Развитие скорочтения необходимо для того, чтобы за меньшее количество времени усвоить больше информации. Все успешные люди постоянно учатся. И книги в этом потоке информации играют далеко не последнюю роль.

Из недостатков обычного чтения можно выделить следующее:

  • Плохая память. Даже быстрое чтение без усвоения информации не принесет никакой пользы. Поэтому упражнения по увеличению скорости чтения без развития сосредоточенности и памяти ни к чему не приведут. Необходимо также и понимание. Бесполезно заучивать текст, пусть даже быстро, не понимая его сути.
  • Привычка к медленному чтению. Чаще всего — это действительно плохая привычка, которая закрепляется еще в детстве, когда мы читаем по слогам. Большинство людей настолько уверены, что медленное чтение — это нормально, что даже не пытаются научиться читать быстрее.
  • Внушенные правила. Нам всем внушали еще в детстве, что читать текст нужно внимательно, вдумчиво, при необходимости возвращаясь к тому, что прочитали. Это до сих пор считается чем-то вроде хорошего тона. Иногда это имеет смысл, но чаще всего в книгах встречается две-три новых для Вас мысли, или два новых факта на страницу, если не меньше. Они Вам и нужны, по большому счету. Но какой смысл читать тогда вдумчиво и медленно все остальное? Выход есть — читайте с переменной скоростью. Что-то действительно стоит прочесть внимательно, вдумываясь в каждую фразу, а что-то можно просмотреть бегло.
  • Мысленная речь. Обычное чтение сопровождается мысленным проговариванием слов. Это требует времени. Еще больше замедляется чтение, если Вы при этом делаете движения губами и языком, пусть даже незаметные, как будто действительно произносите то, что читаете.
  • Регрессия взгляда. Очень часто при чтении глаза возвращаются к прочитанному, к тем фразам и словам, которые не были усвоены. Эта привычка тоже мешает быстрому чтению.
  • Маленькое поле зрения. При обычном чтении внимание охватывает всего пару слов. Чем больше поле зрения, тем больше человек может выхватить информации, что называется, с первого взгляда.

Упражнения по развитию скорочтения

Чтение под ритм

Помогает избавиться от проговаривания слов при чтении, а также повышает уровень внимательности и скорость мышления. Суть упражнения заключается в том, что Вы отбиваете ритм во время чтения. Сначала это может быть простой ритм, затем более сложный, к примеру, ритм какой-нибудь знакомой Вам мелодии. Выстукивание ритма усложняет процесс чтения — это как дополнительная нагрузка при тренировке. Затем, без отбивания ритма, Вы удивитесь, увидев, насколько скорость чтения у Вас повысилась.

Чтение вверх ногами

Попробуйте взять книгу, и начать читать ее вверх ногами. Затем попробуйте повернуть книгу на 90 градусов вправо и влево, на 45 градусов. Смысл этого упражнения в том, что на скорость чтения существенно влияет скорость распознавания образа букв. Такими тренировками эту скорость можно существенно увеличить.

Чтение на разном расстоянии

Читая книгу, приближайте и отдаляйте ее, с определенной амплитудой и ритмом. Со временем скорость и размах можно увеличивать. Упражнение снимает фиксацию глаза на привычном расстоянии, и полезно для зрения. Также увеличивается скорость угадывания букв.

Прием тик-так

Во время чтения старайтесь останавливаться взглядом только в начале и в конце строки. Когда мы учимся читать, мы останавливаем взгляд на каждом слове, чтобы его понять. Эта привычка остается даже, когда мы уже начинаем читать довольно бегло — взгляд останавливается на строке через каждые два-три слова. Пробуйте делать остановки в строке только два раза, прыгая от начала к концу. Если не будет сразу получаться — пробуйте на газетных колонках, затем переходите к небольшим книжкам, а затем уже к книгам в обычном формате.

Программа для развития скорочтения

Напоследок хочу предложить Вам простую программу для развития скорочтения. Пользоваться ей просто — скачиваете, разархивируете и запускаете файл exe , программа установки не требует.

Чтобы загрузить в нее текст, нажимаете в меню Файл — Загрузить из файла . Выбираете текстовый файл на своем компьютере, и ждете, пока он загрузится. Загружать можно любые форматы, которые распознает . Быстрее всего загружаются файлы с расширением txt , другие немного медленнее. Если у Вас медленный компьютер, файл лучше разбить на несколько частей.

