Самылина Елена Владимировна,

Учитель МОУ «Кулевсинская СОШ».

Конспект урока литературы

Тема: « …Союз волшебных звуков, чувств и дум…» (Сопоставительный анализ стихотворения Н.Рубцова «Левитан» и картины И.Левитана «Вечерний звон»).

Тип урока: развитие речи.

Цели урока: обучение приемам сопоставительного анализа произведений

Словесного и изобразительного искусства, осмысление картины как

Текста, несущего определенную информацию и эмоционально-

Эстетический заряд;

Формирование образного восприятия разных видов искусства;

Развитие у обучающихся потребности в словесном творчестве.

^ Основные направления работы на уроке:

1. Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения.

2 Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельностной основе.

3. Активизация межпредметных взаимодействий в аспекте речевой деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

^ I. Оргмомент.

II. Введение в тему урока. (Цель: активизация мыслительной деятельности обучающихся, формирование умения строить высказывание типа рассуждения с использованием вводных слов; обозначение основных направлений работы на уроке.)

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Николая Рубцова «Левитан», которое продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: «По мотивам картины «Вечерний звон».

● Как вы думаете, почему поэт отсылает читателей к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Ильича Левитана?

(Размышления обучающихся:

Возможно, это необходимо для того, чтобы читатели лучше поняли содержание стихотворения;

Рубцов назвал своё стихотворение «Левитан», значит, оно о самом художнике, а подзаголовок указывает на то, что поводом для написания стихотворения послужила картина «Вечерний звон», которая, наверное, очень понравилась поэту.)

Стихотворение Н. М. Рубцова было действительно рождено впечатлением от картины И. И. Левитана «Вечерний звон», возле которой однажды остановился замечательный русский поэт.

Чем же поразила поэта картина Левитана? В чём своеобразие поэтического отклика Рубцова на великое творение художника? Как взаимосвязаны два вида искусства: живопись и поэзия? - вот главные вопросы, на которые нам с вами предстоит дать ответ на уроке.

(Открываются створки классной доски. На ней - тема урока, портреты И.Левитана и Н.Рубцова, репродукция картины «Вечерний звон», последнее четверостишие стихотворения «Левитан».

Учитель озвучивает, а дети записывают тему урока в тетради.)

● Как вы понимаете фразу «…Союз волшебных звуков, чувств и дум…»?

^ III. Словарная работа. (Цель: использование литературоведческой и искусствоведческой терминологии и выразительных возможностей языка в контекстной речи.)

1) лексический анализ слова

(определение ключевого слова во фразе, объяснение значения слова в контексте путем подбора синонимов; составление словосочетаний)

♦ союз – единение, слияние (творческий союз)

Природы

♦ волшебные (чарующие) звуки – это звуки речи (слово)

Радости, восторга, любви

♦ чувства грусти, печали, одиночества (добрые, нежные, высокие)

Волнения, тревоги, разочарования

Умиротворения, покоя

Человека

♦ думы – мысли, размышления, раздумья о жизни природы

2) терминологический диктант

Лирический пейзаж – «пейзаж настроения»

Лирический – проникновенный, задушевный, чувствительный, эмоциональный

Поэт-лирик, художник-живописец

3) введение слов, над которыми велась работа, в предложение собственной конструкции. (Задание: взгляните на картину Левитана «Вечерний звон» и выразите свои первые впечатления в 2-3 предложениях.)

(Примеры выполнения задания:

Лирический пейзаж Левитана покоряет своей задушевностью. Он наполнен высоким чувством любви к Родине.

Картина «Вечерний звон вызывает у меня чувство восторга красотой природы и мастерством художника.

Мне нравится картина, но я не понимаю, почему она называется «Вечерний звон».)

^ V. Рассказ учителя о художнике Левитане и основных особенностях его творчества. (Цель: речевое и эстетическое развитие личности обучающихся, углубление их знаний)

(Рассказ сопровождается показом презентации «Великий поэт природы», подготовленной к уроку учителем.)

