Притча о жизни -ценности жизни

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краёв большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили факт-полон.

И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же,заполнил последние промежутки в сосуде.

Теперь,- обратился мудрец к ученикам,-я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь!

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети -те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи,такие как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней.

Также и в жизни — если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.

Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи- находите время для ваших детей и л юбимых, следите за своим здоровье. У вас останется еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями-только они имеют цену, все остальное — лишь песок.

В каждом возрастном периоде человека существуют некоторые внутренние ресурсы, которые позволяют оптимально справляться с жизнеными трудностями, однако эти ресурсы могут остаться невостребованными, если своевременно не сфокусировать внимание на их выявлении и развитии. Понятие «жизнестойкость» отражает, с точки зрения С.Мадди (1996) психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, а также является показателем психологического здоровья человека.

Жизнестойкость - черта, характеризующаяся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, а в конечном счете, мерой преодоления личностью самой себя (Д.А. Леонтьев, 2002);

Жизнестойкость -интегральная способность, лежащая в основе адаптации личности (Л.А. Александрова, 2003);

Жизнестойкость - ресурс, направленный в большей мере на поддержание витальности и деятельности, в меньшей- на поддержание активности сознания(Е.И.Рассказова, 2005).

Возрастные изменения в проявлениях жизнестойкости связаны, в первую очередь, с социальными факторами: семейное воспитание, влияние положительных примеров жизнестойкости взрослых, научение владением своим темпераментом и воспитанием своего характера.

Подрастающему человеку важно показать его возможности , помочь их осмыслить , выбрать именно для себя должное, сформулировать цель , а уже затем это приводит к действию в выбранном направлении.

Общие качества жизнестойких детей:

1.Высокая адаптивность .Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринуждённо, как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.

2. Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.

3. Независимость . Такие дети живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние.

4. Стремление к достижениям . Ребята стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.

5. Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.

Рассматривая развитие жизнестойкости у ребенка детского возраста, важно отметить роль значимого взрослого. Взрослый создаёт развивающую среду, способствующую активизации психологических ресурсов ребёнка. Взрослый выступает посредником между ребенком и совокупностью социальных ценностей, установок, норм, форм отношений и деятельностей.

Развитие всех психологических функций ребенка помогает сформировать адекватную самооценку, что позволит освоить ему стратегии совладания с трудностями, тактики саморегуляции собственного эмоционального состояния, а через навыки взаимодействия с окружающими, развить коммуникативную компетентность.

Исследования показали устойчивую связь уровня жизнестойкости и условий раннего детского развития. Выявлено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений могут повлиять: стрессы в раннем детстве (материальные трудности, разводы родителей,частые переезды); ощущения предназначения в жизни; воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов. Негативно на развитие жизнестойкости в детстве повлияло: недостаток поддержки, подбадривания близкими; отсутствие чувства предназначенности; недостаток вовлечённости в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых.

В детском возрасте необходимо развитие:

- навыков интеллектуальной дятельности: позитивный анализ трудных ситуаций жизни; ролевые игры - «проигрывание» ситуаций стресса; расширение кругозора, внутренней культуры.

коммуникативных навыков: социальная поддержка; просьбы; умение сказать «нет»; адекватное реагирование на справедливую и несправедливую критику.

- навыков совладающего поведения : самопринятие и самоуважение; уверенность в себе; волевые усилия.

Процесс становления жизнестойкости личности в подростковом возрасте и юношеском возрасте отража е т самосознание и ценностные ориентации. Самосознание в подростковом возрасте педполагает:

- самоанализ, конструктивность которого помогает человеку в проявлении его потенциальных возможностей;

- рефлексия собственных чувств, которая дает возможность подростку более осознанно принимать жизненные ситуации, осознавать свою позицию, целенаправленно развивать дейтвия по до стижению цели.

- желание совершенствоваться, которое имеет определенные образы-стимулы (идеальные образы героев кинофильмов и книг; общение с конкретными людьми; ж ё сткие социальные требования взрослых-выговоры, наказания; внутреннее состояние- «резервы души», «чувство уверенности»).

В подростковом и юношеском возраст е , когда возникают критические жизненные ситуации, связанные с межличностными отношениями (любовь, непонимание близких, предательство друзей, одиночество) еще недостаточно развита смысловая саморегуляция , поэтому подросткам сложно переосознать, переоценить сложную, конфликтную сиуацию, чтобы найти новый смысл во всем происходящем.

