Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

Подробное руководство для фотографов, которые хотят составить свое портфолио грамотно и самостоятельно. В основе заметки: базовые знания, частные случаи, мелкие отличия, которые необходимо учитывать, если работаешь с заказчиком. Свободные фотографы тоже найдут для себя полезную информацию, потому-что базовые принципы не зависят от жанра, географии и других, внешних отличий. Признаться, по мере развития в профессии, я все меньше замечаю, что роль портфолио дизайнера или архитектора, к примеру, чем-то отличается от фотографа и это неудивительно, как и то, что авторов, как и профессии, отличает специфика, которую кто-то игнорирует, и создает штамп, а другой подмечает, и находит своего зрителя.

Переучивать никого не стремлюсь, но и вводить в заблуждение не стану. В составлении или в обновлении портфолио нет приемов, но есть метод, который нужно освоить раз, и далее идти самостоятельно, как веришь и чувствуешь: свое творчество, своего зрителя. Прошу заметить, что портфолио:

  1. Это не собрание технически-верных работ, а подборка работ автора, которые едины по стилю и тематике, авторскому взгляду.
  2. Может быть составлено как из самых новых работ, так и старых, потому-что истинная, самая ценная фотография, - всегда вне времени.

С помощью портфолио, фотограф решает задачи:

  1. Создание единого визуального ряда, демонстрация повествования.
  2. Поиск своего зрителя и привлечение внимания к своему творчеству.

Составление портфолио - не безумный эмоциональный порыв, по принципу «как у всех, так и у меня», а осмысленное решение - создать инструмент, который поможет уйти от массы, и донести свое послание до аудитории, с которой у автора общие взгляды на жизнь и ценности, которые отражены в портфолио; именно поэтому, я считаю, что составление портфолио - не прихоть, и не процесс, «оставленный на завтра», а первостепенная задача, которую фотограф, если он прочитает эти строки, должен решить в первую очередь, потому-что:

  • Портфолио экономит время фотографа.
  • Портфолио демонстрирует навыки и опыт автора.
  • Портфолио обогащает фотографа, если он его обновляет.

Фототехника вторична, портфолио - вот главный актив фотографа.

Базовые знания - объем текста. Конечно, постараюсь писать сжато, где это возможно, но все же, для удобства, составлю перечень глав:

  • Общие рекомендации по составлению портфолио
    • Составление
      • Изучение ЦА
      • Отбор снимков
      • Подбор формата
      • Выбор оформления
    • Обновление
      • Как часто обновлять портфолио
  • Вместо заключения

Первое, на что я хотел бы обратить внимание читателя, - самокритичность. Только трезвый, отстраненный взгляд на свое творчество, поможет составить портфолио, которое понравится, привлечет внимание зрителя. Понимаю, сложно. Но первое впечатление можно произвести (и не надо удивляться) только один раз. Необходимо исключить случайные работы: проходные и те, которые пробуждают наши воспоминания, которых лишен зритель. Если этого не сделать, то можно самостоятельно убедиться в том, что терпение человека заканчивается быстрее, чем нам кажется.

Второе, что необходимо запомнить, портфолио - не статичный продукт. Как бы гениально и, не исключаю, профессионально не было оформлено портфолио, однажды придется все вновь собирать заново, потому-что взрослеет творчество, меняется клиент, или место жительства, и тех работ, которые раньше гарантировали сотрудничество, уже недостаточно, чтобы заказчик, его взгляд и мысли, могли понять фотографа. Отсюда следует и другой совет, комбинируйте и постоянно пересматривайте портфолио, и если вам перестал нравится кадр - уберите его; не бойтесь лаконичных серий, бойтесь скучных.

Составление

Если у вас нет портфолио - вам нечего продавать.

С какими мыслями подойти к составлению портфолио? Портфолио - инструмент фотографа и без него нельзя найти клиента? Нет, хотя они и полезны, но лучше задуматься о другом - в какой последовательности работать над портфолио, кто первым увидит его, какие ощущения, мысли и желания должны пробудиться в человеке, с которым фотограф хотел бы работать. Во многих руководствах по составлению портфолио, видна общая проблема - они призывают к тому, чтобы автор отобрал лучшие снимки и презентовал. Я же предлагаю поступить немного иначе: подумать, определиться, произвести отбор, снова подумать, оформить и показать.

Создание портфолио - время, силы, финансовые издержки. Именно поэтому, я предлагаю не торопиться, и составлять с учетом зрителя, а не своих возможностей, которые будут расти:

  • Освоить технические навыки - время, а его достаточно.
  • Отснять недостающие кадры - желание, которое появится, если занят свои делом.

Важнее другое: тематика, которая объединит работы; стиль, пусть и самобытный. Чтобы вам, да и мне, было легче, опишу последовательность:

  • Изучение ЦА
  • Отбор снимков
  • Подбор формата
  • Выбор оформления

А теперь рассмотрим все этапы.

Изучение целевой аудитории

Хорошее портфолио не у всех вызывает восторг и это нормально, потому-что среди зрителей, и это тоже нормально, не так много наших клиентов:

  • Одним нравится смотреть.
  • Другим - обсуждать или осуждать.
  • Есть и третьи - им нравится, но они не купят.

Поэтому нужно искать тех, кто поймет наши работы и скажет: «Это мое! Скажите, когда у вас будет время, чтобы мы смогли обсудить условия сотрудничества?» Портфолио должно убрать зрителя из информационного поля фотографа и привлечь заказчика. Как это сделать? Сначала изучить все действующие лица, но первым делом - составить портрет своего клиента.

Необходимо учитывать возраст, профессию, социальный статус, если важно - материальные и эмоциональные данные; увлечения, привычки, проблемы и желания (иногда скрытые, когда и сам заказчик в них не сознается); иногда приходится учитывать внешность, рацион, музыку и косметику (отношение к ней), предпочитаемый гардероб, способ передвижения; праздники, семейные и национальные традиции. Критериев много, но они, как конструктор, помогают не только составить портрет ЦА, но и верно подобрать количество, тематику, стиль, оформление (о котором не стоит забывать) своего портфолио.