После загрузки нажимаете кнопку Старт .

Перед Вами начнут появляться фрагменты текста, по порядку, один за другим. Вы можете регулировать время задержки, длину строки и количество строк.

При последующих запусках программы Вы можете начать читать с того момента, где прервали чтение в предыдущий раз. Для этого достаточно нажать кнопку Старт .

В этой же программе можно подключить музыку, и читать под нее. С помощью нее можно также : ведь в ней можно прокручивать несколько раз один и тот же знакомый Вам текст.

В нижней части окна Вы увидите скорость своего чтения, в знаках в минуту. Постоянно практикуясь, и изменяя параметры чтения, Вы сможете эту скорость существенно увеличить.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Современный и, прости за выражение, динамичный мужчина почти лишен возможности читать что-либо, помимо постов в соцсетях максимальной длиной в три абзаца. Однако же книги главным источником знаний, денег, карьерного роста, женщин и вообще всего. Ну ладно, может быть, всего, кроме женщин. А ведь есть еще журналы, сайты и соцсети, из которых тоже можно что-нибудь почерпнуть. Когда их читать? Плохие советчики сказали бы, что ты должен как-то находить время. Но мы не из их числа! Никакого дополнительного времени чтение не требует: достаточно овладеть навыками, описанными в этой статье, и ты сможешь по-прежнему читать урывками. Но какими интенсивными и насыщенными станут эти урывки!


Предуведомление

Для начала мы должны тебе сообщить, что, к сожалению, нельзя научиться читать быстро раз и навсегда. «Если человек после нескольких тренировок перестает заниматься, скорость чтения падает мгновенно. Эффект от занятий сохраняется всего два-три дня, - говорит наш эксперт Никита Петров, один из ведущих методистов и автор курса развития памяти и скорочтения ФТК . - Нужно повторять освоенные приемы 10–15 минут каждый день».

И тогда через три месяца ты будешь виртуозно пользоваться полученными навыками и буквально проглатывать книги за один прием. Далее мы расскажем о главных упражнениях, предложенных нашими экспертами.


Проблема большинства людей в том, что они еще со школы привыкают проговаривать слова про себя. «Чтение для таких бедолаг разбито на четыре этапа: видим слово, проговариваем его, слышим внутри головы и, наконец, подставляем зрительный образ», - говорит еще один наш консультант, эксперт по объединению методик скорочтения и мнемотехники Павел Палагин . Так что для ускорения достаточно сократить время перехода от букв к образам. То есть, увидев слово «грудь», ты должен моментально представить, к примеру, грудь нашей медсестры. В этом тебе поможет следующее упражнение.

Чтение с одновременным выстукиванием
ломаного ритма


Это базовое упражнение, и, если у тебя нет времени осваивать остальные, даже оно одно увеличит скорость твоего восприятия текстов.


Как это работает

Поначалу ломаный ритм усложняет чтение, так как из-за стука ты плохо слышишь слова, которые обычно проговариваешь про себя при чтении. Поэтому информация начинает хуже усваиваться. «Но у нас есть еще один канал восприятия - визуальный, - говорит Павел. - Так что слова можно не проговаривать, а узнавать!» Если ты упорствуешь, в конце концов канал включается, и ты начинаешь узнавать слова: их образы сами собой встают перед глазами. Потренировавшись читать под стук, ты будешь сначала узнавать слова, а потом уже блоки слов и целые предложения. Со временем стук не понадобится.


Что делать

Возьми ручку и попробуй одновременно читать и выстукивать неправильный ритм (футбольные кричалки, простые быстрые мелодии вроде Jingle Bells или «Песни о Щорсе»). Поначалу у тебя будет получаться что-то одно: либо читать, либо выстукивать ритм. Затем удастся выстукивать и читать, но не запоминать. Потом чтение под стук станет привычным и приятным, и ты начнешь скользить глазами по тексту, воспринимая его не словами, а образами. Важно не бросать занятия в этот момент и еще какое-то время (две-три недели) продолжать стучать. Только так ты научишься «смотреть» книги, а не прослушивать и проговаривать. И лишь затем переставай стучать.

