Вы с любимым уже долгое время вместе, однако, порой вам кажется, что он не всегда полностью откровенен? Но так уж устроены мужчины, что они всегда чуточку сомневаются: можно ли доверять женщине, находящейся рядом. Бывает, что это связано с ранее пережитым любовным разочарованием. Если у вас серьёзные намерения, то ваша главная задача – убедить любимого мужчину в том, что вам можно довериться.

Психология отношений как завоевать мужчину

  1. Искренне интересуйтесь его жизнью.
  2. Старайтесь правильно выражать свои чувства. Обсуждайте с любимым всё в отношениях, что кажется вам неверным. Излагая какие-то факты, избегайте перечисления мелких деталей. Не забывайте, что мужчинам нравятся чётко выстроенные фразы, также похвала и восхищение в их адрес. А вот прямого и резкого осуждения да гиперконтроля они не любят.
  3. Для решения спорных вопросов нужно уметь выбрать подходящий момент. Не стоит это делать, когда он собирается утром на работу, либо звонить ему во время обеденного перерыва, надеясь уладить всё по-быстрому. Если спорный вопрос действительно очень важный, то договоритесь, когда вы сможете без спешки обсудить его.
  4. Прежде, чем выяснять отношения, спрашивайте, что имел в виду любимый и правильно ли вы его поняли. Ведь честный, открытый и уважительный разговор – наиболее эффективный метод, позволяющий избежать разногласий.
  5. Не будьте злопамятны. Не ворошите старые обиды. Не давайте им возможность опять поссорить вас.
  6. Умейте вовремя успокоиться. Даже если вы обнаружили всюду разбросанные его вещи и начали злиться, не кричите и не упрекайте. Вдохните поглубже, включите музыку, пойдите на кухню на минутку-другую, дабы успокоиться. А потом скажите любимому, что вам достаточно неприятно смотреть на разбросанные вещи. Получится, что вы критикуете не самого партнёра, а поступок.
  7. Не выясняйте никогда отношения при посторонних, ибо это огромный удар по мужскому самолюбию. К тому же, это ещё вдобавок и нарушение общепринятых этических правил.
  8. Никогда не бойтесь попросить прощения у любимого. Здесь нет ничего постыдного. Ваше умение признавать свои ошибки вызовет у мужчины доверие к вам.

Известный предприниматель Эван Асано рассказал о своём опыте продаж и о том, как некоторые стратегии можно применить в обычной жизни. Лайфхакер публикует перевод его статьи.

Эван Асано (Evan Asano)

Основатель маркетингового агентства Mediakix.

У профессии продажника не очень хорошая репутация. Да и саму суть продаж часто понимают превратно. Люди обычно думают, что продажники говорят очень быстро, чуть ли не обманом убеждают клиентов заключать сделки и вообще им нельзя доверять. На самом деле, всё как раз наоборот - все продажи строятся на доверии.

В основе продаж лежит умение быстро завоевать доверие людей. Трюки, которые работают в продажах, пригодятся и в обычной жизни.

Главный трюк - это продуманные вопросы.

Направляйте разговор, задавая правильные вопросы, и дайте клиенту выговориться. Так вы сможете определить потребности собеседника и показать, что ваше предложение идеально подходит под его нужды.

Кроме того, когда люди чувствуют, что их внимательно слушают, у них возникает ощущение, что вы их понимаете и одобряете. Это вызывает доверие. А если они вам доверяют, они согласятся заключить с вами сделку.

Как быстро завоевать доверие, опираясь на опыт продаж

Приветствуйте по-дружески

Здоровайтесь тепло, как будто вы уже знакомы и давно не виделись. При этом искренне улыбайтесь - улыбка всегда запоминается. К тому же, когда мы улыбаемся, мы улучшаем собственное .

Говорите медленно

Быстрая речь часто вызывает негативные ассоциации. Собеседнику может показаться, что вы нервничаете или не уверены в том, что говорите. Поэтому старайтесь излучать спокойствие и будьте умеренным в своей речи. Люди лучше реагирует на тех, кто говорит медленно и обдуманно.

