Является основной в морфологии. Известно, что делятся они на четыре класса: самостоятельные, служебные, модальные (или вводные) слова и междометия. К первому относится и имя существительное. По большому счету, его можно рассматривать в качестве главного языкового понятия.

Наша лексика содержит в себе великое множество слов, обозначающих предметы, будь это люди, животные, какие-то вещи или вещества. Все это существительные. Кроме того, есть еще отвлеченные понятия, включающие личностные характеристики, скажем, честность, доброта, зависть; сон, беготня, танец, отдых. Такие существительные тоже имеют значение предметности и отвечают на вопросы "кто?" или "что?".

Все эти слова называют обладают такими морфологическими категориям, как род, число, падеж. В соответствии с этим они разделяются на три рода (мужской, женский, средний), изменяются по числам (единственное и множественное), а также по шести падежам.

Существительное как часть речиимеет начальную форму в виде именительного падежа единственного числа: кукла, девочка, мороз, радость, сахар.

Роль имени существительного в речи

В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Они составляют 40 % всего лексического состава. Это означает, что почти каждое второе слово представляет собой предмет или понятие, отвечающие на вопросы "кто?" или "что?". Потому сложно переоценить роль имени существительного в речи.

По большому счету, без этой грамматической единицы не было бы полноценного общения. Ведь в предложении, как правило, возникают связи между предметами и отношения между ними, поэтому практически в каждом из них есть существительное, а нередко и не одно. О значении этой части речи прекрасно сказал известный языковед В.Г. Ветвицкий, определив ее как «дирижера грамматического оркестра», за каждым движением которого следят все «оркестранты» - зависимые слова, которые наследуют его форму и согласуются с ним.

Большую роль играет и многозначность существительных, и использование их в качестве средств языковой выразительности (метафоры, эпитеты, сравнения), и наличие у многих не только прямого, но и переносного значений.

Употребление существительных в речи

Данная категория этой части речи в предложениях выполняет важнейшую функцию в формировании предикативной основы. Так, существительное может выступать в качестве единственного главного члена в Ярким примером служит цитата А. Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»

Роль имени существительного в речи этим не ограничивается. В качестве сказуемого оно может быть выражено в форме именительного падежа в так называемых двухкомпонентных предложениях: «Моя сестра - студентка», а в формах используется как распространитель следующих значений:

  • объектного («Маша заполняет дневник»);
  • субъектного («Девочке было светло и радостно»);
  • определительного («Кабинет шефа достаточно просторен»);
  • обстоятельственного («Мы все собрались у проходной»).

Благодаря тому что существительное имеет категории рода и числа, оно обладает способностью сочетаться с различными формами согласуемых с ним слов: красивое(ые) платье(я), красивая(ые) картинка(и), красивый(е) цветок(ы).

Употребление конкретных существительных

В зависимости от особенностей выражаемого значения эта часть речи подразделяется на несколько групп, среди которых можно выделить единичные (горошинка, соломинка), вещественные (молоко, мед, серебро), собирательные (листва, пески, зверьё). Но, пожалуй, самые многочисленные и распространенные в употреблении слова - существительные, входящие в число конкретных и отвлеченных понятий.

Само словосочетание «конкретные существительные» уже достаточным образом определяет содержание группы. Это понятия, называющие различные предметы, а также явления реальной действительности. Одна их особенность заключается в том, что слова из категории конкретных существительных прекрасно сочетаются с любыми числительными - как количественными, так и порядковыми, так и собирательными: два малыша, второй малыш, двое малышей; два карандаша - второй карандаш.

Вторая особенность - способность образовывать формы малыш - малыши, карандаш - карандаши.

Употребление отвлеченных существительных

Названия каких-нибудь абстрактных понятий тоже представляют собой солидный слой русской лексики. Эти слова - существительные, именующие или обозначающие какие-то отвлеченные понятия, действия или состояния (борьба, радость), качества или свойства (нравственность, добро, желтизна).

В отличие от конкретных имен абстрактные употребляются только в одной форме числа - или только единственного (тишина, блеск, смех, зло), или только множественного (будни, каникулы, выборы, сумерки). Также их невозможно сочетать с Не скажешь: три тишины, два блеска. Некоторые из отвлеченных существительных можно употребить с наречиями много - немного, мало - немало, сколько: «И много-много радости детишкам принесла!», «Доставил немало неприятностей», «А сколько было счастья!»

Иногда, чтобы обозначить какое-то конкретное проявление отвлеченных качеств, можно использовать форму множественного числа в таком виде: мороз - грянули январские морозы, глубина - достигли океанских глубин, красота - любовались красотами природы и т.д.

