Коко, IQ которой оценивали в 95 баллов, знала больше тысячи слов, обучила языку жестов своих сородичей и сама выбирала себе желаемых питомцев.

В закладки

Горилла Коко вместе с животным психологом Франсин Паттерсон, которая обучала её языку жестов почти с рождения. Фото The Gorilla Foundation

19 июня 2018 года в калифорнийском зоопарке скончалась горилла Коко, известная за своё знание языка жестов и высокий интеллект. Представители некоммерческой организации The Gorilla Foundation сообщили о произошедшем через два дня - по их словам, 46-летняя самка западной равнинной гориллы умерла во сне.

Результат эксперимента

Исключительные способности Коко выражать эмоции и её словарный запас считаются результатом исследовательской программы Стенфордского университета, которую курировала специалист Франсин Паттерсон (Francine Patterson). Она начала обучать гориллу американскому языку жестов в 1972 году, когда Коко исполнился год. По словам женщины, самка выучила больше 1000 жестов (по другим данным , до 2000 жестов), в том числе умела показывать средний палец в качестве оскорбления.

В 1976 году Паттерсон совместно с биологами Рональдом Коном (Ronald Cohn) и Барбарой Хиллер (Barbara Hiller) основали некоммерческую организацию The Gorilla Foundation, целью которой стало воспитание и дальнейшее обучение Коко. В 19 лет горилла успешно прошла «зеркальный тест», определяющий способность животных к распознаванию себя в зеркале (большая часть горилл и других животных на это не способна).

Запись знакомства и дружбы Коко и Майкла

В 1979 году Коко начала жить с самцом Майклом, который также проявлял способности к обучению языку жестов. Коко научила его более 600 словам: они вместе использовали слово «вонь» как «цветы» и «губа» как «девочка». Помимо изучения языка Майкл любил смотреть «Улицу Сезам» и слушал оперного певца Лучано Паваротти. В 1990 году к гориллам, которых специалисты называли братом и сестрой, подселили самца Ндуме. Он позиционировался как половой партнёр для Коко, однако самка так и не дала потомства.

Забота о питомцах и критика

Феномен «умной» гориллы часто подвергался критике со стороны научного сообщества, так как большая часть информации об успехах эксперимента публиковалась в СМИ, а не в научных журналах. Сомнения вызвал и пресс-релиз The Gorilla Foundation, вышедший в ответ на суицид комика и актёра Робина Уильямса в 2014 году. В записи говорилось, что со всем миром о трагедии скорбит и Коко, которая якобы запомнила голливудскую звезду со времён их встречи.

Робин Уильямс знакомится с Коко, 2001 год

Некоторые критики указывали на то, что Коко не осознаёт свои действия, а повторяет лишь то, что от неё требуют, для получения вознаграждения. Паттерсон признавала , что в начале обучения так же полагала, что горилла несознательно выполняет действия, чтобы получить награду, но переосмыслила это после того, как Коко начала придумывать собственные слова. Кольцо стало «браслетом для пальца», а маска получила название «глазная шапка».

Помимо обучения новым словам, Коко любила проводить время со своими питомцами. Впервые она жестами попросила учёных подарить ей котёнка в 1983 году на Рождество, но когда ей принесли чучело, она проигнорировала его, как бы намекая, что хочет настоящего питомца.

Коко играет с котёнком

В 1984 году в честь дня рождения Коко разрешили самостоятельно выбрать котёнка из приюта: она взяла серую породу мэнкс и назвала животное «Все шары» (All Ball). Коко заботилась о питомце как о ребёнке и играла с ним в перерывах между учёбой. Когда кошка случайно выбежала на дорогу и её сбила машина, самка впала в кратковременную депрессию. С помощью жестов она повторяла «плохо, плохо, плохо» и «хмуриться, плачь, хмуриться, грустно». В интервью Паттерсон утверждала , что горилла издавала звуки, похожие на человеческий стон.

