Вступление на трон молодого императора Александра I совпало с необходимостью кардинальных преобразований во многих сферах российской жизни. Молодой император, получивший прекрасное европейское образование, задался целью реформировать и российскую систему обучения. Разработка базовых перемен в области просвещения была поручена М. М. Сперанскому, который достойно проявил себя в деле преобразования страны. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. показала возможность преобразования империи в современное государство. И не его вина, что многие замечательные проекты так и остались на бумаге.

Краткая биография

Михайлович родился в семье бедного сельского священнослужителя. Получив хорошее домашнее образование, Сперанский решил продолжить дело отца и поступил в Санкт-Петербургское духовное училище. После окончания этого учебного заведения Сперанский некоторое время работал учителем. Позднее ему посчастливилось занять должность личного секретаря князя Куракина, который являлся одним из самых близких друзей у Павла I. Вскоре после вступления на трон Александра I Куракин получает должность генерал-прокурора при Сенате. Не забыл князь и про своего секретаря - Сперанский получил там же должность государственного чиновника.

Незаурядный ум и отличные организаторские способности сделали бывшего учителя практически незаменимым человеком в Сенате. Так начиналась реформаторская деятельность Сперанского М. М.

Политическая реформа

Работа в подготовила М. М. Сперанского к работе по внедрению политических и социальных преобразований в стране. В 1803 году Михаил Михайлович изложил свое видение судебной системы в отдельном документе. «Записка об устройстве правительственных и судебных учреждений в России» сводилась к постепенному ограничению самодержавия, превращению России в конституционную монархию, усилению роли среднего класса. Так, чиновник предлагал учитывать опасность повторения «французского безумия» в России - то есть французской революции. Не допустить повторения силовых сценариев в России и смягчить самодержавие в стране - в этом и заключалась реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

Кратко о главном

В политических преобразованиях реформаторская деятельность М. М. Сперанского сводилась к нескольким пунктам, которые позволили бы стране стать правовым государством.

В целом одобрил «Записку…». Созданная им комиссия принялась разрабатывать детальный план новых преобразований, которым положила начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Замыслы первоначального проекта неоднократно критиковались и обсуждались.

План реформ

Общий план был составлен в 1809 году, и его основные тезисы были следующими:

1. Управлять Российской империей должны три ветви государственной должна находиться в руках новосозданного выборного учреждения; рычаги исполнительной власти принадлежит профильным министерствам, а судебная власть находится в руках Сената.

2. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. положила начало существованию еще одного органа власти. Он должен был называться Совещательный совет. Новое учреждение должно было находиться вне веток власти. Чиновники этого учреждения должны рассматривать различные законопроекты, учитывать их разумность и целесообразность. Если Совещательный Совет будет за - окончательное решение будет принято в Думе.

3. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского имела целью разделить всех жителей Российской империи на три больших сословия - дворянство, так называемый средний класс и рабочий люд.

4. Управлять страной могли лишь представители высших и средних классов. Имущественным классам предоставлялось право голосования, избрания в различные органы власти. Рабочему люду предоставлялись лишь общие гражданские права. Но, по мере накопления личной собственности для крестьян и рабочих существовала возможность перейти в имущественные классы - сначала в купечество, а затем, возможно, и в дворянство.

5. Законодательную власть в стране представляла Дума. Реформаторская деятельность Сперанского М. М. послужила основой для возникновения нового механизма выборов. Депутатов предлагалось выбирать в четыре ступени: сначала выбирались волостные представители, потом они определяли состав окружных дум. На третьем этапе проводились выборы в законодательный совет губерний. И лишь депутаты губернских дум имели право принимать участие в Руководить работой Государственной Думы должен был назначенный царем канцлер.

Эти краткие тезисы показывают основные итоги кропотливой работы, которую пробудила к жизни реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание его записки выросло в многолетний, разработанный поэтапно план по преобразованию страны в современную державу.

