наша наука, наши конструкторы и проектировщики стали пытаться сделать атомную энергетику более безопасной.
По мнению ученых, общество придет к тому, что надо развивать атомную энергетику как самый безопасный и самый дешевый способ снабжения электроэнергией. Прогресс не остановить! У нас в России будущее за атомной энергетикой!

ВЕДУЩИЙ 2: И мы надеемся на то, что построенные по всем правилам и с пониманием всей ответственности, которая лежит на плечах взрослых мужей учёных, проектировщиков, строителей и работников современных атомных электростанций, наши дома всегда будут наполнены светом, теплом и детским смехом, а природе и людям, а значит и нашему Земному шару ничего не будет угрожать.

    Не важно, кто первый на кнопку нажмет,

    А бедной планеты обугленный рот,

    Кричит: «Что творите вы люди со мной?

    Поймите, земляне, вы в связке одной!

    Вам вместе лететь в термоядерный ад.

    Закрою глаза - океаны кипят.

    Это время пока что! Но время не ждет.

    Сегодня на Припяти тронулся лед.

    Чернобыль, Чернобыль -вселенская боль!

    За души ослепшие бой.

    Не уж то меня не прикрыл ты собой?

    И запад твой страшный урок

    Не поймет?

ВЕДУЩИЙ 2: Наша программа завершается, мы рассказали вам о событиях, которые произошли 30 лет назад и надеемся, что такая трагедия больше никогда не повторится!

ВЕДУЩИЙ 1: Люди будьте бдительными! Не дайте погибнуть всему живому на Земле!

Чернобыль- это память на много веков.
Чернобыль- это безутешное горе для вдов.
Чернобыль- это нынешний ядерный век.
Чернобыль - здесь заложником стал человек.
Чернобыль- это смерть саркофагом укрыта.
Чернобыль - здесь никто и ничто не забыто.

Дорогие друзья, мы прощаемся с вами. До свидания, до новых встреч

Сценарий мероприятия посвященный чернобыльской трагедии

Методическая разработка

Из опыта работы учителя Т.А. Стоцкой


В процессе обучения раздела биологии - экологии я, как учитель, не могу не рассказать ребятам о страшной Чернобыльской катастрофе и о ее пагубном влиянии на биосферу. Это возможно на уроке по теме «Экологические факторы» в 11 классе, при изучении темы «Биосфера. Охрана биосферы». Кроме того, мне удалось побывать в мертвой зоне, в деревне Журба через 20 лет после случившегося и стать очевидцем последствий катастрофы. Учащиеся обычно задают много вопросов по этой теме. Исследования по данной теме становятся реферативными работами к обобщающему уроку. В итоге накопилось много детских работ, в которых ученики выясняют причины, последствия, прогнозы данной техногенной катастрофы. Авторы работ учатся анализировать ситуацию и синтезировать факты в итоговую работу по теме.

В работе «Чернобыльская катастрофа. 10 лет спустя» ученица М. Землякова пишет:

«Согласно официальным оценкам трёх стран (республики Белоруссии, России, Украины), от чернобыльской катастрофы, так или иначе, пострадали более 9 миллионов человек. В РСФСР подверглись загрязнению 16 областей и одна республика.

В работе «Исследование причин и последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» ученик Д. Мантула пишет о расследовании причин: «Уверен, что ни в какой стране мира, кроме нашей Родины, нет такого количества бесстрашных и отзывчивых людей, готовых по зову сердца уйти с обжитого места, от семьи, рисковать здоровьем для того, чтобы найти причину ядерной катастрофы и сделать так, чтобы подобное никогда не повторилось».

В работе «Чернобыльская катастрофа – 20 лет спустя», В. Кучеренко анализирует проблему и приводит примеры альтернативных источников энергии. Но вводить их в жизнь в нашей стране непросто вследствие недостаточного финансирования. Кроме того, тема Чернобыля может быть актуальной для классных часов «День памяти Чернобыля». В данной работе представлен сценарий для учащихся 7-9-х классов «Героям Чернобыля посвящается!».

Мне он показался интересным, дети его слушают особенно тихо, с замиранием сердца. Благодаря стихам, он эмоционально насыщен и легче воспринимается детскими душами.

Последние годы это мероприятие стало общешкольным и проходит ежегодно 26 апреля в день памяти Чернобыля. Готовят мероприятие ученики 11 класса для учащихся 7-9-х классов.