Внутренний ресурс детей и подростков, помогающий успешно справляться с жизненными трудостями, связан с гибкостью мышления, особенностями эмоционального реагирования. Это проявляется в быстром освоении новых стандартов, овладении навыками, переключением внимания с одной ситуации на другую, защитной работе воображения. Однако нельзя переоценивать значение внутренних ресурсов ребека. Значение внешних факторов совладания с трудными жизненными ситуациями для детей гораздо больше, чем внутренних. Именно социальная и эмоциональная поддержка значимых людей является важным фактором в детском и подростковом возрасте для преодоления трудных жизненных ситуаций.

О предстоящем самоубийстве нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

1. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут: прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой...»; «Я не могу так дальше жить...»

2. Косвенно намекать о совем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой....»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться...».

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде — есть слишком много или слишком мало; во сне- спать много или мало; во внешнем виде - стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность; угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или наоборот, безразличным к окружающему миру; попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

Ситуационные признаки:

Несовершеннолетний может решаться на самоубийство если:

Социально изолирован (не имеет друзей), чувствует себя отверженным;

Живет в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом);

Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального, эмоционального;

Предпринимал раньше попытки суицида;

Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

Перенес тяжёлую потерю (смерть кого-то близких, развод родителей);

Слишком критически настроен по отношению к себе.

Внешние и внутренние условия облегчают возникновение суицидального поведения, но не предопределяют его. Действительными причинами, «запускающими» суицид являются внутренние мотивы.

В различных ситуациях могут действовать разные мотивы суицидального поведения: протест; месть; призыв (внимания, помощи); избежание (наказания, страдания); самонаказание; отказ (от существования).

Основными «инструментами» педагогов-психологов для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от сверстников (друзей, родственников, учителей-предметников), данные медицинской документации.

Родителей должно насторожить : в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т. п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьёзные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.).

Педагогам следует обратить внимание на : измеение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что ранее было другое), частые прогулы (отсутствие на определённых уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утрат смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла.

Личко заключает, что воспитание в гармоничной семье, дополнен­ное и корригируемое общественным воспитанием, остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подрост­ковом возрасте.

Крайг приводит в пример исследования, посвященные успешной социализации детей, детство которых проходило в крайне тяжелых условиях (бедность, жизнь в трущобах, войны и т. д.). К сожалению, авторы, занимавшиеся изучением становления «жизнестойкихдетей», смешивают в одно совершенно различные в психологическом и «со-циализационном» плане факторы - трудное детство из-за материаль­ных, бытовых лишений (пример, приводимый Крайг, - детство при длительной болезни отца, неграмотность матери, бедность из-за вы­сокой иждивенческой нагрузки родителей при семерых детях) и от-


клонения в семьях из-за личностных особенностей близких людей - алкоголизм родителей, жестокость взрослых: унижения, побои. Ещб Янош Корчак, наблюдая поведение детей в летнем лагере для бедных, отметил, что эти дети (и их семьи. - А. Т.) делятся на две группы - нормально воспитанных детей и детей-беспризорников, агрессивных и жестоких. По сути, бедность не является фатально негативным фак­тором, важна нравственная атмосфера в семье, человеческий потен­циал родителей (или опекунов).

Крайг отмечает, что наблюдения за сотнями жизнестойких детей,
подвергавшихся в детстве тяжелым жизненным испытаниям и доби­вающихся успеха в жизни, показали, что у них есть пять общих ка­честв:

1. Они социально компетентны и чувствуют себя непринужденно
как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Последние
часто дают им такие характеристики: приветливы, умеют расположить!
к себе, стремятся учиться у старших.

2. Уверены в себе, трудности только подзадоривают их, непредвиденные ситуации их не смущают.

3. Часто эти дети независимы. Они живут своим умом и хотя при­слушиваются к советам взрослых, но не попадают при этом под их вли­яние.

4. Они обычно устанавливают несколько устойчивых, придающих
им чувство защищенности контактов с другими людьми (Pines, 1984;
Rutter, 1984). Это могут быть отношения как со сверстниками, так и с
учителем, тетей, соседом.

5. Наконец, эти дети стремятся к достижениям. Они видят, что мо­
гут добиться многого и изменить те условия, которые их окружают.

В этом подходе наблюдается упор на активность самого ребенка («устанавливают», «уверены», «независимы»). Лишь в пункте 4 содер­жится намек на значительную роль заботящихся о них взрослых. Весь­ма вероятно, что жизнестойкие дети к тому же обладают природными данными, благоприятными при адаптации в любых условиях (напри­мер, сильным подвижным типом нервной системы, сангвиническим или флегматическим типом темперамента, гипертимным типом акцен­туации).

