Первые сведения о Гане восходят к IV в., однако своего расцвета она достигла в IX-XI в.

Есть несколько условных, но равнозначных названий в обозначении значительной части континента (с 20° с. ш. до 20° ю. пi., от последнего градуса до мыса Игольный) - Африка южнее Сахары, Тропическая и Южная Африка, «Черная Африка». В данных названиях регион, в свою очередь, Условно делится на Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку.

Правители Ганы («гана»означает «военачальник», таков был титул правителей государства, впоследствии распространенный на страну в целом), опираясь на армию, насчитывавшую до 200 тысяч человек, распространили свою власть на обширную территорию, включавшую западные и центральные районы современной Республики Мали, а также запад и юго-запад современных Сенегала и Мавритании. Этническую основу государства составляли Сонинке, один из народов Мандинго.

Столица Ганы - город Кумби-Сале (на территории Мавритании) - была крупным центром караванной торговли солью, золотом и рабами с мусульманскими странами Северной Африки. Если до XI в. в стране преобладали различные местные религиозные верования, то после распространился ислам. Главным образом это было связано с вторжением в «империю» воинственных племен берберов. В1076 г. их вождь Абу Бекр захватил столицу Кумби и обложил побежденных данью. Глава государства и знать Ганы приняли ислам в надежде сохранить свое привилегированное положение. Под нажимом исламизированной правящей верхушки ислам стал быстро распространяться и среди подвластных государству племен - туку лери сонгай, сараколеи диула. Несмотря на определенные очаги сопротивления воздействию ислама, мусульманство быстро распространилось, и многие народы Западного Судана были исламизированы. Наиболее стойкое сопротивление оказали моей, которые так и не приняли эту веру, остались приверженцами собственных верований.

Наступил период междоусобиц. В 1240 г. Сундьята Кейта - глава одной из провинций Ганы, вождь народа малинке, - захватил власть и основал новое государство, ставшее второй великой державой суданского пояса, - Мали.

Во второй четверти XIII в. правители народа Мандинго, воспользовавшись ослаблением Ганы, воссоздали государство Мали, достигшее своего расцвета к первой половине XIV в. в период правления Мусы I (1312-1337) и его брата Сулеймана (1341-1360). Власть мансы (правителя) распространилась от районов, прилегавших к Атлантическому океану, до города Гао. В этот период в империи Мали отмечались стабильность центральной власти, а также обилие продовольствия и развитое ткацкое производство.

Основная масса населения Мали жила болыпесемейными общинами. Данная организация, с использованием пленников, посаженных на землю, сделалась главной формой складывания раннефеодальных отношений в государстве. Особое место в социальной структуре общества занимали замкнутые профессиональные касты. Каждая каста занималась определенным ремеслом, искусство которого передавалось по наследству. Касты ремесленников не были равноправными: на первом месте находились кузнецы, за ними следовали плотники и резчики по дереву, затем ткачи и т. д. Последнюю ступеньку иерархии занимали профессиональные певцы и рассказчики-гриоты. В свою очередь, весь класс ремесленников находился в более низком положении, чем земледельцы-общинники. Все возраставшую роль в жизни общества приобретали царская гвардия, создававшаяся из рабов. Ее командиры становились влиятельной частью общества.

Основу экономики государства Мали составляли земледелия и скотоводство. Важное место занимала караванная торговля со странами Северной Африки и Египтом. Основными статьями торговли служили золото и рабы, которые обменивались на соль и ремесленные изделия, производимые в Северной Африке. Мали приобрело известность поставщика золота из Западного Судана для всего Средиземноморья. На карте Африки XIV в. правитель Мали обозначался как «господин золота».Крупные торговые города - Дженне, Томбукту и Гао - одновременно играли и роль культурных центров. В них сложились мусульманские колонии, оказавшие заметное влияние на развитие Мали. Оживленный торговый и культурный обмен с мусульманскими странами на севере Африки способствовал дальнейшему распространению ислама в государстве. Паломничества правителей Мали в Мекку превращались в важнейшие политические акции, демонстрировавшие мощь и богатство империи Мали.

В 1321 г. манса Муса I совершил хадж в Мекку. Свиту царя составляли многочисленные придворные и рабы. Царь ехал верхом на коне, предшествуемый пятьюстами рабами, каждый из которых держал в руках золотой жезл. Сопровождавший царя караван вез сто тюков золота. Арабский историк аль-Омари, посетивший Каир через двенадцать лет после путешествия мансы, сообщает, что еще долго после этого хаджа там продолжали рассказывать о владыке Судана. По его словам, сказочная щедрость, с которой манса Муса раздавал золото народу, вызвала падение цен на этот Драгоценный металл.