Целью этого мероприятия является развитие экологического мышления, которое вырабатывает ответственность за совершаемые поступки, и чувство патриотизма, долга перед Родиной.


Вступительное слово учителя

26 апреля 1986г. в городе Чернобыле на планете Земля произошла катастрофа, которая потрясла мир своими масштабами в пространстве и во времени и была названа Чернобыльская трагедия. Чернобылем, древние славяне называли полынь самую горькую траву, да и в слове «Чернобыль» вам слышится черная быль. Об этой трагедии и людях, закрывших нас своей жизнью, мы расскажем вам сегодня.

26 апреля в 01час 23 мин. 40сек. Во время испытательных работ на ЧАЭС 187 стержней системы управления и защиты вошли в активную зону для глушения реактора. Ценная реакция должна была прерваться. Однако через 3 сек. зарегистрировано появление аварийных сигналов по превышению мощностей реактора, росту давления. А еще через 4 сек. глухой взрыв, сотрясающий все здания. Стержни аварийной защиты остановились, не пройдя и половины пути.


Ученик: Взметнулся в небо столп огня, И взрыв разбрызгал блока глыбу, Застыла в ужасе Земля, Бедой поднятая на дыбу.

Учитель: с крыши 4-го энергоблока как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Это было похоже на фейерверк. Сгустки рассыпались разноцветными искрами и падали в разных местах. Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную дугу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких, мелких капель. На территории ЧАЭС люди перешагивали через обломки, позже из-за высокого уровня радиации там не могли пройти даже роботы: «сходили с ума». А в это время внутри работали люди. Крыши нет, часть дома разрушена, погас свет, отключен телефон. Рушатся перекрытия, дрожит пол. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Всюду течет горячая, радиоактивная вода.


Ученик: Огонь и мрак – невидим враг, До смерти шаг – потом бессмертие. Ни перестрелок, Ни атак, но жить лишь так, Ценою смерти.
По абзацу читают старшеклассники:

1-й ученик : В 1 час 26 мин, через 3 мин. после случившегося, сработала пожарная сигнализация. А еще через 2 мин. прибыл дежурный караул станции и по тревоге прибыли пожарные из города Припять. Началась страшная борьба с огнем. Руководил тушением 23-летний лейтенант Виталий Кибенок со своими товарищами. Виталий был старший по должности и званию в своей бригаде пожарников.

2-й ученик: Уровень радиации был неизвестен, но и без дозиметра лейтенант понимал, что уровень радиации выше нормы. Он имел право отдать приказ своему караулу отступить и ждать подкрепления, но беда могла перерасти в еще большую катастрофу. Подхватив пожарный ствол, Правик повел своих ребят на ревущее пламя крыши третьего энергоблока на 30-ти метровую высоту. Ни один не остался в замешательстве. Зная, на что идут, они пошли все без исключения.

3-й ученик: В это время прибывает на пожар Иван Бутрименко со своей командой пожарников из соседнего города. Ему тоже 23 года, он однокашник Кибенка, не медля, бросился на помощь своему товарищу.

4-й ученик: А в это время огонь был уже на крыше машинного зала. Шла 6-я мин. тушения пожара. И тут внимание его привлекли куски белого вещества, беспорядочно разбросанного по крыше. Это вещество мерцало бледным светом, а вокруг него все плавилось и дымилось. Куски было решено немедленно сбрасывать с крыши. Он подал пример и тут же прожег свои испытанные огнем рукавицы, которые должны защитить о любого огня. «Графит», - сообразил он не сразу. Графит был до бела раскален, его температура свыше 100 градусов, радиоактивен.

5-й ученик: Крыша плыла под ногами, плавилось и плыло бетонное покрытие верха машинного зала. Раскаленная масса залила сапоги, обжигая ноги. Через 7 мин. после аварии руководство тушением принял майор Леонид Телятников, командир пожарной части. Он находился в отпуске, но, узнав о пожаре, примчался немедленно. Телятноков забрался на уцелевшую крышу, увидел всю страшную картину. Отступить, означало подставить людей под угрозу, предать, остаться – значит спасти их ценой собственной жизни. Он остался.

