Восстановление усадьбы "Дом управляющего Балашихинской мануфактурой" планируют закончить в конце 2018 года, на данный момент в работы уже вложили не менее 30 миллионов рублей, сообщает пресс-служба Министерства имущественных отношений Московской области.

"На данный момент реставрационные работы в усадьбе закончены более чем на 50%, а в программу восстановления вложено не менее 30 миллионов рублей" , - сказал министр имущественных отношений Московской области Андрей Аверкиев, которого цитирует пресс-служба.

Дом управляющего Балашихинской мануфактурой был построен в середине XIX века. Он относится к объектам культурного наследия Московской области. Планируется, что объект .

Реставрация дома управляющего Балашихинской мануфактурой проходит в рамках губернаторской программы Усадьбы Подмосковья . Суть проекта состоит в том, что объекты культурного наследия , которые находятся в неудовлетворительном состоянии, выставляются на торги и по рыночной ставке достаются частному инвестору для последующего восстановления. С победителем торгов заключается договор аренды сроком на 49 лет с обязательным условием проведения реставрационных работ за счет инвестора.

Согласно условиям срок реставрации не должен превышать семи лет. Льготную арендную плату - 1 рубль за 1 квадратный метр в год - арендатор получает после восстановления усадьбы.

/ Понедельник, 19 февраля 2018 года /

темы: Культурное наследие Балашиха

. . . . .


С начала действия губернаторской программы Усадьбы Подмосковья в регионе в аренду сдали 35 усадеб, две из которых были успешно отреставрированы, говорится в сообщении пресс-службы министерства имущественных отношений Московской области.

Губернаторская программа Усадьбы Подмосковья реализуется на территории Московской области с 2013 года. Ее необходимость обусловлена тем, что из 320 объектов культурного наследия региона порядка 30% находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в восстановлении.

"С начала проекта сданы в аренду под воссоздание 35 усадеб. Успешно отреставрированы и сданы по льготной цене "рубль за метр" две из них - это усадьбы Аигиных в селе Талицы Пушкинского района и “Дом Круминга ” в Люберцах", - говорится в сообщении.

Из 320 усадеб Подмосковья в региональной собственности находится 47 усадеб, в муниципальной - 56, в федеральной - 75, в собственности Москвы - 10, в частной собственности - 73, смешанная форма собственности - 26, а также шесть бесхозных усадеб и 27 парков. Большинство усадеб расположены в Коломне, а также в Одинцовском, Дмитровском и Солнечногорском районах, Клину и Чехове.

Как уточняется в сообщении, в частности, в 2017 году арендаторам переданы для восстановления четыре объекта культурного наследия - усадьбы “Любвино ” в Тучкове в Рузском округе и "Дом купца Е.И. Шевелкина" в Павловском Посаде, а также нежилые здания в Орехово-Зуеве (улица Багрова, дом 1) и Коломне (Водовозный переулок, дом 6).

Media playback is unsupported on your device

Тысячи дворянских усадеб, национализированных большевиками, стоят заброшенными по всей России, говорят эксперты. В последние годы их восстановлением стали заниматься потомки прежних владельцев.

Уроженцы Риги, финансисты Юрий и Вера Войцеховские-Качаловы, четыре года назад выкупили у государства усадьбу Хвалевское в Вологодской области, до революции принадлежавшую предкам Веры. Усадьба открыла свои двери публике в начале июля - после завершения основных реставрационных работ.

Новые владельцы говорят, что намерены воссоздать в Хвалевском усадьбу из романов XIX века, которая станет для них в первую очередь родовым гнездом. Часть дома они хотят отдать под культурный центр, в который войдут музей, концертный зал, художественная студия и воскресная школа для местных детей.

Случаев, когда потомкам дворян удается вернуть себе семейные поместья, по всей России не более десятка, сообщил Би-би-си глава фонда "Возрождение русской усадьбы" Григорий Алявдин.

Поскольку в России никогда не было государственной программы реституции - возвращения национализированной собственности, - наследникам доступны только варианты покупки и аренды.

По словам Войцеховских-Качаловых, своим примером они надеются показать, что иногда не нужно ждать помощи государства, и призвать других людей спасать усадьбы, оставшиеся без хозяев почти сто лет назад.

"Чеховская атмосфера"

Усадьба резко выделяется на фоне деревянных домов и скромных магазинов села Борисово-Судское, расположенного в 180 км от Череповца. После реставрации она стала одной из немногих достопримечательностей села.