Отбор снимков

Свой сегмент рынка выбрали, главные действующие лица обозначили, пора отбирать снимки, но какие и сколько? Единого мнения нет, но есть важные замечания:

  • Качество . Стабильность в работах говорит об уровне - первое, что нужно учитывать при отборе. Правило, что важны первые и последние 2 фотографии - ошибочное, как и то, что посередине можно замешать слабые работы, для количества. Все фотографии должны быть едины по техническому исполнению, или по стилю (не стилизация). Где-то я давно услышал, что одна плохая работа перевесит 100 хороших; социальные сети, вроде ВКонтакте и Instagram, в этом убедили. Снимки обязаны задерживать внимание, вызывать отклик в сердце зрителя; проходные работы нельзя показывать.
  • Количество . Оптимальное количество фотографий - 20. Но «отсев» лучше начинать, когда в руках 100, или больше. Самостоятельно выберите 30-40 лучших фотографий, в которых вы уверены, и покажите черновой вариант портфолио знакомым или близким, которые сильны в понимании визуального искусства и схожи с портретом вашей ЦА, и готовы дать отклик на ваше портфолио. Снимки, которые не вызывали эмоций, можно, и нужно, удалить. Если работ будет больше или меньше 20, к примеру, 12 или 21, - то ничего страшного, оптимальное количество - не жесткое правило, а рекомендация.

Когда самостоятельно отбираешь фотографии, важно не думать о цифрах. Важнее другое - в чем потенциальный клиент найдет свое отражение (ведь как известно, мы видим его в работе автора), какой он представит себе душу фотографа. Вопреки коллективному мнению, клиенту нужна уверенность, поэтому он и смотрит портфолио; кому нужна эмоция, тот спрашивает - сколько стоит?

Подбор формата

«Цифровое портфолио или традиционное, оформленные отпечатки?» - вопрос, который мне часто пишут, в электронных письмах, или в личных сообщениях ВК. Понимаю, актуально, но мнение мое неизменно - компромисс. Ищите его. Учитывайте преимущества того или иного решения. Портфолио в интернете - удобно, отпечатки - весомо. Предлагаю комбинировать и находить оптимальные, для себя, сочетания. Мне, к примеру, удобно размещать отпечатки в папке, фотокниги не люблю, и не рассматриваю, совсем; но это удобно для встречи, интернет - сайт (личный выбор), но вариантов существенно больше:

  • Цифровое портфолио
    • Персональный сайт
    • Социальные сети
    • Фотосайты
    • Слайд-шоу
    • Фотоархив
  • Отпечатанное портфолио
    • Отпечатки
    • Отпечатки в паспарту
    • Фотокниги

Рассмотрим преимущества и недостатки каждого решения.

Цифровое портфолио

Фотографии в электронном виде - отсутствие зависимости от географии, экономия времени, сил и возможность демонстрации портфолио в пассивном режиме, поскольку оно доступно, и работает на автора, круглые сутки. Но есть проблема - технология. Все устройства разные, а их экраны, в большинстве своем, не проходят колориметрическую настройку, и что самое для нас неприятное, фотография в электронном виде - свечение на экране, тогда как отпечатки и фотокниги - отраженный свет, как и вся информация из реального мира. Смиряемся, читаем и выбираем одно (или несколько) решений для себя, которые дополнят отпечатки.

Персональный сайт

Преимущества:

  • Доверие. Многие не знают как устроен сайт, но они понимают затраты, намерения тех, кто вкладывается в разработку и обновление. При прочих равных, заказчик посмотрит портфолио на сайте, а не в социальных сетях (к примеру).
  • Независимость. От модераторов, их настроения и правил, технических ограничений и, что самое неприятное, юридических подтасовок в пользовательском соглашении. Где-то бывает иначе, но в большинстве случаев: сервис ничем не обязан, фотограф никто.
  • Универсальность. Не нужны аккаунты, регистрации, персональные данные и любые, в какой-то мере полезные, сервисы. Всю необходимую информацию: контакты и прайс-листы, часто задаваемые вопросы и отзывы, можно собрать в одном проекте. Удобно!
  • Управление качеством. Как изображений, чтобы заказчик видел портфолио в наиболее лучшем виде, без серьезных видимых искажений, так и окружающего пространства (в одних проектах нужны комментарии, а в других нет, к примеру).
  • Управление вниманием. Свой проект - свобода действий. Можно реализовать разные схемы подачи материала, чтобы вывести оптимальную последовательность и скорость просмотра портфолио; исключить отвлекающие моменты в интерфейсе.

Недостатки:

  • Долго. Сайт - отдельный проект. Нужно много времени на обсуждение, разработку и, что еще не конец, внедрение; далее тесты, внесение правок, продвижение, постоянный мониторинг и доработки: обновление портфолио, структуры и т. д.
  • Дорого. Создание и поддержка в рабочем состоянии - деньги, если не своими руками - немалые. Придется или учиться (а это время и деньги), либо постоянно оплачивать, содержать на балансе, внештатного сотрудника (что тоже дорого).
  • Ответственно. Сам себе хозяин, но есть ограничение - законодательство РФ.

Персональный сайт, на мой взгляд, - это самый удобный и качественный вариант для своего портфолио в интернете. Кому интересно, может почитать , и принять окончательное решение.

Социальные сети

Преимущества:

  • Быстро. Полностью настроить аккуант, разместить портфолио и настроить публичную страницу или сообщество, - займет менее часа. Освоиться в рекламном кабинете, без которого присутствие в социальных сетях лишено смысла, еще один-два часа.
  • Бесплатно. Относительно.

