Ответ психолога.

Здравствуйте!

Насколько я понял, в общем-то Ваша жизнь вполне даже ничего себе! Учитесь, любите, есть телек, есть возможность съесть что-нибудь вкусненькое....
Но есть при этом некое чувство недовольства собой. Есть ощущение усталости и бессмысленности, есть даже что-то, похожее на депрессию.
Это может быть и эмоциональным выгоранием, эффектом демотивированности в силу переутомления, несоответствия количества усилий полученному результату. Даже возможно, это некий формат детской "возвратной рефлексии", то есть, когда ребенку хочется всего и сразу, надоело быть взрослым, хочется побыть слабеньким и капризным, беззащитным и зависимым.... Ну, бывают у нас такие периоды. Ничего страшного! Все их переживают и Вы переживете!
В качестве понятной и яркой метафоры я могу Вам еще предложить вот такую формулу, хорошо знакомую, но не очень понимаемую:
" ОГОНЬ, ВОДА и МЕДНЫЕ ТРУБЫ".
Это этапы, периоды, которые мы переживаем постоянно:
Огонь, когда мы пылаем энтузиазмом, боремся, сражаемся, осваиваем новое, воплощаем что-то, воюем и т.д.
Вода. Вот, мы достигли, согрелись, добились и... И, вроде как, начинается нормальная жизнь. Все само идет, само течет, и нам вроде бы комфортно. Но через какое-то время, у нас начинается дискомфорт! Мы перестаем ощущать явную динамику. Нам кажется, что мы "в потоке". Как в воде: сами не плывем, а нас просто несет течение!
В особо трудных ситуациях, кажется, что вообще нет никакого движения.
Пробовали ходить под водой? Это безумно трудно! Это много усилий и мало эффективности!
Это реально трудный период!
А иногда эта вода может превратиться в лед! И тогда вообще никакое движение не возможно. Да. Для этого периода характерны ощущения бессмысленности, демотивации, утраты радости и полноты жизни, пассивности и даже апатии!
Но и это проживается. И этот период заканчивается.
После будут уже медные трубы! Мы становимся сильнее и мудрее, устойчивее и спокойнее. Мы готовы к следующему этапу жизни!
Что можно делать в период "воды":
- думать, соображать и учиться, нарабатывать новые навыки и умения, расширять чисто человеческие компетенции (заниматься полезными повседневными делами, заниматься благотворительностью в любом виде, уделять внимание родным и близким, повышать ресурс терпеливости и терпимости)
- заниматься собой, самосовершенствованием и самопознанием.
- пересмотреть жизненные планы, ценностные ориентиры, позиции и установки. Может быть, пришло время сформировать новые ценности и отказаться от старой системы?
Дайте себе возможность отдохнуть от всего. Нр отдых бесконечно длить нельзя, иначе он перестает быть отдыхом! Поставьте себе "мысленный будильник", отдохните на полную, но по "звонку" начинайте действовать! Радикальных изменений сразу не нужно- это будет лишнее. Но постепенно Вы будете вносить коррективы в привычный жизненный уклад! Постепенно изменится многое.
И неудовлетворенность собой и жизнью сменится ощущением и видением новых перспектив и горизонтов!
И последнее... Купите витамины (например, Берокку) и попейте дней десять - четырнадцать. Прямо вот таким курсом.
Это не будет лишним!
Держитесь. Все будет хорошо.

Краткое содержание: Ребенок не хочет учиться. Потеря интереса к учебе. Причины потери мотивации к обучению у школьников. Основные рекомедации по стимулированию познавательных интересов.

Эта жалоба редко встречается в начале школьного обучения. Однако уже ко второму году обучения учебная мотивация и познавательные интересы снижаются у весьма многих детей. Разумеется, виноваты в этом не дети, а взрослые, создающие вокруг учебы атмосферу принудительности и безрадостности.

В этих случаях основная линия рекомендаций - разнообразные техники совместных занятий детей и взрослых, включающие познавательные элементы. Если в результате психологического обследования ребенка обнаруживается полное отсутствие у него познавательной направленности, то можно предположить, что взрослые никогда не вели с ним совместных познавательных занятий, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье. Однако если консультанту удается убедить родителей, что развитие познавательных интересов - это основное средство помощи их ребенку, то взрослые хотя бы на некоторое время могут "симулировать" отсутствующий у них самих познавательный интерес (например, живо заинтересоваться процессом роста растений и начать проводить совместно с ребенком соответствующие эксперименты).

