Внутренняя политика.

Дворцовый переворот 28 июня 1762 г. привел на престол жену Петра III Екатерину II , урожденную принцессу Цербстскую. Образованная и мудрая Екатерина сумела расположить к себе не только приближенных, но и иностранных монархов, дипломатов, ученых. Придя к власти в результате дворцового переворота, Екатерина II была вынуждена вести гибкую политику, учитывая общественное мнение и интересы дворян. Одновременно перед ней стояла труднейшая задача укрепления режима личной власти и повышения ее авторитета. Для этого императрица призвала на службу французское Просвещение (идеи философов Вольтера, Монтескье, Дидро).

В связи с этим время правления Екатерины называют периодом просвещенного абсолютизма, т. е. периодом, когда верховная власть укрепилась за счет использования передовых идей, а, кроме того, стремилась исправить варварские пережитки феодального строя. Российский вариант просвещенного абсолютизма представлял собой особый этап государственно-политического развития, связанный в социально-экономическом плане с разложением феодального уклада, в политическом плане - с поиском компромисса с дворянством и аристократией, бывшими основной движущей силой предшествовавших государственных переворотов.

Ярчайшим проявлением политики просвещенного абсолютизма стал созыв уложено комиссии, одной из задач которой была замена устаревшего сборника законов (Уложения) 1649.

30 июля 1767 г. в Грановитой палате Кремля Екатериной торжественно были открыты заседания Комиссии для сочинения проекта нового уложения (законодательное собрание). 565 депутатов представляли все сословия России, кроме частновладельческих крестьян и духовенства. Однако деятельность депутатов, главным образом из-за организационной неразберихи, потерпела полный крах. Уже на следующий год Комиссия была фактически распущена. Но, несмотря на неудачу Комиссии, ее деятельность имела некоторые положительные последствия. Депутаты разных сословий привезли с собой более тысячи наказов с мест, и эти наказы оказали определенное влияние на дальнейшую внутреннюю политику Екатерины.



Вершиной дворянских привилегий стал манифест от 21 апреля 1785 о жалованные грамоты дворянству и городам. За дворянами юридически закрепляли крестьян с недвижимым имуществом; дворян освобождали от налогов, повинностей, телесных наказаний, обязанности нести военную и государственную службу и т.д. В городах создавались городские думы, а мещане разделялись на 6 разрядов по имущественным цензом.

Дальнейшее укрепление абсолютизма потребовало концентрации власти в руках императрицы и максимального ограничения полномочий Сената. 15 декабря 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов, два из которых были переведены в Москву. Раздробление функций Сената и наполнение его послушными чиновниками существенно ослабили его значение. Таким образом, уже в начале царствования были приняты меры, призванные пресечь любые ограничения самодержавия.

Во второй половине XVIII в. значительно расширилось крепостническое законодательство. Указом 1765 г. помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на каторгу в Сибирь, а указом 1767 г. крестьянам запрещалось приносить жалобы на помещиков. Началась торговля крестьянами. Помещик мог отдать своего крепостного в солдаты. Также следует отметить, что одновременно шел процесс распространения крепостного права на территории, где раньше его не было. Вскоре последовал и ответ крестьянства: бунт, переросший в мощное крестьянское выступление - восстание под руководством Е.И. Пугачева (1773-1775). Правительству пришлось приложить максимум усилий для подавления восстания, охватившего восточные районы страны и Поволжье. Спешно был заключен мир с Турцией (1774), и войска с турецкой кампании были направлены на борьбу с восставшими. О серьезности положения свидетельствует и такой факт: один из лучших екатерининских полководцев А.В. Суворов на последнем этапе принимал участие в подавлении восстания. Восстание охватило огромную территорию - Южный и Средний Урал, Западную Сибирь, Башкирию, Пермский край, Поволжья и Дон. Кроме указанных, причинами войны были и притеснения яицкого казачества: введение государственной монополии на ловлю рыбы, добыча соли, продажи вика, сбор пошлины и т.д. Недовольство казаков привело к нескольких восстаний 1771-1772 годов, которые стали переднем войны.