Покажите, что у вас есть что-то общее

Эван Асано советует перед звонком потенциальному клиенту заглянуть в его профиль в LinkedIn и других социальных сетях, чтобы найти какие-то общие интересы или общих знакомых. В начале разговора обязательно об этом упомяните. Например: «Я заметил, что вы учились в Х, что вы знакомы с Y». Такие мелочи помогут установить доверие.

Внимательно слушайте

Слушайте так, будто ваш - единственный человек в комнате. Не отвлекайтесь, не смотрите на часы и на телефон. Не перебивайте собеседника и не заканчивайте за него предложения. Перед тем как отвечать, подождите несколько секунд и обдумайте, что вы хотите сказать. Это покажет, что вы действительно слушаете.

Задавайте интересные вопросы

Обычно разговор начинается с типичных вопросов, и это нормально. Но почему бы не пойти немного дальше и после вопроса: «Откуда вы?» не спросить: «Каково было там расти?». А вместо: «Чем вы занимаетесь?», спросите: «Расскажите мне, чем вы занимаетесь».

Задавая вопрос, ведите себя так, будто собеседник сейчас расскажет вам удивительную историю. Возможно, сначала вам придётся притворяться, но со временем вы начнёте замечать в людях больше интересных сторон. Ведь чтобы получить интересный ответ, нужно задать интересный вопрос.

Покажите, что вы цените собеседника

Обычно для этого нужно согласиться с тем, что говорит собеседник.

Асано приводит такой пример из своей практики. Однажды он позвонил одному клиенту, чтобы предложить услуги своего агентства. Клиент сразу же сказал, что эти услуги ему не понадобятся, ведь его бизнес и так успешно развивается. Асано согласился с ним и сказал, что читал о его успехе в одном из ведущих журналов, а потом спросил, как ему удалось добиться таких результатов. Клиент с удовольствием принялся рассказывать о себе и в итоге заключил с агентством Асано сделку.

Если бы Асано попытался убедить клиента в том, что тот никак не обойдётся без помощи его агентства, ничего бы не вышло. Ведь тогда получилось бы, что он не согласен с клиентом, а когда люди чувствуют, что мы с ними не согласны, они подсознательно закрываются и отдаляются от нас. Это худшее, что может произойти.

Вспомните кого-нибудь, кто произвёл на вас хорошее впечатление при знакомстве. Подумайте, почему вам понравился этот человек. Вполне вероятно, он внимательно вас выслушал, и у вас осталось чувство, что вас понимают и ценят.

Бывают в жизни ситуации, когда хочется или просто необходимо сформировать положительное представление о себе и завоевать доверие того или иного человека. Мы хотим понравиться потенциальному партнеру во время знакомства или первого свидания, произвести положительное впечатление на работодателя или делового партнера, подружиться с интересным человеком. Как показывает практика, это не так просто, как хотелось бы, но возможно. Существуют несколько психологических правил поведения, которых следует придерживаться, чтобы привлечь внимание к своей персоне и завоевать доверие окружающих. Вы с легкостью сможете воспользоваться ими.
Правило № 1. Всегда улыбайтесь
Жизнерадостные и улыбчивые люди многого добиваются в этой жизни. Улыбка характеризует вас как открытого к общению, доброжелательного собеседника. Даже если у вас на сердце грусть, улыбайтесь! Это ведь не требует особых усилий, и улучает настроение не только вам, но и людям, с которыми вы общаетесь. Улыбаясь, вы тем самым покажете собеседнику, что вы рады с ним с ним общаться, что он приятен и нравится вам.
Правило № 2. Интересуйтесь делами и состоянием других людей
Речь не идет о навязчивом вмешательстве в жизнь других. Нет, необходимо просто выражать искренне участие и неравнодушие к людям, с которыми вы общаетесь. Только делать это нужно искренне. Ведь все мы наделены интуицией, и человек может различить оттенки фальши в ваших вопросах и почувствует, когда вас интересует именно он как личность, или вы преследуете какие-то личные цели. Старайтесь внимательно и искренне слушать и считаться с мнением собеседника.
Правило № 3. Внимательно выслушайте то, что вам говорят
Если вам задали какой-нибудь вопрос, никогда не перебивайте собеседника, дайте ему договорить. Слушая, старайтесь демонстрировать жестами и мимикой (кивки головой, одобрительная улыбка, выражение заинтересованности в виде поднятия бровей и т.д.), что вам интересно то, о чем он говорит, и ваши точки зрения полностью совпадают.
Правило № 4. Часто употребляйте в обращении имя собеседника
Нет для человека ничего роднее и приятнее, чем его собственное имя. Ваш собеседник непременно оценит то, что вы запомнили его имя, и у вас установятся доверительные отношения.
Правило № 5. Затрагивайте темы, интересующие вашего собеседника
Выбирайте для разговора такие темы, которые интересуют человека, которому вы хотите понравиться, даже если сами вы ими ранее не интересовались. Так Вы сможете показать, что у вас с ним есть общие интересы и похожие взгляды на жизнь. Заодно будет повод задать несколько вопросов собеседнику как знатоку какой-нибудь сферы. Попросите его совета, дайте ему возможность почувствовать себя умным и компетентным человеком, это всегда приятно.
Правило № 6. Позвольте собеседнику почувствовать, что он значим для вас
Искренне дайте понять, что вам этот человек интересен и приятен, что вам хотелось бы продолжить с ним общение в будущем. Несколько к месту сказанных комплиментов и приятных слов (главное, без неискренней лести!) покажут ему, что вам действительно приятно с ним поговорить. Только постарайтесь не переборщить и не будьте слишком навязчивым, пусть инициатива дальнейшего общения исходит не от вас, а от вашего собеседника.

