Понятие "человек" характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира. "Личность" - понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания. Человек - это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. Человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития. Личность - это самое главное в челов

Веке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д. Понятие и структура личности В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах: 1) личность присуща каждому человеку; 2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет; 3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа; 4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада. В целом, структура личности может быть - в теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна: 1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции); 2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации); 3) индивидуально-неповоторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание) Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладевания им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения направленность обусловливает характер личности. Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о личности как вместилище психологических процессов, состояний и свойств. Личность - это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности - закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности. Способности человека обусловливают возможности его включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.


В научной литературе, а тем более в обыденной жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда как между ними имеется существенная разница.

Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

Индивид - отдельно взятый человек.

Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”.

Это сложнейшее понятие, изучение которого проходит на стыке природного и общественного. Более того, представители различающихся школ и направлений рассматривают его через призму предмета своей науки.

  1. Социально-биологическая школа (З. Фрейд и др.), связана с борьбой в нашем сознании бессознательных инстинктов и моральных запретов, диктуемых обществом.
  2. Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид) , в которой “Я” — часть личности, которая складывается из самосознания и образа “Я”. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:
  • представления о том, как его воспринимают другие люди;
  • представления о том, как они его оценивают;
  • как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории“зеркального Я” личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы .

Как видим, мидовская концепция личности, в отличие от теории З. Фрейда, полностью социальна.

  1. Теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс) , по которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.
  2. Антропологическая школа (М. Лундман) , не разделяющая понятия “человек” и “личность”.
  3. Марксистская социология в понятии “личность” отражает социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, которые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические свойства.
  4. Социологический подход , которым руководствуются многие современные социологи, заключается в представлении каждого человека личностью, в меру освоения, приобретения им социально значимых черт и качеств. К ним относятся уровень образования и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать занимающие в обществе различные позиции и роли.

Исходя из вышеприведенных теоретических положений, можно определить личность как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений, социальную характеристику человека .

Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

  1. собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
  2. специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);
  3. нравственный.

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности — это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы — это осознанные потребности личности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Некоторые авторы в структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом.

Особое место в структуре личности занимают ее и роль .

Повзрослев, человек активно вступает, “внедряется” в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять определенную отведенную ему роль.

Социальный статус личности

Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус , т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции , на которой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, чтобы личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль личности

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей . Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности , а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Социальные конфликты

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этимогут быть внутриролевые , межролевые и личностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, нои хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости.В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности , т. е. качества,которыми обладают многие индивиды , находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.

Социальный тип личности - обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

В социологии выделяют модальный ,базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер - это ядро структуры характера,свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера :рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительский и рыночный .Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций .

  1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.
  2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.
  3. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

Показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

Взаимосвязь, взаимозависимость личности и общества

Рассмотрим разные концепции, представленные , — М. Вебером и К. Марксом.

М. Вебер видит в роли субъекта общественной жизни только отдельных индивидов , которые действуют осмысленно. А такие социальные тотальности, как “классы”, “общество”, “государство”, по его мнению, целиком абстрактны и не могут подвергаться социальному анализу.

Другое решение данной проблемы содержит теория К. Маркса . В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они отнюдь не равнозначны и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающий выдвигается такой субъект, который является основной движущей силой данного исторического периода.

Тем не менее нужно обязательно иметь в виду, что в концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют в русле объективных законов развития общества. Они не могут ни изменить эти законы, ни отменить их. Их субъективная деятельность либо помогает этим законам действовать свободно и тем ускоряет общественное развитие, либо мешает им действовать и тогда тормозит исторический процесс.

Как же представлена в этой теории интересующая нас проблема: личность и общество. Мы видим, что личность здесь признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект , но и объект общества . Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений . Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д., хотя некоторое пространство для ее социального действия все-таки остается. Согласно Марксу, история есть и не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

А теперь вернемся в реальную действительность, жизнь современных россиян XXI в. Советское тоталитарное государство рухнуло. Возникли новые общественные условия, ценности. И оказалось, что многие люди не могут их воспринять, освоить, усвоить, найти свой новый путь в столь сложное время. Отсюда и те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества — преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства.

