Александр II : человек и политик

Будущий император Александр II родился 17 апреля 1818 г. и был первенцем в семье Николая I и его супруги Александры Федоровны. Поэтому с младых ногтей его стали всесторонне готовить к занятию престола и окружили блестящими наставниками и учителями. Его воспитателем был назначен генерал-адъютант К.К. Медер , главным наставником стал В.А. Жуковский , а учителями стали видные русские ученые и государственные деятели М. Сперанский , К. Кавелин , Е. Канкрин, Ф. Брунов и другие.

По свидетельству современников, как личность Александр был гораздо привлекательнее своего отца - умнее, образованнее, мягче и сдержаннее характером. Однако, в отличие от сильной и волевой натуры отца, Александр II был чрезвычайно изменчив и с годами сохранил эту неустойчивость натуры и в личной, и в государственной жизни.

Рис. 1. Сцена купли-продажи крестьян ()

Свое образование Александр завершил в 1837-1839 гг. длительной поездкой по 29 губерниям Европейской России и Западной Сибири и практически всем странам Западной Европы. После возвращения в Россию Николай I стал активно привлекать своего старшего сына к участию в государственных делах. В начале 1840-х гг. цесаревич стал членом Государственного Совета, Сената и Синода , а затем, в 1846-1848 гг., в качестве председателя возглавил работу Секретных Комитетов по крестьянскому вопросу. Одновременно с этим наследник престола был назначен на высшие военные посты - сначала командующим всей гвардейской пехоты, а затем командиром Гвардейского и Гренадерского корпусов. На время своего отъезда из столицы Николай I оставлял Александра на хозяйстве и возлагал на сына все государственные дела. В 1850 г. наследник престола принимал активное участие в боевых действиях русских войск на Кавказе, где приобрел богатый и разнообразный опыт в военных делах.

По свидетельству многих современников и историков (Л. Захарова, В. Чернуха, Л. Ляшенко) , по своим внутренним убеждениям Александр II не был реформатором , и, в отличие от младшего брата Константина, никогда не увлекался либеральными идеями. Более того, будучи главой Секретных Комитетов , он всегда возглавлял консервативную партию, которая жестко отстаивала интересы помещиков-крепостников. Однако, вступив на престол после смерти своего отца, Александр II (1855-1881) нашел в себе мужество признать крах николаевской политической системы и необходимость проведения широкомасштабных реформ в стране.

Подготовка крестьянской реформы (1856-1861)

В середине XIX в. Россия оставалась единственной европейской страной, где сохранялось крепостное право, существенно тормозившее ее социально-экономическое и политическое развитие. Начиная со второй половины XVIII в., вопрос о ликвидации крепостного права постоянно находился в центре общественного внимания. Об этом говорили и депутаты екатерининской Уложенной Комиссии (А. Аленников, А. Маслов) , и просветители (Н. Новиков, А. Радищев) , и декабристы, и славянофилы, и западники, и революционные демократы. Даже правительство и многие идеологи дворянства не остались в стороне от этого острейшего вопроса. Достаточно вспомнить проекты М. Сперанского, Д. Гурьева, Н. Мордвинова, А. Аракчеева и П. Киселева, а также деятельность многочисленных Секретных Комитетов по крестьянскому вопросу и их законодательные акты, чтобы убедиться в этом. Однако все попытки правительства смягчить наиболее отвратительные черты крепостного права и убедить благородное сословие в выгодности его отмены, постоянно упирались в махровый консерватизм многих помещиков-крепостников.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II (рис. 2) официально заявил 30 марта 1856 г. , во время коронационных торжеств в Москве, где, выступая перед представителями московского дворянства, он прямо заявил, что лучше отменить крепостное право «сверху» , нежели ждать, когда оно будет отменено самими крестьянами «снизу».

Рис. 2. Александр II в период Крымской войны ()

Однако сами помещики не горели особым желанием решать назревший крестьянский вопрос, и власть в очередной раз взяла инициативу в свои руки. В январе 1857 г. был образован новый Секретный Комитет по крестьянскому вопросу , в который вошли граф А.Ф. Орлов , князь В.А. Долгоруков , граф М.Н. Муравьев , князь П.П. Гагарин и другие. Составленный из бывших николаевских сановников, в большинстве своем отъявленных крепостников, Комитет преднамеренно затягивал решение крестьянского вопроса. Однако напряженная социальная обстановка в стране заставила Александра II принять более действенные меры. Летом 1857 г. состоялась его встреча с генерал-губернатором Прибалтийского края В.И. Назимовым , в ходе которой он убедил друга своей юности подтолкнуть помещиков Виленской, Ковенской и Гродненской губерний проявить инициативу в решении крестьянского вопроса.

В июле 1857 г. член Секретного Комитета, министр внутренних дел, граф С.С. Ланской , на основании «Записки» своего заместителя, генерала А.И. Левшина, представил императору проект крестьянской реформы и предложил создать в каждой губернии дворянские комитеты для обсуждения этого проекта. В ноябре 1857 г. царь узаконил предложение С. Ланского в секретном рескрипте на имя генерала В. Назимова, а затем, в декабре 1857 г. , аналогичный рескрипт был дан петербургскому генерал-губернатору графу П.Н. Игнатьеву и чуть позже всем руководителям великорусских губерний.

С опубликованием первых рескриптов и началом работы ряда губернских комитетов подготовка крестьянской реформа впервые приобрела гласный характер. В связи с этим обстоятельством, в феврале 1858 г. Секретный Комитет был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу для рассмотрения постановлений и предположений о крепостном состоянии» , а его председателем назначен Великий князь Константин Николаевич , который был известен своими либеральными взглядами.

В апреле 1858 г. Александр II утвердил программу Главного Комитета на принципах, изложенных в рескрипте генерал-губернатору В. Назимову, которая предусматривала не ликвидацию, а лишь смягчение крепостного права.

Между тем опубликование царского рескрипта и создание Главного Комитета вызвало новый подъем крестьянского движения. По данным начальника III Отделения и шефа Корпуса жандармов, генерала, князя В. Долгорукова, в 1858 г. было зафиксировано около 530 крестьянских выступлений, более 100 из которых были подавлены войсками. Таким образом, крестьянское движение не только ускорило ход подготовки крестьянской реформы, но и вынудило царизм к более радикальному решению крестьянского вопроса.

В декабре 1858 г. была принята новая программа , которая, в отличие от старой, подрывала сами основы крепостничества. Основные положения этой программы, автором которой стал член Главного Комитета, генерал Яков Иванович Ростовцев , выглядели следующим образом: 1. Крепостные крестьяне получают личную свободу; 2. Все бывшие крепостные крестьяне обеспечиваются земельными наделами в постоянное пользование с правом их последующего выкупа в собственность через специальный кредитный банк; 3. Переходное, или временнообязанное, состояние крестьян по отношению к помещикам регламентируется специальным законодательным актом.

Новая аграрная программа требовала переработать многочисленные проекты губернских комитетов, которые были составлены по старой программе. С этой целью в марте 1859 г. при Главном Комитете были созданы две Редакционные комиссии , которые возглавил генерал Я. Ростовцев. Именно он собрал все законодательные акты о крестьянах, а также поступившие в комиссии проекты крестьянской реформы и материалы Секретных Комитетов и опубликовал их в 25-томном собрании «Материалов Редакционных комиссий».

В августе 1859 г. в недрах Редакционных комиссий был подготовлен проект «Положения о крестьянах» , который был обсужден с депутатами от губернских комитетов. Многие консервативно настроенные помещики (П. Гагарин, М. Позен) подвергли этот проект резкой критике, поскольку считали установленные в нем крестьянские наделы слишком завышенными, а повинности за эти наделы - явно заниженными. Руководство Редакционных комиссий вынуждено было пойти на ряд уступок консервативной части дворянства, в результате чего в черноземных губерниях страны были существенно понижены нормы крестьянских наделов, а в нечерноземных, напротив, повышены размеры оброка.

Тем временем, в начале 1860 г. скоропостижно скончался генерал Я. Ростовцев и новым председателем Редакционных Комиссий стал министр юстиции, окаменелый консерватор граф Виктор Никитич Панин. Однако, при всем своем желании, он не смог оказать серьезного негативного влияния на процесс подготовки реформы, поскольку фактическое руководство всей работой осуществлял председатель Земского отдела Министерства внутренних дел Николай Алексеевич Милютин - выдающийся государственный деятель и наиболее видный представитель правительственной партии либеральных бюрократов.

В начале октября 1860 г. отредактированное «Положение о крестьянах» поступило в Главный Комитет по крестьянскому делу , где оно обсуждалось вплоть до середины января 1861 г. Затем, в конце января 1861 г., проект этого документа поступил на рассмотрение Государственного Совета , и после его одобрения, 19 февраля 1861 г. , в шестую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал два исторических документа: Манифест «Об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (рис. 4).

Текс самого Манифеста , который был опубликован 5 марта 1861 г. , первоначально был написан Н. Милютиным и Ю. Самариным. Однако затем, по личной просьбе императора, его отредактировал московский митрополит Филарет , которого в народе звали Филька. Поскольку этот текст был написан слишком витиеватым для большинства безграмотных крестьян слогом, то в народе Манифест получил неблагозвучное название «филькиной грамоты».

Рис. 4. Отмена крепостного права ()

Аграрная реформа 1861 г. и ее историческое значение

В «Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» содержалось 17 законодательных актов , в том числе «Общее положение», четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение о выкупной операции» и другие. В соответствии с этими документами:

1. 23 млн владельческих крепостных крестьян получали личную свободу и целый ряд имущественных и гражданских прав «свободных сельских обывателей» : теперь они могли в качестве юридических лиц заключать всевозможные сделки, открывать торговые и промышленные заведения, выступать истцами и ответчиками в суде и т. д.

2. Вместе с личной свободой бывшие крепостные крестьяне получали усадьбу «в потомственное пользование» и полевой надел в «общинное пользование» , от которого не могли отказаться в течение первых девяти лет. В течение этого срока крестьяне должны были по-прежнему отбывать за свой земельный надел барщину и оброк.

3. Размеры земельных наделов и объем крестьянских повинностей четко фиксировались в уставных грамотах , которые должны были быть заключены всеми помещиками и крестьянами в течение ближайших двух лет, до января 1863 г. Составлять же эти уставные грамоты должны были сами помещики, и проверка их законности возлагалась на мировых посредников , которые назначались Сенатом из числа местных столбовых дворян-землевладельцев по представлению губернатора. При этом уставные грамоты заключались не отдельными крестьянами, а сельскими общинами, и таким образом сохранялась прежняя круговая порука и ответственность всей крестьянской общины за каждого крестьянина и его повинности.

4. При определении и фиксации размеров земельного надела в уставной грамоте помещики должны были исходить из установленных «Местными положениями» норм наделения землей. Для степных губерний размер земельного надела мог колебаться от 12 до 6 десятин земли , а для черноземных и нечерноземных губерний от 15 до 5 десятин земли. Таким образом, крестьяне не могли требовать надел выше установленного максимума, а помещики не могли урезать крестьянский надел ниже установленного минимума. Хотя реально это правило довольно часто нарушалось, и помещики чаще всего исходили из собственных имущественных интересов.

5. В результате всех этих манипуляций бывшие помещичьи крестьяне получили в среднем по 3,3 десятины земли на ревизскую душу, т. е. гораздо меньше пахотной земли, чем у них было до реформы. Так, по данным многих историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак), только в Казанской, Саратовской и Самарской губерниях помещики отрезали у крестьян почти 40% той надельной земли, которой они владели до отмены крепостного права. Кроме того, подлинным бичом крестьянских хозяйств стала чересполосица, поскольку довольно часто помещичьи земли клином вгонялись в крестьянские наделы, отчего крестьяне были вынуждены на крайне невыгодных условиях и под большой процент арендовать эти клинья у своих бывших владельцев.

6. Вся земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения так называемой выкупной сделки. Пока эта сделка не была заключена, крестьяне считались временнообязанными, т. е. по-прежнему несли в пользу помещиков традиционные феодальные повинности. Правда, по новым правилам эти повинности были строго фиксированы : размер оброка, в зависимости от региона, колебался в пределах 8-12 рублей за год , а размер барщины сокращалось со 130-140 до 70 дней в году. Поскольку повинности временнообязанных крестьян почти не отличались от традиционных повинностей крепостных, то многие крестьяне не желали подписывать уставные грамоты. В итоге, по данным тех же историков (П. Зайончковский, Л. Захарова, Б. Литвак) до января 1863 г. уставные грамоты подписали только 42% бывших крепостных крестьян.

7. Заключительным актом крестьянской реформы должен был стать выкуп крестьянами своих земельных наделов в собственность . Однако под видом выкупа земли фактически был проведен выкуп феодальных повинностей. Надо сказать, что в исторической науке существуют разные оценки выкупной операции всей надельной земли. Одни историки (П. Зайончковский, Л. Захарова) считают, что рыночная стоимость земли, полученная крестьянами, составляла около 650 млн рублей , а реальная, или выкупная, составила более 860 млн рублей. Другие историки (Б. Литвак) , напротив, утверждают, что выкупные цены за землю были ниже, чем ее рыночная стоимость.

8. Размер выкупа земли и крестьянских повинностей определялся путем так называемой «капитализации оброка», которая в зависимости от региона составляла от 200 до 135 рублей в год.Только в том случае, если крестьянин выплачивал всю эту сумму помещику сразу и полностью, он мог стать собственником собственного надела земли. Однако у подавляющей части крестьян таких огромных денег просто не было, а помещик был заинтересован получить всю сумму сразу, чтобы, положив ее в банк, он мог по-прежнему получать традиционную сумму крестьянского оброка. Поэтому роль посредника между крестьянами и помещиками взяло на себя государство, которое в 1861 г. создало при Министерстве финансов Главное выкупное учреждение. Суть выкупной операции состояла в следующем: 20% требуемой суммы крестьянин платил (или отрабатывал) помещику сам, а 80% этой суммы за крестьянина платило государство. Таким образом, помещик получал все деньги разом, а крестьяне становились временнообязанными по отношению к государству. Теперь, в течение ближайших 49 лет они должны были выплачивать государству эти 80 %. Такая система получила название выкупных платежей и просуществовала до 1 января 1907 г. , когда только по однимпроцентам крестьяне выплатили государству астрономическую сумму в 700 млн рублей.

Надо сказать, что значительная часть бывших крепостных крестьян, заключив уставные грамоты с помещиками, не собирались переходить на выкуп земли, что подрывало суть самой аграрной реформы. Поэтому в конце декабря 1881 г. было издано специальное «Положение» , в соответствии с которым все временнообязанные крестьяне до января 1883 г. обязаны были перейти на выкуп земли.

В июне 1863 г. по аналогичному сценарию освободили 1,7 млн удельных крестьян , принадлежавших царской фамилии. Однако по их «Положению» удельные крестьяне переводились на выкуп земли в течение ближайших двух лет и средний размер их земельного надела составлял 4,8 десятин земли.

В июне 1866 г. аналогичное «Положение» было распространено и на 19 млн государственных крестьян , которые, будучи лично свободными сельскими обывателями, платили в казну феодальную ренту в форме оброка. Все они сохранили за собой земли, находившиеся в их пользовании, и могли по своему желанию либо, как и прежде, платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку и стать собственниками своих земельных наделов. Средний размер наделов государственных крестьян составлял 5,9 десятин земли, т. е. почти в два раза больше, чем у бывших крепостных крестьян.

Подводя итоги аграрной реформы 1861 г., необходимо особо подчеркнуть два важных обстоятельства:

1. После отмены крепостного права помещики в полном объеме сохранили прежние права на земельную собственность, т. е. проблема помещичьего землевладения так и не была разрешена.

2. Даже после полного выкупа земли крестьяне лишь формально становились собственниками своих земельных наделов, поскольку практически во всех великорусских губерниях верховным собственником всей земли оставалась крестьянская община.

Параллельно с отменой крепостного права, летом 1861 г., во всех помещичьих деревнях и селах было введено крестьянское общественное управление , по образцу крестьянского самоуправления государственной деревни, созданного в 1837-1841 гг. графом П. Киселевым. Первичной ячейкой нескольких деревень и сел являлось сельское общество, которое управлялось сельским сходом, на котором избирались на три года сельский староста, сборщик податей и другие должностные лица. Сельский староста обеспечивал порядок в своей округе, следил за сбором подушной подати и т. д.

Несколько сельских обществ образовывали волость , управление которой осуществлялось волостным сходом. Этот орган местной власти избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной суд. Волостной старшина имел те же функции, что и сельские старосты , только в объеме волости, а сельские старосты подчинялись ему. Что касается волостного суда , то он разбирал тяжбы между крестьянами и судил их за незначительные проступки.

Однако эти органы сельского и волостного управления находились под жестким контролем со стороны мировых посредников , которые назначались губернатором с подачи предводителей губернских и уездных дворянских собраний.

Рис. 5. «Отмена крепостного права на Руси», Муха А. ()

Если в целом оценивать аграрную реформу 1861 г., то следует признать, что, несмотря на всю противоречивость и незавершенностьэтой реформы, онаявилась переломной гранью между Россией феодальной и Россией капиталистической, создав необходимые условия для утверждения новых общественных отношений в стране.

Историография Великих реформ

Надо сказать, что эпоха Великих реформ, начало которым положила аграрная реформа 1861 г. , нашла достойное отражение в отечественной историографии. До революции наибольший вклад в изучение этой темы внесли русские историки-либералы (С. Татищев, Г. Джаншиев, А. Корнилов, А. Кизиветтер) , которые оценивали их по большей части апологетически, как результат доброй воли царя-освободителя, а не как итог объективных закономерностей развития страны.

В советской историографии, напротив, стал делаться особый акцент на ограниченности этих реформ, при этом их изучение довольно часто подгонялось под резко критические ленинские оценки. Наиболее крупные работы, созданные в тот период, принадлежали перу Н. Дружинина, П. Зайончковского, Б. Литвака, Л. Захаровой, Н. Эйдельмана и Л. Ляшенко. В данных монографиях, насколько это было возможно в тех условиях, непредвзято были изучены и оценены буржуазные (определяющие) и крепостнические (остаточные) черты Великих реформ, а в ряде работ (Б. Литвак, Н. Эдельман) рассмотрены и возможные, но так и не реализованные альтернативы.

В настоящее время оформились три основных подхода в оценке Великих реформ и личности самого Александра II :

1. Одни историки (Н. Троицкий) считают, что Александр II и его окружение внутренне оставались противниками любых реформ и вынужденно пошли на их проведение под давлением растущего недовольства народных масс и угрозы окончательной потери статуса великой державы после поражения России в Крымской войне.

2. Другие историки (Б. Литвак) мене жестко оценивают позицию правящих кругов, однако и в их представлении Александр II выглядит человеком, помимо своей воли увлеченным потоком событий на путь реформ, которые вынужденно проводил для сохранения самодержавного режима.

3. Третьи историки (Л. Захарова, В. Чернуха, Л. Ляшенко, Е. Толмачев) считают, что Великие реформы являлись осознанным выбором правящих верхов и, прежде всего, самого Александра II , который ради блага своего Отечества отважился на поступок, свойственный настоящим государственным деятелям.

Список литературы для изучения темы "Александр II. Реформа 1861 г.":

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1968.
  2. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856-1861 гг. - М., 1984.
  3. Литвак Б.Г. Русская деревня в реформе 1861 года. - М., 1972.
  4. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России. - М., 1991.
  5. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель: жизнь и деяния Александра II. - М., 1994.
  6. Ляшенко Л.М. Александр II: победа и трагедия. - М., 2011.
  7. Миронов Б.Н. Социальная история России. - СПб., 1999.
  8. Пушкарев С.Г. История России в XIX веке. - М., 2003.
  9. Толмачев Е.П. Александр II и его время. - М., 1998.
  10. Троицкий Н.А. История Россия XIX века. - М., 2003.
  11. Чернуха В.Г. Великий реформатор и мученик. - СПб., 1995.
  12. Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. - М., 1989.
  1. i-Школа ().
  2. РИА Новости ().
  3. Русские мемуары ().
  4. Интернет-портал Adukov.ru ().
  5. Русские мемуары ().

После смерти Николая I русский престол занял его старший сын Александр II (1855-1881) - Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский из династии Романовых. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ (реформы 1860-1870-х). Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной и болгарской историографии - Освободитель (в связи с отменой крепостного права и победой в войне за независимость Болгарии, соответственно). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной революционной организацией «Народная воля».

Главные задачи внутренней политики Александра 2:

  • сохранение самодержавия;
  • сохранение привилегий дворянства;
  • обеспечение социальной стабильности, укрепление внутреннего положения благодаря созданию условий для экономического развития;
  • восстановление международного престижа страны, в том числе за счёт проведения преобразований, направленных на преодоление признаков отсталости России.

Реформы 1860-1870-х гг.

Крестьянская реформа

Причины реформы:

  • Труд крепостных был малопроизводительным.
  • Военно-техническая отсталость России.
  • Осуждение крепостничества всеми слоями общества.
  • Опасение крестьянских выступлений.

Предпосылки реформы:

■ 1857 г. Создан Секретный комитет, который рассматривал проекты реформы.
■ 20 ноября 1857 г. Подписан рескрипт Назимову, допускавший участие помещиков в подготовке реформы.
■ 1858 г. Секретный комитет преобразован в Главный комитет.
■ 1859 г. Создана Редакционная комиссия, которая рассматривала все предложенные проекты для выработки единого закона.

  • Крестьяне освобождались с землёй, но она не переходила сразу в их собственность. До выкупа крестьянин считался временно-обязанным и должен был выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882-1887 гг.).
  • Размеры надела и суммы выкупа зависели от региона.
  • Допускалось существование отрезков - излишков земли, которые отходили помещику, если дореформенный крестьянский надел превышал пореформенный.
  • Крестьянин выплачивал помещику выкуп (стоимость - выше рыночных цен) за полный надел: около четверти суммы общей стоимости земли он должен был единовременно уплатить хозяину. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал её в течение 49 лет под 6 % годовых (выкупные платежи отменены в 1907 г,),
  • Крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли (около 2,7 га).
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик, что вызвало появление чересполосицы.

Правовое положение крестьян

■ Гражданские права: личная свобода, независимость от помещика, переход в другие сословия, самостоятельное вступление в брак, свобода выбора рода занятий, защита своих прав в суде.
■ Имущественные права: самостоятельное совершение сделок, приобретение и распоряжение имуществом, занятие торговыми операциями, выбор и ведение промысла.
■ Политические права: участие в выборном местном самоуправлении.

Последствия

  • Формирование рынка рабочей силы.
  • Расширение потребительского рынка.
  • Сохранение полуфеодальных порядков, что тормозило экономическое развитие страны.
  • Условия для либеральных преобразований.
  • Подъём революционно-демократического и либерального движения.
  • Начало модернизации страны.

Остальные реформы

Университетская реформа (1863) — предоставила университетам широкую автономию.

Земская реформа (1864) вводила всесословные выборные органы местного самоуправления - уездные и губернские земства.

Судебная реформа (1864) утвердила бессословность судов, вводила гласность судопроизводства, состязательность судебного процесса, суд присяжных, мировой суд.

Школьная реформа (1864) демократизировала сферу начального и среднего образования, разрешала открытие женских гимназий.

Реформа цензуры (1865) отменяла предварительную цензуру для изданий объемом более 10 печатных листов.

Городская реформа (1870) учреждала всесословные городские думы, органы местного городского управления.

Военная реформа (1874) вводила всеобщую воинскую повинность мужчин с 20 лет, сроки службы: в армии - 6 лет (9 лет в запасе), во флоте - 7 лет (3 года в запасе).

Результаты и значение реформ

Александр II оставил глубокий след в истории России. Ему удалось сделать то, за что не решались взяться другие самодержцы - освободить крестьян от крепостного гнета. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Изменилась общественная структура общества, государство, право, социально-экономический строй.

Значение реформ состояло в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали толчок ее капиталистическому развитию без серьезных потрясений и социальных катаклизмов.

Открытый урок по истории по теме:

«Россия в эпоху великих реформ Александра II»

Еренкова В.М., преподаватель

истории

Белгород, 2014

Урок построен на основе системно - деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Студенты «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Деятельностный подход на уроке осуществляется через использование активных методик, постановку проблемных вопросов, организацию опережающей самостоятельной исследовательской деятельности, рефлексивную деятельность.

Цель урока: организация работы по повторению знаний, понятий, событий, научных фактов, полученных при изучении тем раздела «Россия в XIXвеке» и исследованию проблемы отмены крепостного права,анализу деятельности Александра Второго.

Задачи:

    образовательные:

проанализировать причины отмены крепостного права и этапы подготовки реформы;

познакомить студентов с личностью Александра II;

исследовать основные положения реформы 1861 года;

познакомить студентов с реформами 60-70х годов,показать их либеральный характер, с одной стороны, и ограниченность реформ, с другой

закрепить формирование исторических понятий, хронологию событий; знакомство с историческими персоналиями

    воспитательные:

способствовать воспитанию чувства любви к Родине и гордости за историю своего народа,понимания неоднозначности оценки деятельности исторических личностей

    развивающие

способствовать развитию у студентов умения обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;

продолжить развивать навыки работы с историческими картинами, с историческими документами и текстами;

способствовать умению проводить комплексный поиск исторической информации в источнике разного типа, систематизировать разнообразную историческую информацию, анализировать иллюстративый материал, участвовать в групповой работе, представлять результаты индивидуальной работы, уметь публично выступать.

Форма проведения учебного занятия : урок

Тип урока: комбинированный

Методы и методические приемы: словесный (объяснение, рассказ, опережающее задание-сообщение), наглядный (настенная карта, атласы, иллюстрации, схемы, видео метод), элементы метода проблемного обучения, исследовательского метода, частично-поискового, системно-деятельностного, личностно-ориентированного методов

Оборудование: «История: учебник для СПО» - В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.2014 (§60); «История России. Конец 17-19 век. 10 класс; учебник для общеобразовательных учреждений;Профильный уровень. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров – М, 2008г, (§68 - §71); Поурочные разработки по истории России XIXв. Колганова Е.В, Сумакова Н.В – М, 2005/с132-153; Презентация по теме «Россия во второй половине 19 века»; карта «Отмена крепостного права в России в 1861 года»; Портрет Жуковского В.А, НиколаяI, Александра II,Н.А. Милютина, Я.Н. Ростовцева; видеофильм «Романовы» фильм 7; репродукция картины Мясоедова Г.Г. «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года»; Сообщение «Император Александр 2 – сын царя, воспитанник поэта» ; раздаточный материал «Исторические документы»

Основные понятия: временнообязанное состояние, личная свобода,уставные грамоты,

мировые посредники,выкупная сделка,отрезки,прирезки,выкупные платежи

Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход.

План урока

Этапы Урока

Организационный момент:

Приветствие;

Отметка присутствующих;

Настрой на урок (все готовы к уроку, настроение хорошее, головы свежие, огромное желание пополнять багаж знаний через изучение новой темы);

Мотивация;

Приглашение к работе на уроке (в парах, по рядам, коллективно, индивидуально).

Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу:

Проверка домашнего задания;

Разминка (опрос);

Запись в тетрадях темы урока в тетрадь и определение цели урока (это делают сами студенты);

Постановка проблемного задания.

Ориентировочно-мотивационный этап.

Изучение нового материала:

1. Причины отмены крепостного права

2. Личность Александра Второго

3. Основные положения реформы 1861года

4. Великие реформы 60-70-х.годов

Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. (Проверочный тест).

Рефлексивно-оценочный этап

Домашнее задание

Ход урока

Эпиграф урока:

«Александр II дал России то, что она ждала несколько веков»

I . Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя. Приветствие преподавателя, который настраивает студентов на активную работу на урок. Проверка отсутствующих.

Слова преподавателя. Здравствуйте. На протяжении нескольких уроков мы изучали историю 19 века. Сегодня нам предстоит исследовать еще одну яркую,удивительную, значимую страницу нашей истории, связанную с эпохой Александра II.Я приглашаю вас к активной работе на уроке.

II . Ориентировочно-мотивационный этап.

Преподаватель читает тему урока и цель урока(план на доске)

Всем ходом нашего урока мы должны дать ответ на проблемный вопрос

« Правомерно ли реформу 1861 года называть Великой? (Ваше мнение) .

Преподаватель привлекает внимание учащихся к портрету АлександраВторого, определяя рамки его правления и аккумулирует внимание всего класса на эпиграфе урока «Александр II дал России то, что она ждала несколько веков»

III . Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу.

Слова преподавателя. Итак, задачи перед вами поставлены масштабные, а для их реализации я призываю вас к активной работе на уроке.

Начинаем работать. Давайте перенесемся в эпоху Николая I.

С какими событиями вы связываете эту эпоху?

Студенты называют свои ассоциативные связи: восстание на Сенатской площади, казнь декабристов, допросы, проводимые Николаем I , первая железная дорога, Крымская война, Кавказская война, подавление восстание в Польше и подавление Венгерской революции и т.д.

Разминка:

I . «Соотнесите: дата – событие».

1837 б)«чугунный» устав (ужесточение цензуры)

1839-1843 в)финансовая реформа

1842 г)указ об обязанных крестьянах

1847-1848 д)казнь декабристов

1826 е)создание III отделения

1834 ж)создание Министерства государственных имуществ

1853-1856 з)подавление Венгерской революции

1839 и)Крымская война

1830-1831 к)восстание в Польше

л)создание «теории официальной народности»

II . «Поясните словосочетания и термины »: «чугунный устав», инвентарная реформа, кодификация, «жандарм Европы», фасадная империя, «мрачное семилетие», «апогей самодержавия», западники и славянофилы, «теория официальной народности», петрашевцы и т.д

III . «Как удалось солдафону, фельдфебелю 30 лет управлять страной? »

Ответ студентов: Около него были яркие личности, которые знали и отлично выполняли свое дело. Это – М.М. Сперанский, Ф.Е. Канкрин, А.Х. Бенкендорф, С.С. Уваров, П.Д.Киселев.

Преподаватель на экране выводит портреты, а студенты характеризуют деятельность каждого из них.(Приложение №1)

Да, много проблем решил Николай I за годы своего правления, но к одной не хотел прикасаться. К какой?

Ответ студентов: «Крепостное право – это зло, но ещё более губительно к нему прикасаться». На доске даты – этапы закрепощения крестьян.

Дайте им анализ: 1497, 1550, 1581, 1597, 1649

IV . На столах у каждого лежат отрывки из исторических документов. (Приложение №2). Задание к документу :

Внимательно прочитайте текст и дайте определение «крепостное право – это…»

Студенты коллективно работаю, определяя черты, признаки и дают обобщенное определение: « Крепостное право – это форма зависимости крестьян, при которой они наделяются землей, неся за пользование повинности: барщину и оброк,а также подчиняются судебной и административной власти помещика. Крестьяне являются собственностью помещика».

Вопрос группе: Когда произошло окончательное закрепощение? – 1649. Попытались ли императоры в 19в. решить проблему освобождения крестьян? - Да. Как решалась эта проблема?

Ответучащихся (можно предложить им соотношения):

1803 - Указ о вольных хлебопашцах.

1816-1819- Отмена крепостной зависимости в Прибалтике.

1842 - Указ об обязательных крестьянах.

1847 – 1848 – Инвентарная реформа.

Микроитог студентов : Но, к сожалению, никому из императоров, выше названных,не удалось близко подойти к решению этой проблемы.

Преподаватель благодарит студентов за активную работу и переходит к изучению нового материала

IV . Изучение нового материала.

Отменить крепостное право смог он – Александр Второй (обратиться к эпиграфу, показать фрагмент видеофильма)

Слова преподавателя:

- Давайте докажем, что воспитание и формирование личности Александра 2 сыграли существенное значение в решении проблемы отмены крепостного права . Показать на экране портреты Жуковского, Александра II, Николая I.

Заслушать сообщение «Воспитание Александра II» (Захарова Л.Г. Александр II. Российские самодержцы (1801 – 1917) – М.1994, - с.163-171.

Преподаватель добавляет: Александр II вступил на престол в 37 лет. Будучи наследником он занимался государственными делами. Уроки Крымской войны, кризис феодально – крепостнической системы говорили, о необходимости безотлагательно решать эту проблему.

- Каковы причины отмены крепостного права? (На экран выводится слайд и студенты наполняют содержанием каждый пункт). (Приложение №3.)

Преподаватель: Принятие любого законодательного акта это длительный процесс, который включает в себя стадии: разработка, обсуждение, принятие. На все это ушло 7 лет. Тем более, что отмена крепостного права дело новое: в России не было ни конституции, ни парламента, ни Совета Министров. Пришлось создавать систему центральных органов для разработки проекта реформ.

Выступая перед дворянами в марте 1856г. Александр II скажет: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, чем ждать того времени, когда оно начнет уничтожаться снизу» Показать видеофильм Романовы (ф7, Александр II Приложение№4).

Преподаватель: Об отмене крепостного права возвестил Манифест«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». (Можно текст видеофильма).

Включение нового знания в систему знаний

Практические условия освобождения были определены в 17 актах – «Положениях, о крестьянах выходящих из крепостной зависимости». «Манифест» и «Положение» касались 3 основных вопросов

-Предлагаю работу по рядам: Из §70 – выписать в тетрадь основные положения реформы:

А)личное освобождение крестьян

Б)наделение землей

В)выкупная сделка.

Студенты за 3 минуты выписывают основные положения по касающейся их проблеме, а затем идет обсуждение. Преподаватель на доске записывает все новые термины и словосочетания:

Временнообязанное состояние;

Личная свобода;

Уставные грамоты;

Мировые посредники;

Выкупная сделка;

Отрезки;

Прирезки и т.д. Студенты дают им определения.

Обсуждение результатов работы группы

На экране появляется репродукция картины Г.Г. Мясоедова «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.» (Приложение №5), а студенты получают задания по документу №2 (Приложение№2).

Прочитайте документ и объясните такое отношение крестьян к реформе?

Как восприняли крестьяне реформу 1861г.?

Чем объясняется их реакция?

Что думают изображенные на картине люди?

Обсуждение проблемного вопроса,поставленног в начале урока

Преподаватель: Вернемся к проблеме нашего урока.

В чем же историческое значение реформы 1861г?

Правомерно ли эту реформу назвать Великой?

Студенты называют итоги:

    Покончено с крепостным рабством.

    30 млн. крепостных получили свободу.

    Россия стала на путь капиталистических отношений.

    Реформа создала условия для модернизации экономики.

    Способствовала изменению крестьянства.

    Стала переломным моментом в истории России.

    Положила начало преобразованиям во всех сферах: земская реформа(1864г); судебная реформа (1864г); городская реформа (1870г); военная (1874г); реформа образования.

8) Впервые в России были подняты вопросы о конституции и правовом государстве.

Но – сохранилось помещичье землевладение, малоземелье, нищета, экономическая зависимость от помещиков до 1906г. крестьяне платили выкупные платежи.

V. Закрепление изученного материала.

Исторический диктант (Приложение №6).

VI .Рефлексивно-оценочный этап

Оценки студентам.

VI I . Задание на дом: Заполнить таблицу (реформа, содержание, значение).

УРОК 24. (2 часа)

Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX века.

ЦЕЛЬ:

  1. Подвести к пониманию необходимости перемен в России, причин либеральных реформ, значение и последствия реформ.
  2. Дать представления о мотивах смены курса: от преобразований к контрреформам.

Задачи:

  1. Характеризовать объективные и субъективные предпосылки и причины отмены крепостного права, последствия реформы, понять историческую необходимость дальнейшего реформирования, излагать суждения о причинах и последствиях контрреформ.
  2. Продолжить формирование умений делать анализ историческим явлениям России, историческим документам, рассуждать о достоинствах и недостатках реформ, сравнивать проведение реформ в России с аграрными реформами Австро-Венгрии, Германии, характеризовать правление Александра III, излагать суждения о причинах контрреформ.
  3. Способствовать пониманию бедственного положения большей массы населения страны, проникнуться важностью исторического переломного момента в истории России, понимать трудности русского народа на этом этапе.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление новой темы.

План:

  1. Земская и городская реформа.
  2. Судебная реформа
  3. Реформа просвещения.
  4. Военная реформа .

Александр II не был либералом, но был реалистом. Убежденность в необходимости перемен подтвердило поражение в Крымской войне 1853-1856 гг.. Именно здесь обнажилась слабость и отсталость феодально-крепостнической системы.

Вопрос: почему после отмены крепостного права, Александр II решает идти по пути дальнейшего реформирования?

Цель заключалась в том, чтобы приспособить самодержавную политическую систему к новым условиям.

Либеральные реформы:

До земской реформы в России не было выборного местного самоуправления, а вопросы местного благоустройства и жизни населения решались или правительственными чиновниками, или местным помещиком.

Земская реформа : разработана комиссией во главе с Милютиним.

Принципы: выборность и бессословность.

Положения:

Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы.

Занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, народным образованием.

Находились под контролем губернаторов (политической силы не имели)

Большинство – дворяне и буржуазия.

Задание: охарактеризуйте реформу:

Ограничена, но земства приносили огромную пользу на местах.

Городская реформа: в 1870 году.

До данной реформы в городах было сословное местное самоуправление. Теперь создавалось бессословное местное самоуправление на буржуазном принципе единого имущественного ценза. Городские думы стали подчиняться непосредственно Сенату, но губернаторы осуществляли контроль за деятельностью городских дум. Городские думы ведали городским хоз-вом.

Фактически, власть в городах принадлежала градоначальникам и губернаторам.

Судебная реформа: 1864 год. (Зарудный – юрист)

Суд стал независимым, гласным, всесословным. Судебный процесс носил состязательный характер (обвинение – защита)

Решение о виновности обвиняемого выносили присяжные заседатели от всех сословий.

Перемены коснулись судопроизводства по политическим делам.

Задание: дать характеристику: Судебная реформа была наиболее последовательной и прогрессивной.

В области образования:

(развитие буржуазных отношений требовало совершенствования народного образования).

Занимался министр просвещения Головин.

Разрешалось открывать и содержать начальные школы частным лицам и общественным учреждениям

Новый устав – равенство в среднем образовании для всех сословий

Разделение гимназий на классические и реальные.

Появились женские гимназии (1862 г.)

Принят устав университетов (выборность ректора, проректоров, деканов, профессоров, затем утверждение в министерстве просвещения).

В 70- е гг. – начало женскому высшему образованию.

В области печати – отмена предварительной цензуры.

Военная реформа : причина – поражение в Крымской войне. Проведена в 60-70 гг. Министр Милютин.

Новый военно-судебный устав

Учреждены военные гимназии

Расширилась сеть академий

Вводилась всеобщая воинская повинность: мужчины с 20 лет, срок службы – 6 лет, 9 лет – в запасе. Для флота 7 лет, 3 года в запасе.

Перевооружение армии: введено нарезное скорострельное оружие, укреплена артиллерия, построен первый паровой флот

Вывод: Несмотря на непоследовательность, ограниченность, буржуазные (по характеру) реформы были шагом на пути превращения России в буржуазную монархию. Но – самодержавие оставалось неограниченным, национальное угнетение, всесилие помещиков оставались существенным тормозом на пути развития России.

По ходу изучения, заполняем таблицу «Либеральные реформы 60-70-х гг»:

Название реформы

В чем прогрессивный характер реформы

Какие феодальные пережитки сохранила

Земская реформа

Городская реформа

Судебная

Реформа просвещения

Военная

Предварительный просмотр:

Урок 27-28.

ТЕМА: «Зарождение революционного народничества и его идеология».

Цель урока: ознакомиться с общественным движением в России в 70-80-х годах XIX века, понять особенности идеологии народничества как системы взглядов крестьянской демократии в России.

Задачи:

  1. изучить радикальное общественное движение 70 – 80-х годов в России;
  2. выяснить причины перехода к терроризму как методу борьбы с властью, показать опасность и нецелесообразность этого метода;
  3. дать оценку народническому движению;
  4. развивать навыки работы с документами, умение ставить и разрешать проблемы, объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

ПЛАН

  1. Зарождение революционного народничества.
  2. Идеология народничества.
  3. «Хождение в народ». Народнические организации:

а) «Земля и воля» и её раскол;
б) «Народная воля»: охота на царя.

1. Зарождение революционного народничества.

Ход реформы, её половинчатость вызвали разочарование не только у крестьян. Определённая часть радикально настроенной интеллигенции выражала явное недовольство умеренным характером реформ. Сохранение помещичьего землевладения, обременительные для крестьян условия выкупа земельного надела, введение временнообязанного состояния – вызывало неприятие реформ как у крестьян, так и у части интеллигенции.
Крупные крестьянские выступления в Пензенской губернии и в селе Бездна Казанской губернии убеждали интеллигенцию в том, что реформа была встречена народом враждебно.
Революционно настроенные представители общества стали вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существующим общественным строем.
В историю России эти яркие представители общественного движения вошли под именем народников.

Любое дело надо подготовить теоретически.
Идейным вождём революционного движения в России в начале 60-х годов стал редактор журнала «Современник» Николай Гаврилович Чернышевский. В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об «общинном социализме», искусно обходя цензуру.
Всё же в 1862 году Чернышевского арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. Но и там за 4 месяца он написал роман «Что делать?», который опубликовал в «Современнике». Роман стал своеобразной библией для революционеров. Чернышевский описал будущее социалистическое устройство общества, а первый шаг к этому – создание революционной организации.
Эти мысли были высказаны революционером и раньше, а в 1861 - 63 годах действовала первая тайная организация разночинцев «Земля и воля». Затем были ишутинцы, чайковцы (инициаторы «хождения в народ») и группа Нечаева.

Мы коротко рассмотрели 1 пункт плана. А сейчас, чтобы подытожить сказанное, ответим на вопрос:
- Какие факторы повлияли на рост революционного движения и на зарождение революционного народничества в 60-е годы?

Ответ: 1. недовольство половинчатостью проводимых либеральных реформ
2. Идейное влияние на общественное движение пропагандистов – революционеров Чернышевского, А.И. Герцена, Н.П. Огарёва.

А теперь в качестве вывода по 1 вопросу запишем определение народничества.
Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной.

Главное в идеях народников – это теория некапиталистического развития Росси и тесно связанное с нею возможность перехода к социализму в России, минуя капитализм через трансформацию крестьянской общины, в которой они видели зародыш социализма в силу развитого коллективистского начала. Среди отличительных признаков народничества особо важны следующие:

1) признание капитализма в России упадком, регрессом, поскольку он ведет к расслоению крестьянства и его пролетаризации;

2) признание самобытности русского экономического строя вообще и крестьянства с его общиной, артелью и т.п. в частности [они считали, что развитие этих устоев «русской жизни» спасет страну от капитализма и откроет ей возможность непосредственного перехода к социализму].

3) интеллигенция – носитель прогресса [народ/толпа – лишь материал в руках критически мыслящей личности из интеллигенции]

2. Идеология народничества. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-е годы стали Михаил Бакунин, Пётр Лавров и Пётр Ткачёв.
Они соответственно возглавили три течения революционного народничества.
- Где главное расхождение? (по определению методов).

Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое

Идеологи

М.А. Бакунин

П. Л. Лавров

П.Н. Ткачёв

Взгляды
и цели

Отрицание государства и централизованного управления сверху

Справедливое социалистическое государство

Установление всеобщего равенства

Методы

Народный бунт.
Интеллигенция должна разбудить народ

Народная революция.
Крестьяне не готовы к революции. Нужна длительная подготовка – пропаганда. Создание революционной организации.

Агитация не даёт результатов. Законспирированная организация революционеров совершит переворот. Это даст толчок революции.

Общие
черты

Народ, крестьянство – главная движущая сила революции.

Базис социализма – крестьянская община.

Главная задача – построение социалистического общества.

организующая сила – революционная партия.

Идеи А.И. Герцена, Н.П. Огарёва, Н.Г. Чернышевского, развитые М.А. Бакуниным, П.Л. Лавровым и П.Н. Ткачёвым, стали основой деятельности революционных народнических организаций.

  1. «Хождение в народ». Народнические организации. Итак, движение народников получило идеологическую платформу, прошло теоретическую подготовку.

Как же воплощались эти идеи на практике?

В 1874 – 1875 годах сотни пропагандистов под видом врачей, ветеринаров, землемеров, учителей, инженеров, мастеровых людей разбрелись по России, проникнув в самые глухие её уголки.
Они толковали на досуге с крестьянами о революции и социализме, призывали готовиться к восстанию. Крестьяне слушали с опаской, часто сдавали пропагандистов полиции, иногда расправлялись с ними сами.
Самоотверженность народников вызвала симпатию у образованной части общества. Но само движение, длившееся несколько лет, закончилось провалом.
И тогда многие руководители народничества решили развернуть террор.

Народники решили привести власть в состояние растерянности, что ослабило бы государственный порядок и облегчило главную задачу – свержение самодержавия.
Заметим, что «хождение в народ» считается первым этапом в движение народничества, и его называют «летучей пропагандой», второй этап – оседлая пропаганда и террор.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля». Название было взято в честь революционного объединения 60-х годов. Вторая «Земля и воля» объединила около 200 человек. Её видные представители: М. Натансон, А. Михайлов, Г. Плеханов, В. Фигнер, С. Перовская, С. Кравчинский.
- Первая проба сил у новой «Земли и воли» состоялась в Петербурге 6 декабря 1876 года в Николин день у Казанского собора. (Большая часть членов «Земли и воли» выступала за дезорганизаторские методы; предполагала уничтожение наиболее вредных чиновников – индивидуальный террор. Сами народники, совершая террористические акты, считали, что осуществляют правосудие.

Почему революционеры обратились к тактике террора? (Все предыдущие методы борьбы не приросили ощутимого результата; тактика террора оказывала очень сильный психологический эффект на общество; казалось, что она может устрашить правительство, дезорганизовать его; правительство станет слабым и с ним будет легко бороться)


1866 г. – первый выстрел студента Каракозова в царя.

1878 г. – молодая революционерка В.И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Трепова. Суд присяжных во главе с известным юристом Кони оправдал Веру Засулич. Это имело тяжёлые последствия. Произошёл моральный сдвиг: можно совершить преступление и быть оправданным. Дело Веры Засулич подтолкнуло молодых революционеров к террору.
Террор (от лат. страх, ужас) – применение крайне жестоких методов политического запугивания, вплоть до физического уничтожения противника.
1878 г. – громкое дело, связанное с убийством ножом С.Кравчинским шефа полиции Н. Мезенцева.
26 августа 1878 г. наиболее активные члены группы «Земля и воля» на съезде в Липецке выносят смертный приговор императору Александру II.

Раскол «Земли и воли».
Г. В. Плеханов выступает против террора и в августе 1879 года «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации:
«Чёрный передел» во главе с Г.В. Плехановым и «Народная воля», где руководили Михайлов, Желябов, Перовская, Фигнер, Морозов, Фроленко – это Исполнительный комитет.

Взгляды и тактика членов «Народной воли» и «Чёрного передела»

«Народная воля»

(1879-1883 гг.)

«Чёрный передел»

(1879-1881 гг.)

Представители

А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер

Г.В. Плеханов, В.И. Засулич,
П.Б. Аксельрод

Цели

Установление социализма, всеобщего равенства. Политический переворот для передачи власти народу.

Установление социализма. Свободное общинное самоуправление.

Методы

1. Пропаганда и агитация.
2. Разрушение и терроризм
3. Организация тайных обществ.
4. Совершение переворота.

1. Противники тактики заговора и террора.
2. Пропаганда среди рабочих – экономические требования, демократические свободы.

«Народная воля» начинает настоящую охоту на царя. Руководители организации были убеждены, что смерть царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Продолжим хронологию покушений. Ноябрь 1879 г. – Александр II возвращался из Крыма в Петербург. Народники проявляют фантастическую изобретательность.
Три группы террористов рассредоточили свои силы так. Первая – М. Фроленко и
Т. Лебедева – устроились на работу железно – дорожных сторожей близ Одессы. Но поезд последовал не через Одессу, а на Александровск.

Здесь императора ждала вторая группа народовольцев во главе с Желябовым. Он под видом купца у самого ж.д. полотна якобы обустраивал землю под кожевенный завод. Но заложенная под полотно бомба не разорвалась. К делу подключилась третья группа во главе с Софьей Перовской. В 7 км от Москвы совершён подкоп под полотно. Но был взорван не тот поезд.

Зима 1879-80 гг. – подготовка взрыва в зимнем дворце. Степан Халтурин устроился краснодеревщиком во дворец и понемногу носил динамит в комнату столяров, которая находилась под царской столовой. Было накоплено 32 кг динамита.
Взрыв намечался на 5 февраля, когда вся царская семья должна была собраться в столовой. Но обед перенесли на более позднее время. Пострадала прислуга и охрана: убито 10 человек, ранено 53. Желябов готовил новый взрыв, но его арестовали. Исполком «Народной воли» решил ускорить покушение.
1880г. – Одесса. Бомба взорвалась в руках террориста.

Покушение на Александра II.1 марта 1881 года император направился на развод войск в Михайловский замок. Он вновь меняет маршрут следования. Но народовольцы на всех путях возможного следования расставили бомбометателей.

Бомбой, брошенной И. Гриневицким, Александр был смертельно ранен и через девять часов скончался.
Почти все члены исполкома «Народной воли» арестованы.
Желябов, Перовская, Михайлов, Рысаков, Кибальчич в апреле 1881 года повешены в числе 22 народовольцев.
- Так были ли народовольцы героями? И кому принадлежит фраза?
(Перовская – дочь губернатора Петербурга, Желябов был арестован до убийства царя, но настоял, чтобы его судили вместе с обвиняемыми).

4. Последствия народнического движения.

«Хождение в народ» и террористическая деятельность народников не подтолкнули народ, крестьян к революции. Народ был ошеломлён, жалел царя.

Очередная волна революционного движения в России закончилась реакцией царского правительства, репрессиями и контрреформами Александра III.

Революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь.

Движение народников способствовало появлению первых рабочих организаций в России.

Подведение итогов.
- А теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока.

Народники считали, что капитализм в России - явление чуждое; у России свой путь.

Будущее России – социализм, минуя капитализм.

Руководящая сила крестьянства – партия революционеров – профессионалов.

Посмотрите на новые слова. Все ли они вам понятны. Значит, теперь они должны быть в ваших ответах по истории.

БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1814 – 1876)
- идеолог анархического течения народничества, революционер. Происходил из просвещённой дворянской семьи. В Санкт – Петербурге окончил артиллерийское училище и несколько лет служил в армии. Потом переселился в Москву и стал посещать студенческие кружки.

Позже выехал в Германию для обучения в Берлинском университете.
Стал видным идеологом анархизма европейского масштаба.
Бакунин активно участвует в буржуазно – демократических революциях 1848-49 годов в Европе, за что в нескольких странах был приговорён к аресту. Австрийские власти выдают его России, и он 6 лет проводит в заключении в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях. Затем с 1857 года – 4 года в ссылке в Сибири, откуда бежит за границу и больше не возвращается на родину.
Несколько лет Бакунин сотрудничает с Герценым и Огарёвым в журнале «Колокол», но расходится с ними во взглядах.
Открытую борьбу Михаил Александрович вёл с Карлом Марксом в I Интернационале. Маркс считал неизбежным переход капиталистического общества к коммунистическому в ходе социалистической революции. Главной силой революции должен быть пролетариат, который установит свою власть – диктатуру пролетариата.
Бакунин считал любое государство высшим злом, так как любая власть несправедлива, стремится к эксплуатации и неравенству.
По мысли Бакунина, нужно свободное общество, где осуществлялось бы самоуправление народа.
Крестьяне в ходе революции должны смести старую власть и государство.
Нужна только искра, чтобы прокатилась серия бунтов. Эта искра – интеллигенция, народники.
М. А. Бакунин создавал тайные анархические организации в Италии, Испании, Швейцарии, Франции. Его идеи в 70-е годы были самыми популярными.
В настоящее время идеи Бакунина распространены в некоторых странах Африки.

ПЁТР ЛАВРОВИЧ ЛАВРОВ
(1823 – 1900)
- стал идеологом пропагандистского течения в народничестве.
Родился в богатой дворянской семье, окончил Артиллерийскую академию. Преподавал математику в военных заведениях. Дослужился до чина полковника.
В 1862 году сблизился с Чернышевским, вступил в общество «Земля и воля»
Потом, будучи причастным к покушению Каракозова, был выслан в Вологодскую губернию.
В 1870 году Лавров бежал в Париж, где активно участвовал в деятельности парижской коммуны. Четыре года редактировал революционный журнал «Вперёд!»
В конце своей жизни отошёл от политической деятельности, занялся социологией, философией, историей и педагогикой.
Пётр Лаврович считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке, так как малограмотные и забитые крестьяне не в состоянии сразу понять идеи социализма.
Такую подготовку должны осуществить лучшие, «критически мыслящие личности».
Они должны идти в народ и при помощи пропаганды помочь народу уяснить его потребности и силу.
Построив справедливое общество, интеллигенция сможет оплатить свой долг народу.

ПЁТР НИКИТИЧ ТКАЧЁВ
(1844 – 1885)
- являлся идеологом заговорщического направления в народничестве. Он родился в небогатой дворянской семье. Обучался на юриста в Петербургском университете. Как зачинщик студенческих волнений был заключён в Петропавловскую крепость, выслан в Псковскую губернию, откуда бежал за границу.
Сотрудничал с Лавровым в журнале «Вперёд!». После разрыва с Лавровым издавал газету «Набат». В конце 1882 года заболел и последние годы провёл в психиатрической больнице.
Ткачёв верил в возможность революции как результат тайного заговора строго законспирированной и дисциплинированной группы революционеров.
Пропаганда ничего не даст. Цель организации – быстрый захват власти после того, как существующая власть будет расшатана путём террора. Разрушение государства невозможно, старые государственные формы надо заменить на новые.
Идею насильственного свержения власти взяла на вооружение террористическая организация «Народная воля».

Предварительный просмотр:

УРОК 23.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1725-1762 ГГ.

Цель: познакомить учащихся с переменами, произошедшими в стране после смерти Петра I.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление новой темы.

План:

  1. Перемены в системе центрального управления.
  2. Укрепление позиций дворянства.
  3. Политика в отношении крестьян.
  4. Городское управление.
  5. Политика в отношении казачества.
  6. Политика в области мануфактурного производства.

По ходу урока заполняем таблицу :

МОНАРХИ РОССИИ ЭПОХИ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. (1725-1762 гг.).

Сроки правления

Кто правил

Екатерина I Алексеевна, вдова Петра I (умерла от чахотки – предположительно)

Петр II Алексеевич, внук Петра I

(умер от оспы)

Анна Иоанновна, племянница Петра

(умерла своей смертью)

Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I, регентша Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I

(низложены гвардией)

Елизавета Петровна, дочь Петра I

(умерла своей смертью)

Петр III, внук Петра I по матери и шведского короля Карла XII по отцу (низложен гвардией, умер в Ропше 7 июля 1762 г.).

Проведены за данный период ряд мероприятий, отменявших учрежденный им порядок управления страной.