План действий

Опасаясь революционных движений, царь Александр I принял решения выполнять озвученный план поэтапно, чтобы не вызывать к жизни сильных катаклизмов в российском обществе. Работу по усовершенствованию государственной машины предлагалось осуществлять на протяжении нескольких десятилетий. Конечным итогом должно было стать упразднение крепостного права и превращение России в конституционную монархию.

Обнародование Манифеста о создании нового органа власти, Государственного совета, было первым шагом по дороге преобразований, которую проложила реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Краткое содержание Манифеста сводилось к следующему:

  • все проекты, направленные на принятие новых законов, должны быть рассмотрены представителями Государственного совета;
  • совет оценивал содержание и разумность новых законов, оценивал возможность их принятия и реализации;
  • члены Государственного совета должны были принимать участие в работе профильных министерств и вносить предложения по рациональному использованию денежных средств.

Свертывание реформ

В 1811 году реформаторская деятельность Сперанского М. М. привела к появлению проекта Уложения Данный пакет документов должен был стать следующим этапом политических преобразований в стране. Разделение веток власти предполагало, что весь Сенат разделится на Правительствующую и Судебную ветку. Но данному преобразованию не дано было уже свершиться. Стремление предоставить крестьянам одинаковые гражданские права с остальным народом вызвало в стране такую бурю возмущения, что царь был вынужден свернуть проект преобразований и отправить Сперанского в отставку. Он был отправлен на поселение в Пермь и прожил там остаток жизни на скромную пенсию бывшего чиновника.

Итоги

По поручению царя Сперанский М. М. разрабатывал проекты финансовых и экономических преобразований. Они предусматривали ограничение расходов казны и увеличение налогов для дворянства. Такие проекты вызвали резкую критику в обществе, против Сперанского выступали многие известные мыслители того времени. Сперанский был даже заподозрен в антироссийской деятельности, а на фоне усиления Наполеона во Франции такие подозрения могли иметь очень глубокие последствия.

Опасаясь открытого возмущения, Александр отправляет Сперанского в отставку.

Значимость реформ

Нельзя отрицать значимость проектов, которым дала начало реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Результаты работы этого реформатора стали основой для коренных изменений в структуре российского общества в середине XIX века.

Сперанский М. М. и его реформы

План реферата.

1. Краткий экскурс в историю России начала XIX века.

2. Реформы Сперанского.

3. Причины неудач реформ Александра I и Сперанского.

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.

Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы.

Уже в конце царствования Екатерины II раздавались одинокие голоса против существующего порядка, особенно портив отношений между основными классами - дворянством и крепостными крестьянами. Правительства Павла I и Александра I собирались пойти навстречу реформам, хотя с неодинаковой охотой и сознательностью, но начавшаяся война 1812 г. остановила Александра I на его пути, на который он так решительно вступил.

Борьба с сословными привилегиями была основной из главных задач Павла I. Он отменил грамоту 1785 г., на которой держались привилегии дворянства, отменил губернские дворянские собрания и выборы, отменил свободу дворян от телесных наказаний. По резолюции 3 января 1797 г. и указу Сената, дворяне, высшие слои городского населения, белое духовенство за уголовные преступления подвергались телесным наказаниям наравне с людьми податных сословий.

Павел I превращал равенство прав в общее бесправие.

Была попытка облегчения участи крепостных крестьян. По указу от 5 апреля 1797 г. была определена мера крестьянского труда в пользу землевладельца (три дня в неделю). Но эта деятельность была лишена твёрдости и последовательности.

Начав царствовать с мыслью определить законом нормативные отношения землевладельцев с крестьянами и улучшить положение последних, он не только не ослабил крепостного права, но и содействовал его расширению (100 тыс. крестьян с млн. десятин казённой земли были розданы им в частное владение).

Александр I, приемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял её более последовательно и обдуманно. Основные цели внутренней политики: уравнение всех сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Необходимо было установить новые законодательные отношения между классами, повысить образовательный уровень народа, обеспечить новое устройство государственного хозяйства (финансы).

Частичное введение этой перестройки вызвало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Ряд войн и внутренних реформ расшатывали государственное хозяйство, расстраивали финансы, понижали народное благосостояние.

С 1801 г. по 1808 г. были произведены некоторые преобразования.

