В первой половине 19 века мировой флот все еще состоял из деревянных кораблей. Единственным изменением была медная обшивка подводной части судна. Развитие артиллерии и использование паровых машин подтолкнули конструкторов к проектированию полностью металлических боевых единиц. Созданная в конце века торпеда стала очередным рывком в военно-морском деле.

Все эти инновации внедрялись на фоне демонстрации Британией своего бесспорного превосходства в океане. Англия следовала принципу: «Кто правит морем, тот правит миром». Неудивительно, что в середине 19 века ее корабли стояли в портах 55 государств по всей планете. Повсеместное господство, растянувшееся на долгие 100 лет, они сумели доказать в начале века, воюя с рядом европейских государств. Командующий флотом адмирал Нельсон заплатил за это дорогую цену – собственную жизнь. Лишь одному государству они вынуждены были уступить – Америке.

Россия также не отставала в борьбе за морские просторы. Серьезные баталии происходили в водах Черного моря. Крымская война с Османской империей стала важной частью истории обеих стран. США в конце 19 века снова вступили в войну с европейской державой – на этот раз с Испанией.

Самый сильный корабль в начале 19 века

Самыми мощными военными кораблями обладал Королевский флот. Флагманом выступал линейный корабль « », построенный еще в 1765 году.

Длина судна составляла 57 метров, скорость хода 11 узлов. Движение обеспечивалось парусной системой, площадь которой достигала 5 440 м². С появлением новых видов вооружения у Великобритании корабль «Виктория» был в числе первых, кто оснащался новинками. В 1805 году было проведено очередное обновление орудий. Их общее количество составило 104 современные пушки разного калибра.

Строительство корабля HMS Victory

Именно на нем адмирал Нельсон отправился в свой последний бой вблизи мыса Трафальгар.

В 1805 году, перед отплытием к месту расположения врага, командующий британским флотом Горацио Нельсон собрал старших офицеров на палубе линкора «Виктория». Он знал, что Франция совместно с Испанией имеют большее количество кораблей. Общая численность пушек также была не на стороне англичан. Но за британцами был боевой опыт, современное вооружение и непреодолимое желание победить. Адмирал сказал, что капитаны поступят правильно, если их борта столкнутся с бортами кораблей противника. Несмотря на мощное вооружение, предназначенное для дальней стрельбы, было решено уйти от линейной расстановки сил в море и сражаться в ближнем бою.

Союзнические силы не были готовы к такой битве и спустя несколько дней были побеждены. Командующий стоял на палубе «Виктории» во всем обмундировании. Он хотел, чтобы солдаты видели своего командира и вели себя более уверенно. Французский стрелок воспользовался этим и смертельно ранил Нельсона. Умирая, он уже знал, что Англия побеждает. Для любого офицера смерть в бою является честью. Сегодня Горацио признан величайшим адмиралом в истории Британии.

Победа у Трафальгара вселила уверенность в английских моряков. В 1815 году затяжная война закончилась бесспорной победой Великобритании. Началась эра мирового господства .

Новые технологии военного флота

Паровые машины

Идея использовать паровые машины на кораблях витала в воздухе уже давно. Зависимость движения судна от силы ветра негативно отражалась на скорости и возможности плыть в нужном направлении. В 1707 году французский физик и изобретатель впервые установил ее на лодку. Прошло более 100 лет, прежде чем военные обратили внимание на новое устройство. В 1802 году американец Роберт Фултон предложил Наполеону построить корабль с паровым движителем и гребным колесом. Французский император отказался, так как не понял важность и перспективу данной машины.

Лишь к середине 19 века механизм получил повсеместное распространение. Используя новое оборудование, корабль мог зайти с любой стороны и развернуться пушками к противнику. Кроме того, ему не нужно было ожидать определенного направления и силы ветра. Появилась возможность двигаться в реках против течения. Гребные колеса плохо работали в условиях неспокойного моря, но для тихих зон это была отличная замена парусам. Преобразование колеса в винт позволило использовать устройство и на боевых кораблях дальнего плаванья. Первые эксперименты показали, что двигатель производит сильную вибрацию, в результате чего деревянная конструкция корабля расшатывалась.

К этому времени кораблестроители уже искали варианты замены древесины, так как появилось вооружение, способное метать тяжелые снаряды с большим количеством взрывчатого вещества, поражающее значительную часть судна. Внедрение паровых установок ускорило замену корабельного состава мировых лидеров. Наступала эра броненосцев, полностью металлических кораблей.

Металлическая обшивка корпуса

Опыт обшивки днища корабля медью показал, что металл справляется с морской стихией не хуже, а иногда и лучше самой качественной древесины. Но найти такое количество меди не представлялось возможным. Тогда внимание было обращено на железо. Однако большинство членов адмиралтейства с недоверием отнеслись к предложенному материалу. Они считали, что металлическое судно не сможет удержаться на воде. Если же создадут условия для его функционирования, компас – основной прибор на корабле, предназначенном для дальних путешествий, не сможет работать. Первые опыты доказали, что эти опасения напрасны. Более того, металлическая обшивка обеспечила снижение сопротивления воды и, как следствие, способствовала повышению скорости хода.

«Немисис» (1839) – участие в Опиумной войне

В 1839 году в Англии был построен первый в мире железный военный корабль, получивший название HEIC Nemesis. Судно имело длину 50 метров, водоизмещение составляло 660 тонн. Движение обеспечивалось уже привычной парусной системой и двумя паровыми машинами с гребными колесами. Запасов угля хватало на 12 суток хода.

Спустя год после вступления в строй «Немисис» принял участие в Первой опиумной войне с Китаем. Великобритания расширяла свои торговые границы и дошла до империи Цин. Она обменивала опиум на диковинный китайский товар, пользующийся в Европе большим спросом. Китайское правительство крайне негативно реагировало на последствия, вызываемые повсеместным приемом наркотиков. Поэтому они запрещали британцам заходить в их порты. Этого мировой лидер допустить не мог.

