На создание данного поста меня сподвиг недавний пост "11 изобретений, которыми мы обязаны войнам". Прочитав его я задумался: "неужели нет ни одного русского военного изобретения?" Не понимаю, страна-агрессор, как сейчас принято говорить на западе, подарившая миру лампы накаливания, радио, электрический телеграф, двигадель внутреннего сгорания и т.д., не изобрела ничего в военной сфере? Меня этот вопрос заинтересовал и я начал копать, и вот что накопал:

Русский автомат Федорова

Первую в мире автоматическую винтовку и автомат придумал подданный Российской империи генерал-лейтенант инженерно-технической службы В.Г. Федоров. Еще в 1905-м он предложил проект переделки магазинной винтовки системы Мосина образца 1891 года в автоматическую. А в 1906-м приступил к разработке уже принципиально новой автоматической винтовки. За год до Первой мировой Федоров изготовил два опытных образца. По боевым характеристикам его изобретение оказалось промежуточным звеном между ручным пулеметом и автоматической винтовкой. Стреляло и очередями, и одиночными выстрелами. Поэтому и получило название «автомат». Автоматами и автоматическими винтовками системы Федорова впервые в мире была вооружена одна из рот 189-го Измаильского пехотного полка. Что прошла спецподготовку в офицерской стрелковой школе Ораниенбаума и в декабре 1916 года была отправлена на фронт. Так, в России появилось первое в мире воинское подразделение, вооруженное легким автоматическим оружием.

Мортира-миномет Гобято

Потомственный дворянин, Георгиевский кавалер и военный инженер-конструктор Л.Н. Гобято в Русско-японскую был командиром батареи 4-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады. Когда возникла необходимость при обороне Порт-Артура уничтожить живую силу противника и накрыть японские огневые точки (скрытые в траншеях и оврагах) навесным огнем с близкого расстояния, Гобято прямо на передовой придумал мортиру-миномет. Сконструировал надкалиберную мину со стабилизатором буквально из подручных средств. Стволы морских 47 мм орудий закрепил на колесных лафетах. Когда же их не хватило, приспособил просто металлические трубы на деревянных колодах. Вместо обычных снарядов использовал самодельные шестовые мины, что выпускались под углом от 45 до 85° по навесной траектории, и могли уничтожать закрытые цели, недоступные ружейно-пулеметному и артиллерийскому настильному огню. Изобретение Гобято сохранила тысячи жизней русских солдат и его быстро подхватили войсковые инженеры западных держав.

Подводная лодка Шильдера

Испытания первой в мире цельнометаллической подводной лодки конструкции К. А. Шильдера были проведены 29 августа 1834 года в верховьях Невы. Лодка оснащалась гарпуном с установленной на нем миной, который должен был пробивать броню вражеского судна. Затем мина подрывалась с безопасного расстояния. Кроме того, на машине были установлены подвижные ракетные блоки. Подводная лодка приводилась в движение четырьмя лопастями, которые крутились четырьмя членами экипажа. Она была также оборудована неким подобием перископа для наблюдения за объектами на поверхности воды. На испытаниях лодка достигла скорости около 0,7 км/ч. Николай I и его советники одобрили идею дальнейшего развития машины.

Самодвижущаяся мина-торпеда Александровского

И.Ф. Александровский вошел в историю с проектом подводной лодки, но оказался забыт как создатель первой русской самодвижущейся мины-торпеды. В 1861 году он завершил разработку чертежей подлодки и построил ее в 1866-м. А вот его «торпедо», изготовленное за год до этого кустарными средствами, но показавшее уже на первых испытаниях боевой потенциал, адмиралом Н.Н. Краббе было оценено «как преждевременное». И чиновники из морского ведомства отвалили немалые средства английскому заводчику Уайтхеду за его торпеду, которая по тактическим характеристикам не превосходила нашу. Идея торпеды родилась у Александровского в процессе конструирования лодки. По аналогии решил создать и «самодвижущееся торпедо, что работало бы на сжатом воздухе и управлялось на глубине». Эти две позиции, ставшие «главным секретом» Уайтхеда, русский самородок откроет еще за год до британского «отца торпеды». Но лишь спустя 2 года – в 1868-м – ему разрешат построить ее на «собственные средства с последующим возмещением». В конечном итоге, его «самостоятельная мина» будет иметь ход в 10 узлов, а Уайтхеда, купленная австрийским правительством за 200 тыс. гульденов и английским за 15 тыс. фунтов стерлингов, всего семь.