Как завоевать доверие мужчины?

Как завоевать доверие мужчины?

Если отсутствует, и двое не могут быть откровенными между собой и подозревают друг друга в крупных и мелких грехах, ощущение одиночества ждет каждого из них. Если вы хотите, завоевать доверие мужчины к вам, то начните доверять сами. Плюс к этому – 25 способов разрушить стену недосказанности и сомнений, которая возникла между вами, и завоевать доверие мужчины.

Итак, как завоевать доверие мужчины?

  1. Объясняйте свои действия.

    Например, вы со своим бойфрендом Сергеем подолгу ведете телефонные беседы. Для вас ситуация понятна: вы расстались друзьями, теперь у Сергея проблемы с очередной возлюбленной, и он жаждет совета от женщины. Но для вашего мужчины это неочевидно. Ситуацию необходимо прояснять, чтобы завоевать доверие мужчины , а вот докладывать, почему вы так нарядились на простой девичник, излишне. Захотелось – и все.

  2. Открыто говорите о своих чувствах.

    Не только о восхищении или любви – обо всем. В том числе о ваших чувствах, когда он щиплет вас за попу в гостях у вашей бабушки. Говорите уверенно и спокойно («да, я сейчас зла») – без истерик, но и без угодливости.

  3. Разучитесь перебивать.

    Или это у мужчины есть такая привычка - перебивать вас? Не пытайтесь «вылечить» его. Лучше попробуйте писать ему письма. От руки или электронные – не важно. Начать письмо можно словами: «Любимый, прежде чем отвечать на это письмо, прочти его до конца». Помогает. К тому же открытки и записки – это знак внимания. А внимание – шаг к тому, чтобы завоевать доверие мужчины!

  4. Дважды подумайте, прежде чем устраивать .

    «С какой целью?» и «Почему?» – два вопроса, которыми стоит задаться, перед тем как устроить сцену. С какой целью вы собираетесь это сделать? И что, на ваш взгляд, из этого выйдет?

  5. Не допрашивайте его по поводу прошлого.

    Совершая это, вы вынуждаете мужчину врать и защищаться. Чтобы лучше узнать его, задавайте вопросы о его прошлой жизни, на которые он сам с интересом ответит. О вкусах, детстве, желаниях, целях, о пакостях, которые он устраивал первой учительнице. Это еще и определенный тест для вас: если вопросы сочиняете через силу, так ли уж силен ваш интерес к человеку? Выслушивайте ответы, воздерживаясь от резких оценок «плохо» и «хорошо» – категоричные суждения вынуждают людей закрываться.

  6. Научитесь слушать.

    По-настоящему. Не думая параллельно о себе.

  7. Интересуйтесь планами вашего мужчины.

