«Пословица «Сапожник без сапог" происходит от одного размышления Монтеня, вероятно от клише, которое уже было широко распространено, но писатель помог в окончательной его установке. В Первой книге Опытов, мудрый Монтень заявляет, что "когда мы видим человека, плохо обутым, мы говорим, что это не удивительно, если этот человек сапожник". Это правда, когда мы заняты кем- то другим, то у нас не всегда есть время, чтобы позаботиться о себе.

Слово cordonnier (сапожник) заслуживает немного комментариев, потому что мы можем вообразить, что оно было построено на слове cordon (шнур): действительно, некоторые могут законно посчитать, что cordonnier " является производителем "шнуров". На самом деле, это то, что мы называем народной этимологией. Слово cordonnier (сапожник) фактически произошло из города Cordoue (Кордов), специализирующемся на работах по коже.

Но "сапожник" постепенно все более рассматривается как житель Кордовы, и в 12 веке это слово зафиксировано в значение «житель Кордовы». Таким образом cordouanier, который работал в городе Кордовы, был приравнен к ближайшему известному слову и стал "сапожником". Отметим попутно, что это была арабская цивилизация, во время которой в Кордове появилась и установилась эта специальность". И

вот адрес статьи ., откуда я это взяла, там еще есть интересное о сапожниках и связанных с ними смыслах.

Удивительно живучая поговорка «Сапожник без сапог» трактовалась во все времена по-разному. Одни говорили, что бедняге-сапожнику просто не хватало времени починить свои сапоги, другие утверждали, что он и сам не хотел их чинить, потому что для себя одного ему было неинтересно. Это поймут хозяйки, которые не любят готовить сами себе, только если есть, кого угощать своей стряпней. Третьи же считали, что сапожник не хотел, это так, но не хотел потому, что за собственные сапоги ему никто не заплатил бы денег. А какой смысл работать, если за работу не платят?

Я думаю, нет в этом никакого смысла. Труд должен быть оплачен непременно. Другое дело, что у людей существует не единый для всех эквивалент насыщающей платы. Поэтому одни работают непосредственно за деньги, и чем их больше, тем лучше. Другим же подавай нечто еще, порой невещественное. Иногда оно называется удовлетворением. Или вдохновением. Так, художники, композиторы, поэты творят ради творчества самого. И ради того экстаза, который они испытывают творя. А экстаз - это не обязательно судороги какие-нибудь. Это может быть просто неостановимость, процесс, когда «идет», «льется», «летит», когда нечто будто бы происходит само.

Еще другие считают высшей платой идею. Им вынь и положь, чтобы был высокий смысл. Причем, этот смысл совершенно необязательно высок и в глазах других. Но они сами должны задирать голову, чтобы в него вглядеться. А непохожи такие «мишени» бывают очень сильно. Например, кутюрье вдохновляется видением необычного фасона, садовод - новой привередливой рассадой, зоолог каким-нибудь многообещающим имбридингом… И те, и другие, и третьи могут забыть обо всем на свете перед лицом своей музы. И их, поднимающихся на цыпочки в попытках заглянуть ей в глаза, множество. Одни ученые чего стоят. Вся эта братия не видит и не слышит вокруг ничего, если она увлечена своей идеей. Порой представители Увлеченных могут и семьи свои по миру пустить. Так бывают далеко от них мирские проблемы.

И вот еще что интересно. Для ученых, для модельеров, для садоводов, кинологов, программистов и прочей, «смотрящей в точку» братии как будто само собой разумеется, что деньги все-таки нужны. Потому что музой музой, а за больной зуб платить надо, и как бы ты ни питался травой, но если заболеешь авитаминозом, то плохая страховка твою слабую кровь не покроет. То есть, окружающие готовы стимулировать таких людей к заработкам, и уж тем более не склонны удивляться, если способность к заработку у них сумела удачно со служением музам совместиться.

Конечно, не все ученые, не все кинологи, и не все огородники. Естественно, далеко не каждый из них фанат своего дела. Тех, кто фанатеет и ничего другого не видит- не слышит, их во все века было немного в сравнении с остальными, рассудительными людьми. И в любой профессии можно было найти людей, преданных делу, скажем, немного сверх «разумной меры». Хотя, кто его знает, что в этих вопросах разумно, а что нет. В любом случае, ко всем профессиям, включая нынешних сапожников, поговорка, с которой мы начали, уже больше не очень-то и относится, хотя все еще считается справедливой, если кто-то вдруг констатирует ее, наблюдая за кем-то другим. В прошлом веке она почти не имела отношения к большинству профессий... За вычетом двух из них.

