Все мы прошли через школы. Кто-то обучался в элитном заведении для детей богатых родителей, а кто-то помимо уроков знаний получал и первые уроки жизни в этом неблагополучном месте. Тем не менее практически каждый вспоминает школу с ностальгией и легкой грустью. В мире есть несколько необычных школ, которые выделяются из числа всех других. Окончив такую школу, точно ее не забудешь.

Подземная школа. Заведение под названием Terraset Elementary School PTA находится в городке Рестон, штат Вирджиния. Дети, обучающиеся в Террасет - самые настоящие дети подземелья. Школу построили четверть века назад, когда Америку сотрясал энергетический кризис. Тогда повсюду старались экономить, в том числе и на школьном отоплении. Когда в городе Рестон строили новое учебное заведение, Террасет, то решили просто разровнять холм, возвести тут здание, а потом засыпать его сверху землей обратно. Согласно планам такой покров позволить сберечь внутри тепло, а значит и сэкономить на обогреве. Но перед проектировщиками появилась еще одна небанальная задача. Ведь помещения надо было не только обогревать, но еще иногда и охлаждать. Что снова приводило к вопросу потребления электричества. Эта проблема была успешно решена с помощью солнечных коллекторов. В результате сегодня школа Террасет является одной из самых энергосберегающих школ в Америке. Сюда любят наведываться туристы. Хотя сама школа и является весьма необычным по своему строению, обучение здесь мало чем отличается от традиционного. Террасет - типичная младшая школа, в которой преподают стандартные предметы. Иногда заведение проводит для учеников и их родителей оригинальные мероприятия - пробежка всей семьей по городским улицам или вечернее бинго.

Школа без правил. В канадском Торонто есть «Альтернативная школа Альфа». Она существует еще с 1972 года. Непонятно, как ее до сих пор ученики не разнесли по частям, ведь тут творится самый настоящий праздник непослушания. В школе не ставят оценок, здесь нет жесткого расписания, а на дом совсем ничего не задают. За мелкие шалости, вроде ругательства на доске, ругать никто не будет, да и заставлять учиться тоже. Ученики здесь сами решают, как сформировать свой учебный день и какие уроки посетить. В классе дети подбираются не по возрасту, а по интересу. Помимо традиционных уроков письма и математики есть занятия по кулинарии, лепке и даже по основам философии. Учителя делают все, чтобы не мешать детям впитывать знания. Конечно же тут бывают и конфликты. Разрешать их призвана специальная комиссия, в которую входят и дети, и взрослые. Обе стороны имеют право голоса, докладывая свой взгляд на произошедшее. Затем комитет предлагает пути решения конфликта. Самое главное в этом деле - найти компромисс, который устраивал бы всех. В школе «Альфа» есть хорошая традиция - здесь проводятся собрания, на которых сами ученики помогают формировать сетку изучаемых предметов и решают вопросы управления своим заведением. Тридцатилетний опыт существования школы свидетельствует о том, что принцип не так уж и плох.

Кочующая школа. У российской школы Кенэлэкэн нет точного адреса. Известно лишь, что она находится в Оленекском эвенкийском национальном районе, Якутия. Раньше дети кочевников вообще были лишены возможности получать фундаментальное образование. Часто родители были вынуждены отдавать их в школы-интернаты, где они месяцами не видели своих семей. Такую проблему решить были призваны кочевые школы. Их в стране все больше и больше, в одной Якутии таких кочующих заведений уже больше 10. «Кенэлэкэн» - одна из них. Формально она является частью Харыйалахской средней школы Оленекского эвенкийского национального района. Теперь у кочевников на каждой новой стоянке появляется еще и палатка для школы. Пускай учеников тут и единицы, зато потом они ни в чем не будут уступать своим ровесникам, которые ходят в обычные школы. Для детей составляется специальное расписание. Домашние задание и новые контрольные можно получить по Интернету. Ведь оленеводы получили доступ во Всемирную сеть благодаря национальной программе и спутниковому оборудованию. Выполнив задание, ученики тем же способом отправляют его обратно в ожидании оценки.

Школа поиска общего языка. В южнокорейском Пусане есть Международная иностранная школа. Здесь проходят обучение дети из других стран. Обычно это иммигранты или те, чьи родители приехали сюда надолго по работе. Учатся тут и те, кто попал в корейскую школу по обмену. Ведь именно здесь легче всего адаптироваться к новой стране. В школе довольно интенсивный режим обучения, который помогает лучше всего приспособиться к окружающим условиям. А в дальнейшем можно будет с успехом поступить в какой-нибудь из местных университетов. Причина создания такой школы проста. Ведь юные дети-иностранцы очень тяжело находят общий язык со сплоченными одноклассниками в обычном классе. В итоге незнание местных привычек и традиций становится поводом для насмешек, что чревато психологической травмой у ученика. А в пусанской школе для иностранцев многие учителя имеют еще и психологическое образование. В итоге взрослые помогают детям найти общий язык. И пускай многие из них вообще никогда не слышали о стране, где родился их товарищ. Практически все дети тут изучают три языка, помимо корейского, это испанский и английский. В программу внесены тематические занятия, на которых ученик знакомит других с культурой своей страны. Это и поможет сближению и не даст ребенку забыть свои корни. Надо сказать, что многокультурные школы есть во многих странах. В Москве это школа №1650, в которую специально набирают детей разных национальностей. Ведь это поможет им воспитать в себе уважительное отношение от тех, кто немного отличается от них. Да и такое общение - лучший путь, чтобы быстро узнать о новых странах, культурах и народах.