    Он говорил о каких-то ожиданиях, которые связанны с вами обоими? И пускай. Это вовсе не означает, что вы обязаны молниеносно начать «соответствовать». Просто примите его мысли к сведению. А вместе с этим посвящайте его в свои планы: этот прием работает зеркально. Но точно так же, рассказывайте о своих намерениях на счет вас двоих, не настаивайте на мгновенной реакции.

  8. Забудьте о фразе «это не твое дело».

    Есть более тонкие схемы защиты , об этом стоит подумать.

  9. Не старайтесь изменить партнера.

    (Это глобальное правило.) Чем больше, настырнее и чаще вы пытаетесь давить на него, тем больше он будет сопротивляться, и доверие мужчины от этого падает автоматически. Если вы считаете, что контроль необходим, действуйте тонко. Но вообще, не лишним будет спросить себя: если вы не можете расслабиться в ваших отношениях, зачем они вам нужны?

  10. Следите за собой.

    Вы не прочь соврать возлюбленному? Не ждите, что вам будет оказано доверие, которое вы хотите завоевать. Как мы знаем, тайное становится явным всегда. Хитрость, так или иначе, обнаружится.

  11. Будьте реалисткой.

    Если вы регулярно ловите человека на вранье, между вами вряд ли когда-нибудь возникнет искренность и доверие.

  12. Благодарите его.

    Порой достаточно поцелуя в щечку и теплых слов.

  13. Подумайте, как вы проводите время.

    Возможно, между вами уже есть доверие? Показатель элементарный: все, что вы делаете вместе, творится по доброй воле обоих. Уточните в следующий раз у мужчины, правда ли он хочет идти на концерт ваших любимых рокеров, или он делает вам приятное.

  14. Играйте в игры.

    От шашек до городков и «городов». Если игра массовая, постарайтесь быть в одной команде.

  15. Подмечайте общие черты.

    Чем больше найдете, тем лучше. Следующий этап – обязательно расскажите партнеру о результатах поиска и порадуйтесь вместе.

  16. Хвалите его.

    По поводу и без, за грамотно прибитую полочку и красивый галстук. Прибивать полку в галстуке – это ведь так сексуально!

  17. Создавайте комфорт.

    Пододвиньте сахарницу, разверните ноутбук, когда вы вместе смотрите фотографии из отпуска. Сложно? Нет! Такая атмосфера тепла очень полезна для отношений между мужчиной и женщиной.

  18. Обязательно говорите о том, что вам не нравится в мужчины.

    Но никогда не позволяйте себе этого в обществе третьих лиц. Никаких при посторонних, никакого крика или обсуждения личных проблем. Если выясняете отношения так, что искры летят, а тут подруга зашла на чай? Упаси вас бог звать ее в судьи: подруге станет неловко, а мужчина не простит. Остросюжетные сцены при посторонних зрителях хороши только в кино.

  19. Говорите о сексе.

    Специалисты еще не вычислили формулу, которая связывает его качество (и количество) и доверие между мужчиной и женщиной . Поэтому, чтобы завоевать доверие мужчины , обсуждайте с ним вашу интимную жизнь.

  20. Вместе придумайте ритуалы для двоих.

    Или придумайте сами, но дайте ему понять их значение. К примеру, пальцем постучать по мочке уха означает «дай мне договорить, пожалуйста». Если не очень с фантазией, почитайте о ритуалах… да хотя бы американских индейцев!

  21. Не забывайте о значении ласковых слов и объятий для отношений между мужчиной и женщиной.

    Это необычайно важно. Специалисты заметили: чем больше соприкосновений вне постели, тем сильнее /доверие между мужчиной и женщиной/. И напротив, растущая дистанция наблюдается по сокращению количества прикосновений и объятий. Вообще, считается, что обниматься следует минимум восемь раз в день. И это минимум!

  22. Чтобы завоевать доверие мужчины - сами оказывайте ему доверие.

    Если уж мужчина совсем подло врет, то со временем это откроется и без ваших стараний. Этот риск есть всегда.

  23. Не обсуждайте мужчину с его друзьями.

    Да и с подругами не стоит перемывать ему косточки. Подумайте, чего больше хочется – сохранить глубину отношений между вами и завоевать доверие или излить душу.