Причина отсутствия познавательных интересов у ребенка бывает и обратной: родители, чересчур озабоченные его развитием, слишком рано и в неподходящих формах начинают "напичкивать" его знаниями, учить читать, писать и считать.

Педагогически безграмотное обучение может прочно отбить у ребенка желание заниматься любыми подобными вещами. Выход в этом случае тот же: совместные занятия с познавательной направленностью, а не одностороннее обучение с позиции учителя, "вдалбливающего" знания нерадивому ученику.

Простейшие варианты совместных познавательных занятий с ребенком - это, например, наблюдение за прорастающими растениями (очень удобный и доступный объект для таких наблюдений - фасоль); фиксация изменений в природе, когда с ранней весны до поздней осени ребенок вместе с родителями, гуляя по ближайшему лесу, определяет по простейшему школьному определителю растения и записывает, какие новые виды цветов появляются каждую неделю; попытки самостоятельного прогноза погоды в соответствии с известными приметами, которые ребенок вместе с родителями отыщет в календаре природы; рассматривание разных мелочей в микроскоп; наблюдения за домашними животными с обязательными записями своих открытий; опыты с набором "Юный химик". Занятие (или несколько занятий) из предложенного набора или какое-либо самостоятельно изобретенное с учетом конкретных семейных условий становится первым мостиком, ведущим к восстановлению учебной мотивации.

См. также раздел нашего сайта "Занимательные опыты для детей" . Здесь вы найдете много интересных, познавательных экспериментов для детей.

Какой-либо кружок с познавательной направленностью может помочь взрослым компенсировать домашний дефицит познавательных ценностей. Особенно удачно, если в кружок ребенка введет кто-нибудь из более старших ребят, уже увлеченных астрономией, компьютерами, историей или насекомыми. Но совместные познавательные занятия должны носить характер вовлечения одного ребенка в сферу интересов другого, а не обычного "подтягивания" отстающего, скажем, по математике. Значимость общения со старшим ребенком может оказаться условием "запуска" познавательных мотивов. Местом совместных занятий детей не обязательно должен быть кружок; дома родители могут устраивать для детей нечто вроде "клуба по интересам", в котором сами принимают посильное участие.

Другие публикации по теме данной статьи:

Вот и закончился летний отдых. Дети отдохнули, загорели, оздоровились, и теперь пришла пора учиться. Первые две недели проходят относительно спокойно. Дальше же нагрузка возрастает, становиться больше, добавляются и кружки. Ребёнок действительно устаёт, ему очень трудно учить так много материала.

Чаще всего такие проблемы появляются в классе шестом. Такое тревожное поведение не стоит оставлять без внимания. Сама собой проблема не разрешится.

Прежде всего, родителям необходимо выяснять причины такого и приносить плохие оценки. Обязательно обнаружатся скрытые проблемы, которые беспокоят вашего ученика. Не стоит его ругать, наказывать, а тем более бить. Все эти страшные методы результатов не принесут, а хуже обязательно станет.

Основные причины отказа от учебы

Основной причиной отказа от учёбы является слабая мотивация или же её потеря. Дети, в силу своей неопытности, ещё не понимают, что знания им необходимы для жизни. Они не могут сообразить, для чего учить эти неинтересные предметы, делать сложные задания. Ведь интереснее погонять в мяч с друзьями, сходить на речку или же поиграть в компьютерные игры. Более остро стоит проблема у старшеклассников. Если ребята видят людей с высшим образованием, а, то и двумя, которые вкалывают за копейки, то разумеется молодые люди начинают думать, что учёба не главное.

Великую роль играет и школьный учитель. Только он сможет заинтересовать ребят, привить любовь к учёбе и книгам. Если же преподаватель сам действительно увлекается своим предметом, то и ученики станут разделять его интересы. А ещё главное – это взаимоотношения учителя и ученика, дети уважают строгих и честных учителей. Сейчас школьная программа очень сложная, заставляет ребят самостоятельно искать материал, вдумываться в занятия. Это действительно тяжело для ребёнка.

