Название: ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2.
Пособия по математике серии «ЕГЭ 2011. Математика» ориентированы на подготовку учащихся старшей школы к успешной сдаче единого государственного экзамена по математике. В данном учебном пособии представлен материал для подготовки к решению задачи С2.
На различных этапах обучения пособие поможет обеспечить уровневый подход к организации повторения, осуществить контроль и самоконтроль знаний по стереометрии.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Диагностическая работа. 5
Решения задач 1.1-1.3 диагностической работы. 11
Тренировочная работа 1. Угол между прямыми. 14
Решения задач 2.1-2.3 диагностической работы. 17
Тренировочная работа 2. Угол между прямой и плоскостью. 19
Решения задач 3.1-3.3 диагностической работы. 22
Тренировочная работа 3. Угол между двумя плоскостями. 24
Решения задач 4.1-4.3 диагностической работы. 27
Тренировочная работа 4. Расстояние от точки до прямой. 29
Решения задач 5.1-5.3 диагностической работы. 32
Тренировочная работа 5. Расстояние от точки до плоскости. 35
Решения задач 6.1-6.3 диагностической работы. 38
Тренировочная работа 6. Расстояние между двумя прямыми. 40
Диагностическая работа 1. 43
Диагностическая работа 2. 49
Диагностическая работа 3. 55
Ответы
. 61
Введение
.
Данное пособие предназначено для подготовки к выполнению задания С2 ЕГЭ по математике. Его целями являются:
- показ примерной тематики и уровня трудности геометрических задач, включенных в содержание ЕГЭ;
- проверка качества знаний и умений учащихся по геометрии, их готовность к сдаче ЕГЭ;
- развитие представлений учащихся об основных геометрических фигурах и их свойствах, формирование навыков работы с рисунком, умений проводить дополнительные построения;
- повышение вычислительной культуры учащихся.
Пособие содержит задачи на нахождение углов между прямыми в пространстве, прямой и плоскостью, двумя плоскостями; нахождение расстояний от точки до прямой, от точки до плоскости, между двумя прямыми. Наличие рисунков помогает лучше понять условия задач, представить соответствующую геометрическую ситуацию, наметить план решения, провести дополнительные построения и вычисления.
Для решения предлагаемых задач требуются знание определений тригонометрических функций, формул для нахождения элементов треугольника, теоремы Пифагора, теоремы косинусов, умение проводить дополнительные построения, владение координатным и векторным методами геометрии.
Каждая задача оценивается исходя из двух баллов. Один балл начисляется за правильное построение или описание искомого угла или расстояния. Также один балл начисляется за правильно проведенные вычисления и правильный ответ.
Вначале предлагается диагностическая работа на нахождение углов и расстояний для различных многогранников. Для тех, кто хочет проверить правильность решения предложенных задач или убедиться в верности полученного ответа, приводятся решения задач, как правило, двумя различными способами и даются ответы. Затем, для закрепления рассмотренных методов решения задач, предлагаются тренировочные работы на нахождение углов и расстояний для каждого из рассмотренных в диагностической работе видов фигур.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2011. Математика. Задача С2. Смирнов В.А. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
Считается, что задача по стереометрии на Профильном ЕГЭ по математике - только для отличников. Что для ее решения необходимы особые таланты и загадочное «пространственное мышление», которым обладают с рождения лишь редкие счастливчики.
Так ли это?
К счастью, всё значительно проще. То, что так красиво называют «пространственным мышлением», чаще всего означает знание основ стереометрии и умение строить чертежи.
Во-первых, необходимо знание формул стереометрии. В наших таблицах «Многогранники » и «Тела вращения » приведены все формулы, по которым вычисляются объемы и площади поверхности трехмерных тел.
Во-вторых - уверенное решение задач по геометрии, представленных в части 1 (первые 12 задач ЕГЭ). Это и планиметрические задачи, и стереометрические .
И главное - для решения задачи 14 вам понадобятся основные аксиомы и теоремы стереометрии. Лучше всего, если вы приобретете учебник по геометрии для 10-11 класса (автор - А. В. Погорелов или Л. С. Атанасян), и ответите на вопросы, список которых приведен ниже. Выпишите в тетрадь определения и формулировки теорем. Сделайте чертежи. Доказывать теоремы старайтесь самостоятельно.