В 1775 г. Екатерина II провела областную реформу: вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тыс. чел.) и уезды (20-30 тыс. чел.), в основе которого лежал принцип численности податного населения. Во главе администрации стоял наместник или генерал-губернатор. Губернские чиновники назначались правительством, а уездная администрация находилась в руках местного дворянства.

В правление Екатерины своего наивысшего развития достигла крепостническая система хозяйства и появились первые признаки ее разложения. Важнейшим из них был подрыв дворянской собственности на землю. Во второй половине XVIII в. все больше земли сосредотачивалось в руках купцов и разбогатевших крестьян, причем не только в северных и восточных районах России, но и в губерниях, считавшихся цитаделью дворянского землевладения. Своего предела достигала эксплуатация крестьян в черноземных губерниях. Здесь помещики нередко переводили своих крестьян на месячину, тем самым подрывая основы крепостничества - хозяйство владельческих крестьян. В нечерноземных губерниях развивалось отходничество крестьян на заработки в город, их отрыв от сельскохозяйственных занятий. Уменьшился удельный вес натуральных платежей крестьян, возрос денежный оброк. С расширением товарных отношений сохранение крепостнических порядков становилось тормозом в дальнейшем развитии промышленности и сельского хозяйства.

Внешняя политика.

Во внешней политике Российской империи при Екатерине II отличались два этапа, разграничены французской революцией конца XVIII в.

На первом этапе главной целью внешней политики Екатерины II было распространение влияния в Европе, где основным соперником на то время считалась Франция - самая могущественная европейская государство, а также присоединения новых земель за счет соседних государств.

Поэтому основными направлениями внешней политики России, вокруг которых концентрировались усилия царского правительства, были:

борьба против Османской империи с целью овладеть побережьем Черного моря с Крымом, выйти к Кавказскому хребту. Решение этой задачи открывало возможность осваивать Причерноморские степи, развивать внешнеторговые связи через Черное и Средиземное моря, ликвидировало опасность нападений Крымского ханства и Османской империи;

Русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг

Первую русско-турецкую во времена Екатерины II войну развязала Турция, планировала мощными ударами выйти в Киев, Смоленск, Астрахани, ворваться на Кавказ.

Осенью 1768 г. войска крымского хана опустошили некоторые районы Украины. Под ударами русских войск крымчане отступили, захватив большую добычу. В следующем году военные действия развернулись в Причерноморских степях, на Балканах и Кавказе. Российские войска всюду теснили противника. В 1769 г. русская армия во главе с выдающимся полководцем Петром Александровичем Румянцева разгромила турок под Хотином и заняла Хотин, Яссы, Бухарест, Таганрог. В 1770 г. русские войска одержали три блестящие победы: две на суше (около Ларго и Кагул) и одну на море (в Чесменской бухте.

В 1774 г. война кончилась выгодным для России Кючук-Кайнарджийскому миру (заключено в болгарском поселке Кючук-Кайнарджи). К России отошли территории между Бугом и Днепром включая морским побережьем, крепости в Крыму - Керчь и Еникале, а также земли до Кубани. Крым и Кубань стали независимыми от Турции. Россия получила право контроля за ситуацией в дунайских княжествах Молдавии и Валахии, которые были в то время вассалами Турции. Российские суда получили право свободно плавать по Черному морю.

В апреле 1783 г. Екатерина II издала манифест, в котором заявляла, что Крым, Таманский полуостров и "Вся Кубанская сторона приняты под державу Всероссийскую". Летом того же года в Крыму началось строительство базы российского Черноморского флота - города Севастополя.

Потерпев поражение, Турция начала готовиться к новой войне против России. Поскольку большая часть северного побережья Черного моря оставалась в руках Турции, правительство Екатерины II также не считал конфликт исчерпанным. Оба государства развернули активную дипломатическую деятельность по поискам союзников. Россия заключила союз с Австрией.

Военные действия снова начала Турция, за которой стояли Англия и Франция. Турецкий флот из десантом подошел к одному из главных пунктов российской обороны Причерноморье - Кинбурна, гарнизоном которого командовал Александр Васильевич Суворов. Бой 1 октября 1787 закончился почти полным уничтожением турецкого десанта: с 5 тыс. турок на корабли вернулось не более 500.