Исаак Ильич Левитан – русский художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. (Слайд 2)

Всю свою жизнь Левитан провел в общении с природой, которую любил всей душой. И она откликнулась на его любовь, открыла ему своё величие и скромность, нежную трепетность, дивную красоту.

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И слышал он трав прозябанье…

Эти стихотворные строки Е.Баратынского «удивительно подходят к определению пейзажиста», считал Исаак Ильич, так как отражают суть его взаимоотношений с природой. (Слайд 3)

В своём творчестве Левитан глубоко и поэтично раскрыл своеобразие и красоту русской природы. Он обогатил русскую живопись умением передать её состояние: печаль сумерек, тишину лунной ночи, золотое горение осени. (Слайд 4)

Левитан не населял свои пейзажи людьми, но картины его очень тесно связаны с переживаниями человека. Художник наполнил пейзажные образы глубокими раздумьями о судьбе человека, судьбе России.

«…нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист…», - писал Левитан, находясь далеко от родины.

«Великий поэт природы, до конца прочувствовавший неизъяснимую прелесть слова «родина», он в картинах сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности». (К.Ф.Юон)

^ V. Самостоятельная письменная работа дифференцированного характера.

(Цель: формирование умения извлекать из рассказа учителя нужную информацию в соответствии с заданными параметрами и грамотно строить собственные высказывания)

Составление опорного конспекта.

Восстановление деформированного текста. (См. Приложение 1, 2)

^ VI. Продолжение рассказа учителя.

Самая большая любовь в жизни художника – к природе. Но были у Исаака Ильича и другие привязанности: литература и музыка, служившие источником высоких переживаний и чувств. Особенно любил художник поэзию. Много знал наизусть Ф.И.Тютчева, И.С.Никитина, А.К.Толстого.

Ученики Левитана говорили, что стихотворения помогали выявить образ будущей работы, поэтому Исаак Ильич часто задавал им темы пейзажей стихотворными строками.

(Слайд 8)

У самого Левитана есть картина, названием которой стали начальные слова известного романса, автором стихов которого являлся Иван Иванович Козлов, замечательный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского и Тютчева: «Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он».

(Слайд 9) (Звучит романс «Вечерний звон» в исполнении ансамбля «Песняры»)

VII. Беседа. (Цель: активизация мыслительной и речевой деятельности обучающихся.)

Каким чувством наполнена песня? О чём она? (Песня рассказывает о жизни человека, его радостях и печалях, обретениях и потерях. Поэтому она наполнена и радостью, и грустью. Строки её звучат плавно и торжественно, пробуждая в душе слушателя лучшие чувства.)

Что главное в песне? (Воспоминания о родительском доме, о храме, звоне колоколов, о радости, с какой отзывалось на него сердце ребёнка.)

Родительский дом, храм, звон колоколов… Всё это вместе можно объединить одним словом. Каким? (Родина, Отечество.)

VIII. Рассказ подготовленного ученика об истории создания картины И.Левитана «Вечерний звон». (Цель: формирование умения композиционно и логически грамотно строить высказывание.)

Художница С. Кувшинникова, ученица Левитана, рассказывала, что однажды вечером пошли они с учителем по берегу пруда вдоль монастырской горы.

« Солнце близилось к закату, обливая монастырь горячим светом последних лучей. И эта красивая картина не разбудила сначала ничего в душе Левитана. Но вот солнце стало заходить совсем. По склонам горы побежали тени и покрыли монастырскую стену, а колокола загорелись в красках заката с такой красотой, что невольный восторг захватил и Левитана. Зачарованный, стоял он и смотрел. Вот погасли, померкли багровые краски заката, а стены слегка розовели в мерцающем свете. Левитан задумчиво сказал, что этот мотив даст ему новую картину...»

Так родился замысел «Вечернего звона», который был осуществлён в 1892 году.