Школа приятного общения с миром. Американская Mountain Mahogany Community School располагается в Альбукерке, Нью-Мексико. Попадание сюда возможно лишь в результате выигрыша в лотерею. Для этого надо скачать с официального сайта школы бланк, заполнить его и отправить по факсу. Дальше наступает томительное ожидание результатов розыгрыша. Если ребенок окажется в числе счастливчиков, то эта школа примет его. Оригинальное тут не только поступление, но и сам процесс обучения. Политика заведения основывается на трех принципах - безопасность, удовольствие и эмоциональное развитие. Педагоги изучили последние неврологические исследования, согласно которым для хорошей обучаемости нужна приятная атмосфера в школе и активная вовлеченность детей. Именно это и легло в основу школьной программы. Здесь учат обычным общеобразовательным предметам, но особое внимание уделяется тому, как растущие люди должны взаимодействовать с окружающим миром. Детям прививают и практические умения - шить, ухаживать за садом, готовить. Своих учеников учителя в шутку называют «маленькими садовниками». И тому есть резонное объяснение - на территории школы уже посажены сотни деревьев, за которыми дети и заботятся. А в награду им - экологически чистые фрукты, которые они сами и вырастили.

Школа познания мира посредством музыки. Хоровая академия Гарлема располагается в Нью-Йорке. Отдавая туда свое чадо, родители не только дают ему возможность окунуться в мир культурных ценностей и выработать голос, но еще и получить базовое образование. Уклон его, естественно, гуманитарный. Учителя тут призваны раскрыть все таланты ребенка. В основной обучающей программе есть сразу несколько предметов, нацеленных на проявление исполнительства. Деи учатся петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Чтобы поступить в школу каждый проходит собеседование, где выясняется, обладает ли ребенок чувством ритма, концентрацией внимания и ориентацией во времени. Но самым главным все же является любовь ребенка к музыке. Даже если родители ученика не могут позволить приобрести необходимый музыкальный инструмент, то школа может предоставить его в аренду. Ничто не должно мешать приобщению к музыке. Но и физическому развитию здесь уделяется должное внимание. В академии есть своя футбольная и бейсбольная команда, создана и группа поддержки.

Школа для нелегалов и беженцев. В израильском Тель-Авиве есть школа Бьялик-Рогозин. Именно она стала центральным персонажем документальной короткометражки «Здесь нет чужих». За нее в 2011 году Оскара получили Карен Гудман и Кирк Саймон. Лента длительностью 40 минут рассказывает об уникальной школе, которую посещают дети нелегальных эмигрантов и беженцев. Они попадают в Израиль с самых разных точек планеты, происхождение и вероисповедание тоже у всех свое. Одно их роднит - многочисленные испытание, выпавшие на долю таких детей. Кто-то рано потерял родителей, а некоторые довольно сильно истощены, эмоционально и физически. Есть в школе и такие дети, которые вообще никогда раньше нигде не учились. Важно, что «Бьялик-Рогозин» дает детям не только основные знания. Их тут еще и кормят, поят и одевают. Учителя всячески стремятся окружить своих подопечных заботой и вниманием. Ведь эти дети - уже не чужие, они стали израильтянами. Следовательно, школа стала для них новым и теплым домом.

Школа на воде. Это заведение находится в камбоджийской деревне Компонг Луонг, на озере Толесап. Недалеко от этого водоема расположился знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват. Озеро давно уже является самым большим пресным водоемом всего Индокитая. За это его даже прозвали «внутренним морем». А деревня Компонг Луонг находится не на берегу озера, а на нем самом. Это плавучий остров в котором помимо жилищ есть еще и кафе, магазины и даже школа. Она стала для учеников в прямом смысле вторым домой - ведь большинство детей в ней сироты. Дети прямо в школе и живут. Их родители как правило погибли при ловле рыбы. Это и неудивительно для здешних мест - уровень воды в сезон дождей заметно поднимает, озеро становится очень неспокойным. Своим обеспечением ученики обязаны туристам. Ведь каждая новая группа путешественником практически сметает с прилавков все местные сувениры. А несчастные дети получают в избытке в подарки сладости, игрушки и школьные принадлежности.

