Предпосылки и особенности реформ Петра 1

Предпосылки реформ Петра 1

1. Отставание России в социально-экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран

2. Активно-волевая деятельность Петра 1, ориентирование на преобразования в стране

3. Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта

4. Предшествующее развитие страны в 17в. Попытки реформ царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича

5. Поездка Петра 1 в Европу - «Великое посольство» 1697-1698 гг.

Сущность реформ

В основу преобразований Петра 1 были положены следующие идеи:

1. Служения отечеству как высшей ценности для монарха

2. Общего блага, «народной пользы» как цели этого служения

3. Практицизма и рационализма как основы деятельности

Особенности реформ

1. Масштабность реформ и распространение новшеств на различные сферы жизни

2. Бессистемность, отсутствие какого-либо плана реформ

3. Подражание западно-европейским политическим традициям и институтам (политическая модель "регулярного государства" Дж. Локк)

4. Многие начинания небыли доведены до конца

5. Стремление к полному государственному контролю за жизнью общества

Схема характерные особенности петровских реформ

Экономические реформы Петра 1

Особенности

Создание мануфактурной промышленности

XVII в. - около 30 мануфактур

Первая четв. XVIII в. - более 200 мануфактур

Принудительное обеспечение мануфактур рабочей силой на основе подневольно-крепостнического труда в соответствии с указами Петра I:

1703 г. - о приписных крестьянах, которых приписывали к мануфактурам для работы за счет государственной подати

1721 г. - о посессионных крестьянах. Владельцам мануфактур разрешалось покупать для работы крепостных крестьян

Осуществление в экономической сфере государственной политики

Политика меркантилизма - экономическая политика государства направленная на накопление средств внутри страны

Политика протекционизма - составная часть политики меркантилизма, направленная на ограждение экономики страны от иностранной конкуренции

Активное вмешательство государства в торговую деятельность русского купечества

1. введение государственной монополии на продажу ряда товаров (соль, табак, хлеб, лен, смола, воск, железо и др.);

2. принудительное переселение купцов в новую столицу - Санкт-Петербург, большие подати и повинности в пользу государства

Государственно-административные реформы Петра 1

Упразднение Боярской Думы

Учреждение Сената с законодательными и контрольно-финансовыми функциями

Замена старых управленческих органов - приказов - на новые - коллегии

1718- 1721 гг.

Реформа местного управления - образование губерний

Упразднение патриаршества и введение государственного управления Православной церковью посредством нового органа - Святейшего Синода во главе с обер-прокурором

1700 г. 1720 г.

Создание карательных государственных органов тотального контроля за функционированием общества - фискалов и прокуратуры

1714 г. 1722 г.

Изменение системы престолонаследия. Теперь монарх сам назначал себе преемника

Провозглашение России империей

Схема органы власти и управления

Военные реформы Петра 1

Введение рекрутской повинности в отношении податных сословий в качестве основного принципа комплектования массовой регулярной армии. Просуществовала в России с 1705 по 1874 г.

Начало подготовки отечественных офицерских кадров. Для них открываются:

Школа математических и навигатских наук (1701)

Инженерная школа (1712)

Артиллерийская школа (1701)

Медицинская школа (1707)

Создаются новые воинские уставы. Вводится новая единообразная форма, ордена и медали, повышения в чине за воинские отличия

Осуществляется перевооружение армии, создаются новые виды вооружения - гранаты, ружья со штыком, мортиры

Создан военно-морской флот

Социальные реформы Петра 1

В период осуществления петровских реформ произошли изменения в положении социальных групп и в социальносословной структуре российского общества:

Социальная группа

Реформы, преобразования

Завершение процесса формирования дворянского сословия

Введение обязательной службы для дворян, при которой принцип происхождения («породы») заменен принципом выслуги

Новое иерархическое деление внутри дворянского сословия (14 классов) на основании "Табели о рангах" (1722)

Учреждение майората, т. е. запрета на дробление поместий при наследовании. Окончательное правовое слияние вотчин и поместий

Горожане (жители посадов)

Городская реформа Петра I (1699- 1720):

1. Приведение к единообразию социальной структуры города

2. Внедрение западноевропейских социально-городских институтов в русских городах (посадах)

3. Разделение жителей города попрофессиональному признаку на цеха и гильдии

4. Управление городом через ратушу и магистраты

Крестьяне

Согласно реформе крестьяне были поделены на 3 основные категории (сословия):

1. Государственные крестьяне (сформировано новое сословие) - в эту категорию по тягловому (налоговому) принципу были объединены однодворцы Юга, черносошные крестьяне Севера, ясачные крестьяне Поволжья и Сибири

2. Помещичьи (частновладельческие) крепостные крестьяне

3. Холопы, существовавшие с периода Древней Руси, переведены в разряд в крепостных крестьян

Реформы Петра 1 в духовной сфере

Преображение государства и общества в результате петровских реформ

Что стало

Положительный эффект

Отрицательный эффект

Веками складывавшийся политический строй с его архаичными институтами власти (Боярская Дума, приказы, уездно-воеводское управление). Довлеют политические традиции (управлять и жить "по старине").