Упарженине на зрячетсь


«Обычно область зрительного охвата составляет 15%, если ее не развивать. Но существуют упражнения, позволяющие растягивать периферийное зрение до 35 процентов», - говорят наши эксперты.

Наверняка тебя не раз упрекали в том, что ты пялишься на особу противоположного пола. А ты видел хоть раз, чтобы в подобном обвиняли девушку? При этом девушки так же часто рассматривают мужчин, как и мы их, но благодаря более развитому от природы периферийному зрению им необязательно делать это в открытую.


Что делать

Как тебе сообщит любая энциклопедия (теперь-то их будешь читать, не боясь толщины, ведь правда?), задняя стенка глазного яблока содержит около 130 миллионов фоторецепторов, обеспечивающих черно-белое зрение, и 7 миллионов конических клеток, отвечающих за восприятие цветов. Источником конических клеток служат Х-хромосомы. У мужчин такая хромосома всего одна, у женщин - две. Поэтому они видят и воспринимают гораздо больше зрительной информации одновременно.

Чтобы хоть как-то исправить эту несправедливость и, в частности, научиться лучше схватывать страницы книги, воспользуйся таблицами Шульте.

Если ты в курсе, что это, сразу переходи к упражнению. Если нет, напомним: смысл состоит в том, чтобы, удерживая внимание в центре квадрата, посчитать в возрастающем порядке все цифры, расположенные в таблице. При этом горизонтальные и вертикальные движения глаз запрещены. В Интернете полно готовых таблиц для тренировки периферийного зрения.

Для начала можешь воспользоваться нашим примером. Зафиксируй взгляд четко в центре квадрата, на единице. Не отрывая от нее взгляда, с помощью периферийного зрения постарайся найти все остальные числа от 2 до 25. После десятка тренировок у тебя начнет получаться, и тогда ты можешь вместо квад­рата 5 на 5 нарисовать 7 на 7, затем 9 на 9 - и так до тех пор, пока не дойдешь до размеров книжной страницы.

Упарженние на всоприяите

По сути, это еще один способ расширить зрительный диапазон. Но помимо тренировки периферийного зрения он улучшает еще и восприятие информации. Читая с карандашом в руках, отметь, сколько слов удается прочесть за один прием. Скорее всего, их количество будет изменяться в зависимости от сложности и структуры текста. «Но чаще всего мозг за каждый присест проглатывает по одному слову, не больше»,- говорит Павел.

Твоя / задача /
попробовать /
расширить / свои /
зрительные рамки /
в этот / момент /
и заставить /
мозг воспринимать /
информацию блоками, /
постоянно увеличивая /
количество
слов, прочитанных /
за одну фиксацию.

Конечно, ты вряд ли сможешь сразу читать по нашей схеме, но со временем у тебя получится. Кстати, чтобы ты вдруг не начал страдать от новых комп­лексов, спешим заметить, что узкое («тоннельное») зрение свойственно всем мужчинам. И помимо чисто физиологической причины у него есть еще и эволюционная. Тебе, как охотнику (гипотетическому), нужно увидеть добычу, проследить за ней и догнать. Часто добыча пробегает на довольно большом расстоянии, и в этот момент ее важно не упустить из поля зрения. Отвлекаться на разных птичек и вывески «Скидки 30%» охотнику при этом нельзя. Неудивительно, что мужчины из-за этого по сей день видят дальше, но уже женщин. Им-то с незапамятных времен приходилось следить, чтобы мамонт не залез на шкаф, а ребенок равномерно пропекся (лучше наоборот).

Сегодня времена изменились, и это дополнительный повод пойти наперекор природе и приучить глаза к новым задачам. Как ты уже понял, они гораздо лучше следят именно за движущимся объектом. Поэтому совет нашего эксперта - взять острую ручку или хорошо заточенный карандаш и вести им под строчкой во время чтения. Ускоряя движен ие ручки, ты заставишь быстрее двигаться глаза и в итоге начнешь быстрее читать текст. Главное - не забывать следить за тем, чтобы ты не перестал понимать и запоминать, что читаешь.

