• Вряд ли вы будете походить на вашего любимого исполнителя. Каждый человек имеет свой собственный набор аккордов и будет производить собственные, уникальные вокальные партии. Если вы будете пытаться походить на кого-то, то вы лишь навредите себе.
  • Гроул должен напрягать и тренировать ваши голосовые связки, но больно быть не должно. Рекомендуется избегать повреждений ваших связок.
  • Гроул в стиле блэк-метал может навредить вашим связкам если увеличить звук слишком сильно или во время долгого пения. Имейте это ввиду и старайтесь избегать подобных ситуаций.
  • Всегда разминайтесь более 10 минут прежде, чем приступить к практике.
  • Ешьте здоровую пищу (чтобы избежать изжоги), не пейте молоко и газировку или, как минимум, не пейте их перед и во время пения.
  • Возьмите в привычку пить теплый чай с медом. А ещё это вкусно:)
  • Держите ваше тело и горло полностью расслабленными. Вообразите звук у себя в голове и изобразите его с помощью голосовых связок. Не пытайтесь заставить делать их делать то, что они не могут.
  • Если вы не практиковались долгое время, ваши навыки заметно упадут. Если вы возобновили пение, не стоит бросаться в это дело сломя голову, так как ваша выносливость упала. Хотя вы научитесь намного быстрее, чем в первый раз. Здесь как в тренажерном зале: когда вы надолго перестаете поднимать веса, вы не сможете сразу поднять вашу старую норму, однако придете к ней быстрее, чем в первый раз.
  • Записывайте себя, чтобы найти правильный звук, тон, высоту и стиль. Рекомендуется записать, прослушать, а затем прослушать еще раз через несколько часов, тогда ваш мозг сможет выловить даже самые незначительные ошибки.
  • Не забывайте пить теплую воду во время занятий и шоу.
  • Не практикуйтесь более 10-15 минут на ранних этапах. Ваши голосовые связки должны приспособиться к злоупотреблению и в конечном итоге вы будите звучать лучше.
  • Гроул не должен быть громким. Если вы не можете исполнять гроул на низких частотах, то вы либо делаете что-то неправильно, либо вам нужно больше практики,чтобы достичь лучшего контроля звука.
  • Не пейте алкоголь и не курите. Некоторые говорят, что это помогает, но это лишь пошатнет ваше здоровье и никак не поможет в пении.
  • Гроул в стиле дэт-метал не должен причинять боль вашим голосовым связкам. Так что если это больно для вас, то пересмотрите свою технику, хотя мышечная боль вокруг горла и шеи не всегда плохо. Когда вы начинаете тренироваться, вы используете те мышцы, которые до этого не работали так активно. Если мышцы вокруг горла и шеи устали, отдохните до тех пор, пока усталость не пройдет. Это как в тренажерном зале: вы используете свои мышцы более интенсивно, чем в обычной жизни и необходимо подождать, пока они восстановятся, прежде чем продолжить занятие.
  • Такой стиль вокала трудно объяснить на словах, в отличие от простого пения, потому, что это очень личное, и отчасти даже нельзя говорить об этом (своего рода табу). В любом случае, это лишь базовые рекомендации, которые помогут понять годитесь ли вы для гроула или нет.

Мне как-то рассказали историю.
О, я её сначала своими словами описала, а щас погуглила и нашла! Так что часть пересказ, а конец - цитата.

Шли люди по деревне ночью. А деревня была густонаселённой и в каждом дворе собаки. И эти собаки из всех дворов, из-под заборов облаивали этих прохожих на все лады. И ещё бродячие и те, кто могли выбраться из своих ворот. А с ними женщины и дети. И были им от этого очень некомфортно. И вот один из них остановился и сказал всем остальным, чтоб шли вперед, а он справится.
Все ушли, а он несколько раз быстро вдохнул, пригнулся и, разгибаясь, издал горловой рык. Такой, что у всех людей в этой компании мурашки по коже и волосы на загривке дыбом встали, даже у тех, у кого их не было. А мужчины ещё и причинное место руками закрыли, сами того не осознавая. Собаки заткнулись и свалили. Дальше вся компания уже шла в тишине. И ни одного зверя до самого привала не встретили.

Когда его спросили, чойта было. Вот что он рассказал:

"- Крупные кошки рычат на вдохе, это меня недавно просветила родственница жены, биолог с большим стажем, - начал Сергей.

Как так? - не понял народ.

Устройство дыхательного аппарата такое. У нас совсем по-другому, поэтому мы звуки издаем на выдохе. Отсюда принципиальная разница в изменении тона к концу. У нас повышается, а у них понижается, потому что объем легких увеличивается и резонансная частота уменьшается.