В России примером жизнестойких детей является целое поколение послевоенных подростков и молодых людей, многие из которых осиро­тели и практически все жили в сложных экономических и жилищный условиях. Люди, прошедшие в детском и подростковом возрасте через трудности (наличие мачехи, детство в военные годы, работа на заводе ot..


подросткового возраста), склонны подчеркивать свои заслуги в успеш­ной адаптации. Они говорят: «Все зависит от человека», имея в виду себя. Однако налицо влияние макроусловий (патриотического настроя в об­ществе, определенных идеалов, цельности идеологии, пропагандируе­мой средствами массовой информации «Все для фронта, все для побе­ды», организации жизни и учебы в вечерней школе, которая помогала успешной адаптации детей и вопреки сложным семейным условиям: сиротству, бедности). Наибольшее влияние на становление личности оказывали близкие люди (по терминологии Е. С. Кузьмина, «микросре­да»), так как все макровоздействия (идеологические, духовные, куль­турные) преломляются через микроусловия - ближайшее социальное окружение, обычно семью, значимых взрослых.

Эмми Вернер и ее коллеги провели исследование, длившееся более 30 лет, в котором приняли участие жизнестойкие дети, жившие на га­вайском острове Кауаи. Из 201 ребенка, отнесенного исследователя­ми к группе риска из-за тех неблагоприятных условий, которые скла­дывались у каждого из них дома, 72 с возрастом превратились в ком­петентных, отзывчивых людей, умеющих справляться с трудностями взрослой жизни. Среди факторов, способствовавших жизнестойкости этих детей, существенно выделялась поддержка со стороны семьи, учи­телей и других взрослых, бравших на себя функции родителей. Что особенно важно, в жизни этих детей был по крайней мере один чело­век, одаривавший их безусловной любовью (Werner, 1989a).

Наши наблюдения над детьми из неблагополучных семей в приюте (центре для несовершеннолетних) показывают, что:

во-первых, ребенку для успешного развития и чувства безопаснос­ти важно сознавать, что хотя бы один взрослый человек всегда предан ему (безусловная любовь котя бы одного взрослого);

во-вторых, для успешной социализации и дальнейшей социальной адаптации в жизни этот взрослый (социализатор) должен сам быть ус­пешно адаптированным. Например, любящая бабушка, впадающая в запои и находящаяся в конфликте с соседями и работодателем, не мо­жет быть агентом успешной социализации ребенка. То же можно ска­зать об отце, вышедшем из тюрьмы и «не вставшем на ноги», чья адап­тация в обществе затруднена (обычно жизнь связана с пьяными компаниями и дебошами). Проблематична также опека некоторых взрослых одиноких женщин, не достигших психологической зрелости (по Адлеру, в трех сферах - работе, дружбе и любви);



в-третьих, для успешной социализации ребенка у него должно быть позитивное отношение к родителям.


К сожалению, в современном российском обществе при воспита­нии детей все чаще эти условия отсутствуют:

а) встречаются дети, у которых нет ни одного любящего взрослого:
например, семья без отца, мать отвергла ребенка, старший брат сам
десоциализирован (алкоголизм, тюремное заключение);

б) у ребенка есть родственник, который его любит и беспокоится о
нем, но сам он социально дезадаптирован.

В обоих случаях социализация ребенка проходит с искажениями: безнадзорность, временами отсутствие элементарного ухода и пита­ния, перед его лицом неуспешная модель поведения - конфликты взрослых с соседями и между собой, нетрезвость родственников, от­сутствие отца или отец с крайне дезадаптированными формами пове­дения (в тюрьме, алкоголизм).

Жизнеспособность: как помочь вашему подростку справиться с проблемами

В психологии применяется более точный термин, взятый из физики – резилентность – это понятие означает способность твёрдых тел восстанавливать свою форму после механического воздействия. Психологическая резилентность – это процесс позитивной адаптации человека к невзгодам, это способность сохранять стабильный уровень психических, физиологических и физических функций при любых, даже неблагоприятных ситуациях, и выходить из них без нарушений функционирования.

И хотя на русский язык слово резилентность переводится как: устойчивость, жизнестойкость, сопротивляемость, жизнеспособность, стойкость, гибкость, эластичность и тому подобно, но в нашем случае более будут соответствовать понятия жизнеспособность и жизнестойкость, то есть способность в любых ситуациях оставаться живым, не подвергая свою жизнь возможности разрушения.

Когда молодые люди жизнеспособны, они лучше справляются с трудными ситуациями. Они быстро приходят в норму, когда всё идёт не так. Молодые люди нуждаются в жизнестойкости, чтобы ориентироваться на взлёты и падения в жизни, поэтому повышение жизнеспособности и жизнестойкости является важной частью развития подростков.