В конце 1840 года «Немисис» присоединился к войне на Востоке. До устья реки он плыл с помощью парусов. Войдя в тихие китайские воды, корабль с легкостью поднялся против течения, используя для этого паровые двигатели. Но борту находилось 7 единиц артиллерии разного калибра, 1 гаубица на платформе и установка для запуска боевых ракет Конгрива. Этого снаряжения хватило для борьбы с 15 джонками. Первая выпущенная ракета потопила китайский маломощный военный корабль. Для безоговорочной капитуляции потребовалось несколько часов.

К середине 19 века металлургическая промышленность совершила технологический рывок – был изобретен способ выплавки стали. Теперь производство стальных конструкций для кораблей было поставлено на поток. Броненосцы стали естественным продолжением развития кораблестроения.

Появление торпедного вооружения

В 1865 году русский инженер Александровский разработал автономное подводное устройство, движущееся за счет сжатого воздуха и несущее в себе взрывчатые вещества. Он назвал его « ». Оружие было представлено управляющему морским министерством России адмиралу Краббе.

Спустя год, в октябре 1866 года, Роберт Уайтхед впервые провел испытание своей новейшей разработки. Впоследствии устройство было названо «торпеда Уайтхеда». Оно стало обязательным вооружением большинства военных кораблей многих стран мира.

Впервые торпеда была успешно запущена в Русско-Турецкой войне. 13 января 1878 года русские боевые судна потопили турецкий «Интибах».

Нарезное оружие

В середине 19 века военно-морские силы крупнейших держав стали испытывать нарезное оружие. Первые годы оно развивалось наряду с гладкоствольной техникой. Последующий опыт показал значительное преимущество нового вида вооружения:

  • Снаряды получали более точное направление;
  • Эффективная дальность стрельбы увеличивалась. При этом, если говорить о максимально возможном расстоянии, то гладкоствольная артиллерия выигрывала. Таким образом, с началом использования нарезного оружия увеличилась фактическая дистанция ведения боя.
  • Снаряды имели другую форму и вес, они несли в себе большее количество взрывчатых веществ.

Новые пушки способны были разрывать стальной корпус вражеского судна. В качестве противодействия применялась различная степень бронирования корпуса. Наиболее уязвимые места покрывались самым толстым слоем защитных пластин.

Конструкция боевых кораблей 19 века

Ведущие ВМС мира продолжали развивать действующие типы судов. С появлением новых видов вооружения началось строительство и современных кораблей нового класса.

Развитие линейных кораблей

Линкоры считались самыми мощными кораблями. Они включали две, три, а иногда и четыре закрытые палубы с большим числом пушек разного размера. Развитие металлургической промышленности способствовало оснащению судна медным днищем, который защищал от наростов и сильных затоплений. В середине 19 века корпус линкоров также начали обшивать металлом – железными, а позднее стальными пластинами. После внедрения паровых машин такие укрепления стали необходимыми. В противном случае вибрация, исходившая из новых установок, расшатывала деревянную конструкцию и делала ее более уязвимой не только в момент боя, но и при сложных погодных условиях.

Линкор «Азов» (1826) – Россия

Российский линкор « » выполнял роль флагмана русского флота. Осенью 1825 года он был заложен в Архангельске. Спустя полгода судно спустили на воду. По проекту парусный военный корабль должен был включать 76 пушек. Фактически количество артиллерии было большим. Водоизмещение составляло 3000 тонн, длина между перпендикулярами – 54 метра. Подводная часть корпуса была обшита медными листами.

Сразу после введения в строй «Азов» отправился в Англию. Спустя год, в составе союзнической эскадры из российских, английских и французских кораблей, линкор принимал участие в Наваринском сражении против турецко-египетского флота.

Линкор «12 апостолов» (1841) – Россия

В 1841 году в строй вступил парусный линейный корабль « », который выполнял задачи на южных границах России и входил в состав Черноморского флота.

Деревянный корпус судна изготавливался из отборных видов дуба. Подводная часть была обшита пластинами из меди. Размер каждой составлял 10х35 см. Общее количество медных элементов равнялось 5 300 штукам. Впервые в России конструкция трюма укреплялась железными полосами – ридерсами и раскосинами.

130 пушек разного назначения и размера, находящиеся на борту корабля, заряжались обычными и разрывными снарядами. Линкор принимал участие в Крымской войне, однако ни в одном из сражений задействован не был.

В самом начале военный действий судно вынуждено было уйти на ремонт. После починки, в 1854 году, «12 апостолов» вошел в состав эскадры близ Севастополя. Когда турецкие морские силы в содружестве с англичанами и французами заблокировали русский флот, с линкора сняли часть артиллерии для укрепления берега. Спустя несколько месяцев было принято решение затопить судно, чтобы вражеские войска не смогли высадиться на берег.

Фрегаты

Большое распространение в 19 веке получили фрегаты. Их отличием от линейных кораблей было однопалубное размещение артиллерии. Использование паровых двигателей занимало значительное место на судне. Фрегат был маневреннее крупных собратьев. Он редко использовался для крупных боев с линейным расположением боевых единиц. Но мог выполнять множество различных боевых задач.

Америка в 19 веке не входила в число сильнейших морских держав. Догнать лидирующие ВМС на первый взгляд не представлялось возможным. Однако война с Великобританией в 1812-1814 годах вселила надежду. США не стремились превзойти Англию и остальные страны по количеству линкоров – морских гигантов. На это у них не было ни времени, ни возможностей. При этом они хотели иметь преимущество хотя бы по одному типу кораблей. Ими стали новые фрегаты.

Фрегат «Конститьюшн» (1798) – США

Построенный в последние годы 18 века, «Коститьюшн» защищал независимость Америки уже в 19 веке. Удивительно, но этот парусный корабль до сил пор числится в составе флота США.

