Известия ТРТУ

Тематический выпуск

рованными и психопатическими чертами характера (А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова).

Результаты нашего эмпирического исследования взаимосвязи семейных отношений, акцентуаций характера и риска суицидального поведения в подростковой среде свидетельствуют, что подростки с высоким суицидальным риском превосходят остальных подростков по уровню экстремальности поведения, им свойственны нарушения адаптивности в отношениях к окружающим, трудности в приспособлении к условиям социальной среды. Также найдены взаимосвязи изучаемых характерологических и поведенческих особенностей с готовностью к саморазрушающему поведению; высокая степень суицидального риска в большинстве случаев наблюдается у подростков с аффективно"-экзальтированным и возбудимым типами акцентуаций характера в сочетании с авторитарным или агрессивным стилем межличностных отношений. Таким образом, результаты проведенного исследования доказывают, что у акцентуированных подростков при нарушении межличностных отношений склонность к суицидальному поведению возрастает. Это в свою очередь, дает возможность разработки и применения дифференцированного подхода при оказании помощи подросткам, склонным к суицидальному поведению Вместе с тем это небольшое эмпирическое исследование может служить одной из первых попыток комплексного изучения факторов суицидального поведения, а в перспективе объединения сил представителей различных наук в исследовании этого трагического феномена нашей жизни.

Зинченко Е.В.

САМОРАСКРЫТИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ

Личностное самораскрытие, понимаемое нами как многоплановый процесс проявления личности в общении, является необходимым условием существования человека в обществе, в системе социальных связей и отношений. Самораскрытие предполагает сообщение субъектом личной информации различной степени интимности одному или нескольким реципиентам. С его помощью человек как бы вписывается в определенный социальный контекст, соотносит свои представления с представлениями о нем окружающих. Кроме потребности для самого субъекта, самораскрытие важно и для окружающих. Как считает Э. Гоффман, оно способствует определению реципиентом ситуации общения, дает возможность понять собственные ожидания и ожидания партнера. Согласно В. Дерлига, нежелание раскрываться может привести к изоляции от общества. В целом самораскрытие выступает как сложный социально-психологический феномен, имеющий значимые последствия для каждого из субъектов общения.

С точки зрения значимости для коммуникатора, самораскрытие личности в общении выполняет ряд важных функций, одной из которых является укрепление психического здоровья субъекта. Кроме внутренней гармонизации, психическое здоровье обеспечивается также гармонизацией отношений с окружающим миром. Именно поэтому самораскрытие вносит свой существенный вклад в его поддержание. Раскрытие своего «Я» другому человеку жизненно необходимо для индивида. С. Джурард назвал его условием и признаком существования полноценной личности. По его мнению, здоровая личность всегда будет стремиться к тому, чтобы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек. Самосокрытие же, как утаивание от партнера личной информации, свидетельствует о дистрессе. Как утверждает Х. Каплан, отчужденное отношение к миру лежит в основе различных невротических и социопатических состояний личности. Согласно Э. Фромму, удовлетворение потребности в человеческих связях, в слиянии с другим человеческим существом не-

Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека

обходимо для поддержания психического здоровья.

Вопросу связи самораскрытия с психическим здоровьем было посвящено довольно много зарубежных исследований. Эта связь оказалась неоднозначной, и мнения авторов разделились. Ряд из них обнаружили положительную корреляцию между этими феноменами, другие - отрицательную, некоторые исследователи сделали вывод об отсутствии данной связи. П. Козби объясняет низкую степень корреляции между показателями самораскрытия и психического здоровья их криволинейной зависимостью. Он выдвигает гипотезу о том, что люди с хорошим психическим здоровьем раскрываются глубоко, но только узкому кругу лиц, остальным -средне; а люди с плохим психическим здоровьем характеризуются высокой или низкой открытостью каждому. Эту гипотезу подтвердили в дальнейшем А. Чайка и В. Дерлига. Интересными в этом смысле представляются и результаты исследования Х. Каплан, которые выявили большую степень психического здоровья у девушек, чем у юношей. При учёте влияния фактора пола на самораскрытие, они могут являться косвенным доказательством существования связи самораскрытия с психическим здоровьем личности, так как многие исследователи сходятся во мнении, что для лиц женского пола характерен больший объём самораскрытия, чем для лиц мужского пола. В пользу указанной связи свидетельствуют и данные Пэйдж, М. Рэнди и др. о том, что психическое здоровье в детском и подростковом возрасте в значительной степени связано с переживанием чувств одиночества и изоляции.

Самораскрытие имеет зачастую катартический эффект. Высказанная вслух личная информация как бы отчуждается от субъекта, что сопровождается облегчением переживания. Как было доказано зарубежными исследователями, на здоровье человека положительно влияет не только непосредственное, но и опосредованное самораскрытие. При последнем существенно снижается риск негативных последствий, что делает его более предпочтительным для коммуникатора. Ведение дневниковых записей мы рассматриваем как один из способов опосредованного самораскрытия. В данном случае в качестве реципиента выступает сам субъект самораскрытия, его собственное Я. Согласно данным американских исследователей П. Пеннибейкер и К. Гувер, ведение дневника улучшает самочувствие, увеличивает сопротивляемость болезням.

В отечественных исследованиях получены данные, косвенно свидетельствующие о связи самораскрытия личности с её психическим здоровьем. Так, Н.Д. Семёнова установила, что у лиц, страдающих бронхиальной астмой, после психокоррекционных занятий, направленных на восстановление эмоциональной связи с миром, наблюдались положительные изменения в сфере общения и, как следствие, улучшилось психическое здоровье. Этот опыт работы подтверждает тезис Джурарда о том, что подавление потребности в самораскрытии может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и психосоматических заболеваний. Л.И. Анцыферова отмечает, что отчужденное отношение к миру выступает основой невротических и социопатических состояний личности. Т.П. Скрипкина, указывает на то, что неадекватность в проявлении доверия связана с невротическими состояниями и выступает показателем отклонения психического здоровья личности.

Таким образом, существующие психологические исследования указывают на наличие сложных взаимосвязей между самораскрытием и психическим здоровьем личности. Данная проблема требует дальнейшего практического изучения и теоретического осмысления.

Шкуратова И.П. Самовыражение личностив общении // Психология личности. Учебн. пособие под ред. П.Н.Ермакова ИВ.А.Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007, с.241-265.

Глава 3.2. Самовыражение личности в общении

1. Функции и индивидуальныеособенности самовыражения личности в общении

Двадцатьпервый век начался как век коммуникации. Расширение сети Интернета, развитиемобильной телефонной связи привел к коммуникативному буму. Никогда ещечеловечество не общалось так интенсивно, и так экстенсивно, оно напоминает потревоженныйулей, который гудит миллиардами голосов.

Фактически каждый человекпредставляет собой транслятор информации, небольшую станцию, которая посылаетмного разнообразной информации. Эти новации ставят перед психологией новыепроблемы, связанные с общением. Психология должна помочь каждому человеку непотеряться в этом шуме и адекватно вписаться в процесс межличностнойкоммуникации.

Проблемасамовыражения личности в общении становится темой все большего числаисследований в отечественной психологии. Этому, на наш взгляд, способствуют два фактора. Во-первых,приверженность отечественных психологов гуманистической психологии, главнойидеей которой является представление о человеке как субъекте собственногоразвития и воплощения себя в разных формах жизнедеятельности. Во-вторых, сменапарадигмы в социальной психологии с изучения Человека Воспринимающего наизучение Человека Транслирующего, что обусловлено, в свою очередь, возрастаниемличной инициативы и активности современного человека.

Под самовыражением личности в общении нами понимается широкийкруг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек используетдля передачи информации о себе другим лицам и создания определенногообраза себя.

В зарубежной психологии проблемасамовыражения личности в общении изучается через два феномена: самораскрытия,под которым понимается сообщение информации о себе другим людям, исамопрезентации, состоящей в целенаправленном создании определенноговпечатления о себе в глазах окружающих. Большинство работ по даннойпроблематике посвящено общим закономерностям протекания этих процессов, а такжефакторам, их детерминирующим.

Человек является сложным объектом восприятия, поскольку онявляется носителем большого числа свойств, которые можно воспринимать в основномпо визуальному и аудиальному каналам. Можно выделить несколько уровнейсамовыражения личности по критерию осознанности, целенаправленности исоответствия экспрессивного поведения личности и ее внутреннего содержания.

1. Непроизвольное невербальное самовыражение.

2. Произвольное самовыражение с помощьюневербальных средств.

3. Произвольное речевое и/илиневербальное самовыражение, соответствующее внутреннему состоянию личности;

4. Произвольное речевое и/илиневербальное самовыражение, направленное на формирование искаженногопредставления о своей личности.

По мере перехода отпервого уровня к четвертому усиливаетсяосознанность, целенаправленность, а также степень искусственности, совершаемыхличностью действий. В конкретном коммуникативном акте могут быть совмещены этиуровни самовыражения. Например, речевое поведение может протекать четвертомуровне, т.е. нести искаженную информацию о человеке, а невербальное поведение вэто же время может разворачиваться на третьем уровне, т.е. выдавать истинныечувства.