Старая песня, это учителя и врачи. Только самое последнее время мнение нашего общества стало слегка поворачивать с проезжей дороги «сапожник без сапог», на которой считалось, что хороший врач обеспеченным быть не может, а хороший учитель - тем более. Это правда, врачи немного учителей опередили, с их обеспечением общество смиряется быстрее и проще, чем с сытой и благополучной судьбой учителей. Благополучный учитель довольно многим все еще словно кость в горле. Все еще витает в воздухе, все еще бередит умы что-то, вроде этого: «Хороший учитель богатым быть не может» . Или вот еще: «Хорошо живет? Значит, берет».

Самое грустное, что второе все еще почти оправдано, потому что часто учителям без "левых" услуг не прожить. Это касается учителей значительно больше, чем врачей, хотя врачей все еще касается тоже. Но там жизнь на кону, свой родная шкура, поэтому народ склонен помалкивать, ибо вдруг самому пригодится. А вот с учителями, с ними что церемониться. Выбрал служение детям, вот и служи. И нечего тебе на блага мира рот разевать.

Грубовато получается. Да, соглашусь. Зато правдиво. Кстати, тут, рядом с учителями, в тесноте да не в обиде обосновались и работающие в сфере сиротства энтузиасты. Ну, нет, вы только не подумайте, что я о торгашах, которых и в педагогике, и в медицине, увы-увы-увы. Я именно о служителях идеи. О тех, кому надлежит сидеть тихо, ибо место свято.

Помню, когда у нас появились наши дети, муж мой незадолго до этого окончил армейскую службу. Он получил 2 тысячи долларов за свои двадцать пять лет выслуги, я где-то рассказывала об этом. Вместо десяти или двадцати, потому что как раз накануне случилась реформа. И вот, на одну тысячу мы купили ту самую слезную домушку, с которой сейчас слетела крыша. А вторую я заначила. Потому что детей пятеро, и вдруг что. Мы продолжали жить и считать копейки. Друзья помогали, людей добрых много вокруг, так что, голодными и больными мы не оставались.

Помню, в ту пору вызвалась к нам ходить одна добрая христианка - заниматься с моим детенышем английским. Мы, конечно, подружились, и однажды я ей про заначенную тысячу рассказала, полагая, что ей не придет в голову, что у меня ну вообще, ну совсем ни копейки за душой нет. Тем более, что тысяча баксов, в общем, и тогда серьезную проблему бы не решила.

Помню, как, услышав мой рассказ, женщина расширила глаза и тихо, словно не веря себе самой, произнесла:
- Так ты не бессребреница?

На каблуках с макияжем. Ей впору быть офисным работником. Она же комфортному кабинету предпочитает мастерскую с творческим беспорядком и стойким запахом клея, а компьютеру - молоток. В Тихвине развенчали стереотип о сапожниках. В старинную мужскую профессию пришли женщины.
Лёгкая музыка для настроения, молитва для уверенности. За день через руки Натальи Горской может пройти пар тридцать обуви, попутно - хоккейные перчатки, сёдла, хомуты и даже верхняя одежда.

Наталья Горская, сапожник
Принесут ушивку голенищ. Ножки худенькие, а сапоги купят не известно на кого. Ушивку надо сделать, чтобы по ноге. Тогда ощущаешь себя ювелиром. Либо разорвут в таком месте, что там только художник может придать декор так, будто выпущено на фабрике обувь.

Когда работает с вещью, Наталья всегда представляет владельца. Если он вредный, шутит, дело идёт плохо.
В нелёгком ремесле мастерица - самородок. По образованию - фрезеровщик. По трудовой книжке - продавец. В профессию пришла после домашнего «плена» по инвалидности. Чтобы помочь зятю, стала приёмщицей, заняв место ушедшей в декрет дочери.

Наталья Горская, сапожник
Бывало, что он заболел, не вышел, а обувь-то стоит, надо её делать, а перед клиентами я отчитываюсь. В результате я стала старые брать, разрезать, ставить заплатки, набойки. А потом приходили и говорили, пусть это Наташа сделает именно.