Наиболее часто встречаемые существительные в речи

Если попытаться проанализировать лексикон среднестатистического россиянина, можно сделать вывод о популярности тех или иных используемых в нем слов. Чаще всего употребляются, так сказать, бытовые существительные. В речи любого человека будут звучать названия домашней утвари (ложка, нож, вилка, кастрюля, сковорода и т.д.), продуктов питания (хлеб, молоко, колбаса, макароны и др.), слова, связанные с трудовой деятельностью, транспортом, учебой.

Чтобы определить, насколько часто используется в речи то или иное название (наименование, понятие), ученые-филологи создают специальные словари. В некоторых из них представлены только существительные, поэтому на основе изучения таковых можно сделать определенные выводы. Такие словари называются частотными.

В одном из подобных списков из тысячи приведенных существительных наиболее часто встречались следующие слова: год, человек, время, дело, жизнь, день, рука, работа, слово, место.

Существительные в речи ребенка

С точки зрения ученых, еще первобытные люди, познавая окружающий мир, изучая природу и ее явления, давали им свои названия. Эти наименования с течением времени закреплялись в языке племен, создавая его лексику. Подобным образом появляются существительные в речи ребенка. Практически это первые произнесенные им слова: мама, папа, баба, киса и т.д. Малыш подобно древним людям тоже жадно смотрит вокруг себя и хочет знать, как называется тот или иной предмет, а затем и более сложные понятия.

Так, с течением времени у детей возникают их лексикон обогащается новыми существительными. К примеру, ребенок знает, что такое трава, а потом, когда поймет, что она имеет определенный цвет, осваивает и слово "зелень". Существительное "стена" в зависимости от материала обретает "плоть" - кирпич, камень, дерево. И эти слова тоже постепенно входят в лексикон малыша.

Вывод

Имя существительное, обозначая предмет или явление, называет его в широком смысле слова. Так, это могут быть наименования предметов и вещей (парта, тетрадь, учебник, шкаф), веществ (краска, мука, щелочь), живых существ и организмов (человек, кошка, скворец, бацилла), событий, явлений, фактов (опера, гроза, радость), географических названий, имен и фамилий людей, а также качеств, свойств, действий, состояний (доброта, интеллект, ходьба, сонливость). Все это яркие примеры употребления имен существительных.

С их помощью несложно ориентироваться на улицах города, читая вывески, поскольку названия учреждений и организаций представляют собой именно эту часть речи. Точно так же проще представить себе, о чем будет идти речь в книге или статье (в заголовке, как правило, присутствует существительное). Его можно назвать самой древней, самой распространенной, самой самостоятельной, самой важной и самой ведущей частью в грамматике.

Нельзя не согласиться с Л. Успенским, определившим роль имени существительного в речи, назвав его хлебом языка. Насколько важен сей продукт в жизни человека, настолько важна и данная категория в функционировании языка.

Тема урока: Имя существительноекак часть речи, его роль в предложении

Цельурока:

  1. повторить, обобщить, закрепить знания и навыки учащихся, полученные в 5 классе, об имени существительном:

Общее значение;

Морфологические признаки;

Синтаксическая роль;

2) активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать речь, память учащихся, обогатить словарь;

3) воспитать уважительное отношение к пожилым людям, привить правильное поведение в семье

Эпиграф к уроку (на доске)

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Пословица.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Запишите, пожалуйста, дату:

Ребята, давайте зарядимся хорошим настроением, потому что с положительными эмоциями легче работать.

Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку –

Поднимем настроение

Себе и другу.

(подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)

II. Вступительная беседа

Скажите, ребята, правда ли, что все люди хотят быть счастливыми? (да)

Если каждый человек хочет быть счастливым, то, значит, все мечтают об одном и том же? (нет)

Т. е. представления у людей о счастье разные. Сейчас выполним несложное задание. Пронумеруйте по мере убывания значимости те области жизни человека, которые могут ассоциироваться со счастьем. (1 место – самое важное и т. д.). Детям розданы листы, на которых напечатано следующее:

Зачитываю слова

карьера

материальные блага

отдых

дети

семья

Какое слово вы поставили на первое место? (Семья?)

По очереди называют слово. (3 человека) (А почему вы считаете. что это слово семья?

Потомучто семья –это главное в жизни человека.

Да, действительно. Семья –это главное в жизни человека.В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?);

А какой частью речи является слово « семья?» (Имя существительное)

В каком разделе языкознания изучается имя существительное?

Дети называют: Морфология

Совершенно верно. Мы приступаем с вами к изучению главного раздела языкознания –Морфологии.

И открывает этот раздел часть речи- имя существительное

И тема нашего сегодняшнего урока « Имя существительное как часть речи. Его роль в предложении». Запишите тему урока в тетрадях.