Реформы государственного аппарата: 1711-создание Сената (высший законосовещательный орган); 1718-1720 - введение коллегий (центральные органы); 1708 - 1715 - введение губернской системы административно-территориального деления и управления на местах. 1720 - "Генеральный регламент". 1722 - создание высшей контролирующей инстанции (прокуратуры).

1. Московская аристократия и бюрократия лишились власти и влияния. 2. На смену примату традиции приходит примат целесообразности. 3. Ликвидирована раздутая и внутренне противоречивая система приказов. 4. Устранено нелепое деление страны на 215 уездов.

1. Подрастает как на дрожжах новая петербургская бюрократия. 2. Представления Петра о целесообразном порой не имели ничего общего с действительностью. 3. Принцип коллегиальности (совместного принятия решений) на деле зачастую оборачивался коллективной безответственностью. 4. 8 губерний - иная крайность: для огромной территории России такого количества губерний было явно недостаточно.

Местнический принцип замещения должностей по знатности происхождения.

С 1722 действует принцип выслуги чинов и званий по "Табели о рангах".

В петровское время преуспевают и делают головокружительную карьеру многие энергичные и талантливые люди низкого происхождения.

Вскоре после смерти Петра будут изобретены многочисленные лазейки, дабы обойти необходимость выслуги.

Церковь была крупнейшим феодалом, зачастую вступала в спор со светской властью и корректировала политическую линию в угоду своим интересам. Многие князья церкви были завзятыми обскурантами, противниками науки и любых форм светской культуры.

В 1701 восстановлен контроль Монастырского приказа за экономической деятельностью церкви. В 1721 Петр и Ф. Прокопович издают "Духовный регламент", содержащий основные положения будущей церковной реформы. Патриаршество упразднено, с 1722 церковь управляется Синодом, возглавляемым светским чиновником (обер-прокурором).

Реакционные церковники потеряли всякую власть и влияние. Церковь выходит из политической игры.

Церковь приобретает черты государственного учреждения, что в корне противоречит каноническому понятию о церкви. Парализовано церковное самоуправление. Священники превращены в чиновников с обязанностями агитаторов (пропаганда интересов государства на проповедях) и осведомителей (сообщение сведений, получаемых на исповеди). Борьба Петра с монастырями привела к обрыву древнерусской традиции монастырского общежития.

Дворянское ополчение было крайне дезорганизовано. Дворяне не являлись на учения и смотры, дезертировали с войн.

С 1705 вводится рекрутская повинность: рекруты, отбираемые из крестьян, служили пожизненно.

В России появляются регулярная армия и флот, обеспечившие блестящую победу в Северной войне.

Раздутые штаты армии и флота требовали огромных средств на их содержание в мирное время. Кроме того, тяжела участь рекрутов, навсегда оторванным от родного очага и традиционного уклада.

Перманентная недостача денег в казне.

Петр изобретает различные налоги и другие способы извлечения прибыли, эффективно пополняя казну.

Форсированная индустриализация страны, успехи на военном поприще.

Невыносимое налоговое бремя привело к обнищанию значительной части населения страны.

Немногие существовавшие в стране мануфактуры в подавляющем большинстве относились к сфере легкой промышленности.

Создание в короткие сроки тяжелой промышленности (предприятия Урала).

Россия занимает лидирующее положение в мире по выплавке чугуна.

Созданная промышленность обеспечивалась крепостным трудом, что обрекало ее на низкий рост производительности, технологическую стагнацию и быструю утрату лидирующих позиций.

Господство церковной культуры.

Приобщение России к светской западной культуре, науке, быту.

Новые ценности оказались легко восприняты, а вскоре и обогащены самостоятельными достижениями.

Наметился культурный конфликт между дворянством и крестьянством, продолжавшим жить в допетровской культурной парадигме.

_______________

Источник информации: История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.