Уже пять лет она - владелец некогда убыточной мастерской и «наша Наташа» для десятков постоянных клиентов, которых всегда встречает с улыбкой и при полном параде.

"Женщина всегда должна быть женщиной. В мороз. Я ненавижу шапки. Я дома причешусь, шапку надену - и у меня все нарушится. У меня тут плойка висит на такой случай. Я не хочу растрёпой встречать клиента".

Вера Ивановская, житель г. Тихвина
Удивительное природное сочетание у неё: женственность, которая сочетается с коммуникабельностью, приветливостью такой - даже поражаешься порой, и в тоже время - мастерство.

Надежда Димке, житель г. Тихвина
Как мы по-своему её называем «Наталья - золотые ручки». Она умеет все!

"Руки, знаете, как болят от этой работы! Если бы вы видели мои мозоли, они не сходят. Маникюр - о нём вообще речи нет".

Наталья стереотипы не ломает. Сапожник, убеждает, профессия мужская, но женщина в ней фору дать может.

"Рука большая не лезет. Ведь и детское носят, и женские миниатюрные. И только женщине можно туда подлезть куда-то".

Красивую обувь Наталья Горская любит с юности. По улице идёт - на ноги прохожих смотрит, в магазине, подобно эксперту, кожу от дерматина на ощупь отличает.

"У меня теперь многие клиенты: «Наташа, я пойду покупать обувь, можно зайду к тебе сначала, покажу»".

С 10 до 18, шесть дней в неделю, без отпусков и больничных.

"Я только два дня побыла на больничном. Потом с гипсом ремонтировала обувь. Я плакала, мне так больно было".

Вместо букетов цветов за годы труда Наталья заработала букет болезней, но о выборе своём не жалеет.

"Говорят, когда человек идёт на работу с удовольствием, а с работы домой с удовольствие - он счастлив. Я могу про себя это сказать".

А от усталости и неприятностей у неё есть проверенный годами и коллегами рецепт - крепкое словцо.

Наталья Горская, сапожник
Это же не мы придумали, испокон веков - "матерится, как сапожник". Бывает, что-то делаешь, не идёт, блин, никак. Тогда вместо «блин» скажешь что-нибудь такое, киданёшь туда с матами, потом что-то другое поделаешь, возьму - все пошло. Так получается!

У неё вообще все получается. Семья растёт - уже два внука. Правда, становиться классической бабушкой сапожных дел мастер не торопится.

"А как я работу-то брошу? Во-первых, на пенсию не проживёшь, а, во-вторых, меня сюда тянет. Я скучаю!"

Эльмира Низамова, Павел Гашинов, Вадим Корнеенков, «Последние известия», Тихвин

    Портной без порток, сапожник без сапог. См. РЕМЕСЛО МАСТЕРОВОЙ …

    Муж. чобот южн. высокая обувь, из передов, задников и голенища, с подошвою. | Сапог, у руля речных и береговых судов, наделка сапогом на подводной части руля, для сильнейшего упора воды, мор. рудерпис. | Сапог или сапог с корнем, вост., сев.… … Толковый словарь Даля

    САПОЖНИК, а, муж. 1. Мастер, занимающийся шитьём и починкой обуви. Холодный с. (работающий на улице упрощённым способом; устар.). 2. О том, кто плохо, неумело работает (устар. и прост.). Сапожник без сапог (разг. шутл.) о том, кто, умея что н.… … Толковый словарь Ожегова

    Набор женской обуви отражает российскую моду 2006 2007 годов Ботинки Обувь элемент одежды. Надевается на ноги. Применяется в первую очередь для тепловой и механической защиты ног … Википедия

    Не горшок угодник, а стряпуха. Алтыном постановка спора. Не учи безделью, а учи рукоделью! Чем кормимся, тем и поимся (о ремесле). Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом. Одна работа (Одно ремесло) не кормит. За ремеслом ходить землю… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    - … Википедия

    Башмачник (хинди мочи) на улице Мумбаи, Индия … Википедия


Признайтесь, вы ведь тоже в детстве мечтали продавать мороженое или конфеты, потому что думали, что тогда сможете поглощать сладости в неограниченном количестве? Вот и авторов разных пособий, которые учат нас быть счастливыми и успешными, справляться с зависимостями и воспитывать детей, мы часто представляем себе супергероями, которые живут "по книжке". Но, оказывается, реальная жизнь человека может сильно отличаться от того, что он пропагандирует.

