Речевое развитие учащихся начальной школы

О дним из центральных направлений общеобразовательной школы является речевое развитие учащихся начальных классов. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной волевой сферы - неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребенка. Тема «Развитие связной речи у учащихся начальных классов» является актуальной, так как огромную роль в психологическом развитии детей играет язык и речь.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Усвоение школьной программы учащимися начальных классов возможно при реализации языкового образования и речевого развития.

Необходимо своевременно выявлять контингент детей с данными проблемами и начинать не только коррекцию имеющихся у них недостатков речи, но и усвоение ими основ теории языка в целях коммуникации. В процессе умственного и эстетического развития учащиеся приобщаются к культуре своего народа. У детей данной категории, прежде всего, необходимо развивать познавательную деятельность в сфере овладения языком и речью.

В данной работе представлены планирование, конспекты занятий, наглядный материал. По данной теме проведены родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Надеюсь, что представленный в работе материал будет интересен и полезен.

На протяжении многих лет я занимаюсь развитием связной речи у детей обучающихся в начальной школе.

Выбор темы не случайный, так как, работая учителем, и имея вторую специальность учитель-логопед, я пришла к выводу, что школьники с ОНР (общее недоразвитие речи), имеющие 3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего, монологической речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые попуски, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. Исходя из этого, формирование связной речи школьников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми связной речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка.

Для изучения состояния связной речи учащихся с ОНР использую в своей работе следующие методы:

Обследование словарного запаса по специальной схеме;

Исследование связной речи с помощью серии заданий;

Наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях образовательного учреждения;

Возможности детей в построении достаточно информативных, коммуникативно-полноценных, связанных высказываний в значительной степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи. Поэтому целенаправленное изучение состояния словаря учащихся –необходимая составная часть комплексного исследования связной речи.

Для обследования словаря использую наглядный материал из соответствующих пособий Г.А.Каше и Т.Б.Филичевой, О.Е. Грибовой и Т.П.Бессоновой.

Лексический (и соответствующий картинный) материал отбираю с учетом следующих принципов:

Семантического (в словарь минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов, слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: « далеко-близко», «вверху - внизу» и др.;

Лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи – существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги- в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием;

Тематического, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи» и «Фрукты», физические обиходно-бытовые, профессиональные действия, слова, обозначающие цвет, величину и другие качественные характеристики предметов и др. Выясняю знание ребенком названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.

Наблюдения за речью детей осуществляю в процессе игровой, обиходно- бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращаю на наличие и уровень сформированности у учащихся навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответ, задать вопрос, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.) на особенности речевого поведения. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи учащихся, сформированности ее грамматического строя, способности к употреблению связных высказываний в целях коммуникации.

В целях комплексного исследования связной речи учащихся использую серии заданий:

1. Составление предложений по отдельным ситуативным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С.Цветковой.1985г)

2. Составление предложения по трем картинкам, связанных по смыслу;

3. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

5. Сочинение рассказа из личного опыта;

6. Составление рассказа – описания.

С учетом индивидуального уровня речевого развития учащегося программа может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества.

7. Окончание рассказа по данному началу; придумывание рассказа на заданную тему. Комплексное обследование позволяет целостно оценить речевую способность учащегося в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). Используя данные обследования я разработала систему коррекционной работы (планирование, конспекты занятий) и это мне позволяет добиваться положительных результатов в своей работе.



1. Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

3.Требования к речи. Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок “понимает в окружающем больше, чем может передать словами”. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается мало понятным. Сам учение обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.

Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

4. Понятие о тексте. Как показывают специальные исследования и педагогическая практика, дети должны знать, что такое текст, иметь понятие о его признаках. Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо сформировать коммуникативные умения:

  • умение раскрывать тему высказывания;
  • умение раскрывать основную мысль высказывания;
  • умение собирать материал к высказыванию;
  • умение систематизировать собранный материал;
  • умение совершенствовать написанное (для письменной речи);
  • умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
  • умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает учащимся осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения. В процессе работы над текстом – при обучении пересказу и работе над изложением – формируется умение соотносить содержание текста с заглавием. Вдумываясь в заглавие, учащиеся выделяют основную мысль всего текста или частей. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При выборе тем учителю следует учитывать их жизненный характер, интересам детей, доступность. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления. Очень хороши темы, помогающие детям использовать их личный опыт. Например, “Как я помогаю маме”, “Мы наблюдали листопад”.

Формирование умения собирать материал к высказыванию связано с активной мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника дающего материал к этому высказыванию. Анализируя содержание текста или картины, рассматривая объекты природы, учение обогащается конкретными представлениями об окружающей действительности, впечатлениями, фактами, которые помогут ему полнее раскрыть тему. Особенно трудно в обучении связной речи научить ребёнка тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел. В рассказе выделяют:

  • основа рассказа
  • начало рассказа
  • окончание рассказа

Умение систематизировать материал и строить сообщение в определённой композиционной форме отрабатываются на уроках чтения и при подготовке к изложению и связываются с работой над планом. Композиция (структура) рассказа по серии картинок или по одной картине и описания, учащиеся начинают осознавать ещё на уроках обучения грамоте, когда мы учим их составлять рассказ из трёх частей выделять главную мысль, вступление и заключение. Композиция описания строится на последовательности наблюдения: дети дают описание предмета или картины, соблюдая тот же порядок, в каком они их рассматривали.

Элементы описания и рассуждения включаются в повествование постепенно. Чтобы учащиеся могли вводить описание и рассуждения в свои рассказы, следует учить детей находить эти элементы в текстах, предназначенных для изложений. Кроме того, дети составляют короткие устные и письменные зарисовки хорошо знакомых предметов (например, игрушки) явлений природы, внешности человека. При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопросы: как вы можете связать между собой части рассказа? Как свяжете два соседних предложения? Какое слово надо заменить, чтобы в тексте не было повторений? Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения. Эта работа особенно важна при обучении связной письменной речи. При построении связного текста большое значение имеет использование разнообразных синтаксических конструкций, которые придают речи логическую связанность, убедительность, эмоциональную выразительность. Однообразные, однотипные по структуре предложения разрушают ту логическую связность, которая является признаком связного текста. Формирование умения строить речь в определённой композиционной форме тесно связано с формированием речевых умений и умений исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.

5.Ошибки в письменной речи учащихся. Успешное формирование у учащихся умений и навыков по развитию связной речи, возможно лишь в том случае, когда в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении текстов – как устных, так и письменных. Сопоставление ученического текста с образцом облегчает учителю работу по анализу и выработке критериев оценки связного письменного текста.

Разносторонний, разноплановый и в то же время единый подход к анализу работ творческого характера позволяет выявить полно достоинства и недостатки каждой конкретной работы и обеспечивает объективность оценки.

Характерные ошибки, которые допускают учащиеся начальных классов в письменных изложениях и сочинениях.

2. В структуре:

  • нарушение логической последовательности;
  • отсутствие связи между фактами;

3. В речевом оформлении:

  • в определении границ предложения;
  • в построении предложений разных типов;
  • нарушение порядка слов;
  • повторы слов;
  • неправильный выбор и употреблении слов.

4. Допускают орфографические ошибки на изученные и неизученные правила.

(При правильно организованной помощи со стороны учителя случаи ошибок на неизученные правила могут быть сведены к единичному).