Что такое жизнеспособность и жизнестойкость?

Жизнеспособность и жизнестойкость – это способность справляться с проблемами, иметь дело с негативными чувствами и приходить в норму после сложной ситуации или трудного периода жизни. Это также способность адаптироваться к трудным обстоятельствам, которые вы не можете изменить, и продолжать развиваться. Когда вы будете жизнеспособны, вы сможете учиться на примере сложных и быстро меняющихся ситуациях и становиться сильнее.

Вашему ребёнку нужны личные навыки и подходы, чтобы уметь самому восстанавливаться от повседневных проблем. Вы можете поддержать своего ребёнка, помогая ему учиться и практиковаться в жизнеспособности и жизнестойкости, чтобы справляться с повседневными проблемами, такими как, например, переход в новую школу, проигрыш в игре или ошибки в чём-либо. Жизнеспособность также может помочь вашему ребёнку справиться с более серьёзными проблемами, такими как адаптация к приёмной семье, болезнь или смерть члена семьи или издевательства.

В разное время жизнестойкость может ощущаться по-разному. Возможно, будет лучше отойти от решения некоторых проблем, но не пускать на самотёк другие. Некоторые молодые люди сталкиваются с большим количеством проблем, чем другие, например, из-за трудностей с обучением или других ограниченных возможностей, или потому, что они борются с такими проблемами психического здоровья, как беспокойство. Чем больше проблем у молодых людей, тем труднее для них быть жизнеспособными и жизнестойкими.

Все молодые люди могут повысить резилентность, а вы, как родитель, должны сыграть большую роль, оказывая помощь в этом.

Помогите подростку повысить жизнеспособность и жизнестойкость

Жизнеспособность и жизнестойкость молодых людей строится на основе сильных позитивных отношений с родителями. Дети могут также набирать силу у других заботливых взрослых, с которыми они сталкиваются, таких как бабушки и дедушки, тётушки, дяди или учителя, которые могут выступать в качестве наставников.

Школа также помогает повысить жизнеспособность и жизнестойкость, а друзья и одноклассники также могут стать отличными источниками поддержки.

Вы можете помочь своему ребёнку создать возможность оправиться от сложных ситуаций, предоставив ему возможность учиться и практиковать важные ценности и навыки, такие как:

  • самоуважение,
  • личные ценности,
  • навыки общения,
  • конструктивное мышление,
  • навыки достижения цели.

Самоуважение и личные ценности

Самоуважение – это, в первую очередь, высокая самооценка, которая даёт основу для повышения жизнестойкости и жизнеспособности. Самооценка зависит от того, как подростка слушают, относятся к нему уважительно, признают ли его достижения и принимают ли его ошибки. Если у вашего ребёнка есть чувство собственного достоинства, то он обосновано считает, что он важен, и к нему следует относиться с уважением. Поэтому он будет более склонен защищать себя и свою жизнь, избегая рискованного поведения и неорганизованных ситуаций. Сильная самооценка также поможет вашему ребёнку быть менее уязвимым для хулиганов и издевательств.

Сочувствие, уважение к другим, доброта, справедливость, честность и сотрудничество также связаны с жизнеспособностью. Она включает в себя проявление заботы и внимания к людям, нуждающимся в поддержке, а также принятие различий людей и дружелюбное отношение к ним. Если ваш ребёнок демонстрирует это поведение по отношению к другим, он с большей вероятностью получит в ответ позитивный отклик.

Навыки общения

Социальные навыки – ещё один важный строительный блок для жизнеспособности и жизнестойкости. Они включают навыки, необходимые для того, чтобы поддерживать дружеские отношения, с достоинством решать конфликтные ситуации, сотрудничать и хорошо работать в команде или группе.

Когда ваш ребёнок имеет хорошие отношения в школе и участвует в общественных делах, спортивных командах или занятиях искусством, у него больше шансов на развитие взаимополезных связей и формирование чувства сопричастности.

Конструктивное мышление

Жизнеспособность базируется на том, что подросток реалистичен, ясно мыслит, смотрит в нужную сторону, находит позитивы, действует, исходя из того, что все пойдёт хорошо и движется вперёд, даже когда что-то не сразу получается.

Когда ваш ребёнок расстроен, вы можете помочь ему сохранить перспективу, сосредоточив внимание на фактах и ​​реальности. Например, вы можете спокойно попросить: «Ты волнуешься, что это произойдёт? Насколько стоит ли расстраиваться по этому поводу? В масштабе от 1 до 10, насколько это плохо? » Чувство юмора также может помочь вам сохранить нацеленность мышления на перспективу и оставаться спокойными.