Ребята, с этой проблемой мы с вами встречались в 5 классе, первоначальные знания получали в начальных классах. И поэтому сегодня мы ставим перед собою цель:

повторить, обобщить, закрепить знания и навыки, полученные в 5 классе, об имени существительном: а именно

Общее значение;

Морфологические признаки;

Синтаксическую роль.

А теперь вновь вернемся к имени существительному «семья»

Что такое семья? Каково лексическое значение этого слова?

Семья – это малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.

На сегодняшнем уроке мы с вами при работе с текстами будем говорить о семье и ее семейных ценностях. Поэтому еще одну проблему должны мы решить на уроке - сформулировать ценностные ориентации и правила поведения в семье.

Итак, приступаем к решению задач нашего урока

Вспомним грамматическое значение существительного, морфологические признаки, синтаксическую роль

К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громы-хание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

Определим синтаксическую роль имени существительного в предложении. Запишем предложения в тетрадях. Третье предложение разберем на доске синтаксически.

Вывод: какова синтаксическая роль имен существительных в предложении?

О чем говорится в этих предложениях? (О семье).

Правильно. Можно ли назвать эти предложения текстом?

(Нет.Они не связаны между собой грамматически)

А что такое текст? (Ответ)

Следующий этап урока – работа с текстом. Текст на экране. И текст перед вами.

Прочитайте его и обратите внимание, что выделенные существительные стоят в начальной форме.

Поставьте их в нужную форму.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы

Дедушка.

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; рука и нога у него дрожали от старость: несёт ложка ко рот и суп расплескивает.

Не понравилось это сын и невестка: перестали они отец за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняная чашка. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отец из старая деревянная миска.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол и складывает что – то из щепочек.

Коробочка, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянная коробочка кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Перестали с тех пор старик за печь прятать, из деревянная чашка кормить.

К. Д. Ушинский

Анализ лингвистического материала.

(Зачитывается правильный вариант текста.(по абзацам)

Дедушка.

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплескивает.

Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что – то из щепочек.

Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.

Коробочку, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.

К. Д. Ушинский

Обсуждение текста и заглавия к нему)

Докажите, что это текст (все предложения связаны общей темой, общей основной мыслью и грамматически)

Почему К. Д.Ушинский назвал этот текст «Дедушка»?

А кто такой дедушка?

Какова этимология этого слова? Вам было дано задание: найти зтимологическое значение слова дедушка. Проверим, как вы справились с этим заданием. (Сережа и Захар). Еще есть дополнения?

1) То же, что: дед; отец отца или матери

2) Старый человек, старик (с оттенком уважительности, доброжелательности).

3) а) перен. Родоначальник, основоположник чего-либо.

4) военн., жарг. старослужащий срочной службы

Какова основная мысль этого текста? Чему он учит, какие нравственные качества воспитывает? (О семье, об отношениик пожилым, о правильном семейном воспитании). Ответы детей

К какому жанру относится текст?По жанру – это нравоучительная басня. А каждая басня имеет мораль.Что такое мораль? Вы,наверное обратили внимание что, в тексте нет собственных имен существительных? (Потому что эта нравоучительная басня носит поучительный характер, она описывает не единичный, а типичный случай, пример из жизни).

К какому стилю относится текст? Тип речи?

А сейчас, ребята вы получите тестовые задания. Выберите правильный вариант ответа. Сделали? Проведите взаимопроверку. Сверьте свои ответы с соседом по парте. А теперь смотрим на слайд. Совпадают ли ваши ответы? Если да, то з заданием справились.

Тест

1. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.

А) Ненужный, использованный;

Б) слабый, немощный от старости;

В) плохой, скверный.

2. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

А) Они не хотели общаться с отцом;

Б) отец стал неаккуратно есть;

В) отец стал их обижать.

3. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

А) Любовь к детям;

Б) любовь к престарелым родителям;

В) умение уважать старость.

4. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.

А) Любишь кататься – люби и саночки возить.

Б) Сделав худо, не жди добра.

В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

Ребята, а теперь проанализируем морфологические и синтаксические свойства данного слова?

(Это сущ-е муж.рода,1 склонения, изменяется по числам и падежам, одуш.

падеж ед. ч. мн. ч.

Просклонять данное сущ-е во мн.ч. (выходит ученик)

Им. де́душка де́душки

Р. де́душки де́душек

Д. де́душке де́душкам

В. де́душку де́душек

Тв. Де́душкой де́душкою де́душками

Пр. о де́душке о де́душках

Сделать морфемный и словообразовательный разор слова дедушка

Корень:-дед-; суффикс: -ушк; окончание: -а

Какое значение имеет суффикс (уменьшительно-ласкательное)

Подберите синонимы к слову дедушка. дед, праотец , старик, родоначальник, основоположник , дембель, старослужащий

Подберите антонимы:

бабушка;младенец, ребёнок, юноша

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Какой яркий фразеологизм есть в русском языке?

