“Карты хорошие, но к сожалению мне достался набор из бракованной партии - рубашки нескольких карт другого цвета. Все зеленоватые, а несколько малиновых. В закрытую этот набор использовать уже нельзя. Я была бы рада, если бы мне заменили эти несколько карт на стандартный цвет.”

    все отзывы

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

    все отзывы

    Наталья,

    “Этот набор карт очень удобен в работе, подходит как для диагностической, так и для коррекционной работы. Удобно, что можно использовать и картинки и фразы, слова. Помогает быстро понять семейную ситуацию, ее восприятие разными членами семьи. Спасибо автору!”

    все отзывы

    “С огромными интересом и удовольствием дочитываю последние разделы последней 12-й главы книги. Книга порождает очень много мыслей и смыслов. Возникла важная мысль: эта книга была бы замечательным учебником для студентов всех психологических и гуманитарных факультетов, и могла бы заменить несколько учебных курсов по психологии, в частности, "Введение в психологию". Впервые при прочтении этой книги возникает последовательно развёрнутое и при этом целостное представление о современной психологии человека и его психике, в отличие от того, что существует ныне: психология, разбитая на школы, теории и подходы. Новый теоретический взгляд и подход Екатерины Юрьевны, описанный в книге, позволяет целостно и синтетически воспринимать как самого человека, так и современные психологические теории о нём. Книга написана замечательным языком, понятным любому человеку (со множеством примеров), особенно будет полезна для чтения студентам и неспециалистам, а специалистов порадует новизной подхода к человеку, и его психике, и к самой психологии. Считаю эту книгу книгой нового тысячелетия. В ней отражена идея великих учёных, философов, психологов, культурологов, этологов, социологов - создать целостную непротиворечивую научную картину человеческой психики. Екатерине Юрьевне это удалось - за что ей огромная читательская и профессиональная благодарность. Горжусь тем, что в России есть такие серьёзные мыслители мирового масштаба, как Екатерина Юрьевна Патяева.”

    все отзывы

Эта книга - о том, как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе. По мнению автора, сталкиваясь с подобными случаями, учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодействия с этим ребенком, позволяющую снижать повторение подобных проступков в будущем. Книга содержит не только психологический анализ всех этих умений, но и сценарий тренинговой работы педагогами.

Эта книга для тех, кто считает, что школа не может быть равнодушной к проблемам личностного роста своих учеников: для педагогов, школьных психологов, школьной администрации. К сожалению, в наше время воспитательные системы в школе - огромная редкость. Прагматизм современной жизни не обошел стороной ни учителей, ни родителей. «Во многих школах, средних учебных заведениях, вузах воспитание как педагогическая цель вообще отсутствует Декоммуннизация общественного сознания, роспуск пионерской организации и комсомола, отказ от идеологических установок недавней воспитательной системы и ее разрушение - все это повлекло и организационно-педагогические перемены: сокращаются штаты организаторов, вожатых, классных руководителей… Уже началось массовое бегство педагогов из сферы воспитания…» - писал В.А. Караковский, один из приверженцев систематического воспитания ребенка в стенах школы (Караковский, 1993). Если за прошедшие десять лет что-то и изменилось, то непринципиально.

Воспитание - это создание системы условий, в которой происходит развитие личности. В основе предлагаемой нами технологии лежат гуманистические взгляды на развитие личности. Вместо «всестороннего развития личности», которое никто никогда реально не мог представить, я предпочитаю говорить о пути к зрелости. Вслед за Карлом Роджерсом я считаю, что стремление к зрелости имманентно присуще всем людям: и взрослым, и детям, и умным, и не очень, и «трудным», и благополучным. Эта особенность человека называется личностным ростом и сопровождает его всегда, прежде всего в период взросления.

Один из аспектов взросления - социально-психологическая адаптация детей и подростков. Речь идет не только о предупреждении детской и подростковой преступности, наркомании и алкоголизма.

Гораздо более широкие слои подростков просто плохо адаптированы к реальной жизни, не могут поставить перед собой реальные цели, не чувствуют себя уверенно и потому легко внушаемы и зависимы. Мой опыт психологической работы с подростками показывает, что именно «хорошие» мальчики и девочки, у которых нет двоек по поведению и которые не доставляют больших проблем учителям, чувствуют себя после окончания школы наиболее растерянными и уязвимыми. По привычке они продолжают демонстрировать «послушное» поведение и… быстро понимают, что во взрослой жизни им нужно нечто иное.

Взросление без личностного роста обрекает подростка на серьезные трудности, и мы не можем недооценивать возможности школы в решении задачи развития личности ученика. Сегодня для многих детей школа остается единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем. Вслед за известным американским педагогом Уильямом Глассером, я полагаю, что любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем (Глассер, 1991). Я уверена, что никто не снимал со школы функции подготовки детей к взрослой жизни. Вместе с тем работа школы по социально-психологической адаптации детей, а тем более направленная работа по развитию личности, сегодня практически никак методически не обеспечена. В этой книге я попыталась изложить конкретную психолого-педагогическую технологию, которая, с моей точки зрения, весьма эффективна.

Книгу можно было бы назвать «Учитель и проблемы дисциплины. Как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые "плохо" себя ведут». Под «плохим» поведением я понимаю не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение, поэтому слово «плохое» я везде беру в кавычки. К образцам такого поведения я также отношу потерю интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, - то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.

Если вы психолог и интересуетесь не только содержанием предлагаемой программы, но и технологией работы по ней, то вам имеет смысл прочитать Приложение - Сценарий тренинга. Сценарий содержит детальное описание каждой групповой встречи: цели и стратегию поведения ведущего, содержание и структуру дискуссий, схемы проведения и обсуждения упражнений и проблемных ситуаций.

Я взялась за эту работу не случайно, хотя никогда не работала учителем и уже довольно давно вышла из подросткового возраста. Наверное, так же, как и все, я хорошо помню свои подростковые проблемы и переживания. Размышляя над тем, почему я занимаюсь этой темой, я обнаружила, что весь мой путь в профессиональной жизни - и выбор факультета психологии МГУ, и дальнейшая специализация на кафедре педагогической психологии, и вот уже пятнадцатилетняя работа с подростками и с теми, кто учит подростков, - все это выросло из школьных подростковых переживаний девочки-отличницы, у которой при внешнем благополучии было много вопросов к миру, оставшихся в то время без ответа. Потому эта книга ни в коей мере не является сухим сборником советов и рекомендаций, скорее можно сказать, что в ней - результаты моего поиска ответов на детские вопросы. И этот поиск, к счастью, еще не окончен.

Серия "Психолог в школе"

«Генезис», 2004.

Эта книга - о том, как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе. По мнению автора, сталкиваясь с подобными случаями, учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодействия с этим ребенком, позволяющую снижать повторение подобных проступков в будущем. Книга содержит не только психологический анализ всех этих умений, но и сценарий тренинговой работы педагогами.
^

От автора


Эта книга для тех, кто считает, что школа не может быть равнодушной к проблемам личностного роста своих учеников: для педагогов, школьных психологов, школьной администрации. К сожалению, в наше время воспитательные системы в школе - огромная редкость. Прагматизм современной жизни не обошел стороной ни учителей, ни родителей. «Во многих школах, средних учебных заведениях, вузах воспитание как педагогическая цель вообще отсутствует Декоммунизация общественного сознания, роспуск пионерской организации и комсомола, отказ от идеологических установок недавней воспитательной системы и ее разрушение - все это повлекло и организационно-педагогические перемены: сокращаются штаты организаторов, вожатых, классных руководителей… Уже началось массовое бегство педагогов из сферы воспитания…» - писал В.А. Караковский, один из приверженцев систематического воспитания ребенка в стенах школы (Караковский, 1993). Если за прошедшие десять лет что-то и изменилось, то непринципиально.