Намипредлагается выделять следующие функции самовыражения.

1. Экзистенциальная функция состоит втом, что, посылая информацию о своей личности, человек утверждает факт своегосуществования и претендует на то, чтобы окружающие включали его в социальноевзаимодействие.

2. Адаптивная функция проявляетсяв том, что самовыражение, в первую очередь, направлено на включение конкретногочеловека в сложную социальную систему, поскольку человек действует какисполнитель большого числа социальных ролей, которые ему предоставляетобщество.

3. Коммуникативная функция являетсягенетически исходной, поскольку вся информация, посылаемая личностью,адресована другим людям, без аудитории она лишена всякого смысла.

4. Идентификационная функция состоит втом, что самовыражение личности направлено на отражение ее принадлежности копределенным социальным группам или к психологическим типам. Это позволяетаудитории сразу опознавать личность как представителя некоторой социальнойобщности.

5. Функция регуляции межличностныхотношений основана на том, что количество посылаемой информации, ее содержание,периодичность, взаимность, приводит к определенному характеру межличностных отношений. Люди выстраивают своиотношения, пользуясь самовыражением для достижения определенной дистанции,позиции и знака отношений.

6. Преобразовательная функция состоит втом, что самовыражение одной личности вызывает определенные изменения в техлюдях, которые стали адресатами полученной информации. В них могут произойтиизменения с разным знаком (социально желательные или негативные), разные по величине(чужой пример может даже стать толчком к смене стиля жизни), самовыражение может затронуть разное числолюдей (поклонников или противников такого стиля презентации себя). Все этобудет зависеть от масштаба личности и степени новизны ее вклада в разработкутрадиции самовыражения.

7. Функция саморегуляции обусловленатем, что самовыражение служит средством согласования Я-концепции личности и ееповедения. Самовыражение способствует также сбросу эмоционального напряжения иразрядки.

8. Функция самовоплощения связана с тем,что, выражая себя в общении с другими людьми, человек создает в ихсознании образ себя, который существуетнезависимо от его земного существования. Пользуясь опосредованными формамисамовыражения (письменные тексты, портреты, фотографии, аудио и видеоматериалы) человек увековечивает себя, как представителя определенной эпохи игеографической среды.

Людисущественно различаются по тем средствам, которые они используют длясамовыражения в общении, и по тем задачам, которые они перед собой ставят вэтой связи. Анализ литературы позволяет выделить семь основных характеристик,которые важны для описания индивидуальной стратегии самовыражения личности вобщении.

1.Степень осознанности ицеленаправленности посылаемой информации осебе. Люди очень существенноразличаются по способности к управлению процессом формирования впечатления осебе у окружающих. В западной психологии процесс контроля над собственнымпроизводимым впечатлением получил название самомониторинга. М.Снайдер выявил,что люди, склонные к самомониторингу, больше следуют социальным нормам, лучшеконтролируют свое самовыражение, больше подражают окружающим, болеедемонстративны и конформны (4).

2. Естественность или искусственностьсоздаваемого образа. Это один из ключевых моментов в проблеме самовыраженияличности в общении. Часто он решается упрощенно путем отнесения естественностии искренности к феномену самораскрытия, а искусственности и искажений образа кфеномену самопрезентации. На самом деле, самораскрытие имеет очень много видов,и далеко не во всех из них человек остается полностью искренним. Кроме того, самораскрытие никогда небывает абсолютно полным и фактологичным. Всякий рассказ о себе содержит«литературную» составляющую, в которую входит интерпретация случившегося,жанровые моменты, ориентация на ожидания аудитории и многое другое, что уводитрассказчика от истинного события. Самопрезентация также имеет очень много форм,начиная от презентации черт, действительно присущих субъекту, до предъявления абсолютно неверной информации о себе. Каждый человекпользуется всей палитрой возможностей самораскрытия и самопредъявления взависимости от требований ситуации и собственных мотивов, однако, соотношениеправдивой и искаженной информации, а также границы допустимой лжи у каждойличности свои.

3. Активность самовыражения личностив общении. Применительно к самораскрытию она может быть определена через такиехарактеристики как его объем, длительность и частота. В самопредъявленииактивность проявляется в стремлении личности быть в центре внимания окружающих,в демонстративности поведения, в использовании стратегий инграциации исамопродвижения. Как правило, активность самовыражения более характерна длялиц, стремящихся к лидерству, общественному признанию, развитию своейпрофессиональной карьеры.

4. Широта самовыражения личности. Онаможет быть определена по количеству сфер общения, на которые распространяетсятрансляция личностью своих характеристик. Прежде всего, этосемейно-родственная, деловая и дружеская сферы общения. Через сферы контактногообщения человек выходит на более широкие социальные общности, в которых онтакже может себя презентировать. К ним относятся профессиональные,национальные, религиозные, партийные, клубные и прочие социальные группы.Следующий уровень презентации связан с государственным уровнем, а еще болеевысокий уровень – с международным влиянием. Широта самовыражения связана с масштабом личности, с ее возможностьюоказывать влияние на события разного социального уровня.

5. Вариативность презентируемыхобразов. Эта характеристика проявляетсяв способности менять образы в разных ситуациях межличностного взаимодействия.Необходимость выглядеть и действовать по-разному связана, во-первых, с большимколичеством ролей, которые исполняет человек, во-вторых, с изменчивостьюситуаций, в которых протекает его общение. В соответствии с этими двумяфакторами можно условно выделить кросс-партнерскую вариативностьсамопрезентации, которая означает, что человек меняет стратегию своего поведенияв зависимости от партнера, с которым он общается, и кросс-ситуативнуювариативность, которая связана с изменением поведения в зависимости от требованийситуации. Психологи по-разному оценивают склонность личности к вариативностисвоего поведения. М.Снайдер расценивает ее как свидетельство стремленияуправлять впечатлением, производимым на окружающих, другие рассматривают ее какпроявление социальной компетентности. Существуют большие различия между людьмив способности менять свой имидж и манеру поведения (4).

6. Нормативность или окультуренностьсамовыражения личности. Выше уже говорилось о том, что человек в своемсамовыражении должен находиться в определенной ролевой позиции. Каждаясоциальная роль содержит предписания относительно ее исполнения, которыесуществуют в виде традиции в культуре, к которой сам человек себя относит. Впрошлом эти предписания были очень жесткими, и человек, отходивший оттрадиционного поведения в рамках социальной роли, жестоко наказывался, вплотьдо изгнания из общества. Современный мир предоставляет человеку широкиевозможности для выбора, как самих ролей, так и вариантов их исполнения с опоройна разные культурные традиции. Большое влияние на выбор способа презентациисебя в общении с окружающими людьми оказывают механизмы идентификации личности,поскольку человек стремится к тому, чтобы его воспринимали не только как частноелицо, но и как представителя определенной социальной общности.

7. Креативность самовыражения личности. Каждый человекимеет возможность взять готовый образ дляисполнения социальной роли или привнести в ее исполнение новые аспекты,основанные на личном опыте. Креативные люди создают новые возможности выражениясебя через одежду, речь, используемые стратегии самопрезентации, которые затемстановятся достоянием масс.

Выделенныеиндивидуальные особенности самовыражения личности имеют устойчивый характер имогут служить основанием для прогноза поведения личности в конкретном актеобщения.

2. Самораскрытие в межличностномобщении: виды, характеристики и функции

Исследованиесамораскрытия началось в рамках гуманистической психологии в 50-х годах 20века. Это было неслучайно, поскольку именно это направление стало рассматриватьчеловека как субъекта собственной жизни. Это проявилось и в терминах, введенныхее представителями: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие исаморазвитие. Основополагающими для становления гуманистической психологиистали работы А.Маслоу, в которых самосозидание впервые рассматривалось какнеотъемлемое свойство человеческой природы.

С.Джурардопределил самораскрытие как процесс сообщения информации о себе другим людям;сознательное и добровольное открытие другому своего Я (1). Содержаниемсамораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии,текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления отпроизведений искусства, жизненныепринципы и многое другое.

Потребностьв самораскрытии присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно удовлетворена,поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не толькопсихологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний.У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимомудругому. Самораскрытие играетцентральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оноявляется показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви,дружбы). По мере прогрессирования отношений к более интимным люди рассказываюто себе более полно и глубоко. По сути, самораскрытие означает посвящениедругого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я»от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс выраженияличности в общении, чувствительный ко многим факторам индивидуально-личностным,социально-демографическим и ситуативным (3). Он может протекать внепосредственной или опосредованной форме, с различной степенью осознания, сиспользованием вербального и невербального каналов передачи информации, бытьориентированным на разное число реципиентов. Рассмотрим основные виды самораскрытия.

Покритерию источника инициативы самораскрытие может быть добровольным илипринудительным. Степень добровольности бывает разной: от горячего желаниясамого человека рассказать другому лицу о своих чувствах или мыслях до«вытягивания» этой информации партнером. Рассказ о себе в условиях допросаможет быть примером принудительного самораскрытия.