Минный трал

Высокая эффективность применения флотами воюющих государств минного оружия вынудила искать надежные средства борьбы с минами. После многочисленных опытов лейтенантом М. Н. Беклемишевым в 1881 было изобретено новое средство борьбы с минами - пеньковый трал. Он изготовлялся из толстого пенькового троса длиной около 200 м, на который надевались цилиндрические грузы. При протаскивании трала по грунту судами трос захватывал мину и буксировал ее на мелководье, где она всплывала и уничтожалась.

Бронеавтомобиль Накашидзе

Первым русским бронеавтомобилем традиционно считается броневик, созданный в 1904 году подъесаулом Михаилом Накашидзе. Этот сын грузинского князя, генерала от кавалерии Александра Давидовича Накашидзе, служил в одном из сибирских казачьих полков. В самом начале русско-японской войны он решил создать броневик на базе французского автомобиля Charron 50CV. Машина оказалась настолько удачной, что сама фирма Charron, Girardot et Voigt (Шаррон, Жирардо и Вуа), производившая этот автомобиль, взялась делать такие броневики по проекту Накашидзе для русской и французской армий.
Бронеавтомобиль воплощал в себе ряд инженерно-технических решений, ставших впоследствии классическими: полную бронировку корпуса, перископ для безопасного наблюдения за полем боя, пулемётную башню кругового вращения, колёса с пулестойкими резиновыми шинами, возможность запуска двигателя из отделения управления.

Гусматик

А. Гусс Петербургский химик. На основе желатинового клея и глицерина разработал специальный наполнитель для шин бронеавтомобилей. Легкий и упругий, после заливки в шину он застывал и становился сухим, мелкопористым. Обработанные таким способом шины были пулестойкими и по имени изобретателя названы гусматиками.

Ранцевый парашют Котельникова

Офицер-артиллерист Глеб Котельников был натурой артистической. И сама идея конструкции компактного парашюта пришла к нему в театре. После спектакля в гардеробной заметил в руках дамы плотный сверток, она им взмахнула, и тугая скатка вдруг превратилась в огромный платок. И в 1911-м, спустя почти год после трагической гибели русского летчика капитана Льва Мациевича, свидетелем которой Котельников оказался лично на Всероссийском празднике воздухоплавания, он придумал принципиально новый авиационный ранцевый парашют свободного действия РК-1. Но когда подал заявку на регистрацию, ему отказали. Начальник Российских Воздушных Сил великий князь Александр Михайлович опасался, что «летчики при малейшем отказе летательного аппарата начнут покидать дорогую машину в воздухе». И лишь 20 марта 1912 года - уже во Франции - Котельников получил патент за № 438 612. Первые испытания проводились с автомобилем. Ранец закрепили сзади. Когда машина рванула с места, парашют так резко погасил скорость, что мотор заглох. Вторые – с аэростатом. «Прыгал» 80-килограммовый манекен. Первый прыжок человека с 60-метровой высоты с моста через Сену был совершен студентом Петербургской консерватории Владимиром Оссовским в Руане 5 января 1913 года. Первично купол из шёлка и стропы, разделенные на 2 группы и крепящиеся к плечевым обхватам подвесной системы, убирались в деревянный (позже алюминиевый) ранец. В 1923 году он был усовершенствован до конверта с сотами для строп. Парашют Котельникова русская армия приняла хорошо. Только за 1917 год было совершено 65 спусков.