Общее количество вооружения составляет 52 орудия. Максимальная длина судна 62 метра, водоизмещение 2 200 тонн. Последующие американские фрегаты использовали паровые машины, вначале оснащенные гребными колесами, впоследствии винтами.

Броненосцы

Развитие стали позволило создавать бронированные корабли. В условиях появления нарезного вооружения, тонкий железный корпус более не выдерживал разрывные снаряды. Создание торпед также вынуждало разрабатывать варианты защиты боевых судов. Паровые машины требовали более прочную конструкцию. Анализ Крымской войны показал, что все судна требуют выхода на новый уровень.

Гонка вооружений

  • В 1859 году французы спустили на воду первый в мире бронированный корабль для дальнего плавания «La Gloire». Его корпус был сделан из дерева, внешняя часть обшита пластинами стали.
  • Спустя год Великобритания построила броненосец «Уорриор» с цельнометаллической конструкцией. Вместе с парусной системой корабль оснащался паровым двигателем.
  • В 1861 году в гонку вступили США. В Нью-Йорке был заложен первый американский бронированный корабль «Монитор» – один из основоположников нового класса судов. Весь корпус был создан из железа, в том числе палуба. Наибольшую защиту получила рулевая рубка и вращающаяся орудийная башня с двумя 279-мм гладкоствольными пушками.
  • Конфедеративные Штаты Америки также заложили бронированный корабль «Виргиния». Он был переоборудован из захваченного у США фрегата «Мерримак» с паровой установкой на борту. В мае 1862 года произошло столкновение между двумя противоборствующими американскими броненосцами – «Виргиния» и «Монитор». Не нанеся друг другу тяжелых увечий, судна разошлись. По стечению обстоятельств в этом же году броненосец Конфедератов пришлось затопить.
  • Второй британский броненосец «Black Prince», созданный по аналогу предыдущего «Уорриор», заступил на службу осенью 1862 года.

С этого момента ежегодно морские силы крупнейших держав стали пополнять свой флот несколькими новыми кораблями. Не успевали одни из них выйти в море, как следующий тип получал более совершенное вооружение и конструкцию. Стало понятно, что без бронирования ни один корабль не сможет выдержать в бою новые виды техники.

Миноносцы

Создание торпеды повлекло за собой образование еще одного типа кораблей – . Наряду с палубным вооружением они несли в себе торпедные аппараты, способные выпускать и торпеды для поражения вражеских судов. Такие корабли имели небольшой размер. Важным условием было иметь высокую скорость. Ни один из них уже не имел парусов. Движение обеспечивалось за счет паровых котлов.

Миноносец «Взрыв» (1877) – Россия

Миноносец «Взрыв» 1877 год

Первый мореходный миноносец в мире появился в России в 1877 году. Он базировался в Балтийском флоте. Ожидаемая скорость хода должна была составлять 17 узлов, фактически она не превышала 14,5 морских миль в час.

Подводные лодки

Еще недавно подводные судна, незаметные для врага, казались невероятным и фантастическим событием. Именно в 19 веке появились первые попытки создания субмарин.

Французские «Наутилус», построенные в период с 1800 по 1803 года, представляли собой деревянный корпус в виде крытой лодки. Внешняя часть обшивалась медными листами. Внутри помещалось 2 человека, которые при помощи весел осуществляли движение судна. Во время проведения экспериментов субмарины прошли около 500 метров на глубине 6-7 метров.

В 1863 году американцы также построили подлодку, названную Hunley. Несмотря на то, что флот США уже имел паровые установки, Hunley управлялся при помощи гребцов. В процессе испытаний судно дважды тонуло. Оба раза его поднимали. Известность субмарина получила благодаря тому, что в 1864 году сумела потопить корабль неприятеля. Правда и сама в этот момент ушла под воду вместе с экипажем.

Остальные морские державы также проектировали и строили новый подводный вид вооружения. Но свое максимально развитие оно получило уже в следующем столетии.

Самый сильный корабль в конце века

Всемирная гонка вооружений достигала своего апогея. Спустя всего несколько лет после окончания 19 века свет увидит легендарный «Дредноут», совершивший революцию в мире военного кораблестроения. Одним из его предшественников, построенным в последние годы уходящего столетия стал британский броненосец «Канопус».

Броненосец «Канопус» (1899) – Великобритания

128 метров в длину, полное водоизмещение превышало 14 000 тонн. Различные типы бронирования по всему корпусу позволяли судну чувствовать себя уверено в любых сражениях. Две пары 305-мм пушек Армстронга устанавливались на специальных башенных надстройках. 4 торпедных аппарата размещались с обеих сторон.

Первое судно из серии кораблей данного типа вступило в строй в декабре 1899 года, остальные 5 собратьев начали службу в первые годы 20 века.

Броненосец «Петр Великий» (1872) — Россия

Одним из мощнейших броненосцев своего времени считался российский «Петр Великий». Конструктивно он немного напоминал будущий «Дредноут», который начал свое существование спустя более 30 лет.

Длина судна составляла 103 метра, водоизмещение 10 400 тонн, максимальная толщина бронирования равнялась 365 мм. Артиллерия включала 4 305-мм пушки и 6 87-мм единиц техники. Позднее были установлены 381-мм торпедные аппараты.

Морские державы в 19 веке

Великобритания – самая сильная морская армия 19 века

Бесспорным лидером в 19 столетии была Англия. Ее убедительная победа в начале века позволила совершать путешествия по всему миру. Торговля процветала в Америке, Африке, Азии и Австралии. Множество колоний и оккупированных территорий обеспечивали бесперебойное поступление средств в казну. Правительство осознавало важность флота, поэтому ежегодно выделяло на его обновление огромные суммы. Большинство значимых кораблей было построено в Британии. Практически во всех проведенных сражениях она одержала победу.