30 марта 1801 г. Государственный совет был заменен постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для обсуждения государственных дел и постановлений.

Затем были преобразованы петровские коллегии. Манифестом 8 сентября 1802 г. они были преобразованы в 8 министерств: иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром, который отчитывался перед Сенатом.

С 1801 г. была запрещена раздача населённых имений в частную собственность.

Указ от 12 декабря 1801 г. представлял право всем лицам свободных состояний приобретать вне города в собственность недвижимые имущества без крестьян. Этот закон разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства.

20 февраля 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их обязательно с землёй целыми селениями или отдельными семьями.

Затем последовали события, которые на некоторое время отвлекли императора от внутренних дел; это было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807 гг. - в союзе с Пруссией. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра I. Члены неофициального комитета один за другим удалялись от него. Их опустевшие места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора, Это был Михаил Михайловч Сперанский Сперанский вышел из общественной среды, которой прежние государственные деятели не знали. Он родился в 1772 г. и был сыном сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил своё образование в Петербургской главной семинарии, которая при Павле I была преобразована в духовную академию. Отлично окончив курс, он остался преподавателем академии; преподавал сначала свой любимый предмет математику, потом красноречие, философию, французский язык и т.д. Все эти разнообразные предметы он преподавал с большим успехом. Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину, Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал прокурора, которым тогда и стал это вельможа. Так в 1797г. 25 - летний магистр богословия преобразился в титулярного советника. Сперанский принёс в русскую неопрятную канцелярию XVIII века необыкновенно выправленный ум, способность бесконечно работать (по 48 часов в сутки), отличное умение говорить и писать. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле I он был очень известен. При воцарении Александра I он был переведён в новообразованный Непременный совет, где в звании статс-секретаря ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским, как управляющим департаментом министерства внутренних дел. С1806г. Сперанский и Александр I сблизились.

Сперанский был назначен товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ.

Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.

По словам Сперанского, «весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы».

План его излагал основания управления русских сословий перед законом и новое устройство управления: крестьяне получили свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений - законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное - Государственная Дума, состоящая из депутатов всех сословий; исполнительное - министерства, ответственные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии английской. Эта аристократия - блюстительница законов по всем отраслям управления и охранница интересов народа.

План составился очень быстро: он был начат в конце 1808г. и в начале октября 1809г. лежал вполне готовый на столе императора.

Этот план не мог быть осуществлён в полном объёме, т.к. Нисколько не был рассчитан на политические средства страны. Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума России.

Но кое - что из этого плана было осуществлено. Осуществленные части преобразованного плана Сперанского все относятся к центральному управлению.

3 апреля 1809г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа 1809г. установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8 класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного римского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, знание отечественной истории и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистики Русского государства, в географии и даже в математике и физике.

Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных сфер. 1 января 1810г. был открыт преобразованный Государственный совет.

Таким образом, устанавливался твёрдый порядок законодательства: 1) Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; 2) он один их рассматривает; 3) ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти.

Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во - вторых, объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики.

Была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым был назначен Сперанский.

Вслед за Государственным советом были преобразованы по плану Сперанского министерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля 1810г. и 25 июня1811г.

Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.

Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен к нач. 1811г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и другое под названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством.

Возражений против этого проекта в Государственном совете было много. Реформа не была проведена, хотя большая часть совета высказалась «за» и государь проект утвердил.

Значит из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.

По разным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812г. и был сослан в Нижний Новгород. Его опале были искренне рады в высшем обществе, что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с ожесточённой озлобленностью, т.к. для упорядочения финансов, законами 2 февраля 1810г. и 11 февраля 1812г. были повышены все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены Так, цена пуда соли с 40коп. Была поднята до рубля; подушная подать с 1руб. - до 3руб. Был введён небывалый прежде «подоходный прогрессивный» налог, им обложен был доход помещика с земель: 500руб - 1%; более 18 тыс. руб. - 10%. Увеличение налогов и было причиной недовольства народа против Сперанского, чем и воспользовались его враги.