Повиду контакта субъекта общения и реципиента, можно выделить непосредственноеи опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие наблюдаетсяв ситуации физического контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, впроцессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованноесамораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста,электронного текста в Интернете. Непосредственное самораскрытие даетвозможность субъекту получать аудио-визуальную обратную связь от реципиента и всоответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять илисворачивать, углублять и т.п.). В то же время присутствие человека сковываетговорящего, особенно при сообщении негативной информации. Не случайно З.Фрейдпридумал во время психоаналитического сеанса садиться за головой клиента,лежащего на кушетке, чтобы между ними не было контакта глаз. В повседневнойжизни люди предпочитают сообщать о негативных действиях (например, о разрыве отношений) по телефонуили в письменном виде. Письменная форма дистанциирует партнеров и лишает ихбольшого количества информации, передающегося по невербальному каналу(интонации голоса, выражения лица и пр.). Кроме того, она связана с большойотсрочкой во времени обменом информации, хотя в Интернете это преодолено: вфоруме можно общаться в режиме реального времени.

Особойформой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, какправило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событийсвоей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степениинтимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневниковпо-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми. В Интернетесуществуют блоги – это личные дневники, которые открыты для всеобщегообозрения. Читатели могут комментировать записи, обсуждать личность их автора.Газетные или интернетные объявления о желании вступить в любовные или дружескиеотношения также могут рассматриваться как примеры самораскрытия, хотя здесьпреобладает самопредъявление личности.

Большоевлияние на самораскрытие оказывает количество людей, на которых оно рассчитано.В западной психологии лицо или группа лиц, которым адресована информация,называется мишенью самораскрытия. Чаще всего, мишенью является одинчеловек, причем его характеристики (социально-демографические и личностныеособенности, характер отношений с говорящим) в большой степени определяютсодержание и формальные характеристики самораскрытия. Иногда мишеньюсамораскрытия становится малая группа (например, члены семьи, коллеги поработе, попутчики в купе поезда). В этом случае, как правило, снижается степеньинтимности сообщаемой информации, еедетальность. Особой формой являетсясамораскрытие в группах психологического тренинга или в психотерапевтическихгруппах. В них предварительно создается атмосфера взаимного доверия ираскованности, что позволяет ее участникам безбоязненно сообщать о себеинформацию, которая может компрометировать их в глазах присутствующих.

Мишеньюсамораскрытия могут выступать большие группы людей, вплоть до всегочеловечества. Это можно назвать публичным самораскрытием. Его примерамимогут служить интервью знаменитых людей в средствах массовой информации,автобиографии, изданные в виде книг. Цели такого самораскрытия отличаются отпредыдущих форм. Публичное самораскрытие всегда имеет целью привлечь внимание ксвоей персоне создать определенное впечатление о себе. Оно включает большойэлемент самопредъявления, поскольку не всегда бывает искренним.

Покритерию дистантности и формализованности общения самораскрытие бывает личностным и ролевым. Ролевое самораскрытиеразворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный моментвремени. Например, находясь в роли пациента на приеме у врача, человек рассказывает о себе главным образомто, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимныхподробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевомуровне. Личностное самораскрытие предполагает наличие отношений симпатии,дружбы, любви, которые и являютсяосновой для самораскрытия. Характер этих отношений регулирует направленность исодержание самораскрытия.

Постепени подготовленности субъектом процесса самораскрытия можно выделить непреднамеренноеи подготовленное . Когда человек в процессе общения спонтанно раскрываетинформацию о своей личности, это пример непреднамеренного самораскрытия. Иногдаэто бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника.Когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другомулицу или группе лиц, то мы имеем дело с подготовленным самораскрытием.Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания влюбви своей девушке. Более того, он может позаботиться об обстановке, в которойэто будет сделано.

Ещеодин важный показатель самораскрытия это степень искренности субъектасамораскрытия, которая проявляется в достоверности информации, сообщаемой осебе. Всякая сообщаемая человеком информация о себе не является полной иабсолютно достоверной. Когда человек вносит умышленные изменения в этосообщение, тогда мы имеем дело с псевдосамораскрытием.

Помимовышеназванных особенностей, самораскрытие обладает целым рядом характеристик,которые могут быть определены с помощью психологических методов.

Под глубиной самораскрытия понимается детальность, полнота и искренность освещениякакой-либо определенной темы. В противоположностьэтому поверхностное самораскрытие предполагает неполное и частичное освещениекаких-то аспектов своей личности. Некоторые авторы связывают с глубиной интимность раскрываемой информации. На наш взгляд, это неправильно, так как интимностьсвязана с тематикой самораскрытия.

Исследованиязарубежных и отечественных психологов показали, что существуют открытые изакрытые темы. Открытые темы характеризуются высоким самораскрытием и содержат,как правило, нейтральную информацию об интересах и вкусах, отношениях и мненияхчеловека. К закрытым темам относят информацию о сексуальной сфере, о телечеловека, его личностных качествах и финансах. Самораскрытие по этим темамявляется интимным, так как оно касается того, что человек больше всегоскрывает. В США тема источников и объема доходов является более закрытой, чемтема здоровья.

Широта самораскрытияопределяется количеством информации и разнообразиемтем, по которым раскрывается человек. Рассказывая другому о себе, субъект можетзатронуть только одну тему или же несколько тем. Глубина и широта самораскрытия составляютобщий его объем (или интенсивность). Люди очень различаются по степенисамораскрытия, что отражает введенное С. Джурардом понятие «норма открытости».

Избирательность самораскрытия отражает способностьличности варьировать содержание и объем самораскрытия в общении с разнымилюдьми. Психологами были обнаружены большие различия в характеристикахсамораскрытия одного и того же человека в общении с разными партнерами. Однилюди при описании какого-нибудь события своей жизни повторяют один и тот жерассказ, другие люди его видоизменяют в зависимости от партнера.

Дифференцированность самораскрытия можно определить, какспособность личности изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы.Индивидуальные различия состоят в том, насколько человек может изменять объем иглубину самораскрытия в зависимости от темы. Сочетание избирательности идифференцированности позволяет судить о гибкости самораскрытия, котораяотражает способность перестраивать сообщение о себе в зависимости отсобственных целей, характеристик ситуации и партнера.

Эмоциональность самораскрытия характеризуется общейэмоциональной насыщенностью сообщения, а также соотношением позитивной и негативнойинформации, сообщаемой о себе. Для передачи своих чувств в момент самораскрытиячеловек использует вербальные средства (употребление метафор, эпитетов и т.п.),паралингвистические (скорость речи, громкость и т.п.) и экстралингвистические(паузы, смех, плач) средства.Самораскрытие может быть хвастливое, развлекающее, жалобное, поучающее.

Продолжительность самораскрытия измеряется по времени,затраченному на него человеком в процессе эксперимента или естественногоповедения. К временным характеристикам самораскрытия относят также пропорцию междуслушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченныетемы.

Итак, основнымихарактеристиками самораскрытия являются: глубина, полнота и широта (которыевместе составляют объем самораскрытия), продолжительность, соотношениепозитивной и негативной информации о себе (аффективные характеристики),гибкость (которая складывается из дифференцированности и избирательности). Еслисоставить таблицу видов самораскрытия на основе рассмотренных выше критериев,то она будет иметь следующий вид.

Видысамораскрытия

Критерий

Виды самораскрытия

1. источник инициативы

добровольное и вынужденное

2. вид контакта

непосредственное и опосредованное

З. мишень самораскрытия

одному лицу или группе

4. дистантность

личностное и ролевое

5. преднамеренность

непреднамеренное и подготовленное

6. степень искренности

истинное или псевдосамораскрытие

7. глубина

глубокое и поверхностное

тематическое или разноплановое

9. эмоциональность

аффективное и нейтральное

10. эмоциональный тон

позитивное или негативное

Самораскрытие пронизываетткань межличностного общения людей, выполняя целый ряд важных психологическихфункций.

1.Оно способствует психическому здоровью личности коммуникатора.

2. Самораскрытиеразвивает личность, потому что оно содействует самопознанию и самоопределению.

3. Оно является средствомсаморегуляции личности благодаря механизму эмоциональной разрядки, уяснениюпроблемной ситуации через ее вербальный анализ, получению эмоциональнойподдержки от собеседника. Последнее существенно снижает психическое напряжениечеловека и является главной целью исповедальных форм самораскрытия.

Самораскрытиеважно и для реципиента. Оно помогает ему лучше узнать субъекта самораскрытия, атакже даёт ему ощущение того, что в нём нуждаются, что ему доверяют. В целом,самораскрытие способствует развитию и поддержанию межличностных отношений.

3 . Влияние личности реципиента и отношений с ним напроцесс

самораскрытия

Вотечественной психологии влияние фактора времени знакомства на процесссамораскрытия рассматривается в работе А.К.Болотовой (2). Она опирается напредставления С.Альтмана и Д.Тейлора, которые анализируют взаимноесамораскрытие в процессе развития отношений с позиции теории социальногообмена. С их точки зрения, самораскрытие должно быть взаимным и постепенным.Если кто-то из партнеров начинает форсировать события и давать слишком многоинтимной информации о себе, то внезапность и несвоевременность такогосамораскрытия может даже привести к разрыву отношений. Данные авторы считают,что если люди ориентированы на долгосрочные отношения, то они самораскрываютсямедленно и пошагово, если же отношения заведомо непродолжительны, тосамораскрытие может быть сразу глубоким и легким (как, например, с попутчиком вкупе поезда).

