Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал человека, чей голос отличался красотой и выразительностью. Таких людей хочется постоянно слушать, в независимости от того, о чем они говорят. Достичь идеальных вокальных данных и дикции можно, но на это уйдет много времени, однако научиться говорить звучным голосом можно за небольшой промежуток времени. Для этого потребуется практика и соответствующее руководство. Вот несколько советов для тех, кто хочет выработать хороший ораторский голос.

Шаги

Часть 1

Выработка правильной речи

    Говорите ясно и громко . Важно, чтобы вас слышали, так что говорите громче! Не шепчите, не бубните и не опускайте голову вниз, иначе ваши слушатели будут вас игнорировать.

    • Конечно же, это не значит, что вам нужно кричать, просто меняйте громкость речи в зависимости от ситуации. К примеру, обращаясь к большой аудитории, вам придется говорить громко, чтобы все присутствующие могли вас слышать.
    • Не говорите слишком громко в обычных, повседневных ситуациях - это лишнее и может произвести неправильное впечатление.
  1. Говорите медленнее. Говорить очень быстро - плохая привычка. Слушателям будет трудно угнаться за вами или вообще разобрать вашу речь, поэтому они легко могут отключиться и перестать слушать.

    Произносите слова четко . Ясная дикция - один из важных моментов в процессе выработки ораторского голоса. Обращайте внимание на каждое слово, выговаривайте слова полностью и четко.

    Дышите глубоко . Глубокое дыхание необходимо для глубокого, выразительного голоса. Большинство людей, когда говорят, дышат слишком быстро и неглубоко, поэтому их голос звучит менее естественно и даже гнусаво.

    • Дышать следует диафрагмой, а не грудью. Чтобы проверить, насколько правильно вы дышите, положите руку на живот, сразу под ребрами: вы должны почувствовать, что при дыхании живот расширяется, а плечи приподнимаются и опускаются.
    • Работайте над правильным дыханием. Вдыхайте глубоко, наполняя живот воздухом. Вдыхайте в течение 5 секунд, затем столько же выдыхайте. Привыкните к такому дыханию и начинайте практиковать его во время речи.
    • Помните, что правильная осанка - когда вы сидите или стоите прямо, при этом ваш подбородок приподнят, а плечи отведены назад - помогает глубоко дышать и говорить с меньшими усилиями, а также придает вам уверенный вид.
    • Старайтесь вдыхать в конце каждого предложения. Если вы дышите глубоко, вам не придется останавливаться посреди предложения, чтобы набрать воздуха, а ваш собеседник получит возможность осмыслить сказанное.
  2. Меняйте тон голоса . Тон вашего голоса влияет на качество речи и на то, какой эффект она будет иметь. Высокий, дрожащий голос создает впечатление нервозности, в то время как более низкий и ровный убеждает и успокаивает.

    Часть 2

    Практика речи
    1. Выполняйте голосовые упражнения . Это хороший способ развить ваш естественный голос. Эффективнее всего практиковаться перед зеркалом. Вот несколько упражнений:

      Читайте вслух. Отрабатывайте произношение слов, темп и громкость речи, читая вслух.

      • Подберите отрывок из книги или журнала или, еще лучше, найдите текст какой-нибудь знаменитой речи и читайте вслух.
      • Не забывайте о ровной осанке, глубоком дыхании и о том, что нужно открывать рот, когда вы говорите. Можно упражняться перед зеркалом, если это вам помогает.
      • Продолжайте тренироваться, пока вам не начнет нравится то, что вы слышите. Затем старайтесь применять эти же приемы в повседневной речи.
    2. Записывайте свой голос . Большинству людей не нравится слушать звуки собственного голоса, однако для работы над ним это хорошая идея.

      • Таким образом вы сможете найти в своей речи те недостатки, которых обычно не замечаете: неправильное произношение, скорость или высота голоса.
      • Сегодня многие телефоны имеют встроенный диктофон, который можно использовать для записи и прослушивания своего голоса. Также можно записать себя на видео, чтобы увидеть со стороны свою осанку, жесты, мимику, движение глаз и губ).
    3. Наймите репетитора по технике речи. Если вам предстоит публичное выступление и вы не уверены, что сможете самостоятельно справиться, наймите преподавателя сценической речи, который найдет проблемы в вашей речи и поможет их исправить.

    4. При работе голосовых связок, вы должны чувствовать вибрацию в груди, спине, шее и голове. Эта вибрация создает резонанс и делает голос объемным и приятным. Полностью расслабьтесь, чтобы почувствовать вибрацию.
    5. Расслабьте челюсть и губы - это ваш естественный резонатор. Если вы едва приоткрываете рот, вам понадобится куда больше усилий, чтобы достичь нужной громкости. Если ваша челюсть и губы расслаблены и движутся свободно, ваш голос будет звучать более естественно, отчетливо и менее напряженно.
    6. Не переживайте, если вы все еще недовольны своим голосом. Выдающиеся голоса есть и среди низких, и среди высоких, и среди любых промежуточных вариантов.
    7. Старайтесь говорить громко. Если ваша речь будет тихой, вас могут не услышать. Работайте над постановкой голоса, чтобы люди лучше понимали ваши слова.
    8. Когда говорите, расслабьте плечи. Так ваш голос будет звучать более мягко и располагающе.

Многие профессии людей, что связаны с постоянным произношением речей, не могут обойтись без знания особого вида науки, как искусство красноречия. Можно смело утверждать, что ораторство наиважнейший рычаг культуры. Зная основы ораторского искусства, добиваются успеха в построении своей карьеры.

Публичное выступление сегодня рассматривают как своеобразное направление в науке и искусстве, ведь оно способно воздействовать как на ощущения, так и на мысли человека, менять его мировоззрение.

Такое понятие, как ораторское искусство признают направлением творческой деятельности публичного выступления, в котором наилучшим образом сочетаются, как риторика, так и приемы актерского мастерства и психологические техники, способствующие убеждению.

Каждый попадал в ситуации, когда для убеждения в своей позиции только слов недостаточно. Основы красноречия в таких ситуациях играют важную роль при достижении цели или доказательстве правильности своей позиции. Сегодня искусство убеждения играет важную роль.

Под ораторским искусством понимают вид диалога, который обращается к группе слушателей с четкой целью убедить и дать определенное понятие указанной проблемы. Сперанский писал: «красноречие есть дар потрясать души, переливать в них страсти и сообщать им образ своих понятий».

Факты о зарождении ораторства

Первое внимание искусству ораторства начали уделять еще в античной Древней Греции. История ораторского искусства возникла намного раньше. Но именно жители Эллады придавали такому искусству значение и определенное понятие. Чтобы добиться правильной и интересной для собеседника постановки речи многие философы использовали различные приемы.

Например, Демосфен набил полный рот камней и репетировал на берегу моря, пытаясь говорить громче прибоя. В основу этой науки положены принципы убеждения и эффективности речи.

Среди известных трудов Аристотеля, есть работа под названием «риторика», которая посвящена именно искусству красноречия.

Все достижения в искусстве ораторства древности переняли маститые теоретики средневековья. Для завоевания внимания и любви публики они использовали различные приемы, среди которых:

  • расположение;
  • нахождение;
  • запоминание.

Среди великих ораторов этого времени значатся Мартин Лютера, Фома Аквинский, Пьер Абеляра. Их цитаты и высказывания остались в истории и актуальны и сегодня.

История ораторского искусства имеет особые черты в каждом из государств. Иногда красноречие было направлено на достижение особых целей, убеждение. Ораторское искусство в России имело еще одно дополнительное назначение: используя красноречие, можно привести человека к добру.

Риторика и ораторство сегодня

В основе современного ораторского искусства лежат дисциплины. Это философия, психология, лингвистика, эстетика, риторика, этика. Они между собой тесно связаны. Четкая связь прослеживается в трио риторика-грамматика-логика:

  • знание риторики дает связность и последовательность мыслей в речи;
  • грамматика проявляется в правильном использовании слов и их форм;
  • логика обеспечивает основательность и смысловую связность речи.