Российские войска 1788 штурмом овладели сильной турецкой крепостью Очаков. В этой и других операциях успешно действовал молодой Черноморский флот под командованием адмирала Федора Федоровича Ушакова.

В 1789 г. у реки Рымнику (приток Дуная) объединенный русско-австрийский корпус (7 тыс. россиян под руководством А. В. Суворова и 18 тыс. австрийцев) преградил путь стотысячной турецкой армии и 11 сентября получил блестящую победу "не числом, а умением". А в декабря 1790 г. Суворов и руководимые им войска достигли нового, неслыханного успеха, получив турецкую крепость Измаил в устье Дуная.

Получение Измаила и победы на море (1791 г. в Керченском проливе, у острова Тендра, у мыса Калиакрия южнее устья Дуная, вблизи Варны) решили судьбу войны.

В 1791 г. в Яссах был заключен мирный договор между Россией и Турцией. Россия получила земли между Южным Бугом и Днестром. Турция отказалась от своих претензий на Крым и признала его владением Российской империи. Все Черноморское побережье от устья Днестра в Крым оказалось в пределах России.

противодействие попыткам Швеции вернуть утраченные земли;

Война против Швеции 1788-1790 гг

Король Швеции Густав III решил воспользоваться того, что Россия воевала против Турции, чтобы вернуть ранее утраченные земли. В 1788 г. шведская армия вторглась в Финляндию, но натолкнулась на сильное сопротивление российских войск, которые заставили ее отступить. В следующем году российские армия и флот перешли в наступление и овладели значительной частью Финляндии. В 1790 г. главные события развернулись на море. Шведский флот совершил две атаки на российский флот в районе Ревеля (Таллин) и Красной Горки, но неудачно. После этих поражений Густав III предложил мир; Россия согласилась.

Русско-шведская война показала слабость Швеции и ее несостоятельность даже при благоприятных условий вести борьбу против России.

участие в борьбе за покорение ослабленной Речи Посполитой, присоединение к России Правобережной Украины и Белоруссии.

Участие России в разделах Польши

Во второй половине XVIII ст. ослаблена Польское государство за постоянных шляхетские распри стала объектом вмешательства ее могущественных соседей - Австрии, Пруссии и России.

Вопрос раздела польских земель давно уже обсуждался европейскими дипломатами. Однако решение данного вопроса не переходило в практическую плоскость. Ускорило распределение Польке победы русских в войне с Турцией 1768-1774 гг Пруссия и Австрия не желали еще большего усиления России, но не имея возможности его предотвратить, стремились выторговать себе владения в Польше, в обмен на неурегулирования в российско-турецкий конфликт. Россия, которая фактически контролировала Польшу опиралась развития событий таким образом. И сложившихся обстоятельств (Затяжной стала борьба с Барской конфедерации, Австрия грозилась вмешательством и в 1770 г. приступила к захватов Галичины, дипломатическое давление на Россию поступали Франция, Англия, Пруссия и другие государства), вынудили Россию пересмотреть свою позицию. Она согласилась на раздел Польши вместе с Австрией и Пруссией.

У 1772 г. эти государства осуществили первый раздел Польши. Галичина отошла к Австрии, Восточная Белоруссия - В Россию, Западная Пруссия - До Прусского королевства. По второму разделу Польши 1793 г. Правобережная Украина отошла к России. Третий раздел Польши произошел 1795 г. Россия получила Западную Белоруссию, Западную Волынь, Литву и Курляндию; Австрия - Краковскую, Сандомирской и Люблинскую области, а Пруссия - Другие земли включая Варшавой. В результате трех делений государственную самостоятельность Польши была ликвидирована. Большую часть ее земель получила Россия.

Реализация этих направлений имела свести на нет планы Франции ослабить и изолировать Российскую империю.

Революция во Франции 1789-1794 гг внесла существенные коррективы во внешнюю политику России. Революция не только уничтожила французский абсолютизм, но и заставила других монархов Европы задуматься над тем, как не допустить распространения ее влияния на свои страны. Изменение ситуации в Европе превратила Россию в оплот абсолютизма. Екатерина II приняла активнейшее участие в борьбе против революционной Франции.