Школа с принципами Open Space. В датском Копенгагене существует Гимназия Орестад. В свое время ее спроектировала компания 3XN. Когда здание было построено, то оно стало настоящим памятником современного зодчества - как внутри, так и снаружи. Именно поэтому в 2007 году школу назвали лучшим зданием во всей Скандинавии. Надо отметить, что в Дании началась общегосударственная образовательная реформа, а Гимназия Орестад стала первой, открытой в рамках этой программы. Обучаются тут старшеклассники, которые в будущем будут работать в СМИ. В школе очень популярно слово «коммуникация». Разделения помещений классов в привычном понимании попросту не существует. Все занимаются в одном огромном зале. Современное здание оснащено и современными технологиями - в школе повсюду присутствует беспроводной Интернет. Поэтому старшеклассники имеют возможность общаться не только в реальном мире, но и в виртуальном. Во время перемен дети могут поваляться на ярких подушках, разглядывая освещенный мелкими лампочками полоток. Это создает эффект звездного неба. Все четыре этажа школы соединены с помощью красивой винтовой лестницей. Именно она по мнению учеников и является настоящим сердцем их школы.

Школа с приключениями. В Колорадо есть школа Watershed, которая прославилась своей нестандартной программой. Правительство США обеспокоилось тем, что в стране наметился настоящий упадок фермерской культуры. Эта мысль не дает покоя и школьным учителям. Именно поэтому в школе Watershed появилась программа Farm to Table. В ней ученики должны посетить одну из шести местных ферм и обучиться работе там. В итоге все обучение превращается в красочное путешествие длиной в несколько лет. Естественно дети изучают и традиционные предметы, математику и английский. Но это всего лишь прелюдия для главного - обучающих поездок. Именно они и считаются в школе самым полезным методом обучения. В итоге архитектура изучается не в стенах класса по старым книжкам, а прямо на улицах города. Биология и география заменились походами в лес и спуску по реке на байдарках. Вместе с учителями ученики пишут собственные песни, создают музыкальные группы, придумывают сценарии для компьютерных игр и даже собирают роботов. В школе много внимания уделяется спорту, причем не только традиционному. Кто-то занимается обычным футболом, а кто-то - йогой, катается на горных велосипедах или осваивает фрисби.

Конечно, красота здания школы – последнее, что надо учитывать, записывая туда ребенка. Тем не менее необычная проектировка может сделать учебу чуточку интереснее. Мы изучили московские школы и составили список из 10 нестандартных школьных зданий.

ШКОЛА № 1945 «СИНЯЯ ПТИЦА»

Итак, одна из самых необычных школ располагается в районе Северное Бутово. Школа, начавшая работу в 1998 году, имеет два уровня – три основных этажа и два цокольных. В цокольных этажах находится спортблок, крытый теннисный корт и бассейн с двумя чашами – «лягушатником» и большим бассейном глубиной 190 см. Вход стилизован под римский амфитеатр, с обратной стороны – «внутренний двор», на котором проходят школьные линейки, по сторонам от него расходятся лестницы, ведущие в музыкальный блок и спортблок. В застекленной части третьего этажа высота потолков – около 8,5 м. По проекту там должен был находиться зимний сад, но кризис 1998 года не дал этому проекту реализоваться до конца, поэтому и «амфитеатр» остался незавершенным. Рядом – открытый теннисный корт и футбольное поле. Название школа получила от расположенного в районе ТСЖ «Синяя птица».

Адрес: Старокачаловская улица, вл. 22.

ШКОЛА № 480 ИМ. В.В. ТАЛАЛИХИНА

Несколько школ из нашего списка находятся в Таганском районе Москвы. Школа была построена в 1936 году, в годы войны в ней располагался военный госпиталь, но работать она не переставала. На первых двух этажах шли занятия, на третьем и четвертом в это время лечили раненых. Девочки помогали в уходе за больными, а мальчики работали на подшефном подшипниковом заводе. С 2006-го по 2009 год на месте старого здания построили новое. Сам проект не отличается ничем особенным, кроме огромной стеклянной шарообразной сферы по центру здания. В 2010 году школа получила статус «Ассоциированная школа ЮНЕСКО».

Адрес: Средняя Калитниковская улица, 22, стр. 1

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 2030

Эту школу, открывшуюся в столице в 2007 году, называют «Школой будущего». При создании центра учитывались самые современные технические тенденции, начиная от электронных досок, которые на сегодняшний день внедрены по всей Москве, заканчивая наличием солнечных батарей и ветряных мельниц. Школа сотрудничает с Курчатовским институтом, на ее базе действует Курчатовский Центр непрерывного междисциплинарного образования. Здание строилось по индивидуальному проекту, на его территории есть два бассейна, музей и много еще чего интересного.

Адрес: 2-я Звенигородская улица, 8. Пресненский район

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Н.А. АЛЕКСЕЕВА

Одна из самых красивых московских школ находится на пересечении Николоямской улицы и Пестовского переулка в Таганском районе Москвы. Построена она была на средства директора Русского музыкального общества, городского головы и мецената Николая Александровича Алексеева и в 1884 году передана в дар Москве. Изначально в здании, построенном по проекту архитектора Д.Н. Чичагова, размещалось Рогожское начальное училище для девочек и мальчиков. Алексеев сам был его директором, затем это место занял его двоюродный брат – Константин Сергеевич Станиславский. В конце-концов в здании обосновалась Детская музыкальная школа имени Н.А. Алексеева. Внутри двухэтажного здания, отделанного кирпичом и украшенного оконными решетками – лирами, находится Большой концертный зал, Малый концертный зал, музей Н.А. Алексеева, библиотека и классы.

