трансформация механизмов нечто с опережением изменяемости базовых структур над изменением периферических, сопровождающаяся общей дестабилизацией нечто до складывания новых базовых структур.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВОЛЮЦИЯ

revolution) - 1. (Политическая и социальная) "насильственный захват государственной власти лидерами массового движения для последующего использования этой власти с целью крупных процессов социальной реформы" (Гидденс, 1989). Это отличает революции от переворотов, которые также предполагают использование силы для захвата власти, но без преобразования

классовой структуры и политической системы и без массовой поддержки. В 20-м столетии революции происходили не в индустриальных обществах, а в сельских крестьянских обществах, подобных России (1917), Китаю (1949), Северному Вьетнаму (1954). Объяснить революционное изменение пытаются различные теории, из которых наиболее влиятельными были марксистские. Пример применения марксизма к текущей революционной ситуации дается Лениным в контексте России. Он доказывает, что революционная ситуация создается, когда в игру вступают три элемента: массы не могут жить по-старому, правящие классы не могут управлять по-старому, а страдания и нищета эксплуатируемого и угнетенного класса достигают большей остроты, чем обычно. Но революция будет успешна только тогда, когда будет выполнено наиболее решающее условие: наличие партии-авангарда с необходимой марксистской программой, стратегией, тактикой и организационной дисциплиной, чтобы гарантировать победу. В своем сравнительном изучении революций Скокпол (1979) критикует марксистские теории и приводит доводы в пользу сосредоточенного на государстве подхода. В частности, она рассматривает международное влияние в виде войны или сопротивление высшего класса провозглашению реформ в качестве ключевых факторов, приводящих к краху административного и военного аппарата, который в свою очередь прокладывает путь революции. См. также Мур; Революция сверху. 2. (социальная) - коренное изменение общества в ключевых аспектах, ведущее к изменению характера этого общества. Понятие может относиться к экономическому преобразованию, как в промышленной революции, к изменениям в индивидуальном поведении, как в современной "сексуальной революции", или к революции в знании, как в "научной революции" в Европе XVII века, которая заложила основу для всех последующих достижений в современной науке. Словоупотребление во втором смысле весьма изменчиво и может относиться к сравнительно продолжительным периодам времени.

Неполное определение ↓

Политические термины не являются идеологически нейтральными, но, напротив, чаще всего являются инструментом актуальной политической борьбы или выражением существующей в обществе системы властных отношений. T&P выясняют, что те или иные термины означали в разное время и что за ними стоит сейчас. В новом выпуске - многострадальная и парадоксальная «революция», которой манипулировали, кажется, практически все: от якобинцев до Махатмы Ганди.

Термин «революция» происходит от латинского слова «revolution», которое в значении «оборот» применялось к астрономическим процессам и указывало на их цикличность. Термин стал широко употребляться после выхода труда Николая Коперника «О вращении небесных сфер» («De revolutionibus orbium coelestiam»).

Ханна Арендт в книге «О революции» указывает на то, что цикличность изначального астрономического термина соотносилось с цикличностью представления о человеческой судьбе. К XVII веку термин перешел в политическую сферу и в качестве метафоры обозначал постоянную смену разных форм правления, которые, подобно небесным светилам, сменяют друг друга, сохраняя при этом вечную неизменность циклов.

Арендт пишет, что современное понимание революции связано с опытом абсолютной новизны происходящих исторических событий. Идея свободы, легшая в основу Американской и Великой французской революций, предполагала выход из замкнутого круга сменявших друг друга закономерных процессов - усиления деспотии и бунта бесправных масс против угнетателей с целью временного освобождения. Теперь же ставился вопрос не об освобождении, а о свободе, то есть полноценном участии граждан в политическом процессе, для чего требовалось кардинальное изменение формы правления. Однако первые революционеры были абсолютно лишены этого пафоса новизны. Напротив, они считали себя «реставраторами», восстановителями вечного порядка. Отсюда - изначальный парадокс, заложенный в термин «революция».

М. Одесский и Д. Фельдман в монографии «Поэтика власти» подробно описывают специфику понимания термина современниками политических перемен. Так восстановление сильной королевской власти Генрихом IV в 1594 году называлось революцией, в то время как свержение Карла I, которое позже в XIX веке стали называть «Великой английской революцией», по аналогии с французской, современники называли «великим бунтом». Таким образом, в XVII веке, в частности, в английской традиции, революция воспринималась, прежде всего, как восстановление законной власти, как ее понимали в то время, то есть возвращение трона его законному претенденту. События 1688-1689 годов, изгнание Якова II Стюарта и восшествие на престол Вильгельма III также назвали «Славной революцией». Однако в результате этого события произошло расширение полномочий парламента и принятие «Билля о правах». Это приблизило значение термина «революция» к современному.

Первые «революционеры» были абсолютно лишены пафоса новизны. Напротив, они считали себя «реставраторами», восстановителями вечного порядка.

Опыт такого переворота не прошел даром, так как именно к свержению Якова II американцы апеллировали во время колониального мятежа 1775 года - если британцы имели право свергнуть тирана и назвать это «славной революцией», то по той же логике могли действовать американцы, выступая против действующего монарха. В итоге, однако, американцы пошли по иному пути - для того, чтобы иностранные государства не считали американцев мятежниками, они объявили себя не подданными Великобритании, а отдельной нацией. «Декларация независимости» подкрепила идеологическую базу революции учением о «естественных правах» Джона Локка.

Последовавшая вскоре после этого Великая французская революция, во многом, унаследовала идеалы английской «Славной революции» и Американской революции. В результате созыва Генеральных Штатов и требования организации законодательного органа, власть монарха была ограничена. Трактовка революции как возвращения законной власти выразилась в том, что гражданам вернули их «естественные права», а Людовик XVI был назван «восстановителем свободы».

По мнению Ханны Арендт, точно так же, как, по выражению Маркса, Французская революция «выступала в римских одеяниях», все дальнейшие революции вплоть до Октябрьской прошли под знаком Французской революции. Как уже отмечалось, пафос новизны и радикальных перемен, с которыми впоследствии ассоциировалась Французская революция, поначалу был чужд первым революционерам. Они трактовали эти события как закономерное восстановление утраченных свобод. Характерен в этом смысле известный диалог между герцогом Ларошфуко-Лианкуром и Людовиком XVI в день взятия Бастилии: «C’est une révolte!» («Это бунт! - фр.) - воскликнул король. На что Лианкур ему ответил: «Non, Sire, c’est une revolution!» («Нет, сир, это революция!»). Восприятие революционных событий лидерами революции в корне менялось по мере того, как они разворачивались.

8 июля 1791 года выходит декрет французского Конституционного собрания, в котором вводится понятие «осадное положение», принципиально отличное от понятия «состояние войны». Речь идет о ситуации, когда все функции, которыми наделена гражданская власть для поддержания общественного порядка, переходят в компетенцию военной власти. Как пишет Джорджо Агамбен в «Homo sacer. Чрезвычайное положение», впоследствии понятие «осадное положение» постепенно дистанцировалось от военной функции, перейдя в область политического. Позже был принят закон, позволяющий приостановить действие конституции на неопределенный срок в случае беспорядков, угрожающих безопасности государства. С этого момента начинает свою историю концепция «чрезвычайного положения», воспользовавшись которой, государство действует в обход законов, пренебрегая принципом разделения властей. Так двенадцать лет правления нацистов в Германии, с правовой точки зрения, были непрерывным чрезвычайным положением.

В начале XX века для общественного мнения большинства европейских стран термин «революция» был в целом идеологически нейтральным и имел положительные коннотации.

Д. Фельдман в работе «Терминология власти» отмечает, что в течение 1792–1793 годов именно якобинцы ввели новый смысл в понятие «революция». После переворота 1793 года, в ходе которого якобинцы захватили власть в Конвенте, революция официально трактуется уже не как единичное событие, а как процесс построения нового социального устройства и защита его от сторонников реакции. Основным методом управления в этой ситуации становится превентивное устрашение социума, которое реализуется с помощью террора толпы или государственного террора. Любые действия «революционного правительства» считаются априорно законными. Прилагательное «революционный» означает теперь «чрезвычайный», а в сочетании с названием какого-либо государственного органа он указывает на то, что данный орган наделен чрезвычайными (неограниченными) полномочиями. Таким образом, якобинцы впервые в истории утвердили практику революционного террора.

В последующие годы понятие «революционный» табуировалось по причине ассоциации с якобинским террором, в то время как термин «революция» сохранил свою сакральность. Участники Июльской революции во Франции 1830 года пытались повторить модель 1789 года за вычетом якобинского переворота. Российские декабристы хотели, чтобы их считали революционерами, а не мятежниками (как их упорно пыталось представить царское правительство), но также и не хотели ассоциироваться с якобинским террором 1792–1793 годов. К 1840 годам в ходе радикализации демократической части общества происходит дальнейшая романтизация революционной мифологии. Во время революции 1848 также использовались методы, впервые опробованные якобинцами.

В середине XIX века первый в истории анархист Пьер Жозеф Прудон ввел в обиход термин «перманентная революция», означающий, что не существует отдельных локальных революций, а есть единый мировой революционный процесс. В это время социалисты трактуют предыдущие революции как «буржуазные», в которых широкие бедные слои населения оказывались исключенными из политического процесса. Проблема революционного террора решается социалистами теоретически. Предыдущие революции совершались меньшинством, из-за чего сопровождались массовым кровопролитием. Если же революционный переворот совершится большинством, то террора и убийств будет меньше. Маркс в предисловии к «Капиталу» сформулировал концепцию «социальной революции», которая совершается, когда производственные отношения больше не удовлетворяют потребности производительных сил.

В течение 1850–60-х годов в Европе происходит реабилитация якобинского террора трудом европейских радикалов. Как отмечают М. Одесский и Д. Фельдман, во время французской революции 1870–1871 годов террор окончательно утвердился в качестве революционного метода. Лидеры Парижской коммуны использовали основные мифологемы периода якобинского террора, например, возродив Комитет общественного спасения. Закон о заложниках, принятый 5 апреля 1871 года Парижской коммуной, предполагал казнь любого лица, подозреваемого в связях с контрреволюционным версальским правительством. Целью этого метода декларировалось предотвращение будущих жертв Версаля, в то время как реальная цель заключалась в устрашении социума.

В начале XX века для общественного мнения большинства европейских стран термин «революция» был в целом идеологически нейтральным и имел положительные коннотации. Настолько положительные, что в послевоенные годы в Германии консерваторы разрабатывают собственное революционное движение под названием Консервативная революция, сочетавшее антикапиталистическую риторику и националистическую идеологию. Главный идеолог движения Артур Меллер ван ден Брук противопоставлял Веймарской республике идеальное государство - Третий Рейх, - в котором при помощи национальной мобилизации удастся устранить классовые противоречия. Клеменс фон Клемперер в своем исследовании пишет, что течение, объединяющее таких разных мыслителей, как Освальд Шпенглер, Томас Манн и Макс Вебер, было попыткой создания современной теории, противостоящей реакционному консерватизму, с одной стороны, и интернациональному коммунистическому движению, с другой, в результате, однако, приведшей к возникновению нацизма в Германии.

Провал революций Нового времени связан с заменой понятия свободы как возможности активного участия в публичной сфере понятием социальной «свободы от бедности».

В предреволюционной России термин «революция» также имел положительные коннотации, хотя якобинский террор в сознании общественности воспринимался отрицательно. Для большевиков в целом оставалась актуальной традиция социалистической трактовки якобинского террора как буржуазного. Тем не менее, язык якобинцев (в названиях первых советских репрессивных органов) и методы управления обществом прочно вошли в их практику после Октябрьского переворота.

По мнению Славоя Жижека, ключевая идея работы Ленина «Государство и революция» состоит в том, что подлинная демократия невозможна в рамках такого института, как государство. Следовательно, в условиях существования государства, которое само по себе является инструментом подавления, террор становится легитимным средством управления. В этом, по мнению Жижека, кроется связь между характером Октябрьской революции и сталинизмом. При этом разница состоит в том, что в первые годы власти большевиков террор открыто признавался официальным методом управления, так что Троцкий даже говорил (по выражению Жижека, «in an almost cocky way») о недемократичной природе большевистского режима.

В первые годы после Октябрьской революции прежнее уголовное право было упразднено как буржуазное. В сохранении правопорядка советские лидеры полагались на «революционное творчество масс», а правосудие осуществлялось революционными трибуналами и местными судами, выносящими приговоры по собственному усмотрению, на основе «революционной совести» и «революционного правосознания». Понятия эти были намеренно размыты, так как никакие законы не должны были препятствовать осуществлению революции и сковывать действия правительства.

Как отмечает Фельдман, прилагательное «революционный» в официальном советском языке, как и другие прилагательные, образованные от советских идеологем (класс, народ, пролетариат), использовалось для противопоставления какого-либо явления его аналогу в капиталистических странах («народный депутат» не есть просто депутат). Уже в 1921 году официально используется термин «революционная законность», появление которого должно было дать понять иностранным правительствам, что период военного коммунизма и красного террора в Советской России закончился. При этом в официальных документах, в том числе, в Конституции СССР 1922 года, подчеркивалась не только необходимость соблюдения законов, но и возможность их обхождения, если этого потребует целесообразность. Позже для решения актуальных политических целей (во время пропагандистской кампании против Троцкого или осуждения культа личности Сталина на XX съезде КПСС), вплоть до распада СССР, советские вожди осуждали тот или иной предшествовавший политический курс как отклонение от «революционной законности», завещанной Лениным.

1960-е годы сопровождались во всем мире революционными движениями и восстаниями. В. Подорога пишет, что майские события в Париже 1968 года воспринимались как продолжение революции 1848 года, то есть последней буржуазной революции во Франции. Подъем достатка 1950–1960-х годов привел ко второй модернизации во Франции, появлению нового большинства (будущего silent majority) в бесклассовом постиндустриальном обществе. Волнения в мае 1968 года в Париже - это еще и последняя попытка «революции Освобождения». Освобождение, к которому стремились участники восстания, трактовалось не в гражданском, а в экономическом и экзистенциальном контексте.

Список литературы:

Х. Арендт. О революции.

М. Одесский, Д.Фельдман. Поэтика власти.

Д. Фельдман. Терминология власти.

Slavoj Zizek. Revolution at the Gates. Afterword: Lenin «s Choice.

Д. Агамбен. Homo sacer. Чрезвычайное положение.

В. Подорога. Апология политического.

Adam Roberts, Timothy Garton Ash. Civil Resistance and Power Politics: The Experience of Non-violent Action from Gandhi to the Present.

Klemens von Klemperer. Germany’s New Conservatism.

Наверняка сегодня всякий знает, что такое революция, особенно в свете событий, которые происходят в мире. То тут, то там, то в Европе или Африке, то в Азии или Америке народы, неудовлетворенные условиями своей жизни, а следовательно, правительством своих стран, начинают бороться за свои права. Если такое противоборство приводит к смене власти, это означает, что в данной стране имела место революция. Давайте узнаем, какая существует трактовка этого понятия, и какие выделяют виды революции.

Определение

Переворот, поворот, превращение - эти слова на позднелатинском произносятся как "revolution". Исходя из этого, на вопрос "что такое революция" можно дать следующий ответ: глубокое, радикальное, качественное изменение в виде скачка, новый цикл в развитии общества, познания или природы, которое сопряжёно с явным разрывом с прежним состоянием. Некоторые считают, что этот процесс есть не что иное, как эволюция, о которой говорит Дарвин. Однако это не совсем так, поскольку события революции происходят быстро, скачкообразно и радикально, тогда как эволюционные процессы протекают медленно.

А вот реформа от революции отличается тем, что в данном случае изменения происходят не во всей, а только в какой-то части системы, к тому же они не затрагивают ее основ.

Виды

Мы уже знаем, что такое революция, а сейчас пришло время рассказать о ее видах. Они происходят в различных сферах нашей жизни. В обществе различают революцию:

  • неолитическую;
  • промышленную;
  • культурную;
  • “зелёную”;
  • революцию растущих потребностей;
  • демографическую.

В политическом плане она делится на:

  • социальную;
  • политическую.

В науке выделяют:

  • научную;
  • научно-техническую революцию.

Политическая революция

Политологи делят революцию на социальную и собственно политическую. Первый вид приводит к смене одного строя другим, а политическая - к смене политических режимов. Согласно марксистской теории, в обществе она бывает двух видов: социалистическая и буржуазная революция. Примером второго вида являются самые первые революции, которые произошли в XVI веке в Нидерландах и в XVII веке в Англии. Войну за независимость американских колоний, а также Великую французскую революцию также можно отнести ко второму типу. В случае, когда буржуазная революция приводит к замене одного строя другим, но не до конца, а частично, это ведет к возникновению буржуазно-демократической революции. Ее смысл заключается в приведении в равновесие политической надстройки по отношению к экономическому базису.

Примерами данного вида являются Французская революция в1848 и 1871 годах, Вторая революция в Америке, которая известна нам как Война Севера и Юга, а также две российские - в 1905 и в 1917 (февральская) годах. Турецкая, или Кемалистская революция в 1918—1922 гг., Испанская в 1931—1939 гг., а также Иранская Исламская революция 1979 года также относятся к данному виду революций.

Согласно сталинской традиции, существует третий вид политического типа, а именно - социалистическая революция. В этом случае на смену капитализму приходит социализм. И первой среди данного вида является Октябрьская революция 1917 года. За ней следуют народно-демократические революции в 40-х годах ХХ века, произошедшие в некоторых странах Восточной Европы, в Китае в 1949 году, а также революция на острове Куба в 1959 году и т. д. Кстати, многие марксистские направления (например, неомарксизм, каутскианство, постмарксизм, Франкфуртская школа и др.) и отдельные теоретики (Рудольф Баро, Юрий Семенов, Иштван Месаро, Александр Тарасов) не считают эти революции социалистическими. Но разве важно, как они называются? Сама суть революцииближе всего к социалистическому типу.

Провальные революции

Не все восстания, смуты и бунты приводят к смене одной формации другой. В истории были такие ситуации, когда революционное движение терпело поражение. К таким случаям относятся, например, крестьянские войны в средневековой Англии, Франции и в других европейских странах или же революция 1905 года в России, а также Парижская коммуна и т. д.

Национально-освободительные революции

К данному виду относится борьба народа одной страны против иностранных захватчиков. Причины революции данного типа - желаниеосвободиться от колониального ига или национальной зависимости. Например, самая первая из революций - Нидерландская, а также Первая американская, Война за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская, Вьетнамская Августовская и Июльская в Египте относятся к национально-освободительным.

Бархатные революции

В странах Варшавского договора, а также в Монголии в конце восьмидесятых и в начале девяностых годов прошлого столетия с целью ликвидации политических режимов были осуществлены так называемые бархатные революции. Предпосылкой этому послужила перестройка в СССР, а также политика Михаила Горбачева. Если подвести итоги революции,то можно заметить, что, несмотря на смену общественно-политического строя, в вышеперечисленных странах никаких существенных изменений во власти не произошло.

Причина этого кроется в том, что данные революции происходили с ведома и даже при участии членов правящей элиты, которая в ходе действий не только не теряла своих позиций, но и присоединяла собственность. Учитывая эти обстоятельства, данные революции можно назвать мнимыми, или же псевдореволюциями. В результате “переворота” правящий класс не только не утрачивает свои позиции, но и не теряет свою собственность. К тому же в итоге революции происходит возвращение на качественно более низкую ступень развития общества (по марксизму), то есть к капитализму. Несмотря на то что эти события в мире называют революцией, они скорее являются “реставрацией” прежнего строя.

Цветные революции

А этот термин возник совершенно недавно, в начале XXI века. Политологи считают их последующим развитием бархатных революций. Что же они собой представляют? Они далеки от того определения, которое имеет, например, октябрьская революция.Здесь речь чаще всего идет о смене политического режима ввиду народного протеста. В 2003 году такая революция произошла в Грузии, когда действующий президент страны Шеварднадзе был отстранен от своего поста. Ее прозвали “розовой”. А вот революция в Украине, когда к власти пришел Ющенко, была “окрашена” в оранжевый цвет. Примерно в одно и то же время с ними в Киргизии произошла “тюльпановая” революция. В ее ходе был отстранен от власти действующий президент Аскар Акаев. Несмотря на то что все эти события в прессе описываются как революции, ученые их не считают таковыми.

Великая французская революция

Несмотря на то, что первые серьезные революционные события произошли еще в конце XVI века, тем не менее, наиболее серьезной из них историки считают Révolution française. Она проходила во Франции с середины 1789 года. Именно тогда произошла глубокая трансформация в политической и социальной системах французского государства. Это привело к уничтожению старого государственного устройства, то есть монархии, и провозглашению в 1792 году Первой Французской республики.

Это классический пример того, что такое революция. Ее девизом была фраза, состоящая из трех слов: свобода, равенство и братство. За три года до этого, в июле 1789 года, народом была взята самая страшная из Парижских тюрем, так называемая Бастилия - один из символов монархической власти. Эта дата и считается началом Révolution française. Далее идут напряженные годы революции (1789-1799 гг.). 9 ноября последнего года XVIII века произошел переворот 18 брюмера, что и считается концом Великой Французской революции. Далее последовал период реставрации монархии, ну а затем - новые перевороты.

Этапы

Великая французская революция проходила в три этапа. На первом власть была захвачена крупной буржуазией и либеральным дворянством. Их целью было провозглашение конституционной монархии. Лидерами на данном этапе были М. Лафайет, А. Барнав и А. Ламет. В сентябре 1791 года их цель была достигнута: Людовик XVI был вынужден подписать конституцию, согласно которой во Франции должна была установиться конституционная монархия. После этого отношение к Франции в мире изменилось, и она была вынуждена объявить войну некоторым европейским странам.

Первые месяцы войны ознаменовались неудачами для французских войск. Вместе с этим в Париже произошло народное восстание под предводительством парижской коммуны. Это стало началом второго этапа войны. Во главе коммуны стояли такие революционные деятели: П. Г. Шометт, Ж. Р. Эбер и др. В обществе произошли перемены. Например, все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательное право. Позже коммуна организовала вооруженный штурм царского дворца, в котором находился сам Людовик XVI и все члены его семьи. После того как дворец был взят, коммуна приняла постановление об отрешении короля от власти. В результате этого монархия во Франции была ликвидирована.

Чуть позже в Париже был создан Конвент - новое революционное собрание. Политическое руководство сосредоточилось в руках жирондистов, представителей республиканской торгово-промышленной и земледельческой буржуазии. Их оппонентами были якобинцы: М. Робеспьер, Ж. Ж. Дантон, Ж. П. Марат и др. Они были на стороне революционно-демократической буржуазии. К ним присоединились крестьянство и плебейство. Между этими двумя партиями шла борьба. Жирондисты выступали против казни короля, в то время как якобинцы считали ее необходимостью. Несмотря на это, в Конвенте были приняты следующие положения: о неприкосновенности частной собственности, об упразднении монархии и установлении республиканской власти.

Первая Республика во Франции была провозглашена 21 сентября 1792 года. Ровно через 4 месяца Людовик XVI был обезглавлен, а через несколько месяцев была казнена его супруга Мария-Антуанетта. Однако французский народ не успокоился и 2 июня 1793 г. восстал против жирондистов, а якобинцы для установления порядков в стране ввели якобинскую диктатуру. Это стало началом третьего этапа.

Причины революции

Давайте рассмотрим, почему же произошла Révolution française. Французская монархия XVIII века опиралась на регулярную армию и на бюрократическую централизацию. В стране в результате противостояния различных политических сил, а также длительных гражданских войн сложился особый социально-политический режим, основанный на компромиссе. Например, такая договоренность существовала между двумя привилегированными сословиями и королевской властью: государство стояло на защите их прав.

Другой компромисс был в отношении крестьян. Последние смогли добиться отмены большинства налогов, взимаемых с них деньгами, а также перехода к натуральным отношениям в сельском хозяйстве. Был еще и третий компромисс - по отношению к буржуазии. Она в те времена считалась средним классом, да и была таковым. Правительство в ее интересах делало довольно много поблажек. Например, сохраняло некоторые привилегии буржуазии в сравнении с основной массой населения, то есть крестьянства. Государство также поддерживало существование многих тысяч мелких предпринимателей - представителей сословия французских буржуа.

Но все эти сложные компромиссы не могли способствовать нормальному развитию страны. В результате всего этого Франция в XVIII веке стала отставать от других соседствующих европейских государств, прежде всего от Англии. Власти осознавали это и подвергали народ чрезмерной эксплуатации, а это все больше настраивало против них народные массы, среди которых появлялись лидеры. Они собирали вокруг себя недовольных властью и разрабатывали план борьбы с ней. В этом и состояли главные причины революции.

К концу XVIII века в верхних слоях французского общества созрело понимание того, что неразвитость рыночных отношений, хаос в управленческой системе, коррумпированность в верхних эшелонах власти, отсутствие законодательства, устаревшая система налогообложения по византийскому образцу, а также архаичная система сословных привилегий должны быть подвергнуты реформам. Вместе с этим власть короля постепенно теряла доверие верхушки духовенства, дворянского сословия и буржуазии. Все они начинали понимать, что королевская власть является ничем иным, как узурпацией в отношении прав народа (так считал Жан-Жак Руссо) или сословий и корпораций (по Монтескье). На политическую арену в этот период времени вышли просветители, физиократы и энциклопедисты. Образованная часть французского общества не желала больше мириться с подобным положением в обществе. К концу правления Людовика XV (а потом при его сыне Луи XVI) были произведены реформы в политической и экономической сферах, что должно было привести к разрушению старых порядков.

Русская великая революция

Известные революционные события, которые произошли в Царской России в феврале 1917 года (при которых был свержен царизм, а власть перешла к так называемому Временному правительству), и октябрьское вооруженное восстание большевиков, приведшее к свержению новосозданного правительства и провозглашению Советской Власти, в совокупности принято называть Великой русской революцией. Однако она была не первой в ХХ веке.

Революция 1905 года стала первым вестником того, что скоро в стране произойдет грандиозный переворот. Все события разворачивались в Петрограде. В те годы Верховным Главнокомандующим царской армии был генерал М. В. Алексеев. В самый критический для страны момент он посчитал, что Россия не владеет достаточными средствами для подавления революции. В этот же период Император всея Руси Николай Второй отрёкся от царского престола. Великий князь Михаил, предполагаемый преемник, также отказался от царской власти, и тогда Государственной думе пришлось взять страну под контроль и создать Временное правительство России. Параллельно с ним образовались Советы, то есть в России воцарилось двоевластие.

Большевики стали формировать отряды из вооружённых крестьян и рабочих, которые, объединившись, образовали Красную Гвардию. Партия большевиков благодаря своим популистским лозунгам стала завоёвывать большую популярность в Петрограде и Москве, а также в крупных промышленных российских городах. В рядах военнослужащих, а именно на Балтийском флоте и в сухопутных войсках Западного и Северного фронтов, это учение также стало получать отклики. Революция 1917 года произошла именно благодаря тому, что убольшевиков была большая армия единомышленников.

25 октября (по старому стилю) красногвардейцы под предводительством Троцкого и Ленина сумели свергнуть Временное правительство. На II Всероссийском съезде большевистская партия выдержала тяжёлую борьбу с правыми эсерами и меньшевиками, в результате которой было сформировано первое Советское правительство. В декабре того же года к ней присоединились левые эсеры, была создана коалиция. Через полгода после этого правительство стало однопартийным, однако в стране началась Гражданская Война. После ее окончания были созданы все условия для образования СССР. Многие современные историки считают, что великая революция в России состоит из трех этапов: февральской и октябрьской революций и Гражданской воны.

Октябрьская революция: итоги

В этой главе мы попробуем подробней раскрыть суть Октябрьской революции. В литературе можно встретить несколько ее названий, а именно - Октябрьский или большевистский переворот, Октябрьское восстание и т. д. Как бы ее не называли, революция 1917 года является одним из важнейших политических событий ХХ века, ведь она повлияла на ход истории всего мира.

В результате произошедшего вооруженного восстания и штурма Зимнего дворца, в котором восседало временное правительство, к власти пришли большевики, а позже к ним присоединились крестьянские депутаты. Октябрьская революция в России была организованаВладимиром Лениным и Львом Троцким. Несмотря на то, что многие политические силы считали эти события восстанием, большевики с первых же дней ее именовали революцией. И первым ее так назвал сам Владимир Ленин.

В официальной историографии СССР уже с начала 30-х годов было утверждено следующее название: Великая Октябрьская социалистическая революция. Также нужно отметить, что в то время, когда в стране произошел переворот, Россия находилась в состоянии войны. Отречение царя, февральский переворот, а также октябрьская революция отрицательным образом сказались на военном духе армии. Да и вся страна была на грани краха. Поэтому революция была неизбежной. Как известно, государство, которое было создано в результате Великой Социалистической революции, продержалось ровно 70 лет.

социальная) – коренная ломка существующего общественного строя. Революции отличаются от эволюционных (реформистских) изменений более быстрым темпом, коренным характером, одновременностью преобразований в основных сферах общества: политической, экономической, духовной. Эволюционный тип общественных преобразований является более предпочтительным, так как он менее разрушителен, более предсказуем, чем революционный, позволяет лучше сохранять преемственность и достижения общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВОЛЮЦИЯ

от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - резкий всплеск, бурные возмущения движения, интервал взрывообразной активности какого-либо явления, в процессе и результате которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности. Революция - ключевое понятие теорий развития природы, общества, человека, познания (напр., революция в физике, в философии, в моде, революция научно-техническая, культурная и т. д.), означающее «скачок», прерыв постепенности в изменениях, Преобразование сути, смену оснований и системного характера предмета в целом. Наиболее широко идея революции используется в познании социально-исторических процессов как ступеней обретения и раскрытия продуктивных сил и способностей человечества. Революция, совместно с реформой (несмотря на довольно сложные взаимосвязи между ними), представляет собой разновидность прогрессивного, эволюционного в широком смысле типа изменений, противостоящую изменениям консервативным, реакционным, регрессивным. В отличие от реформы революция есть наиболее концентрированное, максимально быстрое и глубокое обновление явления, открывающее ему небывалые до этого возможности самоосуществления, самобытия.

Сам термин «революция» появился в 14 в. и означал тогда вращательное движение, хождение по кругу. Знаменитая работа Н. Коперника озаглавлена «Об обращении небесных тел» (De revolutionibus orbium coelestium, 1543; рус. пер. М.-Л., 1947). В политической философии 17 в. под революцией подразумевалась циклическая смена правителей или всей государственной элиты. Эвристическое значение революции как круговращения проясняется в контексте Становления научной картины мира Нового времени. «Революция» как сохранение (консервация, инерция) количества движения выводит существование тел из-под непрестанной опеки Бога, позволяет человеку предвидеть его последующие местоположения без Провидения. Бытие природных тел, за исключением творения и первотолчка, обретает автономию и постоянство в движении. С событий конца 18 в. во Франции складывается современное понимание революции как описания резких прорывов, радикальных переворотов, глубоко отделяющих предшествующее как старое, отжившее от текущего и будущего как нового, расцветающего настоящего. «Революция» сопрягается с идеями Прогресса, развития, включающего моменты отрицания, противоречий, скачков, отрицания отрицания, «снятия», возврата якобы к старому в восхождении по спирали. В сложном, разнообразном взаимодействии с этими идеями понятие «революция» меняет свое основное значение на «сверхинерционность»: сохранение, вернее, константность движения отныне мыслится не в консервации, а в наращивании его количества путем смены ряда форм, в котором выделяется точка разрыва, поворот, равный радикальному перевороту. В общем это соответствует закону сохранения и превращения энергии во Вселенной.

Философия марксизма с особой силой подчеркнула творческий характер революций как активности масс в развитии общества и государства: обновление человеческой жизни в пролетарской революции совпадает с ее самопорождением, что бесповоротно исключает из мира естественного бытия Богатворца.

В марксистской концепции исторического процесса революции - этоярчайшие и глубочайшие явления продуктивной активности людей, воплощающиеся гл. о. в коллективном действии в кризисные моменты предыстории. Революционные процессы рассматриваются в единстве двух направлений. В общем взгляде на причины и ход истории человечества революция есть способ перехода от одной общественно-экономической формации к другой, качественный скачок и обновление сущности в системной целостности общества, восходящего на более высокий уровень (виток) развития (см. Формации общественные). Предпосылки и «механика» такого преобразования, охватывающего «базис», «надстройку» и «дух» человеческой жизни, классически описаны К. Марксом и Ф. Энгельсом. Вся история жизни общественной формации между революциями от ее рождения до ее смерти делится надвое: на восходящую, прогрессивную стадию и стадию нисходящую, консервативную.

Кроме того, в марксистской теории революции особо подчеркивается фактическая и событийная сторона истории, прежде всего новой и новейшей. При анализе и оценке конкретных событий с точки зрения классовой борьбы возрастает значение собственно деятельностной стороны, поскольку учет и умение использовать быстроменяющийся баланс живых общественных сил позволяет ускорить или замедлить наступление объективно необходимых результатов, продлить или сократить и облегчить муки родов нового общественного строя. Складывание объективных и субъективных предпосылок революции, превращение общего кризиса в революционную ситуацию и перевод ее в развертывание собственно революции предстает как историческая задача, решение которой обусловлено возведением теории и практики революции в ранг искусства, в высший вид созидательное ти - коллективное творчество людьми самих себя и своих форм общежития.

В социологии социальных изменений выделяются четыре основные концепции революции: поведенческая, психологическая, структурная и политическая. Первая, предложенная П. А. Сорокиным, определяет революцию как форму отклоняющегося поведения людей, вызванную репрессией врожденных (базовых) рефлексов. Неожиданно вырывающееся беснование орды сумасшедших мгновенно разрушает дисциплину, порядок и т. д. приобретенной цивилизованности. Но хаос революции лишь затрудняет удовлетворение их базовых потребностей, а взрывной расход ускоряет истощение энергетического запаса организма. Вновь возникающая тяга к порядку и истощенность жизненных ресурсов превращает массу в удобный материал для социальной «формовки» новым репрессором. В соответствии с этой концепцией всякую революцию завершают деспотия и тирания.

Психологические теории революции концентрируют внимание на проблеме комплексных мотивационных ориентации. Самая влиятельная и наиболее разработанная из них - теория «относительной депривации» Дж. Девиса и Т. Герра. Суть дела не в самих по себе фактах нищеты и социальных лишений, а в осознании их несправедливости, которую невозможно более терпеть, несовместимости угнетения с естественным порядком и достоинством людей. Различаются три пути обострения чувства расхождения между ожиданием справедливого» по мнению людей, должного и сущим, которое может обернуться революцией; 1)нереализованность «пробудившихся надежд», 2) падение реальных стандартов жизни при прежних ожиданиях, «революция отобранных выгод», 3) период процветания, совместный рост улучшения жизни и надежд на будущее неожиданно разделяется, причем светлые ожидания продолжают расти, а реальные возможности успеха блокируются или поворачивают вспять, вызывая «революцию прогресса».