У вашего ребёнка больше шансов почувствовать себя позитивным, если он увидит, что трудные времена – это часть жизни, что они пройдут, и всё можно изменить к лучшему. Возможно, вы сможете помочь своему ребёнку в этом. Вы также можете помочь ему удержать нацеленность на перспективу и способствовать пониманию того, что неприятность, например, плохой результат экзамена, не может испортить все остальные сферы жизни.

Независимо от того, насколько оптимистичен ваш ребёнок, будут времена, когда он может чувствовать себя озабоченным, испуганным или сердитым. Если он будет жизнестоек, он сможет выдержать эти взлёты и падения в подростковом возрасте. Способы улучшения таких настроений включают:

  • делать то, что он любит и чем наслаждается,
  • проводить время с друзьями,
  • помогать кому-то ещё,
  • получить поддержку от друзей или от значимого человека,
  • найти мероприятие, которое поможет расслабиться,
  • совершить энергичную прогулку или заняться физической активностью,
  • просмотреть фотографии, воссоздав хорошие воспоминания,
  • посмотреть смешное телевизионное шоу или DVD,
  • почитать что-то смешное.

Навыки достижения целей

Чувство уверенности, способности и готовности сделать все это – большая часть жизнеспособности. Важными навыками в этом являются постановка целей, планирование, организация и самодисциплина, готовность к напряжённой работе и изобретательность.

Предоставьте ребёнку возможность воспользоваться новым опытом и овладеть новыми навыками. Позвольте ему делать ошибки. Будьте терпеливы и подбодряйте его. Вы также можете помочь своему ребёнку прорабатывать свои сильные и слабые стороны. Предлагайте ему устанавливать цели, которые приведут в действие его сильные стороны, и помогайте ему сосредотачиваться на том, в чём он хорош. Если ваш ребёнок хорошо поёт, вы можете предложить ему присоединиться к школьной группе. Если подросток хорошо ладит с маленькими детьми, вы можете предположить, чтобы он добровольно тренировал детей в спорте.

Поддерживайте вашего ребёнка в том, чтобы он брал на себя новые или дополнительные обязанности. Это отличный способ повышать его жизнеспособность и жизнестойкость, его уверенность и чувство того, что он может справиться практически с любым делом.

Ключевые идеи повышения жизнеспособности и жизнестойкости

Вы можете создать благоприятную семейную среду, которая способствует жизнеспособности и жизнестойкости, передавая в повседневной жизни некоторые ключевые идеи вашему ребёнку:

  1. Время от времени у всех трудное или несчастливое время. Это нормальная часть жизни.
  2. Все станет лучше, хотя иногда на это может потребоваться немного больше времени, чем нам хотелось бы.
  3. Вы почувствуете себя лучше и получите больше идей о том, что вы можете сделать, если поговорите с кем-то, кому вы доверяете, о том, что вас беспокоит или огорчает.
  4. Никто не идеален. Мы все ошибаемся. Мы все узнаем, что есть некоторые вещи, которые мы не можем сделать так хорошо, как хотелось бы.
  5. Если вы можете найти что-то позитивное или смешное в сложной ситуации, независимо от того, насколько это незначительно, оно может помочь вам лучше справиться с ситуацией.
  6. Возьмите на себя ответственность за то, что вы сделали или не сделали, чтобы возникла трудная ситуация. Но не обвиняйте себя слишком сильно.

Совет . Жизнеспособность – это больше, чем просто справляться с ситуациями. Когда вы более жизнестойки, вы более подготовлены к поиску новых впечатлений и возможностей, и примите только разумные риски для достижения своих целей. Принятие риска может означать некоторые неудачи, но это также создаёт возможности для успеха и большей уверенности в себе.

Проблемы или, как стало модно говорить, вызовы – нормальная часть жизни, и молодые люди должны научиться самостоятельно справляться с ними. Пусть ваш ребёнок будет разбираться в своих собственных проблемах и сражаться в своих битвах, прежде чем вы вступите. Проблемы и даже неудачи являются частью процесса.

Свежий номер!

РЕЙТИНГ КРАСНОКАМСКИХ «ДАРТАНЬЯНОВ»
Мусор стал коммунальной услугой

Безопасность при купании в Крещение!

Феномен жизнестойких детей ч.2 («ВК» №13)

Продолжение. Начало в № 12.