Адрес: Николоямская улица, 42

ШКОЛА № 1270

Еще одна любопытная школа в Таганском районе Москвы – школа № 1270 с углубленным изучением английского языка. Школа как школа, если бы не странная архитектура. Здание эклектично: к главному входу ведет высокая арка, а щипцы по периметру крыши еще больше вытягивают конструкцию, напоминающую крепость или сказочный замок. С правой стороны выстроена башенка с винтовой лестницей (судя по ряду источников, это проект архитектора С. Гужева). Школа открылась в 1936 году и тогда имела номер 477. Она не переставала работать и в годы Великой Отечественной войны. Одновременно с классами в помещении разместили цеха, обеспечивающие фронт теплой одеждой и обмундированием. Многие школьники с войны не вернулись, в 2005 году в школе открылся собственный «Музей истории», который сегодня насчитывает более тысячи экспонатов, включая фотографии, солдатские письма, рисунки, личные вещи учеников, солдат и преподавателей.

Адрес: Товарищеский переулок, 21

ШКОЛА № 183

Здание этой школы отсылает к конструктивизму и привлекает, в первую очередь, цветовым контрастным решением. Отдельные блоки, часть из которых были пристроены к старому зданию, имеют ярко- и светло-оранжевый, темно- и светло-фиолетовый цвета. Четырехэтажное здание кажется совсем невысоким за счет конструктивных решений, колонн, разноуровневых конструкций. На территории школы есть большое футбольное поле, спортплощадка, много деревьев, кустарников и клумб.

Адрес: Дубнинская улица, 41. Бескудниковский район

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Это одна из самых красочных московских школ, небольшое здание словно сложили из разноцветных кубиков, а акцентами сделали нестандартные окна. Проект центра разработала мастерская Андрея Чернихова. В центре обучаются дети с ранним детским аутизмом, которые могут получить общее начальное и дополнительное образование.

Адрес: Кашенкин Луг, 7. Район Марфино

ШКОЛА № 446

Первая энергоэффективная школа в Москве была образована в 1938 году, а в 1998-м ей присвоили статус «с углубленным изучением экологии». В 2011 году на месте старого здания открыли новое, сохранив произрастающую рядом липовую аллею. Школа построена с учетом «зеленых» технологий: в ней использованы энергосберегающие стекла, энергоэффективное покрытие кровли, теплоизоляция фасадов и вытяжная вентиляция с подогревом воздуха. Круша первого этажа превращена в площадку для занятий на свежем воздухе – выход на крышу есть из хореографического и спортивного залов.

Адрес: Нижний Журавлев переулок, 3

SEYMOUR HOUSE

Это частная общеобразовательная школа, обучение в которой ведется на английском языке по специальной программе, подготовленной для поступления в вузы США. Школа находится в одном из домов уникального московского поселка Сокол, или Поселка художников. По сути поселок – это деревня в центре Москвы. Его замысел появился под впечатлением от идеи города-сада, но ограничился небольшим кусочком в городе из-за войны. В поселке не было одинаковых домов – все строились по индивидуальным проектам для максимального удобства жильцов. Так, кухню и гостиную делали на солнечной стороне, а спальню – на тенистой. Дома, расположенные в солнечной части, строили деревянными и фасады у них были темного цвета...

Адрес: улица Верещагина, 3. Район Сокол

ГИМНАЗИЯ № 1529 им. А.С. ГРИБОЕДОВА

Заведение, ранее известное как школа № 59 им. Н.В. Гоголя, ныне является структурным подразделением №4 гимназии № 1529 им. А.С. Грибоедова. Здание школы в центре Москвы является памятником архитектуры, хоть и находится в весьма плачевном состоянии. Когда-то классическая гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых было одним из самых известных средних учебных заведений дореволюционной России. Гимназия была учреждена в 1901 году по высочайшему повелению Николая II, сначала она располагалась на Поварской, а несколькими годами позже переехала в Староконюшенный переулок. Проект здания с элементами модерна разработал архитектор Иван Сергеевич Кузнецов. Здание было не только красивым, но и прогрессивным, в нем даже была создана система вентиляции с пылеосадочными камерами, трижды в час обновляющая воздух в классах, а шинели в раздевалках нагревались и просушивались. Гимназии покровительствовали крупные промышленники-меценаты. После революции гимназия стала обычной школой, в годы войны занятия продолжались, а здании также размещались курсы медсестер. Сегодня уникальный памятник архитектуры и российского образования явно нуждается в профессиональной реставрации: во многих местах отвалившаяся штукатурка оголила кирпичную основу здания, постепенно разрушаются декоративные элементы.

Адрес: Староконюшенный пер, 18-20. Район Хамовники

Если вас заинтересовала тема школьной архитектуры, советуем вам также посмотреть фотографии школы № 10 в Ногинске, созданной в стиле модерн, и сказочной школы № 5 «Обыкновенное чудо» в Йошкар-Оле.