Очевидно, пройдет время и люди научатся жить в новых социальных условиях, искать и находить смысл жизни, но для этого нужен опыт свободы. Она породила вакуум существования, сломав традиции, сословия и прочее, она же и научит, чем его заполнить. На Западе люди уже делают некоторые успехи в этом направлении — они дольше учились. Очень интересные идеи на этот счет высказывает австрийский ученый доктор В. Франкл. Он считает, что для человека свойственно стремиться к тому, чтобы жизнь его была осмысленной. Если смысла нет — это тяжелейшее состояние личности. Нет никакого общего для всех людей смысла жизни, он уникален для каждого. Смысл жизни, считает Франкл, нельзя придумать, изобрести; его нужно найти, он существует объективно вне человека. Напряжение, которое возникает между человеком и внешним смыслом, — нормальное, здоровое состояние психики.

Несмотря на то, что смысл жизни каждого уникален, путей, которыми человек может сделать свою жизнь осмысленной, не так уж и много: что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); что мы берем от мира (в смысле переживаний, ценностей); какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем ее изменить. В соответствии с этим можно выделить три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживаний и ценности отношений. Реализация ценностей (или хотя бы одной из них) может помочь осмыслить человеческую жизнь. Если человек делает что-то сверх предписанных обязанностей, привносит что-то свое в работу, то это уже осмысленная жизнь. Однако смысл жизни может дать и переживание, например, любовь. Даже одно-единственное ярчайшее переживание сделает осмысленной прошлую жизнь. Но глубже третья группа ценностей — ценности отношения. К ним человек вынужден прибегать тогда, когда не может изменить обстоятельства, когда попадает в экстремальную ситуацию (безнадежно болен, лишен свободы, потерял любимого человека и т. п.). При любых обстоятельствах человек может занять осмысленную позицию, ибо жизнь человека сохраняет свой смысл до конца.

Вывод можно сделать достаточно оптимистический: несмотря на духовный кризис у многих людей современного мира, выход из этого состояния все-таки найдется по мере того, кaк люди будут осваивать новые свободные формы жизни, возможности самореализации своих способностей, достижения жизненных целей.

Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все разнообразные виды деятельности ицели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:

  1. стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни, заработать очередной миллион;
  2. стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, покорить очередную вершину и т. п.;
  3. стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:

  • объективных социальных условий, которые общество (государство) может предоставить личности для ее самореализации;
  • принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.);
  • социально-психологических качеств самой личности.

Например, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненногоблагополучия. В демократическом обществе с развитымирыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха . В социальном обществе (государстве),в котором для подавляющего большинства граждан решеныосновные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации .

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от техили иных обстоятельств. Так, индивид в полной мере реализовал стратегиюжизненного успеха и решил ориентироваться на новую стратегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии(потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т. д.).

Социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

    собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

    специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);

    нравственный.

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности - это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы - это осознанные потребности личности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Некоторые авторы в структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом.

Особое место в структуре личности занимают ее социальные статуси роль .

Социальный статус личности

Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус , т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции , на которой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, чтобы личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном - далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль личности

Социальная роль - это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей . Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли - формы проявления и развития личности , а их успешная реализация - залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Социальные конфликты

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Эти конфликты могут быть внутриролевые , межролевые и личностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, нои хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости.В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности , т. е. качества,которыми обладают многие индивиды , находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.

Социальный тип личности - обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

В социологии выделяют модальный ,базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер - это ядро структуры характера,свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера :рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительский и рыночный .Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций .

    Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.

    У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

    Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм - с самодисциплиной и самоконтролем.