Фильтрующий угольный противогаз Зелинского-Кумманта

Меньше чем через год после начала Первой мировой войны - 22 апреля 1915-го - в 3.30 утра в предместьях бельгийского города Ипр германцы впервые в истории применили химическое оружие. 5 тысяч солдат англо-французской коалиции погибли на месте. А спустя месяц газовая атака на подступах к Варшаве унесла свыше тысячи русских жизней. И весь мир бросился искать защиту от нового вида оружия. Промышленные аппараты для очистки воздуха, как и многослойные марлевые повязки, пропитанные гипосульфитом натрия, на передовой были без пользы. Не стал окончательной панацеей и сконструированный в ноябре того же года инженером-технологом завода «Треугольник» Э.Л. Куммантом резиновый шлем с очками. Отчасти помогал дышать и защищал голову. Но фильтра, способного остановить действие отравляющих веществ, еще не было. Западные ученые нацелились на химические поглотители, нейтрализующие конкретные яды. И только русский химик-органик Н.Д.Зелинский стал искать нечто, что очищало бы воздух вне зависимости от химического состава ОВ. Обратил внимание, что те солдаты, которые успели вжаться лицами в рыхлую землю, уцелели. По ассоциации пришел к универсальному поглотителю – древесному углю. Неактивированный уголь с натронной известью, что под влагой дыхания окаменевал, пытался внедрить начальник санитарно-эвакуационной части русской армии принц Ольденбургский. Зелинский сделал ставку на активированный. Остановился на березовом и липовом. Искал способы повысить его пористость и адсорбцию. И добился – 1 грамм активированного угля с развитой капиллярностью имел поглощающую поверхность в 15 кв.м. Из него и сделали фильтры для маски Кумманта. В 1916 году их универсальный противогаз поступил на вооружение русской армии и был высоко оценен союзниками.

Гусеничный ход

12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министрество финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей его изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан.

Ну и по традиции, не совсем военная тема...Космическая ракета

Полет человека в космос... Это казалось несбыточной мечтой, сюжетом фантастического романа. Однако сила человеческого разума оказалась мощнее силы земного притяжения: Константин Эдуардович Циолковский стал первым в плеяде гениальных ученых, которым удалось преодолеть казалось бы незыблемые законы природы. Он не только доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета, но и разработал ее модель, правда, при жизни ему так и не удалось наблюдать запуск космического аппарата.


Маргарин был изобретен в конце XIX века по указу Наполеона III (племянника того самого ). Экономика в стране была, прямо скажем, не очень, народ и армия голодали, и, памятуя об истории Марии-Антуанетты и пирожных, Наполеон III решил не искушать судьбу. На призыв императора изобрести питательный, но недорогой продукт взамен сливочного масла откликнулся химик Ипполит Меже-Мурье.

Его маргарин был изготовлен на основе говяжьего жира. Жир сначала вытапливали, потом охлаждали и прессовали, а получившееся в результате олеиновое масло смешивали с молоком и солили. Новый продукт не уступал по пищевой ценности сливочному маслу, но был гораздо дешевле, как, впрочем, и сейчас. Сам Меже-Мурье не получил никакой прибыли от своего изобретения и умер в бедности.

Консервы


Если говорить о консервированных продуктах в широком смысле, то они существовали уже в Древнем Египте. В гробнице Тутанхамона были обнаружены половинки утки в глиняной чаше, они пролежали три тысячи лет и остались условно пригодными в пищу. Точнее, ученые говорят, что вроде как пригодными, но пробовать не советуют. («Положи на место! Это для гостей!»)

Современные консервы появились двести лет назад, опять-таки для нужд армии. Наполеон (на этот раз тот самый ) в 1795 году объявил о вознаграждении любому, кто отыщет возможность сохранять продукты свежими на протяжении долгого времени. Победителем конкурса стал повар Николя Франсуа Аппер. Его варенья, бульоны и жареное мясо, помещенные в стеклянные банки и нагретые, вскрыли через восемь месяцев, и все продукты были в абсолютной целости. В 1809 году Апперу присудили государственную премию и удостоили почетного звания «Благодетель человечества».

Но все же во Франции консервы не пользовались особой популярностью, куда больше поклонников у них было среди англичан. А когда Питер Дюран изобрел пищевую жесть, консервы вообще стали главной пищей солдат во время походов. Правда, банки того времени были неудобными и громоздкими; чтобы открыть такую, нужны были молоток и долото.