Мария Аль-Сальхани

Мнение архитекторов

Красота школы, как учебного учреждения, определяется красотой зданий, а так же прилегающих к ним территорий. Как отмечает издание Forbes, одним из самых красивейших учебных городков в мире является кампус Kenyon College, расположенный в штате Огайо, США. Именно к такому результату пришла группа архитекторов и дизайнеров, опрошенная Forbes. По их мнению, здесь классическая готическая архитектура, широкие деревья и зелёные просторы прекрасно сочетаются со средне-западным стилем домов кампуса, что в свою очередь выделяет Kenyon College красотой, по сравнению с его соседями.

Красота Кеньон колледжа

Одним из самых узнаваемых мест Кеньон колледжа являетсяThe Middle Path, которая является центральной артерией и зелёной деревней городка.

Архитектор Майк Эванс (Mike Evans ), который работал на кампусах по всему миру, говорит, что небольшим кампусам, таким как Кеньон колледж (Kenyon College ) или Скрипс колледж (Scripps College ), легче оставаться красивыми и очаровательными "без использования крупномасштабных изменений". А вот для более крупных университетов, "ясная структура организации" и "преемственность" являются ключевыми для сохранения их красоты, говорит Эванс.

Пристонский университет

Ещё одним фаворитом по красоте, среди кампусов, является Принстонский университет (Princeton University ), за развитием которого наблюдает судья Наталья Шиверс (Natalie Shivers). Этот классический американский кампус исполненый в готическом стиле, где большая часть серого камня покрыта зелёным плющём.

Оксфордский университет

Следующим, среди красивейших образовательных учреждений мира, является Оксфордский университет (University of Oxford ), который входит в список любого архитектора, включая и Дэвида Мейерника (David Mayernik ), преподавателя школы Notre Dame"s School of Architecture. Он называет этот университетский городок 11-ого столетия, с его лабиринтами монастырей, сводчатых проходов и троп - "архитектурная страна чудес".

Академия ВС в Колорадо-Спрингс

Кевин Липперт (Kevin Lippert) , издатель Princeton Architectural Press, которая выпускает престижную серию Campus Guide, находит красоту за пределами Лиги. Так, например, Липперт поместил Академию Воздушных сил в Колорадо-Спрингс (Air Force Academy ) самым верхним в своём списке, называя университетский городок, который был построен одним махом в 1950-ых, "проявлением силы современной архитектуры". При этом скалистые горы Колорадо на заднем фоне не причиняют неудобств.

Калифорнийский университет

"Сильный пейзаж может играть существенную роль в установлении характера университетского городка", говорит Арон Шварц (Aaron Schwarz), руководитель Perkins Eastman, фирмы, занимающейся архитектурой и городским проектированием. "Калифорнийский университет в Санта-Круз (University of California ), возвышающийся над Тихим океаном, наделён хорошими натуральными "генами"", говорит он.

Университет Болоньи

Иногда школа извлекает выгоду из её местоположения в городской окружающей среде, вместо гор или фермерских земель. Кампус Университета Болоньи (University of Bologna ) - это город, основание которого относится к временам Римской Империи.

Большинство университетских городков считает "красивым" похвастаться "узнаваемым местом городка", как заявляет архитектор Майк Эванс. Это место, которое действительно определяет университетский городок и его бренд. Например такое, как лужайка Томаса Джефферсона в Университете Вирджинии (University of Virginia ).

Александр Озеров, Samogo.Net, по материалам forbes.com

Говорить с Вадимом Мошковичем об образовании легко: мы оба учились не в простых школах. Он — в легендарной 57-й московской школе, я — в не менее легендарной школе-интернате новосибирского Академгородка. Однако владелец группы компаний «Русагро» строит ни то и ни другое. Классическое, пускай и очень хорошее, образование сейчас не работает. Либо детям надо затолкать в голову раз в десять больше информации, что невозможно, либо надо что-то менять в системе. В своей школе-пансионе «Летово», строительство которой завершается в Новой Москве, Вадим Мошкович собирается сделать последнее.

Собственная школа

Идея создать собственную школу пришла в голову владельцу группы компаний «Русагро» лет десять назад. И все эти годы он методично шел к ее реализации, собирая команду единомышленников и оценивая лучший мировой и отечественный опыт. «Мы изучили опыт 20 лучших школ мира, — говорит заместитель директора школы «Летово» по академическим вопросам Мадлена Шагинян, — таких как сингапурская Raffles, британская Winchester College и американская Montgomery Bell Academy. Но «Летово» не будет их калькой: это невозможно, потому что у нас другой менталитет». Из британского опыта решили взять систему пансиона. Мошкович считает, что это самая правильная организация: дети не тратят по несколько часов в день в пробках, и гораздо проще формируется командный дух. А умение работать в команде — один из основных навыков, который хотят привить ученикам «Летово». Из американской системы переняли очень богатый опыт внеакадемических занятий — разнообразных кружков, спортивных секций и ученических клубов. С Сингапуром интереснее: в этой стране ничего не создавали, а с успехом адаптировали и переработали лучшие практики со всего мира. Например, систему оценки результатов, которая была создана в Америке, но в Сингапуре используется более эффективно. Еще один плюс сингапурского образования — билингвальность, ведь английский там не родной, что сближает эту систему с нашей. Кроме того, в преподавании естественнонаучных дисциплин много времени отводится на экспериментальную работу — до 80%.