А вероятно нежелание учиться исходит из окружения. Расспросите своего сына или дочку о взаимоотношениях с товарищами. Возможно, в классе конфликты с друзьями или учителями. Младших сейчас часто обижают старшеклассники, они могут их бить и забирать карманные деньги. А ребята будут бояться жаловаться взрослым. А возможно дело в конфликте с учителем. Если в классе напряжённая обстановка, то ребёнок постоянно боится и это сказывается и на учёбе. Поговорите с учителем, объясните ситуацию и возможно вместе вы найдёте выход из создавшейся проблемы.

А может быть причина кроется в вашей семье. Подумайте, как вы общаетесь, как делаются уроки, присмотритесь к домашней атмосфере. Может, проблема идёт именно из дома.

Но может быть и такое, что дитя действительно устало. Мало того, что много домашних заданий, так на ребёнке висят ещё и дополнительные кружки и занятия. Очень часто дети хотят быть лучшими в классе и чем больше они прикладывают усилий, тем сильнее истощаются интеллектуально и физически. В таком случае обратитесь к психологу, специалист направит вас в нужное русло, и вы забудете о проблеме.

Какие интересы нужно учитывать у ребенка к учебе

Обязательно нужно учитывать природные способности и интересы ребёнка. Возможно, ему действительно неинтересна математика, зато есть дар к написанию стихов. Обязательно отдайте его в кружок по интересу, так, в компании, учёба будет протекать легко и непринуждённо.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не унижайте ребёнка, не говорите ему обидные слова, о которых вскоре пожалеете. Этим вы понижаете его самооценку. Бывают родители, которые за хорошие отметки дают деньги. Это абсолютно неверный способ выбраться из данной ситуации. Так, ученик никогда не поймёт истинного наслаждения от учёбы.

Попробуйте понять своего ребёнка и вместе вы преодолеете все трудности.


Родители и учителя хотят, чтобы дети достигали высоких результатов в учебе, стремились к получению новых знаний и успешно осваивали учебный материал. Еще больше им хочется, чтобы дети и сами осознавали важность этого. Пытаясь создать у ребенка мотивацию к учебе, родители и учителя иногда прибегают к методам, которые приводят к совершенно противоположному результату. Что совсем не способствует тяге к знаниям, а даже губит ее? Об этом рассказывает Евгения Андреичева, преподаватель английского языка, аспирант кафедры зарубежной филологии МГПУ.


В наши дни проблема снижения мотивации к учебе стоит особенно остро. Когда информация доступна в любом объеме и всегда, когда родители и учителя перестают быть главными проводниками в мир знаний, то школьники наделяются большей самостоятельностью, которой не всегда могут правильно распорядиться. Почему у ребенка пропал интерес к учебе? По своему педагогическому опыту могу судить, что в основе чаще всего лежит одна из пяти распространенных причин.


Призрачные цели

Вопрос «Зачем мне все это надо?» задает, пожалуй, каждый школьник. Чтобы сформировать мотивацию к учебе, нужно сначала правильно сформировать цели. Они должны ставиться на каждый урок, на каждый учебный год, на каждый этап обучения. Но у детей и у педагогов они разные. Школьникам важно научиться ставить цели, достигать их, оценивать результаты и делать выводы из своих ошибок. Очень часто ученики, особенно если у них есть трудности с какими-либо предметами, отказываются двигаться дальше и преодолевать эту проблему. Они не видят смысла и конечной цели.

И нередко бывает, что родители или учителя не помогают ребенку, а еще больше разрушают его мотивацию. Как взрослые чаще всего объясняют детям, почему нужно учиться? «Ты найдешь хорошую работу и выбьешься в люди»; «Будешь плохо учиться — ничего не добьешься!». Но школьник, который еще не скоро начнет искать работу, не делает из этих высказываний никаких выводов: у него нет соответствующего опыта. Не все родители и учителя способны донести до младших, что знания — это основа для самосовершенствования. Не все могут послужить для ребенка примером и показать ему, что значит стремиться к развитию.

Чтобы ребенок понимал, зачем он учит стихи и , решает примеры, педагогам и родителям нужно помогать ему формировать цели: одни задачи нужны для тренировки памяти, другие для логики, третьи для формирования общей культуры, а все вместе помогает вырасти разносторонне развитым человеком, адаптированным к жизни. Учеба — это прекрасный способ узнать, как устроен мир, попытаться сделать свои первые открытия, узнать самого себя, понять, что у тебя получается лучше всего. Процесс обучения должен быть осмысленным, тогда мотивация школьника будет положительной.