Через год после трагедии горилле разрешили выбрать двух новых котят, которых она назвала «Губная помада» и «Дымчатый». Как объяснили воспитатели Коко, первое название она дала котенку из-за его розового носа, а слово «дымчатый» ассоциировалось у неё с котом из одной из её иллюстрированных книг. Вплоть до своей смерти Коко ухаживала, охраняла и играла с котятами, которые, по сути, заменили ей собственных детёнышей.

Причины смерти Коко не разглашаются, однако её представители заявили, что горилла ушла из жизни мирно. Дальнейшая судьба организации The Gorilla Foundation и партнёра самки Ндуме пока неизвестна.

Умерла «говорящая» горилла Коко June 24th, 2018

20 июня 2018 года в США умерла «говорящая» горилла Коко, которая за свою жизнь освоила более 1000 жестов из языка глухонемых и научилась понимать более 2000 слов.

По мнению некоторых ученых, обезьяны часто догадываются о намерениях говорящего, даже не понимая значения слов. Как если бы человек следил за «мыльной оперой» с выключенным звуком телевизора. Ведь смысл все равно будет понятен.

Так что же горилла Коко - действительно понимала речь человека и могла общаться?

4 июля 1971 года в зоопарке Сан-Франциско появилась на свет самка гориллы, получившая имя Ханаби-Ко (по-японски — «искрометный ребенок»), сокращенно — Коко. К полугоду она страдала от дистрофии и дизентерии, из-за чего Коко пришлось забрать у матери. Вскоре после успешного лечения Коко оказалась в питомнике для молодняка.

Паттерсон получила разрешение обучать Коко в июле 1972 года.

Спустя несколько лет у Коко появился напарник — самец равнинной гориллы Майкл, выросший в дикой природе, а затем попавший в руки охотников.

Успехи горилл фиксировались в дневниках и с помощью видеосъемки, сравнивались с аналогичными данными по обучению детей языку глухонемых. В задачу проекта входило не просто изучить процесс усвоения слов, но и выяснить, как гориллы используют выученные жесты.

Результаты Коко и Майкла различались — последний быстро освоил несколько десятков знаков, но затем его развитие замедлилось. Языковые способности Коко же развивались почти как у ребенка — поначалу обучение давалось ей тяжело, и за первый год она стала регулярно использовать лишь 13 жестов, но в следующие месяцы произошел резкий скачок, и к третьему году обучения Коко усвоила почти 200 жестов. Паттерсон считала жест выученным только в том случае, если горилла использовала его без подсказки не менее чем 15 дней в месяц.

Была разница и в лексиконе, который освоили Коко и Майкл. Коко освоила больше жестов, описывающих бытовые предметы и игрушки, а также активно использовала знаки «нет» и «извините». Майклу лучше давались названия частей тела, наименования животных и прилагательные. Коко же больше оперировала глаголами.

Как-то она извинялась за свое неправильное поведение: «Извини, кусалась, царапалась, неправильно кусалась, потому что рассердилась».


Эксперименты с Коко и Майклом показали важность раннего обучения — Майкл начал осваивать жесты уже после того возраста, в котором у Коко проявились наилучшие способности к запоминанию. Эксперименты с другими обезьянами подтвердили этот вывод — чем позже начиналось обучение, тем сложнее было добиться каких-либо результатов. После пяти-шести лет оно становилось и вовсе бесполезным.

Многие исследователи, впрочем, относились к достижениям Коко довольно скептически, особенно поначалу. По их мнению, в экспериментах мог иметь место «эффект умного Ганса», он же «эффект экспериментатора» — ситуация, в которой экспериментатор сам неосознанно подсказывает испытуемому ответ своим поведением.

Эффект получил название в честь коня Ганса, прославившегося в Германии в начале ХХ века способностью к математическим вычислениям. Результаты вычислений конь отбивал копытом. Как показали эксперименты психолога Оскара Пфунгста, считать Ганс не умел. Однако он был в состоянии уловить напряжение задавшего ему вопрос человека, когда количество ударов копытом приближалось к точному ответу. Если же Ганс не видел задающего вопрос, точность его ответов стремительно падала.

