Форма № ЗП-образование утверждена приказом Росстата от 30 ноября 2015 г. № 594. Там же вы найдете указания по ее заполнению. Статья поможет избежать ошибок при заполнении формы.
Карина СТЕНЕЧКИНА , Бухгалтер
Общие правила
Сведения о численности работников образования и об оплате их труда представляют:
- учреждения, подведомственные Минобрнауки России, профильным органам исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления. Они отчитываются как в территориальный орган Росстата по своему местонахождению, так и в соответствующие органы управления в сфере образования (по принадлежности);
- организации образования, не упомянутые выше. Они направляют отчет в территориальный орган Росстата по своему местонахождению, а также учредителю.
Форму № ЗП-образование лучше заполнять в электронном виде. Сдавайте сведения в течение 10 дней по завершении каждого отчетного периода (квартала). То есть в текущем году первую отчетность нужно представить не позднее 10 апреля.
Самая емкая отчетность по-прежнему будет у образовательных учреждений, которые реализуют программы нескольких видов. Ведь по каждому из них информацию о работниках придется отражать отдельно.
Основные изменения
Раньше надо было заполнять похожую форму, утвержденную приказом Росстата от 19 ноября 2014 г. № 671. Отдельные отличия, которые вы заметите в новом варианте, носят технический характер. Так, термин «договоры гражданско-правового характера» заменен на «гражданско-правовые договоры».
Существенно изменился порядок заполнения строки 14. Раньше здесь приводили сведения о педагогах дополнительного профессионального образования (ДПО), обучающих специалистов со средним профессиональным образованием. Теперь - о педагогах ДПО, занимающихся с теми, кто имеет или получает среднее профессиональное и (или) высшее образование. Выделите из строки 14 информацию о преподавателях и укажите ее по строке 15. А данные о мастерах производственного обучения уточните в строке 16.
Изменения, касающиеся других строк, на порядок их заполнения не влияют (см. таблицу).
Категории работников
В расшифровках для отнесения работников к той или иной категории появилось новое определение научных сотрудников. К ним отнесены:
- главные научные сотрудники;
- ведущие научные сотрудники;
- старшие научные сотрудники;
- научные сотрудники;
- младшие научные сотрудники.
Перечень типов организаций
По сравнению с 2015 годом изменился и перечень типов организаций, которые охвачены федеральным статистическим наблюдением в сфере оплаты труда отдельных категорий работников. В частности, расширена группировка 3 «Образовательные организации». Так, организации СПО заменены на организации, реализующие программы СПО.
Заполнение отчета
В графе 1 основной табличной части формы № ЗП-образование приводят данные о средней численности работников списочного состава или среднесписочной численности работников за отчетный период, в графе 2 - данные о средней численности внешних совместителей.
Среднесписочную численность работников определите по правилам пункта 81.6 Указаний по заполнению формы № П-4, утвержденных приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428. Используйте данные ежедневного учета списочной численности сотрудников. Их нужно предварительно уточнить, сверив с информацией из приказов:
- о приеме, переводе на другую работу;
- о прекращении трудового договора.
За каждый день истекшего периода с начала года необходимо:
- распределить работников списочного состава по категориям персонала;
- суммировать по категориям начисленную за этот период заработную плату.
Пример №1.
Вшколе-интернате 27 педагогов.
Это директор, четыре его заместителя, восемь учителей-предметников, два социальных педагога, три учителя начальных классов, пять воспитателей, один педагог дополнительного образования и один педагог-организатор.
Причем директор и один из его заместителей одновременно являются учителями-предметниками. Кроме того, есть медицинский и вспомогательный персонал.
Чтобы подготовить отчет за I квартал 2016 года, бухгалтер суммировал среднесписочную численность работников по каждой категории за январь - март 2016 года и разделил полученное число на 3.
Так, среднесписочная численность учителей в I квартале 2016 года составляла:
- 20 человек за 31 календарный день января;
- 22 человека за 29 календарных дней февраля;
- 21 человек за 31 календарный день марта.