Воспитание - это создание системы условий, в которой происходит развитие личности. В основе предлагаемой нами технологии лежат гуманистические взгляды на развитие личности. Вместо «всестороннего развития личности», которое никто никогда реально не мог представить, я предпочитаю говорить о пути к зрелости. Вслед за Карлом Роджерсом я считаю, что стремление к зрелости имманентно присуще всем людям: и взрослым, и детям, и умным, и не очень, и «трудным», и благополучным. Эта особенность человека называется личностным ростом и сопровождает его всегда, прежде всего в период взросления.

Один из аспектов взросления - социально-психологическая адаптация детей и подростков. Речь идет не только о предупреждении детской и подростковой преступности, наркомании и алкоголизма.

Гораздо более широкие слои подростков просто плохо адаптированы к реальной жизни, не могут поставить перед собой реальные цели, не чувствуют себя уверенно и потому легко внушаемы и зависимы. Мой опыт психологической работы с подростками показывает, что именно «хорошие» мальчики и девочки, у которых нет двоек по поведению и которые не доставляют больших проблем учителям, чувствуют себя после окончания школы наиболее растерянными и уязвимыми. По привычке они продолжают демонстрировать «послушное» поведение и… быстро понимают, что во взрослой жизни им нужно нечто иное.

Взросление без личностного роста обрекает подростка на серьезные трудности, и мы не можем недооценивать возможности школы в решении задачи развития личности ученика. Сегодня для многих детей школа остается единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем. Вслед за известным американским педагогом Уильямом Глассером, я полагаю, что любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем (Глассер, 1991). Я уверена, что никто не снимал со школы функции подготовки детей к взрослой жизни. Вместе с тем работа школы по социально-психологической адаптации детей, а тем более направленная работа по развитию личности, сегодня практически никак методически не обеспечена. В этой книге я попыталась изложить конкретную психолого-педагогическую технологию, которая, с моей точки зрения, весьма эффективна.

Книгу можно было бы назвать «Учитель и проблемы дисциплины. Как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые "плохо" себя ведут». Под «плохим» поведением я понимаю не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение, поэтому слово «плохое» я везде беру в кавычки. К образцам такого поведения я также отношу потерю интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, - то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.

Если вы психолог и интересуетесь не только содержанием предлагаемой программы, но и технологией работы по ней, то вам имеет смысл прочитать Приложение - Сценарий тренинга. Сценарий содержит детальное описание каждой групповой встречи: цели и стратегию поведения ведущего, содержание и структуру дискуссий, схемы проведения и обсуждения упражнений и проблемных ситуаций.

Я взялась за эту работу не случайно, хотя никогда не работала учителем и уже довольно давно вышла из подросткового возраста. Наверное, так же, как и все, я хорошо помню свои подростковые проблемы и переживания. Размышляя над тем, почему я занимаюсь этой темой, я обнаружила, что весь мой путь в профессиональной жизни - и выбор факультета психологии МГУ, и дальнейшая специализация на кафедре педагогической психологии, и вот уже пятнадцатилетняя работа с подростками и с теми, кто учит подростков, - все это выросло из школьных подростковых переживаний девочки-отличницы, у которой при внешнем благополучии было много вопросов к миру, оставшихся в то время без ответа. Потому эта книга ни в коей мере не является сухим сборником советов и рекомендаций, скорее можно сказать, что в ней - результаты моего поиска ответов на детские вопросы. И этот поиск, к счастью, еще не окончен.

С. В. Кривцова
^

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Мини-тест для читателя, или Попытка ответить на вопрос, нужно ли вам читать эту книгу

В каждой паре утверждений выберите то, с которым вы в большей степени согласны, и обведите кружком соответствующую ему букву - А или Б.

***

А. ^ Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к своим ученикам.

Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх.

***

А. ^ Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, так как это способствует достижению высоких результатов.

Б. Я считаю, что постоянная критика приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету.

***

А. ^ Часто мои ученики совершают такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.

Б. Я чувствую, что чем хуже «выходка» ученика, тем больше он нуждается в поддержке.

***

А. ^ Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его.

Б. Я считаю, что важно сотрудничать с детьми, то есть радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.

***

А. ^ Мои ученики не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и делают что-то, то обязательно не так.

Б. Дети должны пробовать себя, при этом они, конечно, часто ошибаются, и все, что может сделать учитель, - это научить детей спокойно исправлять последствия своих ошибок и не бояться их.

***

А. Очень полезно ставить в пример детям их более успешных сверстников.

Б. ^ У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.

***

А. Учеников не должны интересовать чувства, мысли и переживания учителей.

Б. Даже когда учитель тщательно скрывает свои чувства к ученикам, они хорошо ощущают и зависят от них.

***

А. ^ Хороший учитель должен прежде всего учить предмету, а не заниматься внутренним миром и переживаниями учеников.

Б. Хороший учитель точно чувствует эмоциональное состояние учеников и учитывает его в своей работе.
^

Подсчитайте результаты.

Если вы выбрали пять и более утверждений, обозначенных буквой Б, то вы - наш единомышленник. Уверены, что эта книга доставит вам удовольствие, потому что в ней говорится о том, над чем вы думаете, и многое, о чем вы догадывались, здесь изложено в виде психолого-педагогических приемов и рекомендаций. Кроме того, прочитав эту книгу, вы наверняка получите ответы на многие свои вопросы.

Если среди ваших ответов буквой Б обозначены 3-4 утверждения, то все равно вы - наш читатель. Только не торопитесь сразу же изучать Сценарий тренинга. Начните чтение с первой части книги, в которой рассказывается о том, как быть твердым и одновременно доброжелательным, как научить ребенка отвечать за свои поступки, не снижая его внутренней свободы и не умаляя его достоинства. Возможно, какие-то наши идеи покажутся вам неприемлемыми, но в целом предлагаемая нами психолого-педагогическая технология может вызвать у вас понимание и значительно расширить репертуар ваших профессиональных приемов.

Если из всех выбранных вами утверждений не более двух обозначены буквой Б, то вряд ли эта книга покажется вам полезной. Не стоит тратить на нее время, лучше подарите ее какому-нибудь молодому коллеге.

Введение

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Вот два первых пришедших на ум примера…

Пятиклассник Петя Птичкин постоянно забывает дома тетрадь по математике и отказывается работать на уроке. Когда учительница попросила его открыть учебник и решать задачи, он сказал, что у него нет учебника, а сам бросил его под парту и пытался ногой задвинуть подальше в угол. Стоит учительнице отвернуться к доске, как Петя начинает бормотать ругательства и отвлекать внимание одноклассников.

Дина Семенова, восьмиклассница, постоянно опаздывает на историю, забывает тетрадь и учебник, отказывается отвечать и участвовать в обсуждении нового материала. Когда учительница истории говорит ей, что поставит двойку за год или вызовет родителей, Дина с вызовом отвечает, что ей наплевать и что все равно им придется терпеть ее до окончания девятого класса.

Такие или похожие Пети и Дины встречаются в каждом классе. Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую - осознанно или нет - проповедует конкретный педагог. Здесь можно выделить три разных подхода.

^ Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д.

^ Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия - угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).

^ Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются такой позиции, считают, что конкретные поступки учеников - это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора. Они также включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Нам ближе всего третий подход. Действовать рука об руку с учениками, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ученика класса, - вот чему учит предлагаемая нами программа.

В основе партнерского подхода к проблемам дисциплины лежит качество взаимодействия «учитель-ученик». Мы основывались на определении Томаса Гордона: «Коммуникативно компетентным является такое поведение, которое повышает (или не снижает) возможности для последующих коммуникаций с другими или с самим собой каждого из партнеров по общению в качестве свободной личности» (Gordon, 1975).
^

Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником


Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона - чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы - это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас… Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:


  1. Распознать истинный мотив проступка.

  2. В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

  3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.
В книге мы рассматриваем все три вида навыков, предлагаем методику точного определения скрытой цели любого нарушения дисциплины в классе, а также анализируем разнообраз ные приемы партнерского взаимодействия в ситуациях нарушения дисциплины, вызванного разными целями. Хотелось бы, чтобы педагоги не ограничивались сиюминутным прекращением плохого поведения, а пошли дальше, формулируя стратегии создания позитивных взаимодействий, формирующих высокое самоуважение учеников.

Новизна излагаемого в книге подхода - в том, что она учит не только исправлять (корректировать) поведение, но и формировать, строить личность ученика.
^

Внутренняя свобода и «плохое» поведение


Критерием компетентности педагогического общения Томас Гордон назвал сохранение внутренней свободы партнера по общению. Что это означает? Когда учитель взаимодействует с учеником - говорит с ним или просто как-то на него реагирует, - он может настаивать на своем, требовать, угождать, оправдываться, он может говорить тихо или громко, спокойно или взволнованно. Не это определяет качество общения. Правильным считается такое общение, в результате которого ученик и учитель не теряют внутренней свободы.

Свободная личность - это ответственная личность. Сколько в человеке ответственности, столько и свободы. Некоторые способы общения просто уничтожают «свободу-ответственность» ребенка.

Учительница (с раздражением): Выйди вон из класса!
Ученик: Почему я?
Учительница: Потому что я так сказала.

В этой схеме общения от ребенка не требуется ответственного отношения к своим поступкам, требуется только послушание. Свобода-ответственность - нечто прямо противоположное послушанию. Она складывается из двух факторов: необходимости самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора. Настаивая на своем и угрожая («Если ты не прекратишь, вызову папу в школу!»), учитель не дает ученику возможности сделать выбор. Подчиняясь силе, ученик выходит из такого общения менее свободным и… более безответственным. Менее свободным становится и сам учитель: не случайно авторитарные учителя много времени и сил уделяют процессу оправдания себя. Партнерские отношения с учениками избавляют учителя от необходимости оправдываться впоследствии. Они с самого начала строятся на двух воспитывающих личность правилах:


  • ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным;

  • свобода выбора - это готовность самому отвечать за его последствия.
Важно, чтобы партнерские отношения устанавливались не только между учителями и учениками, но также и между учителями и родителями и между учителями и администрацией школы. Это принципиально, так как почти всегда участники школьного процесса, сталкиваясь с нарушениями дисциплины, начинают играть в игру «Кто виноват?». Каждому хочется указать пальцем на кого-то или что-то, что является причиной произошедшего. Обычно такими причинами выступают родители, алкоголизм, современная музыка, телевидение, социальные проблемы, наркотики, преступность… В игре «Кто виноват?» нет победителей: все игроки остаются внутри проблемы, не продвигаясь к какому-то положительному решению. Все чувствуют свою правоту и в то же время боятся повторения «плохого» поведения.

Психолого-педагогическая программа «Учитель и проблемы дисциплины» - это способ изменить поведение учеников и отношения в школе, невзирая на сильнодействующие внешние факторы и обстоятельства.

Учительские крики не уменьшают уже существующий беспорядок и сильно снижают самоуважение и внутреннюю свободу учеников. Когда мы начинаем говорить тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.

Измените манеру речи. Используйте необычную манеру говорить, измените произношение, ударения или начните вдруг говорить на другом языке, может быть, даже на бессмысленном. Шепчите или пойте слова, говорите монотонно, высоким или низким голосом, меняйте тон. Какие-то из этих вокализаций отвлекут учеников от того, чем они занимаются, нарушая правила, и заставят обратить на вас внимание.

Говорите со стеной или «с портретом Пушкина». Этот прием хорошо работает в 5-7 классах. Когда один или несколько ваших учеников плохо ведут себя, повернитесь к стене и начните монолог: «Уважаемая стена, (Александр Сергеевич!) ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас. Одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. Не хочешь ли посмотреть на ученика, который пускает бумажные самолетики с задней парты? Вот оно, племя младое, незнакомое!»

Решив попробовать этот прием, заранее предупредите об этом директора, в противном случае он может решить, что вы - кандидат в психиатрическую клинику.

Временно прекратите вести урок. Ученики знают, что учитель в школе, чтобы учить. Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок», - вот все, что вам нужно сказать. Ненавязчивое давление старшего вскоре подействует, мир и порядок будут быстро восстановлены.

Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ученик плохо ведет себя. Поэтому вы можете просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем-либо другом. Как это сделать практически?

Задавайте прямые вопросы. В критический момент полезно задать ему прямой вопрос: «Роман, какое задание я только что дала?», или: «Миша, что ты думаешь об этой физической про блеме?» Такие вопросы и отвлекают от «плохого» поведения, и направляют внимание ученика на тот урок, на котором он сейчас находится. Эту технику мы рекомендуем сочетать с приемами стратегии 1 «Минимизация внимания».

Попросите об одолжении. «Саша, собери, пожалуйста, сочинения!», «Маша, не могла бы ты отнести эту тетрадь в учительскую прямо сейчас?», «Гриша, сходи к Марье Ивановне в 8 «А» и спроси, не могла бы она дать нам цветной мел?»

Только не используйте этот прием часто, так как демонстративные дети могут решить, что их «плохое» поведение награждается особыми поручениями. Но как единовременная мера он работает очень хорошо.

Измените деятельность. Если сразу много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения. Попросите их освободить парты для нового задания, вынуть другие книги, послушать новое задание и так далее. #page#.

Гораздо полезнее уделить внимание кому-то из учеников, ведущих себя хорошо, чем указывать ученику-нарушителю на его «плохое» поведение. Этим вы подчеркнете, что внимания учителя и его уважения заслуживает хорошее, а не «плохое» поведение.

Благодарите учеников. Благодарите и отмечайте тех учеников, которые делают то, что вы просили сделать: «Спасибо тебе, Саша, что ты нашел нужную страницу в учебнике и внимательно смотришь на доску!», «Спасибо, Оля, что твои руки на парте, а ноги - под партой». Такие утверждения, обращенные к соседу по парте или приятелю ученика-нарушителя, должны точно описывать то самое поведение, которое мы ждем от шалуна.

Этот прием работает, только если мы описываем желаемое поведение в объективных терминах. Общие и неконкретные утверждения типа: «Спасибо, Юля, что ты была такой доброй» или «Спасибо, Саша, что ты делаешь то, что я ожидал», - абсолютно неэффективны, так как неясны эти ваши ожидания. Будьте внимательны, избегайте благодарить одних и тех же учеников слишком часто, дабы не представить их «любимчиками» и не навлечь насмешки класса.

Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются и в аудитории. Когда вы отсаживаете таких учеников от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет учеников успокаиваться. Есть два приема, подходящих для пересаживания.