Так, в 1973 году психолог Герберт Террес начал работу по обучению языку жестов шимпанзе по имени Ним (в честь лингвиста Ноама Хомского). Однако Ним сумел выучить лишь 125 жестов и составлял предложения лишь из двух слов. Иногда они были длиннее, но при этом совершенно бессмысленны.

В 1979 году Террес опубликовал в журнале Science разгромную статью, в которой заявил: «Объективный анализ наших данных, наряду с полученными в других исследованиях, не дает доказательств того, что высказывания обезьяны подчинены правилам грамматики. Последовательность знаков, наблюдаемых у Нима и других обезьян, может напоминать первые многословные высказывания детей. Но если исключить другие объяснения комбинаций знаков обезьянами, в особенности привычку частично имитировать недавние высказывания инструкторов, нет оснований считать эти высказывания предложениями».

Однако Ним содержался в условиях, где его возможности общения были сильно ограничены.

Всю свою жизнь он провел в лаборатории, в то время как и Коко, и Уошо тесно общались с людьми. Более того, Ним получал поощрение за подражание действиям инструкторов. К более широкому употреблению жестов его ничто не побуждало.

Наблюдения за Коко и другими говорящими обезьянами показали: те пользовались языком жестов, даже когда проводили время в одиночестве. Так, Коко, разглядывая иллюстрированные журналы, нередко комментировала жестами знакомые картинки.


А орангутан Чантек, освоивший около 150 жестов, не только пользовался ими, но и обучал смотрителей приматологического центра, где оказался во второй половине жизни.

Оказались обезьяны и в состоянии образовывать новые слова на основе уже известных. Коко называла маскарадную маску «шляпой для глаз», а стульчик, на котором стоял горшок — «грязной штукой». Шимпанзе Люси, освоившая лишь 60 жестов, тоже не терялась — чашку она называла «стекло пить красный», огурец — «банан зеленый», а невкусную редиску — «еда боль плакать».

Обезьяны были способны употреблять жесты не только в прямом, но и в переносном значении. Уошо называла сотрудника, долго не дававшего ей воды, «грязным», используя это слово как бранное. Коко пошла дальше и адресовала одному из неприятных ей работников весьма грубую конструкцию — «ты грязный плохой туалет».

По окончании экспериментов обезьяны на долгие годы запоминали усвоенный лексикон.

Так, Уошо, которую Гарднеры посетили после одиннадцатилетнего перерыва, сразу же «назвала» их по именам и прожестикулировала «Давай обнимемся!».

Наблюдения за Уошо и Коко выявили еще один удивительный факт. Когда обезьянам предлагали разделить стопку фотографий на людей и животных, себя и знакомых по исследованию обезьян они уверенно клали в папку «Люди», а фото незнакомых обезьян определяли к животным — кошкам, свиньям и другим.

В 2004 году у Коко разболелись зубы. Она смогла донести этот факт до персонала заповедника и по шкале боли оценила свои ощущения на девять баллов из десяти.

В 2014 году Коко отреагировала на смерть актера Робина Уильямса, с которым познакомилась в 2001 году. Комик стал первым, кому удалось заставить Коко впервые улыбнуться за полгода после смерти ее друга, гориллы Майкла. «Женщина плачет», — показала она на языке жестов.

Всего Коко стала героиней более чем 50 научных и научно-популярных публикаций, сделанных Паттерсон и ее коллегами. По оценкам исследователей, ее интеллект не уступал человеческому — IQ гориллы достигал 95. В 1983 году на Рождество она попросила подарить ей котенка, но получила игрушку. Горилла наотрез отказалась играть с заменой и сообщила, что ей грустно. На день рождения исследователи все же подарили ей котика, которого та назвала Мячик. Однако животное прожило недолго — однажды оно выбежало на дорогу и попало под машину. Тогда Коко впала в депрессию и постоянно повторяла: «плохо, плохо, плохо» и «хмуриться, плачь, хмуриться, грустно».

Кстати, по многочисленным исследованиям с точки зрения анатомии макаки наделены всем возможным для воспроизведения человекоподобной речи. И поскольку их анатомия голосового аппарата очень близка к другим обезьянам (и большинству млекопитающих), то такие животные являются "готовыми для речи".