Продолжая разговор о жизнестойкости, напомним, что жизнестойкость (жизнеспособность) - это способность нормально функционировать и развиваться, несмотря на явно неблагоприятные условия. Немецкий философ Пауль Тиллих считал это качество стержнем характера человека; тем, что дает ему в трудных условиях «мужество быть».

Наблюдения за детьми из неблагополучных семей, проводимые в российском центре для несовершеннолетних под руководством кандидата психологических наук Т. В. Андреевой показали, что среди факторов, способствовавших жизнестойкости детей, самым главным была поддержка со стороны хотя бы одного человека (учителя, родственника или другого взрослого), который бы любил и поддерживал ребенка. Этот взрослый, называемый социализатором, должен быть человеком позитивным и социально адаптированным. Любящие, но не устроенные в жизни люди, к сожалению, не могут быть успешными социализаторами ребенка: например, заботливая, но пьющая бабушка, или дядя, вышедший из тюрьмы и «не вставший на ноги», или одинокая женщина-опекун, не имеющая ни работы, ни семьи. Кроме того, высокая жизнестойкость бывает у детей, позитивно относящихся к родителям, какими бы они ни были.

Жизнестойкие дети, в сравнении с остальными, обладают тремя важными качествами:

1. Они умеют принимать жизнь такой, какова она есть. Они не делят события и людей на правильные и неправильные, хорошие и плохие. Просто в разных ситуациях и с разными людьми они действуют гибко: так, чтобы было легче пережить неприятности и извлечь хоть какую-то пользу.

2. Они глубоко убеждены, что все в жизни имеет смысл и предназначение. И их собственная жизнь имеет смысл. У них есть идеалы, к которым они стремятся, и идеи, которым они привержены. У них часто формируется собственная система нравственных ценностей, которая не зависит от мнения окружающих.

3. Они отличаются гибким мышлением, незаурядной способностью импровизировать и находить необычные методы решения проблем. Они умеют нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации. Это творческие натуры, даже если творчество касается решения бытовых вопросов.

Жизнестойкость как качество личности, нужна не только детям, но и взрослым. На Руси издавна была поговорка: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». В наше неспокойное время не стоит зарекаться не только от бедности и тюрьмы, но и от террористических актов, техногенных и экологических катастроф, тяжелых болезней, физического и психологического насилия. Мы боимся за себя, за своих детей и близких, за свои дома и свое будущее. Из-за этого наше чувство безопасности и защищенности снижено. А потому осознанная тренировка жизнестойкости является профилактикой психологических травм и душевных расстройств, которые могли бы возникнуть в стрессовых ситуациях.

Любовь к жизни и внутренняя энергия, свойственные жизнестойкому человеку, проявляются не только в экстремальных обстоятельствах, но и в повседневной жизни. Например, они укрепляют здоровье и помогают преодолеть порою даже серьезные недуги, так как там, где пессимист предвидит фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду и силы для борьбы с болезнью. Жизнестойкость - одно из качеств, необходимых представителям профессий, связанных с опасностями и риском для человеческой жизни: спасатели, медработники, представители правоохранительных органов. Это качество нужно всем воинам для успешного прохождения армейской службы. Жизнелюбие часто присуще верующим людям, так как они убеждены в том, что все жизненные проявления имеют высший смысл.

Для повышения собственной жизнестойкости сначала надо понаблюдать за собой, чтобы определить свою реакцию на проблемные ситуации. Это может быть один из двух вариантов: либо активное стремление справиться с обстоятельствами и изменить то, что возможно (совладание с проблемой), либо пассивное принятие ситуации (апатия, стремление плыть по течению). Очевидно, что высокая жизнестойкость несовместима со вторым вариантом. Жизнестойкость - это сочетание жизнелюбия и энергичности; она предполагает активность человека, проявление его воли, силы духа, характера.

Чтобы тренировать жизнеспособность у себя и у детей, необходимо развивать три основных ее компонента: вовлеченность, контроль и умение рисковать.

Вовлеченность - это умение максимально включиться в происходящие события, погрузиться в работу или в общение так, чтобы найти для себя что-то стоящее и интересное. При слабой вовлеченности человек ощущает себя отвергнутым, «выпавшим» из жизни. А сильная вовлеченность проявляется в том, что человек получает удовольствие от своей жизни, от работы и общения. Для развития этого качества необходимо и у детей, и у взрослых поощрять заинтересованную деятельность, одобрять устремления и сосредоточенность, находить в работе удовольствие.