6.Формирование умения совершенствовать написанное – связано не только с устранением ошибок, выявленных в работах учащихся, но и с организацией и проведением конкретных занятий. В процессе подготовки к изложению следует проанализировать текст в плане его содержания, построения языка. Нужно обязательно выделять главное, установить логические связи, поработать над подбором синонимов, пересказать отдельные части текста. Чтобы организовать коллективную работу над ошибками, надо подобрать из работ учащихся наиболее яркие примеры ошибок, сгруппировать их по типам: ошибки в содержании и построении текста, речевые ошибки, в том числе ошибки на построение предложений и на употреблении слов. В свою очередь ошибки, связанные с работой над предложениями, также дифференцируются. Над каждой группой ошибок можно работать на разных уроках. Работа над ошибками должна быть продумана и правильно организована. Ценность этой работы в том, что, во-первых, дети анализируют свои письменные работы и работы своих одноклассников с большим интересом, чем текст писателя; во-вторых, их работы небольшие по объёму, простые по структуре, поэтому лучше осознаются детьми и легче поддаются критике. Учащиеся начинают “вскрывать сложное в простом” и находить “незнакомое в знакомом”, что имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Успех в работе по развитию речи возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться в системе. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи учащихся. Возросшее внимание к речи соответствует задачам творческого развития детей и повышения их познавательной активности.

Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над произносительной стороной речи. Считалось, что дети, поступающие в первый класс, обладают достаточным уровнем произносительных умений и навыков, которые позволяют им свободно осуществлять речевую деятельность. Однако изучение произносительных качеств речи младших школьников показывает, что у большей части первоклассников имеются значительные нарушения произносительной стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, у многих наблюдаются нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Замечено, что дети с нарушением произносительного уровня речи менее охотно вступают в общение, очень скованы в процессе речи, говорят как бы стесняясь. Всё это в итоге тормозит их речевое развитие в целом.

7. Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.

  1. Вдохнули – на выдохе счёт от1 до…
  2. Вдохнули – на выдохе чтение скороговорок.
  3. “Задуй три свечи”.
  4. “Согрей своим дыханием зверюшек” и т.д.

1.Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).

2.Инсценирование небольших отрывков.

Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.

Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого.

8.Одно из ведущих направлений речевого развития младших школьников – работа над словарём учащихся. “Слово – наивысшая смысловая единица языка свободно воспроизводимая в речи для построения высказываний” (Б.Н.Головин)

Чем богаче словарь человека, тем более оригинально, выразительно он выражает свои мысли. Исследователи детского словаря отмечают его бедность, объём – 3-7 тысяч слов. В результате высказываний значительной части детей маловыразительна. Им свойственны нарушения стилевого единства, почти полное отсутствие в художественном описании слов с образным значением.

На уроках в начальной школе учитель осуществляет работу по обогащению словаря детей, развивает чувство языка, желание говорить ярко, образно. Центральным, системообразующим понятием в работе над словарём учащихся является понятие о функциональных стилях языка. Литературному языку в его устной и письменной форме свойственны пять стилей: разговорный, научный, официально- деловой, публицистический. Способность чувствовать стиль, знание его особенностей позволяет учащимся в нужный момент правильно оценить ту или иную речевую ситуацию.

Формирование школьников представлений о тексте позволяет обратится ко всем сторонам анализа связной речи: содержательной, структурной, языковой. Опора на теорию текста позволяет выработать у учащихся более направленные и продуктивные умения и навыки составления связных высказываний, что способствует совершенствованию качества письменных работ младших школьников.

По мнению Л.Н.Толстова, трудность сочинительства заключается в том, “чтобы, помня написанное, не повторяться, ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим”. Учащиеся учатся выделять из текста опорные слова, находить среди них самые важные. Такие опорные слова “сцепляют” предложения, присоединяют последующее предложение с предыдущим.

Главенствующую роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения. Виды упражнений:

  1. Выделение опорных слов.
  2. Работа с деформированным текстом.
  3. Редактирование текста.
  4. Творческое изложение.
  5. Составление цепочек связи.
  6. Сочинение собственного текста.

Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы.

Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.

Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями.

Основная работа по формированию у детей понятия о структуре текста и способах связи предложений проводится при знакомстве с изложениями и сочинениями. Результат такой систематической и целенаправленной работы по формированию умения строить связное высказывание является то, что дети строят свои высказывания не путём проб и ошибок, механически следуя образцовым авторским текстам, а осознанно, выражая законченную мысль, логически развёртывая её, используя средства связей, как лексический повтор, синонимы и т.д.

С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:

  • подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;
  • подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение из значений;
  • работа над прямым и переносным значением слов;
  • употребление речевых оборотов;
  • работа с пословицами и поговорками;
  • работа со словарём;
  • выполнение различных видов творческих работ;

Эти задания могут быть комплексными, чтобы помочь ребёнку одновременно видеть, сопоставлять, рассуждать. В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. “ Красна речь поговоркой”.

Поговорка:

  • сообщает “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает”
  • обогащает “В чужой беседе, всяк ума купит”
  • воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет”
  • влияет “Слово пуще стрелы разит”
  • помогает “Язык до Киева доведёт”
  • успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”

Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.

Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.

Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.

Использовалась литература:

1. И.И. Политова “Развитие речи учашихся начальных классов”. Москва, “Просвещение” 1984 г.

2. Журнал “Начальная школа”.

3. Обобщение собственного опыта работы.

в начальной школе

Учитель -методист

специализированной школы №115

г. Донецк

Корниенко А.А.

2012г.

Система работы по развитию речи

  1. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ.

Преподавание русского языка в начальной школе определяется общими задачами, поставленными перед школой: давать учащимся прочные знания основ наук, воспитывать их в духе патриотизма.

Под этим углом зрения мы и подходим к вопросу развития речи учащихся в начальной школе.

«Начальная школа, - по выражению Ушинского, - выполняет функции, подготавливающие учащегося к учению. ... дитя, поступившее в школу, прежде всего нуждается в том, чтобы его приучали, хотя бы немного, правильно глядеть на самые простые предметы, правильно думать, правильно выражаться, сознательно читать и давать себе отчёт в прочитанном». Ребёнок получает в начальной школе направление для правильной познавательной деятельности.

Преподавание русского языка в начальной школе разделяется на обучение грамоте, грамматике, правописанию, чтению и развитию речи. Однако вся работа по этим разделам должна проходить как одно органическое целое. Развитие речи ребёнка является одной из основных задач обучения русскому языку, а потому практические работы по развитию речи должны быть органически увязаны как с грамматикой, так и с чтением.

Наблюдательность и её роль в обучении.

Ушинский писал: «Всякое, не мёртвое, не бесцельное учение имеет в виду готовить дитя к жизни; а ничто не может быть важнее в жизни, как уметь видеть предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен. Основываясь на этом положении, Ушинский первым условием нормальной работы по развитию речи ставил самостоятельность учащихся в работе. Он утверждал, что основой самостоятельности в работе учащихся является наглядность. «Мне кажется, что лучшее и, может быть, единственное средство для этого есть наглядность того предмета, о котором учащийся говорит или пишет». Развивая эту мысль, Ушинский писал: «Предмет, стоящий перед глазами ученика, или сильно врезавшийся в его память, сам собою, без посредства чужого слова пробуждает в учащихся мысль, исправляет её, если она ошибочна, дополняет, если она неполна, приводит её в естественную систему, если она расположена не логически. Для первых упражнений необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово».