В картине соединились впечатления художника от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Левитан не ставил своей задачей изобразить определённое место. Ему важнее было передать состояние души, которое обретает человек, когда видит старинный монастырь и слышит перезвон колоколов, а также воплотить свои представления о жизни.

IX. Беседа по картине Левитана «Вечерний звон» и по стихотворению Н.Рубцова «Левитан». (Цель: обучение приёмам сопоставительного анализа произведений живописи и литературы; поиск ответов на поставленные в начале урока вопросы; подготовка к творческой работе.)

Что запечатлел художник на картине? Почему она названа «Вечерний звон»?

(День уже клонится к ночи. Солнце почти село. Последние его лучи освещают церковь на берегу реки, луг, реку. Наступило время вечерней службы в храме – в монастыре, стоящем на берегу реки. К вечерней молитве плывут люди, видимо, из деревни, стоящей на ближнем к зрителю берегу; видны только их фигуры на пароме, детально они не различимы. Ко времени начала службы раздается колокольный звон, сзывающий людей в храм; и здесь он, очевидно, раздается с противоположного берега – от монастыря, со звонницы, видной издалека.)

Как изображен звук на картине? Возможно ли, это?

(Безветренно в мире, тихо: на воде, на реке – лишь легкая рябь от плывущего парома, и поднебесная высь не колеблет вершины деревьев. Все будто слушает. Если в мире картины сейчас есть звук, то разносится он далеко во все пределы

По глади спокойной реки, над затихшим предвечерним миром, в небесной выси – и достигает едва ли не самых глубин.)

Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?

(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.)

Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения «Левитан» и понять его чувства.

Выразительное чтение стихотворения наизусть (учитель или подготовленный ученик).

Каким чувством проникнуто стихотворение?

(Радости, восторга, любви к родине)

Вслушаемся в звучание стихотворения: Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола.

В храме благовестят, мерно ударяя в колокол, возвещая о начале службы. И этот звон наполняет людские сердца великой праздничной радостью.

(Звучит аудиозапись «Трезвон Троице-Сергиевой лавры»)

Каким образом в стихотворении передан звук колокола?

(Через звуковые повторы (ассонанс, аллитерация):

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.)

С помощью каких слов звук расширяет пространство?

(Заокольный и окольный. Окольный означает окрестный, окружной, находящийся поблизости. Заокольный - дальше, чем окольный.)

8. Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане – луг, но на нем неразличимы цветы колокольчики.

Как вы думаете, почему герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый?

(Возможно, сравнивает колокольчики с церковным колоколом).

Что у них общего?

(Церковный колокол и цветок колокольчик не только похожи по форме, но они являются символами духовности и любви.)

9. Обратимся к последним двум строчкам стихотворения:

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

К кому они обращены?

(К художнику Левитану. В них заключено восхищение перед мастером, который написал русскую природу так, что ее образ проникает в сердце зрителя не глуше церковного колокола. Поэтому можно сказать, что стихотворение Н.Рубцова не только о природе и родине, но и о художнике и его задаче в этом мире.)

(Формулируется и записывается в тетради краткий ответ на 1 и 2 вопросы, поставленные в начале урока (коллективное творчество):

Картина Левитана поразила Рубцова высоким художественным мастерством в изображении природы: художник написал русскую природу так, что ее образ проникает в сердце зрителя не глуше церковного колокола. Своеобразие поэтического отклика Рубцова на великое творение художника в том, что в нем выражены не только впечатления от картины, но и навеянные ею воспоминания о малой родине, восторженные чувства, вызванные колокольным звоном, соединены с размышлениями о художнике и его творчестве.)

10. А теперь вернёмся к началу стихотворения: В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла.

Как вы его понимаете?

(Лирический герой впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг.)

С чем может быть связано появление этого образа? (! На картине Левитана нет лачуг.)

(Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом.)

Что обозначает это слово?

(Обращение к толковому словарю: лачуга – плохое, ветхое жилье.)

Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?

(Возможно, это грусть.)

11. Какие тропы встречаются в этих строках?

