Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) - комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.

Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования ее населения по двум основным показателям:

Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).

Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).

Эти два измерения уровня образования сводятся в итоговом Индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя в подавляющем большинстве они имеют показатель 0,9 или выше. При определении места в мировом рейтинге все страны ранжируются на основе Индекса уровня образования (см. ниже таблицу по странам), и первое место в рейтинге соответствует наивысшему значению этого показателя, а последнее - низшему.

Данные о грамотности населения поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО. Для развитых стран, которые уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, агрегируются Институтом статистики на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира.

Данный показатель, хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, были бы более репрезентативными, однако соответствующие данные отсутствуют для большинства стран. Кроме того, показатель не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам.

Индекс обновляется раз в два-три года, при этом отчеты с данными ООН, как правило, запаздывают на два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Рейтинг лучших университетов мира (THE World University Rankings) - глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг лучших высших учебных заведений мирового значения. Рассчитан по методике британского издания Times Higher Education (THE) при участии информационной группы Thomson Reuters. Считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов. Рейтинг разработан в 2010 году Times Higher Education совместно с Thomson Reuters в рамках глобального проекта Global Institutional Profiles Project и пришел на смену популярному рейтингу World University Rankings, который выпускался с 2004 года Times Higher Education совместно с компанией Quacquarelli Symonds. В свою очередь Quacquarelli Symonds с 2010 года выпускает рейтинг лучших университетов мира под названием QS World University Rankings, который также считается одним из ведущих в этой области.

Уровень достижений университетов оценивается на основании результатов комбинации статистического анализа их деятельности, аудированных данных, а также результатов ежегодного глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах. Опросы охватывают десятки тысяч ученых из большинства стран мира. Критериями отбора экспертов для опроса служит наукометрический анализ продуктивности и цитируемости, а также преподавательская и научная деятельность в высших учебных заведениях более 16 лет, наличие не менее 50 опубликованных научных работ и другие критерии. В ходе опросов эксперты выбирают из шести тысяч учреждений только лучшие, по их мнению, высшие учебные заведения, а также сильнейшие университеты для продолжения образования на магистерском и докторском уровнях. Данные глобального опроса составляют основу субрейтинга научной репутации университетов мира (THE World Reputation Rankings), который выпускается в рамках проекта отдельным изданием.

Анализ деятельности высших учебных заведений складывается из 13 показателей. Основными оценочными критериями служат международная студенческая и преподавательская мобильность, количество международных стипендиальных программ, уровень научных исследований, вклад в инновации, цитируемость научных статей, уровень образовательных услуг и так далее. Все оценки нормированы по максимуму и приведены к 100-балльной шкале. Ниже представлены количественные и качественные показатели, по которым проводится оценка деятельности университетов.

1Калифорнийский технологический институтCalifornia Institute of TechnologyСША2Гарвардский университетHarvard UniversityСША3Оксфордский университетUniversity of OxfordВеликобритания4Стэндфордский университетStanford UniversityСША5Кембриджский университетUniversity of CambridgeВеликобритания6Массачусетский технологический институтMassachusetts Institute of TechnologyСША7Принстонский университетPrinceton UniversityСША8Калифорнийский университет в БерклиUniversity of California, BerkeleyСША9Имперский колледж ЛондонаImperial College LondonВеликобритания9Йельский университетYale UniversityСША11Чикагский университетUniversity of ChicagoСША12Калифорнийский университет в Лос-АнджелесеUniversity of California, Los AngelesСША13Швейцарский федеральный технологический институт в ЦюрихеSwiss Federal Institute of Technology ZürichШвейцария14Колумбийский университетColumbia UniversityСША15Университет Джонса ХопкинсаJohns Hopkins UniversityСША16Пенсильванский университетUniversity of PennsylvaniaСША17Мичиганский университетUniversity of MichiganСША18Университет ДьюкаDuke UniversityСША19Корнеллский университетCornell UniversityСША20Университет ТоронтоUniversity of TorontoКанада

Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики.

Интерес мирового академического сообщества к проблемам и перспективам развития образования продолжает возрастать столь стремительно, что возникают трудности по переработке, обобщению и анализу растущего потока информации. С учетом этого для определения мировых тенденций развития высшего образования целесообразно провести классификацию образовательных систем по ряду признаков, отражающих наиболее существенные стороны системы. При рассмотрении таких системообразующих факторов важно определить круг вопросов, с ними связанных, выделить крайние и промежуточные позиции, соотнести векторы их развития с социально-экономическим уровнем разных стран.

Данные международной образовательной статистики предоставляют возможность увидеть реальную картину состояния образования в большинстве стран мира. Сопоставительный анализ систем образования различных стран на основе этих данных позволяет оценить положительные и отрицательные моменты развития национальных образовательных систем и определить общемировые тенденции развития образования.

Наиболее обширная база данных по высшему образованию стран мира - WHED (World Higher Education Database) - создана Всемирной Ассоциацией Университетов IAU (International Association of Universities)4. В ней содержатся сведения по 180 странам, имеющим сформировавшиеся системы образования. Однако эти сведения носят в основном описательный характер, поэтому при сопоставительном статистическом анализе образовательных систем различных стран могут использоваться лишь в качестве дополнительного источника информации. В основе анализа должны лежать данные образовательной статистики, сгруппированные по системообразующим международным показателям. Признанными источниками такой информации являются:

ежегодные всемирные доклады по образованию Института статистики ЮНЕСКО (Global Education Digest);

материалы Организации экономического содружества и развития (ежегодные отчеты по образованию по странам ОЭСР и партнеров: Education at a Glance - OECD Indicators);

доклады Всемирного банка.