Работая над этим заданием, сформулируйте для себя - чем отличаются определение и признак . Есть, например, определение параллельности прямой и плоскости - и признак параллельности прямой и плоскости. В чем разница между ними?
Очень хорошо, если вы сделаете задание самостоятельно, а затем сверите с ответами. Все ответы можно найти на нашем сайте, в этом разделе.
Программа по стереометрии .
- Плоскость в пространстве .Закончите фразу: Плоскость можно провести через...
(Дайте четыре варианта ответа).
- Расположение плоскостей в пространстве.Закончите фразу: Если две плоскости имеют общую точку, то они...
- Параллельность прямой и плоскости. Определение и признак .
- Что такое наклонная и проекция наклонной . Рисунок.
- Угол между прямой и плоскостью.
- Перпендикулярность прямой и плоскости. Определение и признак.
- Скрещивающиеся прямые. Угол между скрещивающимися прямыми. Расстояние между скрещивающимися прямыми .
- Расстояние от прямой до параллельной ей плоскости.
- Параллельность плоскостей. Определение и признак.
- Перпендикулярность плоскостей. Определение и признак.
- Закончите фразу:а) Линии пересечения двух параллельных плоскостей третьей плоскостью...
б) Отрезки параллельных прямых, заключенные между параллельными плоскостями...
Приведем несколько простых правил для решения задач по стереометрии:
Есть два основных способа решения задач по стереометрии на ЕГЭ по математике. Первый - классический: применение на практике определений, теорем и признаков, список которых приведен выше. Второй -
Примеры решения задач С 2 на ЕГЭ по математике.
Задача С2 относится к задачам повышенного уровня сложности с развернутым ответом.
При выполнении задачи в бланке ответов № 2 должно быть записано полное обоснованное решение и ответ. Требуется, чтобы сделанные выкладки были последовательны и логичны, ключевые моменты решения обоснованы, а математические термины и символы использованы корректно. Задача С2 является стереометрической задачей средней сложности, посильной для большинства успевающих выпускников. Полное правильное решение задачи С2 оценивается 2 баллами.
Оценка выполнения задач второй части проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев, базирующейся на следующих требованиях. Метод и форма записи решения могут быть произвольными, но решение должно быть математически грамотным, полным и обоснованным. При этом оцениваются продвижения выпускника в решении задачи. При решении задачи можно использовать без доказательств и ссылок любые математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, допущенных или рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Построить чертеж, соответствующий условию (по возможности, наиболее наглядный),
Дать характеристику фигуре, вспомнить определение, свойства, признаки,
Определить зависимости между элементами,
Рассуждать от вопроса задачи, постепенно используя данные условия.
В последние годы при решении задач С2 часто требуется найти расстояние:
От точки до прямой;
От точки до плоскости;
Между скрещивающимися прямыми, или найти угол между:
Прямой и плоскостью;
Плоскостями.
Нахождение расстояний при решении задач С2
DEF А1В1С1 D 1 E 1 F стороны основания которой равны 4, а боковые ребра равны 1, найти расстояние от точки В до прямой F 1 E 1.
Решение.
Точка В лежит на прямой АВ, АВ║D 1 Е 1 . Расстоянием между параллельными прямыми является длина их общего перпендикуляра. Построим его.
Т.к. призма прямая, ВD
(DD
1 Е 1), DD
1
D
1 Е 1 , тогда ВD
1
D
1 Е 1 , значит, искомое расстояние от точки В до прямой D
1 Е 1 равно отрезку ВD
1.
Рассмотрим Δ АD Е, ∟D = 90º, D Е = 4, ВЕ = 8 (в правильном 6-угольнике главная диагональ равна удвоенной стороне) ВD =
Из прямоугольного Δ АDD 1 по теореме Пифагора ВD 1 = 7.
В правильной 6-угольной призме АВС DEF А1В1С1 D 1 E 1 F стороны основания которой равны 4, а боковые ребра равны 3, найти расстояние от точки В до прямой С 1 D 1.
В правильной 6-угольной призме в основаниях лежат правильные 6-угольники, сторона равна 4, боковые ребра перпендикулярны основаниям, основания параллельны.