На деревню дедушке

Учитель: Поработаем с карточками. Заполним их примерами из текста, и, вместе с тем, вспомним морфологические категории имен существительных. (Задания по рядам: 1 ряд заполняет 1-ую колонку, 2-й – вторую и т.д.)

Склонение имен существительных

I склонение

II склонение

III склонение

Дедушка

Молодец

мать

Рука

Рот

старость

Невестка

Суп

печь

Чашка

Дитя

Щепочка

Старик

коробочка

сынок

Проверка

Учитель: Ребята, а какие еще изученные вами орфограммы есть в этом тексте?

1) (Падежные окончания имен существительных: Старости (3 скл., ж.р., Р.п.), невестке(1 скл., ж.р., Д.п.).

2)Правописание О-Е после шипящих: Молодцом (ударная позиция), полотенцем (безударная позиция).

5)Учитель: Ребята, найдите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дедушка, сынок, щепочек, коробочка, тятенька, дитятко)

(У сущ. чашка, миска, ложка - к входит в состав корня).

6). Ребята, эти существительные образованы с помощью суффикса, а как еще могут образовываться существительные? (Приставочным способом, приставочно-суффиксальным, сложением и т. д.)

7) Найдите в тексте существительные с нулевым окончанием (сынок, пол, стол, старик, печь, сын, мать и т.д.)

8) А теперь вспомним о синтаксической роли имен существительных.

Подчеркните существительные в последнем абзаце как члены предложения (Отец с матерью – подлежащее; старика – дополнение; за печь – обстоятельство места; из миски – обстоятельство).

Физкультминутка.

Итак, мы повторили грамматическое значение имен существительных, морфологические признаки и синтаксическую роль.

Тестирование

1.Какого признака нет у существительного:

А) рода

Б) числа

В) падежа

Г) времени

2. Имя существительное не изменяется по:

А) родам

Б) числам

В) падежам

Г) склонениям

3. Найдите существительные 1 склонения:

А) тенью

Б) полотенцем

В) семьей

Г) стол

4.Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

А) вермишель

Б) такси

В) фальшь

Г) пальцы

5. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:

А) у дорог..

Б) о книг…

В) в сумк…

Г) о песн…

6.В каких существительных нужен Ь:

А) нет крыш..

Б) мощ..

В) камыш…

Г) полноч…

Роль имени существительного в речи.

Ребята, в начале урока мы с вами узнали, что на 100 слов в русском языке

приходится 40 имен существительных. И пришли к выводу что это самая употребляемая часть речи. А какова же роль имен существительных в речи?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим картину к рассказу Максимова «Дедушка и внучка».

Какими существительными можно «нарисовать» эту картину?

- Какова роль имён существительных?

(Делается вывод о том, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т. д.)

А каковы жизненные правила ж по отношению к старикам в семье.

(Забота и уважение)

А какие правила нужно нужно еще добавить, чтобы семья была дружной? Чтобы царили любовь и согласие? И чтобы к пожилым людям в семье относились с заботой и уважением?

(Во- первых, это внимание и понимание. А затем доверие. Доброта, дружба, помощь и т.д.)

Запишите эти существительные, определите род и склонение.

Существительные помощь и любовь поставьте в форму родительного, дательного и предложного падежа (на доске) и вывод.

Существительные на –ие- Понимание, внимание, уважение поставьте в форму предложного падежа.

Вывод: В чем особенность склонения таких существительных?

Ребята, вернёмся к нашим карточкам, где вы на первое место поставили слово «семья». А наш класс может быть семьей? (Да, это наша школьная семья, в которой должны жить нравственные законы. Какие, ребята? (Дружба, доброта, отзывчивость и помощь)

Итог урока. Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Дерево держится корнями, а человек семьей». Какова основная мысль данной пословицы (как дерево питается корнями, так и у каждого человека есть корни - это наши дедушки и бабушки. И чем у человека больше корней, тем он прочнее стоит на ногах.

В заключении урока мы с вами проведем следующую коллективную работу:

Выберите пословицы и поговорки и предложенных ниже, которые бы соответствовали поднятой в тексте К.Д.Ушинского «Дедушка» проблеме воспитания в семье,уважения к пожилым.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Посади на печь дедушку, тебя внуки посадят.

Уважай старика, сам будешь стар

Слава сына - отцу отрада.