Взаимная открытостьявляется необходимым условием развития отношений на начальных этапах. Когдаотношения укрепились, ответная откровенность не обязательно должна следоватьнемедленно за самораскрытием партнера. Но если оно не наступает на длительномотрезке времени, то отношения ухудшаются.

В исследовании К.Левина иМ.Кнаппа было показано, что если люди длительное время не ощущают взаимности в самораскрытии со стороны другдруга по мере углубления эмоциональных отношений, то их отношения никогда недостигнут стадии интеграции (2). Люди,находящиеся в длительных интимных отношениях(например, супруги), более избирательны в темах ответного самораскрытия в адрессвоего партнера, чем по отношению к малознакомым людям. Видимо, это связано сбольшими последствиями для близких людей взаимного самораскрытия.

Л.Б.Филоновпроанализировал стадии развития межличностных отношений, выделил функциональноеназначение каждой стадии и изменение личностных состояний партнеров по общению (6).

1 стадия. Накопление согласия .У партнеров складывается представление о желательности и возможности выстраиванияотношений. Обе стороны стремятся к согласию в оценках.

2 стадия. Поиск общих интересов .Партнеры ищут поле общих интересов. Темы общения нейтральны: хобби, спорт,политика.

3 стадия. Принятие личностныхкачеств партнера и принципов общения , которые он предлагает. Самораскрытиена уровне личностных особенностей, привычек, принципов.

4 стадия. Выяснение качеств,опасных для общения . Более глубокое зондирование партнера. Вызов наоткровенность в сфере недостатков. Попытки самораскрытия в области негативныхсобственных качеств, иногда в завуалированной форме.

5 стадия. Адаптация партнеров другк другу . Принятие личностных особенностей друг друга. Углубление взаимнойоткровенности на основе большего взаимного доверия.

6 стадия. Достижение совместимостив паре . Распределение ролей, формированиесистемы отношений. Формирование чувства «мы». Выявление образа мыслей и образажизни партнера. Самораскрытие на уровне смыслов и жизненных планов.

Каквидно из краткой характеристики стадий развития отношений, самораскрытиевыступает, с одной стороны, средством развития отношений, а с другой стороны,их результатом. Оно движется от нейтрального и поверхностного к интимному иуглубленному.

Существуетмного доказательств того, что от поведения реципиента в очень большой степени зависит процесссамораскрытия и удовлетворенность результатом самораскрытия.

Всовременной психолингвистике признается активная роль слушателя. Адресат(мишень самораскрытия) является полноправным участником коммуникативного актана всем его протяжении. Если же иметь ввиду диалоговую модель общения, которая наиболее характерна для ситуациисамораскрытия между близкими людьми, то в ней происходит постоянная сменапозиций коммуникатора и реципиента.

Однойиз важных проблем психологии личности и социальной психологии является изучениеособенностей личности реципиента, способствующих более полному и легкомусамораскрытию коммуникатора. Есть целый ряд профессий (журналисты, врачи,юристы, психологи), для которых способность вызывать других людей наоткровенность является профессионально важным качеством. Эффективность любоговида психотерапии строится на доверии клиента психотерапевту и готовностидавать о себе интимную информацию.

Зарубежныеисследователи называют людей, умеющих вызывать собеседника на откровенность, «opener», что дословно переводится с английского языка как «открыватель». Л.Миллер,Дж.Берг и Р.Арчер в 1983 году разработали опросник, состоящий из 10 пунктов,направленный на диагностику этой способности (8). В нем испытуемому предлагаютоценить, насколько он склонен выслушивать чужие признания, и может ли онусилить чужую откровенность. Большинство зарубежных исследований, связанных спроблемой вызывания на откровенность, основывается на применении этой методики.

С.Р.Колвин и Д.Лонгуэйл исследовали личностныеи поведенческие особенности людей, способных вызывать самораскрытие партнера пообщению (8). Ими было выявлено, что женщины оценивают свою способность вызыватьчужое самораскрытие выше, чем мужчины. Дополнительный опрос испытуемых позволилобнаружить, что при заполнении этой методики они придерживаются разныхстратегий. Женщины, отвечая на вопросы, представляли себе, как правило, свойпрошлый опыт общения с незнакомыми людьми, а мужчины – свой прошлый опыт общенияс друзьями и родственниками. Кроме того, оказалось, что и мотивация вызыванияна откровенность партнера у них различалась: женщины это делали для того, чтобыинициировать новое знакомство, а мужчины – для того, чтобы определитьвозможности партнера в оказании помощи им самим. Это подтверждает данные обольшем эгоцентризме и прагматической ориентации в общении мужчин по сравнению с женщинами.

В исследовании Д.Шаффер и Л.Пегалис изучалось, как влияет на успешность интервьюера способность опрашиваемого вызывать партнера на откровенность(12). С этой целью было образовано 72пары из незнакомых между собой девушек-студенток с крайними значениями поспособности вызывать партнера на откровенность. Обнаружилось, что интервьюеры свысокой способностью были более умелыми только в том случае, когда бралиинтервью у девушек с низкими способностями. Наоборот, девушки с низкимизначениями по опроснику Миллера лучше проявляли себя, когда интервьюироваливысоко способных девушек. Авторы считают,что в последнем случае опрашиваемые с высокими социальными умениями оказывалиположительное влияние на неумелых интервьюеров. Они снимали у них напряжение, что приводило к лучшейситуации общения, что в конечном итоге способствовало большему самораскрытиюопрашиваемых.

Такимобразом, можно сделать вывод о том, что самораскрытие зависит от многихфакторов, связанных с личностями субъектов коммуникации и отношениями, вкоторых они находятся в данный момент.

4. Стратегии и тактики самопредъявления

В зарубежной психологии одной из центральных проблем изучения самопредъявленияявляется вопрос о стратегиях и тактиках самопредъявления. Интерес к этойпроблеме обусловлен его большой практической значимостью, поскольку каждыйчеловек, с одной стороны, хочет умело владеть этими стратегиями, а с другойстороны, стремится видеть и опознавать их в поведении своих партнеров пообщению. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал,свидетельствующий о влиянии многих социально-психологических и личностных характеристик субъекта самопредъявленияи его партнера, а также обстоятельств их взаимодействия на реализацию разныхстратегий и тактик презентации своего образа (1, 5, 7).

Стратегия самопредъявления является совокупностью поведенческих актовличности, разделённых во времени и пространстве, направленных на созданиеопределённого образа в глазах окружающих. Тактика самопредъявления – этоопределённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегиясамопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременнымявлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненнойситуации.

Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 годусоздали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную нацелях и тактиках, которые используютлюди в общении с окружающими (9). По их мнению, самопрезентация позволяетчеловеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживаявлияние в межличностных отношениях.

1. Стремление понравиться – инграциация.Эта стратегия рассчитана на властьобаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить исоглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казатьсяпривлекательным.

2. Самопродвижение – демонстрациякомпетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоитв доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казатьсякомпетентным.

3. Примерность – стремление служитьпримером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоитв демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждатьдругих людей. Цель - казаться моральнобезупречным.

4. Запугивание – демонстрация силы,которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основнаятактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.

5. Демонстрация слабости или мольба.Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основнаятактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.

По зарубежным данным наиболеераспространенными являются первые три стратегии самопредъявления, поскольку онисоответствуют социально-одобряемому поведению.

Р.Баумайстер выделяет две стратегии самопрезентации, различающихся поспособам, которыми они достигаются, и по наградам, которых они достигают: «ублажающаястратегия» – направлена на то, чтобы выставить себя в выгодном свете,управляется внешними критериями (подстройка под аудиторию) и достигает внешнейнаграды – одобрения; «самоконструирующая» – критерии и награды внутри самого человека,человек поддерживает и укрепляет свое «идеальное Я», которое и производитвпечатление на окружающих (10).

Д.Тедески и Линдсколд выделяютутверждающий и оборонительный видстратегий:

· утверждающаястратегия предполагает поведение,направленное на создание позитивной идентичности в глазах окружающих;

· оборонительнаястратегия направлена на восстановление позитивной идентичности и устранение негативного образа(11).

Первая стратегия состоит из активных, но не агрессивных усилий создатьпозитивное впечатление. Оборонительные стратегии включают в себя оправдание,запугивание, мольбу и другие формы социально неодобряемого поведения.

Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявления осуществленаА.Шутц, которая на основе обобщения большого количества литературы, посвященной данной проблеме, выделиласобственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации (11).

В качестве таких критериев она предложила рассматривать установку насоздание позитивного образа или избегание плохого образа, степень активностисубъекта в создании образа и степеньпроявления агрессивности субъекта в процессе самопрезентации. На основесочетания этих критериев она выделяет четыре группы стратегий самопредъявления.