Так Ушинский определял образование представлений и понятий о предмете путём наблюдения. Главную цель наглядного обучения он видел в упражнении наблюдательности, логичности и в уменье верно выражать в словах свои наблюдения и делать из них логические выводы.

Язык неразрывно связан с мышлением и служит важнейшим средством человеческого общения.

Мы учим не только смотреть и видеть, но слушать и слышать; развивая зрительную наблюдательность, мы одновременно развиваем и слуховую наблюдательность, так как главным посредником в деле развития речи является ухо - орган слуха. Его нужно упражнять, как и всякий другой орган. Ребёнку необходимо помочь разобраться в мире звуков. Вспомним, как тонко Горький описал голоса птиц: «...скрипят клесты, звенят синицы, смеётся кукушка, свистит иволга». Природа даёт огромный материал для развития наблюдательности и активного внимания, а в частности, и для развития слуховой чуткости. Попробуйте во время прогулки в городской парк или лес прислушаться к звукам природы. Осенью листья шелестят так, как никогда не шелестят они летом. Весной мы услышим журчанье ручьёв, бульканье воды; летом - щебетанье птиц, жужжанье пчёл и шмелей. После каждой прогулки следует с детьми вспомнить, что они видели и слышали на прогулке.

Дети - мастера подражать. Они умело подражают пению птиц, гудкам машин. Подражание - тоже путь к развитию мышления и языка ребёнка.

Подражательная способность детей заставляет учителя с особенной ответственностью подойти и к своей речи. Ученик подражает речи учителя. Вот почему к речи учителя мы предъявляем большие требования: она должна быть грамотна и литературна. Учитель должен следить за темпом своей речи. Быструю речь ребёнку улавливать трудно. Необходимо регулировать силу своего голоса, говорить так, как требуют условия момента. Речь учителя должна быть культурна и согласована с возрастом детей: чем меньше возраст детей, тем проще и синтаксическая структура речи. Содержание речи должно строго соответствовать умственному развитию детей. Язык учителя должен быть точный, ясный и простой. Речь - образна и выразительна.

Систематичность в работе по развитию речи.

Ушинский, говоря о развитии дара речи, устанавливает, что работа по развитию речи нужна систематическая, трудность упражнений должна постепенно увеличиваться в зависимости от возраста и развития ребёнка…

В начальных классах широко используется для развития устной и письменной речи тематика, связанная с природными явлениями, метод сравнения.

Наблюдаем биологические особенности ближайших к ребёнку домашних животных, используя при этом метод сравнений.

Можно провести сравнение кустарника и дерева по существенным признакам.

Прежде всего, обратим внимание на ствол дерева. Рассмотрим ветки и их расположение. Ветки дерева отходят от ствола в разные стороны и образуют у каждого дерева особую крону. Затем рассмотрим куст. Ветки системы куста идут от земли и кроны не образуют. Это и составляет существенные отличительные признаки куста и дерева. Наличие такой работы помогает делать обобщающие выводы - чем отличается дерево от куста.

После этого можно дать описание дерева.

1. Хвойное или лиственное дерево.

2. Внешний вид (ствол, расположение веток, листья, плоды и т. д.).

Сравнение можно проводить и в процессе чтения.

Ушинский и его последователи за основу системы работы по развитию речи брали развитие способности самостоятельного творческого мышления и точного правильного выражения мыслей.

Что мы называем владеть речью? Это значит уметь передавать в словах свои мысли и чувства. Но это возможно лишь при правильном обучении языку и развитию речи ребёнка. А правильное обучение развитию речи требует, чтобы слова и соответствующие им понятия воспринимались одновременно, а затем слова слагались бы в правильные, точные и красивые фразы, логически связанные одна с другой.

ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

а) Словарная работа.

В педагогической литературе и в практике работы нашей школы одним из существенных вопросов является вопрос о расширении словаря. «Беден словарь детей», - говорит часто учитель. Но это не совсем так. Дети приходят в школу с достаточным запасом слов. Но они часто не знают, как употребить то или иное слово. А мы не всегда уясняем себе, в какой степени ребёнок не овладел словом. Поэтому мы не дифференцируем метода объяснения слов, метода их закрепления и перевода пассивного запаса слов в активный.

Прежде всего, какие же слова не понимает ребёнок?

Ребёнок не понимает слов - названий тех предметов или действий, которых он никогда не видел. Ясно, что для понимания этих слов нужен показ предмета или его изображения. Например: в I классе требуется научить детей отличать по внешнему виду галку, ворону, сороку, воробья. Для того чтобы научить детей этому, необходимо под руководством учителя рассмотреть с детьми основные внешние признаки этих птиц и сравнением признаков выделить особенности каждой птицы: величину, оперение, устройство клюва, лапы.

По программе надо знать овощи, знать их части - корень, стебель, листья, цветы, плоды. Без экскурсии на огород, без предметного урока понятия эти не могут быть восприняты, а будут лишь словами без содержания.

В III классе даётся понятие о доисторическом животном - мамонте. Детям показывают картину мамонта, но картина не даёт достаточного представления о величине мамонта. В этом случае на помощь нам приходит сравнение и воображение. Путь изучения таков: сравниваем мамонта со слоном. Если нет представления о слоне, то даём сравнительную вышину, длину и ширину его, тут же в классе: от окна до двери, от пола до потолка и т. д. Картина уточняет дальнейшее: туловище, ноги, хобот, бивни, чем покрыто тело у слона и у мамонта? В чём их сходство? В чём различие? Чем питается слон и чем питался мамонт? Читаем описание, данное в книге, и получаем представление о мамонте.

У нас не было непосредственного наблюдения мамонта, но в результате такой работы мы более или менее воссоздали его образ.

Часто ребёнок не понимает слова, потому что этот предмет он знает под другим названием. Надо заменить неизвестное детям название предмета известным.

Очень трудны для детей слова, имеющие переносное значение. Такие слова не только трудны, но, если учитель не работает над ними, порождают у ребёнка неверные понятия. Однажды мы встретились с таким явлением: после того как дети прочли сказку: «Проказы старухи - зимы», на вопрос учителя: «Почему улетели птицы?» - дети ответили: «Они улетели потому, что зима на них рассердилась. Она рассердилась за то, что они кричали и пищали». Такой ответ детей нам ясно показал, что учителем не было проведено всей необходимой предшествующей работы. Классическая сказка Ушинского вследствие непродуманной работы лишила детей правильного понимания причины отлёта птиц.

Иногда детям непонятны целые выражения. Приведём такой пример: «И, шествуя важно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уздцы мужичок». Как пояснить это, когда здесь непонятно всё: уздцы (уздечка), шествуя, чинно ? Уздечку надо показать на картинке, а движения мальчика учитель воспроизводит, пройдя медленно, важно и спокойно перед детьми.

Дети III и IV классов очень многие слова постигают путём нахождения корня слова.

Возьмём из текста очень распространённого диктанта (из «Записок охотника») слова беговые дрожки .

Найдём корень слова дрожь и увидим, что правописание слова и его понимание откроется: дрожать , дрожать от холода, от страха, от тряски.

Стоит объяснить слово понравился путём выделения корня нрав - характер, «пришёлся по характеру», по нраву , понравился , и дети не только поймут правописание слова, но навсегда избавятся от грубейшего провинциализма пондравился .

Дети очень чутко воспринимают суффиксы и те оттенки, которые они придают словам.