Недостатки:

  • Зависимость. От руководства, популярности и ЦА выбранной площадки; настроение и пользовательское соглашение меняются в одностороннем порядке. Фотограф не может изъять все данные, после смены или ухода с площадки (кнопка «удалить» - фикция).
  • Ограничения. Просмотр портфолио доступен без регистрации (если не ограничить сие в настройках), но связаться с фотографом - необходим аккаунт. Опубликовать снимки - легко, но управлять качеством и последовательностью просмотра - невозможно.
  • Недолговечность. Практика блокировки соцмедиа, под тем или иным предлогом, будет усиливаться. Влияние политики и дополненной реальности, приведет к исчезновению, или спаду популярности, отечественных площадок, и блокировке неугодных «иных».

Социальные сети - бесплатная площадка, которую рассматривает каждый фотограф. Один в ней видит возможности, другой - ограничения: неудобную навигацию (длинный путь к цели увеличивает доходы владельцев), искажение цветопередачи (за 10 лет ничего не изменилось в этом вопросе), отсутствие кастомизации (дизайнерские решения можно оставить при себе, их никто не рассматривает); соцмедиа можно рассматривать как самостоятельное решение, так и в качестве рекламного канала, для притока дополнительного трафика на персональный сайт.

Фотосайты

Преимущества:

  • Статус. Портфолио на PhotoVogue - нелегко, работы отбирают редакторы Vogue.It; на MyWed виден облик свадебной фотографии рунета; Behance - объединение талантов, и работодателей, со всего мира. Признание среди коллег формирует доверие клиента.
  • Качество. Цветовой профиль из файла не удаляется, оптимальный размер фотографии, для интернета, не изменяется; цвета не искажаются, детализация не падает. Именно на этих площадках можно, без опасений, разместить свое портфолио.
  • Бесплатно. Приятно.

Недостатки:

  • Зависимость. Стороннее решение - зависимость от его владельцев и фотосайты, увы, не исключение. Сколько продержится издание, как изменится проект и что будет, если, к примеру, новый дизайн вызовет неприязнь среди клиентов фотографа?
  • Однотипность. Изменить верстку, переработать дизайн и внедрить новую технологию, которую подсмотрел у коллеги - не получится; техническая часть скрыта от автора (и во многих ситуациях это хорошо, но все же, ограничение - недостаток).

Фотосайты наиболее близки к обычному сайту - позволяют разместить портфолио автора и, что радует, не испортить изображение. Предоставляют удобную навигацию и демонстрируют мнение профессиональной коллегии: редакторов и фотографов; конечно, это возможный, и во многом спорный, аргумент - общественное мнение, но учитывайте его, если выбираете путь свободного фотографа.

Слайд-шоу

Преимущества:

  • Бесплатно. Относительно, потому-что хорошее ПО - деньги. Бесплатные решения - вне Windows, к примеру, Linux, но освоить данную OS - время; подобрать программу - снова время, разобраться в ней… ну вы поняли. Относительное преимущество.
  • Качественно. Единственное ограничение - sRGB (но его фотограф привык учитывать всегда: при печати, публикации в интернете, просмотре на экранах устройств). В ином же, мы ограничены своим опытом или выбором: пережимать иль нет (фото и видео).
  • Управление вниманием. Ограничений нет, кроме фантазии автора. Можно управлять и манипулировать вниманием, и эмоциональным состоянием, зрителя. Пригодится, и не раз, опыт бильдредактора, режиссера, дизайнера, маркетолога и психолога.

Недостатки:

  • Неудобно. Обязательное условие портфолио - обновление; слайд-шоу это исключает, потому-что убрать, добавить или подправить очередность фотографий - равносильно созданию нового проекта. Напоминает карточный домик.
  • Трата времени. Как в прямом смысле - освоить ПО, подобрать сюжет, темп и музыку, так и в переносном - никому не интересно, никто более не смотрит. Ушло время.

Еще лет 10 назад этот способ демонстрации портфолио был удобен, но сейчас, люди не хотят, или не могут, тратить время на просмотр слайд-шоу. Статистика, пользовательский опыт и новая парадигма web-разработки, убеждают нас в этом.

Фотоархив

Преимущества:

  • Отсутствуют. Это не портфолио.

Недостатки:

  • Ошибочное решение.

Отправить снимки по почте, чтобы заказчик оценил уровень работ, - наверное, когда-то был в этом смысл, вот только к портфолио это не имеет никакого отношения. Рассматривать такой вариант демонстрации своих работ нельзя, необходимо учиться отбирать работы и составлять тематические подборки; чтобы оформить их и предоставить зрителю завершенный продукт, а не ворох фрагментов.

Электронное портфолио - часть стратегии интернет-маркетинга, которую фотограф должен, если не сказать обязан, разработать прежде, чем возьмет в руки фотоаппарат (который лежит на полке в магазине); с этой позиции лучше оценить перспективы того или иного решения, и причем не в глобальном, а в более узком направлении - для себя.

Отпечатанное портфолио

Традиционное портфолио, отпечатки в папке или фотокнига - изящное и солидное решение, которое подходит для персональных встреч с заказчиком, поиска наставника и визита к другу по ремеслу, с которым лучше общаться за пределами виртуального мира.

Классическое печатное портфолио, в отличии от электронного, - тактильные ощущения, без которых, иной раз, трудно осознать реальную стоимость произведения. Если фотограф решит работать с агентствами или журналами, то без отпечатков он не сможет заявить о себе.

Отпечатки

Преимущества:

  • Фотография. Настоящая, искомая. Верно подобрана бумага, условия и метод печати. В руках не полуфабрикат, а завершенный продукт, который экспонирован, зафиксирован, оформлен и упакован.
  • Тактильные ощущения. Без них фотография не остается в памяти надолго. Наши силы на пределе, информационное поле перегружено и держать в памяти еще один снимок - трудно, если не потрогать его руками, не почувствовать вес и фактуру.
  • Видимость в отраженном свете. Традиционное восприятие информации окружающего мира. Этим и ценна традиционная фотография, несмотря на то, что в большинстве своем, современные устройства воспроизводят более широкие цветовые охваты.