Алогритым заопминаиня


Из десяти произнесенных вслух случайных слов средний человек способен запомнить (по порядку) не более четырех


Если ты внимательно следовал указаниям наших экспертов и тренировался последние две недели, скорость твоего чтения уже увеличилась в несколько раз. Но этого мало. «Наш мозг привык лениться и воспринимать информацию по одному слову, а как только вы обучаетесь технике скорочтения, в голову начинает поступать огромное количество информации в сжатые сроки, объясняет Павел. - Мозг к такому просто не привык. Поэтому вначале вы не можете запомнить все, что прочитали». Чтобы убедиться, что эксперт не пытается тебя унизить, пройди простой тест.

Прочти внимательно этот текст. Но только один раз!

«Шестого марта около Клермон-Феррана произошел занятный случай. Днем груженый состав поезда сошел с рельс при приближении к пакгаузу. В составе поезда было 28 вагонов; в десяти было машинное масло, в двенадцати - виски. Три цистерны с маслом по 40 куб. м и две цистерны с виски были пробиты, и смесь из машинного масла и виски вылилась на шоссейную дорогу, что стало главной причиной падения в реку семитонного грузовика, перевозившего молоко. К счастью, происшествие обошлось без пострадавших.

Теперь ответь на следующие вопросы:

1. Куда направлялся поезд? 2. Каких вагонов было больше - с маслом или с виски? 3. Сколько цистерн с виски было повреждено? 4. Чего больше разлилось - виски или масла? 5. Сколько было всего вагонов? 6. В какое время суток произошло крушение?

Проверь результаты

Если ты смог ответить на все вопросы - поздравляем. Ты от природы обладаешь развитой рельефной памятью, и тренировать ее дальше незачем. Большинство людей, отвлекаясь на цифры, упускают из текстов самую суть. Павла сменяет эксперт Никита - и что же, может, он тебя простит? Нет, он тоже неумолим и советует скорее выработать «алгоритм чтения». «Читайте с карандашом в руках», - говорит Никита, не зная, что это уже советовал на предыдущей странице Павел. «Перед тем как прочесть статью в журнале или страницу книги, обведите все слова, начинающиеся с большой буквы и все цифры в кружочек».

Глупость, казалось бы. Однако теперь, когда ты будешь читать текст, отмеченные факты уже улягутся в голове, и ты сможешь не спотыкаться на них, лучше схватывая контекст.

Повинмаетльнее!


«Чаще всего мы не можем запомнить текст из-за невнимательности, - поделился своей болью Никита. - Но существует отличное упражнение, чтобы это исправить». Вот оно.

Включи погромче телевизор, посмотри на свои часы и сконцентрируйся на секундной стрелке, если она есть (если нет - тебе нужны новые часы). Попробуй следить за ней минуту, не отрываясь и не думая больше ни о чем. «У вас это получится после двух-трех тренировок», - обещает Никита.

Если у тебя действительно получилось, усложни себе задачу.

Раздели внимание на две равные части. Одну часть продолжай фокусировать на стрелке, а вторую - на руках. Думай о руках и о стрелке одновременно. Если тебе и это удалось, переходи к следующей части упражнения.

Теперь удели одну половину внимания секундной стрелке, а другую - абстрактной числовой последовательности. То есть каждую секунду мысленно называй про себя цифры, идущие через один и тот же интервал. Например, если ты выбрал интервал два, считай так: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14... 60, а затем проговори ту же последовательность, но в обратном порядке. «Через несколько тренировок, как только у вас начнет получаться, вы почувствуете в голове два механизма, работающих автономно друг от друга», - уверяет наш эксперт.

Легендарный американец Ким Пик при чтении тратил на страницу текста 4–5 секунд. К концу жизни он помнил наизусть более 12 тысяч книг и карты всех городов и автомагистралей США. А также Мог сказать, на какой день недели приходится любая дата в диапазоне 2000 лет.


«Теперь, следя за секундной стрелкой и проговаривая про себя последовательность, вслух начните напевать или читать какую-нибудь старую, давно знакомую песню или начало стихотворения, четыре-пять строк», - продолжает инструктаж Никита. Сгодится что угодно, от «не лепо ли ны бяшеть, братие, начати старыми словесы» до «два кусочека колбаски».