ПЕТРОВСКИЕ РЕФОРМЫ.
Финансовая реформа.
Проводилась все время правления Петра. Новое множество налогов, крупные продажи дегтя, соли, алкоголя. Копейка становится основной и прочно укрепляется. Результаты: увеличение казны.
Реформа государственного управления. 1699 - 1721гг. Создание Ближней канцелярии (позднее Правительствующий Сенат) Результаты: система государственного управления стала более совершенной.
Губернская реформа. 1708 - 1715гг., 1719 - 1720гг. Россия делится на 8 губерней: Московскую, Киевскую, казанскую, Ингермандландскую, Сибирскую, Азовскую, Смоленскую, Архангелогородскую. Потом губернии разделят еще на 50 провинций. Результат: произошла централизация власти.
Судебная реформа. 1697г, 1719г, 1722г. Образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц - Коллегия, Гофгерихты, нижние суды. Был отменен суд присяжных. Результаты: вседозволенности губернаторов, воевод вносили изменения в показания присяжных, что было не самым лучшим выходом.
Военная реформа. с 1699г - до смерти Петра. Введение рекрутской повинности, создание флота, табели о рангах, новые военно-промышленные предприятия. Результат: регулярная армия, созданы новые полки, дивизии, эскадры.
Церковная реформа. 1700 - 1701г. 1721г. Восстановление Монастырского приказа. В 1721г. принят Духовный Регламент, который лишил церковь самостоятельности. Результаты: церковь полностью подчинилась государству. Упадок духовенства.

Северная Война.
Алгоритм войны:
Причина: между Шведской империей и коализацией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями. Первоначально войну Швеции объявил Северный союз. В состав Северного союза входили: Россия, Дания (позднее выбыла), Саксония. Страны - союзницы на стороне России: Ганновер, Голландия, Прусия. Страны - союзницы на стороне Швеции: Великобритания, Османская Империя, Гольштейн. Главнокомандующие на стороне России: Петр I, Шерементьев, Меньшиков. Главнокомандующие на стороне Швеции: Карл XII.Начало войны: 1700г. Общее кол-во солдат России: 32 тысячи. Общее кол-во солдат Швеции: 8 тысяч. Потерянное вооружении стран: Россия - 8 тыс. людей, 145 пушек и все запасы продовольствия. Швеция - 3 тыс. людей.В самом начале войны Россия была в убытке. И первый поход на Швецию был провален. Петр стремился отвоевать ранее забранные Швецией Российские земли. И открыть выход к морю (соответственно, прорубив окно в Европу). Еще одна причина поражения России - большенство солдат были наемные, и убегали на сторону Швеции. Осталось всего лишь два полка - Семеновский и Преображенский. Но Российской армии все таки удалось одержать победу. Молодой король Швеции, после выигрыша над Россией отправился на войну с Польшей. Дальше следовала Полтавская битва. К которой РИ была готова, Швеция была в замешательстве. К этой битве Петр основательно приготовил свои войска. Окончательно РИ одержала победу над Швецией около деревни Лесная. Разбили обоз из Риги с продовольствием для Швеции. Земли и выход к морю были открыты. Победа осталась за нашими войсками.

Обращаясь в письме к супруге Екатерине, кратко и метко определил круг и суть своих обязанностей: “Мы, слава Богу, здоровы, только зело тяжело жить, ибо я левшою (левой рукой) не умею владеть, а в одной правой руке принужден держать шпагу и перо”.

Петровская шпага, действия которой опирались на мощь русской армии и флота, привела страну к блистательным победам на суше и на море. Русский андреевский флаг утвердил себя на полях и водах сражений. Он же стал символом внутренних преобразований, успехов в том “распорядке” , к которому Петр приучал Россию, не приучив, правда, к нему собственного сына Алексея.

Преобразования Петра Великого , проведенные на рубеже двух столетий, носили характер первичный, предварительный. Более глубокие реформы начались позднее, после .

Иллюстрация. Петровская ассамблея

Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром Пушкин скажет столетие спустя, что некоторые из указов царя написаны кнутом. Одни реформы Петра проводились не сразу, а годами, другие — урывками, в перерывах между военными действиями, в спешке. Но в целом они складывались в систему, охватывали все стороны жизни большого государства, все направления деятельности аппарата управления делами внутренними и внешними.

Экономическое развитие. Основа основ жизни всякого государства — труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. И Петр, прекрасно это понимая, немало усилий и нервов тратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, мобилизовывал большие массы людей, крестьян и горожан, на различные работы, а дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках.

Петровские указы охватывают почти все стороны хозяйственной жизни страны. Он издал, например, узаконения 1715, 1718 гг. об изготовлении крестьянами полотна, которое в большом количестве шло на продажу в Петербург и другие города, селения, за границу. Широко известен факт личной помощи Петра Никите Демидову, который из мелкого производителя металлических изделий в Туле превратился в крупнейшего уральского заводчика, стал основателем династии знаменитых промышленников и меценатов XVIII — XIX вв.