Недостатки:

  • Дорого. Конечно, зависит от формата, метода печати и типа бумаги, но в среднем цены от 40-50р до 900р за отпечаток А4. При регулярном обновлении и замене испорченных фотографий, придется раскошелиться на сумму, равную среднебюджетному объективу.
  • Недолговечно. Бумага она и есть бумага. Случайно опрокинул стакан воды, или чашку кофе, все, снимок испорчен, придется заменить. Дополнительные затраты на визит в типографию и печать (растут издержки).
  • Личный контакт. Традиционное портфолио требует, от автора, умения презентовать, во многом - заинтересовать демонстрацией своего продукта. Без коммуникабельности и опыта маркетолога не обойтись. Необходимо дополнительное самообразование.

Традиционные отпечатки, оформленные в папку-альбом, - не пережиток прошлого, а скорее наоборот - базовое портфолио фотографа. Иная, более дорогостоящая и защищенная версия - снимки оформленные по музейным стандартам, рассмотрим их подробно.

Отпечатки в паспарту

Преимущества:

  • Долговечность. Картон защищает отпечаток от перегибов и сколов (в случае падений), но это полумера, потому-что главная угроза фотографии - влажность и ультрафиолет, от которых защищает полное оформление (багет и стекло). Выглядит и стоит дорого.
  • Визуальное восприятие. Паспарту - не просто кусок картона, а дополнительный, или, что вернее, художественный элемент, инструмент, с помощью которого довольно легко управлять зрительным восприятием клиента. Главное верно подобрать размер и цвет.
  • Итоговый облик фотографии. Музейный стандарт оформления - 200 лет сохранности отпечатка, и эстетическое удовольствие от просмотра. Идеальный вариант портфолио зрелого автора, владельца фотостудии.

Недостатки:

  • Габариты. Вес и размеры оформленных отпечатков велики, что делает их неудобными, я бы даже сказал - непригодными для встреч вне пространства, где они размещены, и собственная студия - необходимое условие для размещения и показа сего портфолио.
  • Стоимость. Качество стоит дорого, музейное - еще дороже.

Снимки, оформленные в классическое паспарту, дополненное багетом и музейным стеклом, и отмеченное личной печатью автора - дорогостоящий вид портфолио, которое не удобно или, что вернее, непригодно для встреч за пределами фотостудии.

Фотокниги

Преимущества:

  • Удобно. Большинство книг упакованы в «боксы», деревянные коробки, которые можно взять на встречу или передать для ознакомления. Формат книги - величина «по-вкусу и требованию», что тоже удобно.
  • Оригинально. Книга, в каком-то смысле, - элемент бренда. Ограничений верстки или типа бумаги нет, существующие стандарты - большая условность, ограничение тех, в ком нет потребности «найти свое».

Недостатки:

  • Коллаж. Фотокнига - не фотоальбом; в ней нет сцены, понимания сюжет - снимок и это плохо; заполняем пространство и создаем визуальный шум, что так можно донести зрителю - не ясно. Фотокниги - это исключительно для серийных съемок.
  • Стоимость. Качественный продукт стоит дорого, упаковка - еще дороже. «Парадокс» в том, что стоимость печати ниже стоимости изготовления; фотограф не платит за вид, его обязанность - раскошелиться на производство. Хотя ему нужно портфолио.
  • Недолговечность. Печать, в большинстве своем, низкого качества, но зачастую, автору об этом неизвестно, потому-что он выбросит книгу гораздо раньше, ведь устарел кадр, как его обновить? Как дополнить портфолио? Правильно, печать по-новой.
  • Неудобный формат. Нельзя обновить, нельзя рассматривать вместе с заказчиком: кадр, даже если он на развороте, невелик, передать его - отнюдь не легкая задача. На стену повесить нельзя, что исключает возможность размещения такого портфолио в студии.

Фотокнига - странное явление. Стоит дорого и выглядит красиво, но свою основную задачу, если быть «придирчивым», выполняет скверно. Конечно, она вмещает большое количество и, что не удивительно, компактна, но то ли это, когда работаешь над фотографией вне времени?

Отпечатанное портфолио - качественно, солидно и долговечно, но есть у него одна общая, и неприятная, по-началу, проблема - куда девать устаревшие фотографии? Электронные фото, файлики на диске, легко удалить, а как быть с печатью? Предлагаю дарить: тем, кто в кадре и тем, кому интересны эти кадры. С фотографа не убудет.

Понимаю, жанры и стили у всех разные, но старайтесь комбинировать разные форматы, виды и версии портфолио; учитывайте портрет вашей целевой аудитории, чтобы не ошибиться или вовремя исключить внимание тех, кто отнимет время, но не оплатит труда. Будут вопросы - пишите письма, постараюсь помочь.

Выбор оформления

Оформление начинается с выбора формата. Оптимальный, для просмотра с рук, 20х30 (А4), и это, естественно, касается отпечатанного портфолио. Базовое оформление - паспарту, но его не везде уместно использовать, в большинстве случаев - папка (из кожзаменителя или кожи) и в ней прозрачные файлы для хранения фотографий. Есть готовые решения (в интернете и за его пределами), но лучше ручная работа, которая не ограничивает полет фантазии; главное - не забыть, что аляповатое оформление - плохо, и не потому-что вокруг невежды - не могут оценить «красоту», просто фотограф должен показывать фотографии, для того и портфолио.

Насчет оформления книг ничего сказать не могу, мне с самого начала они не понравились, и я использую папки, в скором будущем - ручной работы, т. к. появилась возможность и почему бы не уйти от обезличенного формата.

Электронное портфолио не нуждается в оформлении (в том его прелесть) и, скорее наоборот, - требует очистки: в социальных сетях отвлекает реклама; на фотосайтах - лишние кнопки и объявления; персональные сайты мы портим самостоятельно. Вновь посмотрите на снимки и на портрет целевой аудитории, подумайте - что портит впечатление от просмотра снимков и можно ли это исправить; оформление портфолио, как и его составление, - не показать все, что умеешь, а показать то, что хотел бы видеть клиент; то, что хотел бы воспроизвести снова, но уже на более высоком уровне; да, оформление портфолио - демонстрация вкуса.

Обновление

Портфолио - не статичный продукт. Фотограф оттачивает навыки, ищет новые решения - в средствах выразительности, и неизбежно приходит к пониманию: «Надо что-то менять!». Вот тут-то и пригодится самокритичность, умение свое черкать (как говорил Ф. М. Достоевский); но просто удалить «старое», чтобы дать дорогу «новому» - ошибка. «Дата изготовления» - не критерий отбора; фотограф должен понять - каких снимков не хватает в его портфолио, и что изменится в его работе, если внести «правки».

Как часто обновлять портфолио

Мнений много, но я считаю, что составлять портфолио необходимо раз и на долгие годы. Нет, я не против мелких правок, но если актуальность портфолио стремительно падает, к примеру, от сезона к сезону, то лучше составить портфолио заново (и хорошо его разрекламировать). В списке ниже, перечислю все мысли по данному вопросу:

  • Частота обновлений - показатель стабильности, завершенности портфолио. Если нет, или почти нет, дня без правок, то портфолио составлено для широкой аудитории, и его цель проста - увеличение охвата. Цена его невысока, ценность отсутствует.
  • График обновлений - ошибочное явление в жизни фотографа. Появился ценный кадр и ему нашлось место в портфолио - хорошо; нет - повод трудиться дальше. Снимок в портфолио - не фиксированный результат, а доля везения.
  • Обновление портфолио - работа над качеством, а не количеством. Иногда, и ничего в этом страшного нет, добавляешь один кадр и убираешь три, портфолио уменьшается и появляются пустые файлы (речь о печати), но общая картина проясняется. Вот и цена.

Грамотные обновления выделяют «костяк», основу, - фотографии вне времени; показывают, притягивают внимание, подтверждают достижения, навыки и опыт автора. Такие фотографии приводят «своего зрителя», заказчика, которому нужен автор, а не его ценник.

Как отбирать снимки для обновлений

Мнение не догма, но может кому-то пригодится:

  • Игнорируйте моду, сезонные тренды. Сезон того… сезон этого… глупости и Instagram своими руками. Учитывайте ценности (не материальные) своего клиента и публикуйте фотографии вне времени, в которых: вы уверены, а заказчик - нашел себя.
  • Долговечность - основной критерий. Проходные снимки или кадры-зарисовки - это не то, что проживет годы. Не публикуйте их даже в соцмедиа, приучите себя видеть, и обсуждать только то, что не лишено смысла, ценности (в обход ценника).
  • Размещайте в портфолио снимки, которые успели забыть. Нравится снимок? Спрячьте его от себя на месяц, а лучше - полгода или год, чтобы ушли эмоции, чувства, мысли, с которыми сопряжен этот кадр. Спустя время, кадр интересен - публикуйте, нет - в урну его.

Вместо заключения

Портфолио бизнесмена - трудовая книжка.

не громкие слова, а кроткая правда.

Дополнено 05.01.2018

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.
Ваш,
Андрей Бондарь.

  • Отбор снимков позади, головная боль впереди - где разместить свое портфолио? Фотосайты - первое, что приходит на ум, но большинство из них […]
  • Обо мне – излюбленная тема в наши дни. Зачастую ей отводятся отдельные страницы сайта, журналов, личных пиар-презентаций. Так ли важно […]
  • Повод для написания статьи - желание дополнить, существующие в интернете, руководства по созданию сайта для фотографа. Основа […]

Современные требования к организации учебного процесса предполагают среди прочего и фиксацию успехов школьника. Для каждого ученика создается портфолио. В начальных классах его наличие не является обязательным, а вот начиная со среднего звена родители, школьники и сами ученики начинают уделять этому новшеству большое внимание.

Понятие портфолио произошло от английского «portfolio», что обозначает папка документов или портфель. На сегодняшний день портфолио начали называть несколько по-другому, например, список работ специалиста, которые смогут продемонстрировать его таланты на теории, а также показать его знания, умения, навыки с самой лучшей стороны. Одним словом, портфолио является неким досье, которое имеет перечень образцов лучших работ, достижений, которые будут представлять некую визитную карточку. Эта визитка соответственно будет представлять его навыки и умения.

1. Каждая школа, особенно если она носит статус гимназии или лицея, старается выделить своих выпускников среди прочих, тем самым презентовать и самое себя. Для этого внешний вид портфолио приводят к единообразию: на титульном листе размещают эмблему или логотип школы, при оформлении используют единые цвета и тона, определенный шрифт и пр.

3. Третий обязательный по стандарту лист - это автобиография.

Учащемуся предоставляется возможность продемонстрировать навык самостоятельного структурирования событий, их отбора и описания, определения степени значимости.
Для рецензента в данном разделе значение будут иметь аналитические способности ребенка, а также умение грамотно и последовательно излагать мысли, выстраивать причинно-следственные связи, оценивать события и себя в них.

Автобиография при таком подходе несколько корреспондируется с резюме. Излагается не только фабула в виде: «родился-учился», но те значимые умения и навыки, которыми ребенок овладел на том или ином этапе (так, если школьник параллельно занимается в музыкальной школе необходимо отразить, что он обладает музыкальными слухом, знает музыкальную грамоту, умеет играть на инструменте. Среди достижений необходимо указать участие в смотрах, конкурсах и пр.)

4. Основной набор портфолио это результаты участия в олимпиадах (всероссийских, областных, муниципальных, школьных), конкурсах и мероприятиях; спортивные достижения ученика; участие в секциях и кружках, а также посещение дополнительных курсов. Описание тех умений и навыков, которыми овладел школьник дополнительно.

7. Для удобства можно скачать пустой для заполнения.

Если вы по профессии дизайнер, художник или фотограф, то, вполне возможно, вам нужно представить образцы своего творчества онлайн. Сайтов, на которых можно разместить портфолио, хватает, но предлагаемые ими услуги не всегда отвечают вашим запросам.

Далее следуют двенадцать советов по созданию более удачного сайта портфолио. Они применимы к любым типам портфолио, какой бы творческой деятельностью вы ни занимались. Также здесь приводятся примеры и целая галерея отличных сайтов портфолио с пояснениями относительно их достоинств и недостатков.

1. Сайт портфолио должен привлекать внимание к вашим работам

Одно из основных правил разработки сайта портфолио: в центре внимания должны быть представленные на обозрение работы, а не особенности оформления сайта. Разумеется, вы можете создать интересный на вид и эстетически привлекательный сайт, но его назначение - подавать ваши работы в наиболее выгодном свете, помогая потенциальным клиентам лучше их запомнить. Если он не справляется с этой задачей, значит, он не способствует продвижению вашего бизнеса или вашего творчества.

Работа находится в центре внимания, как ей и положено.

2. Сайт портфолио должен быть лёгким для навигации

Система навигации на любом коммерческом сайте должна быть максимально прямолинейной. А сайт портфолио именно для коммерции и предназначен; через него вы предлагаете себя как исполнителя и свои умения потенциальным клиентам. Убедитесь, что доступ к просмотру ваших работ, вашим контактным данным и прочим важным разделам сайта осуществляется легко и просто. Возможные заказчики не должны ломать голову над тем, как попасть из пункта "А" в пункт "Б". Если вы их к этому вынудите, они, скорее всего, возьмут и уйдут к вашим конкурентам.

Привычная панель навигации вверху страницы удобна для большинства посетителей.

3. Убедитесь, что потенциальным клиентам легко с вами связаться

Я видел бесчисленное множество портфолио, где было почти невозможно отыскать контактные данные автора. Как минимум, указывайте адрес электронной почты или выложите на сайт бланк для обратной связи. А ещё лучше, добавьте к ним номер рабочего телефона, по которому вас можно найти.

Здесь предлагаются два варианта для связи: стандартный бланк контактного сообщения и бланк "запроса расценок".

4. Сайт портфолио должен содержать некоторые ваши персональные данные и вашу личностную характеристику, но в пределах разумного

Задача вашего сайта портфолио - продвигать вас на рынке услуг. На этом сайте должно, помимо ваших работ, присутствовать что-то, выделяющее вас среди коллег-соперников. Способ достижения таких отличий будет зависеть от вашей адресной потребительской аудитории. Стоит учесть её консерватизм или досуговую направленность её бизнеса, приступая к разработке эскиза вашего сайта.

Отлично оформленная страница знакомства с автором, предоставляющая полную информацию об этом дизайнере.

5. Сайт портфолио должен быть удобным для потенциальных клиентов

Об этом уже вскользь упоминалось, но добиться того, чтобы ваш сайт не отпугивал потенциальных клиентов, действительно, важно. Если они, в основном, - художники или люди искусства, вам стоит более творчески подойти к оформлению собственной страницы. Если же вы рассчитываете заинтересовать, прежде всего, инвестиционных банкиров или юристов, вам, возможно, следует проявить больше консерватизма, иначе вы рискуете оттолкнуть свою адресную аудиторию или показаться ей недостаточно профессиональным дизайнером.

Приветствие на домашней странице помогает посетителям почувствовать себя уютнее на сайте.

6. Сайт портфолио должен легко обновляться

Используйте систему управления контентом (CMS) на своём сайте или, хотя бы, XML-файл для добавления новых элементов содержимого. Вам нужно найти способ легко выкладывать свои лучшие работы на сайт, не тратя на это половину дня. Есть множество доступных вариантов CMS с дополнительными модулями для создания отличных галерей изображений.

Портфолио на базе WordPress.

7. Сайт портфолио должен содержать только ваши лучшие работы

Не нужно выкладывать на сайт все сделанные вами когда-либо снимки или эскизы всех разработанных вами веб-сайтов. Большинство людей, в любом случае, поленятся отсматривать всё от начала до конца. Представьте с десяток наиболее удачных примеров в каждой из основных категорий приложения вашего творчества. Прочее оставьте "за кадром".

На этой странице использовано комплексное решение, выложены лучшие работы, но ссылки даны почти ко всем остальным.

8. Сайт портфолио должен содержать рекомендации или отзывы благодарных клиентов

Многие дизайнеры и художники упускают этот момент из вида, но рекомендации могут очень способствовать привлечению потенциальных клиентов. Им важна не только ваша профессиональная компетентность, но и умение укладываться в установленные сроки, ладить с людьми.

9. Добавьте ваши профили с сайтов социальных сетей, но лишь в случае их профессиональной подачи

Добавление ссылок на ваш LinkedIn-профиль, Twitter-блог или страницу Facebook - удачная идея, вы становитесь реальнее, ближе к потенциальным клиентам (особенно, к тем из них, с кем вам не придётся встречаться лично). Однако, помните, выкладывая ссылки на эти сайты, включая личностные черты в свой профессиональный имидж, вы будете вынуждены поддерживать свои публикации на этих ресурсах в профессиональных рамках. Иначе клиентов могут отпугнуть ваши взгляды, язык или другие аспекты ваших публикаций. Хороший практический приём: если определённое высказывание неприемлемо для вас на деловой встрече, избегайте его везде, где вам приходится заботиться об имидже.

10. Оформите резюме в виде отдельно загружаемого файла

Иногда кандидатуры потенциальных исполнителей подбирает для принимающего решение лица кто-то другой. Резюме в виде отдельно загружаемого файла облегчает задачу этого человека по продвижению вас как кандидата. Непременно составьте профессиональное и подробное резюме, но не бойтесь также проявить свою индивидуальность и фантазию.

Резюме размещено ниже работ, вместе с другими основными навигационными ссылками.