1. Позитивное самопредъявление. Девиз «Я хороший». Этот вид самопредъявления содержит активныено не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. К этойгруппе относятся стратегии стремление нравиться, самопродвижение, служениепримером. Основные тактики следующие:

· Гретьсяв лучах чужой славы. Она была впервые описана Р.Чалдини, который занималсяизучением психологии влияния. Она основана на ассоциировании себя с известнымии уважаемыми людьми.

· Ассоциированиесебя с важными и позитивными событиями (например, человек характеризует себякак участника сражения или стройки).

· Усилениезначимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, скоторыми ему довелось общаться.

· Демонстрациявлиятельности. Человек внушает окружающим возможность больших позитивных последствийот своих действий. Эта тактика особенно характерна для политиков.

· Демонстрация идентификации с аудиторией. Человекдемонстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено самопредъявление.

2. Наступательное самопредъявление. Основано на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ созданияжелаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесьприменяются следующие тактики:

· Подрывоппозиции. Сообщается негативная информацияо конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть.

· Критическаяустановка в оценке любых явлений действительности. Она создает иллюзиюкомпетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы.

· Критикав адрес тех, кто критикует его. Это создает иллюзию предвзятости состороны критикующих. Например, политикичасто обвиняют журналистов в том, что их подкупили.

· Изменениетемы дискуссии в выйгрышную для себя сторону.

3. Предохранительноесамопредъявление. Ставит перед собой цель не выглядетьплохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путемухода от взаимодействия с другими людьми.

Тактики, применяемые в этом случаеследующие:

· Избеганиепубличного внимания;

· Минимальноесамораскрытие.

· Осмотрительноесамоописание. Человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и освоих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможетподтвердить свое мастерство.

· Минимизациясоциального взаимодействия.

4.Оборонительное самопредъявление. Субъект ведет себя активно в создании образа, но имеетустановку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило,разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-тонежелательному событию. Чем более велика роль человека в этом событии, и чемоно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторонупозитивного.

Для этойстратегии характерны следующие тактики самооправдания.

· Отрицаниесобытия. Человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым егообвиняют.

· Изменениеинтерпретации события с целью снижения негативности его оценки. Человекпризнает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.

· Диссоциация.Человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремитсяотмежеваться от него.

· Оправдание.Человек может настаивать на законности своих поступков, или приводить аргументыв свою пользу.

· Извинения.Человек утверждает, что не могпоступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.

· Признаниевины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.

Этитактики могут разворачиваться последовательно по мере того, как обвиняющаясторона получает дополнительную информацию о негативном событии, но могутиспользоваться и отдельно.

Этаклассификация тоже не охватывает весь спектр стратегий и тактик самопредъявления.В работах М.Селигмана была описана тактика выученной беспомощности, котораясостоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требующимся отнего действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут(4). Эта тактика реализуется в рамках стратегии демонстрации слабости, потомучто другие стратегии, выделенные Э.Джонсом и Т.Питманом, основаны надемонстрации превосходства над партнером. Если человек на самом деле былспособен самостоятельно справиться с проблемой, то это поведение можно отнестик разряду манипулятивных тактик.

Психологическиблизкой к ней является тактика создания искусственных препятствий самимчеловеком на пути к достижению цели, которая изучалась С.Стивеном и Э.Джонсоном(4). Человек защищает свою самооценку и свой общественный имидж, объясняя неудачи внешними обстоятельствами или ситуативнымифакторами (недомоганием, дефицитом времени на подготовку, преимуществамиконкурента и пр.). Тактика восхваления соперника является беспроигрышной,поскольку в случае его победы человек доказывает окружающим, что у него былсильный и достойный противник. Если же побеждает сам человек, то его победавдвойне почетна. Тактика ложной скромности тоже значительно повышаетпозитивность образа человека, особенно в тех культурах, в которых ценитсясамоограничение (например, в Японии, Китае, России). Но эта же тактика в СШАпринесет человеку противоположный эффект, поскольку там принято, открытозаявлять о своих успехах и способностях.

М.Лири ссоавторами выделяют такую тактику, как красование (11). В английском языке онаполучила название «адонизация» по имени мифологического героя Адониса, которыйбыл влюблен в самого себя. Цель этой тактики выглядеть внешне привлекательным. Реализации этой тактики достаточносложна, поскольку критерии привлекательности у разных людей различны, поэтомусубъект самопрезентации должен хорошо знать вкусы аудитории, на которуюрассчитано оформление его внешности.

В заключениенеобходимо отметить, что человек применяет множество тактик самопредъявления взависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуютнаиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют егоимиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста,принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своихличностных особенностей.

Литература

1. Амяга Н.В. Самораскрытие исамопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991.- С. 37-74.

2. Болотова А.К. Психология времени вмежличностных отношениях. М.: изд-во МПСИ, 1997. 120 с.

3. Зинченко Е.В. Самораскрытие личностикак социально-психологическое явление // Прикладная психология, 1998, №5,с.59-69.

5. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентациякак фактор формирования впечатления о коммуникаторе и рецепиенте // Мирпсихологии, 1999, № 3, с.132-139.

6. Филонов Л.Б. Психологические аспектыустановления контактов между людьми. Методика контактного взаимодействия. Пущино,1982. 40 с.

7. ШкуратоваИ.П., Гоцева Ю.А. Самопредъявление подростков в межличностном общении //Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, изд-воФолиант, 2004, с.267-283.

8. Colvin C.R., Longueuil D. ElicitihgSelf-Disclosure: The Personality and Behavioral Correlates of the Opener Scale //Journal of Research in Personality, 2001, 35, pp. 238-246.

9. Jones E.E., Pittman T.S. Toward ageneral theory of strategic self-presentation // Psychological perspectives ofthe self. Hillsdale, NJ:Erlbaum, 1982, pp. 231-263.

10.LearyM.R., Kovalsky R.M. Impression management: a literature review andtwo-component model // Psychological bulletin, 1990, vol.107, No.1, pp.34-47.

11.Sсhutz A.Assertive, Offensive, Protective and Defencive Styles of Self-presentation: aTaxonomy // Journal of psychology interdisciplinary and applied. 1997, vol.132,pp.611-619.

12.ShafferD. R., Pegalis L. The “opener”: Highly skilled as interviewee // Personalityand Social Psychology Bulletin, 1990, vol. 16(3), pp.511-520.


Первая функция (последствие) самораскрытия состоит в том, что оно способствует пси­хическому здоровью личности коммуникатора. Закономерностям связи самораскрытия и психического здоровья посвящено значительное число теоретических и особенно экспери­ ментальных работ. Идея о наличия такой связи впервые высказана С. Джурардом. Именно ему принадлежит утверждение, что "здоровая личность... будет стремиться сделать так, что­ бы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек".

С. Джурард, как и другие психологи гуманистической ориентации, различал нормальную и здоровую личность (нормальная личность характеризуется тем, что может нормально функ­ ционировать в повседневной жизни, здоровая - тем, что достигла самоактуализации или близ­ ка к этому). С. Джурард утверждал, что рост личности блокируется, если человек не раскрывает себя другим. Самораскрытие, согласно взглядам ученого, обладает также и мотивационной силой. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому. Эта потребность должна быть обязательно реализована, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только чисто психологических проблем, но и раз­ личных психических и физических заболеваний.

В ходе экспериментальных исследований С. Джурард пришел к заключению, что между психическим здоровьем и самораскрытием существует криволинейная связь: открытость по­ зитивно связана с психическим здоровьем и негативно с "клинической" неприспособленно­ стью.

Более поздние исследования связи между психическим здоровьем и самораскрытием дали достаточно противоречивые результаты. С целью их объяснения П. Козби выдвинул следую­ щую гипотезу: "Люди с "позитивным психическим здоровьем"... характеризуются высокой от­крытостью нескольким значимым другим из своего социального окружения. Люди, плохо приспособленные... характеризуются высокой или низкой открытостью практически каждо­ му". Данная гипотеза получила подтверждение в работе А. Чайкина и В. Дерлиги, где было по­ казано, что люди, которые открывали очень личную информацию случайным знакомым, оценивались наблюдателями как мало приспособленные в отличие от тех, которые открыва­ ли интимную информацию лишь близким друзьям. Последние были оценены как нормально и хорошо приспособленные. Чайкин и Дерлига высказали предположение, что оптимальным яв­ ляется так называемое "подходящее самораскрытие", которое зависит от нескольких факторов:

1)соответствия самораскрытия контексту беседы;

2)особенностям реципиента самораскрытия (близкий друг, знакомый, незнакомый; с высоким или низким статусом; старый или молодой);

3) уровню интимности самораскрытия собеседника.

Другой важной функцией (последствием) самораскрытия для коммуникатора является развивающая функция (или способствование личностному развитию). Данная функция реали­ зуется в первую очередь благодаря тому, что самораскрытие служит мощным средством, с по­ мощью которого достигается изменение различных аспектов "Я" индивида. Следовательно, развивающую функцию можно объединить в один блок с функциями способствования само сознанию, самопознанию, личностной идентификации.