После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект нового её устройства, с которым приехал в Петербург в 1821г. Его (Сперанского) оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался прежним влиянием.

Его назначили составителем свода законов. Он составил «Полное собрание законов Российской империи», начиная с уложения 1649г. (1803). Это полное собрание Сперанский и положил в основание действующих законов, так составился «Свод законов Российской империи», изданный в 1833г. в 15 томах. Кроме того Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: свод военных постановлений в 12 т.; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского.

Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения.

Умер в 1839г.

Причины неудач Сперанского и Александра I.

Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но по молчаливому или по гласному признанию действующего закона целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны. По требованию исторической логики новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Известен и источник этого заблуждения; он заключается в преувеличённом значении, которые тогда придавали формам правления. Люди тех поколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществляться нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т.е. система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать за короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.

Реформаторская деятельность Сперанского М.М.

Добрый день. Сегодняшний урок проведу у вас я. Для начала хотел бы представиться- Артур Эрнестович.

Сегодня мы продолжаем разговор о реформах эпохи правления Александра I до Отечественной войны 1812 г и познакомимся с проектами усовершенствования государственного порядка в России

Проверка знаний

Прежде, чем начнем рассмотрение, давайте вспомним наиболее значимые события. У меня в руках «Шар эпохи». Получив его вы называете ассоциацию, связанную с эпохой правления Александра 1

(шар передается детям, происходит диалог)

Почему возникает данный ассоциативный ряд?

Перечислите, в каких сферах были осуществлены реформы Александром I . (социально- экономические (крестьянская реформа); политическая сфера)

вспомним конкретные реформы и их даты

Реформы и преобразования – Александра. Какая форма правления в России в начале ХI Х века? (самодержавная монархия).

Вспомните успехи и неудачи России во внешней политике до 1812 г.

Молодцы ребята. Спасибо. Мы вспомнили наиболее значимые события связанные с эпохой правления Александра 1

Мотивация учащихся

А сейчас обратите свое внимание на экран.

(ролик о Сперанском )

Ребята, скажите, о чем или о ком пойдет речь на нашем уроке.

Сообщение темы урока

Итак, тема нашего урока «Реформаторская деятельность М.М.Сперанского». откройте свои тетради и запишите тему.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Учитель:

Цели нашего урока

1. Ознакомление с основным содержанием реформаторских проектов Сперанского, выяснение причины их неполной реализации.

2. Развитие умений работать с текстом учебника (анализировать и обобщать факты, делать выводы).

Эпиграфом к нашему уроку я взял слова А.С. Пушкина, которые в 1834 г. он записал в своем дневнике:

«В прошлое воскресенье обедал у Сперанского. Я говорил ему о прекрасном начале царствования Александра: Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования, как гений Зла и Блага».

Предоставление новой информации

Первый этап реформ Александра I окончился в 1803 г., когда стало ясно, что нужно искать новые пути и формы их осуществления. Императору понадобились новые люди, не так тесно связанные с верхушкой аристократии и безраздельно преданные лишь ему лично. Выбор царя остановился на А.А. Аракчееве, сыне небогатого и незнатного помещика, в прошлом любимце Павла I. Но волей судьбы в конце1806 г. во время болезни Министра внутренних дел Виктора Павловича Кочубея, директору департамента министерства иностранных дел Михаилу Михайловичу Сперанскому было поручено лично докладывать императору о положении дел в России. Доклады произвели сильное впечатление, на императора такое же, как и сам автор. Александр сразу оценил его незаурядный ум. Началось восхождение Сперанского.

Биография М.М. Сперанского

Знакомясь с фактами из биографии М.М. Сперанского, подумайте и ответьте мне Что необычного в биографии Сперанского (ответ учащихся – нетипичное для высших сановников происхождение, быстрый карьерный рост)

М.М. Сперанский родился в семье бедного священника Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. По окончании – преподаватель семинарии, затем секретарь князя А.Б. Куракина. В 1797 г. – в канцелярии генерал-прокурора Сената, титулярный советник (9-й ранг). В 1801 г. – действительный статский советник (4-й ранг). С 1803 г. – директор департамента МВД. С 1807 г. – фактически личный секретарь императора. Все важнейшие тексты с 1807 г -1812 г составлял Сперанский. В конце октября 1808 г. Александр берет его с собой на Эрфурт на встречу с Наполеоном.