Теги и разделение по категориям облегчают потенциальным клиентам просмотр ваших работ, демонстрирующих навыки в создании проектов интересующего их типа. Если вы разрабатываете образцы различных медиа-форматов (для печати, веб-среды, интерактивного использования и т. д.), размещайте каждый в своей категории. Если же вы работаете лишь с одним форматом, но с широким спектром тем (здравоохранение, органы управления, розничная торговля и т. д.), то отведите свою категорию каждой из них. Сообщайте дополнительные сведения о своей деятельности посредством тегов, а также откройте доступ к примерам работ через более узко сформулированные запросы.

12. Сайт портфолио должен помочь вам выделиться среди конкурентов, сделать заметнее ваши работы

Ваш сайт портфолио должен подчёркивать ваше отличие от конкурентов. Изучите чужие достижения в вашем направлении творчества, а затем сделайте нечто, непохожее на них. Не стоит изобретать какие-то совершенно уникальные приёмы, никем не применявшиеся ранее, но нужно постараться, чтобы ваше портфолио не путали с работами основных конкурентов. И ни в коем случае не копируйте портфолио другого дизайнера из вашей сферы деятельности. Это лишь снизит ваш профессиональный уровень в глазах заказчика. Вы не сможете превзойти лидера, лишь повторяя его творческие находки.

Очень оригинальный веб-сайт, демонстрирующий умения художника как через оформление самой страницы, так и через примеры в портфолио.

Отличные сайты портфолио:

Плюсы:

* Работы представлены на домашней странице, а также отдельно на странице портфолио
* Строгий и простой дизайн сайта, отводящий центральное место работам
* Страница содержит ссылки на ресурсы социальных сетей
* Резюме загружается в виде отдельного файла
* Работы даны по категориям

Минусы:

Минусы:

* Эскиз страницы перегружен деталями
* Работы не разделены по категориям

Плюсы:

* Простой и строгий дизайн, отводящий центральное место работам
* Лёгкий способ связи с автором
* Разделение работ по основным категориям
* Высокий профессионализм исполнения

Минусы:

* Слабо выражена индивидуальность, мало сведений об авторе
* Работы можно было разделить на более узкие категории, особенно, дизайнерские проекты

Плюсы:

Минусы:

* По умолчанию отображается довольно скромное количество работ
* Невозможно открыть для просмотра все работы сразу

Плюсы:

* Всё внимание сосредоточено на работах
* Система навигации не перегружена элементами наглядности
* Простой способ связи с автором

Минусы:

* Единственный способ связи - электронная почта
* Практически отсутствует информация об авторе

Плюсы:

* Внимание сосредоточено на работах
* Простота дизайна
* Лёгкость обратной связи
* Даны ссылки на профили в социальных сетях

Минусы:

Плюсы:

* Простота навигации, сайт состоит из одной страницы
* Лёгкость обратной связи
* Содержит раздел "лучших работ" вверху страницы

Минусы:

Плюсы:

* Центральное место отведено работам
в боковой панели
* Снимки даны по категориям
* Простота оформления

Минусы:

Минусы:

* Недостаточное количество работ на сайте

Плюсы:

Плюсы:

* Работы ярко выделяются
* Простота дизайна
* Контактные данные легко заметны

Минусы:

* Связь только по электронной почте
* Работы не делятся по категориям, не снабжены тегами (причём, работ много)

Плюсы:

* Проектор слайдов на домашней странице демонстрирует работы в выгодном свете
* Простота дизайна оставляет в центре внимания работы
* Контактные данные хорошо заметны

Минусы:

Плюсы:

* Лучшие работы вынесены на домашнюю страницу
* Большое количество работ на сайте
* Контактные данные хорошо заметны
* Даны ссылки на ресурсы социальных сетей

Минусы:

С итальянским словом «портфолио» в наше время малыши знакомятся порой еще в детском саду. Ну а в школе практически каждый ребенок сталкивается с необходимостью создать эдакий дневник достижений.

Надо заметить, что предложение ввести обязательное изготовление портфолио для школьника не лишено оснований. Во-первых, такая работа объединяет ребенка и родителей, которые совместными усилиями создают нечто, призванное представлять личность ученика. Во-вторых, развиваются нужно придумать оформление, формулировки, создать красивую композицию из текста и изображений. В-третьих, формируется позитивное восприятие себя, ведь в альбом добавляются разнообразные дипломы, грамоты и другие свидетельства детских достижений.

Как сделать портфолио для школьника за 1 час

Самый простой и быстрый вариант - использовать для создания портфолио школьника шаблоны. Это готовые страницы, в которые можно вклеивать или врезать с помощью нужные фото и фрагменты текста. Можно выбрать из огромного многообразия тем и оформлений то, что будет близко ребенку - любимого мультипликационного героя, например. Школьники постарше оценят дизайн в или клубной темы. Для работы понадобится около часа времени, цветной принтер и фотографии в электронном или печатном виде.

Как сделать портфолио для школьника с нуля

Перед тем для школьника, необходимо обсудить с ним вид будущего альбома, его общую тему и конкретные детали. Также важно набросать примерный план. Ниже приведен удобный алгоритм, которым можно пользоваться, создавая портфолио младшего школьника. Он будет отображаться в виде списка листов, которые должны содержаться в папке, а уж как именно их организовать - вопрос ваших предпочтений и возможностей. С учетом того, что в портфолио должны будут добавляться новые страницы, лучше всего выбрать файловую папку на кольцах с толстой картонной обложкой.