Флот США 19 века

Лишь сумели выдержать напор со стороны Великобритании и отстояли свое право на независимость. Однако внутренние разногласия, гражданская война и последующий кризис не давал возможности развиваться флоту так, как того хотело адмиралтейство. В конце 19 века произошло столкновение с Испанией. В результате этого Америка получила дополнительные земли. Это способствовало началу становления нового мирового лидера.

Флот Россия 19 века

В начале 19 века занимала 3 место по размеру флота. Ей уступала Англия и Франция. Крымская война оставила негативные последствия. Требовалось оперативное восстановление флота. Романовы уделяли большое внимание кораблестроению. Введенный в строй «Петр Великий» долгое время числился в списке мощнейших кораблей мира. Испытания новой техники позволяли России поддерживать достойный уровень великого морского государства.

Флот Франция 19 века

Война с Великобританией подорвала могущество на мировой арене. Одновременное поражение Наполеона в войне с Россией и его последующая высылка приостановили развитие военной мощи. Однако французы отметились созданием первых подводных лодок, а также в числе первых участвовали в гонке вооружений во второй половине 19 века.

Флот Испания 19 века

Для 19 век был достаточно сложным. В первой половине столетия вместе с французами они проиграли британцам, где потеряли большое число кораблей. Необходимо было возмещать потерянный флот. Покупка русских боевых судов должна была помочь. В результате они получили прогнившие устаревшие экземпляры российской техники, отдав за них баснословную сумму. Случился большой скандал мирового масштаба. Но сделка уже состоялась, ничего изменить было нельзя. Ведя перманентные войны за свои колонии, испанцы вынуждены были самостоятельно достраивать корабли.

Флот Германия 19 века

В первой половине 19 века оставалась морской страной, практически не имевшей флота. Но после 50-х годов стартовало активное развитие военно-морских сил. Началась подготовка к созданию большого и мощного флота, который достиг высшей точки перед началом Второй мировой войны. Броненосцы типа «Кайзер» стали отличной базой для дальнейшего увеличения вооружения.

Флот Нидерландов 19 века

Навсегда потеряла свое могущество в конце 18 века. Находящаяся рядом Великобритания, ограничила возможности Нидерландов претендовать на господство в лидерство океане.

19 век для морского вооружения стал веком открытий и основой для создания новых еще более совершенных кораблей и вооружения. Никто не предполагал, что впереди мир ожидает две ужасные войны, которые изменят ход истории многих стран.


Судьба Брюнеля мне напоминает историю Бетанкура и Монферана - чего только они не делали и Брюнель так же и каналы и железные дороги и тунели и мосты и даже Хрустальный Дворец к Лондонской выставке, но самое интересное что не с того не сего взял Брюнель и начал строить корабли! Не просто корабли а самые выдающиеся - впервые в мире, самые большие!
Вот недавно я разместил пост про старые карьеры http://vaduhan-08.livejournal.com/172532.html
Я и сам писал об этом не раз, меня всегда мучал вопрос, как и многих моих читателей - "а куда все делось то?" Если была предыдущая высокоразвитая цивилизация где её следы, где все построики и механизмы?
Или вот недавно прошло обсуждение вопросов заселения Америк, как же так, на утлых суденышках заселили континенты, да еще и понастроили кучу всего. На фото гражданской войны в САШ видны развалины городов с развитой архитектурой и инфраструктурой.
Я так думаю что ни куда ни чего не делось - все пристроили и в ход пустили, не все сразу и не всегда успешно но освоили и приспособили! Вот Брюнель и есть тот самый герой, один их героев которое осваивал новую технику, наследие предков, наследие гигантов если хотите.
Теперь я попробую это вам доказать.
Вот корабль который при постройке назвали "Левиафан", спущен на воду в 1858 году.





















Если вы думаете что Брюнель великий и опытный судостроитель, то вы глубоко ошибаетесь - это его третий корабль. Первый и второй правда то же были самые большие и самые первые. Первый был "Великий запад" с гребным колесом. Второй - самый первый цельнометалический корабль с винтом который сначала назвали "Мамонт", ну а потом переименовали в "Великую Британию". Этот корабль неплохо послужил и из него сделали музей!http://www.britain4russians.net/culture_SS-Great-Britain.html





Корабль "Левиафан" после спуска на воду переименовали в "Великий Восток" "Great Eastern"
Давайте разбираться с этим кораблем подробнее. И так, что же из себя представляло кораблестроение в средине 19 века? Я покажу фото, где типичный вид портовых причалов, оборудованных по последнему слову того времени - паровозы рельсы краны и это средина 19 века...

Но больше всего меня зацепила одна фотография, которая ярко демонстрирует несоответствие технологий. Вот она - пушки на борту Левиафана. Особо даже над лафетами не мудрили, поставили что бы было. Для туристов наверное...

Увидев эту фотографию я стал копаться в легенде создания корабля, написано о ним очень много, все доступно, вы можете меня проверить.
Оговорюсь сразу - Левиафан по размерам соответствует таким судам как "Титаник" и прочие "Олимпики" в чем то больше, в чем то чуть меньше. По этому я буду иногда использовать фото с других гигантских кораблей для ясности масштабов.

По легенде корабль строился в сухом доке. Что это такое если еще не все знают то это специальное сооружение... Вот крейсер "Новик" в сухом доке.

А это наш гигант... я не вижу сухого дока хоть убейте!












Странность или лучше сказать несоответствие номер два - это его парусное вооружение и гребное колесо, хотя корабль построен как винтовое судно!!!





Я честно говоря так и не понял, ходил ли корабль на винте или все время на гребном колесе и парусах. Но фото того места где должен быть винт впечатляет очень!
Что еще очень важно - по истории этот корабль собран из стальных листов 2см толщиной и соединения на заклепках. Если кто то видит на этой фото хоть одну заклепку, покажите мне где??? Я не вижу! Я вижу высокотехнологичный участок соединения сложных по форме листов неизвестного мне металла, может это и сталь, но заклепок тут нет! А сварки еще не было как бы!

