Татьяна Козлова
Анализ открытого занятия НОД по ФЭМП в средней группе «На поиски клада»

В своей работе я всегда стремилась доставлять детям удовольствие математикой, и в этом мне помогает программа «Занятия по формированию элементарных математических представлений» под редакцией Помораевой И. А., Позиной В. А. Суть идеи – мотивация детей через активную мыслительную деятельность, направленную на поиск способов решения поставленных задач.

Целью данного занятия стало: способствовать усвоению математических знаний в игровой практике; удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений.

На занятии решались основные

образовательные задачи:

1. упражнять детей в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника;

2. упражнять в построении сериационных рядов;

3. упражнять в сравнении двух групп предметов;

4. закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5;

5. закрепить знания величин (длинный - короткий, большой - маленький);

6. закрепить умение ориентироваться в пространстве;

7. закреплять устанавливать способом наложения равенство групп предметов.

воспитательные задачи:

1. воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;

2. воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.

развивающие задачи:

1. развивать логическое мышление;

2. развивать интерес к математике.

Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи, благодаря тому, что занятие имело сюжетный ход – завязку, кульминацию и развязку. При планировании я постаралась учесть особенности и возможности детей: показать уровень сформированности элементарных математических представлений, культуру слушания друг друга, способность и желание понимать и решать поставленную задачу, интерес детей к математике.

С детьми была проведена следующая подготовительная работа:

обучение количественному и порядковому счету в пределах 5;

знакомство с геометрическими фигурами;

решение заданий по ориентированию на листе бумаги, в пространстве;

дидактические игры: «Расставь по порядку», «Какой счету», «Пройди по длинной и короткой дорожке», «Ателье», «Найди пару»;

индивидуальные занятия.

Структура занятия:

1. Приветствие, психогимнастика – упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей – настроить детей на положительное восприятие происходящего.

2. Игровая ситуация: поиски клада.

3. Подвижная игра «Гаражи».

4. Поляна.

5. Подвижная игра: «Следопыт».

6. Сюрпризный момент. Итог занятия.

Методические приёмы:

1. Упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей.

2. Игровой (использование сюрпризных моментов).

3. Наглядный (использование иллюстрации, макетов).

4. Словесный (указание, вопросы, устные ответы детей).

5. Поощрение, анализ занятия.

Занятие проводилось в групповой комнате группы № 11 в первой половине дня. На занятии присутствовало 6 детей, воспитатель, заведующий, методист, педколлектив. Для проведения занятия, группа была разбита на зоны:

зимний лес – игровая ситуация;

зона для игр – удовлетворение потребности детей в эмоциональном и двигательном самовыражении с помощью элементарных математических представлений;

зона практических действий – работа с раздаточным материалом.

Такое зонирование помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно. Большое значение для решения задач познавательно-речевого развития я отвожу подбору предметно-развивающей среды. Главным критерием значимости является ее содержательная сторона, доступная пониманию детей. Сила эмоционально-познавательного воздействия дидактических игр во многом зависит от того, как мы сумеем подать их, как направим внимание детей, чтобы вызвать заинтересованность, активизировать мыслительную деятельность на выполнение поставленных задач.

Я построила занятие так, чтобы все виды деятельности сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всего занятия.

Так коммуникативная деятельность (беседа с детьми в «зимнем лесу») сменилась на игровую (дидактические игры, позновательно-исследовательская (работа с раздаточным материалом) сменилась двигательно-игровой (подвижная игра «Следопыт», которая в свою очередь сменилась коммуникативной (итог занятия).

При подготовке занятия методист и воспитатель тесно сотрудничали, взаимодействовали друг с другом, в результате чего занятие получилось насыщенным разными видами деятельности. При его проведении воспитатель выступал в роли не только наставника, но и непосредственного участника: вместе с детьми выполнял упражнение на развитие произвольности, активизации межполушарных связей, играл, общался с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне с взрослым, быть соавторами происходящего.

Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Им была дана индивидуальная работа с раздаточным материалом, где каждый самостоятельно выполнял работу и показал свои умения и знания.

Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны. Такие занятия положительно влияют на познавательно-речевое развитие.

Самоанализ НОД по ФЭМП «Путешествие по сказке» в старшей группе

Ведущая образовательная область: познавательная. Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция), названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь. Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами.

Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сюрпризный момент.

Оборудование: ноутбук, проектор. сказочная музыка, магнитная доска, колокольчик, «камни».

Демонстрационный материал: Рисунок замка, вход, «заваленный камнями»,ключ.

Раздаточный материал: Карточки с цифрами, счетные палочки Кюизенера листы разлинованные, конверт с геометрическими фигурами, карандаши цветные, книжки-раскраски.

Структура НОД

НОД проводилась с группой детей старшего возраста 5 - 6 лет, состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в путешествие по сказке..

Основная часть НОД представляла собой организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Использовала проектор, ИКТ, счетные палочки Кюизенера.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации для решения поставленных задач. В заключительной части НОД детей ожидал сюрпризный момент (книжки-раскраски).

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Методы: 1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение) ;

2. Наглядно-демонстрационный (геометр. материал) ;

3. Практический (рисование геометр. фигур)

4. Игровой (поиск царевны,)

Считаю, что выбранная форма организации НОД детей была достаточно эффективной, интересной, поставленные в НОД задачи были выполнены. Для последующей работы с детьми и родителями раздала книжки – малышки с математическими задачками и загадками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ НОД по аппликации «Осеннее дерево»

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Ребята учились описывать время года...

Анализ непосредственно организованной образовательной деятельности во второй младшей группе «А» по познавательному развитию (математическому развитию)

«Лесная гостья»

Место проведения: МДОУ «Детский сад №44»

Дата проведения: май 2017 г.

Воспитатель: Атеняева А.Н.

Программное содержание занятия и объем учебного материала соответствуют уровню развития детей данной группы. Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей второй младшей группы. Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель занятия: обобщить знания, умения и навыки, полученные в течение года.

Мною были поставлены следующие задачи:

Образовательные: продолжать формировать элементарные математические представления: - различать форму, цвет, размер предметов и объектов;

Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру;

Закрепить умение составлять изображение предмета из частей;

Умение ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева).

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность, внимание, память, мышление, сообразительность, воображение; развитие сенсорной культуры.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения.

На протяжении всего занятия обучение строила как увлекательную игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила познавательную активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

На организационном этапе создала положительный и благоприятный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность, применив психологический прием «Улыбка».

Осуществляя переход к основному этапу НООД, использовала сюрпризный момент – письмо от Белочки, которая просила о помощи. В деятельность ввела игровую ситуацию: дети, назвав геометрические фигуры на билетах, находят свои места в вагончиках. Содержание основной части образовательной деятельности соответствовало возрасту и знаниям детей второй младшей группы.

На основном этапе НООД решались следующие задачи:

Задания: «На лесной опушке», «Три медведя», «Земляничка для медведей», «Теремок», были направлены на обращение к ранее накопленному опыту, развитию памяти, сообразительности, знанию математических понятий, представлений о геометрических фигурах.

В ходе занятия дети занимались продуктивной деятельностью, которая была направлена на умение составлять изображение предмета из частей. (Домики для животных).

В целях укрепления здоровья детей применила гимнастику (физкультминутку).

Образовательная деятельность на протяжении 15 минут была динамичной, предусматривала быструю смену детской деятельности, что позволило избежать утомляемости детей.

Дети все задания и упражнения выполняли с удовольствием и интересом, на протяжении всей образовательной деятельности были активны, любознательны. Атмосфера на занятии была доброжелательная.

В ходе образовательной деятельности я применяла метод контроля и стимулирования в виде одобрения, похвалы, поощрения. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу сотрудничества.

В целях закрепления материала на заключительном этапе детям было предложено вспомнить, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего.

Включить в непосредственно организованную образовательную деятельность по познавательному развитию: дидактические игры или усложнить задания, предложив детям другие пути решения проблемы.

Елена Мамбетова
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе

Самоанализ

по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной группе

Цель : развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.