Какое дерево, такие у него и листочки.

Яблоко от яблони недалеко падает

Какова мать, такова и дочь.

Каков отец, таков и сын.

В своей семье не велик расчет.

В семье любовь да совет, так и нужды нет.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Рефлексия

Выставление и мотивировка оценок.

По какой теме урока мы работали? Что же вспомнили об имени существительном? Я предлагаю свои мысли высказать в синквейнах.

VII. Информация о домашнем задании. Комментарий учителя по каждому заданию.

Варианты домашних заданий:

1) Написать небольшое сочинение на тему «Один день из жизни моей семьи»

2) Инд. задание:написать мини- сочинение на тему « Для чего нужны имена существительные?»


Тема Роль существительного в предложении.

Цель: способствовать формированию представлений о синтаксической роли имён существительных.

Ожидаемые результаты:

А: Ученики знают роль имени существительного в речи; синтаксическую роль имени существительного в предложении;

Б: Ученики могут определять синтаксическую роль имени существительного в предложении;

С: Ученики умеют различать имена существительные, выполняющие разную синтаксическую роль в предложении; самостоятельно составлять предложения по заданной схеме и схему по предложению; аргументировать и делать выводы;

Ход урока.

1 . УЧИТЕЛЬ:

Что такое? Что случилось?

Почему звенит звонок?

Начинается урок.

1.2 «Шкатулка пожеланий»

Передать шкатулку по кругу и при этом пожелать удачи своему товарищу..

1.3 Начинаем наш урок

Он пойдет вам в впрок

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать

Всем работать отвечать.

ученики

Казахстан, ты - Родина моя!

Здесь люди все как одна семья.

Казахстан, ты могуч и высок,

Пусть струится твой водный исток!

Казахстан, ты красив и богат,

Твоим достижениям каждый здесь рад!

Казахстан – ты Родина-мать,

Мы будем беречь тебя и защищать!

Казахстан, как красива твоя природа

И в горах ископаемых очень много,

По реке-Иртышу плывут корабли,

И нефть добывают с зари до зари.

В твоём поднебесье Орёл парит,

И с солнца лучом душа говорит.

С народами всеми мы мирно живём

И песни о жизни и счастье поём.

Как символ достатка всем твой Байтерек!

Пусть будет здесь счастлив любой Человек!

Сегодня не просто урок русского языка, а урок –путешествие по городам казахстана. Каждый город приготовил нам свои задания. Готовы в путь?

Ребята сегодня мы с вами будем работать в группах. Давайте повторим правила работы в группах.

1.Внимательно прочитайте задания.

2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции

3.Работайте дружно.

4.Уважайте мнение товарищей.

1 остановка – начало пути г.Сатпаев.(ролик)

Ученик.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Будь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей

Давайте вспомним их, друзья!

Задание.

- Откройте конверт. Расставьте слова так, чтобы получилась пословица.

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

Человек без Родины, что соловей без леса

Если не нашел счастье на Родине, не обретешь и на чужбине

- Дайте объяснение пословицам.

- Что значит для вас Родина?

-какой частью речи оно является?

-какую роль оно играет?

-Назовите тему и цель нашего урока.(Роль существительного в предложении).

А для того чтоб узнать в какой город мы с вами отправимся дальше, нам нужно выполнить

Упражнение «Карусель» * дано лексическое толкование слов:

Переход через реку - ….?

Дикий лесной зверь, любит мед - …?

Знак вычитания - … ?

Подземная железная дорога - …?

Диван, стул, кровать – одним словом - …?

Явление природы в зимнее время года с ветром и снегом - …?

Вопрос учителя:

Как вы думаете, написание всех слов с какой буквы? Итак, следующая остановка в городе кокчетав. Кокчетав нам предлагает запомнить и добавить в корзину словарных слов, новое слово на букву М.

Словарное слово: МОГУЧИЙ

Могучий - Мощный, сильный, могущественный, крепкий. (составить по одному словосочетанию со словом МОГУЧИЙ)

Могучий город. Могучая страна. Могучая армия. Могучая столица.

Некогда в тридевятом царстве,

В дружном школьном государстве

Жил-был славный мудрый царь,

Справедливый государь.

Долго он страною правил,

Всех он учиться заставил.

И однажды захотел

Подвести итог всех дел.

И во все страны концы

Были посланы гонцы:

Разузнать и доложить:

Хорошо ли в той стране жить.

Прибежал один гонец.

Что я видел, царь-отец!

Много знаний в царстве есть,

И чудес на нем не счесть.

Русский дети обожают,

С интересом изучают!

Тут вбежал другой ганец.

Батюшка, наш царь-отец!