Развитие ремесел, мануфактур, внутренней и внешней торговли России в 50 - 80-е гг. XVIII в. продиктовало активную экономическую политику правительства Екатерины II. Она определялась интересами дворянства и отчасти крупных купцов и промышленников. Провозглашение свободы торговой и промышленной деятельности способствовало развитию крестьянской торговли и мануфактуры, что, несомненно, было выгодно дворянству, т.к. "капиталисты крестьяне" были крепостными и платили большой оброк, выкупались на волю за большие деньги. За время царствования Екатерины II было создано 2/3 мануфактур, зарегистрированных во второй половине 90-х гг. XVIII в.

В социальной сфере политика Екатерины II получила название "просвещенного абсолютизма". "Просвещенный абсолютизм" - явление общеевропейское, составившее закономерную стадию государственного развития многих стран Европы. Этот вариант государственной политики возник под влиянием идей французского Просвещения. Главным лозунгом Просвещения было достижение "царства разума". Вера в безграничные силы человеческого ума породила идеи о возможности построить общество на разумных, справедливых началах. Многие деятели эпохи возлагали надежды на просвещенного монарха, который был бы в состоянии реализовать их идеи на практике. Политика "просвещенного абсолютизма" в России представляла собой попытку предотвратить народные движения против крепостной системы и приспособить помещичье хозяйство к новым буржуазным отношениям.

Под воздействием идей европейского Просвещения Екатерина II решила выработать новый Свод законов, который, сохраняя нетронутыми самодержавие и крепостное право, давал бы основание говорить о России как о правовом государстве. С этой целью в 1767 г. Екатерина II созвала в Москве Уложенную комиссию. Выборы депутатов носили сословный характер. Наибольшую остроту на заседаниях комиссии вызвало обсуждение крестьянского вопроса. Споры по этой проблеме приняли столь затяжной характер, что императрица разочаровалась в целесообразности работы комиссии и пришла к выводу о ее роспуске. Под предлогом войны с Турцией в 1768 г. комиссия была распущена, так и не составив нового Уложения.

Явный крен внутриполитического курса в сторону защиты интересов дворянского сословия (Жалованная грамота дворянству 1785 г.; Жалованная грамота городам 1785 г.) привел к вспышке самой кровопролитной и жестокой крестьянской войны - войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.), которая продемонстрировала наличие глубоких социальных противоречий в российском обществе. Пугачевское восстание нанесло сильный удар по провинциальной администрации. Екатерина II предприняла шаги для восстановления и усовершенствования местного управления, издав в 1775 г. "Учреждение о губерниях". Новая провинциальная администрация опиралась на дворянство, что усиливало зависимость императрицы от него. Таким образом, союз наиболее консервативных элементов общества против всех остальных был в очередной раз усилен, что затормозило развитие торговой буржуазии и обострило противоречия крепостничества.

С момента роспуска Уложенной комиссии в русской политике обозначилась важная черта: периоды внутренних реформ стали чередоваться с периодами активной внешней политики. Реформы в России были, как правило, настораживающими, тогда как сфера внешней политики являлась более непринужденным и надежным полем деятельности для энергичных сторонников просвещенного абсолютизма.

Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борьба за выход к Азовскому и Черному морям. Издавна большую опасность для южных границ империи представляло Крымское ханство. Оттуда при поддержке Турции постоянно совершались военные набеги татар. В конце столетия Екатерина II провела две победоносные войны с Турцией - в 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг., в результате которых Россия получила Крым, и выход к Черному морю. На его побережье были созданы портовые города Херсонес, Одесса, Севастополь, который стал военной базой российского черноморского флота. Многовековая задача России по укреплению своих южных рубежей и получению возможности активных внешнеполитических действий на юге была решена.

Одновременно с русско-турецкими войнами Европу потрясли события Великой французской революции. Революционные процессы оказались тесно переплетенными с Польским вопросом. Россия проявила весьма активную позицию в его решении. В результате трех разделов Польши (1772, 1793 и 1795 гг.) между Австрией, Пруссией и Россией, последняя поучила Белоруссию, правобережную Украину, Литву, Курляндию, часть Волыни. Объединение белорусских и украинских земель явилось прогрессивным актом для развития этих народов.