Свое поведение и работу необходимо контролировать. Контроль - это убежденность в том, что человек может влиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не полное, и не всегда гарантирован успех. При сильном контроле человек ощущает, что сам выбирает свой жизненный путь, свою работу, сам строит отношения с другими людьми. Слабый контроль приводит к беспомощности и жертвенности. Для развития этого компонента нужно поддерживать в ребенке инициативу и его желание выполнять все более сложные задачи. Взрослым людям очень важно научиться самоодобрению и самоподдержке; это помогает не «раскисать», не опускать руки и не отступать, если какое-то дело «забуксовало».

И, наконец, умение рисковать - показатель смелости. Оно основано на уверенности человека в том, что все, что с ним происходит, способствует его развитию, так как из любого опыта он получает новые знания и впечатления. Конечно, опыт и знания могут быть как позитивными, так и негативными. И все же, смелый человек, будет действовать в сложной ситуации на свой страх и риск, даже если успех не гарантирован, так как пассивное и комфортное существование ему быстро становится скучным. Если же человек боится рисковать и нарушать привычное течение жизни, то у него, скорее всего, заниженная самооценка, подавленная воля, и он подвержен страхам и тревогам. Для развития этого компонента большое значение имеет окружающая человека среда, которая должна быть разнообразной, полной новых ярких впечатлений. С детства в ребенке нужно поощрять активность, поддерживать его инициативы. Важно учить его извлекать положительный опыт из любых жизненных коллизий, одобрять стремление выходить из них победителем.

Какие еще качества помогают развить в детях (и в себе) жизнестойкость?

1. Детей надо приучать принимать решения самостоятельно. Нередко это бывает сложно не ребенку, а его родителям (воспитателям), особенно, если мнение ребенка и их собственные не совпадают.

2. Не нужно бояться делать ошибки. Важно научиться находить способы их исправления или максимально быстрого заглаживания вреда. Значительно хуже бездействие и жертвенность.

3. Формировать оптимистичный взгляд на жизнь. Позитивно взаимодействовать с миром и окружающими людьми. Стараться в любой ситуации находить плюсы, не впадая в уныние и отчаяние.

4. Заниматься благотворительностью и воспитывать в детях добросердечность, так как, помогая людям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства, человек начинает лучше осознавать собственные возможности и силы, а значит, становится более жизнестойким.

5. Преодолевать пассивность, равнодушие, лень, безволие, так как они снижают жизнестойкость. Избавляться от слабости, ипохондрии, ворчливости.

6. Стремиться к развитию и улучшению себя.

7. Жизнестойкость предполагает осознание закономерности жизненных процессов. Поэтому необходимо искать знания: читать литературу, повышающую общую осведомленность, культурный и духовный уровень.

Жизнестойкость помогает человеку выжить в неблагоприятных условиях. Но и во вполне благополучной жизни она дает своему обладателю несомненные преимущества по сравнению с другими людьми. Так, она придает силы для преодоления препятствий, развивает способности, помогает человеку проявить лучшие свои качества, избавляет от неуверенности и пессимизма, дает удовлетворение от понимания жизненных процессов, пробуждает уважение к себе, к людям и к жизни. И это достаточно весомые аргументы в пользу еще одного синонима слова «жизнестойкость» - жизнетворчество.


Понятие «жизнестойкость» характеризует психологическую живучесть человека и служит показателем его психического здоровья. Экспериментально выявлено, что жизнестойкость - основа открытого и энергичного противостояния стрессовым событиям и кризисам. Совладание с проблемами может идти по двум путям – либо по активному (жизнестойкое совладание, согласно С. Мадди), либо по пассивному (инфантильность, стремление плыть по течению).

Исследованиями доказано, что жизнестойкость не является врождённым качеством, а формируется в течение жизни, значит, большая роль в данном процессе принадлежит социуму, а именно: семье и воспитанию детей.

Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьёзных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

Учёные выявили связь уровня жизнестойкости с условиями раннего детского развития. В частности, было выявлено, что положительно на формирование жизнестойких убеждений повлияли:

  • стрессы в раннем детстве, такие как материальные трудности, частые переезды, и пр.
  • ощущения предназначения в жизни;
  • воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов.

Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:

  • недостаток поддержки, подбадривания близкими;
  • отсутствие чувства предназначенности;
  • недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых

Жизнестойкость ребёнка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией. Жизнестойкий ребёнок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребёнка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное.

Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких, отличаются от других детей?

  1. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринуждённо как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.
  2. Уверенны в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.
  3. Независимость. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние и влияние других людей (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).
  4. Стремление к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.
  5. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищённости.