  24. Дайте ему понять: он и его поступки не одно и то же.

    Его вы любите и принимаете, но свое небезупречное он сможет изменить сам. Если только захочет.

  25. Смотрите в глаза.

    Научитесь не отводить взгляд, когда объясняетесь в любви, говорите о том, что вас не устраивает, когда просите его о чем-то. Это приумножает эффект слов.

У кризиса, к которому может прийти доверие между мужчиной и женщиной , бывает несколько причин:

  1. Вы ведете себя неискренне, и партнер это чувствует.
  2. Мужчина начал вам врать.
  3. Вы стали чересчур контролировать его, или он начал контролировать вас.
  4. Вы не уверены в себе, в ваших отношениях или в своем статусе в паре.
  5. Вы попросту мнительны.

Каждый из нас оказывался в ситуации, когда мы приходили в новый коллектив — и нужно было не просто в нем адаптироваться, а за короткое время стать членом команды. Это нелегко, и особенно для нового руководителя. Перед ним стоят сложные задачи, выполнить которые без доверия подчиненных невозможно.

Так, успешный и опытный топ-менеджер пришел в известную компанию начальником департамента. Контракт, который почти завалил его предшественник, нужно было «вывести из крена». Совет директоров поставил задачу: сделать это в самые короткие сроки. На первом совещании с менеджерами, он призвал их бросить все силы на этот контракт, стратегически важный для компании: «На наше подразделение — все надежды. Поэтому я предлагаю продлить рабочий день и пожертвовать выходными: объем работы таков, что другого пути у нас нет». В конце он спросил, какие есть пожелания. Люди наперебой стали предлагать свои подходы к работе, но топ выслушал нескольких и сказал: «Я уже все продумал, все рассчитал. Сейчас у нас нет времени на эксперименты».

В субботу, после обеда, он приехал в офис и увидел, что многие не вышли на работу, а из тех, кто был на местах, работали всего двое — остальные только делали вид. Так же неохотно и непродуктивно они работали всю следующую неделю. Не было того энтузиазма, на который рассчитывал топ-менеджер, обрисовав перспективы и пообещав материальное вознаграждение. Кроме того, между сотрудниками назрел скрытый конфликт. Те, кто работал внеурочно, были недовольны тем, что остальные решили отсидеться дома за их счет. Но, несмотря на общее недовольство, топ ничего не предпринимал, бодро расхаживал по офису и делал вид, что все идет, как надо. Он не хотел «раскачивать лодку», боясь ухудшить отношения. Поэтому занял нейтральную позицию и старался быть лояльным со всеми.

Через десять дней после того, как топ-менеджер приступил к работе, его вызвал председатель совета директоров. Прилетев из-за границы, он хотел узнать, как продвигаются дела с контрактом. Но топ отправил отчитываться своего зама, а сам поехал на переговоры, которые без труда мог бы отменить. При этом он понимал, что они выбились из графика — и генеральный, скорее всего, устроит разнос, — то есть в прямом смысле слова подставил своего зама. В конце недели тот принес заявление об увольнении: «Перехожу в другую компанию. — Как же так? У нас такие грандиозные планы! — Почему мы должны этому верить? Все прекрасно понимают, что нас просто хотят использовать: Вам нужно „набрать очки“ и оправдать надежды руководства. А проект закончим — Вы приведете свою команду. И где будем мы? Поэтому скажу честно, не только я, но и другие думают уходить».

Топ был удивлен. Ему казалось, он так убедительно выступил на первом совещании, что люди должны вкладываться в работу. Ведь было обещано увеличение финансирования, продвижение по карьерной лестнице и другие бонусы. Но, получив карт-бланш от высшего руководства, так и не смог мобилизовать сотрудников и спасти контракт. Почему?

Кред и т доверия

Новый топ-менеджер не получил кредит доверия, потому что сам не сделал «первоначальный взнос». Тайна доверия также проста, как тайна хороших отношений: человек должен не только получать, но и отдавать. Это как с банковским счетом: чтобы получать доход, надо вкладывать деньги. И тот, кто хочет получать большие дивиденды, должен вначале вложить крупную сумму.