Таким образом, у тебя будут задействованы сразу три механизма: два речевых (внешнее проговаривание и внутреннее проговаривание) и один визуальный (слежение за стрелкой). «Даже если у вас ничего не будет получаться, сама попытка подобного напряжения существенно повысит способность к концентрации внимания. Тренироваться я рекомендую по 10 минут в день 3–4 дня подряд, а потом делать однодневный перерыв». Это, как ты понял, были слова Никиты.

Особенонсти пеермщенеия

«Когда вы читаете одну строчку, глаза автоматически совершают ненужное движение в момент перескакивания на начало второй.

Это микросекунды, которые практически незаметны, но попробуйте не сразу перескакивать к началу второй строчки, а вначале просмотреть ее слова задом наперед. Просто просмотрите», - советует Никита.

К своему удивлению, ты заметишь, что содержание второй, третьей и так далее строчек начнет гораздо лучше застревать в памяти, ведь эти слова ты уже видел, пусть и задом наперед. Тебе не нужно их проговаривать, остается только еще раз просмотреть.

Зритлеьная паямть


«Как правило, 80% информации к нам поступает через зрение, 15 % - через слух, лишь оставшиеся жалкие 5% - по другим каналам. Конечно, эти пропорции в случае каждого конкретного человека могут меняться, но в целом так», - рассказывает наш эксперт Павел. Поэтому для восприятия текста тебе пригодится фотографическая память, которая обычно дремлет даже у заклятых визуалов.

Для тренировки фотографического зрения возьми любую картинку и за короткий промежуток времени (5–10 секунд) попробуй запомнить 3–4 детали. Затем убери картинку и мысленно воспроизведи образ. Теперь сравни его с оригиналом. Не брани себя за ошибки, а лучше попробуй запомнить еще 2–3 детали, которые не отметил в первый раз. Снова убери картинку и представь ее мысленно. На этот раз образ получится полнее. «Проделывайте упражнение до тех пор, пока не сможете воспроизвести мысленно картинку максимально достоверно», - напутствует наш эксперт. Через некоторое время ты сможешь запоминать с первого раза 7–8 деталей, затем 9–10, и так по нарастающей.

В один прекрасный день ты сможешь играючи схватывать целые куски текста и увязывать их друг с другом или, например, во мгновение ока находить десять отличий в книжках малолетнего племянника.

И псолденее

В зависимости от вида текста (художественное произведение или отчет по работе) будет меняться и скорость чтения. Послушайся наших экспертов: перед чтением реши, в какой степени важен для тебя этот текст и зачем ты его вообще читаешь. Заранее определив круг вопросов и дав самому себе примерные ответы на них (кто убийца, где скрываются тайные кабальные условия контракта), ты начнешь усваивать текст гораздо лучше. «Зафиксируйте ответы на свои же вопросы до чтения, а потом бросайтесь с головой в омут букв. Если информация в тексте будет отличаться от ваших предположений, возникнет шок, эмоциональная встряска, которая поможет все быстрее и лучше усвоить». Удчаи!


Кто есть кто

Не знаем, стоило ли как-то заключать эту статью. Возможно, нужно было вывалить на тебя эту обескураживающую информацию заранее. Так или иначе, по мнению Павла Палагина, важно определить твой основной тип восприятия, то есть понять, кто ты: кинестетик, визуал или аудиал. Это поможет узнать, какой способ запоминания наспех схваченной информации тебе ближе.

Вспомни прямо сейчас, где ты отмечал прошлый Новый год. Если сейчас твой взгляд скользнул:

вверх-налево - ты наверняка представлял себе образы того праздника: зелень хвои, зелень абсента, зелень купленных по дешевке мандаринов. Ты визуал; вниз-вправо - при попытке вспомнить что-либо ты устанавливаешь контакт со своими рецепторами: на пальцах, языке и под ногтями. Приговор - кинестетик; прямо перед собой или в сторону (как бы пытаясь увидеть свое красивое ухо) - ты, судя по всему, пытаешься вызвать в памяти звуковые образы. Аудиал, да.

«Есть и другие тесты, более точные, но их методика слишком сложна, чтобы уместиться в абзац. Если простой тест вам не помог, поищите в Интернете по словам «тест тип восприятия», - советует Павел. - Это необходимо для дальнейших тренировок».