Социологические исследованияпоказывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

Каждый из нас играет свою роль в этой жизни, навязанную нам другими людьми, либо выбранную нами самими. Эта тема достаточно интересная, потому я ее уже затрагивал в своих ранних статьях. Помимо психологического анализа, тема ролей обращает еще и философский взгляд на себя. Поведение человека не является загадкой, но и не изучено до конца, что придает такой науке как психология, большие перспективы. Вы только вдумайтесь в суть вопроса о ролях человека, которые полностью формируют его поведение. Не надо только путать роль с маской, которую человек сознательно может на себя нацепить, дабы казаться тем, кем он хочет казаться. Роли в отличии от масок, человеком практически не осознаются, они им в основном управляют, если конечно он не возьмет их под контроль. Роль – это рефлекс, реакция, как инстинкт, только с определенным подтекстом. В отличии от инстинкта, роль – это полностью продукт человека, это продукт внешней информации, которая переходит во внутреннюю суть человека. Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим пример с несколькими ролями, которые управляют нашим поведением.

Допустим, вас обманули, и вы обижаетесь или злитесь, и вам кажется, что это вполне естественная реакция, которая должна быть в таком случае. Но это не так, это не естественная реакция, это ваша роль, и ей вы научились в процессе жизни. Кто-то научил вас испытывать обиду, злиться, переживать, ревновать, думать определенным образом и так далее. Все ваше поведение, это лишь смена ролей, согласно тем условиям, что вас окружают. А раз так, значит вы полностью предсказуемые и управляемые, чем разумеется можно пользоваться. И не надо думать, что это какой-то заговор группы лиц, которые пытаются подчинить вашу волю себе, это продукт социального происхождения, который возник в результате нашего взаимодействия. Ребенок берет пример с того что он видит, он культивирует то, чему его учат, ведет себя согласно окружению, полностью повторяя модель поведения других людей. Если бы он жил в лесу, подобно Маугли, тогда бы у него была роль соответствующая его окружению, он был бы диким и вел себя аналогично диким зверям. И большинство людей даже не понимают всей природы своего поведения, не говоря уже о способности им управлять.

В психике заключается великая сила, о чем еще говорил Карл Юнг, но взять эту силу под контроль чрезвычайно сложно. Например такая элементарная вещь как контроль собственных эмоций, требует от человека невероятных усилий. И роль требует того же, достаточно нацепить на человека униформу, и он уже олицетворяет себя с той личностью, которую ему навязали. Все роли навязываются, в социуме это вполне естественный процесс. Он отображает интересы социума и в какой-то степени интересы личности, только вот не всегда роль может быть уместной. Да и потом разве не интересно каждому из нас знать ту истину, которая имеет место в каждой конкретной ситуации?

Скажем отреагировали вы на ситуацию определенным образом, согласно реакции той роли, которую вы исполняли в это время. Но так ли должно было быть на самом деле, или быть может у этой ситуации, было иное решение? Этот вопрос тем более интересен, чем больше вы осознаете природу своего поведения. Самый простой способ к сознательности и определения себя как личности – это анализ каждого своего действия, каждого желания и поступка согласно ему. Вы должны пытаться понять, почему вы делаете то, что делаете, что толкает вас на это.

Если вы найдете исток этого толчка, вы поймете найдете и его природу, вы найдете ту роль, которая включается в вас в конкретной ситуации. Понять что она из себя представляет и что дает, уже вопрос технический, примеров аналогичного поведения вокруг вас предостаточно. Все роли идут из детства, и дополняются в течении всей жизни. Я считаю, что свобода человека определяется прежде всего свободой его разума, ничто так не угнетает человека, как роль угнетенного, которая давит на его психику. Одна большая роль которую мы все вынуждены играть – это роль жизни, ведь каждый из нас должен жить согласно задумке нашего создателя. И если роли являются неотъемлемой частью нашей жизни, лучше выбрать ту, что максимально приближена к совершенству.

Стать человеком просвещенным, может далеко не каждый, я не собираюсь философствовать на тему ролей, как собственно и в отношении всей психологии человека. Быть может я сделаю это в своих книгах, но сейчас могу сказать только одно, что каждому из нас под силу выбрать себе роль. Например вы можете не злится, а искать решение, не обижаться, а анализировать, не плакаться, а действовать и так далее. Зачем вам слабые роли, лучше уж быть сильным в этой жизни. Самый простой и примитивный способ определится с ролью – это самовнушение, это гораздо проще чем искать просветление, а результат придет быстро.