Но топ-менеджер не доверился профессионализму подчиненных. У него были свои представления о том, как нужно действовать, чтобы «вытащить» контракт. Поэтому он отклонил их предложения, отнесся к ним лишь как к простым исполнителям, а не как к профессионалам, у которых уже было немало наработок, идей и соображений по этому поводу. Получилось, что, он ударил их по больному месту, не дав тот кредит доверия, на который они по праву могли рассчитывать. И в результате обесценил их личную инициативу. Если сотруднику отказано в доверии, то автоматически с него снимается и ответственность. Он становится пассивным и совершенно равнодушным к результатам своего труда.

У доверия есть две составляющие: рациональная и эмоциональная. К первой относится уверенность в том, что другой способен выполнить взятые на себя обязательства. Она основывается на оценке его компетентности, результативности, а также последовательности и предсказуемости. Эмоциональная составляющая основана на общности ценностей и мотивов, на симпатии к партнеру и вере в то, что он не подведет, наконец, на открытости, так необходимой для успешного решения проблем.

Соответственно всегда есть риск потерять свои вложения на двух уровнях: психологическом и материальном. Если человек не оправдал наших ожиданий, мы можем испытать большое разочарование: «Я полностью доверял, а он так со мной обошелся!» И можем сожалеть о неоправданных материальных вложениях, если потратили свое время, силы, деньги, а желаемых результатов нет. И, тем не менее, доверительные отношения надо начинать с рискованного аванса.

И н-группа

Развитию доверия способствует сходство: осознание, что мы принадлежим к одной группе — и отличаемся от всех остальных. Обнаружив, что другой чем-то похож на нас, — все равно, в чем именно сходство, — мы склонны включить его в «ин-группу», как ее называют психологи, — даже если только что познакомились. Если он кажется похожим, а, следовательно, понятным, предсказуемым, то мы думаем, что можем ему доверять как себе и другим «таким же, как мы». Членов своей «ин-группы» мы предпочитаем видеть в хорошем свете, считая их привлекательнее и лучше других.

Поэтому топ-менеджеру нужно было уже в первые дни найти точки соприкосновения. Тем более были общие трудности, которые могли стать объединяющим фактором. Обычно они убирают защитные барьеры, создают чувство солидарности и близости — как у солдат, которые сражаются с общим врагом. Но новый топ выстроил дистанцию и противопоставил себя другим: я — начальник, а вы — подчиненные. Раздав задания, он сам остался в стороне. Не задерживался на неделе, не вышел в выходные, а только приехал проконтролировать. Хотя в этой ситуации нужно было работать на равных. Сразу заявить партнерские отношения и постоянно взаимодействовать с рабочей группой. Именно такое — реальное — позиционирование, а не заигрывание с людьми, позволило бы стать членом их «ин-группы».

Когда создается рабочая группа, соблазнительно поддерживать в ней только профессиональные отношения. Но люди, которых связывает не только работа, с большей вероятностью смогут ладить между собой, когда у них возникнут разные мнения и даже конфликты. В командах, где практикуется строго официальное общение, отношения бывают ровными, уважительными, но никакой тесной связи между коллегами не возникает. Спорят и ссорятся они реже, избегают конфликтов, но остаются при своем мнении и действуют по-своему даже в ситуациях, которые требуют согласованных действий.

В команде должно быть точное распределение ролей. Это усиливает не только рациональную, но и эмоциональную составляющую доверия. Повышается предсказуемость действий, формируются общие критерии оценки, поддерживается единство целей. Командный «кодекс», сценарии действий в критических ситуациях, договоренность о взаимозаменяемости в форс-мажорных обстоятельствах — все это дает уверенность в надежности команды. Но если это не находит поддержки в каждодневной практике, то уверенность уходит. Для развития доверия необходимо постоянное взаимодействие, организация взаимопомощи, а главное — реальные успехи.

Сложная с и туац и я

Кредит доверия, который возник «при хорошей погоде» и еще не прошел проверку на прочность, — не более чем надежда. Уверенность в другом человеке появляется, когда уже пришлось вместе пережить критические ситуации и успешно с ними справиться. Поэтому важно, чтобы во время испытаний руководитель показал умение и договориться о целях, и оценить работу, и обсудить сложные моменты.