В российской армии консервы появились в 1860-х годах. Их было пять видов: жареная говядина (или баранина), рагу, каша, мясо с горохом и гороховая похлебка.

Пружинка «слинки»


В 1943 году инженер-механик ВМФ США Ричард Джеймс работал над приспособлением, которое помогло бы стабилизировать чувствительные приборы на борту кораблей во время штормов. Во время опытов одна из пружин выпала из коробки и начала «шагать» по поверхности стола. И хотя для военных целей пружинка «слинки» не пригодилась, но в 1945 году Ричард и его жена Бетти продали первую серию пружинок в качестве детской игрушки. Эти пружинки были из черного металла. К слову сказать, став миллионером, Джеймс сошел с ума, бросил жену, уехал в Боливию и стал миссионером.

Канистра


Секретная разработка Гитлера - 20-литровая канистра, которая сейчас считается классической, была создана в 1937 году. В преддверии войны фашистская армия подготовила тысячи канистр. Они были очень удобны для транспортировки и переноски, их легко было открывать. Единственным минусом было то, что первые канистры ржавели на дне сразу с двух сторон: изнутри, так как в бензине содержалась вода, и снаружи, так как на днище быстрее всего царапалась краска.

Микроволновая печь


Американский инженер Перси Спенсер во время Второй мировой войны занимался оборудованием для радаров. В 1942 году во время опыта с магнетроном он заметил, что сверхвысокочастотное излучение способно нагревать продукты. Согласно легенде, у него в кармане расплавился кусок шоколада.

Скептики считают, что история самую малость приукрашена, и Спенсер просто-напросто получил ожог, а никакого шоколада и в помине не было. Но, чтобы не портить имидж будущего прибора, историю немного переиначили. Первые печи, выпущенные в 1946 году, использовались военными для быстрой разморозки пищи, весили по 340 кг, а высотой были с человеческий рост.

Суперклей


Суперклей (или цианоакрилат) был изобретен во время Второй мировой войны, но, вопреки распространенному заблуждению, не для того, чтобы склеивать раны, а случайно. Химик Гарри Кувер работал с прозрачными пластиками для оптических прицелов. Цианоакрилат он забраковал как раз из-за того, что вещество было чересчур клейким. После войны его свойства все же были оценены, и суперклей получил шанс доказать миру свою пользу. Но, к слову, чтобы уменьшить кровотечение и «запечатать» рану, им пользовались уже во Вьетнаме.

Скотч


Клейкая лента тоже была изобретена во время Второй мировой войны по заказу военных. Ее первой функцией было связывать снаряды, одновременно предохраняя их от влаги. Но оказалось, что скотч дает своему обладателю суперспособности по починке чего угодно, поэтому и после войны изобретение продолжало пользоваться популярностью. Первоначально скотч делали цвета хаки, в мирное время к нему добавился серый, так как ленту часто использовали для починки кондиционеров, а они были серого цвета.

Любая война является движущей силой для ускорения технического прогресса. В то же время, не все изобретения, сделанные во время военных действий, направлены на убийство людей.

Вспомним же, какие наиболее известные изобретения были сделаны в период Второй Мировой войны.

Джип (1940)

Во время Второй мировой войны армия США, нуждавшаяся в быстром и легком вездеходе, призвала американских производителей создать рабочий прототип такой машины. Первой откликнулась компания Willys. Само название «Джип» появилось как прозвище легких многоцелевых военных автомобилей «Виллис-МВ» (Willys) и однотипных с ними машин «Форд GPW» (Ford). В послевоенные годы оно стало торговой маркой новых поколений гражданских и армейских машин фирмы «Виллис» из Толидо, официально зарегистрированной 30 июня 1950 г.

Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр однажды сказал, что Америка не смогла бы выиграть Вторую мировую войну без джипов Willys. За годы Второй мировой войны внедорожники стали одними из самых распространённых военных автомобилей в армиях союзников, общий тираж которых достиг 620 тыс. экз.