Image caption Покупка усадьбы Хвалевское обошлась Войцеховским-Качаловым в 100 тысяч долларов

Хвалевское было построено в середине XIX века близким соратником Александра III Николаем Качаловым - прапрадедом Веры Войцеховской-Качаловой. Основатель усадьбы одно время был архангельским губернатором, а затем возглавил таможню Российской империи.

Пять поколений потомков Качалова приехали в Хвалевское для открытия усадьбы. Дом, который после революции в разное время был райкомом, военным госпиталем и школой, заново освятили, после чего новые хозяева устроили день открытых дверей для жителей села.

"Мы собираемся возродить здесь настоящую русскую усадьбу с традицией, атмосферой, может быть, чеховской, - говорит Вера Войцеховская-Качалова. - Кроме того, мы также хотим участвовать в жизни села и сделать все возможное, чтобы как-то им помочь".

"Хоть одно сделали"

Борисово-Судское, где, по данным переписи, живут чуть менее двух тысяч человек, не производит такого тягостного впечатления, как многие другие места в нынешней российской провинции. Здесь много частных магазинов, есть дом культуры, музей, проводятся сельские праздники, а летом сюда приезжают многочисленные дачники.

У нас по Борисову и так много развалин, никто этим не занимается. Хоть это одно сделали - и то хорошо Галина Комиссарова, местная жительница

Вместе с тем местные жители жалуются на нехватку работы. После распада СССР здесь закрылись почти все производства, и молодежь зачастую вынуждена браться за любую мелкую работу, например, колку дров.

На фоне этого, казалось бы, причин для симпатии к состоятельным людям, наследникам дворян, у местных не много. Однако все жители Борисово-Судского, с которыми я разговаривала, относятся к восстановлению усадьбы положительно.

Так, пенсионерка Галина Комиссарова говорит, что, когда она переехала в село в 90-х годах, Хвалевское уже разрушалось на глазах.

"Окна были заколочены, стена разваливалась, вообще никакого порядка не было, - рассказывает местная жительница. - У нас по Борисову и так много развалин, никто этим не занимается. Хоть это одно сделали - и то хорошо".

Отсылки к царскому прошлому

Новые хозяева купили дом на аукционе за приблизительно 100 тысяч долларов, но реставрационные работы обошлись им в гораздо большую сумму.

Image caption Так выглядела усадьба до реставрации

"Когда мы сюда в первый раз приехали, дом был в таком состоянии, что было трудно представить, что с ним можно сделать. Казалось, что если мы уедем, то он в таком состоянии просто пропадет, а мы останемся с чувством, будто что-то предали", - рассказывает Вера Войцеховская-Качалова.

Как она призналась, если бы их семья была обычными инвесторами, без "личного интереса", они вряд ли взялись бы за этот проект.

Новым владельцам пришлось перестраивать покосившийся угол дома, разбирать перегородки, при помощи которых усадебные комнаты превратили в школьные классы, восстанавливать структуру крыши.

Сейчас их главная задача - воссоздать обстановку дома. Они планируют собрать антикварную мебель, картины, чтобы усадьба как можно больше напоминала то, чем она была до революции.

Отсылки к царской России в усадьбе бросаются в глаза и сейчас: на стенах одной из комнат висят портреты императоров, правивших во времена существования Хвалевского. Однако посетители усадьбы, потомки рабочих и крестьян, по всей видимости, не возражают против этого.

"Это было так давно, сейчас времена совсем другие, и все это неважно. Никакого противоречия нет", - сказала мне одна из посетительниц особняка, стоя у портрета Николая II.

Для местных или туристов?

Когда все работы будут закончены, практически весь первый этаж усадьбы займет культурный центр. На вопрос, как будет устроена жизнь в их доме, если в нем практически постоянно будут находится посторонние люди, хозяева пока не дают точного ответа.

В России так много мест, которые будут разрушены, если с ними ничего не делать. Остается немного времени - 5-10 лет. Если люди начнут инвестировать в такие проекты, как наш, таких мест сохранится больше Вера Войцеховская-Качалова

При этом у местных жителей усадьба уже вызывает огромный интерес. Новые владельцы ожидали, что на день открытых дверей придет около 20 человек, но в итоге ошиблись на несколько десятков.

Многие из тех, кто пришел в усадьбу в день открытых дверей, помнят это здание еще с тех времен, когда тут еще была школа. Но если личные воспоминания объяснимо делают усадьбу привлекательной для местных жителей, то о перспективах привлечения туристов издалека Войцеховские-Качаловы говорят осторожнее.

От ближайшего крупного города - Череповца - Борисово-Судское отделяют как минимум три часа езды, в селе нет гостиниц и ресторанов.

Тем не менее, новые владельцы рассчитывают, что через несколько лет доходы от усадьбы, в том числе от туристов, начнут покрывать хотя бы затраты на ее содержание.