Еще одна особенность, странная для меня - на сколько я понимаю, корабль стоит на земле корпусом. Я не знаю сможет ли хоть один современный корабль, такой массы, стоять корпусом на грунте и не рассыпаться. А вот этот гигант простоял еще кучу лет после того как бросили мучатся с ним и подобными кораблями.




Корпус у судна был двойным, что делало его "непотопляемым", точно так же были устроены корпуса и "Титаников", за время эксплуатации Левиафан получил пробоину в 36 метров и не утонул. Вообще его эксплуатация была одной большое проблемой - то котел взорвется, то еще чего ни будь.
Но давайте вернемся к винтам. На фото где должен быть виден винт я его толком не увидел, судить о том какой он был мне не возможно... но вал винта диаметром с человеческий рост! были ли в Англии такие токарные станки не знаю. По истории первый гребной винт был поставлен на судно в 1836 году!!!

28 июня 1712 года в присутствии Петра I на воду спущен первый русский линейный корабль. Вспоминаем 7 легендарных отечественных парусников, которые сделали имя российскому флоту.

Галиот "Орел"

В 1668 г., по указу царя Алексея Михайловича, русские судостроители построили на реке Оке первый крупный боевой парусный корабль - галиот «Орел». Длина "крупного" судна - 24.5 м, ширина 6.5 м. Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов. Это двухпалубное судно несло три мачты и было вооружено 22 пищалями. "Орёл" был первым чисто парусным военным кораблем, построенным в России. На фок- и грот-мачтах «Орла» были установлены прямые паруса, а на бизань-мачте - косой. Вот строки из указа царя Алексея Михайловича по этому кораблю: «Кораблю, который в селе Дединове сделан, прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу и на знаменах нашить орлы же». Когда «Орел» был готов, на его корме и носу укрепили деревянных резных двуглавых орлов, окрашенных под золото. Эти геральдические символы царской власти являлись своеобразным подтверждением названия корабля, а затем стали традиционным украшением всех военных судов.

Яхта «Святой Петр»

"Cвятой Петр" - первый русский военный корабль, пронесший российский флаг в зарубежных водах. Яхта Петра I построена в Архангельске по голландскому образцу в 1693 году. Этот небольшой парусник имел одну мачту с прямым и косым парусами и был вооружен 12 пушками. Петр I впервые вышел на нем в открытое море сопровождать уходившие из Архангельска голландские и английские купеческие суда и дошел с ними до восточных берегов Кольского полуострова. В мае следующего, 1694 года он снова приезжает в Архангельск и совершает плавание на Соловецкие острова, а затем сопровождает очередной караван купеческих судов, уходящий из Архангельска, до мыса Святой Нос, иначе говоря, до выхода в океан. Отслужив тридцатилетнюю морскую службу, яхта стала первым в Архангельске музейным объектом.

Галера "Принципиум"

В 1696 году это судно первым вышло в Азовское море, а в июне, в составе российского флота, участвовало в осаде турецкой крепости Азов. Построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу "Принципиума", лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра I. Во время 12-дневного перехода из Воронежа в Черкесск на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом "Морского Устава", в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.

Фрегат "Крепость"

"Kрепость" - первый русский военный корабль, вошедший в Константинополь.Построен на Паншинской верфи в 1699 году, недалеко от устья Дона. Длина - 37,8, ширина - 7,3 метра, экипаж - 106 человек, вооружение - 46 орудий. Летом 1699 года "Крепость" под командованием капитана Памбурга доставила в Константинополь посольскую миссию, возглавляемую думным советником Ем. Украинцевым. Появление русского военного корабля у стен турецкой столицы вынудило турецкого султана пересмотреть свое отношение к России. Между Турцией и Россией был оперативно заключен мирный договор. Фрегат, к тому же, впервые вышел и в воды Черного моря, что позволило русским морякам произвести гидрографические промеры Керченского пролива и Балаклавской бухты (также впервые!). Одновременно были составлены и первые планы Крымского побережья.

Линейный корабль "Полтава"

«Полтава» - первый линейный корабль русского флота, и первый - построенный в Петербурге. Строительством «Полтавы», названной так в честь выдающейся победы над шведами под Полтавой, руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7, имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра 1.

Линейный корабль "Победоносец"

"Победоносец" - первый корабль 66-пушечного ранга, с усовершенствованными боевыми и мореходными качествами. Лучшее судно своего времени, построенное после смерти Петра I. Собрано по чертежам и под непосредственным наблюдением одного из талантливейших русских кораблестроителей А. Катасонова. Длина по нижней палубе - 160 футов; ширина - 44,6 футов. Вооружение состояло из двадцати шести 30-фунтовых, двадцати шести 12-фунтовых и четырнадцати 6-фунтовых орудий. Спущен на воду в 1780 году. Он был одним из немногих русских кораблей-долгожителей. Прослужил 27 лет.

Шлюп «Мирный»

Корабль Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду. "Мирный" - это перестроенное вспомогательное судно. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота. Строительство велось на Олонецкой верфи в Лодейном поле, близ Петербурга.Шлюп "Мирный" был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным 20 пушками: шестью - 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.Более двух лет корабль находился в плавании, пройдя под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора.

Барк — (гол. bark), морское парусное транспортное судно (3-5 мачт) с прямыми парусами на всех мачтах, кроме бизань-мачты, несущей косые паруса. Первоначально барк был небольшим торговым кораблем, предназначенным для каботажного плаванья. Но потом размеры этого типа постепенно увеличивались. Барки серийно строились до 30-х гг. XX в., их водоизмещение доходило до 10 тыс. тонн. Два самых крупных современных парусников «Крузенштерн» и «Седов» являются 5-ти мачтовым барком.

