Е.И.Богомолова, Т.К.Жаров, М.М.Кедрова «Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений – М., Высшая школа, 1986.

О некоторых особенностях системы образов, сюжета и композиции романа «Евгений Онегин»

Четвертая глава не сразу начинается с отповеди Онеги­на. События развиваются в ней в такой последовательно­сти: авторская характеристика Онегина; отповедь Онегина Татьяне; отповедь Онегина в оценке Повествователя, рас­суждения его о друзьях, родне, любви; рассказ о «след­ствиях» свидания для Татьяны; «картины счастливой любви» Ольги и Ленского; изображение жизни Онегина в деревне. Такое расположение сцен в этой главе подчине­но развитию главной сюжетной пружины: чувства Татьяны к Онегину.

Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей.

«В любви считаясь инвалидом», Онегин к моменту встречи с Татьяной

В красавиц он уж не влюблялся, А волочился как-нибудь; Откажут - мигом утешался; Изменят - рад был отдохнуть. (...) Но, получив посланье Тани, Онегин живо тронут был: Язык девических мечтаний В нем думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой И бледный цвет, и вид унылый; И в сладостный, безгрешный сон Душою погрузился он. Быть может, чувствий пыл старин­ный Им на минуту овладел; Но обмануть он не хотел Доверчивость души невинной.

Отсюда - назидательный, нравоучительный тон его ответа Татьяне. Собственно, что такое его ответ? Это пре­жде всего исповедь, чистосердечное признание в том, что он не хочет ограничить жизнь свою «домашним кругом». А если б он пленился «семейственной картиной», то другой невесты, кроме нее, не искал бы:

Скажу без блесток мадригальных: Нашед мой прежний идеал, Я, верно б, вас одну избрал В подруги дней моих печальных.

Как должна была понять эти слова влюбленная в него Татьяна? Как признание в любви к ней.

И дело только в том, что он не хочет ограничить жизнь «домашним кругом». Большую часть своей исповеди Оне­гин посвящает именно этому своему нежеланию и пугает Татьяну картиной несчастного супружества:

Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства; Их вовсе не достоин я.

Нарисовав мрачные картины семейной жизни, Онегин, как может, утешает и поучает Татьяну:

Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты (...) Полюбите вы снова, но... Учитесь властвовать собою; Не всякий нас, как я, поймет; К беде неопытность ведет.

Отповедь Онегина Татьяне не только не охладила ее чувства к нему, но усилила его:

Любви безумные страданья Не перестали волновать Младой души, печали жадной; Нет, пуще страстью безотрадной Татьяна бедная горит.

Значит, отповедь Онегина Татьяне - это не самый драматичный момент в их отношениях, это еще только начало, это завязка их своеобразного романа.

Повествователь поступок Онегина назвал благород­ным, причем заметил, что «не в первый раз он тут явил души прямое благородство». Но он отчуждает от себя героя, потому что тот не понял Татьяны. Онегин не разгля­дел самого главного в Татьяне: Татьяна - одна из тех цельных поэтических натур, которые могут любить только один раз. Он поймет это в самом конце романа, когда она в своей отповеди ему так же открыто и доверчиво, как в письме, скажет: «Я вас люблю (к чему лукавить?)»,- и уйдет, а он останется, «как будто громом поражен».

Поэтому Повествователь, прежде чем развеселить во­ображение читателя «картиной счастливой любви», гово­рит:

Невольно, милые мои, Меня стесняет сожаленье; Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!

А дальше идет «картина счастливой любви» Ольги и Ленского. Эта картина объясняет Татьяне, почему Оне­гин не хочет ограничить свою жизнь «домашним кругом». Собственно, она подсознательно чувствует, что роман Оль­ги и Ленского помешал ее счастью: картина их будущей семейной жизни способна охладить не только Онегина...