В СССР в 1941-1945 годах ограниченной серией выпускался первый в мире полноприводный седан ГАЗ-61-73 с комфортабельным закрытым кузовом от «Эмки», а с лета 1941 года – первый советский внедорожник ГАЗ-64, прозванный фронтовиками «Иван-Виллис» за сходство с оригиналом Willys MA образца 1941 года, поставлявшимся в СССР по Ленд-лизу в начальный период Великой Отечественной войны.

Цифровой электронный компьютер (1942)

Первый в мире цифровой электронный компьютер построили профессор Джон Атанасов и аспирант Клиффорд Берри в Университете штата Айова в период между 1939 и 1942 годах. Они представили ряд новшеств в вычислительной технике, в том числе двоичную арифметическую систему, параллельную обработку информации, разделение памяти и многое другое. Фундаментальной особенностью машины стало выполнение определённого изменяемого набора инструкций (программы) без необходимости физической переконфигурации. И хотя изобретателям так и не удалось завершить разработку (Атанасов ушёл в действующую армию), их машина оказала большое влияние на Джона Мокли, создавшего двумя годами позже ЭВМ ЭНИАК.

А уже в начале 1943 года успешные испытания прошла первая американская вычислительная машина Марк I, предназначенная для выполнения сложных баллистических расчётов американского ВМФ. В конце этого же года заработала английская вычислительная машина специального назначения Колосс. Машина работала над расшифровкой секретных кодов фашистской Германии. В 1944 году немец Конрад Цузе разработал ещё более быстрый компьютер Z4, а также первый язык программирования высокого уровня Планкалкюль.

Акваланг (1943)

Первый регулятор подачи воздуха с поверхности был запатентован еще в 1866 году Бенуа Рукейролем — французским горным инженером, который в 1860 году изобрёл регулятор утечки сжатого воздуха для использования в наполненных загрязнённым воздухом шахтах. Позже Огюст Денейруз адаптировал его для автоматической подачи воздуха под водой. В 1878 году Генри Флюсс изобрёл первый удачный подводный аппарат с замкнутой схемой дыхания, использующий чистый кислород. Однако вскоре у водолазов возникли проблемы, связанные с тем, что чистый кислород, вдыхаемый под давлением, становится токсичным на глубине более 20 метров и время его вдыхания должно быть ограничено.

В 1910-е был усовершенствован регулятор подачи кислорода и изготовлены баллоны, которые могли выдерживать давление газа до 200 кгс/куб.см. Это позволило автономному аппарату с замкнутой схемой Флюсса стать штатным спасательным оборудованием для подводного флота Великобритании. Позже офицеру ВМС Франции капитану II ранга Ле Приеру удалось сконструировать аппарат для дыхания с высокопрочным баллоном сжатого воздуха. Жорж Комейнтес улучшил аппарат Ле Приера, поставив вместо одного баллона для сжатого воздуха два.

Аппараты с замкнутой схемой дыхания пользовались большой популярностью всеми воюющими сторонами. Однако акваланг в современном виде (с открытой схемой дыхания на сжатом воздухе) был изобретен только в 1943 году двумя французами – морским офицером Жаком-Ивом Кусто и инженером Эмилем Ганьяном. Работая в сложных условиях оккупированной немцами Франции, они изобрели первый безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой, названный аквалангом, который в дальнейшем Кусто успешно использовал для погружения на глубину до 60 метров без каких-либо вредных последствий.

Одно из немногих изобретений, никак не связанных с войной. Название игрушки-пружинки происходит от швед. slinky — загадочный, гладкий и извилистый. Созданная в 1943 году в США Ричардом Джеймсом из металла чёрного цвета, игрушка также известна под именем «Андамания».

Считается, что её можно перекидывать из руки в руку и тем самым успокаивать нервы. Так же она умеет «шагать» вниз по ступенькам. Настоящая пружинка Слинки до сих пор производится только в США и бывает только круглой формы и одного цвета. Пластиковые Слинки производились из цветного пластика, а металлические окрашивались по специальной технологии. В 90-х появилось много подделок из Юго-Восточной Азии в форме сердечек, звёздочек и бабочек, часто окрашенных в цвета радуги. Круглая форма оригинальной Слинки, как металлической, так и пластиковой, обусловлена тем, что пружинки другой формы не умеют «шагать» ровно по лестнице, поэтому с ними не так интересно играть.