Подтвердить бы это рад,

Да беда пришла в наш град.

Ученик объявился,

Он учиться разленился.

Ваней мальчика зовут.

Что с ним делать, не поймут.

Царь подумал и сказал…

Будем Ване помогать.

Продолжаем наш путь. Город…………

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар,окно,природа.

Изменяюсь по числам,по падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я...(существительное).

Задание. Составить кластер на тему «Существительное»

Молодцы! Вы справились с заданием.

Устали? Пора отдохнуть. Город-физминутка.

Продолжаем нашу работу. Город-…………… Чтоб узнать в какой город мы с вами приехали, для этого нужно выполнить задание.

Что за путаница слов?

Перепутано все вновь!

Предлагаю срочно вам

Все расставить по местам.

Перед вами текст, в нем пропущены слова, предлагаю вам вставить существительные и определить каким членом предложения они являются.

Алматы - самый большой _______________ Казахстана, расположенный на юго-востоке Республики Казахстан, в предгорьях Заилийского Алатау. Город Алматы всегда считался ____________, окруженным великолепными Тянь-Шанскими елями. Много ______ подряд снежные вершины могущественного Зайлийского Алатау, взмывающие к небу, создают впечатление величественной _________. Жители и гости южной столицы могут посетить 5 стадионов, ипподром, высокогорный _______ Медео расположенный на высоте 1700 метров над уровнем моря.

Город, городом-садом, веков, охраны, каток

Здесь было установлено более ста мировых ___________. Живописные ______ являются визитной карточкой Алматы. Вы сможете насладиться их видом поднявшись по канатной ___________ на высшую __________ города Кок-Тобе («голубая гора»), находящуюся на высоте 1,130 метров над уровнем моря. От Чимбулака дорога ведет к снежным ____________, популярным среди альпинистов и горных восходителей.

Рекордов, горы, дороге, точку, вершинам

В удивительном горном ущелье Бутаковка расположен восхитительный _______________ высотой 1860 метров. Это идеальное место для того, чтобы окунуться в неизведанный заповедный ______________ разнообразия флоры и фауны.Через Большое Алматинское озеро пролегает самый короткий _________ к песчаному побережью озера Иссык-куль, которое находится в Киргизии.Стремительные горные течения, свежесть городских фонтанов, великолепие площадей производят незабываемое впечатление на __________ южной столицы – Алматы.

Водопад, мир, путь, гостей

Молодцы. каким членом они являются? Что вы знаете о дополнении, обстоятельстве?

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их, без промедления

Тут же отыщутся дополнения.

Обстоятельство

На вопросы: Где? Когда?

Как? Откуда? И куда?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.

Семь вопросов – просто чудо!

Их запомнить просто так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? И Как?

О каком городе шла речь? Предлагаю вам просмотреть видеоролик о городе Алматы

-Ребята, наше путешествие подходит к концу. Мы приехали в нашу столицу Астану. какое событие проходило в летом в Астане? С чем оно связано?

Астана предлагает нам задание.

Стихотворение.(читает ученик)

Не сразу всё устроилось,

Текст не сразу строился

Сначала возникли звуки,

Потом появились слова.

Мы свяжем слова по смыслу,

Добавим побольше мысли.

Превратим наше творение

В предложения,

А затем в текст.

Выполнение Задания №3 Прием «Пазлы» (Дан текст, разрезан на части)

Собрать пазлы, найти и выписать из выделенных предложений существительные в роли подлежащего.

Казахстан – страна процветания.

Астана – город мечты.

ЭКСПО 2017 – выставка технологий

Стихотворение о ЭКСПО

Энергия будущего всем нам нужна,

Для нас и для всех поколений.

Чтоб развивалась наша страна,

И не прошли даром ученых стремления.

Проведение EXPO в нашей стране,

Событие важное, громкое.

Энергию в ветре, в солнце, в воде,

Должны использовать строго мы.

От форума этого зависит немало,

И энергия, и экология.

Похоже, время такое настало,

Что меняться надобно опытом.

Долг молодежи нашей и детей,

Приумножить знания предков.

Чтоб цвет наших полей и степей,

Оставалось зеленых оттенков!

Рефлексия.

- Сегодня, ребята, мы провели урок в необычной форме. О том, понравился вам этот урок или нет, вы поясните.

Но вот и всё, урок к концу подходит,

Мы славно поработали сейчас,

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Спасибо вам, ребята, за работу.

Имя существительное – это самостоятельная часть речи русского языка, которая отвечает на вопросы “Кто?” и “Что?”. Так какую роль выполняет существительное в устной и письменной речи: коммуникативную, изобразительную или номинативную и по каким признакам эта функция определяется?