С давних времен основой успеха считалась правильная речь. Подтверждали такие мысли и известные философы и ученые, например, Аристотель утверждал: «красноречие есть работница убеждения». Это утверждение справедливо и сейчас. Ведь достижения в построении карьеры во многих сферах деятельности зависит от способности уговаривать и убеждать своих покупателей, коллег и клиентов. Сегодня, как и раньше, ораторы уделяют значение следующим умениям:

  • моделировать интонации и тембр голоса в соответствии со сложившейся ситуацией;
  • правильность интонаций при произношении фраз;
  • улучшение культуры речи в целом.

При выборе профессии всегда стоит помнить, что ораторы не рождались с заложенным талантом, умение говорить и произносить убедительные речи следует постоянно тренировать и изучать существенные моменты и основные правила.

Риторика – наука, которая располагается на равных с химией или физикой, и, приложив усилия, можно ее освоить каждому человеку. Осилить основы ораторского искусства может каждый человек, а вот применять их на практике, вставляя нужные слова и цитаты, наверное, только целеустремленный и талантливый. Такая наука по силам всем.

Виды ораторства

Ораторское искусство и культура никогда не отличалось своей однородностью. В различные времена в зависимости от профессии и эпохи оно имело разные формы ораторства.

Современное учение ораторского искусства воспринимается как отдельная наука и классифицирует ее по признакам и подразумевает проявления и формы. Некоторые разделяют устные речи на монологические и диалогические речи, а некоторые подразделяют такое искусство на эмоциональные и рациональные выступления.

Существует классификация на роды и виды ораторского искусства в зависимости от сфер деятельности, в которой оно применяется. Каждая такая категория объединяет разные стили и виды речи, в зависимости в какой сфере жизни оно будет использовано. Одно понятно, что для общества важно ораторское искусство, как социальное явление.

Красноречие подразделяется на:

  • Социально-политическое красноречие, которое включает политические и дипломатические речи, доклады, что связаны с политикой, экономикой и социальной жизнью общества.
  • Академическое красноречие. В эту группу входят лекции, доклады и сообщения, которые разработаны для донесения слушателям познавательной и научной информации. Презентация научных работ выдерживается в определенном стиле.
  • Судебное красноречие представляет обвинительную и судебную речь. Такого типа ораторское искусство юриста залог его карьеры.
  • Социально-бытовое ораторское искусство включает поздравительные, юбилейные или поминальные речи.
  • Богословно - церковное искусство представлено проповедями в соборах и церквях.

Данная классификация отражает в полной мере искусство ораторства существующего мира, но это далеко не полная классификация. Роды и виды ораторского искусства в обществе представлены существенным списком.

Среди самых востребованных современных групп ораторства можно выделить красноречие, которое используется на радио и телевидении, рекламу, выступления политиков и дипломатов, ответы на пресс-конференциях и так далее. Не зная правила и понятие каждой группы, невозможно составить эффективное выступление. Культура и умение ведения разговора в таких случаях очень важны. В их основе всегда лежит риторика и культура разговора.

Ораторство и карьера

Как уже отмечалось, владение теорией ораторского искусства, играет роль в построении карьеры и продвижении по служебной лестнице. Знать такие правила полезно для любого человека, который работает в современных компаниях. Начиная от менеджера и заканчивая генеральным директором. Человек должен при деловом общении правильно и грамотно говорить, на это масса причин.

Менеджер компаний тратит массу времени на деловые переговоры с клиентами, а также с работниками других компаний и коллегами. Почему уходит столько времени?. Человек не может правильно, четко и лаконично донести нужную мысль и тратит много времени на объяснения. А ведь, зная основы ораторского искусства, можно быстро и четко донести мысль, и не нарушить взаимопонимания в коллективе из-за простого недопонимания.

Также стоит отметить, что у молодых руководителей иногда не складываются отношения с подчиненными по простой причине. Он не владеет основами этики и эстетики общения, вызывая шквал недовольств среди работников. Ораторское искусство, культура ведения диалога и риторика им обязательно для организации работы в коллективе подчиненных. Простые правила необходимы.

Существует масса ситуаций, с которыми сталкивается каждый работник офисов в течение рабочего дня, когда важно владение красноречием:

  • Выступление на заседаниях руководства с отчетом о проделанной работе или докладом. Графическая презентация результатов поддерживается понятной речью и объяснением. От произведенного впечатления зависит успех конкретной фирмы.
  • Доклад на совещании среди своих работников. От того, как хорошо работники умеют озвучивать задачи и формулировать мысли, зависит продуктивность работы и скорость принятия целесообразных решений. Презентация и доклад должны быть понятными и четкими.
  • Спонтанное деловое общение. Человеку на протяжении рабочего дня предстоят постоянные деловые беседы, кроме запланированных мероприятий. Разговоры стоит вести, как с клиентами компании, так и с работниками внутри коллектива. Культура и умение ведения таких бесед всегда сказывается на карьере. Руководители любят коммуникабельных, образованных и умеющих грамотно общаться работников, а не владея такими навыками можно с легкостью потерять работу.
  • Собеседование. При трудоустройстве огромную роль играет первое впечатление, а его важной составляющей считается умение говорить о себе, и культура речи.

Как видно, рядовые ситуации, которые связаны с деловым общением, требует от человека навыков правильной и грамотной реи, и красноречия. Но ведь огромное число профессий без ораторского искусства не существуют, и успех людей, выбравших такие специальности, зависит от владения ораторскими навыками.

Не владея ораторским искусством, успеха не добьется ни один юрист. Для него очень важно обладать умениями и навыками, которые помогут правильно, грамотно и лаконично излагать свою позицию, особенно во время судебной дискуссии. Значение имеет правильный эмоциональный окрас. Ораторское искусство юриста считается залогом его карьеры.

Хитрости и тонкости ораторского искусства

Все знают, что риторика предлагает секреты ораторского искусства, которые помогаю лучше воздействовать на аудиторию, чтобы добиться поставленных целей перед выступлением.

  • Выступление перед аудиторией не следует делать длительным и утомительным (это не касается лекций и других научных докладов). Информацию излагают четко и кратко. В среднем длина речи должна не превышать 20 минут.
  • Удержать и привлечь внимание помогает несложная хитрость из риторики, которая заключается в создании некоторой интриги. В начале выступления можно привлечь внимание словами «как-то раз я…» или «у меня как-то случилось так». Такие цитаты вызовут в глазах аудитории интерес к выступлению и оратору. Это наука. Неудивительно, что ораторы считались интриганами.
  • Несмотря на серьезность предстоящего выступления, научные термины или точные факты стоит всегда разбавлять легким юмором. Здесь важно знать меру, такие шутки не стоит делать плоскими или вульгарными, перед ними стоит цель поднять настроение слушателям.
  • Основополагающим моментом в выступлении считается эмоциональность. Риторика и культура разговора выделяет ей особую роль. Правильное ее применение это сложная наука, ведь если проявления эмоций покажутся слушателям наигранными и неестественными, то аудитория такому доклад не поверит, и человек не будет им внушать доверие.
  • Большое значения в выступлении играет молчание в нужный момент, пауза после высказанной полностью мысли. Такие моменты помогают слушателю включить мышление и задуматься над полученной информацией. Такой хитростью пользуются в моменты, когда сбился, чтобы собраться с мыслями и продолжить. Наука о красноречии рассказывает о таких моментах, и значимости их применения.
  • Полученная теория ораторского искусства и риторики всегда подкрепляется практическими навыками. При желании стать востребованным оратором и научиться произносить убедительные и грамотные речи. Не стоит отказываться от ситуации выступать публично даже, если слушателями являются родственники и гости за столом.