Да? И что?

Ну, ничего, в общем-то. Но любая живность рык льва или тигра отлично различает на слух за километры. А по тембру прекрасно определяет объем легких и, соответственно, примерный вес. Мы тоже различаем. Память предков. Сами ведь почувствовали?

Народ нестройно согласился и поежился.

Народ снова поежился и почувствовал необходимость хлопнуть еще по рюмашке.

У них, кстати, объем легких относительно веса гораздо меньше, чем у нас. Поэтому собаки и испарились в момент. До сих пор, наверное, сидят по конурам, а самые сообразительные - на деревьях. Потому что получили четкое указание, что по деревне идет голодный котяра весом килограммов в двести пятьдесят-триста".

Я до сих пор остро завидую такому умению. Тоже хочу так уметь рычать. Тренируюсь, но рычать на вдохе не получается, только скрипеть.


А мне очень надо!

1. Я бы рычала на тех, кто по ночам во дворе орёт.
2. На тех кто мусор не убирает.
3. В общественном транспорте иногда, когда много народу.
4. В магазине на кассиров, которые требуют 82 рубля мелочи при покупке в 282 рубля.
5. На чиновников ещё некоторых бы порычала.
6. На собак, которые гавкают ночами, спать Настеньке мешают

Со временем бы нашлось ещё много поводов поприменять. Но - не получается у меня. Я в печали.

Гроулинг (growling) или рычание - приём пришедший от копирования манеры рёва животных. Гроул - своего рода экспрессивная форма выражения гнева. Животные рычат когда злятся правильно? Люди собственно тоже. Но не обязательно всегда это так. Гроулинг впервые в музыке начали применять блюзовые и джазовые певцы ещё в 50-х.

Например Луи Армстронг. Поэтому нужно разделять разные виды гроула. Задача это непростая, но всё же можно попробовать провести параллель.

1) Блюзово-джазовый гроул - мягкий, ровный, певучий.

2) death growl (death grunt) - низкий, утробный, диафрагмальный грол характерный для групп исполняющих дэт-металл.

3) doom growl - практически тоже самое что и грол в дэт металле, только более легатный, низкий.

4) grind growl (grind grunt) - или грантинг. Своебразный и самый экстремальный, утробно-хрюкающий грол.

Итак как же воспроизвести грол? Это не так сложно. И совсем просто если вы уже умеет петь чисто. В джазовом гроле участвует много мышц, но основные это ложные связки + мягкое нёбо. В джазовом гроле важно интонирование, а не воспроизведение отдельных нот, поэтому и голосовые связки тоже смыкаются, но основная работа всё-таки лежит на ложных. В дэт-гроле важна утробность, низкий звук, объёмность. Проточность воздуха больше, поэтому в звуке больше воздуха. И контролировать дэт-грол на мой взгляд сложнее. Потеря опоры приводит тутже к потере объёма, утробности.

Итак для дэт-грола необходимы две вещи:

1) Пение на опоре от диафрагмы.

2) Умение использовать ложные связки вместо голосовых.

Первое в принципе является основой правильного пения вообще. Если вы этого не понимаете, не умеете, или ещё что, то на это надо обратить внимание в первую очередь. Опёртое пение позволяет вам не выдыхаться через каждое слово, а умело расходовать воздух, усилить подачу и громкость звука на порядок. И самое главное - не петь "не связках". Что есть самое главное.

Второе. Тут есть одно забавное упражнение как почувствовать эти самые ложные связки. Попробовать сымитировать собачий лай.

Встаньте прямо. Руки по швам. Расслабьтесь и расслабьте горло, язык и так далее. Теперь подпрыгиваете немного вверх, в прыжке хлопаете над собой в ладоши, выдыхаете воздух округлив губы трубочкой (как при букве О) со звуком "ВАФФФФ", "ВАФФФФФФ!" (можно ВУФФФФФ, ну или в других вариациях). Типа как собаки лают. При этом обратите внимание на гортань (кадык), она не должна лезть наверх, скорее она даже должна опуститься немного вниз. И вы не должны пытаться "сказать" это слово. Просто выдыхайте его при хлопке, пусть звук идёт такой, какой есть. Ни одна мыщца не должна быть напряжена. При правильном исполнении получится лёгкий рычащий звук. Который буду издавать ложные связки при вибрации за счёт потока воздуха.