В нашем примере, когда сложилась неблагоприятная ситуация и нужно было отчитаться перед владельцем компании, топ-менеджер фактически уклонился от этого и, как щитом, прикрылся своим замом. Поэтому сотрудники поняли: если снова возникнут трудности, он будет подставлять других. Безусловно, если бы топ принял этот вызов «на ковер» и взял на себя большую часть удара, то всем бы стало ясно: это — командир, с которым «можно идти в разведку».

Бл и зость, открытость, уязв и мость

Когда мы имеем дело с людьми, с которыми у нас сложились непосредственные, близкие отношения, у нас есть взаимный кредит доверия. Мы можем противоречить друг другу, но при этом знать, что эмоционально мы друг друга поддерживаем, даже если наши мнения расходятся. В профессиональной сфере — это решающий фактор. И, конечно, нужно учесть, что доверительные отношения нуждаются в равновесии близости и дистанции. Доверие — это готовность быть зависимым от других людей в ситуации неопределенности и в ожидании определенной выгоды от этого. Тот, кто доверяет и приближается к другому, становится зависимым, но и тот, кому доверяют, затянут в тесный корсет чьих-то ожиданий — он должен им соответствовать. Иногда отказ от них приводит к разрыву близких отношений. Поэтому многие боятся близости. Многие уверены: тот, кто показывает свою уязвимость, ставит себя в слабое, подчиненное положение и становится беззащитным. Считается, что, демонстрируя свои страхи и слабости, мы отдаем другому власть над собой. Но без близости доверие возникнуть не может — только когда ты открываешься и показываешь свою уязвимость, люди начинают тебе доверять. Если обе стороны отключили механизмы защиты, возникает предпосылка для эмоционального контакта. Если с самого начала открыто говорить о том, что на самом деле, думаешь и чувствуешь, удастся создать доверительную атмосферу и наладить эффективное взаимодействие. Уязвимость — инструмент того, кто доверяет, с ее помощью можно запустить отношения доверия. Но только не в форме требования: «Нужно, наконец, доверять!»

Поэтому топ-менеджеру нужно было показать, что расстроен ситуацией, которая ставит его в очень шаткое положение. Признать, что поспешил с обещаниями руководству, думая, что контракт будет готов через месяц. Не быть «железным дровосеком», а сказать, что находится в некоторой растерянности и хотел бы посоветоваться. То есть быть открытым и уязвимым, не бояться показать свою слабость, но при этом говорить о своих реальных переживаниях, а не пытаться манипулировать.

Прямота, ясность, конкретность

Многие начальники уверены, что у них с сотрудниками — доверительные отношения, ведь сами они всегда приветливы и открыты к общению. Но любезность не может стать основой для доверия, у нее есть обратная сторона: тот, кто всегда мило улыбается — непредсказуем, ведь во время столкновений он неохотно «раскрывает карты» и не разбирает конфликт, а только призывает всех к примирению. Поэтому, если возникает щекотливая ситуация, сотрудники не спешат обращаться к такому начальнику. Так и наш «любезный» топ-менеджер старательно сглаживал конфликты, считая, что основной принцип командной работы — «не раскачивать лодку». Хотя от него требовалась не обходительность, а внутренняя независимость и умение говорить о проблемах прямым текстом. Конечно, приятно, когда начальник поддерживает почти дружеские отношения с сотрудниками, но в напряженный период это поведение ничего не стoит. Когда много поставлено на карту, как доверять тому, кто обычно увиливает от любого конфликта и идет по пути наименьшего сопротивления?

Чтобы создать атмосферу доверия, нужно занимать конкретную позицию, а не ходить вокруг да около, пытаясь обогнуть все углы и никого не обидеть. Руководителю не стоит замалчивать проблему: «Нет причины для беспокойств. Мы справимся». Доверие вызовет скорее строгий, требовательный и даже грубый шеф, чем любезный, уступчивый и сговорчивый. Сотрудники знают: «Если ему что-то не нравится, он скажет об этом прямо. Поэтому, если молчит, можно быть уверенным, что все в порядке. А уж если хвалит, то значит, действительно, оценил проделанную работу, а не выдает порцию дежурных похвал».