Барка — (итал., исп. barca, фр. barquc), первоначально это было парусное гребное беспалубное рыбацкое, иногда каботажное судно, появившиеся в первые в Италии в VII в. В последствии барка превратилась в легкое быстроходное судно, распространенное в странах Западной Европы в эпоху позднего средневековья, строившиеся по типу галеры. Еще позднее на барках исчезли весла и они стали полностью парусными судами, с двумя мачтами, которые несли фок, фор-марсель (фок-мачта) и грот, марсель (грот-мачта). Интересной особенностью было то, что бизань была установлена прямо на грот-мачте. Барки были преимущественно каботажными торговыми судами.

Варшип — (англ. warship — военный корабль). Судя по изображению и характеристикам в игре, это тот же фрегат. Вообще же военными кораблями со средины XVI столетия назывались корабли среднего и большого водоизмещения, построенные специально для военных целей.

Галеон — (исп. galeon), парусный военный корабль XVI — XVII вв. Имел в среднем длину около 40м., ширину 10-14м., транцевую форму, вертикальные борта, 3-4 мачты. На фок- и грот- мачтах ставились прямые паруса, на бизань-мачте — косые, на бушприте — блинд. Высокая кормовая надстройка имела до 7 палуб, где были размещены жилые помещения. Артиллерийское. вооружение состояло из 50-80 пушек, расположенные как правило на 2 палубах. Галеоны обладали невысокой мореходностью из-за высоких бортов и громоздких надстроек.

Каравелла — (итал. caravella), морской однопалубный парусный корабль с высокими бортами и надстройками в носу и корме. Распространен в XIII — XVII вв. в странах Средиземноморья. Каравеллы вошли в историю, как первые корабли которые пересекли Атлантику, совершали плаванья вокруг мыса Доброй Надежды и на которых был открыт Новый Свет. Характерные особенности каравелл — высокие борта, глубокая седловатость палубы в средней части судна и смешанное парусное вооружение. Корабль имел 3-4 мачты которые либо все несли косые паруса либо на фок- и грот- мачтах ставили прямые паруса. Латинские паруса на косых реях грот- и бизань-мачты позволяли судам ходить круто к ветру.

Каракка — (фр. caraque), большое парусное судно, распространенное в XIII — XVI вв. и применявшиеся для военных и торговых целей. Имела длину до 36м. и ширину 9.4м. и до 4 палуб. Развитые надстройки на носу и корме, и 3-5 мачт. Борта были закруглены и немного загибались в внутрь, такие борта затрудняли абордаж. Кроме того на кораблях применялись абордажные сетки, мешавшие воинам врага попасть на судно. Фок- и грот- мачты несли прямое вооружение (грот и фок), бизань-мачты — косое. На фок- и грот- мачтах часто дополнительно ставили марсели. Артиллерийское. вооружение состояло из 30-40 пушек. К первой половине XV в. времени каракка стала наиболее крупным, совершенным и вооруженным судном.

Корвет — (фр. corvette), быстроходный парусный военный корабль XVIII — XIX вв. Корабль имел парусное вооружение такое же как и фрегат за единственным исключением: к блинду сразу были добавлены кливер и бом-кливер. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Артиллерийское вооружение до 40 пушек, расположенных на одной палубе.

Линейный корабль — в парусном флоте XVII — XIX вв. наиболее крупный боевой корабль, имел 3 мачты с полным парусным вооружением. Обладал сильным артиллерийским вооружением от 60 до 130 пушек. В зависимости от количества пушек корабли подразделялись на ранги: 60-80 пушек — третий ранг, 80-90 пушек — второй ранг, 100 и выше — первый ранг. Это были огромные, тяжелые, маломаневренные корабли с большой огневой мощью.

Пинасс — (фр. pinasse, англ. pinnace), небольшое парусное судно типа флейта, но отличавшийся от него менее вогнутыми шпангоутами и плоской кормой. Передняя часть корабля заканчивалась почти прямоугольной поперечной переборкой, простирающейся по высоте от палубы до полубака. Такая форма передней части судна просуществовала до начала XVIII века. Пинасс был длиной до 44 м, имел три мачты и мощный бушприт. На грот- и фок-мачтах поднимали прямые паруса, на бизань-мачте — бизань и над нею крюйсель, а на бушприте — блинд и бом-блинд. Водоизмещение пинассов 150 — 800 т. Предназначались они в основном для торговых целей. распространен в странах Сев. Европы в XVI — XVII вв. Имело плоскую корму, 2-3 мачты, служило в основном для торговых целей.

Пинк — (гол. pink), промысловое и торговое судно XVI — XVIII вв. На Северном море имело 2, а на Средиземном 3 мачты с косыми парусами (шпринтовое парусное вооружение) и узкую корму. Имел на борту до 20 пушек небольшого калибра. Как пиратское судно использовался в основном на Северном море.

Флейт — (гол. fluit), морское парусное транспортное судно Нидерландов XVI — XVIII веков. Имело борта с развалом выше ватерлинии, которые вверху были завалены внутрь, закругленную корму с надстройкой, небольшую осадку. Палуба имела седловатость и была довольна узка, что объяснялось тем, что ширина палубы являлось решающим фактором при определении размера пошлины Зундской таможней. На фок- и грот-мачтах стояли прямые паруса (фок, грот. и марсели), а на бизань-мачте — бизань и топсель. На бушприте ставили блинд, иногда бом-блинд. К XVIII в. над марселями появились брамсели, над топселем — крюйсель. Первый флейт был построен в 1595 году в г. Хорне, центре судостроения Голландии. Длина этих судов в 4 — 6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру. Впервые в рангоуте были введены изобретенные в 1570 году стеньги. Высота мачт теперь превосходила длину судна, а реи, наоборот, стали делать укороченными. Так возникли небольшие, узкие и удобные в обслуживании паруса, что позволило сократить общее число верхней команды. На бизань-мачте выше обычного косого паруса поднимали прямой парус крюйсель. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3 — 3,5 м, грузоподъемность 350 — 400 т. Для самообороны на них устанавливали 10 — 20 пушек. Экипаж состоял из 60 — 65 человек. Эти суда отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью и большой вместимостью и потому использовались главным образом в качестве военно-транспортных. На протяжении XVI-XVIII веков флейты занимали господствующее положение среди торговых судов на всех морях.