Просите ученика сесть на другое место. Иногда этого вполне достаточно: «Игорь, пересядь, пожалуйста, на свободное место в третьем ряду», - и продолжайте вести урок, пока Игорь пересаживается. Так он не получит желаемого внимания. А возможно, что такой вид внимания с вашей стороны окажется вполне достаточным и будет воспринят как награда.

«Стул размышлений». Некоторые учителя в своем классе ставят специальный «стул размышлений» в отдалении от остального класса (он не должен находиться в поле зрения остальных учеников). Этот стул должен отличаться от остальных. Его можно купить в комиссионке и перекрасить, например, в ярко-красный цвет. Подойдет любой стул, непохожий на остальные.

Этот стул - место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на свое место. Пять минут на этом стуле -

достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на «стуле размышлений».

Но может быть так, что, когда вы говорите ученику-нарушителю: «Женя, пожалуйста, сядь на стул размышлений», он не идет туда. Это не означает, что плох прием, просто цель ученика другая - власть, а не внимание.

Таблица 5. Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающим внимание

Стратегии

Минимизация внимания

Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Посылайте «секретный сигнал». Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание».

Разрешающее поведение

Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота».

Неожиданное поведение

Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок.

Отвлечение внимания ученика

Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность.

Поощрение хорошего поведения

Благодарите учеников.

Пересаживание учеников

Просите ученика сесть на другое место. «Стул размышлений».

Личное задание читающему эту книгу

1. Подберите приемы экстренного педагогического воздействия для учеников, цель «плохого» поведения которых - привлечение внимания.

Если ваш Школьный план действий (ШПД) описывает ученика, целью поведения которого является получение вашего внимания, выберите подходящие для него приемы из описанных выше. Учитывайте при выборе три основных фактора:

возраст ученика, что будет для него самым впечатляющим, что подходит вам - как личности и как профессионалу.

Выпишите выбранные техники. Планируя этот шаг, имейте в виду, что педагогическое воздействие не является наказанием. Отнеситесь к нему как к мере с двумя целями: остановить неподходящее поведение, имеющее место в данный момент, и повлиять на выбор учеником в будущем более подходящего поведения.

2. Ниже перечислены всевозможные техники педагогического воздействия при нарушениях дисциплины с целью привлечения внимания. Возле каждой проставьте одно из следующих четырех пяти обозначений:

* - прием уже используется мной;

П - прием, который мне кажется приемлемым, и я хотел бы научиться использовать его в своей практике;

Прием, который нужно обдумать;

Н - этот прием неприемлем для меня.

Стратегия 1. Минимизация внимания

Игнорируйте демонстративное поведение Установите зрительный контакт Становитесь рядом Упоминайте имя ученика Посылайте «секретный сигнал» Делайте письменные замечания Используйте «Я-высказывание»

Стратегия 2. Разрешающее поведение

Стройте урок на основе вопиющего поведения Доведите до абсурда демонстративную выходку П Используйте «разрешенную квоту»

Стратегия 3. Поступайте неожиданно!

Выключите свет Используйте музыкальный инструмент Говорите тихим голосом Измените манеру речи Говорите со стеной (или с портретом) Временно прекратите вести урок

Стратегия 4. Отвлеките ученика

Задавайте прямые вопросы Попросите об одолжении Измените деятельность

Стратегия 5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения

Благодарите учеников

Стратегия 6. Пересаживайте учеников

Просите ученика сесть на другое место Просите ученика сесть на «Стул размышлений»

§ 3. Меры экстренного педагогического вмешательства при властном и мстительном поведении

Среди проблем дисциплины самые сложные и неприятные те, что связаны с поведением мстительного и властного типов. Конфронтация и оскорбительный характер поведения ученика «пожирают» нашу энергию, время и… уверенность в своих педагогических способностях.

Поведение мстительного типа, наверное, самый тяжелый тип поведения. Оно не только оскорбительно для педагога, но и разрушительно для всех учеников. И мы как педагоги чувствуем, что для нас поиск эффективных действий - дело чести. Мы не обязаны любить мстительных учеников, но мы можем научиться мирно выходить сами и выводить их из напряженных и взрывоопасных ситуаций. Результаты сторицей окупят усилия.

Попробуем представить, как происходит извержение вулкана. Сначала слышны глухие раскаты и подземные толчки. Они нарастают, и наконец происходит взрыв и извержение лавы, которые крушат все вокруг. Затем наступает затишье, все заканчивается, и мы подсчитываем урон и пытаемся спасти оставшееся от дальнейших разрушений.

Конфликт на базе поведения мстительного или властного типов развивается, проходя те же стадии, что и деятельность вулкана. Он также начинается со стадии «глухих раскатов» - когда ученики с помощью ужимок, гримас, бормотания и других мелких неприятных выходок упорно донимают учителя, втягивая его в конфликт. Наконец они «достают» нас, мы задеты и делаем замечание. Вот тут и начинается извержение - неуважительные, оскорбительные слова и действия бьют неудержимой струей. Рано или поздно наступает и третья стадия - разрешения. Это стадия результатов и выводов, когда мы пытаемся вернуться в норму и предохранить себя от будущей конфронтации.

На каждой из стадий «извержения классного вулкана» от педагога требуются различные стратегии:

стадия «глухих раскатов» - ищите изящный уход от конфликта, стадия «взрыва и извержения лавы» - используйте технику удаления, стадия разрешения конфликта - установите санкции, сделай выводы.

Если вы правильно и вовремя использовали технику «изящного ухода на первой стадии, то второй стадии может не быть вовсе. Но иногда, несмотря на самые изящные решения и гениальные находки, конфронтация нарастает и переходит в стадию взрыва и извержения. Если это случилось, используйте технику удаления (изоляции ученика от зрителей и участников конфликта), которая дает возможность обоим, и учителю, и ученику, успокоиться перед стадией обсуждения (разрешения). Удаление (изоляция) - это также время, когда можно научить ученика в будущем делать более подходящий выбор.

Стратегия 1. Ищите изящный уход

На первой стадии - стадии «глухих раскатов» - ученик всем своим видом предупреждает нас, что грядет полновесный конфликт. Мы можем увидеть предупреждение в невербальных составляющих поведения ученика: об этом

говорят его мимика и жестикуляция, а также интонации и громкость голоса. Мы можем ощутить приближение конфликта по тому, как ученик улыбается, или по его пренебрежению. Ученик возбужден, и напряжение растет, как давление к паровом котле. Все его поведение - это предупреждения, которые дают нам шанс прекратить противостояние на этой стадии, применив один из изящных приемов, снижающих конфронтацию.

Изящный уход - это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала. Никто не победил и не проиграл - каждый получил возможность выйти из травмирующей, конфликтной ситуации.

Делая тот или иной изящный ход, способствующий разрядке, следует оставаться насколько возможно спокойным. Ни сарказма в голосе, ни нарочитости, любая оригинальная шутливая или просто неожиданная, нестандартная, шокирующая реакция учителя разряжает атмосферу в классе лучше крика и угроз. Варианты таких нестандартных ответов приводятся ниже.

Признайте силу ученика. Согласитесь, существует иллюзия, будто учитель имеет силу заставить ученика что-то сделать. Можно настаивать и требовать, чтобы Дима, который не хочет учить математику, начал отвечать и делать домашние задания. Можно писать записки родителям и лишать ребенка прав и привилегий, ставить двойки и грозить выгнать из школы, и так - «до посинения». Но пока Дима сам не решит, что ему необходимо учить математику, вы своей цели не достигнете. Вспомните третий закон Ньютона: «Каждому действию есть равное по

величине и противоположно направленное противодействие», иными словами, чем больше давление - тем больше сопротивление учеников.

Не втягивайтесь в обреченную на проигрыш битву, просто признайте силу ученика: «Дима, я понял, что не могу сделать так, чтобы ты стал выполнять домашние задания по математике». На это нечего возразить, ведь здесь нет ни команд, ни наставлений Означает ли ваше искреннее и мужественное признание, что вы лишились своего авторитета, а ученики вроде Димы теперь могут делать все, что хотят? Абсолютно нет.

Теперь, когда сопротивление начинает спадать, а участники успокаиваются, мы можем перейти к третьей стадии - разрешения. На этом этапе можно как-то воздействовать на Диму, чтобы он принял правильное решение.

Признание власти (силы) ученика как прием очень часто разряжает напряженную ситуацию, так как означает фактически признание равенства статусов ученика и учителя как личностей. Люди властные часто агрессивны, нападают на других,

атакуют и задевают окружающих. С ними трудно строить партнерские отношения. И когда мы признаем вслух, что не можем доминировать и что никто в этой классной комнате ни выше, ни ниже остальных, мы очень способствуем возникновению среди учеников духа кооперации, а не конфронтации.

Уберите зрителей. Один директор школы рассказал такую историю: «Два здоровенных старшеклассника устроили драку перед толпой учеников у дверей столовой. Проходя мимо, я потребовал, чтобы они немедленно прекратили. Конечно, этого никто не услышал. Тогда я сказал: "Те, кто останется в этом холле еще минуту, будут задержаны здесь до разбирательства".

Толпа рассеялась моментально. Минуту спустя старшеклассники заметили, что зрители дезертировали, и потеряли интерес к драке и друг к другу. После этого я смог пригласить их в мой кабинет для обсуждения вопроса между ними в более мирной обстановке».

Когда другие останавливаются, чтобы посмотреть, кто победит, конфронтация усиливается. Убрать публику с места происшествия не всегда возможно, особенно если конфликт происходит в классной комнате. Попробуйте отложить конфликтное обсуждение до того момента, когда ученики уйдут. Например, на уроке, когда какой-нибудь ученик вступил с вами в яростную полемику по теме, не относящейся к занятию (он при этом чувствует горячее внимание всего класса), просто скажите: «Саша, мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса, когда прозвенит звонок на перемену». Зрители разойдутся, и Саша останется без публики, в этом положении он может потерять интерес к конфронтации. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.

Перенесите обсуждение вопроса на потом. Последний урок заканчивается, и ученики записывают домашнее задание. Анна выбрала этот момент для своей провокации - она говорит своей подруге так, чтобы слышали все: «Она опять задала такое огромное домашнее задание. Не буду тратить сегодняшний вечер на эту глупость!» Аня исподтишка поглядывает на вас, глаза остальных учеников устремляются на вас в ожидании реакции. Начни вы сейчас возмущаться - и класс поддержит Анну, а вы придете домой с головной болью.

Оптимальный выход в таких ситуациях - отложить дальнейшее обсуждение этого вопроса до того момента, когда вы будете в состоянии общаться спокойнее. Одной-двух фраз достаточны. Мы можем выбрать время и место для продолжения дискуссии, когда публика разойдется, а мы будем не так переполнены чувствами. Вот несколько примеров фраз, которые эффективно переносят дискуссию:

У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас. Ты предпочитаешь поскандалить или действительно хочешь решить эту проблему? (Если ученик выбирает «поскандалить», вы можете ответить: «Пожалуйста, не со мной. Может быть, кто-то из класса согласится? Или, может быть, твои родители?») Тебе придется поискать другой способ, Аня! Я не скандалю со своими учениками. Возможно, ты права. Как-нибудь поговорим об этом.

Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Держите под рукой специальную записную книжку. Когда ученик начинает допекать вас, достаньте книжку и скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в три пятнадцать тебе подходит?» Запишите совместно выбранное время и место для личной беседы. Ничего больше о теме дискуссии не говорите, просто продолжайте урок.

Озадачивайте учеников. Когда вас выводят из себя с помощью словесных замечании, лучше всего озадачить ученика. На явно провокационные и задевающие вас заявления можно дать такой ответ, как если бы они были безобидными, незначительными или даже очевидными. Этот ответ ясно даст понять, что вами нельзя манипулировав, если вы этого не хотите. Две наиболее эффективные техники в этом случае:

соглашаться с учеником, менять тему.

Техники озадачивания - нечто противоположное популярным в психологии навыкам «активного слушания». Активное слушание подчеркивает важность того, что ученики хотят сказать («Если я тебя правильно понял, ты имеешь в виду…»). Но когда произносимое учеником - словесная атака на вас, активное слушание лишь продлевает конфронтацию. В этом случае оно неуместно. Гораздо более продуктивно в таких ситуациях поведение, озадачивающее ученика, а не приглашающее его к продолжению разговора. Если ученик действительно хочет поговорить с вами о чем-то, он дождется более подходящего случая.

1. Соглашайтесь с учеником. Когда ученики заявляют нечто способное, по их мнению, вывести вас из себя, они меньше всего ожидают, что вы согласитесь с ними. Это озадачивает. Наше согласие - это отличный способ прекратить сопротивление.

Представим следующую ситуацию.

Лена информирует Елену Ивановну: «Вы - худшая учительница литературы на свете». Та в ответ: «Может быть, ты и права. А сейчас открой свой учебник на странице 217». Если Лена решит продолжать изводить Елену Ивановну, придется соглашаться с ней и дальше, спокойно напоминая, на какой странице находится задание, с которым работает класс. Через короткое время Лена почувствует, что у нее нет власти над Еленой Иванов ной, чтобы включить ее в свою «игру в скандал», и она прекратит выходку.

Вот какую историю рассказала одна молодая учительница.

Один из ее учеников частенько применял такой прием: когда учительница решала, кого вызвать к доске, ведя ручкой по списку фамилий, он задавал неожиданный вопрос, стремясь отвлечь внимание учителя от этой волнительной процедуры.

Однажды, когда ручка неумолимо приближалась к его фамилии, он громко спросил: «Елена Геннадьевна, а почему у вас усы растут?» Не отрываясь от журнала, Елена Геннадьевна равнодушно и как бы между прочим ответила: «Наверное, кальция много в организме». И уже громко: «Так, к доске пойдет…»

2. Меняйте тему. Если мы отвечаем на словесный вызов, меняя тему, мы можем прекратить конфликт. Например, Елена Ивановна могла бы ответить на вызов Лены, спросив ее, смотрела ли она вчера по телевизору передачу «Поле чудес». Если Лена продолжит нападки, учительница может спросить, не слышала ли Лена, какая погода будет завтра. Или можно рассказать шутку. Именно так следует реагировать вновь и вновь, пока Лена не придет к выводу, что продолжать воевать не стоит.

Словесные выходки учеников больно задевают нас, и мы не прощаем им этого, так как зачастую не знаем, как отразить словесные атаки. Ученица хорошо знает, что ее слова глупы и обидны. Но лекция на тему «Почему ученики должны уважать учителей» только продлит период конфронтации. Наша цель иная - прекратить выходку и снять напряжение. Если мы сделаем это быстро в одной из техник озадачивания, нам не нужно будет искать способы избавиться от ученика, дошедшего до стадии «извержения лавы».

Стратегия 2. Используйте технику удаления (временной изоляции) ученика

Если конфронтация не закончилась на первой стадии - будьте начеку! Взрыв близится. И здесь самым мудрым будет увести скандалиста от конфликта и зрителей как можно быстрее. Для этого существуют техники временной изоляции, подобно тому как в футболе или хоккее существует санкция удаления на несколько минут или до конца игры для нарушителей правил. Все они включают изоляцию одного ученика от остальных. Серьезность проступка определяет, на какое время и куда именно изолируется ребенок.

Ниже представлены техники изоляции по мере возрастания их строгости. Сразу отметим, что совершенно правы те, кто запрещает удалять детей в коридор или

«в никуда».

Удаление в пределах классной комнаты. Если это ваш собственный класс, вы можете оборудовать его таким образом, чтобы в нем нашлось заранее приготовленное для изоляции место где-нибудь за шкафом или за пианино, можно просто отгородить его ширмой или доской. Это должен быть небольшой пятачок вне поля зрения остальных учеников. В крайнем случае место можно отгородить обычной партой.

Удаление в другие классы (кабинеты). Если в школе есть параллельный класс или класс старше, можно, договорившись заранее с коллегой, привести бунтовщика

туда. Ученики параллельного класса скорее всего не сумеют выполнить роль зрителей, ведь они не очень хорошо знают «бунтовщика» и могут просто игнорировать его. Это может заставить ученика угомониться. При этом не рекомендуется помещать ученика в класс к младшим ученикам.

Удаление в специальное помещение. Существует интересный опыт в некоторых американских школах - специальное помещение для изоляции нарушителей от одноклассников. Это обычная комната, а не официальное место, типа кабинета директора.

Изоляция в кабинете школьной администрации. Это делается в самом крайнем случае. В учительской или кабинете завуча (директора) на ученика, вероятнее всего, никто не обратит внимания. Однако может случиться так, что для нарушителя это будет скорее подарком, чем наказанием. Поэтому пользоваться этими помещениями следует лишь в том случае, когда нет возможности для использования других мест или когда проступок столь тяжел, что другого выхода нет - нужны немедленные действия.

Удаление с применением силы. Как вести себя с учениками, которые не хотят подчиняться и уходить с места событий? Есть два способа:

Предложите им выбор. Вызывайте команду «Кто?».

1. Предлагайте ученикам выбор. Когда мы говорим ученику, что он «должен немедленно что-то сделать» - мы тем самым усиливаем его сопротивление. Более эффективным будет дать ему возможность выбора: «Вася, что тебе больше нравится - сидеть спокойно, не приставая к Ольге, или пойти посидеть в 7-й "Б"? Выбирай».

Если Вася согласится вслух вести себя прилично, но будет продолжать свое, учитель может сказать: «Я вижу по твоему поведению, что ты выбрал 7-й "Б". Пожалуйста, отправляйся». Никаких вторых шансов! Пришло время действий, а не слов.

Этот прием всегда прекращает конфронтацию, потому что мы не командуем, не требуем и не ругаем. Мы просто производим обязательные специфические действия, чтобы прекратить

непослушание. Мы не заставляем учеников уйти, они делают выбор, осознавая, что за него придется нести ответственность: либо сами уйдут, выбрав это, либо выберут другое: «перестанут плохо вести себя».

Предоставляя выбор, вы формируете чувство ответственности за свои решения: выбрал продолжать - уходи. В следующий раз сделаешь более правильный выбор. Единственный случай, когда этот прием нельзя использовать, - если поступок ученика так безобразен или опасен, что нарушитель должен быть удален из комнаты немедленно.

Если вы чувствуете себя загнанным в угол в прямом смысле слова, вызывайте команду «Кто?».

С.В. Кривцова

Учитель и проблемы дисциплины

Эта книга - о том, как вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе. По мнению автора, сталкиваясь с подобными случаями, учитель должен уметь распознавать истинный мотив «плохого поведения» ребенка, выбирать наиболее эффективный способ немедленного прекращения выходки и разрабатывать поддерживающую стратегию взаимодействия с этим ребенком, позволяющую снижать повторение подобных проступков в будущем. Книга содержит не только психологический анализ всех этих умений, но и сценарий тренинговой работы педагогами.

Эта книга для тех, кто считает, что школа не может быть равнодушной к проблемам личностного роста своих учеников: для педагогов, школьных психологов, школьной администрации. К сожалению, в наше время воспитательные системы в школе - огромная редкость. Прагматизм современной жизни не обошел стороной ни учителей, ни родителей. «Во многих школах, средних учебных заведениях, вузах воспитание как педагогическая цель вообще отсутствует Декоммунизация общественного сознания, роспуск пионерской организации и комсомола, отказ от идеологических установок недавней воспитательной системы и ее разрушение - все это повлекло и организационнопедагогические перемены: сокращаются штаты организаторов, вожатых, классных руководителей… Уже началось массовое бегство педагогов из сферы воспитания…» - писал В.А. Караковский, один из приверженцев систематического воспитания ребенка в стенах школы (Караковский, 1993). Если за прошедшие десять лет что-то и изменилось, то непринципиально.

Воспитание - это создание системы условий, в которой происходит развитие личности. В основе предлагаемой нами технологии лежат гуманистические взгляды на развитие личности. Вместо «всестороннего развития личности», которое никто никогда реально не мог представить, я предпочитаю говорить о пути к зрелости. Вслед за Карлом Роджерсом я считаю, что стремление к зрелости имманентно присуще всем людям: и взрослым, и детям, и умным, и не очень, и «трудным», и благополучным. Эта особенность человека называется личностным ростом и сопровождает его всегда, прежде всего в период взросления.

Один из аспектов взросления - социально-психологическая адаптация детей и подростков. Речь идет не только о предупреждении детской и подростковой преступности, наркомании и алкоголизма.

Гораздо более широкие слои подростков просто плохо адаптированы к реальной жизни, не могут поставить перед собой реальные цели, не чувствуют себя уверенно и потому легко внушаемы и зависимы. Мой опыт психологической работы с подростками показывает, что именно «хорошие» мальчики и девочки, у которых нет двоек по поведению и которые не доставляют больших проблем учителям, чувствуют себя после окончания школы наиболее растерянными и

уязвимыми. По привычке они продолжают демонстрировать «послушное» поведение и… быстро понимают, что во взрослой жизни им нужно нечто иное.

Взросление без личностного роста обрекает подростка на серьезные трудности, и мы не можем недооценивать возможности школы в решении задачи развития личности ученика. Сегодня для многих детей школа остается единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем. Вслед за известным американским педагогом Уильямом Глассером, я полагаю, что любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем (Глассер, 1991). Я уверена, что никто не снимал со школы функции подготовки детей к взрослой жизни. Вместе с тем работа школы по социально-психологической адаптации детей, а тем более направленная работа по развитию личности, сегодня практически никак методически не обеспечена. В этой книге я попыталась изложить конкретную психолого-педагогическую технологию, которая, с моей точки зрения, весьма эффективна.

Книгу можно было бы назвать «Учитель и проблемы дисциплины. Как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые "плохо" себя ведут». Под «плохим» поведением я понимаю не только хулиганские и хамские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение, поэтому слово «плохое» я везде беру в кавычки. К образцам такого поведения я также отношу потерю интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, - то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.

Если вы психолог и интересуетесь не только содержанием предлагаемой программы, но и технологией работы по ней, то вам имеет смысл прочитать Приложение - Сценарий тренинга. Сценарий содержит детальное описание каждой групповой встречи: цели и стратегию поведения ведущего, содержание и структуру дискуссий, схемы проведения и обсуждения упражнений и проблемных ситуаций.

