Роль, согласно современной концепции ролевого поведения, это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных: базовых психологических установок нашего «я» и ожидания других людей.

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в сознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательньм. При таком поведении играющий постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного «я». В любом случае индивидуальное исполнение человеком роли имеет определенную «личностную окраску», зависящую как от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, характера, мотивации, других особенностей личности, так и социокультурных влияний.

Как отмечают исследователи Т.В. Казакова и С.И. Райкова, каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли, тем самым осваивая нормы культуры. Роле­вое обучение, по их мнению, имеет два аспекта:

1. Выполнение обязанностей и осуществление прав в соответствии с играемой ролью.

2. Приобретение установок, чувствований и ожиданий, соответствующих данной роли.

Обучение исполнению социальных ролей может быть успешным только при последовательной подготовке к переход от одной роли к другой на протяжении всей жизни индивида. Изучение практики показывает, что ролевое обучение характеризуется прерывностью, что ведет к ролевому напряжению. Ролевое напряжение возникает в связи с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли. Другим источником ролевого напряжения является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в себя в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально существуют в окружающем нас мире. Другими словами, обучающиеся определенным роля индивиды усваивают, как правило, идеальную картину окружающей действительности, а не реальную культуру и реальные человеческие взаимодействия.

Регулирование ролей - это формальная процедура, посредством которой человек освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. На практике это выглядит как ссылка человека на влияние организаций, в силу которой он вынужден действовать определенным образом.

В целом же ролевое поведение определяется следующими факторами:

§ постоянно проиходящими социокультурными изменениями;

§ взаимоотношениями индивида с другими членами соци­альной группы, в которую он входит;

§ усвоением индивидом социокультурных ценностей и норм, которые регулируются, в основном, через обучение ролям;

§ социальным статусом индивида в обществе;

§ ожиданиями окружающих по отношению к индивиду.

Исследование ролевого поведения через социально-психологические условия проводилось авторами этих строк в трудовом коллективе одного из предприятий города Тамбова и позволило выявить ряд социально-психологических условий, которыми детерминируется ролевое поведение. Данные условия авторы объединили в три группы.

1. Условия, определяемые процессом социализации:

§ влияние социальных стереотипов (наличие социального стереотипа играет существенную роль в оценке чело­веком окружающего мира, в его реагировании на изменя­ющуюся реальность, на процесс его познания);

§ влияние социальных ценностей, которыми овладевает личность в процессе социализации (социальные ценности - это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые социальной группой убеждения по поводу путей и средств, которые ведут к достижению цели; социальные ценности отвечают на вопрос, как относиться к тому, что уже есть, и тому, что может быть);

§ влияние социальных норм, которые усваивает личность и реализует в своем ролевом поведении.

2. Условие ролевого напряжения (оказывает влияние на возникновение или устранение ролевого напряжения):

§ влияние социально-психологического климата коллек­тива, что сказывается на степени доверия и требователь­ности членов группы друг к другу, степени давления руководителей на подчиненных и т.д.;

§ давление окружающих обстоятельств, что ведет к ролевому напряжению и ролевому конфликту;

§ взаимодействие личности исполнителя роли с другими участниками, ведь понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого человека в отношении, как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации;

§ степень соответствия между ожиданиями других людей и собственными представлениями о себе и своей роли (чем выше эта степень соответствия, тем эффективнее ролевое поведение);

§ соответствие имеющейся у человека роли его личност­ному потенциалу;

§ степень осознания личностью своих ролей (от того, на­сколько человек понимает специфику своей роли, насколько представляет подобающую для себя линию поведения, в какой степени она им интерпретируется, во многом зависит качества ее исполнения).

3. Условие ролевой самореализации:

§ активность личности (под активностью личности понимается способность человека производить общественно зна­чимые преобразования, проявляющиеся в творчестве, ролевом поведении, общении; активность личности в ролевом поведении может выражаться в выборе той или иной роли, осознании ею своей роли, выборе модели ей исполнения, сознательном подчинении своего ролевого поведения ожиданиям окружающих);

§ уровень чувства ответственности (ответственность определяет отношение личности к своим ролевым обязанностям, т.к. служит средством внутреннего контроля внутренней регуляции поведения личности;

§ умение адаптироваться к меняющимся ситуациям.