На следующем этапе работа с учебником (страницы 20-22), заполнение таблиц-приложений, беседа по вопросам: прочитать в учебнике о проекте реформ М.М. Сперанского.

По мере чтения учебника, учащиеся заполняют схему, с помощью учителя. После происходит диалог, по вопросам.

Какие политические реформы провел Сперанский? Их положительные и отрицательные стороны.?

Какие сословия устанавливались Сперанским?

Какими правами наделялось население страны?

Чьи идеи напоминают идеи Сперанского?

Конечная цель реформ?

Физминутка

Разделение учащихся по группам. Задание группам. На основании текста документов выясните причины отставки М.М. Сперанского.

Работа с источником:

1 группа.

Из манифеста об образовании Государственного совета:

«…Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

    В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

    По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им свершению.

    Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего свершения без утверждения державной власти.

    Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых…»

Вопросы к документу:

    как можно охарактеризовать Государственный совет согласно этому документу?

    сильно ли изменилась по существу структура власти в России после реформы?

На основании текста документов выясните причины отставки М.М. Сперанского.

2 группа.
“Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его “плане всеобщего государственного образования”, которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым”.
“В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной”.
“Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы”.

3 группа.
“Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная оппозиция. В Петербурге это литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве - салон сестры Александра I - Екатерины
Павловны, где ведущее место занимали один из идеологов консервативного течения Н.М. Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и сильное выражение в известной записке: “О древней и новой России” Карамзина. Сущность этой записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей”.
“Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и великая княгиня Екатерина Павловна. В 1809 году она вступила в брак с принцем Георгием Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня считала конституцию “совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам”. В ее глазах Сперанский был “преступником”, овладевшим волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами. “Зловредный попович” имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини”.

Подводя итоги групповой работы, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные причины отставки М.М. Сперанского:

    Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.

    Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.

    Чиновники были возмущены введением экзамена на чин.

    Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.

    Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.

    Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.

    Взаимное разочарование Александра I и Сперанского. “Он все делает наполовину” (Сперанский об Александре!)

Подведение итогов урока.

Рефлексия

Вопрос. 1. Считаете ли вы, что реформы Сперанского
могли бы принципиально изменить Россию, направить ее по более благоприятному историческому пути?

Вопрос. 2. Почему нереализованные проекты реформ заслужили столь высокую оценку? Связать с современной Россией.

Вопрос. 3. Отвечали ли предложенные реформы потребностям и состоянию тогдашней России?

В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века.

Домашнее задание :

§ 3 учебника; сочинение-рассуждение на тему « Могли ли в начале XIX века реализоваться планы М.М. Сперанского?»

1.Император Александр 1 был

1) внуком Екатерины 2 и братом Павла 1

2) племянником Екатерины 2 и сыном Павла 1

3) внуком Екатерины 2 и сыном Павла 1

4) племянником Екатерины 2 и братом Павла 1

2. В негласный комитет не входил

1) П.А.Строганов

2)В.п.Кочубей

3)Н.Н.Новосильцев

4) Д.Н.Сенявин

3. В новой системе образования 1803 г. , созданной по указу Александра 1 , не было

1) гимназий

2) приходских училищ

3) университетов

4) сельских школ

4. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

5. Четвёртая антифранцузская коалиция была создана

1)в 1804 г. После разгрома «континентальной блокады» Наполеона

2) в 1805 г. После заключения Тильзитского мира

3) в 1806 г. После победы Наполеона под Аустерлицем

4) в 1807 г. После войны со Швецией

6.Реформы М.М. Сперанского получили поддержку императора

4) в 1809 г

7.Крепостные крестьяне, согласно проекту реформы 1809 г. Имели

1) общие гражданские права и право перехода в более высокое сословие через выкуп

2) право своего выкупа и право приобретения орудий труда

3) право на участие в земском управлении и на ограниченную покупку земли

4) право выкупа себя и своих родственников по решению суда

8. Государственный совет был создан

2) осенью 1811 г. Для подготовки выборов в Государственную думу.