Задачи :

Образовательная . Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающая. Развивать мыслительные операции : аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

Интеграция областей : социализация, коммуникация, здоровье, музыка, чтение художественной литературы.

Предварительная работа :

Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия Разучивание физ. минуток, настольные игры

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Образовательная деятельность проводилась в подготовительной группе и длилась 30 минут .

Все санитарно – гигиенические требования были соблюдены : подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещнность соответствует нормам. Для создания интереса дети отправились в путешествие на ракете на планету Математика,где выполняли различные математические задания. Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.

Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении свей НОД

В процессе деятельности была использована физкультминутка «Раз, два, три, четыре» , зрительная и пальчиковая гимнастики.

Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД)

По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом , чтобы вызвать и поддерживать интерес к предмету математике, на основе познавательной активности и любознательности.

Первая часть включала в себя организационный момент : подготовка в путешествие . для стимуляции слухового внимания и восприятия, мотивации.

Вторая часть состояла из своеобразных этапов – выполнения заданий : отгадывание загадок, «Что лишнее и почему?» «Назови задуманное число» «Запомни и сделай» упражнение на развитие слухового восприятия, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности .

Третья часть – итог, рефлексия.

Методы и приёмы обучения

Методы и примы подобраны в соответствии с образовательными , развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач.

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием сюрпризного момента, игр.

В процессе образовательной деятельности преследовались и воспитательные цели : воспитывать интерес к математике, формировать умение трудиться в коллективе.

Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс : интонирование речи, эмоциональная выразительность.

В процессе непосредственно образовательной деятельности непрерывно велась работа над расширением, обогащением словарного запаса детей.

Результативность НОД

Считаю, что поставленная цель и задачи выполнены.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в младшей группе Тема: «Научим Шарика строить будку» Цель: Освоение умения.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Заниматику» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Подготовила: воспитатель муниципального.

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Познавательное развитие (ФЭМП) в старшей группе. Доминирующая область: «Познавательное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Цирк» Задачи: Воспитательные: - Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости. - Поддерживать интерес к интеллектуальной.

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности по правилам дорожного движения Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 36» Самоанализ непосредственно образовательной деятельности.

МКДОУ Мирнинский детский сад



САМОАНАЛИЗ


открытого показа непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию


(формированию элементарных математических представлений)


«Путешествие в королевство Времени»


(с детьми старшей разновозрастной группы)


Цель: Расширить и систематизировать представления о часах.


Задачи:


Обучающие :


1.Обобщить и закрепить знания детей о часах, их назначении, расположении чисел в порядке до 12 (на циферблате);


продолжать формировать умение: ориентироваться в частях суток.


Развивающие:


2.Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение быстро ориентироваться в ситуации.


Воспитательные:


3.Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через коллективную работу. Воспитание бережного отношения ко времени.


Предварительная работа:


Знакомство с разными видами часов.


На протяжении всей деятельности прослеживалась интеграция такихобразовательных областей , как:


Социально-коммуникативное развитие (общение, игра),


Художественно-эстетическое развитие (музыка),


Речевое развитие,


Познавательное развитие (формирование целостной картины мира)


Предварительная работа непосредственно на кануне организованной образовательной деятельности заключалась только в знакомстве с разными видами часов. Остальные приемы знакомства с временными представлениями: временами года, днями недели, названиями месяцев, циферблатом часов, разучивание динамической паузы «А часы идут, идут…» и т.п. осуществляется в течение всего года с учетом тематического планирования, а также при организации режимных моментов и совместной деятельности взрослого и детей.


При построении данного вида деятельности использовалась игровая образовательная технология. Ход непосредственно образовательной деятельности был представлен как Игра-путешествие: «Путешествие в королевство времени». Что позволяет учесть основныепринципы дошкольного образования: принцип самоценности детства, зоны ближайшего развития, осуществление деятельностного подхода с опорой на ведущий вид деятельности дошкольника – игру. Использовалась предметная игра, такая как манипуляция с игрушкой (интерактивная игрушка «Часы»). Игровые формы работы позволили разнообразить деятельность, сделать ее интересной и занимательной.