(метафора: в глаза лачугам, эпитет: алеющая мгла, олицетворение: глядит алеющая мгла).

^ X. Обобщение наблюдений, подведение обучающихся к ответу на 3 вопрос.

Вспомните, в какой последовательности мы анализировали произведения живописи и литературы?

Как изображает (это приёмы, средства изображения))

Для чего изображает (это основная мысль – идея – произведения)

Каким настроением проникнуто произведение, какие чувства вызывает (это воплощение идеи, воздействие произведения на зрителя, читателя)

Какие ещё понятия, кроме темы и основной мысли (идеи), являются общими для живописи и поэзии? (Жанр и композиция)

^ Обращение к схеме сопоставительного анализа произведений живописи и поэзии. (Схему см. в приложении 3 к уроку)

В чем вы видите взаимосвязь этих видов искусства?

(Формулируется и записывается в тетради ответ на 3 вопрос, поставленный в начале урока (коллективное творчество):

(Сопоставив произведения разных видов искусства – словесного и изобразительного, мы убедились в том, что они неразрывно связаны между собой.

Поэт и художник обращаются к одной теме – теме родины, родной природы. И тот, и другой воплощают свои представления о жизни, о месте человека в мире.

Взаимосвязь произведений проявляется и в том, что они появились благодаря вдохновению, рождённому любовью к родной земле, к родным просторам.

Стихотворение и картина наполнены колокольным звоном, глубоко проникающим в душу и просветляющим её. Оба произведения живописны и поэтичны. «Живопись- это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия- это живопись, которую слышат, но не видят», - утверждал Леонардо да Винчи.)

^ XI. Итог урока.

В начале урока мы определили три главных вопроса, на которые должны были найти ответ в ходе урока. Вспомните эти вопросы и скажите, выполнили мы свою задачу? (Выполнили)

Домашнее задание.

Сочинение на тему «И пробуждается поэзия во мне…» (По картине И. Левитана «Вечерний звон» и стихотворению Н. Рубцова «Левитан») или развёрнутый ответ на вопрос: Какие чувства вызывает у меня картина И. Левитана «Вечерний звон» и стихотворение Н. Рубцова «Левитан»?

Список использованной литературы

Глушаков П. «С душою светлою, как луч…» [ Текст] - Журнал «Литература в школе». – 2006. – №2.

Киселёва Е.Г. Дом пейзажа. [ Текст] – «Уроки литературы». Приложение к журналу «Литература в школе». – 2000. – №1.

Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия. – М., «Просвещение», 2007

Ситникова В. «Колокольцы» души [Текст] : анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан» [по мотивам картины «Вечерний звон» рус. художника ХIХ в. И. Левитана] - Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2006. – №9

Юров Т.В.Беседы о живописи в школе: Творчество художников-пейзажистов II половины XIX века. – М., 1966

«Левитан» Н.Рубцов

(По мотивам картины «Вечерний звон»)

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн,-
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…

Анализ стихотворения Рубцова «Левитан»

Хотя подзаголовок произведения отсылает читателя к конкретной картине русского пейзажиста, стихотворная зарисовка «тихой родины», представленная автором в первой строфе, отличается от левитановской. В рубцовском варианте возникают деревянные «лачуги», чьи окна-«глаза» освещены лучами заката, и луг, усыпанный колокольчиками. Показателен выбор слова, обозначающего деревенское жилище: в нем выделяются оттенки значения, которых нет на полотне Левитана, - бедность, ветхость и разрушение. Такие чувства оставляет другая работа художника, картина «Над вечным покоем». Очевидно, что стихотворение создано под общим впечатлением, которое вызвала живопись, близкая Рубцову по духу.

В произведении, названном фамилией художника, к образу солидного соборного колокола присоединяется скромный «младший брат» - луговой колокольчик, который наделяется способностью издавать звон.