Так почему же они не разговаривает с учёными? Обезьянам не хватает нейронного контроля над своими мышцами голосового тракта, чтобы правильно настроить их для речи. Хотя пока для ученых остаётся загадкой, почему другие животные (те же попугаи) могут произносить даже непростые для воспроизведения слова.

источники

Принято считать, что человек есть венец природы. Это правда. Но человеком мало родиться, человеком нужно стать. Интеллект трех-четырехлетнего ребенка равен интеллекту средней шимпанзе, а двухлетнего - умной собаки. Если его как Маугли оставить в джунглях, и его будут воспитывать дикие звери, то по прошествии определенного возраста (называют десять лет) - этот ребенок уже никогда не сможет адаптироваться к человеческому обществу и навсегда останется животным.

Но это все отдельная тема, о которой я в дальнейшем планирую писать много. В "пучине смуты и разврата" Живом Журнале пусть мой никому ненужный бложик несет знания и здравый смысл в массы - хоть какая-то будет польза. Поэтому познакомлю его двух с половиной читателей с уникальной в каком-то роде обезьяной. Это горилла, ее зовут Коко.

Несмотря на то, что гориллы считаются менее развитыми, чем шимпанзе, и гораздо более агрессивными, действительно опасными животными, Коко в маленьком возрасте забрала к себе на обучение профессор Стенфордского университета Пэнни Паттерсон. Задачей было обучить обезьяну обычному языку жестов, на котором разговаривают глухонемые.

Коко проявила себя очень талантливой и способной к обучению особью и спустя несколько лет уже могла понимать около 600 символов и сама показывать (читай - говорить) более 350. Сразу же нашлись септики и критики, которые утверждали, что Коко не говорит, она "обезьянничает", то есть просто играет, копирует жесты своего учителя. Но к реальности это не имеет отношение. Вот простой пример развитого абстраткного мышления Коко. Когда у нее нет точного слова, чтобы объяснить новый предмет или явление - она синтезирует понятие из уже имеющихся. Когда её угостили очень жестким песочным пирожным, и Коко не могла его долго прожевать, тогда показала два жеста: "Пирожное" и "Камень", добавив жест недовольства и что больше такое печенье есть не будет. Или, например, она просит банан, а ей дают апельсин, злится, и повторяет: "Нет, Коко хочет банан!" до тех пор, пока ей его не предоставят. Или если на прогулку ей дают желтую кофточку, то она говорит: "Дайте красную!", потому она у нее любимая.

А еще Коко очень любит животных, долгое время у нее был лучший друг - местный кот, с которым она играла, гладила и оберегала, но однажды он умер. Коко долго переживала по этому поводу и постоянно показывала жестами, что очень расстроена и скучает по нему. Когда Пэнни Паттерсон поинтересовалась, куда, по ее мнению, делся кот, то Коко ответила следующее: "Он ушел туда, откуда не возвращаются".

Коко очень общительная, и стоит ей увидеть нового человека или животное, она тутже обращается к нему на языке глухонемых. Понятное дело, животные ей не отвечают, да и редкие люди знают язык жестов, поэтому она быстро теряет к ним интерес. Но вот с некоторыми из своих кукол она любит проводить целые многочасовые монологи. Ее общительность натолкнула ученых на мысль, что неплохо было бы ее познакомить с самцом гориллы, которого бы тоже обучили прежде изъясняться жестами. И такой нашелся. Вначале Коко неохотно с ним общался, показывая руками, что он "грубый, агрессивный, и мне не нравится!", но потом привыкла и стала даже требовать о регулярным с ним встречах. Ученые надеются, что они заведут потомство, и тут возникает вопрос: смогут ли они уже самостоятельно обучить своих детенышей языку жестов? Потому что прецедент был, но в небольших масштабах, и в отношении шимпанзе бонобо, но об этом как-нибудь в следующий раз.

А вот пару роликов:

Для невладеющих английским. Коко очень любит кино, и в одном из таких есть очень грустная сцена расставания близких людей. Коко постоянно в этот момент отворачивается.