ЛСД (1943)

Еще одно изобретение, не имеющее отношение к войне. LSD-25 впервые получил в 1938 швейцарский химик Альберт Хофман, но психотропные свойства этого соединения были обнаружены случайно, в 1943 году. 19 апреля 1943 доктор Альберт Хофманн преднамеренно, первым из людей, принял ЛСД. Тремя днями ранее он случайно, ещё не зная о действии диэтиламида, впитал некоторое количество вещества подушечками пальцев. В этот день он преднамеренно принял 250 мкг вещества. Через некоторое время начали проявляться симптомы, которые он уже ощущал ранее — головокружение и беспокойство. Скоро эффект стал настолько силён, что Альберт не мог более составлять связные предложения и, под наблюдением своего ассистента, уведомлённого об эксперименте, отправился на велосипеде домой. Во время поездки он ощутил эффекты ЛСД, тем самым, сделав этот день датой первого в мире психоделического опыта с ЛСД. 22 апреля он написал о своём эксперименте и опыте, а позже поместил эту заметку в свою книгу «ЛСД — мой трудный ребёнок».

В 1960-е активно велись исследования ЛСД. Преданными огласке оказались эксперименты, проведённых ЦРУ (США) в рамках программы «МК Ультра». Воздействие ЛСД также исследовалось рядом учёных в университетах США и других стран. Наибольшую известность получили исследования Станислава Грофа и Тимоти Лири. Сам же изобретатель, который называл ЛСД «лекарством для души», умер в 2008 году в возрасте 102 лет.

Турбовинтовой двигатель (1945)

Первый турбовинтовой двигатель был разработан еще в середине 30-х годов профессором Технического университета в Берлине А. С. Гебребрг Вагнером. Став главой отдела самолетов на «Junkers Flugzeugwerke» он надеялся, что сможет дать боевому самолету высочайшие летно-технические характеристики.

И только 18-й образец реактивного истребителя Gloster Meteor, на котором вместо штатных турбореактивных были установлены турбовинтовые двигатели Rolls-Royce RB.50 «Trent», смог подняться в воздух 20 сентября 1945 года.

Ядерное оружие (1945)

Первым человеком, который запатентовал ядерную бомбу, стал Лео Силард в 1934 году. Но заняться разработкой ядерного оружия на практике ученых подтолкнули события Второй Мировой. В США с этой целью 17 сентября 1943 года был создан так называемый Манхэттенский проект, к которому были привлечены многие выдающиеся учёные-физики, в том числе беженцы из Европы.

К лету 1945 американцам удалось построить 3 атомные бомбы, 2 из которых были сброшены на Хиросиму и Нагасаки, а третью испытали незадолго до этого. 16 июля 1945 года в Нью-Мексико было проведено первое в мире испытание атомной бомбы, получившее название «Тринити» (Троица). А уже 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay» сбросил на японский город Хиросима урановую атомную бомбу «Малыш». Мощность взрыва составила по разным оценкам от 13 до 18 килотонн в тротиловом эквиваленте. 9 августа 1945 года, плутонивая атомная бомба «Толстяк» была сброшена на город Нагасаки. Её мощность была значительно больше и составила 15-22 килотонны, что было связано с более совершенной конструкцией бомбы.

Отсюда

Пожалуйста

Любая война является движущей силой для ускорения технического прогресса. В то же время, не все изобретения, сделанные во время военных действий, направлены на убийство людей.

Вспомним же, какие наиболее известные изобретения были сделаны в период Второй Мировой войны.

Джип (1940)

Во время Второй мировой войны армия США, нуждавшаяся в быстром и легком вездеходе, призвала американских производителей создать рабочий прототип такой машины. Первой откликнулась компания Willys. Само название «Джип» появилось как прозвище легких многоцелевых военных автомобилей «Виллис-МВ» (Willys) и однотипных с ними машин «Форд GPW» (Ford). В послевоенные годы оно стало торговой маркой новых поколений гражданских и армейских машин фирмы «Виллис» из Толидо, официально зарегистрированной 30 июня 1950 г.

Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр однажды сказал, что Америка не смогла бы выиграть Вторую мировую войну без джипов Willys. За годы Второй мировой войны внедорожники стали одними из самых распространённых военных автомобилей в армиях союзников, общий тираж которых достиг 620 тыс. экз.

В СССР в 1941-1945 годах ограниченной серией выпускался первый в мире полноприводный седан ГАЗ-61-73 с комфортабельным закрытым кузовом от «Эмки», а с лета 1941 года – первый советский внедорожник ГАЗ-64, прозванный фронтовиками «Иван-Виллис» за сходство с оригиналом Willys MA образца 1941 года, поставлявшимся в СССР по Ленд-лизу в начальный период Великой Отечественной войны.

Цифровой электронный компьютер (1942)

Первый в мире цифровой электронный компьютер построили профессор Джон Атанасов и аспирант Клиффорд Берри в Университете штата Айова в период между 1939 и 1942 годах. Они представили ряд новшеств в вычислительной технике, в том числе двоичную арифметическую систему, параллельную обработку информации, разделение памяти и многое другое. Фундаментальной особенностью машины стало выполнение определённого изменяемого набора инструкций (программы) без необходимости физической переконфигурации. И хотя изобретателям так и не удалось завершить разработку (Атанасов ушёл в действующую армию), их машина оказала большое влияние на Джона Мокли, создавшего двумя годами позже ЭВМ ЭНИАК.

А уже в начале 1943 года успешные испытания прошла первая американская вычислительная машина Марк I, предназначенная для выполнения сложных баллистических расчётов американского ВМФ. В конце этого же года заработала английская вычислительная машина специального назначения Колосс. Машина работала над расшифровкой секретных кодов фашистской Германии. В 1944 году немец Конрад Цузе разработал ещё более быстрый компьютер Z4, а также первый язык программирования высокого уровня Планкалкюль.

Акваланг (1943)

Первый регулятор подачи воздуха с поверхности был запатентован еще в 1866 году Бенуа Рукейролем — французским горным инженером, который в 1860 году изобрёл регулятор утечки сжатого воздуха для использования в наполненных загрязнённым воздухом шахтах. Позже Огюст Денейруз адаптировал его для автоматической подачи воздуха под водой. В 1878 году Генри Флюсс изобрёл первый удачный подводный аппарат с замкнутой схемой дыхания, использующий чистый кислород. Однако вскоре у водолазов возникли проблемы, связанные с тем, что чистый кислород, вдыхаемый под давлением, становится токсичным на глубине более 20 метров и время его вдыхания должно быть ограничено.

В 1910-е был усовершенствован регулятор подачи кислорода и изготовлены баллоны, которые могли выдерживать давление газа до 200 кгс/куб.см. Это позволило автономному аппарату с замкнутой схемой Флюсса стать штатным спасательным оборудованием для подводного флота Великобритании. Позже офицеру ВМС Франции капитану II ранга Ле Приеру удалось сконструировать аппарат для дыхания с высокопрочным баллоном сжатого воздуха. Жорж Комейнтес улучшил аппарат Ле Приера, поставив вместо одного баллона для сжатого воздуха два.

Аппараты с замкнутой схемой дыхания пользовались большой популярностью всеми воюющими сторонами. Однако акваланг в современном виде (с открытой схемой дыхания на сжатом воздухе) был изобретен только в 1943 году двумя французами – морским офицером Жаком-Ивом Кусто и инженером Эмилем Ганьяном. Работая в сложных условиях оккупированной немцами Франции, они изобрели первый безопасный и эффективный аппарат для дыхания под водой, названный аквалангом, который в дальнейшем Кусто успешно использовал для погружения на глубину до 60 метров без каких-либо вредных последствий.

Одно из немногих изобретений, никак не связанных с войной. Название игрушки-пружинки происходит от швед. slinky — загадочный, гладкий и извилистый. Созданная в 1943 году в США Ричардом Джеймсом из металла чёрного цвета, игрушка также известна под именем «Андамания».