Школа «Летово»

Обучение: бесплатное для тех, кто не может платить.

Открытие: сентябрь 2018 года.

Набор: 175 учеников.

Независимые

Большинство частных учебных заведений в России — это дорогие школы для детей элиты. С таким подходом рассчитывать на верхние строки рейтингов не приходится. В «Летово» детей отбирают со всей России на основе системы очных и заочных тестов, и любой из вас может подать заявку прямо сейчас на сайте школы. Тесты абсолютно независимые. Вадим утверждает, что его младший сын, которому сейчас девять лет, когда придет время, будет сдавать их на общих основаниях. Сдаст тесты — прекрасно, нет — пойдет учиться в другое место. После зачисления специалисты из партнерских банков проверят финансовое состояние родителей и определят, какую часть от стоимости обучения они могут потянуть — система аналогична проверке при получении ипотеки. Полная стоимость — около 20 тыс. долларов в год. Недостающая часть будет покрываться из специального фонда, эндаумента, в который Мошкович вложил 120 млн долларов. За счет дохода от этой суммы и будет формироваться бюджет «Летово» — в этом году от составил полмиллиарда рублей. Еще 80 млн долларов Вадим вложил непосредственно в строительство школы и оборудование корпусов на самом современном уровне.


Городок

«Летово» — небольшой город, который раскинулся на 60 гектарах. Там есть все для счастливой жизни и учебы: учебные корпуса, дома для учеников и педагогов, спортивные площадки и даже фруктовый сад. Архитектурное бюро, как и все в «Летово», выбиралось на конкурсной основе. Мошкович об этом рассказывает просто: «Мы взяли 15 лучших архитектурных бюро мира, специализирующихся на проектировании зданий для образования. И провели тендеры в три этапа. Внимательно послушали их концепции. Сначала выбрали пять, из пяти осталось три, ну и в финале остановились на голландском бюро atelier PRO». Выбор оказался правильным: в декабре 2016 года проект кампуса «Летово» получил премию Архсовета Москвы. Школа действительно получается необычной и удобной, многие помещения могут легко трансформироваться под разные задачи. В мое время о таких зданиях можно было только мечтать.


Слева направо: Михаил Геннадьевич Мокринский, директор; Мадлена Львовна Шагинян, заместитель директора по академическим вопросам; Вадим Николаевич Мошкович, основатель.

Люди

Мадлена Шагинян говорит, что высокие требования в «Летово» выдвигаются не только к ученикам, но и к преподавателям: экзамены постоянно сдают и дети, и взрослые, которые обязаны непрерывно учиться. Главное — не просто найти лучших преподавателей и студентов, а собрать команду единомышленников. Учебные программы строятся исходя из конечной задачи — кого мы хотим получить на выходе. Считается, что к 9-му классу ребенок должен точно определить, куда он собирается поступать («Летово» ориентируется на топ-10 российских и западных университетов), и под эти задачи готовятся индивидуальные учебные планы. Если в штате нет собственных педагогов для какой-то узкой специальности — их пригласят извне. Особые планы у Мадлены на школьные олимпиады: команда учителей настроена на участие и победы не только внутри страны, но прежде всего вовне. Международные олимпиады — это спорт высоких достижений, считает академическая команда. Сложно найти талантливых детей, но еще сложнее подобрать для них тренеров мирового класса. Тут нужны даже не блестящие в академическом плане преподаватели, а невероятные харизматики, за которыми дети пойдут в прорыв. «И я таких людей знаю», — уверенно говорит Мадлена. Михаил Геннадьевич Мокринский, директор: «Не люблю, когда говорят, что нужно соревноваться с соседями по рейтингу и по району. У хороших соседей надо учиться, а соревноваться нужно с собственной мечтой».

Аргументы

Одна из важнейших кафедр — словесности и иностранных языков, ответственная за освоение вербальных средств коммуникации. В «Летово» большое значение будет уделено развитию речи, особенно публичной. Самое интересное, что почерпнула Мадлена Шагинян из тренингов Стэнфордского университета, это организация академической дискуссии учащихся. «Для меня раньше эти слова ничего не значили, но сейчас мне кажется, что это одна из самых интересных технологий, — говорит Мадлена. — В правильно организованной дискуссии, где роль учителя минимальна, прекрасно видно, как мыслят дети и как развивается их мышление. Ребенок находит ответы на вопросы самостоятельно, выслушав и проанализировав мнения, аккумулируя точки зрения других». В реальной жизни мы постоянно что-то презентуем — результаты своей работы, проекты, себя, наконец, и презентационные навыки тут очень важны. В «Летово» ученик должен уметь представить не только себя, но и свои мысли и идеи. Это сложно — правильно и логически выстраивать аргументы, ссылаться на правильные источники, приводить факты. Говорить интересно, понимать быстро, оценивать аудиторию. И делать это как минимум на двух языках. Мадлена Львовна Шагинян, заместитель директора по академическим вопросам: «Возможно, вы забудете, в каком году было татаро-монгольское нашествие, но вы точно научитесь работать с историческими и критическими источниками информации».