Например, если ты аудиал, старайся при чтении и переваривании информации добавлять к образам звуки (или подставлять разную музыку, как в «Томе и Джерри»). Если визуал, то наполняй образы красками (будто смотришь фильм с выкрученной цветностью). Кинестетикам сложнее всего: им нужно мысленно щупать или жевать объекты - это съедает немало умственных сил.

ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ


Различают внешнюю и внутреннюю артикуляцию. Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления как одного, так и другого ее вида. Внешнюю артикуляцию подавить сравнительно легко, если создавать механические преграды для работы речедвигательных органов.

Для подавления внутренней артикуляции во время чтения существует несколько подходов. Один из них - создание самим читателем для своего чтения речевых помех (вслух или про себя во время чтения произносятся какие-либо звукословосочетания типа «ла-ла-ла», «но-но-но» и т. п. или же отдельные слова). Есть и такой подход: во время чтения обучающийся произносит короткий текст или его фрагменты, поговорку, скороговорку или легко запоминающуюся стихотворную фразу; ведет счет, например от 1 до 20, подсчитывает количество слов в тексте или же определенных букв. С этой же целью можно, читая, слушать спокойную музыку и следить за развитием мелодии. Она отвлекает внимание читающего от звуковой формы слов, а следовательно, от их произношения.

Упражнение в подобном чтении во всех случаях не предполагает досконального понимания текста и его усвоения. Здесь преследуется только одна цель - читать в таком режиме, чтобы постоянно создавалось препятствие для артикулирования.

Одним из самых эффективных методов борьбы с инерционной артикуляцией признается метод аритмического постукивания рукой в ходе чтения. В его основе - торможение речедвигательных анализаторов через центральные отделы коры головного мозга. Это можно объяснить тем, что центр управления рукой и центр речи в коре головного мозга находятся рядом. И если чтение сопровождается выстукиванием рукой, то в зоне коры больших полушарий возникает эффект индуктивного торможения работы речедвигательных органов и проговаривание слов во время чтения становится невозможным.

Показательным является следующее обстоятельство. Если попробовать читать текст вслух и одновременно выстукивать ритм, даже самый элементарный, можно убедиться, что совместить два таких действия не удастся. Как только произносится вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается, и наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое слово невозможно. Небезынтересным в этой связи оказывается также тот факт, что артикуляция почти угасает при списывании текста - в коре головного мозга, когда пишет рука, также вызывается индуктивное торможение в зоне артикуляции.

Метод выстукивания ритма в процессе чтения с целью

подавления артикуляции разработан советским психологом Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. К этому приему и прибегают при обучении БИИЧ. Суть его заключается в следующем. Читая про себя, обучаемый выстукивает кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Ритм включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта (рис. 1, 2).


Рис. 1. Нотная запись ритма.


Рис. 2. Пособие для проверки правильности выстукивания ритма. Стучать следует в среднем темпе.

Этот постоянно слышимый при чтении аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений русской речи и тем самым становится надежным тормозом как для внешнего, так и внутреннего проговаривания. Помехи в данном случае возникают в силу того, что слова русского языка в речевом потоке имеют разноместное, перемежное ударение. И аритмическое равномерное постукивание в ходе чтения оказывается весьма серьезным препятствием для проговаривания слов в нужном ритме, темпе и интонации.

Тот факт, что аритмическое постукивание эффективно способствует артикуляции, находит еще и следующее объяснение. Ученые установили, что движение пальцев рук в ходе развития человечества оказалось тесно связанным с речью. В результате между движением руки и произнесением слов существует прямая и естественная связь. Здесь имеет место постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Тренировочные упражнения в чтении с одновременным выстукиванием по рекомендации Н. И. Жинкина дают гораздо больший эффект, если тренирующийся придерживается следующих правил:

1. Ритм выстукивается тупой стороной карандаша или ручки, зажатых собранными вместе пальцами правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку.

Читатель, у которого более активно работает всегда левая рука, должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга.

2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти.

3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное- обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

4. Читать следует ежедневно с одновременным выстукиванием ритма 1-1,5 часа. Если устали - делайте перерыв. Задача полного понимания прочитанного не ставится. Главное - сочетать процесс чтения с правильным выстукиванием ритма.

6. После усвоения этого упражнения первые 2-3 месяца при режиме быстрого чтения целесообразно выстукивать ритм один раз в неделю также по полчаса, чтобы упрочить и закрепить навык чтения в коде наглядных образов, без инерционной артикуляции.

