1.Вспомним тему прошлых уроков?

2. Вспомним: так что же такое «пр.ресурсы»?

3. ЧЕЛОВЕК! Самое ценное творение природы на нашей планете. Благодаря творениям его рук на земле выросли города, развивается экономика. Мы живём в XXI веке, веке технического и научного прогресса, который требует от любого человека колоссальных нагрузок и усилий, с которыми может справиться только здоровый человек. В процессе жизнедеятельности человек расходует свои силы, разрушает здоровье. Как с этим можно справиться?

Только заботясь о здоровье и отдыхе людей.

Сейчас конец четверти Ваши высокие интеллектуальные нагрузки тоже требуют от вас отдыха и восстановления здоровья.

От латинского слова «восстановление» и произошло название ресурсов, которые мы будем изучать сегодня.

Стр.330 учеб.9 кл. найдите, пожалуйста, что это за слово?

От слова «рекреация» и название ресурсов – рекреационные.

Итак, тема урока: рекреационные ресурсы мира.

Цель нашего урока – познакомиться с богатством и разнообразием рекреационных ресурсов планеты, систематизировать их на группы.

(рабочий лист на столах – работа в парах, лист подписать, в конце урока сдать).

Определим место рекр. ресурсов в классификации видов ресурсов

3 группы ресурсов??? Назвать

По применению делятся на ресурсы для промышленности, какие? Для с\х? Для отдыха и туризма.

Для с\х?

Для отдыха и туризма?

Так что же такое рекр.ресурсы?

по происхождению на группы (раб.лист – задание 1 )

Как понимаете, какие ресурсы относятся к антропогенным?

Какие к природным?

задание 1

На раб.листе найдите объекты и разделите на 2 группы?

Разбейте на 2 группы следующие объекты: зоопарк, река, театр, галерея, родник (источник, ключ), памятник архитектуры, песчаный морской пляж, лес.

Подчеркните те ресурсы, которые кроме рекреационных можно отнести ещё и к другим группам (видам) ресурсов.

Сделайте вывод, какие требования предъявляют к рекреационным ресурсам?

Вывод: (на основе ответов детей) к р.р. предъявляют определённые требования.

Все рекреационные ресурсы делятся по цели использования на группы (раб.лист – задание 2 )

Ресурсы для отдыха, туризма, лечения

задание 2

распределить объекты рекреации представленные в раб. листе по группам :

Дополнить список своими примерами объектов рекреации РФ.

Давайте с некоторыми объектами познакомимся поближе - послушаем ребят, которые подготовили выступления о рекреационно-познавательных и рекреационно-спортивных объектах.

Вывод: один и тот же объект может выступать одновременно центром и познавательного и спортивного и оздоровительного туризма. Так есть целые страны (регионы) в которых рекр.ресурсы разнообразны и играют важную роль экономике, одна из отраслей (или всего одна отрасль) хозяйства в этих странах- международный туризм.

Задание 3. Какого же значение международного туризма в экономике отдельных стран (регионов).

(рабочий лист - схема зад.3)

Что представляет собой эконом. значение туризма для страны? Что даёт стране?

Более 500 млрд. долларов в год - поступление от туризма в мировую экономику

Что представляет собой социальная функция туризма?

127 млн. человек в мире работает в сфере туризма, это каждый 10-й работник в мире занят в этой сфере

А что значит – гуманитарное значение?

Пример: 1.Египет - в настоящее время там идёт гражданская война, но отдыхающим практически ничего не грозит. У местного населения, нет намерений, причинять вред отдыхающим, все волнения в стране внутриполитические.

2. Большое количество российских туристов вынуждает египтян, занятых в туристической сфере, учить русский язык, чтобы как можно легче общаться с приезжими, улучшая уровень сервиса. Притом во многих отелях знание русского – огромный плюс для претендента на вакансию.

Какие же страны и регионы играют ведущую роль в международном туризме. Давайте рассмотрим пространственную структуру международного туризма.

Региональное распределение международных туристических потоков сложилось давно. С начала массовых туристических обменов по настоящее время на мировом рынке туризма заметно выделяется Европа. Особенно славятся страны, имеющие древнюю богатую культуру:

Италия

Греция

Франция

Россия

Горнолыжные курорты Европы: Австрия, Швейцария

Лечебные курорты Чехии и др.страны

Этот регион пользуется большой популярностью у самих европейцев, а также жителей др.регионов. Вторую позицию прочно удерживает Америка. На Европу и Северную Америку приходится 4/5 всех прибытий в мире. Динамично развивается Азиатско-Тихоокеанский регион и по прогнозам ВТО на 2020 год, Европа удержит доминирующее значение, а Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на второе место.

По прогнозам ВТО 21 век станет веком туризма. Туризм выделяется ЮНЕСКО(Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) как одна из самых ведущих сфер профессионального образования. Поэтому специальность «ТУРИЗМ» сегодня является очень популярной среди студентов во всём мире. Любая страна заинтересована в привлечении туристов, что не даёт выпускникам этого направления остаться без работы. Количество туристических фирм с каждым годом становиться больше.

Задание 4. Сегодня, я хочу предложить Вам попробовать себя в роли сотрудников туристической фирмы: кто-то представит себя в роли директора, дизайнера, разработчика тур проектов.

Разбиться на группы по разным направлениям. Каждая группа представляет собой туристическую фирму. В ходе групповой работы должны использовать свои географические и культурологические знания + каждый подготовил не большой материал по объектам рекреации - изготовить туристический буклет . В конце работы представитель от группы представляет классу свой проект. На работу 5 минут .

Вывод урока и цели на след.урок:

Итак, главное назначение рекреационных ресурсов состоит в поддержании физических сил, эмоционального настроя человека, сохранении здоровья и его духовном обогащении.

Но, по мере того как туристы проникают в уголки земного шара, судьба природы нашей планеты вызывает большую тревогу. Рекреационные ресурсы, как и любые другие ресурсы, требуют рационального использования. С целью расширения рекреационных ресурсов мира намечено провести мероприятия - создание новых рекреационных зон. С проектом по созданию такой зоны в г.Агрыз на школьной научно-практической конференции выступал ученик нашего классам Г.Эрик. Сейчас кратко он познакомит вас со своим проектом.

Рекреационные ресурсы, как и любые другие ресурсы, требуют рационального использования. Поэтому на след.уроке мы с вами обсудим экологические проблемы использования ресурсов, в том числе и рекреационных и предложим как решить эти проблемы.

Роль рекреации в жизни людей.

«Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатства, которые у тебя в сундуках… главным сокровищем жизни является здоровье и чтобы его сохранить, надо много знать»

Авиценна

В крупных городах и промышленных центрах на состояние здоровья населения оказывают негативное воздействие многочисленные экологические факторы: физические (тепловые, шумовые, электромагнитные, вибрация), химические (диоксид серы, оксиды азота, диоксины, тяжелые металлы и пр.), биологические, социально-экономические. Основные факторы риска возникновения экологически обусловленных заболеваний горожан – уровень атмосферного загрязнения, гигиеническое состояние почв, качество питьевой воды, шумовое загрязнение, проблема отходов и т.п.

Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Кризис здоровья в мире – общепризнанный факт. С естественно-научных позиций причины кризиса здоровья носят эколого-генетический характер. Они кроются в противоречии между медленной скоростью естественной эволюции человека как биологического вида с его ограниченными адаптивными возможностями и интенсивным темпом преобразования окружающей среды. Естественный ход эволюционного вида Homo sapiens (человек разумный) оказался нарушенным; причина – исчерпание резервов наследственной изменчивости и в связи с отсутствием выраженного действия естественного отбора в человеческих популяциях. Накопление мутаций, отягощающих наследственность, представляют собой одно из следствий нарушения нормального течения эволюции.

По исследованиям ученых, если не остановить отрицательные тенденции, то с середины XXI века значительно ускорится дегенерация популяций, соматические, психологические и генетические адаптивные возможности человека как вида будут подорваны, может начаться постепенное вымирание.

Мишель де Монтень отмечал «Здоровье – это драгоценность, ради которой стоит даже пожертвовать частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимо унизительной»

Рекреация в переводе с латинского языка означает «восстановление». Действительно, рекреационные ресурсы – это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха. Рекреация необходима всем людям. Без отдыха снижается производительность труда, накапливается усталость и раздражительность. Доступность для человека полноценного отдыха – один из важных показателей качества жизни.

Главная задача рекреационного хозяйства
Главная задача рекреационного хозяйства – обеспечение отдыха людей, поправление здоровья в специальных оздоровительных учреждениях, базах отдыха, развитие различные форм туризма. Разнообразие рельефа, климата и природных зон, рек и озер, источников минеральных вод и лечебных грязей, исторических и культурных памятников создает условия для удовлетворения самых разнообразных запросов. Как правило, при организации рекреационного обслуживания, ориентируются не на один, а на несколько видов ресурсов. Чем разнообразнее ресурсы зоны отдыха, тем привлекательнее она для рекреационного обслуживания.
Виды рекреационных ресурсов
Рекреационные ресурсы подразделяются на две группы:

-природно-рекреационные, то есть объекты и явления природы, используемые в целях отдыха, туризма и лечения. К ним относятся морские побережья с благоприятным климатом, берега рек и озер, горы, лесные массивы, минеральные источники, лечебные грязи. На основе природно-рекреационных ресурсов создаются различные курорты. По характеру лечебных факторов курорты подразделены на бальнеологические, грязевые и климатические, а также с несколькими основными лечебными факторами. Конечно, расчленение курортов на перечисленные три группы весьма условно. Как правило, каждый курорт располагает несколькими лечебными факторами. Кроме того, применяют искусственно приготовленные, а также привозные лечебные средства.

К числу бальнеологических курортов относятся: Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Кисловодск. Грязевые курорты в лечебном процессе используют различные виды грязей: иловую, ключевую, торфяную, железистых и других источников. Наиболее известны грязевые курорты: Анапы, Сочи, а также города-курорты КМВ. Климатические курорты подразделяются на приморские, горные, равнинные, лесные, степные и с климатом пустынь. Они представлены чрезвычайно хорошо и, пожалуй, не нуждаются в дополнительных уточнениях.

Сегодня многих людей привлекает активный отдых, поэтому большой популярностью пользуются горные туристические базы (например, на Кавказе), туристические базы на берегах озер (Телецкое, Байкал и др.). Основные формы природно-рекреационных территорий - это зеленые зоны вокруг и в самих городах (парки, скверы), заповедники (государственные, биосферные), национальные парки.

-культурно-исторические достопримечательности , используемые для посещения туристами. Это памятники истории, археологии, архитектуры, искусства. Россия обладает не только уникальными природно - рекреационными ресурсами, но и своими культурно – историческими ценностями. Среди наиболее известных можно назвать Московский Кремль, архитектурные памятники Санкт-Петербурга, парковые ансамбли Петергофа, города « Золотого кольца России » и мн. др.

Рекреационное обслуживание населения вне его места жительства – главным образом организация туризма и экскурсий, а также дома отдыха и пансионаты и т.д.

Рекреационное обслуживание основано на использовании ресурсов, способствующих восстановлению здоровья человека, создающих условия для хорошего отдыха. Как правило, при организации рекреационного обслуживания ориентируются не на один, а на несколько видов ресурсов. Выделяют:


  • санаторно – курортное лечение (климато-бальнеогрязелечение); оздоровительное рекреационное обслуживание (пляжно-купальное, прогулочное);

  • спортивное (альпинизм, охота, рыболовство, спортивный туризм);

  • познавательный туризм (круизы, поездки по историческим местам);

  • отдых на садоводческих и дачных участках.

Чем разнообразнее ресурсы зоны отдыха, тем привлекательнее она для организации рекреационного обслуживания.

Быть проактивным и жить полной жизнью невозможно, когда тело не в порядке. Боль и хроническая усталость отнимают слишком много жизненной энергии, не дают возможности проявить свой потенциал на все 100%. Но давайте взглянем правде в глаза, что предлагает современная медицина? Антибиотики, которые подчистую уничтожают кишечную микрофлору и садят печень? Или вакцинацию, которая разрушает иммунитет и естественную способность организма к регенерации? Мы решили найти иные способы, которые помогут сохранить здоровье на долгие годы, дав возможность жить полноценно.

Читайте 7 советов, как восстановить силы и укрепить здоровье, используя базовые знания о работе своего тела!

1. Больше движения

Секрет хорошего самочувствия человека – полноценная циркуляция крови и лимфы. Но если первое от наших усилий зависит мало и перекачивается за счет работы сердца, то лимфа движется исключительно с помощью мышечных сокращений. Каков вердикт? Чем больше движения, тем сильнее иммунитет, так как именно лимфа отвечает за очистку организма от токсинов, поддержание водно-солевого баланса и защиту от вирусов. Кроме того, благодаря физической нагрузке в нашем теле увеличивается количество капилляров, а с ним и снабжение всех тканей и органов кислородом. Укрепляется работа сердечной мышцы, нормализуется давление, увеличивается сила и работоспособность тела, даже психика становится более устойчивой к стрессам. Нужны ли еще доводы, чтобы выйти на пробежку?

2. Меньше химических лекарств

Парадоксально, но чем больше лекарств, тем больше процветает болезней. Вирусы и бактерии давно привыкли к самым мощным антибиотикам, а нацеленность врачей на устранение симптомов при нежелании лечить причину только усугубляет катастрофу. Задумывались ли вы, насколько вредна простая таблетка от головной боли, способная вызвать депрессию и проблемы с печенью? Мы втираем крема против целлюлита, который на деле является следствием простого нарушения обмена веществ. Не даем организму самостоятельно перебороть ОРЗ, добивая слабый иммунитет химией, которая разрушает тело. Но если не пользоваться иммунной системой, она вообще разучится нас защищать. Прекратите травить себя лекарствами без надобности!

3. Скажите «да» овощам и фруктам

Мало того, что в них содержится громадное количество всех необходимых нам витаминов и микроэлементов, фрукты здорово ощелачивают организм, поддерживая гармоничную работу всех органов и систем. Чем больше овощей вы употребляете, тем меньше проблем с сердцем и сосудами, тем лучше работает пищеварительная система. Природная очистка от свободных радикалов приводит к уменьшению вероятности развития раковых опухолей. Большое содержание клетчатки в овощах нормализует уровень глюкозы, приводит к стабилизации давления, нормализации веса, а также улучшению состояния кожного покрова и волос. Хотите выглядеть молодо и быть полным сил? Ешьте овощные салаты.

4. Вспомните о пользе воды

Мало того, что мы на 2/3 состоим из воды, без нее не обходится ни один биохимический процесс в организме. Она участвует везде, напитывает клетки тела питательными веществами, избавляя их от продуктов жизнедеятельности и токсинов. Всего за две недели правильного питьевого режима можно полностью восстановить работу органов и систем, улучшить показатели давления, нормализовать вес, избавиться от отеков, угревой сыпи и даже сонливости! Вода помогает лимфе фильтровать кровь, убирает застой ядов в почках, в 4 раза снижает риск развития артрита, а еще участвует в сжигании так нелюбимых нами жиров. Хотите иметь прекрасную форму, приятный цвет лица и быть в тонусе? Пейте больше воды.

5. Попробуйте голодание

Польза голодания – не пустой звук, а реальный факт, за который ученые удостоились Нобелевской премии. Дело в том, что периодическая чистка органов внутри тела просто необходима, ведь постоянная работа изнуряет организм, продукты жизнедеятельности засоряют тело шлаками и токсинами. Чтобы провести «генеральную уборку» изнутри, была разработана система лечебного голодания, которая помогает не просто переработать мусор, но и восстановить клетки тела, устранить хронические болезни, сбросить лишний вес и даже омолодиться! Это прекрасный способ держать тело в форме, улучшить иммунные силы и уберечь органы от изнашивания.

6. Не забывайте высыпаться

Здоровый сон не только возвращает силы, но и запускает процессы регенерации. После активной растраты ресурсов в течение дня телу действительно необходимо восстановить свои запасы, гармонизовать работу органов, стабилизировать показатели сахара в крови. Именно полноценный сон позволяет восстановиться нервным клеткам, нормализовать обмен веществ, выработку гормонов и Т-лимфоцитов. Полноценный и глубокий сон служит профилактикой от многих заболеваний, уменьшает риск появление головных болей, а также защищает человека от депрессии. Хотите крепкое здоровье и бодрое настроение в течение дня? Начните вовремя ложиться.

7. Чаще показывайтесь солнышку

Все мы слышали о том, как вредны прямые солнечные лучи, как злосчастный ультрафиолет разрушает кожу и служит причиной появления рака. Однако эти предостережения даны любителям смольного загара, которым злоупотребляют. По-настоящему пребывание под открытым солнцем, особенно в утренние часы, совершает с нашим телом невероятные вещи! Выравнивается гормональный баланс, улучшается настроение, повышается стрессоустойчивость. А еще солнечные лучи запускают выработку витамина D, который способствует усвоению кальция, тем самым укрепляя костную ткань.

Вы все еще ищите способы восстановить ресурсы тела и вернуть хорошее самочувствие? Тогда используйте эти простые советы для здоровья, которые помогут вернуть жизненный тонус и удовольствие.

Снабжение организма ресурсами происходит благодаря крови, которую восстанавливают и очищают почки , печень , лёгкие, лимфосистема и органы гемопоэза.

Почки обеспечивают оптимальное содержание электролитов, воды и солей в крови и, в конечном счёте, снабжают ресурсами всю мышечную систему организма.

В функции печени входит регуляция биохимического состава крови, главным образом протеинового, очищение крови от токсинов и погибших клеток и др.

Легкие обеспечивают нормальное снабжение крови газами, в т.ч. кислородом.

Лимфосистема, которую образуют лимфатические сосуды, капилляры, узлы, стволы и протоки, является основным механизмом регуляции коллоидно-осмотического давления в тканях, утилизатором мёртвых клеток и единственной системой транспорта нормализованного протеина в кровь. Даже протеин из пищи первоначально попадает в лимфосистему и, нормализовавшись в лимфоузлах, транспортируется вместе с вторичным протеином из клеток в кровь через грудной лимфатический проток.

Система гемопоэза, главным образом костный мозг позвоночника , тазобедренная кость и рёбра, снабжают кровь ее основными элементами – эритроцитами, лейкоцитами, а также стволовыми клетками . Образовавшиеся в особо чистой среде и способные дифференцироваться в клетки ткани, в которую они поставляются через кровь, стволовые клетки омолаживают и обновляют ткани.

Т.о. практически все органы и системы задействованы в производстве ресурсов организма, которые сосредотачиваются во внеклеточном матриксе или в особых накопителях. Интенсивность производства ресурсов определяется соотношением их накопления и расхода, воздействием неблагоприятных факторов и динамикой поступления ресурсов из внешней среды.

Увеличение ресурсных резервов организма

Организм использует только накопившиеся ресурсы, и, когда они кончаются, он отключает клетки. Ресурсы накапливаются во внеклеточном матриксе и в специализированных буферных накопителях. Восстановление запаса ресурсов осуществляется посредством обмена с кровью. Кровь очищают и снабжают ресурсами почки, печень и лёгкие. Если стимулировать снабжение тканей кровью, то ресурсы будут накапливаться быстрее. Но со стимуляцией кровоснабжения увеличивается количество токсинов в крови. Поэтому общий объём крови, протекающий через все ткани организма, фиксирован и зависит от способности почек и печени обезвреживать и удалять из организма токсины. Чем меньше в ткани токсинов, тем активнее она снабжается кровью и ресурсами. Поэтому молодой, чистый организм восстанавливает ресурсы значительно быстрее старого. Очаг заболевания, в котором, по определению, сосредоточены токсины, всегда хуже снабжается кровью и восстанавливается с меньшей интенсивностью.

От потенциала почек и печени и от количества токсинов в тканях зависит интенсивность накопления ресурсов. Ресурсы нужны не только для поддержания нормального тонуса и полноценной активности, но и для поддержания молодости, основным врагом которой является накопление погибших клеток.

Для предотвращения накопления повреждённых клеток в организме рекомендуется вести здоровый образ жизни , а при обнаружении того или иного заболевания немедленно

Класс

I вариант

Часть I

1. Что такое граница?

а. Линия на карте;

б) Линия, где кончается одно суверенное государство и начинается другое;

в) Линия, препятствующая свободному передвижению населения между государствами;

г) Установленные по соглашению с соседними государствами линии, определяющие пределы государственной территории.

2. Доля городского населения мира составляет:

а). 46%; б). 28%; в). 60%; г). 75%.

3. К странам переселенческого типа относятся:

а). Япония; б). ФРГ; в). Канада; г). Испания.

4. Выберите правильное определение природных ресурсов:

а). Сырьевые материалы вовлеченные в производственные циклы и многократно в них преобразованные;

б). Различные виды сырья;

в). Разнообразные дары (богатства) природы, используемые в хозяйственной деятельности человека:

г). Все разнообразные природные среды на планете тесно связанные с историей человечества и влияющие на его хозяйственную деятельность.

Обладает выгодным ЭГП; граничит с высокоразвитой страной; имеет выход к двум океанам; столица - один из самых древних городов; на территории сохранились очаги древней цивилизации; имеются крупные запасы руд цветных металлов; велика добыча нефти; достаточно высокий уровень экономики позволяет характеризовать ее как «ключевую» в группе развивающих стран.



Часть II

1. К концу XX века в мире уменьшилось влияние на размещение промышленности фактора:

а). Сырьевого; б). Транспортного; в). Экономического; г). Энергетического. Объясните свой выбор.