1726 год – создание Верховного тайного совета – во главе императрица (формально). Доверила работу Меньшикову.

Прежние функции Сената отменены . Его действия могли обжаловаться в Верховном тайном совете.

Петр II пытался отменить все реформы Петра I.

Анна Иоанновна в 1730 году издала указ о роспуске Верховного тайного совета. Вместо него создала Кабинет министров (3 человека) назначались императрицей.

УСИЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВНОЙ ВЛАСТИ.

В 1731 году – создана Канцелярия тайных розыскных дел (ведала гос. преступлениями).

Елизавета Кабинет министров отменила, восстановила Сенат . В его ведении: иностранные, военные, морские дела. Восстановлена деятельность коллегий. Во 2/п 50-х гг. создана Конференция при высочайшем дворе (выше Сената = Верховный совет + Кабинет министров).

Политика в отношении дворян:

Позиции дворян окрепли при Екатерине I. Гвардейцам за поддержку дарованы земли. Помещики получили право самим продавать продукцию своих хоз-в.

Правление Петра II – тяжелый период. Ставка на боярскую аристократию.

После переворота Анна отблагодарила дворян за поддержку. Обязательная служба – 25 лет, один сын освобождается. Отменен указ Петра о единонаследии (право дворянам завещать самим свои поместья).

При Елизавете привилегий больше:

Участники переворота – получили деньги и дворянские звания.

Освобождены от телесных наказаний розгами и кнутом.

Право без суда ссылать своих крепостных крестьян на поселение в Сибирь.

Петр III в 1762 году принял МАНИФЕСТ О ВОЛЬНОСТИ ДВОРЯНСКОЙ»: освобождены от обязательной службы государству.

Дворянство стало особым, привилегированным сословием: почти полностью отсутствовали обязанности (отрицательно сказывалось на развитии гос-ва).

Политика в отношении крестьян:

Ужесточилась. Помещикам разрешалось применять к крестьянам любые карательные меры. Имели право продавать к-н в рекруты. За крестьян помещик приносил присягу монарху.

1731 г. – к-не лишены права брать откупы и подряды. В 1734 году было запрещено заводить суконные фабрики.

Помещики имели право сами определять меру наказаний за побег к-н (с 1736 г.), ссылать к-н в Сибирь (с 1760 г.), ссылать на каторгу.

Крестьянские наделы сокращались, т.к у помещика было право расширять свои территории за счет к-н.

Росли повинности в пользу помещиков. Барщина увеличилась до 6 дней в неделю.

Усилилось разорение кр-ких хоз-в. К-не чаще бежали в районы Волги и Дона, поднимали бунт.

Городское самоуправление: началась перестройка органов местного самоуправления.

1727 год – ликвидирована петровская система местного самоуправления (сокращен аппарат управления). В городах введены должности воевод (для управления), главный магистрат упразднен, а местные подчинялись воеводам. Власть воевод стала единоличной. Чиновный аппарат перешел к взятничеству (перестал получать гос-ное жалование).

Казачество: политика расслоения. Зажиточные казаки по указу 1735 года освобождались от повинностей 9искл. – военная служба). Рядовые казаки - = к к-нам.

Самоуправление на Украине ограничивалось. Гетман – во главе.

Мануфактурное пр-во:

Сокращалось число свободных людей, которые могли бы работать на мануфактурах. В 1736 году к мануфактурам официально были прикреплены крепостные.

У предпринимателей было два источника пополнения рабочей силы:

Покупка кр-н

Приписка к заводам государственных крестьян.

В ноябре 1741 года «работные регулы» - правила работы на мануфактурах.

Рост мануфактурного производства – отмена внутренних таможен и учреждение государственных заемных банков – Дворянского и Купеческого.

Но свободных рук мало.

Политика непоследовательная и малорезультативная. Политика была направлена на усиление позиций дворянства.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Петр III. Причины свержения.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Раскройте причины дворцовых переворотов.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Каким образом пришла к власти жена Петра I Екатерина I?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Раскройте особенности прихода к власти Петра II.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

На что направлена деятельность «верховников»?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Как на троне оказалась Елизавета Петровна?

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Петр III. Причины свержения.

Задание по теме «Дворцовые перевороты»:

Почему период правления Анны Иоанновны называется «бироновщиной»?


Цель:

  • Формировать знания обучающихся о сущности и основных направлениях либеральных реформ Александра II и их значении.
  • Развивать умения анализировать исторический материал, обобщать, выделять главное.
  • Воспитывать любовь к истории, к своему государству, её прошлому.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Учебник: Сахаров А.Н. Боханов А.Н. история России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов - М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте! Каково ваше настроение? Начнем урок с хорошего. Пожелаем друг другу успехов и удачи на сегодняшний урок. (Дети по очереди желают друг другу успехов и удачи). А теперь на этой хорошей ноте начнем наше путешествие во времена правления Александра II.

II. Актуализация прежних знаний

Задание: Сейчас, ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего нашего урока, мы с вами решим кроссворд и по ключевым словам напишем тему. (Приложение1), (работаем в группах).

III. Формирование новых знаний

1. Итак, тема нашего урока: “Либеральные реформы Александра II”. (записывают тему урока в тетрадях учитель объявляет цели и задачи, знакомит с планом изучения нового материала ) Слайд 1

План

  1. Земская реформа.
  2. Городская реформа.
  3. Судебная реформа.
  4. Военная реформа.
  5. Реформа образования.
  6. Работа с высказыванием С.Платонова. (Слайд 2)

“... За императором Александром II навсегда останется имя великого преобразователя, принесшего русскому народу неведомые ему доселе блага гражданственности”.

Какие выводы, исходя из этого высказывания мы можем сделать?

2. Слово учителя

Время преобразования Александра II является переломной эпохой в истории России. В стране происходили преобразования, которые охватили все сферы жизни российского общества. Реформы должны были решить задачу создания в России необходимых условий для развития модернизации и перехода к капитализму.

3. Работа в группах.по плану

План

  1. Время проведения реформы.
  2. Цели реформ.
  3. Значение реформ.
  4. Составить кластер

4. Выступления групп и обобщение ответов учителем (Слайд 4-7)

5. Физкультминутка

6. Ролевая игра

Задание: Каждая группа должна подготовить небольшую сценку. (Приложение3) .

7. Выступление групп. Обобщающее слово учителя. (Слайд 8-11)

Работа в парах. По теме: реформы в образовании. Метод “Шесть шляп”.

  • 1 пара – “Красная шляпа” - участники должны выразить свои чувства по поводу прочитанного материала
  • 2 пара – “Чёрная шляпа” - участники должны выделить проблемы темы.
  • 3 пара – “Жёлтая шляпа” - участники должны обобщить все положительные аспекты темы.
  • 4 пара – “ Белая шляпа” - участники должны объективно перечислить события, факты, новые сведения.
  • 5 пара – “Зелёная шляпа” - участники должны представить результаты изученного.
  • 6 пара – участники должны сформулировать выводы, идеи на перспективу. (Слайд 12)

IV. Закрепление темы

Выполнение тестового задания. (Приложение 5)

V. Рефлексия (Слайд 13)

“Продолжить фразу”:

  • Мне было интересно...
  • Мы сегодня разобрались....
  • Я сегодня понял, что...
  • Мне было трудно...
  • Завтра я хочу на уроке...

VI. Итоги урока

Домашнее задание: Написать мини-сочинение “ Можно ли назвать реформы Александра II Великими...?”.

Используемая литература

  1. Баранов П.А. История России в таблицах и схемах: 6-11-й кл.: справ.материалы /П.А.Баранов. – М.: АСТ: Астрель: Политграфиздат, 2012
  2. История. 5-11 классы: Технология современного урока/ В.В. Гукова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
  3. Колганова Е.В. Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России XIXв. 8 кл. / Б.Н. Серова. – М.: ВАКО, 2005
  4. Саплина Е.В. Безносов А.Э. Материалы курса “ЕГЭ по истории и обществознанию”: лекция 1-4 - М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010
  5. Сахаров А.Н. Боханов А.Н. история России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов- М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2011