"Я думаю, это может быть интересно и иностранцам, кто хочет побывать в настоящей России, побывать в ее глубинке, подышать чистым воздухом", - считает Войцеховская-Качалова.

Инвестиции в историю

В российском законодательстве для наследников не предусмотрено приоритетного права на покупку или аренду национализированной собственности. Им приходится конкурировать на аукционах с другими, часто гораздо более состоятельными кандидатами.

Почему в России нет реституции?

Тогда как большинство бывших стран соцблока уже вернули наследникам владельцев то, что у них отобрали нацисты или социалистическое правительство, в России законы о реституции регулируют исключительно передачу собственности религиозным организациям.

Обсуждения более масштабной реституции, как правило, сталкиваются с тем аргументом, что в России придется возвращать отнятое почти 100 лет назад, тогда как в других странах этот срок короче.

Все судебные иски о возвращении собственности в российских судах решались не в пользу истца - просто потому, что закон такую процедуру не регулирует.

Президент России Владимир Путин ранее категорически отверг возможность реституции нецерковной собственности, конфискованной большевиками.

По словам российского президента, передача собственности открывает "ящик Пандоры", порождающий череду новых требований с разных сторон.

"Может быть, когда-то мы и сможем это сделать, но сейчас, на мой взгляд, мы абсолютно к этому не готовы. Это невозможно", - сказал Путин в феврале на фоне скандала с библиотекой Шнеерсона.

Хвалевское - один из двух примеров того, как потомкам дворян удалось выкупить усадьбу у государства, рассказывает Григорий Алявдин из фонда "Возрождение русской усадьбы". До Войцеховских-Качаловых это сделали Сергей и Елена Леонтьевы, купившие усадьбу Воронино в Ярославской области.

В обоих случаях усадьбы удалось оформить в собственность, поскольку у них не было официального статуса памятника культуры, делающего продажу здания незаконной. Несколько других усадеб по всей России, у которых такой статус есть, были взяты потомками владельцев в долгосрочную аренду под обязательство реставрации. Таким образом, к примеру, была восстановлена усадьба Матвея Муравьева-Апостола в Москве или усадьба Лермонтовых Середниково в Подмосковье.

Частные инвестиции не всегда означают спасение исторического здания. Министерство культуры России в марте подало в суд на арендаторов 36 памятников культуры, после того как генпрокуратура обнаружила десятки нарушений при их реставрации.

Тем не менее, положительных примеров много, причем в большинстве случаев эти люди не являются потомками дворян, отмечает Алявдин.

"Современные бизнесмены вкладывают в это сначала деньги, силы, а потом, я чувствую, уже и душу. Но чем важны потомки и чем они, в каком-то смысле, желательны, чтобы их было больше? Дело в том, что это люди, как говорится, мотивированные", - подчеркивает глава фонда "Возрождение русской усадьбы".

Личная связь с домом была большим стимулом для новых владельцев Хвалевского, но в конце концов происхождение реставраторов не так уж важно, считают новые владельцы усадьбы.

"В России так много мест, которые будут разрушены, если с ними ничего не делать. Остается немного времени - 5-10 лет. Если люди начнут инвестировать в такие проекты, как наш, таких мест сохранится больше", - считает Вера Войцеховская-Качалова.

В Москве выбирают лучший реализованный проект в области реставрации и восстановления объектов культурного наследия. Конкурс «Московская реставрация» стартовал осенью, и профессиональное жюри выбирает лучшие работы по четырем основным номинациям. Награждение победителей пройдет в начале декабря. Уже третий раз лауреатов в специальной номинации «Лучший объект реставрации по версии активных граждан» назовет и проект «Активный гражданин».

На ваш взгляд, какая отреставрированная усадьба должна быть отмечена специальным призом проекта «Активный гражданин»?

Усадьба Остафьево (Вяземских), XVIII век, село Остафьево, поселение Рязановское

В период с 2011 по 2016 год в усадьбе выполнен колоссальный объем работ. Реставрация началась с восстановления Остафьевских галерей, органически связывающих усадьбу с окружающим парком.

Над главным домом восстановлен бельведер, возвративший архитектурному ансамблю дворцовый вид. Также возвращен прежний облик жемчужине усадьбы — Овальному залу. Важным шагом в реставрации зала явилось раскрытие шести, выходящих в парк, дверных проемов, ранее превращенных в окна.

Большая работа проведена по восстановлению геометрии свода главного дома с сохранением деревянных конструкций начала XIX века. Также отреставрирован архитектурный декор в помещениях первого и второго этажей. Установлены колонны малого ордера в спальне и диванной. В восьми парадных залах уложен художественный паркет, восстановлены изразцовые печи.