Оценка вместо самооценки

Взрослые по-разному вспоминают свои . Для кого-то они были крушением их детских надежд и ожиданий. Для других — наоборот, счастливым временем, наполненным встречами с друзьями, новыми и интересными впечатлениями. Мы часто вспоминаем первых учителей. Они первыми формируют нашу мотивацию к учебе. И нередко бывает, что они сосредотачиваются на внешней стороне — оценках, а не на самой сути учебно-познавательной деятельности — непрерывном прогрессе.

Когда педагог заостряет внимание именно на оценках, а родители это поддерживают, ребенок не может сделать собственные выводы, самостоятельно оценить свою работу. Он становится зависимым от цифры в тетради или дневнике, и это особенно характерно для учеников начальной школы. Как они воспринимают двойку или пятерку? Она для школьников — показатель его работы, повод гордиться или стыдиться перед одноклассниками. Это немаловажно на начальном этапе обучения, ведь практически у всех детей 7−9 лет сильно развиты социальные мотивы, то есть потребность во внешнем одобрении.

Если учитель не тратит время на то, чтобы приучить школьников к самооценке, учащиеся не смогут осознать свой прогресс. Именно оглянувшись назад, сделав выводы из своих ошибок, сопоставив изначальные цели с полученным результатом, дети учатся правильно строить свою деятельность

Некоторые родители и ругают за них детей. Есть семьи, в которых родители, пытаясь стимулировать интерес ребенка к учебе, придают очень большое значение положительным оценкам и поощряют за них школьника. Оба варианта ни к чему хорошему не приведут. В первом случае родители переносят акценты с того, что действительно важно, — с реальных знаний, на отметки. Во втором — невольно формируют у школьника завышенную самооценку. Уверенность в себе, положительное самовосприятие — прекрасные качества, но в некоторых случаях они могут привести к конфликту с окружающим миром.


Строгое следование плану

Любой процесс базируется на планировании, и оно очень важно для грамотного осуществления педагогической деятельности. Планы составляются с некоторым учетом неуспевающих школьников для возможности коррекции их деятельности. Однако иногда дети сами участвуют в процессе планирования. Иногда школьники настолько могут увлечься темой, что им захочется провести еще один урок по ней. Например, очень часто детям нравится изучать традиции и праздники англоговорящих стран. А учителю порой приходится им отказать в дальнейшем изучении этой темы: на нее не предусмотрено больше времени. Подобная ситуация может привести к разочарованию, снижению мотивации, нежеланию изучать следующую тему.

Бывает и такое, что школьники встречаются в учебниках с такими темами, которые им совсем не интересны, чаще всего, потому что не соответствуют их возрасту. Настойчивый учитель заставит своих подопечных изучить все параграфы в учебнике окружающего мира, в то время, как учитель творческий сделает выжимку важного материала и пойдет дальше, а интерес школьников к предмету не угаснет.

Очень важно не пренебрегать врожденной любознательностью ребенка, его природными склонностями и прагматическими потребностями. Иначе школьник может разочароваться в процессе обучения в целом: «Зачем мне учиться, если я ничего не могу изменить?» Только при уважении к естественным потребностям возможно сформировать широту интересов, то есть положительную мотивацию к обучению и самообучению.

Повторение — мать учения

Очень важно, как именно организован учебный процесс. Когда ребенок только поступает в школу, у него сильно развиты мотивы к обучению. Ему все интересно, он знакомится со множеством нового, получает интересную информацию. Со временем этот задор угасает: учеба становится рутинной, домашние задания все больше раздражают, а знания больше не воспринимаются школьником как новая интересная информация. Вероятность этого повышается, если учитель старается буквально заложить в головы учеников информацию, заставить их зазубрить ее, или, выражаясь на профессиональном жаргоне, «задриллить» (от английского «drill» — дрель). Часто к таким последствиям приводит злоупотребление тестовыми заданиями, однотипная работа над ошибками и выполнение одинакового домашнего задания.

Навешивание ярлыков при всех

Конечно, огромное значение имеет и психологическая обстановка в классе. Учитель — проводник. Он часто влияет на отношения внутри детского коллектива и способен повлиять на формирование «общественного мнения». Социальный статус ученика в классе, его взаимоотношения с одноклассниками, учителем, его самоощущение внутри социума сильно влияют на мотивацию к обучению в целом. Ни один ребенок и все, что с ней связано, если там он испытывает одни негативные эмоции.

Иногда личное мнение учителя, высказанное при всем классе, становится для ребенка ярлыком, который потом долго обсуждается коллективом: «Эх ты, как всегда, ничего не выучил», «Ну, вы только посмотрите, нехочуха какой», «Что же это такое, всегда одно и то же… Почему же ты такой ленивый?».

То же самое касается и ситуации, которая считается нормальной в наших школах, когда учитель зачитывает оценки за работу перед всем классом. В таком случае ребенку, особенно младшего школьного возраста, очень трудно справиться со своими эмоциями: он чувствует себя униженным, притом униженным при всех. Это приводит к негативным результатам обучения, замкнутости и другим психологическим травмам.


Советы родителям

Работа над повышением мотивации к обучению должна вестись и в семье, и в школе. Безусловно, учебный процесс не всегда может протекать гладко, но не следует паниковать по любому поводу и решать проблему переводом ребенка в другой класс или школу. Стоит насторожиться, если ситуация зашла далеко: ребенок учится все хуже и хуже, не проявляет никакого интереса к новому, апатичен.

Следите за словами

Не забывайте о том, что дети очень восприимчивы к разговорам и обсуждениям школы в стенах дома. Именно поэтому вам нужно быть очень аккуратными в суждениях, осуждениях и выводах, которые вы произносите в присутствии ребенка. Сдерживайте себя от попыток рассказать, что вы, в отличие от него, хорошо учились, или что у вас в семье все с легкостью , только он всех подвел. Старайтесь не критиковать школу, учителя или программу вслух.

Разговаривайте

Не игнорируйте ситуацию, при которой ребенку , делать уроки, общаться с одноклассниками или учителем. Ежедневно спрашивайте у него: «Как прошел твой день? Что нового ты узнал? Как твои школьные друзья?».

Общайтесь с педагогом

Стоит наладить контакт с учителем и тет-а-тет спрашивать о том, какие трудности есть у вашего ребенка, как ему можно помочь.

Учеба — это интересно. Дайте своему ребенку возможность понять это.

Перегрузки у подростков

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. По данным исследований Министерства образования, "рабочий день" обычного старшеклассника иногда доходит до 10-12 часов.

Особенно это характерно для тех, кто учится в школах повышенного уровня. Даже у первоклашек в таких школах учебные занятия длятся 6-7 часов в день, да еще и дома приходится работать.

Это значит, что существующие нормативы учебных нагрузок практически не действуют. А ведь некоторые дети, кроме общеобразовательной школы, посещают еще и многочисленные дополнительные занятия!

Чем вызваны школьные перегрузки?

Хроническая перегрузка наших школьников вызвана не только физической усталостью и умственным переутомлением. Есть и другие причины.

  1. Постоянные условия ограничения времени - и на обычном уроке, и при выполнении проверочных работ. Некоторые дети в силу особенностей своего психического склада не могут так работать. А система проверки знаний для всех одинакова
  2. В начальной школе немаловажный источник напряжения - высокие требования к скорости чтения и письма
  3. Специалисты Российской академии образования отмечают, что общее количество учебных часов в неделю для учащихся начальной школы в последние годы не изменилось. Но при этом количество часов, отведенных на изучение математики и русского языка, сократилось. Это значит, что нынешнему первоклашке - третьеклашке приходится осваивать тот же объем материала в гораздо более сжатые сроки
  4. Многие дети всю свою школьную жизнь проводят в состоянии хронической неуспешности. Это связано с нашей системой оценивания знаний, а нередко - с завышенными ожиданиями и требованиями родителей
  5. Особенности наших учебных программ, в частности большое количество теоретического материала в них. По данным одного исследования, до 70 процентов информации, заложенной в наших учебниках, бесполезна, она не будет усвоена. Так, в одном параграфе учебника истории России XIX века можно встретить до двух десятков различных фамилий

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными. На что нужно обратить внимание?

  1. На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками
  2. На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием)
  3. Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п.
  4. Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д.
  5. У некоторых "младшеклассников" переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения
  6. Крайние проявления со стороны нервной системы - такие нарушения, как энурез, тики или заикания, или усиление подобных нарушений, если они наблюдались у ребенка раньше

Как сделать нагрузку разумной?