Росло влияние России и на востоке. Укреплялись экономические и культурные связи России и Казахстана, продолжалось освоение Сибири. В первой половине XVIII в. русские путешественники достигли Аляски, а с 1784 г. началось строительство постоянных русских поселений на ее территории.

После смерти Екатерины II престол перешел к ее сыну - Павлу I (1796-1801 гг.). Павел стремился к еще большему укреплению самодержавия и единоличной власти. Преобразования императора в армии, его стремление следовать военной доктрине прусского короля Фридриха II, вызвали серьезное неприятие в гвардии, что привело к последнему в истории России дворцовому перевороту: Павел I был убит заговорщиками, российский престол перешел к его старшему сыну Александру I (1801-1825 гг.).

Выводы

Завершая краткий экскурс в эпоху XVII - XVIII вв., можно выделить следующие изменения в развитии Отечества:

На протяжении данного периода для экономической политики государства были характерны политика меркантилизма и протекционизма. Развитие элементов капитализма, однако, было затруднено углублением крепостнических отношений и проникновением их в формирующуюся промышленность, что обусловило нарастающее отставание России от передовых стран Западной Европы.

Социальная политика государства была направлена на ликвидацию тех социальных институтов, которые ограничивали абсолютизм царской власти, а также на создание новых социальных слоев и их унификацию.

Государственно-правовая система России эволюционировала от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Это выразилось в создании разветвленного бюрократического аппарата, новой служебной идеологии, сосредоточении в руках монарха всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти, отсутствии каких-либо органов или законодательных актов, ограничивающих его полномочия.

В течение XVII - XVIII вв. произошли значительные изменения в духовной жизни России. Церковь попала под контроль светской власти и лишилась части своих богатств в результате секуляризации церковного землевладения. Внутрицерковная жизнь была осложнена расколом, вызванным реформами середины XVII в.

Этот период связан с формированием новой сословной светской культуры и образования, проникновением в Россию идей Просвещения, складыванием различных течений в общественно-политической жизни.

В XVII - XVIII вв. мы наблюдаем значительное увеличение территории России в результате активной внешней политики. Были решены задачи выхода из экономической изоляции и укрепления государственных границ, что привело к изменению геополитического положения России и оформления ее имперского статуса.

Однако, не смотря на усилия государственной власти, Россия оставалась аграрной страной, опутанной крепостническими (феодальными) отношениями, с абсолютной властью монарха. Это вело к тому, что в общественной жизни укреплялись элементы несвободы, а ростки гражданского общества жестко подавлялись. Несмотря на значительный успех модернизационных процессов, Россия в конце XVIII - начале XIX вв. оставалась традиционным обществом.

Таблицы. "Отличительные черты традиционного и индустриального обществ"

Традиционное обществоИндустриальное общество-преобладание натурального хозяйства; -наличие сословной иерархии; -стабильность структуры; -социокультурная регуляция процессов основана на традиции; -господство религии.-распространение крупного машинного производства; -урбанизация; -утверждение рыночной экономики; -возникновение социальных групп предпринимателей и наемных работников; -становление демократии, гражданского общества и правового государства.

"Фазы модернизации"

Фазы модернизацииСодержание модернизационного процессаХронологические рамкиЕвропаРоссияДоиндустриальная или протоиндустриальнаяПереход от естественных производительных сил к общественным; от индивидуального аграрного и ремесленного производства к мануфактуре; от личной зависимости к рыночным отношениям.XVI-XVII вв.II половина XVII - начало XIX вв.Промышленный переворот или раннеиндустриальнаяПереход от мануфактуры к машинному или фабрично-заводскому производству; от ручных орудий труда к механическим; расслоение общества на буржуазию и пролетариат.XVII-XIX вв.40-е гг. XIX - начало XX вв.*В СССР - расширение фабрично-заводского производства; - увеличение механических орудий труда; -ликвидация общественного расслоения.20-е - 40-е гг. ХХ в.Индустриальная- Преобразование процесса труда на основе НТР и научной инженерной организации; - возникновение и развитие поточно-конвейерного производства; - *смягчение классовых противоречий.1900-1929 гг. - США; 1930-1950 гг. - Западная Европа 1950-1960 гг. - Япония50-е гг.- конец ХХ в.*В СССР - отсутствие классовых противоречий

Схема "Династическое древо дома Романовых"

Царица Савская – экзотическая, таинственная и властная женщина – увековечена в величайших религиозных книгах, среди которых еврейская Библия и мусульманский Коран. Ее образ также появляется в турецкой и персидской живописи, в каббалистических трактатах, и в средневековых христианских мистических произведениях, где она рассматривается как воплощение божественной мудрости и предсказатель культа Распятия. В Африке и Аравии о ней рассказывают и по сей день и, действительно, рассказы о ней рассказывались и пересказывались во многих странах в течение почти 3 000 лет.