6-й ученик: Борьба со стихией шла на высоте 27-70 метров. А внутри помещения 4-го энергоблока тушением занимался дежурный персонал станции. Через 10-15 мин. борьбы людям становилось плохо. Их тошнило, кружилась голова, но они не уходили с места борьбы. У них уже проявлялись симптомы острой лучевой болезни. Самым обессиленным Виталий Кибенок приказывал отступить, но это был единственный приказ, который никто не желал выполнять. Падали на колени люди, но поднимались вновь и шли в атаку на огонь.

7-й ученик: 2 часа 10мин. – сбит огонь на крыше машинного зала, но продолжает гореть крыша реакторного зала.

2 часа 30мин. – подавлен огонь на крыше реакторного отделения.

На третьем часу пожара адский жар заставил снять маски, плавилась обувь, одежда пожарников, руки покрывались ожогами, но еще страшнее была радиация – это невидимый страшный враг, который проникает внутрь, отравляет организм и порожает его страшной болезнью. Все пожарники были очень молодыми людьми. В среднем им было 25 лет. Санитарные машины увозили пожарников с объекта, но другие продолжали тушить, пока страшная радиация не выводила из их строя.

8-й ученик: Приехали пожарные из Киева и других областей Украины. Огонь не должен был распространяться на другие энергоблоки Чернобыльской АЭС.

Пожар надо было остановить, и люди остановили его.

4часа 50 мин. – огонь в основном локализован.

6 часов 3 мин. – пожар ликвидирован.

Наступило утро 27 апреля. Это было воскресное утро. Весна на Украине, а потому люди с утра занимались посевными работами. По улицам из воды, используемой для пожара, побежали ручьи. Началась дезактивация. Сотни пожарных поливали все мыльной водой, поэтому ручьи текли мыльные, а вездесущие мальчишки бегали босиком по лужам и пускали кораблики, не понимая, как опасны были эти лужи. В городе ездил транспорт, народ отдыхал, крестьяне сеяли. Это был самый обычный воскресный весенний день на Украине, теплый и солнечный. И никто не знал, какая опасность грозила им. И никто не знал, что страшный невидимый враг – радиация проникает всюду с воздухом, с водой! А над атомной электростанцией виднелся синий дымок.

9-й ученик: Погибли все, только майор Телятников, начальник отряда, выжил после тяжелой операции по пересадке мозга.

Что и говорить, тяжкий им выпал жребий, но за плечами у каждого были дети, жены, матери, близкие, весь отчий край, которые они заслонили собой.

Володя Правик из Московской больницы продиктовал записку жене: «Ты, знаю, плачешь. Не надо, прошу, я не умру, поверь. Я вернусь с победой». Эти слова Владимира Правика были последними. Через пару дней его не стало. Владимиру не исполнилось 24 лет. Он был молодым отцом и любимым мужем, настоящим мужчиной, гражданином, человеком. В ту черную ночь он и его соратники защитили всех нас, землю, жизнь.


Учитель зажигает свечу. Звучит мелодия . Учитель перечисляет фамилии погибших пожарников: Половинки Бутрименко Правик, братья Шаврей, Палеча, Петровский, Хмель, Король, Ничепоренко, Биркун, Булова.
Объявляется минута молчания
Заключительное слово учителя

Идут годы. Мертвыми стоят на земле города Чернобыль, Припять; в них стоят памятники, деревянные просмоленные кресты, у подножья которых написано: «Люди добрые, поклонитесь тем, кто никогда, ни в радости, ни в горе не вернется на эту землю!». Пустыми стоят дома с черными глазницами окон, каждую весну буйно цветут чернобыльские сады и осыпают плодами яблок, груш плодородную, но отравленную чернобыльскую землю. Их никто не ест, они опасны для здоровья.

Лес, впитавший в себя радиацию, порыжел, пришлось бульдозерами зарыть его в огромный котлован на горькой чернобыльской земле, и теперь он отравляет воды, которые идут в Припять и Днепр. Города и деревни стоят, обнесенные колючей проволокой. Туда не ступает нога человеческая. Иногда пролетают птицы и на больших скоростях проносятся редкие машины по трассе Киев - Житомир. Но жизнь продолжается, и сегодня у нас горит свеча, как символ жизни. И пусть на нашей земле рождаются, растут и живут герои, способные защитить жизнь на земле.