Наша русская речь и её словарь отличаются обилием тончайших смысловых окрасок и обилием синонимов. Одно и то же слово, употреблённое в различных контекстах или в различной обстановке, может приобретать соответственно и различные значения, которые, однако, в большей или меньшей мере связаны друг с другом. Например: слово «гнездо» в зависимости от контекста может иметь следующие значения: гнездо для кладки яиц домашней птицей, гнездо, на котором птица высиживает птенцов, гнездо для втулки колеса, гнездо однокоренных слов и т. д. Однако, несмотря на разнообразие значений, все они имеют нечто общее. Одно из значений данного слова обычно является основным. Это прямое значение слова чаще всего бывает понятно учащимся начальной школы.

Прочие значения слова являются переносными. Для понимания переносных значений слов требуется большая работа с учащимися начальной школы. Работу эту надо проводить в связи с объяснительным чтением.

Помимо пояснительной работы о многозначности слов, необходима работа с омонимами, т. е. словами, которые одинаковы по звучанию, но совершенно различны по смыслу.

Пила - Пила заржавела.

Лошадь пила воду.

Коса - Русая коса.

Стальная коса.

Песчаная коса.

Работа с антонимами, т.е. со словами противоположного значения.

Работать – бездельничать.

Ты, целый день работаешь. – Он всё время бездельничает.

Сытый – голодный.

В русском языке широко распространены синонимы, т. е. такие слова, которые различны по звучанию и оттенкам значения, но близки по смыслу. Например: делать, работать, заниматься, трудиться; холод, стужа, мороз.

Весь март у нас стояли холода.

Дело было в январскую стужу.

На дворе мороз трескучий.

б) Работа над построением предложения.

В I и II классах процесс работы может быть таков.

Даётся ряд слов, обозначающих название предметов одушевлённых, и предлагается к ним подобрать действия.

Мальчик (что делает?).

Девочка...

Старик…

Товарищ...

Затем даются слова, обозначающие действия предметов, и предлагается подобрать слова, показывающие предмет, который действует.

Кто? плавает (рыба).

Летает

Поет

Лает

Даётся первый ряд слов, обозначающих предметы, и второй ряд слов, обозначающих действия, и предлагается составить нераспространённые предложения, выбирая слова по смыслу.

Подруга, брат, мама, учительница.

Учит, работает, стирает, поёт.

Распространение предложений путём присоединения согласуемых слов.

(Какой?) мальчик бегает? Маленький мальчик бегает.

Товарищ уехал? Любимый товарищ уехал.

Распространение предложения путём присоединения управляемых слов.

Ученик занимается (чем?) физкультурой.

Учитель вызвал (кого?) ученика.

Директор отдал журнал (кому?) учителю.

Распространение предложения путём присоединения примыкаемых слов.

Я встретил твоего брата. Я встретил (когда?)

вчера твоего брата

Маша (как?) серьёзно заболела

Закончить незаконченное предложение.

Скоро птицы начнут от нас....

Учитель решил провести....

Постарайтесь это поручение....

Не забудьте... марку на письмо.

В III и IV классах эти работы усложняются. Обращение распространённого предложения в более сжатое. Дети делают предложение короче, не изменяя смысла. Цель этой работы - научить детей отделять существенное от менее существенного.

При первых лучах восходящего солнца густой туман над речкой быстро рассеялся.

1.При первых лучах восходящего солнца густой туман быстро рассеялся. 2.При первых лучах восходящего солнца густой туман рассеялся. 3.При первых лучах восходящего солнца туман рассеялся. 3.При первых лучах солнца туман рассеялся. Обращение нераспространённого предложения в распространённое. Во II и III классах ведётся работа по изучению порядка слов в предложении. В целях этого даётся работа с деформированным текстом.

Увидал на зерно муравей дороге большое.

И он товирищей с собой побежал привёл тогда.

РАБОТА НАД СВЯЗНЫМ ТЕКСТОМ

а) Сочинение по картинке.

Одним из основных видов творческой работы является работа по картинкам. Ушинский о работе с картинкой говорит, что детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребёнок усвоит их на лету.

По словам Ушинского « . .. если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно, непринуждённо».

«При наглядном обучении учитель присутствует при самом процессе формирования языка в детях и может направлять этот процесс, причём главное дело опять делает та же картинка».

Остановимся на методике работы по картинке. Учитель должен научить ребёнка «читать картинку», т.е. уметь рассматривать её последовательно и планомерно. Простейшей формой является работа по серии картин. Рассматривая такую серию, учащиеся легко улавливают содержание и устанавливают связи между тем, что нарисовано на каждой картинке. Серия картин помогает им следить за развитием действия и строить свой рассказ.

Одни картинки дают детям толчок для фабульного рассказа по ним, а другие - для рассказа описательного характера. Примером первого типа является картина Маковского. «На побывку к сыну», примером второго типа - картина Левитана «Золотая осень».

Рассматривание картин и картинок первое время должно вестись совместно с учителем: дети не могут самостоятельно разобрать всесторонне картину или картинку, заметить все подробности, установить их значение. Например, по платью, по внешнему облику заключить о профессии изображённого на картинке человека, по выражению лица догадаться о намерениях или настроении его, по обстановке - о месте действия и пр.

Разбор картинки важен также для обогащения лексики детей. Многое, изображённое на картинке, дети, может быть, и понимают, но не умеют определять, называть, так как не все картинки взяты из жизни, близкой детям. Мы намеренно переносим их в самые разнообразные сферы: берём то крестьянский быт, то городской, то жизнь детей, то жизнь взрослых, то пейзаж, то труд, то забавы. Для каждого ребёнка многое, изображённое на данных картинках, явится новостью, - поэтому надо помочь ему разобраться в этом нового для него материале, познакомить его с неизвестными ему названиями; это поможет ребёнку осознанно воспринять содержание и идею картинки, обогатит его лексику.

Самый метод рассматривания картины развивает в ребёнке сознательную наблюдательность. Работа по картине состоит из следующих разделов: а) подготовительная работа, помогающая детям лучше понять содержание картины, б) воспроизведение картины, в) разбор картины (чтение картины), г) творческая работа по картине. На основе материала картины дети могут представить себе предшествующий момент и последующее течение событий. Вот этот результат логического наблюдения и должен лечь в основу детского сочинения.

Чтобы показать детям, как нужно создавать рассказы по картине, хорошо учителю самому составить такой рассказ по одной или двум картинам. Для этого следует поставить перед детьми в классе художественную картину, дать им всмотреться в неё, а затем приступить к рассказу. В своём рассказе учитель должен соблюдать логическую последовательность, чувство меры при «расширении» картины, показать уменье рассказывать хорошим литературным языком.

Рассказ учителя может послужить материалом для пересказа учеников. Мы рекомендуем практиковать этот приём для выработки у детей навыка связной правильной устной речи.

б) Устные сочинения.

В основе устных творческих работ заложены детский опыт, детские переживания, впечатления от окружающей их природы, общественной жизни и человеческого труда.

Я рекомендую с I класса проводить работу по устным сочинениям. Сочинения, которые мы предлагаем детям, должны быть обязательно подготовлены учителем. Предлагая ту или иную тему или картину для устного сочинения, учитель с детьми продумывает и планирует эту работу.

Работа над планом учит детей логически мыслить. Редкий ребёнок может хорошую работу приготовить без плана.