Роль – это определенное состояние психики в конкретный момент, и это состояние должно быть наиболее эффективным и адекватным действительности. Проще говоря правильно себя вести, это выходить победителем из каждой ситуации, к чему можно придти если работать над этим. Это не теория и не философия, это практическая часть жизни, роль которую вы сами себе выбираете, будет вашей сознательной ролью, и тогда вы будете ею управлять сами, в отличии от тех ролей которые управляют вашим поведением, находясь глубоко в подсознании.

К специалистам из соответствующих областей общественных наук.

__________
Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как:
индивида

  1. индивидуальность

  2. организм

  3. личность.
Выберите один ответ.

«На эту тему доктора наук дискутируют десятилетиями, а от десятиклассников требуется точное знание. Ответом на этот вопрос может стать только рассуждение. Создается впечатление, что составители этих тестов не видят разницы между фактом, гипотезой, данными опыта; не отличают установленные факты от терминов, создаваемых для удобства объяснения. Существование таких вопросов говорит о полном отсутствии философской культуры их составителей», - говорит Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ, автор более 350 публикаций по вопросам психологии личности.

__________

Какая из перечисленных наук изучает межнациональные конфликты и пути их разрешения?

  1. Антропология

  2. Культурология

  3. Социология

  4. Философия
Выберите один ответ.

«Все названные науки в той или иной степени затрагивают эту тему, но непосредственно ни одна из них ее не изучает. Межнациональные конфликты - это вопрос междисциплинарной экспертизы, в которую могут и должны входить культурологи, философы, религиоведы, экономисты, антропологи, социологи и многие другие», - комментирует Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

__________

И человек, и животное способны:

  1. использовать природные предметы

  2. изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

  3. передавать трудовые навыки последующим поколениям

  4. осознавать собственные потребности.
Выберите один ответ.

«Тут, конечно, все странно... Три ответа правильных, а один надо выкинуть. Орудия труда, изготовленные с помощью других орудий труда, - это только про человека. А вот остальные варианты могут относиться и к людям, и к животным. Последние могут «использовать природные предметы». Например, обезьяны во время засухи разжевывают листочки до состояния мягкой губки, опускают их в маленькие лужицы и таким образом пьют. Это умение по наследству не передается - старшие обучают детей, а значит, животные способны «передавать трудовые навыки последующим поколениям».
«Осознавать собственные потребности»... не знаю даже, как комментировать. Это свойственно и тем и другим. В самом деле, раньше считалось, что животные действуют инстинктивно, не думая. Но эта гипотеза давно признана устаревшей. Может быть, авторы учебников имеют в виду именно ее? Непонятно», - рассуждает Ольга Григорьева, научный сотрудник лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН.

__________

Конкуренция производителей в рыночной экономике:

  1. приводит к снижению производительности труда

  2. уравновешивает спрос и предложение

  3. усиливает вмешательство государства в экономику

  4. стимулирует увеличение затрат на производство.
Выберите один ответ.

Для того, чтобы выбрать правильный ответ, нужно сначала понять, что имеют в виду авторы теста. Но вопросы порой не понимают даже специалисты.
«Предполагается, конечно, что школьник выберет ответ про "уравновешивание спроса и предложения". Он вытекает из принципов неоклассической западной экономической теории. Но я бы не сказал, что это безусловный тезис. Если честно, в результате конкуренции спрос не всегда уравновешивает предложение», - говорит Борис Бродский, профессор Высшей школы экономики, заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН.

__________

Какой признак характеризует человека как личность?

  1. Особенности внешности

  2. Общественная активность

  3. Свойства темперамента

  4. Физическое развитие
Выберите один ответ.

«Я занимаюсь психологией личности 25 лет и могу сказать, что в современной науке нет четких представлений о том, какие признаки характеризуют личность. На сей счет существует несколько теорий, и каждая из них предполагает свой ответ. Подобные вопросы задавать нельзя.