Таким образом, ролевые игры - это всегда импровизация, черпающая материал социальной практики жизнедеятельности человека с привнесением трех элементов: фантастики, исторической правды и настоящей действительности. Объединяющим спонтанным моментом трех элементов является воображение.

Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальный статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это положение субъекта в системе межличностных отношений, которое определяет его обязанности, права и привилегии. Его устанавливает общество. Социальные взаимоотношения запутаны.

Социальная роль связана со статусом, это нормы поведения человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это конкретное использование человеком социальной роли. Здесь находят отражение его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

  1. Модель поведения человека со стороны общества.
  2. Система представления человека как он должен вести себя.
  3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении, другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе роль не определяет Деятельности и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли».

Социальная дифференциация присуща всем формам существования человека. Поведение Личности объясняется социальным неравенством в обществе. На него влияют:

  • социальное происхождение;
  • этническая принадлежность;
  • уровень образования;
  • должность;
  • проф. принадлежность;
  • власть;
  • доход и богатство;
  • образ жизни и т.д.

Исполнение роли носит индивидуальный характер. Линтон доказал, что роль имеет социо-культурную обусловленность.

Есть еще определение, что социальная роль – это социальная функция Личности.

Необходимо отметить, что существует несколько точек зрения:

  1. Шебутани – конвенциональная роль. Разводит понятия конвенциональной роли и социальной роли.
  2. Совокупность социальных норм, освоить которые общество побуждает или принуждает.

Разновидности ролей:

  • психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;
  • социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические.
  • активные или актуальные – исполняемые в данный момент;
  • латентные (скрытые) – человек потенциально является носителем, но не в данный момент
  • конвенциональные (официальные);
  • стихийные, спонтанные – возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

Связь роли и поведения:

Ф. Зимбардо (1971) провел эксперимент (студенты и тюрьма) и установил, что роль сильно влияет на поведение челоека. Феномен поглощения Личности человека ролью. Ролевые предписания формируют поведение человека. Явление деиндивидуализации – поглощение Личности социальной ролью, Личность теряет контроль над своей индивидуальностью (пример – тюремщики).

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску. Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных. В ролевом поведении могут возникнуть ролевые конфликты: межролевые (человек вынужден выполнять одновременно несколько ролей, иногда противоречивых), внутриролевой (возникают тогда, когда к носителю одной роли предъявляются разные требования со стороны разных социальных групп). Половые роли: мужская, женская. Профессиональные роли: начальник, подчиненный и т.д.

Юнг. Персона – роль (эго, тени, самость). Не слиться с «персоной», чтобы не потерять личностное ядро (самость).

Андреева. Социальная роль – есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Ряд ролей предписан от рождения (быть женой/мужем). Социальная роль всегда имеет некоторый диапазон возможностей для своего исполнителя – «стиль исполнения ролей». Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Личность выступает (является) тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место в жизни. Необходимо использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям.

Роль - социальная функция личности; ожидаемое поведение, обусловленное статусом или позицией человека в системе меж­личностных отношений. Роли, так же как и группы, могут быть формальные и неформальные. Формальные служат для формиро­вания различных социальных организаций. В процессе социально­го взаимодействия людей возникают также и неформальные роли, которые характеризуют социальное взаимодействие, обусловлен­ное личностными качествами его участников.

Многие люди в течение дня выполняют многочисленные роли, поэтому для понимания поведения людей в процессе взаимодей­ствия очень важно знать, что такое роль, какие роли и для какой цели используют наши партнеры. Такая информированность мо­жет способствовать как предотвращению ролевых и межличност­ных конфликтов, так и совершенствованию самого процесса об­щения, поскольку роль имеет отношение к нормам предполагае­мого поведения. Роль предполагает набор правил поведения в оп­ределенной среде, ожидаемых от человека в конкретной ситуации общения. Роль может включать отношения и ценности, а также характерные типы поведения.