Следует помнить, что в ходе подобной тренировки по освоению чтения с одновременным выстукиванием каждый обучающийся проходит качественно разные этапы по результативности данного упражнения.

Вначале большинство тренирующихся уже с первых минут чтения с одновременным выстукиванием ритма убеждается в возможностях реализации этих двух действий.

На втором этапе обучающийся приходит к выводу, что чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, но понять прочитанное невозможно.

На третьем этапе чтение с одновременным выстукиванием ритма у обучающегося получается, он понимает прочитанное, но запомнить его не удается. Это объясняется тем, что разрушается прежний стереотип чтения и сигналы из блока оперативной памяти направляются в долговременную память по иным, непривычным путям, сформированным многолетним опытом читателя.

Дальнейшая тренировка формирует новый нагляднообразный код и новые пути обработки текста на всем ее протяжении - от поступления информации в мозг и до закрепления в блоке долговременной памяти. Наконец наступает момент, когда чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритм вообще не замечается, как будто он вообще не существует. Текст понимается без труда, легко вспоминается прочитанное. Более того, прочитав текст и продолжая выстукивать ритм с закрытыми глазами, свободно можно изложить содержание прочитанного.

Данный этап свидетельствует уже о том, что у читающего сформировывается и закрепляется новый способ восприятия и обработки информации текста, развивается наглядно-образное представление без внутреннего прого-варивания. Обучающемуся необходимо и далее работать в данном направлении, чтобы код наглядных образов в механизме мышления стал преобладающим, сформировалась доминанта, обеспечивающая устои нового стереотипа чтения - без артикуляции. Это очень важное условие на пути освоения БИИЧ.

Тренируясь в подавлении артикуляции, читатель должен сам контролировать уровень своих достижений. При этом следует помнить, что постепенное повышение скорости будет доказывать понижение уровня артикуляции.

Показательно, что само по себе увеличение скорости чтения также способствует подавлению артикуляции. Поэтому эффективным упражнением для торможения артикуляции может быть такое чтение, когда читающий быстро ведет указательный палец вдоль газетной колонки текста и старается в таком же ритме прочитывать текст. Задача глубокого его понимания в этом случае также не преследуется, главное - осуществлять процесс чтения со скоростью, которую задает палец.

При тренировочном чтении с выстукиванием ритма рекомендуется работать с несложными текстами газетнопублицистического, общенаучного и научно-популярного стилей речи.

© Наталья Грэйс. Скорочтение. 2012
Фрагмент книги публикуется с разрешения автора.
Ссылка на первоисточник при цитировании обязательна.

Это упражнение на многозадачность. Оно не только увеличивает число Миллера, но и помогает повысить уровень внимательности и скорость мышления. Одной рукой вы придерживаете книгу, читая вслух, а второй рукой – какой вам удобнее – отстукиваете ритм. Если у вас есть музыкальное образование – хотя бы основы – вы быстро освоитесь. Но даже если и нет, при некотором упорстве вы достигните результата уже через несколько попыток. Один мой студент, предприниматель, зовут его Иван, рассердился на себя из-за того, что у него с первого раза ничего не вышло. Попросил неделю перерыва между встречами, чтобы идеально отрепетировать движения руки, отбивающей ритм. Через несколько дней он позвонил мне и сказал, что будет заниматься самостоятельно целый месяц и только потом приступит к следующему этапу обучения. Всем бы такое упорство! Кстати говоря, Иван очень успешный бизнесмен. Видимо, сказывается характер.

Ритм

Вначале читайте вслух под простой ритм наподобие ритма метронома. Оптимален ритм с частотой два удара в секунду. Вы его без труда освоите. Главное – не помогать себе головой при этом, как Мама Лошадь. Одна часть вашего мозга следит за движением руки и правильностью ритма, а другая – за чтением. Представляете, как легко вам будет читать, когда отпадет потребность выстукивать ритм? В каком-то смысле это упражнение напоминает тренировки лыжника, преодолевающего подъем коньковым шагом с мешочками песка – утяжелителями на ногах. Без утяжелителей бежать становится намного легче, как будто гора с плеч падает. Ту же роль выполняют гантели. Не поленитесь и прокачайте свой мозг по полной. Читайте под ритм!