Когда вы освоите звук можно переходить к его ужесточению и углублению. Ложные связки можно немного подсмыкать. Тем самым звук становится более резкий, контролируемый. Гортань следует опускать ниже, и дышать гораздо объёмнее (представьте надувающихся оперных певцов, может быть появятся нужные идеи), глубже. Грол сам по себе не так интенсивен и громок как обычный вокал с полным смыканием, так что тут основная нагрузка идёт на диафрагму.

Безусловно высота и глубина грола определяется не только технически правильным его исполнением, но и природными данными певца и высотой его голоса. Теноровый грол не так впечатлающь как баритональный грол, и уж тем более басовый... Так что будучи тенором с высоким голосом добится очень глубокого и утробного гроула не получится. Также как баритону с хорошим гролом не удастся добиться таким же полётных головных верхов как у тенора.

Женский грол тоже имеет право на существование. Анжела Госсоу из Arch Enemy тому хороший пример. Женский грол естественно куда выше и поверхностнее мужского, и зачастую высокий женский грол можно спутать со скримом.

Если ты хочешь петь в какой-нибудь злой банде, ты должен уметь правильно «рычать». Такой вокал характерен для Death, Doom, Black. «Рык» по-научному называется «grawling», или «grawl vocal». Правильная постановка голоса здесь также важна , как и при пении clean vocal, ведь вы, видимо, хотите хорошо и громко рычать и при этом не выплюнуть свои связки в первые же пять минут пения. Я прописывал вокал к альбому MEMORIAL TO SUFFERING группы PAINFUL MEMORIES за один день — пришлось рычать около восьми часов подряд, но я нисколько не устал и нисколько не охрип. Правда, я периодически смачивал глотку жидкостью и в то время абсолютно не курил. Было время, когда мой grawling считался одним из лучших в Питере.

Сразу отмечу, что все байки о том, что перед тем, как рычать надо выкурить пачку беломора для получения хорошего звука — лажа. Курение моментально сажает дыхалку и раздражает связки , так что после пачки беломора ты не сможешь даже говорить, не только рычать. Если хочешь петь, лучше вообще бросить курить, хотя курение в разумных дозах при правильно поставленном голосе не оказывает существенного влияния на вокал.

У всех типов grawling"а есть общее в том, что практически все они представляют собой форсированный вокал , т.е. чтобы так петь, нужно поднапрячься. Но при этом распространенная ошибка начинающих гроулеров состоит в повышенном расходе воздуха при звукоизвлечении. Воздух нужно расходовать по возможности экономно : от того, что от тебя идет целый ураган, звук не всегда становится громче, но в него добавляются левые шипяще-свистящие призвуки, затрудняется артикуляция и управление высотой тона, также через некоторое время от гипервентиляции легких у вас подскочит давление и поедет крыша. Да, я не ошибся — рыком можно петь по нотам! Но не всяким рыком.

«Низкий» grawling

Существует несколько стилей низкого рыка, хотя для лоха рык везде кажется одинаковым. Сейчас мы рассмотрим основные:

Брутальный grawling
характерен для брутального Death metal. Звук как бы идет из самого нутра, из кишечника и т.д. Это — шумовой grawling, не имеющий определенной высоты тона. Базовый звук для получения такого рыка есть звук «У». Итак, наберите побольше воздуха в легкие и зарычите максимально низко, насколько вы можете — «У-У-У...». Но именно зарычите, а не замычите как корова, напрягитесь и не бойтесь испугать соседей — туда им и дорога... При этом старайтесь, чтобы воображаемая точка излучения звука находилась как можно ниже. Следите за расходом воздуха! Следите за артикуляцией — губы в трубочку! На самом деле это — грудной рык, т.е. вы поете на грудь. Поэтому при пении таким вокалом человек даже с небольшими вокальными данными может добиться достаточно низкого и сильного звука. Этот стиль гроулинга недостаточно выразителен и дает большую неразборчивость текста, но он имеет характерный подонческий окрас. Если у вас хорошие вокальные данные, то я порекомендую вам другие стили.

Гортанный grawling
характерен для Doom metal. Звук рождается в горле, пение идет в голову. При достаточном умении позволяет петь по нотам. Базовый звук — что-то среднее между «А» и «Э». Правильная артикуляция — рот открыт не широко, губы чуть втянуты внутрь. Важно найти правильное положение головы и гортани для получения максимального резонанса.