Применялись методы проблемного обучения, частично поисковый метод, метод анализа конкретных ситуаций, исследовательский, интерактивные методы, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группы.


Мотивационный момент начала НОД являлся неожиданностью для детей появления игрушки «Часы» как подарка от гостей с запиской-инструкцией о случившейся беде в королевстве Времени и просьбой о помощи его друзьям. Ключевая фраза записки: «Помогите, ребята, развеять злые чары волшебника, спасите моих друзей! А для этого надо найти все часы и выполнить задания, которые спрятаны под ними!», послужила побуждением к поисковой деятельности с обозначенной задачей. Для активизации мыслительных процессов, развития навыков принятия решений была создана эта проблемная ситуация. Следуя игровой мотивации, на протяжении НОД поддерживала интерес детей к результату. Каждый ребенок был активно включен в деятельность.


Создание детьми карты-маршрута Игры-путешествия позволяет отрабатывать навыки систематизации материала и умения планировать свои действия. На протяжении всей деятельности дети обращались к плану-маршруту, что способствует выработке умений действовать согласно схеме. Это же практическое задание способствовало развитию наглядно-образного и логического мышления, где детям по определенным признакам часов нужно было догадаться о каком виде часов идет речь и соотнести их с картинкой. Кроме того, на этом этапе создание карты –маршрута путешествия, я вилось изготовлением нового наглядного пособия «Виды часов», которое может использоваться в дальнейшем.


Задания основной части НОД: «заданий от разных видов часов» были направлены на развитие:


1) - фонематического слуха, («Угадай часы по звучанию»)


2) – познавательных способностей, повторение и систематизация знаний по «временным представлениям детей», развитию памяти («Мешочек с вопросами»)


3) – навыков экспериментально-исследовательской деятельности, развитие навыков взаимодействия со взрослыми, умения обращаться с просьбой, находить выход из сложившейся ситуации («Эксперимент с песочными часами»)


4) – развитию речи и логического мышления (Задание от будильника «Загадка» и Задание от наручных часов «Стихотворение»)


5) - математических представлений: знание цифр, умение соотносить реальные жизненные ситуации с временными представлениями («Который час?)


6) – закрепление знаний о временах года, днях недели, развитие элементарных навыков взаимодействия с компьютером, внимания и мышления (задания от курантов: мультимедийная игра)


Использование информационно-компьютерной технологии с применение мультимедийной игры «Год. Время года. Неделя» вводилось с учетом того, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, а также это позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.


В процессе деятельности было использовано игровое упражнение «А часики идут, идут» для снятия мышечной усталости и как одно из выполненных заданий.


Итог подведен с использованием рефлексии, детям удалось исполнить просьбу ТИК-ТАК и помочь его друзьям. Во время подведения итога, мною введен прием раскрытие значения пословицы «Делу -время, а потехе – час!» с целью приобщения дошкольников к малым жанрам фольклора, что позволяет частично реализовать принцип культуросообразности, а также имеет воспитательное значение бережного отношения ко времени.


Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД. Использовались формы работы: коллективная, индивидуальная. Общение строилось на основе партнерства и индивидуального подхода. Дети были активны, отвечали на вопросы, участвовали в беседах. Выбранные приемы и формы работы, обеспечивали активность и самостоятельность мышления воспитанников. Дети показали свои умения поддерживать беседу, отвечать навопросы. Дети были эмоциональны, прослеживалось допустимое соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми. Применялась словесная система поощрения детей воспитателем, что способствовало созданию эмоционально комфортной обстановки. Соблюдались санитарно-гигиенические требования, чередование видов деятельности, установка на соблюдение осанки детей, длительность НОД, воздушно - тепловой режим, освещение.


Считаю, что в результате организованной образовательной деятельности достигнуто выполнение намеченного плана,образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи; планируемый результат деятельности детей показал высокий уровень развития знаний, умений и навыков, что доказывает Сформированность представлений детей о времени, о часах.


Воспитатель: Чувашова А.В.