Интересную идею подсмотрели в одной из топовых школ. Там не принимают ответ «я не смог». Должно быть шесть попыток. Не может быть одной, даже удачной попытки, этого мало, ученик должен попытаться справиться с задачей шестью разными способами. Только так прививаются навыки изобретательства, воспитывается умение находить необычные новые решения.


Страсть

Мерилом успешности школы Вадим Мошкович считает успехи детей. Базовый измеритель успеха — когда ребенок после окончания школы поступает туда, куда хочет поступить. Второй измеритель — внутренняя удовлетворенность от того, чем ты занимаешься, что не менее важно. Свою работу надо любить. «У нас полно ребят, которые куда-то поступают, но потом по специальности не работают, — говорит Мошкович. — Моя задача — помочь ученику определить на максимально раннем этапе, что его «драйвит», к чему у него есть интерес. Если у вас нет страсти к выбранному делу, никогда успешным не будете». Часто получается, что ребенку для того, чтобы понять, где лежит его зона интересов, не хватает маленького толчка. Поэтому в «Летово» будет много междисциплинарных и развивающих предметов — выбирай, смотри, пробуй. Вадим Николаевич Мошкович, основатель: «Моя задача — помочь ученику определить на максимально раннем этапе, что его «драйвит», к чему у него есть интерес. Если у вас нет страсти к выбранному делу, никогда успешным не будете».

Сейчас идет первый набор в «Летово» — 175 человек, конкурс как в космос, около 30 человек на место, и это при том, что заявки еще принимаются. Через несколько лет в «Летово» будут учиться около тысячи детей. Надо полагать, счастливых детей. Прощаясь, я задаю вопрос, который хотел задать в самом начале разговора: «Вадим, а ваши внуки будут учиться в «Летово»?" «Это не моя проблема, а их родителей, — отвечает Мошкович. — Я сформировал в себе навык ничего не ожидать не то что от внуков, но и от детей, ведь это их жизнь, а не моя. Моей задачей было научить их думать, а не думать за них. И у меня это, судя по всему, получилось».

Набор на первый учебный год продлится до 1 декабря 2017 года. Заявки на обучение в 7−9 классах можно подавать на сайте letovo.ru . По результатам тестов будет зачислено 200 учеников на первый учебный 2018/19 год. На полную загрузку школа выйдет за три года, когда в «Летово» будет учиться тысяча детей.

Адрес: 20 Brant Street, Торонто, Онтарио


В школе ALPHA, открывшей свои двери в 1972 году, царит вечный праздник непослушания. Здесь нет ни оценок, ни строгого расписания, ни домашних заданий. Никто не накажет за написанное мелом на доске ругательство и не будет стоять над душой. Ученики сами решают, как провести учебный день и какие занятия посетить. Классы формируются не по возрасту, а по интересам: наряду с математикой и правописанием предусмотрены занятия по лепке, кулинарии и даже элементарной философии. Задача учителей - просто не мешать.


Если в школе возникает какая-то конфликтная ситуация, то созывается специальный комитет, состоящий из учеников и учителей. Сторонам позволяют высказаться и обосновать свою точку зрения, после чего комиссия предлагает варианты решения проблемы. Главное - найти решение, которое понравится всем.


Еще одна традиция ALPHA - проводить собрания, во время которых дети наравне со взрослыми имеют право высказаться о необходимости внесения изменений в сетку предметов и систему управления школой.

3. Кочевая школа
«Кенэлэкэн» (Россия)

Адрес: Оленекский эвенкийский национальный район, Якутия


В прошлом дети кочевников-оленеводов либо вовсе не получали систематического образования, либо были вынуждены оставаться в школах-интернатах и месяцами не видеть родных. Сегодня эта проблема решается с помощью кочевых школ, которых в с каждым годом становится все больше и больше. В Якутии подобных школ уже больше десятка.


Одна из таких кочевых школ - «Кенэлэкэн». Она является филиалом Харыйалахской средней школы Оленекского эвенкийского национального района. На каждой новой стоянке кочевников помимо привычных сооружений теперь появляется еще и школьная палатка. Учеников можно пересчитать по пальцам. Однако, несмотря на малочисленность, впоследствии они мало в чем будут уступать своим сверстникам, которым повезло учиться в более стабильных условиях. Дети занимаются по специально составленному расписанию. Домашние задания и контрольные получают по интернету - все школы для детей оленеводов в рамках национального проекта имеют доступ к спутниковому интернету. После выполнения - отсылают их обратно, на проверку.