Имена существительные в русском языке – это особый класс слов, которые обозначают предмет в широком значении и отвечают на вопросы – Кто? Что? (например: лампа, цыпленок, вьюга, собеседник, зерно ). Существительные указывают на род, число и одушевленность (неодушевленность) называемого предмета. Данная часть речи начинает изучаться в 4 классе.

Функции существительных в речи

Роль существительных в русском языке предполагает три основные функции, которые они выполняют в устной и письменной речи:

  • Коммуникативную – существительные используются в качестве инструмента для общения и передачи информации (например: Ребята договорились пойти в кино . У Кати есть запасной карандаш .).
  • Изобразительную – существительные употребляются как художественные элементы повествования, тропы, элементы сравнений, метафор и др. (например: Волосы блестят, как золото . Музыка затронула струны души ).
  • Номинативную (назывную) – существительные называют предметы, лица, явления (например: Это стол . Вон река Волга ).

Роль многозначных существительных

В русском языке существуют многозначные существительные, которые имеют несколько значений (сравните : Мама взяла малыша за ручку и Паша купил ручку с синими чернилами ). В зависимости от речевой ситуации такие слова могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении (например: Гималайские горы очень высокие. – После отдыха он готов горы свернуть ). Многозначные существительные обогащают речь, позволяют придать ей большей выразительности, создать особую стилистическую окраску сказанного либо написанного.

Роль существительных в предложении

Синтаксическая роль существительного зависит от того, какую функцию они выполняют в предложении. Как правило, слова данной части речи употребляются в качестве подлежащего или дополнения, реже – в роли сказуемого, определения или обстоятельства.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Примеры употребления имен существительных в роли разных членов предложения:

  • Подлежащее Девочка весело смеется. Стол стоит у окна .
  • Дополнение Я дочитал книгу . Маше подарили мяч .
  • Сказуемое Ваня – студент .
  • Определение Учитель поставил четверку с плюсом .
  • Обстоятельство Лисенок спрятался в нору .

Домашнее задание: § 28; заполнить таблицу примерами; подготовить по таблице 11 рассказ о роли существительного в предложении; рассказать по плану о дополнении; подготовить карточку «Дополнение» для наборного полотна; упр. 171 (устно).

Урок 40. Определение

Знать: определение понятия; способы выражения определения, роль определения в речи.

Уметь: находить определение в предложения; употреблять его в речи.

I.

Дополнение, определение.

II. Проверка домашнего задания.

1) Ответ по плану о дополнении; 2) рассказ о роли имени существительного в предложении (рассказ с использованием таблицы 9); 3) выяснение трудностей при выполнении учащимися упр. 180; 4) словарный диктант по материалу упр. 180.

III. Объяснение нового материала.

На доске и в тетрадях записываются предложения Пришла долгожданная зима. Белым ковром покрылось земля. Мелькнул лисий хвост.

Предложения разбираются по членам; выясняется, что прилагательные выступают в роли второстепенного члена предложения, который отвечает на вопросы к а к а я? к а к о й? ч е й?, обозначает признак предмета.

Прослушайте текст, найдите в нем определения. (Звукозапись стихотворения С. Есенина «Белая береза», помещенного в учебнике на с. 70.) Какие из них являются эпитетами?

Учитель показывает, как обозначается определение. Составляется рассказ об определении (с использованием плана ответа о второстепенных членах предложения - см. предыдущий урок).

Учащимся можно предложить зарифмованное правило А. И. Косоговского.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и Какой - ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

IV. Учитель читает отрывок из стихотворения русского поэт И. Никитина. Учащимся предлагается определить, какие слова помогли автору так ярко, образно описать красоту поля.



Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно-синею гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

Как по морю, ветер по нивам гуляет

И белым туманом холмы одевает,

О чем-то украдкой с травой говорит

И смело по ржи золотистой шумит.

Каков стиль текста? (Художественный.)

Художественный текст невозможно себе представить без определений, которые делают нашу речь точной, яркой, выразительной

V. Запись предложений.

Учащиеся выделяют в них грамматические основы, подчеркивают определения.

Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка черных дроздов.

Прочитайте предложения, исключив из них определения. Какие из текстов более точно и выразительно рисует картину осени? Почему?

Делается вывод о роли определения в предложении.

VI. На доске записывается предложение Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

Что это за «зверек»? О чем идет речь? (О пиле.)

Назовите грамматическую основу данного предложения.

А теперь отгадайте, о каком члене предложения идет речь. Найдите его в предложении:

1) зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос ч т о?, выражен существительным в винительном падеже (дополнение дубок );

2) зависит от существительного, обозначает признак предмета. отвечает на вопрос к а к о й?, выражен именем прилагательным (определение зубастый ).