С 70-х годов XIV в. начинается упадок государства. Борьба за власть, дворцовые усобицы, в которых решающую роль играла гвардия из рабов, непрерывные войны с соседними странами ослабляли военно-политическую мощь Мали. Одновременно набирали силу бывшие вассалы и данники империи, прежде всего правители Сонгаи и туарегские племана. В 30-х годах XV в. Мали теряет контроль над главными центрами торговли - городами Дженне и Томбукту, а во второй половине века и само попадает в вассальную зависимость от Сонгаи. Попытки правителей Мали хотя бы частично восстановить былое могущество после разгрома Сонгайской державы марокканцами (конец XVI в.) успеха не имели.

В XVII в. территория бывшей империи ограничивалась небольшим районом и управлялась членами царского клана Кейта, которые сохраняли власть в своем домене до второй половине XIX в.

Сонгайское княжество в пору своего образования и до установления собственной гегемонии в регионе располагалось в долине реки Нигер и находилось в вассальной зависимости от малийской «империи». Еще в VII в. сложилась первая династия правителей Сонгаи, носивших титул «дья»,а с конца XIII в. - титул «ши»или «сонни». В конце XI в. при «дья» Косой государственной религией в Сонгаи становится ислам.

Постепенное возвышение Сонгаи совпадает с периодом расцвета Мали. Зависимость от Мали длилась почти два века, вплоть до вступления на престол одного из выдающихся деятелей Сонгаи сонни Али. Основой экономики сонгайского княжества было земледелие. Достаточно развитыми были скотоводство и рыболовство. Значительную роль в хозяйственной жизни играла охота. Большая часть доходов правителей Сонгаи до конца XVI в. поступала от транссахарской торговли, главным образом от обмена соли на золото из южного Судана. Постепенно складывалась система феодальных отношений, переплетавшаяся с элементами рабовладельческого уклада и первобытнообщинного строя.

После вступления на престол сонни Али Бера, или Великого Али (1464-1492), Сонгаи расширяет границы своего княжества и превращается в державу. Аль захватил главные центры торговли между Северной и Западной Африкой. Нанеся тяжелое поражение правителю народа моей (1438), Али Бер более чем на столетие утвердил гегемонию Сонгаи в Западном Судане.

После смерти Али его сын и преемник сонни Бубакар Дао практически сразу был отстранен от власти (1493) бывшим военачальником отца Мухаммедом Туре, принявшего титул «аския» (царь). В период правления аскии ал-Хаджа Мухаммеда I (1493-1529) Сонгайская держава располагалась на огромной территории - от верховьев рек Сенегал и Гамбия на западе до пустыни Тенер на востоке, от соляных копей Тегаз-зы в северной Сахаре до стран хауса на юго-востоке.

При Мухаммеде I была упорядочена централизованная административно-политическая система, созданная еще Али Бе-ром, сформирована профессиональная армия, велись крупные ирригационные работы. Значительное развитие в городах, особенно в Томбукту, Дженне и Гао, ставшем столицей Сонгаи, получили ремесла и культура. Центром всей культурной жизни Сонгайской державы стал город Томбукту. Многие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие из Испании после изгнания мавров, были приглашены на службу царями Сонгаи. В высшем учебном заведении Санкоре наряду с Кораном и различными другими теологическими дисциплинами изучались юриспруденция, литература, история, география, математика, астрономия и другие науки. Наравне с Кайруаном, Каиром и Багдадом Томбукту в XVI в. был одним из крупнейших центров мусульманского просвещения.

Хотя расширение территории Сонгайской державы осуществлялось в целях сохранения контроля над транссахарской торговлей, роль последней как основного источника доходов сонгайской знати к концу XVI в. значительно уменьшилась. В период расцвета Сонгайской державы в начале XVI в. определяющую роль в социально-экономической жизни общества стали играть внутренние факторы.

Во второй половине XVI в. в результате закрепления на земельных участках рабов-военнопленных в зерновых районах государства и постепенного закабаления свободных сонгаев сложился класс феодально-зависимого крестьянства. На Другом полюсе сформировался единый господствующий класс, состоявший из двух сословий - военно-административной и духовно-купеческой аристократии. Оба сословия распоряжались крупной земельной собственностью. Основным источником доходов правящей верхушки сонгайского общества стала развитая в масштабах всего государства система эксплуатации зависимого неполноправного населения. К зависимым приравнивались также и рядовые воины.