Попытки выяснить, кем царица Савская (Шеба) могла быть в действительности, наталкиваются на определенные трудности. Почему, если о ней так мало известно, она стала такой важной фигурой? Рассказы о Соломоне и царице Савской, в конце концов, входят в легенды о создании современных государств Израиль и Эфиопия.

Еврейская легенда

Среди всех известных народов-рассказчиков в мире, наряду с кельтами, греками и индусами, евреи оставили человечеству одно из величайших литературных наследий. Библейские рассказы были записаны в конце железного века и в период персидского и греческого правления на Ближнем Востоке (600-200 гг. до н.э.). Они оказались на удивление живучими – их исключительное влияние на историю цивилизации было достигнуто в основном из-за их важности для трех монотеистических религий.

Первое появление рассказа о визите царицы Савской к царю Соломону – это короткое его описание в Ветхом Завете:

Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. <…> И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее. Третья книга Царств, глава 10, 1-13

Это история, которую до сих пор не удалось проверить. Но в ней есть достаточно намеков и подсказок, чтобы оставаться дразнящей и загадочной. «Драгоценные камни», «пряности» и «благовония», что царица принесла в дар Соломону из своей родины, подсказывают, что она прибыла из страны, богатой драгоценными камнями и благовонными деревьями.

Лишь немногие страны могут похвастаться этим всем – такие страны, как Сомали и Эфиопия (в районе Африканского Рога), и Оман и Йемен на юге Аравийского полуострова. Так могла ли страна царицы Савской быть где-то там? А как насчет самого имени царицы? Есть ли какие-то данные о земле под названием Сава

Поиск свидетельств

На самом деле в Библии есть несколько человек по имени Сава: один – потомок сына Ноя Сима, а другой – его сына Хама. Но также упоминается и место под названием Сава. В книге пророка Иезекииля (глава 27, 22-24) упоминается, что купцы, торговавшие с Тиром, пришли из Савы и Раамы, и привезли с собой пряности, драгоценные камни и золото – точно такие же товары, что царица Савская привезла с собой, когда она приехала навестить Соломона в Иерусалиме.

Но самым популярным переводом еврейского слова Сава является арабское слово Саба (Шеба) – со ссылкой на великое Сабейское царство, сегодня входящее в состав Йемена. И, хотя явных исторических доказательств о самой царице Савской не хватает, в тексте есть доказательства в поддержку этой версии. В ассирийских текстах, правители по имени Итамру и Кариб-илу ассоциируются с царями Сабы из йеменских текстов, по именам Йита’амарс и Карибил.

Исламская традиция

Еще более интересными являются результаты нынешних раскопок древнего храма рядом с рынком в старом Марибе – на землях, когда-то бывших частью древнего Сабейского царства. Храм известен как Махрам Билькис, или храм Билькис, а Билькис – это имя, данное царице Савской позже, в исламской традиции. В более ранних версиях Корана имя царицы Савской не называется. В ее истории есть несколько знакомых нам сюжетных линий из Библии, но есть и несколько дополнительных.

Бог, как считается, позволил Соломону разговаривать с птицами и понимать их, и однажды заметил, что не хватает чибиса. Когда птица вернулась, она объяснила, что долетела до чужой земли, известной как Саба, который правит царица, очень богатая и сидевшая на троне из золота и серебра. Потом Соломон пригласил эту царицу к нему в гости.

По прибытии она вошла во дворец, специально построенный для нее. Стены и пол дворца были сделаны из стекла, и по полу текла вода. Она подняла юбку, чтобы не замочить её, и таким образом показала всем свои ноги, которые были покрыты волосами, словно козлиные.