9. Согласно «Введению к уложению государственных законов», устанавливались три основных сословия:

    вариант

1.Александр 1 стал российским императором

1) в 1803 г. после смерти своего брата

2) в 1801 г. после смерти Екатерины 2

3) в 1803 г. по решения Негласного комитета

4) в 1801 г. после убийства Павла 1 в результате дворцового переворота

2. К первым изданным Александром 1 указам не относился указ

1) об улучшении содержания заключённых

2) о сокращении срока службы солдат регулярной армии

3) о свободе пропуска российских произведений за границу

4) о передаче рассмотрения всех судебных дел в Сенат

3.Реформа высших органов государственной власти Александра 1предполагала

1) введение министерств вместо коллегий и передачу Сенату высшей судебной власти

2) отмену властных полномочий Сената и передачу их Негласному комитету

3) превращение Сената в высший судебный орган и запрет на участие дворян в городском управлении

4) превращение Сената в высший судебный орган и отмену Табели о рангах

4. Конвенция «О взаимной дружбе» была заключена

1) в 1801 г. между Россией и Швецией

2) в 1804 г. между Россией и Австрией

3) в 1801 г. между Россией и Великобританией

4) в 1805 г. между Россией и Швецией

5.Тильзитский мир был заключён

1) между Францией и Россией в 1807 г., эти страны стали союзниками

2)между Россией и Турцией по итогам войны 1806-1812 гг.

3) между Россией и Швецией по итогам войны 1808-1809 гг.

4) между Россией и Ираном в 1813 гг., эти страны стали союзниками

6. Согласно «Введению к уложению государственных законов», устанавливались три основных сословия:

1) дворянство, государственные служащие, крепостные крестьяне

2) государственные служащие, помещики, крепостные крестьяне

3) дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий»

4) дворянство, « мещанство и купечество», «всякий люд»

7. Избирательное право, согласно проекту реформы 1809 г. , получали

1) только дворяне и мещане

2) только лица, владевшие крепостными крестьянами

3) все, кто имел движимое и недвижимое имущество

4) все, кто родился в России и проживал в ней не менее 10 лет

8.Согласно замыслу М.М.Сперанского, сенат необходимо было

1) разделить на 8 министерств

2) разделить на 3 палаты- судебную, государственных законов и министерскую

3) разделить на 2 части

4) заменить Государственным советом

9. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

1) в 1803 г. И разрешал помещикам продавать крепостных крестьян вместе с наделами

2) в 1802 г. И разрешал крепостным крестьянам продавать излишки своей продукции на рынке

3) в 1803 г. И разрешал крепостным крестьянам выкупать себя и свои наделы за деньги у помещика

4) в 1802 г. И разрешал крепостным крестьянам выкупать у помещика в собственность землю

Задание № 1. Перечислите основные вехи политической биографии М.М. Сперанского в 1801—1812 гг. Чем вы можете объяснить успех его политической карьеры?

1801 — статс-секретарь при госсекретаре, 1802 — статс-секретарь при министре внутренних дел Кочубее, 1807 — статс-секретарь Александра I, 1808 — товарищ министра юстиции и главный советник Александра I в государственных делах, 1810 — государственный секретарь (председатель учрежденного Госсовета), 1812 — ссылка

Выдающиеся способности, умноженные на умение разбираться в человеческих характерах и нравиться людям. Все это способствовало расположению к нему влиятельных особ (Куракин, Кочубей)

Задание № 2. Подготовьте доклад на тему «Реформы М. М. Сперанского» Составьте развернутый план доклада

План доклада: 1) Причины возвышения Сперанского, 2) Причины необходимости реформ по мнению Сперанского, 3) Основные положения проекта реформы, 4) Характер реформ, 5) Фактические результаты реформы, 6) Причины неудачи реформ, 7) Значение реформаторской деятельности Сперанского

Задание № 3. Укажите главную, с вашей точки зрения, черту проекта политических реформ Сперанского. В чем состояло ее особое значение для России?