  1. Его центральную часть будет занимать фото ученика, а по периметру можно расположить вырезанные из журналов или открыток изображения его любимых мультгероев, игрушек или других предметов увлечения. Здесь же указываются данные ребенка (ФИО, дата рождения) и учебного заведения, в котором он получает образование.
  2. Карман с открытками и поздравлениями, полученными ко Дню Знаний.
  3. Мое имя. Раздел может включать более одного листа. Школьник расшифровывает значение, рассказывает об истории возникновения своего имени. Повествует о том, кто принимал решение назвать его именно так, чем этот человек руководствовался.
  4. Семья. Можно обильно проиллюстрировать раздел фотографиями. Рассказ о каждом из родственников и в целом о семье, каких-то фамильных традициях и других интересных вещах. Отличный вариант - генеалогическое древо, позволяющее ребенку больше узнать о своих предках.
  5. «Это Я». Автопортрет.
  6. Моя рука в 1 (2,3,4…) классе. Предлагается обвести ладонь по контуру или вымазать ее краской и оставить отпечаток на листе (что гораздо веселее).
  7. Мой режим дня. Описание с иллюстрациями.
  8. Увлечения.
  9. Друзья.
  10. Мой город. Краеведческий экскурс в историю родного города, фотографии достопримечательностей и видов, все, что ребенок хочет поведать о своей малой родине.
  11. Как я хожу в школу. Схема маршрута от дома до школы с обязательными отметками в наиболее опасных фрагментах пути, а еще - домашний адрес вашего школьника.
  12. Моя школа.
  13. Любимые учителя. Фотографии, имена и отчества, а также характеристики педагогов, с которыми ученик регулярно взаимодействует.
  14. Мой класс. Общий снимок класса со списком детей. Друзей можно отметить особо.
  15. Расписание уроков. Лист заменяется каждый год или прикрепляется новый.
  16. Кем я буду, когда подрасту. Описание будущей профессии и обоснование ее выбора.

Далее следуют подразделы «Мои достижения» (грамоты и дипломы за участие и победы в различных конкурсах и соревнованиях, благодарственные письма) и «Копилка творчества» (собрание творческих работ за время обучения: рисунки, стихи, сочинения, фотографии поделок).

Зная о том, как сделать портфолио для школьника, вы будете уверенно чувствовать себя, выполняя это задание, сможете проявить больше фантазии, и ваша работа станет тем, что ребенок теперь с гордостью будет демонстрировать в школе и с удовольствием перелистывать дома.

Родители школьников, узнав, что их ребенок получил в школе задание составить свое портфолио, очень часто впадают в ступор. И это неудивительно. Ведь оформление портфолио появилось сравнительно недавно, практически все школы сделали его наличие обязательным только с 2011 года.

Начинать составлять портфолио необходимо уже с первого класса, конечно, сам ребенок в этом возрасте с таким заданием просто не справится, поэтому основная работа достается родителям. Но и они не всегда могут представить, как правильно оформить этот документ.

Как выглядит портфолио школьника?

Различные документы, фотографии, работы, отражающие все то, что знает и умеет какой-либо человек, — все это в совокупности и есть портфолио. В портфолио ребенка входит вся информация о нем, о его оценках и успеваемости в школе.

Если школьник принимает участие в каких-либо спортивных соревнованиях, занимается в кружках, ведет активную внеклассную деятельность, имеет интересные увлечения, это тоже заносится в документы.

Портфолио создается для того, чтобы ученик постепенно начинал осмысливать и осознавать свои достижения, успехи, награды, в результате этого у ребенка появляется стимул к развитию своих возможностей и способностей.

А если он по каким-то причинам перейдет в другую школу, документы расскажут о нем новым учителям и одноклассникам. Да и при поступлении в институт портфолио талантливых школьников могут сыграть немалую роль.

Портфолио школьника может быть трех видов:

  1. Портфолио документов. Оно включает в себя аттестаты, награды, сертификаты и друшие материалы, документально подтверждающие достижения ребенка
  2. Портфолио работ. В нем собраны различные творческие и учебные работы, исследовательские проекты и т.д.
  3. Портфолио отзывов. Оно состоит из характеристик, которые дают педагоги, родители, одноклассники, по поводу отношения ученика к разным видам деятельности (учебной, спортивной и т.д.).

Конечно, лучше всего, если портфолио будет комплексным, и в неговойдути все виды документов.

Как составить портфолио школьника?

Если подойти с творческим подходом и фантазии, оформление портфолио не составит большого труда, главное, чтобы и ребенок, и родители одинаково принимали участие в этом интересном деле.

Любое портфолио оформляется по схеме: титульный лист, различные разделы, приложения. Все листы можно сделать самим на компьютере в графических или текстовых программах и распечатать, или же приобрести листы и готовые бланки в магазине.

На титульном листе обязательно должна быть фотография ребенка, написаны его имя и фамилия, возраст, а также номера класса и школы.

Раздел «Мой портрет» («Мой мир») заполняется следующим образом. В нем указывается биография ребенка, информация о его родителях, друзьях. Также сюда можно написать увлечения ребенка, краткий рассказ о родном городе и школе и др. Лучше всего это выполнить в виде небольших заметок (эссе) и подкрепить фотоснимками.

В раздел «Моя учеба» указываются оценки и успеваемость школьника. Также сюда можно поместить информацию про любимые предметы и педагогов, добавить примеры своей успеваемости (сочинения, контрольные и т.д.).

Раздел «Мои достижения» расскажет о всевозможных грамотах, медалях, наградах, дипломах. Можно приложить настоящие документы, а можно сделать их копии. Также в этот раздел можно написать небольшие рассказы об участии в мероприятиях (спортивных, интеллектуальных, конкурсах, олимпиадах) с указанием даты проведения и полученной награды. Фото оживит материал.

Все увлечения ребенка, будь то стихи, рисунки, поделки и т.д., можно поместить в раздел «Мое творчество». В разделе «Мои впечатления» можно описать эмоции от поездок на природу, экскурсии, театры и т.д.

Также стоит создать раздел «Отзывы и пожелания». В нем педагоги и одноклассники смогут написать свое мнение о школьнике и пожелания. Не забудьте и про содержание с номерами страницы каждого раздела.

Портфолио ребенка будет постоянно пополняться новыми страничками, поэтому не забудьте оставить под них место.