(В более поздней арабской легенде говорится о том, что у царицы Савской вместо ступни было копыто козы. Когда ее мать была беременна ею, она встретила красивого козла и возжелала его, «что свойственно беременным», и, когда родилась ее собственная дочь, у нее была одна нормальная нога, а вместо другой – козлиное копыто).

Эфиопская традиция

Из всех рассказов о царице Савской (царице Шебе), те, что пришли из Эфиопии и стран Африканского Рога, вероятно, больше всего сохранили связь с повседневной жизнью. Эта история была увековечена в священной эфиопской книге – Кебра Нагаст (Книга о Славе Царей)– в которой мы можем найти упоминания мохнатых копыт царицы, ее поездку к Соломону и ее соблазнение. Но история на этом не заканчивается. Затем царица возвратилась в свою столицу Аксум, расположенную на севере Эфиопии, и несколько месяцев спустя родила от Соломона сына, назвав его Менелик, что означает «сын мудреца».

Спустя годы Менелик отправился в Иерусалим, чтобы увидеть своего отца. Соломон встретил его с радостью и предложил ему остаться, чтобы править после его смерти. Но Менелик отказался от этого и решил вернуться домой. Под покровом темноты он покинул город, взяв с собой из Иерусалимского храма самую драгоценную реликвию – Ковчег Завета. Он привез его в Аксум, где он находится и по сей день в специально построенном хранилище во дворе церкви Святейшей Девы Марии.

Важность царицы Шебы, Ковчега Завета и «Кебра Нагаст» в эфиопской истории нельзя переоценить. Исходя из текста «Кебра Нагаст» эфиопы считают свою страну избранной Богом, место последнего упокоения его ковчега – и царица Савская и ее сын помогли ему туда попасть. Таким образом, царица Савская стала прародительницей своего народа, и цари имеют божественное право на власть, потому что они являются ее непосредственными потомками. Император Хайле Селассие даже закрепил это положение в Конституции Эфиопии от 1955 года.

Хайле Селассие стал, однако, не первым императором, публично заявившим о важности Кебра Нагаст. В Лондонском Национальном архиве есть письма, датированные 1872 годом, написанные эфиопским императором Йоханнысом IV королеве Виктории, в котором он пишет (перевод):

У вас там есть книга под названием «Кебра Нагаст», которая содержит законы всей Эфиопии, и имена шумов (аналог губернаторов), церквей и провинций. Прошу вас установить, в чьей собственности находится эта книга, и отослать ее мне, так как без этой книги мой народ в моей стране не будет мне подчиняться.

С разрешения королевы Виктории книга была возвращена в Эфиопию, и в настоящее время хранится в церкви Рагел в Аддис-Абебе, а табличка перед ней объясняет ее историю.

Кебра Нагаст

В конечном счете, нет очевидных доказательств, археологических или письменных, что царица Савская была царицой Эфиопии. Впечатляющие руины Аксума на тысячу лет старше королевы – современницы Соломона – по крайней мере, обычно их датируют десятым веком до нашей эры. А правящая династия великого Сабейского царства в Южной Аравии, о котором у нас есть письменные свидетельства, впервые завладела троном в то время, когда, предположительно, пришла к власти, царица Савская.

Но история должна на чем-то основываться. Если версия, изложенная в Библии, была записана веками позже времени ее правления, как многие думают, чтобы прославить Израиль и правление царя Соломона, то в ней может описываться время большого расширения, время, когда мир был неведом человеку. Может, поездка царицы в Израиль и была одной из первых дипломатических миссий в мире?

Интересно, что существуют древние тексты, которые рассказывают о могущественных царицах северной Аравии, правивших в седьмом и восьмом веках до нашей эры – время, которое некоторыми историками в Израиле полагается временем правления царя Соломона.

Что касается самой царицы Савской, ее история остается загадкой. Она была властной женщиной, обожающей матерью и таинственной любовницей – а также стала прародительницей нации и демоном с раздвоенными копытами. Все это и сделало ее невероятно популярной исторической фигурой.

Мать царицы Савской, будучи беременна ею, встретила красивого козла, возможно, на 21-ой неделе беременности. В это время у будущего ребенка укрепляется и костная и мышечная система. Кроме того, возрастают аппетиты будущих мам.