Для сопоставления данных образовательной статистики разных стран используется Международная стандартная классификация образования (МСКО) утвержденная Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г. Схема МСКО-1997 предлагает методологию перевода национальных учебных программ в международно-сопоставимый набор категорий для определения ступеней образования.

Основные критерии выбора стран-лидеров:

Для рассмотрения различных аспектов развития систем высшего образования важно выделить группу стран, наиболее продвинутых в этой области. При выборе ведущих стран в сфере образования мы исходили из трех основных критериев:

Уровень охвата населения высшим образованием.

Индекс образования, характеризующий образовательный потенциал населения страны.

Количество студентов высших учебных заведений, характеризующее масштаб развития высшего образования в стране.

Уровень охвата населения высшим образованием представляется целесообразным оценивать с учетом двух показателей:

доли лиц с высшим образованием во взрослом населении (25-64 года),

доли студентов высших учебных заведений в населении страны.

Первый из этих показателей относительно статичен (характеризует результаты многолетнего функционирования образовательной системы), второй позволяет оценить динамику развития образовательной системы и перспективы изменений в уровне образования населения. Следует подчеркнуть, что здесь и в дальнейшем речь идет о высшем образовании по российской классификации.

Индекс образования является составной частью общего показателя - индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), методика расчета которого разработана специалистами ООН. Индекс образования измеряет относительные достижения страны как в повышении грамотности взрослого населения, так и в увеличении общего показателя поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения страны. Вес в две трети приходится на индекс грамотности взрослого населения и вес в одну треть - на индекс общего показателя поступивших в учебные заведения.

Друзья, думаю, вам тоже интересно, в какой части света находится самая образованная страна в мире? И что это за страна? Сразу скажу, что это не Россия. В конце напишу аспекты, по которым наша страна не вошла в рейтинг, составленный Организацией экономического сотрудничества, несмотря на большое количество дипломированных специалистов.

На самом деле, мне всегда было интересно, какая страна самая образованная в мире. Образование населения - фундамент лучшего будущего для человека и государства. Даже такой показатель, как средняя продолжительность жизни прямо пропорционален уровню образованности общества. Не случайно и утверждение, что инвестиции в образование - самые надежные инвестиции.

Уровень образованности населения, в свою очередь, напрямую зависит от уровня жизни в стране и от того, насколько эффективна система образования в целом и в каждом вузе в частности.

Процент людей с высшим образованием в мире разный по странам. В каждом государстве выстроена и действует собственная система образования. Есть ряд стран (Евросоюз), имеющих сходные требования к системе образования.

Рейтинг самых образованных стран мира

В маленькой европейской стране Люксембург для студентов доступность высшего образования ограничена. И при этом у почти 43 процентов взрослого населения страны есть высшее образование. Этот высокий показатель можно объяснить тем, что часто молодые люди из Люксембурга уезжают учиться в соседние Германию, Францию, Бельгию и другие страны.

Северная страна Норвегия, знаменитая водопадами, фьордами и удивительными природными ландшафтами, уверенно входит в список стран с самым образованным населением. 43 процента от общего числа граждан окончили университет. Такой высокий показатель во многом объясняется тем, что Норвегия предоставляет всем бесплатное образование. Особенностью образовательного процесса можно назвать распространение самостоятельного обучения: это когда студент не ходит постоянно на пары и лекции, а занимается дома по онлайн-источникам. Это не мешает выпускникам норвежских вузов считаться высококвалифицированными специалистами в своей сфере.

Еще одна скандинавская страна может похвастаться высоким уровнем образованности граждан. Это Финляндия. Здесь доля взрослых людей, имеющих диплом о высшем образовании, почти 44 процента. Любопытный факт: имея самую «малоэффективную» и очень «запутанную» систему образования некоторое время назад, Финляндия провела ряд важных реформ в этой сфере, и сейчас студенты финских вузов признаются во всем мире высококвалифицированными специалистами. Сегодняшние финские студенты учатся по системе, которая позволяет получать много знаний, а баллы и оценки при этом отходят на второй план. Большая часть обучения основана на самостоятельном и индивидуальном подходе к процессу со стороны студентов: учащиеся могут посещать предметы по собственному выбору, формируя график посещения «под себя». Образование в Финляндии, как и в Норвегии, бесплатное, даже обеды в студенческих столовых оплачиваются администрацией заведения.

В далекой Австралии находятся семь из ста университетов, признанных лучшими в мире. В этих вузах готовят действительно сильных специалистов. Среди выпускников австралийских вузов есть лауреаты Нобелевской премии. Популярности австралийского образования способствует еще и то, что студенты имеют право учиться одновременно по двум разным направлениям, осваивая две разные профессии. Получить такой дабл-диплом действительно престижно и перспективно. А доля граждан с дипломом в Австралии около 47 процентов.