А вот предположительно тот самый самец, с которым Коко хотят свести:

Не стоит думать, что обезьяны как в известном фильме поумнеют когда-то и захватят мир. Мы НЕ произошли от современных шимпанзе и горилл, мы разошлись с ними в эволюционном развитии примерно 12-15 млн лет назад, пойдя по своему пути. Они - не станут умнее, потому что физиологически к этому не способы, у них не такой развитый мозг, у них неразвита речь. Но и наличие мозга и речи не гарантирует развитость. Оглянитесь вокруг - в мире 95% идиотов разной степени глупости, а человек - это категория не сколько биологическая, сколько интеллектуальная, волевая. Поэтому фраза, что человеком мало родиться, им нужно стать - полностью оправданна.

Западная равнинная горилла Коко появилась на свет в зоопарке Сан-Франциско в День независимости США в 1971 году. Вероятно, именно поэтому ей дали столь необычную для животного кличку. В переводе с японского Коко означает «дитя фейерверков», а, как известно, в День независимости фейерверки запускает почти каждый житель Америки.

Однако, прежде всего, Коко удивительна не своей кличкой, а способностью общаться при помощи американского языка жестов - амслена. Жестами обезьяна сообщает смотрителям зоопарка о том, как она себя чувствует и хорошее ли у неё настроение, о своих желаниях и мыслях.

Так, например, когда горилла увидела лошадь с удилами во рту, она показала жестами: «Лошадь печальна», пояснив - «Зубы».

Доктор Франсин Паттерсон, наблюдавшая за Коко, рассказывает, что горилла научилась хорошо передавать самые разные чувства. Коко не любит мыться в ванне, и когда ей показали снимок с изображением другой обезьяны, которую собирались искупать, она сигнализировала: «Я там плакать».

Горилла Коко умеет шутить. Её наиболее известная шутка, когда она назвала себя «хорошей птичкой», утверждая, что умеет летать, а потом призналась, что пошутила. Кроме того, по словам специалистов, Коко понимает некоторые абстрактные понятия, а также что такое прошлое, настоящее и будущее.

Интересен случай, когда Коко решила завести себе питомца. Так, на свой день рождения в 1984 году она попросила смотрителей подарить ей кошку. Смотрители принесли ей несколько бездомных котят на выбор. Внимательно рассмотрев каждого, она решила оставить себе серого котенка без хвоста и назвала его Олл Болл. Коко ухаживала за ним, как за собственным детенышем, катала на спине и обнимала. Но, к несчастью, в этом же году котенок убежал из клетки гориллы, и его сбила машина.

Коко очень расстроилась и долгое время рассказывала всем о своих переживаниях. Когда её спросили, что произошло с котенком, она сигнализировала: «Кот спать». А увидев фотографию котенка, похожего на её питомца, она ответила: «Плакать, грустно, хмуриться».

Уже долгое время и по сей день Коко живет в благотворительной организации Gorilla Foundation, одной из главных целей которой является сохранение западных равнинных горилл, подвида, находящегося на грани исчезновения.

Человекообразные обезьяны: обучение знаковым системам языка человека

Для антропологов интерес к опытам по обучению языку обезьян состоит в том, что они позволяют оценить качественный уровень их познавательных способностей и таким образом определить степень развития их орудийной деятельности, коммуникации и других сложных форм поведения.

Отсутствие членораздельной речи у обезьян связано с особенностями строения голосового аппарата, а не с низким уровнем психического развития. Показано, что у них имеется способность к языку на основе формирования довербальных понятий и обобщений.

Одними из первых, кто добился положительного результата в обучении обезьян языку, были супруги Гарднеры. В июне 1966 г. они приобрели молодую самку шимпанзе и предприняли попытку научить ее "говорить". В качестве средства обучения они избрали американский язык жестов (амслен), которым пользуются многие глухонемые люди. Первым словом шимпанзе, названной Уошо, было "еще". К этому знаку Уошо прибегала тогда, когда просила, чтобы ее пощекотали, обняли или угостили, а также и тогда, когда у нее возникало желание пополнить свой словарь. Через 5 лет Уошо знала уже 160 слов, которые умела использовать в различных разговорных ситуациях как по отдельности, так и в сочетаниях друг с другом.