Приведём пример устного сочинения во II классе (основанного на наблюдении дома) на тему «Моя кошка».

Вот примерный план для сочинения на тему „Моя кошка".

МОЯ КОШКА.

1. Какое у кошки тело и чем оно покрыто? (Длинное, гибкое, покрыто мягкой шерстью.)

2. Какие лапы? (С подушечками.)

3. Сколько пальцев и какие когти? (Пальцев 5, когти втяжные.)

4. Какая у кошки поступь? (Мягкая, осторожная.)

5. Какой хвост? (Тонкий, подвижной.)

6. Какие глаза? (Зоркие, днём зрачки продолговатые, ночью круглые.)

7. Какая особенность зрения у кошки? (Ночью хорошо видит.)

8. Чем питается?

9. Как нападает, чем защищается?

Примером устного сочинения для III и IV классов могут быть сочинения по пословицам.

К работе по устным и письменным сочинениям мы можем отнести отзывы о прочитанных книгах. Работа эта должна тоже проходить по плану, подготовленному с учителем, и может быть проведена как в письменном, так и в устном виде. В процессе этой работы может возникнуть беседа, дополняющая работу учащихся.

в) Сочинения - описания.

Работа над сочинениями описательного характера недостаточно практиковалась в некоторых наших школах.

Описание картин природы в различные времена года - весна, лето, осень, зима - нельзя было назвать описаниями в настоящем смысле этого слова. Дети в этих сочинениях не описывали явлений природы, наблюдаемых ими, а писали на основании образцов художественных произведений.

Можно было встретить у некоторых учителей сочинения на темы «Море», «Озеро», «Верблюд» и т.д. Дети писали о том, чего сами не видели, не наблюдали, писали, пользуясь чужими словами, чужими мыслями, чужими переживаниями, что в конечном счёте приносило мало пользы.

Только в некоторых школах встречались сочинения, основанные на наблюдениях детей, как «Моя собака», «Наш класс», «Наш двор» и др.

В практической жизни необходимость такого рода описаний встречается на каждом шагу. Нужно описать человека, который приходил в отсутствие матери, описать так, чтобы можно было узнать, кто это. Нужно описать кошку, которая пропала, описать свой дом, чтобы его можно было найти, и т. д.

Описание требует уменья наблюдать. К. Д. Ушинский придавал огромное значение развитию в детях наблюдательности.

Он говорил: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно упражнять способность наблюдать".

«Если мы вникнем глубже в то, что обыкновенно зовётся в людях замечательным или даже великим умом, то увидим, что это главным образом есть способность видеть предметы в их действительности всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены».
Дети не умеют наблюдать, они скользят по поверхности предметов. Дети не осознают, что в предмете главное, типичное, не знают роли многих предметов в жизни, не задумываются о причинности явлений и событий.

На каком материале можно развить у детей способность наблюдать?

1. Прежде всего, наглядность в обучении является прекрасным средством упражнения наблюдательности у детей. Таблицы, карты, картины, различные предметы, изучаемые на предметных уроках, дают богатый материал для наблюдений.

2. Систематическое наблюдение природы (температура, долгота дня, ветер, облачность, осадки и пр.).

3. Наблюдения окружающей жизни по заданию учителя (обстановка, в которой ребёнок живёт, учится; улица; животные, которых он видит и др.).

Прекрасные результаты для развития способности наблюдать дают сравнения предметов.

Детей надо учить наблюдать. Надо подробнее указать детям: 1) на что они должны обращать внимание, 2) изучаемый предмет они должны внимательно осмотреть, и не один раз, а несколько раз. Каждый раз они будут видеть всё новые и новые детали.

Чем лучше ученик рассмотрит предмет, чем лучше он его изучит, тем лучше он его опишет. На каждую вещь можно смотреть разными глазами и описать её по-разному. Можно описать наружность человека протокольным языком: высокий рост, светлые волосы, голубые глаза и т. д. Можно описать наружность человека с целью определить его характер, настроение: весёлые голубые глаза, улыбающийся рот, живые движения и т. д.

Отсюда можно сделать вывод, что при всяком наблюдении должна быть намечена целевая установка, с которой ведётся наблюдение.

Иногда описание имеет дело с признаками, которые отличают один предмет от другого. Например, детям дано задание описать свой дом. Целевая установка: описать дом так, чтобы его можно было найти среди окружающих домов. Детям нужно объяснить, что они должны заметить все признаки, все особенности, которые отличают их дом от других домов. Нужно наметить план наблюдений: 1) местоположение дома среди других домов, 2) материал, цвет, величина, крыша, 3) украшения.

Затем следует сообщить детям и объяснить некоторые незнакомые слова, которые могут понадобиться при описании дома, например: фасад, штукатурка, балкон, водосточные трубы, карниз, флигель. План и словарь дети записывают в свои тетради по развитию речи.

Для наблюдения и изучения письменного объекта детям нужно давать примерно неделю срока.

Дети записывают наблюдения в свои записные книжки.

Учитель интересуется наблюдениями, делает нужные разъяснения.

Когда наблюдения закончены, на уроке развития речи полезно прочитать какой-нибудь образец описания дома. Образцом может служить отрывок из литературного произведения; образцом может быть описание дома, составленное самим учителем; можно использовать и хорошие работы учащихся, оставшиеся от прошлого года.

Можно провести на уроке коллективное устное сочинение - описание какого-нибудь знакомого всем детям дома (школа, клуб, театр) или дома, который по заданию учителя наблюдали все дети. В классе следует тщательно работать над каждым предложением, составленным детьми. Нужно доводить его до полной литературной обработки. Составленное коллективно устное описание повторяют 2 - 3 ученика.

После ряда таких уроков можно дать самостоятельное сочинение - описание.

Учащимся заранее даётся объект наблюдения. Учителем намечается цель, с которой дети будут вести наблюдения, а затем дети самостоятельно в классе пишут сочинение о том, что наблюдали и изучали.

г) Изложение.

Следующим видом работы над связной речью является изложение.

Упражнение в изложении имеет большое значение.

В процессе устного и письменного изложения происходит проверка прочности и полноты восприятия прочитанного произведения, усвоения литературных форм, уменья мыслить.

Воспринимая рассказ писателя, ученик усваивает его путём внутренней переработки, т. е. он сочетает воспринимаемое с ранее воспринятым, с взятым из личного опыта, из жизни. Это рождает новые мысли, возникают новые образы, формируются новые чувства. Нужно помочь ученику овладеть уменьем эти мысли и чувства передавать другим.

Какими же средствами достигает это учитель?

Учитель должен научить учащихся вникать в содержание читаемого, следить за языком произведения, понимать идею произведения, т. е. работать над текстом статьи, рассказа, очерка. Учащиеся в процессе этой работы, читая по частям, воспринимая одну мысль за другой, доходят до понимания главной мысли и взаимосвязи отдельных частей. После этого учащимся легче будет совершить обратное, т. е. перейти от главной мысли и от общего содержания к частным моментам.

Такая работа над текстом обязательно должна предшествовать устному и письменному изложению. Приступая к изложению, учащиеся должны знать содержание статьи, понять её главную мысль, отдельные части и их взаимосвязь. Мысленно восстановив содержание статьи, учащиеся подыскивают нужные словесные формы для того, чтобы изложить статью точно, полно, последовательно, верно и по возможности красочно.

Таким образом, во всяком изложении предусматривается: а) содержание, б) установление логических связей, в) стиль и г) орфография.