В учебнике говорится, что определение обычно выражается именем прилагательным. Что значит «обычно»? (Часто, но не всегда.)

Давайте заглянем за страницы учебника. Замените словосочетание «прилагательное + су-

ществительное» словосочетанием «существительное + существительное» кирпичный (к а к о й?) дом - дом (к а к о й?) из кирпича.

Стальная труба, малиновое варенье, стеклянная трубка, апельсиновый джем.

Устно с данными словосочетаниями составляются предложения. Учащиеся приходят к выводу, что определение может быть выражено в именем существительным.

VII. Пятиклассникам предлагается прослушать два подготовленных товарищами сообщения.

1. «Длинное платье».

Чтобы избежать речевых ошибок, необходимо учитывать особенности значения слов. Например, и дерево, и платье можно измерить, но почему-то мы назовем дерево высоким или низким, а платье - длинным или коротким.

Откроем «Словарь русского языка» С. И. Ожегова. О значении прилагательного высокий здесь написано: «...большой или далекий в направлении снизу вверх». Снизу вверх! Потому этим прилагательным можно определить и дерево (ведь растет оно вверх), и облака (мы смотрим на них снизу вверх). Но нельзя отнести его к существительному платье . Если вы выросли из него, мама не станет разгибать воротник, чтобы оно стало больше вверх, а удлинит платье, то есть сделает его больше по направлению вниз. Вот почему мы говорим о платье длинное , а не высокое .

2. «Коричневые глаза».

Соединяя слова, надо помнить о языковых традициях. Послушайте два коротеньких портретных описания и определите, какое из них принадлежит иностранцу.

«Моя сестра - веселая девочка с открытым лицом, задорной улыбкой. У нее вьющиеся волосы, карие глаза, тонкие брови».

«У моей сестры широко раскрытые коричневые глаза, тонкие брови, задорно вздернутый нос и светло-коричневые вьющиеся волосы ».

В русском языке не принято называть глаза и волосы коричневыми: о глазах скажут карие , о волосах - каштановые или (если они светло-коричневые) русые .

Домашнее задание: § 37; упр. 182; составить связный рассказ об определении, используя план ответа, записанный ранее; подготовить карточку «Определение» для наборного полотна.

Урок 41. Обстоятельство

Знать: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено.

Уметь: находить обстоятельства в предложении, употреблять их в речи.

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны назвать грамматические основы предложений.

Кустик прекрасен. Два листа держатся почти у самой земли. Три стебля растут прямо вверх. Еще один стебель держит два белых цветка. Все вместе радует глаз стройностью.

(По В.Солоухину.)

II. Проверка домашнего задания.

III. Наблюдения на с. 72. Учащиеся читают текст Ю. Яковлева. К выделенным словам ставят вопросы, которые записывают на доске в столбик:

Устанавливается, что все выделенные слова относятся к сказуемому-глаголу, выражены наречиями или существительными.

Чтение правила на с. 72.

Запись в «Словарь трудных слов».

Обстоятельство.

Учащимся можно предложить зарифмованное правило:

На вопросы: г д е? к о г д а?

к а к? о т к у д а? и к у д а?

Обстоятельство ответ

даст тебе всегда.

(А. Косоговский.)

IV. Учитель читает текст целиком, затем - по предложениям. Учащиеся выписывают из них глаголы-сказуемые с зависимыми словами, которые отвечают на вопросы обстоятельств.

Три солдата возвращались из разведки. Вдруг старшой остановился и поднял руку. Через минуту он скрылся за кустом.

В окопе спал мальчик. Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне. Лицо его было покрыто царапинами и синяками. Вдруг мальчик проснулся, вскочил и быстро сел. Его глаза дико блеснули в темноте. В одно мгновенье он выхватил из-под себя большой гвоздь. Ловким движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика. «Свои», - сказал он шепотом. Радостная улыбка бледно вспыхнула на лице мальчика.

(По В. Катаеву.)

V. Запись предложений под диктовку, разбор по членам.

В небе тихо плавали пуховые облака. Они таяли в ярких лучах веселого солнца. (По М. Горькому.)

Какие средства выразительности речи использованы в предложениях? С какой целью?

Составляется связный рассказ по плану (см. выше) об обстоятельстве.

Домашнее задание: § 38; упр. 188; повторить слова-термины, записанные в «Словаре трудных слов»; подготовить карточку «Обстоятельство» для наборного полотна; дополнить таблицу 9; подготовить связный рассказ о роли существительного в предложении (таблица 9).

Уроки 42-43. Развитие речи.

Описание картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»

(устное или письменное)