На факт способствования самораскрытия самосознанию указывает, например, Р. Ачер. Это же подтверждает и психотерапевтическая практика; в основе многих современных мето­ дик и техник, направленных на самосознание личности, лежит самораскрытие. Взаимосвязь самосознания и самораскрытия обычно прослеживается по следующей схеме. В "Я" выделя ют открытую сферу (известно себе, известно другим); закрытую сферу (известно себе, но не из­ вестно другим); слепую сферу (не известно себе, но известно другим). Наиболее релевантной для самораскрытия является закрытая сфера. В результате самораскрытия она становится ча­стью открытой сферы. Раскрывая себя и получая обратную связь (увеличивая открытую сферу и уменьшая слепую), можно достичь лучшего понимания себя. А это в свою очередь увеличи­ вает самоуважение и самопринятие.

На способствование самораскрытия самопознанию указывал еще С. Джурард, подчер­ кивая, что вследствие самораскрытия люди лучше узнают себя. Данную закономерность от­ мечают также В. Дерлига и С. Маргилис: высказывание собственных мыслей и чувств способ­ ствует лучшему их осознанию, снятию неопределенности, неуверенности, т.е. в конечном счете - самоуяснению. Л. Тьюбс и Дж. В. Байрд отмечают важность самопознания в процессе самораскрытия в связи с тем, что одной из основных проблем современного человека является кризис идентичности (современный человек затрудняется ответить на вопрос: "Кто я?"). Лич­ ностный рост предполагает лучшее осознание человеком самого себя. Открывая чувства дру­ гому, индивид делает их более конкретными для себя. Стремясь подчиниться общепринятым нормам, люди часто не проявляют истинных чувств. Если же человек открывает другим свои чувства, это затрудняет их искажение или отрицание. Самораскрытие фиксирует чувства лю дей.

Способствование самораскрытия личностной идентификации отмечают В. Дерлига и А. Чайкин. Через самораскрытие контролируются границы "Я". Самораскрытие облегчает идентификацию с группой лиц, которой доверяется секрет. Кроме того, если вследствие само раскрытия человек узнает, что его аттитюд разделяется многими, он стремится что-то изме­ нить, чтобы усилить чувство собственной уникальности. Если же человек узнает, что его мыс­ ли и чувства отличаются от того, что есть у других, у него усиливается чувство идентичности и собственной ценности.

Следующей значимой функцией (последствием) самораскрытия является функция регуля­ ции или социального контроля через посредство обратной связи коммуникатору. Согласно теории социального сравнения Л. Фестингера, в ситуациях, где нет четких стандартов пове­ дения, люди ориентируются, наблюдая за другими и пытаясь получить обратную связь по по­воду выражаемых ими мыслей и чувств. Таким образом, самораскрытие может служить ре­ гуляцией поведения индивида, адаптации его к социуму. Кроме того, в результате самораскры­тия у человека значительно повышается вероятность получить значимую обратную связь. На­ пример, он может понять, что его проблемы не уникальны. Они есть и у других.

Еще одной важной функцией (последствием) самораскрытия для коммуникатора, кото­ рую обсуждают многие психологи, является способствование удовлетворению эмоциональных потребностей. Как уже отмечалось, самораскрытие, согласно С. Джурарду, обладает мотивационными свойствами само по себе (если эта потребность личности в самораскрытии подавля­ ется, то человек испытывает состояние похожее на стресс). Большинство же авторов обраща­ ет внимание на то, что самораскрытие может служить удовлетворению целого ряда других эмоциональных потребностей. Так, например:

а) чтобы получить помощь в. связи с какой-либо эмоциональной проблемой, человеку не обходимо открыть психологу информацию о себе;

б) чтобы удовлетворить потребность в социальном сравнении, индивиды (в соответст вии с теорией социального сравнения Л. Фестингера) обмениваются информацией о своих ат титюдах;

в) чтобы удовлетворить экзистенциальную потребность во взаимном знании, получить другие экзистенциальные переживания (глубинное осмысление собственного опыта, достиже ние предельно насыщенных взаимоотношений с Богом и проч.), человек должен прибегнуть к максимально интимному и глубокому общению с другими;

г) чтобы противостоять силам, способствующим развитию процесса отчуждения в со временном обществе, необходимо всеобщее самораскрытие;

д) потребность в интимности, преодолении одиночества также реализуется посредством самораскрытия.

Немаловажной является и психотерапевтическая функция (последствие) самораскрытия, связанная в известной мере с функцией удовлетворения эмоциональных потребностей. В ли­ тературе высказывается мнение, что открытие информации о совершенном проступке уменьшает чувство вины (например, на исповеди священнику); говорится также о катарсиче ском эффекте самораскрытия; К. Роджерс утверждает, что интимное самораскрытие в группах встреч сопровождается получением удовольствия.

И.П.Шкуратова

Мотивация самораскрытия в межличностном общении

Исследование самораскрытия личности в общении в последние два десятилетия в зарубежной психологии вылилось в самостоятельное научное направление, находящееся на границе между социальной психологией и психологией личности. База данных Американской Психологической Ассоциации за пять лет с 1989 по 1995 год включает 255 монографий и 583 статьи, в которых затрагиваются разные аспекты этой многоплановой проблемы. Психология как, наверное, никакая другая наука обладает удивительным свойством давать возможность многочисленной реинтерпретации; старого эмпирического материала через призму вновь созданных понятий. При этом новое понятие отнюдь не отменяет старых толкований, а лишь дает возможность заглянуть внутрь магического кристалла, каким является личность, через новую его грань. Так случилось и с понятием самораскрытия. Без него долгое время обходились, не выделяя в отдельную предметную область, однако перенос акцента с Человека Воспринимающего на Человека Транслирующего, связанный с духом настоящего времени, показал необходимость всерьез и подробно заняться этой проблемой.

Сразу стала очевидной ее большая теоретическая и практическая значимость и взаимосвязанность с целым рядом других проблем межличностного взаимодействия. Анализ аннотаций статей, содержащихся в Базе данных Американской психологической Ассоциации, показывает, какие аспекты исследования самораскрытия являются приоритетными у психологов разных стран. На первое место по количеству работ выходит проблема самораскрытия лиц, имеющих отклонения от физической или социальной нормы, иначе говоря, людей, которым приходится скрывать от окружающих свою особенность. К ним относятся больные СПИДом, лесбиянки, гомосексуалисты, наркоманы, жертвы сексуального насилия. Особенно много работ посвящено исследованию взаимоотношений людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. На втором месте стоит изучение подростков, для которых самораскрытие тоже представляет некоторую сложность в силу их возрастных особенностей. Третье место занимают публикации, в которых обсуждается влияние самораскрытия пациента и психотерапевта на протекание психотерапевтического процесса. Причем, если самораскрытие пациента всеми воспринимается как обязательное условие успеха, то в отношении самораскрытия психотерапевта единства мнений у представителей разных направлений психотерапии нет. Остальные работы посвящены анализу разнообразных внешних и внутриличностных факторов, способствующих или препятствующих самораскрытию, и кросскультурным различиям. Наряду с самораскрытием активно изучается самопредъявление, под которым понимается стремление произвести определенное впечатление на окружающих.

Анализ направленности данных работ показывает, что авторы больше ориентированы на исследование феноменологии самораскрытия, чем на изучение его мотивационносмысловой стороны. В то же время становится понятным, что дальнейшее продвижение в понимании природы этого феномена становится невозможным без обращения к мотивации самораскрытия, ведь в зависимости от целей и мотивов взаимодействия содержание самораскрытия может полностью меняться у одного и того же человека. К сожалению, в большинстве публикаций авторы не столько изучают сам процесс самораскрытия, сколько связь между результатом ответа на опросник Джурарда и другими тестовыми показателями личности или характеристиками ситуации, в которой проходил замер. Такой подход не только недостаточен, но даже и неправилен, поскольку исследователи оперируют с неким конечным суммарным показателем самораскрытия, в который на равных вносят свой вклад такие несопоставимые по уровню интимности темы, как "мои любимые блюда " и "мои страхи и тревоги ".

Разграничение между самораскрытием и самопредъявлением, предлагаемое в зарубежной литературе, также мне представляется не отражающим главного их различия. Д.Майерс определяет самопрезентацию как "акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьимлибо идеалам " . На самом деле самопрезентация может быть направлена на прямо противоположную цель, а именно создание неблагоприятного впечатления. Достаточно вспомнить поведение профессиональной нищенки, талантливо изображенное Л.Ахеджаковой в фильме "Небеса обетованные ". Она в зависимости от социальной ориентации прохожего могла преподнести себя то как жертву сталинских репрессий, то как жертву перестройки. Иногда самораскрытие противопоставляется самопредъявлению по критерию правдивости и глубины создаваемого образа. Н.В.Амяга считает, что "поверхностное, неглубокое самораскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредъявлением и может описываться скорее как самопредъявление ". Неглубокое самораскрытие может наблюдаться в ситуации обычного обмена мнениями между говорящими, при котором совсем не преследуются иные цели. Мне кажется, что главное отличие между этими двумя формами самовыражения состоит в целях, которые преследует человек в том или другом случае. Если человек нуждается в психологической помощи, то более вероятно что он будет максимально искренним. Хотя даже в таких ситуациях человек старается рассказывать о себе таким образом, чтобы его образ имел больше положительных черт. Если же целью общения является завоевание симпатии собеседника или получение от него материальной или другой деловой помощи, субъект прибегает к предъявлению себя в том виде, в каком, с его точки зрения, он может достигнуть наилучшего результата. При этом совсем необязательно, чтобы он давал о себе ложную информацию, достаточно бывает просто подчеркнуть наличие соответствующих качеств. Хотя здесь речь шла о целях, надо иметь в виду, что очень часто они плохо или совсем не осознаются субъектом самораскрытия, поэтому корректнее говорить о мотивах. Человек может осознавать или не осознавать мотивы, которые побуждают его рассказывать о себе тем или другим людям. Данная работа была посвящена изучению вопроса о том, в какой степени люди способны осознавать эти мотивы, существует ли связь между называемыми им мотивами и содержанием самораскрытия с разными собеседниками.