США гордятся тем, что на их территории находится восемь университетов составляющих топ-10 лучших вузов мира. Однако, учиться в Америке как престижно, так и дорого. В Америке нет единой системы образования, существуют разные ее варианты в разных штатах. Кроме этого, предъявляемые к абитуриентам требования очень высокие. Конкурс в топовые вузы иногда составляет более 15 человек на место, но при этом и процесс обучения будет максимально «адресным»: иногда на одного профессора-преподавателя приходится всего три-пять студентов. Среди взрослого населения Америки доля людей с высшим образованием составляет более 45 процентов.

Дания не случайно вошла в список самых образованных стран мира. Мы уже обсуждали разные в том числе и образование. Королевство Дания имеет один из самых высоких показателей по уровню людей с высшим образованием. Правительство финансирует образование, оно бесплатное для всех. Особенностью специалиста, окончившего университет в Дании, является его нацеленность на решение практических проблем, многие датчане с высшим образование являются специалистами в популярных сферах инженерии, медицины и биологии.

Учиться в Великобритании престижно. Великобритания - прародительница университетского образования. В университетах Объединенного Королевства студенты получают фундаментальное образование, осваивая гуманитарные и технические специальности, и доля выпускников технических вузов прирастает год от года. 46 процентов взрослых англичан - это люди с высшим образованием.

Сразу два азиатских государства имеют сравнительно высокий уровень населения с высшим образованием: Южная Корея и Япония.

Восточные традиции и система образования заметно выделяются стремлением студентов усовершенствовать свои врожденные способности усердием и прилежанием в обучении. Некоторые говорят, что со временем на востоке будут сосредоточены самые образованные нации мира.

В Южной Корее почти 47 процентов жителей имеют диплом вуза. Получение образования является приоритетом населения страны. Еще десять лет назад показатели образованности населения Южной Кореи были сильно ниже, чем сейчас. Развитие технологий является одной из причин увеличения числа высокообразованных людей.

Нужно отметить, что все южнокорейские университеты составляют определенную иерархию: карьера выпускника во многом зависит от престижности вуза, который он окончил. В стране уделяют много внимания образованию и воспитанию детей с самого раннего возраста. Южнокорейские дети даже в детский сад ходят семь дней в неделю.

Япония - страна, где половина взрослого населения имеет высшее образование. И это при том что образование в вузах платное: стоимость обучения может составлять до десяти тысяч долларов в год. Японские родители собирают деньги на обучение детей несколько лет. И требования к поступающим настолько высокие, что лишь четверть из них становятся студентами с первого раза, места в учебных заведениях ограничены.

Японское образование основывается на применении достижений в сфере высоких технологий, особенно ценятся специалисты - выпускники технических вузов и математических факультетов. В России выпускники, например, с результатами ЕГЭ могут подать документы в несколько вузов на несколько факультетов одновременно. В Японии же абитуриент имеет право подать документы лишь в один университет. На всякий случай, если вы иностранец и захотели учиться в японском университете, то плюс к одиннадцати классам вам понадобится проучиться еще один год для получения аттестата об окончании двенадцати классов, это стандарт в Японии.

В Израиле девять университетов и восемь с половиной миллионов человек населения. Практически половина жителей еврейского государства имеют высшее образование! Образование в Израиле платное. Девушки и юноши становятся студентами только после обязательной двухгодичной службы в армии, поэтому заканчивают молодые люди вуз довольно поздно, почти в 27 лет.

Канада с большим отрывом возглавляет список - самые образованные страны в мире. Более 56 процентов из числа жителей страны в возрасте от двадцати пяти до шестидесяти пяти лет имеют высшее образование. Этот показатель держится уже не первый год. При этом уровень образования в Канаде высокий, а дипломы местных вузов высоко оцениваются во всем мире. Есть даже такой термин, что канадское образование «легко экспортируется», а канадские выпускники - самые образованные люди в мире. Образование в «стране кленового листа» платное, но ряд непопулярных факультетов получает определенные гранты от государства, это дает возможность студентам учиться на них бесплатно.

В списке, как видите, нет Китая. Там с распространением высшего образования пока не все хорошо. По оценкам, максимум до 10 процентов взрослых китайцев учились в вузах. Да и вузов в Китае совсем мало.

Ну и напоследок о нас, о России.

Что происходит с образованием в России, мнения экспертов

Система образования, существовавшая в Советском Союзе, признавалась во всем мире одной из лучших. А по телевизору в советское время говорили, что мы - самый образованный народ в мире. А что же сейчас в России?

По цифрам рейтинги высоко оценивают количество специалистов с высшим образованием в нашей стране. Говорят о 54 процентах от взрослого населения. То есть мы почти лидеры. Действительно, дипломированных специалистов в России много, но вот к качеству образования сложился ряд вопросов. У нас квалификация специалиста не всегда гарантия его профпригодности и достаточности знаний и навыков. В России высоко ценится образование лишь в определенном числе вузов, а их тысячи по стране.

Россию и Польшу считают странами с «перспективными» системами образования. Специалисты считают, что российскому образованию нужно пересмотреть систему образования в дошкольных заведениях и в средних школах, и повысить качество высшего образования. Считаю правильным, что наше правительство начало уделять внимание развитию среднего специального образования. В этом году в колледжи на базе 9 классов наблюдались конкурсы аттестатов из-за большого наплыва. Отрадно и признание того, что у русских наблюдается исторически сложившийся приоритет образования для себя и детей. Где-то промелькнула информация, что, согласно опросу, восемьдесят процентов выпускников школ планируют продолжить обучение в вузе.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Воспитание появилось вместе с первыми людьми, но наука о нем сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие.

Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась необходимость обобщать опыт воспитания, создавать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни.

То, что экономическое развитие государства напрямую зависит от уровня развития науки и образования в стране, общеизвестно. Это аксиома, не требующая доказательств. Потому что образование – самое эффективное средство, которым располагает общество, чтобы противостоять вызовам будущего. Именно образование будет формировать мир завтра. О том, что представляют собой образовательные системы мира, какие из них заслуживают особого внимания, и пойдет разговор ниже.

20 лучших систем образования в мире

Ирина Каминкова,«Хвиля»

В современном мире с его тесными глобальными связями не вызывает сомнений значение образования: эффективность учебных заведений вносит существенный вклад в процветание государств наряду с другими факторами социально-экономического развития.

Для оценки и сравнения качества систем образования специалистами разработан ряд метрик, среди которых наиболее известные: PISA, TIMSS и PIRLS. Группа Пирсон с 2012 года публикует свой индекс, рассчитанный по данным метрикам, а также по ряду других параметров, таких как уровень грамотности и количество выпускников по различным странам. Кроме общего индекса, рассчитываются две его составляющие: навыки мышления и успехи в обучении.

Отметим сразу, что данные по Украине в этом рейтинге отсутствуют. Основная причина в том, что за все годы независимости чиновники у власти не удосужились оформить и подать ни одной заявки на международное тестирование. Очевидно, что, несмотря на ярую патриотическую риторику, развитие национальной системы образования и её продвижение на глобальном уровне, мягко говоря, не входит в круг их интересов. Тут уж впору брать пример с России, которая, несмотря на похожие проблемы с усушкой, угаром и утечкой ресурсов, всё же вошла в двадцатку лучших и обогнала (!) США.

В целом, развитие национальных систем образования в мире демонстрирует следующие тенденции:

страны Восточной Азии по-прежнему опережают остальных. Южная Корея находится на вершине рейтинга, далее следуют Япония (2), Сингапур (3) и Гонконг (4). Идеологией образования в этих странах является примат усердия над врожденными способностями, четко сформулированные цели и задачи обучения, высокая культура отчетности и взаимодействия среди широкого круга заинтересованных лиц.

страны Скандинавии, традиционно удерживающие сильные позиции, несколько растеряли своё преимущество. Финляндия, лидер Рейтинга-2012, переместилась на 5 место; а Швеция опустилась с 21-го на 24-е.

заметно улучшилась позиция Израиля (с 17 на 12 место), России (вверх на 7 мест до 13-го) и Польши (вверх на четыре места до 10-го).

развивающиеся страны занимают нижнюю половину рейтинга, Индонезия замыкает список из 40 представленных стран, ей предшествует Мексика (39) и Бразилия (38).

Дадим краткую характеристику 20 странам-лидерам

  1. Южная Корея.

Япония и Южная Корея жестко конкурируют за 1-е место в рейтинге. Корейцы победили Японию по 3-м позициям. Япония, несмотря на солидные инвестиции в начальное образование детей, уступила в уровне мышления и ряде других позиций рейтинга. А вы знаете, что в Южной Корее дети часто ходят в школу семь дней в неделю, без выходных? Госбюджет образования в прошлом году составил $ 11300 млн. Уровень грамотности всего населения 97,9%, в т.ч. мужчин - 99,2%, женщин - 96,6%. ВВП на душу населения в 2014 году составил $34795.

  1. Япония

Система образования базируется на высоких технологиях, что обеспечивает лидерство в уровне знаний и понимания проблем. ВВП - около 5.96 триллионов долларов США - прекрасная материальная база для дальнейшего развития.

  1. Сингапур

Лидер по уровню системы начального образования, имеет сильные позиции по другим показателям, что обеспечило 3-ю позицию в рейтинге. ВВП на душу населения - $64584, 3-е место в мире.

  1. Гонконг

В школах представлена в основном британская система образования. Госбюджет образования за последний год - $39420 на душу населения. Начальное, среднее и высшее образование имеют очень высокий уровень. Обучение ведется на английском и кантонском диалекте китайского языка. Уровень грамотности населения 94,6%, отмечается очень хорошая математическая подготовка.

  1. Финляндия

Лидер рейтинга-2012 утратил свои позиции, уступив азиатским конкурентам. Многие продолжают считать систему образования Финляндии лучшей в мире, хотя фактически она таковой уже не является. Существенным недостатком системы признано позднее начало учебы в возрасте 7 лет. Образование в стране бесплатное, годовой образовательный бюджет 11,1 млрд €. ВВП на душу населения - $36395

  1. Великобритания

Вопросы образования в Великобритании решаются не на уровне королевства, а на уровне правительств Англии, Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. Согласно индексу Пирсона, Британия заняла 2-е место в Европе и 6-е место в мире. При этом шотландская система образования получила относительно более высокие оценки, чем в целом по стране. ВВП на душу населения - $38711, 21-е место в мире.