Расстоянием от точки до прямой называется длина перпендикуляра, опущенного из точки на прямую. Проведем плоскость через точку В и прямую С 1 D 1, В сечении призмы плоскостью мы получим равнобедренную трапецию ВС 1 D 1 Е, высота этой трапеции С 1 К – искомое расстояние.
Из Δ ВС 1 С ВС 1 = 5
Рассмотрим Δ ВС 1 К, ∟К = 90º,
Ответ:
3. Длина ребра куба АС 1 равна 1. Найдите расстояние от вершины В до плоскости АСД 1 .
АС 1 – куб, значит, все грани квадраты со стороной 1.
Плоскость АСD
1 – правильный треугольник со стороной
Искомое расстояние – это высота пирамиды ВАСD 1 , опущенная из точки В на плоскость АD С 1 = d .
Найдем объем этой пирамиды двумя способами.
,
или
Ответ:
В правильной 3-угольной пирамиде сторона основания равна 12см. Найдите расстояние от центра основания до боковой грани, если двугранный угол при ребре основания равен π/3.
Решение.
Т.к. пирамида SABCD правильная, в основании лежит правильный треугольник АВС, АВ = 12см, высота SO пирамиды проектируется в центр основания. Боковые грани – равные равнобедренные треугольники, образующие равные двугранные углы при основании.
Построим линейный угол двугранного угла при основании. Проведем ВК АС,
SK
AC
, тогда ∟SKB
линейный угол двугранного угла при основании пирамиды,
∟SKB = π/3 . ОК – радиус вписанной окружности в правильный Δ АВС,
ОК = .
Плоскость SKO перпендикулярна плоскости ASB , т.к. она проходит через две прямые, SK и КВ, перпендикулярные прямой АС, лежащей в плоскостиASB .
Построим линейный угол двугранного угла между плоскостями СДВ и АВС. Проведем ДК перпендикулярно ВС, к – середина СВ (Δ СD В равнобедренный с основанием СВ), тогда КА перпендикулярно СВ (Δ САВ равнобедренный с основанием СВ), ∟АКD – линейный угол двугранного угла.
В плоскости АКD проведем КМ перпендикулярно АD , КМ – искомое расстояние от D А до СВ.
Т.к. Δ САВ = Δ СD В по трем сторонам, АК = D К. т.е. Δ АD К равнобедренный с основанием АD , значит, КМ – высота и медиана Δ АD К.
АМ = МD = 3см, (из Δ АСК)
Из Δ АМК .
МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов»
«Школьник - школьнику»
В.В. Леваков
Решение заданий С2
ЕГЭ по математике
координатно-
векторным методом
Вячеслав Леваков
Решение заданий С2
ЕГЭ по математике координатно-векторным методом
МОУ «СОШ № 34 с УИП»
ЕЩЕ ОДИН ШАГ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ!
Серия «Школьник - школьнику»
В.В. Леваков
Решение заданий С2 ЕГЭ по математике координатно-векторным методом. Методические рекомендации.
Представленный метод решения заключается во введении (привязке к исследуемым фигурам) декартовой системы координат, а затем – исчислении образующихся векторов (их длин и углов между ними).
© Все права защищены.
Автор выражает огромную благодарность своим учителям математики Айвазян Карене Арташовне, Беляковой Елене Анатольене, Хренниковой Наталье Игоревне, которые сыграли большую роль в формировании его знаний умений и навыков при изучении предмета. Отдельные слова благодарности – Ларисе Анатольевне Денисовой, председателю методического объединения учителей математики Заводского района г. Саратова, которая приняла участие в составлении данной брошюры.
Уважаемый читатель!
Если у ученика 11 класса имеются серьезные проблемы с пониманием
определений, с чтением или построением сложного стереометрического
рисунка, если ему никак не удается подобрать необходимые дополнительные
построения, мне кажется, что стоит заняться изучением координатно-
векторного метода. Особенно это актуально в условиях экстренной помощи,
когда до ЕГЭ остается всего лишь 2-3 месяца. Данный курс не претендует на
научность, а является своеобразным методическим пособием при подготовки
к ЕГЭ для выпускника, нацеленного на высокий балл при сдаче экзамена.
Курс является кратким, в нем рассмотрены лишь наиболее часто
встречающиеся типы заданий, как в сборниках, так и в контрольно-
измерительных материалах.
Алгебра - не что иное как записанная в символах геометрия, а геометрия - это просто алгебра, воплощенная в фигурах.
Софий Жермен (1776-1831)
§1. Основные понятия.
Большую роль в развитии геометрии сыграло применение алгебры к изучению свойств геометрических фигур, разросшееся в самостоятельную науку - аналитическую геометрию. Возникновение аналитической геометрии связано с открытием метода координат, являющегося основным ей методом.
Метод координат - весьма эффективный и универсальный способ нахождения любых углов или расстояний между стереометрическими объектами в пространстве.
Решая ту или иную математическую или физическую задачу методом координат, можно использовать различные координатные системы, выбирая ту из них, в которой задача решается проще или удобнее в данном конкретном случае. Существует множество систем координат: аффинная,
полярная, биполярная, коническая, параболическая, проективная,
сферическая, цилиндрическая и др. Наиболее используемая из них - прямоугольная система координат (также известная как декартова система координат). Ею мы и будем пользоваться для решения задач нашего курса.
Данный метод решения заключается во введении (привязке к исследуемым фигурам) декартовой системы координат, а затем – исчислении образующихся векторов (их длин и углов между ними).
Достоинство метода координат состоит в том, что его применение избавляет от необходимости прибегать к наглядному представлению сложных пространственных конфигураций.
Алгоритм применения метода координат к решению геометрических задач сводится к следующему:
o Выбираем в пространстве систему координат из соображений удобства выражения координат и наглядности изображения.
o Находим координаты необходимых для нас точек.
o Решаем задачу, используя основные задачи метода координат.o Переходим от аналитических соотношений к геометрическим.
Для начала разбора метода координат для стереометрических задач рассмотрим что же представляет собой прямоугольная (декартова) система координат в пространстве.
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве –
совокупность точки О (называемой началом координат ), единицы измерения и трёх попарно перпендикулярных прямыхOx, Oy иOz (называемыхосями координат: Ox – ось абсцисс, Oy – ось ординат, Oz – ось аппликат ), на каждой из которых указано направление положительного отсчёта. ПлоскостихОу, уОz иzOx называют координатными плоскостями. Каждой точке пространства ставится в соответствие тройка чисел, называемых еёкоординатами .
Перед решением стереометрических задач координатно-векторным методом стоит запомнить следующие формулы:
1. Нахождение расстояния между двумя точками, заданными своими координатами.
Где d=AB, A(x1 ; y1 ; z1 ), B(x2 ; y2 ; z2 )
2. Нахождение координаты серединыС(x; y; z) отрезкаАВ,
A(x1 ; y1 ; z1 ), B(x2 ; y2 ; z2 )
3. Нахождение косинуса, а, следовательно, и самого угла, между двумя векторами, заданными своими координатами.
где а {x 1 ;y 1 ;z 1 },b {x 2 ;y 2 ;z 2 }.
4. Координаты x, y, z точкиМ , которая делит отрезок,
ограниченный точками (,,) и(,,), в отношении, определяется по формулам
Для решения задач необходимо научиться находить координаты вершин основных многогранников при помещении их в прямоугольную систему координат.
Ниже представлены координаты вершин некоторых многогранников , помещенных в систему координат.
1. Единичный куб A...D1
Координаты вершин:
А (0,0,0), А1 (0,0,1), В(1,0,0), В1 (1,0,1), D(0 ,1 ,0), D1 (0,1,1), С(1,1,0),
С1 (1,1,1).
2. Правильная треугольная призма A…C1 ,все ребра, которой равны 1.
Координаты вершин:
А (0,0,0),А 1 (0,0,1),В(1,0,0),В1 (1,0,1), С(0,5;√ ,0),С1 (0,5;√ ,1).
3. Правильная шестиугольная призма A...F1 , все ребра которой равны 1.
Координаты вершин:
А (0,0,0),А 1 (0,0,1),В(1,0,0),В1 (1,0,1), С(1,5;√ ,0),С1 (1,5;√ ,1), D(1,√ (1,√ Е(0,√ , (0,√ , F(-05, √ 0),
(-05, √ 1).
4. Правильная треугольная пирамида (тетраэдр) ABCD все ребра которой равны 1.
Координаты вершин: | |||||
А (0,0,0),В(1,0,0),С(0,5;√ ,0), D(0,5, | |||||
5. Правильная четырехугольная пирамида SABCD, все ребра которой равны 1.