4. Школа поиска общего языка
Busan International Foreign School ()

Адрес: 798 Nae-ri, Gijang-eup, Gijang-gun, Пусан


Ученики школы для иностранцев в южнокорейском Пусане трудятся не покладая рук круглый год. Здесь учатся дети эмигрантов или тех, кто приехал в Корею работать на продолжительный срок, а также мальчики и девочки, которые были переведены по обмену в одну из корейских школ и нуждаются в адаптации. Интенсивный режим необходим для того, чтобы быстрее приспособиться к новым жизненным условиям и впоследствии успешно поступить в один из корейских вузов.


Юным эмигрантам непросто подружиться с новыми одноклассниками в обычной школе. Незнание местных традиций часто становится поводом для насмешек, которые способны нанести ребенку психологическую травму. Многие учителя пусанской школы для иностранцев по образованию - психологи. Они учат своих воспитанников находить общий язык друг с другом, несмотря на то, что многие из них никогда не слышали о существовании страны, из которой приехал их новый одноклассник.


Большинство детей изучают сразу три языка: корейский, английский, испанский. В программе также предусмотрены тематические занятия, которые не позволяют забыть культуру родной страны.

Поликультурные школы есть во многих странах. В работает школа №1650, в которую специально набирают детей разных национальностей, чтобы воспитать в учениках толерантное отношение к тем, кто чем-то отличается от них, а также помочь больше узнать о традициях других народов.

5. Школа приятного взаимодействия с миром
Mountain Mahogany Community School ()

Адрес: 5014 4th Street NW, Альбукерке, Нью-Мексико


Чтобы попасть в школу Mountain Mahogany, нужно выиграть в лотерею. С официального сайта школы надо скачать специальную форму, заполнить ее, отправить по факсу или почте и ждать, когда пройдет розыгрыш и будет объявлен список счастливчиков.


Подход к процессу обучения в школе не менее оригинальный. Три принципа, на которой строится школьная политика, - удовольствие, безопасность и эмоциональное развитие. Программа основана на последних неврологических исследованиях, согласно которым залогом хорошей обучаемости являются позитивная атмосфера и активная вовлеченность.


В школе есть стандартные общеобразовательные предметы, но в первую очередь детей в ней учат взаимодействию с окружающим миром и бытовым навыкам: шитью, кулинарии, садоводству. Учителя в шутку называют учеников «маленькими садовниками». И неудивительно: на территории школы высажены сотни деревьев, о которых необходимо заботиться. Дети питаются органическими фруктами, которые сами вырастили.

6. Школа познания всего через музыку
Choir Academy of Harlem (США)

Адрес: 2005 Madison Avenue, Нью-Йорк

Отдавая ребенка в Хоровую Академию Гарлема, родители обеспечивают им не только тренировку голосовых связок, гастроли и приобщение к духовным ценностям, но и базовое образование с гуманитарным уклоном.


Миссия учителей этой школы - поспособствовать развитию в ребенке его скрытых талантов. Поэтому основная программа состоит из различных видов исполнительских искусств: пения, танцев, игры на музыкальных инструментах. Во время вступительного собеседования потенциального ученика проверяют на чувство ритма, ориентацию во времени и концентрацию внимания. Однако первостепенной все-таки остается любовь ребенка к музыке. Если родители не могут позволить себе купить музыкальный инструмент, школа предоставит его ребенку во временное пользование.


Без внимания не остается и физическое развитие учеников: в школе есть бейсбольная и футбольная команды и, конечно, группа чирлидеров.

7. Школа для беженцев и нелегалов
«Бьялик-Рогозин» ()

Адрес: HaAliya, Тель-Авив


В феврале 2011 года «Оскар» за лучший короткометражный документальный фильм достался картине «Здесь нет чужих» Карена Гудмана и Кирка Саймона. Сорокаминутный фильм рассказывает об израильской школе «Бьялик-Рогозин», где учатся дети беженцев и нелегальных эмигрантов. Они приезжают со всех концов земли, происходят из разных семей и поклоняются разным богам, но на короткую жизнь каждого из них выпало немало испытаний. Многие потеряли родных и истощены как физически, так и эмоционально. Некоторые дети раньше никогда не ходили в школу.

«Бьялик-Рогозин» дает детям не только необходимые элементарные знания. Учеников там кормят, поят и одевают. А самое главное, что получают ученики от своих наставников, - искреннее участие и забота. Здесь детей не считают чужими или ненужными, поскольку все они стали израильтянами.

8. Плавучая школа
Школа Компонг Луонг (Камбоджа)

Адрес: озеро Тонлесап, деревня Компонг Луонг


Камбоджийское озеро Тонлесап, неподалеку от которого находится знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват, считается самым крупным пресным водоемом Индокитайского полуострова. Его даже называют «внутренним морем». На поверхности озера находится знаменитая достопримечательность - плавучая деревня Компонг Луонг: жилые дома, кафе, магазинчики и школа.


Для учеников плавучая школа стала вторым домом в прямом смысле этого слова - учатся в ней в основном сироты. Здесь же они и живут. Родители многих из них погибли во время рыбной ловли: в сезон дождей уровень воды в озере существенно поднимается и ходить по нему на лодках становится довольно опасно.