  1. Канада

Английский и французский языки являются языками обучения. Уровень грамотности не менее 99% (как среди мужчин, так и среди женщин). Показатель уровня образования также высокий. Процент выпускников колледжа самый высокий в мире. Канадцы поступают в колледж в 16 (в большинстве провинций) или 18 лет. Учебный календарь варьируется от 180 до 190 дней. Результаты могут стать еще лучше, если сделать приоритетом инвестиции в начальное образование. ВВП на душу населения - $44656. Канада инвестирует 5,4% своего ВВП в сектор образования.

  1. Нидерланды

Низкий уровень инвестиций, слабое планирование и управление в среднем образовании, опустили Нидерланды на 8 место в рейтинге. ВВП на душу населения - $42586.

  1. Ирландия

Уровень грамотности составляет 99% среди мужчин и женщин. Образование в стране является бесплатным для всех уровней - от начального до колледжа /университета. Только студенты из ЕС платят за обучение и облагаются налогами. Ирландское правительство инвестирует в образование 8.759 млн евро ежегодно.

  1. Польша

Министерство образования Польши руководит системой в стране. Согласно индексу Пирсона, Польша заняла 4-е место в Европе и 10-е в мире, благодаря хорошей организации начального и среднего (базового и полного) образования. ВВП на душу населения - $21118.

  1. Дания

Система образования Дании включает дошкольное, начальное, среднее и высшее образование, а также, образование для взрослых. В среднем образовании дополнительно выделяются гимназия, программа общей подготовки, программа поступления в коммерческие и технические вузы и профессионально-техническое образование. Аналогично, высшее образование также включает в себя ряд программ. Образование является обязательным для детей до 16 лет. «Folkeskole» или высшее образование не является обязательным, однако 82% студентов проходят обучение, что положительно характеризует перспективы страны. Образовательные индексы и индекс человеческого развития ООН в Дании являются одними из самых высоких в мире. ВВП на душу населения - $57998.

  1. Германия

Германия стремится к организации одной из лучших образовательных систем в мире. Образование полностью в ведении государства и, следовательно, не имеет никакого отношения к местному управлению. Детский сад не является обязательным, но среднее образование обязательно. В системе среднего образования действует пять типов школ. Немецкие университеты признаны одними из лучших в мире и способствуют распространению образования в Европе. ВВП на душу населения - $41248.

  1. Россия

Страна имеет дальнейшие резервы для улучшения позиций, если обратит внимание на развитие дошкольного и начального образования. Уровень грамотности практически 100%. Согласно опросу Всемирного банка, 54% занятого населения в России имеют высшее образование, что, несомненно, является высшим достижением для образования на уровне колледжа в мире. Расходы на образование превысили $20 млрд. в 2011 году. ВВП на душу населения - $14645.

Многие считают США страной с высоким рейтингом образования, однако, это далеко не так. Несмотря на хорошо развитую и одну из самых мощных экономик в мире, образовательная система США не входит даже в топ-10. Затраты национального бюджета на образование в $ 1,3 трлн обеспечивают уровень грамотности 99% (среди мужчин и женщин). Среди 81.5 млн учащихся 38% посещают начальную школу, 26% среднюю и 20,5 млн - высшую. 85% учащихся заканчивают среднюю школу, 30% получают диплом о высшем образовании. Все граждане имеют право на бесплатное начальное образование. ВВП на душу населения - $54980 (6-е место в мире).

  1. Австралия

Годовой бюджет на нужды образования составил 5,10% ВВП - более $ 490 млн - в 2009 году. Английский язык – основной язык обучения. Уровень населения с начальным образованием - почти 2 миллиона. Уровень грамотности 99%. Среднее образование имеют 75%, а высшее - 34% жителей страны. Штаты и громады практически полностью контролируют местные образовательные учреждения и систему оплаты. PISA оценила австралийскую систему образования с точки зрения чтения, науки и математики, как 6, 7 и 9 в мире. ВВП на душу населения - $44346.

  1. Новая Зеландия

Расходы Министерства образования Новой Зеландии в 2014-2015 учебном году составили $ 13183 млн. Английский и маори являются основными языками обучения. Плохие результаты тестов в начальной школе являются основным препятствием для улучшения рейтинга. PISA даёт 7-е место стране в области науки и чтения, и 13-е в математике. Индекс образования HDI самый высокий в мире, но он оценивает только количество лет, проведенных в школе, а не уровень успеваемости. ВВП на душу населения - $30493.

  1. Израиль

Бюджет системы образования составляет примерно 28 млн.шекелей. Обучение ведется на иврите и арабском языке. Уровень грамотности среди мужчин и женщин достигает 100%. Начальное, среднее и высшее образование образуют комплексную систему. В рейтинге Организации экономического сотрудничества и развития 2012 года Израиль представлен как вторая наиболее образованная нация в мире. 78% затрат берет на себя государство. 45% граждан имеют среднее или высшее образование. Низкий показатель по индексу Пирсона связан с низким уровнем инвестиций в сферу дошкольного и начального образования. ВВП на душу населения - $35658.

  1. Бельгия

Система образования в Бельгии является неоднородной и в основном финансируется и управляется на уровне земель: фламандских, немецкоязычных и французских. Федеральное правительство играет несущественную роль в финансирование местных учебных заведений. Начальное образование является обязательным. Во всех громадах следуют одинаковым этапам обучения: базовое, дошкольное, начальное, среднее, высшее, образование в университете и профессионально-техническое обучение. По индексу образования ООН страна занимает 18-е место. ВВП на душу населения - $38826.