Доверия не будет без мужественного обращения к неприятным темам.Тот, кто впервые заговаривает о неприятных вещах, только когда его прижали к стенке, вредит своей репутации. Топ-менеджер понимал, что проект, который он должен «реанимировать», все еще под угрозой срыва. Но не говорил об этом открыто, пока владелец компании не потребовал отчет. И вместо того, чтобы поддержать своего зама, который один выслушивал угрозы высшего руководства, публично обвинил его: «Вы плохо подготовились и подвели весь департамент». Не удивительно, что и зам и другие сотрудники почувствовали, что с ними обошлись в высшей степени нечестно. А руководитель уничтожил даже тот небольшой кредит доверия, который получил авансом.

Чтобы человеку, и особенно начальнику, заслужить доверие, нужно, во-первых, говорить о неприятных темах, причем делать это не просто вовремя, а честно, конструктивно и благожелательно. А во-вторых, обсуждать проблему с теми сотрудниками, которые связаны с ней напрямую.

Отказ от краткосроных результатов

Чтобы повысить уровень доверия, нужно отказаться от привычных ходов и уловок, которые приносят краткосрочные «бонусы» (когда мы замалчиваем недостатки продукции перед клиентами, получаем признание шефа, украв идею у коллеги и т.п.), а потом суммируются и наносят ущерб репутации, отягощают наши отношения с людьми. Это хорошо показано с помощью теории игр: тот, кто слишком увлечен своими интересами и выигрывает каждый кон, злит партнеров — и лишает себя шанса продолжить игру в команде. Тому, кто играет слишком эгоистично, рассчитывая на быстрый выигрыш, придется все время искать новых партнеров и на этом терять время. Поэтому в итоге он добьется меньше, чем тот, кто строил доверительные, взаимовыгодные отношения.

Если бы топ-менеджер выстроил не только ближайшую перспективу по реализации проекта, но и планировал работу департамента на два-три шага вперед — говорил о будущих проектах, о том, как видит в них каждого сотрудника — то у людей не возникло бы ощущения, что из них просто «выжимают соки». Тогда они бы не думали, что единственная цель топа — самоутвердиться и закрепиться на новом месте.

Неудачный опыт

Сотрудники решили, что новый руководитель, скорее всего, поведет себя так же, как предыдущий, — не выполнит своих обещаний. И, в общем, понятно, почему: доверие возникает сложно, а недоверие — легко: отрицательный опыт обобщается по трем направлениям. Во-первых, человеку не доверяют не только в той области, где он однажды обманул, но и в других вещах. Во-вторых, обобщается сам неудачный опыт: «Никогда больше не доверю свой багаж!» В-третьих, это недоверие распространяется на людей, которые оказались свидетелями неудачного опыта или узнали о нем из достоверных источников.

Прошлые разочарования отягощают развитие отношений: сотрудники недоверчиво относятся к планам руководства. И чаще всего в это «базовое недоверие» включается весь опыт общения с топ-менеджментом: несдержанные обещания, бесцеремонность, беспринципность, отсутствие поддержки и подстраховки, забытые гарантии карьерного роста и т.п. Неудачный опыт сказывается не только на сотруднике, которого это коснулось напрямую, но и на широком круге его коллег: возникает общее настроение недоверия.

Что же делать, чтобы создать культуру доверия в команде, отделе или во всей компании? Нужно вкладываться в доверие, несмотря на разочарования. Это сложно, потому что большинство людей не выдерживают, если их усилия долго не дают результатов. Тем более, если кажется, что другие опять играют не по правилам, а исходя из своих интересов. Чтобы вместо атмосферы доверия между руководителем и сотрудниками не возникла неприязнь, важно вести открытую, честную игру: во время конфликтов занимать конкретную позицию, а не ходить вокруг да около, свободно обсуждать неприятные темы, а не замалчивать их до поры до времени. Нужно предлагать конструктивную линию поведения, приемлемую для обеих сторон, чтобы все понимали: руководитель настроен на взаимовыгодное, продолжительное сотрудничество. Выбрать оптимальный баланс между близостью и дистанцией. Доверие, как и недоверие, тесно переплетено с мотивами и намерениями — и если они достаточно прозрачны, если степень открытости руководителя достаточно высока, то у него есть все шансы завоевать доверие.