Фрегат — (гол. fregat), трехмачтовый парусный корабль XVIII — XX вв. с полным корабельным парусным вооружением. Первоначально на брушприте был блинд, позже добавили кливер и бом-кливер, еще позднее блинд убрали, а вместо него установили мидель-кливер. Экипаж фрегата составлял 250 — 300 человек. Корабль многоцелевого назначения, использовался для сопровождения торговых караванов или единичных судов, перехвата торговых кораблей неприятеля, дальней разведки и крейсерской службы. Артиллерийское вооружение фрегатов до 62 пушек, расположенных на 2 палубах. От парусных линейных кораблей фрегаты отличались меньшими размерами и артиллерийским. вооружением. Иногда фрегаты включались в боевую линию и носили название линейных.

Шлюп — (гол. sloep), корабли бывали нескольких типов. Парусный 3 мачтовый военный корабль XVII — XIX вв. с прямым парусным вооружением. По размерам занимал промежуточное положение между корветом и бригом. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Также были одномачтовые шлюпы. Использовались для торговли и рыболовства. Распространенные в Европе и Америке в XVIII — XX вв. Парусное вооружение состоит из гафельльного или бермудского грота, гафельного топселя и кливера. Иногда дополнительно снабжали еще одним кливером и стакселем.

Шнява — (гол. snauw), небольшое парусное торговое или военное судно, распространенное в XVII — XVIII вв. Шнявы имели 2 мачты с прямым парусами и бушприт. Главной особенностью шнявы являлась шняв- или трисель-мачта. Это была тонкая мачта, стоявшая на палубе в деревянном блоке сразу за грот-мачтой. Топ ее крепили железным бугелем или поперечным деревянным брусом на (или под) задней стороне грот-марса. Шнявы, находившиеся на военной службе, обычно называли корветами или военными шлюпами. Часто они не несли шняв-мачту, а на ее месте от задней стороны топа грот-мачты был проведен трос, который на палубе набивали найтовом на юферсах. Бизань крепили к этому штагу, причем гафель был неподъемным. Длина шнявы была 20 — 30 м, ширина 5 — 7,5 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 человек. Военные шнявы вооружались 12 — 18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы.

Шхуна — (англ. schooner), парусное судно с косыми парусами. В первые появились в Северной Америке в XVIII в. и имели 2-3 мачты первоначально только с косыми парусами (гафельные шхуны). Они обладали такими достоинствами как большая грузоподъемность, возможность ходить очень круто к ветру, имели на борту меньшую команду, чем требовали суда с прямым парусным вооружением, и поэтому получили широкое распространение в самых различных модификациях. Шхуны не использовались как военные парусники, но у пиратов пользовались популярностью.

Самый большой корабль 19-го века. “Грейт Истерн” или Левиафан.

Мы уже рассказывали про необычные русские деревянные лодки-гиганты используемые всего один сезон. Про них подробная информация А сейчас мы хотим рассказать вам о самом большом корабле 19-го века “Грейт Истерн” или Левиафан.

Британский пароход “Грейт Истерн” (до спуска на воду назывался Левиафан) был самым большим пароходом 19-го века, до 1899 года. Спроектирован Изамбардом Брюнелем. Спущен на воду в 1858 году. Судно было по тем временам громадное: 211 метров в длину, 25 метров в ширину, высота 17 метров, персонал 418 человек, 4000 пассажиров.


Изамбард Кингдом Брюнель (9.04.1806 — 15.09.1859)








Самый большой корабль 19-го века. Постройка и спуск на воду.

Корпус Левиафана был полностью металлический, впервые в истории кораблестроения дно и борта стали двойными, сшитые из 19мм железных пластин.

На Левиафане были установлены паровые машины, которые приводили в движение винт или огромные гребные колеса.

Схема строения “Грейт Истерн”

Так же самый большой пароход 19-го века мог плыть под парусами. “Грейт Истерн” в пять раз превосходил любое судно того времени. В день такой монстр съедал около 380 тонн угля, а хранилища угля на пароходе могли вместить 10 000 тонн угля.

Построен Левиафан был с целью доставки эмигрантов в Австралию, но не совершил туда ни одного рейса. Но с самого начала постройки (во время стройки судна, пропали двое рабочих, которых не могли найти) и спуска на воду пароход “Грейт Истерн” преследовали неудачи, благодаря которым дурная слава тянулась за ним хвостом и довела до банкротства судостроителя Джона Рассела, а главного инженера до сердечного приступа. Не даром говориться “как корабль назовешь так он и поплывет”. Ведь до того как пароход приобрел имя “Грейт Истерн” его звали Левиафан — огромное морское чудище из Ветхого завета, недружелюбное к людям и иногда ассоциирующееся с сатаной. Так что ничего удивительного, что в дальнейшем жертвами этого корабля станут люди.

В 1857 году начали спуск Левиафана на воду. Так как строили эту громадину в порту на Темзе, то продольный спуск корабля не подходил, при таком спуске корабль утыкался в противоположный берег. Впервые для кораблей большого водоизмещения был применен боковой спуск. На торжественной церемонии спуска на воду присутствовали королева Виктория и её супруг принц Альберт, бельгийский король Леопольд, писатели Роберт Стивенсон и Жюль Верн. В дальнейше Жюль Верн совершит путешествие на “Грейт Истерн” и именно это корабль станет прообразом гиганта в романе “Плавающий город”.