Альтернативные психологические теории исследуют революцию на макроструктурном уровне. Согласно им, причины революций следует искать в структурных ограничениях и напряженностях контекста групповых, классовых и национальных (интернациональных) отношений, а не в менталитете индивидов или их межличностных связях, в т. ч. не во взглядах и интересах завзятых революционеров. Успех революционных преобразований, направляемых массовыми выступлениями «снизу», достигается и закрепляется сменой старой политической элиты новой, складывающейся в конфликтных условиях борьбы классов, наций и государств и действующей во имя революционных символов. Тем самым акцентируется значение политики, внутригосударственной и международной, в революции. (Теда Скокпол отводит центральную роль государству в социальных революциях прошлого и будущего.)

Более односторонней и узкой является трактовка революции исключительно как политического феномена, как нарушения баланса власти и борьбы соперников за управление государством. Экстраординарность революций тем самым снижается до модели соревновательности, до крайней формы соперничества за политический контроль, мобилизующей ресурсы коллективного действия.

Слово «революция» пережило в России любопытные метаморфозы. По его употреблению и отношению к стоящему за ним понятию можно смело изучать историю страны последних ста лет. На протяжении семидесяти с лишним лет советской власти революция не просто была окружена почетом и уважением: ей приписывали поистине сакральный смысл. Большевистская революция подавалась как начало новой эры человечества. Что-то вроде явления в мир нового Христа – Ленина – с большевистскими вождями в роли апостолов и коммунистической партией в качестве новой церкви. Продолжая этот ряд, «построение коммунизма» виделось вторым пришествием Христа – воцарением на земле коммунистической утопии.

Для доказательства плодотворности и величия революции приводились достижения советской истории: создание мощной индустриальной базы и передовой науки, формирование советской модели общества массового потребления и социального государства, космические полеты и спортивные победы, внешнеполитическая экспансия и культурное влияние, и главное – победа в Великой Отечественной войне.

Подразумевалось или прямо утверждалось, что, если бы не козни внешнего врага в лице Соединенных Штатов, коммунистическое царство любви и справедливости распространилось бы на весь мир. Еще чуть-чуть, еще усилие, – призывала советская пропаганда, – и «западный дьявол» будет посрамлен, а коммунистический Христос «в белом венчике из роз» очистительной бурей пронесется над всей планетой.

Однако титаническая борьба Добра со Злом была проиграна. Ересь и измена свили гнездо в самом сердце большевистского Грааля. Интересы взяли верх над идеалами, сверкающая коммунистическая мечта рухнула.

Со второй половины 1980-х гг. идея революции подвергалась все нараставшему валу критики, а отношение к ней в официальной пропаганде развернулось буквально на 180 градусов. Любая революция, а большевистская в особенности, освещалась как исключительно негативный процесс. Акцент делался на жертвах и страданиях, в то время как достижения и победы советской эпохи подверглись капитальной ревизии.

Утверждалось, что все, чего добились Советы, можно было достичь без массовых жертв, чудовищных потерь и грандиозных преступлений, а война с нацистской Германией (да и сам нацизм тоже) вообще не случилась бы, кабы осенью 1917 г. к власти в России не пришли большевики.

Буквально, по Александру Галичу, «оказался наш Отец не отцом, а сукою». Вместо пути в небесный град большевистская революция оказалась вымощенной благими намерениями дорогой в ад на земле.

Два измерения революции

Парадокс в том, что обе эти точки зрения резонны и имеют веские основания. Революции суть диалектическое противоречие. Да, они «локомотивы истории», и в этом старина Маркс был абсолютно прав. Но вместе с тем любая революция – это Молох, и она пожирает не только своих детей (примечательно, что Дантон обронил фразу, позже ставшую крылатой, перед собственной казнью), но также невинных и невиновных.

Без Великой французской революции идеи демократии и республиканизма, лаицизма и политической нации вряд ли возобладали бы в мире. Без Великой русской революции 1917 г. практики социального государства и общества всеобщего благоденствия имели бы гораздо меньше шансов осуществиться. (Характерно, что именно после краха советского социализма, по распространенным оценкам, начался ползучий демонтаж социального государства, в том числе и на Западе.) Без «красной» китайской революции эта древняя азиатская страна, возможно, влачила бы сейчас жалкое существование, а не претендовала на мировое экономическое лидерство.

В целом без этих и других, не столь известных, революций современного мира попросту не было бы. Но и востребованная революциями плата за созидание современности оказалась баснословно высокой. Зловещей метафорой цены революционных преобразований стали пирамиды из человеческих черепов, сооруженные «красными кхмерами» в Кампучии. Вспомните знаменитое полотно живописца Василия Верещагина «Апофеоз войны». А теперь представьте не всего лишь одну гору черепов, как на этой картине, а множество подобных пирамид, зловеще белеющих сквозь зеленые заросли джунглей.

Может ли плата человечества за прогресс быть не столь высокой? Вероятно. Но, чтобы дело не доходило до кровавых революций, необходимо, дабы властвующие элиты своевременно и в адекватных формах разрешали накапливающиеся противоречия, которые, собственно, и приводят к революциям. А вот это допущение, как понимает читатель, уже не реалистично. По крайней мере во всемирно-историческом масштабе.

Люди, даже неглупые, учатся скорее на собственных ошибках, нежели на чужом опыте. Британский правящий класс приводится в пример за способность посредством компромиссов и социального реформизма избегать социальных и политических потрясений. Но сдается, дело тут не столько в якобы врожденном common sense англосаксов, сколько в их умении извлекать уроки из собственного опыта. В данном случае – из Английской революции середины XVII в., когда «железнобокие» Оливера Кромвеля показали себя достойными предтечами большевистских комиссаров.

У российского читателя слово «революция» наверняка ассоциируется с большевистским переворотом октября 1917 г. и последовавшей за ним кровавой вакханалией Гражданской войны и «социалистических преобразований». Однако миллионные жертвы и массовое насилие вовсе не обязательный атрибут революции. В мире происходило и происходит немало бескровных революций. Более того, для революций последних двух-трех десятилетий вообще характерна минимизация насилия.

«Раскассирование» Советского Союза в августе – декабре 1991 г., грузинская «революция роз» в 2003 г., два революционных переворота (2005 г. и 2010 г.) в Киргизии, проходившая в два этапа (2004 г. и рубеж 2013–2014 гг.) национально-демократическая революция на Украине, в России обычно именуемая Майданом, «арабская весна» 2011–2012 гг. – все это самые настоящие революции. И хотя порою они сопровождались беспорядками, насилием и жертвами, на фоне «модельных» революций вроде Октябрьской или Великой французской современные революции выглядят вегетарианскими.

При этом сразу же подчеркну, что война в Донбассе в 2014–2016 гг. не есть неизбежное следствие победы Майдана, и уж совершенно точно она не могла бы зайти столь далеко без активного внешнего участия. (Вопрос, почему иные революции оказываются кровавыми, а иные – бескровными, будет рассмотрен дальше.)

И все-таки даже ненасильственные и бескровные революции разрушают сложившийся порядок вещей и ведут к хаотизации – более или менее продолжительной – общества и хозяйственной жизни. Даже самые либеральные и демократические по своим лозунгам и намерениям революции неизбежно влекут за собой серьезные экономические кризисы, а то и катастрофы.

Порою потеря темпа способна обернуться выигрышем качества экономического роста. Но слишком часто постреволюционные страны оказываются в ловушке экономического хаоса и слабости новых институтов, из которой приходится выкарабкиваться десятилетиями.

И это наблюдение, естественно, приводит к сакраментальному вопросу: а не лучше ли вообще обойтись без революций? Увы, ответ будет тем же, что и несколькими абзацами выше: если бы правящие элиты могли вовремя и удачно развязывать зреющие клубки противоречий, то революции не имели бы шансов осуществиться.По словам выдающегося российского реформатора начала XX в. Сергея Витте, «все революции происходят оттого, что правительства вовремя не удовлетворяют назревшие народные потребности. Они происходят потому, что правительства остаются глухи к народным нуждам».

Но, прежде чем начать разбираться в том, каковы причины революций и что делает их в некоторых ситуациях неизбежными, следует определить, какие именно события и процессы могут быть названы революцией.

Революция: слово и понятие

Позднелатинское revolutio произошло от глагола revolvere , означавшего «возвращаться», «превращаться», «откатываться». То есть термин revolutio первоначально означал циклическое движение, возвращение к первоначальной точке, на круги своя. Именно в этом смысле он использовался в названии знаменитого трактата Николая Коперника De revolutionibus orbium coelestium («О вращениях небесных сфер») 1543 г.

Аналогично – для обозначения круговорота политических форм – термин «революция» применялся и в общественно-политической жизни. Итальянцы словом rivoluzioni называли чередование аристократических группировок у власти. В частности, флорентийцы так именовали мятежи 1494 г., 1512 г. и 1527 г., восстановившие во Флоренции прежние политические порядки.

Во Франции словом révolution было названо возвращение короля Генриха IV в католичество 25 июля 1593 г. В Англии revolution стало восстановление монархии в 1660 г. Роялисты приветствовали возвращение Карла II словами «Да здравствует революция!». В то время как предшествующее двадцатилетие, известное нам под именем «Великой английской революции» или «Английской буржуазной революции», современники называли мятежом и гражданской войной.

Так или иначе, до XVII в. включительно революции означали изменение политического строя в рамках широко взятой традиции . Как правило, традиция подразумевала монархию, религию и обычаи (социальный порядок). Характерно, что даже радикальный лидер пуританской революции Оливер Кромвель, при котором был казнен король и провозглашена республика, выступал в защиту традиционного социального порядка – «разрядов и чинов, которыми Англия славилась веками… Дворянин, джентльмен, йомен; их достоинства, они важны для нации, и в величайшей степени!».

Другими словами, то были политические, а не социальные революции. Они не посягали на масштабные социальные изменения, не говоря уже о кардинальном разрыве с прошлым и противопоставлении ему. Более того, в понимании самих революционеров цель перемен состояла именно в возвращении к некоему исконному «правильному» положению дел. Хотя они пускали стрелы из лука вперед, голова их при этом была обернута назад.

Понимание революции решительно переменилось в XVIII в., что и зафиксировала идеология Великой французской революции. Отныне революционеры не чувствовали себя связанными религией, монархией, обычаями. Более того, в воинствующей манере они отвергали эти фундаментальные основания старого мира, провозглашая окончательный и бесповоротный разрыв с ним, и заявляли о радикально новом этапе человеческой истории.

Понимание революции как социального катаклизма было подхвачено марксистской традицией и окончательно закрепилось в ней после Великой русской революции 1917 г. И живо до сего времени. Причем не только среди выживающих из ума профессоров-марксистов, но и среди массы «русских людей старого поколения», то есть тех, кто прошел социализацию в советскую эпоху. Вот они как раз считают, что революция – это непременно смена политического и социально-экономического строя, причем сопровождающаяся потоками крови, насилием и разрухой. Все остальное для них не революция.

Парадоксальным образом эта квазимарксистская трактовка активно поддерживается и развивается современной российской пропагандой. И понятно почему. Если вы подаете революцию как кровавую вакханалию с тотальным переделом собственности, то лучшего способа демонизировать саму идею революции как способа перемен и запугать ею общество просто не существует.

Однако грандиозный масштаб и глубина социальных перемен характерны в первую очередь для так называемых «великих» революций, открывавших переход от одной социоэкономической системы к другой и вызывавших всемирную динамику. А таких революций в мире было только две: Великая французская и Великая русская 1917 г. (Иногда к великим относят и Китайскую революцию 1949 г.) Вот они действительно оказались кровавыми.

Однако даже в те далекие времена не все революции были кровавыми. А в современном мире они, как правило, мирные. Даже распад Советского Союза и переход страны в новое политическое и социоэкономическое качество – а то была беспримесная революция большой социальной и политической глубины – прошли относительно бескровно. Хотя и небезболезненно. Впрочем, переход этот в России не завершился и до сей поры.

Современная социальная наука, определяя революцию, оперирует понятиями, достаточно широкими для включения всех типов революций, а не только великих. При этом смысловое ядро различных академических определений более-менее совпадает, и вряд ли оно вообще менялось на протяжении последних пятидесяти лет. Достаточно сравнить несколько определений. Революция – это «вызванная использованием силы смена правительства и/или режима и/или изменение в обществе» . «В самом общем смысле слова революция – это попытка радикального изменения системы правления. Она часто связана с нарушением существующих конституционных установлений и использованием силы».

И, наконец, два концептуально близких и хронологически самых свежих определения корифея революционоведения Джека Голдстоуна. Формулировка 2001 г.: «Это попытка преобразовать политические институты и дать новое обоснование политической власти в обществе, сопровождаемая формальной или неформальной мобилизацией масс и такими неинституционализированными действиями, которые подрывают существующую власть». И формулировка 2013 г.: «Революция – это насильственное свержение власти, осуществляемое посредством массовой мобилизации (военной, гражданской или той и другой, вместе взятых) во имя социальной справедливости и создания новых политических институтов».

В определениях нет ни намека на цену революций, масштаб и глубину революционных преобразований, результаты революций. Говорится лишь о насильственном свержении власти посредством массовой мобилизации. В этом смысле революции последних двадцати лет ничуть не менее революционны, чем великие революционные трансформации.

Насильственное свержение власти указывает, что революция и легитимность – это антиподы. Революция как раз разрывает со всей предшествующей легитимностью и стремится утвердить новую. Поэтому ламентации на нелегитимный характер революции столь же жалки и нелепы, что и жалобы на приход зимы.

Ради чего свергается власть? Все революции совершаются во имя справедливости. Но вот что именно понимается под справедливостью и способность ее достичь остаются открытыми вопросами. Лично моя позиция в данном случае может быть выражена фразой из «Мастера и Маргариты»: царство справедливости «никогда не настанет».

Однако исторический опыт и вольтерьянский скепсис периодически пасуют перед смутным, но подлинным, а потому сильным стремлением людей прорваться в царство любви и истины. В любой революционной идеологии справедливости принадлежит ведущая роль: эта идея составляет мифологическое и моральное ядро всякой революционной доктрины.

Ну, а что касается новых политических институтов, которые по замыслу революционеров должны обеспечить справедливость, то их формирование и успешное функционирование – еще один большой открытый вопрос.

Однако – и это очень важно понимать – вне зависимости от того, скромны революционные цели или грандиозны, достигнуты они или нет, это никак не отменяет право события/процесса называться революцией.

В дальнейшем, говоря о революции, я буду опираться на определение Голдстоуна. Его важное достоинство помимо ясности и лаконизма также в том, что оно позволяет отсечь от революции события и процессы, которые часто смешиваются с революцией, но революцией сами по себе не являются. Хотя могут порою выступать ее составными частями.

Не революции

В данном случае речь идет об общественных и реформаторских движениях, государственных переворотах и гражданских войнах. При определенных условиях они могут привести к революциям, что, однако, не предопределено.

Общественные движения суть массовая мобилизация в интересах отдельных групп или конкретных целей. Движения за права человека, против расовой дискриминации, за права геев – классические примеры. Понятно, что у таких движений мизерные шансы перерастания в революцию.

Зато реформаторские движения обладают в этом отношении несравненно большим потенциалом. «Реформаторские движения открыто выступают за изменение существующих государственных институтов, принятие новых законов, направленных на борьбу с коррупцией, расширение избирательных прав или более широкую автономию отдельных регионов. Однако своих целей они достигают не посредством свержения существующей власти, а с помощью законных методов, добиваясь своего в судах или через избирательные кампании, проводя новые законы или внося поправки в конституцию». Не правда ли, один к одному может быть наложено на чаяния и планы либерально-демократической оппозиции в России?

Однако вот что пишет Голдстоун дальше: «Революционными такие движения становятся лишь тогда, когда власть сопротивляется разумным переменам или медлит с ними и преследует реформаторов». Здесь обращает на себя внимание следующее: к революциям ведут не действия реформаторских движений, а глупое упрямство и наглость властей.

Чаще всего законопослушные реформаторы преображаются в пламенных революционеров, когда власть пытается украсть у них результаты выборов, что вызывает массовое возмущение. И это понятно: если власть не оставляет шансов на легальное эволюционное изменение ситуации, то даже законопослушные люди начинают невольно радикализироваться. И эта теоретическая выкладка как нельзя лучше объясняет возникновение массовых протестов в России на рубеже 2011 и 2012 гг.

В отличие от движений, обеспечивающих массовую мобилизацию, но зато не нацеленных на свержение власти, государственные перевороты направлены на ее свержение, но не сопровождаются массовой мобилизацией. В то же время, аналогично движениям, перевороты могут привести к революциям, «если лидеры переворотов или их сторонники выдвигают идеи преобразования общества на новых началах справедливости и общественного порядка, принимаются за мобилизацию масс, чтобы обеспечить поддержку своих идей, а затем воплощают свой замысел в новых институтах».

Гражданские войны, возникающие вследствие внутренних конфликтов, могут порою привести к революциям. Но и некоторые революции вызывали гражданские войны.

И, наконец, шуточная эпиграмма Самуила Маршака (перевод с английского) «Мятеж не может кончиться удачей, – В противном случае его зовут иначе» оказывается важным положением теории революций. «Любая попытка совершить революцию, – пишет Голдстоун, – есть по определению мятеж, поэтому мятежами часто называют усилия, направленные на свержение режима, но не завершившиеся успехом». Правда, противоположная мысль неверна: далеко не всякий успешный мятеж носит революционный характер: свержение власти не влечет автоматически институциональную ломку.

Итак, революция как процесс должна непременно включать в себя все четыре элемента : насильственное свержение власти, массовую мобилизацию, идею социальной справедливости, создание новых институтов. События, не обладающие подобной полнотой – движения, перевороты, гражданские войны, – не революции. Однако некоторые из них при определенных условиях могут перерасти в революции. Также они могут оказаться составными частями революционного процесса.

Типология революций

Революции не одинаковы по своим целям, масштабам, глубине, влиянию и последствиям. Что с необходимостью влечет за собой необходимость их классификации.

Деления на «великие» и «ординарные» революции в данном случае явно недостаточно. Французская и русская революции, сформировавшие для отечественного читателя представление о революции вообще, возвышаются двумя одинокими пиками. Однако судить по этим вершинным проявлениям о революциях – все равно что судить о шоферском деле по пилотам «Формулы-1».

Да и сами две эти революции укладываются в общий тип «социальных революций», предполагавших смену социальной гегемонии и массированное перераспределение собственности и национального богатства. Что, по понятным причинам, вызывало сильное сопротивление и требовало консолидированной, даже диктаторской власти. К «социальным революциям» помимо французской и русской также относятся мексиканская (1910–1917 гг.), китайская коммунистическая (1949 г.), кубинская (1959 г.), эфиопская (1974 г.), исламская иранская (1979 г.).

Еще один распространенный тип революций – «антиколониальные революции». Их содержание составило восстание против иностранных государств, контролирующих ту или иную территорию, и создание нового независимого государства. Эти революции радикально изменили политическую карту мира, начиная с середины XX века.

Однако мало кто задумывается, что первой антиколониальной революцией в действительности была Американская война за независимость (1775–1783 гг.) – борьба 13 североамериканских колоний за свою независимость от Великобритании. Кстати, в американской историографии это событие так и называется: «Американская революционная война» или «Американская революция». К нему еще можно добавить Гражданскую войну в США 1861–1865 гг., имевшую, по мнению ряда ученых, важные черты буржуазной революции.

Так что у США немалый революционный опыт. Еще важнее, что американская революция и гражданская война привели в конечном счете к формированию эффективной государственной системы, динамичной экономики и ориентированного на успех общества. Однако в том, что касается последствий революции, США скорее стоят обиняком. Да и в любом случае на каждую революцию с общим позитивным результатом приходится дюжина революций с негативным исходом.

Третий тип революций – «демократизирующие». Он в нашем случае наиболее важен и заслуживает того, чтобы целиком привести пространную и содержательную характеристику Голдстоуна. Эти революции «нацелены на свержение авторитарного режима – коррумпированного, неэффективного и нелегитимного – и замену его более вменяемым и представительным правлением. Они не мобилизуют своих сторонников, взывая к классовым антагонизмам (крестьяне против землевладельцев, рабочие против капиталистов), но заручаются поддержкой всего общества. Демократизирующие революции могут начаться с избирательной кампании или с протестов против мошенничества на выборах. В них отсутствует идеологическая страсть, присущая революциям, вожди которых считают себя творцами нового общественного строя или нового государства. Поэтому они обычно носят ненасильственный характер и не приводят ни к гражданской войне, ни к радикальной фазе, ни к революционному террору. […] Эти революции обычно плывут по течению; лидеры оказываются во власти коррупции и междоусобных разборок, а конечным результатом таких революций становится псевдодемократия, которая характеризуется либо часто сменяющимся руководством, либо возвращением авторитарных тенденций».

Из этого определения может показаться, что речь идет исключительно о революциях, разворачивавшихся последние 25–30 лет. Однако в действительности первыми «демократизирующими» революциями стали события почти двухсотлетней давности – европейские революции 1848 г.! «Демократизирующей» была китайская республиканская революция 1911 г. Само собой, в этот ряд целиком и полностью вписывается волна антикоммунистических революций, снесших на рубеже 80-90-х годов прошлого века советский блок в Европе и его оплот – Советский Союз.