Следовательно, среднесписочная численность учителей за I квартал составила 21 человек [(20 чел. + 22 чел. + 21 чел.) : 3 мес.]. Полученный результат бухгалтер отразил по строке 06 формы № ЗП-образование с одним десятичным знаком (21,0).
Ниже приведен пример в конфигурации «1С:Зарплата и управление персоналом редакция 3.1»
Если учреждение осуществляет деятельность в сфере здравоохранения, то в настройках расчета зарплаты необходимо включить функцию «Предприятие социальной сферы».
Рис.1. Настройка
В открывшемся окне ставим галку напротив пункта «Предприятие социальной сферы» и выбираем из списка «ЗП-Здрав (Сфера здравоохранения)».
Рис.2. Включение функции сдачи отчетности
Рис.3. Настройка должностей
Если ведется штатное расписание, то у каждой позиции нужно заполнить пункт «Категория должности для ЗП-Здрав». Для этого открываем каждую позицию штатного расписания и на вкладке «Дополнительно» заполняем пункт «Категория должности» так же как указано в должности для данной позиции. В нашем случае в должности «Главный экономист» заполнено как прочий персонал, соответственно так же выбираем и здесь.
Рис.4. Настройка позиции штатного расписания
Так же все данные по численности сотрудников можно проверить с помощью отчета «Среднесписочная численность», данный отчет находится на вкладке «Кадры» - «Кадровые отчеты» - «Среднесписочная численность».
Рис.5. Среднесписочная численность
После как заполнили все необходимые данные можем формировать отчет «ЗП Здрав», для этого заходим «Отчетность» - «1С - Отчетность» нажимаем «Создать», выбираем вид отчета «Статистика» - «ЗП – Здрав».
Рис.6. Создание отчета
После того, как откроется отчет, нажимаем заполнить и смотрим результат. Так же по кнопке «Отправить» можем отправить отчет в статистику, если подключен сервис 1С – Отчетность.
Рис.7. Результат формирования ЗП – Здрав
Петропавловский Владислав. Специалист Линии консультаций
размер шрифта
ПРИКАЗ Росстата от 30-10-2012 574 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО... Актуально в 2018 году
Указания по заполнению формы N ЗП-образование
1. Респондентами по форме федерального статистического наблюдения N ЗП-образование являются юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) - организации, осуществляющие деятельность в сфере образования, независимо от ведомственной принадлежности государственной и муниципальной форм собственности:
Дошкольные образовательные учреждения,
2. Сведения по форме N ЗП-образование предоставляются респондентами, подведомственными органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, и Министерству образования и науки Российской Федерации, - в территориальный орган Росстата по месту нахождения, а также в соответствующие органы управления в сфере образования (по принадлежности) в сроки и адреса, указанные на бланке формы.
Организации и учреждения образования (кроме подведомственных органу местного самоуправления, осуществляющему управление в сфере образования, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему управление в сфере образования, и Министерству образования и науки Российской Федерации) предоставляют форму в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения и учредителю.
По строке 19 указываются сведения о научных работниках образовательных учреждений высшего профессионального образования, из которых по строке 20 выделяются научные сотрудники.
Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью ( , ФЗ N 127-ФЗ от 23 августа 1996 года). Правовые основы оценки квалификации научных работников и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, и обеспечиваются государственной системой аттестации (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 198-ФЗ).
К исследователям относятся работники, профессионально занимающиеся научными исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, процессов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Для выполнения этих функций требуется законченное высшее профессиональное образование. В категорию исследователей включается также административно-управленческий персонал, осуществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом (в том числе руководители (заместители руководителей) научных организаций и подразделений, выполняющие научные исследования и разработки).
К научным сотрудникам относятся работники, осуществляющие научное руководство проведением исследований и разработок по научным проблемам фундаментального и прикладного характера и (или) непосредственно участвующие в их проведении: главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, младший научный сотрудник и др.