2. Укажите страну, являющуюся одним из мировых лидеров по развитию марикультуры.

а). Япония; б). Россия; в). Монголия; г). Саудовская Аравия.

Ответ объясните.

3. Выберите из списка три страны, в структуре электроэнергетики которых преобладают ГЭС:

а). Канада; б). Польша; в). Норвегия; г). ЮАР; д). Бразилия; е). Великобритания.

Ответ объяснить.

4. Какие из глобальных проблем человечества в ближайшее десятилетие, по всей видимости, потеряют свою остроту? Какие проблемы станут более острыми? С чем это связано?

Часть III

1. Какими причинами можно объяснить сокращение добычи железной руды в европейских развитых странах и, напротив, увеличение добычи в развивающихся странах? Укажите не менее двух причин.

2. Чем объяснить «провалы» поколений в возрасте 30-40 лет в половозрастной пирамиде Германии?

3. Какая взаимосвязь существует между двумя проблемами:

1). Рациональное использование природных ресурсов;

2). Охрана окружающей среды от загрязнения.

II вариант

Часть I

1. Что такое политико-географическое положение страны?

а). Место на политической карте мира;

б). Отношения с другими государствами

в). Отношения к государствам, находящимся в данное время в конфликте;

г). Место на политической карте мира, связь с другими государствами и международными союзами.

2. Численность населения мира в настоящее время составляет:

а). 2 млрд. чел.; б). 6 млрд. чел.; в). 10 млрд. чел.; г). 25 млрд. чел.

3. Наибольший показатель ВВП на душу населения в:

а). Швеции; б). Польше; в). Румынии; г). Испании;

4. Выберите правильное определение экономических ресурсов:

а). Разнообразные дары природы, используемые в хозяйственной деятельности человека;

б). Все разнообразие природной среды на планете, влияющие на его хозяйственную деятельность;

в). Сырьевые материалы, вовлеченные в общественное производство и многократно в нем преобразованные;

г). Различные виды минерального сырья.

5. Определить страну по ее краткой характеристике:

В прошлом колония одной из европейских держав; самая многонациональная страна в мире; по уровню экономического развития относится к группе развивающих стран; столица - не самый крупный город страны.

Часть II

1. К новейшим отраслям мировой промышленности, возникшим в эпоху НТР, относятся:

а). Каменноугольная; б). Железорудная; в). Микроэлектроника; г). Автомобильная.

Объясните свой выбор.

2. Территория, какой страны может уменьшиться в результате глобального потепления климата на Земле? Ответ объясните.

3. Крупнейшим экспортером какао в мире является:

а). Мексика; б). Кот-д-Ивуар; в). Египет; г). ЮАР.

Ответ объяснить.

4. Для каких стран мира усиление парникового эффекта наиболее губительно, а какие, наоборот, могут получить некоторые преимущества от этого процесса? Обоснуйте свой ответ.

Часть III

1. Какими причинами можно объяснить сокращение потока сырой нефти с Ближнего Востока в Европу в 1990 годы по сравнению с 1970 годами?

Укажите не менее двух причин.

2. Почему доля лиц в возрасте старше 65 лет в населении Польши в несколько раз выше, чем в Индии?

3. С течением времени и по мере развития производительных сил прямая зависимость человека от природы уменьшилась. Настанет ли такое время, когда человек не будет зависеть от природной среды?

Класс

Тест 7. Итоговый контроль по темам «Межотраслевые комплексы России:

ТЭК, машиностроение, ВПК»

Вариант 1

1) В. Вернадский 2) Н. Вавилов 3) Н. Кондратьев 4) В. Докучаев

А2. Какой город является крупнейшим центром науки и образования России?

1) Санкт-Петербург 2) Москва 3) Новосибирск 4) Сколково

A3. Какой из городов является технополисом?

1) Зеленоград 2) Владимир 3) Суздаль 4) Киров

А4. Укажите главный фактор размещения предприятий

приборостроения.

1) материалоемкость 2) военно-стратегический 3) наукоемкость 4) экологический

А5. В каком из городов находится крупный автомобиль­ный завод?

1) Самара 2) Уфа 3) Тольятти 4) Саратов

А6. Укажите главный космодром на территории России.

1) Байконур 2) Мирный 3) Капустин Яр 4) Краснознаменск

А7. Укажите город, в котором нет производства атомных подводных лодок.