В заключение следует отметить, что ораторское искусство и риторика важны для каждого человека, как наука. Культура речи, ее правильность и грамотность помогают не только в работе, но и постоянном общении.

Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на речевые науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассмотрен с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи.

Состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.

Большинство новых дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К ним придется отнести связи с общественностью (своеобразная новая риторика в области политической и деловой коммуникации, поскольку «пиар» решает проблемы убеждения и связи клиента или организации с общественной средой, проведения в жизнь проектов и решений), менеджмент и администрирование (решение деловых вопросов, как показывает содержание этих наук, речевыми средствами), различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины.

Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования. Впрочем, подобным же образом многие авторы пишут о том, что «связи с общественностью» имели место еще в античное время, переосмысляя классические учения о речи на новый лад.

Тем не менее, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах. Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике.

Риторика

Дефиниции риторики включают следующие идеи:

1) Риторика – фундаментальная теория и искусство речи: в теории исследуются законы и правила построения всех видов речи современного информационного общества, а искусство понимается как определенное умение, техническая “выучка”, практическая “ловкость” владеть мыслями и словами в разных ситуациях общения. Эта дефиниция восходит к классическому определению риторики К.П.Зеленецким: «Предмет риторики есть речь».

2) Риторика – искусство мыслить. Обучение речи в риторике всегда предполагало одновременное обучение мыслить (и мыслить нравственно), формировать мировоззрение, получать знания и выражать свою жизненную позицию в слове. Отсюда особая серьезность риторики как реального мыслеречевого творчества, выражающего позицию каждого человека в жизни.

Основой риторики всегда были философия и этика, вне этой духовно-нравственной основы невозможно представить и современные методики преподавания риторики или иных многочисленных речевых технологий. Без философско-этической базы обучение риторике превращается в «праздноговорение». Этим тезисам соответствуют как мысли Цицерона о связи красноречия с философией, так и положения классика русской риторики Н.Ф.Кошанского о том, что «грамматика занимается только словами, риторика – мыслями».

3) Риторика – теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной, целесообразной и т.д. Все перечисленные качества могут быть взяты под сомнение, т.к. всякая «красивая» или «убедительная» речь может быть обращена, что называется, «во зло»… Тем не менее, каждая эпоха рождает свой риторический (коммуникативный) идеал. Поэтому возможно говорить о том, что риторика формирует через стиль речи стиль жизни. В соответствии со стремлением человека к совершенному Слову целесообразно назвать риторику учением о совершенной речи.

4) Риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего – его идеологии, знаний, жизненной позиции, способности выражать и защищать свою позицию словом. Соответствие этому требованию позволяет воспитать такого человека, для которого язык (слово, уста) становятся подлинной «стеной» и «оградой», а общество, в котором он живет и трудится, становится благоденствующим вследствие правильно организованных речевых связей.

5) Риторика – учение обо всех родах, видах и жанрах речи (словесности) в развитом информационном обществе. Неверно ограничивать риторику только ораторским искусством (ораторикой), современная риторика изучает все разнообразие текстов, включенных в культуру: от бытовой речи до речи средств массовой информации. Развитая языковая личность должна ориентироваться и владеть разными видами словесности, понимать их природу и иметь навыки общения в построении текстов. Задача филологической науки, нормализующей общественно-речевую практику, – описание и отбор текстов культуры, т.е. тех текстов, которые являются образцовыми и могут быть включены в обучение, обеспечивая связь поколений и эффективную творческую деятельность общества.

Объективное место риторики и ее соотношение с другими речеведческими дисциплинами невозможно понять, не осознав истории речевых наук в России. В ХХ век Россия вступила с развитым языковедением, большим пиитетом перед художественной литературой, которая называлась изящной словесностью, и этот образ научного предмета (русский язык и литература) сохранился до начала третьего тысячелетия. В этом наша филологическая традиция, однако уже давно ведущие филологи отмечали парадоксальную ситуацию: реально науки, которая занималась бы практической речью, нормализующей общественно-речевую практику, не было. Между тем, заполнить эту лакуну в филологическом образовании общества пытались в разное время с разным успехом разные речевые науки.

Предмет «Культура речи»

Так, начиная с 20-х годов ХХ столетия, получает развитие предмет «культура речи». Интерес к вопросам речевого искусства в двадцатые годы был особенно велик – достаточно напомнить об Институте живого слова, открытом в 1918 году, сборниках «Русская речь», многочисленных работах по ораторскому искусству (А.В.Миртов, Б.Казанский, В.Гофман и др.), где авторы стремились «учить говорить весь народ».

Культура речи – чисто русский феномен, национальный термин, введенный в русскую науку в 20-30-е годы Г.О.Винокуром, В.В.Виноградовым, С.И.Ожеговым. Он отсутствует в иностранных филологиях в силу специфичности проблем, рождаемых самой конструкцией русского языка. Культура речи понималась у нас только как учение о литературной норме – и добавлять в нее идеологическо-содержательные компоненты было опасно. Свидетельством тому – прекращение всяких исследований по ораторскому искусству, начиная, по крайней мере, с 30-х годов.

Когда в современные вузовские программы был введен предмет «культура речи», то авторы новых учебников естественно понимали предмет культуры речи в соответствии с традицией, в которой главным термином культуры речи считалась языковая норма. Большинство современных программ по преподаванию данной дисциплины, введенной ныне во все вузы России, ограничено нормативной тематикой. Между тем, для большинства педагогов и учащихся смысл предмета «культура речи», конечно, состоит в развитии культуры языковой личности в целом, формировании образа ритора (говорящего или пишущего) как высококвалифицированного профессионала-речевика.

Чтобы осуществить переход к культуре речи, как учению об эффективной речи общества и личности, необходимо уяснить, что такое культура в отношении к речи и что такое общественная речь. Понятия риторика и культура сопоставляются не случайно. Главная идея филологии – устроение жизни и совершенствование человека через язык. Язык интересует филолога не просто как система знаков, а как перспективное приложение к его практическому применению.

В составе классических наук и искусств риторика как учение об убедительной и эффективной речи коррелируется с грамматикой («основание словесных наук» и общее учение о правильности речи), логикой (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний, однако одной логики недостаточно для искусства убеждения), поэтикой (учение о художественной речи и «вымыслах», но, в отличие от поэтики, риторика исследует реальную прозаическую речь).

До середины XIX века наукой, объединяющей филологические (словесные) дисциплины, была словесность как учение о развитии дара слова и всей совокупности словесных произведений речевой культуры. В середине XIX века после критики революционеров-демократов и рождения «новой Науки о Слове» из риторики выделяется стилистика – как учение о средствах речевого воздействия. ХХ век оставил на месте классической риторики и словесности лишь художественную литературу и предложил новый предмет – культуру речи как учение о нормах литературного языка, а в школе – аспект развитие речи.

Анализ новых теорий и дисциплин, появившихся в конце ХХ века через развитие речевых технологий, показывает, что они исторически восходят к риторике, часто затрагивают аналогичные проблемы и пользуются ее терминологией. Каждая национальная филология предлагает свой набор речевых дисциплин. Так, диктующие стиль современного общения американские научные технологии предлагают теорию коммуникации (подчас с ложной, но привлекательной идеей развития в человеке «коммуникабельности»), предмет речь (speech) позволяет как учиться способам аргументирования и стилистического распространения речи, так и вырабатывать личный стиль с продвижением в жизни собственной «темы». Сила американской филологии, а отсюда и особая влиятельность американизма, как образа жизни и человеческого поведения, связана с риторикой как основой американской философии. Американский корабль при унитарности американской идеологии движется столкновениями риторических идей и позиций разных ораторов-писателей.

Обращенность к вопросам языкового образования позволила и японской нации занять главенствующие позиции в образе современного мира. Японская теория языкового существования ставила целью достижение эффективных коммуникаций в каждой сфере общественного бытия и, прежде всего в области деловых отношений – результатом такого речевого воспитания нации явилось изменение всего облика государства, интенсификация деятельности и подъем всех областей экономики.

Неудачи нашей перестройки во многом связаны с отсутствием в сознании нации идеи устройства мира через язык. Революционные изменения в обществе невозможно начинать, не определив значения слов как главных понятий, в которые общество должно поверить и, главное, понять – что будет значить то или иное слово, т.е. понятие.

Служа инструментом выражения мысли, орудием организации деятельности, риторика является сегодня «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий. Идея «общности» риторики и логики для всех областей деятельности высказана еще в античности, в средневековье риторика определяется как «царица наук и художеств», поэтому и в настоящее время много говорится о профессиональной риторике, выстраивающей теории общения для разных специальностей. Основные профессии в обществе всегда были «речевыми» и воспитание специалиста строится, обычно, как подготовка профессионального ритора. Поэтому карьеры предпринимателя, политика, дипломата, юриста, священника, педагога, военного, врача и т.д. всегда основываются на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности.

Цель риторики и культуры речи – совершенствовать через стиль речи стиль жизни. Стиль жизни формируется стилем речи. В стиле речи – богатство или бедность мысли, вкус или безвкусица слова, изящество или убожество звукоизвлечения. Цель преподавания риторики и культуры речи – научить анализировать и создавать все виды современной словесности.

Многие беды современного нашего Отечества в ХХ веке – от того, что слушать и различать смысл прозаических слов никто не научил. Так, в частности, рождался сладостный обман перестройки. Экономические реформы были начаты вне словесного обеспечения. Причина экономических неудач – в словесной необразованности и риторической неорганизованности общества.

Стиль речи создает общественный настрой. Основания такого настроя – в скрытых помыслах и страстях, в той словесной ауре, которая предлагается обществом через образцы речекультурной деятельности в СМИ, системе образования, семье и других социальных институтах. Современное общество, наделенное свободой слова, мягко говоря, распоясалось. Модные телеведущие искренне обсуждают проблему сквернословия, спрашивая авторитетных филологов: «Не все ли равно, как сказать?..» Последние спорят о том, «равны» ли все слова, мол, все слова имеют право на существование. Слова существуют действительно, но культура состоит в том, чтобы себя ограничивать и устанавливать запреты. В новой демократической культуре оказались снятыми запреты, в том числе на отбор средств выражения. В результате запретов, многообразия слов и ситуаций, которые могут быть обслужены различными словами, человек расцветает, потому что работает над культивацией в себе человеческого начала.

Новые речевые технологии создают почву для стилевых поновлений. Типы общения в Интернете, по электронной почте, мобильной телефонной связи предлагают существенно новый стиль русской речи. Эта речь не может не основываться на культурной традиции, но, сколь бы ни был новаторски и креативно настроен пользователь, он не может не опираться на факты предшествующей культуры. Что касается оценок этой «текущей деятельности» (фильмов, песен, книг), пока не вошедшей в культуру, то они должны быть организованы с опорой на культурную традицию, понятия вкуса, элементарной этики и нравственности. Дурны не сами по себе компьютеры и телевидение, а то, как их использует человек.

Ответственностью филолога в обществе создается обстановка нравственной оценки речевых поступков. Человек должен нести ответственность за каждое произносимое слово. Поэтому, на мой взгляд, именно с этим особым разделом риторической науки – риторической этикой – должны быть ознакомлены школьники и студенты. Новое поколение всегда желало жить по-новому – решение этих культурных противоречий возможно, если «новое поколение» основывает свои новации на знании культуры, а «консервативные» носители (старшее поколение) умеет радостно принимать новое. И все-таки дело учителей – быть в состоянии направить вкусы молодежи. Поэтизация криминала и романтизация пороков, блатной и уголовной жизни – все это семиотический фон, на котором иные авторы пытаются сегодня сформировать стиль мысли, стиль слова, стиль жизни.

Риторика сопоставляется с множеством неречевых наук: философией, этикой, психологией. Философия и профессиональная образованность всегда были и остаются интеллектуальной основой общения. Вне этики риторика становится искусством манипулирования общественным мнением.

Психология всегда соединялась с риторикой: еще Платон требовал от риторики знания «видов человеческих душ», а психология общения не может не затрагивать вопросов речевого воздействия. Рассматривая множество сегодняшних книг по этике бизнеса, культуре делового общения, видим, что их содержание и практические советы прямо берутся из современных риторических или стилистических идей, потому что обычно касаются правил ведения делового диалога, переговоров, построения речи в тех или иных ситуациях делового общения [Кузин 2000].

В качестве примера перспективных для учебного процесса методологических идей укажем на освоение первого раздела риторического канона – изобретения мыслей на основе топосов, как способов аргументирования, создания и развития содержания речи. Топика позволяет понять, что процесс создания замысла речи не стихиен, а управляется определенными возможными приемами, которые современная риторики определяет как «смысловые модели» порождения высказывания. Классический состав топосов (определение, род и вид, целое и части, свойства, причина и следствие, сравнение, пример, свидетельство и др.) позволяет учащемуся представить возможные мыслительные ходы создателя речи.

Другое толкование общих мест (топосов) – как ценностных категорий, на основе которых происходит согласие с аудиторией и ее убеждение. Систематизация топосов показывает картину сегодняшних моральных и социальных ценностей, общую систему понятийных категорий, знание которых позволяет развертывать доказательство.

Русская риторика получила в последнее десятилетие фундаментальное и разветвленное развитие, которое до сих пор не было предметом научного обобщения. Попытаемся сделать это хотя бы вкратце.

В 1997 году была образована Российская ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики, ежегодно проводящая международные конференции в одном из ведущих вузов страны. В настоящее время в Ассоциацию входят более 400 членов.

За истекшие годы можно говорить, по крайней мере, о следующих риторических научно-педагогических школах и направлениях, сложившихся в России:

1) школа Московского университета, созданная на кафедре общего и сравнительно-исторического образования акад. РАО Ю.В.Рождественским (1926-1999), продолженная трудами проф. А.А.Волкова – см. библиографию в работе Ю.В.Рождественского «Теория риторики»;

2) педагогическая школа МПГУ (Ладыженская Т.А., Ипполитова Н.А. и др.) – см. прежде всего учебный комплекс для школ «Риторика» (1-10 классы);

3) Пермская школа риторики, образованная на базе ЗУУНЦ (Западно-Уральского учебно-научного центра) под руководством С.А.Минеевой. Центр выпустил множество книг и учебных пособий, программ по риторике. Ежегодно проводятся летние курсы по подготовке преподавателей риторики (проведены уже 26 школ).

4) Красноярская школа риторики и стилистики под руководством проф. А.П.Сковородникова (см. стилистические труды основателя школы и его многочисленных учеников);

5) Саратовская школа стилистики, риторики и культуры речи под руководством проф. О.Б.Сиротининой (работы по русской разговорной речи, исследования «хорошей речи» и мн. др.);

6) Воронежская школа под руководством проф. И.А.Стернина и его многочисленных учеников (см. последнюю дополненную книгу «Практическая риторика»);

7) Екатеринбургская школа стилистики, риторики и культуры речи (Купина Н.А., Матвеева Т.В., Маров В.Н. и др.).

Этот перечень будет далеко не полон, если не упомянуть имена и труды проф. О.И.Марченко (Санкт-Петербург), проф. Л.Г.Антоновой (Ярославль), проф. А.А.Ворожбитовой (Сочи), Т.Г.Хазагерова (Ростов-на-Дону) и мн. др. Защищено множество докторских диссертаций по риторике. Тем более странно, что при всем этом в номенклатуре специальностей ВАКа до сих пор не находится места риторике. Поэтому «риторы» становятся докторами то «философских» (Ч.Б.Далецкий, О.И.Марченко), то «культурологических», то педагогических наук, хотя очевидно, что деятельность науки о речи относится, прежде всего, к филологии и лингвистике.

Нельзя не сказать о популяризации риторики, поскольку очень многие профессионалы и разные слои населения чувствуют необходимость в риторической учебе. Поэтому возникают различные курсы, а различные тренинги так или иначе затрагивают вопросы практического владения публичной речью и искусством диалога. Появился ряд популярных книг – см., например, учебники «Риторика» и «В погоне за Цицероном» Д.Н.Александрова; «Цицероном может стать каждый» И.А.Мальхамовой. Такие книги нельзя не приветствовать, несмотря на ряд очевидных неточностей и популяризаторских упрощений.

Перспективы развития русских учений о речи очевидны. Реализоваться они могут только в случае нашей осведомленности и объективного знакомства с классическим наследством русской филологии и интенсивного труда на современной ниве отечественного общественно-речевого образования.

«Журнал «Виноград» воспитывает «вкус» сердца» – отозвалась о журнале Екатерина Градова.

Православный образовательный журнал «Виноград» – издание для всех, кто интересуется русской культурой и образованием.

Авторы ставят перед собой цель заполнить пробелы, образованные в результате утраты духовно-нравственных корней. Журнал поможет читателям разобраться в вопросах образования, а также восприятия отечественной духовной культуры.

Разделы журнала: филология, история, естествознание, воспитание, искусство.

Тема сентябрьского номера журнала «Виноград» – “Друзья моих детей”. Как мы должны себя вести, когда ребенок начинает больше тянуться к своим друзьям, чем к своим родителям? Можно ли повлиять на выбор ребенком друзей? Как быть ребенку, если он не похож на остальных детей? Что происходит с нашими детьми, когда они находятся в кругу своих сверстников?

Ораторское искусство – один из наиболее ценных навыков, который помогает красиво и грамотно донести свою позицию широкому кругу слушателей. Немногие имеют врожденную способность к таким выступлениям. Те же, кто освоил секреты ораторского мастерства, имеют все шансы стать интересной личностью и достичь ошеломляющего успеха практически в любой сфере, будь то бизнес, политика, искусство и т.п.

Настоящий оратор должен обладать рядом качеств, которые делают его асом публичных выступлений. Во-первых, ему необходимо быть эрудированным и начитанным, для того чтобы в нужный момент подбирать правильные слова для оформления своих мыслей . Во-вторых, речь оратора должна быть грамотной и четкой, понятной целевой аудитории слушателей. В-третьих, профессионал должен подчинять волнение своей воле и сохранять хладнокровное спокойствие в процессе презентации.

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ, КОТОРЫМ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ ИСКУСНЫЙ ОРАТОР

В первую очередь нужно иметь четкое произношение и хорошо поставленный голос, поскольку они являются залогом красивой и внятной речи. Достичь этого можно правильно выговариваемыми согласными и чистыми гласными звуками. Для того чтобы ваша речь доставляла вам и вашим слушателям удовольствие, практикуйте упражнения для развития голоса .

Кроме того, чтобы во время вашего спича случайно не проскользнуло жаргонное выражение, следует исключить многие низкопробные сленговые слова из своего лексикона.

Обращайте внимание на то, чтобы ваш голос был плавным, поскольку он формирует благосклонность слушателей. Темп и громкость стоит выбирать исходя из места и количества слушателей. Громкая и медленная речь идеально подходит для больших аудиторий. Также следите за интонацией.

Для того чтобы вас слушали, нужно отлично разбираться в докладываемой теме и говорить о ней в разрезе тех вопросов, которые интересуют ваших зрителей. Если строить свое выступление как диалог с публикой, вам будут обеспечены заинтересованные лица, устремленные на вас из зала.

Во время презентации всегда говорите только о главном, опуская лишние ненужные факты второстепенного порядка.

Помните, что хороший оратор должен поддерживать нейтралитет в отношении различных спорных вопросов. Будьте дипломатом, а не агрессором - иногда лучше промолчать .

Если вдруг, выступая перед публикой, вы были включены в дискуссию, то вам необходимо быть максимально объективным. Ведя публичный диалог вы можете столкнуться с мнением, противоречащим вашему. Не пытайтесь спорить, а просто примите право человека на собственную позицию. Цель любой дискуссии должна заключаться в примирении нескольких сторон.

Помните, что во время диалога себя нужно вести корректно и уравновешено. Не давайте воли эмоциям. Искусство ораторской речи заключается в гармонии спокойствия и уверенности.

Старайтесь говорить по делу, поскольку увиливание от конкретных высказываний и основной темы будет раздражать как оппонентов, так и наблюдателей. Наоборот, четкие и ясные мысли помогут убедить человека поверить вам и тому, что вы говорите.

Начинайте говорить только после того, как убедитесь, что ваш коллега закончил свою мысль. Умение слушать собеседника – очень ценное качество.

предполагает наличие у выступающего некоторых личностных качеств. К ним относятся спокойствие и внутренняя собранность, склонность к саморазвитию , хорошая память и воображение. Кроме того, не будет лишней и проницательность . Также не забывайте о красноречии, поскольку умение формировать свои мысли в привлекательной форме – большой дар. Уверенность – важная составляющая хорошего оратора, ведь это качество заражает публику, и она начинает подсознательно доверять каждому слову выступающего. Коммуникабельность поможет вам найти «ключ» к любому слушателю или собеседнику, поэтому всячески старайтесь развить этот навык.

Следите за своим телом. Плавные движения сыграют вам на руку. Хорошая осанка выставит вас в лучшем свете. Не нужно сутулиться, или наоборот, раскидываться на кресле. Помните, что все взгляды устремлены на вас, поэтому будьте собраны.

Когда вы говорите, всегда смотрите на того, к кому обращаетесь. Ораторская речь должна исключать всякую небрежность. Старайтесь, чтобы выражение вашего лица совпадало с тем, что вы говорите, иначе вас смогут уличить в неискренности.

Основы ораторского искусства заключаются в том, что во время спича вы продвигаете одну основную идею, и все ваши заявления и реплики должны быть направлены именно на нее или подводить к ней. Постарайтесь убирать из сознания все не относящиеся к основной цели мысли. Если вы упорядочите информацию, которую хотите донести, у себя в голове, то ваше выступление будет максимально логичным и последовательным. Постоянно старайтесь держать перед глазами то, о чем хотите сказать. Помните, чем больший интерес вы проявляете к предмету дискуссии, тем ваша речь будет качественней.

Следует также обратить внимание на то, что конструктивная критика – это неотъемлемый атрибут любого диалога с оппонентом или публикой. Если вас в чем-то обвиняют, принимайте это спокойно, и уверенно продвигайте свою идею. Критиковать же оппонентов лучше аккуратно и снисходительно. Так вы покажете свой позитивный настрой , и не будете выглядеть врагом в глазах собеседника.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ

Во-первых, нужно принимать во внимание, что слушатели делятся по многим признакам: пол, возраст, образование и т.п. Поэтому следует учитывать, с кем и о чем вы собираетесь говорить, иначе можете натолкнуться на равнодушие или, еще хуже, агрессию.

Во-вторых, ораторское мастерство подразумевает умение завоевать внимание публики, поэтому перед спичем постарайтесь максимально подумать над тем, что будет интересно услышать вашим зрителям.

В-третьих, выступающий должен отлично понимать, что хочет от него аудитория, и дать ей это. Понятие потребностей каждого отдельного слушателя сделает выступление увлекательным.

В-четвертых, искусство ораторского мастерства основывается на позитивном отношении к людям, даже если цель выступления заключается в критике.

Помните, что положительно настроенный человек вызовет такие же чувства в аудитории, а это значит, что оратор во время выступления сможет без проблем достичь поставленных целей .

НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТ МНОГИЕ МАСТЕРА СЛОВА

Очень часто, выступая перед аудиторией, люди строят слишком сложные предложения и используют длинные слова. Во-первых, это может сбить самого выступающего, а, во-вторых, путает слушателей. Так что лучше избегать подобного формата построения речи.

Кроме того, нередко начинающие ораторы делают ошибку, употребляя безличные предложения. Такой формат общения с аудиторией может вызвать недоверие, поэтому больше употребляйте определенно-личных местоимений.

Не следуют проявлять нерешительность. Делайте больше утверждений и держитесь самодостаточно.

Оценивайте аудиторию правильно, и не используйте сленговые выражения, которые могут не понять ваши слушатели. Продумывайте каждое предложение, каждый тезис, каждую шутку и т.п.

Найдите идеальный баланс между утвердительными и вопросительными предложениями. Разбавляйте свою речь мягкими вставками типа «также», «помимо всего прочего» и т.п.

Кроме того, очень часто неумелые ораторы терпят неудачу, не зная как задавать вопросы аудитории. Помните, что если вы хотите вывести ваших слушателей на активный диалог, то в этом вам помогут только открытые вопросы.

Ну и напоследок, никогда не уводите взгляд от аудитории. Поддерживайте зрительный контакт, и тогда ваше выступление будет более ярким и убедительным.

P.S. Узнайте как сделать речь выразительной - «Средства выразительности речи », «Развитие артикуляции », «Упражнения для развития дикции ».

Ораторское искусство является древнейшим из отраслей знания. В античные времена искусство речи играло особенно важную роль. Чтобы оценить исключительное значение ораторского мастерства в ту эпоху, следует прежде всего вспомнить, что вся культура Греции и Рима - особенно по сравнению с современной - в большей степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги были рукописные, поэтому их было мало и многое приходилось заучивать наизусть. Люди хранили любимые сочинения поэтов и прозаиков не на полках, а в памяти. Стихи Вергилия и периоды Цицерона рассчитаны скорее не на чтение, а на произнесение вслух. Даже исторические сочинения, философские трактаты, научные исследования писались прежде всего для громкого чтения. И наедине с собой люди читали вслух, наслаждаясь звуками речи. Поэтому нетрудно понять, какое значение для развития художественного стиля античной литературы имело красноречие - жанр, в котором звучащее слово царило полновластно.

Античность до самого позднего времени не знала беллетристики в нашем смысле слова: художественной прозы с вымышленным занимательным сюжетом. Если читатель искал занимательности, он брался за мифологию, за историю, за описательную географию и т. д. Если же он искал художественности, он брался за поэтов, а из прозаиков - прежде всего за ораторов.

Наконец, - и это важнее всего - в общественной жизни античных государств красноречие играло неизмеримо более важную роль, чем в Новое время. Древность не знала представительной системы правления, власть в государстве принадлежала только тем членам правящего сословия, которые являлись в сенат, и только тем гражданам, которые толпились на площади народного собрания; и, обращаясь к ним лично, хороший оратор одной выразительной речью мог решающим образом повлиять на государственную политику.

В наше время эта роль все более переходит от устных речей к печатным статьям и чаще приходится слышать с трибуны речи, написанные в форме статей и читаемые по записи; в древности же, напротив, даже если речь не предназначалась к произнесению и издавалась письменно, как памфлет, в ней бережно сохранялись все признаки устного стиля и жанра. Общественную роль играли не только речи в сенате и в народном собрании - «совещательные», по античной терминологии, - но и речи торжественные и судебные. Торжественные выступления на празднестве или чествовании очень часто выливались в декламацию политической программы, а судебные речи обычно использовались для того, чтобы свести политические счеты с противником, обвинив его в злоупотреблении властью или опорочив как частное лицо.

Больше всего простора для развития ораторского мастерства красноречия предоставлял демократический строй. Убеждение стало единственным средством получения поддержки со стороны простого народа, который больше не признавал наследственную власть (как при монархии) или военное принуждение (как при диктатуре). Греческий язык также сыграл заметную роль в развитии ораторского искусства и навыков убеждения благодаря его способности отражать абстрактные понятия «справедливость», «гражданская добродетель» и т. д. Риторика стала обязательной дисциплиной для всех граждан, а не только для людей, преследовавших политические цели. Например, новая афинская система правосудия требовала от индивидуумов аргументации своих позиций перед вынесением решения присяжными. Два периода наибольшего расцвета античного красноречия приблизительно совпадают с двумя периодами наивысшего подъема рабовладельческой демократии. В Греции это V-IV вв. до н.э. (в Афинах - время от Перикла до Демосфена), в Риме это I в. до н.э., время Цицерона. Афинская демократия породила целую плеяду славных ораторов. Великим оратором считали Фемистокла; о Перикле говорили, что его речь подобна громам и молниям; глашатай простонародья Клеон и идеолог аристократии Ферамен оставили свои имена в истории аттического красноречия.

На протяжении всей истории античного ораторского искусства наблюдается постоянная вражда между риторикой и философией. Так, критика существовавшей в те времена риторики представлена Платоном, главным образом в «Георгии». Исходя из того что назначение риторики заключается в наставлении на истинный путь, Платон заявлял, что, убеждая людей в истинности или в справедливости каких-либо событий или явлений, оратор должен сам знать, что истинно и что ложно, а это знание доступно лишь философу. А Сократ, например, считал, что риторика вообще бесполезна, так как мнение истинное сохраняет свою силу даже без риторических убеждений, а мнение ложное даже с помощью риторики не устоит против истины.

Иногда между философией и риторикой намечалось перемирие. Эту тенденцию можно, например, отметить в IV в. до н.э. Так, Сократ соглашался, что искусство правильно говорить и правильно мыслить едино, но при этом считал, что первое (ораторское) искусство должно подводить ко второму, а не второе к первому. Он соглашался, что красноречие и добродетель должны быть неразрывны, но больше рассчитывал не на то, что добродетельный человек будет искать дополнение своему совершенству в красноречии, а на то, что красноречивый человек будет подкреплять авторитет своей речи авторитетом своих убеждений.

Следующий яркий этап развития риторики и ораторского искусства принадлежит эпохе эллинизма. Здесь наблюдается заметное отстранение от философских интересов. В эллинистических школах риторики воспевается тот тип оратора-краснобая, ремесленника слова, способного говорить обо всем, не зная ничего, который стал впоследствии очень распространенным и навлекал насмешки лучших писателей эпохи Римской империи.

Мы видим, что риторика в эти времена демонстрирует широкий диапазон ораторских возможностей: от речи на благо ближним до самодовольно-артистической, самоцельной речи софистов, использующих словесные украшения, чтобы ввести в заблуждение.

Времена греческой риторики охватили жизнь пяти поколений, что само по себе говорит о ее огромном значении в античном обществе.

Школы времен античности и Ренессанса учили множеству правил построения и произнесения речей. Марк Фабий Квинтилиан был самым знаменитым учителем риторики в Риме. Уровень его требований к ученикам был очень высок. Основные требования - воспитанность и широкая образованность. Часть многочисленных искусных приемов и речевых уловок, которым обучали будущих ораторов, достойна внимания и сегодня. В наше время вряд ли актуальны речи, имеющие эстетическую самоцель (например, Протагора), или демагогический пафос (например, Гитлера или Геббельса). Фразы, построенные на самоценности риторических фигур, вычурный стиль, упор на блестящую виртуозность - все эти элементы мы должны сегодня оценить критически.

Средневековье опять привело к расцвету ораторского искусства и мастерства произнесения речи. Путь проложили нищенствующие монахи - от Савонаролы до Лютера.

В Новое время ораторская речь зазвучала в английском парламенте XVIII в. и в Конвенте после Французской революции. Любопытно отметить, что некоторые ораторы в парижском Конвенте заготавливали конспекты выступлений как правого, так и левого, противоположного направления.