Не затрагивая основ самодержавно-феодального строя, осторожно провести умеренные реформы, которые смягчили бы острые социальные противоречия в обществе. Значение реформ состояло в том, что многие идеи Сперанского послужили основой будущих реформаторских преобразований

Задание № 4. Заполните таблицу «Политические реформы М. М. Сперанского»

Основные положения Положительные стороны Отрицательные стороны

Осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

Создать систему представительских учреждений

Определить порядок, функции и ответственность органов исполнительной власти

Выборность судебной власти на местах

Разделение на три сословия всего населения России и наделение его определенными для каждого сословия правами

Монарх сохранял верховную власть

Децентрализация власти

Стремление поставить исполнительную власть под контроль выборных органов

Предоставление гражданских прав всему населению

Привлечение к управлению страной более широких слоев населения за счет системы выборов

Недовольство крестьянского и дворянского сословий

Неудобство нового порядка выборов

Несогласованность

Политические права получали только два первых сословия на основе имущественного ценза и личной свободы

Ограничивались возможности Государственной думы в законо-дательной сфере и в области кон-троля за исполнительной властью

Фактическое сохранение само-державия в его правах и возмож-ностях

Не рассматривался вопрос отме-ны крепостного права

Основная масса населения оста-валась бесправной

Задание № 5. Какими функциями, согласно проекту М. М. Сперанского, должны были обладать:

Сенат — состоит из двух частей — Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Члены Сената пожизненно должны были избираться Думой и утверждаться императором

Государственная Дума — выборный высший законодательный орган страны. Без согласия Думы монарх не имел права издавать законы, но мог всегда рас-пустить Думу

Государственный совет — совещательный орган при императоре, как связующее звено между монархом и законодательными, исполнительными, судебными органами империи. Члены совета назначались императором и несли ответственность только перед ним

Министерства — орган исполнительной власти со строго определенными функциями и порядком. Министры назначались императором и должны были нести ответственность перед Государственной Думой

Задание № 6. Выберите правильный ответ

По замыслу М. М. Сперанского Россия должна была стать:

а) самодержавной монархие

б) конституционной монархией

в) парламентской монархией

г) республикой

Задание № 7. На основе материала учебника составьте схему высших органов государственной власти России и их взаимодействия по проекту Сперанского

Задание № 8. Заполните таблицу «Причины и последствия отставки М. М. Сперанского»

Причины Последствия

Реформы затрагивали интересы высших слоев населения

Либеральный характер реформ

Недовольство консервативно настроенных слоев дворянства и чиновничества

Личность самого Сперанского («попович»)

Симпатии Сперанского к государственному устройству Франции в условиях обострения отношений двух стран

Интриги двора

Нерешительность Александра I

Не была доведена до конца административная реформа, что сказалось на качестве и эффективности аппарата управления

Не были проведены политические реформы, что оставило нерешенными все противоречия общества

Не были проведены экономические реформы (бюджет, налоги)

Откат России к консерватизму и отказ от курса реформаторства

Задание № 9. Заполните таблицу «Функции министерств»

Название министерства Функции
Военное министерство Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения всех сухопутных вооруженных сил
Морское министерство Вопросы руководства, организации, устройства, снабжения, вооружения, строительства военно-морских сил
Министерство иностранных дел Все международные отношения государства и связанные с этим «места и лица», дворцовый церемониал
Министерство юстиции Управление судебными учреждениями и вопросы судопроизводства
Министерство внутренних дел Промышленность, сельское хозяйство, городское и земское хозяйство, медицина, гражданское строительство, перепись населения и статистика
Министерство финансов Доходное имущество, горное дело, все налоги, повинности и сборы, государственный бюджет, государственные кредиты и займы, кредитные учреждения (банки)
Министерство народного просвещения Управление учебными заведениями, Академией наук, научными учреждениями, музеями и ведало цензурой
Министерство коммерции Внешняя и внутренняя торговля, таможня, коммуникации