Горловой гроулинг
или гроулинг типа Barney Grinway — это на самом деле практически не рык, а хрип, но звучащий как рык. В значительной мере в его формировании участвует чистый голос, поэтому перед занятиями лучше распеться чистым голосом (отчасти это можно отнести и к гортанному гроулингу). Базовый звук — «A». Артикуляция — рот широко открыт. Для данного стиля характерна развитая артикуляция, движения челюстей имеют большую амплитуду, что требует наличие мощных челюстно-лицевых мускулов. При пении таким вокалом получается хорошая разборчивость текста.

Высокий гроулинг

Вокал типа Quorton
назван так по имени одного из основоположноков стиля, основателя группы BATHORY — характерен для BLACK METAL . Это типа достаточно высокое верещание. Собствено такой вокал применяют многие блэкстеры — это типа рык на миксте или даже на фальцете. Но вообще в BLACK вокал применяется различный — тут могут присутствовать также и рассмотренные выше стили низкого гроулинга, поэтому рассмотрим высокий гроулинг на ряде показательных примеров.

Речитативный высокий гроулинг
Банды IMMORTAL, SATYRICON и многие другие применяют в основном не слишком высокий скрипучий вокал. Он носит речитативный характер и не может применяться для пения по нотам — вокалист как бы злобно проговаривает свой текст так, что кажется, что он читает какие-то жуткие магические заклинания. По технике это — чисто гортанное пение. Это можно назвать речитативным высоким гроулингом. Как получить скрипучий звук? Объясню. Представьте, что вы какой-нибудь злобный лепрекон и исказите голос так, чтобы он звучал как голос небольшого и очень злобного существа. При этом происходит подъем гортани и появляются высокие обертона, голос начинает звучать неестественно, в его звуке появляется что-то магическое и нереальное, потустороннее и инфернальное...

Шведский гроулинг
Вокал, характерный для шведского BLACK/DEATH , соответственно применяют шведские банды, такие, как DARK TRANQUILLITY, IN FLAMES, DISSECTION и др., но, конечно, не только шведы могут так петь — и норвежцы, финны (CHILDREN OF BODOM например) и даже наши могут это делать ничуть не хуже. Такой вокал достаточно высок, он горловой и в нем часто подмешан чистый голос (например, у AT THE GATES). Свои особенности данный стиль вокала приобретает благодаря характерной артикуляции. Понять принципы артикуляции в этом стиле можно так: произнесите «вау!» А теперь крикните тоже самое погромче, больше задержавшись на «а» и проглотив «у». Чувствуете? На «а» рот открывается широко, на «у» — соответственно закрывается. Считайте, что вы произнесли один звук — «а», а окончание «у» придает ему как бы некоторую сиренообразность, что круто. Крикните теперь то же самое с усиленной артикуляцией (теперь вы знаете как) и представляя, что ваш рот — раструб мощного громкоговорителя. Круто? Но если все это делать на чистом голосе, то получается этакий рок-н-рольный вокал, применяемый также в метал-роке, преимущественно — не нордическом. Поэтому добавьте в голос distortion и повторите то же самое. Заметьте — «у» все равно звучит довольно чисто, что придает атмосферности, но «а» — это просто зло! Круто, да? Можно петь и по нотам и довольно высоко. Некоторые доводят эту высоту почти до коларотурного сопрано, например, аглицкие банды CRADLE OF FILTH и HECATE ENTHRONED.

  1. Периодически, но не часто, во время занятий вокалом глотку можно смачивать жидкостью. Старайтесь не применять для этого пиво, так как оно сушит (как ни странно). Лучше применять типа чай (я понимаю, насколько сложна для исполнения моя последняя рекомендация, ха-ха).
  2. Не употребляйте «минтон» и другой подобный shit часто, так как у вас может возникнуть привыкание к нему. Употребление таких средств допустимо только в экстренных случаях, например, если у тебя через пять минут концерт, а ты окончательно охрип от курева.
  3. Не старайтесь петь слишком громко, не перенапрягайтесь! Ведь есть же микрофоны и усилители.

Звуку [р] всегда уделялось особое внимание. Пожалуй, именно с ним возникает больше опасений и проблем.

Чтобы произнести этот звук, мышцы артикуляционного аппарата ребёнка должны обладать определённой силой, и сам малыш должен достаточно ловко владеть и управлять ими. Эти навыки развиваются с возрастом, с опытом, поэтому нормой является не произносить [р] до 5 лет. До этого возраста дети часто пропускают или заменяют непослушный звук на [л], [й], [в].

Родителям стоит забеспокоиться, если малыш уже начал «рычать», но звук звучит непривычно, «не по-русски» (картавость, носовое [р] и др.), или заменяется на неправильные звуки. В этом случае помощь логопеда требуется до достижения ребёнком пятилетия.