В правление аскии Дауда (1549-1582) Сонгайская держава достигла наивысшего подъема. Однако после его смерти наступает постепенный закат «империи». Внутридинастическая борьба за власть, межэтнические междоусобицы, восстания социальных низов подрывали устои державы. Ослаблением Сонгаи воспользовались султаны Марокко, которых давно привлекали богатства этой страны, и в частности крупные залежи каменной соли в Тегазза, которая вывозилась во многие страны. В 1591 г. экспедиционный корпус султана Марокко Мулая Ахмеда ал-Мансура разгромил сонгайскую армию, захватил столицу и другие крупные города. Государство аскиев распалось. На некогда обширной территории Сонгайской державы (около 3 млн кв. км) возникло несколько мелких государств и среди них - Сонгай-ское княжество Денди, которое сохраняло свою независимость до 70-х годов XVII в. и затем пало под ударами туарегов. В Томбукту же сонгайские правители сохраняли свою власть вплоть до середины XVIII в.

С падением державы Сонгаи заканчивается период объединения большей части Западного Судана под одной верховной властью. После уничтожения армии сонгайских аскиев и разграбления больших городов долины Нигера единство внутреннего Судана уже не восстанавливалось. С этого времени в истории народов Западного Судана большую роль начинают играть народы Фульбе.

Судьба Сонгаи, а в равной мере Мали и Ганы, напоминает судьбы тех временных и непрочных военно-административных объединений, которые возникали в результате завоеваний и скоро погибали в результате поражения.

Государства Фульбе

Фульбе («рассеянные», «распыленные») - народ, представленный в 12-ти современных странах Западной Африки. В XI-XV вв. Фульбе широко расселились в Западном Судане.

Своей родиной Фульбе считают Фута-Торо (на территории современной Гвинеи). Издавна занимаясь разведением крупного рогатого скота, Фульбе кочевали и в степях севернее Сенегала, и на востоке в странах Моси, и далее к озеру Чад.

В XVII-XIX вв. Фульбе были одним из наиболее активных и могущественных народов Западного Судана, создавшим в различных его районах государства Фута-Джаллон, Фута-Торо, Масина, Сокото, Адамауа, просуществовавшие вплоть до эпохи колониальных захватов. Наиболее значительным из них было государство Фульбе на Фута-Джаллоне.

В 20-х годах XVIII в. исламизированная знать Фульбе начала войну против старых хозяев края - диалонке, а также Фульбе-анимистов. Она завершилась созданием на Фута-Джаллоне раннефеодального теократического государства. Фульбская знать, захватившая в свои руки огромные земельные владения, стала играть здесь роль господствующего класса. Завоевание осуществлялось под знаменем джихада против языческого населения области.

Созданное государство управлялось альмами (имамами), сосредоточившими в своих руках и светскую, и религиозную власть. При альмами существовал совет старейшин. Власть альмами до 1725 г. распространялась только на области Фута-Джаллона. В 1776 г. все страны горного района Фута-Джал-лона, Фута-Торо и долина реки Сенегал были объединены в один имамат. Во главе его встал вождь одного из племен Фульбе Абд аль-Кадир, объявивший себя имамом. Страна была разделена на провинции, получившие название мисиде(«мечети»). Во главе мисиде стояли старейшины родов Фульбе, живших в данном районе. Власть альмами была ограничена верховным советом, состоявшим из представителей всех мисиде. Общественный строй имел патриархально-феодальный характер. Местное население - волоф, серери Мандинго- обязано было работать на знать Фульбе. В услужении У фульбской знати были их соплеменники-бедняки. Прежний родовой строй Фульбе, с его счетом родства по «хижинам» и «дверям», т. е. по родам, исчез, так как представители одного рода теперь жили в разных мисиде и подчинялись не родоначальникам, а ставленникам имама. Такой порядок просуществовал до конца XIX в. В вассальной, даннической зависимости от правителей фута-джаллонского государства оказались многие «королевства» народов Гвинейского залива.

В социальном отношении фута-джаллонское общество состояло из двух основных групп. Одну составляли «свободные люди», включающие правящую элиту, рядовых Фульбе и диалонке-мусульман. Другую - люди, находившиеся в сервильной зависимости. В отдельные периоды их было до половины всего населения страны. Они были представлены рабами, крепостными и полукрепостными. Все они принадлежали к коренным народам Фута-Джаллона и близлежащих областей. В зависимом положении находились члены ремесленных каст: кожевники, ткачи, красильщики, гончары, кузнецы, гриоты (музыканты, певцы, сказители).

В средней дельте Нигера после падения сонгайской державы и недолгого господства марокканских пашей возникло новое самостоятельное государство. В 1810 г. область между Сенегалом и Томбукту была объединена шейхом Ахмаду, Фульбе по происхождению. Он объявил себя посланцем пророка, призванным установить новый порядок. Опираясь на зажиточных горожан Дженне и других городов области, он организовал военные отряды и покорил весь регион средней дельты Нигера.