Считается, что её можно перекидывать из руки в руку и тем самым успокаивать нервы. Так же она умеет «шагать» вниз по ступенькам. Настоящая пружинка Слинки до сих пор производится только в США и бывает только круглой формы и одного цвета. Пластиковые Слинки производились из цветного пластика, а металлические окрашивались по специальной технологии. В 90-х появилось много подделок из Юго-Восточной Азии в форме сердечек, звёздочек и бабочек, часто окрашенных в цвета радуги. Круглая форма оригинальной Слинки, как металлической, так и пластиковой, обусловлена тем, что пружинки другой формы не умеют «шагать» ровно по лестнице, поэтому с ними не так интересно играть.

ЛСД (1943)

Еще одно изобретение, не имеющее отношение к войне. LSD-25 впервые получил в 1938 швейцарский химик Альберт Хофман, но психотропные свойства этого соединения были обнаружены случайно, в 1943 году. 19 апреля 1943 доктор Альберт Хофманн преднамеренно, первым из людей, принял ЛСД. Тремя днями ранее он случайно, ещё не зная о действии диэтиламида, впитал некоторое количество вещества подушечками пальцев. В этот день он преднамеренно принял 250 мкг вещества. Через некоторое время начали проявляться симптомы, которые он уже ощущал ранее — головокружение и беспокойство. Скоро эффект стал настолько силён, что Альберт не мог более составлять связные предложения и, под наблюдением своего ассистента, уведомлённого об эксперименте, отправился на велосипеде домой. Во время поездки он ощутил эффекты ЛСД, тем самым, сделав этот день датой первого в мире психоделического опыта с ЛСД. 22 апреля он написал о своём эксперименте и опыте, а позже поместил эту заметку в свою книгу «ЛСД — мой трудный ребёнок».

В 1960-е активно велись исследования ЛСД. Преданными огласке оказались эксперименты, проведённых ЦРУ (США) в рамках программы «МК Ультра». Воздействие ЛСД также исследовалось рядом учёных в университетах США и других стран. Наибольшую известность получили исследования Станислава Грофа и Тимоти Лири. Сам же изобретатель, который называл ЛСД «лекарством для души», умер в 2008 году в возрасте 102 лет.

Турбовинтовой двигатель (1945)

Первый турбовинтовой двигатель был разработан еще в середине 30-х годов профессором Технического университета в Берлине А. С. Гебребрг Вагнером. Став главой отдела самолетов на «Junkers Flugzeugwerke» он надеялся, что сможет дать боевому самолету высочайшие летно-технические характеристики.

И только 18-й образец реактивного истребителя Gloster Meteor, на котором вместо штатных турбореактивных были установлены турбовинтовые двигатели Rolls-Royce RB.50 «Trent», смог подняться в воздух 20 сентября 1945 года.

Ядерное оружие (1945)

Первым человеком, который запатентовал ядерную бомбу, стал Лео Силард в 1934 году. Но заняться разработкой ядерного оружия на практике ученых подтолкнули события Второй Мировой. В США с этой целью 17 сентября 1943 года был создан так называемый Манхэттенский проект, к которому были привлечены многие выдающиеся учёные-физики, в том числе беженцы из Европы.

К лету 1945 американцам удалось построить 3 атомные бомбы, 2 из которых были сброшены на Хиросиму и Нагасаки, а третью испытали незадолго до этого. 16 июля 1945 года в Нью-Мексико было проведено первое в мире испытание атомной бомбы, получившее название «Тринити» (Троица). А уже 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay» сбросил на японский город Хиросима урановую атомную бомбу «Малыш». Мощность взрыва составила по разным оценкам от 13 до 18 килотонн в тротиловом эквиваленте. 9 августа 1945 года, плутонивая атомная бомба «Толстяк» была сброшена на город Нагасаки. Её мощность была значительно больше и составила 15-22 килотонны, что было связано с более совершенной конструкцией бомбы.

Отсюда

Пожалуйста