В любой организации имеются статус иерархий и соответству­ющие роли, которые, являясь официальными или неофициаль­ными, составляют неотъемлемую часть организации (директор, завуч, учитель, ученик и т. п.). В реальной жизни мы можем одно­временно или последовательно играть разнообразные роли, на­пример: учителя (в лицее), родителя (дома), пациента (в поли­клинике), пассажира (в автобусе), товарища (на неформальной встрече). Каждому положению роли присущи различные взаимо­связи. Например, положение кандидата наук в колледже подразу­мевает не только роль преподавателя, но и отношение к учащим­ся, а также различные другие роли по отношению к администра­торам, учителям-коллегам, к положению в обществе. При этом у каждой группы могут быть разные ожидания: учащиеся могут ожи­дать высококвалифицированных занятий, коллеги - новых исследований и публикаций, а администраторы - повышения рей­тинга организации и его влияния на ее имидж. В литературе это называется очертанием роли.

Очертание роли - это индивидуальные ожидания определен­ного поведения от человека, выполняющего какую-либо опреде­ленную роль. Например, кандидат наук в колледже имеет более сложное очертание роли, чем начинающий учитель - выпускник вуза, но менее сложное, чем академик в университете. Чем боль­ше ролей играет человек и сложнее их очертания, тем сложнее индивидуальное поведение, тем больше противоречий он ощу­щает. Иногда они становятся причинами стресса или конфликта.



В результате наличия многочисленных ролей и их очертания че­ловек может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятель­ность в одной роли мешает деятельности в других ролях. В качестве члена группы человек испытывает сильнейшее давление отказать­ся от своего «Я» и обязательств перед собой в обмен на внутри-групповую деятельность. Когда это происходит, человек сталкива­ется с ситуацией, которая известна как ролевой конфликт.

В процессе общения могут возникать различные ролевые конф­ликты: конфликт «личность-роль» (когда требования роли нару­шают основные ценности, отношения и потребности человека, занимающего определенное положение, например: когда дирек­тор колледжа выполняет одновременно функции учителя, ему бывает трудно ставить плохие оценки, так как это может повлиять на конкурентоспособность образовательного учреждения); конф­ликт внутри роли (возникает в том случае, когда разные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет человеку, выполняющему эту роль, удовлетворять все требования. Например, юрисконсульт на предприятии, с одной стороны, должен соблюдать правовые нормы, с другой - защи­щать интересы администрации); межролевой конфликт (возника­ет в результате столкновения многочисленных ролей, с которыми могут быть связаны противоречивые ожидания).

Психологи считают, что человек, сталкиваясь с ролевым конф­ликтом, испытывает психологический стресс, что может привести к появлению эмоциональных проблем при взаимодействии с дру­гими людьми, а порой и нерешительности в принятии решений.

Интерактивное упражнение

Участникам раздают листы с обозначением ролей, в которых они должны выступать в обсуждении (философ, эрудит, дипломат, скептик и т.п.). Предмет обсуждения - любой. Например фильм, спектакль, книга. Он не должен быть слишком сложным или чересчур волнующим. После 7-10 мин дискуссии окружающие должны определить, кто был в какой роли. Игроки, роль которых не узнали, считаются не справивши­мися с заданием.

Сущность ролевого поведения

Определение 1

Роль – нормативный образец поведения, одобряемый коллективом и выражающий социальную позицию человека.

Ролевое поведение представляет собой определенные социально одобряемые действия индивида в обществе, которые соответствуют занимаемому им положению. Роль человека в социуме зачастую определяет его поведение. При этом роль выполняет две ключевые функции:

  1. Демонстрация необходимого ролевого поведения в общем смысле и по отношению к окружающим;
  2. Ориентир для индивидов, взаимодействующих с исполнителем определенной роли.

Замечание 1

Таким образом, роль является индикатором приемлемости поведения индивида для него самого и окружающих.

Каждый из сотрудников в организации может принимать на себя несколько социальных ролей – он может являться одновременно руководителем и подчиненным, коллегой и товарищем. Социальные роли можно классифицировать по ряду различных признаков:

  • По половому признаку – мужские и женские;
  • По степени формализации – формальные и неформальные;
  • По форме – активные и пассивные;
  • По способу проявления – явные и скрытые;
  • По значимости – доминирующие и второстепенные;
  • По степени стандартности – стандартизированные и свободные.

Для характеристики любой социальной роли обычно используют две базовых характеристики – права и обязанности индивида, который принял на себя данную роль.

Определение 2

Права – совокупность ожиданий индивида от других участников общества, которые побуждают его к определенным действиям.