Для управления купцами и ремесленниками Петр создал сначала Бурмистерскую палату, или Ратушу, потом Главный магистрат, который, согласно регламенту, должен был заботиться о росте и процветании не только крупного (мануфактуры), но и мелкого производства.

Мастеров-ремесленников и специальностей, которыми они занимались, в стране было очень много, и Петр задумал организовать их в цехи. 27 апреля 1722 г. на сей счет вышел царский указ. В городах возникли цехи, в которые входили мастера, имевшие подмастерьев и учеников; возглавляли их старшины. В Москве в 1720-х гг. имелось, например, 146 цехов с 6,8 тысячи членов.

Петр и власти организовали поиски руд. Там, где их находили, строили предприятия, причем очень быстро. В самом начале века повелением Петра на Урале появились заводы — Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский и другие, в Карелии — Петровский (там, где сейчас Петрозаводск), Алексеевский, Повенецкий и Кончезерский; в Воронежском крае — Липецкий и Кузьминский. 11 крупных заводов вступили в строй, принадлежали они казне или частным лицам, например Н. Демидову. И в последующие годы строительство мануфактур в России продолжалось — возникали металлургические (железоделательные, медеплавильные) заводы, выплавка чугуна поднялась со 150 тысяч пудов в 1700 г. до 800 тысяч пудов в год кончины Петра.

В Москве и других районах центра возникали суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. К 1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, а также мануфактуры кожевенные, канатные, стекольные, пороховые, верфи, винокуренные заводы.

В области промышленности при Петре появилось много нового. На первое место в металлургии выдвинулся быстро развивавшийся Урал. Старые районы. Тульский и Олонецкий, отходили на второй план. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска, за Байкалом, в 1704 г. построили первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро. В Петербурге — детище Петра Алексеевича — выросли Адмиралтейская верфь. Арсенал для производства вооружений. На верфи в 1715 г. работали 10 тысяч человек, с 1706 по 1725 г. с ее стапелей сощли 59 крупных и более 200 мелких кораблей, краса и гордость российского флота. Кроме того, верфи были в Воронеже и Таврове, Архангельске и московском селе Преображенском, на Олонце и реке Сяси в Карелии. Новые оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) появились, помимо Петербурга, в Сестрорецке и Туле, пороховые заводы — в Петербурге и под Москвой. Текстильная промышленность создавалась заново, так как ни одна из мануфактур XVII в. не сохранилась к началу следующего века. Ее центром стала Москва. Имелись текстильные предприятия в Ярославле, Казани и на Левобережье Украины. Впервые появились заводы бумажные, цементные, сахарный, шпалерная (обойная) фабрика.

Всего при Петре существовало около 200 предприятий. Как правило, это крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцы мануфактур — преимущественно купцы, меньше дворяне (Меншиков, князь А. М. Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне.

Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых правительством мер зависимость, России от импорта или существенно сократилась, или прекратилась. В 1724 г. ввели покровительственный таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

На мануфактурах применяли в довольно заметных размерах труд наемных работников. Об этом говорится в петровских указах, привилегиях, которые выдавали при учреждении мануфактур.

Однако все большее значение получал труд принудительный — крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных, черносошных) крестьян, которых “приписывали” к заводам, заставляли работать на них.

Изменения в сельском хозяйстве были менее заметными. Его продукция увеличивалась, но путем не интенсивным, а экстенсивным — прежде всего за счет расширения посевных площадей; улучшение орудий труда и культуры земледелия происходило весьма медленно. Новые земли вводились в оборот на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири. Именно туда бежали крестьяне в поисках воли и лучшей доли.

Изменения в сословиях. Появление в городах довольно 1 большого числа работных людей с мануфактур, разного рода чернорабочих внесло новый и заметный элемент в состав городского населения. Эти “подлые люди, обретающиеся в наймах и в черновых работах” , или “нерегулярные граждане” , не имели права участия в выборах представителей городского самоуправления, что являлось прерогативой “регулярных граждан” — купцов и ремесленников. Богатые граждане из их числа — “знатные купцы, которые имеют знатные большие торги” , доктора, аптекари, живописцы, шкиперы и прочие интеллигенты, а также близкие к ним из числа ремесленников (иконники, золотых и серебряных, дел мастера) — составляли первую гильдию. Во вторую гильдию входили прочие ремесленники и торговцы победнее. Купцы — владельцы мануфактур или купцы, торговавшие с заморскими странами, по своему высокому положению составляли особую группу и подчинялись соответствующим центральным учреждениям — коллегиям, а не- властям по месту жительства. Их освобождали от службы по выборным должностям, торговли казенными товарами, сбора таможенных пошлин, военных постоев. Это были существенные привилегии, и они их очень ценили.