  1. Чехия

Образование является бесплатным и обязательным до 15 лет. Обучение в основном состоит из пяти этапов, включая дошкольное, начальное, среднее образование, колледжи и университеты. ВВП на душу населения - $28086.

  1. Швейцария

Вопросы образования решаются исключительно на уровне кантонов. Начальное образование является обязательным. 10 из 12 вузов в конфедерации принадлежат и управляются кантонами, два находятся в федеральной юрисдикции: управляются и контролируются Государственным секретариатом по вопросам образования, науки и инноваций. Университет в Базеле имеет славную многовековую историю: он основан в 1460 году и прославился исследованиями в области медицины и химии. Швейцария занимает второе место после Австралии по числу иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. В стране относительно высокое число Нобелевских лауреатов. Страна занимает 25 место в мире в области науки, 8 в математике. В рейтинге глобальной конкурентоспособности Швейцария занимает 1-е место. ВВП на душу населения - $47863 (8-е место в мире).

Судя по представленной информации, деньги – важный фактор для развития системы образования, но далеко не единственный. Во всех странах-лидерах образование – это неотъемлемая часть культуры и образа жизни:

не только родители и преподаватели, но и сами студенты заинтересованы в получении образования, т.к. оно высоко ценится в обществе и монетизируется в процессе карьерного роста;

преподавание почетно в качестве карьеры и имеет высокий социальный статус, хотя оплата может быть относительно невысокой.

Если у вас подрастают дети, и по прочтении данной статьи вы вдруг задумались о переезде в Азию, приглядитесь к стране, которая намного ближе - Финляндии. Кстати, по рейтингу знания разговорного английского Финляндия заняла 4-е место в 2012 году. Хотите, чтоб детишки знали английский? Вот вам отличное место для учебы.

Что ещё может понравиться в школе у финнов:

обучение начинается с 7 лет;

домашних заданий не задают;

никаких экзаменов, пока ребенку не исполнится 13;

в классах ученики с разным уровнем способностей;

максимум 16 учеников в классах с изучением математики и естественных наук;

много времени на переменках каждый день;

учителя имеют степень магистров;

подготовка учителей оплачивается государством.

Если школа уже позади, тогда колледжи и ВУЗы Польши предлагают хороший уровень образования по ценам, сопоставимым с украинскими, - и неизмеримо лучшую материальную базу. Или Чехия. Или Германия. Или Канада…

А что же Украина с её 100% грамотностью? Успеет ли она заявить о себе в мировых рейтингах? Сможет ли?

Шансы ещё есть. Но только для этого нужно научиться превращать золотые батоны обратно в обычное оборудование физ и химкабинетов, компьютерных классов и лабораторий. И ни в коем случае не допускать обратных реакций.

По материалам интернета подготовил Николай Зубашенко

Благодаря оплетающим всю планету глобальным связям современный мир словно стал меньше. В этих условиях существенно возросла роль образования - процветание государства не может иметь место без эффективной работы системы образования, а также прочих факторов социально-экономического развития. Чтобы как-то сравнивать качество работы системы образования, специалисты придумали ряд метрик (PIRLS, PISA, TIMSS). Основываясь на этих метриках и прочих параметрах (количество выпускников в стране, уровень грамотности), с 2012 года группа Пирсон обнародует собственный индекс для различных стран. Помимо индекса, учитываются успехи в обучении и навыки мышления. В этом году список стран с лучшим образованием таков:


Для современного человека даже сейчас умение читать остаётся важнейшим базовым навыком, несмотря на засилье цветных кнопочек, картинок и пиктограмм. Н...

1. Япония

Эта страна наиболее далеко продвинулась в уровне многих технологий, а на первое место в этом рейтинге её поставила реформа образовательной системы. Японцы смогли кардинально изменить модель образования, создать в ней эффективную систему контроля. Когда экономика страны потерпела полный крах, то единственным источником её развития виделось образование. Японское образование имеет давнюю историю, и сейчас оно хранит свои традиции. Его система опирается на высокие технологии, которые позволяют японцам лидировать в понимании проблем и уровне знаний. Уровень грамотности населения здесь составляет практически 100%, но лишь начальное образование является здесь обязательным. Уже многие годы японская система образования нацелена на подготовку учеников школ к трудоустройству и плодотворному участию в общественной жизни. Здесь от детей требуют результатов, соответствующих их способностям. Учебный план в Японии строг и плотен, а школьники многое узнают о культурах мира. Особый упор делается на практические занятия.

2. Южная Корея

Ещё примерно 10 лет назад о корейской системе образования нечего было сказать особенного. Но стремительное развитие южнокорейской экономики резко выдвинуло её в список лидирующих в мире. Здесь большой процент людей с высшим образованием и не потому, что учиться стало модно, просто обучение стало принципом жизни корейцев. Современная Южная Корея лидирует по уровню технологического развития, а это можно было достичь только правительственными реформами в области образования. На образование здесь выделяется 11,3 млрд долларов ежегодно. В стране 99,9% грамотных.