Определение 3

Обязанности – совокупность ожиданий других участников общества от индивида, которые побуждают его к определенным действиям.

Необходимость ролевого поведения

Каждый сотрудник в организации принимает на себя определенную роль (или несколько ролей). Реализация этой роли определяет поведение каждого сотрудника организации, его взаимодействие с другими сотрудниками и внешней средой. В зависимости от того, насколько успешно реализуется роль и насколько сам сотрудник удовлетворен принятой им ролью, в организации возникают (или не возникают) различные противоречия, связанные с взаимодействием организации и индивидов.

Успешное ролевое поведение индивидов в организации определяется такими условиями, как ясность и приемлемость роли. Каждый индивид должен осознавать требования роли, которую он реализует, и принимать их. Иногда неопределенность ролевой позиции может быть причиной внутреннего или внешнего конфликта, влияние которого на деятельность организации неизбежно.

Замечание 2

Именно ролевые конфликты делают ролевое поведение индивидов в организации значимым социальным феноменом, которому следует уделять внимание в деятельности, например, при распределении задач между сотрудниками.

Ролевые конфликты и их виды

Ролевые конфликты являются результатом ролевого напряжения – феномена, возникающего в результате неприятия роли индивидом или его окружением. Ролевой конфликт представляет собой столкновение различных ролевых требований, которое вызвано множественностью социальных ролей индивида. Каждый человек исполняет несколько социальных ролей, каждую из которых он некоторым образом воспринимает. Принято выделять два основных типа ролевых конфликтов:

  • Межролевой конфликт – возникает при одновременной реализации нескольких ролей. В рамках межролевого конфликта в поведении одного индивида сталкиваются различные, несовместимые друг с другом ролевые ожидания. Во избежание межролевого конфликта каждый индивид должен прилагать специальные усилия для создания оптимальной комбинации своих ролей;
  • Внутриролевой конфликт – возникает при реализации сложных противоречивых ролей. Ярким примером такой роли является роль руководителя в организации, который должен одновременно соответствовать ожиданиям своего начальства и подчиненных, которые противоречат друг другу.

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов, с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды.
Ролевые отношения - это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками.
Безличность. "Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.
Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль - это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида о своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, - все может в широких пределах
отличаться. Вживаемость асоциальную роль субъекта. Роли быстро выучива-
ются и могут значительно влиять на поведение субъекта. Ролевые отношения представлены следующими параметрами. Ролевой эпизод определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.
Ролевой набор -- совокупность ролей, соответствующих данному статусу, это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеют более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.
Ролевая дифференциация определяется как степень различия типыфункций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах. Любая организация сталкивается с тем, что называется ролевой проблемой, К числу таковых относятся:
- ролевой конфликт;
- ролевая неопределенность;
- ролевая перегрузка.
Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями, сменой работы.
Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения.
Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения,
вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.
Стиль ролевого поведения человека - это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.
Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:
1) нормативными требованиями - «Я» в предлагаемой обстоятель-
ствами,рол и;
2) личными притязаниями - «Я» как таковой.
Первый план поведения - социальная форма ролевых действий,
второй план - психологический способ ролевой самореализации.
Как раз здесь и возникает та существенная проблема, о которой шла речь выше, - трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле «настоящая» данная роль, как правило, приводит к внутриролевым и межролевым конфликтам.
Контрольные вопросы:

1. Каково содержание понятий «социальная дифференциация»,
«социальное неравенство»?
2. Каково содержание понятия «социальный статус»?
3. Охарактеризуйте статусы.
4. Каково содержание понятия «социальный ранг»?
5. Каково содержание понятия «социальная роль»?
6. Охарактеризуйте признаки социальной роли.
7. Каково содержание понятия «ролевая структура личности»?
8. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы норма-
тивной структуры исполнения социальной роли.
9. Раскройте содержание понятий, характеризующих ролевое поведение личности.
Психологический практикум
jvRUnp Игра «Скверная компания»
Цели игры:
а) раскрыть и дискредитировать формы общения, принятые в примитивных группах;
б) выявить реакции людей друг на друга в процессе игрового взаимодействия;
в) определить истинное распределение ролей в данной группе;
г) ослабить отрицательное влияние на группу тех ее участников,
которые образуют внутри нее своего рода «скверную компанию» и действуют через ироническое отображение реальности.
Ведущий называет социальные роли предстоящей игры: «главарь»,
«авторитет», «приближенные» (2 человека), «подхалим», «шут», «марионетки» (2 человека), «недовольные» (2 человека), «забитые» (2 человека). Остальные участники составляют «публику». Ведущий помогает игрокам сценически определиться с ролевыми приметами. Например, у «главаря» переброшен через плечо шарф, у «авторитета» за ухом карандаш или авторучка, у «приближенных» из-под рукава торчит носовой платок, «подхалим» носовой платок заправил сзади за воротник, «шут» закатал одну штанину, у «марионетки» свисает с воротника тонкая веревка, «недовольный» взъерошил волосы на голове, у «забитого» одна рука постоянно заведена за спину. Можно, разумеется, использовать и другие приметы. Правила общения и взаимодействия:
- «главарь» обрывает любого;
- «авторитет» обрывает любого, кроме «главаря»;
- «приближенный» - любого, кроме «главаря» и «авторитета»;
- «подхалим» - любого, кроме «приближенных», «авторитета» и «главаря»;
- «шут» - всех, кроме «главаря»;
- «марионетка» - только «недовольны*» и «забитых»;
- «недовольный» - всех, кроме «главаря» и «авторитета»;
- «забитого» обрывает любой.
Тот, кто нарушает правила, переходит в «забитые». Если «забитый»
осмеливается кого-либо оборвать, его все осуждают и изгоняют, и он переходит в «публику». Ведущий - единственное лицо в игре, которому предоставлено
право обрывать «главаря». У игры есть два варианта. В первом случае «скверная компания» объявляется, например, «пиратской или гангстерской шайкой»,
обсуждающей вопрос о том, куда отправиться для ограбления или разбоя. Во втором случае игра идет в обыденном плане, без привлечения «пиратского» или «гангстерского» антуража. Свои реплики участники импровизируют по ходу игры. Обязанность ведущего - требовать реплики от участников в соответствии с игровой ролью, подскйзыйать примерные реплики, адекватные ситуации, заменять одного исполнителя другим по своему усмотрению. Обсуждение:
а) анализируются высказывания участников о тех чувствах, которые
возникали у них по ходу исполнения ролей;
б) оценивается эффективность того или иного статусного поло-
жения, его особенностей;
в) ведущим оценивается степень агрессивности чувств у играющих, что необходимо по ходу игры: пока ситуация находится в границах нормы, выражение агрессивных чувств полезно с психологической точки зрения;
г) ведущим анализируется, кто, на ком и каким способом разряжал свою агрессивность в ходе игры.
Игра «Бюрократ»
Цель игры: научиться видеть в выгодном для себя свете некоторые
неприятные обстоятельства жизни.
Незадолго до окончания занятий (минут за 15-20) ведущий объявляет, что пора расходиться, но прежде всем нужно написать заявлейие: «Прошу Вас отпустить меня в связи с окончанием занятия». Затем свои заявления авторы должны подписать у кого-нибудь из участников игры, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. «Начальник» может подписать, а может и отказать.
В первом случае он ставит резолюцию: «Разрешаю», во втором - «Не
разрешаю».
Основные правила игры. Первое: подписывать заявления самим себе не разрешено. Второе: участник, чье заявление подписали, уже не имеет права подписывать другие заявления, и он уходит из помещения. Понятно, что подписать свои заявления удается только половине играющих, остальные не прорвались через тенета бюрократии. Ведущий просит их задержаться и высказать свое мнение по поводу того, что произошло. Да, он понимает, что кто-то будет обижен, раздосадован, что задето чье-то самолюбие... Ведущий должен нейтрализовать негативные эмоции.
Обсуждение: приводится по критериям, кто к кому обратился, кто кому подписал или не подписал. Важно обсудить и то, что случившееся не затрагивает (или затрагивает?) честь, достоинство человека, что в этой ситуации можно найти интересные положительные моменты - какие?