Правильное произношение

Можно самостоятельно проверить, правильно ли ваш ребёнок произносит звук [р]. Попросите ребёнка порычать и убедитесь в том, что:

  • рот лишь наполовину открыт;
  • между зубами есть щель;
  • язык распластан «лепёшкой», его кончик поднят к альвеолам (бугоркам за зубами), середина языка приподнята, но между ней и нёбом есть свободное пространство; боковые края прижаты к верхним коренным зубам;
  • голосовые связки участвуют в образовании звука;
  • воздух выбрасывается из легких с силой, заставляя кончик языка вибрировать.

Почему это происходит и как помочь ребёнку

Так как для правильного произношения звука [р] требуется слаженная работа нескольких частей артикуляционного аппарата, в том числе точные движения разных частей языка, то и причин нарушения достаточно много.

Недостаточно длинная «уздечка» — подъязычная связка, мешающая языку подняться вверх. Это нарушение традиционно исправляется подрезанием «уздечки». Оперативного вмешательства можно избежать, занимаясь специальными упражнениями, растягивающими «уздечку» и развивающими мышцы языка.

В дополнение можно делать массаж: ухватив большим и указательным пальцами «уздечку» в самом низу, медленно проводить пальцы к кончику языка, слегка потягивая «уздечку». За один подход упражнение следует повторить несколько раз. Делается оно 4-5 раз в неделю.

Слабые мышцы языка. Этот недостаток легко исправляется с помощью артикуляционной гимнастики.

Недостаточное владение языком , неумение делать целенаправленные движения. Здесь также помогает специальная гимнастика.

Слабые лёгкие , не умеющие выдавливать воздух с достаточной силой. Такому ребёнку можно купить свисток или дудочку. Можно предложить игры, где требуется сильно дуть: например, задувать ватные шарики в ворота.

Нарушения фонематического слуха. Это нарушение достаточно серьёзное и требует кропотливой работы. На помощь опять приходят упражнения и игры.

Очевидно, что в этих ситуациях лучшим решением будет обращение к специалисту – логопеду. Но если очевидных нарушений нет, если ребёнок не страдает задержкой речевого развития, то в силах родителей помочь ребёнку с произнесением этого сложного звука.

Корректировка

Ребёнку будет легче понять, как правильно произносить [р], если он прочувствует это собственным артикуляционным аппаратом. Помогите ему, используя его или свои пальцы.

Попросите малыша открыть рот на полтора-два пальца и поднять язык к нёбу, максимально натянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами прижмите боковые края языка к нёбу. Следите за тем, чтобы пальцы не касались середины языка и «уздечки». Следующей задачей ребёнка является выдувание воздуха с максимально возможной силой, при этом надо работать и голосовыми связками.

Если всё сделать правильно, то язык станет толстым, и вы услышите звук, похожий на [тж] или сразу на [тр] ([др]).

Пусть ребёнок запомнит, как надо ставить язык. Для этого надо регулярно проделывать это упражнение. Постепенно следует начинать пробовать произносить [р] без помощи пальцев. Иногда для этого требуется, чтобы ребёнок просто поднёс руку ко рту. Это связано с недостатком уверенности в собственных силах, которая увеличивается от одного только ожидания помощи.

Если не удается добиться результата этим способом, можно прибегнуть к другим. Для корректировки звуков существуют специальные артикуляционные упражнения. Они направлены на усиление артикуляционного аппарата и улучшение работы с ним.

С помощью упражнений сначала учатся произносить отдельный звук [р], затем в игровой форме автоматизируют его в слогах, после чего переходят к словам. Для этого существуют различные игры, скороговорки, стихи.

Когда удастся справиться с [р],переходят к его мягкому варианту. Здесь обучение происходит при помощи подражания: долгий [р] соединяют с гласными [и], [я], [е], [ё], [ю] и произносят слоги, растянув губы как бы в улыбке.

Избегайте ошибок

Как уже упоминалось, [р] – сложный звук. Если ребёнок научится вибрировать не языком, как этого требует норма, а мягким нёебом или «язычком», звук получится неправильным. У ребёнка выработается стереотип произношения, нарушить который будет сложно.

По той же причине не учите ребёнка произносить [р], подражая вам. Велика вероятность того, что он начнет использовать неправильные части артикуляционного аппарата.

Если уж вы решите самостоятельно делать упражнения и научить вашего малыша «рычать», не торопите его. Некоторым детям требуется достаточно много времени для того, чтобы произнести правильный звук. Но если за месяц занятий вам не удалось продвинуться, или звук выходит неверный, обращайтесь к логопеду.