1. Автор книги о семейном благополучии убил жену и выложил фото ее тела в Сеть



31-летний житель Майами был арестован полицией США после того, как выложил на своей страничке в Facebook снимок тела убитой жены. Это событие само по себе шокирует, но самое удивительное то, что Дерек в свое время написал о семейном счастье "Как я сохранил жизнь, брак и семью с помощью общения" (How I Saved Someone"s Life and Marriage and Family Problems Thru Communication).

На посмертном фото 26-летняя женщина сидела на коленях в крови. Этот снимок мужчина сопроводил подписью: "Я иду в тюрьму за убийство жены. Ребята, я люблю вас и буду скучать. Берегите себя и смотрите на меня в новостях".


В предисловии к своей книге убийца пишет: "Эта книга – большой труд, который научит вас ценить жизнь, находить в ней смысл и любить своих близких".

2. Педиатр Бенджамин Спок, автор книг об уходе за детьми, был нетерпим к собственным сыновьям



Имя Бенджамина Спока известно всему миру: он убеждал родителей и педагогов любить и уважать детей. "Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств по отношению к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете", – учил добрый американский доктор.

Но каким отцом был сам мистер Спок? Реальный человек явно не подходил под образ, который представляли себе читатели. Казалось, что со страниц книги "Ребенок и уход за ним" говорит мудрый, сдержанный и внимательный к чувствам людей автор. Но близкие и друзья Бенджамина Спока рассказывали о том, что это был амбициозный, нетерпимый и даже жесткий человек, когда дело касалось отношений в семье и воспитания его родных сыновей – Майкла и Джона. Да и сам Спок не скрывал, что на него "давят материнские гены", которые заставляют его устраивать детям выволочки по пустякам.

3. Дейл Карнеги, который учил других завоевывать любовь, не был счастлив в браке



Культовый американский оратор и психолог Дейл Карнеги был любимцем публики, ведь он обладал потрясающей харизмой, огромной энергией и широкой улыбкой. Казалось, что он воплощал собой все идеалы, о которых говорится в его книгах ("Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" до пор является мировым бестселлером).

Однако не все поклонники мастера позитивного мышления знают, что личная жизнь Дейла Карнеги была не столь безоблачной. Его первый брак распался, да и второй не принес счастья, хотя на публике знаменитый писатель играл роль благополучного семьянина.


Еще одной иронией судьбы было то, что автор книги "Как перестать беспокоиться и начать жить" писал о том, что все болезни проявляют себя из-за негативных эмоций. Карнеги приводил такой пример: "Недавно один сигаретный магнат умер от сердечного приступа во время отпуска в Канаде. В его распоряжении были миллионы, но он ушел из жизни в возрасте 61 года. Как видите, он потратил кучу времени и сил на так называемый успех в делах, но умер еще не старым". У Дейла врачи обнаружили злокачественное заболевание лимфоидной ткани, а лечение не давало результатов. Знаменитый и состоятельный тренер по ораторскому искусству умер в своем доме в возрасте 66 лет.

4. Аллен Карр, автор методики по избавлению от никотиновой зависимости, умер от рака легких



Настоящий гуру и борец с курением, Аллен Карр основал сеть клиник "Легкий способ". Его книга "Легкий способ бросить курить" до сих пор тысячам курильщиков избавиться от пагубной привычки. Сам Аллан был курильщиком со стажем более 30 лет и смог избавиться от зависимости. "С тех пор, как я выкурил свою последнюю сигарету 23 года назад, я был самым счастливым человеком в мире. Сегодня я по-прежнему чувствую то же самое", – так говорил автор популярных во всем мире книг.

Но от судьбы не убежишь – в 71 год у Карра была обнаружена неизлечимая форма рака легкого. Через девять месяцев после постановки диагноза, писатель скончался.

5. Джон Уотсон, автор "Психологической помощи младенцу и ребенку", провел на 9-месячном малыше жестокий эксперимент



Знаменитый американский психолог, основатель бихевиоризма, в 1920 году провел эксперимент, который позже психологическое сообщество назвало самым жестоким в истории науки.