Жилой дом Н.К.Боля - К.А.Гутхейля, начало XIX века, Денежный пер., д. 13, стр. 1

Здание было построено после пожара 1812 года и реконструировано по проекту Владимира Гаврилова в конце XIX века. Во время проведения исследований в 2010 году здание находилось в аварийном состоянии. Из-за множественных протечек кровли произошло загнивание сруба.

Архитекторы-реставраторы в период с 2016 по 2017 год провели большую работу по реставрации фасадов и восстановлению их архитектурно-художественного оформления. Воссозданы пространственно-планировочная структура здания и утраченные элементы отделки интерьеров.

Усадьба Е.В. Татищева, 1776-1778 гг., Петровский бульвар, д. 8, стр. 2

В настоящее время все здания бывшей усадьбы Татищева занимают образовательные и медицинские учреждения. Исторические интерьеры претерпели значительные изменения, во флигелях в основном утрачены.

В процессе реставрации в 2016-2017 годах заменено кровельное покрытие, восстановлены сохранившиеся цилиндрические своды в ряде помещений первого этажа и своды «Монье», главная лестница (металлические элементы ограждений) с воссозданием ступеней из доломита, лепной декор, колонны из искусственного мрамора, паркет.

Воссозданы оконные и дверные заполнения по образцам 1917-1930 годов. Проведена реставрация живописи.

Усадьба фон Рекк, 2-я половина XIX века, Пятницкая улица, д. 64, стр. 1

Реставрация продолжалась два года. В 2016 году проведены масштабные работы по реставрации уникальных богато декорированных интерьеров, включая подлинные деревянные двери, паркетные полы и полы из керамической плитки.

Выполнены работы по золочению и серебрению лепного декора. Отреставрирована живопись в куполе полуротонды и в картушах. От поздних покрасок масляными красками расчищен балясник парадной лестницы из шпиатра (сплав цветных металлов на основе цинка). Проведены демонтаж современных перегородок, усиление и реставрация подлинных деревянных перекрытий. Воссозданы оконные заполнения.

В 2017 году проведена научная реставрация фасадов объекта, в том числе расчистка и укрепление лепного декора, а также реставрация львов, изготовленных также из шпиатра.

«Московская реставрация» — это конкурс столичного правительства на лучший реализованный проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия. Жюри будет оценивать результаты реставрационных работ, которые велись в 2016-2017 годах. Лауреатов 2017-го назовут 7 декабря.

Конкурсные работы оценивает экспертная комиссия, в состав которой входят реставраторы, искусствоведы, историки, представители органов государственной власти, общественных и некоммерческих объединений.

Победители конкурса «Московская реставрация» определяются в следующих основных номинациях:

— «За лучший проект реставрации и/или лучший проект приспособления к современному использованию»;

— «За высокое качество ремонтно-реставрационных работ»;

— «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ»;

— «За научно-исследовательскую работу и/или научно-методическое руководство».

С 2015 года присуждается также специальный приз «Лучший объект реставрации по версии участников проекта «Активный гражданин».

В этом году на суд участников проекта представлено четыре объекта.

|

Реставрация усадьбы Лопухиных

Первые реставрационные исследования на территории усадьбы начались в 1965 году. В это время из главного дома и флигеля выселяются жильцы и усадьба передается в пользование Министерству тяжелого машиностроения СССР. Реставрационными работами руководили специалисты Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) Министерства культуры РФ. На основании научных исследований и архивных изысканий архитектором-реставратором И.В. Ильенко была разработана концепция проекта реставрации, направленная на выявление сочетающихся в синтезе, как на фасадах, так и в интерьерах, наиболее ценных и значительных элементов XVII, XVIII и XIX веков. Проектом предусматривалось сохранение главного фасада в классических формах, сложившихся во 2-й половине XVIII – 1-й половине XIX вв. Одновременно на дворовом фасаде максимально выявлялась архитектура палат XVII века, включая «Красное» парадное крыльцо входа на второй этаж.

В течение 1960 – 1980 годов фрагментарная реставрация коснулась лишь отдельных элементов фасадов и интерьеров первого этажа с подвалом, но не затронула основных конструкций разрушающегося здания.

В 1992 году на территории усадьбы работала Московская археологическая экспедиция под руководством А.Г. Векслера. Раскопки дали чрезвычайно богатый материал, охватывающий длительный исторический период, начиная с домонгольской эпохи.

Историческая ограда с парадными воротами
усадьбы Лопухиных. 1996

Новый этап в истории реставрации усадьбы связан с Международным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха, разместившимся в усадьбе с 1989 года. К тому времени, несмотря на реставрационные работы середины 1970-х – 80-х годов, главный дом и флигель находились в аварийном состоянии. Осевшие местами фундаменты главного дома проявились трещинами на несущих стенах. Северный ризалит «оторвался» от здания и наклонился. Кирпичная кладка во многих местах расслоилась и грозила обрушением. В белокаменных подвалах из стен сочилась вода. Прогнившие деревянные конструкции кровли и перекрытия второго этажа требовали незамедлительной реставрации. Столярное заполнение окон и дверей, а также многие архитектурные детали отсутствовали в результате небрежного отношения и многочисленных перестроек, исказивших облик дома с уникальной историей. От исторической ограды остались лишь полуразрушенные пилоны и ржавые рассыпающиеся створки ворот.

С 1993 года Международный Центр Рерихов начинает полномасштабную реставрацию памятника по проекту реставрации ЦНРПМ (авторы: И.В. Ильенко и И.Д. Любимова). Контроль за ходом работ осуществляет Главное Управление охраны памятников города Москвы (ныне Москомнаследие). Весь комплекс работ по укреплению и реставрации несущих конструкций здания и фундаментов, стен, сводов, перекрытий, лестниц, кровли, фасадов, а также по воссозданию интерьеров зданий, благоустройству территории МЦР проводит исключительно за счет собственных и привлеченных средств, без всякой государственной поддержки.

В 1997 году вдоль Малого Знаменского переулка была восстановлена историческая ограда «в каменных столбах» с отреставрированными парадными воротами середины XVIII века, украшенными ажурными коваными металлическими створками и белокаменными карнизами пилонов.

В течение ряда лет в главном доме воссоздавалась отделка его интерьеров: палат первого этажа и белокаменных подвалов XVII века, парадной дубовой лестницы 70-х годов XVIII века, ведущей на второй этаж. В парадных анфиладах второго этажа по сохранившимся образцам были восстановлены наборные дубовые паркеты, белые изразцовые печи, камин из белого мрамора с вставками из лазурита, зеркала в резных позолоченных рамах, хрустальные люстры и колонны коринфского ордера с отделкой из искусственного мрамора. В двух залах расчищен от поздних масляных покрасок и отреставрирован подлинный искусственный мрамор отделки откосов оконных и дверных проемов XVIII века. Отреставрированы сохранившиеся во многих проемах дверные полотна. Наряду с этим в интерьеры второго этажа органично включены отреставрированные элементы архитектуры XVII века, уникальные порталы и оконные проемы.

Во флигеле при откапывании подвалов были обнаружены и восстановлены стены древней палаты XVII века.

В 2006 году воссозданием «Красного» крыльца XVII века на сохранившихся в земле белокаменных фундаментах завершена реставрация главного дома, проведены работы по благоустройству территории. Под наблюдением московских археологов был снят и исследован поздний культурный слой на глубину до двух метров. Теперь гости усадьбы могут любоваться нарядными и оригинальными трехэтажными боярскими палатами с парадным «Красным» крыльцом.

Смелое решение архитекторов-реставраторов объединить в гармоничном синтезе элементы архитектур XVII, XVIII и XIX веков наилучшим образом выявляет наиболее ценные грани уникального памятника, подчеркивает глубину и многомерность данного исторического пространства.

Особо следует отметить высокий научный уровень реставрации усадьбы Лопухиных. Все эти годы она велась строго в соответствии с основными методологическими реставрационными принципами и правилами, на основании археологических, архивных и натурных исследований, научного анализа, с соблюдением реставрационных технологий. В процессе производственных работ изучение усадьбы продолжалось, что позволило уточнить первоначальные решения проекта, получить новые неизвестные данные его строительной истории. Поэтому вполне закономерен тот факт, что уже несколько лет в стенах усадьбы Лопухиных по материалам ее реставрации Академией переподготовки работников культуры постоянно проводятся учебные лекции для студентов-архитекторов и специалистов-реставраторов.

Одновременно с реставрацией памятник приспосабливается под нужды Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Все реставрационные работы с 1995 года проводятся под авторским руководством И.Д. Любимовой. Наряду с профессионалами-реставраторами и строителями, выполнявшими основной объем работ, в восстановлении усадьбы принимали участие добровольные помощники из разных городов России и ближнего зарубежья.

К настоящему времени завершен один из основных этапов работ по реставрации и приспособлению усадьбы Лопухиных под функции Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

Доказательством высокого качества реставрации, проведенной Международным Центром Рерихов, и признанием историко-культурной значимости усадьбы Лопухиных являются высокие государственные и международные награды, которыми отмечен коллектив МЦР.

В 2007 году в Президент-Отеле (г. Москва) состоялось знаменательное событие – творческий коллектив, руководимый Людмилой Васильевной Шапошниковой – первым вице-президентом Международного Центра Рерихов, Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха, стал обладателем Национальной Премии «Культурное наследие» в номинации «Реставратор». Премия вручена Л.В. Шапошниковой за выдающиеся заслуги в организации и осуществлении реставрации памятника архитектуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных», в котором размещен общественный Музей имени Н.К. Рериха. Премию присуждал Национальный Фонд «Возрождение русской усадьбы» при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Л.В. Шапошниковой была также вручена «Благодарность» от министра культуры и массовых коммуникаций.

В июне 2010 года Л.В. Шапошникова стала лауреатом Премии Европейского Союза по Культурному Наследию «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд». Эта премия присуждается за выдающиеся достижения в вопросах сохранения богатейшего архитектурного, природного, археологического и художественного наследия Европы. Высокая награда стала знаком высокого уважения международной общественности к деятельности Международного Центра Рерихов по сохранению культурного наследия России.

В ноябре 2010 года Департамент Культурного Наследия г. Москвы в числе одиннадцати лучших реставрационных работ Москвы представлял усадьбу Лопухиных на реставрационной выставке «Denkmal 2010» в Лейпциге.

Так будет выглядеть усадьба Лопухиных к 2020 г.

Оригинал взят у ale_ku в

Председатель совета директоров инвестгруппы «Русские фонды» Сергей Васильев о реконструкции усадьбы под Тверью

Зачем 48-летнему столичному бизнесмену развалины вдали от Москвы, как воссоздать старинный быт и не отказаться от долгоиграющей затеи? Вот его рассказ.

«Покупая разрушенную усадьбу, я думал, что ее реконструкция станет развлечением. Но сейчас понимаю, что вместе с руинами в Тверской области приобрел новые жизненные ценности.

Эта история началась в 2007 году, когда мои товарищи по МФТИ Дмитрий Зеленин, на тот момент губернатор Тверской области, и Андрей Епишин, председатель Законодательного Собрания Тверской области, устроили мне экскурсию.

Мы пролетели над пятью усадьбами в Тверской области на вертолете. Эта область находится между двумя столицами, Москвой и Санкт-Петербургом, поэтому через нее постоянно «курсировала», а следовательно, и строила свои резиденции русская знать. Показали мне и Степановское-Волосово, усадьбу князей Куракиных, входивших в ближайшее окружение императорского двора. После революции здесь устроили пионерлагерь и совхоз, сразу после войны разместили медицинское учреждение для ветеранов, которое потом преобразовали в психиатрическую клинику. В1990-х наступила жуткая разруха. Больные жили в ужасных условиях — практически без окон, дверей и крыши. В результате там случился пожар, больных переселили, а дом еще лет пять стоял совсем заброшенным и разрушался. Устоял остов, сохранилась часть окон и дверей.

Я выбрал эту усадьбу по нескольким причинам. Во-первых, сегодня не просто найти уединенную усадьбу. В советское время все как-то встраивалось в общественную жизнь. А здесь до ближайшего большого села около 2 км. Но Степановское-Волосово ценно не только этим. Это один из немногих загородных домов архитектора Джакомо Кваренги, который чаще строил царские дворцы, в том числе, Александровский дворец в Царском Селе.

Во-вторых, до этой усадьбы сравнительно легко добраться. Когда мы первый раз летели на вертолете, я не понимал, насколько это далеко от Москвы. Позже попробовал доехать до усадьбы на машине от своего дома на Рублевке, что заняло где-то полтора часа без всяких пробок. Сейчас я успеваю за полтора часа туда съездить, что-то сделать и к вечеру вернуться.

Сложная собственность

Первоначально тверской комитет по имуществу оценил стоимость развалин в 15-16 млн рублей, предложив либо выставить объект на продажу, либо сдать мне в аренду. Усадьба принадлежала области, а не федеральному центру. Из федеральной собственности выкупить исторический объект практически невозможно (по крайней мере сейчас), в то время как областная предполагает режим приватизации по решению местного Законодательного собрания.

Я решил сначала арендовать. Это было, конечно, немного странно: тебе дают развалины, и ты платишь за право их восстанавливать. Хотя деньги были не такие большие - около $100 000 в год, но все равно не копейки. Со мной заключили охранные обязательства. Например, я не имел права строить на этой территории что-либо другое, а проект восстановления могла подготовить только специализированная организация, но это как раз полностью соответствовало и моим планам.