Число городов составляло тогда 336, посадских жителей в них в 1721 г. было около 170 тысяч человек (3,1% населения страны) — количество невеликое, но в экономической жизни страны они играли немалую роль.

Согласно реформам Петра Великого, посадским населением городов управляли с 1699 г. Ратуша в столице и земские избы, ее органы, на местах; с 1720-х гг. — Главный и городовые магистраты. Кроме того, на самих посадах существовали посадские сходы, т. е. собрания членов всего посада или его составных частей — слобод, сотен, гильдий. Они выбирали посадского и прочих старост, членов магистратов — представителей городского самоуправления, а так же должностных лиц для казенных служб (сбор пошлин, продажа вина, соли и др.).

Шляхетство, как на польский манер стали именовать российское дворянство, было главным объектом забот и пожалований Петра. На грани XVII и XVIII вв. в России имелось более 15 тысяч дворян (около 3 тысяч семей). Основа их положения в обществе — владение землей и крестьянами. В их подчинении тогда трудились обитатели более 360 тысяч крестьянских дворов. Высшее дворянство составляло более 500 фамилий, каждая из которых владела 100 дворами и более. Остальные принадлежали к среднему (менее 100 дворов) и мелкому (несколько десятков или несколько дворов) дворянству.

При Петре изменился состав дворянства. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому жалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до “подлых” .

Важным приобретением для дворян стало окончательное слияние поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения службы на государя, его несоблюдение могло закончиться конфискацией поместья в к^зну), и вотчин, безусловных владений. Это оформил известный указ Петра о единонаследии от 23 марта 1714 г.

На смену старому делению дворян на чины думные, столичные и провинциальные пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. Петровская обнародованная 24 января 1722 г., окончательно зафиксировала принцип чиновной, бюрократической выслуги. Новый закон Петра разделил службу на гражданскую и военную. Та и другая получили 14 классов, или рангов, в распределении чинов. Получив чин VIII класса, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя. Чины XIV классов тоже давали дворянство, но только личное, не потомственное.


Фото. Табель о рангах.

Реформы государственного управления Петра I

Реформы государственного управления. Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их “конзилией министров” , которая явилась предшественницей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями.

С 1711 г. были введены должности фискалов в центре (обер-фискал Сената, фискалы центральных учреждений) и на местах (губернские, городовые фискалы). Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, подсудности местным властям, даже от ответственности за неправильные доносы.

Сенат руководил всеми учреждениями в стране. Но и за сэмим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715 г. его осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь; наконец, с 1722 г. — генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал- и обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата — не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только Царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный надзор) и фискалы (тайный надзор) империи.

В 1720 г. опубликовали Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента, 4 советников и 4 асессоров. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им — местные учреждения.

Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Иностранная коллегия. Были образованы коллегии: Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг-мануфактур-коллегия.

Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными (армией и флотом отдельно), судебными делами, группа коллегий занималась финансами (доходами — Камер-коллегия, расходами — Штатс-контор-коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств — Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургической и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, которую в 1722 г. разделили на две:

Берг- и Мануфактур-коллегию). Позднее к ним прибавилась Вотчинная коллегия. Действовали коллегии по всей стране. Управление значительно упростилось, например, к Юстиц-коллегии перешли функции семи бывших приказов. Дела в них велись совещательным порядком, коллегиально, решения принимались большинством голосов.

К коллегиям примыкало несколько учреждений, тоже по существу являвшихся таковыми. Таков, например, Синод — центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721 г. Его присутствие, как и в любой коллегии, составляли члены — церковные иерархи. Их, на манер чиновников, назначал царь, ему они присягали.

Особой коллегией стал и Главный магистрат — центральное учреждение для управления городами. Политическим сыском по-прежнему занимался Преображенский приказ.

Перестройку местных учреждений Петр начал до того, как взялся за центральные. Восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах — воеводской администрации и городского самоуправления. По реформе 1708 — гг. Петр разделил страну на восемь губерний:

Московскую, Ингерманландскую (позднее — Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавлял губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти — административной, полицейской, судебной, финансовой.

В 1719 г. число губерний увеличилось до 11. Кроме того, страну разделили на 50 более мелких территориальных единиц — провинций. Провинции делились на дистрикты.

Петр 1-ый - одна из самых одиозных фигур в российской истории. Взойдя на трон в юном возрасте, он самым жестким образом изменил весь дальнейший ход исторического значения Российского государства. Одни историки называют его «великим реформатором», другие - революционером.