Следствие перегрузок - не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь - значит, неспособный").

Первое, что нужно сделать, - пройти обследование и курс лечения. У педиатра или детского невропатолога - решается в каждом конкретном случае.

Второе - определить оптимальный конкретно для вашего ребенка режим дня. Учесть нужно особенности биоритмов, уровень работоспособности в разное время суток и другие моменты. Понадобятся рекомендации и медиков и психологов.

Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Ведь перегрузки - удел в первую очередь тех, кто учится в школах повышенного уровня. Постарайтесь с помощью специалиста (детского психолога) адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Важно обратить внимание и на такой момент. Наши возможности механического запоминания учебного материала ограниченны. А ведь именно заучивания, пускай и не дословного, требует изучение так называемых "текстовых" предметов (история, география и др.). В то время как способности ребенка к самостоятельному познанию остаются невостребованными.

Выход - в овладении методами активной переработки информации, исследовательскими способами познания. В школах многих стран больше часов отводится на практическое освоение ребенком окружающего мира, чем на изучение теоретического материала.

Большинство старшеклассников уже имеют какие-то специфические учебные интересы. Это связано с их планами на будущее, будь то учеба или работа. Вполне естественно не ждать от них блистательных успехов во всех разделах школьной программы. Возможно, что ваш старшеклассник не спешит с выбором. Попробуйте вместе с ним выделить из огромного объема учебных предметов наиболее перспективные именно для него.

И еще. В наших силах сделать так, чтобы от школьной оценки меньше зависело и наше отношение к личности ребенка, и уровень его самоуважения. Это и будет лучшей профилактикой школьных перегрузок.

Если ребенок потерял интерес к учебе

Нередко родителям подростков приходится слышать от своих повзрослевших детей: «Не хочу учиться!». Ребенок теряет интерес к учебе и больше времени уделяет играм и развлечениям. Вследствие чего его успеваемость в школе заметно снижается, а в дневнике все чаще появляются тройки и двойки.

Что делать в такой непростой ситуации? Рассказывать, что без образования для человека закрыты многие пути в жизни? Сидеть с ребенком вечерами над учебниками или нанимать дорогостоящих репетиторов? Ругать или взывать к совести? Кажется, еще вчера ваш малыш с радостью бежал в школу и получал одни пятерки, а сегодня, когда он стал старше, учеба перестала его интересовать. Причины, по которым у подростка пропадает интерес к учебе, могут быть самыми разными, но все-таки чаще всего психологи объясняют это происходящими в его организме бурными изменениями.

Вступающий на путь взросления ребенок нередко теряет интерес к тому, чем еще вчера с увлечением занимался. Вспомните свое детство, как от раскрасок вы постепенно переходили к куклам, затем начинали интересоваться школьными дискотеками, ну а потом уже и мальчики вам воспринимались не только как объект для игр.

Кроме того, ваш ребенок стремится ощущать себя взрослым, а школа в его сознании ассоциируется с опекой. Поэтому, прежде чем заводить с подростком разговор о его успеваемости, родители должны осознать, что перед ними уже не тот послушный и почти совсем соглашающийся мальчик, для которого их мнение было едва ли не истиной.

Сегодня, когда он переживает сложный этап становления личности и почти все подвергает сомнению, на него не подействуют те же методы воспитания, что и раньше. Следовательно, монологи с позиции «Я старше тебя и поэтому знаю, как надо поступать и что делать» не только не дадут желаемого результата, но могут даже отдалить подростка от вас.

Главная задача в этот период - установить с ребенком контакт на основе доверия. Какое-то время постарайтесь не заострять внимания на его успеваемости. Больше интересуйтесь, с кем он дружит, чем заполняет досуг, какие у него отношения с одноклассниками?

Другими словами, попытайтесь раскрыть для себя его внутренний мир. Только после того, как между вами установятся доверительные отношения и вы станете для подростка авторитетом, можно заняться и школьными оценками. Итак, вы добились основного - стали другом своему ребенку. Он не только прислушивается, но и считается с вашим мнением. Но это вовсе не означает, что он только ради вас станет послушным учеником. Ваш следующий шаг - ненавязчиво и без давления формировать мотивацию к учебе.