Мне дали лет пять на восстановление дома, еще три года — на парк. Можно было в любой момент закончить договор аренды и забыть все как страшный сон, считая потраченные деньги благотворительностью. Тем, кто, следуя моему примеру, решит отреставрировать какое-нибудь имение, я бы советовал выбрать такой же путь. Нужно сначала почувствовать твое ли это: все-таки это игрушка, в которую надо влюбиться, и игрушка не дешевая. Если ты относишься к усадьбе как к бизнесу, ничего не получится.

Преодоление глупостей

Я арендовал усадьбу два-три года, вкладывая значительные средства в противоаварийные работы, укрепление фундаментов, проектирование. Счет шел на миллионы. Через три года я сказал местному комитету по имуществу, что либо я выкупаю усадьбу, либо ухожу. Далее тратить большие деньги, оставаясь в статусе арендатора, было бессмысленно. Правительство области вынесло вопрос на обсуждение в законодательное собрание. Депутаты проголосовали за приватизацию имения и продажу с торгов.

Объявили тендер. И тут начинается история преодоления глупостей. Официальный оценщик, который определял стартовую цену аукциона, оценил усадьбу уже в 32 млн, так как я сам же за предыдущие три года вложил в здание уйму денег. Я не платил взяток, даже не разговаривал с этим оценщиком. Получилось, что я сам себе увеличил цену - если бы не я, усадьба стоила бы даже дешевле, чем первоначальные 16 млн рублей, ибо все развалилось бы еще больше. Но я уже был настолько влюблен в это место и в проект, что был готов заплатить больше.

Дальше — аукцион. Как обычно бывает на подобных тендерах, откуда-то возник подставной покупатель. Неожиданно появился какой-то «питерский строитель», чей представитель приехал встретиться с моим управляющим. Потом я сам позвонил новому «заинтересованному» лицу. Из разговора понял, что ему нужно заплатить откупное, чтобы он не участвовал. Я догадался, кто слил информацию. Это была девушка, которая уволилась из комитета по имуществу за три дня до объявления аукциона. Она оставила мне однажды свой электронный адрес, на который я ей и написал, что свяжусь с ФСБ и МВД и выведу «шантажистов» на чистую воду. Больше они не появлялись. А я за 32 млн рублей стал счастливым владельцем усадьбы и 36 гектаров парка вокруг.

Ротонды и львы

Усадьба состоит из центрального дома и двух флигелей. Между ними — галереи с ротондами. Один из владельцев, князь Алексей Борисович Куракин, член Академии художеств, в середине XIX века написал пять картин с изображением усадьбы. Именно по ним мы восстанавливаем внешний вид комплекса. На территории парка был готический замок, который, по описанию, служил летним крепостным театром. К концу XIX века его уже не было, но мы нашли фундамент, на котором он стоял, и сейчас работаем над проектом восстановления. Сохранился обелиск в честь императора Александра I, его реставрацию закончим в этом году.

В нашей усадьбе был еще большой пруд с китайской беседкой и венецианским мостом. Они тоже будут восстановлены.

Позже я нашел архивные документы. В частности, письма последних владельцев усадьбы, сестер Нарышкиной и Козен (урожденных Куракиных). Был там и план имения. На его основе, например, мы делаем дорожки в парке. Родственники княгини Елизаветы Алексеевн ы Нарышкиной сейчас живут в Москве. Я с ними подружился, мы часто общаемся. Они всегда будут желанными гостями усадьбы.

Совсем недавно нашел изображение каменных львов, которые должны лежать у парадных въездных стелл. Когда я купил усадьбу, их уже не было, но местные жители рассказывали, что в советское время они здесь еще стояли. Пациенты психбольницы перетаскивали их с места на место, но сохранили. А в 1990-х львы куда-то пропали. Недавно под Звенигородом мы нашли человека, который увез их и еще кое-что из усадьбы, чтобы сохранить от мародеров после пожара. И в результате наши львы нашлись в парке другой усадьбы, куда их разместили на «сохранение». Усадьба эта принадлеж ит семье покойного бизнесмена Бориса Федорова, который первым из российских предпринимателей приобрел для восстановления заброшенную усадьбу. Списался с семьей Федорова, переговорил с ними, и теперь львы, потрепанные жизнью, вернулись в родную усадьбу.

Недавно мы докупили новый участок земли, чтобы заниматься со временем сельским хозяйством. Правда, в сегодняшней экономической ситуации это вряд ли принесет прибыль, но кое-что можно сделать. В прошлом году для этого даже зарегистрировал фирму «Степановское подворье». Первым делом завели коров — Зорьку и Ночку.