Я взялась за эту работу не случайно, хотя никогда не работала учителем и уже довольно давно вышла из подросткового возраста. Наверное, так же, как и все, я хорошо помню свои подростковые проблемы и переживания. Размышляя над тем, почему я занимаюсь этой темой, я обнаружила, что весь мой путь в профессиональной жизни - и выбор факультета психологии МГУ, и дальнейшая специализация на кафедре педагогической психологии, и вот уже пятнадцатилетняя работа с подростками и с теми, кто учит подростков, - все это выросло из школьных подростковых переживаний девочки-отличницы, у которой при внешнем благополучии было много вопросов к миру, оставшихся в то время без ответа. Потому эта книга ни в коей мере не является сухим сборником советов и рекомендаций, скорее можно сказать, что в ней - результаты моего поиска ответов на детские вопросы. И этот поиск, к счастью, еще не окончен.

С. В. Кривцова

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Мини-тест для читателя, или Попытка ответить на вопрос, нужно ли вам читать эту книгу

В каждой паре утверждений выберите то, с которым вы в большей степени согласны, и обведите кружком соответствующую ему букву - А или Б.

А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к своим ученикам.

Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх.

А. Регулярно указывая ребенку на его ошибки, я действую для его же блага, так как это способствует достижению высоких результатов.

Б. Я считаю, что постоянная критика приводит не к безошибочной деятельности, а к потере интереса к предмету.

А. Часто мои ученики совершают такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.

Б. Я чувствую, что чем хуже «выходка» ученика, тем больше он нуждается в поддержке.

А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его.

Б. Я считаю, что важно сотрудничать с детьми, то есть радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.

А. Мои ученики не в состоянии что-нибудь сделать самостоятельно, а если и делают что-то, то обязательно не так.

Б. Дети должны пробовать себя, при этом они, конечно, часто ошибаются, и все, что может сделать учитель, - это научить детей спокойно исправлять последствия своих ошибок и не бояться их.

А. Очень полезно ставить в пример детям их более успешных сверстников.

Б. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.

А. Учеников не должны интересовать чувства, мысли и переживания учителей.

Б. Даже когда учитель тщательно скрывает свои чувства к ученикам, они хорошо ощущают и зависят от них.

А. Хороший учитель должен прежде всего учить предмету, а не заниматься внутренним миром и переживаниями учеников.

Б. Хороший учитель точно чувствует эмоциональное состояние учеников и учитывает его в своей работе.

Подсчитайте результаты.

Если вы выбрали пять и более утверждений, обозначенных буквой Б, то вы - наш единомышленник. Уверены, что эта книга доставит вам удовольствие, потому что в ней говорится о том, над чем вы думаете, и многое, о чем вы догадывались, здесь изложено в виде психолого-педагогических приемов и рекомендаций. Кроме того, прочитав эту книгу, вы наверняка получите ответы на многие свои вопросы.

Если среди ваших ответов буквой Б обозначены 3-4 утверждения, то все равно вы - наш читатель. Только не торопитесь сразу же изучать Сценарий тренинга. Начните чтение с первой части книги, в которой рассказывается о том, как быть твердым и одновременно доброжелательным, как научить ребенка отвечать за свои поступки, не снижая его внутренней свободы и не умаляя его достоинства. Возможно, какие-то наши идеи покажутся вам неприемлемыми, но в целом предлагаемая нами психолого-педагогическая технология может вызвать у вас понимание и значительно расширить репертуар ваших профессиональных приемов.

Если из всех выбранных вами утверждений не более двух обозначены буквой Б, то вряд ли эта книга покажется вам полезной. Не стоит тратить на нее время, лучше подарите ее какому-нибудь молодому коллеге.

Введение

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Вот два первых пришедших на ум примера…

Пятиклассник Петя Птичкин постоянно забывает дома тетрадь по математике и отказывается работать на уроке. Когда учительница попросила его открыть учебник и решать задачи, он сказал, что у него нет учебника, а сам бросил его под парту и пытался ногой задвинуть подальше в угол. Стоит учительнице отвернуться к доске, как Петя начинает бормотать ругательства и отвлекать внимание одноклассников.

Дина Семенова, восьмиклассница, постоянно опаздывает на историю, забывает тетрадь и учебник, отказывается отвечать и участвовать в обсуждении нового материала. Когда учительница истории говорит ей, что поставит двойку за год или вызовет родителей, Дина с вызовом отвечает, что ей наплевать и что все равно им придется терпеть ее до окончания девятого класса.

Такие или похожие Пети и Дины встречаются в каждом классе. Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую - осознанно или нет - проповедует конкретный педагог. Здесь можно выделить три разных подхода.

Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д.

Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия - угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).

Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются такой позиции, считают, что конкретные поступки учеников - это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора. Они также включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Нам ближе всего третий подход. Действовать рука об руку с учениками, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ученика класса, - вот чему учит предлагаемая нами программа.

В основе партнерского подхода к проблемам дисциплины лежит качество взаимодействия «учитель-ученик». Мы основывались на определении Томаса Гордона: «Коммуникативно компетентным является такое поведение, которое

повышает (или не снижает) возможности для последующих коммуникаций с другими или с самим собой каждого из партнеров по общению в качестве свободной личности» (Gordon, 1975).

Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником

Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона - чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы - это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас… Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка.

Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:

Распознать истинный мотив проступка. В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.

В книге мы рассматриваем все три вида навыков, предлагаем методику точного определения скрытой цели любого нарушения дисциплины в классе, а также анализируем разнообраз ные приемы партнерского взаимодействия в ситуациях нарушения дисциплины, вызванного разными целями. Хотелось бы, чтобы педагоги не ограничивались сиюминутным прекращением плохого поведения, а пошли дальше, формулируя стратегии создания позитивных взаимодействий, формирующих высокое самоуважение учеников.

Новизна излагаемого в книге подхода - в том, что она учит не только исправлять (корректировать) поведение, но и формировать, строить личность ученика.

Внутренняя свобода и «плохое» поведение

Критерием компетентности педагогического общения Томас Гордон назвал сохранение внутренней свободы партнера по общению. Что это означает? Когда учитель взаимодействует с учеником - говорит с ним или просто как-то на него реагирует, - он может настаивать на своем, требовать, угождать, оправдываться, он может говорить тихо или громко, спокойно или взволнованно. Не это определяет качество общения. Правильным считается такое общение, в результате которого ученик и учитель не теряют внутренней свободы.

Свободная личность - это ответственная личность. Сколько в человеке ответственности, столько и свободы. Некоторые способы общения просто уничтожают «свободу-ответственность» ребенка.

Учительница (с раздражением): Выйди вон из класса! Ученик: Почему я?

Учительница: Потому что я так сказала.

В этой схеме общения от ребенка не требуется ответственного отношения к своим поступкам, требуется только послушание. Свобода-ответственность - нечто прямо противоположное послушанию. Она складывается из двух факторов: необходимости самому сделать выбор и самому нести ответственность за последствия этого выбора. Настаивая на своем и угрожая («Если ты не прекратишь, вызову папу в школу!»), учитель не дает ученику возможности сделать выбор. Подчиняясь силе, ученик выходит из такого общения менее свободным и… более безответственным. Менее свободным становится и сам учитель: не случайно авторитарные учителя много времени и сил уделяют процессу оправдания себя. Партнерские отношения с учениками избавляют учителя от необходимости оправдываться впоследствии. Они с самого начала строятся на двух воспитывающих личность правилах:

ученик всегда выбирает поведение, и учитель помогает сделать выбор осознанным; свобода выбора - это готовность самому отвечать за его последствия.