В государстве Ахмаду сложились типично феодально-теократические отношения. Все местное население, крестьяне-тубри (лично свободные) и не исповедовавшие ислам, были обязаны работать на полях шейху и его приближенным. Кроме тубри существовал еще значительный класс рабов, называемых на языке Фульбе римайбе. Они являлись собственностью либо феодальной верхушки, либо государства. Государственные рабы находились в ведении казначейства - бейт-аль-маль. В соответствии с положениями ислама все население было обязано платить десятину с ежегодного урожая и харадж(на местном диалекте - крадъе),т. е. земельную подать. Кроме того, с населения взимались особые налоги на военные нужды, налоги с рабовладельцев по числу рабов, налоги с доходов от торговли и т. п.



Первые письменные свидетельства о регионе, где находится территория современного Мали, приведена в арабских работах 4 в. н.э. С этого времени и до 19 в. здесь были созданы, а затем исчезли несколько африканских империй. Одной из древнейших среди них была империя Гана, которой на протяжении большей части ее истории управлял мандеязычный народ сонинке. Гана, вероятно, возникла еще в 3-4 вв. в зоне контактов кочевников Севера и оседлых земледельцев Юга.
В 8 в. о Гане появилось много свидетельств, в мусульманском мире она была известна как "страна золота". Этот драгоценный металл добывался южнее, на территории собственно Ганы, и доставлялся через пустыню на верблюдах берберами-кочевниками в Северную Африку, где обменивался на соль и другие местные товары. До 10 в. ганское золото служило одним из главных источников благосостояния мусульманской Испании и Северной Африки. В 11 в. наступил упадок Ганы. В 1076 столица государства, предположительно город Кумби-Сале, расположенный в 340 км к северу от современного Бамако, был захвачен отрядами берберов под предводительством Абу-Бакра, представлявшего интересы династии Альморавидов. После этого нашествия многие жители Ганы приняли ислам, но сама империя распалась. Столица Ганы была разграблена армией правителя Мали Сундьяты в середине 13 в.
Империя Мали образовалась приблизительно в середине 11 в. В 13 в., в период наивысшего расцвета, она занимала территорию от Гао до Текрура (в совр. Сенегале) и являлась одним из основных мировых поставщиков золота. Самым известным из правителей Мали был манса Муса, правивший в 1307-1332. В Средиземноморье долго помнили великолепие и богатство мансы, которого во время хаджа в Мекку в 1324 сопровождали 500 рабов, а караван верблюдов вез пятьдесят тысяч унций золота. Чтобы закрепить за такими городами, как Томбукту и Гао репутацию центров просвещения и культуры, он привез с собой в Мали мусульманских ученых и архитекторов. Манса Муса после себя оставил могущественную империю, которая охватывала южную часть Сахары и северную часть бассейна р.Нигер. Арабский путешественник Ибн Батута, который посетил Мали через несколько лет после смерти мансы Мусы, писал, что тамошний законопорядок мог бы стать предметом зависти в средневековой Европе. Закат империи Мали относится к концу 14-15 вв. Причиной ее упадка была не столько внутренняя нестабильность, сколько набеги соседей - моси на юге, волоф и текрур на западе и туарегов на севере. Постепенно доминирующая роль в регионе стала переходить к империи Сонгай со столицей в Гао.
Это государство, вероятно, образовалось в 9 в., когда берберы, впоследствии принявшие ислам, покорили сонгайских земледельцев, живших в долине Нигера. На протяжении 1325-1334 Сонгайское государство являлось самой восточной провинцией империи Мали. В период правления сонни Али в 1335 Сонгай превратился в независимое государство, но территориальная экспансия сонгайцев началась более чем сто лет спустя, в период правления сонни Али II (1464-1492). В 1468 у туарегов был отвоеван Томбукту, а к 1478 сонгайцы, вероятно, захватили всю внутреннюю дельту р.Нигер.
Правление сонни Али II ознаменовалось сооружением канала вблизи Томбукту и началом строительства еще одного канала, который должен был через оз. Фагибин связать р.Нигер с торговым центром Валата, расположенным на расстоянии приблизительно 265 км в пустыне Сахара. От второго проекта пришлось отказаться из-за постоянных набегов моси на южные окраины пустыни. После смерти сонни Али II трон узурпировал один из его главных советников, который основал новую династию правителей, носивших титул аския, и провозгласил себя аския Мухаммедом I (годы правления 1493-1528).