Долгосрочные планы

Сегодня мы уже вышли на финишную прямую по восстановлению усадьбы. Чем-то остаюсь недоволен. Например, нужно было все печи восстанавливать — без печей интерьеры комнат кажутся не завершенными.

Мы пока решили, что жить постоянно в усадьбу не переедем, но часто будем отдыхать здесь на выходных. Я не собираюсь закрывать приусадебную территорию. Два боковых флигеля будут жилые, а вот центральное здание можно открыть для посещений. Открытый доступ к замкам и предместьям — распространенная практика в Англии и Франции. У нас такой модели еще нет. Пока я точно не знаю, как совместить частную жизнь в усадьбе и открытый доступ, но, думаю, со временем определимся.

До революции в доме хранилось более тысячи картин, много портретов, много ценных работ. Сейчас часть из них в запасниках Тверской картинной галереи. В помещениях усадьбы можно будет сделать выставку. Дом это позволяет. Со временем буду обсуждать такую возможность с Тверской картинной галереей и другими российскими музеями, где хранятся картины из «Степановского-Волосово».

Парадные въездные стеллы пока опутаны лесами, но уже практически отреставрированы — осталось обработать их снаружи и поставить на ступени львов. Статуи будут делать на заказ. Львов, которые стояли прежде в усадьбе Куракиных, нашли, но состояние животных плачевно: у одного даже нет головы.Поэтому было решено не восстанавливать, а создать новых, но таких же.

Усадьбы окружена деревьями, старейшим из которых 150 лет. Возраст растений определяли приглашенные эксперты. Самые древние деревья — ели, которых осталось около тридцати.

В основном здании усадьбы три этажа: на первом пять комнат и еще две проходных, на втором — семь, в том числе овальная комната. Пока здесь жить нельзя (нужно сделать плинтусы, двери, уложить лестницы), но основная реставрация уже завершилась. На третьем мансардном этаже всего две комнаты и коридор, которые пока нуждаются в серьезной доработке.

Постоянно восстановлением усадьбы занимаются 14 рабочих. На фото — строитель режет камень для лестницы парадного входа основного здания усадьбы.

Новый забор вокруг усадьбы установили в полутора метрах от старинного. Дело в том, что по его периметру выросли липы. Их пожалели и сместили ограждение.

В основном здании усадьбы реставрация практически закончена.

Этот зал покрасили в те цвета, которые ему принадлежали в XIX веке. Расцветку оригинальной краски определили эксперты из московского «Центра реставрации». В 2009 году они предоставили результаты «Росохранкультуре», где их утвердили. При оформлении зала Васильев взял за основу именно этот документ.

Во время реставрации в усадьбе обнаружили фрагмент картины. На ней изображена усадьба в Надеждине Пензинской области — вторая усадьба Куракиных. Экспертизу пока не проводили, но предполагают, что полотно относится к XIX веку.

Потолки в усадьбе не повторяют исторические: их изображений не сохранилось. Поэтому потолки, а также стены, оформили по подобию схожей постройки XIX века — дворца в Павловске, в стиле классицизма.

Часть люстр уже готова, другие делают на заказ в Москве.

Лестница с неясной судьбой. Эта сосновая лестница относительно прочна и пока не решено, будут ли ее разбирать.

Паркет стилизуют под тот, что был здесь изначально. Его рисунок набирают в соответствии с узором, каким было выложено едва сохранившееся старинное покрытие.

Внутри усадьбы развешены репродукции картин, которые висели у Куракиных. Часть оригиналов находятся в Тверской картинной галерее.

На картинах изображены как сами Куракины, так и императоры и известные вельможи XIX века. Люстры делали на заказ в Твери — тоже по старинным чертежам. Некоторые достигают в высоту 3,5 метров.

Эта стелла была построена в честь Александра I. Пока она заканчивается плоской площадкой, но в Москве уже делают золотистый шар диаметром 600 мм, который будет венчать конструкцию.

Cтелла очень хорошо сохранилась: примерно на 60%, по оценкам управляющего усадьбы Александра Чиркова.

Белый камень для реставрации стеллы везли из Владимира. Часть заложили в основание, а сама стелла была практически цела.

В этом месте — на площадке, обрамленной рекой, — выроют пруд. При Курканых здесь был водоем, о чем Василье узнал из документов и решил восстановить исходный ландшафт.

Эта арка служит входом в подворье. В советское время здесь находился льнозавод, сегодня — развивают приусадебное хозяйство.

В долгосрочных планах Васильева — обеспечивать усадьбу продуктами за счет натурального хозяйства. Пока здесь живут две коровы, держат кроликов, кур и индоуток.

Эта дорожка шириной в сажень (2,16 метра) ведет от дома к пруду.