На протяжении многих столетий риторика оказывала значительное влияние на поэтическое искусство. Так, например, Расин, знаменитый французский драматург, составил конспекты книги Квинтилиана «Формирование красноречия».

Но со времен Ренессанса ни в одном парламенте речь не имела и не имеет большего значения, как в английском. Под влиянием ораторов - Питта, Фокса, Шеридана, Гладстона, Ллойда Джорджа, Черчилля и Бевина - с тех пор и по сей день Англия в еще большей степени, чем Германия, - страна речей и дискуссионных клубов.

Но и немецкая парламентская история насчитывает значительное число видных ораторов. Наиболее блестящим оратором XIX в. являлся Ойген Рихтер Бисмарк. В бундестаге видными ораторами и полемистами были, например, Шумахер, Арндт, Кейнемен, Эрлер и Шмидт - от социалдемократической партии, Аденауэр, Герстенмайер, фон Гуттенберг и Штраус - от Христианско-демократического союза и Делер - от Свободной демократической партии. Если сравнивать между собой речи Бисмарка, Ллойда Джорджа, Бриана, Черчилля, то легко заметить, что каждый из них обладал собственным стилем и тем не менее все они использовали такие средства, как образность, логика, повышение интереса к речи и т. д.

Несмотря на конкуренцию со стороны письменной речи, и сегодня устная речь остается мощнейшим средством воздействия на людей.

Речь является выражением наших мыслей, чувств и желаний; с помощью речи человек контактирует с другими людьми, выбираясь из глухого одиночества. Каждая речь воздействует на разум, чувства и желания слушателей. Речь в жизни человека является могучей силой. К примеру, полагают, что не только великие революции, но и многие религиозные движения начинались с речи. В государствах с парламентской формой правления речи и дискуссии имеют особенно большое значение. Парламентское государственное правление представляет тот вид правления, при котором речь является двигателем и важнейшей формой управляющей деятельности. В парламенте, если проблемы не подвергаются серьезному обсуждению, партии опускаются до механического кивания головами по фракциям. Демократический парламент в этом случае рискует стать машиной для принятия решений, определяемых волей одного человека или небольшой группы людей.

Ораторское искусство может служить добру и злу, истине и лжи. Достаточно вспомнить речи известных ораторов - политиков XX в., чтобы понять, какие возможности творить добро или зло есть у хорошего оратора. Дар речи - опасное оружие, которым, к сожалению, иногда злоупотребляют. Возвращаясь к теме «наркотического» воздействия слова на людей, можно вспомнить высказывание Г. Рейбера об ораторском мастерстве Геббельса: «Геббельс – технически наиболее совершенный оратор из употреблявших немецкий язык. Едва ли можно представить более сильное воздействие. Ему удавалось, например, в кругу друзей убедительно защитить четыре различных мнения об одном и том же деле. При этом он оперировал странной смесью холодного интеллекта, полуправды, фантазии, софистических фальсификаций и эмоциональных обращений. Стиль его речи при всей резкости и выразительности был понятен любому. Во время выступления Геббельс постоянно осуществлял холодный контроль за слушателями, точно выражая их неясные ощущения. Его эффекты и остроты были предельно спланированы, заранее зафиксированы за письменным столом в ходе работы, напоминающей масштабы генерального штаба».

Можно выделить те элементы, которые определяют речь оратора как технически правильно построенную, имеющую форму, которая четко соотносится с содержанием. Как правило, выделяют следующие десять основных элементов, характеризующих хорошую речь: объективность, лаконизм, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания к ее концу, повторение как средство для усвоения, неожиданность, смысловую насыщенность, комические эффекты.

Объективность означает прежде всего максимально возможную степень правдивости и непредвзятости, подразумевает глубоко согласованное, обусловленное существом дела соединение содержания и формулировок речи, что не исключает элегантной отделки. Кроме того, объективность характеризует сведения, которые оратор доносит до слушателей: что именно является констатацией фактов и взаимосвязей, а что - личным мнением и оценкой.

Цицерон идеальным считал оратора, который «о малом сможет говорить скромно, о среднем - умеренно, о великом - важно».

Следующий фактор, определяющий хорошо построенную речь, - лаконизм . Вольтер сказал: «Тайна скучного состоит в том, чтобы сказать все». Поэтому не следует в одном докладе исчерпывать всю тему, иначе оратор рискует исчерпать терпение слушающих. Сегодня в некоторых странах практикуются усыпляюще длинные речи. Так, на партийном съезде христианских демократов в январе 1962 г. в Неаполе секретарь партии Морд говорил в течение шести часов, а австрийский депутат Ленер в рейхстаге на земле прекрасной Вены держал речь «без точек и запятых» в течение четырнадцати часов.

Длинная речь не всегда результат многословия оратора, но очень часто - следствие недостаточной подготовки. Речь бывает слишком длинной, так как оратору просто не хватило времени сделать ее короче.

«Если краткость - сестра таланта, то ясность есть воплощение убедительности», - сказал бы удачливый оратор. Это совершенно очевидно, ведь никого не «тронет» то послание, которое невозможно понять. Старое правило утверждает: оратор должен говорить так, чтобы его не только можно было понять, но и невозможно было не понять.

Все великие ораторы придерживались максимы: ясность мысли - ясность речи - ясность общественного интереса , сформулированной еще Аристотелем.

Ясность должна стать правилом при разработке риторической стратегии, особенно в условиях перемен. Изменения могут поставить в тупик даже при наилучшем стечении обстоятельств, и поэтому руководители должны уделять особенно много внимания ясности текста при подготовке посланий по поводу нововведений. Единственный путь сделать свои мысли достаточно понятными - это изложить их на самом простом языке.

Продюсер одного из лучших зарубежных варьете Ф. Зигфилд сказал однажды, что «если новая идея не может быть написана на оборотной стороне визитной карточки, то у нее нет шансов на существование». Это особенно уместно в наши дни, когда временной интервал готовности людей воспринимать информацию уменьшился, как иногда шутят, до длины звука. Поэтому политики, руководители компаний, адвокаты, педагоги и др., если они хотят убедить других в чем-либо, должны уметь иногда урезать свою речь до нескольких броских фраз, которые «являются как бы призывом к бою для людей всех уровней в организации».

Люди, особенно адаптирующиеся к переменам, сильно нуждаются в информации, в частности о всеобщей картине изменений в мире. Чем больше подобной информации они получают, тем больше они начинают действовать в духе инициативы реформирования. Наоборот, чем меньше информации будет содержаться в сообщении руководителя, тем скорее люди будут стремиться ограничить свои усилия лишь точным исполнением предписаний или же мучить себя догадками, что именно начальник имел в виду. Когда возникает такого рода ситуация, напоминающая саботаж, руководитель должен отвергнуть побуждение уволить своих работников, а вместо этого поработать с ними, дать им дополнительную информацию и еще раз попытаться объяснить все так, чтоб они поняли. Какого типа сведения сообщает менеджер и в какой форме, зависит от ситуации.

Залогом хорошего, облегченного восприятия речи является ее образность . Речь, состоящая из сухих слов и бесцветных выражений, скучна и пресна, как несоленый суп. «Необходимо создавать свое понятие, сообразуясь с чувственным ощущением, то есть в наглядном представлении соотносить понятие предмету, а это значит приблизить образное представление к понятию» (Кант). Как правило, речь развивают от наглядного представления (образ, сравнение, рассказ и т. д.) к обобщению. Абстрактные понятия без фундамента образов редко остаются в памяти. С помощью выразительных средств динамичным и жизненным предстает самый сухой материал. И здесь приходит на ум рецепт Вольтера, который можно перефразировать следующим образом: «хороший» оратор «даже из самой жесткой подошвы приготовит вкуснейшее блюдо».

