• Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
    • Государственные реформы середины XVI в.
    • Общественный и государственный строй сословно-представительной монархии
    • Церковь и церковное право
    • Судебник 1550 г.
    • Соборное Уложение 1649 г.
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
    • Предпосылки формирования абсолютизма в России. Социальный состав населения
    • Сословные реформы Петра I
    • Реформы центрального государственного аппарата при Петре I
    • Реформы местного управления при Петре I
    • Военная, финансовая и церковная реформы Петра I
    • Провозглашение России империей
    • Формирование новой системы права при Петре I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
    • Государственная система абсолютизма в эпоху дворцовых переворотов
    • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма
    • Сословный строй России XVIII в.
    • Дальнейшее развитие российского права. Уложенная комиссия
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
    • Государственный аппарат в первой половине XIX в.
    • Правовое положение национальных окраин Российской империи
    • Общественное устройство Российской империи. Классовая и сословная структура российского общества
    • Кодификация права Российской империи
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
    • Экономический и политический кризис в России в середине XIX в.
    • Крестьянская реформа во второй половине XIX в.
    • Земская и городская реформы во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Общественный и государственный строй Российской империи в 1860-1870-е годы
    • Государственное устройство Российской империи. Контрреформы 1880-1890-х
    • Российское право во второй половине XIX в.
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • Государственные реформы эпохи просвещенного абсолютизма

    Просвещенный абсолютизм - явление общеевропейское, составляющее закономерную стадию государственного развития большинства стран Европы.

    Элементы просвещенного абсолютизма в политической жизни России на протяжении всей второй половины XVIII в. были явными и определяющими.

    Сложившийся на настоящий момент взгляд на содержание политики просвещенного абсолютизма сводит ее суть к проведению сверху реформ в экономической, политической, культурной областях, направленных на модернизацию, устранение наиболее одиозных, устаревших, явственней всего тормозящих движение вперед проявлений феодального порядка без изменения по существу государственных форм абсолютной монархии.

    Такую политику в России проводили императрица Елизавета Петровна (1741-1761), император Петр III (1761-1762), императрица Екатерина II (1762-1796), император Павел I (1796-1801).

    Наиболее ярко государственные идеи просвещенного абсолютизма проявились в реформах Екатерины II - губернской, судебной, полицейской и церковной.

    Губернская реформа . Крестьянская война 1773-1775 гг. заставила Екатерину II заняться реформированием государственной машины. В первую очередь было реорганизовано ее наиболее слабое звено - местные органы власти.

    Накануне губернской реформы 1775 г. территория Российской империи разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов.

    Документом, определившим направление губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. В соответствии с этим документом вся территория империи делилась на губернии, которые, в свою очередь, состояли из уездов. Провинции и должности воевод ликвидировались.

    Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью этого деления было приспособление нового административного аппарата к полицейским и фискальным делам. В основу деления был положен количественный критерий - численность населения: на территории губернии проживало 300-400 тыс. душ, на территории уезда - 20-30 тыс. душ (в каждой губернии было в среднем 10-15 уездов).

    Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление , в которое, кроме губернатора, входили губернский прокурор и два советника. Главные функции губернского правления: широкое объявление законов и правительственных распоряжений; надзор за их выполнением; отдача под суд нарушителей закона; руководство местными судами и полицией.

    Всеми расходами и доходами в губернии, ее промышленностью, сбором налогов ведала казенная палата .

    Учреждался в губернии и новый орган - приказ общественного призрения , который ведал народным образованием, охраной здоровья населения, общественной благотворительностью, смирительными домами, а также охраной «порядка» (помогая в том полиции).

    Надзор за законностью в губернии осуществляли губернский прокурор и два губернских стряпчих (в каждом уезде был свой уездный стряпчий).

    Во главе уездной администрации стояли земский исправник и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (состоял из земского исправника и 2-3 заседателей). Состав суда избирался уездным дворянством из местных помещиков и утверждался губернатором. Важнейшие функции уездной администрации: наблюдение за выполнением законов, исполнение распоряжений губернских властей, исполнение судебных решений, обеспечение сбора налогов, контроль за исправностью дорог и мостов, дознание по уголовным делам, розыск преступников и беглых, руководство земской полицией.

    По губернской реформе 1775 г. город стал самостоятельной административной единицей. Во главе города стоял городничий, который назначался Сенатом из дворян и обладал большими полномочиями (в том числе полицейскими функциями). Органами городского самоуправления выступали городовой магистрат (избирался местным купечеством и мещанством) во главе с городским головой, совестный суд и ратуши в посадах.

    Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, ему подчинялись губернаторы; он признавался командующим войсками, расположенными на подчиненной ему территории; мог вводить чрезвычайные меры; был вправе непосредственно обращаться с докладом к монарху.

    Судебные реформы . Губернская реформа провела и перестройку судебных органов, учредив сословные суды отдельно для дворян, для городских жителей и государственных крестьян.

    В каждом уезде для дворян создавался уездный суд , состоявший из уездного судьи и двух заседателей, которые избирались на три года местным дворянством.

    Апелляционной и ревизионной инстанцией для уездных судов служил верхний земский суд (один на губернию), состоявший из двух департаментов (по уголовным и гражданским делам). Собирался три раза в год.

    Для городского населения низшей судебной инстанцией были городские магистраты , которые избирались на три года в составе двух бургомистров и четырех ратманов (в посадах низшей судебной инстанцией выступали ратуши , действовавшие в составе бургомистра и двух ратманов). Вышестоящей инстанцией был губернский магистрат , состоявший из двух департаментов (по гражданским и уголовным делам), каждый в составе председателя (назначался Сенатом по представлению губернского правления) и двух заседателей (избирались от купцов и мешан губернского города и утверждались губернатором).

    Суд над государственными крестьянами в уезде по уголовным и гражданским делам осуществляла так называемая нижняя расправа в составе расправного судьи (назначался губернатором) и восьми заседателей (избирались от разных сословий, кроме купцов и мешан); заседания проводились три раза в год. Решения нижней расправы обжаловались в верхнюю расправу - сословный судебный орган для крестьян, действовавший на территории губернии в составе двух департаментов (уголовный и гражданский).

    В каждой губернии учреждался также совестный суд . Он состоял из председателя (судьи, назначался губернатором) и шести членов (избирались по два - от дворян, горожан и крестьян). Совестный суд рассматривал гражданские дела, уголовные дела малолетних и умалишенных, о супружеских имущественных отношениях, дела о колдовстве и т.д.

    В качестве апелляционной инстанции для дел, рассмотренных верхним земским судом, губернским магистратом и верхней расправой, в губерниях создавались две палаты - уголовного и гражданского суда . Каждая из палат состояла из председателя (утверждались императором по представлению Сената), двух советников и двух асессоров (утверждались Сенатом). Приговоры и решения палат утверждались губернатором, а по наиболее важным делам - Сенатом.

    Для рассмотрения гражданских и уголовных дел чиновников в Санкт-Петербурге и Москве учреждались надворные суды : низший надворный суд, верхний надворный суд - в составе гражданского и уголовного департаментов.

    За Сенатом сохранились права высшего судебного органа.

    Судебная реформа имела следующие недостатки:

    1. суд не был полностью отделен от администрации;
    2. губернаторы могли приостановить исполнение приговоров но наиболее серьезным делам;
    3. приговоры к смертной казни и лишению чести утверждались генерал-губернатором;
    4. председатели всех судов назначались правительством;
    5. мелкие уголовные и гражданские дела рассматривались полицейскими органами;
    6. судебная реформа не затронула частновладельческих крестьян - в отношении них продолжала действовать вотчинная юстиция.

    В 1796 г. император Павел I провел новую судебную реформу: (1) были упразднены верхние земские суды, губернские магистраты, совестные суды, «нижняя» и «верхняя расправы»; (2) уездные и городские суды стали общесословными; (3) губернские палаты гражданского и уголовного судов были объединены в один орган - палату суда и расправы с двумя департаментами (по уголовным и гражданским делам): она принимала апелляции на решения и приговоры уездных и городских судов; (4) к компетенции восстановленной Коммерц-коллегии (упразднена в 1776 г.) был отнесен разбор тяжб с иностранными купцами.

    В городах первоначально сохранялись магистраты, но с 1798 г. сначала в столицах, а затем в губернских городах вместо них стали создаваться ратгаузы , наделенные административными и судебными функциями. Апелляционной инстанцией на судебные решения и приговоры ратгаузов являлся Сенат. В 1798 г. были ликвидированы надворные суды. Однако Александр I, вступив на престол, вернулся к прежнему сословному судопроизводству.

    Церковная реформа . В 1762 г. была создана специальная комиссия, распоряжавшаяся всем церковным имуществом, а также проведена отмена торговых привилегий духовенства.

    Указом 1764 г. была проведена секуляризация церковных земель: церковь была лишена всех вотчин (за монастырями и архиерейскими домами оставались лишь незначительные земельные наделы), монастыри и епархии были переведены на штатные оклады. Крестьяне, принадлежавшие ранее церкви (около 900 тыс. душ), первоначально были подчинены восстановленной Коллегии экономии (Коллегия управляла церковными имениями и осуществляла контроль за их доходами), а позднее были переведены в разряд государственных крестьян. С 1786 г. управление церковными землями окончательно перешло к органам, ведавшим государственным имуществом.

    Из 26 епархий только три остались на прежнем материальном обеспечении, остальные переходили во второй и третий классы обеспечения. Из 954 монастырей оставалось 385, остальные закрывались. Только 1/5 часть доходов с прежних земель отводилась на содержание церкви.

    В 1766 и в 1769 гг. был подтвержден запрет лицам податных сословий вступать в духовное звание.

    С 1772 г. отменялось уголовное наказание за ересь. А в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания.

    При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях были переданы в совестные суды, а с 1782 г. - в управы благочиния, подчиненные городским властям. В ведение управ благочиния были переданы и дела о волшебстве и богохульстве.

    В 1778 г. были утверждены новые приходские штаты, и в 1784 г. был проведен «разбор», в результате которого всем безместным священникам и их детям предлагалось по выбору поступать в купечество, в цехи, в крестьянство или на военную службу. Предоставлялось также право перехода из духовного сословия в любое другое. Тем самым духовенство стало открытым сословием.

    В 1786 г. хлебное жалованье духовенству было заменено денежным. С 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.

    Полицейская реформа . По «Учреждению для управления губерний» 1775 г. предусматривалось создание специальных органов полицейского управления - нижних земских судов, возглавляемых земскими исправниками.

    В 1782 г. был опубликован Устав благочиния, или полицейский (14 глав, 274 статьи), который регламентировал структуру полицейских органов в городах, их систему и основные направления деятельности, перечень наказуемых полицией деяний. Устав о благочинии фактически сформировал новую отрасль права - полицейское право.

    Согласно Уставу о благочинии органами полицейского управления в городах стали управы благочиния. Эти управы возглавляли: в Санкт-Петербурге - генерал-полицмейстер, в Москве - обер-полицмейстер, в губернских городах - полицмейстеры, в уездных городах - городничие. В состав управы входили полицмейстер (городничий), два пристава (по гражданским и уголовным делам) и два советника (ратманы) - приставы назначались губернским правлением, а ратманы избирались горожанами.

    Каждый город делился на части (участки) и кварталы по числу домов (в частях - 200-700 домов, в кварталах - 50-100 домов). В части главой полицейского управления был частный пристав (назначался губернским правлением), в кварталах - квартальный надзиратель (назначаемый местной управой благочиния) и квартальный поручик (избирался жителями квартала и утверждался городничим). При частном приставе создавались канцелярии, при квартальном надзирателе и поручике был небольшой штат квартальных служащих: ночные сторожа, трубочистный мастер и подрядчики, отвечавшие за мощение и уборку улиц, вывоз мусора и уличное освещение).

    Все полицейские чины были вписаны в Табель о рангах.

    Руководство полицией возлагалось на губернские власти: губернское правление решало все вопросы о назначении и смещении с полицейских должностей. В столицах полицейское управление контролировал Сенат.

    В сферу полицейского воздействия попадали различные отношения: нарушения при богослужении, проявление излишней роскоши, распутство, скорая езда, кулачные бои. Полиция подвергала цензуре книги, контролировала народные развлечения, чистоту города, рек, вод, продуктов питания, наблюдала за порядком торговли, санитарным состоянием и пр.

    В обязанности полиции входили также организация городской стражи, борьба с бродягами и грабителями, пожарами, нарушителями спокойствия и тайными сборищами. Полиция принимала меры по обеспечению города продуктами питания, по соблюдению правил торговли на рынках, соблюдению мер и весов, правил содержания трактиров и наемных слуг. На полицию возлагались обязанности по надзору за архитектурной планировкой города, организацией праздников и налогообложением.

    По мелким уголовным делам (по которым в качестве наказания мог быть применен штраф на сумму до 20 руб.) полиция осуществляла судебные функции. В отдельных частях города создавались словесные суды для разрешения устных жалоб по гражданским делам и для примирительных процедур.

    За ряд правонарушений (таких как ведение споров против православия, несоблюдение воскресных и праздничных дней, передвижение без паспорта и др.) полиция могла применять следующие наказания: штраф, запрещение определенной деятельности, порицание, арест на несколько суток, заключение в работный дом. По всем другим делам (за исключением политических) полиция проводила предварительное следствие и передавала материалы в судебные инстанции. В своей деятельности полиция применяла традиционные приемы осуществления розыска: опрос свидетелей и потерпевших, изучение вещественных доказательств, пытки подозреваемых.

    Реформа городской полиции привела к значительному увеличению ее численности. Например, штат полицейской службы Петербурга после 1782 г. расширился более чем втрое и составил около 650 человек. Кроме того, по найму набирали 500 ночных сторожей. Численность московской полиции была еще больше. Управы благочиния столицы и губернских городов обзавелись воинскими командами.

    Федор Ивановичи родился в 1741 году в Каменице-Сремской недалеко от Петроварадина.

    Когда турки захватили Сербию, семья Яновичей была одной из древнейших дворянских семей и владевшая селом Мириево близ Белграда, вместе со многими знатными сербами в 1459 году переехали в Венгрию. В Венгрии семья прославилась в многочисленных войнах с турками, за что императором Леопольдом I ей были присуждены определённые привилегии.

    Образование Федор Иванович получил в Венском университете. Там он изучал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства.

    После окончания университета попал на службу секретарем к Темешварскому православному епископу Викентию Иоанновичу Видаку, который стал впоследствии Карловацким митрополитом.

    В 1773 году Федор был назначен первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате. Находясь на этой должности, он принял участие и в осуществлении реформы образования, предпринятой императрицей Марией Терезией. Целью реформы было введение в Австрии новой системы образования, которая уже была введена в Пруссии. Преимущество новой системы, введённой в 1774 году, заключалось в выстраивании стройной системы начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича как директоре училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным условиям.

    В 1774 году императрица Мария-Терезия пожаловала Янковичу дворянское достоинство Австрийской империи, с присоединением к его фамилии названия де Мириево, по имени села, которое принадлежало его предкам в Сербии.

    В 1776 году он посетил Вену и подробно ознакомился с местной учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции.

    При свидании в 1780 году в Могилёве с Екатериной II австрийский император Иосиф II рассказал ей о проведённой реформе образования в Австрии. Он и рассказал императрице про Янковича. В 1782 году Янкович переехал в Россию. 7 сентября 1782 года был издан указ об учреждении комиссии народных училищ. Членами комиссии были назначены академик Франц Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Янкович был привлечён в качестве сотрудника-эксперта, что не подчеркивало его руководящей роли, так как на него была возложена вся тяжесть предстоящей работы: именно им был разработан план новой учебной системы, организовывалась учительская семинария, делался перевод и переработка учебных руководств. В его обязанности входило подготавливать материалы по разным проблемам и представлять на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их без изменений. Лишь в 1797 году Янкович был введен в состав комиссии.



    План школьной реформы 1782-1786 был составлен Федором Ивановичем. Согласно его разработкам, народные училища должны создаваться двух типов: главные и малые. Главные были в губернских городах, а малые находились в уездах. Малые училища были двухклассными. Первые два класса по учебному плану совпадали с планом первых двух лет главных училищ. Там учили письму, чтению, арифметике, чистописанию, катехизису. В главных училищах обучение проходило в течение четырех лет. Здесь в старших классах изучались такие дисциплины, как Закон Божий, арифметика, русский язык, география, история, геометрия, механика, физика, архитектура, иностранный язык. Обучение было бесплатным, но учителям внушалось, чтобы они не пренебрегали деньгами родителей.

    В 1783 году в Петербурге был открыто Главное народное училище, сделавшееся учительской семинарией, где обучали будущих педагогов для народных училищ. Для успеха в учебе очень важную роль играли знания учителя. К 1786 году был подготовлен первый выпуск учителей.

    В итоге в конце XVIII века всего было 228 народных училищ. В них обучались боле 22 тысячи человек, из которых полторы тысячи - это девочки. Реформа не решила полностью вопрос об образовании российских детей, но уже появилась система единых учебных планов

    НЕДОСТАТКИ ПРЕЖНЕГО УПРАВЛЕНИЯ

    Вся губернская реформа Екатерины II исходила из той весьма справедливой мысли Императрицы, что «целое тогда только может быть хорошо, когда части его находятся в устроении»; в виду этого на губернию было обращено такое большое внимание, каким она почти никогда не пользовалась ни до, ни после Екатерины. Что касается принципов этой реформы, то […] недостатки прежнего губернского управления, по мнению Императрицы были: 1) слишком большой размер губерний, 2) недостаточное количество имеющихся в губерниях учреждений и недостаточный личный состав служащих, 3) смешение ведомств в губернском управлении. […] Очевидно сознавалось, что губернии слишком велики и что провинция представляет из себя крайне удобный округ для обращения его в основное административное деление. Таким образом подготовлялась идея нового административного деления, – назревал вопрос, который был разрешен в 1775 году.

    ЕКАТЕРИНИНСКАЯ РЕФОРМА

    В 1764–1766 годах Екатерина II создала 4 новых губернии, доведя их число до 20. После первого раздела Польши в 1772 году к Российской империи частично из ее бывших земель были созданы две новые губернии – Могилевская и Псковская. Перед началом тотальной реформы последней четверти XVIII века в стране было 23 губернии, 65 провинций и 276 уездов. Несмотря на постепенный рост числа единиц, унаследованных от петровского деления, они оставались обширными и "нерегулярными", имея очень разную людность и будучи неудобными для управления и сбора налогов.

    7 ноября 1775 года Екатерина II подписала закон "Учреждения для управления губерний", в соответствии с которым размеры губернии были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний вместо них были выделены области) и изменена нарезка уездов. В среднем в губернии проживало 300–400 тысяч человек, в уезде – 20–30 тысяч. Процесс замены старых губерний новыми, некоторые из которых назвали "наместничествами", растянулся на 10 лет (1775–1785 годах). За этот период были образованы 40 наместничеств и губерний, а также 2 области на правах губернии. В них было выделено 483 уезда. Динамика разукрупнения и преобразования старых губерний в новые была неравномерной: в 1775 году появились 2, в 1776 – 3, в 1777 – 4, в 1778 – 4, в 1779 – 5, в 1780 – 7, в 1781 – 7, в 1782 – 2, в 1783 – 4, в 1784 – 3, в 1785 году – 1 губерния. Размер и границы большинства наместничеств и губерний, образованных в 1775–1785 годах, практически не менялись до 1920-х годов (за исключением периода павловской "контрреформы").

    В 1793–1796 годах из вновь присоединенных земель было образовано еще 8 новых губерний, так что к концу правления Екатерины II Россия делилась на 50 наместничеств и губерний и 1 область (итого – 51 единица высшего звена административно-территориального деления).

    ИЗ ПРЕАМБУЛЫ «УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНИЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ» 1775 Г.

    […] Бог однако же благословляющий намерения благие, и истребляющий неправедные и нечестивые затеи, даровав Нам по шестилетним многочисленным и непрерывным сухопутным и морским победам славный мир с совокупно восстановленными тишиной и покоем повсюду в обширных пределах Империи, доставил Нам паки время упражняться приятнейшим сердцу Нашему трудом, снабдить Империю нужными и полезными учреждениями для умножения порядка всякого рода, и для беспрепятственного течения правосудия; и для того, как мать о чадах своих беспрестанно пекущаяся, входя вновь во все подробности внутреннего управления Империи, нашли Мы, во-первых, что по великой обширности некоторых Губерний, оные недостаточно снабдены, как Правительствами, так и надобными для управления людьми, что в одном и том же месте, где ведомо правление Губерний, и казенные доходы и счеты, обще с благочинием или Полицией, и сверх того еще уголовные дела и Гражданские Суды отправляются, а таковым же неудобствам тех же Губерний в Провинциях и уездах Правления не меньше подвержены; ибо в одной Воеводской Канцелярии совокуплены находятся дела всякого рода и звания.

    Происходящее от того неустройство весьма ощутительно, с одной стороны медленность, упущения и волокита суть естественные следствия такового неудобного и недостаточного положения, где дело одно другое останавливает, и где опять невозможность исправить на единую Воеводскую Канцелярию множество различного существа возложенных дел, служить может иногда и долгой отговоркой, и покрывать неисправление должности, и быть поводом страстному производству. С другой стороны от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда обще со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производится не с таковой поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страх предерзостным. В иных же местах множество дозволенных апелляций не малую причиняют правосудию остановку, как то например по торговым, купеческим и мещанским делам, кто словесного суда решением не доволен, тот может сызнова просить в Городовом Магистрате, на сей отзываться в Провинциальный Магистрат, из Провинциального перенести в Губернский Магистрат, из Губернского в Главный Магистрат, а из оного в Сенат.

    Для пресечения всех сих и много других неудобностей, кои исчислять пространно бы было, наипаче же ради заведения лучшего порядка и для беспрепятственного течения правосудия, заблагорассудили Мы издать ныне учреждение для управления Губерний и снабдить сим оные, как части, составляющие Российской Империи обширность, приготовляя тем самым, и облегчая лучшее и точнейшее исполнение полезнейших впредь издаваемых узаконений. […]

    http://www.runivers.ru/lib/book6866/187015/

    НОВАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

    Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи“ (1775 г.).

    Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам […].

    В основу деления был положен чисто количественный критерий численность населения. Старые территориальные органы после ряда преобразований (изменения в статусе воевод проводились в 1728, 1730 и 1760 гг.) ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

    Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и дна сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

    Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

    Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений.

    В городах была учреждена должность городничего.

    Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там, в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

    Губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

    http://society.polbu.ru/isaev_gosprav/ch28_i.html

    СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

    Попытки отделить суд от администрации (на губернском уровне) делались еще в работе уложенной комиссии (1769 г.), на одном из заседаний было заявлено: "Лучше будет отделить совсем суд и расправу от государственных дел".

    Предполагалось создать четырехзвенную систему судов: уездные судные приказы – провинциальные судные приказы – губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты – Сенат (апелляционная инстанция). В городах предполагалось сохранить уездные и губернские суды магистратов. Планировалось также создание сословных судов для крестьян и земских мировых судов для дворян.

    Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, однако выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства, в конечном счете, препятствовало отделению судебной функции от административной: защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно, было только путем усиления административного вмешательства. Тем не менее, многие предложения сделанные в ходе работы уложенной комиссии, вошли в практику и послужили основанием для реформистских преобразований 1775 г. (в территориальном делении, судебной реформе) и 1784–1786 гг. (реформа коллегий).

    Еще в 1769 г. был подготовлен законопроект "О судебных местах", в котором регламентировались начала судебного права "просвещенного абсолютизма". Предполагалось установить несколько видов судов: духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый, (по купеческим и маклерским делам); военный: придворный (по уголовным делам придворных чинов); специальный (по таможенным делам). Уголовные, гражданские и полицейские суды предполагалось создать по территориальному принципу – земские и городские. В городах, кроме того, должны были создаваться цеховые суды.

    Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд – провинция – губерния. Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство гласным. Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г.

    В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

    1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года. […] Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором, председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

    2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. […].

    3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. […].

    4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян – по дворянским делам, горожан – по делам горожан, крестьян – по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда – по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

    5. Апелляционный и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. […]

    6. Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

    Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

    Исаев И.А. История государства и права России. М., 1993. Губернская реформа 1775 г. http://society.polbu.ru/isaev_gosprav/ch28_i.html

    ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА 1775 ГОДА

    […] Задачей губернской реформы 1775 г. было укрепление власти дворянства на местах с целью предотвращения крестьянских восстаний.

    […] Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

    Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий – численность населения. […]

    Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. […] Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

    В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия – свой выборный суд. […] Новым для России был бессословный Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся.

    Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

    В ходе осуществления реформы 1775 г. были приняты меры по укреплению власти дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Созданная этой реформой система сохранилась до 1864 г., а административно-территориальное деление до 1917 г.

    Губернская реформа 1775 года // Президентская библиотека http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=729

    ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА В ОЦЕНКЕ В.О.КЛЮЧЕВСКОГО

    Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec76.htm

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» – важнейший законодательный акт реформы местного управления, принятый 7 ноября 1775 г. в правление императрицы Екатерины II, заложивший основы административно-территориального управления России на длительный полуторавековой период имперского развития.

    Полное название Манифеста: «Благочестивейшия самодержавнейшия великия государыни имп. Екатерины Вторыя.. учреждения для управления губерний Всероссийския империи». – [Москва]: [Сенат. тип.], . – , 215 с. В конце Манифеста опубликованы его выходные данные: «Печатан в Москве при Сенате ноября 12 дня 1775 года». […]

    В теоретико-юридической основе всей реформы местного управления и самоуправления, широко задуманной Екатериной Великой лежали идеи философов-просветителей XVIII в. о разделении власти на три основные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, которые дополнялись последующим сословным делением российского общества.

    Учреждения для управления губерний всероссийской Империи. М., 1775 http://www.runivers.ru/lib/book6866/187015/

    НЕДОСТАТКИ РЕФОРМЫ

    Историки отмечают ряд недостатков проведенной при Екатерине II губернской реформы. Так, Н. И. Павленко пишет, что новое административное деление не учитывало сложившиеся связи населения с торговыми и административными центрами, игнорировало национальный состав населения (например, территория Мордовии была поделена между 4 губерниями): «Реформа кромсала территорию страны, как бы резала „по живому телу“». К. Валишевский полагает, что нововведения в суде были «очень спорными по существу», а современники писали о том, что они привели к росту размеров мздоимства, так как взятку теперь надо было давать не одному, а нескольким судьям, число которых выросло многократно.

    Н. Д. Чечулин указывает, что губернская реформа привела к значительному увеличению расходов на содержание бюрократического аппарата. Даже по предварительным расчетам Сената, её осуществление должно было привести к увеличению общих расходов госбюджета на 12–15 %; однако к этим соображениям отнеслись «со странным легкомыслием»; вскоре после завершения реформы начались хронические дефициты бюджета, которые так и не удалось ликвидировать до конца царствования. В целом расходы на содержание бюрократического аппарата за годы правления Екатерины II выросли в 5,6 раз (с 6,5 млн руб. в 1762 г. до 36,5 млн руб. в 1796 г.) – намного больше, чем, например, расходы на армию (в 2,6 раза) и больше, чем в любое другое царствование в течение XVIII–XIX вв.

    Говоря о причинах проведения губернской реформы при Екатерине, Н. И. Павленко пишет, что она явилась ответом на Крестьянскую войну 1773–1775 гг. под предводительством Пугачева, которая выявила слабость местных властей и их неспособность справляться с крестьянскими бунтами. Реформе предшествовал ряд записок, поданных в правительство от дворянства, в которых было рекомендовано умножить сеть учреждений и «полицейских надзирателей» в стране.


    Школьная реформа Екатерины II (1782-1786)

    Назначенная Екатериной "Комиссия по учреждению народных училищ" предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование.

    Основные события и факты

    1689-1725 - царствование Петра I. Радикальные экономические и политические преобразования в России, потребовавшие проведения реформы просвещения. Контроль над образованием переходит от церкви к государству.


    1698 - открытие первой гарнизонной школы (артиллерийская школа Преображенского полка) для обучения детей солдат и матросов. В ней обучались грамоте, счету, бомбардирскому (артиллерийскому) делу. С 1721 г. вышел указ о создании подобного рода школ в каждом полку. Все школы назывались русскими, т. к. преподавание велось на русском языке.
    1701 - открытие государственной артиллерийско-инженерной школы в Москве для обучения «пушкарских и иных посторонних чинов людей детей». Руководил школой ученый математик, астроном Яков Вилимович Брюс (1670-1735). Школа делилась на две ступени: нижняя учила письму, чтению, счету; верхняя - арифметике, геометрии, тригонометрии, черчению, фортификации и артиллерии. Учителей для школы готовили на месте из наиболее способных учеников.
    1701 - открытие школы математических и навигационных наук в Сухаревой башне в Москве. Директором школы стал приглашенный из Англии профессор А. Д. Фарварсон. Возраст учащихся от 12 до 20 лет. Школа готовила моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Ученики получали «кормовые» деньги. За прогулы учащимся грозил немалый штраф, а за побег из школы - смертная казнь. В школе долгое время преподавал Л. Ф. Магницкий.
    1703 - открытие Московской инженерной школы по образцу навигационной русской адмиралтейской школы в Воронеже.
    1706 - открытие Новгородской архиерейской школы. Создана
    братьями Лихудами, которые работали затем в ней учителями.
    Школа давала ученикам широкий курс образования. В 20-е годы
    под началом этой школы было открыто 15 «меньших школ», в ко
    торых работали выпускники Новгородской архиерейской школы.
    1707 - открытие в Москве хирургической школы при военном
    госпитале для подготовки врачей. В содержание обучения входили
    анатомия, хирургия, фармакология, латынь, рисование. Обучение

    велось преимущественно на латыни. Теоретическая подготовка сочеталась с практической работой в госпитале.


    1714 -указ Петра I об открытии цифирных школ. Создание сети государственных начальных школ, доступных достаточно широким слоям населения. Обучались дети с 10 до 15 лет с целью подготовки к государственной светской и военной службе в качестве низшего обслуживающего персонала, для работы на заводах и верфях.
    1716 - открытие первой горнозаводской школы в Карелии для подготовки квалифицированных рабочих и мастеров. В школе первоначально обучались 20 детей из бедных дворянских семей. Здесь же обучались горному делу юноши, уже работающие на заводе, а воспитанники Московской школы навигационных и математических наук - доменному, кузнечному, якорному делу.
    1721 - открытие школы для подготовки канцелярских служащих.

    Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

    М. В. Ломоносов - великий русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, поэт, историк, художник, просветитель. Сын помора, пришедший пешком в Москву. Скрыв крестьянское происхождение, поступает в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию , откуда переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу. С 1745 г. академик Петербургской академии наук. Вместе с И. Шуваловым был инициатором открытия Московского университета, который носит его имя. В составе университета было три факультета: юридический, философский и медицинский. При университете открылось две гимназии (для дворян и разночинцев). Обучение велось в основном на русском языке.


    Ломоносов разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Широко применял в педагогической практике конкретный фактический материал.
    Сделал ряд научных открытий: сформулировал закон сохранения материи, заложил основы физической химии. Создал ряд оптических приборов, описал строение Земли. Автор трудов по русской истории.
    Автор ряда учебников. Его «Российская грамматика» в течение 50 лет считалась лучшим руководством для общеобразовательной школы.
    Главную роль в осуществлении просветительских замыслов отводил Академии наук, важнейшим направлением деятельности которой считал создание условий для воспитания отечественных ученых.

    Николай Никитич Поповский (1730-1760)

    Н. Н. Поповский - ученик и последователь М. В. Ломоносова, ректор университетской гимназии. Осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно научную ценность и послужит на пользу воспитанию детей в России. Утверждал, что перенос на российскую почву западноевропейских педагогических идей требует вдумчивого и творческого подхода, который необходим для создания отечественной науки о воспитании и обучении детей и юношества.

    Антон Алексеевич Барсов (1730-1791)

    А. А. Барсов - ученый, лингвист, профессор Московского университета, последователь М. В. Ломоносова, академик. Главный труд - «Краткие правила российской грамматики» (1773) в течение нескольких десятилетий служил основным учебником русского языка. Доказывал, что при безусловной необходимости изучения иностранных языков усвоение родного языка является первоочередным, т. к. это язык отечественной культуры и науки.


    Впервые ввел в содержание синтаксиса учение о предложении. Большое внимание уделял разработке проблем воспитания и школьного обучения.

    Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788)

    Д. С. Аничков - русский философ, просветитель, педагог. Окончил Московский университет, в котором впоследствии служил профессором. Объяснял происхождение религии страхом человека перед силами природы. В работе «Слово о. . . понятиях человеческих» ставит вопросы нравственного, умственного и физического воспитания.

    Ипполит Федорович Богданович (1743-1803)

    И. Ф. Богданович - просветитель, поэт, переводчик. Окончил Московский университет (1761). Переводил сочинения Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро и др. Издатель журнала «Невинное упражнение», газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Автор сборников стихов, лирических комедий, драматических сочинений, стилизованных под русские народные сказки.

    Иван Иванович Бецкой (1704-1795)

    И. И. Бецкой - профессиональный педагог, главный советник Екатерины II по вопросам образования (с 1763 г.). Педагогические взгляды сформировались под влиянием Я. А. Коменского, Д. Локка, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро. Составил проекты воспитания «идеальных дворян» в закрытых учебных заведениях сословного характера. Основатель таких учебных заведений, как воспитательное училище для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт) (1764), коммерческое училище в Москве (1772), каждое из которых имело собственный устав и должно было ориентироваться на развитие неповторимой личности учащегося.


    Свои педагогические взгляды изложил в работах «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), «Краткое наставление, выбранное у лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766). Считал, что воспитание должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества , как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и др. Образование без воспитания, по его убеждению, лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.

    Николай Гаврилович Курганов (1726-1796)

    Н. Г. Курганов - педагог, писатель, переводчик, преподаватель математики, астрономии и навигации в Морском кадетском корпусе. Автор учебников «Генеральная геометрия» (1765), «Универсальная арифметика» (1757) и др. В «Российской универсальной грамматике» (1769, впоследствии называлась «Письмовник») собраны исторические, естественнонаучные, филологические знания -одна из самых известных книг конца XVIII - первой половины XIX веков.

    Федор Васильевич Кречетов (ок. 1740 - после 1801)

    Ф. В. Кречетов - общественный деятель, просветитель. Выступал за ограничение самодержавия, равноправие граждан, свободу слова, всемерное распространение знаний в народе. В 1786 г. начал издавать журнал «Не все и не ничего», запрещенный цензурой. В 1793 г. арестован и приговорен к бессрочному одиночному заключению в Петропавловской, а затем Шлиссельбургской крепости. Освобожден по амнистии в 1801 г. , дальнейшая судьба неизвестна.

    Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814)

    Ф. И. Янкович де Мириево - педагог, член Российской академии наук, переводчик западноевропейских учебников и уставов школ, один из авторов «Устава народным училищам в Российской империи» (1786), реформирующего школьное образование. Предложил создание малых народных училищ в уездных городах и селах (срок обучения - 2 года) и главных народных училищ в губернских городах (срок обучения - 5 лет).


    По «Уставу» вводилась классно-урочная система, давался четкий перечень обязанностей школьников, запрещались телесные наказания.
    Янкович де Мириево руководил разработкой учебных планов сухопутного, морского и артиллерийского корпусов. Воспитание провозглашал «единым средством» общественного блага.

    Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810)

    Е. Р. Дашкова - княгиня, писательница, общественный деятель, директор Петербургской академии наук и президент Российской академии наук (1783-1806).


    Содействовала развитию научно-просветительской и издательской деятельности в России. Была сторонницей идей свободного воспитания. По ее инициативе издан «Словарь Академии Российской» (в 6-ти томах, 1789-1794 гг.).

    Александр Федорович Бестужев (1761-1810)

    А. Ф. Бестужев - просветитель, педагог. Свои педагогические взгляды изложил в трактате «О воспитании военном относительно благородного юношества», который опубликовал в «Санкт-Петербургском журнале».


    Разработал основы двухгодичного курса морали, предполагавшего формирование представлений о гражданских и семейных обязанностях, нравственном воспитании. Целью образования и воспитания считал подготовку трудолюбивых и полезных обществу граждан, умеющих подчинить личные интересы государственным. Был противником телесных наказаний в обучении, поощрял женское образование, ориентированное на «внутреннее украшение разума», а не на внешний блеск.

    Николай Иванович Новиков (1744-1818)

    Н. И. Новиков - просветитель, писатель, книгоиздатель. Финансировал две частные школы, издавал детский журнал «Детское чтение для ума и сердца», создал педагогическую и переводческую семинарии при Московском университете.


    Педагогические воззрения изложил в статьях «О воспитании и наставлении детей» (1783), «О раннем начале учения детей» (1784) и др. Его программа предусматривала гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Центральная идея - воспитание добрых граждан, счастливых и полезных обществу, патриотов. Считал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через преодоление невежества и полноценное образование и воспитание. Большую роль в нравственном воспитании отводил семье, но отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе . Основным средством умственного воспитания считал систематическое образование. Полагал, что воспитание юношества всех сословий - первейшая обязанность и каждого родителя, и правителя страны. Воспитание, по мнению Н. И. Новикова, включает три основные части: физическое, нравственное и «образование разума».
    После подавления Пугачевского восстания (1775) деятельность Новикова вошла в конфликт с официальной политикой. В 1792 г. арестован и без суда заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 г. был освобожден, но без разрешения продолжать свою деятельность.

    Литература

    Антология педагогической мысли России XVIII в. - М. , 1985.


    Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова / Под ред. М. К. Гончарова. - М. , 1961.
    Денисов А. П. Леонтий Филиппович Магницкий. - М, 1967.
    Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М., 2000.
    Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. -М. , 1978.
    Заварзина Л. Э. Исторические очерки русской педагогики: философско-образовательный аспект. - Воронеж, 1998.
    История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. -М. , 2001.
    Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. - Пг., 1915.
    Кошелева О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVT-XVIII вв.). - М. , 2000.
    Ю. Курочкина И. Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII-XVIII вв.). - М. -2002.
    Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. - М. , 1991.
    Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. Н. А. Грушин. -М. , 1959.
    Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII-первая половинаXIX в. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М. , 1973.
    Смирнов С. История Славяно-греко-латинской академии -М. , 1985.
    Сычев-Михайлов В. К. Из истории русской школы и педагогики XVIII в. - М. , 1960.

    ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

    Основные идеи

    Реформирование всех ступеней образования: начальной, высшей и средней школы; дискуссии о путях развития русской культуры и образования между западниками и славянофилами; поиск национального идеала образования и модели русской национальной школы; демократизация образования; становление системы педагогического образования; активное обновление педагогики на рубеже XIX-XX веков.

    Основные события и факты

    1802 - образование министерства народного просвещения, созданного с целью «воспитания юношества и распространения наук». Ведало (до 1917 г.) учебными заведениями, Академией наук, учеными обществами. Одной из важнейших задач считало учреждение университетов.


    1803-1804 - опубликование «Предварительных правил народного просвещения» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам», определивших структуру системы образования в I четверти XIX в. , четыре основные преемственные системы образования: приходские школы с одногодичным курсом обучения , двухгодичные уездные училища, готовящие к гимназии и дающие «необходимые познания, сообразные состоянию их в промышленности»; гимназии, готовящие к университету и «дающие сведения, необходимые для благовоспитанного человека», университеты, главной задачей которых должна была стать подготовка государственных чиновников.
    1811 - открытие Царскосельского лицея (в 1843 г. переименован в Александровский). Закрытое учебное заведение для детей потомственных дворян. Срок обучения шесть (затем восемь) лет. Образование приравнивалось к университетскому. Директором был известный просветитель В. Ф. Малиновский. Лицей воспитывал в духе патриотизма, веры в свое призвание, радости от сознания долга перед Отечеством. Среди первых выпускников А. С. Пушкин, декабристы И. Пущин, В. Кюхельбекер, дипломат A. M. Горчаков.
    1828 - опубликован «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». При сохранении четырех уровней образования выдвигался принцип: «каждому сословию - свой уровень образования». Приходские училища - низшему, уездные - детям купцов и ремесленников, гимназии - для детей дворян и чиновников. После дискуссий принят компромиссный вариант, при котором «возбранялось чинить препятствия» тем, кто хочет повысить свой общественный статус.
    1860 - подготовка новой школьной реформы. Издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», устанавливающего два типа женских училищ (срок обучения шесть лет и три года). Женские училища были несословными учебными заведениями, дававшими среднее образование, но не ставившими задачу подготовки девушек к продолжению образования.
    1864 - реформа системы начального образования. Вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений. Срок обучения и возраст обучающихся не ограничен. Утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», различающий классические гимназии (40% времени уделялось изучению древних языков, готовили к поступлению в университет) и реальные гимназии (преобладали предметы естественного цикла; готовили к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения).
    1868 - опубликован новый университетский устав, согласно которому университеты получили большую самостоятельность (выборы ректора, профессоров, деканов и др.).
    1871 - новый «Устав гимназий и прогимназий», реорганизующий реальные гимназии в реальные училища, дающие возможность приступать к практической деятельности сразу после их окончания.

    Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX - начала XX вв.

    Петр Васильевич Завадовский - первый министр народного просвещения (1802-1810). Учредил учебные округа, открыл приходские (сельские) училища. Открыл первый педагогический институт. Предоставил университетам автономию.


    Ачександр Николаевич Голицын - министр с 1816 по 1824 г. Усилил клерикальный характер народного образования. В обязанности университетов стала входить подготовка преподавателей богословия для средних школ.
    Александр Семенович Шишков - министр с 1824 по 1828 г. Готовил коренную реформу народного образования. Утверждал приоритет воспитания над обучением, которое должно сообразовываться с потребностью в «науках» каждого сословия. Выдвинул идею «русского воспитания», которое понимал как формирование религиозного чувства любви к Отечеству и православию, приверженности таким «русским» ценностям, как кротость, послушание, милосердие, гостеприимство.
    Сергей Семенович Уваров - министр с 1834 по 1849 г. Основатель системы классического образования. Поставил задачу сформировать систему всестороннего контроля государства над воспитанием и образованием. Унифицировал учебные планы и программы учебных заведений. Значительно расширил сеть средних учебных заведений, качественно улучшил систему подготовки педагогических кадров. Выдвинул в качестве педагогической платформы воспитания и образования три принципа: православие, самодержавие, народность.
    Евграф Петрович Ковалевский - министр с 1858 по 1861 г. Поставил вопрос о всеобщем начальном образовании, открыл первые воскресные школы. Отказался от поста министра в знак протеста против применения репрессий к участникам студенческих волнений.
    Александр Васильевич Головнин - министр с 1862 по 1866 г. Руководил реформой высшего и среднего образования. Выступал за широкое обсуждение деятельности министерства народного просвещения.
    Дмитрий Андреевич Толстой- министр с 1866 по 1880 г. Провел новые образовательные реформы. Выступал последовательным защитником дворянских интересов, считая, что благородное сословие должно сохранить в обществе свои политические позиции и культурно-нравственное влияние. Стремился сохранить государственный контроль за образовательными учреждениями.
    Павел Николаевич Игнатьев - министр 1915-1916 гг. Под его руководством был разработан проект реформы образования, предусматривавший введение всеобщего начального образования, формирование у учащихся национального самосознания, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания «мертвых языков» в гимназиях. Школе придавалось приоритетное значение. Намечалась трансформация системы управления образованием и его демократизация. Реформа не была реализована, но многие ее идеи и материалы учебных программ использованы при создании советской школы, а также послужили руководством для русских школ за рубежом.

    Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

    Н. М. Карамзин - русский писатель, публицист, выдающийся историк, труды которого сыграли огромную воспитательную роль в подъеме национального самосознания России. Литературная деятельность Карамзина оказала значительное влияние на разработку в русской литературе проблем личности, изображение внутреннего мира человека. В работах «История государства Российского», «Записки о древней и новой России» Карамзин не только осветил множество малоизвестных страниц русской истории, но и последовательно проводил мысль о преемственности в культуре и образовании, о необходимости либеральных реформ.

    Иван Петрович Пнин (1773-1805)

    И. П. Пнин - просветитель, поэт, публицист. Совместно с А. Ф. Бестужевым издавал «Санкт-Петербургский журнал» (1798), уделяя в нем значительное внимание педагогической проблематике. В своем основном сочинении «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) рассмотрел проблемы воспитания и образования с социально-политической точки зрения. Считал необходимым условием существования просвещенного общества свободу граждан. Задачи воспитания и образования определил отдельно для школ каждого сословия; в соответствии с требованиями предполагаемой профессии учеников наметил объем и содержание общеобразовательных курсов, предусмотрел изучение некоторых специальных дисциплин.

    Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

    В. А. Жуковский - поэт, переводчик, академик Российской академии наук, с 1815 г. постоянный секретарь литературного общества «Арзамас», носившего просветительский характер. В просвещении видел основное средство достижения человеческим обществом прогресса. С 1817 г. учитель русского языка великой княгини Александры Федоровны (будущей императрицы). В 1826-41 гг. - наставник будущего императора Александра II, которого Жуковский стремился воспитать как просвещенного и справедливого монарха, уделяя большое внимание религиозно-нравственным проблемам.

    Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)

    Н. И. Лобачевский - выдающийся математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Основа методико-педагогической теории Лобачевского - постоянное внимание к воспитательным аспектам науки, поиски философских основ научного знания, оптимальных педагогических средств и путей передачи знаний. Вопросы, связанные с обучением в школе, систематизированы в работе «Наставления учителям математики в гимназиях» (1828).

    Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)

    И. В. Киреевский - философ, публицист, один из первых представителей славянофильства в русской культуре. Видел источник кризиса европейского просвещения в отходе от религиозных начал и утрате духовной целостности. Считал, что западному рационализму должно быть противопоставлено русское мировоззрение, основанное на чувстве и вере.

    Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

    Н. И. Пирогов - общественный деятель, хирург, педагог. Свое педагогическое кредо выразил в статье «Вопросы лсизни» (1856). Взяв за основу идеи Ж. -Ж. Руссо, выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности с широким интеллектуальный кругозором. Считал необходимым перестройку всей системы образования на основе принципов гуманизма и демократизма, на основе научного подхода и учитывая преемственность всех ступеней образования. Задачи обучения считал подчиненными воспитанию и нравственному развитию личности. Рассматривал телесные наказания как средства, унижающие детей. Главным действующим лицом в реформированной образовательной системе, по мнению Н. И. Пирогова, должен был стать новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка. Н. И. Пирогов разработал проект школьной системы, выступал за расширение женского образования, так как именно женщина является первой воспитательницей юного поколения. Основное место в педагогическом наследии занимают вопросы самопознания личности посредством воспитания. Считал, что каждой личности свойственна постоянная борьба внутренней (биологической) и внешней (общечеловеческой) природы, и единственный способ привести к гармонии природное и общественное в человеке - это воспитание.

    Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов просуществовала до Великих реформ 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 г.

    7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии, в каждой из которых должно было проживать 300-400 тыс. душ мужского пола. К концу екатерининского царствования в России насчитывалось 50 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице, а их власть была значительно расширена. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам.

    При губернаторе создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения (призирать - присматривать, опекать, заботиться); впервые были созданы государственные учреждения с социальными функциями.

    Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. душ мужского пола в каждом. Так как городов - центров уездов было явно недостаточно, Екатерина II переименовала в города многие крупные сельские поселения, сделав их административными центрами. Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. В уезды по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер.

    Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных (для них хозяином и судьей был помещик), должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд. Помещика судил Верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах. Государственных крестьян судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан - городовой магистрат в уезде и губернский магистрат в губернии. Все эти суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - палаты уголовного и гражданского суда, члены которых назначались государством. Новым для России был Совестный суд, призванный прекращать распри и мирить ссорящихся. Он был бессословным. Разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда.

    В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий, наделенный всеми правами и полномочиями. В городах вводился строгий полицейский контроль. Город разделялся на части (районы), находившиеся под надзором частного пристава, а части, в свою очередь,- на кварталы, которые контролировал квартальный надзиратель.

    После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную коллегию, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий перешли к губернским органам. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь, а большинство казаков переселили на Кубань.

    Сложившаяся система управления территорией страны в новых условиях решала задачу укрепления власть дворянства на местах, ее целью было предотвращение новых народных выступлений. Страх перед восставшими был так велик, что Екатерина II приказала переименовать реку Яик в Урал, а Яицкое казачество - в Уральское. Более чем вдвое увеличилось число чиновников на местах.

    Жалованные грамоты дворянству и городам

    21 апреля 1785 г., в день рождения Екатерины II, одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Известно, что Екатериной II был подготовлен и проект Жалованной грамоты государственным (казенным) крестьянам, но он не был опубликован из-за опасений дворянского недовольства.

    Изданием двух грамот Екатерина II регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, которые, кроме того, имели право заводить собственные фабрики и заводы. Дворяне могли судиться только с равными себе и без дворянского суда не могли быть лишены дворянской чести, жизни и имения. Дворяне губернии и уезда составляли соответственно губернскую и уездную корпорации дворянства и избирали своих предводителей, а также должностных лиц местного управления. Губернские и уездные дворянские собрания имели право делать представления правительству о своих нуждах. Жалованная грамота дворянству закрепляла и юридически оформляла дворяновластие в России. Господствующему сословию присваивалось наименование «благородное». «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Все горожане записывались в Городскую обывательскую книгу и составляли «градское общество». Объявлялось, что «мещане или настоящие городовые обитатели суть те, кои в том городе дом или иное строение, или место, или землю имеют». Городское население делилось на шесть разрядов. Первый из них включал живших в городе дворян и духовенство; во второй входили купцы, делившиеся на три гильдии; в третий - цеховые ремесленники; четвертый разряд составляли постоянно жившие в городе иностранцы; пятый - именитые горожане, включавшие в свой состав лиц с высшим образованием и капиталистов. Шестой - посадские, которые жили промыслами или работой. Жители города каждые три года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган - шестигласную думу, в состав которой входило по одному представителю от каждого разряда городского населения. Городская дума решала дела по благоустройству, народному образованию, соблюдению правил торговли и т. п. только с ведома городничего, назначенного правительством.

    Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского населения под контроль государства. Реальная власть в городе находилась в руках городничего, управы благочиния и губернатора.

    Реформа образования

    Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. В 60-70-е годы XVIII в. она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. Считая, что «корень всему злу и добру - воспитание», Екатерина II и И. И. Бецкой решили создать «новую породу людей». По плану И. И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса.

    Взгляды И. И. Бецкого имели прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако «тепличные» условия, изолированность от реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали попытки И. И. Бецкого сформировать «нового человека» утопическими.

    Генеральная линия развития русского просвещения шла не через утопические затеи И. И Бецкого, а по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782-1786 гг. Большую роль в проведении этой реформы сыграл сербский педагог Ф. И. Янкович де Мириево. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.

    Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами и гимназиями при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в России к концу века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. учеников, не считая домашнего образования. Образование, как и все другие сферы жизни страны, в основе своей имело сословный характер.

    А. Н. Радищев

    Крестьянская война, идеи русских и французских просветителей, Великая французская революция и война за независимость в Северной Америке (1775-1783), приведшая к образованию США, зарождение русской антикрепостнической мысли в лице Н. И. Новикова, передовых депутатов Уложенной комиссии оказали воздействие на формирование взглядов Александра Николаевича Радищева (1749-1802). В «Путешествии из Петербурга в Москву», в оде «Вольность», в «Беседе о том, что есть сын Отечества» А. Н. Радищев выступал с призывом «совершенного уничтожения рабства» и передачи земли крестьянам. Он считал, что «самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и настаивал на его революционном свержении. Настоящим патриотом, истинным сыном Отечества А. Н. Радищев называл того, кто борется за интересы народа, «за вольность - дар бесценный, источник всех великих дел». Впервые в России прозвучал призыв к революционному свержению самодержавия и крепостничества.

    «Бунтовщик хуже Пугачева»,- так оценила первого русского революционера Екатерина II. По ее приказу тираж книги «Путешествие из Петербурга в Москву» был конфискован, а ее автор арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетней ссылкой в Илимский острог в Сибири.

    Павел I

    Правление Павла I (1796-1801) одни историки называют «непросвещенным абсолютизмом», другие - «военно-полицейской диктатурой», третьи - считают Павла «русским Гамлетом», четвертые - «романтическим императором». Однако даже те историки, которые находят позитивные черты в правлении Павла, признают, что он ставил знак равенства между самодержавием и личным деспотизмом.

    Павел I вступил на престол после смерти матери в возрасте 42 лет уже зрелым, сложившимся человеком. Екатерина II, подарив сыну Гатчину под Петербургом, удалила его от двора. Павел в Гатчине завел жесткие порядки, основанные на железной дисциплине и аскетизме, противопоставив их роскоши и богатству петербургского двора. Став императором, он попытался укрепить режим путем усиления дисциплины и власти с тем, чтобы исключить все проявления либерализма и свободомыслия в России. Характерными чертами Павла были резкость, неуравновешенность и вспыльчивость. Он считал, что все в стране должно быть подчинено установленным царем порядкам, на первое место ставил исполнительность и точность, не терпел возражений, порой доходя до самодурства.

    В 1797 г. Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся петровский указ о престолонаследии. Престол отныне должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей - к старшему из братьев. Для содержания императорского дома было образовано ведомство «уделов», которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими на них крестьянами. Был ужесточен порядок службы дворян, ограничено действие Жалованной грамоты дворянству. В армии насаждались прусские порядки.

    В 1797 г. был издан Манифест о трехдневной барщине. Он запрещал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям, рекомендуя ограничивать барщину тремя днями в неделю.

    Павел I принял под свое покровительство Мальтийский орден, а когда Наполеон захватил Мальту в 1798 г., объявил Франции войну в союзе с Англией и Австрией. Когда же Англия оккупировала Мальту, отвоевав ее у французов, последовал разрыв отношений с Англией и союз с Францией. По договоренности с Наполеоном Павел послал 40 полков донских казаков на завоевание Индии, чтобы досадить англичанам.

    Дальнейшее пребывание Павла у власти было чревато для страны потерей политической стабильности. Не отвечала интересам России и внешняя политика императора. 12 марта 1801 г. при участии наследника престола будущего императора Александра I был совершен последний в истории России дворцовый переворот. Павел I был Убит в Михайловском замке в Петербурге.