3. Сингапур

У населения Сингапура определяется высокий IQ. Особое внимание здесь уделяют качеству и объёму знаний, но также и самим обучающимся. На данный момент Сингапур является одной из богатейших стран и вместе с тем, одной из наиболее образованных. Для успеха страны образование играет важнейшую роль, поэтому на него здесь тратятся, не скупясь - ежегодно инвестируя 12,1 млрд долларов. Уровень грамотности в стране выше 96%.

4. Гонконг

Этот кусочек континентального Китая отличается тем, что исследователи определили у его населения самый большой IQ. Грамотность населения и система образования здесь находятся на очень высоком уровне. Благодаря продуманной системе образования стали возможны также и успехи в развитии здесь высоких технологий. Гонконг является одним из «бизнес-центров» мира, он отлично приспособлен для получения качественного высшего образования. Причём высокий уровень здесь имеют разные ступени образования: не только высшее, но и начальное, и среднее. Обучение проводится на местном диалекте китайского и на английском языке. Обучение в школе, продолжающееся 9 лет, является в Гонконге обязательным для всех.


Иногда собственная страна не устраивает человека, и он начинает искать иное место для проживания. При этом ему приходится учитывать различные критерии...

5. Финляндия

Образовательная система Финляндии даёт студентам и школьникам максимальную свободу. В стране полностью бесплатное образование, а школьная администрация оплачивает даже питание, если школьник проводит в стенах школы полный день. Здесь активно занимаются привлечением абитуриентов в ВУЗы страны. Финляндия лидирует в таком аспекте, как число людей, которые последовательно заканчивают любую из форм образования. На образование страна выделяет существенные ресурсы - 11,1 млрд евро. Благодаря этому здесь удалось выстроить прочную образовательную систему от начального уровня до высшего. Финские школы вольны сами выбирать учебные материалы, а учителя здесь должны обладать степенью магистра. Им предоставляется широкая свобода в плане организации занятий в своих классах.

6. Великобритания

В этой стране давно сформирована лучшая в мире образовательная система. Великобритания традиционно славится отличным образованием, особенно на университетском уровне. Университет в Оксфорде считается эталонным в мире. В сфере образования Великобритания является пионером, за многие столетия именно здесь формировалась система образования в стенах старинных английских университетов. Но вот, что касается начального и среднего уровней образования, то на них здесь обращается значительно меньше внимания, и лишь высшее образование считается безупречным. Это не позволяет Великобритании возглавить данный рейтинг, и даже в Европе она оказалась на втором месте.

7. Канада

Уровень высшего образования достиг в Канаде настолько высокой отметки, что для его получения в эту страну в последние годы стало устремляться всё больше иностранной молодёжи. При этом в разных канадских провинциях правила получения образования могут отличаться, но для всей страны общим является то, что правительство Канады вопросам стандартов и качества образования повсюду уделяет много внимания. Доля школьного образования в стране особенно велика, но продолжать его получать в ВУЗах стремится меньше молодых людей, чем в упомянутых уже странах. Финансированием образования в основном занимается правительство конкретной провинции, то есть у канадской системы образования проявляется явный децентрализованный характер. Поэтому каждая провинция сама контролирует свою учебную программу. Учебные практики и преподавательский состав здесь подлежат строгому отбору. Внедрение технологий и конструктивное взаимодействие с семьями учеников делают образование более передовым. Обучение в Канаде ведётся на английском и французском языках.


Для нынешнего поколения интернет стал нашим всем, и каждый год он добирается до самых отдаленных деревень. Но технический прогресс продолжается, а зна...

8. Нидерланды

О качестве голландского образования говорит то, что население этой страны признано наиболее начитанным в мире. Здесь все уровни образования являются бесплатными, хотя и в Голландии есть платные частные школы. Особенность местной системы образования заключается в том, что ученики до 16 лет должны посвящать обучению весь свой день. Подростки уже далее могут выбирать, стоит ли им продолжать учиться целый день либо сократить время обучения, отчего зависит, будут ли они стремиться к получению высшего образования или довольствуются начальным. В Нидерландах помимо светских учебных заведений есть ещё религиозные.

9. Ирландия

Одной из лучших в мире считается и ирландская система образования, хотя бы по причине абсолютной его бесплатности, в том числе и в колледжах, и в ВУЗах. Подобные успехи в сфере образования не остались незамеченными в мире, поэтому этот скромный остров также попал в столь почётный рейтинг. В настоящее время исландское образование имеет явный уклон в сторону изучения ирландского языка и преподавания на нём. Для всех ирландских детей начальное образование является обязательным, а все учебные заведения, в том числе и частные, финансирует правительство страны. Его целью является обеспечение качественного и бесплатного образования всем жителям острова и на всех уровнях. Поэтому 89% населения Ирландии имеет за плечами обязательное среднее образование. Но бесплатность обучения не распространяется на студентов-иностранцев - даже молодые люди, приехавшие из Евросоюза, должны платить здесь за обучение, а если они одновременно здесь и работают, то платят налоги.