Хороший оратор должен постоянно думать о том, каким путем достичь главного пункта. Каждая речь, а особенно речь с выражением своего мнения, достигает кульминации в небольшом числе выражений, содержащих основные мысли. Другими словами, речь оратора должна характеризоваться такой деталью, как целенаправленность . Формулировки целевых и ключевых предложений должны легко запоминаться. Иначе оратор рискует услышать следующий диалог после своего доклада:

Как долго говорил оратор?

Два часа.

И о чем он говорил?

Этого он не сказал...

Одним из первых форматирующих параметров речи является повышение напряжения . Оратор не просто сообщает факт за фактом, одну фразу сменяет другой, но настраивает речь на повышение напряжения, причем последнее должно быть не внешним и рассчитанным на успех приемом, а внутренне обусловленным и органичным.

Признаком искусного в психологическом отношении стиля является оправданная по смыслу, но неожиданная и нетрадиционная связь деталей. Неожиданность является фактором, повышающим внимание, а последнее, как мы уже убедились, - немаловажный прием для сохранения интереса слушателей на протяжении всей речи.

Следующее важное правило ораторского искусства, которое необходимо знать каждому человеку, выступающему перед аудиторией, гласит: сложные понятия нельзя давать концентрированно . Материал, нелегкий для понимания, «спрессованный» в тесном временном отрезке, не воспринимается слушающими. Смысловая насыщенность речи в разных ее частях должна быть различной.

Одним из существенных элементов многих хороших речей является комический элемент , «смешное». Юмор и шутки бывают особенно необходимы, когда трудные места речи уже позади. В древние времена считали, что вызывать смех для оратора очень желательно «либо потому, что веселая шутка сама вызывает расположение к тому, кто шутит, либо потому, что каждого восхищает острота, заключенная порой в одном-единственном слове, обычно при отпоре, но иной раз и при нападении, либо потому, что такая острота разбивает, подавляет, унижает и запугивает противника или показывает самого оратора человеком изящным, образованным, тонким; но главным образом потому, что она разгоняет печаль, смягчает суровость, а часто и разрешает шуткой и смехом такие досадные неприятности, какие нелегко распутать доказательствами» (Цицерон).

Действительно, острота подчас освещает проблему глубже, чем трагическая серьезность. Но, используя приемы комического, оратору не следует забывать, что для разных целей предназначены и разные виды смешного. Так, «острота доказывает не более чем остроту ума, в юморе проявляется избыток душевности», «острота высмеивает, юмор смеется. Острота умна, юмор полон любви. Острота сверкает, юмор излучает тепло. Острота разоблачает несовершенство мира, юмор помогает нам преодолевать его» (В. Пиндер). А вот едкая ирония, безжалостная насмешка, злой сарказм вообще не всегда применимы. Да, такие фразы, как: «Господин министр, я только что прослушал вашу речь, однако теперь шутки в сторону...», конечно же вызывают смех друзей и бешенство противников, но порой они легко уводят от конструктивных предложений.

Еще одним важным моментом ораторского искусства является стиль речи . Общий стиль речи - выбор слов, построение предложений - должен быть по возможности ясным, обозримым, гибким и «адекватным». Хороший стилист не стремится к литературным высотам, но и не срывается в бездну вульгаризма. Под словом «адекватный» следует понимать следующее: стиль речи должен соответствовать реальному содержанию.

Есть еще один важный момент, о котором должен помнить любой выступающий, стремящийся быть хорошим оратором: следует избегать неопределенности ; оратор, который сам не определился и с чрезмерной осторожностью оперирует словами «возможно», «желательно», может вызвать недоверие.

Еще одно часто применяемое средство воздействия - мыслительная цепь . В ней полный смысл одного звена мысли становится ясным только в связи с другими, вплоть до последнего звена в цепи мыслей.

Для того чтобы возбудить любопытство слушателей, оратору следует использовать «прием промедления », т. е. не сразу выкладывать все козыри, не сразу распутывать все узлы, а откладывать это на более поздний момент, т. е. уметь создавать словесную интригу.

Очень эффектным риторическим средством является игра слов , которая всегда остроумна и смешна, но при этом она не должна стать самоцелью, так как это уместно лишь для конферансье. Игра слов с «подтекстом» охотно воспринимается слушателями.

Важным риторическим средством, обостряющим высказывание, является намек . Оратор дает понять слушателю, что он знает нечто, о чем сообщать не будет, тем самым заинтересовывая аудиторию и привлекая ее на свою сторону. Предмет этого знания может быть либо вообще не упомянут, либо более или менее раскрыт вплоть до узнавания в зависимости от целей автора. В последнем случае говорят о прозрачном намеке. Примеры непрозрачного намека: «Вы знаете, к чему я клоню» или «Мне не нужно объяснять вам подробно, какие последствия будет иметь это событие...»

Для того чтобы приобщить слушателя к тому или иному высказыванию, можно воспользоваться «вставкой », которая выглядит как замечание, которое делается мимоходом: «Однако подумаем, что является следствием этого».

Все перечисленные риторические средства связаны друг с другом, и одно бывает встроено в другое. Но они не должны применяться слишком кучно: их действие притупляется.

Далеко не все из нас когда-нибудь слышали безупречных ораторов, которые пробуждали в аудитории энтузиазм, поражали нас своими голосом, дикцией, непринужденной манерой и иногда остроумной шуткой. О замечательном русском адвокате Ф.Н. Плевако, обладавшем удивительным даром речи, другой великий русский юрист, А.Ф. Кони, писал: «Сквозь внешнее обличив защитника выступал трибун, для которого дело было лишь мешала ограда конкретного случая, стеснявшая взмах его крыльев со всей присущей им силой». Страстный и взволнованный голос Ф.Н. Плевако захватывал и покорял слушателей, надолго оставался в их памяти.

Однако после таких речей само содержание, как и цель, может быть вытеснено на второй план впечатлением от внешних эффектов, примененных оратором. Сегодня зачастую техника речи и развлекательная ее сторона ценятся более всего; но это лишь косметика на субстанции. Очень мало ораторов действительно увлекают своих слушателей содержательной стороной выступления и заставляют относиться к тезисам серьезно. Это в полной мере относится и к политическим лидерам, включая отечественных.

А ведь каждый политик de jure является профессиональным оратором, так как основная его задача - формировать точку зрения своих избирателей (в чем, как мы все убедились, они крайне неумелы). A de facto он никогда и нигде, за редким исключением, не обучался ни основам риторики, ни стилистике, ни публичному речевому поведению. Это, в свою очередь, наводит на мысль о необходимости скорейшей перестройки российской образовательной системы, из которой 80 с лишним лет назад были выведены курсы риторики и ораторского мастерства; и это легко понять: ведь они формируют умение логически мыслить, анализировать и пропагандировать собственные идеи. Это умение подавляется любым тоталитарным режимом, который исключает как наличие, так и в особенности пропаганду плюралистических позиций. Носители наиболее стойкого интеллекта (а интеллект свободен по самой своей природе - ему ничего нельзя навязать) отправляются такими режимами на эшафот или в изгнание. История нашей Родины XX в. - трагическое тому подтверждение.

Анализ речей определенной части современной российской политической элиты наводит на мысль об отсутствии стилистически нормированной среды, которая формируется только у образованных людей.

Конечно же нелегко предложить высокому должностному лицу брать уроки по обучению навыкам выступления перед аудиторией, однако следует попытаться добиться этого косвенными методами. Например, можно предложить политику пройти определенный курс подготовки, поскольку ему может понадобиться выступить по телевидению, а это требует присутствия духа и уверенности. Можно также упомянуть тот факт, что во всем мире политических деятелей обучают навыкам публичного выступления. Другой метод - запись выступления в ходе репетиции. Прослушав запись, должностное лицо может убедиться в пользе специальной подготовки для повышения ораторского мастерства. Необходимость в обучении выступать перед аудиторией ничем не отличается от необходимости обучения игре в теннис или в гольф.

Е.Н. Зарецкая. Деловое общение. М., 2002.