1) Северодвинск 2) Нижний Новгород 3) Комсомольск-на-Амуре 4) Екатеринбург

А8. Какое топливо имеет больший тепловой коэффициент?

1) каменный уголь 2) бурый уголь 3)газ 4) торф

А9. Укажите основную нефтяную базу России.

1) Волго-Уральская 2) Дальневосточная 3) Северо-Западная 4) Западно-Сибирская

А10. Какое месторождение находится на территории За­падно-Сибирской базы?

1) Мегион 2) Ромашкинское 3) Туймазинское 4) Войвож

A11. Какой фактор учитывается при размещении НПЗ?

1) транспортный 2) сырьевой 3) потребительский 4) энергетический

А12. Укажите город, который раньше назывался Челябинск-65.

1) Озерск 2) Новоуральск 3)Северск 4) Воткинск

В1. Назовите крупную АЭС России.

В2. Как называется перевод оборонного комплекса на производство мирной продукции?

Вариант 2

А1. Какой МОК оказывает разнообразные услуги произ­водству и населению?

1) агропромышленный 2) научный 3) инфраструктурный 4) военно-промышленный

А2. Какая отрасль является наиболее наукоемкой?

1) цветная металлургия 2) пищевая 3) машиностроение 4) химическая

A3. Какой город является технополисом?

1) Саров 2) Сергиев Посад 3) Псков 4) Тольятти

А4. Укажите главный фактор размещения предприятий горно-шахтного оборудования.

1) специализация и кооперирование 2) трудоемкость 3) металлоемкость 4) наукоемкость

А5. В каком городе нет производства автомобилей?

1) в Москве 2) в Нижнем Новгороде 3) в Екатеринбурге 4) в Миассе

А6. В каком городе производят баллистические ракеты?

1) в Москве 2) в Нижнем Новгороде 3) в Воткинске 4) в Казани

А7. Укажите город, в котором производят вертолеты.

1) Казань 2) Красноярск 3) Екатеринбург 4) Нижний Тагил

А8. Какое место занимает Россия по запасам нефти?

1) первое 2)второе 3) третье 4) четвертое

А9. Укажите месторождение, которое находится за пре­делами Волго-Уральской базы.

1) Ромашкинское 2) Туймазинское 3) Ишимбаевское 4) Самотлор

А10. Укажите регион России, в котором отсутствуют НПЗ.

1) европейская часть России 2) Урал 3) Западная Сибирь 4) Дальний Восток

A11. Какая база дает 90% газа России?

1) Оренбургско-Астраханская 2) Западно-Сибирская 3) Тимано-Печорская 4) Волго-Уральская

А12. Укажите город, который раньше назывался Златоуст-36.

1)Озерск 2) Трехгорный 3) Саров 4) Заречный

В1. Назовите единственную приливную электростанцию России.

В2. Как называется соотношение добычи разных видов топлива и выработанной энергии и их использования в хозяйстве?

Класс

Тест 16. Итоговый контроль по темам «Внутренние воды и водные ресурсы», «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

Вариант 1

А1. Кто из русских ученых называл реки «продуктом кли­мата»?

1) М. Ломоносов 2) А. Воейков 3) Л. Берг 4) О. Шмидт

1) Северная Двина 2) Анадырь 3)Дон 4) Обь

A3. Какая река относится к наиболее длинным рекам Рос­сии?

1)Обь 2) Онега 3) Нева 4)Дон

А4. Как называется превышение истока реки над ее усть­ем, выраженное в метрах?

1) уклон реки 2) режим реки 3) падение реки 4) длина реки

А5. Какое питание получает большинство рек России?

1) смешанное 2) ледниковое 3) дождевое 4) подземное

А6. Какое озеро является самым большим в России?

1) Байкал 2) Каспийское 3) Ладожское 4) Ханка

А7. Укажите причину возникновения болот.

1) избыточное увлажнение 2) замедленный сток 3) малое испарение 4) все перечисленное верно

А8. Какую площадь занимает многолетняя мерзлота в России?

1) более 50% 2) более 80% 3) около 20% 4) 14%

А9. В каких горах большее количество ледников?

1) на Алтае 2) в Саянах 3) на Урале 4) на Кавказе

А10. На какие нужды человек расходует большее коли­чество воды?

1) на ежедневное питье, бытовые нужды 2) на производство сахара 3) на выплавку стали 4) на производство капрона

A11. Укажите верное утверждение.

1) Вырубка лесов усиливает равномерность стока.

2) Посадка лесов усиливает неравномерность стока.

3) Чрезмерная распашка земель способствовала обмелению рек.

4) Вырубка лесов снижает эрозию почв.

А12. К какому типу относится почва, содержащая от 10 до 20% частичек глины?

1) суглинок 2) глина 3) супесь 4) песок

А13. Какие почвы самые плодородные?

1) серые лесные 2) дерново-подзолистые 3) каштановые 4) черноземы

А14. Укажите причину высокой плодородности почвы степей.

1) достаточное увлажнение 2) большое количество тепла

3) травы - благоприятный растительный опад 4) огромная биомасса растений

А15. Что такое мелиорация?

1) внесение удобрений 2) орошение почвы

3) все мероприятия по повышению плодородия почв

4) меры по восстановлению почвенного покрова

А16. Какое растение типично для полупустынь и пу­стынь?

1) типчак 2) тюльпан 3) мак 4) солянка

А17. Какой заповедник был учрежден в дельте Волги?

1) Волжский 2) Каспийский 3) Астраханский 4) Приморский

А18. Как называются природные ресурсы, способству­ющие восстановлению здоровья человека, его отдыху?

1) минеральные 2) водные 3) лесные 4) рекреационные

В1. Установите соответствие.

В2. Какое значение имеет рыхлая структура почвы?

Вариант 2

А1. Кто из русских ученых, отмечая особенно важную роль рек в жизни народов России, указывал, что реки приносили русскому человеку только добро?

1) А. Воейков 2) В. Ключевский 3) М. Ломоносов 4) Н. Пржевальский

А2. Какая река является горной?

1)3ея 2) Печора 3) Волга 4) Нева

A3. Какая река России самая полноводная?

1) Лена 2) Енисей 3) Амур 4) Волга

А4. Как называют отношение величины падения реки к ее длине?

1) падение реки 2) режим реки 3) уклон реки 4) питание реки

А5. Какой режим у рек России является преобладающим?

1) с летним половодьем 2) с зимним половодьем 3) с весенним половодьем 4) паводковый режим

А6. Какое озеро имеет вулканическое происхождение?

1) Каспийское 2) Ладожское 3) Байкал 4) Кроноцкое

А7. Какими бывают подземные воды?

1) минеральными 2) пресными 3) термальными 4) все перечисленное верно

А8. Какова высота снеговой линии в горах?

1) чем южнее, тем выше снеговая линия 2) чем севернее, тем выше снеговая линия

3) чем выше горы, тем выше снеговая линия 4) снеговая линия находится везде на одной высоте

А9. Укажите неверное утверждение.

1) Многолетняя мерзлота облегчает строительство дорог.

2) Многолетняя мерзлота осложняет добычу полезных ископаемых.

3) Многолетняя мерзлота является источником водного питания для растений летом.

4) Многолетняя мерзлота затрудняет строительство зданий.

А10. Укажите антропогенную причину возникновения селей в горах.

1) облесение склонов гор 2) травосеяние 3) террасирование склонов гор 4) сведение лесов на склонах гор

A11. Какой ученый является основоположником науки о почвах?

1) А. Воейков 2) В. Докучаев 3) М. Ломоносов 4) Л. Берг

А12. Укажите основное свойство почвы.

1) плодородие 2) механический состав 3) влажность 4) структура

А13. Укажите причину низкого плодородия почв тайги.

1) недостаток влаги 2) неблагоприятный растительный опад

3) небольшой растительный опад 4) малое количество животных в почве

А14. Что такое рекультивация почв?

1) мероприятия по повышению плодородия почвы 2) внесение удобрений

3) борьба с эрозией почв 4) меры по восстановлению почвенного покрова

А15. Какие виды преобладают среди растительного мира?

1) травы 2) кустарники 3) деревья 4) всех видов одинаковое количество

А16. Какое дерево отсутствует в тайге европейской части России?

1)ель 2) пихта 3)сосна 4) лиственница

А17. Как называются особо охраняемые территории с уникальными природными объектами и с контроли­руемым рекреационным использованием?

1) заповедники 2) национальные парки 3) заказники 4) памятники природы

А18. Какими природными ресурсами богата тундра?

1) плодородными почвами 2) пастбищами для оленей

3) благоприятным климатом 4) растительными ресурсами

В1. Установите соответствие.

В2. Перечислите не менее трех причин отсутствия в тун­дре древесной растительности.

Ответ:______