Тест «Мои социальные роли»
Цель игры: осознать участниками богатство социальных связей. Участникам предлагается сформулировать и проранжировать по степени актуальности в собственной жизни свои социальные роли. Обсуждение: ведущий поясняет:
а) в целом студенты относятся к той социальной группе, у которой
структура социальных ролей выражена достаточно слабо. Не только молодежь, но и взрослые обычно указывают лишь 7-9 социальных ролей. У студентов, как правило, этот набор, укладывается в классическую триаду: «сын», «товарищ» и «брат». Едва ли надо говорить, что на самом деле у каждого человека десятки социальных ролей, абсолютное большинство которых просто не осознается, и это сказывается негативно на психической жизни субъекта;
б) чем шире, масштабнее социальные связи, тем полнее и психологически здоровее социальная и личная жизнь человека;
в) среди социальных ролей каждого субъекта есть особая группа, которую можно назвать объективно актуальные социальные роли, но которые может не осознавать сам субъект. Если объективно актуальная роль не осознается субъектом, то она провоцирует у него внутренний или внешний конфликт. Для студента объективно актуальными ролямиявляются:
- сын (дочь) при живых родителях;
- брат (сестра) при наличии братьев или сестер;
- студент;
- друг, товарищ, приятель (поскольку живет не на необитаемом острове).
Для других социальных групп набор объективно актуальных социальных ролей будет, естественно, в чем-то иным;
г) осознание своих социальных связей дает возможность человеку управлять ими, а точнее говоря, актуализировать, сообразуясь с реальными обстоятельствами своей жизни.
Игра «Рисуем... общение»
Цель игры: выделить содержательные идеи, касающиеся стереотипов и установок о беседе в различных ролевых позициях. Ведущий просит участников игры разделить лист бумаги на четыре равные части. В первом квадрате каждый рисует начало беседы с начальником, во втором - с подчиненным, в третьем - с равным себе по статусу, в четвертом - начало беседы в оптимальных или идеальных, как это понимает автор рисунка, условиях. Качество рисунка совсем не важно, важно его содержание, т.е. то, что будет нарисовано. После окончания работы все по кругу передают свои рисунки, чтобы познакомить с ними остальных. Обсуждение: анализируется то, что способствует или препятствует установлению контактов в различных ролевых позициях.
Тест «Мои субличностные роли»
Отметьте порядковые номера утверждений, с которыми Вы согласны:
1. Верящий людям 31. Восприимчивый 61. Хвалящий
2. Недоверчивый 32. Суеверный 62. Саркастический
3. Бдительный 33. Проницательный 63. Осторожный
4. Нелогичный 34; 5..Спонтанный 35. Независимый 65. Отчаянный
6. Несдержанный 36. Угрюмый 66. Несамостоятельный
7. Разумный 37. Терпеливый 67. Снисходительный
8. Суровый 38. Придирчивый 68. Консервативный
9. Рациональный 39. Трезвомыслящий 69. Экономный
10. Рассеянный 40. Упрямый 70. Бездеятельный
11. Увлеченный 41. Юмористичный 71. Изменчивый
12. Агрессивный 42. Робкий 72. Возбудимый
13. Объединяющий 43. Доброжелательный 73. Порядочный
14. Раздраженный 44. Деспотичный 74. Жесткий
15. Гибкий 45. Реалистичный 75. Умелый
16. Медлительный 46. Бессистемный 76. Поверхностный
17. Комичный 47. Творческий 77. Прямодушный
18. Легко возбудимый 48. Непрогнозируемый 78. Безудержный
19. Искренний \ 49. Надежный 79. Благородный
20. Непреклонный 50. Самоуверенный 80. Самобичующийся
21. Дальновидный 51. Рассудительный 81. Последовательный
22. Нерациональный 52.Нецеленаправленный 82. Неосмотрительный
23. Энергичный 53. Непринужденный 83. Жизнерадостный
24. Эгоистичный 54. Плаксивый 84. Эгоцентриный
25. Внимательный 55. Трудолюбивый 85. Уверенный в себе
26. Ворчливый 56. Строгий в мыслях
27. Понятливый 57. Целеустремленный 86. Приказывающий
28. Внушаемый 58. Нереалистичный 87. Оригинальный
29. Любознательный 59. Забавляющийся 88. Любящий спорить
30. Нерешительный 60. Незрелый 89. С широкими интересами
90. Переменчивый в настроении

Обработка теста:
Способствующий развитию родитель:
«Да»: 1 7 13 19 25 31 37 43 49 55 61 67 73 79 85

«Да»: 2 8 14 20 26 32 38 44 50 56 62 68 74 80 86

«Да»: 3 9 15 21 27 33 39 45 51 57 63 69 75 81 87
Иррациональный компонент взрослого;
«Да»: 4 10 16 22 28 34 40 46 52 58 64 70 76 82 88
Позитивный компонент дитя:
«Да»: 5 11 17 23 29 35 41 47 53 59 65 71 77 83 89
Трудный компонент дитя:
«Да»: 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 66 72 78 84 90
1 Интепретационная база теста:
Родитель.
Основные функции:
~ дает - осуществляет автоматические реакции и решения;
- уменьшает тревогу;
- сохраняет моральные и этические нормы;
- сохраняет и передает традиции культуры;
- является воспроизведением внешней реальности первых 6-8 лет жизни.
Язык тела у консервативного родителя:
- нахмуренный лоб;
- поджатые губы;
- указующий перст;
- руки на бедрах;
- заламывание рук;
- жесты запрещения;
-жесты отказа.
Лексика:
- «прелесть», «сынок»;
- «безобразие», «отвратительный», «вульгарный»;
- «прекрати раз и навсегда», «ни за что на свете»;
- критические и оценочные суждения.
Стили поведения:
-демократический;
- попустительский;
- директивно-авторитарный;
-дружелюбный;
- защищающий;
- контролирующий; *
- карающий.

- искореняет все, что напоминает детскую радость;
- живет и действует в соответствии с установившимися шаблонами;
- враждебно воспринимает любые изменения.
Способствующий развитию родитель: -
- гибкий;
- благоприятствующий индивидуальному развитию;
- способствующий самоуважению человека;
- гуманистичный в воспитании детей;
- правдивый;
- понимающий;
- духовно близкий.
Консервативный компонент родителя:
- подавляющий;
- косный;
- обесценивающий;
- высококритичный;
- карающий;
- жесткий;
- негибкий;
- ориентирующийся на силу и произвол.
Взрослый.
Основные функции:
- производит объективную обработку информации;
- высчитывает вероятность;
- регулирует деятельность родителя и дитя;
- осуществляет объективное посредничество между родителем и дитем;
- формирует Я-образ;
- является воспроизведением опыта, приобретенного в течение всей жизни.
Язык тела у взрослого:
- глубокомысленная концентрация.
Лексика:
- «конструктивный»;
- «способный»;
- «экономный»;
- «полезно», «вредно»;
-рассуждающая.
Стили поведения:
- не выделяются.
Модели поведения при полном преобладании компонента:
- человек рациональный;
- формальный;
- лишенный этических ценностей и убеждений;
- эмоционально холодный.
Рациональный компонент взрослого:
-адаптивный;
- с хорошо развитым чувством реальности;
- полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее;
- ярко проявляющий направленность к цели;
- демонстрирующий гибкое поведение;
- нацеленный на решение проблемы.
Иррациональный компонент взрослого:
- дефектное чувство реальности;
- ограниченные способности получать и обрабатывать информацию;
- неполноценное мышление;
- дезадаптивное поведение.
Дитя,
Основные функции:
-интуиция;
- порыв;
- радость;
-очарование;
-подражание;
- испуг;
-страх;
- опрометчивые поступки;
- все инстинктивное;
- потребность в защите;
- потребность в ощущении безопасности;
- проявление внутренней реальности первых 6-8 лет жизни.
Язык тела:
- выражение:
* застенчивости;
* хитрости;
* любопытства;
- улыбка;
- смех.
Лексика:
- восклицания;
- клятвы;
- ругательства;
-междометия.
Стили поведения:
- спонтанный;
-естественный;
- приспособленный.
Модели поведения при полном преобладании компонента:
- получает от жизни много радостей;
- лишается всех ресурсов;
- подвергается множеству опасностей;
- не интересуется последствиями своего поведения;
- стремится только развлекаться и играть.
Позитивный компонент дитя:
- преобладающий интерес к жизни;
-радость;
- интуиция;
- поиск удовольствий;
-сговорчивость;
-легкая воспитываемость;
- адаптационность.
Трудный компонентдшяя:
- преобладание импульсивности;
- повышенная эгоцентричность;
- оппозиционность;
- мятежность, бунтарство;
- зависимость;
- пугливость, боязливость;
- дезадаптация.