Русский смех - явление очень неоднозначное, это смех утробный, смех, когда сдерживаться нет сил, потому что сам смех в общем-то под негласным запретом. Не случайно слово «смех» так хорошо рифмуется со словом «грех». Аверинцев не зря писал , что «за этим стоит нечто более глубокое, более спонтанное и более национальное, чем какая бы то ни было аскетическая программа особого круга святых или святош». Такое отношение к смеху — часть национальной культуры. Именно поэтому в течение долгого времени в Российской Империи не было карикатур и вообще юмора.
Реформы Петра и приобщение к европейской культуре подарили нам светскую литературу и искусство, при Екатерине в России появляются первые газеты — одновременно с европейскими, но жанр карикатуры в течение долгого времени не развивался. Первая русская карикатура появляется в связи с наполеоновскими войнами, на XIX век приходится расцвет этого жанра. Однако цензуру никто не отменял, поэтому русские карикатуры XIX века не затрагивали членов царской семьи - в Сибирь не хотелось ни художникам, ни издателям.
Лишь в начале ХХ века, с развитием революционной публицистики, рассчитанной на широкий круг читателей (и зрителей!) появляется подпольная отечественная карикатура. Мы выбрали личности монархов, потому что именно их решения определяли политику страны, ее образ на мировой политической арене. В этом посте мы чаще рассматриваем зарубежные карикатуры — во-первых, потому что русских нет, а во-вторых — может быть и правда со стороны виднее? Сейчас официально одобряемым, а потому — модным, считается мнение о том, что Запад нас не любит, а потому — обижает и высмеивает. В каком-то смысле это правда, но правда, вытекающая из другой смеховой культуры. Впрочем, об этом гораздо лучше меня сказал Аверинцев, так что давайте просто посмотрим картинки и подумаем какие выводы можно сделать на полях.

Русская корона
Открытка 1905 г.

ЕКАТЕРИНА II
Русско-турецкие войны 1768—1774; 1787—1792.
"Императорский шаг" Екатерины II из России в Константинополь

1791. Британская карикатура на неудачное посредничество Австрии и Франции в переговорах между Екатериной и Турцией.

1791 Русская Медведица и её неукротимый наездник, атакующие Британский легион


Медведицу с головой Екатерины II оседлал князь Г. А. Потемкин с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей во главе с премьер-министром Уильямом Питтом, королем Георгом III , лордом-канцлером Турлоу и, предположительно, герцогом Лидсом. Неукротимый Потемкин отсек все наконечники их копий, за исключением одного. Реплики английских господ более чем скабрезны. За спинами политиков находятся два епископа, один из которых шепчет невероятную молитву: From Russian Bears good Lord deliver me («Избави меня, Господи, от Русских Медведей …»)

1795. Царская забава


В левой части листа радостная Екатерина, сидящая на троне. Рядом с троном - Медведь, лежащий в позе сфинкса (видна только его оскаленная морда и вытянутые вперед лапы). Подошедший к трону Суворов (по всей видимости, это его первое появление в английских карикатурах) протягивает Екатерине головы польских женщин и детей со словами: «Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил Ваше ласковое материнское поручение к заблудшему народу Польши, и принес Вам Сбор Десяти Тысяч Голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после Капитуляции ». Подмышкой у Суворова зажата сабля и Articles of Capitulation Warzaw (Акт о капитуляции Варшавы); окровавленные рукава его совершенно абсурдного расшитого золотом мундира засучены. За Суворовым трое его солдат, несущих корзины с головами несчастных полек. Над ними парит черт, который аплодирует Екатерине со словами: «Браво! Это превосходит даже сцену с отравлением». На самом правом краю листа - бюст Чарльза Фокса на пьедестале.

Итак, Екатерину не любили, как не любили бы любую другую женщину на троне, особенно сильную женщину, которая действительно управляла своей страной. Так карикатура «Императорский шаг» позднее легла в основу

. Возможно, автор этих строк пристрастен, но по мне так у России действительно императорский шаг, попортивший немало крови завистникам и политическим противникам. Большинство карикатур направлены на женственность Екатерины или ее отсутствие, позднее будет много карикатур в этом духе на феминисток и суфражисток. Конечно, не могла не обыгрываться тема любовников Екатерины. По-моему политических противников возмущало не столько то, что императрица России смеет проводить независимую политику и диктовать другим странам свои условия, сколько то, что она — женщина. Или, во всяком случае, это возмущало карикатуристов.

ПАВЕЛ I
Великодушный союзник

Английская карикатура "Великодушный союзник" (автор Дж. Гилрей) на Императора Павла I, выходом России из антифранцузской коалиции нарушившим - с точки зрения англичан и их союзников (Австрии, Турции, Королевства Обеих Сицилий) - свои союзнические обязательства.

Английская карикатура на Павла I

Павла, как мы видим, тоже не любили, но поскольку особенно отличиться он не успел, то не любили абстрактно. Если карикатуры на Екатерину полны конкретными указаниями на события политической жизни, то Павла просто изображают страшилищем. Увы, времени у него было немного.

АЛЕКСАНДР I
1807. Императорская закуска или Обед в Тильзите. Англия.


Наполеон: «Дорогой брат, что с вами, отчего вы не кушаете? Взгляните, какую сытную трапезу готовит наш другой возлюбленный кузен и брат из крошек, падающих со стола».
Александр: «И как же, черт подери, я могу кушать, брат, если вы подгребли все под себя?»

1807. Новогодний подарок Александру. Франция.

Александру, казалось бы, должно повезти намного больше, чем отцу, но ему выпала нелегкая участь прославиться. При нем была другая звезда, которой хватало не только времени, но и сил затмить собой весь горизонт Европы, в том числе и карикатурный. Это Наполеон. Увы, для императора Александра это обстоятельство стало фатальным: практически все карикатуры с ним посвящены войне с Наполеоном. Русских карикатур с царем практически нет, хотя казалось бы именно здесь можно было бы изобразить царя в самых приличных красках.

НИКОЛАЙ I
Кнут или кошелек. Карикатура французского художника Оноре Домье на антисемитскую политику Николая I

1847. Николай I изучает картикатуру на самого себя.

1850. Царь Николай I работает в своём кабинете. Топчет карту Франции, так сильно размахивая саблей, что теряет шапку. А из приоткрытой двери казак копьём уже прицеливается на Францию. (“Шаривари” (“Le Charivari”), 8 августа 1850 г.)

1854. Русский монарх поет красиво, но за спиной у него - крылья демона

На этой картинке Николай I изображён в костюме дьявола, поющего притворные молитвы. Обратите снимание на раздвоенное копыто вместо левой ноги императора.

1855. Карикатура на Николая I времен Крымской войны.

Русский Колосс

1856. На рисунке обыгрывается сцена искушения Христа: дьявол (Николай I) искушает греческого короля Отто I обещанием отдать Константинополь и возродить Византийскую империю, если Греция поддержит Россию. “Шаривари”, 26 апреля 1856 г.)

А вот Николаю I с сюжетами повезло: разнообразно. Во-первых, вечная тема евреев. У европейцев к тому времени евреев уже и награбили, и нагоняли всячески — все средневековье этим занимались — и наконец решили защитить законами, а в России только во вкус вошли. Ну как тут было не повозмущаться? Не свои же правители евреев гоняют - самое время развлечься! А вообще ярких личностей на небосклоне Европы стало поменьше и Николаю просто никто не мешал самовыражаться. И выражать его, разумеется. Так что и кровожадные замыслы, и дикие казаки, и противостояние всему цивилизованному миру, и даже искушения бесовские — все раскрыто.

АЛЕКСАНДР II
1855. Молодой царь вступает в наследство. (“Панч”, 17 марта 1855 г.)

1861. Свет в русской тьме

1863. Линкольн и Александр II представлены английской пропагандой, как два «экстремиста» — два кровожадных лидера, ведущих войны

1869. Цивилизация по-русски

Русский монарх-крестоносец. Карикатура времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Александру II пришлось начать с отцовских сапог, так что в карикатурах на него все время встречаются отсылки к папеньки - моанрх-крестоносец один чего стоит. Но обратите внимание: первая позитивная карикатура из тех, что нам удалось найти: свет во тьме. Таки отмену крепостного права иначе расценить невозможно. Зато телодвижения в сторону реакции — действительные или мнимые — это уже цивилизация по-русски. До прав и свобод человека и гражданина в Империи было далеко, несмотря на проект конституции. Впрочем, Александра II любили, даже крестоносцем вот нарекли. Так что он у нас герой даже для враждебных западных СМИ.

АЛЕКСАНДР III
1881. Александр III в рабочем антураже

1890. Карикатура на Александра III. из журнала Punch за 1890 г. В левом верхнем углу - напоминание о порке женщин в Сибири,
внизу - строки из письма Зотова, казненного после "якутской бойни" 1889 года.

Александр III представлен как типичный полицай: злобный и женщин порет, хорошо хоть не самолично. Период был действительно тюремно-замочный, но и внешней политикой Российская Империя в те времена занималась мало: войн не вела, а стало быть никому не мешала, потому и тем для карикатур оказалось немного.

НИКОЛАЙ II
1900. Россия и мир

1900. Царь-батюшка

Начало XX века. Николай II и развитие отечественной экономики

1901. Раздел Китая. Слева направо: королева Виктория (Великобритания), кайзер Вильгельм II (Германия), Николай II (Россия), Марианна (символ Франции) и император Мицухито (Япония); на заднем плане — китайский император.

1902 Николай II и Толстой

1904. Я - самодержец. Искра. Карикатура на поражение в русско-японской войне.

(1905?). Царь Николай II балансирует на натянутом канате между японскими винтовками и затонувшим русским кораблем

1905. Николай II, теперь кровавый, душитель революции

Первая мировая война. Николай II лично наводит порядок.

1915. Распутин и царская семья:

1918. Николай II, антимонархическая пропаганда большевиков

Николаю II повезло больше всех. Во-первых, в это время появляются и отечественные карикатуры (официальные и не очень), во вторых распространение средств массовой информации ведет к увеличению количества материалов, а в-третьих — Россия снова ведет активную политическую жизнь, так что начинает мешать. Россия, довлеющая над миром, нагло распространяющая свои щупальца в приличную и мирную Европу, Россия за разделом китайского пирога, Николай лично не пускающий в страну американскую коммерцию или выметающий поганой метлой германских захватчиков. Особенный интерес представляют японские карикатуры: их эстетика привлекает внимание, несмотря на комические сюжеты, они красивы настолько, что их хочется рассматривать вне юмористического контекста. Революционные карикатуры также специфичны. Рассчитанные на определенную целевую аудиторию (как правило на малограмотных работяг) они предельно конкретны и комический сюжет смещается в грубую физиологию. Для понимания этих карикатур едва ли требуется знание исторического контекста. Карикатур на Николая очень много, причем они касаются как внешней и внутренней политики, так и личной жизни монарха.

А еще у меня душа и ресницы красивые (с)

Русский смех - явление очень неоднозначное, это смех утробный, смех, когда сдерживаться нет сил, потому что сам смех в общем-то под негласным запретом. Не случайно слово «смех» так хорошо рифмуется со словом «грех». Аверинцев не зря писал , что «за этим стоит нечто более глубокое, более спонтанное и более национальное, чем какая бы то ни было аскетическая программа особого круга святых или святош». Такое отношение к смеху - часть национальной культуры. Именно поэтому в течение долгого времени в Российской Империи не было карикатур и вообще юмора. Реформы Петра и приобщение к европейской культуре подарили нам светскую литературу и искусство, при Екатерине в России появляются первые газеты - одновременно с европейскими, но жанр карикатуры в течение долгого времени не развивался. Первая русская карикатура появляется в связи с наполеоновскими войнами, на XIX век приходится расцвет этого жанра. Однако цензуру никто не отменял, поэтому русские карикатуры XIX века не затрагивали членов царской семьи - в Сибирь не хотелось ни художникам, ни издателям. Лишь в начале ХХ века, с развитием революционной публицистики, рассчитанной на широкий круг читателей (и зрителей!) появляется подпольная отечественная карикатура. Мы выбрали личности монархов, потому что именно их решения определяли политику страны, ее образ на мировой политической арене. В этом посте мы чаще рассматриваем зарубежные карикатуры - во-первых, потому что русских нет, а во-вторых - может быть и правда со стороны виднее? Сейчас официально одобряемым, а потому - модным, считается мнение о том, что Запад нас не любит, а потому - обижает и высмеивает. В каком-то смысле это правда, но правда, вытекающая из другой смеховой культуры. Впрочем, об этом гораздо лучше меня сказал Аверинцев, так что давайте просто посмотрим картинки и подумаем какие выводы можно сделать на полях.


Русская корона
Открытка 1905 г.

ЕКАТЕРИНА II
Русско-турецкие войны 1768-1774; 1787-1792.
"Императорский шаг" Екатерины II из России в Константинополь

1791. Британская карикатура на неудачное посредничество Австрии и Франции в переговорах между Екатериной и Турцией.

1791 Русская Медведица и её неукротимый наездник, атакующие Британский легион


Медведицу с головой Екатерины II оседлал князь Г. А. Потемкин с обнаженной саблей в руке; вдвоем они успешно противостоят группе британских политических деятелей во главе с премьер-министром Уильямом Питтом, королем Георгом III , лордом-канцлером Турлоу и, предположительно, герцогом Лидсом. Неукротимый Потемкин отсек все наконечники их копий, за исключением одного. Реплики английских господ более чем скабрезны. За спинами политиков находятся два епископа, один из которых шепчет невероятную молитву: From Russian Bears good Lord deliver me («Избави меня, Господи, от Русских Медведей …»)

1795. Царская забава


В левой части листа радостная Екатерина, сидящая на троне. Рядом с троном – Медведь, лежащий в позе сфинкса (видна только его оскаленная морда и вытянутые вперед лапы). Подошедший к трону Суворов (по всей видимости, это его первое появление в английских карикатурах) протягивает Екатерине головы польских женщин и детей со словами: «Итак, моя Царственная Госпожа, я в полной мере исполнил Ваше ласковое материнское поручение к заблудшему народу Польши, и принес Вам Сбор Десяти Тысяч Голов, заботливо отделенных от их заблудших тел на следующий день после Капитуляции ». Подмышкой у Суворова зажата сабля и Articles of Capitulation Warzaw (Акт о капитуляции Варшавы); окровавленные рукава его совершенно абсурдного расшитого золотом мундира засучены. За Суворовым трое его солдат, несущих корзины с головами несчастных полек. Над ними парит черт, который аплодирует Екатерине со словами: «Браво! Это превосходит даже сцену с отравлением». На самом правом краю листа – бюст Чарльза Фокса на пьедестале.

Итак, Екатерину не любили, как не любили бы любую другую женщину на троне, особенно сильную женщину, которая действительно управляла своей страной. Так карикатура «Императорский шаг» позднее легла в основу
. Возможно, автор этих строк пристрастен, но по мне так у России действительно императорский шаг, попортивший немало крови завистникам и политическим противникам. Большинство карикатур направлены на женственность Екатерины или ее отсутствие, позднее будет много карикатур в этом духе на феминисток и суфражисток. Конечно, не могла не обыгрываться тема любовников Екатерины. По-моему политических противников возмущало не столько то, что императрица России смеет проводить независимую политику и диктовать другим странам свои условия, сколько то, что она - женщина. Или, во всяком случае, это возмущало карикатуристов.

ПАВЕЛ I
Великодушный союзник

Английская карикатура "Великодушный союзник" (автор Дж. Гилрей) на Императора Павла I, выходом России из антифранцузской коалиции нарушившим - с точки зрения англичан и их союзников (Австрии, Турции, Королевства Обеих Сицилий) - свои союзнические обязательства.

Английская карикатура на Павла I

Павла, как мы видим, тоже не любили, но поскольку особенно отличиться он не успел, то не любили абстрактно. Если карикатуры на Екатерину полны конкретными указаниями на события политической жизни, то Павла просто изображают страшилищем. Увы, времени у него было немного.

АЛЕКСАНДР I
1807. Императорская закуска или Обед в Тильзите. Англия.


Наполеон: «Дорогой брат, что с вами, отчего вы не кушаете? Взгляните, какую сытную трапезу готовит наш другой возлюбленный кузен и брат из крошек, падающих со стола».
Александр: «И как же, черт подери, я могу кушать, брат, если вы подгребли все под себя?»

1807. Новогодний подарок Александру. Франция.


Александру, казалось бы, должно повезти намного больше, чем отцу, но ему выпала нелегкая участь прославиться. При нем была другая звезда, которой хватало не только времени, но и сил затмить собой весь горизонт Европы, в том числе и карикатурный. Это Наполеон. Увы, для императора Александра это обстоятельство стало фатальным: практически все карикатуры с ним посвящены войне с Наполеоном. Русских карикатур с царем практически нет, хотя казалось бы именно здесь можно было бы изобразить царя в самых приличных красках.

НИКОЛАЙ I
Кнут или кошелек. Карикатура французского художника Оноре Домье на антисемитскую политику Николая I

1847. Николай I изучает картикатуру на самого себя.

1850. Царь Николай I работает в своём кабинете. Топчет карту Франции, так сильно размахивая саблей, что теряет шапку. А из приоткрытой двери казак копьём уже прицеливается на Францию. (“Шаривари” (“Le Charivari”), 8 августа 1850 г.)

1854. Русский монарх поет красиво, но за спиной у него - крылья демона

На этой картинке Николай I изображён в костюме дьявола, поющего притворные молитвы. Обратите снимание на раздвоенное копыто вместо левой ноги императора.

1855. Карикатура на Николая I времен Крымской войны.

Русский Колосс

1856. На рисунке обыгрывается сцена искушения Христа: дьявол (Николай I) искушает греческого короля Отто I обещанием отдать Константинополь и возродить Византийскую империю, если Греция поддержит Россию. “Шаривари”, 26 апреля 1856 г.)


А вот Николаю I с сюжетами повезло: разнообразно. Во-первых, вечная тема евреев. У европейцев к тому времени евреев уже и награбили, и нагоняли всячески - все средневековье этим занимались - и наконец решили защитить законами, а в России только во вкус вошли. Ну как тут было не повозмущаться? Не свои же правители евреев гоняют - самое время развлечься! А вообще ярких личностей на небосклоне Европы стало поменьше и Николаю просто никто не мешал самовыражаться. И выражать его, разумеется. Так что и кровожадные замыслы, и дикие казаки, и противостояние всему цивилизованному миру, и даже искушения бесовские - все раскрыто.

АЛЕКСАНДР II
1855. Молодой царь вступает в наследство. (“Панч”, 17 марта 1855 г.)

1861. Свет в русской тьме

1863. Линкольн и Александр II представлены английской пропагандой, как два «экстремиста» - два кровожадных лидера, ведущих войны

1869. Цивилизация по-русски

Русский монарх-крестоносец. Карикатура времен русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Александру II пришлось начать с отцовских сапог, так что в карикатурах на него все время встречаются отсылки к папеньки - моанрх-крестоносец один чего стоит. Но обратите внимание: первая позитивная карикатура из тех, что нам удалось найти: свет во тьме. Таки отмену крепостного права иначе расценить невозможно. Зато телодвижения в сторону реакции - действительные или мнимые - это уже цивилизация по-русски. До прав и свобод человека и гражданина в Империи было далеко, несмотря на проект конституции. Впрочем, Александра II любили, даже крестоносцем вот нарекли. Так что он у нас герой даже для враждебных западных СМИ.

АЛЕКСАНДР III
1881. Александр III в рабочем антураже

1890. Карикатура на Александра III. из журнала Punch за 1890 г. В левом верхнем углу - напоминание о порке женщин в Сибири,
внизу - строки из письма Зотова, казненного после "якутской бойни" 1889 года.

Александр III представлен как типичный полицай: злобный и женщин порет, хорошо хоть не самолично. Период был действительно тюремно-замочный, но и внешней политикой Российская Империя в те времена занималась мало: войн не вела, а стало быть никому не мешала, потому и тем для карикатур оказалось немного.

НИКОЛАЙ II
1900. Россия и мир

1900. Царь-батюшка

Начало XX века. Николай II и развитие отечественной экономики

1901. Раздел Китая. Слева направо: королева Виктория (Великобритания), кайзер Вильгельм II (Германия), Николай II (Россия), Марианна (символ Франции) и император Мицухито (Япония); на заднем плане - китайский император.

1902 Николай II и Толстой

1904. Я - самодержец. Искра. Карикатура на поражение в русско-японской войне.

(1905?). Царь Николай II балансирует на натянутом канате между японскими винтовками и затонувшим русским кораблем

1905. Николай II, теперь кровавый, душитель революции

Первая мировая война. Николай II лично наводит порядок.

1915. Распутин и царская семья:

1918. Николай II, антимонархическая пропаганда большевиков

Николаю II повезло больше всех. Во-первых, в это время появляются и отечественные карикатуры (официальные и не очень), во вторых распространение средств массовой информации ведет к увеличению количества материалов, а в-третьих - Россия снова ведет активную политическую жизнь, так что начинает мешать. Россия, довлеющая над миром, нагло распространяющая свои щупальца в приличную и мирную Европу, Россия за разделом китайского пирога, Николай лично не пускающий в страну американскую коммерцию или выметающий поганой метлой германских захватчиков. Особенный интерес представляют японские карикатуры: их эстетика привлекает внимание, несмотря на комические сюжеты, они красивы настолько, что их хочется рассматривать вне юмористического контекста. Революционные карикатуры также специфичны. Рассчитанные на определенную целевую аудиторию (как правило на малограмотных работяг) они предельно конкретны и комический сюжет смещается в грубую физиологию. Для понимания этих карикатур едва ли требуется знание исторического контекста. Карикатур на Николая очень много, причем они касаются как внешней и внутренней политики, так и личной жизни монарха.

Английская карикатура. 1776 год

Первый бум карикатур на щеголей приходится на период вокруг 1789 года. Дело в том, что если в раннее Новое время внешний облик все еще позволял определить происхождение, род занятий и имущественное положение человека, то к XVIII веку это становится сложнее. Начинают звучать жалобы на то, что больше невозможно отличить служанку от госпожи. Это, безусловно, преувеличение, но весьма показательное. «Существуют ли различия, если они не видны?» — ключевой вопрос, который подталкивал представителей элиты к поискам новых знаков изысканности, а мечтателей, грезивших о бесклассовом обществе, к созданию проектов единой униформы для всех граждан:

«От десяти до тридцати лет молодые люди каждой профессии будут носить форменное платье из одной и той же материи, чистое, но обыкновенное и подходящее для их занятий. Каждая корпорация будет отличаема каким-нибудь цветом, соответствующим главному предмету ее труда, или каким-либо другим знаком».

Этьен-Габриэль Морелли. «Кодекс природы, или Подлинный дух ее законов» (1755 год, перевод М. Е. Ландау)

С тридцати лет, по мысли Морелли, человек может одеваться сообразно своему вкусу, но без излишеств.

Так что модные баталии подготавливали и сопровождали социальные потрясения в Европе в «век революций», а потом и наследовали им.

Мушки


Ссора с евреем-покровителем. Из серии «Карьера проститутки». Карикатура Уильяма Хогарта. 1732 год Victoria and Albert Museum

Одна из наиболее узнаваемых черт моды XVIII века, сохранявшая популярность на всем его протяжении, — мушки. Некоторый упадок интереса к мушкам наблюдается с 1780-х годов, в эпоху предромантизма, когда начала цениться «естественная» красота и женщины стали постепенно отказываться от тяжелого макияжа, отличавшего предшествующий период. Однако и в это время мушки продолжали носить многие пожилые дамы, верные привычкам своей молодости.

В действительности мушки использовались для того, чтобы лучше оттенить фарфоровую белизну кожи (вернее, покрывавшего ее слоя грима, обычно — свинцовых белил, о вреде которых заговорили позже). Но в карикатуре уже в начале XVIII века мушки приобрели свой смысл: они обозначали модную женщину, а значит, в глазах моралистов, кокетку и даже распутницу. Подписи к некоторым картинкам намекают на то, что основным назначением мушек было скрыть следы сифилиса. Растиражированная в гравюре серия картин Уильяма Хогарта «Карьера проститутки» дает характерный пример подобного переосмысления мушек: их появление — недвусмысленный знак падения героини. Мушка на лбу дополняет характеристику героини, заданную ситуацией: она отвлекает одного любовника, чтобы другой мог скрыться.

Фижмы


Карикатура на фижмы. 1748 год pinterest.com

Женский костюм на протяжении большей части XVIII века был довольно объемным. Это достигалось при помощи скрытых под юбками сложных конструкций. Широкий каркас, вставлявшийся под юбку, а также сама юбка на таком каркасе назывались «фижмами» — предположительно, от немецкого слова Fischbein, «китовый ус». В начале века использовалась колоколообразная структура, состоящая из круглых обручей разного диаметра, однако к 1730-м годам в моду вошел уплощенный спереди и сзади, расширенный по бокам силуэт.

На карикатуре 1748 года две модницы не могут разминуться на улице, без того чтобы одной из них не пришлось совершать сложные манипуляции со своими юбками, демонстрируя исподнее окружающим.

Панье

Панье. Карикатура 1775 года pinterest.com

Позднейшая модификация фижм, возникшая в середине XVIII века, называлась «панье» — от французского слова panier, «корзина». Предположительно, панье допускали большую свободу движений, так как вместо цельных обручей и сложной системы завязок, придававшей фижмам форму эллипса, в них начали использоваться отдельные корзинки, крепившиеся по бокам.

В большинстве карикатур этого периода изобличается искусственность модного тела, понимаемая как проявление женской хитроумности, и, прямо или косвенно, высмеивается наивность мужчин, которых можно соблазнить показным лоском.


Магазин задов. Английская карикатура. 1785 год

Развивая тему модного тела как причудливой иллюзии, эта карикатура сводит различные конфигурации фижм — как реально существовавшие, так и выдуманные художником — в единую систему, очевидно, не без влияния естественно-научных классификаций натуралистов Жоржа-Луи Бюффона и Карла Линнея.

Корсет

Пляска смерти. Гравюра Алларта Класса. 1562 год Baillieu Library Print Collection, The University of Melbourne

Корсет появился в XVI веке и уже тогда, как и другие модные ухищрения, подвергался осмеянию как символ суетного тщеславия. На гравюре Алларта Класса модно одетая пара беззаботно танцует, по-видимому, не догадываясь, что за перкуссионист задает ритм.

Тугая шнуровка, или Мода прежде удобства. Карикатура Джона Коллета. Около 1777 года The Lewis Walpole Library

В XVIII веке с корсетом обычно связаны сюжеты, подразумевающие одевание или раздевание, а значит, определенный эротизм. Шнуровка на спине не позволяла даме одеться самостоятельно — карикатура Коллета высмеивает суетность модницы, привлекшей целый отряд слуг, чтобы потуже зашнуровать корсет. Пикантность ситуации подчеркивается фигурами собаки и обезьянки, символизирующими низменные страсти: похоть и тщеславие.


Тугая шнуровка, или Жена сапожника прифрантилась. Английская карикатура. 1777 год The Trustees of the British Museum

Кроме того, мишенью сатиры становится контраст между происхождением и амбициями. Жена сапожника смогла затянуть корсет потуже, воспользовавшись одним из рабочих инструментов своего супруга, но тот не оценил ее находчивость. Карикатура отражает проникновение моды во все слои общества и возникновение опасений, связанных с неумеренными тратами и сомнительной моралью модниц.


Немного туже. Карикатура Томаса Роулендсона. 1790 год National Gallery of Victoria, Melbourne

Реагируя на стирание социальных различий, карикатуристы подчеркивают их, утрируя стереотипические сословные характеристики тела. Если аристократы изображались чересчур манерными, то представители третьего сословия — грубыми и неотесанными. Неуклюжая тучная дама, пытающаяся обрести модный силуэт при помощи тугой шнуровки, символизирует политические и культурные претензии буржуазии.

Оригинальная подбивка: средство для придания округлости. Карикатура Джеймса Гилрея.
1791 год
The Trustees of the British Museum

Корсет XVIII века был очень жестким, придавая лифу модного платья форму гладкого перевернутого конуса. Ситуация изменилась к 1790-м годам: теперь корсет мог дополняться накладками, подчеркивающими и увеличивающими грудь.

Гилрей преувеличивает усилия, предпринимаемые миссис Фитцгерберт, морганатической супругой будущего короля Великобритании Георга IV, чтобы понравиться своему принцу, и этим предвосхищает форму корсета, характерную для XIX века, когда в моду вошел силуэт «песочные часы».


Подлинный вид новой машины для шнуровки дам. 1829 год The New York Public Library

Промышленная революция наложила свой отпечаток на представления о модном теле.

Макарони

Английская карикатура. 1774 год «Том, сын мой, что это?» Library of Congress

В 1760-70-х годах побывавшие на континенте молодые британцы привозили домой чужеземные манеры и наряды — высокие пудреные парики, туфли с красными каблуками, перчатки с отворотами, яркий макияж. Это явление имело большой общественный резонанс. Изображения, уподобляющие разряженных, гримасничающих юношей клоунам или обезьянам, откровенно ксенофобны. Это отражение вечных традиционалистских сетований на «порчу нравов» под тлетворным влиянием заграницы.

«Том, сын мой, что это?» — спрашивает поместный дворянин своего сына, примкнувшего в столице к макарони. Комический контраст — наглядное выражение социальной и культурной пропасти, разделившей поколения — строится здесь на противопоставлении не только костюма, но и телосложения и поз персонажей, напоминая нам, что мода — это нечто большее, чем просто одежда.

Куафюра а-ля Мария Антуанетта


Лицом к лицу, или Дамский курятник. Английская карикатура. 1776 год The Trustees of the British Museum

В последней четверти века прически, или куафюры (от французского coiffure), внезапно начинают расти ввысь, достигая нечеловеческих размеров — по крайней мере так кажется карикатуристам.

Французская дама в Лондоне. Карикатура Сэмюэля Иеронимуса Гримма. 1771 год The Trustees of the British Museum

В настоящее время многие исследователи склонны считать вымыслом эксцентричные уборы, которыми пестрят сатирические изображения, помещающие на верхушку и без того монументальной дамской прически башню или корабль, а то и еще одну модницу. Нигде, кроме карикатур, этот мотив не встречается, его не подтверждают ни живописные портреты, ни документальные источники, и в действительности самым громоздким украшением головы были, по-видимому, страусовые перья.

Смехотворные моды, или Абсурд, до которого доходят дамы. Английская карикатура. 1771 год The Trustees of the British Museum

Тем не менее прически, без сомнения, стали объемнее и приобрели ярко выраженную вертикальную доминанту — именно такой стиль ассоциируется с королевой Марией-Антуанеттой, хотя она сама успела поносить и прическу с небрежно растрепанными локонами, вошедшую в моду позднее.


Отказ от пудры, или Бережливое семейство экономит гинею. Карикатура Джеймса Гилрея.
1795 год
National Portrait Gallery, London

Прическа в духе Марии-Антуанетты (как и другие стили XVIII века) требовала обильного напудривания. Сверкающая дымка пудры придавала воздушности массивным конструкциям из собственных и накладных волос и считалась очень изящной. Кроме того, впитывая жир, пудра позволяла держать волосы в относительной чистоте — до изобретения шампуня оставалось еще более века. В конце столетия в Великобритании был введен налог на пудру для волос, заставивший многих островитян отказаться от этой роскоши раньше, чем это сделали модники на континенте.

Накладные икры

Шнурование денди. Английская карикатура. 1819 год The Metropolitan Museum of Art

Если дамы в основном стремились зрительно расширить область бедер, представления о мужественности требовали демонстрации мускулистых ног: аристократы носили короткие штаны — кюлоты. Для тех, чье тело не вполне соответствовало идеалу, в атласные чулки вшивали накладки на икры. Накладные икры пользовались успехом на всем протяжении XVIII века, достигнув пика популярности накануне Французской революции, и сохранялись в начале XIX века, когда кюлоты сменились длинными, но узкими панталонами и облегающими лосинами.

На карикатуре модник эпохи Регентства не только утянут в корсет, но и использует специальные приспособления, имитирующие широкие плечи, мускулистые бедра и мощные икры.

Инкруаябли

Инкруаябль. Карикатура Антуана Шарля Ораса Верне. Около 1790 года fashion-hi-story.blogspot.com

На фоне революционного террора во Франции появились модники, которых прозвали «невероятными» (les incroyables). Их огромные накрахмаленные шейные платки и костюмы фантастических расцветок словно пытались возродить к жизни аристократию Старого режима. Это было больше похоже на пир во время чумы, чем на сознательное политическое высказывание, но в историю моды инкруаябли вписали одну из самых ярких страниц.


Вальс. Гравюра Антуана Шарля Ораса Верне. 1800 год The Trustees of the British Museum

Существует мнение, что инкруаябли и их не менее удивительные подруги мервейёзы (les merveilleuses) устраивали так называемые балы жертв, на которые допускались только родственники казненных дворян. На эти собрания дамы якобы являлись с собранными наверх или коротко стриженными волосами, как будто перед казнью, и повязывали на шею красную ленточку, имитировавшую кровавый след. Еще большую театральность этим балам придавали диковинные движения, которыми участники сопровождали свои танцы: они мотали головами из стороны в сторону так, словно те вот-вот готовы были скатиться с плеч, отсылая к мотиву обезглавливания. Некоторые исследователи полагают, что эти балы — миф, изобретенный писателями-романтиками эпохи Реставрации. Но как тогда объяснить карикатуры, на которых герои изображены в процессе какого-то странного танца?

В 1984 году молодой Джон Гальяно, заканчивавший учебу в лондонском колледже Central Saint Martins, посвятил инкруаяблям свою дипломную коллекцию. Сценическое решение дефиле показывало, что, по мысли дизайнера, именно эти модники были подлинными героями Французской революции.

«Нагая мода»


Три грации на сильном ветру. Карикатура Джеймса Гилрея. 1810 год The Trustees of the British Museum

В конце XVIII века революция произошла и в дамской моде: массивные платья с фижмами ушли в прошлое, сменившись легкими одеяниями в духе античной туники. Талия поднялась под грудь — возникла так называемая ампирная линия, название которой восходит к французскому empire, «империя»: этот силуэт получил наибольшее распространение в 1804-1814 годах, при империи Наполеона Бонапарта.

Парижские дамы зимой 1800 года. Карикатура Джона Коуза. 1799 год Wikimedia Commons

Радикально изменился не только фасон, но и модные цвета и текстуры: на смену богато украшенному тяжелому бархату и парче пришел невесомый муслин светлых тонов без рисунка. Воздушные платья скандализировали многих наблюдателей, которые, казалось, могли различить под тончайшими тканями все сокровенные части тел модниц — впрочем, вполне вероятно, что это была только игра воображения.

Волна «нагой моды» докатилась и до России. Филипп Вигель замечал в своих «Записках»:

«Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, которые плотно охватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете».

Несоответствие сезону часто высмеивается в карикатурах на «нагую моду».

Капор


Уединенное свидание. Французская карикатура. 1810-е годы Wikimedia Commons

Во Франции периода Директории (1796-1799 годы) наиболее актуальным головным убором, дополнявшим «нагое» платье, был тюрбан. Однако в начале XIX века под влиянием Англии многие континентальные модницы стали носить капор. Именно в таких шляпках героини Джейн Остин прогуливались по курортному городу Бату и другим фешенебельным местам. Защищавшие девичьи лица от нескромных взглядов поля капора действительно могли быть очень широкими.

«Баранья нога»


Любопытный крой рукавов. Карикатура Уильяма Хита. 1829 год The Metropolitan Museum of Art

Увлечение античностью рубежа XVIII-XIX веков к концу двадцатых годов сменилось интересом к Средним векам и эпохе Возрождения, что проявилось, в частности, в моде на объемные рукава причудливой формы. Некоторое представление о том, как они выглядели, позволяет составить распространенное название нового фасона — «баранья нога». Другие бытовавшие в это время наименования отсылают не столько к форме рукавов, сколько к умственным способностям выбиравших их модниц: французское à l’imbecile примерно соответствует позднейшему русскому «я у мамы дурочка».

Кринолин

Частичное затмение. Карикатура из журнала «Уленшпигель». 1856 год The Trustees of the British Museum

На протяжении 1830-40-х годов объем платьев постепенно увеличивался за счет нескольких слоев накрахмаленных нижних юбок, пока наконец в моду не вернулась конструкция из поддерживающих обручей.


Кринолин зимой. Карикатура Оноре Домье. 1858 год «Госпожа, если угодно, я с вас смету?» Brooklyn Museum

Благодаря новым материалам и технологиям эта конструкция сделалась намного более гибкой и подвижной, чем старорежимные фижмы, и называться стала по-другому — кринолин. Введение кринолина приписывается Чарльзу Фредерику Уорту — первому модельеру с мировым именем, отцу-основателю от-кутюр («высокой моды»). Критики кринолина представляли его клеткой, в которую заточена женщина; карикатуристы утрировали громоздкость модного силуэта.


Кринолин. Карикатура Джорджа Крукшенка. 1850 год Wikimedia Commons

Однако, скорее всего, неудобство кринолина преувеличено: он не мешал женщинам вести активный образ жизни. Стоит вспомнить, к примеру, военную медсестру и общественного деятеля этого периода Флоренс Найтингейл. Современные исследователи склонны подчеркивать не закрепощающий, а, напротив, позитивный смысл кринолина, придававшего женщине более внушительный вид и в силу этого — большую уверенность в себе.

Новый способ использования нижних юбок, только что вошедших в моду. Карикатура Оноре Домье. 1856 год National Gallery of Australia

Повод для эротических фантазий давала не только «нагая мода», но и полностью скрывавший женское тело строгий костюм викторианской эры. В данном случае под предлогом подшучивания над несуразным объемом кринолина карикатурист демонстрирует зрителю женские ноги до колена. В эпоху, когда даже ножки роялей могли деликатно драпироваться, чтобы не вызывать непристойных ассоциаций, подобное изображение граничило с порнографией.

Турнюр


Вето. Карикатура Джорджа дю Морье из сатирического журнала «Панч». 1877 год Джентльмен: «Присядем?» Дама: «Я бы с удовольствием, но моя портниха говорит, что не стоит». Wikimedia Commons

Колоколообразный объем кринолина постепенно трансформировался, уплощаясь впереди и вытягиваясь сзади, пока модные журналы не объявили о рождении нового модного феномена — турнюра.

Карикатура на турнюр из сатирического журнала «Панч». 1870 год Wikimedia Commons

Кроме того, более кокетливый по сравнению с неприступным кринолином турнюр вновь вводит в карикатуру тему женского тщеславия и становится элементом образа легкомысленной вертихвостки.

«Хромая юбка» (hobble skirt)

Открытка. Около 1910 года ebay.co.uk

В начале XX века в моду вошла перехваченная внизу длинная узкая юбка, название которой дословно переводится как юбка-хромоножка (от англ. hobble — «хромать», «стреноживать»). В названии карикатуры «Sh-Hopping» соединяются слова «шопинг» (shopping) и «подпрыгивание» (hopping) — карикатурист предполагает, что именно таким способом модница будет возвращаться домой из магазина. Помимо фасона платья здесь пародируются характерные для начала XX века огромные шляпы.

Эта мода была мимолетна — видимо, поэтому в русском языке даже не появился соответствующий термин. Однако карикатуристы ее заметили: они изображали дам, катящихся по паркету на роликах, погружаемых на движущиеся дорожки, передвигающихся по салону огромными скачками, потому что ходить в модных юбках якобы было совершенно невозможно.

Открытка. Около 1911 года «Хромая юбка. Что это?» — «Это юбка с ограничением скорости». Wikimedia Commons

В 1910-е годы в карикатуре наряду с графическими средствами начинает использоваться фотография, знаменуя начало новой эры в том, как воображается и изображается мода.