Не стоит проговаривать про себя этот ритм. Нужно просто включить его и все. Рука должна работать как бы автономно. Стремитесь к тому, чтобы интервалы между ударами были одинаковы. При этом динамика вашего чтения не может быть все время постоянной, ведь вы не робот. Будут появляться паузы, в некоторых местах, напротив, возрастёт; иногда мы «подвисаем», задумавшись. Всё это будет
происходить при чтении вслух. А вот руке вашей не позволяйте филонить. Она должна работать над ритмом подобно автомату. Как бы ни менялась скорость проговаривания слов, рука знай, делает свое дело. Я иногда даже советую вообразить красный пульсирующий центр в голове, который управляет рукой по радиосвязи.

Получилось? Уверена, что да. Это относительно просто. Второй этап – усложнение ритма:

Раз, пауза, раз-два!

Раз, пауза, раз-два!

Этот ритм похож на стуки колес поезда. После освоения этого ритма берем более сложный.

Раз, пауза, раз-два-три!

Раз, пауза, раз-два-три!

Возможно, так вам будет понятнее:

Тук, пауза, тук-тук-тук!

Если после просмотра видео вам все равно не понятно, что такое чтение под ритм, объясню иначе. Помните анекдот:

- “Бабка, а ты правда живешь на стадионе?

Да-да-да!

Да-да-да-да!

Читайте под этот футбольный ритм, его каждый мальчишка знает. А если не знаете, приходите на в индивидуальном порядке. Помогу, чем смогу.

Патент России № 2109347

А. Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.

Примечание. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него наблюдается большая зависимость речи от функций обоих полушарий.

Б. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти. Локоть и кисть не должны лежать на столе.

В. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное – обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

Итак, вы разучили ритм. Попробуйте простучать его непрерывно в течение 2–3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично. Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сбились, читать вслух и одновременно выстукивать ритм – невозможно, это противоречит законам физиологии человека, которые мы разбирали. Теперь снова начните выстукивать и одновременно читайте начало этой страницы, но уже про себя. В этом случае удастся читать, но очень медленно, и трудно понять прочитанное. Это закономерно. Такова особенность этого упражнения.

С какими проблемами вы столкнетесь в процессе выполнения этого упражнения, как преодолеть их, какие фазы, стадии вы пройдете в процессе освоения упражнения «стук‑ритм» – об этом будет подробно рассказано в следующем уроке. А пока обращаем ваше внимание, что освоение упражнения с выстукиванием ритма глубоко индивидуально. Но во всех случаях оно дает положительный результат только при условии правильного его выполнения.

Напоминаем обязательные компоненты правильного выполнения упражнения.

А. Текст читать про себя с одновременным выстукиванием ритма. В целях повышения эффективности упражнения рекомендуем всем учащимся выстукивать ритм при чтении про себя одновременно двумя руками после того, как вы начитаете с одновременным выстукиванием ритма одной рукой 10 часов.

Б. Обязателен постоянный слуховой контроль за правильностью и непрерывностью выстукивания ритма. Представьте себе, вы едете на велосипеде, мотоцикле, автомобиле. Вы уверенно держитесь и управляете своим транспортом. Но все же иногда вы обязательно осматриваете дорогу сзади, в зеркало заднего вида, все ли там в порядке.

Нечто подобное необходимо выполнять и здесь. В перерывах между абзацами текста прислушайтесь к ритму, все ли у вас правильно, а затем, как бы забыв о нем, вновь продолжайте чтение, концентрируя свое внимание на содержании читаемого текста.

Возможны два способа контроля ритма. На первом этапе, когда мы читаем до 10 часов, ставим задачу: ритм‑стук слушать. А затем, на заключительном этапе, мы ставим задачу: ритм‑стук слышать. Что значит слушать? Это значит вслушиваться, в каждый ритмический удар, контролировать каждый ритм. Это оправданно на начальном этапе. Уже после 10 часов, когда у вас вырабатывается автоматизм, вы как бы краем сознания, краем уха контролируете: правильно ли выстукиваете ритм, сосредотачивая внимание на выявлении смысла читаемого текста. Это и есть режим контроля, когда вы ритм слышите.