Звукопись становится лидирующим художественным приемом, использованным в стихотворении. В небольшом тексте можно насчитать более десятка примеров, когда при помощи аллитерации и ассонанса выделяются гласные «о», прежде всего в сочетании с согласными «к» и «л». Применяя эти фонетические средства, автор передает гулкую и звучную музыку колокольного звона. Она достигает особой силы во второй строфе, где слово «звон» повторяется в трех из четырех строк, как бы заполняя собой все пространство.

Мелодия достигает особой силы и задушевности, поскольку она исходит не только от церковных колоколов, но и от луговых цветов. Проникновенные гармоничные звуки способны тронуть сердце лирического героя, наполнить душу радостными эмоциями и наделить ее новыми силами.

Две картины - написанная красками и сотворенная при помощи рифм - при всей «вещной» детализации объединяет общая философская идея. Православные ценности и память предков неотделимы от «звонящих лугов», неброской гармонии русской природы, будь то собор, возвышающийся среди зелени трав, или монастырь, выросший у речной излучины на опушке леса. Те, кто постиг мудрую правду этого единства, способны преодолеть мирскую суету и открыты для духовного возрождения.

Стихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа. В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края.
Нужно обязательно показать учащимся репродукцию картины (или слайд) - тогда разговор станет предметным. Строим обсуждение вокруг понятий “общий план” и “крупный план”. Расскажем учащимся, что эти термины применяются и в живописи, и в кинематографии, и в литературе. Один и тот же пейзаж можно описать двумя способами: через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою…” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т.д.” (А.П. Чехов).
- Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана?
(Скорее первое.)
- Какие образы передают в картине глубину пространства?
(Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители - монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.)
- Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?
(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.)
После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н.Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения.
- На что обратил внимание герой в первую очередь?
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла...
Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами.
- Какие тропы встречаются в этих строках?
(Метафора - окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение - алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.)
- А что обозначает само слово “лачуга”?
(Работаем со словарём.)
- С чем может быть связано появление этого образа?
(Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом.)
- Сравните слова лачуга и изба, обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются?
(Лачуга меньше избы, скорее всего, плохое жильё, ветхое.)
- Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?
(Возможно, это грусть.)
Следим за взглядом героя дальше.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане - луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.

Валентина Игоревна СИТНИКОВА (1973) - библиограф Коми Республиканской юношеской библиотеки (Сыктывкар).

“Колокольцы” души

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Левитан»

С тихотворение «Левитан» Николая Рубцова продолжает традиционную для русской поэзии тему человек и природа . В подзаголовке стихотворения значится: по мотивам картины «Вечерний звон». Поэт отсылает нас к полотну знаменитого русского художника XIX века Исаака Левитана, сумевшего очень проникновенно сказать о природе родного края.

Нужно обязательно показать учащимся репродукцию картины (или слайд) - тогда разговор станет предметным. Строим обсуждение вокруг понятий “общий план” и “крупный план”. Расскажем учащимся, что эти термины применяются и в живописи, и в кинематографии, и в литературе. Один и тот же пейзаж можно описать двумя способами: через общий (широкий) и крупный (с выделением деталей) план. У Тургенева в «Записках охотника» мы встречаем первый тип описания природы: “Но вот наступает вечер, заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный, вдали ложится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на полены, ещё недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени… Солнце село, звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката… Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают; воздух наливается мглою…” А вот пример другого подхода: “У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звёздочкой мелькало горлышко от разбитой бутылки, и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка и т.д.” (А.П. Чехов).

Какое из этих двух типов описаний подходит к картине Левитана?

(Скорее первое.)

Какие образы передают в картине глубину пространства?

(Образ высокого неба и большой массы воды. Мы следим за поворотом реки, взгляд уводит в глубину картины. От дальнего берега реки тропинка ведёт зрителя к тихой обители - монастырю. Пространство и цвет создают настроение картины.)

Что можно сказать о настроении картины? Какие чувства она вызывает?

(Умиротворение, покой, ощущение радости бытия, внутренней свободы.)