Стихи читают учащиеся Полынь Этой темы касаться - Словно раны кровавой, Но молчать Не положено мне: Я из тех, что пока Не обласканы славой, Хоть сражались В библейской войне. Нет страшней, Чем с невидимой смертью бороться, Заслоняя планету собой, Пляшут, вырвавшись, атомы, Злые уродцы, Но пожарные, Приняли бой Нет, не все измеряется Лишь орденами, Хоть, должно быть, Отыщут и вас ордена, Вижу, став на колено, Солдатское знамя Преклоняет пред нами страна. Все пред вами в долгу, И до самого гроба… Выйду в степь, В раскаленную синь, Я не ведала ране, Что словами «Чернобыль» Называли славяне полынь.
А бедной планеты обугленный рот, Кричит: «Что творите вы люди со мной? Поймите, земляне, вы в связке одной! Вам вместе лететь в термоядерный ад. Закрою глаза - океаны кипят. Это время пока что! Но время не ждет. Сегодня на Припяти тронулся лед. Чернобыль, Чернобыль -вселенская боль! За души ослепшие бой. Не уж то меня не прикрыл ты собой? И запад твой страшный урок Не поймет? Не важно, кто первый на кнопку нажмет, О, бедной планеты обугленный рот.
Стон земли (С.Михалков) Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты, Не год, не два, а миллиарды лет, Я так устала…Плоть моя покрыта Рубцами ран -живого места нет. Терзает сталь мое земное тело, И яды травят воды чистых рек, Все то, что я имела и имею, Своим добром считает человек. Мне не нужны ракеты и снаряды, А ведь на них идет моя руда, А что мне стоит только штат Невада, Его подземных взрывов череда. Зачем друг друга люди так боятся, Что позабыли о самой земле? Ведь я могу погибнуть и остаться Обугленной песчинкой в дымной мгле. Не потому ли, загораясь мщением, Я против сил безумных восстаю, И, сотрясая Твердь землетрясеньем, На все обиды свои ответ даю И не случайно грозные вулканы Выплескиваю с лавой боль земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны, Чтобы меня от гибели спасти.
Андрей Дементьев. Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза? В темные отравленные воды, В пахнущие смертью небеса. Ты прости нас, бедный колонок, Изгнанный, затравленный, убитый… На планете, Богом позабытой, Мир от преступлений изнемог.

Литература

    Бадев В.В., Егоров А.Ю., Казаков С.В. Охрана окружающей среды при эксплуатации АЭС. М.: «Энергоатомиздат». 1990. Варницкий В. Чернобыльский адреналин. // «Зоря» 2002. Израэль А.Ю. Проблемы всестороннего анализа окружающей среды и принципы комплексного мониторинга. Л., 1988. Никитин Д., Новиков Ю. Окружающая среда и человек. М., 1986. Пральников А. Репортаж из Чернобыля. М.: «Мысль». 1998. Сердюков М. Заслонили собой. // «Собеседник» № 133, 2005.
6

Цели: 1. Показать неразрывную связь экологии и экономики, необходимость внимания к экологическим мероприятиям в целях ослабления последствий техногенных катастроф.

2.Используя знания разных школьных дисциплин, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья человека.

Оборудование: выставка книг, журналов, плакатов и рисунков по данной теме, фотографии из книги «Чернобыльский репортаж», газета «География» (6, 17 1996г) стихи российских поэтов, цветы, свеча, презентация.

Ход мероприятия.

Дети стоят у композиции, где помещены портреты чернобыльских пожарных, ставших первыми жертвами аварии. Зажжена свеча, рядом - цветы.

Сегодня 26 апреля исполняется 30 лет со дня трагического события - чернобыльской аварии на АЭС. Свидетелями последствий и жертвами которой являемся мы. Поэтому сегодня в школе у нас пресс- конференция

« Чернобыльский след». И я прошу почтить память жертв минутой молчания.

Минута памяти. (1 сл.)

Литературная композиция.

Первый ученик. (2 сл.)

Человечество отмечает печальное тридцатилетие техногенной катастрофы 1986 года в Чернобыле. Это событие показало, какую страшную опасность несут всему живому « творенья рук человеческих».

(3 сл.)Жизнь – беззащитна

И любовь – нежна.

И Разум Землю

Облагает данью.

И точная ответственность

Должна сопутствовать

Великому познанью.