Царь ставший впоследствии императором - это, вне всякого сомнения, человек талантливый и незаурядный. Он был типичным холериком, несдержанным и грубым, полностью подчинившим себе власть. Все преобразования Петра 1-го были насильственно и жестоко насаждены на всей территории Государства Российского, большая часть из них так и не была доведена до конца.

Реформы, или так называемые преобразования Петра 1-го, включают в себя внушительный список, это:

  • военная;
  • экономическая;
  • церковная;
  • политическая;
  • административная;
  • культурная;
  • социальная.

Для претворения их в жизнь Российская империя положила на алтарь одну треть своего населения. Но не будем столь категоричны, попробуем взглянуть глубже.

Преобразования Петра 1-го в военной реформе заключаются в том, что он сумел создать боеспособную, хорошо вооруженную армию, умеющую успешно бороться как с внешним, так и внутренним врагом. Он является также инициатором создания Российского флота, хотя историки констатируют факт, что большая часть кораблей благополучно сгнила на верфях, а пушки далеко не всегда попадали в цель.

Экономические преобразования Петра 1-го

Для ведения Северной войны требовались огромные средства и людские резервы, поэтому начали интенсивно строиться мануфактуры, сталеплавильные и медеплавильные заводы, доменные предприятия. Также началась безудержная и Преобразования Петра 1-го, которые значительно повлияли на экономику России, это, прежде всего, освоение Урала, поскольку это позволило находиться в меньшей зависимости от иностранного импорта. Такие серьезные экономические изменения, безусловно, дали стране толчок в промышленном производстве, но из-за использования подневольного и рабского труда эти предприятия были малопроизводительны. Экономические преобразования Петра 1-го сделали бедных людей нищими и превратили их фактически в рабов.

Государственно-административные реформы

В это процессе отмечается полное подчинение верховной власти, которое произошло после реорганизации управленческого аппарата.

Очень больно ударили преобразования Петра 1-го по Русской Православной Церкви. Благодаря его реформаторской деятельности она была вынуждена полностью перейти под контроль государства, что и привело к Он упразднил патриархат и заменил его Священным Синодом, который просуществовал до 1917 года

Культурные преобразования Петра 1-го проявили себя в градостроительстве и архитектуре и полностью заимствованы с западных образчиков. При строительстве Петербурга принимали участие только иностранные архитекторы, для которых стиль «а ля рюс» являлся диким и не заслуживающим внимания. Наряду с этим, надо отдать должное Петру за открытие им навигатской, инженерной и медицинской школ, в которых дворянские дети получали приличное образование. В 1719 году открыла свои двери Кунсткамера. До этого момента русские люди не знали музеев. Культурные преобразования Петра 1-го способствовали более мощному развитию книгопечатания. Правда, переводы западных изданий оставляли желать лучшего.

При этом правителе Россия перешла на новое летоисчисление от До этого момента наши предки вели его от Сотворения мира. Большое значение имело введение гражданской азбуки и создание библиотек. В целом этот период можно охарактеризовать временем невероятного прогресса.

Итоги реформ Петра 1 - это один и сложнейших и спорных вопросов в отечественной исторической науке. Можно сказать, что в историографии установились в свое время прямо противоположные первого российского императора. Одни видели в нем преобразователя России и считали, что ему принадлежит заслуга включения государства в систему европейских держав (так полгали, в частности, представители направления западников), другие, напротив, подчеркивали, что его реформы сломали традиционные устои жизни русского общества и привели к частичной утрате им национальной самобытности (такой точки зрения придерживались, в частности, авторы философского течения славянофилов).

Краткий обзор правления

Итоги реформ Петра 1 следует рассматривать в контексте особенностей его царствования. Эти годы оказались очень сложными для истории России, поскольку то было переходное время. Император вел войну за выход страны к Балтийскому морю и одновременно осуществлял преобразование всей общественно-политической системы в государстве. Однако минусом его деятельности было то, что он осуществлял свои преобразования с расчетом на то, что это были временные меры для управления страной на время войны. Однако впоследствии вышло так, что эти временные меры оказались, как никогда, долговечными. Но сам правитель действовал, что называется, на скорую руку, поэтому итоги реформ Петра 1 оказались весьма спорными в том смысле, что очень часто вводились в спешном порядке и административными методами, без учета специфики тех или иных областей, которые подвергались изменениям.

Сущность преобразований

Все меры нового правителя были направлены на то, чтобы обеспечить России победу во время Северной войны со Швецией за выход к Балтийскому морю. Поэтому все меры были направлены на усовершенствование государственной администрации и управления. Но царь также был заинтересован в том, чтобы страна была включена в систему европейских государств, так как понимал, что выход к морю неизбежно приведет к изменению геополитического положения государства. Поэтому он стремился к тому, чтобы как-то уравнять степень развития страны с Западной Европой. И итоги реформ Петра 1 в этой сфере можно назвать спорными, по крайней мере, историки и исследователи расходятся в оценках их эффективности. С одной стороны, заимствования в управлении, администрации и культуре можно назвать важным шагом для европеизации государства, но вместе с тем их спешность и даже некоторая беспорядочность привели к тому, что западноевропейские нормы усвоила только очень узкая прослойка дворян. Положение же основной массы населения не изменилось.

Значение политических изменений

Итоги реформ Петра 1 кратко следует обозначить следующим образом: Россия получила выход к Балтийскому морю, стала империей, а ее правитель - императором, она вошла в состав европейских государств и стала играть ведущую роль на международной арене. Главный же результат, несомненно, заключается в том, что страна получила принципиально новый статус, поэтому неудивительно, что царь пошел на такие кардинальные и глубокие преобразования, понимая, что государство должно развиваться своим путем, но он придерживался европейских стандартов. В первую очередь речь, конечно же, шла о создании новой бюрократической системы и соответствующего законодательства.

В данном направлении итоги реформ Петра 1 кратко необходимо отметить так: в целом император достиг своего. Он создал такую систему управления, которая без принципиальных изменений просуществовала вплоть до Февральской революции. Это говорит о том, что меры правителя по преобразованию государственной машины оказались к месту и были проведены в нужное время. Разумеется, российская действительность вносила свои коррективы, что учитывал и понимал сам император, когда вводил свои новшества в управление и администрацию.

Результаты экономических преобразований

Отрицательные итоги реформ Петра 1 также нельзя сбрасывать со счетов. Ведь преобразования осуществлялись за счет усилившейся эксплуатации населения, причем речь в данном случае идет обо всех слоях общества, начиная с крепостных крестьян и заканчивая дворянами-военнослужащими. Несомненно, что большие военные расходы привели к серьезным экономическим и социальным проблемам. Тем не менее, правитель предпринял ряд мер, чтобы способствовать развитию экономики страны. Так, он поощрял развитие промышленности, способствовал развитию заводов, освоению месторождений полезных ископаемых. Он поощрял торговлю и городскую жизнь, понимая, что от этого во многом зависят экспорт и импорт товаров.

Однако все эти меры имели и оборотную сторону. Дело в том, что, поощряя развитие торговли, император вместе с тем облагал купцов высокими налогами. Мануфактуры и заводы основывались на крепостном труде: к ним приписывались целые деревни, жители которых прикреплялись к производству.

Социальные перемены

Реформы Петра 1, итоги, последствия которых фактически изменили внешний облик страны, сказались и на второй четверти 18 века. Большинство историков считают, что при нем окончательно оформились слои во многом благодаря знаменитой «Табели о рангах», которая закрепила градацию чиновников и военнослужащих. Кроме того, при нем произошло окончательное оформление крепостного права в России. Вместе с тем данные изменения многие исследователи не склонны считать принципиальными, полагая, что они стали естественным следствием предыдущего этапа развития страны. Некоторые отмечают, что перемены коснулись только верхушки общества, а остальная часть населения не претерпела никаких изменений.

Культура

Реформы Петра 1, причины, итоги которых следует рассматривать в контексте общеисторической ситуации в стране во второй четверти XVIII века, пожалуй, наиболее заметно сказались на культурном облике государства. Возможно, это связано в тем, что эти перемены оказались наиболее наглядными. К тому же введение западноевропейских обычаев и норм в традиционный русский быт слишком сильно отличалось от того образа жизни, который привыкло вести общество на протяжении предыдущих поколений. Главной целью императора было стремление не столько изменить одежду, правила поведения дворянства, сколько сделать эффективными европейские культурные институты для российской жизни и действительности.

Но основные итоги реформ Петра 1 в данном направлении оставляли желать лучшего, по крайней мере, в первые десятилетия его преобразовательной деятельности. Основные же результаты сказались уже в годы правления его преемников, особенно при Екатерине II. При императоре же введенные им институты и учреждения оказались не столь эффективными, как бы ему этого хотелось. Он желал, чтобы дворяне учились, получали хорошее образование, поскольку стране были нужны профессиональные кадры для развития в первую очередь промышленности и экономики. Однако большинство дворян предпочитало вести привычный образ жизни, и лишь немногие действительно приняли реформы царя в данном направлении. И все же так называемые птенцы гнезда Петрова сыграли большую роль в преобразовательной деятельности правителя и во многом из их поколения выросли те, кто впоследствии определил культурно-образовательную политику преемников правителя.

Военная сфера

Итоги, значение реформ Петра 1 в деле преобразования армии трудно переоценить. Именно он создал ту регулярную российскую армию, которая одержала столько блестящих побед в XVIII веке. То была армия по европейскому образцу, которая могла успешно конкурировать с войсками других государств. Вместо старой системы император ввел рекрутскую систему набора в солдаты. Это означало, что определенное количество дворов должно было поставлять в армию какое-то количество бойцов. Эта новая система просуществовала довольно долго, вплоть до второй половины XIX века, когда в годы правления Александра II была заменена на систему всеобщей воинской повинности. Живучесть военных преобразований царя свидетельствует о том, что эти меры на данном этапе исторического развития соответствовали задачам и потребностям страны.

Значение строительства флота

Итоги реформ Петра 1, плюсы и минусы которых, пожалуй, можно разделить поровну, особенно ярко сказались в военной сфере. Помимо создания армии, императору принадлежит заслуга в организации постоянного регулярного морского флота, который блестяще проявил себя уже в годы Северной войны со Швецией, когда одержал ряд крупных побед на море. Благодаря преобразовательной деятельности царя в данном направлении Россия стала мировой морской державой. Несмотря на то что при ближайших преемниках царя строительство кораблей было приостановлено, тем не менее, уже во второй половине XVIII века, особенно при Екатерине II, русский флот вновь блестящим образом проявил себя в ряде войн. Заслуга царя состоит в том, что он позаботился о создании флота с расчетом на будущее. Он не просто строил корабли для сиюминутных потребностей, но именно предполагал сделать Россию морской державой, что ему и удалось.

Роль дипломатии

Положительные итоги реформ Петра 1 заключаются еще и в том, что именно при нем Россия вышла на уровень международной дипломатии, т. е. стала играть одну из ведущих ролей на международной арене. Благодаря его правлению страна стала участницей крупнейших и важнейших международных событий, без ее участия не проходило заседание ни одного конгресса. При императоре сформировался круг лиц, который заложил основу плеяды российских дипломатов, которые с успехом представляли нашу страну на международной арене. Это было тем более необходимо, потому что в рассматриваемое время, а также в последующие десятилетия Россия участвовала во всех крупнейших войнах Европы, и почти все конфликты на материке так или иначе затрагивали ее интересы. При таком раскладе событий создавалась необходимость в наличии опытных и европейски образованных дипломатов. И можно с уверенностью говорить о том, что этот был создан как раз в годы правления императора.

Проблема престолонаследия

Положительные и отрицательные итоги реформ Петра 1 можно, пожалуй, поделить поровну. О плюсах уже было сказано выше, а здесь необходимо упомянуть один существенный минус, который крайне плачевно сказался на последующем страны. Дело в том, что в связи с печально известным царь издал указ, согласно которому правитель сам должен был назначать себе преемника. Однако сам император, умирая, так и не успел составить завещания, что и привело впоследствии к так называемым которые отрицательно сказались не только на внутриполитическом развитии страны, но и на ее положении на международной арене. Постоянная смена правителей, взлеты и падения партий, сторонников того или иного претендента всякий раз приводили к смене внешнеполитического и внутриполитического курса развития. И только Павел I в конце XVIII века отменил этот указ о престолонаследии, так что отныне старший сын царствующего императора становился наследником российского престола.

Общие заключения

В качестве заключения следует сказать, что положительных результатов, пожалуй, было все-таки больше, чем отрицательных. Тот факт, что большинство его преобразований сохранилось на два последующих столетия, а преемники считали необходимым следовать его курсу правления, говорит о том, что реформаторская деятельность императора соответствовала запросам страны. Итоги реформ Петра 1, таблица которых представлена ниже, доказывают, что меры царя по модернизации страны носили глубокий характер, несмотря на то что диктовались военными потребностями.

Направления деятельности Положительные итоги Отрицательные результаты
Политико-административная сфера Создание новой государственно-административной системы, бюрократии, соответствующей потребностям страны. Непроработанность реформ.
Экономическая и военная области Создание регулярных армии и флота. Двойственный характер экономических реформ: поддержка торговли с одной стороны, и повышение налогов с другой.
Социальная и культурная сферы Создание новых образовательных учреждений, заимствования передовых технологий, окончательное оформление социальной структуры общества. Недоработанность реформ, механическое перенесение иностранных образцов в русскую действительность.

Итак, можно говорить о том, что преобразовательная деятельность первого российского императора в целом соответствовала запросам своего времени, о чем свидетельствует факт сохранения его реформ в последующих столетиях.