В период правления аския Мухаммеда I империя Сонгай распространила свою власть в восточном направлении вплоть до городов-государств хауса (современная северная Нигерия), которые были вынуждены выплачивать сонгайцам дань, а на западе - до границ Текрура. Продвигаясь в северном направлении, армия Сонгай вторглась на плато Аир (центральные районы современной Республики Нигер) и отбила у туарегов ряд торговых центров. Менее успешно сонгайцы действовали в южном направлении, где они разрушили столицу государства моси, но не смогли подчинить само государство. В последние годы правления аскии Мухаммеда I империя погрузилась в междоусобную борьбу за власть между претендентами на престол. Эти междоусобицы ослабили империю, чем воспользовался султан Марокко аль-Мансур. В 1591 в битве при Гао сонгайская армия была окончательно разгромлена силами Джудар-паши, испанского военачальника на службе марокканского султана. После этого империя Сонгай была номинально включена в состав марокканского пашалыка Томбукту.
Однако Марокко никогда реально не обладал властью над разваливавшейся империей Сонгай. Многие марокканские солдаты взяли в жены местных женщин, и впоследствии их сыновья составили особую военную касту, известную как арма, которая избирала правителя - пашу. Марокканские паши и их солдаты грабили местное сельское население. Но к 1780 их власть оказалась настолько слабой, что пашалык Томбукту распался на несколько мелких государств. Относительной стабильностью отличались лишь созданные бамбара государства Сегу и Каарта.
На политической арене этого региона в 19 в. появились новые объединительные движения под знаменем ислама. Их возглавили аль-Хадж Омар и Самори Туре. Б льшая часть торговцев-диула (мандеязычных мусульман) и марабутов (мусульманских ученых-богословов) примкнула к армиям аль-Хадж Омара и Самори Туре. Созданные последними государства стали оплотом упорного сопротивления французским войскам, которые с середины 19 в. наступали из Сенегала. В 1890-х годах французы разгромили войска Ахмаду (сына и наследника аль-Хадж Омара) и Самори Туре и установили свой контроль почти над всей территорией современного Мали. В 1904 она вошла в состав Французской Западной Африки.
Затем французы приступили к созданию единой централизованной системы управления для всех колоний Французского Судана, как этот регион назывался на протяжении почти всего колониального периода. Французы, насколько это было возможно, разделили все существующие территориальные единицы на более мелкие. Колонизаторы заменили многих вождей оседлых земледельческих южных районов, в меньшей степени этот процесс затронул вождей кочевых племен. Распад традиционных форм социальной организации и развитие транспортной сети благоприятствовали распространению ислама среди диула и марабутов Сенегала и Мавритании. После 1920 в городах были созданы профсоюзы и студенческие союзы, которые стали оплотом национально-освободительного движения.
На протяжении 1950-х годов упрочился Суданский союз, воинственная антиколониальная партия, имевшая поддержку в городах. Во главе ее стоял Модибо Кейта, потомок правителей империи Мали. После выборов 1957 в территориальную ассамблею Суданский союз сформировал правительство, которое действовало в рамках предоставленной ей автономии.
В 1956 французским правительством был принят закон, который заложил основу для формирования территориальных органов исполнительной власти во Французской Западной Африке, и с 1957 началось расформирование федеральной системы управления. Будучи секцией межтерриториального Демократического объединения Африки (ДОА), Суданский союз выступал против местной автономии, которая приводила к раздробленности Западной Африки. Однако политика Франции по созданию многочисленных мелких государств получила поддержку секции ДОА в относительно зажиточном Кот-д"Ивуаре, средние слои которого усматривали для себя выгоду в подобном сепаратизме и союзе с Францией.
Хотя Суданский союз и не сумел отстоять единство Французской Западной Африки, тем не менее в 1958 Мали не последовал примеру Гвинеи, которая выступила за полное отделение от Франции. Руководство Суданского союза призвало население страны поддержать на референдуме голлистскую конституцию Франции. 28 сентября 1958 Французский Судан стал автономной Суданской Республикой в составе Французского Сообщества. Вслед за этим руководство страны стало предпринимать усилия по объединению нескольких бывших колоний Французской Западной Африки в новую политическую федерацию. Однако этот проект не получил достаточной поддержки среди правительств соседних стран, и в состав образованной в апреле 1959 Федерации Мали вошли только Суданская Республика и Сенегал. В июне 1960 была провозглашена независимость Федерации Мали в рамках преобразованного Французского Сообщества. В августе того же года Сенегал вышел из состава федерации из-за расхождений по вопросу о распределении постов и властных полномочий в новом политическом объединении. По сути дела, за этим шагом стоял конфликт между концепциями постепенного и ускоренного экономического развития, а также между профранцузским политическим курсом и панафриканской ориентацией. После распада федерации Суданская Республика сохранила за собой название Мали, вышла из состава Французского Сообщества и приступила к реализации курса на ускоренное экономическое развитие и панафриканизм.

Период независимости. Президент Модибо Кейта поручил правящей политической партии, Суданскому союзу, проводить политику консолидации государственной власти в целях модернизации страны. В идеологическом отношении его партия руководствовалась сочетанием марксистских идей, гордостью историческими традициями страны и сознанием своей священной миссии, предначертанной исламом. В организационном отношении Суданский союз был и массовой партией, и объединением основных региональных лидеров. Он вобрал в себя всю организованную оппозицию и установил контроль над большинством добровольных объединений, включая профсоюзы, женские и молодежные организации и клубы ветеранов. Тем самым правящая партия фактически ликвидировала все легальные каналы для выражения оппозиционных настроений. Существовали две параллельные структуры власти, партийная и правительственная.
Поскольку страна не располагала необходимыми резервами конвертируемой валюты, малийский франк нельзя было использовать для международных платежей. К финансовым трудностям добавлялись проблемы, связанные с нерентабельностью государственных предприятий, на которые делал ставку Модибо Кейта, расширяя государственный сектор производства. Чтобы Мали мог вернуться в зону французского франка, в середине 1967 президент был вынужден пойти на предоставление Франции прав широкого контроля над экономикой страны. Эта политика встретила противодействие в рядах Суданского союза, и Кейте пришлось применить жесткие меры против диссидентов. В ноябре 1968 он был смещен в результате государственного переворота, осуществленного офицерами Военного комитета национального освобождения (ВКНО).
В сентябре 1969 один из руководителей ВКНО лейтенант Муса Траоре стал президентом и премьер-министром Мали. Новый военный режим внес изменения в экономическую политику страны, которая при Кейте ориентировалась на развитие государственного сектора. Только в 1976 Траоре разрешил создать Демократический союз малийского народа (ДСМН), который начал функционировать лишь три года спустя. Пребывание Траоре у власти было отмечено четырьмя попытками государственного переворота, многочисленными перетасовками кабинета министров и нарастающим размахом волнений среди студентов и безработных выпускников учебных заведений. Из-за сильных засух в 1970-1974, 1978 и начале 1980-х годов (в 1985 уровень воды в р.Нигер достиг самой низкой отметки за последние сто лет), низких цен на хлопок, а также из ряда вон плохого управления экономикой Мали вошел в число беднейших государств мира. Многие страны Запада оказали Мали помощь. В то же время постепенно сворачивались связи Мали с Китаем и СССР. В 1984 Мали был принят в члены Западноафриканского валютного союза, ориентированного на Францию. В 1988 были проведены альтернативные выборы в Национальное собрание по партийным спискам ДСМН.
В январе 1991 члены государственных профсоюзов выступили с требованиями о повышении заработной платы на 50%. Вслед за этой акцией последовали студенческие волнения в Бамако, где прошла двадцатитысячная демонстрация, участники которой призвали положить конец однопартийной системе. В марте 1991 по стране прокатилась новая волна антиправительственных выступлений, в ходе которых были убиты десятки людей, и во многих районах начались грабежи. В этой ситуации группа офицеров во главе с начальником штаба армии Мали подполковником Амаду Туре отстранила президента Траоре от власти. ДСМН была распущена, было сформировано правительство из военных и гражданских лиц во главе с гражданским премьер-министром. Швейцарские власти обнародовали факты о том, что за годы правления Траоре малийские руководители перевели на свои личные счета 1 млрд. долл.
Место бывшего правительства быстро занял комитет, сформированный для осуществления контроля за разработкой новой конституции и проведения демократических выборов. В начале 1992 состоялся референдум по новой конституции. В 1992 президентом Мали был избран бывший лидер партии Альянс за демократию в Мали (АДЕМА) Альфа Умар Конаре. В 1997 он был переизбран на новый срок.


Средневековый король Манса Муса I из династии Кейта считается самым богатым человеком в истории, «богаче, чем это возможно описать».

В переводе на реалии 2012 года эксперты оценивали его состояние в $400 млрд, что поставило его на первое место в списке самых богатых людей мира.Как же все-таки жил и чем прославился африканец, обскакавший европейцев Ротшильдов и американца Рокфеллера.

Солнечный король
Муса Кейта I стал правителем западно-африканской империи Мали в 1312 году. При коронации ему дали имя «Манса», что означает «король». В ту эпоху средневековая Европа переживала мрачный период голода, эпидемий и бесчисленных гражданских войн и междоусобных распрей. В африканских же королевствах светило солнце и дела шли хорошо.

Правитель золотых земель
Владения Мансы Мусы охватывали обширные территории современных Мавритании, Сенегала, Гамбии, Гвинеи, Буркина­Фасо, Мали, Нигера, Нигерии и Чада. Земли изобиловали драгоценными природными ресурсами, в частности, золотом. Что было на руку любившему красивую жизнь королю.

Незабываемое путешествие
Остальному миру африканский правитель стал известен после совершенного им в 1324 году паломничества в Мекку. Путешествие длиной в 6500 км было отнюдь не эконом­класса. Паломничество как акт аскетизма? Как бы не так! «Караваны его простираются так далеко, как может видеть глаз», – делился наблюдением современник.

Сопровождали короля, по разным источникам, от 60 до 80 тыс человек свиты. К обеду в самом сердце бесплодной пустыни в шатер паломника вносились корзины со свежими фруктами и подносы с рыбой и морепродуктами на льду.


Вот что пишут в некоторых источника: В 1324 г. (724 г. хиджры) король, или император Мали, страны в Черной Африке, в верховьях Нигера, пересек Сахару и прибыл в Каир, совершая паломничество в Мекку. На языке Мали - «малинке» - mansa означает «король», Муса (трансформированное Моисей) - мусульманское имя. Он не первый правитель Мали, совершающий паломничество в Мекку; по крайней мере два, может быть три его предшественника побывали там. Но паломничество Мансы Мусы произвело сенсацию. Его сопровождала многочисленная свита. Арабские хронисты, которые, вероятно, несколько преувеличивают, говорят о 12 000 или даже 14 000 рабынь, одетых в бархат и йеменские шелка, которые несли багаж.


Представьте себе трудности, с которыми столкнулся этот кортеж при переходе через пустыню. Но главное - он привез с собой то, что составляло богатство и славу его страны: 100 вьюков (80 по другому источнику) золотого песка, причем каждый вьюк был весом в три центнера. Прибыв в Каир, он сделал султану подарок ценой в | 50 000 динаров… Чтобы не оставаться в долгу, последний отдарил его дворцом, лошадьми и верблюдами, а также предоставил эскорт для продолжения путешествия. Говорили, что он раздал так много золота, что цена на него в Каире упала… Манса Муса, выполнив свой религиозный долг, заблудился в пустыне Хиджаг, где на него напали бедуины. Но все же ему удалось вернуться в Каир.

Он так растратил свои сокровища, что, чтобы совершить обратный путь, ему пришлось взять взаймы у купцов 50 000 динаров и продать подаренный дворец. Когда в 1339 г. еврей с Мальорки А. Дульсер создал одну из первых карт, называемых «портуланами», он на ней поместил Мали и короля Мансу Мусу с отметкой о его золотом богатстве. Собрат предыдущего Абрахам Крескес в 1375 г. перекопировал карту на свой атлас. По их примеру на многочисленных картах конца средневековья помещают имя короля Мали, здесь его называют Гонго Муса (испорченное Канку Муса; Канку было именем его матери, так как в Мали того времени человека обычно называли по имени матери).

Золотой дождь
Во время остановки в Каире Манса Муса раздал беднякам так много золота, что это обрушило экономику страны на добрых десять лет: обильный приток золота обесценил его и способствовал невероятному росту цен.

Памятник рукотворный
Манса Муса любил не только золото, но и ислам. По одной из легенд король распорядился возводить новую мечеть каждую пятницу на том месте, где разобьют привал.

Попал в историю (и географию)
Нашумевшее путешествие поместило африканского правителя не только в анналы истории, но и в географию. В буквальном смысле. Его изображением была украшена одна из самых авторитетных карт Европы средних веков. На рисунке король, конечно же, держит в руках золотую монету. Очень большую золотую монету.

Что осталось
После двадцатипятилетнего правления Манса Муса умер в 1337 году. Место на троне занял его сын Маган I, и все пошло не так. Сыну было далеко до отца не только по части шика, но и как политическому руководителю. После недолгого, хотя и запоминающегося расцвета, империя Мали двигалась к закату.


Пока в XIV веке Европе сотрясалась от междоусобных войн, нападений турок и черной чумы, в Западной Африке процветала империя Мали . Тогдашний правитель манса Муса имел состояние, которое сделало его самым богатым человеком всех времен и народов.




Манса Муса стал известен всему миру, благодаря хаджу (паломничеству) в Мекку, который он совершил в период между 1324-1325 гг. Через пустыню шел караван, состоящий из 10 тысяч солдат, 30 тысяч гражданских лиц, 12 тысяч рабов и 500 глашатаями, сообщающими о приближении царя. Естественно такой огромный караван требовал немалого содержания, поэтому, согласно историческим хроникам, с собой в путь манса Муса взял более 12000 кг золота и ни в чем себе не отказывал.



Пересекая Сахару, правитель каждый день имел у себя на столе свежеприготовленную рыбу и овощи. Их подвозили гонцы. К тому же исполнялись все причуды жены Мусы. Однажды Ниериба Конде пожелала искупаться в бассейне. 8700 рабов тут же стали рыть песок, и на утро царица и 500 девушек из ее свиты уже плескались в бассейне, наполненном водой из бурдюков.



Паломничество манса Мусы продолжалось около года. В каждом городе, который правитель проезжал в пятницу, он приказывал строить мечеть. Муса раздавал золото беднякам, покупал товары за непомерно высокие цены. От этого в крупных городах Каире, Медине и Мекке на последующие 10 лет произошла девальвация золота. На обратном пути домой манса Муса заимствовал золото в крупных размерах и под большие проценты. Это единственный случай в истории, когда один человек регулировал цены на золото.



Основным средством пополнения казны государства Мали в то время были добыча золота и соли. К счастью, правитель заботился не только о себе, но и благополучии своего народа. Во время своего правления манса Муса привел государство к процветанию. Повсюду строились мечети, был создан крупный университет, библиотека. Правитель был терпим к тем, кто не принимал ислам и поклонялся языческим богам. Это еще одна немаловажная причина стабильности государства.



Правление манса Мусы называют «золотым веком» для Мали. По исследованиям 2012 года манса Муса занял первое место среди 25 самых состоятельных людей в истории, опередив Рокфеллера и Ротшильдов. Его состояние оценили в 400 млрд. американских долларов.
К сожалению, так сложилось, что в Африка видела больше жестоких правителей, чем лояльных и мудрых. В XX веке в Центральноафриканской республике правил

Попробовал выяснить, кого все-таки можно назвать богатейшим человеком в истории. Американское издание отдало пальму первенства американцу же – легендарному Джону Рокфеллеру, создателю Standard Oil. Теперь похожий рейтинг рискнула составить итальянская газета La Stampa. По мнению итальянцев, самым богатым в последние десять веков человеком был император Мали манса Муса.

The Forbes в своем знаменитом перечне главных толстосумом всех времен и народов, который возглавляет Джон Рокфеллер, поставил на одно из первых мест и легендарного богача древнего Рима Марка Лициния Красса, уроженца Италии. Однако самим итальянцам истина оказалась дороже земляка и они опубликовали собственный рейтинг.

Составляя свой топ-лист, журналисты La Stampa решили не брать пример со своих не в меру самоуверенных коллег по ту сторону Атлантики, замахнувшихся на обзор всей истории человечества, и ограничились лишь последними десятью веками. Они попробовали пересчитать с учетом инфляции состояние богатейших людей планеты, живших между 1000 и 2000 годами нашей эры.

Даже при таком скромном временном охвате они в значительной степени пересмотрели оценки американского издания, отдав основателю Standard Oil лишь третье место. Из ныне живущих толстосумов в первую десятку не попал никто.
Единственный, кто мог претендовать на место в плутократическом пантеоне миллениума – Муаммар Каддафи – бесславно погиб год назад.

А первое место беспристрастные итальянцы отдали жившему в XIV веке императору Мали мансе Мусе (ок. 1280-1337), состояние которого в переводе на современные деньги перевалило бы за $400 млрд.. Во времена правления Мусы золотые прииски его империи обеспечивали половину всего благородного металла в мире.

Несмотря на то, что манса Муса был одним из богатейших людей в истории, о его жизни известно немного. Главным источником сведений о нем выступают арабские хроники, повествующие о его легендарном хадже в Мекку в 1324 году. Малоизвестный до того правитель далекого от цивилизованных земель государства к югу от Сахары произвел настоящий фурор в исламских странах.

Путешествие Мусы на долгие века стало синонимом неописуемой роскоши. Его свита насчитывала от 60 до 80 тысяч рабов, каждый из которых нес увесистый мешок с золотым песком. В любом городе, где останавливался кортеж императора Мали, он основывал мечеть. Муса в прямом смысле рассыпал золото направо и налево. Эмиру Каира он подарил астрономическую по тем временам сумму 50 тысяч динаров. В родное Мали он вернулся в 1325 году, привезя в Тимбукту архитектора и поэта из Андалусии Абу Исхака Ибрагима эс-Сахели, который спроектировал для щедрого правителя знаменитую Джингереберскую соборную мечеть – одну из крупнейших в мире и по сей день. За этот труд зодчий получил 200 килограммов золотого песка.

Хотя хадж мансы продлился один год, его вояж на 12 лет обесценил золото по всему средневековому Востоку.