Надпись на ядерном реакторе, 1985г.

Второй ученик. (4 сл.)

На земном шаре более трёхсот атомных станций, дающих очень нужную людям электроэнергию. Работают они на радиоактивном топливе, которого требуется совсем немного. 1кг урана заменяет 2.5 тыс. т угля. Казалось бы, очень выгодные станции! Но вся беда в том, что в случае аварии это радиоактивное топливо попадает в окружающую среду, вызывая смертельно опасную для человека лучевую болезнь и заражая местность на 300 лет. Эти места обносят колючей проволокой и выселяют жителей.

Третий ученик. (5 сл.)

Такая страшная трагедия случилась на Украине, на четвёртом энергоблоке атомной станции. 26 апреля 1986года, в 1 час 27 минут на атомной станции произошёл взрыв. Ударил чернобыльский колокол. Его услышали жители Украины, Белоруссии, России, люди всей планеты. Он звучит и сегодня.

Бьёт колокол глухой

Чуть слышный, дальний.

Я слушаю, я плачу и молчу.

Чернобыльцев глаза печальны,

Ребята, не прощайтесь, не хочу!

Четвёртый ученик. (6 сл.)

Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти.

Они тушили пожар, находясь в зоне самой сильной радиации – над реактором. А через две недели, в День победы, многих из них уже не стало - они умирали в московской клинике от острой лучевой болезни. Чувствовали

смерть, спокойно, без слёз прощались друг с другом и тихо умирали. Первыми не стало Виктора Кибенка, Владимира Правика и их друзей, а спустя 30 лет чернобыльская трагедия унесла жизни более 40 тыс. человек!

Пятый ученик.

В Библии сказано о том, что наступят на Земле горькие времена, когда упадёт на неё звезда по имени Полынь. В переводе с украинского Чернобыль – Чёрная полынь. Страшное предречение сбылось.

Заросли огороды

Библейской полынью.

И погасли на реках костры…

Тихо перекликаются сёла

«Болит голова и тошнит».

Тихо в лесах и полях,

Тихо на плёсе пустом…

Заражённые радиацией местности, сохнет во рту, першит в горле, деревенеет язык, чужими становятся зубы, радиация прожигает все внутренности. Умирают целыми семьями, и нигде не спастись от этого горя!

Шестой ученик. (8 сл.)

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы ведомство по атомной энергетике в Москве заинтересовалось последствиями строительства АЭС. Но Москва – далеко, а экологическая обстановка важна лишь для жителей мест, расположенных рядом с атомной станцией. Специалисты считают, что будь чернобыльский реактор сооружён под землёй (а это возможно), катастрофы можно было бы избежать. Экологические просчёты, вызванные инженерными ошибками при строительстве ЧАЭС, рикошетом ударили по экономике. Выяснилось, что радиоактивное загрязнение имеет большие масштабы, чем предполагалось ранее. (9 сл.) Ряд срочных мер (переселение людей в новые посёлки, дезактивация местности, медицинская помощь населению в зоне аварии) требует расходов, в десятки раз превышающих затраты на экологическую безопасность такого рода станций.

Седьмой ученик. (10 сл.)

Жертв чернобыльской трагедии было бы меньше, если бы людям в те дни сказали горькую, но правду. Нельзя было находиться в заражённой местности, а тем более купаться, загорать, ловить рыбу, собирать ягоды. Люди этого не знали, ибо лица, виновные в трагедии, пытались скрыть её истинно чудовищные для человека и природы масштабы. Эвакуировать людей стали намного позже. Пустыми оставались города и сёла, где тихо, как на кладбище, где ветер играет обветшалыми калитками. Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля. В Белоруссии заражены 16 тыс. кв.км. территории, след чернобыльской аварии коснулся ряда областей России, в том числе и Усманского района. В городе и пригороде есть так называемая чернобыльская зона.

Жители нашей области, района и с. Куликово не остались в стороне от этой техногенной катастрофы. У нас в гостях сегодня односельчанин, ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС Скрябин Николай Петрович. Расскажите, пожалуйста, о тех горячих буднях.

(выступление ликвидатора)

Восьмой ученик.

Четвёртый реактор –

он дьявольски вздрогнул раскатом.