Целью описываемого исследования было изучение мотивации самораскрытия в межличностном общении, которое конкретизировалось в следующих задачах: 1) изучить взаимосвязь между самораскрытием и мотивацией общения с людьми из ближайшего окружения; 2) проанализировать мотивы самораскрытия в общении с разными людьми; 3)исследовать взаимосвязь между мотивацией и содержанием самораскрытия в общении.

Для решения первой задачи под моим руководством А.Г.Бовиной было проведено экспериментальное исследование, в котором приняло участие 19 женщин и 9 мужчин в возрасте от 21 года до 67 лет, работавших на фабрике. Им было предложено заполнить бланки теста диагностики мотивации межличностного общения (ММО) и теста для диагностики самораскрытия. В тесте ММО, разработанному мной на основе репертуарного теста Дж.Келли, испытуемому сначала предлагалось составить список людей, которые образуют его реальное окружение в семье, на работе и в дружеской сфере, а затем оценить, насколько разные мотивы общения характерны для его взаимодействия с каждым из указанных лиц. На основе полученных данных можно было определять степень выраженности отдельных категорий мотивов, а также величину мотивации общения испытуемого с каждым из указанных им лиц. Тест для диагностики самораскрытия был разработан мной на основе теста самораскрытия С.Джурарда. При его выполнении испытуемый должен был оценивать, насколько подробно и откровенно он рассказывает о разных сторонах своей личности тем же людям, которые были отмечены им в предыдущей методике. Тест позволял определять величину самораскрытия каждого испытуемого по отдельным категориям тем (интересы, мнения, работа, личность, отношения с другими людьми, тело и финансы), а также в общении с каждым конкретным знакомым.

Для выявления взаимосвязей между степенью выраженности отдельных групп мотивов общения и самораскрытием по названным темам был осуществлен корреляционный анализ полученных данных. Он показал отсутствие связи между суммарными показателями самораскрытия и мотивации общения и наличие достаточно большого числа связей между частными показателями. Это свидетельствует о том, что нельзя говорить о большем самораскрытии тех людей, которые любят общение и стремятся к нему. Самораскрытие занимает в структуре общения только некоторую часть и потому вполне возможно сочетание большой потребности в общении при ограниченном стремлении к рассказам о себе. У каждого человека существует своя пропорция между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.

Анализ корреляционных связей между мотивами общения и темами самораскрытия показал следующую картину. Оказалось, что чем больше в структуре мотивации общения оказались представленными эгоцентрические мотивы (получения любых видов помощи и поддержки), тем больший удельный вес занимает самораскрытие о работе (r = 0,48 P

Меня также интересовал вопрос о том, проявляется ли соответствие между мотивацией общения с конкретным человеком и объемом самораскрытия в его адрес. Для этого была проведена такая процедура обработки данных. У каждого испытуемого было выделено три человека из его списка знакомых, по отношению к которым у него наблюдается максимальная мотивация общения, а также три человека, с которыми он предельно откровенен. Аналогичная процедура была проведена относительно тех людей, с кем у испытуемого наблюдалась минимальная мотивация общения и минимальное самораскрытие. Затем для каждого испытуемого была подсчитана степень совпадения между этими рядами данных. Оказалось, что максимальные значения по мотивации общения и самораскрытию совпали в 62 случаях из 84 возможных совпадений, а минимальные в 55 случаях из 84 возможных. При этом 65 совпадений наблюдалось у 13 испытуемых, 43 совпадения у 11 человек и 12 совпадения только у 4 человек. Это дает основание считать, что существует тенденция к большему самораскрытию с теми лицами, общение с которыми носит полимотивированный характер.

Мои дальнейшие исследования привели меня к выводу, что большой объем самораскрытия и интенсивность мотивации общения в равной степени служат свидетельством тесных, эмоционально глубоких взаимоотношений, поскольку они проявляются в общении с наиболее любимыми и ценимыми людьми (матерью, любимым человеком, лучшей подругой или другом). Однако это совсем не означает, что сам факт нахождения в роли матери гарантирует такое отношение к ней со стороны детей, здесь все сугубо индивидуализировано.

Следующая серия эксперимента, проведенная под моим руководством Е.П.Панченко, была направлена на выяснение уже самих мотивов самораскрытия в процессе межличностного общения. В ней приняло участие 30 студенток 2 курса филологического факультета и 25 студенток 2 курса психологического факультета. Для диагностики мотивации самораскрытия были разработаны две методики. Одна из них представляла собой анкету, ориентированную на выяснение целей и мотивов самораскрытия. Вторая методика являлась модификацией теста ММО, описанного выше. При ее выполнении испытуемому предлагалось сначала написать список людей, которые составляют его ближайшее окружение в семье, в университете и в кругу друзей, а затем оценить, в какой степени разные мотивы побуждают его рассказывать о себе этим людям. Для облегчения работы испытуемого к тестовому бланку прилагался большой список возможных мотивов самораскрытия, из которого он мог выбирать те, которые он считал наиболее характерными для себя. При обработке данных анализировалась величина мотивация самораскрытия как по отдельным мотивам, так и по отношению к разным партнерам. Кроме того, группа студентокфилологов заполняла модифицированный вариант опросника С.Джурарда для диагностики объема и направленности их самораскрытия, упоминавшийся выше.

Следующий вопрос анкеты был направлен на то, чтобы выяснить, меняются ли мотивы самораскрытия испытуемых в зависимости от того, какого рода информацию о себе они сообщают, и что при этом они ожидают от собеседника. Вопрос был сформулирован следующим образом: "Что вы ждете от собеседника, когда рассказываете ему: а) о своем здоровье; б) о своих финансах; в) о своих личных проблемах; г) о своих успехах; д) о своих неудачах; е) о своих интересах и убеждениях? " Анализ ответов показал, что студентки из двух выборок испытуемых по разному оценивают поведение своих реципиентов. При рассказе о своем здоровье 60 % филологов ждет сочувствия, большинство психологов (56%) заявило, что они не рассказывают о нем, а сочувствия ожидает только 24%. Кроме того филологи ждут совета (26 %) или ничего не ждут (13%), а психологи понимания (20 %).

Сообщая о своих финансовых проблемах, 53,3% филологов ничего не ждет от собеседника, помощи 30 %, сочувствия 16,6 %, 52% психологов ожидает помощи, 24 % совета, 12% сочувствия и еще 12 % ничего не ждет.

При рассказе о своих личных проблемах большинство надеется на понимание со стороны собеседника (66,6% филологов и 52% психологов), совета (20 % филологов и 12 % психологов). Кроме того, психологи рассчитывают на помощь (36%), а филологи на поддержку (13,3 %). Большинство испытуемых надеется на радость в ответ на рассказы о своих успехах (72% психологов и 53,3 % филологов) или на похвалу (28% психологов и 26,7% филологов). Филологи думают, что могут вызвать этим зависть у собеседника (20 %). Сообщая о своих неудачах, филологи больше рассчитывают на сочувствие (60 %), а психологи на получение совета (68 %). Поддержки ожидают остальные филологи, а участия психологи. Рассказывая о своих интересах и убеждениях, все прежде всего рассчитывают на заинтересованность слушающего (по 64%), далее на ответную информацию (26% филологов и 20 % психологов) и, наконец, на поддержку (10 % филологов и 16 % психологов).

Анализ полученных данных свидетельствует о соответствии содержания сообщаемой информации ожидаемой реакции реципиента в представлении испытуемых. Это может служить косвенным доказательством того, что в зависимости от целей воздействия на партнера они могут сознательно изменять содержание подаваемой о себе информации и возможно ее форму (глубину, детальность изложения, эмоциональность изложения и т.д.). Характерно, что в большинстве случаев девушки рассказывают о себе для того, чтобы получить помощь в разных ее видах: эмоциональную, моральную, информационную или деловую. Это несомненно связано с их возрастом. По данным, полученным мной в другом исследовании, для молодежи характерно преобладание эгоцентрической мотивации общения, состоящей в стремлении к получению разнообразной помощи со стороны окружающих, в то время как для лиц среднего возраста преобладание альтероцентрической направленности, проявляющейся в стремлении к оказанию помощи, или их баланс.