10. Польша

Ещё в XII веке в Польше начала складываться система образования. Интересно, что именно здесь появилось первое министерство образования, которое и до наших дней отлично справляется со своими задачами. Успехи польского образования имеют самые разные подтверждения, например, польские студенты неоднократно становились победителями различных международных конкурсов в области математики и фундаментальных наук. В стране очень высокий уровень грамотности. Благодаря постоянно высокому качеству обучения польские ВУЗы котируются во многих странах. Сюда же стремятся приехать студенты из-за рубежа.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу

Если взять рейтинг образования по всему миру, Россия не занимает в нем первые места, оказывается на 20-40-х позициях. Что это – некомпетентность отечественных педагогов или предвзятое отношение западных рейтинговых агентств в оценке уровня российского образования? В этом вопросе разбирались специалисты портала.

Зачем составляются?

Составители, заказчики рейтингов преследуют бизнес-цели. Им нужно продавать услуги высших учебных заведений, повысить посещаемость собственных веб-ресурсов. Кроме того, высокие позиции по публикуемым показателям – это престиж не только самих университетов, но и стран, в которых они находятся, позволяет привлекать и человеческий капитал, и инвестиции.

Вслед за этим в строке экспорта такой страны увеличивается доля образовательных услуг. Это важный фактор, чем лучше развит экспорт услуг в стране, тем сильнее экономика. Например, в США на долю услуг приходится 78% от ВВП, на промышленность – 21 %, и всего 1 % – на сельское хозяйство. То есть, из 18,5 трлн долларов ВВП, 14,5 трлн приходится на услуги. ВВП Великобритании – пятый по счету в мировом рейтинге. Страна захватила 10% мирового рынка услуг, что делает ее экономически сильной и устойчивой. Лидирующие позиции на мировом рынке услуг – залог мощного экономического роста.

Некоторые данные

Часть этого рынка – образование. Ежегодно свыше 4 млн студентов обучаются за рубежом.

Они выбирают университеты, исходя из рейтингов, первые места в которых занимают США и Европейские страны. Поэтому на США приходится около 20% всех иностранных студентов – это около 800 тыс. человек. На Великобританию – чуть больше 11% или около 450 тыс. человек.

Российским университетам удается привлечь 5% зарубежных студентов, уступая Австралии (7,5-8%), Франции (7,5-8%) и Германии (6-7%). Здесь отечественные ВУЗы опережают КНР (менее 2%), Южную Корею (около 1,5%), Малайзию и Сингапур (каждая привлекают по 1,2%).

Из общего количества студентов треть приходится на следующие страны:

  1. Китай – чуть более 15%;
  2. Индия – около 6%;
  3. Южная Корея – 3,5-3,7%;
  4. Германия – 2,6-2,8%.

Наибольшим спросом у студентов, исходя из распределения общего количества учащихся, пользуются направления:

  1. Бизнес – 22-23%;
  2. Инженерное дело – 14-15%;
  3. Гуманитарные науки – 14-15%;
  4. Право, социология – 12-13%.

Борьба университетов за первые места в мировых рейтингах – это метод повышения экономического роста страны.

Какие рейтинги?

Существует разные показатели, основанные на различных системах оценивания. Некоторые из них представлены в таблице ниже:

ТОП-5 по разным системам оценивания

ТОП-5

Место России

Уровень образования

Австралия, Дания, Новая Зеландия, Норвегия, Германия

Лучшие университеты мира по версии TIMES HIGHER EDUCATION

Оксфорд, Кембридж, Калифорнийский Технологический институт, Стэнфордский Университет, Массачусетский Технологический институт

194 (Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова)

Эффективность национальных систем образования

США, Швейцария, Дания, Великобритания, Швеция

Международное исследование качества чтения и понимания текста (по результатам учащихся 4-х классов)

Гонконг, Россия, Финляндия, Сингапур, Северная Ирландия

Международное исследование качества математического образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Россия (углубленное изучение), Ливан, США, Россия, Португалия,

Международное исследование качества естествонаучного образования (по результатам учащихся 11-х классов)

Словения, Россия, Норвегия, Португалия, Швеция

Если российские школы достойно справляются с возложенными на них функциями, возникают вопросы к системе высшего образования. Почему, получая неплохо подготовленных студентов, отечественные ВУЗы не составляют конкуренции американским, английским, немецким университетам?

Проблема кроется в подходах оценивания и направлениях, которые берутся за основу, а именно:

  1. Образование;
  2. Наука;
  3. Интернационализация;
  4. Коммерциализация.

Отечественные специалисты объясняют неблагоприятные данные по России в зарубежных рейтинговых агентствах несовершенной системой оценивания. Объекты изучения – ВУЗы – для них представляются в качестве научно-исследовательских учреждений.

Простой пример. Один из параметров оценивания – соотношение количества обучающего персонала и студентов учреждения. На одного российского преподавателя приходится 8 учащихся. В зарубежных ВУЗах это соотношение в 2,5 раза выше – 1 к 17. Сказываются разные подходы, отечественный путь выдвигает на первое место работу в аудиториях, на Западе преимущество за самостоятельным обучением.

Кстати, за счет этого показателя России удалось подняться в рейтинге, но планируется изменение соотношения, после которого на одного отечественного преподавателя будет 12 студентов. Это понизит страну в списках, ухудшит привлекательность обучения в российских университетах для иностранцев.

Университеты вынуждены меняться под давлением требований, которые диктует новое время. Их деятельность необходимо учитывать с позиций внедренных инноваций, внесения новшеств в экономику, а также их роли в развитии регионов страны. Расширение направлений оценивания позволит избежать противоречий и составлять объективный рейтинг.