Замрите народы, прощайте семья и друзья…

Кто в пекло шагнул, -

как на дот навалился на атом,

Чтоб вечно жила, чтоб вольно дышала Земля.

Кто в пекло шагнул,

тот не думал о смерти и славе,

Он думал о жизни, о жизни и только о ней!

Поэтому вишни цветут окрыленно в державе,

И дети играют

под солнечным пологом дней!

Ты чёрным платком свою голову горько покрыла,

Но ты устала в чудовищном этом бою,

Я кровный твой брат, обопрись на меня Украина,

Я всё, что имею, тебе в этот день отдаю.

Молчание давит, глядят сиротливо криницы,

Пустынны поля, это всё наяву, а не сон!

Четвёртый реактор –

святые бесстрашные лица,

Им, нас защитившим, живым и погибшим – поклон!

Ребята! А теперь у нас пресс – конференция. Участниками являются: (они с с табличками, сидят за столом) сотрудник МАГАТЭ, министр атомной энергетики России, врач – радиолог, специалист из центра ядерных испытаний г. Дубны Московской области. А среди вас « корреспонденты» российских и зарубежных СМИ. Вы можете задать вопросы.

1.Российская газета. Природа не запрограммировала в живых организмах радиоактивный цезий – 137. Однако у людей и животных он присутствует. Почему?

(В организмах людей и животных цезий – 137 появился после испытаний ядерного оружия и аварий на АЭС, накапливается, так как является биохимическим аналогом калия).

2.газ. Липецкие известия.

Каким фактором вызывается поражающее воздействие радиоактивных веществ на живые организмы?

(Этот фактор – радиоактивность, т.е. распад ядер атомов, при котором возникает излучение, имеющее большую энергию. Проникая в ткани, излучение нарушает их.

3.газ. Новая жизнь. Летом 1986 г в районе ЧАЭС предпринимались меры по предупреждению осадков: из самолётов рассыпались специальные вещества. Для чего?

(Дождевая вода выносила бы с поверхности почвы радиоактивные вещества, в ещё не обнесённые валами водоёмы).

4.журн. Вокруг света. Специалисты считают последствия чернобыльского взрыва в 70 раз более серьёзными, чем взрыв атомной бомбы над Хиросимой. Почему?

(При ядерном взрыве радиоизотопы превращаются в стабильные изотопы, выделяя много тепловой и световой энергии. При тепловом взрыве на ЧАЭС радионуклиды – продукты деления ядерного топлива попали в окружающую среду и на многие годы загрязнили её).

5. журн.Вестник. Почему к критическим видам загрязнения среди рыб, отнесли, прежде всего, хищные рыбы?

(Хищные рыбы являются заключительным звеном в пищевой цепи: «водные растения – травоядные рыбы – хищные рыбы»).

6.газ. Аргументы и факты. Какие группы населения, проживающие в зоне аварии, относятся к критическим?

(Работники сельского хозяйства, получающие дополнительную дозу облучения, т.к. вдыхают больше пыли, содержащей радионуклиды. Вторую группу составляют маленькие дети, в силу малого роста, дышащие приземным слоем воздуха).

7.журн.Крестьянка. Почему загрязнение молока – важный показатель радиоэкологического состояния местности?

(Больше всего радионуклидов скапливается на почве и траве, через которые заражаются сами животные, а в ещё большей степени – их молоко).

8.газ.Новое время. Что такое острый период облучения?

(это период действия короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада 10 дней, среди них – йод – 131, йод – 132, барий – 140. Благодаря их распаду интенсивность облучения через два месяца снижается).

9. журн. Новое время. После аварии население принимало препараты йода. Зачем?

(Насыщая организм стабильным йодом, предупреждается накопление его радиоизотопов в щитовидной железе и уменьшается доза облучения).

10. газ.Живая природа. Как животные и растения реагируют на незначительное повышение радиационного фона? Могут ли быть какие- либо отклонения?

(Растения ускоряют рост, увеличивается вегетативная масса, плоды вырастают неестественно крупными. Животные реагируют отрицательно).

11.журн. Здоровое питание. Какие продукты особенно полезны для жителей заражённых территорий, выехавших из зоны радиации?

(Мясо, рыба, морепродукты, свёкла, морковь, абрикос, апельсин, изюм, чернослив, соки, молоко, мармелад, зефир).

Спасибо за работу, наша конференция подошла к концу.