Данные, полученные с помощью модифицированного варианта теста ММО, позволили выявить различия в мотивации самораскрытия испытуемых в процессе их общения с разными людьми. При выполнении этого теста испытуемый должен был называть главный мотив, который побуждает его рассказывать о себе каждому лицу из списка его знакомых. Это позволило проанализировать на всей группе, состоящей из 30 студенток филологического факультета, какие мотивы наиболее важны для них при самораскрытии с разными реципиентами.

Таблица 1

Главные мотивы самораскрытия в общении с разными людьми

мотивы/собеседники мать отец подруга друг психолог попутчик преподаватель

выговориться, отвести душу 7 6 1 1

избежать чувства одиночества 1 1 2

меня тревожит моя проблема 3 1 1 5

получить нужную помощь 3 5 2 1 5 5

получить совет 3 4 4 10 4

понравиться этому человеку 13 3 2

подать себя в определенном свете 1 1 4

оправдаться в глазах этого человека 5

похвастаться успехами 1 1

утвердиться в глазах этого человека 1 1 1 1

получить подтверждение правильности поступка 5 3 6

узнать реакцию на мою информацию 1 2 1 1

в ответ на расспросы 3 3 2 8 4

так принято 4 2 2 1

заполнить паузу в разговоре 2 2

пококетничать 3 6

развлечь собеседника 1 3 4 1

оказать моральную поддержку 3 1 1

вызвать на откровенность 1 2 4

откликнуться на откровенность 1 1

выяснить отношения 3 2

Как видно из таблицы 1, существуют явные различия в мотивации самораскрытия девушек с разными людьми. Общение с матерью носит эмоционально насыщенный характер, кроме того от нее ждут оценок своего поведения, советов и помощи. Характерно, что общение с ближайшей подругой близко по структуре к общению с матерью, но при этом подруге рассказывают о себе еще и для того, чтобы дать совет. Отцу девушки рассказывают о себе гораздо менее охотно: четверо отметили, что рассказывают о себе отцу, потому что "так принято ", а трое " в ответ на расспросы ". Это свидетельствует об отсутствии у них с отцами доверительных; отношений. В основном от него ждут помощи или совета. Помощи больше всего ждут от взрослых людей: родителей, психолога и преподавателя. Девушки хотя и не имели опыта общения с реальным психологомконсультантом, правильно понимают его функции и ждут от него в ответ на свою откровенность решения их проблем, помощи и совета. Естественно, что главным мотивом самораскрытия в общении со своим юношей почти половина девушек отметили стремление понравиться ему. В общении с ним, а также со случайным попутчиком, которого девушки себе представили как потенциального друга, отметив его возраст близким к своему, самораскрытие скорее выступает в функции самопредъявления. С ними они готовы кокетничать, развлекать их, хотя с посторонним человеком некоторые из респонденток проявляют сдержанность. Так, восемь из них готовы рассказывать о себе только в ответ на расспросы. Обращает на себя внимание тот факт, что с близкими людьми мотива управлять впечатлением о себе почти не возникает, он наиболее характерен для общения с теми, чью симпатию еще надо завоевать: знакомый юноша, попутчик, преподаватель. Отношения с преподавателем носят совершенно особый характер. От него ждут помощи, совета, подтверждения правильности своего поступка, стремятся произвести на него приятное впечатление, перед ним единственным хотят оправдаться, но никаких попыток к эмоциональному самораскрытию не наблюдается. Более того, часть респонденток хочет соблюдать психологическую дистанцию между преподавателем и собой и говорить о себе только в случае необходимости: в ответ на расспросы или чтобы заполнить паузу.

Эти данные свидетельствуют о том, что девушки адекватно воспринимают мотивы своего самораскрытия с разными людьми, и наверняка умеют в жизни варьировать информацию, сообщаемую о себе в зависимости от целей и той мишени, которой эта информация адресована. Другой вывод состоит в том, что возможно эмпирически изучать эти вариации и на их основе создавать типологию разных видов самораскрытия: доверительного, ориентированного на поиск помощи, хвастливого, развлекающего и т.д. На мой взгляд, эти особенности самораскрытия гораздо более связаны с индивидуальностью субъекта, чем суммарные показатели его объема.

Следующей задачей данной работы был анализ взаимосвязей между мотивами и темами самораскрытия. Пилотажное исследование с помощью анкеты, результаты которого излагались выше, дало основание предполагать, что существуют общегрупповые закономерности между изложением некоторых тем и мотивами, побуждающими к этому. Данная гипотеза проверялась на выборке, состоящей из 30 студентокфилологов. Степень представленности разных тем в структуре самораскрытия определялась с помощью теста Джурарда, а мотивация самораскрытия по модифицированному варианту теста ММО, описанному выше. Результаты корреляционного анализа между данными двух методик обнаружили наличие значимых связей.

Прежде всего обращает на себя внимание факт очень высоких коэффициентов корреляции между суммарным показателем мотивации самораскрытия и всеми категориями самораскрытия. Это означает, что самораскрытие по любой теме является полимотивированным. Единственной группой мотивов, давшей связи со всеми темами самораскрытия, является группа эмоциональных мотивов. Весь предыдущий анализ мотивов самораскрытия девушек показал, что для них эти мотивы являются ведущими. Среди тем самораскрытия наибольшее число связей с мотивами обнаружено для категории "отношения с другими людьми ". Эта категория является центральной в структуре самораскрытия, с ней связаны почти все другие категории, что говорит о ее большом удельном весе в рассказах девушек о себе. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что основными побудителями самораскрытия в отношениях с другими людьми являются эмоциональные мотивы (r=0,56 P

Подводя итог полученным эмпирическим данным, можно сделать следующие выводы.

Вопервых, существует несомненная связь между мотивацией общения и величиной самораскрытия в ходе него. Данные свидетельствуют о том, что наибольший объем самораскрытия и максимальное стремление к общению наблюдается по отношению к самым эмоционально близким людям (матери, ближайшим друзьям, мужу ли жене). Поэтому измерение этих показателей у членов семьи или в дружеской паре может служить надежным инструментом определения степени доверительности их отношений.

Вовторых, мотивация самораскрытия одного и того же человека может существенно меняться в зависимости от того, кому адресовано сообщение. В отношении близких людей преследуется цель получить эмоциональную, моральную поддержку и разнообразную помощь. В отношении посторонних значимых лиц (друг противоположного пола, преподавателя) на первый план выступают мотивы создания благоприятного впечатления о себе. Испытуемые (не психологи) продемонстрировали довольно высокий уровень рефлексии об этих различиях, что свидетельствует о том, что они достаточно хорошо осознают цели своего самораскрытия и, очевидно, в повседневной жизни видоизменяют одну и ту же информацию о себе, рассказывая ее разным людям.

Втретьих, мотивация самораскрытия связана с тематикой рассказа о себе. Для девушек центральной группой мотивов самораскрытия стала группа эмоциональных мотивов, давшая наибольшее число связей с разными темами. Это не означает, что такая направленность самораскрытия характерна для всех. Например, для выборки рабочих, рассматриваемой выше, большинство тем самораскрытия оказались связанными с познавательной направленностью. Эта проблема требует более детального анализа, но уже сейчас можно предполагать, что человек в зависимости от мотивации общения в целом и мотивации самораскрытия, в частности, подбирает тему самораскрытия.

Обсуждаемые результаты свидетельствуют о том, что в решении проблемы об индивидуальных различиях в самораскрытии необходим перенос акцента с формальных его характеристик, какими являются объем и широта, на мотивационносмысловые, которые связаны с более глубокими личностными пластами. Только на основании ведущих мотивов самораскрытия можно выйти на стили самораскрытия и осуществить их классификацию. При этом не нужно упрощать картину, ожидая, что человек будет одинаково себя вести в общении с разными людьми. Напротив, любой человек, даже ребенок способен перестроить свое самораскрытие в зависимости от того, кому оно адресовано. Очевидно, в манере самораскрытия каждого человека есть устойчивые характеристики, проистекающие из его ценностных ориентаций и личностных свойств, и характеристики, меняющиеся в зависимости от ситуации и партнера. Более того, можно предположить, что чем более развитой является личность, тем более вариативной будет картина ее самораскрытия с разными людьми при наличии достаточной целостности поведения (свобода внутри границ). Противоречивость сведений о связи между объемом самораскрытия и психическим здоровьем, на мой взгляд, обусловлена неправильным выбором показателя. Ведь общий объем самораскрытия ничего не говорит о качественной его стороне, которая и создает основу для психического здоровья. Психическое здоровье связано не с величиной самораскрытия, а с его адекватностью, которая состоит в осознании человеком собственных потребностей самораскрытия, а затем в выборе тех людей и тех ситуаций, которые способны дать удовлетворение этих потребностей в процессе самораскрытия. На пороге грядущего века психология должна отказаться от простых решений века нынешнего. Если психология прошлого ставила дихотомические вопросы (от ситуации или от внутренних свойств зависит поведение личности), то психология будущего должна выйти на описание меняющейся личности в условиях изменяющейся среды.

источник неизвестен