Содержание усваивается в процессе правильно поставленного чтения, в процессе логического анализа, языковой и стилистической работы. Подготовительная работа к изложению начинается в I классе в конце учебного года. Задача, которую мы ставим в этом периоде обучения,- это уменье ответить на вопросы о прочитанном. Постепенно эта работа усложняется. Во II классе даётся более длинный текст, дети участвуют в составлении вопросов и коллективного плана изложения. Кроме того, во II классе проводится работа с деформированным текстом. Даётся ряд предложений без должной последовательности. Дети читают эти предложения и составляют рассказ в его логическом развитии. Эта работа продолжается и в III классе.

Примерный текст.

1. Ворона подхватила своего детёныша, унесла к себе в гнездо, и там он скоро поправился.

2. На её крик слетелись все вороны и бросились на ястреба.

3. Узнал об этом ястреб, прилетел в лес и схватил одного воронёнка, но старая ворона заметила это и громко закаркала.

4. В одном лесу было множество вороньих гнёзд, а недалеко от леса свил себе гнездо ястреб и вывел детёнышей.

5. Вороны окружили со всех сторон и стали клевать.

6. Раз все вороны улетели за пищей, а птенцов своих оставили без присмотра.

7. Испугался ястреб, выпустил воронёнка из когтей и улетел в своё гнездо.

8. Ястреб не смел уже больше нападать на воронят.

Написанный на доске текст учащиеся разбирают.

Дети сначала должны установить порядок развития действия, а затем расположить предложения в должной последовательности.

Разбор текста.

1. Вороны жили в лесу, а около леса жил ястреб.

2. Вороны улетели за кормом, а ястреб что делал? (Таскал воронят.)

3. Старая ворона заметила нападение ястреба. Вороны сообща бросились на ястреба и отбили воронёнка.

4. После этого учащиеся записывают рассказ в порядке развития действия.

Уроки изложения обучающего характера.

Наблюдения за работой по развитию речи в начальной школе показали, что работа над изложением порой велась недостаточно углублённо. Иногда методика работы над изложением была такова: учитель читал текст рассказа, затем он объяснял непонятные детям слова и выражения, потом выписывал трудные для написания слова и задавал два - три вопроса для выяснения, поняли ли дети содержание рассказа. Часто письменному изложению предшествовал устный пересказ. Большей частью план давал учитель. Текст читался второй раз, и после этого дети писали изложение.

При такой системе работы письменное изложение опиралось главным образом на память учащихся. Учащиеся запоминали содержание рассказа и записывали его.

Таким образом, учитель не учил детей писать изложение. Дети не знакомились ни с идеей рассказа, ни с его структурой; не обращалось внимание детей на язык рассказа.

Дети с развитой памятью и речью писали изложение хорошо, но те, которые не обладали этими качествами, не всегда научались писать изложение.

Подготовительная работа к изложению ставит перед собой задачу - помочь учащимся вполне понять и освоить содержание рассказа. Тогда только ученик будет писать изложение осознанно и продуманно. Кроме того, учащегося надо в самой элементарной форме познакомить с построением рассказа и с его зыком. Такая подготовительная работа к изложению будет действительно носить обучающий характер.

В результате такой работы можно надеяться, что и самые слабые учащиеся научатся писать изложения.

Подготовительная работа к письму изложения содержит ряд последовательных этапов.

Предварительная беседа. Предварительная беседа проводится не всегда, но по большей части она бывает нужна для выяснения знаний и опыта учащихся по тому вопросу, о котором идёт речь в излагаемом тексте. Так, например, перед чтением текста «Девочка и грибы» Л. Н. Толстого, намеченного для изложения, необходимо побеседовать с детьми о том, что они знают о железной дороге, что такое насыпь, полотно железной дороги, рельсы, кондуктор и т. д.

В другом случае, для того чтобы учащиеся получили ясное представление о тех предметах, о которых идёт речь, важно использовать или самые предметы, или картины. Например, говоря об ауле, сакле, надо показать соответствующие картины.

В связи с предварительной беседой надо объяснить учащимся новые и непонятные для них слова.

Чтение учителем текста. Проводится чётко и выразительно.

Анализ содержания рассказа. Прочитанный рассказ анализируется с детьми.

Анализ прочитанного рассказа является самым ответственным и трудным этапом всей подготовительной работы к письму изложения. Учитель должен повести работу так, чтобы учащиеся осознали главную мысль и идейное содержание рассказа, ясно себе представили последовательность событий, причинно - следственные связи.

Если содержание рассказа можно увязать с личным опытом детей, следует это сделать. Тогда пересказ будет ярче и эмоциональней.

Построение рассказа. B III и IV классах можно показать и построение прочитанного рассказа.

Беседа о построении рассказа в начальной школе должна проводиться в самой элементарной форме.

Надо отметить, есть ли вступление, нужно ли оно.

Обсудить, из каких основных моментов состоит содержание рассказа и какой из этих моментов самый важный.

Отметить, есть ли заключение.

Составление плана. Работу над планом мы относим к логическим упражнениям.

В целях полного и ясного понимания основной мысли читаемого или прослушанного произведения, в целях выработки навыка последовательного пересказа произведения, осознания связи между отдельными частями произведения (частные мысли и общий смысл произведения) и, наконец, в целях наилучшего запоминания произведения требуется отчётливая работа над планом.

Работа над планом начинается очень рано. Её можно начинать даже в добукварный и букварный периоды.

Первым приёмом составления плана, взятой для изложения сказки или рассказа, служит картинный план.

Приведём пример составления плана к сказке «Колобок». Эту сказку мы рассказываем в букварный период.

После рассказывания сказки мы предложим детям выделить главное действующее лицо.

Дети называют Колобок.

Опираясь на способность детей быстро охватить линию развития действия, мы предлагаем им проследить, что происходит с Колобком.

Дети отчётливо помнят все моменты.

Колобок лежал на окне. Встреча с волком.

Колобок катился по дороге. Встреча с медведем. Встреча с зайцем. Встреча с лисицей.

Считаем, сколько раз дети встретились в сказке с Колобком. Рисуем на доске 6 квадратиков и предлагаем рассказать, что можно нарисовать в каждом квадратике.

После устных рассказов, описывающих картинки, даётся задание дома нарисовать эти картинки.

На следующий день разбираем детские рисунки. Дети развешивают их в порядке плана сказки и рассказывают по картинному плану. Если рисунки учитель сохранит до того времени, когда дети закончат букварь, они сами дадут подписи к картинкам. Это самый жизненный приём составления плана.

Следующей формой плана в I и II классах могут быть последовательно поставленные вопросы, а рассказ детей должен быть перефразировкой вопросов учителя.

Приведём пример.

Учитель решил провести во II классе на уроке развития речи устное изложение. Он читает рассказ на тему «Весна пришла». Затем переходит к разбору текста рассказа.

С этой целью он задаёт ученикам следующие вопросы.

1. Какое время года наступило после зимы?

2. Какой первый весенний месяц?

3. Какими стали дни? Как светит солнышко?

4. Что стадо со снегом?

5. Что бежит с горы и журчит?

6. Кого мы ждём весной?

По этому плану дети составляют рассказ.

Таким образом, работа сначала ведётся в виде диалога: вопрос и ответ. При повторном рассказе учитель спрашивает детей: о чём нужно сказать? О времени года, о весеннем месяце, о небе, о солнышке, о снеге, о ручье, о птицах.

Учащиеся подводятся к плану, выраженному кратко вопросами.

При обучающем изложении мы применяем ещё такой приём составления плана. Учащиеся пользуются текстом, разделённым на логические части. После того как текст прочитан, учащимся предлагают самим поработать над текстом: во-первых, дать заглавие, во-вторых, из каждой части выделить самое главное.

Примерный текст.

1. Наступила для белочки самая хлопотливая пора: надо свой домик к зиме утеплять. С утра до вечера белочка хлопочет: сухую траву, мох собирает, все щёлки в гнезде законопачивает.

2. И еду тоже надо к зиме запасти. Найдёт белка на кусте орешек, сорвёт его и спрячет где-нибудь в щёлке дерева. А в дупле целую кладовочку устроит - орехов, желудей туда наберёт.

3. Белка и грибы на зиму запасает. Спрыгнет на землю, отыщет гриб, схватит его зубами и тащит на дерево. Там она его в развилку сучка засунет: высохнет гриб, а наступит зима - белочка найдёт его и съест.

4. Много белке нужно запасти осенью орехов, желудей да грибов. Зато зимой голодать не будет.

Работая над текстом, дети дали заглавие «Белочка готовится к зиме». Во время чтения они постепенно выделяли из каждой части самое главное. Учитель записал высказывания детей на доске. Это и послужило планом рассказа.

Первичный план изложения, составленный детьми

1. Надо домик утеплить.

2. Еду надо запасти.

3. Белочка сушит грибы.

4. Много нужно сделать запасов.

План изложения после его исправления

  1. Утепление домика.
  2. Запасы орехов.
  3. Сушка грибов.
  4. Большое количество запасов.

Мы можем рекомендовать ещё следующую работу по составлению плана. Работу эту мы назовём составление «скелета» рассказа. Из третьей книги для чтения «Родная речь» берём рассказ Станюковича «Ураган на море». По прочтении этого рассказа ставим себе целью проследить развитие действия в рассказе. В порядке выборочного чтения дети цитируют ответы на вопросы учителя.

Учитель. Какие явления, предшествующие урагану, здесь описаны?

Ученик. Горизонт обложило, нависли грозовые тучи, сверкала молния.

Учитель. Перечислить признаки приближения урагана.

Ученик. Ветер стал дуть порывами, тучи закрыли небо.

Учитель. Начало урагана?

Ученик. Ураган с рёвом обрушился на корабль, волны стали налетать на него. Потемнело.

Учитель. Высшая точка развития урагана?

Ученик. Ураган стал сильнее клонить корабль и гнуть его мачты. Средняя мачта вдруг повалилась и накренила корабль.

Учитель. Ураган удаляется?

Ученик. Ураган стал удаляться, волны сделались меньше.

Учитель. Опасность миновала?

Ученик. К вечеру мы были далеко от урагана.

Данный «скелет» рассказа является планом, по которому дети в устной или письменной форме расскажут подробно об урагане на море. Пользуясь таким же приёмом, можно работать над статьёй Гончарова «Перед грозой» или над описанием «Буран в степи» Аксакова.

В дальнейшем постепенно усложняем работу над планом. Предлагаем учащимся прочесть рассказ про себя, а затем задаём вопрос: «Сколько частей в этом рассказе?». Ученики указывают части рассказа и их границы, читают каждую из них вслух и называют в ней самое главное. Учитель записывает план на доске.

Возможно так называемое обратное планирование. Учитель составил план и написал его на доске. Ученики читают рассказ и делят его на части, соответственно данному плану. Можно также записать план непоследовательно, учащимся приходится тогда писать или рассказывать, расставив части плана в должной последовательности.

После таких видов работы учащиеся могут переходить к самостоятельному составлению плана.

Озаглавливание каждой части может быть: 1) в форме повествовательных предложений, 2) в форме вопросительных предложений и 3) в форме назывных предложений. Так, в басне Крылова «Крестьянин и Работник» могут быть составлены три формы плана.

Предложения повествовательные.

1. Крестьянин и работник неожиданно встретили медведя.

2. Медведь напал на старика.

3. Крестьянин просит о помощи.

4. Работник спасает крестьянина.

5. Вместо благодарности крестьянин бранит работника.

Предложения вопросительные.

1. Что случилось с крестьянином и работником?

2. На кого напал медведь?

3. О чём просит хозяин?

4. Как работник спас хозяина?

5. Как отблагодарил хозяин работника?

Предложения назывные.

1. Встреча с медведем.

2. Беда с крестьянином.

3. Просьба хозяина.

4. Спасение крестьянина работником.

5. Неблагодарность хозяина.

Обращаем внимание на характер этих форм планирования. Содержание басни полнее передано в первой форме - в предложениях повествовательных, так что это наиболее конкретная форма обобщения.

При написании изложения в незнакомых детям словах возможны ошибки на непройденные орфографические правила. Их можно предупреждать. Надо предупредить также возможные пунктуационные ошибки.

Анализ языка. При анализе языка, которым написан рассказ, необходимо обращать внимание детей на точность, выразительность, красочность некоторых слов и выражений.

Указать детям и те художественно-изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры), которыми пользуется автор.

Полезно некоторые более яркие слова и выражения записать в тетради с тем, чтобы учащиеся могли их использовать при изложении.

Изложение контрольного характера.

Контрольное изложение пишется один раз в четверть в первом полугодии. Во втором полугодии можно писать по два контрольных изложения в четверть.

При контрольном изложении учитель читает текст рассказа, объясняет непонятные для детей слова, выписывает на доску трудные по написанию слова и читает рассказ повторно.

Учащиеся обдумывают про себя план изложения. В IV классе ученики должны уметь самостоятельно записать составленный ими план. Затем дети пишут изложение самостоятельно, пользуясь своим планом.

д) Исправление письменных работ.

Исправление письменных работ представляет много трудностей для учителя. Оно отнимает у него немало времени, но не всегда достигает дели и не всегда бывает достаточно эффективно.

Поэтому я считаю нужным остановиться на этом вопросе.

Многие учителя считают своей обязанностью исправлять все ошибки в тетради ученика, ставить знаки препинания, переписывать неправильные выражения, вставлять пропущенное, зачёркивать лишнее и возвращать ученику работу в таком виде, чтобы он мог уже без помощи учителя и без малейшего затруднения переписать работу начисто.

Такого рода поправки отнимают у учителя массу времени и приносят ученику мало пользы, так как ему при переписке не над чем призадуматься. Ученик может машинально переписать исправленное без всякого умственного напряжения, часто не отдавая себе отчёта в том, что он пишет. Такое переписывание вызывает иногда и новые ошибки.

Я предлагаю учителю ничего не исправлять в тетрадях учащихся, не перечёркивать, не вставлять, а только все ошибки отмечать определёнными значками, о которых условиться с детьми. Например, орфографические ошибки подчёркивать одной чертой, неверные знаки препинания - двойной чертой или волнистой линией, пропуски слов - условным знаком, пропуски предложений - другим условным знаком, неправильные выражения отмечать на полях двойной волнистой линией и т. д.

Это займёт у учителя гораздо меньше времени, зато он должен внимательно просмотреть ошибки всех родов и отметить себе: 1) общие орфографические ошибки, 2) общие ошибки на знаки препинания, 3) общие неправильные выражения и т. д.