После наших небольших наблюдений над картиной перейдём к стихотворению Н.Рубцова. Давайте попробуем посмотреть на картину глазами лирического героя стихотворения, попытаемся понять его чувства и принять его точку зрения.

На что обратил внимание герой в первую очередь?

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла...

Лирический герой так же, как и мы, впечатлён цветовой гаммой картины. Однако его взгляд сосредоточен только на окнах лачуг, которые названы глазами.

Какие тропы встречаются в этих строках?

(Метафора - окна лачуг сравниваются с глазами. Олицетворение - алеющая мгла “глядит”. На картине Левитана нет лачуг, но их образ появляется в стихотворении.)

А что обозначает само слово “лачуга”?

(Работаем со словарём.)

С чем может быть связано появление этого образа?

(Возможно, лирическому герою картина навеяла какие-то воспоминания о его малой родине, и лачуга является её знаковым образом.)

Сравните слова лачуга и изба , обозначающие деревенское жилище. Чем они отличаются?

(Лачуга меньше избы, скорее всего, плохое жильё, ветхое.)

Что может сказать этот образ о чувствах лирического героя в начале стихотворения?

(Возможно, это грусть.)

Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Мы видим на картине вдалеке собор, на переднем плане - луг, но на нём неразличимы цветы колокольчики. Лирический герой делает акцент на том, что луг колокольчиковый.

Как могут быть связаны между собой “колокол церковный” и “колокольчик”?

(Колокольчик и церковный колокол по форме схожи. Колокол церковный символизирует духовный мир человека. Это значение образа переходит и на природную деталь. Чувство любви к природе приравнивается к религиозному чувству. Кстати, луговой колокольчик становится здесь “крупной” деталью, своего рода “горлышком от разбитой бутылки”. Лирический герой не только видит собор, но и слышит церковный звон.)

Каким образом в стихотворении передан звук колокола?

(Через звуковые повторы.

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -

Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.)

С помощью каких слов звук расширяет пространство?

(Заокольный и окольный. Окольный означает окрестный, окружной, находящийся поблизости. Заокольный - дальше, чем окольный.)

В стихотворении больше строк посвящено звуку картины, чем цвету. Лирический герой не столько “видит” картину, сколько “слышит” её. Звук колокола и лугового колокольчика проникают в сердце лирического героя. Природная деталь в конце стихотворения укрупняется - лирический герой слышит звук каждого колокольца.

Почему этот природный звук отзывается в сердце героя?

Любопытным в связи с этим вопросом может стать такое наблюдение: в словаре Даля сказано, что слово “колоколец” в тверских диалектах обозначает последний вздох умирающего. Это значение наводит нас на мысль о том, что всё в природе смертно. Но в то же время у природы есть и другое свойство - с наступлением весны всё воскресает. Смерть и рождение в природе идут рядом. И этот ритм природы остро чувствует человек, именно поэтому будет и “новая радость” и “новая сила”.

Какие же чувства вызывает у человека пробуждение природы?

(Надежду, радость, ощущение полноты бытия.)

Подумаем над многоточием в конце стихотворения.

Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…

Они звонят не глуше... а как? Громче? Или настолько же сильно?

Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся к названию стихотворения и вспомним, что мы смотрим на картину глазами лирического героя. Именно к художнику Левитану обращены последние строки стихотворения. В них заключено восхищение перед мастером кисти, который сумел написать русскую природу так, что её образ отзывается в сердце зрителя не глуше церковного колокола. Поэтому можно сказать, что это стихотворение не только о природе и родине, но и о художнике и его задаче в этом мире.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Пластика ОКОН». Посетив сайт компании, который располагается по адресу plastika-okon.ru , Вы можете ознакомиться со всеми видами услуг, оформить заказ, а также ознакомиться с действующими на данный момент акциями и скидками. «Пластика ОКОН» уже 11 лет работает на российском рынке и может по праву гордиться собственным производством пластиковых окон, внимательным отношением к клиенту и ответственным сервисом.