Воспитание жизнестойкости требует от родителей определенных мер воспитания, основанных на следующих принципах:

  • Создание защищённой среды с ощущением постоянства, где ребёнок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы, жестокое обращение. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
  • Помощь ребёнку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.
  • Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства.
  • Поощрение самостоятельности ребёнка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищённости и любви.
  • Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.
  • Предоставление ребёнку возможности открыто выражать свои чувства.
  • Обучение ребёнка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребёнок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
  • Поощрение активности ребёнка.
  • Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.
  • Обучение ребёнка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке.
  • Помощь ребёнку в перестройке негативных эмоций в позитивные.
  • Поощрение веры ребёнка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
  • Помощь в определении, как и где ребёнок может попросить помощь в случае необходимости.
  • Внимание к внезапным изменением поведения и настроения – это может быть тревожным сигналом. И можно сказать, что чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более подвержен суицидам.

Исходя из сказанного, становится ясным, что в детском возрасте необходимо развитие, в первую очередь, навыков интеллектуальной деятельности:

  • позитивный анализ трудных ситуаций жизни;
  • ролевые игры - «проигрывание» ситуаций стресса;
  • расширение кругозора, внутренней культуры;
  • коммуникативных навыков: социальная поддержка; просьбы; умение сказать «нет»;
  • адекватное реагирование на справедливую и несправедливую критику;
  • навыков совладающего поведения: самопринятие и самоуважение; уверенность в себе;
  • волевые усилия.

Родителям следует помнить, что большинство самоубийств связано с конфликтными ситуациями в семье. Около 40% опрошенных учеников начальных классов ответили, что их наказывают за плохие оценки, даже бьют. В ответах старшеклассников (было опрошено 300 человек) физическое насилие почти не упоминается, но только половина опрошенных считают своё положение в семье равноправным. К суициду может привести то, что подростки чувствуют себя в семье одинокими людьми, которых никто не понимает и не любит. Данные исследования показали, что чем лучше взаимоотношения с родителями, тем меньший процент подростков, задумывающихся о самоубийстве. Те же исследования показали, что у самоубийц и потенциальных самоубийц отношения с родителями или одним из них были плохие или удовлетворительные.

Среди причин были также названы: плохие отношения со сверстниками -11,3% опрошенных; затяжные депрессии вследствие одиночества и безответной любви -18%; тяжёлое материальное положение - 5%; проблемы, связанные с учёбой - 11%; безвыходная ситуация - 8,7%.

Отношение детей к смерти и возможному самоубийству формируется и меняется в зависимости от возраста ребёнка. В младшем школьном возрасте часть детей считает смерть наказанием за зло. Другая часть детей относится к смерти как естественному концу жизни. Подростки же полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Они уже способны понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.

Психическая организация подростка очень нестабильна, причём на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Страхи нередко бывают беспредметные. Провести чёткую границу между истинными и демонстративно-шантажными суицидальными попытками можно лишь для взрослых. В подростковом возрасте такой границы нет. Любое аутоагрессивное действие подростка следует рассматривать как поступок, опасный для его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на самом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика нашего поведения. Но относиться к каждому такому случаю мы должны с одинаковой долей серьёзности.

Трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и неожиданных для окружающих случаев суицида заключается, в том, что с точки зрения (опыта) взрослых, мотивы детей, подталкивающих их таким действиям, расцениваются взрослыми как несерьезные, мимолетные, незначительные, в то время как для подростка это значимость очень высока. То, что взрослому кажется ерундой, подростку может показаться концом света. Трагедия состоит в том, что временные проблемы, таким образом, решаются раз и навсегда.

Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причём следующая попытка нередко бывает более тяжёлой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку, используя её для эффективного воздействия на окружающих, нужно помнить: это неадаптивный способ разрешения ситуации, и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма и весьма плачевными. Аффекты разрушительны для подростка! Суицидальная угроза, высказанная в аффекте, как правило, осуществляется, и последствия бывают очень тяжёлыми.

Значительную часть лиц суицидального контингента, составляют практически здоровые дети и подростки, находящиеся в субъективно значимых кризисных состояниях. До суицидальной попытки за специализированной помощью большинство лиц суицидального контингента (более 80%) к психиатрам, психотерапевтам и психологам никогда не обращались. В связи с этим, на родителях лежит большая ответственность за благополучие своих детей. Именно родителям - взрослым, умудрённым житейским опытом людям, наделённым наблюдательностью, чутким и любящим сердцем, необходимо обратить внимание на любые тревожные симптомы в поведении своего ребёнка и обратиться за специализированной помощью, сделав простой шаг – набрав номер телефона доверия психиатрической службы Краснодарского края для детей и подростков – 8-800-250-2955 (круглосуточно).