Общими орфографическими ошибками мы считаем ошибки на одно и то же правило правописания, встречающиеся в разных словах в работе учащихся.

Исправление работ ведётся всем классом, коллективно, но детям выдаются тетради заблаговременно с тем, чтобы они успели просмотреть свои работы и ознакомиться со своими ошибками. Исправлению ошибок посвящается специальный урок.

Порядок поправок может быть различный: сначала внимание детей направляется на орфографические ошибки, потом - на знаки препинания, затем - на стилистические неточности. Но можно вести и в ином порядке. Это зависит от того, на чём в данном случае учитель хочет больше остановить внимание детей.

Пока ученики не освоятся с системой поправок, им не разрешается самостоятельно исправлять свои ошибки во избежание новых.

Учитель спрашивает, у кого есть орфографические ошибки, например, в именах существительных; дети внимательно просматривают работы, и те из них, у кого есть подобного рода ошибки, поднимают руки. Учитель вызывает одного из них, тот читает и объясняет свою ошибку. Затем ученики объясняют аналогичные ошибки; при этом не допускается повторения уже исправленных слов. Таким же образом разбираются ошибки в правописании других частей речи.

Если встречается какое-либо слово, в правописании которого дети затрудняются и многие сделали ошибки, то это слово выписывается на классную доску.

Оставшиеся неисправленными ошибки исправляются учениками самостоятельно или при помощи товарищей; в затруднительном случае ученик обращается за помощью к учителю.

При исправлении знаков препинания учитель спрашивает, у кого есть лишние запятые. Ученики читают предложения и объясняют, почему в данном случае нельзя было поставить запятой.

Вслед за этим учитель спрашивает, у кого не поставлены запятые между однородными членами предложения или не выделены запятыми слова обращения и пр. И ученики отыскивают у себя соответствующие ошибки.

После этого они могут обратиться к учителю за разъяснением, если у них остался какой-нибудь знак неисправленным и сами они не умеют его исправить.

Стилистические ошибки менее однородны. Но часто случается, что в сочинениях на одну и ту же тему бывают одинаковые стилистические неточности, которые можно поправить целым классом.

Исправление стилистических ошибок, встречающихся лишь у отдельных учеников, тоже проводится всем классом, так как эта работа одинаково полезна всем для выработки умения точно выражать свои мысли и чувства и понимать тонкости языка.

После исправления ошибок дети берут работу на дом. Слова, в которых были сделаны орфографические ошибки, дети переписывают на полях.

Стилистические поправки учащиеся вносят в тетрадь ниже текста сочинения, с обозначением цифрами, куда какая из них относится.

Всю работу целиком переписывают только самые слабые ученики, у которых много стилистических поправок. Остальные от этой переписки освобождаются.

Такие уроки развивают в детях - внимание, возбуждают интерес к выполненной уже работе и стремление писать сочинение с большей тщательностью.

Барсукова Алина Александровна

Учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 330 Санкт- Петербурга

«Виды работ по развитию речи в начальной школе»

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность и проблема современных методов развития речи в начальной школе, а так же раскрываются наиболее эффективные методы и виды работ по развитию речи в начальной школе.

Ключевые слова : начальная школа, развитие речи, методы развития речи, математическая речь, словесное рисование, активизация словаря.

Развитие речи учащихся является важной проблемой современного лингвистического образования. Начальная школа, выступая особым этапом в жизни ребенка, связана с изменением его деятельности, освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции .

Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Рассмотрим некоторые из наиболее эффективных методов и приемов развития речи, используемых в работе педагогов начальных классов .

1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся. Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации.

Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов.Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.

Обогащение словаря учеников имеет большое значение для развития их речи. Поэтому в процессе обучения возникает необходимость постоянной работы со словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Необходимо изучать происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение. Нужно показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией. Конечно, на помощь придет игра.

Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах .Для обогащения словарного запаса детей все мы часто используем в работе пословицы и поговорки . Это – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка. К сожалению, по мнению многих учёных-педагогов, дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. Поэтому чаще всего на последующих занятиях дети не могут вспомнить уже изученные пословицы и поговорки. Можно вписать этот материал в организацию работы по развитию речи и речевого творчества.

Так как учебный план не позволяет на уроках русского языка в частности много времени уделять такому богатейшему разделу, как фольклор , работу можно ненавязчиво продолжить во внеклассных мероприятиях .

2. Словесное рисование. Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. В их числе и такие как:

  • умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;
  • умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
  • умение устного словесного описания предмета .

Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.Сейчас это делать становится все труднее, т . к . количество часов на уроки литературы и русского яхыка сокращены до минимума. И все-таки учителя сегодня стараются хотя бы часть лирических произведений изучать с детьми, используя четыре группы упражнений .

  • Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование).
  • Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.
  • Четвертая группа упражнений – на выражение личностного отношения.

3. Математическая речь. Изучение математического языка, знакомство с его компонентами неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание.

Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако они могут применяться и в обучении математике. Данный вид работы предполагает преимущественно использование естественного языка для описания содержания математических понятий, смысла терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов, операций. Сочинения могут служить раскрытию связи между математическим и естественным языками. Среди сочинений на математические темы можно выделить сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки .

Сочинения- описания нацелены на раскрытие признаков, свойств того или иного математического объекта или явления, описание акта математической деятельности. Они могут быть сравнительными, где выявляются общие и отличительные свойства объектов или процессов. Целью сочинений-описаний актов математической деятельности является описание алгоритма выполнения какого-то действия.

Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях в математике, словесное изложение актов математической деятельности и т.п. Они также могут быть реферативного типа или основанными на личном опыте учащихся.

Сочинения-сказки наиболее интересный вид сочинений на уроках математики. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся: их творческих способностей, речи, воображения, фантазии, критического мышления, интереса к математике. Написание математических сказок требует глубокого анализа смысла математических понятий. Ведь по ходу сказки героев (геометрические фигуры, числа, цифры и др.) нужно описать, Т.е. назвать их существенные свойства, подумать, как они могут в дальнейшем трансформироваться. К сочинениям-сказкам можно также отнести сказочные версии происхождения математических понятий и их обозначений.

Сочинения-загадки – это разновидность и сочинений-описаний, и сочинений-сказок. Целью их является такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ; для этого ученику нужно выделить существенные свойства описываемого понятия или математического объекта, затем дать им словесную характеристику на естественном языке, не называя объект. При этом сочинение может быть построено в форме описания или сказки.

Литература:

Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь» (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь» (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

  1. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка. / Сост. И.Ф. Протченко, JI.A. Ходякова М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
  2. Климова, С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка / С.А. Климова // Начальная школа, 2012, № 7. С. 6 - 11.
  3. Ладыженская. Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. М. - Педагогика, 2011. - 255 с.
  4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» . - М.: Просвещение, 2009. - 431 с.
  5. Стоюнин , В.Я. Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным. СПб., 1900. -191 с.
  6. Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. М.: Флинта, 2012, - С. 37
  7. Срезневский, И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте / И.И. Срезневский. СПб., 1899. - 185 с.
  8. Тимофеева Ю. А. Работа над словом в процессе анализа текста на уроках развития речи в начальной школе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Тимофеева Юлия Александровна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина]. - Рязань, 2007. - 187 с. – С. 5
  9. Ушинский , К.Д. Педагогические сочинения / Сост. С.Ф. Егоров: В 6 тт. / К.Д. Ушинский. М. : Педагогика, 1989.