Важно, чтобы партнерские отношения устанавливались не только между учителями и учениками, но также и между учителями и родителями и между учителями и администрацией школы. Это принципиально, так как почти всегда участники школьного процесса, сталкиваясь с нарушениями дисциплины, начинают играть в игру «Кто виноват?». Каждому хочется указать пальцем на кого-то или что-то, что является причиной произошедшего. Обычно такими причинами выступают родители, алкоголизм, современная музыка, телевидение, социальные проблемы, наркотики, преступность… В игре «Кто виноват?» нет победителей: все игроки остаются внутри проблемы, не продвигаясь к какому-то положительному решению. Все чувствуют свою правоту и в то же время боятся повторения «плохого» поведения.

Психолого-педагогическая программа «Учитель и проблемы дисциплины» - это способ изменить поведение учеников и отношения в школе, невзирая на сильнодействующие внешние факторы и обстоятельства.

Глава 1. Школьный план действий - пять шагов

Где бы вы ни работали - в детском саду, школе или высшей школе, - сталкиваясь с «плохим» поведением своих воспитанников, вы, наверное, спрашивали себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее вашим занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо вести себя? Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, для начала полезно познакомиться с тремя основными законами, которым подчинено поведение ваших учеников, кем бы они ни были.

Три основных закона поведения

1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.

1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах

Вера Семушкина опаздывает на все уроки английского и не торопится поднимать руку при опросе. Почему?

Света Петрова очень любит, когда ее хвалят учителя, и сделает ради похвалы любую работу. Почему?

Дина Смольникова всегда с готовностью остается после уроков для любой внеклассной работы. Почему?

Коля Харитонов тихо бормочет ругательства на геометрии. Почему?

Ответ прост: потому что они выбрали в тот момент именно такое поведение.

Многие психологи предлагают сложные и подробные обоснования такого поведения: они объясняют «плохое» поведение детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Такие научные трактовки, справедливыми они являются или нет, не могут нам помочь установить в классе нормальную дисциплину. Так, учительница

Веры Семушкиной ничего не может сделать, чтобы изменить детские впечатления Веры, а учитель геометрии Коли Харитонова не может изменить неблагополучных условий его жизни. Энтузиазм Светы Петровой объясняется тем, что за каждую похвалу или отличную оценку она получает денежное вознаграждение, и ее учительница не в состоянии изменить такой способ мотивации, придуманный родителями Светы. Дина с такой готовностью помогает после уроков, потому что ей не хочется идти домой, где царит напряженная атмосфера, и ее учительница не может изменить обстановку в семье Дины.

Учителям не дано возвращать в прошлое своих учеников и изменять их жизнь вне школы. Но когда мы говорим, что конкретное поведение - это один из выборов человека, мы тем самым приобретаем силу, чтобы уменьшить и свести на нет неадекватное поведение Веры Семушкиной и Коли Харитонова, а также чтобы увеличить и развить хорошее поведение Дины Смольниковой и Светы Петровой.

Коля Харитонов выбирает способ поведения. Доказательством этого служит факт, что на других уроках он ведет себя совсем по-другому. Учительница истории считает, что Коля - яркая, активная личность и способный ученик, а учитель геометрии возмущен тем, что Коля ругается и срывает ему урок за уроком. Так почему «условия воспитания» Коли приводят к совершенно разным результатам на уроках истории и геометрии? Разве дело в этих условиях? Конечно, нет. На обоих уроках он выбирает такое поведение, которое ему подходит.

Когда учитель поймет, что поведение учеников основывается на выборе, он сможет влиять на этот выбор и чувствовать себя увереннее.

Что заставляет детей выбирать? Может быть, выбор связан с правилами поведения в школе, которых они не знают? Опыт показывает, что ученики знают правила и могут их повторить, но… семилетний Саша Пухов часто скачет по школьному холлу, как будто он забыл, что в холле нельзя прыгать. А девятиклассница Надя Гапотченко опаздывает на уроки, позабыв, что в школу нельзя опаздывать. Конечно, Саша и Надя сами выбрали забывчивость, поэтому учительница Саши может «до посинения» требовать, чтобы он прекратил скакать, пока Саша сам не сделает выбор остановиться. Решение выбрать принадлежит Саше и только ему. Существуют правила, но ни правила, ни повторения учителя не сделают Сашу послушным.

Никто и ничто не может однозначно предопределить то или иное поведение. Люди, события или условия могут предлагать определенное поведение, но эти предложения отвергает или принимает сам человек. Выбор существует всегда. Когда мы поймем, что поведение базируется на выборе, мы сможем начать влиять на решения наших учеников о том, как себя вести, гораздо эффективнее. Право выбора должно быть признано учителем за каждым из учеником. Нельзя без ущерба для личности ребенка лишать его этого права, ставя в безвыходную ситуацию. Выбор существует и у нас: мы можем действовать привычными методами «манипулирования», не оставляя ученику выбора, а можем захотеть что-то изменить в своем поведении (но это требует смелости), научиться взаимодействовать с учениками, чтобы они захотели выбирать адекватное поведение взамен не соответствующего правилам.

2-й закон: Любое поведение ученика подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни

Базовая цель поведения ученика - чувствовать свою причастность к жизни школы - означает «чувствовать свою важность и значимость». Эта потребность естественна для любого человека, поскольку люди - существа социальные. Ежедневно в течение 10-11 лет полдня школьники проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в этой общности. Вот как понимает назначение школы Уильям Глассер: «Если личностные потребности детей не реализуются дома, они должны реализовываться в школе. Чтобы проложить путь к успеху, дети должны получать в школе то, чего им недостает: добрые взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми. В этом порой надежда остается только на школу… именно школа должна открыть каждому ребенку путь к реализации главной жизненной потребности - осознанию себя полноценной личностью» (Глассер, 1991. С. 29-30).

В процессе школьной жизни базовая потребность ученика - ощущать себя причастным к школьной общности - воплощается в три частные цели:

ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность), строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность), вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в деятельности).

Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет «нарушением дисциплины» или «плохим поведением».

Как правило, на предпочтение учеником приемлемого или неприемлемого поведения влияют такие условия, как:

качество отношений между ним и учителем; атмосфера в классе - поддерживающая или, наоборот, деструктивная; соответствующая этому структура классного коллектива.

3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:

привлечение внимания власть месть избегание неудачи.

Эти четыре цели (мотива) поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он пишет: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, - я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее - пожалуйста» (Дрейкурс, 1968).

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, педагоги должны как-то взаимодействовать с ними. "Если они научатся идентифицировать цель нарушения поведения, то смогут конструктивно строить общение с учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный. И так не один раз, а все время. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения и, наоборот, к постепенному построению позитивного представления о себе и постепенному увеличению внутренней свободы.

Педагогическое вмешательство - это только создание неких условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять его. Какое решение примет ученик, зависит от того, учитывает ли взаимодействующий с ним педагог скрытые цели его «плохого» поведения. Эти четыре цели как путеводные нити. Прозрев однажды, учитель понимает, что может помочь ученику чувствовать себя полноценным участником школьной жизни, действуя при этом приемлемыми способами.

Понимая теперь суть основных законов, на которых строится поведение детей, вернемся к случаю с Колей Харитоновым.

Учительница истории и учитель геометрии по-разному оценивают этого ученика. Хорошее поведение и приличная успеваемость на уроках истории объясняется