Не знаю, какой вариант должен считаться правильным для школьника, но каким бы он ни был, мне не нравится категоричность выбора. Ответ на этот вопрос характеризует не знание учащегося, а субъективное мнение автора учебника. Я, например, не задам этот вопрос в расчете на получение четкого ответа. Экзамен проходит в стиле ответ - аргументация. В отличие от законов Ньютона здесь мы имеем дело не с достоверным знанием. Поэтому форма тестов к таким вопросам вообще не применима. И крайне вредна», - уверен Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ.

__________
Какую функцию науки иллюстрирует создание искусственных заменителей сахара для людей, страдающих различными заболеваниями?

  1. Объяснительную

  2. Прогностическую

  3. Социальную

  4. Производственную
Выберите один ответ.

«Ни один из приведенных вариантов ответа не подходит. Социальная функция науки формулируется не в терминах создания препаратов, а в терминах изменений общественной жизни. Но здесь об этом ни слова не сказано. Все остальные перечисленные функции и вовсе не при чем. Возможный ответ - медико-технологическая функция. Но мне в принципе не понятен этот подход. Что может иллюстрировать изготовление нового препарата? Функции науки - это совсем другое. Так вопросы ставить нельзя», -считает Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

__________

Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

  1. сохранении самобытности

  2. возрождении традиций

  3. национальной изоляции

  4. взаимном обогащении
Выберите один ответ.

«Если я правильно понимаю, речь идет о заимствовании бытовых культурных норм. Вообще это называется рецепцией культурных форм. Формально говоря, корректного ответа в списке нет. Если «взаимное обогащение» понимать как рецепцию, то, может быть, 4-й вариант и правильный. Но «взаимное обогащение» - это странная формулировка. Слово «взаимное» здесь совершенно неуместно. В чем проявляется взаимность в данном конкретном случае?» - спрашивает Наталья Крюкова, заместитель директора Российского института культурологии.

__________

Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства?

  1. Философия

  2. Социология

  3. Политология

  4. Экономика
Выберите один ответ.

«Правильный ответ - и социология, и экономика. Но вообще речь здесь идет о междисциплинарном исследовании, а значит, вопрос некорректен. Я не думаю, что подобные вопросы можно использовать на экзамене», - говорит Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

__________

К какой сфере общественной жизни относятся взаимоотношения между сословиями и этническими группами?

  1. Экономической

  2. Социальной

  3. Политической

  4. Духовной
Выберите один ответ.

«Вопрос плох уже тем, что может быть истолкован двояко: то ли сословие «взаимосоотносится» с этнической группой (что звучит довольно странно), то ли речь идет об отношениях между разными сословиями или разными этническими группами. В последнем случае правильным можно считать любой из четырех ответа. Сословие с сословием вступают во взаимоотношения в основном в политической и экономической сферах.

Восставшие посадские люди, как правило, требовали улучшения жизненных условий и смещения зарвавшейся администрации. Конфликты между этническими группами чаще всего носили религиозный характер, но при этом были тесно связаны как с экономикой, так и с политикой.
Самый простой пример - восстание украинцев против поляков в середине XVII века. Причин было три: притеснение православных (духовная сфера), желание украинской «старшины» получить те же привилегии, которыми пользовалась польская шляхта (политика), бедственное положение украинских крестьян (экономика).
По-моему, подобный вопрос мог составить только человек абсолютно невежественный, у которого за голой схемой нет конкретных исторических знаний», - подчеркивает Галина Иванова, научный сотрудник Российского государственного архива древних актов.

__________
Производителю в условиях рынка выгодно:

  1. постоянное повышение цен на продукцию

  2. производство товаров для собственного потребления

  3. снижение затрат на единицу производимой продукции

  4. государственное распределение основных производственных ресурсов.
Выберите один ответ.

«Наверное, авторы имели в виду «снижение затрат». Но этот вопрос - чистая профанация темы. Снижение затрат, безусловно, выгодно, но и повышение цен тоже. Если рассматривать проблему только через призму выгодности, то производителю может быть выгодно буквально все, в том числе благоприятное участие государства в распределении ресурсов», - комментирует Олег Бронашко, заведующий учебной частью кафедры экономической теории и предпринимательства Института экономики РАН.