Примерно в это же время в штате Калифорния доктором Дэвидом Примаком обучается языку еще одна шимпанзе по имени Сара. Элементами языка Сары служили разноцветные пластиковые жетоны различной, произвольной формы, именуемые Примаком "образцами" языка. Примак и Сара общались между собой, составляя сообщения на магнитной доске. Сара научилась складывать из жетонов целые предложения типа: "Сара положить яблоко корзинка банан блюдо". Завершая описание достижений Сары, Д.Примак цитирует утверждение Ж.Пиаже, что обучение животных языку состоит, главным образом, в упорядочении тех знаний, которые уже накоплены индивидом.

Понгиды успешно осваивают человеческий язык, что говорит об их исключительно высоких когнитивных способностях. Коко - горилла, обучавшаяся языку глухонемых, за 13 лет сумела освоить словарь из 500 знаков и спорадически использовала 1000 знаков. Самец гориллы Михаэль, присоединившийся к самке Коко через четыре года после начала эксперимента, четко освоил 250 словарных знаков и 400 использовал спорадически.

Исследовательница Ф.Паттерсон, ведущая программу обучения горилл отмечает, что они способны общаться предложениями, содержащими 3-6 слов. Гориллы общались при помощи амслена не только с людьми, но и между собой; помнили разговорную английскую речь и могли читать печатные слова. На вопросы исследователя, что больше всего любят гориллы, Коко ответила: "Гориллы любят хорошо поесть". Когда же ее спросили, понравился ли ей день рождения, то Коко сказала: "Горилла Коко любит гостей".

Созидательным актом языка гориллы является юмор. Коко и Михаэль использовали метафоры, что совершенно очевидно требует у них наличия способностей к абстрагированию. В качестве примера приведем одну из бесед экспериментатора с Коко.

Коко: Это я (показывает на птицу).
Э: Я думала, ты горилла.
К: Коко птица.
Э: Ты можешь летать?
К: Да.
Э: Покажи.
К: Птица понарошку. Я дурачусь (смеется).
Э: Ты меня разыгрываешь. А кто же ты на самом деле?
К: (Вновь смеется). Горилла Коко.

Как отмечает Паттерсон, у горилл прослеживается значительное сходство с детьми 3-6-летнего возраста по типу игры, когда они хорошо знают названия вещей, но называют все другими именами или утверждают, что данные вещи обладают совершенно несвойственными им качествами (вербальная игривость).

Интересный эксперимент был проведен группой американских исследователей. При помощи компьютера шимпанзе общались друг с другом. Сначала их обучили лексикограммам (геометрическим фигурам), обозначавшим 11 пищевых продуктов, затем рассадили в разные комнаты с соединенными пультами и табло. Одной из обезьян показывают пищевой продукт в контейнере, увидев его, она набирает на пульте соответствующую лексикограмму. Эта же лексикограмма высвечивается на пульте у шимпанзе в другой комнате. Если вторая обезьяна с помощью лексикограммы просит этот пищевой продукт, содержащийся в контейнере, его дают. Таким образом, один шимпанзе сообщал другому о пище через компьютер.

Человекообразные обезьяны понимают значение порядка слов. Могут комбинировать слова, создавая новые фразы. И даже могут обучать друг друга языку жестов. Так Уошо обучала своего приемного сына разговаривать на языке амслен. Один из исследователей поведения обезьян воскликнул: "Нам необходимо пересмотреть либо понятие "язык", либо понятие "человек". Однако опыты с шимпанзе демонстрируют не столько речевые способности, сколько их психический потенциал.

Делая выводы из этих опытов, начатых Гарднерами с шимпанзе Уошо, можно сказать, что они продемонстрировали следующее:
- понгиды обладают психическими способностями, выходящими за пределы способностей использования орудий;
- они обладают зачатками ассоциативного мышления и могут обозначать знаками предметы окружающей среды и действия;
- они могут комбинировать эти знаки;
- они используют руки в общении;
- способны использовать знаки не только как символы, но и как инструментальные реакции на предметы и сигналы.