В одной из больниц Уотсон нашел 11-месячного младенца по имени Альберт, мать которого согласилась на опыты уважаемого ученого. Суть этого заключалась в следующем. Мальчику показывали белую крысу, кролика, обезьяну и собаку. Ребенок не боялся и даже с любопытством дотрагивался до животных. В следующий раз, когда Альберту была показана крыса, Уотсон создал громкий шум, ударяя по металлической трубе молотком. Естественно, ребенок испугался шума и начал кричать. После повторных демонстраций белой крысы Альберт плакал, даже если показ не сопровождался ударом молотка по трубе. После проведенного опыта малыш Альберт боялся не только белой крысы, но и множества подобных белых объектов: белой шубы, бороды Санта Клауса и др.

Результаты уотсонсково воспитания отразились и на его родных детях: дочь провела жизнь в попытках совершить самоубийство, а сыну со второй попытки все-таки удалось свести счеты с жизнью.


Истории собрала Вилена Котова.

Русская поговорка, утверждающая, что сапожник почти всегда обходится без сапог, оправдывает себя практически на сто процентов и в отношении представителей других профессий. Почему-то у стоматологов зачастую плохие зубы, у парикмахерш на голове сплошное пергидрольное безобразие, педагоги не в состоянии воспитать собственных детей, а психологи женских тренингов по правильному обращению с мужчинами глубоко несчастны в личной жизни. Почему так происходит?

"Это ваше кино!"

Прежде всего, давайте оговоримся: в данном случае мы и представления о том, как должно быть. Нигде не написано, что, например, у косметолога должна быть , а у маникюрши – безукоризненно ухоженные ногти. Это логично, но совершенно не обязательно. Как говорится, это наше кино, а у самого сапожника, точнее, косметички или маникюрши оно может быть совсем другим. У каждого из нас в голове – свой вариант, так стоит ли упрямо настаивать на собственном? Оставим за людьми право быть такими, как они есть, или хотят быть.

Психолог не волшебник

Если прическа парикмахера или зубы стоматолога нас, по большому счету, волнуют мало, то стоит ли идти к врачу или психотерапевту, имеющим проблемы по своему профилю, – большой вопрос. Не зря древняя мудрость гласит: "Врач, исцелись сам!" Если человек не смог помочь себе, то как он может брать на себя ответственность за жизнь и душевное здоровье других?

Тут стоит вспомнить, прежде всего, о том, что . Он проживает ту же самую жизнь, что и его пациенты, и ему, как и им, не удается избежать на этом пути трагедий и потерь. Тут все зависит от того, как он это преподносит. Если дама-коуч после собственного развода продолжает настаивать, что ее мнение об отношениях полов единственно верное, так сказать, истина в последней инстанции, это выглядит – как минимум! – смешно. Если же психотерапевт на основе своего опыта, возможно, горького, получает возможность посмотреть на проблему пациента не только со стороны, но и изнутри, посочувствовать ему не формально, а от души, и оказать профессиональную помощь, это пойдет всем только на пользу.

Ничего для себя, все для других

Происхождение поговорки о сапожнике без сапог доподлинно неизвестно. Но существует, например, вполне симпатичная версия о сапожнике, который так хорошо знал свое дело, что вся сшитая им обувь шла просто нарасхват. Бывало, только сошьет он сам себе сапоги, как тут же бегут к нему очередные клиенты: "Сделай божескую милость, продай!" Так и жил наш сапожник – шил и тут же продавал, до своих ног дело у него не доходило. Так что не всегда "сапожник без сапог" означает человека, который берется за чужие проблемы, не решив собственные. Хотя справедливости ради надо сказать, что чаще всего это все-таки именно так.

"Вам шашечки или ехать?"

Прежде чем обращаться к какому бы то ни было специалисту, неплохо было бы навести о нем справки. В конце концов, нам важно знать, как он лечит, шьет или стрижет, а не чем он болен, что на нем надето и украшает ли его . В противном случае мы рискуем уподобиться героине анекдота, с удивлением вопрошающей водителя приехавшей по вызову машины: "Вы такси? А где же ваши шашечки?" На что тот резонно отвечает: "Так вам шашечки или ехать?" Если мы выбираем "ехать", на отсутствие шашечек можно не обращать внимания. Хотя, конечно, для полной гармонии хотелось бы и то, и другое, вот только в жизни так, к сожалению, практически не бывает.