В общей сложности на это зрелище пришли посмотреть около ста тысяч человек. Брюнель, руководящий спуском, придумал систему условных сигналов с помощью флажков, так как подавать команды голосом на таком огромном корабле просто не было возможности. Сохраняя вертикальное положение благодаря конструкции спусковых тележек, корабль медленно спускался к воде. Но неожиданно возник перекос относительно направления движения. Это произошло из-за того, что невозможно было синхронизировать с помощью флажков работу крайних лебёдок. Барабан одной лебёдки начал раскручиваться, сбив рабочих. В результате пять человек стали инвалидами. На этом спуск на воду закончился.


Самый большой корабль 19-го века. “Грейт Истерн” или Левиафан

У судостроителя на тот момент были потрачены все деньги на строительство парохода и пришлось брать ссуду в банке, что бы все таки спустить Левиафана на воду. Брюнель был уволен, он так переживал по поводу неудачи с кораблем, что заработал себе большие проблемы с сердцем. Была еще попытка спустить корабль на воду, она обошлась судостроителю в 120 000 фунтов, но снова закончилась неудачей. И лишь 31 января 1958 года, когда был большой прилив, вместе с ураганным ветром, вода достигла корабля и он наконец то был спущен на воду.

До августа 1859 года корабль достраивали прямо на воде, устанавливали котлы и машины, отделывали салоны и каюты.

Казалось бы все неприятности позади осталось только испытать судно на воде. 7 сентября 1859 года Левиафан переименованный в “Грейт Истерн” отправился в испытательный рейс из Лондона в город Холихэд на западе Англии. Инженер Брюнель не присутствовал на проводах, так как до сих пор очень сильно болел. 9 сентября, после двух дней плавания на корабле взорвался котел, из-за чего первая труба взлетела в воздух словно ракета. 6 человек погибло, 9 получили серьезные ранения и ожоги. Узнав об этой трагедии Брюнель, не выдержал волнения и 15 сентября умер от разрыва сердца.

Но неудачи продолжали преследовать судно. На том же рейде Холихед во время перехода на шлюпке от судна к порту утонули капитан судна и два пассажира.

Пассажирское судно.

Только в середине лета 1860 года “Грейт Истерн” отправился в свое первое трансатлантическое плавание. Судно, которое на тот момент обошлось судовладельцу уже в 800 000 стерлингов, отправилось в Нью-Йорк. Но то ли судовладелец, в надежде отбить огромные долги, завысил цену на билет, то ли дурная слава судна давала о себе знать, но на корабль взошло только 43 пассажира. Через 11 дней и 14 часов корабль прибыл в Нью-Йорк.

Для зарабатывания денег в самом богатом городе США были организованы экскурсии на корабль, благодаря которым удалось собрать около 80 000 долларов. А так же организовали двухдневную морскую прогулку — на этом рейсе присутствовало около 2 тысяч пассажиров. И в августе 1860 года корабль вернулся в Англию уже со 100 пассажирами. За 1861 год “Грейт Истерн” совершил еще пару трансатлантических рейсов и даже установил свой личный рекорд — 8 дней и 6 часов то время за которое он пересек Северную Атлантику.

В конце 1861 года он попал в шторм, который вывел из строя руль и гребные колеса, повредил часть пассажирского салона, но к счастью никто не пострадал. После ремонта, который обошелся в 60 000 фунтов, корабль был снова на плаву и с начала 1862 года снова начал совершать трансатлантические рейсы. С каждым рейсом количество пассажиров росло и 27 августа, когда на борту, помимо персонала присутствовало 800 пассажиров, корабль столкнулся с подводной скалой и получил пробоину в 3 метра шириной и 25 метров длинной. От гибели судно спасло только второе дно, которое придумал Брюнель. Этот ремонт затянулся на пять месяцев и обошелся в 70 000 фунтов. После столкновения и ремонта “Грейт Истерн” совершил еще пару трансатлантических рейсов, но колоссальные затраты на топливо и дурная слава, из-за которой на нем никто не хотел плавать, привели к тому, что корабль посчитали не рентабельным в качестве пассажирского судна.


Кабелеукладчик и последние годы.

Теперь “Грейт Истерн” перестал быть пассажирским судном, а стал кабелеукладчиком. С задачей укладки трансатлантического телеграфного кабеля он справился блестяще. За период 1865-1874 “Грейт Истерн” проложил 5 трансатлантических кабеля и одни из Бомбея в Аден общей длинной более 50 000км. И как ни странно, но с кораблем в качестве кабелеукладчика ни разу не произошло никаких трагических случаев в отличие от того времени когда он был пассажирским судном.

В 1874 году корабль окончательно одряхлел, был снят со службы и более 10 лет простоял на приколе, пока в 1885 году его не приобрели за 26 000 фунтов для использования в Ливерпуле в качестве плавучего цирка, а затем и рекламного щита прославляющего ливерпульский магазин-универмаг Льюиса. После этого он еще использовался как угольное депо до 1888 года, затем он был продан с аукциона за 16 000 фунтов на слом.

Разборка началась в 1889 году. Очень много сил понадобилось на то, что бы разобрать склепанные листы, иногда приходилось применять ядро-таран, которое используют при разрушении зданий.

Длилась разборка два года — это вдвое больше, чем предполагалось. При разборке, между двумя слоями корпуса, зазор между которыми достигал 1 метра, были найдены два истлевших тела: рабочего-клепальщика и его помощника мальчика-подмастерье. Это они пропали без вести еще в 50-х годах при постройке корабля. Бытует мнение, что причиной неудачной судьбы корабля-гиганта было как раз то, что “куда бы он ни плыл, он вёз с собой 2 трупа”.

Материал подготовлен специально |

Автор

Василий

Художник, архитектор сознания, мыслитель постигающий новые горизонты информационного пространства