Это значит - определить цель, ради которой ему следует учиться. Попытайтесь, например, выяснить у своего ребенка, кем бы он хотел стать, и, отталкиваясь от этого, расскажите подростку, каким объемом знаний он должен обладать, чтобы добиться желаемого. Полезно в этой связи покупать дополнительную литературу по интересующим его вопросам и как можно больше говорить с ребенком на темы, входящие в круг его увлечений. При этом постарайтесь показать подростку, что, чем больше он знает, тем более интересным собеседником становится.

Побольше проводите время со своим ребенком за беседами на всевозможные темы, тем самым развивая у него логические способности и пробуждая интерес к знаниям.

Подобная тактика не только укрепит ваши с ним отношения, но и поможет ребенку почувствовать вкус к знаниям. Но в то же время будьте терпеливы, не ожидайте немедленных успехов. Если заметите, что подросток «топчется» на месте, говорите ему, что у него все получится.

Как бороться c прогулами вашего ребенка? Запрещать - бесполезно, потому что проконтролировать ребенка сложно. Почему бы не предложить ему следующее: он ходит в школу, не пропускает занятия, а уж если совсем невмоготу идти, пусть денек посидит дома, а вы напишете ему записку. Но договоритесь с ним сразу, чтобы он не злоупотреблял вашим доверием. Если у ребенка будет возможность остаться дома с вашего согласия, то у него пропадет желание прогуливать. А вы старайтесь не ослаблять контроль.

Почему подростки становятся «трудными»?

Как часто родители обращаются с такой проблемой – подросший сын или дочка абсолютно не хотят учиться. «Что хотите со мной делаете – не буду учиться» - заявляет очередной «трудный» подросток. Что же делать? Прежде всего, необходимо понять причину снижения интереса к учебе. За разнообразием причин есть одна фундаментальная. И объясняется она самой природой подросткового возраста.

В начальной школе мотивация учебы - «быть хорошим». Для мамы, для учительницы. Взрослая мотивация - «я должен это неинтересное выучить, чтобы потом...» появляется в лучшем случае лет в 15. С 10 до 15 – провал. Именно в этот период познавательный интерес подростка перенаправляется с учебы на познание себя, как личности и осваивание способов жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. В этом возрасте подросток постигает две чрезвычайно важные науки: он учится понимать себя и понимать других. И это главная задача подросткового периода.

Как ни парадоксально звучит – но тревогу надо бить как раз в случае, если этого не происходит. И сын или дочка, вместо того, чтобы бежать гулять с я – просиживает все вечера перед компьютером или книгой.

Конечно, есть ситуации, когда интерес к учебе настолько падает – что это грозит дальнейшему обучению. В этой ситуации возможно, к выше названной причине добавляются еще «отягчающие» обстоятельства. Например, разочарование в учителях. К этому возрасту, ребенок уже снимает розовые детские очки и видит взрослых во всей красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности.

Или - сложные отношения внутри семьи. Трудно представить, что в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учился бы нормально. Когда нет дружбы, понимания, доверия - в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками дочери или сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой.

Сильная перегрузка тоже может быть одним из «отягчающих» обстоятельств. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям.

А может быть – это и конфликты с одноклассниками или учителями. Вряд ли Вы продолжали бы ходить на свою работу, если бы Вас там ругали, оскорбляли и даже били.

В любом случае, если оценки ребенка «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. И тут закон прост: если у нас есть ресурсы на то, чтобы разобраться в интересах взрослеющего подростка (в том, что нужно ему), у него найдутся ресурсы разобраться в наших интересах (в том, что нужно нам).

Подростки - это уже не маленькие дети, а взрослеющие личности. Поэтому мы и решили создать отдельный раздел для того, чтобы и родители могли задавать вопросы о своих детях-подростках, и сами подростки имели возможность разобраться в сложных на данный период для них ситуациях.

Так что при возникновении потребности получить краткий ответ на свой вопрос, относящийся к теме «Подростки», пожалуйста, удовлетворяйте её здесь, на нашем блоге в форме комментариев и не забудьте подписаться на обновления по e-mail, поставив галочку ниже. Как только ответ на Ваш вопрос будет опубликован, мы отправим Вам письмо с уведомлением и ссылкой на соответствующую страницу блога.

В случае необходимости более подробной консультации, обратитесь, пожалуйста, к нам за индивидуальной консультацией. Выход из любой сложной ситуации всегда есть и эффективное решение реально найти! Вместе мы сможем Вам помочь!

Психологическая служба Центра «Диалог»