По строке 21 - указываются сведения о научных работниках образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, из которых по строке 22 выделяются научные сотрудники.
По строкам 23 - 25 приводятся сведения о врачах, среднем и младшем медицинском персонале. Образовательные учреждения проставляют сведения по этим строкам только в том случае, если указанные медицинские работники являются штатными работниками, т.е. состоят в списочном составе образовательного учреждения или работают на условиях штатного совместительства (внешние совместители).
По строке 26 отражается информация о работниках, деятельность которых относится к сфере культуры, работающих в образовательных учреждениях, т.е. состоящих в списочном составе образовательного учреждения или работающих на условиях штатного совместительства (внешние совместители). По данной строке отражаются сведения о библиотечных работниках, художественных руководителях и т.п. в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2011 N 251н). При этом следует иметь в виду, что руководителя структурного подразделения, например, библиотеки, надо относить к категории "руководящие работники", т.е. сведения о них должны отражаться по строке 03.
По строке 27 отражаются социальные работники (в тех учреждениях, в которых предусмотрены такие должности).
По строке 28 приводится обслуживающий персонал, т.е. административно-хозяйственный персонал (бухгалтерия, канцелярия и т.д.) и другие работники, которые не вошли в предыдущие категории персонала, т.е. не отражены в строках 2 - 27.
21. При заполнении формы должны выполняться следующие контроли:
Гр. 3 > = гр. 4 по всем строкам
гр. 3 = сумме граф 6 - 8 по всем строкам
гр. 5 = сумме граф 9 - 11 по всем строкам
Стр. 01 = сумме строк 02 - 05, 07, 08, 11, 14, 17 - 19, 21, 23 - 28.
Перечень типов учреждений социальной сферы и науки для сбора и разработки итогов федерального статистического наблюдения о численности и средней заработной плате отдельных категорий работников социальной сферы, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
Код | Наименование группировки |
1 | 2 |
3 | Образовательные учреждения |
3.1 | Дошкольное образовательное учреждение |
3.1.1 | Дошкольные образовательные учреждения |
3.1.2 | Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в части, касающейся дошкольного образования |
3.2 | Общеобразовательное учреждение |
3.2.1 | Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в части, касающейся начального общего образования |
3.2.2 | Общеобразовательные учреждения и школы-интернаты |
3.2.3 | Кадетские учреждения |
3.2.4 | Общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой |
3.2.5 | Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья |
3.2.6 | Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением |
3.2.7 | Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении |
3.2.8 | Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи |
3.3 | Учреждение начального профессионального образования |
3.3.1 | Образовательные учреждения начального профессионального образования |
3.3.2 | Учреждения начального профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний |
3.3.3 | Специальные профессиональные училища |
3.4 | Учреждение среднего профессионального образования |
3.4.1 | Образовательные учреждения среднего профессионального образования |
3.5 | Учреждение высшего профессионального образования |
3.5.1 | Образовательные учреждения высшего профессионального образования |
3.6 | Учреждение дополнительного профессионального образования |
3.6.1 | Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование |
3.6.2 | Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для специалистов, имеющих высшее профессиональное образование |
3.7 | Учреждение дополнительного образования детей |
3.7.1 | Центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеские центры, детские (подростковые) центры, детские экологические (оздоровительно-экологические, эколого-биологические) центры, детские морские центры, детские (юношеские) центры, детские оздоровительно-образовательные (профильные) центры |
3.7.2 | Дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств) |
3.7.3 | Дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств) |
3.7.4 | Станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детские экологические (эколого-биологические) станции |
3.7.5 | Детские школы искусств, в том числе по видам искусств |
3.7.6 | Детско-юношеские спортивные школы |
3.7.7 | Специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва |
3.7.8 | Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы и специализированные адаптивные детско-юношеские спортивные школы |
3.7.9 | Детско-юношеские клубы физической подготовки и адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки |